Нужна ли лицензия на установку противопожарных дверей в 2021 году

Обновлено: 18.05.2024

Новые правила пожарной безопасности для магазинов торговых центров и рынков

Новые правила устанавливают требования к организации противопожарной безопасности в различных сферах деятельности, определяют правила оборудования помещений, порядок проведения массовых мероприятий и т. д. Отдельный раздел правил (VII) посвящен деятельности объектов организаций торговли.

Так, с 1 января 2021 года в магазинах и ТЦ запрещено:

проводить огневые работы во время нахождения покупателей в торговых залах;

продавать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, горючие газы, порох, капсюли, пиротехнические и другие подобные изделия в магазинах, расположенных в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф3.1 (класс определяется в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности). Исключение предусмотрено только для лекарств, медицинских изделий, косметики и алкоголя. Также правило не действует на АЗС;

размещать отделы, секции по продаже легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих газов и пиротехнических изделий ближе чем на 4 метра от выходов, лестничных клеток и других путей эвакуации;

устанавливать в торговых залах баллоны с горючими газами для наполнения воздушных шаров и для других целей;

уменьшать ширину путей эвакуации в ТЦ, размещая на них игровые автоматы;

хранить на путях эвакуации горючие материалы, отходы, упаковки и контейнеры;

хранить горючие товары и негорючие товары в горючей упаковке в помещениях без открывающихся оконных проемов или систем дымоудаления с механическим приводом;

торговать товарами бытовой химии, лаками, красками и другими легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, расфасованными в стеклянную емкость более 1 литра каждая, а также пожароопасными товарами без этикеток с предупреждающей надписью "Огнеопасно";

хранить упаковочные материалы (стружка, солома, бумага и т. д.) в помещениях для торговли легковоспламеняющимися и горючими жидкостями;

совмещать продажу в одном торговом зале оружия (гражданского и служебного) и патронов к нему и иных видов товара, за исключением спортивных, охотничьих и рыболовных принадлежностей и запасных частей к оружию;

хранить патроны к оружию в подвальных помещениях;

хранить порох в одном шкафу с капсюлями или снаряженными патронами.

При организации и осуществлении торговли следует соблюдать следующие требования:

загрузочные устройства шахтных подъемников для бестарного транспортирования полуфабрикатов должны быть оборудованы заслонками, открывающимися только на время загрузки;

в рабочее время загрузка (выгрузка) товаров и тары должна осуществляться по путям, не связанным с эвакуационными выходами, которые предназначены для покупателей;

расфасовку пожароопасных товаров следует осуществлять только в приспособленных для этого помещениях;

хранить и продавать керосин и другие горючие жидкости в розлив можно только в отдельно стоящих зданиях, конструкции которых выполнены из негорючих материалов, включая полы. Уровень пола в таких зданиях должен быть ниже примыкающей планировочной отметки, чтобы в случае аварии жидкость не растекалась за пределы здания. В таких зданиях нельзя использовать печное отопление, а также приборы и устройства с применением открытого огня;

торговые залы должны быть отделены от кладовых, в которых установлены емкости с керосином и другими горючими жидкостями, противопожарными преградами. Емкости с такими жидкостями не должны быть объемом более 5 кубических метров;

прилавок для продажи легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должен иметь негорючее покрытие, исключающее образование искр при ударе;

тара из-под легковоспламеняющихся жидкостей должна храниться на специальных огражденных площадках;

патроны к оружию должны храниться в шкафах из негорючих материалов, установленных в помещениях, отгороженных от других помещений противопожарными перегородками и перекрытиями;

в здании магазина можно хранить не более 50 кг дымного пороха или 50 кг бездымного пороха, включая порох, содержащийся в патронах.

Если торговля осуществляется на крытом или открытом рынке розничной или мелкооптовой торговли, руководитель такого рынка должен обеспечить:

  • ширину прохода между торговыми рядами, ведущего к эвакуационным выходам, не менее 2 м;
  • наличие через каждые 30 м торгового ряда поперечных проходов шириной не менее 1,4 м.

По новым правилам общественным зданиям (в том числе зданиям торговых центров и магазинов) будут присваивать различные категории риска. Всего таких категорий 6 – от низкой до чрезвычайно высокой. Расчет категории будет производиться с учетом особенностей конкретного здания, его этажности, состояния электропроводки, наличия систем противопожарной безопасности, наличия и работы пожарной сигнализации и т. д.

От присвоенной категории впоследствии будет зависеть периодичность проведения проверок, а также перечень противопожарных требований, обязательных для исполнения торговым объектом. Категория может быть изменена на более низкую или более высокую при изменении характеристик здания. Проверить правильность присвоения той или иной категории можно на сайте МЧС при помощи специального калькулятора . При необходимости присвоенную ранее категорию можно обжаловать.

Не реже чем каждые полгода в торговых центрах необходимо проводить тренировки по эвакуации людей на случай пожара или других чрезвычайных ситуаций. Причем тренировки обязательно должны проводиться в рабочее время, когда в торговом центре находятся посетители – это позволит сделать их наиболее приближенными к реальности, то есть более эффективными.

Следить за соблюдением новых правил будет МЧС России. Правила будут действовать 6 лет – до 31 декабря 2026 года включительно.

Нужна ли лицензия на установку противопожарных дверей в 2021 году

ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

2. Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - лицензирующий орган).

3. Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к настоящему Положению.

4. Лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии или лицензиата зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств;

б) наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Федерального закона "О пожарной безопасности", прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

в) наличие в штате у соискателя лицензии или лицензиата работников (при выполнении 1 или 2 видов работ (услуг) - не менее 2 человек, при выполнении 3 или 4 видов работ (услуг) - не менее 3 человек, при выполнении 5 и более видов работ (услуг) - не менее 5 человек), заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом трудовые договоры, имеющих:

высшее или среднее профессиональное образование в области лицензируемой деятельности, либо прошедших профессиональное обучение в области лицензируемой деятельности;

минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года;

г) прохождение лицами, указанными в подпункте "в" настоящего пункта, не реже 1 раза в 5 лет обучения в области лицензируемой деятельности применительно к выполняемым работам (оказываемым услугам) по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих;

д) выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

5. К грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "б" и (или) "д" пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет или направляет в порядке, установленном статьей 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", заявление с приложением копий документов:

а) подтверждающих наличие у работников, указанных в подпункте "в" пункта 4 настоящего Положения, необходимого образования и соответствующей квалификации;

б) подтверждающих стаж работы работников, указанных в подпункте "в" пункта 4 настоящего Положения, или заверенных в установленном порядке выписок из указанных документов;

в) подтверждающих наличие у соискателя лицензии зданий (сооружений, помещений), указанных в подпункте "а" пункта 4 настоящего Положения;

г) подтверждающих наличие у соискателя лицензии оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерений, указанных в подпункте "б" пункта 4 настоящего Положения;

д) подтверждающих наличие сведений о результатах поверки средств измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений или результатов поверки средств измерений, выполненных до 24 сентября 2020 г., которые должны быть удостоверены знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средств измерений, заверенной подписью поверителя и знаком поверки;

е) подтверждающих прохождение работниками обучения, указанного в подпункте "г" пункта 4 настоящего Положения.

7. Прием лицензирующим органом заявления и документов, указанных в пункте 6 настоящего Положения, принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии и об аннулировании лицензии, а также формирование государственного информационного ресурса, формирование и ведение реестра лицензий, предоставление информации по вопросам лицензирования осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

8. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность и не указанные в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются новый адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) работы и услуги, которые лицензиат намерен выполнять и оказывать, а также сведения в соответствии с подпунктами "а" - "г" пункта 4 настоящего Положения.

9. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии или лицензиатом документах, лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

10. Информация, предусмотренная частью 1 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается лицензирующим органом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 10 дней со дня официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности, а также внесения лицензирующим органом соответствующих записей в реестр лицензий.

11. Лицензионный контроль осуществляется лицензирующим органом в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

12. За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление лицензии уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Виды лицензирования деятельности в области пожарной безопасности

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", от 06.10.2017 № 1219 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности" к компетенции Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий отнесено лицензирование следующих видов деятельности:

деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры:

тушение пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры

деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

🔥Что нужно знать о противопожарных дверях

Николай Морозов

Основные технические требования приведены в разд. 5 ГОСТ Р 56177-2014, в частности:

  • доводчики должны выдерживать работу с перегрузкой при закрывании двери от прямого угла;
  • при эксплуатации в условиях экстремальных температур время закрывания двери от прямого угла, равное 5 сек. при внешней температуре 20 °C, не должно увеличиваться более чем на 25 сек. при температуре минус 15 °C и ниже или уменьшаться менее чем на 3 сек. при температуре 40 °C;
  • люфт новых доводчиков маятниковых дверей не должен превышать 3 мм, после 500 000 циклов наработки - 6 мм.

Дополнительные требования к доводчикам, предназначенным для использования в конструкциях противопожарных дверей, содержатся в Приложении "Б" к ГОСТ Р 56177-2014, в частности:

Данный закон направлен на совершенствование лицензирования деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, а также по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Он содержит в себе ряд новых требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим или планирующим получить лицензию МЧС на право осуществлять вышеуказанные виды деятельности (далее — лицензия МЧС).

ФЗ № 168 начинает свое действие по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, за исключением подпункта «а» пункта 2 статьи 1, который вступает в силу со дня официального опубликования закона, то есть с 11.06.2021.

Давайте рассмотрим, какие новшества для лицензиатов и соискателей лицензии МЧС принес нам ФЗ № 168:

1. Подтверждение соответствия лицензиата раз в 3 года.

Лицензиаты, то есть те организации и индивидуальные предприниматели, которые имеют соответствующую лицензию МЧС на деятельность в области пожарной безопасности, теперь должны будут подтверждать свое соответствие лицензионным требованиям посредством самостоятельного предоставления в лицензирующий орган всей необходимой информации о себе. Такое подтверждение соответствия лицензиат должен будет проходить каждые 3 года, исчисляя со дня предоставления лицензии.

Для тех лицензиатов, которые к моменту вступления в силу ФЗ № 168 уже имеют или будут иметь соответствующую лицензию МЧС, в отношении срока подтверждения соответствия установлены следующие особенности:

если лицензия МЧС была предоставлена до 1 января 2012 года, первое подтверждение своего соответствия, то есть предоставление необходимой информации в лицензирующий орган лицензиат должен произвести в течение первого года со дня вступления в силу ФЗ № 168;

если лицензия МЧС была предоставлена в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2015 года, первое подтверждение своего соответствия, то есть предоставление необходимой информации в лицензирующий орган лицензиат должен произвести в течение второго года со дня вступления в силу ФЗ № 168;

если лицензия МЧС была предоставлена начиная с 1 января 2016 года, первое подтверждение своего соответствия, то есть предоставление необходимой информации в лицензирующий орган лицензиат должен произвести в течение третьего года со дня вступления в силу ФЗ № 168, в случае, если в течение этого года или ранее истекло три года и более с даты выдачи лицензии МЧС.

2. Уведомление о выполняемых работах, оказываемых услугах.

Теперь лицензиат обязан будет уведомлять лицензирующий орган обо всех выполняемых работах, оказываемых услугах путем направления соответствующей информации. Содержание такого уведомления и порядок его направления в лицензирующий орган будет устанавливать положение о лицензировании конкретного вида деятельности.

Таким образом, теперь если вы, например, произвели на объекте заказчика установку систем пожаротушения, то у вас, как у лицензиата, автоматически появится обязанность уведомить об этом лицензирующий орган.

3. Место осуществления лицензируемого вида деятельности.

Устанавливается, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности юридического лица должен быть указан один или несколько адресов, которыми могут быть:

адрес места нахождения юридического лица, то есть тот адрес, который указан в ЕГРЮЛ (Едином государственном реестре юридических лиц);

адрес филиала юридического лица.

Здесь стоит обратить внимание, что, как мы с вами знаем, у индивидуального предпринимателя адресом места его нахождения является жилое помещение (адрес регистрации или, иными словами, прописки), которое не может быть местом осуществления лицензируемых видов деятельности, а филиалов индивидуальный предприниматель иметь не может, в связи с чем данные требования законодатель отнес именно к юридическим лицам.

Также в ФЗ № 168 сделана оговорка, что все необходимое, в соответствии с лицензионными требованиями, оборудование, технические средства, в том числе средства измерения, соискатель лицензии МЧС или лицензиат обязаны иметь на праве собственности или на ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, либо по каждому из таких мест (если их несколько), в том числе по месту осуществления временных работ.

Оборудование для получения лицензии МЧС: требования к инструментам, средствам измерения и другим ТС


4. МЧС наделили полномочиями на приостановление и инициацию процесса аннулирования выданных лицензий.

Лицензирующий орган теперь сможет приостанавливать действие лицензии МЧС в случае, если будут выявлены систематические (не менее двух раз в течение трех лет) или грубые нарушения лицензионных требований.

Лицензия МЧС может быть приостановлена на срок не более чем 90 календарных дней, в течение которых лицензиату дается право устранить нарушения, послужившие причиной к приостановке действия лицензии МЧС.

За не являющиеся грубыми систематические нарушения лицензионных требований приостановление действия лицензии МЧС без предварительного предупреждения лицензиата и без предоставления ему времени на их устранение — не допускается.

Если в установленный срок лицензиат не устранит выявленные нарушения, то лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии МЧС.

Аннулирование лицензии МЧС производится только по решению суда в следующих случаях:

1) нарушение лицензионных требований, повлекших за собой:

причинение тяжкого вреда здоровью граждан;

причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более лиц;

причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ;

возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства;

2) непредставление в установленный срок информации, либо представление недостоверной или искаженной информации (см. п. 1 настоящей статьи);

3) неустранение лицензиатом в установленный срок выявленных нарушений лицензионных требований (одновременно с подачей соответствующего заявления в суд лицензирующий орган приостанавливает действие лицензии до дня вступления в силу решения суда).

5. Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг можно указывать по каждому месту осуществления лицензирующих видов деятельности отдельно.

При подаче заявления о предоставлении лицензии МЧС теперь можно указывать в нем перечень выполняемых видов работ, оказываемых услуг по каждому из указанных адресов (если таковых несколько).

Иными словами, теперь, если лицензируемая деятельность вами планируется вестись по нескольким адресам, то вы можете «разбить» свои виды деятельности в зависимости от адреса и, следовательно, подтверждать свое соответствие лицензионным требованиям по каждому из адресов в соответствии с теми видами деятельности, которые по ним осуществляются.

6. Исключена норма закона о прекращении лицензирования со дня установления саморегулирования.

Ранее были попытки ввести вместо лицензирования деятельности в области пожарной безопасности процедуру саморегулирования, или, иными словами, на смену получения лицензии в МЧС должна была прийти процедура вступления в члены саморегулируемой организации в соответствующей области деятельности.

Но этому не суждено было сбыться, и соответствующая норма в законе была долгое время попросту нерабочей, в связи с чем абсолютно логичным стало ее исключение из нормативных правовых актов.

Что изменится в порядке пожарного лицензирования «деятельности по монтажу» с 2021 года (обзор нового Постановления Правительства РФ № 1128)


В настоящее время порядок лицензирования, а также лицензионные требования к осуществлению деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности Нажмите для перехода на ПожВики зданий и сооружений установлены одноименным Положением, которое утверждено Постановлением Правительства РФ № 1225 от 30.12.2011 г. (далее — Постановление № 1225). Но, как мы уже знаем, оно утрачивает свою силу и перестает действовать с начала 2021 года.

Новое Постановление № 1128 несколько расширяет и уточняет лицензионные требования в данной сфере деятельности. Рассмотрим подробнее, что именно изменится с 2021 года:

1. Добавится требование о необходимости иметь в наличии помещение для размещения работников и оборудования (пп. «а» п. 4 Постановления № 1128)

Добавится новое требование о необходимости наличия здания (сооружения, помещения), которое должно находиться по месту осуществления лицензируемого вида деятельности и в котором должны размещаться работники и оборудование лицензиата (соискателя лицензии).

Такое помещение может принадлежать лицензиату (соискателю лицензии) как по праву собственности, так и по иному законному праву.

2. Станут более точными требования к необходимому оборудованию (пп. «б» п. 4 Постановления № 1128)

Если ранее, в Постановлении № 1225, данное требование было изложено достаточно скудно, то теперь все четко и понятно. С 2021 года вступят в силу следующие изменения относительно необходимого оборудования:

2.1. Появится отсылка к Приказу МЧС, которым утвержден минимально необходимый перечень оборудования в зависимости от составов работ.

2.2. Устанавливается четкое понимание, что измерительное оборудование должно пройти именно процедуру поверки.

Сейчас в некоторых случаях с этим моментом возникают некоторые недопонимания между лицензиатом (соискателем лицензии) и лицензирующим органом, так как ФЗ «Об обеспечении единства средств измерений» (ФЗ № 102-ФЗ от 26.06.2008 г., далее — ФЗ № 102-ФЗ) помимо поверки предусматривает еще такую процедуру как калибровка.

Между тем, в этих процедурах есть существенные отличия:

Поверка — совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям (п. 17 ст. 2 ФЗ № 102-ФЗ).

Калибровка — совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик (п. 10 ст. 2 ФЗ № 102-ФЗ). Проводится в добровольном порядке и только если средство измерения не предназначено для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства средств измерений (п. 1 ст. 18 ФЗ № 102-ФЗ).

2.3. Конкретизируется правомочность владения оборудованием.

Сейчас Постановление № 1225 предусматривает, что необходимое оборудование может принадлежать лицензиату (соискателю лицензии) по праву собственности либо на ином законном основании.

Новое Постановление № 1128 уточняет это требование и устанавливает, что в случае если необходимое оборудование принадлежит лицензиату (соискателю лицензии) не по праву собственности, а на ином законном основании, то такое право должно обязательно предусматривать одновременно как право владения, так и право пользования!

Здесь стоит немного пояснить: правомочия собственника какого-либо имущества всегда делятся на 3 составляющих:

Таким образом, можно сделать выводы, что при использовании необходимого оборудования по праву аренды соответствующий договор, устанавливающий ваши права, должен предусматривать в своем предмете не только право использования, но и право владения, и наоборот. Иначе, лицензирующий орган на вполне законном основании может посчитать, что необходимым оборудованием вы владеете не в соответствии с лицензионными требованиями.

3. Установится минимальный количественный состав работников (пп. «в» п. 4 Постановления № 1128)

В настоящее время вопрос о том, какое же количество специалистов будет достаточным для соответствия лицензионным требованиям, вызывает очень много споров. Но с 2021 года ситуация должна измениться, поскольку Постановление № 1128 дает четкий ответ:

при выполнении до 2 видов работ — не менее 2 человек;

при выполнении 3–4 составов работ — не менее 3 человек;

при выполнении 5 и более составов работ — не менее 5 человек.

Остальные требования о наличии необходимого уровня образования, стажа работы и своевременности прохождения курсов повышения квалификации остались фактически прежними (см. п. 4).

4. Расширятся возможности для повышения квалификации работников (абз. 2 пп. «в» п. 4 Постановления № 1128)

В настоящее время Постановление № 1225 устанавливает, что все работники лицензиата (соискателя лицензии) должны не реже чем 1 раз в 5 лет проходить в обязательном порядке повышение квалификации в области лицензируемой деятельности.

Новое Постановление № 1128, вступающее в силу с 2021 года, несколько расширяет данное требование и допускает, что такое повышение квалификации может быть пройдено посредством освоения:

дополнительных профессиональных программ — программ повышения квалификации;

основных программ профессионального обучения — программ повышения квалификации рабочих и служащих.

Периодичность такого обучения остается неизменной — не реже 1 раза в 5 лет.

5. ИП будут приравнены к юридическим лицам

Сейчас требования о наличии необходимого уровня образования, стажа работы и повышения квалификации предъявляются только к работникам юридического лица.

Вместе с тем если соискателем лицензии является индивидуальный предприниматель, то ему необходимо подтвердить именно свое соответствие всем лицензионным требованиям, но необходимость принимать в штат иных специалистов, соответствующих лицензионным требованиям, у предпринимателя отсутствует.

Постановлением № 1128 данное правило отменяется, и лицензионные требования о наличии в штате работников с соответствующим уровнем образования, стажем работы и своевременным прохождением курсов повышения квалификации предъявляются в равной степени ко всем лицензиатам (соискателям лицензии).

Таким образом, как мы видим, с 2021 года вступают в силу ряд существенных изменений и дополнений, которые необходимо будет соблюдать в обязательном порядке!

Получить бесплатную консультацию по оформлению лицензии вы сможете по телефону: 8 (4932) 77-41-16.

Изменения в правилах пожарной сертификации в 2021 году

Картинка Изменения в правилах пожарной сертификации в 2021 году

Обеспечение противопожарного режима на разных категориях объектов – предмет строгого контроля со стороны государства. Согласно существующему порядку, обязанность по выполнению контроля и надзора в этой области возложена на профильное министерство, занимающееся вопросами гражданской обороны, нештатных ситуаций и ликвидации последствий произошедших стихийных бедствий (МЧС). В 2020 году в этой сфере произошло немало серьезных изменений, связанных с вступлением в действие новых нормативных документов. Поэтому организациям, работающим в разных областях деятельности, придется провести серьезную подготовку, чтобы пройти проверки контролирующих органов. Проанализируем эти изменения более предметно.

Главное: вступление в силу нового техрегламента Евразийского таможенного союза

Российская Федерация вот уже десять лет выступает в роли полноправного члена союзного объединения, которое сначала носило название Таможенного союза, а теперь называется Евразийским экономическим союзом. В целях упрощения межгосударственного взаимодействия и активизации торгового оборота между странами-участницами в рамках Союза создается единая нормативная база, устанавливающая требования к безопасности и качеству разных видов товаров.

Для каждой конкретной группы продуктов разрабатывается отдельный технический регламент. В общей сложности с момента начала работы в этом направлении приняты и вступили в действие уже более 40 таких документов. Однако до последнего времени в области выполнения требований пожарной безопасности государства, входящие в состав ЕАЭС, руководствовались национальными нормативами. Это связано с высоким уровнем сложности и ответственности контроля в рассматриваемой области, поскольку непроработанность надзорных и административных процедур обусловливает серьезные риски, включая риски для здоровья граждан и даже их жизни.

Однако сейчас в этом направлении наконец произошли серьезные подвижки. С 1 января вступил в действие техрегламент ТР ЕАЭС 043/2017, который содержит единые требования, устанавливаемые для средств и техники, используемой для тушения пожаров и выполнения правил пожарной безопасности. Как ясно из кодового обозначения, включенного в название регламента, рассматриваемый текст был разработан еще в 2017 году. Однако, как это обычно делается при принятии таких нормативных документов, момент его вступления в силу был отложен, чтобы все вовлеченные субъекты имели возможность изучить новые требования и внедрить их в свои бизнес-процессы.

Сфера и порядок применения ТР ЕАЭС 043/2017

Порядок использования регламента 043/2017 утвержден решением Комиссии ЕЭК от 23 июня 2017 года N 40. Этот нормативный документ распространяет свое действие на следующие категории продуктов:

  • вещества, применяемые для тушения возгораний, включая порошки и пенообразователи;
  • средства обеспечения огнезащиты для разных типов конструкций;
  • электромонтажная продукция погонажной группы;
  • огнетушители;
  • автономные типы устройств, используемых для тушения возгораний;
  • пожарные краны и шкафы;
  • средства для тушения пожаров мобильного типа;
  • технические элементы, применяемые в виде компонентов систем пожарной автоматики, включая системы пожарной сигнализации, оповещения, автоматического управления эвакуацией граждан в случае возгорания и проч.;
  • технические элементы, применяемые в роли компонентов автоматических систем тушения возгораний, включая автономные, модульные и роботизированные установки пожаротушения;
  • роботизированная техника для тушения возгораний;
  • специальные средства защиты органов дыхания и зрения от продуктов горения;
  • защитная одежда для пожарных, а также профессиональные средства защиты отдельных частей тела;
  • устройства и техника для спасения людей, находящихся на высоте, в случае пожара;
  • инструменты для осуществления спасательных и иных работ при пожаре;
  • дополнительное снаряжение, используемое для организации работы пожарных;
  • пожарная техника и оборудование;
  • вещества и материалы для заполнения проемов и организации противопожарных преград;
  • технические приборы, входящие в состав систем противодымной вентиляции.

Перечисленные продукты для продажи на рынках государств, входящих в состав ЕАЭС, теперь должны иметь особую разрешительную документацию, оформленную по новым правилам.

Подтверждение соответствия нормативам ТР ЕАЭС 043/2017

По правилам установленным новым нормативным документом, в 2021 году ответственность за оформление необходимой разрешительной документации согласно нормативам нового технического регламента возлагается на заявители. В этой роли может действовать производитель или продавец товара, а также его импортер – в случае, если организация, которая производит такие продукты, располагается вне границ Евразийского таможенного союза. В целях подтверждения соответствия установленным нормативам техрегламентом выделяются два основных типа процедур:

  • сертификация;
  • декларирование.

Правом выполнения необходимых операций для установления соответствия товара актуальным нормативам наделены только уполномоченные сертификационные центры. Они должны пройти процедуру аккредитации в ЕАЭС. Процесс проверки с выполнением требуемых испытаний и исследований должен быть организован в условиях специальной лаборатории, которая также должна пройти процедуру аккредитации. В случае успешного прохождения продуктом процесса оценки соответствия на него оформляется сертификат или декларация. Максимальный срок действия этого документа для серийных продуктов составляет 5 лет. Если же документ оформляется на партию продукции или единичный товар, срок его действия не определяется. В качестве дополнения к выдаваемому сертификату или декларации на сам товар или его упаковку наносят уникальную маркировку, которая подтверждает его соответствие нормативам ТР ЕАЭС 043/2017.

Переходный период внедрения техрегламента о пожарних изделиях

В целях организации постепенного перехода к новым требованиям и минимизации отрицательного влияния процесса внедрения техрегламента ЕАЭС на состояние рассматриваемой отрасли на этапе начала его применения устанавливается переходный период. Правила работы участников рынка в течение этого срока определены положениями Решения Коллегии ЕЭК от 26 сентября 2017 года N 125.

Согласно этому документу, средства тушения пожаров, которые прошли сертификацию или декларирование по национальным правилам до даты вступления в действие ТР ЕАЭС 043/2017, могут продолжать обращаться на рынке без оформления дополнительной документации в течение ограниченного времени. Решением № 125 устанавливается, что выданные им документы будут применяться до окончания срока их действия. При этом максимальный срок их использования ограничивается 18 месяцами после вступления в силу интересующего нас техрегламента.

Это значит, что такая документация в наиболее благоприятном случае может действовать в течение 2020 года и шести месяцев 2021 года. По окончании этого периода документы перестанут давать право на обращение товара на рынке, даже если срок их действия еще не закончился. В этой ситуации производителю или продавцу нужно будет оформить разрешительную документацию по новым правилам.

До середины 2021 года также разрешается производство и выпуск на рынок товаров, которые отвечают нормативам национальных технических регламентов; однако маркировать их единым знаком, подтверждающим соответствие ТР ЕАЭС 043/2017, нельзя. Наконец, можно изготавливать и продавать продукты, которые раньше не подлежали прохождению обязательной процедуры оценки соответствия, однако подпадают под действие нового техрегламента.

Пилотный проект МЧС по внедрению дистанционного контроля

В национальных правилах обеспечения пожарной безопасности и выполнения контроля за соблюдением таких требований в 2021 году тоже произойдут серьезные изменения. При этом в реальности они нацелены на более долгосрочную перспективу. Так, в 2021 году МЧС в качестве пилотного проекта по увеличению степени цифровизации процедур надзора планирует внедрить на ряде предприятий систему дистанционного контроля за работой автоматических систем противопожарной защиты предприятий.

Предполагается, что такая система обеспечит возможность следить за работой таких установок в режиме реального времени. Если по какой-то причине автоматические системы на объекте отключены или работают с перебоями, такая информация будет оперативно поступать на контрольный пункт МЧС. Собственник объекта или эксплуатирующая его организация по электронной почте получит оповещение об обнаруженной проблеме, в котором будет содержаться предупреждение о необходимости ее ликвидации. Если это не будет сделано, информация о нарушении будет передана в прокуратуру, а к ответственным лицам применят установленные меры административного воздействия.

Обновленные требования противопожарного режима

2020-21 годы станут первым временным периодом, в течение которого будут в полном объеме применяться поправки, недавно внесенные в постановление Правительства от 25 апреля 2012 года N 390. Этот нормативный документ устанавливает правила организации противопожарного режима на разных категориях объектов.

Этот нормативный документ применяется уже несколько лет, однако в 2019 году в него был внесен ряд серьезных изменений. Это произошло в связи с вступлением в действие постановлений Правительства от 7.03.2019 N 248 и от 20.09.2019 N 1216. Согласно рассматриваемым правовым документам в этой области вводятся следующие новые требования:

Контроль за выполнением установленных правил будут выполнять сотрудники МЧС.

Инициативы МЧС по изменению противопожарных правил

Кроме текущей деятельности по организации контроля и надзора за выполнением противопожарных правил на разных категориях объектов, Министерство также проводит стратегическую работу по пересмотру действующей нормативной базы. Как и другие ведомства, в ходе реализации этой деятельности оно учитывает такие факторы как продолжающееся внедрение риск-ориентированного подхода в работу контролирующих органов. Кроме этого, такой пересмотр выполняется с учетом программы «регуляторной гильотины», которая была анонсирована в конце 2019 года Дмитрием Медведевым. Согласно этой программе предполагается анализ всего объема действующих правовых документов на предмет изъятия избыточных и устаревших требований. Дополнительным обстоятельством, которое обусловливает направления работы министерства по пересмотру нормативной базы, становится указанное выше вступление в действие технического регламента ЕАЭС 043/2017.

Однако основной фактор, которым руководствуются в этой работе специалисты МЧС – это увеличение степени защищенности граждан в опасных ситуациях, а также снижение общего количества пожаров и тяжести их последствий. В этой связи ведомство предложило внести серьезные изменения в содержание основных правовых документов, регулирующих вопросы выполнения требований пожарной безопасности в России. Соответствующие предложения уже опубликованы на государственном портале проектов. Они предполагают поправки в:

  • национальный техническый регламент о требованиях пожарной безопасности, то есть федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ;
  • федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ, посвященном пожарной безопасности.

Заказать расчет стоимости

Предложения МЧС по изменению требований национального техрегламента о требованиях пожарной безопасности

В пояснительной записке к предоставленному документу упоминаются все важнейшие факторы для пересмотра текста действующего федерального закона. Это необходимость внедрения риск-ориентированного подхода, осуществление программы «регуляторной гильотины» и вступление в действие техрегламента 043/2017. Кроме исключения требований закона № 123-ФЗ, которые стали дублирующими по отношению к положениям технического регламента ЕАЭС, в проект документа содержатся следующие предложения:

  • расширение понятийного аппарата, который применяется для организации работ в области пожарной безопасности и осуществления контроля за качеством продуктов, используемых в рамках этой работы. В список новых понятий, содержащихся в проекте, входят такие как«безопасная зона», «противопожарный разрыв», «пожарный отсек» и другие;
  • введение четких критериев, при выполнении которых пожарная безопасность конкретного объекта расценивается как обеспеченная на достаточном уровне. Эти критерии приведены в обновленной редакции статьи 6 123-ФЗ;
  • описание регламента выполнения оценки пожарного риска, который описывается в той же статье 6;
  • уточнение свойств, обусловливающих пожарную опасность разных типов горючих материалов, включая строительные, кожевенные и текстильные. Они приводятся в новой редакции статьи 13;
  • введение обновленной классификации материалов по разным критериям, включая скорость распространения пламени, дымообразущую способность и т.д. Эти классификации также указаны в статье 13;
  • объемное описание новых требований к организации эвакуационных путей, приведенное в статье 89;
  • описание областей использования разных типов облицовочных и отделочных материалов для конкретных категорий помещений, приведенные в приложениях к федеральному закону № 123-ФЗ;
  • дополнительные нововведения.

Предполагается, что предлагаемый федеральный закон в обновленной редакции вступит в силу непосредственно со дня его официальной публикации. В информации об обсуждении уведомления о начале разработки проекта указывается, что это может произойти в декабре 2021 года. Этот достаточно длительный срок работы над документом обоснован необходимостью изучения большого массива данных законодательства Российской Федерации и Евразийского экономического союза на предмет гармонизации и ликвидации дублирующих положений.

Читайте также: