Зачем древние люди оставляли отпечатки ладоней на стенах пещер

Обновлено: 17.05.2024

На Тибетском плато нашли древнейшие наскальные узоры – отпечатки детских рук и ног

Окаменелые следы на скалах, реже отпечатки рук, можно найти по всему миру – древние люди занимались своими повседневными делами и могли случайно (или намеренно) поспособствовать такой причудливой геологической консервации – буквально оставить след в истории. В ходе нового исследования международная команда ученых во главе с Дэвидом Чжаном из Университета Гуанчжоу обнаружила на тибетском плато древние следы рук и ног, оставленные детьми.

Авторы исследования утверждают, что эти следы представляют собой самый ранний образец наскальных рисунков, или париетального искусства. К париетальному искусству относятся картины, узоры и гравюры на каменных поверхностях – то, что обычно находят в разных пещерах, хотя тибетские следы и находятся за их пределами.

Известняк, на котором были отпечатаны следы, датируется примерно между 169 000 и 226 000 годами до нашей эры. Это означает не только самый ранний известный нам пример наскального рисунка, но и впервые свидетельствует о наличии людей и других представителей рода Homo на высокогорном Тибетском плато в тот период.

отпечатки.jpg

Фото: Science Direct

Screen Shot 2021-09-15 at 16.40.01.jpg

Фото: Science Direct /

Чаще всего такие наскальные рисунки на стенах древних пещер делались следующим образом: рука прислонялась к каменному «холсту», как трафарет, а по ее краям наносился красящий пигмент. Старейшие из таких примеров находятся в пещерах Сулавеси в Индонезии и в Эль-Кастильо в Испании. Но в этом случае отпечаток руки на известняке появился другим образом.

Отпечатки на Тибетском плато находятся на травертине – известняковом туфе, который образуется известковыми отложениями углекислых источников. Тысячи лет назад травертин питался геотермальным теплом от горячего источника и в момент нанесения отпечатков был мягким и податливым, а затем затвердел и превратился в камень в камень.

Пять отпечатков рук и пять отпечатков ног, скорее всего, были оставлены двумя детьми. Причем судя по их расположению, отпечатки оставили намеренно, а не появились в результате простой ходьбы или беготни. По оценкам ученых, одному из детей было около семи лет, а другому – 12. На изображении выше показана трехмерная модель рельефа окаменелых отпечатков с цветами, отражающими глубину вмятин.

Как отмечают исследователи, возможно, дети просто играли в грязи, пока другие члены группы пили воду из горячего источника. Но все же их отпечатки можно смело назвать «древним произведением искусства или, если хотите, доисторическим граффити».

Команда ученых датировала травертин с помощью радиометрического метода, основанного на распаде урана, обнаруженного в известняке. Месторождение восходит к среднему плейстоцену и свидетельствует о том, что самые ранние люди (или их прямые предки) жили на Тибетском плато на высоте более 4200 метров. А ведь там было холодно даже в межледниковый период!

«Были ли дети представителями нашего собственного вида, Homo sapiens, или представителями другого вымершего архаичного вида из рода людей? Мы никак не сможем узнать. Возможно, это были денисовцы, учитывая другие недавние находки скелетов этого вида на плато.

Стоит ли считать это панно с отпечатками искусством? Что ж, это зависит от определений, но отметки были сделаны намеренно и имеют четкую композицию. Что бы ни представляли эти скромные следы, они сразу рисуют в нашем воображении образы детей, наслаждающихся местом творческой игры», – заключают исследователи.

рекомендации

Хижина полярного отшельника: путешествие Фёдора Конюхова на дрейфующей полярной станции

«Пещера рук» в Патагонии - крупнейший доисторический памятник наскальной живописи

В переводе с испанского языка название «Куэва-де-Лас-Манос» означает «Пещера рук» , что вполне соответствует ее «облику». На стенах можно увидеть следы ладоней, обведенные по трафарету. Исследователи утверждают, что эти изображения были оставлены около 10 тысяч лет назад. Техника их создания проста: первобытные люди набирали в рот краску и распыляли ее вокруг ладони при помощи специальной трубки.

(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен >> КУЛЬТУРОЛОГИЯ <<

Пещера рук в Патагонии Пещера рук в Патагонии

Больше всего «рук» можно увидеть на камне при входе в пещеру. Как правило, изображены левые ладони, поскольку правой, предположительно, художники держали инструмент. Кроме древнейших рисунков, здесь есть и более поздние отпечатки, которые наслаиваются на первобытные. Для рисования были использованы натуральные краски: оксид железа для получения красного и фиолетового цвета, каолин – для белого, нетроярозит – для желтого, оксид марганца – для черного.

В пещере можно увидеть изображения солнца, людей, животных, а также геометрические и зигзагообразные узоры В пещере можно увидеть изображения солнца, людей, животных, а также геометрические и зигзагообразные узоры

Помимо отпечатков рук, в пещере можно увидеть изображения солнца, людей, животных, а также геометрические и зигзагообразные узоры. Есть и разнообразные сцены из жизни охотников: окружение добычи, засада, нападение. На рисунках в руках у охотников можно увидеть специфическое оружие – болу, каменные шары на ремнях.

Пещера рук в Патагонии Пещера рук в Патагонии

Ученые считают, что отпечатки ладоней на стенах имели ритуальное значение, таким образом, скорее всего, происходил процесс инициации, перехода во взрослую жизнь. Сегодня пещера «Куэва-де-Лас-Манос» - одна из известнейших достопримечательностей Патагонии, крупнейший доисторический памятник наскальной живописи.

(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен >> КУЛЬТУРОЛОГИЯ <<

Ладошки, вошедшие в историю, или в чем тайна пещеры рук?

Чем дальше событие удаляется от наших дней, тем загадочнее и интереснее оно становится. У наших предков в далекой древности был совсем иной уклад жизни, другие возможности и масса увлекательных ритуалов, с помощью которых они боролись с трудностями повседневности.

Конечно, о большинстве из них нам остается лишь гадать, строя предположения. Помогают в этом наскальные рисунки, которые находят в разных уголках света. Особое любопытство у туристов и исследователей вызывает так называемая "пещера рук", расположенная в Аргентине.

Найти ее можно у берегов реки Рио-Пинтурас. Добраться придется до города Бахо Караколес, где путешественникам предложат необычную экскурсию.

Но не будем о современности. Все, что полагается знать страннику, он прочтет в путеводителе. Мы же попробуем прикоснуться к древней тайне и выяснить, как и когда появилось то, на что сегодня нам предлагают посмотреть. О том, что ждет в пещерах общей протяженность сто шестьдесят километров, можно догадаться уже из названия.

Стены многих залов и, конечно, главного, украшены разноцветными отпечатками ладоней. Первые из них появились примерно девять тысячелетий назад, а самые последние датируются десятым веком.

Ладошки, похожие на те, что сегодня дети рисуют на листах бумаги, неровно обводя свои пальчики красками, согласно мнению ученых, принадлежали юношам.

Они рисовали их сами, когда проходили ритуал посвящения в мужчин. Большинство отпечатков негативные, хотя есть и более свежие позитивные. Почти все изображают левую руку, так как рисовать правой намного удобнее.

Как считают исследователи, молодые люди прикладывали ладони к стенам и обводили их с помощью особых трубочек, сделанных из костей и наполненных красками. Их также, как предметы быта, принадлежавшие древним, нашли под сводами пещер.

По ним был установлен возраст рисунков. Для рисования использовали краски, сделанные из минеральных элементов. Всего насчитывается четыре цвета. Пурпурный получался с помощью окиси железа. Из белой глины делали белую краску. Окись натроярозита давала желтый цвет. А окись марганца позволяла создать черный цвет.

Когда заходишь в пещеры (пускают, конечно, не во все залы, а только в те, где туристам не угрожает опасность обвалов), кажется, что попадаешь в своеобразную детскую комнату с очень веселым и изобретательным аниматором.

Этот шутник заставил всех посетителей оставить свой след на стене. От разнообразия красок пестрит в глазах. А столь очевидное доказательство существования человека одиннадцать тысяч лет назад, поражает воображение.

Сразу начинаешь представлять, как здесь, в этих мрачных туннелях, кипела жизнь. Перед мысленным взором предстают семьи, по вечерам собиравшиеся вместе и, возможно, рассказывавшие друг другу удительные истории, например, о людях будущего, способных летать среди облаков, как птицы (а почему бы и нет?).

Лишь фантазия поднимает на своих крыльях, позволяет оторваться от земли и, преодолев пространственно-временной барьер, очутиться в эпохе, когда стать мужчиной можно было, приложив руку к стене.

Впрочем, кто сказал, что это единственная часть ритуала? Просто до остальных мы пока не докопались.

Древние отпечатки маленьких ладоней в пещере пустыни Сахара принадлежат не людям – так считают ученые

Пещеру, о которой пойдет речь, нашли в 2002 году. Её стены сплошь были покрыты различными памятниками наскальной живописи эпохи неолита. Помимо людей и фантастических существ, в ней было много рисунков животных: слонов, страусов, газелей и жирафов. Поэтому находке дали имя Пещера зверей. Чуть позже в кругу ученых появилось официальное название – Вади Сура 2.

В Пещере зверей в числе прочих были обнаружены множественные отпечатки человеческих ладоней, выполненные методом трафарета. Рука прикладывалась к стене, и на нее из полых трубочек выдували цветную пудру. Получалось «негативное» изображение кисти. Такой способ был не редким среди древних людей. Чего только стоит Пещера рук Куэва-де-лас-Манос в Патагонии.

Удивительная находка

Среди более 900 иллюстраций кистей человека в пещере Вади Сура 2 присутствовали 13 совсем маленьких ладошек. Ученые были несказанно рады находке, ведь до этого ранние рисунки детских рук находили только в австралийском наскальном искусстве.

Целых 4 года считалось, что мини-отпечатки принадлежат детям эпохи неолита. Но однажды в 2006 году дотошная Эммануэль Оноре, антрополог из Института археологических исследований, очень внимательно посмотрела на детские ручки на стене. Изучив, она усомнилась в их принадлежности детям: слишком маленькая ладошка и чересчур длинные пальцы.

Версии вокруг да около

Исследователи затеяли обсуждение, выдвигая самые разные предположения о принадлежности отпечатков. Эммануэль провела масштабную работу и приобщила к «делу» информацию от друзей-медиков. По их данным морфология новорождённых детей на все 100% не соответствует изображениям на стенах Вади Сура 2.

При этом отпечатки больших ладоней людей неолита и наших современников оказались практически идентичными. Кстати, большинство из них принадлежало древним женщинам.

Была выдвинута идея о том, что миниатюрные отпечатки могли быть изображениями кистей обезьян. Но и она не нашла подтверждения. При этом рисунок маленьких контуров кистей был настолько гибок и разнообразен, что не походил на некое творчество первобытного художника.

Разгадка

Однажды, в поисках подходящих версий, Эммануэль Оноре увидела на песке Ливийской пустыни следы варана. Она сразу определила их явное сходство с изображениями «детских ладошек» в гроте. Изучив и сопоставив более детально следы лап разных видов рептилий в гроте, исследователи сделали заключение.

Согласно ему, в Вади Сура 2 остались оттиски конечностей крупных ящериц, небольших варанов или детенышей крокодилов.

Зачем люди эпохи неолита изобразили контуры передних лапок рептилий рядом с образами своих ладоней, пока остаётся неизвестным. Но есть предположение, что подобная пещерная живопись являлась частью шаманских ритуалов для притягивания удачи на охоте.

Как вы считаете, отпечатки животных рядом с человеческими могли иметь сакральное значение? Напишите, кто что думает. Благодарю всех, кто дочитал до конца, поставил лайк 👍 и поделился этой публикацией.

Ладони, отпечатавшиеся на стенах пещеры в пустыне Сахара, не человеческие


Удивительное открытие сделала антрополог Эммануэлль Оноре (Emmanuelle Honore) из Археологического института Макдональда (McDonald Institute for Archaeological Research). Она измерила миниатюрные отпечатки ладоней, оставленные в египетской пещере Wadi Sura II - пещера расположена в пустыне Сахара на скалистом плато Гилф Кебир. Исследовательница пришла к выводу: не человеческие они эти отпечатки. Хотя и очень похожи - пятипалые.

Эммануэль Оноре в пещере, "залапанной" древними людьми и кем-то еще.

Эммануэль Оноре в пещере, "залапанной" древними людьми и кем-то еще.

Пещера Wadi Sura II была обнаружена в 2002 году. Как и ее соседка - так называемая "Пещера пловцов" - она полна наскальных рисунков, выполненных охрой. Обитатели этих пещер, жившие тут примерно 10 тысяч лет назад, изобразили фигурки людей, животных. Некоторые оставили отпечатки своих ладоней - наших - человеческих - размеров. Но рядом с крупными отпечатками имеются и мелкие.

Египетская пещера: просто галлерея художественная.

Египетская пещера: просто галлерея художественная.

Считалось, что мелкие - это детские ладошки. А Эммануэлль Оноре усомнилась. Отпечатки были крошечными. Что это за дети такие?

Исследовательница посетила несколько родильных домов, в которых измеряла ладошки новорожденных. Они были крупнее. Измерили ладошки детей, родившихся семимесячными. И такие не походили. Чьи же тогда эти крошечными отпечатки?

Логично предположить, что ладошки к стенам прикладывали инопланетяне. Ведь они, если верить многочисленным рассказам, гораздо мельче людей - и телами, и конечностями. Стало быть, прилетали все-таки? Общались с местными дикарями?

Ладошка даже недоношенного ребенка крупнее, чем та. которая отпечаталась на стене.

Ладошка даже недоношенного ребенка крупнее, чем та. которая отпечаталась на стене.

У Эммануэлль появилось более оригинальное предположение. Сначала она отмела мелких обезьян - пальцы на отпечатавшихся ладошках были гораздо длиннее и тоньше, чем у каких-нибудь мартышек. А вот местные вараны (Monitor lizards) - не очень крупные - подошли по размеру и пропорциям своих "ладошек". Исследовательница, правда, не исключает, что вместо варанов могли бы быть крокодилы.

Конечно, не сами вараны или крокодилы создавали рисунки на стенах пещерах. Люди прикладывали их лапы, обмазывали охрой, чтобы получить отпечатки. Вот только зачем? Неизвестно.

С инопланетянами было бы понятнее - хотели оставить след в истории Земли. И оставили.

Варан, чьи лапки могли бы отпечататься в египетской пещере.

Варан, чьи лапки могли бы отпечататься в египетской пещере.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В пещерах Индии обнаружены наскальные изображения, которым тоже около 10 тысяч лет. Похоже, что уж тут точно нарисованы инопланетяне

О находке сообщила индийская газета Times of India. Расположены наскальные рисунки, соответственно, в Индии - в штате Чхаттисгарх (Chhattisgarh) примерно в 130 километрах от города Райпур (Raipur). Их обнаружили в пещерах, которые тянутся под деревнями Чандели и Готитола (Chandeli and Gotitola).

На рисунках фигуры. Но на человеческие они не похожи. Некоторые - в скафандрах и с предметами, напоминающими оружие. Изображен и объект - на трех ногах-опорах, который можно принять за "летающую тарелку".

Загадочный рисунок в индийской пещере.

Загадочный рисунок в индийской пещере.

Рисункам примерно 10 тысяч лет, как уверяют индийские археологи. Они и, конечно же, уфологи полагают: древние художники изобразили инопланетян, прилетевших на Землю. Запечатлели момент их появления.

Опять же, по данным индийских археологов, среди местных жителей распространена легенда, передаваемая из поколение в поколение: будто бы когда-то с небес сюда несколько раз спускались люди маленького роста - "рохела". И забирали с собой одного — двух селян. Обратно не возвращали.

Некоторые фигурки, изображенные в индийской пещере, похожи на инопланетян - как их сейчас описывают.

Некоторые фигурки, изображенные в индийской пещере, похожи на инопланетян - как их сейчас описывают.

А вот и "летающая тарелка". Где пришельцы, там и они - "тарелки".

А вот и "летающая тарелка". Где пришельцы, там и они - "тарелки".

Власти штата относятся к находке крайне серьезно - верят, что на стенах пещер изображены пришельцы. Они - власти - намерены привлечь к изучению рисунков экспертов НАСА и Индийского национального космического агентства (ISRO). Да и не худо было бы им и Эммануэлль Оноре пригласить, которая критически подошла бы к рисункам. Или наоборот, изучив их, решила бы, что погорячилась с варанами. И не они, а все-таки инопланетяне прикладывали ладошки, прибыв из Индии в Египет. Кстати, стили рисунков в этих пещерах очень похожи.

Наскальных рисунков, на которых энтузиасты углядывают пришельцев, на удивление полно. Например, вполне можно принять за инопланетян в скафандрах фигуры, изображенные в долине Камоника в Италии. Им тоже около 10 тысяч лет. А лица из Австралии - ну, вылитые инопланетные.

Инопланетяне из итальянской наскальной живописи.

Инопланетяне из итальянской наскальной живописи.

Так изобразили пришельцев аборигены древней Австралии.

Так изобразили пришельцев аборигены древней Австралии.

Знаменитый петроглиф из Северной Африки. Был нарисован примерно 8000 тысяч лет назад. Чем не пришелец в скафандре? Расположен в Тассили ( Пустыня Сахара).

Знаменитый петроглиф из Северной Африки. Был нарисован примерно 8000 тысяч лет назад. Чем не пришелец в скафандре? Расположен в Тассили ( Пустыня Сахара).

Подобные картинки служат уфологам подтверждениями теории палеоконтакта - то есть, гипотезы о том, что нашу планету в глубокой древности посещали представители внеземного разума.

Возрастная категория сайта 18 +

Наскальные рисунки первобытные люди создавали под воздействием галлюцинаций

Рисунки в пещере Ласко.

Возраст самых древних рисунков превышает 45 тысяч лет. В основном это были изображения животных, отпечатки ладоней рук и простые геометрические фигуры. До сих пор ученые спорят, что же побудило первых художников взяться за краски. Согласно одной из гипотез эти рисунки были феноменом чистого искусства, просто художнику хотелось выразить свое “Я”. И современники, разглядывая творения малевича эпохи палеолита, тоже вертели пальцем у виска и требовали, чтобы бездельник переключился на общественно-полезные для племени работы.

Сторонники другой теории полагают, что рисунки животных были частью магического ритуала, наши предки полагали, что если проткнуть бизона нарисованными копьями, то и в реальности охота будет удачной.

Однако группа ученым Тель-Авивского университета предложила новое объяснение этого феномена. Они задались вопросом почему большая часть рисунков была сделана в глубине пещер, на расстоянии сотен метров от входа?

Например, в пещере Руффиньяк, известной как “Пещера тысячи мамонтов”, большинство изображений нарисованы на расстоянии 730 метров от входа. Ведь это явно неудобно! Эти закоулки были необитаемы - люди обычно обживали просторные части пещер ближе к входу. А чтобы пробраться в глубины “третьяковской галереи” надо было преодолеть длинный путь через узкие щели и провалы, освещая себе путь факелом. И не одним! Потому что для создания рисунка на стене необходим свет от нескольких факелов.

Большая часть рисунков была сделана в глубине пещер. Фото: tandfonline.com

Ученые создали компьютерную модель пещеры, чтобы проанализировать, как внутри будет меняться состав воздуха, учитывая, что художники с факелами активно сжигали кислород. При этом они использовали симулятор динамики пожаров, разработанный Национальным институтом стандартов и технологий США для имитации распространения пожаров в сложных отсеках зданий.

- Естественная концентрация кислорода в атмосфере составляет 21%, - говорит ведущий автор исследования историк Яфит Кедар. - Мы измеряли скорость расхода кислорода в разных сценариях, в основном рассматривали два зала - маленький (размеры 5х5х5 метров) и большой (20х10х5), соединенные переходами разной конфигурации. Именно высота прохода оказывает сильное влияние на концентрацию кислорода. В большинстве случаев уже через 15 минут уровень кислорода падает до 18%. А при небольшой - метровой - высоте прохода через два часа горения факелов концентрация кислорода в пещере падает до 11 процентов.

При нехватке кислорода организм испытывает состояние, которое называется гипоксий, она начинается при уровне кислорода ниже 18%. Когда концентрация падает до 9,5% человек обычно теряет сознание. О том, какие ощущения испытывают люди при нехватке кислорода известно из рассказов альпинистов и аквалангистов. Это сонливость, эйфория, спутанность сознания, галлюцинации, ощущение, что ты плывешь или летишь. Иными словами это измененное состояние сознания, в которое шаманы себя приводят с помощью психотропных растительных препаратов. А дельфийские оракулы в Древней Греции добивались такого же эффекта, вдыхая наркотический газ, выходящий из расщелины.

Cамыми старыми изображениями были так называемые “ладошки” - отпечатки рук, сделанные трафаретным способом

Cамыми старыми изображениями были так называемые “ладошки” - отпечатки рук, сделанные трафаретным способом

Яфит Кедар и его коллеги считают, что первобытные люди воспринимали пещеры, как портал в потусторонний мир. Здесь, находясь в состоянии транса, можно было общаться с различными существами, населяющими другие миры - духами, умершими предками, мифическими персонажами, совершать магические обряды. Подземная живопись была некой формой, частью этого общения. Художники рисовали животных и сцены охоты, поскольку хотели таким образом передать высшим силам просьбу о помощи в выживании племени или процветания главного животного-жертвы. По мнению наших предков, вопрос благополучия и сохранения мирового порядка зависел от поддержания хороших отношений с существами населяющими иные миры. И именно из этого диалога с космосом в состоянии галлюцинации и выросла живопись. Может быть поэтому внутренняя логика развития этого искусства заносит художников в такие дебри, что рядовым зрителям сложно понять что же нарисовали авторы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

5 невероятных археологических открытий года в России: Донские амазонки, брянские мамонты и беломорские кораблекрушения

"КП" выбрала самые интересные археологические открытия 2019 года, связанные с Россией (подробности)

Возрастная категория сайта 18 +

Рука вечности

В июле в Санкт-Петербург из кругосветного плавания длиною в 14 месяцев и 40 000 морских миль возвращается парусник «Седов». Он побывал в удивительных точках планеты. «Вокруг света» начинает серию публикаций об экспедиции. Первая остановка: Патагония и пещера с oтпечатками ладоней первобытных людей

30 июня 2013 Барк «Седов» у берегов Патагонии

Десять тысяч лет назад, за шестьдесят веков до строительства первых египетских пирамид, в будущей Аргентине безвестные юноши оставляли на стенах пещеры отпечатки ладоней. Шли столетия, на планете зарождались цивилизации, происходили войны, мир развивался, а ладоней в пещере становилось все больше. Пирамиды фараонов впечатляют масштабами, но за ними не видно людей. Здесь же тысячи следов человеческих рук, тысячи прикосновений. Мы ничего не знаем об этих людях, оставивших свое послание сквозь тысячелетия. А какое послание оставим мы. Не самые простые мысли посещают в Пещере рук.

«На фоне огромной скалы, нависающей сверху, вход в пещеру кажется небольшим. Но по мере приближения понимаешь, что это не так — он достигает в высоту метров 15. Едва мы вошли, увидели каменную стену, буквально усыпанную разноцветными, плотно прилегающими друг к другу изображениями рук. Тысячи контуров ладоней составляют единое полотно, которое если где-то и прерывается, то только из-за неровностей скалы. У нас перехватило дыхание. Мы стояли и молча смотрели на это невероятное творение», — рассказывает путешественник Леонид Круглов. Он прошел на барке «Седов» из Атлантического океана через пролив Бигл, разделяющий главный остров архипелага Огненная Земля и лежащие к югу от него острова. Парусник встал на якорь в аргентинском порту Ушуая — самом южном городе планеты.

За время кругосветного плавания барк «Седов» побывал в 32 портах и пересек три океана: Атлантический, Тихий и Индийский. Судно повторило маршрут, пройденный в начале XIX века российским путешественником Иваном Крузенштерном. Путешествие по Патагонии началось в Ушуае. Далее на машине экспедиция добралась до Порвенира и, переплыв на пароме Магелланов пролив, направилась на север через ледник Эль-Калафате, город Гобернадор-Грегорес и деревушку Трес-Лагос. Весь путь до Пещеры рук занял с остановками семь дней

Равнинная степь, продуваемая суровыми ветрами, в Патагонии соседствует со скалистыми ущельями, изрезанными горными реками, мрачными ледниками и умиротворяющими озерами

Тяжелая наследственность

В 1881 году Аргентина и Чили официально поделили Патагонию, до того времени никому не принадлежавшую. Остров Огненная Земля перешел во владение Аргентины. Чтобы утвердить свои права на эту местность, в 1884 году аргентинцы основали там город Ушуая. Спустя почти 20 лет, в 1902 году, город стал местом ссылки преступников, так что сегодня большинство обитателей Ушуаи — потомки осужденных. «Несмотря на тяжелую наследственность, жители города дружелюбны, — говорит Круглов. — Живет население за счет туризма — желающих побывать на краю света достаточно. Поэтому многие дома местных используются как гостиницы. В одном из таких мини-отелей мы с командой и остановились. Хозяин по имени Хуан принес карту и рассказал, куда стоит поехать и что посмотреть. Услышав, что нас интересуют следы аборигенов, он тут же воскликнул: „Куэва-де-лас-Манос!“ По-испански это означает „пещера рук“. По словам Хуана, первые патагонцы жили именно в тех местах. Они же оставили рисунки на стенах пещеры».

За десять тысяч лет на стенах Пещеры рук в Патагонии оставили следы своих ладоней более тысячи людей Слева: Так изображали вождя племени или, по мнению Леонида Круглова, демона, которому поклонялись древние Справа: На одном из отпечатков в пещере — шесть пальцев. В Средние века лишний палец считался признаком дьявольской натуры. По легенде, жена английского короля Генриха VIII Анна Болейн, которую обвиняли в колдовстве, прятала шестой палец под длинными рукавами. Для древних людей шес типалость (полидактилия) не считалась аномальной. В современном мире подобные отклонения устраняются хирургическим путем еще при рождении

Место тишины

«К пещере по долине реки Пинтурас ведет трасса № 40. Вокруг ни души, телефоны не работают. Только степь, раскинувшаяся до линии горизонта. Дорога без единого поворота уходит куда-то в небо. Невероятная красота, если ты не обречен наблюдать ее долгое время», — описывает свои впечатления Круглов.

«Спустя два дня, когда до места оставалась всего пара километров, путь нам преградил пост охраны. В 1999 году пещеру включили в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. С тех пор въезд в долину реки Пинтурас запрещен. Поэтому дальше мы пошли пешком, заплатив за вход порядка 15 долларов с человека. Монотонный степной пейзаж, сопровождавший нас всю дорогу, сменился скалистой местностью. Минут через 20 мы дошли до трех деревянных домиков, которые оказались туристическим центром: с комнатами отдыха, кафе, офисом. Нас встретили два так называемых гида: местные жители, которые с трудом разговаривали на английском. Они проводили нас почти до входа в пещеру, но дальше не пошли: «Здесь не должно быть много людей. Это не место для шума», — пояснил один из сопровождающих…

У входа в пещеру обвалилась скала, открыв изображения ветру и солнцу. Поэтому цвета рисунков немного поблекли. Но внутри краски остались яркими, словно кто-то нанес их на стену прямо перед нашим приходом. Краска лежала не ровным слоем, а как будто была разбрызгана».

Чтобы двигаться по каменистой степи и пересекать водоемы, нужен транспорт с высокой посадкой. Возможно, поэтому у найденных телег такие большие колеса — в человеческий рост

Телега европейца

На Огненной Земле посреди степи можно увидеть огромные телеги. Откуда, кем и когда они были привезены сюда, до сих пор неизвестно. Возможно, они принадлежали европейцам.

В конце XIX века, когда большая часть территорий Патагонии была отвоевана европейцами у местных племен: ямана, мапуче и теуэльче, — на Огненную Землю отправились миссионеры, призванные приобщить выживших индейцев к европейской культуре. В 1887 году анг ликанский миссионер Томас Бриджис, изучавший язык местного населения, основал эстансию (поместье) Харбертон. Бриджис хотел помочь индейцам адаптироваться в захваченной европейцами Патагонии, научить их сосуществовать с новыми соседями. Возможно, Бридж предоставил телегу индейцам, переселявшимся в эстансию.

Кстати, эстансия Харбертон существует и сегодня. Ее владельцы, потомки Бриджиса, живут в построенном им доме. В поместье часто приезжают европейцы, желающие на некоторое время окунуться в те же условия, в каких здесь жили когда-то индейцы.

Древние граффити

В 1964 году один из первых исследователей пещеры, археолог Карлос Градин, выяснил, что для создания изображений жители Патагонии использовали натуральные минеральные красители: красный и пурпурный цвета давала окись железа, белый — каолин, желтый — натроярозит, черный — окись марганца. Краску набирали в рот и распыляли через трубочки, изготовленные из полых костей птиц. Руку использовали как трафарет. Древние придумали нечто, напоминающее аэрозольные баллончики, которыми рисуют современные любители граффити. Исследования позволили установить, что одним из компонентов первобытного красителя был гипс, который, возможно, служил закрепителем.

«В качестве трафарета использовались только левые руки, — продолжает Круглов. — Я приложил ладонь к одному из отпечатков. Рисунок был меньше моей руки, около 13–14 сантиметров в длину. Эти руки, скорее всего, принадлежали подросткам. В глубине пещеры мы обнаружили изображения сцен охоты на страусов нанду, гуанако, пум и других животных. В то время индейцы охотились при помощи метательного оружия — боласа — связки ремней с каменными шарами на концах. На некоторых изображениях можно видеть нечто подобное».

Смерть великана

Для каких целей туземцы использовали пещеру, неясно. По наиболее распространенной версии — для обрядов инициации. Но местные жители считают, что в пещере проводились магические ритуалы.

«В нескольких местах изображено существо, напоминающее человека, но с огромными когтями на руках и ногах и с длинными волосами. Ученые считают, что это вождь племени. Я же предполагаю, что это божество, демон, которому поклонялись авторы рисунков: везде оно изображено выше остальных граффити. На многих рисунках присутствуют прерывистые линии, соединяющие человека и животное. Подобные элементы в наскальной живописи обычно трактуются учеными как попытка древнего художника показать движение. Но этот же прием мог быть использован и для обозначения древней магии, связи человека с животным миром. В некоторых группах рисунков на отпечатки рук накладываются отпечатки лап животных, что также может символизировать единство природы и человека».

Большая загадка, кстати, что же это был за патагонский человек. Моряки Магеллана были поражены ростом местных жителей, историограф экспедиции Антонио Пигафетта писал в книге 1525 года «Путешествие Магеллана» о туземце: «Он был очень хорошо сложен и такого роста, что наши головы достигали только до его пояса… Капитан-генерал назвал этот народ патагонцами».

«Когда кто-нибудь из них умирает, — сообщает Пигафетта, — появляются 10 или 12 раскрашенных с головы до ног демонов и затевают веселую пляску вокруг трупа. Один из них… выше остальных, он и кричит и веселится громче всех… Самого большого демона они называют именем Сетебоса, а других — Келуле. Великан знаками дал нам знать, что он сам видел демонов с двумя рогами на голове и длинными волосами, висящими до пят».

Карлос Градин установил, что первые рисунки в пещере были сделаны 10 000 лет назад, последние датируются первым тысячелетием нашей эры. Встреча же Магеллана с великанами произошла лишь в XVI веке. Значит ли это, что загадочные патагонские великаны не просто существовали, но унаследовали культ демонов у первобытных предков, и что авторы рисунков в Пещере рук не исчезли без следа в начале нашей эры, как предполагают ученые?

«Я в это верю», — завершает рассказ Леонид Круглов.

Прямые паруса

7 Бом-брамсель 2-го грота
8 Верхний брамсель 2-го грота
9 Нижний брамсель 2-го грота
10 Верхний марсель 2-го грота
11 Нижний марсель 2-го грота 12 2-й грот
15 Бом-брамсель 1-го грота
16 Верхний брамсель 1-го грота
17 Нижний брамсель 1-го грота
18 Верхний марсель 1-го грота
19 Нижний марсель 1-го грота
20 1-й грот
23 Фор-бом-брамсель
24 Верхний фор-брамсель
25 Нижний фор-брамсель
26 Верхний фор-марсель
27 Нижний фор-марсель
28 Фок

Косые паруса

1 Гаф-топсель
2 Верхняя бизань
3 Нижняя бизань
4 Крюйс-брамстень-стаксель
5 Крюйс-стень-стаксель
6 Апсель
13 Брам-стень-стаксель 2-го грота
14 Стень-стаксель
21 Брам-стень-стаксель 1-го грота
22 Стень-стаксель
29 Бом-кливер
30 Мидель-кливер
31 Кливер
32 Форстень-стаксель
33 Рекламные паруса, которые не входят в парусное вооружение «Седова»

Мачты

34 Бизань-мачта
35 2-й грот
36 1-й грот
37 Фок-мачта

Николай Зорченко

«Из порта чаще всего выходим под машиной, то есть при помощи двигателя. Работа с парусами начинается, когда появляется подходящий ветер. Вначале ставят марсели, затем — брамсели. Последними ставят фок и гроты. Далее поднимают косые паруса: первыми — стеньстаксели, апсель, брам-стаксели, кливера и крюйс-стень-стаксель.
Убирают паруса в обратном порядке. Все паруса позволяют ловить ветер, необходимый для движения. Тяговое усилие приходится на прямые паруса, косые — помогают. Марсели и брамсели ловят верховой ветер, сила которого меняется с высотой: чем выше, тем сильнее.

Во время шторма остаются только марсели и стеньстаксели. Все паруса несем, когда сила ветра меньше шести баллов. Если ветер поднимается до восьми баллов и выше, то оставляем те же паруса, которые используем при шторме. При поворотах корабля брасопят реи, то есть разворачивают их так, чтобы паруса были направлены максимальной площадью к ветру. Делается это вручную, хотя иногда осаживаем шкоты или подбираем другие снасти при помощи лебедок. Но это занимает больше времени и поэтому используется крайне редко.

В случае если парус отдался от снастей, боцманы и матросы поднимаются на рей и вручную закрепляют парус. Корабль в это время маневрирует, приводясь к ветру, чтобы парус меньше раздувало. Бегать по реям запрещено. На реях необходимо пристегиваться страховочными поясами к заспинному лееру. В этом случае перемещение безопасное, но небыстрое».

Ученные разгадали тайну отпечатков в египетской пещере

Ученные разгадали тайну отпечатков в египетской пещере

Учёные выяснили, что отпечатки крохотных «ручек» на стенах египетской пещеры Вади Сура II не являются человеческими. Исследователи полагают, что древние художники создали такие рисунки с помощью животных.

Наскальные фрески пещеры Вади Сура II в Ливийской пустыне были обнаружены в 2002 году. Все наскальные рисунки сделаны более 8 тысяч лет назад. Из-за многочисленных изображений животных учёные назвали это место пещерой зверей.

Однако кроме рисунков зверей на стенах пещеры выявлено много отпечатков рук, в том числе очень маленьких. Исследователи обрадовались этому открытию, так как раньше отпечатки детских рук находили лишь в австралийской наскальной живописи.

Однако антрополог Эммануэль Оноре заметила, что ладони были слишком маленькими для человеческих, а пальцы — слишком длинными. Оноре попросила своих знакомых медиков измерить ручки новорождённых и недоношенных детей и сравнила эти данные с наскальными рисунками. Оказалось, что отпечатки в пещере не совпадали с человеческими.

Кто же оставил отпечатки?

Исследователь обратила внимание, что отпечатки на стене не созданы с помощью трафаретов, а имеют естественное происхождение. Отпечатки обезьян также не соответствовали рисункам в пещере. Тогда антрополог решила обратить внимание на лапы рептилий. Оказалось, что, действительно, больше всего пещерным отпечаткам соответствовали лапы варанов.

В настоящее время учёные проверяют версию отпечатков рептилий. Если она подтвердится, то случай обнаружения отпечатков этих животных на территории пустыни Сахара станет первым в истории.

Конечно, следы на стенах оставляли не сами вараны. Учёные полагают, что древние художники обмазывали их лапы охрой и делали отпечатки. Однако точное предназначение таких рисунков до сих пор остаётся загадкой.

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Учёные рассмотривали множество гипотез предназначения пещерной живописи, однако так и не смогли прийти к единому мнению. По одной версии, наскальная живопись была частью ритуала «охотничьей магии», которая должна приносить удачу на охоте. Согласно другому предположению, пещерная живопись являлась частью шаманских верований, а рисунки создавались шаманами древних племён. Последние исследования показали, что большинство взрослых отпечатков ладоней сделано женщинами.

На вопрос: «Зачем древние люди оставляли отпечатки рук рядом с рисунками?», археолог Дин Сноу обычно отвечает: «Понятия не имею, но мне нравится думать, что отпечатки — это как будто кто-то говорит: „Это моё. Я это сделал“».

Читайте также: