Определите тип омонимов дверной замок рыцарский замок

Обновлено: 14.05.2024

Урок 22. Чем отличаются омонимы и многозначные слова?

Тема: Чем отличаются омонимы и многозначные слова?

Цели: вспомнить понятия омонимы, развивать умения распознавать в тексте омонимы, объяснять их лексическое значение, находить омонимы в словаре омонимов, учиться использовать омонимы в речи, повторить понятия синонимов и антонимов.

Я вспомню понятия омонимы.

Я повторю понятия синонимы и антонимы

Распознавать в тексте омонимы.

Объяснять их лексическое значение.

Находить омонимы в словаре омонимов.

Подбирать к словам омонимы.

Использовать в речи омонимы.

Памятка «Как пользоваться словарем омонимов»

Словарные слова: Облако, комбайн, восток, календарь, улица, месяц.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  • Русский язык. 4 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Русский язык. 4 кл. Электронное приложение к учебнику.
  • Русский язык. 4 кл. Электронная форма учебника.
  • Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.

Электронные ресурсы по теме урока:

1.Мотивационный модуль.

Отгадай загадки и запомни отгадки.

Оно как белый пароход,

Над лесом в небесах плывёт.

У ветра на ладошке,

По синенькой дорожке.

Не по морю плывет,


комбайн

Это направление находится справа от севера.


восток

В Новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днём терял он вес

И, наконец, совсем исчез.

На земле лежит сама,

А вокруг стоят дома.


улица

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают, а достать не могут.

Выпиши буквы из слов – отгадок и получи ключевое слово темы урока:

Из первого слова – первую букву,

Из второго слова – третью букву,

Из третьего слова – букву, которая обозначает ударный звук,

Из четвертого слова – пятую букву,

Из пятого слова – третью букву,

Из шестого слова – первую букву.

- Какое слово получилось? (омоним)

-Понятие омонимы нам надо вспомнить.

Яков Козловский написал:

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

Омоним – древнегреческое слово: хомос – «одинаковый» , онима – «имя»

Сегодня мы будем говорить об омонимах. Мы узнаем несколько имён омонимов.

Тема: Омонимы

Я вспомню понятия омонимы.

Я повторю понятия синонимы и антонимы.

Распознавать в тексте омонимы.

Объяснять их лексическое значение.

Находить омонимы в словаре омонимов.

Подбирать к словам омонимы.

Использовать в речи омонимы.

2.Объясняющий модуль.

1) Словарная работа.

- Вспомни слова – отгадки. (Облако, комбайн, восток, календарь, улица, месяц.)

-Что ты можешь сказать о них? (Это словарные слова.)

- Запиши их в тетрадь. Выдели орфограммы, поставь ударение.

Облако, комбайн, восток, календарь, улица, месяц.

- Подбери синонимы к словам? (Облако – туча; календарь – ежедневник; комбайн – степной корабль; улица – проспект, проулок; месяц – луна)

- Подбери антоним к слову восток. (Восток - запад)

– Составь и запиши предложение с одним из этих слов.

2) Прочитай стихотворение Якова Козловского

Не берём совсем.

- Назови слова омонимы. (Такса - такса)

- Каково лексическое значение слова такса? Где ты можешь узнать лексическое значение слов?

Такса. Комнатная или охотничья небольшая кривоногая собака с длинным туловищем.

Такса. Установленная расценка товаров или норма оплаты чего – либо.

Что вы заметили, работая с лексическим значением слова? (Два разных по лексическому значению слова пишутся и произносятся одинаково.)

- Какой вывод можно сделать? (Это два разных слова)

- Можем ли мы сказать, что это синонимы? Нет

-Почему? (Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение. Например: облако – туча.)

- Можем ли мы сказать, что это антонимы? Нет

- Почему? (Антонимы имеют противоположное значение. Например: восток – запад.)

Сделай вывод. (Это омонимы.)

- Что такое омонимы? (Слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения?)

- Проверьте свой вывод с правилом.

Омонимы – это слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение.

Лук (растение) киви (птица)

Лук (оружие) киви (фрукт)

– Совпадает наш вывод с правилом? (Да.)

- Прочитайте на странице учебника 48 рубрику «Обрати внимание».

- Что вы из неё узнали? (Синонимы, антонимы и омонимы – это слова чаще всего одной и той же части речи.)

3) Наблюдение над омонимами.

1. Найди и в стихотворение Якова Козловского омонимы и объясни их значение.

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей Норки

- Где вы были? – У Лисички!

- Что вы ели там? – Лисички!


(Норки – норки; Лисичка - лисичка)

Норка I – нора животного, уменьшительное значение к слову нора;

Норка II - хищное животное, млекопитающее из семейства куньих



Лисичка I - хищное животное, млекопитающее из семейства собачьих;

Лисичка II – съедобный гриб жёлтого цвета

ВЫВОД: Омонимы «норки – норки, лисички – лисички» одинаково звучат и пишутся.

2. Прочитай предложения и найди омонимы. Спиши предложения, раскрывая скобки.

В огороде вырос зелёный лу(к/г). Гуси пошли щипать травку на зелёный лу(к/г).

Проверь себя:

В огороде вырос зелёный лук (лук – нет лука). Гуси пошли щипать травку на зелёный луг (луг - нет луга).

ВЫВОД: Омонимы «лук – луг» одинаково звучат, пишутся по-разному.

3. Прочитай предложения. Найди омонимы, поставь в них ударение.

- Разбери предложения по членам предложения. (См. учебник. Памятка 6 с. 149)

Туристы посетили старинный замок. На дверях висит большой замок.

Омонимы - зАмок – замОк

- Почему они по-разному произносятся? (ЗАмок - укреплённое жилище феодала в средневековой Европе; замОк - устройство для запирания чего-либо ключом.)

ВЫВОД: Омонимы «зАмок – замОк» одинаково пишутся, звучат по-разному.

4. Омонимы можно разделить на три группы.

Омонимы

Одинаково звучат, пишутся по-разному:

Одинаково пишутся, звучат по-разному:

Одинаково звучат и пишутся:

3. Физкульминутка.

У нас славная осанка, мы свели лопатки,

Мы походим на носках, а потом на пятках,

Пойдём мягко, как лисята, ну, а если надоест,

То пойдём все косолапо, как медведи ходят в лес».

4. Тренировочный модуль.

1). Соотнеси слово с его лексическими значениями.

Прическа, от замка, растение, источник, стрелковое оружие, инвентарь, часть суши, родник.

Проверь себя:

Коса - прическа, инвентарь, часть суши

Лук - растение, стрелковое оружие

Ключ – от замка; источник, родник

- Это одно и тоже слово или разные?

(Это три разных слова, потому что в лексическом значении слова не похожи).

2). Узнай слова по их лексическому значению и запиши.

Слова: атлАс, стрЕлки, мУка, Атлас, мукА, стрелкИ

1.Сильное физическое или нравственное страдание.

2.Плотная шёлковая или полушёлковая.

3.Измельчённые зёрна злаков, сырьё для изготовления.

4.Сборник графической справочной информации (карт, таблиц, диаграмм и т. п.)

5. Тонкие и узкие пластинки, служащие указателями в различных измерительных приборах, часах.

6. Те, кто умеют стрелять.

Проверь себя:

1. сильное физическое или нравственное страдание -мУка

2. плотная шёлковая или полушёлковая - атлАс

3. измельчённые зёрна злаков, сырьё для изготовления -мукА

4. сборник графической справочной информации (карт, таблиц, диаграмм и т. п.) - Атлас-

5. тонкие и узкие пластинки, служащие указателями в различных измерительных приборах, часах - стрЕлки

6. те, кто умеют стрелять - стрелкИ

3). Найди в предложениях омонимы и составь предложения парами.

Уж наступило утро.

Пушистый кот сидит на крыше.

Железные гвоздики лежали на столе.

Уж прополз мимо крыльца.

В цветнике расцвели красные гвоздики.

В этом замке сложный код.

Проверь себя:

1.Уж наступило утро. Уж прополз мимо крыльца.

2. В цветнике расцвели красные гвоздики. Железные гвоздики лежали на столе.

3. В этом замке сложный код. Пушистый кот сидит на крыше.

4). По виду омонимов распредели предложения на три группы.

1.Уж наступило утро. Уж прополз мимо крыльца.

2. В цветнике расцвели красные гвоздИки. Железные гвОздики лежали на столе.

3. В этом замке сложный код. Пушистый кот сидит на крыше.

Одинаково звучат и пишутся.

Одинаково звучат, пишутся по-разному.

Одинаково пишутся, звучат по-разному

Проверь себя:

Одинаково звучат и пишутся:

Уж наступило утро.

Уж прополз мимо крыльца.

Одинаково звучат, пишутся по-разному:

В этом замке сложный код. Пушистый кот сидит на крыше.

Одинаково пишутся, звучат по-разному:

В цветнике расцвели красные гвоздИки. Железные гвОздики лежали на столе.

5) Рассмотрите схему и вспомни, что такое омонимы, синонимы и антонимы.

Произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

Имеют противоположное значение

Проверь себя

Разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

Имеют противоположное значение

Произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

5.Контрольный модуль

1).Укажи правильный вариант ответа.

А. Слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

B. Слова, одной и той же части речи, которые имеют противоположное значение

C. Слова, которые произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

2). Распредели омонимы в три группы.

Бокс – бокс, засЫпал – засыпАл, рот – род.

Одинаково звучат и пишутся:

Одинаково звучат, пишутся по-разному:

Одинаково пишутся, звучат по-разному:

Проверь себя:

Одинаково звучат и пишутся:

Одинаково звучат, пишутся по-разному:

Одинаково пишутся, звучат по-разному:

3). Выпиши из стихотворения Якова Козловского омонимы.

Маргаритки на горе.

Маргаритки во дворе.

Проверь себя:

4). Найди в предложениях омонимы. Распредели предложения на три группы.

Лимон – плод цитрусового дерева.

По реке проплывал плот.

На ветке дерева прыгала рыженькая овсянка.

Горячая овсянка остывала в тарелке на столе.

В поле собирают хлопок.

Мы услышали резкий хлопок.

Одинаково звучат и пишутся:

Одинаково звучат, пишутся по-разному:

Одинаково пишутся, звучат по-разному:

Проверь себя:

Одинаково звучат и пишутся:

На ветке дерева прыгала рыженькая овсянка.

Горячая овсянка остывала в тарелке на столе.

Одинаково звучат, пишутся по-разному:

Лимон – плод цитрусового дерева.

По реке проплывал плот.

Одинаково пишутся, звучат по-разному:

В поле собирают хлопок.

Мы услышали резкий хлопок.

5). Собери пословицы. Объясни смысл пословиц.

Добрый плачет от радости,

а злой от зависти.

а за глаза бранит.

а мы еще не ели.

Проверь себя

Добрый плачет от радости, а злой от зависти.

Солнце на ели, а мы еще не ели.

В глаза хвалит, а за глаза бранит.

6). Распредели слова на три группы: синонимы, антонимы, омонимы.

есть - принимать пищу

есть - быть, находиться

Проверь себя:

есть - быть, находиться

7). Реши кроссворд

1.Большая лодка; шахматная фигура.

2.Доброе, нежное отношение; небольшое хищное животное.

3. Тонкие и узкие пластинки, служащие указателями в различных измерительных приборах, часах; те, кто умеют стрелять.

4.Оптический прибор из двух линз или стёкол для глаз; счетная единица.

2. Плотная шёлковая ткань; сборник графической справочной информации (карт, и т. п.).

Скажите пожалуйста как называются слова в русском языке, которые меняют смысл при разном ударении? Пример: зАмок - замОк


ЗЗА́МОК и ЗАМО́К – это ОМО́ГРАФЫ (от греч. «омос» – «правильный» и «графо» – «пишу»).

ОМО́ГРАФЫ – это разновидность омонимов, слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному. В русском языке неодинаковость произношения омографов чаще всего обусловлена различием в ударении слов.

Омографами могут быть как разные по значению слова (ЗА́МОК и ЗАМО́К, А́ТЛАС и АТЛА́С, СЕ́РДИТ и СЕРДИ́Т), так и словоформы одного и того же слова (ЗИМЫ́ и ЗИ́МЫ, ИГРЫ́ и И́ГРЫ, ДОСКИ́ и ДО́СКИ).


Памятка из Интернета Вам в помощь:
.

Замок это многозначное слово или, же омоним?

Замок это многозначное слово или, же омоним? когда замок на куртке, замок на вершине, замок на двери, замок при кладке печи, замок на оружии.

комментировать в избранное up --> Ольга­ 1177 [100K] 4 года назад

Если я правильно поняла словосочетание "замок на вершине" (например, неприступный замок на вершине горы), то речь здесь идет об омографах - словах, которые одинаково только пишутся. Произносятся они по-разному и имеют разное лексическое значение.

Кроме того, оба слова в этой паре многозначны.

Так, замок (ударение на о) - это 1) устройство для скрепления, запирания чего-либо; 2) элемент архитектуры; 3) способ соединения бревен; 4) затвор (это значение устарело).

Замок (ударение на а) - это 1) окруженное высокой стеной здание (как правило, жилище феодала в средневековой Европе); 2) тюремное здание (значение устарело).

система выбрала этот ответ лучшим комментировать в избранное ссылка отблагодарить Ксюше­ нька [416K] 3 года назад

Прежде чем решить омоним ли слово "замок" или оно многозначное, нужно выяснить, какие слова являются омонимами, а какие многозначными.

Омонимы есть слова, кои звучат и пишутся одинаково, но означают они разные слова. Кстати, и с греческого языка сие слово переводится так:"одинаковый". Приведем несколько примеров:

наряд ( платье ) и наряд ( полиции );

гладь ( озера ) и гладь ( вышивка ).

Многозначные слова характеризуются тем, что у них может быть и два и три лексических значения. Только одно из значений - главное, прямое, а иные - переносные:

ключик ( гаечный ), тот, что от замка, и родник.

кисть живописца, кисть руки человека и рябиновая кисть.

У вас не складывается впечатление , что слово "замок" не совсем подходит в первую группу слов, то есть, к омонимам, и не совсем подходит к многозначным словам?

Слово "замок" не многозначное, и является видом омонимов - омографом, то есть, написание одинаковое, произносятся по разному и означают разное:

Слово "ключ" - это омоним или многозначное слово?

Интересный случай со словом "ключ". По моему мнению мы имеет случай, когда одним из омонимов является многозначное слово. По сути омонимами называются слова который пишутся одинаково, но имеют различные значения, описывают понятия или предметы, не имеющие общего смыслового источника. Многозначное слово - это слово, которое имеет разные смысловые оттенки, различающиеся областью применения, но имеющие общие смысловые корни.

  • КЛЮЧ - как средство открывания, предмет отмыкающий/запирающи­ й замки, затворы и т.п.
  • КЛЮЧ - как инструмент слесарный, для откручивания/закручи­ вания болтов, гаек и т.п.
  • КЛЮЧ - как информационная структура, открывающая новый пласт информации или понимания (ключ к проблеме, ключ к знаниям)
  • КЛЮЧ - в строительстве камень, замыкающие арку
  • КЛЮЧ - в электротехнике как устройство замыкающее/размыкающ­ ее электрические цепи
  • КЛЮЧ - музыкальный (скрипичный ключ и басовый ключ), определяет линейную нотацию, точку от которой происходит расчет высотных значений нот

Во всех вышеперечисленных значения КЛЮЧ - многозначное слово, которое имеет общий смысловой корень - открыть/закрыть

КЛЮЧ - источник, родник. Бить ключом. В этом понятии слово можно рассматривать как омоним слову КЛЮЧ с понятиями, перечисленными выше.

Однако, если углубить смысловой корень многозначного слова КЛЮЧ до точки отсчета/входа/выхода­ , то и значение КЛЮЧ как источник, родник можно относить в смысловым оттенкам. Но, по-моему области применения понятия КЛЮЧ как источник, отстоит заметно дальше от остальных и есть смысл рассматривать его именно как омоним.

система выбрала этот ответ лучшим комментировать в избранное ссылка отблагодарить андре­ й4100 [61.2K] 2 года назад

Слово "ключ" в зависимости от контекста может быть многозначным словом и омонимом.

Например многозначные слова:

-гаечный ключ,надо найти ключ к решению данной проблемы;

И также слово "ключ" как омоним:

-жизнь бьёт ключом.

комментировать в избранное ссылка отблагодарить Влади­ славС­ М [76.5K] 2 года назад

Ключ в русском языке может иметь огромное количество значений, я смог насчитать 7 значений слова ключ, но думаю, что значений этого слова гораздо больше. Слово ключ является и многозначным словом и омонимом. Если рассматривать слово ключ как омоним, то вот пример:

Ключ - предназначен чтобы что-то открывать, и есть ключ - имеется ввиду родник, источник воды, который бьет из-под земли, в этом случае слово является омонимом, то есть пишется одинаково, имеет один корень, но смысл несет далеко разный. А вот пример написания слова ключ имеющий одинаковый смысловой оттенок открывать:

-ключ - как средство открывания различных замков, дверных, амбарных и так далее.

-ключ - музыкальный, как знак линейной нотации, применяющийся в музыкальной письменности

-ключ - камень использующийся в строительстве, например есть строительный ключ замыкающий арку

-ключ - есть ключ слесарный, который откручивают гайки и болты, такими пользуются слесаря в организациях и люди занимающиеся автомобилями

-ключ - в электротехнике ключ служит для размыкания/замыкания электрических цепей

-ключ - ну и ключ использующийся как информационная структура, допустим ключ к решению проблемы или задачи.

Какие предложения можно составить со словом "замок"?

Какие предложения можно составить с омографом "замок" ?

комментировать в избранное up --> Ксюше­ нька [416K] 4 года назад

Действительно, слово «замок» является омографом. Составим несколько интересных предложений с данным словом. А какое слово в каждом предложении можно понять из контекста )

Граф наконец-таки похитил возлюбленную волшебницу в свой замок.

Однако он не стал закрывать её на замок, чтобы она не чувствовала себя пленницей.

Замок показался юной волшебнице весьма таинственным и красивым, посему она решила не сбегать от Графа.

Более всего её увлекала одна комната, на которой всегда весел замок.

Поскольку девушка была волшебницей, то ключ, для того, чтобы открыть замок ей не понадобился…

Вскоре в замок приехали богатые гости.

А ещё чуть позже молодая Графиня подарила Графу двойню, и в замок снова приехали гости.

омонимы
Омонимы: виды, отличия и 40 примеров

Частичные омонимы — это омонимы, у которых совпадают по звучанию не все формы. Например, ласка (животное) и ласка (нежность) не совпадают в форме родительного падежа множественного числа: ласок — ласк.

Омофоны — это слова, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся; например, кот и код, порог — порок — парок.

Сказала Алла:
– Это ж – утка.
А Ян услышал:
– Это – жутко!
А я услышал:
– Это – шутка…

Омографы — это слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся (различие обычно бывает в ударении): зАмок и замОк, бЕлки и белкИ.

Омоформы — это слова, которые одинаково пишутся только в каких-то определенных формах, однако они могут быть даже словами разных частей речи; например, стекло (оконное) и стекло (что-то вниз); мой (собственный) и мой (посуду).

Намного позже
Петухов
Встаёт Серёжа

Петухов.

Омонимы, синонимы, паронимы и антонимы. В чем разница?

Омонимы – это слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но абсолютно различные по смыслу.

Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
- Где вы были?
- У лисички!
- Что вы ели там?
- Лисички! (Я.А. Козловский)

Сев в такси, cпросила такса:

– За проезд какая такса?

А водитель: "Денег с такс

Не берём совсем,

вот так-с". (Я.А. Козловский)

Синонимы имеют схожее или тождественное значение (например, томат — помидор).

Антонимы — это слова с противоположным значением (например, добрыйзлой; больше примеров тут).

С омонимами не стоит путать паронимы. Это слова, которые звучат и пишутся похоже, но не одинаково, а также сходны по смыслу. Их часто путают, совершая смысловые ошибки. Например, экономический и экономичный, невежа и невежда.

Омонимы и многозначные слова

Многозначные слова — это слова, у которых несколько значений. Например, кисть — ‘часть руки’, ‘украшение из ниток’, ‘приспособление для рисования’, ‘ветка с цветами или ягодами’.

Как определить, что перед нами: омонимы или два значения многозначного слова? На самом деле, это не так уж и просто: часто грань довольно тонкая. Но основной критерий такой: нужно поискать общий элемент значения. Например, для многозначного слова кисть такой элемент — ‘несколько длинных предметов, скрепленных в одной точке’. Омонимы же никак не связаны по смыслу, или связь давно утрачена.

Примеры омонимов

Боксёр – спортсмен, занимающийся боксом;

Боксёр – порода собаки.

Бор – хвойный лес;

Бор – зубоврачебный инструмент.

Брак – семейный союз;

Брак – некачественное изделие.

Валить – заставлять падать;

Валить – двигаться толпой; уходить.

Венец – житель города Вены.

Гранат – плодовое растение;

Гранат – драгоценный камень.

Гусеница – личинка насекомого;

Гусеница – деталь гусеничного транспорта.

Дача – действие по значению глагола давать (дача показаний);

Дача – загородный дом.

Дипломат – специалист по международным отношениям;

Дипломат – небольшой чемодан.

Дворник – работник, поддерживающий чистоту;

Дисциплина – подчинение правилам;

Дисциплина – отрасль научных знаний.

Заставлять – ставя что-либо, занимать поверхность.

Каток - площадка для катания на коньках;

Каток – машина для выравнивания дороги.

Ключ – приспособление для открывания замка.

Кол – заострённая толстая палка;

Кол – низшая школьная оценка.

Коса – инструмент для срезания травы;

Коса – протяжённая речная отмель.

Лавка – скамейка;
Лавка – магазин.

Лама – копытное животное;
Лама – учитель буддизма.

Ласка – проявление нежности;

Ласка – хищное животное.

Лук – огородное растение;

Лук – оружие для метания стрел.

Мат – проигрышная ситуация в шахматной партии;

Мат – мягкая подстилка;

Мат – грубая брань;

Мат – отсутствие блеска.

Мир – земной шар;
Мир – отсутствие войны.

Мотив – мелодия;
Мотив – повод для действия.

Мушка – небольшая муха;

Мушка – деталь прицела.

Мышь – небольшой грызун;

Мышь – компьютерное устройство.

Норка – небольшая нора;
Норка – хищный пушной зверек.

Оклад – размер заработной платы;

Оклад – украшение иконы.

Предлог – вымышленная причина.
Предлог – служебная часть речи.

Предложение – то, на что предлагается согласиться;

Предложение – грамматически оформленное слово или сочетание слов, выражающее законченную мысль.

Роман – литературное повествование;
Роман – любовные отношения.

Свет – источник освещения;

Свет – земля, мир;

Свет – высшее общество.

Скат – ровная наклонная поверхность;

Скат – рыба с плоским телом.

Следствие – результат, вывод;

Собачка – маленькая собака;

Собачка – деталь замка или застежки.

Союз – объединение;
Союз – служебное слово.

Ушко – маленькое ухо;

Ушко – отверстие в игле.

Язык – орган в полости рта;

Язык – средство общения.


Школа, о детях от 7 до 10 лет Другие статьи автора

ЗамОк и зАмок

Интересно, слова "замОк" и "зАмок" — это просто омонимы или оба происходят от слова "замыкать"? И, если так, то почему у них разное ударение?

задан 19 апр '13 в 8:48 Fuchoin Kazuki Fuchoin Kazuki 33.8k 519 519 золотых знаков 1213 1213 серебряных знаков 1764 1764 бронзовых знака

"Почему разное" - это вряд ли кто ответит, так уж сложилось. Если Вы про то, как произошли слова, то зАмок от польского zamek, которое в свою очередь - калька с немецкого. В польском ударение всегда на предпоследний слог.

Происходит от польск. zamek, которое через чешск. zámek калькирует ср.-в.-нем. slōʒ «замок, запор», затем «перемычка долины, оврага и под.». Последнее в свою очередь является калькой лат. clūsa «запор, форт, укрепление». Известно с XVII в. (Беседа трёх святит.). Связано с замыкать (замкнуть). Использованы данные словаря М. Фасмера; (вики)

Что касается замОк, то это обычное русское образование от замыкать. Ударение в русских словах подобного типа обычно на суффикс: оселок, звонок, вьюнок, вершок. Тут, правда, везде свои особенности в словообразовании и значении суффикса, но ударение везде тяготеет к последнему слогу.

Очень спорен вопрос о том, можно ли в подобных случаях слова считать родственными. Насколько знаю, большинство лингвистов сходятся во мнении, что слова, пришедшие в язык разными путями, родственными не считаются, даже если на каком-то этапе у них был общий корень.

Виды замков для дверей. Какой замок выбрать, виды дверных замков

Переходим к одной из самых больших тем для обсуждения — замкам. Какие выбрать? Сколько штук должно быть? Можно ли довериться электронике в этой сфере? Как быть с ключами для рабочих? Какой цилиндровый механизм выбрать? Это далеко не все вопросы, на которые нам предстоит ответить.

Итак, какие же замки бывают? Для удобства разделим их на две группы.

Первая — механические : делятся на цилиндровые, сувальдные, роторные и комбинированные, то есть сочетающие в одном корпусе замка два механизма — например, «цилиндровый + сувальдный» или «цилиндровый + роторный».

Вторая группа — электрозамки , которые делятся на электромагнитные, электромеханические, электромоторные, замки–невидимки и электроблокираторы.

Наиболее распространенным на сегодня является цилиндровый замок, рабочей частью которого является цилиндровый механизм, который чаще называют «цилиндр», а иногда «личинка». Цилиндр — это устройство, которое приводит в действие запирающий механизм замка и обеспечивает его секретность. Учитывая то, что цилиндр торчит из двери, рекомендуется защитить его броненакладкой. Цилиндровые замки пользуются популярностью благодаря небольшому размеру ключа и высокой степени секретности.

Сувальдные замки — название происходит от слова «сувальда». Это тонкая пластина определенной формы, которая является кодовым элементом в замках подобного типа.

Считается, что данные замки сложнее вскрыть силовым методом, так как сам механизм находится в глубине двери. Этим обусловлен такой размер ключа — для многих это является минусом в плане удобства.

Роторные замки — по принципу работы близки к цилиндровому замку, только механизм секретности уже встроен в корпус замка, ключ имеет многогранную форму и высокую степень секретности. Роторный механизм, состоящий из нескольких специальных шестеренок, обеспечивает плавность и легкость хода.

Комбинированные замки — сочетают в себе два типа замка, один из которых вспомогательный, а второй — основной. Это может быть комбинация «цилиндровый + цилиндровый», «цилиндровый + сувальдный», «цилиндровый + роторный».

Комбинация «цилиндровый + сувальдный» может быть зависимой и независимой. Зависимый замок доработан блокирующей шторкой – то есть при запирании цилиндровой части внутри замка задвигается шторка, блокируя доступ к скважине сувальдного механизма. Мы можем реализовать подобную функцию и в двух раздельных замках.

Если в названии есть слово «электро», значит, что-то должно этот электрический импульс посылать, а значит, эти замки должны от чего-то управляться. Это может быть ключ-таблетка, карточка-проксимити, кодовая панель либо биометрический сканер, а для некоторых замков есть возможность открытия через gsm-модель либо bluetooth, а также из мобильных приложений.

Электро-магнитный замок представляет собой мощный электромагнит с одной стороны и якорный элемент, металлическую пластину, с другой. Является достаточно мощным устройством, чтобы не позволить открыть дверь при помощи грубой силы, но требует непрерывной подачи электроэнергии, чтобы стабильно выполнять свои функции.

Электро-механический замок . Как понятно из названия, в замке присутствуют как запирание от электричества, так и механический привод. По сути, это механический замок, ригели которого работают от ключа, снабженный дополнительной электрической защелкой. Открыть и закрыть защелку можно, например, кодовой панелью, но если замок закрыт ключом, то открыть его можно только ключом.

В отличие от электро-механических, в электро-моторных замках полный ход запорных ригелей обеспечивается как ключом, так и от различных систем запирания с помощью электроимпульса. То есть вся надежность и взломостойкость механического замка сохраняется, но при этом дополняется удобством и комфортом, а также увеличивается его функциональность.

Замки-невидимки . Скрытые устройства запирания, у которых нет наружных признаков замка, таких как ключевая скважина. Приводится в действие при помощи брелока либо с мобильного телефона. Является отличным дополнением к традиционной защите.

Электроблокираторы . Работают по тому же принципу, что и замки-невидимки, но являются «замками для механических замков». То есть вы закрываете механический замок и при помощи данного устройства блокируете его работу. Ключ вставить можно, только вот повернуть его не получится.

Урок 22. Чем отличаются омонимы и многозначные слова?

Тема: Чем отличаются омонимы и многозначные слова?

Цели: вспомнить понятия омонимы, развивать умения распознавать в тексте омонимы, объяснять их лексическое значение, находить омонимы в словаре омонимов, учиться использовать омонимы в речи, повторить понятия синонимов и антонимов.

Я вспомню понятия омонимы.

Я повторю понятия синонимы и антонимы

Распознавать в тексте омонимы.

Объяснять их лексическое значение.

Находить омонимы в словаре омонимов.

Подбирать к словам омонимы.

Использовать в речи омонимы.

Памятка «Как пользоваться словарем омонимов»

Словарные слова: Облако, комбайн, восток, календарь, улица, месяц.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  • Русский язык. 4 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Русский язык. 4 кл. Электронное приложение к учебнику.
  • Русский язык. 4 кл. Электронная форма учебника.
  • Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.

Электронные ресурсы по теме урока:

1.Мотивационный модуль.

Отгадай загадки и запомни отгадки.

Оно как белый пароход,

Над лесом в небесах плывёт.

У ветра на ладошке,

По синенькой дорожке.

Не по морю плывет,


комбайн

Это направление находится справа от севера.


восток

В Новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днём терял он вес

И, наконец, совсем исчез.

На земле лежит сама,

А вокруг стоят дома.


улица

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают, а достать не могут.

Выпиши буквы из слов – отгадок и получи ключевое слово темы урока:

Из первого слова – первую букву,

Из второго слова – третью букву,

Из третьего слова – букву, которая обозначает ударный звук,

Из четвертого слова – пятую букву,

Из пятого слова – третью букву,

Из шестого слова – первую букву.

- Какое слово получилось? (омоним)

-Понятие омонимы нам надо вспомнить.

Яков Козловский написал:

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

Омоним – древнегреческое слово: хомос – «одинаковый» , онима – «имя»

Сегодня мы будем говорить об омонимах. Мы узнаем несколько имён омонимов.

Тема: Омонимы

Я вспомню понятия омонимы.

Я повторю понятия синонимы и антонимы.

Распознавать в тексте омонимы.

Объяснять их лексическое значение.

Находить омонимы в словаре омонимов.

Подбирать к словам омонимы.

Использовать в речи омонимы.

2.Объясняющий модуль.

1) Словарная работа.

- Вспомни слова – отгадки. (Облако, комбайн, восток, календарь, улица, месяц.)

-Что ты можешь сказать о них? (Это словарные слова.)

- Запиши их в тетрадь. Выдели орфограммы, поставь ударение.

Облако, комбайн, восток, календарь, улица, месяц.

- Подбери синонимы к словам? (Облако – туча; календарь – ежедневник; комбайн – степной корабль; улица – проспект, проулок; месяц – луна)

- Подбери антоним к слову восток. (Восток - запад)

– Составь и запиши предложение с одним из этих слов.

2) Прочитай стихотворение Якова Козловского

Не берём совсем.

- Назови слова омонимы. (Такса - такса)

- Каково лексическое значение слова такса? Где ты можешь узнать лексическое значение слов?

Такса. Комнатная или охотничья небольшая кривоногая собака с длинным туловищем.

Такса. Установленная расценка товаров или норма оплаты чего – либо.

Что вы заметили, работая с лексическим значением слова? (Два разных по лексическому значению слова пишутся и произносятся одинаково.)

- Какой вывод можно сделать? (Это два разных слова)

- Можем ли мы сказать, что это синонимы? Нет

-Почему? (Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение. Например: облако – туча.)

- Можем ли мы сказать, что это антонимы? Нет

- Почему? (Антонимы имеют противоположное значение. Например: восток – запад.)

Сделай вывод. (Это омонимы.)

- Что такое омонимы? (Слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения?)

- Проверьте свой вывод с правилом.

Омонимы – это слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение.

Лук (растение) киви (птица)

Лук (оружие) киви (фрукт)

– Совпадает наш вывод с правилом? (Да.)

- Прочитайте на странице учебника 48 рубрику «Обрати внимание».

- Что вы из неё узнали? (Синонимы, антонимы и омонимы – это слова чаще всего одной и той же части речи.)

3) Наблюдение над омонимами.

1. Найди и в стихотворение Якова Козловского омонимы и объясни их значение.

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей Норки

- Где вы были? – У Лисички!

- Что вы ели там? – Лисички!


(Норки – норки; Лисичка - лисичка)

Норка I – нора животного, уменьшительное значение к слову нора;

Норка II - хищное животное, млекопитающее из семейства куньих



Лисичка I - хищное животное, млекопитающее из семейства собачьих;

Лисичка II – съедобный гриб жёлтого цвета

ВЫВОД: Омонимы «норки – норки, лисички – лисички» одинаково звучат и пишутся.

2. Прочитай предложения и найди омонимы. Спиши предложения, раскрывая скобки.

В огороде вырос зелёный лу(к/г). Гуси пошли щипать травку на зелёный лу(к/г).

Проверь себя:

В огороде вырос зелёный лук (лук – нет лука). Гуси пошли щипать травку на зелёный луг (луг - нет луга).

ВЫВОД: Омонимы «лук – луг» одинаково звучат, пишутся по-разному.

3. Прочитай предложения. Найди омонимы, поставь в них ударение.

- Разбери предложения по членам предложения. (См. учебник. Памятка 6 с. 149)

Туристы посетили старинный замок. На дверях висит большой замок.

Омонимы - зАмок – замОк

- Почему они по-разному произносятся? (ЗАмок - укреплённое жилище феодала в средневековой Европе; замОк - устройство для запирания чего-либо ключом.)

ВЫВОД: Омонимы «зАмок – замОк» одинаково пишутся, звучат по-разному.

4. Омонимы можно разделить на три группы.

Омонимы

Одинаково звучат, пишутся по-разному:

Одинаково пишутся, звучат по-разному:

Одинаково звучат и пишутся:

3. Физкульминутка.

У нас славная осанка, мы свели лопатки,

Мы походим на носках, а потом на пятках,

Пойдём мягко, как лисята, ну, а если надоест,

То пойдём все косолапо, как медведи ходят в лес».

4. Тренировочный модуль.

1). Соотнеси слово с его лексическими значениями.

Прическа, от замка, растение, источник, стрелковое оружие, инвентарь, часть суши, родник.

Проверь себя:

Коса - прическа, инвентарь, часть суши

Лук - растение, стрелковое оружие

Ключ – от замка; источник, родник

- Это одно и тоже слово или разные?

(Это три разных слова, потому что в лексическом значении слова не похожи).

2). Узнай слова по их лексическому значению и запиши.

Слова: атлАс, стрЕлки, мУка, Атлас, мукА, стрелкИ

1.Сильное физическое или нравственное страдание.

2.Плотная шёлковая или полушёлковая.

3.Измельчённые зёрна злаков, сырьё для изготовления.

4.Сборник графической справочной информации (карт, таблиц, диаграмм и т. п.)

5. Тонкие и узкие пластинки, служащие указателями в различных измерительных приборах, часах.

6. Те, кто умеют стрелять.

Проверь себя:

1. сильное физическое или нравственное страдание -мУка

2. плотная шёлковая или полушёлковая - атлАс

3. измельчённые зёрна злаков, сырьё для изготовления -мукА

4. сборник графической справочной информации (карт, таблиц, диаграмм и т. п.) - Атлас-

5. тонкие и узкие пластинки, служащие указателями в различных измерительных приборах, часах - стрЕлки

6. те, кто умеют стрелять - стрелкИ

3). Найди в предложениях омонимы и составь предложения парами.

Уж наступило утро.

Пушистый кот сидит на крыше.

Железные гвоздики лежали на столе.

Уж прополз мимо крыльца.

В цветнике расцвели красные гвоздики.

В этом замке сложный код.

Проверь себя:

1.Уж наступило утро. Уж прополз мимо крыльца.

2. В цветнике расцвели красные гвоздики. Железные гвоздики лежали на столе.

3. В этом замке сложный код. Пушистый кот сидит на крыше.

4). По виду омонимов распредели предложения на три группы.

1.Уж наступило утро. Уж прополз мимо крыльца.

2. В цветнике расцвели красные гвоздИки. Железные гвОздики лежали на столе.

3. В этом замке сложный код. Пушистый кот сидит на крыше.

Одинаково звучат и пишутся.

Одинаково звучат, пишутся по-разному.

Одинаково пишутся, звучат по-разному

Проверь себя:

Одинаково звучат и пишутся:

Уж наступило утро.

Уж прополз мимо крыльца.

Одинаково звучат, пишутся по-разному:

В этом замке сложный код. Пушистый кот сидит на крыше.

Одинаково пишутся, звучат по-разному:

В цветнике расцвели красные гвоздИки. Железные гвОздики лежали на столе.

5) Рассмотрите схему и вспомни, что такое омонимы, синонимы и антонимы.

Произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

Имеют противоположное значение

Проверь себя

Разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

Имеют противоположное значение

Произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

5.Контрольный модуль

1).Укажи правильный вариант ответа.

А. Слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

B. Слова, одной и той же части речи, которые имеют противоположное значение

C. Слова, которые произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

2). Распредели омонимы в три группы.

Бокс – бокс, засЫпал – засыпАл, рот – род.

Одинаково звучат и пишутся:

Одинаково звучат, пишутся по-разному:

Одинаково пишутся, звучат по-разному:

Проверь себя:

Одинаково звучат и пишутся:

Одинаково звучат, пишутся по-разному:

Одинаково пишутся, звучат по-разному:

3). Выпиши из стихотворения Якова Козловского омонимы.

Маргаритки на горе.

Маргаритки во дворе.

Проверь себя:

4). Найди в предложениях омонимы. Распредели предложения на три группы.

Лимон – плод цитрусового дерева.

По реке проплывал плот.

На ветке дерева прыгала рыженькая овсянка.

Горячая овсянка остывала в тарелке на столе.

В поле собирают хлопок.

Мы услышали резкий хлопок.

Одинаково звучат и пишутся:

Одинаково звучат, пишутся по-разному:

Одинаково пишутся, звучат по-разному:

Проверь себя:

Одинаково звучат и пишутся:

На ветке дерева прыгала рыженькая овсянка.

Горячая овсянка остывала в тарелке на столе.

Одинаково звучат, пишутся по-разному:

Лимон – плод цитрусового дерева.

По реке проплывал плот.

Одинаково пишутся, звучат по-разному:

В поле собирают хлопок.

Мы услышали резкий хлопок.

5). Собери пословицы. Объясни смысл пословиц.

Добрый плачет от радости,

а злой от зависти.

а за глаза бранит.

а мы еще не ели.

Проверь себя

Добрый плачет от радости, а злой от зависти.

Солнце на ели, а мы еще не ели.

В глаза хвалит, а за глаза бранит.

6). Распредели слова на три группы: синонимы, антонимы, омонимы.

есть - принимать пищу

есть - быть, находиться

Проверь себя:

есть - быть, находиться

7). Реши кроссворд

1.Большая лодка; шахматная фигура.

2.Доброе, нежное отношение; небольшое хищное животное.

3. Тонкие и узкие пластинки, служащие указателями в различных измерительных приборах, часах; те, кто умеют стрелять.

4.Оптический прибор из двух линз или стёкол для глаз; счетная единица.

2. Плотная шёлковая ткань; сборник графической справочной информации (карт, и т. п.).

Читайте также: