Два часа в благородном семействе или о чем скрипела дверь

Обновлено: 17.05.2024

Два часа в благородном семействе, или о чем скрипела дверь

МАТЬ. Это очень странно.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Мамаша!

ДЯДЯ. Не женщина же, папаша?

БАБУШКА. Все же, тварь по образу и подобію Божію.

ДРУГЪ ДОМА. Установимъ факты. Итакъ, наша добрая бабушка, случайно пробудясь отъ сна въ три часа ночи, услыхала у дверей своей спальни странный шумъ.

БАБУШКА. Шумъ. Прекрасно сказано: именно, шумъ.

ДРУГЪ ДОМА. Будто кто-то ступаетъ босыми ногами.

БАБУШКА. Какъ воръ. Я стою на своемъ: онъ крался, какъ воръ.

ДЯДЯ. Ты теряешь свое портмоне, самое меньшее, три раза въ сутки.

ДЯДЯ. То есть какъ же, напротивъ? Больше, что ли?

ДРУГЪ ДОМА. Мы ушли опять Богъ знаетъ куда. Такъ нельзя, господа. Вы хотите сказать, дорогая.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. И я. Напротивъ!

БАБУШКА. А я готова хоть присягу взять, такъ крадутся только воры.

ДЯДЯ. Или любовники.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Поль.

МАТЬ. Но Поль, подумай: кто же могъ назначитъ ему свиданіе?

МАТЬ. Ты, какъ всегда, циникъ, Лоль!

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Ты заставишь меня уйти!

МАТЬ. Вы находите?

МАТЬ. Вотъ ужъ не ожидала отъ Нади такой неблагодарности!

БАБУШКА. Это еще хуже воровства.

БАБУШКА. На скотный дворъ ссылали подлянокъ!

МАТЬ. Не безпокойтесь, мама: я знаю свои обязанности.

МАТЬ. Безстыдная! Неблагодарная!

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Дрянь!

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Ты навелъ насъ на идею.

БАБУШКА. Чтобы выгнать горничную, и предполагать-то не стоитъ.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Ужасно!

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Ахъ, что ты, Поль?! напротивъ!

ДРУГЪ ДОМА. Другъ мой, не волнуйтесь.

БАБУШКА. Воспитаніе Зои стоило намъ страшныхъ денегъ.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Еще если бы они были женаты!

БАБУШКА. Гнать мерзавку! Что тутъ разговаривать? Гнать и гнать!

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Ахъ, Поль!

ДЯДЯ. Несправедливо! Какъ хотите, несправедливо!

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Поль заступается за Надю потому, что онъ самъ циникъ.

МАТЬ. Ты, Поль, такой спорщикъ, что даже неловко.

ДРУГЪ ДОМА. Какихъ же еще доказательствъ?

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Просто щекотливо говорить!

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Ma soeur! ma soeur!

ДРУГЪ ДОМА. Ахъ, что вы! что вы!

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Напротивъ!

ДРУГЪ ДОМА. При всемъ моемъ уваженіи къ вамъ, милый Поль, я нахожу, что вы зашли слишкомъ далеко. Вы должны взять свои слова обратно.

ДРУГЪ ДОМА. Вы должны взять ваши слова обратно.

МАТЬ. Потому что онъ эгоистъ.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. И либералъ.

ДРУГЪ ДОМА. Вы должны взять ваши слова обратно.

МАТЬ. Слишкомъ много сказалъ ты, Поль! Слишкомъ много!

БАБУШКА. У! Безстыдникъ!

ДЯДЯ. Кому это надо?

ДЯДЯ. Да къ чему, Лили?

МАТЬ. Какъ летитъ время!

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Напротивъ!

НАДЯ (входитъ). Изволили звонить?

БАБУШКА. Который мужчина полоумный, такъ въ полоуміи и помретъ.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Напротивъ!

МАТЬ. Русскимъ языкомъ говорю вамъ, что мы не нуждаемся въ вашихъ объясненіяхъ. Ваши похожденія насъ не интересуютъ.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Напротивъ!

МАТЬ. Запирательства безполезны. Лучше сами признайтесь, что виноваты.

МАТЬ. А! Вотъ я желала бы, чтобы Поль слышалъ!

ДРУГЪ ДОМА. Онъ долженъ слышать!

Надя хнычетъ.

ДРУГЪ ДОМА. Не волнуйтесь же, дорогая, не волнуйтесь!

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Напротивъ!

МАТЬ. Намъ все равно, чья тамъ у васъ была воля.

МАТЬ. Милая, избавьте насъ отъ грязи.

ДРУГЪ ДОМА. Перестаньте же. Уходите. Какъ вамъ не стыдно? Вы волнуете барыню.

БАБУШКА. У, безстыжая.

БАБУШКА. Такъ вотъ все на ладони и выложила.

МАТЬ. Хоть бы чуточку заперлась, хоть бы крошка стыда въ глазахъ!

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Напротивъ!

МАТЬ. О, другъ мой! Какое время мы переживаемъ? Какіе люди? Какіе нравы? Куда мы идемъ? Я васъ спрашиваю, куда мы идемъ?

ДРУГЪ ДОМА. Ради Бога, не волнуйтесь. Вы знаете, какъ я волнуюсь, когда вы волнуетесь.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Вы, папаша, всегда съ глупостями! (Уходитъ.)

БАБУШКА. Чему ты, генералъ?

СЫНОКЪ (входитъ). Бабушка, за что мама уволила Надю?

БАБУШКА. Ежели уволила, стало быть, было за что.

БАБУШКА. Генералъ, ты слышишь?

СЫНОКЪ. Да, и я не понимаю, какъ маменька, съ ея изящнымъ умомъ, могла такъ грубо распорядиться.

БАБУШКА. Генералъ, ты слышишь?

БАБУШКА. Генералъ, ты слышишь?

БАБУШКА. Ахъ, ты щенокъ, щенокъ! Хи-хи-хи-хи-хи!

БАБУШКА. Сама я въ прошлую ночь застала, какъ онъ крался къ ней, негодной.

СЫНОКЪ. Въ эту ночь?

СЫНОКЪ. Бабушка! Вы врете.

БАБУШКА. Чему, генералъ?

СЫНОКЪ. Небылица! Безсмыслица! Клевета!

БАБУШКА. Груби, груби!

БАБУШКА. Мило, очень мило! Хорошее воспитаніе обнаруживаешь, нечего сказать!

СЫНОКЪ. Какъ же Надя могла сознаться въ томъ, чего не было?

БАБУШКА. Видно, было, если созналась.

СЫНОКЪ. Да не было же, говорятъ вамъ!

БАБУШКА. Давно бы такъ, батюшка!

БАБУШКА. Какъ есть, одержимый!

БАБУШКА. Чему, генералъ?

МАТЬ. Даже отправила.

ДЯДЯ. Конечно, и ея обольстителя?

МАТЬ. Именно самъ Богъ послалъ! Мамаша, помните Антона?

ДЯДЯ. Можетъ быть, у него былъ насморкъ?

ДЯДЯ. Припомни, однако, что отъ ночной ходьбы босикомъ тоже легко бываетъ насморкъ.

ДЯДЯ. Скажи еще: несправедливо!

МАТЬ. Но я же удалила Надежду.

БАБУШКА. Обрадовались? Заржали?

ДЯДЯ. Ты думаешь? Впервые слышу!

МАТЬ. Я говорю про заразу нравственную, про отраву мысли

МАТЬ. Словомъ, ты меня не переспоришь.

СЫНОКЪ (входитъ). Дядя Поль! На два слова!

ДЯДЯ. Денегъ просить? И не начинай.

БАБУШКА. А вамъ весело?

БАБУШКА. Вотъ за то, что вы надъ родными своими грохочете, Богъ у васъ и ноги отнялъ.

ДЯДЯ. А! Теперь я все понимаю.

СЫНОКЪ. Право, вы уже слишкомъ горячо приняли къ сердцу.

ДЯДЯ. О, какъ это подло, гадко, ужасно!

ДЯДЯ. Опуститься до такой низости!

ДЯДЯ. Мерзкая женщина! Грязная женщина! Гадина! Мессалина!

ДЯДЯ (смотритъ на него въ упоръ и съ совершеннымъ безмолвіемъ). Чего?

СЫНОКЪ. Я прошу васъ Надю уважать.

ДЯДЯ. Да-съ, непріятно.

СЫНОКЪ. Я могу уйти.

ДЯДЯ. Да-съ, уйдите.

ДРУГЪ ДОМА. Какъ?

ДЯДЯ. И разстроенъ, и боленъ.

ДЯДЯ. Изъ-за! изъ-за!

ДЯДЯ. Вамъ-то откуда знать, правъ я или неправъ?

ДЯДЯ. Опять я у нихъ оказываюсь въ Надьку влюбленъ!

ДЯДЯ. Спросите Мишку!

ДЯДЯ. Но позвольте же.

ДЯДЯ. Да чортъ же побери, наконецъ.

МАТЬ (входитъ). Поль опять о чемъ-то ужасно кричитъ.

ДРУГЪ ДОМА. Дорогая!

МАТЬ. Еще никогда въ жизни не испытывала такой ужасной мигрени.

МАТЬ. Да, я приказала заложить лошадей. (Уходитъ.)

ДЯДЯ. Мессалина! Лукреція Борджіа! Мать Гамлета, въ сравненіи съ тобою, ангелъ правды и невинности!

ДЯДЯ. На нашу семью обрушился позоръ.

ДЯДЯ. Типунъ вамъ на языкъ!

ДЯДЯ. Ни я, ни онъ. Что за фантазія!

ДЯДЯ. Хорошо вы, однако, насъ понимаете..

ДЯДЯ. Вы, папаша, изъ ума выжили.

ДЯДЯ. Дочь ваша преступна.

ДЯДЯ. Я ее выведу на чистую воду.

ДЯДЯ. Рыцарь! Трубадуръ!

(Оба грохочутъ.)

ДЯДЯ. А мадонна-то наша?

ДЯДЯ. Пенелопа неприступная!

ДЯДЯ. И васъ не коробитъ?.

ДЯДЯ. А дворянство, папаша?

ДЯДЯ. Дешевенько считаете.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ (входитъ). Поль! Папаша! Нашъ Пьеръ сошелъ съ ума.

ДЯДЯ. Ага! Видно, раскинулъ мозгами-то? Догадался?

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Оставь, пожалуйста. Я не ребенокъ. Напротивъ.

ДЯДЯ. Языкъ не поворачивается.

ДЯДЯ. Такъ эти мерзости давно у нихъ тянутся?

ДЯДЯ. Почему ты, однако, расторжествовалась такъ ужъ очень?

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Фальшивая дрянь! Не потрудилась даже замужъ меня выдать.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Лили всегда была безнравственная, а я всю жизнь только чай разливала.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Я читала и мыслила.

ДЯДЯ. Этого только недоставало.

СЫНОКЪ. Если вамъ угодно.

ДЯДЯ. Такъ-то лучше.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Ахъ, Поль, но что же я могу?

ДЯДЯ. Все-таки, третье лицо.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Напротивъ.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. А въ Нинонъ де-Ланкло безъ ума влюбился ея правнукъ.

ДЯДЯ. Хоть его бы предупредить.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Пьера я, пожалуй, подготовлю. (Уходитъ.)

ДЯДЯ. Куда прикажете?

ДЯДЯ. Можно сюда пригласить.

Надя быстро проходитъ. За нею Сынокъ.

СЫНОКЪ. Надежда Трофимовна!

НАДЯ. Ахъ, оставьте меня, пожалуйста!

НАДЯ. Прощайте-ка, прощайте.

СЫНОКЪ. Теперь уже не вы моя жертва, но я жертва вашего отказа.

НАДЯ. Хорошъ женихъ. Восемнадцать-то полныхъ есть ли?

СЫНОКЪ. Вы не хотите взглянуть серьезно.

СЫНОКЪ. Я буду настаивать предъ мамашей.

СЫНОКЪ. Куда же вы теперь?

НАДЯ. Какой вамъ интересъ?

СЫНОКЪ. Настолько презираете?

СЫНОКЪ. Я васъ не понимаю.

СЫНОКЪ. Вы упрекаете, какъ будто сошлись со мною неволею.

СЫНОКЪ. Полагаю, есть разница между ухаживаніемъ и насиліемъ.

СЫНОКЪ. Только и всего?

НАДЯ. Только и всего.

НАДЯ. Не взыщите.

НАДЯ. За много васъ господа купили, чтобы свой скандалъ на меня оборотить?

ДРУГЪ ДОМА. И слышалъ.

МАТЬ. Я всегда ждала и боялась какой-нибудь подобной развязки.

ДРУГЪ ДОМА. Великодушная!

ДРУГЪ ДОМА. Только не волнуйтесь!

МАТЬ. Кто страдалъ столько, какъ я, кто такъ одинокъ.

ДРУГЪ ДОМА. А я то? я то?

ДРУГЪ ДОМА. Мадонна моя!

ДРУГЪ ДОМА. Камея!

ДРУГЪ ДОМА. Я не сообразилъ.

МАТЬ. Вы не сообразили, мой другъ.

ДРУГЪ ДОМА. Но вы всегда все соображаете! Все!

ДРУГЪ ДОМА. Мадонна моя!

МАТЬ. Лучшій! Постоянный!

ДРУГЪ ДОМА. Эта маленькая голова огромна, какъ вселенная.

ДРУГЪ ДОМА. Это геніально. Именно въ Псковской. Псковская губернія создана для Клодины.

ДРУГЪ ДОМА. Только не волнуйтесь! Ради Бога не волнуйтесь! Вы знаете, какъ я волнуюсь, когда вы волнуетесь.

ДРУГЪ ДОМА. Мадонна моя!

МАТЬ. Какъ мало надо словъ, чтобы любить другъ друга.

ДРУГЪ ДОМА. И быть счастливыми.

ДРУГЪ ДОМА. Э! Мы одни!

ДРУГЪ ДОМА. Вы правы.

МАТЬ. Какъ всегда.

МАТЬ. Избави Богъ! Я умерла бы отъ стыда и страха.

ДРУГЪ ДОМА. Но почему? За что? Собственно говоря, намъ нечего скрывать.

МАТЬ. Да, наша любовь чиста.

ДРУГЪ ДОМА. Я буду говорить, какъ вы прикажете.

ДРУГЪ ДОМА. Это она.

ДРУГЪ ДОМА. Клодинъ, мы старые друзья. Не такъ ли? Мы поймемъ другъ друга съ полуслова. Прежде всего, Клодинъ: не надо отчаянія. Забудемъ это слово. Постараемся не отчаяваться?

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Вы уже знаете?

ДРУГЪ ДОМА. Все, Клодинъ.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Воображаю, какъ вамъ тяжело говорить со мною!

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Ахъ, стою ли я?

ДРУГЪ ДОМА. Несмотря ни на что, я продолжаю васъ уважать.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Я такъ боялась, что вы перестанете бывать у насъ.

ДРУГЪ ДОМА. Могу ли я?

МАТЬ (входитъ). Мило!

МАТЬ. Кстати сказано, милая сестрица!

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Да, именно сегодня кстати сказано.

ДРУГЪ ДОМА. Mesdames! mesdames!

ДРУГЪ ДОМА. Mesdames! mesdames!

ДРУГЪ ДОМА. Только не волнуйтесь. Вы знаете, какъ я волнуюсь, когда вы волнуетесь.

МАТЬ. Мило, monsieur Pierre! мило!

ДРУГЪ ДОМА. Мадонна моя! Мадонна моя!

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. И у васъ поворотился языкъ произнести это имя?

МАТЬ. Ха-ха-ха! Имя вашего любовника?

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Ахъ! Наглость! Напротивъ!

МАТЬ. Ахъ! Лгунья! Истреблю.

МАТЬ. Да пустите же меня, Пьеръ! Что вы меня держите, дуракъ? Я ее истреблю.

МАТЬ. Сейчасъ же признавайся, тварь, откуда ты взяла эту подлость?

МАТЬ. Такъ я и знала, что этотъ негодяй Поль тутъ при чемъ-нибудь!

БАБУШКА. Сами-то вы сущій Шамиль и есть!

ДРУГЪ ДОМА. Извините! Я отъ Поля и слышалъ.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Ахъ! Демонъ! Поль, убей его на дуэли!

БАБУШКА. Мало тебя Богъ ногами наказалъ. Чтобъ у тебя и руки-то швырючія отсохли!

МАТЬ. А ты самъ для другой сестры естественнымъ находишь?

ДЯДЯ. Я съ Мессалинами не разговариваю.

ЗОЯ. Мамаша застала тетю Клодю съ Пьеромъ и выходитъ изъ себя отъ ревности.

СЫНОКЪ. Этотъ Пьеръ, просто, антикварій какой-то!

ДРУГЪ ДОМА. Мадонна моя!

МАТЬ. Подите къ чорту!

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Ахъ, безстыдство!

МАТЬ. Вамъ не нравится?

МАТЬ. Зоя, въ свою комнату.

СЫНОКЪ. Сама за дверью подслушаешь.

ДРУГЪ ДОМА. Знаемъ.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ (хихикаетъ). Лили желаетъ подробностей!

БАБУШКА (отводитъ мать въ сторону). Лиличка! Ангельчикъ! Нишкни! Не вороши! Дай сраму улечься.

ДЯДЯ. Я не хочу слушать.

ДРУГЪ ДОМА. Я закрою уши.

МАТЬ. Пусть боится, кого это касается.

МАТЬ. И вы?! Невыносимо!

БАБУШКА. Клавдіи. Ахъ, ты дура, дура!

ДЯДЯ. Въ газеты попадемъ. Ей Богу, въ газеты попадемъ.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Хи-хи-хи!

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Напротивъ.

(Гробовое молчаніе.)

(Вылетаетъ изъ комнаты. Къ всхлипываніямъ и визгамъ Зои присоединяется его фыркающій хохотъ.)

БАБУШКА. Шамиля помнишь, а Ригольбошку позабылъ?

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Ахъ, какъ это передаетъ Шаляпинъ!

МАТЬ. Переплетчиковъ. Уже десятый годъ.

БАБУШКА. Утихомирься ты, не кричи! Воинъ ты мой галицкій!

ДЯДЯ. Да, пожалуй, не лишнее.

МАТЬ. Мамаша, распорядитесь.

ДРУГЪ ДОМА. Это и называется воспитывать народъ.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Онъ будетъ наказанъ къ собственному благу.

ДРУГЪ ДОМА. Валяться въ гостиной по мягкой мебели.

БАБУШКА. Вытирать рожу барскимъ полотенцемъ.

ДРУГЪ ДОМА. Совершенно погибшій.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Боже сохрани тебя, Лили! Напротивъ!

БАБУШКА. Подводить людей своего круга.

ДРУГЪ ДОМА. Вонъ!

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Вонъ.

МАТЬ. Ахъ, Поль! Вздоръ! Стоитъ ли вспоминать?

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Напротивъ!

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Напротивъ! (Уходитъ.)

МАТЬ. Умилительные старики!

ДРУГЪ ДОМА. Филемонъ и Бавкида.

ДЯДЯ (поднимаетъ Брэма съ пола). Корешокъ-то, однако, погнулся.

МАТЬ. Вы не смотрите на мамашу теперь. Смолоду она была отчаянная.

ЗОЯ. Я, мамочка, слушала, что старшіе говорятъ. (Уходитъ.)

ДРУГЪ ДОМА. Мадонна моя!

НАДЯ. Вонъ, я вижу, у васъ деньги въ рукахъ. Скажите лучше спасибо, что съ вами хоть расплатились.

Два часа в благородном семействе или о чем скрипела дверь

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 276 704
  • КНИГИ 652 117
  • СЕРИИ 24 903
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 610 068

ЛитМир - Электронная Библиотека > Амфитеатров Александр Валентинович > Два часа в благородном семействе, или о чем скрипела дверь

Два часа в благородном семействе, или о чем скрипела дверь

Добавить похожую книгу

Желание и чернокожий массажист. Пьесы и рассказы

На безлюдье

Чарующий Восток

Два часа в благородном семействе, или о чем скрипела дверь

Оценка

Оценка: 10 ( 1 )

Количество страниц: 10

Книга закончена

Язык книги: Русский

Выберите формат скачивания:

fb2 QR код Размер: 55,3 Кбайт Добавлено 14 марта 2016, 10:23

Алекса́ндр Валенти́нович Амфитеа́тров (14 [26] декабря 1862, Калуга — 26 февраля 1938, Леванто, Италия) — прозаик, публицист, фельетонист, литературный и театральный критик, драматург, автор сатирических стихотворений (псевдонимы Old Gentleman, Московский Фауст и др.).

Два часа в благородном театре (рецензия)

В «Русской антрепризе» состоялась премьера водевиля «Два часа в благородном семействе, или О чем скрипела дверь…»

01.06.17 театр

Театр «Русская антреприза имени Андрея Миронова» под руководством народного артиста России Рудольфа Фурманова предложил зрителям свое прочтение пьесы «Два часа в благородном семействе, или О чем скрипела дверь…». Водевиль написан известным русским сатириком и публицистом Александром Амфитеатровым более ста лет назад, но прозвучал он в изобретательной и одновременно бережной к тексту режиссуре Евгения Баранова и в зажигательном исполнении актеров на удивление современно и свежо.

«Либерализмом нас не удивишь!»

Измываться над русской классикой, вставляя в текст пошлую отсебятину и «украшая» видеоряд голой натурой, - стало, увы, привычкой театральных «новаторов». Они даже не заметили, пока с умным видом цитировали «ретроградам» Мейерхольда, как такие извращенные постановки сами стали рутиной. Теперь поистине революционно смотрятся спектакли, где актеры одеты соответственно эпохе и играют в обстановке, приближенной к той, что задумана автором, где к тексту пьесы относятся уважительно и к тому же хорошо понимают роль художника-осветителя, музыкального оформителя и других, не видимых зрителю создателей театрального действа.

Именно такой предстает премьера «Русской антрепризы». Как говорит герой Рудольфа Фурманова, Дедушка-генерал, в этой постановке: «Либерализмом нас не удивишь!». Не счел за диво театральный либерализм и режиссер спектакля, известный актер «Русской антрепризы» Евгений Баранов и поставил внятный, четкий, динамичный спектакль, где слышно каждое слово Амфитеатрова и срабатывает каждая реплика автора. Результат? Зритель не скучал ни минуты!

Про дверь скрипучую

1909-й год. Петербург. Благородное семейство. Хозяин дома, как обычно, отсутствует. Он чиновник высокого ранга, занимается продовольствием и близок к безотчетным суммам госбюджета, его прочат в министры, так что он весь в делах и на сцене так и не появляется. Зато все его домочадцы в полном сборе. Они потрясены случившимся в их доме в три часа ночи. Бабушка (Татьяна Захарова) услышала скрип двери, и, выйдя в коридор, увидела, как лакей Федор (Михаил Драгунов) босиком пробирается из людской на господскую половину. К кому?!

Разбор инцидента и поиск «дамы сердца» вытекает в комедию положений. Под подозрением оказываются все дамы, а также горничная (Анастасия Русакова). Мужчины же проговариваются о столь пикантных ситуациях, что их высоконравственный облик мутнеет на глазах. Мелкая причина - скрип двери - приводит к разоблачению «благородного» семейства. Ничтожность, скука, кривляние - вот черты, которые отличают кичащихся своим дворянством, своей избранностью и своим богатством людей.

Единственный чистый голубь - Друг дома (Евгений Баранов), потому что он всегда ночует в другом месте, дабы не опорочить почти двадцатилетней идиллической любви к хозяйке благородного семейства, Матери (Елена Симонова). Правда, по мере развития событий безупречный воздыхатель теряет осторожность и что-то уж с очень основательным знанием дела рассказывает Дяде (Николай Дик), как грамотно и прилично взять на содержание горничную…

От Адама или от Дарвина?

Кстати, первой пострадавшей от скрипа двери стала горничная Надя, которую выгнали из дома немедленно, хотя она была виновата лишь в том, что хороша собой: даже Дедушка-генерал встает из инвалидного кресла, пытаясь обнять «девушку-малину».

Чуть позже выгонят с «волчьим билетом» и лакея Федора. Ни за что, играючи. Со спокойной душой. Потому что, как считает Дедушка, Федор - не мужчина. И даже не тварь по образу и подобию Божию. «Это мы, дворяне, от Адама, - убежден генерал, - а хамы - они от Дарвина».

Чем заканчиваются такие противопоставления, зритель, в отличие от автора, написавшего «Скандал в благородном семействе» за восемь лет до 1917 года, хорошо знает. Водевильные мелодии и беззлобный смех над их благородиями сменяются куда более суровыми звуками. Режиссер позволяет нам услышать их и впервые серьезно задуматься о том, как тяжелы будут последствия ничтожной жизни и высокомерия благородных семейств, когда к власти придут уволенные с «волчьими билетами» Надя и Федор. Петербуржцы могут увидеть сами, как энергичный и уморительно смешной водевиль превращается в мощное гневное предостережение. При этом режиссер не прибавил к авторскому тексту ни одного слова. Как ему это удалось - можно узнать, придя в «Русскую антрепризу».

Сил достаточно

Спектакль поставлен таким замечательным образом, что любой участвующий в нем актер может играть его в свой бенефис. У каждого есть козырной номер, и есть, где себя проявить. Особенно показательна в этом смысле роль Дедушки, сыгранная основателем и художественным руководителем театра Рудольфом Фурмановым. Высказывается его персонаж не часто, но исключительно эффектно. Заметим, что смех и аплодисменты после реплик Фурманова обратились в шквал восторга, когда Рудольф Давыдович, легко поднявшись из кресла, «отжег» темпераментную пляску. Таких удачных находок у режиссера Евгения Баранова оказалось в избытке.

Невольно задаешься вопросом: если столько творческих сил у коллектива, честно работающего в жанре русского психологического театра, нужно ли было приглашать московского гостя Константина Богомолова для предстоящей в скором будущем постановки «Бесов»? Разумеется, Богомолов широко известен, увешан призами за оригинальное и нетрадиционное прочтение классики. Но близка ли его манера «Русской антрепризе»? Ведь последнюю его постановку - «Князь» по мотивам «Идиота» Достоевского в столичном Ленкоме критики назвали смесью Достоевского и Сорокина, зрители обругали за новаторство - в основном непечатно, а Марк Захаров снял ее с репертуара.

Но думается, что и здесь - хитрая задумка. Вполне возможно, что Рудольф Фурманов решил провести собственный эксперимент, обратив способного, но замороченного режиссера в свою веру.

Стоит ли тратить на это силы? А почему нет? Судя по пляске в спектакле «Два часа в благородном семействе», этих сил у Фурманова более чем достаточно. А судя по творческому пути создателя «Русской антрепризы», эти силы всегда идут во благо зрителю и авторам пьес.

Два часа в благородном семействе, или о чём скрипела дверь.


Александр Амфитеатров родился в 1862 году. Писатель. Артист. Драматург. Масон. Человек-легенда. Его жизнь - авантюрный роман.

Выдающийся стилист, чьим слогом и языком восхищался Иван Шмелёв. Автор более 30 романов, журналист, публицист (писавший под псевдонимами Old Gentleman и Московский Фауст), критик всех режимов - и царского (Амфитеатров поплатился за свой фельетон "Господа Обмановы", в котором изобразил царскую семью), и большевистского. Бежавший из Петрограда в августе 1921 года на лодке в Финляндию. Упокоившийся в Леванто, в Италии, где его сыновья снискали славу выдающихся уже итальянских музыкантов. Может быть поэтому в советской России такого писателя как будто никогда и не было.

Его пьеса "Два часа в благородном семействе, или о чём скрипела дверь. " написана в июне 1909 года на итальянской Ривьере. То есть в самом начале ХХ века, 108 лет назад под лазурным небом Италии. А время и место действия "Двух часов. " происходит ещё раньше - где-то в конце века ХIХ в Петербурге на Сергиевской улице (ныне Чайковского), может быть даже рядом с особняком Кочубея-Строганова-графа Игнатьева. На улице, которая, и правда считалась одной из самых аристократических улиц Петербурга.

И только на первый взгляд "Два часа. " просто лёгкая водевильная штучка, чистокровная комедия положений, герои которой на протяжении двух часов реального времени жарко выясняют только один вопрос - к кому же ночью через барскую гостиную пробирался в "дезабилье" статный красавец лакей Фёдор.

Прежде всего это человеческая комедия.

А режиссёр и актёр Евгений Баранов (поставивший на сцене театра имени Андрея Миронова уже пять спектаклей: "Нахлебник", "Сны в летнюю ночь", "Грабёж", "Паола и львы" и "Обыкновенная история") увидел в "Двух часах. " точные параллели с сегодняшним днём. Этим, признаётся, пьеса Амфитеатрова его и покорила.

Два часа в благородном семействе, или о чём скрипела дверь.


Александр Амфитеатров родился в 1862 году. Писатель. Артист. Драматург. Масон. Человек-легенда. Его жизнь - авантюрный роман.

Выдающийся стилист, чьим слогом и языком восхищался Иван Шмелёв. Автор более 30 романов, журналист, публицист (писавший под псевдонимами Old Gentleman и Московский Фауст), критик всех режимов - и царского (Амфитеатров поплатился за свой фельетон "Господа Обмановы", в котором изобразил царскую семью), и большевистского. Бежавший из Петрограда в августе 1921 года на лодке в Финляндию. Упокоившийся в Леванто, в Италии, где его сыновья снискали славу выдающихся уже итальянских музыкантов. Может быть поэтому в советской России такого писателя как будто никогда и не было.

Его пьеса "Два часа в благородном семействе, или о чём скрипела дверь. " написана в июне 1909 года на итальянской Ривьере. То есть в самом начале ХХ века, 108 лет назад под лазурным небом Италии. А время и место действия "Двух часов. " происходит ещё раньше - где-то в конце века ХIХ в Петербурге на Сергиевской улице (ныне Чайковского), может быть даже рядом с особняком Кочубея-Строганова-графа Игнатьева. На улице, которая, и правда считалась одной из самых аристократических улиц Петербурга.

И только на первый взгляд "Два часа. " просто лёгкая водевильная штучка, чистокровная комедия положений, герои которой на протяжении двух часов реального времени жарко выясняют только один вопрос - к кому же ночью через барскую гостиную пробирался в "дезабилье" статный красавец лакей Фёдор.

Прежде всего это человеческая комедия.

А режиссёр и актёр Евгений Баранов (поставивший на сцене театра имени Андрея Миронова уже пять спектаклей: "Нахлебник", "Сны в летнюю ночь", "Грабёж", "Паола и львы" и "Обыкновенная история") увидел в "Двух часах. " точные параллели с сегодняшним днём. Этим, признаётся, пьеса Амфитеатрова его и покорила.

Роль Генерала в спектакле со дня премьеры играл Народный артист России Рудольф Фурманов. После его ухода из жизни театр принял решения не снимать с репертуара один из любимых спектаклей Рудольфа Давыдовича. И тогда Евгений Баранов нашел выход. Постановщик спектакля теперь сам играет роль Генерала, на которую назначил при создании спектакля своего старшего друга. Светлой памяти неугомонного создателя театра имени Миронова Рудольфа Давыдовича Фурманова и посвящает этот спектакль его театр.

Отзыв: Спектакль "Два часа в благородном семействе. " - театр Русская Антреприза имени Андрея Миронова (Россия, Санкт-Петербург) - Не совсем комедия.

Побывала в Русской антрепризе на этом спектакле 30 мая. Спектакль в целом понравился, но есть и некоторые недочеты, которые я бы убрала.
Для начала, пьеса позиционируется как комедия в двух действиях, но с моей точки зрения сюжет не столь комедийный. Да, много шуток, много мелочей, которые позволяют посмеяться как в комедии положений, но сюжет. все ж не комедия, скорее драма (вкратце суть такова: горничную увольняют за то, чего она не совершала и долго обсуждают этот момент, и даже когда выясняется, что прислуга вообще не при чем, все равно увольняют "чтоб не повадно было другим").


Актерский состав и игра вполне порадовали. Естественно куда ж без господина Фурманова, однако здесь у него роль далеко не главная, он Генерал, который все действие сидит в инвалидном кресле и периодически вставляет свои пять копеек в общий разговор. Его жена в исполнении Татьяны Захаровой просто очень жизненно исполняет эдакую посткрепостническую помещицу, уверенную, что господин всегда прав. Более всего мне понравилась Клодина (незамужняя дочь генерала, в роли которой на подмостках выступила Марианна Семенова) - пожалуй наиболее интересная героиня и отличная характерная игра.
Приятно удивили декорации - сцена театра крайне мала, но в отличие от многих театров, где такая малогабаритная сцена и декораций нет, здесь построена гостиная конца 19 века с обилием мебели и различных мелочей. Костюмы тоже весьма неплохи, не совсем, конечно, исторические, но не дурно стилизованные.
В общем и целом спектакль мне понравился, кроме одного момента - финал! Я, конечно, не специалист, не режиссер, не театральный критик, но финал испортил все впечатление. То, что постановщик хотел им сказать понятно, но ощущается инородно. В финале подразумевается пришедшая революция, во время которой горничная и лакей становятся "красными" и расстреливают своих господ. И все это действо сопровождается громкой музыкой, очень странными танцами и пируэтами.
Постановку к просмотру рекомендую, но за финал звезду сниму)

Спектакль «Два часа в благородном семействе, или о чём скрипела дверь. »

Создание спектакля осуществлено при поддержке субсидии негосударственным театрам Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Александр Амфитеатров родился в 1862 году. Писатель. Артист. Драматург. Масон. Человек-легенда. Его жизнь – авантюрный роман.
Выдающийся стилист, чьим слогом и языком восхищался Иван Шмелёв. Автор более 30 романов, журналист, публицист (писавший под псевдонимами Old Gentleman и Московский Фауст), критик всех режимов – и царского (Амфитеатров поплатился за свой фельетон "Господа Обмановы", в котором изобразил царскую семью), и большевистского. Бежавший из Петрограда в августе 1921 года на лодке в Финляндию. Упокоившийся в Леванто, в Италии, где его сыновья снискали славу выдающихся уже итальянских музыкантов. Может быть поэтому в советской России такого писателя как будто никогда и не было.

Его пьеса "Два часа в благородном семействе, или о чём скрипела дверь. " написана в июне 1909 года на итальянской Ривьере. То есть в самом начале ХХ века, 108 лет назад под лазурным небом Италии. А время и место действия "Двух часов. " происходит ещё раньше – где-то в конце века ХIХ в Петербурге на Сергиевской улице (ныне Чайковского), может быть даже рядом с особняком Кочубея-Строганова-графа Игнатьева. На улице, которая, и правда считалась одной из самых аристократических улиц Петербурга.
И только на первый взгляд "Два часа. " просто лёгкая водевильная штучка, чистокровная комедия положений, герои которой на протяжении двух часов реального времени жарко выясняют только один вопрос – к кому же ночью через барскую гостиную пробирался в "дезабилье" статный красавец лакей Фёдор.

Прежде всего это человеческая комедия.

А режиссёр и актёр Евгений Баранов (поставивший на сцене театра имени Андрея Миронова уже пять спектаклей: "Нахлебник", "Сны в летнюю ночь", "Грабёж", "Паола и львы" и "Обыкновенная история") увидел в "Двух часах. " точные параллели с сегодняшним днём. Этим, признаётся, пьеса Амфитеатрова его и покорила.

Спектакль идет с одним антрактом.

Спектакль «Два часа в благородном семействе» - это комическая зарисовка из жизни приличного петербургского семейства, переносящая нас на сто с лишним лет назад. Как и все произведения Амфитеатрова — писателя удивительной судьбы и таланта — эта пьеса буквально очаровывает публику, поскольку она не только жизненна и легка для восприятия, но и дает некое чувство веры и надежды на лучшее будущее. Спектакль «Два часа в благородном семействе» в театре «Русская антреприза» - это два часа смеха до слез, а еще — отличное настроение от встречи с прекрасными артистами, и конечно, петербургские зрители уже знают, где купить билеты на «Два часа в благородном семействе» - конечно, в сети театральных касс ДТЗК .

В спектакле нам встретится огромное разнообразие характеров и персонажей, а интрига будет закручиваться все сильнее и быстрее. Из небольшого конфуза — подумаешь, слуга в не совсем одетом виде был замечен ночью в коридоре — раздувается настоящий скандал, в котором замешаны все возможные участники и их чувства. В конце концов все запутываются и замучиваются настолько, что и концов не найти, так что остается только пожалеть несчастных героев, если, конечно, они не найдут чем еще нас рассмешить. Но это уже узнают только те, кому повезет купить билеты на спектакль «Два часа в благородном семействе» театра «Русская антреприза», а мы скажем лишь, что в постановке задействованы такие звезды, как Рудольф Фурманов, Татьяна Захарова, Елена Симонова, и даже сам Евгений Баранов, выступивший как режиссер, сыграет в спектакле заметную роль.

Два часа в благородном семействе или о чем скрипела дверь

Войти

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

А.Амфитеатров. "Два часа в благородном семействе, или о чем скрипела дверь" - пьеса



Новый спектакль в театре им.А.Миронова. Посмотреть стОит; тем кто учится театральному - смотреть обязательно:-)

Основная идея - неравенство людей - обыгрывается в иронически-юморной форме. Постановкой чутко уловлен оригинальный текст, спектакль получился отличный. Вот обозначена проблема: дворяне, выясняя, зачем "холоп-лакей" бродил ночью по хозяйским покоям, обнаруживают у самих себя массу, мягко говоря, не лучших своих качеств. Старый генерал, отец семейства (его великолепно исполняет "Сам" Рудольф Фурманов), "глубокомысленно" отмечает, что, мол, только они, дворяне, "произошли от Адама и Евы, а все остальные - от Дарвина". Это очень сильная фраза, столь же сильная, сколько юморная. Ведь проблема неравенства людей подразумевает прежде всего лишение людьми "высшего" сорта людей "низшего" сорта права на веру, на святыни, на спасение души и т.п. метафизику. То есть проблема обозначена понятно и внятно. Дальше - несправедливо пострадавшие от хозяев "холопы" закономерно надевают кожанки, красный бант/красную косынку. И это всем понятно, это же и есть закономерная причина всех революций, их фундаментальный смысл - устранение неравенства, освобождение-братство всех людей. Если бы спектакль завершился бы этими красными бантами - он был бы цельным, завершенным произведением. Ну и завершили бы на этом!
Так нет, устроили в конце пантомиму, в которой герои друг друга расстреливают из наганов, все герои бессмысленно умирают. Режиссер, возможно, пытался показать пагубность революции и гражданской войны. Но эта идея, получается, никак не вяжется с озвученной в основной части темой неравенства. Что, если революция и гражданская война братоубийственна и кровава, то "низшие" не имеют право требовать свободы от "высших" и равенства с ними? Что, все революции - зло? И французская, и английская - тоже? А как же "революция как любовь" по Роллану? Вопросы риторические, конечно.
Впрочем, эта заключительная (настаиваю что ненужная) коротенькая пантомима с наганами никак не может испортить в целом отличное впечатление от прекрасно сыгранной пьесы. Рудольф Давыдович, как всегда, на высоте, мастер сцены. Да и Елена Симонова (в роли хозяйки дома Лили), и её заклятый друг Пьер (Евг.Баранов, он же и режиссер спектакля), и другие актеры - все на высоте.
Одним словом, очень и очень рекомендуется.
P.S. Народ на спектакль идет валом - сверханшлаг, как говорится.
P.S. Следующим посмотреть бы "Вишневый сад". Говорят, в этом театре очень даже классическая постановка получилась.
Но это уже в конце лета, пока временно наш город покидаем для выездных подвигов:-)

Два часа в благородном семействе или о чем скрипела дверь

Все проекты

Для бизнеса

Другие проекты

Топ недели

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

1 161 233 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

1 447 993 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

998 142 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

270 441 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

221 624 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

279 221 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

410 792 просмотра

Топ недели

Прямой эфир

Образование

Вы отметили максимальное количество друзей (64) на этой фотографии.

В данный момент вы не можете отметить человека на фотографии. Пожалуйста, попробуйте позже.

Фотография недоступна этому человеку

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

Читайте также: