Построил лодку на балконе

Обновлено: 04.07.2024

Русский пенсионер построил яхту на балконе и совершил два кругосветных плавания

Увидев это, соседи думали, что дедуля сошел с ума, но вскоре, его история потрясла весь мир. Этот человек – яркая личность в российском яхтинге. Евгений Александрович Гвоздев в одиночку совершил два кругосветных плавания. В истории мореходства они входят в число самых трудных и опасных кругосветок.

Евгений Гвоздев построил яхту у себя на балконе и отправился в кругосветное плавание. Электромеханик и мореплаватель сумел прожить длинную и сложную, насыщенную невероятными событиями, жизнь. Но, он ни на секунду не потерял веры в себя и свои силы…

Дети воды: Семь историй калининградцев, променявших квартиры на эллинги

У многих жителей поселка есть свои лодки и катера.

СНТ «Дельфин» - это бывший дачный водно-моторный клуб, который раскинулся на берегу Калининградского залива еще в 70-х. С 2003 года «Дельфин» стал просто дачным обществом, а полтора года назад перешел в статус садового некоммерческого товарищества.

Сегодня застройка «Дельфина» напоминает бразильские фавелы, переехавшие в Венецию. Местные жители представляют собой не менее разношерстную публику, которую объединяет одно: жить в городе эти люди не могут, им нужен простор. И природный, и эмоциональный.

Многие дома стоят у самой кромки воды.

Многие дома стоят у самой кромки воды. Фото: Иван МАРКОВ

Мы собрали 7 историй жителей калининградских фавел, из которых можно составить коллективный портрет вольного поселка.

Игорь Яковчук, пенсионер

- Я тут с 1976 года. Тогда давали участок 5 на 10 метров и разрешали построить один этаж – чисто ангар для хранения лодки. Через несколько лет разрешили строить полтора этажа. Но это такое время было, когда парник на участке не по размерам построишь – и его тут же приказывают разломать. Вскоре тут разрешили и два этажа возводить, а где два, там и три. Первый наш председатель, Николай Иванович Столяров, когда заметил, что кто-то третий этаж строит, потребовал его снести. Первый трехэтажный эллинг появился здесь у Гены-баптиста, и он его отстоял-таки. Сегодня строй хоть десять этажей!

Игорь Яковчук.

Игорь Яковчук. Фото: Иван МАРКОВ

Свой первый эллинг я продал за 1200 рублей, купил на эти деньги телевизор «Рубин» и в 1991 году переехал на новое место. Лодку я тоже продал, и сегодня у меня только одна мечта – взять удочку, сесть на берег и ни о чем не думать. Только не получается. 40 лет отработал – тепловозы заправлял, 71 год мне исполнился, а пенсия у меня хорошая, только маленькая. Поэтому до сих пор работаю – скважины бурю. Но я что скажу: почти все мои сверстники из города поумирали. У них какая на пенсии жизнь? Вышли во двор, скооперировались, в общем, долго не протянешь. А у меня тут станок токарный, станок сверлильный и полная свобода действий.

Валерий Панков, пенсионер-предприниматель

- Свой эллинг я построил В 1978 году. У всех нас были маленькие одноэтажные домики, 6 на 4 метра. В домике стояла лодка, и жить в нем нельзя было, конечно. Жить в «Дельфине» стали с начала 80-х, когда разрешили вторые этажи надстраивать. Сперва человек 20 на этом месте обосновались, а сегодня несколько сотен живет на постоянной основе.

Валерий Панков.

Валерий Панков. Фото: Иван МАРКОВ

Квартира в поселке у меня и сегодня остается, но я там практически не бываю – предпочтение отдал жизни на воде. Здесь у меня и дом, и работа, и рыбалка – мой катерок чуть в стороне стоит. Особенно с животными тут хорошо: собаки на самовыгуле, у меня 15 котов было, а сейчас один остался (собаки сделали свое дело). Только одно расстраивает: если вы были на заливе, то видели, наверное, как там три дома построили. Нам скоро практически доступа к воде не будет. Прогуляться и насладиться природой уже нельзя. Раньше по дамбе идешь, а перед тобой залив, закат… Что еще нужно человеку? А сейчас из-за каких-то трех-пяти человек портится настроение у всех. Я – человек природы, рыбак. Хотя в советское время работа телемастером. Сегодня на пенсии, но продолжаю работать в своем цеху, потому что тут только за свет 5 тысяч в месяц набегает.

Олег Дергоусов, ремесленник

- Мне здесь больше нравится, чем в Москве. Во-первых, климат хороший. Во-вторых, тихо-спокойно. В-третьих, рядом с водой. У меня и лодка есть. Чем я занимался в Москве – это вопрос сложный. Можно сказать, что это поделки из металла, которые помещаются в карман. Идея переезда в Калининград появилась года три назад, мы с женой тут проездом в Литву несколько раз оказались. Когда искали что-нибудь в аренду, и как-то выскочило это место – «Дельфин». Стало интересно, съездили посмотреть.

Олег Дергоусов.

Олег Дергоусов. Фото: Иван МАРКОВ

Это было что-то совершенно новое и необычное, ни на что не похожее. Шанхайчик такой. Мне это не то, чтобы сильно понравилось, но настроения не испортило. К тому же, дешево тут, особенно по московским меркам. Я купил все это за 450 тысяч, и пока делаю ремонт, мы снимаем другой эллинг за 20 тысяч. Главное тут – прекрасный вид из окна. А люди здесь живут разные: и голытьба, и состоятельные. Себя я ни к тем, ни к другим не отношу. Можно сказать, что я дауншифтер.

Елена Квадрициус, безработная

- Мы из Таджикистана приехали и 12 лет в Калининграде квартиру снимали. А потом в 2004 году купили гараж за 45 тысяч рублей. Со временем подняли над ним три этажа. Здесь и зал у нас, и балкон с хорошим видом, и другие комнаты.

Елена Квадрициус.

Елена Квадрициус. Фото: Иван МАРКОВ

Это наше единственное жилье, но нам не дают его официально оформить. Можно сказать, что мы сегодня живем в гараже, хотя исправно платим за все ресурсы. 300 рублей за землю, за электричество больше 5 тысяч набегает, еще на уголь мы за зиму тратим где-то 21 тысячу. Но наш случай с оформлением – это, скорее, исключение. В основном, тут все официально прописаны. А мы даже прописаться не можем.

Валериан Малерчук, предприниматель

- Я из Мурманска. Мы когда с женой познакомились, начали жить у меня на съемной квартире. Теща тогда была золотой. И вот как-то она говорит: «Зачем тебе за квартиру платить? Давай к нам, а мы поедем к себе в Торжок». Мы переехали с женой и детьми, потому что теща пообещала приезжать два раза в год где-то на месяц.

Валериан Малерчук.

Валериан Малерчук. Фото: Иван МАРКОВ

В первый год так и было, а со второго я как раз работу сменил, и денег сначала получал немного. Началось полоскание мозгов: «Денег у тебя нет, квартира не твоя, ничего у тебя нет, ты с голой. ». Практически до развода у нас доходило, потому что теща считала, что к себе домой приезжает, а не в гости. Через четыре года мы с женой сильно поругались, я взял младшего сына и уехал в Питер, где у меня родители живут. Потом я звоню жене, чтобы помириться, и предлагаю: «Давай в Питере останемся». А она отвечает: «Может, уедем куда-нибудь, где потеплее?». Я приехал из Питера, мы вещи собрали, погрузили в машину и приехали в Калининград. Я риелтором работал, деньги у меня были. Сюда также риелтором заехал.

Пожили немного, но местная рыба под пиво мне не зашла, и я попросил пацанов, чтобы они мне вяленого ерша прислали. Они отправили огромную коробку, и я все съесть не смог. Закинул на «Авито», а он – раз – и продался. Еще коробку заказал. С того момента я печенью трески тут торгую. С жильем еще интереснее вышло. Когда вещи собирали, я объявление кинул. Мне тетенька написала: «Хочешь эллинг?». Я не знал, что это. Она прислала фотки, мне понравилось. Приехали с чемоданами, с детьми, двумя кошками и черепахой, и жена спрашивает: «И что? Мы тут будем жить?». В общем, 29 июля будет год, как мы тут. Тут огонь вообще! Когда просыпаешься на втором этаже, а оттуда солнце встает. Окна открыты, ты лежишь на кровати и загораешь. Это очень круто. Пока мы арендуем, но я думаю, что этот эллинг мы купим.

Татьяна Сафонова, продавец

- Я в «Дельфине» с 2007 года. Когда-то у отца моего мужа был эллинг, но он его продал. Правда, у его друга тоже был эллинг, и мы ездили туда в гости постоянно. Собственно, мы его потом и купили.

Татьяна Сафонова.

Татьяна Сафонова. Фото: Иван МАРКОВ

Квартира у нас тоже есть, но живем мы тут все время, потому что это и метраж, и свежий воздух с залива. Животным нашим тоже удобно – у нас кошка и собака. А главное – здесь своя атмосфера, которой давно уже нет в городе. Мы каждый год отмечаем клубом День Победы и День рыбака, кашу и уху варим на берегу озера, музыкантов приглашаем. Все красиво и организованно. Я не могу, например, представить, чтобы в Калининграде кто-то мог районом скооперироваться и самостоятельно праздник провести для жителей, а у нас это старая советская традиция. В плане масс-культа я тут вроде активистки. Праздничная кухня на мне держится.

Дядя Вова - кораблестроитель и мечтатель

Этот легендарный житель СНТ «Дельфин» в прошлом году умер, но его «наследство» продолжает занимать большую площадь. Ангар с просевшей крышей, построенный из выброшенных на улицу дверей, скрывает под собой недостроенное судно, а вокруг него горы «добра»: металлолом, обрезки деревянных брусков и досок, дырявые ведра, накрытый куском полиэтилена холодильник…

Застройка «Дельфина» напоминает бразильские фавелы, переехавшие в Венецию.

Застройка «Дельфина» напоминает бразильские фавелы, переехавшие в Венецию. Фото: Иван МАРКОВ

- Я с дядей Володей почти каждый день общался, - говорит житель соседнего эллинга Александр. – Он все мечтал достроить свой корабль и говорил: «Все сожгу и уплыву отсюда нахрен». Нам его склад особо и не мешал никогда, потому что больше хлопот от другого нашего соседа, он козлов и поросят держит. Все это стадо по «Дельфину» бегает, и при восточном ветре открыть окна невозможно. Так вот в прошлом году дядя Вова дно своего корабля доделал, крышу ангара разобрал, пригнал кран, перевернул судно и крышу на место вернул.

Так сейчас выглядит ангар с недостроенным кораблем дяди Вовы.

Так сейчас выглядит ангар с недостроенным кораблем дяди Вовы. Фото: Иван МАРКОВ

- Он где-то раздобыл старый баркас и всю жизнь его ремонтировал, - рассказывает сосед кораблестроителя Виталий Тарасов. – Я здесь живу 15 лет, и когда приехал, баркас уже стоял. Насколько я знаю, дядя Володя и токарничал, и с кузнечным делом был знаком – в своем эллинге мастерскую держал. Занимался всем подряд, вплоть до того, что даже магазинные тележки ремонтировал. Умер он тихо: с женой поехал по магазинам, вернулся домой, присел отдохнуть, а жена говорит: «Я сейчас покушать приготовлю». Возвращается, а дядя Володя уже все.

Возрастная категория сайта 18 +

Построил лодку на балконе

Все проекты

Для бизнеса

Другие проекты

добавлена вчера в 14:23

Президент России Владимир Путин подписал законопроект, который обеспечит льготу для пенсионеров, чья пенсия не превышает 26 тысяч рублей, сообщает PRIMPRESS.

242 комментария

63K раз поделились

2.3K классов

добавлена 13 сентября в 15:44

Президент России Владимир Путин подписал законопроект, который обеспечит льготу для пенсионеров, чья пенсия не превышает 26 тысяч рублей, сообщает PRIMPRESS.

242 комментария

63K раз поделились

2.3K классов

добавлена 10 сентября в 11:05

От питерского художника Константина Куземы. Яхты. в акварели.. Пикассо подмял рынок под себя: "Художник - это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник - это человек, который продаёт то, что пишет!" Ван Гогу такое не снилось, но позже, за него всем миром постарались. Как уже говорил, я писал всё, что продаётся. А что не продаётся, складывал в ящик, а потом, оптом, продавал маршанам, окупая бумагу для новых экспериментов. Маршаны, так же, складывали всё в свой ящик, смутно надеясь, что из меня, что ни будь, получится. Яхты, наверное, были не менее популярны, чем Город и кошки. С кого-то момента, отравленный иероглифом, я стремился сделать из них слово, хотя бы, по форме. Откровенно-акварельные паруса по-сырому, мне, иногда удавались неплохо. Попутно, я продолжал мучать иероглиф-парус. В сравнении начальными работами, он мог усложняться, и значительно менять характеристики влажности мазка, вплоть, до сухого прочтения. Показательны в этом смысле, «Яхты на Неве» (2008 г.), и «Морские прогулки. Лист 4» (2010г.) Паруса, имели продолжение, в виде полётов.

0 комментариев

4 раза поделились

добавлена 2 сентября в 01:02

Perini Navi

0 комментариев

4 раза поделились

добавлена 1 сентября в 22:16

добавлена 31 августа в 08:14


добавлена 30 августа в 11:23

0 комментариев

6 раз поделились

25 классов

добавлена 12 июля в 13:56

добавлена 20 июня в 17:13

Слышали, у Пикуля умерла жена. Позвала тихо: "Валя, Валь." Обнял, и рухнула наземь. Моряк, Валь, не плачет, он тонет в бутылке вина. И сразу отброшены цели, забыты задачи. Любимый писатель огромной и сильной страны. Вот скажут: "Булавка и галстук." Да ладно, мне новость. А русским, что надо? Себя — до разрыва струны. И книги, как дети, Высоцкого, словно, голос. Глотая страницы, по строчкам нашедший путь, Подводник суровый, и флаг не спустил конвой. А Церель дерётся, дерётся страну любя. Колчак

Водный мир: Петербуржец Даниил Афонин с женой и пятью детьми живет в плавучем доме, созданном из старого дебаркадера

Вложений плавучий дом требует огромных. Но и перспективы дает немалые - свежий воздух, простор, тишина и уют.

Вот уже пять лет многодетная семья Афониных живет, пожалуй, в самом необычном доме Северной столицы. Пристанищем им стал старинный, еще советских времен, дебаркадер – плавучая платформа на реке Ждановка. Глава семейства Даниил Афонин когда-то своими руками вернул полузатопленное и обветшалое судно к жизни – и с тех пор постепенно превращает его в жилище мечты.

ПО ЗАВЕТАМ ПЕТРА I

До того, как переехать на Ждановку, супруги Афонины, Даниил и Анна, жили с тремя детьми в обыкновенной квартире на Васильевском острове. В один прекрасный момент жилплощадь для дружного семейства стала тесновата, и на семейном совете было принято решение искать вариант попросторней.

Решение перебраться на дебаркадер далось семье Афониных нелегко. Зато теперь они абсолютно счастливы.

Решение перебраться на дебаркадер далось семье Афониных нелегко. Зато теперь они абсолютно счастливы. Фото: Олег ЗОЛОТО

- Мы долго думали, что это может быть, - рассказывает Даниил. – Другая квартира? Загородный дом? Все варианты были хороши – и в то же время в каждом мы находили какие-то существенные недостатки. Я даже ходил в часовню к блаженной Ксении Петербургской и просил ее нам помочь.

И чудо действительно случилось: в интернете наш собеседник случайно наткнулся на объявление о продаже старого дебаркадера.

- Я до этого часто бывал за границей: в Германии, Нидерландах, в других странах, где дома на воде – самое обычное дело, - продолжает Даниил. – В Гамбурге, например, есть целый район плавучих домов. А в Амстердаме кроме большого плавучего квартала существует даже плавучий цветочный рынок! И меня всегда удивляло: ведь Петербург практически полностью построен на воде. Еще Петр I хотел, чтобы главным средством передвижения по нему были лодки. А культуры «водной жизни» у нас практически нет.

Вот таким дебаркадер "Святитель Николай" был пять лет назад - старым, ржавым и совершенно не пригодным для жизни. Фото: из личного архива Даниила Афонина

Вот таким дебаркадер "Святитель Николай" был пять лет назад - старым, ржавым и совершенно не пригодным для жизни. Фото: из личного архива Даниила Афонина

ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ

Конечно, решение перебраться на Ждановку далось Даниилу нелегко. При мысли о том, сколько в старый дебаркадер придется вложить денег, сил и нервов, начинала кружиться голова. Впечатление усилилось, когда наш герой увидел свое будущее жилье.

Дебаркадер тогда стоял возле Леонтьевского мыса, перед местом, где Ждановка впадает в Малую Невку – тогда там как раз строили новый жилой комплекс. И представлял собой зрелище, мягко говоря, безрадостное.

- Как мне рассказали позже, сама бетонная платформа была построена еще в шестидесятых годах прошлого века, - вспоминает Даниил. – Сначала на ней располагалась небольшая деревянная надстройка – бранд-вахта или, говоря по-простому, пожарная станция. Потом, она, по иронии судьбы, сгорела, платформу продали, и новый владелец решил превратить ее то ли в плавучий офис, то ли в мини-гостиницу. Но что-то там у него не задалось, и дебаркадер, сменив несколько стоянок, встал на «вечный прикол» возле стройки.

На то, чтобы привести дебаркадер в порядок, у Даниила ушел год. Фото: из личного архива Даниила Афонина

На то, чтобы привести дебаркадер в порядок, у Даниила ушел год. Фото: из личного архива Даниила Афонина

За долгие годы простоя будущий плавучий дом обветшал, местами заржавел, по недосмотру бывших владельцев получил пробоину в дне и частично затонул. С другой стороны – перспективы «водный образ жизни» сулил очень хорошие: все свое, вокруг природа и в то же время без пяти минут центр города, никаких соседей и шума. Да и когда русский человек боялся авантюр?

- Мы съездили на дебаркадер с женой, посмотрели, собрали семейный совет, - вспоминает наш герой. – И решили – будем восстанавливать.

ДОМ-КОРАБЛЬ

Плавучая платформа обошлась нашему герою недешево – за те же деньги, отмечает он, можно было бы купить небольшую квартиру в центре города. Но Даниила, всерьез загоревшегося идеей создать в Петербурге первый плавучий дом, это не остановило: чтобы дебаркадер не ушел другим покупателям, он даже влез в большие долги. Потом, правда, все уладилось – и в этом он тоже склонен видеть настоящее проявление чуда.

У каждого из пятерых детей Афониных - своя отдельная каюта с санузлом.

У каждого из пятерых детей Афониных - своя отдельная каюта с санузлом. Фото: Сергей ВОЛЧКОВ

Трудности начались с первых дней. Дебаркадер нужно было оттащить от стройки и переставить в место поспокойнее. Поэтому первое, что сделал Даниил – одолжил у приятеля гидрокостюм с маской и собственноручно обследовал дно Ждановки в трехстах метрах от Леонтьевского мыса. Потом отбуксировал туда судно и вплотную занялся ремонтом.

Даниил устроил в каютах теплый пол, установил в трюме котел для обогрева

Даниил устроил в каютах теплый пол, установил в трюме котел для обогрева Фото: Олег ЗОЛОТО

На то, чтобы приспособить внутренние помещения под жилье, ушло чуть больше года. За это время Даниил устроил в каютах теплый пол, установил в трюме котел для обогрева, обшил стены, счистил ржавчину и покрасил корпус снаружи. О сне и отдыхе, разумеется, пришлось забыть: ремонт герой нашей статьи совмещал с основной работой, да и семья, разумеется, тоже требовала внимания.

В доме на воде есть все не только для жизни, но и для творчества - например, старинное пианино 19-го века.

В доме на воде есть все не только для жизни, но и для творчества - например, старинное пианино 19-го века. Фото: Олег ЗОЛОТО

- Самым сложным, впрочем, оказались даже не сами работы, а согласование нашего дебаркадера со всеми возможными инстанциями, - констатирует он. – Поскольку практики жизни на воде в Петербурге – да и, можно сказать, вообще в России – до сих пор толком нет, процесс получился долгим и не всегда гладким. Но все в итоге сложилось благополучно, и нам официально разрешили остаться на новом месте.

Только вот с названием не сложилось: Даниил не успел его поменять. Хотя и сама семья Афониных, и их многочисленные друзья, и недавно появившиеся соседи (о чем чуть позже!) называют свой дом корабль «Святитель Николай».

Жилая площадь в доме на воде - почти 1 000 квадратных метров.

Жилая площадь в доме на воде - почти 1 000 квадратных метров. Фото: Олег ЗОЛОТО

УЛИЦА "РЕЧНАЯ"

Сейчас от старого, полузатопленного, проржавевшего и дырявого дебаркадера остались только воспоминания. В распоряжении семьи Афониных – более чем комфортный, уютный и светлый дом общей площадью почти в 1 000 квадратных метров. Электричество поступает от городской сети, вместо канализации – огромный металлический бак-септик, полностью занимающий одно из 10 трюмных помещений. У каждого из пятерых детей – своя отдельная каюта и санузел, основной коридор выводит в большую кают-компанию с кухней, диваном, общим обеденным столом и настоящим дровяным камином. Три открытые палубы, деревянный понтон с пришвартованной лодочкой – одним словом, живи и радуйся. И даже огромные затраты, с которыми оказалась связана жизнь на воде, этого впечатления совершенно не портят.

Многодетная семья Афониных живет, пожалуй, в самом необычном доме Северной столицы

Многодетная семья Афониных живет, пожалуй, в самом необычном доме Северной столицы Фото: Олег ЗОЛОТО

- Если говорить про коммуналку, то нам она обходится где-то в 30 тысяч, - констатирует Даниил. – В сильные морозы – до 50. Самая большая статья расходов, как и везде, отопление: зимой, например, я оптом закупаю 25 тонн пеллет для котла, иначе может не хватить.

Многодетная семья из Санкт-Петербурга вот уже пять лет живет в доме на воде.

Олег ЗОЛОТО

К тому же, отмечает наш собеседник, кроме стандартных расходов на тепло, воду и электроэнергию ему приходится закладывать в бюджет расходы специфические. Септика, например, семье из семи человек хватает в среднем на месяц, потом нужно вызывать машину и откачивать нечистоты. Кроме того, каждый месяц Афонины проводят анализ воды – берут из Ждановки пробы и отправляют в местное отделение Комитета по природопользованию.

Даниил Афонин сделал себе небольшую мастерскую

Даниил Афонин сделал себе небольшую мастерскую Фото: Олег ЗОЛОТО

Но несмотря на это ни сам Даниил, ни его супруга, ни тем более дети, которым на реке вообще раздолье, ни о чем не жалеют.

- Нам тут хорошо, - констатирует наш собеседник. – Просторно, уютно. Место, опять же, хорошее – рукой подать до школы, детского садика, магазинов, центра. К тому же, мне кажется, реки вообще имеют какую-то особую энергетику. Кому-то рядом с рекой становится страшно, а вот нам – наоборот. Скажу вам даже по секрету – нам однажды предложили наш дебаркадер продать. Пообещали столько, что на эти деньги можно было бы купить загородный дом. Но мы отказались. Зачем?

Вот так дебаркадер выглядит сейчас. Оцените разницу!

Вот так дебаркадер выглядит сейчас. Оцените разницу! Фото: Олег ЗОЛОТО

С годами у Афониных даже появились соседи. Сначала друг Даниила с его же подачи построил себе плавучий дом на понтоне. Потом откуда-то приплыла на стареньком отреставрированном буксире интеллигентная пожилая пара. Так теперь все вместе и живут – еще пара-тройка таких же авантюристов, и в Петербурге можно будет открывать еще одну, совершенно уникальную улицу.

Возрастная категория сайта 18 +

США построят для Австралии субмарины атомного раздора

Новую угрозу России и Китаю в Азиатско-Тихоокеанском регионе американцы создают ценой крупнейшего скандала с союзниками по НАТО

Сергей Ищенко

США построят для Австралии субмарины атомного раздора

Фото: ZumaTAСС

Франция унижена. Франция разочарована. Франция в бешенстве. Франция получила сильнейший удар в спину от своего ближайшего и самого могущественного союзника по НАТО. Таков лейтмотив публикаций ведущих парижских СМИ, которые сегодня с крайним ожесточением обсуждают организованный американцами разрыв крупнейшей в истории этой страны сделки по продаже оружия.

«Сегодня я зол, в большой горечи. Так не делается между союзниками… Это одностороннее, жестокое, непредсказуемое решение США устранить союзника таким образом. Это удар в спину», — заявил глава внешнеполитического ведомства Франции Жан-Ив Ле Дриан.

Французское новостное издание Le Figaro добавляет перца: «Десять лет усилий и инвестиций сметены за пять минут и с полным лицемерием, поскольку французские официальные лица не были предупреждены заранее».

Обида Парижа столь велика, что там решено демонстративно отменить намеченные на 17 сентября 2021 года на американской земле совместные с США празднования 240-летия победы в Чесапикском сражении.

Для справки: эта решающая битва на море между французским и британским флотами в Американской войне за независимость произошла 5 сентября 1781 года. Разгром в ней англичан в конечном итоге привел к миру и признанию Лондоном независимости Соединённых Штатов.

В нынешнем году в Вашингтоне по этому поводу были намечены помпезные торжества. Для участия в них на американскую военно-морскую базу в Балтиморе заранее специально прибыл ракетный фрегат ВМС Франции. Теперь он, не солоно хлебавши, через всю Атлантику возвращается домой. Как и неназванный высокопоставленный французский адмирал, спешно отозванный в Париж. Об этом сообщает газета New York Times.

Еще бы Парижу не лютовать! По соглашению, заключенному между ним и Австралией еще в 2016 году, французы намеревались заработать просто астрономическую сумму — не менее 66 миллиардов долларов (по другим данным — до 90 миллиардов «зеленых»). На эти деньги их кампания Naval Group на основе недавно освоенных промышленностью Пятой республики атомных многоцелевых субмарин типа Barracuda (головная, названная Suffren, спущена на воду лишь в 2019 году) к середине 2040-х собиралась построить 12 неатомных подлодок типа Shortfin Barracuda Block 1A, которые были бы оснащены воздухонезависимой энергетической установкой типа МЕSМА (Module d’Energie Sous-Marine Autonome), которая работает на этаноле и сжиженном кислороде.

Начало строительства первой подводной лодки, заранее переименованной австралийцами в тип «Атака», было запланировано на конец 2023 года. Передача ее на испытания ожидалась в 2031 году. А достижение оперативной готовности в составе ВМС Австралии — на 2034 год.

Для австралийцев сделка была примечательна еще и тем, что строительство разработанных Францией подводных ракетных кораблей должно было вестись на их земле — на верфях в Аделаиде. Что сулило стране тысячи новых рабочих мест.

И вот на днях все это совершенно внезапно для Парижа рухнуло. 16 сентября премьер-министр Австралии Скотт Моррисон заявил о денонсации договора из-за чрезмерно выросшей за последние годы прямо на глазах стоимости субмарин. В самом деле: полноценные атомные Barracuda для собственных ВМС Парижу обходятся чуть более, чем по миллиарду за штуку. А неатомные «Атаки» с куда более скромными боевыми возможностями для австралийцев — едва ли не впятеро дороже? С какой стати?

Моррисон тут же пояснил, что взамен его страна на те же деньги намерена теперь обзавестись пусть не двенадцатью, а лишь восемью субмаринами. Зато не какими-нибудь, а самыми настоящими атомными. И поспособствовать Канберре в этом пообещали американцы.

«Строительство подводных лодок в Аделаиде не повлияет ни на одно из международных соглашений Австралии о нераспространении ядерного оружия. Реакторы прибудут в Австралию уже с обогащенным ураном, и их не нужно будет заправлять топливом в течение всего срока службы», — добавил премьер-министр.

Сотрудничество с зарубежными заказчиками в столь чувствительной области, как строительство боевых атомоходов, практически беспрецедентно для Соединенных Штатов. «Как вы знаете, единственной страной, с которой США традиционно делились технологиями ядерных силовых установок такого рода, является Великобритания. И эта договоренность уходит корнями в 1958 год. Мы добавляем Австралию к этому партнерству. Речь идет о фундаментальном решении, фундаментальном. Которое решительно привязывает Австралию к Соединенным Штатам и Великобритании на поколения», — заявил представитель американской администрации.

Таким образом Австралия вот-вот станет седьмой в мире страной, флот которой вооружен атомными подводными лодками. Французы сегодня запоздало рвут на головах волосы: «Так оказывается вам, коварные австралийцы, нужны были именно атомоходы? Надо просто своевременно было сказать нам. Быть может, мы предложили бы в Аделаиде строить не суррогаты в виде каких-то Shortfin Barracuda Block 1A, а самые настоящие наши „Барракуды“ с ядерной энергетической установкой». Но поздно. Доверху груженный австралийскими деньгами поезд уже помчался в сторону США.

Означает ли новое соглашение, что Канберра вскоре станет новым членом «ядерного клуба»? Вовсе необязательно. Потому что пока речь идет об оснащении перспективных австралийских атомоходов высокоточным ракетным оружием исключительно в неядерном снаряжении.

Понятно, что в первую очередь речь идет об американских же крылатых ракетах большой дальности типа Tomahawk, которыми можно стрелять из торпедных аппаратов. Но вот что примечательно: «Томагавками» теперь решено вооружить не только австралийские атомные подлодки. По только что заключенному с Вашингтоном соглашению, скоро такие же будут установлены и на трех новых австралийских эскадренных миноносцах типа Hobart. Что, по словам Моррисона, «позволит им с высокой точностью поражать наземные цели на больших расстояниях».

Кроме того, США обязались в ближайшие годы поставить для ВВС Австралии крылатые ракеты Lockheed Martin AGM-158B JASSM-ER с дальностью стрельбы 900 километров, авиационные противокорабельные ракеты большой дальности Lockheed Martin AGM-158С LRASM (по миллиону долларов за единицу) и партию высокоточных ракет сухопутного базирования типа Lockheed Martin PrSM (дальность стрельбы до 400 километров).

Наконец, миллиард австралийских долларов будет выделен американцами на создание предприятия по производству самого современного высокоточного управляемого оружия на самой родине кенгуру.

С чего вдруг в Индийском и Тихом океанах Соединенным Штатам понадобился союзник со столь внушительным и суперсовременным арсеналом? К бабки не ходи — чтобы «сдерживать» в первую очередь Китай. А во вторую, возможно, даже и Россию. Тихоокеанский флот которой, несмотря на предпринимаемые в последние годы Москвой усилия, своей бросающейся в глаза слабостью просто провоцирует некоторых соседей на нападение на наш Дальний Восток.

Почему так? Ведь подписанные с австралийцами соглашения насчет совместного с ними строительства атомных субмарин стали лишь малой частью куда более масштабного и грозного процесса. А именно: в минувший четверг США, Великобритания и Австралия объявили о создании в Азиатско-Тихоокеанском регионе нового оборонного альянса под названием AUKUS (аббревиатура названий трех стран-участниц: Австралия, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты).

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон уже выразил надежду, что альянс AUKUS «сблизит страны как никогда раньше, создав новое оборонное партнерство и обеспечив рабочие места и процветание». Но это все — только слова. Причем крайне лицемерные и лукавые. Атомные подводные лодки нигде и никогда не создавали «для сближения стран». А уж тем более — «для процветания». Это самые совершенные орудия войны. И только.

Что совершенно очевидно: до сих пор Австралия строила свои вооруженные силы именно в региональном варианте. То есть главным образом для защиты собственного континента от внешних угроз. И глобальных задач перед военными не ставила. Теперь, решив обзавестись собственными подводными атомоходами, начнет ставить обязательно. Потому что у партнеров австралийцев по AUKUS в Азиатско-Тихоокеанском регионе нет задач более серьезных, чем подготовка к военному разгрому Китая и России.

Поэтому, согласившись двигаться дальше в фарватере Вашингтона и Лондона, Канберра сильно рискует быть втянутой в очень масштабную войну.

Американцы и англичане давно научились загребать жар чужими руками. Для них стравить наскоро перевооруженную Австралию со все больше досаждающими им мировыми гигантами — милое дело. А самим на тенистом бережку нетерпеливо ждать: не проплывут ли потом мимо трупы их заклятых врагов?

bmpd

16 сентября 2021 года правительство Австралии официально объявило, что Австралия, Великобритания и США договорились о создании расширенного трехстороннего партнерства в области безопасности, именуемого AUKUS. Первой инициативой в рамках AUKUS стала программа приобретении Австралией технологии атомных подводных лодок с использованием многолетнего опыта США и Великобритании. В рамках AUKUS три страны незамедлительно сосредоточатся на определении оптимальных направлений поставки как минимум восьми атомных подводных лодок для Австралии.

Australia-Intends-to-Acquire-at-least-Eight-Locally-Built-SSNs-as-part-of-AUKUS-Initiative

(с) Правительство Австралии

Сообщено, что в течение следующих 18 месяцев Австралия, Великобритания и США будут тщательно изучать полный набор требований, лежащих в основе управления ядерной энергией, и продемонстрируют четкий путь к тому, чтобы стать ответственным и надежным распорядителем этой чувствительной технологии. Австралия создаст в министерстве обороны Целевую группу по атомным подводным лодкам, которая возглавит эту работу. Правительство намерено построить атомные подводные лодки в Южной Австралии с максимальным использованием австралийских рабочих.

Заявлено, что при этом Австралия не планирует приобретать ядерное оружие, и это предложение будет соответствовать давней приверженности Австралии нераспространению ядерного оружия. Все три страны глубоко привержены делу сохранения лидерства в области глобального нераспространения.

Заявлено, что выбор технологии атомных подводных лодок означает, что Австралия больше не будет продолжать программу неатомных подводных лодок класса Attack с французским судостроителным объединением Naval Group. Ускоряющиеся изменения в сфере региональной безопасности делают неатомные подводные лодки непригодными для оперативных потребностей Австралии в предстоящие десятилетия.

Чуть ранее о создании партнерства AUKUS было объявлено на видеоконференции с участием президента США Джо Байдена, премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона и премьер-министра Австралии Скотта Моррисона.

Объявление правительства Австралии о разрыве соглашения с Францией о строительстве подводных лодок и о повороте в сторон у идеи постройки АПЛ стало полной неожиданностью как для французской стороны, так и для многих в правительстве и министерстве обороны Австралии, оповещенных об этом буквально за сутки до объявления.

Комментируя решение Австралии, министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан в интервью Franceinfo заявил, что «это удар в спину. У нас установились доверительные отношения с Австралией, и это доверие было предано».

В заявлении, опубликованном перед интервью, Ле Дриан и министр вооруженных сил Флоренс Парли заявили: «Это решение противоречит букве и духу сотрудничества, которое преобладало между Францией и Австралией. Выбор Америки оттолкнуть союзника и европейского партнера, такого как Франция, от структурирования партнерства с Австралией в то время, когда мы сталкиваемся с беспрецедентными проблемами в Индо-Тихоокеанском регионе… показывает отсутствие последовательности, которую Франция может только отметить, и вызывает сожаление».

Со стороны bmpd напомним, что 26 апреля 2016 года министерство обороны Австралии присудило французскому консорциуму компаний DCNS (ныне Naval Group) и Thales победу в международном тендере на постройку для ВМС Австралии 12 больших неатомных подводных лодок по программе SEA 1000 (Future Submarine Program). Австралийским флотом был выбран предложенный консорциумом DCNS и Thales проект большой подводной лодки Shortfin Barracuda Block 1A, представляющий собой по сути неатомный вариант строящихся Naval Group для ВМС Франции атомных многоцелевых подводных лодок нового поколения проекта Barracuda.

Однако с самого начала австралийская программа постройки этих подводных лодок (австралийское обозначение тип Attack) увязла в многочисленных бюрократических задержках и согласованиях, причем, как можно судить, в значительной мере инспирируемых австралийской стороной. Х отя предварительный контракт на техническое проектирование подводной лодки был заключен Австралией с DCNS (Naval Group) в сентябре 2016 года, однако предконтрактные переговоры и заключения соответствующих пакетов соглашений по следующему этапу между австралийской и французской сторонами растянулись в итоге почти на три года, и лишь 11 февраля 2019 года правительством Австралии было подписано с Naval Group формальное соглашение о стратегическом партнерстве Strategic Partnering Agreement (SPA) (то есть фактически й контракт) по программе Future Submarine Program строительства 12 подводных лодок для ВМС Австралии. Общая стоимость программы Future Submarine Program оценивалось в 50 млрд австралийских долл (30 млрд долл США), что должно было стать крупнейшей оборонной программой в истории Австралии.


Но и после этого программа прожоджала вязнуть в согласованиях, в том числе по вопросам участия австралийской промышленности и степени локализации, хотя стороны систематически подвергали свою приверхенность ей (последний раз в начале сентября 2021 года). Планировавшееся подписание в апреле 2021 года финального контракта на строительство так и не было произведено, поскольку австралийское правительство в очередной раз выступило с различными претензиями к Naval Group и порекомендовало доработать контрактные документы к концу сентября - и теперь уже не будкт подписано никогда. Строительство всех 12 подводных лодок должно было осуществляться в партнерстве с Naval Group на специально сооружаемом предприятии Future Submarine Yard в Аделаиде при участии австралийской государственной компании ASC, вялая постройка этой верфи была начата в 2018 году. Фактически секции для сборки лодок на данном предприятии должны были изготавливаться Naval Group во Франции.

Начало строительства головной подводной лодки типа Attack было запланировано на конец 2023 года, передача ее на испытания ожидалась в 2031 году, а достижение оперативной готовности в составе австралийского флота - на 2034 год. Постройка всех 12 лодок должна была растянуться до середины 2040-х годов.

Дизель-электрическая подводная лодка проекта Shortfin Barracuda Block 1A должна была иметь длину 94 метра и полное подводное водоизмещение около 4700 тонн, и не планировалась к оснащению воздухонезависимой энергетической установкой. Naval Group рекламировала подход с возможностью поэтапного наращивания боевых возможностей лодок Shortfin Barracuda на протяжении всего срока их службы, с постепенным внедрением модификаций Block 1B, Block 1C, и т. д.

Министерство обороны Австралии начало программу SEA 1000 (Future Submarine Programme) в 2007 году, планируя (изначально начиная с 2025 года) ввести в строй 12 больших неатомных подводных лодок нового поколения, шесть из которых должны заменить находящиеся сейчас в строю австралийского флота большие дизель-электрические подводные лодки типа Collins. Эти планы были утверждены на правительственном уровне в "Белой книге" по обороне в 2009 году. Требования австралийского флота по программе предусматривали неатомную подводную лодку с беспрецедентными характеристиками дальности и автономности, чтобы эффективно использовать эти корабли в удаленных раонах - таких - как китайские моря, Персидский залив и даже северная часть Тихого океана. Планировалось применение на лодках современной АСБУ производствa американской корпорации Lockheed Martin, а также вооружение крылатыми и противокорабельными ракетами, запускаемыми через торпедные аппараты.

На финальной стадии программы SEA 1000 (с 2015 года), помимо консорциума DCNS и Thales, в тендере по программе принимали участие германское объединение ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS) со специально увеличенной модификацией своего проекта 214 (первоначально TKMS предлагался специально разработанный более крупный проект 216), а также консорциум японских корпораций Mitsubishi Heavy Industries и Kawasaki Shipbuilding Corporation с проектом на основе строящихся для японского флота подводных лодок типа Soryu.

Комментарий bmpd. Отмена программы постройки Австралией больших неатомных подводных лодок французского проекта Shortfin Barracuda Block 1A выглядит вполне логичным шагом, поскольку по результатам своего выбора 2016 года Австралия фактически должна была получить подводные лодки с размерами и стоимостью атомной лодки, но при этом м очевидно уступающими атомным лодкам характеристиками. С самого начала при заданных амбициозных требованиях по дальности плавания и автономности и при фактическом отсутствии финансовых ограничений отказ от возможности применения ЯЭУ выглядел странным и вызванным чисто политическими аспектами. Очевидно, что руководство австралийскиго флота (возможно, при поддержке американских коллег) с самого начала саботировало выбор неатомной подводной лодки и вело систематическую работу по продвижению взамен идет строительства атомных подводныз лодок, увенчавшуюся успехом. В частности, по данным австралийских СМИ, значительную роль в этом сыграл вице-адмирал США в отставке Уильям Хиларидес, который возглавляет Консультативную группу экспертов по военно-морскому кораблестроению при правительстве Моррисона, а теперь, как сообщается, будет "ключевой фигурой в переходном процессе " приобретения АПЛ.

Еще в июле 2019 года раскрытие документов выявило, что правительство Австрали само фактически саботировало договоренности с французской стороной по лодочной программе, - видимо, уже тогда втайне находясь в стадии переговоров в США и Великобританией относительности возможности приобретения АПЛ.

В политическом плане объявление парнертства AUKUS означает дальнейгее усиление сателлизации Великобритании и Австралии по отношению к США и дальнейшую гомогенизацию "англосаксонского мира" под американским управлением.

Предположительно, строительство АПЛ для ВМС Австралии будет вестись на том же предприятии в Аделаиде, на котором планировалась постройка лодок типа Attack. Неясно, какой проект будет выбран (британский или американский, хотя более вероятен британский), но сообщается, что ЯЭУ будет в любом случае британского типа. Ввод в строй головной АПЛ ожидается к середине 2030-х годов.

Также правительство Австралии приняло решение о проведении капитального ремонта и модернизации с целью продления срока службы до ввода в строй новых АПЛ шести находящихся сейчас в строю австралийского флота больших дизель-электрических подводных лодок типа Collins шведского проекта. Работы также будут вестись в Аделаиде, головная лодка должна завершить ремонт и модернизацию в 2026 году, после чего лодки смогут оставаться в составе флота еще около 10 лет.

Австралия подтвердила разрыв рекордного оборонного контракта с Францией

Cкотт Моррисон

Австралия приняла решение выйти из соглашения по подлодкам с французской Naval Group. Этот контракт должен был стать самым дорогим в истории австралийского военно-морского флота. О решении сообщил австралийский премьер-министр Скотт Моррисон, передает 9News.

Австралия пошла на этот шаг на фоне заключения партнерства с США и Великобританией в области безопасности и обороны, в рамках которого у Австралии появятся атомные подлодки.

«Франция остается невероятно важным партнером в Тихоокеанском регионе <. >. Но, как премьер-министр, я должен принимать решения в интересах национальной безопасности Австралии, и я знаю, что Франция поступает так же. И я знаю, что в конечном итоге это [решение] будет понято», — указал Моррисон.

Служащие ВМС США на страже у подводной лодки USS North Carolina (SSN-777), пришвартованной на военно-морской базе Чанги в Сингапуре

Он уточнил, что уже проинформировал французскую Naval Group и президента Франции Эмманюэля Макрона о решении выйти из проекта.

Премьер-министр пояснил, что, когда Австралия договаривалась с Naval Group, у нее не было возможности построить и эксплуатировать подводную лодку с атомным двигателем. Сейчас же ситуация в Тихоокеанском регионе изменилась, «относительно благоприятная среда безопасности» осталась позади. По словам Моррисона, наличие атомных подлодок превратилось в стратегическую необходимость. Политик подчеркнул, что Австралия не стремится приобретать ядерное оружие, речь идет лишь об использовании атомных реакторов.

Австралия подписала с Naval Group контракт на строительство 12 субмарин в 2016 году. Стоимость проекта должна была составить 90 млрд австралийских долларов ($66 млрд), этот контракт стал бы самым дорогим в истории ВМФ Австралии.

Читайте на РБК Pro

Французская сторона выразила сожаление из-за решения Австралии. Министр иностранных дел Жан-Ив Ле Дриан и министр обороны Флоранс Парли в совместном заявлении отметили, что подобный шаг непоследователен и отдаляет Австралию от Франции, несмотря на то, что они были многолетними союзниками.

Читайте также: