Восстанови таблицу строительство стен кремля окружающий мир

Обновлено: 24.04.2024

Проект по окружающему миру" Стены древнего Кремля"

Цель: познакомить с историей основания Москвы, её основателем – Юрием Долгоруким, главной достопримечательностью города – Кремлём.

· Познакомить с историей основания Москвы, Познакомить с главной достопримечательностью Москвы – Кремлём.

· Воспитывать любовь к своей стране, уважение к памятникам.

· Развивать внимание, интерес к истории своей страны, память.

Оборудование: компьютер, презентация, выступления учащихся, аудиозапись.

Ход мероприятия.

2. Вступительное слово учителя.

Звучит «Патриотическая песня» М. Глинки, на фоне музыки читаю стихи

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы.

Опоясан лентой пашен

Весь пестреешь ты в садах:

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!

Процветай же славой вечной

Город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град!

О каком городе говорится в стихотворении? Какие слова навели вас на мысль о том, что речь идёт о Москве? ( На семи холмах, град срединный, город древний, сколько храмов, сколько башен…)

3. Объявление темы урока.

Верно. Сегодня мы поговорим о Москве. О том, как она создавалась, о её главной достопримечательности. А кто догадается, что же это за главная достопримечательность Москвы?

Итак тема сегодняшнего урока звучит так «Стены древнего Кремля.»

4. Знакомство с новым материалом.

Давным-давно, более 850 лет назад, из богатого и славного города

Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости.

Полюбился князю удобный для обороны холм — место слияния узенькой лесной речки Неглинной и полноводной, чистой, как слеза , Москвой-рекой.

Место было тихое, глухое, водное, рыбное и охотницкое обнесли воины холм валом, забором — тыном, поставили с запада и вос тока ворота.

Первый деревянный Кремль простоял около 100 лет. Затем Москва была сожжена и разграблена. Затем Москва вновь восстанавливалась.

Москва возникла как небольшая пограничная крепость. Постепенно вокруг неё объединялись народы, жившие вокруг. Москва росла, крепла. Сильной и богатой Москва стала при князе Иване Калите.

Слово «калита» значило «мешок, подвесной карман». Князь всегда носил с собой много мелкой монеты и раздавал бедным. За это его и прозвали Иван Калита. Московский князь укреплял границы русского государства, вместо сгоревших стен построил вокруг Москвы Кремль – крепость с башнями, воротами, бойницами и стенами из толстых дубовых брёвен. Стены крепости были дубовыми 200 лет. А потом внук Ивана Калиты – Московский князь Дмитрий Донской (5 слайд)

построил Кремль из белого камня, и Кремль стал первым каменным градом Московского государства. С тех пор Москву стали называть белокаменной. ( 6 слайд)

Более ста лет простоял белый Кремль, а затем его заменил Кремль из красного кирпича, которым мы любуемся до сих пор.

Постройка стен и башен Московского Кремля из красного кирпича была начата при Иване III ( 7 слайд).

По его указу разрушаются старые постройки и возводятся каменные. К перестройке великокняжеской резиденции были привлечены итальянские зодчие. ( 8 слайд)

При участии русских мастеров они возводят новые грандиозные стены и башни Кремля. Каждая Кремлевская башня имеет свое название и историю. По своей конфигурации башни делятся на круглые и четырехугольные. Если смотреть на Кремль сверху ( 9 слайд)

он напоминает треугольник с юга омываемый Москвой-рекой, с северо-запада ограничиваемый Александровским садом, а с востока - Красной площадью.

По углам треугольника располагались круглые башни (10 слайд) –

Угловая Арсенальная, Водовзводная и Беклемишевская, которые были наиболее прочными и позволяли вести обстрел вкруговую. В том месте, где к Кремлю подходили важные стратегические дороги, возводились мощные четырехугольные башни с проездными воротами ( 11 слайд) –

Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Тайницкая, Константино-Еленинская. Остальные башни располагались между угловыми и проездными и носили сугубо оборонительный характер.

А сейчас представьте себе, что мы оказались в Москве, на Красной площади.

Мы с вами обойдём вокруг Кремля и познакомимся со всеми 20 его башнями.

А вот и первая – главная башня. Вы все с ней знакомы, хотя, может быть и не знаете её названия. ( раздаётся бой курантов) ( 12 слайд)

Ребята, что это? (Куранты) Что такое Куранты? (Часы на Спасской башне Кремля) А вот и сама Спасская башня. Спасская башня имеет 10 этажей. Три этажа заняты механизмом Кремлевских курантов - главных часов государства. Она по праву считается самой красивой и самой стройной башней Кремля. Ворота Спасской башни испокон веков были главным парадным въездом в Кремль. Они особенно почитались в народе и считались "святыми". Через них запрещалось проезжать верхом на лошадях и проходить с непокрытой головой. Через них входили и выходили полки, выступающие в поход. У этих ворот встречали царей и послов.

( 13 – 34 слайды) Следующая башня кремлёвской стены – Сенатская, за ней Никольская.

На пути нам встречается угловая круглая Арсенальная башня, за ней Средняя Арсенальная, Троицкая. Перед Троицкой башней находится единственная сохранившаяся предмостовая башня – Кутафья. Дальше мы видим две башни подряд – Комендантскую и Оружейную

Перед нами снова проездная башня – Боровицкая, и снова круглая угловая башня, которая стоит на берегу Москвы-реки и называется Водовзводная.

Далее мы пойдём берегом Москвы-реки. И нам встречаются Благовещенская башня, Тайницкая, Первая Безымянная, Вторая Безымянная и Петровская.

За ними стоит круглая угловая башня – Беклемишевская. За ней стоят Константино-Еленинская башня, Набатная Башня и Царская.

5. Закрепление нового материала.

А сейчас мы с некоторыми башнями познакомимся поближе.

Стены у Арсенальной башни толстые – четыре метра. В башне на случай долгой осады заключён многоводный родник. Строители хорошо понимали, как необходима вода осаждённым, поэтому постарались надёжно её защитить.

Неподалёку от Арсенальной башни, у стены Кремля, находится Могила Неизвестного солдата. В ней захоронены останки воина, павшего в боях под Москвой в 1941 году. Здесь горит Вечный огонь Славы. Его отблески освещают надпись из бронзовых букв: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».

Единственная сохранившаяся предмостная башня – Кутафья. Она обороняла вход на мост и раньше не имела прямого проезда на улицу. Кутафью окружал ров. С берега на неё можно было попасть лишь по подъёмным мостам. Они спускались с боковых сторон башни, в стенах даже сохранились щели для цепей.

Башня шестиэтажная, с глубокими двухэтажными подвалами, служившими для оборонных целей, а позднее в XV-XVI веках использовавшимися как тюрьма. Из навесных бойниц Троицкой и Кутафьи было удобно обстреливать противника, приближавшегося к подножию башен. Ворота башни служили проездом к хоромам царицы и царевен, ко двору патриарха. Троицкая башня самая высокая башня Кремля, ее высота со звездой со стороны Александровского сада - 80 м.

Позади оружейной башни расположен один из музеев Кремля – Оружейная палата. В ней хранится старинная золотая и серебряная посуда, женские украшения, одежды, шитые жемчугом, царские троны. Много здесь связано с русской историей. Боевой шлем князя Ярослава Всеволодовича, жившего в 13 веке. Кольчуга Ермака Тимофеевича – завоевателя Сибири, её прислал в дар отважному воину Иван Грозный. Сабли русских героев – Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Нет, невозможно перечислить сокровища, что находятся за спиной Оружейной башни.

А вот и круглая угловая башня. Стоит она на берегу Москвы-реки, называется Водовзводная. Так же как и Арсенальная, она предназначена для круговой обороны, но выглядит очень изящной и лёгкой. В 1633 году в ней установили машину, которая подавала в Кремль воду. По свинцовым трубам вода текла к царскому

дворцу. Башня несколько раз разрушалась, но её восстанавливали и она радует нас своей красотой до сих пор.

Следующая башня на нашем пути – Тайницкая. Среди кремлёвских башен она самая старая. С нее началось сооружение кремлевских укреплений. Раньше она была проездной. Высота башни 38,4 м. При Иване III башня имела тайник колодец и подземный ход к реке. Так было предусмотрено на случай осады. Этот тайник и дал башне её название.

В Набатной башне висел колокол весом в 150 пудов. Отлил его в 1714 году Иван Моторин. Тот самый мастер, который отлил знаменитый Царь-колокол, что стоит сейчас в Кремле возле колокольни Ивана Великого. Ударить в набат – значит подать сигнал тревоги. Когда гудел колокол, к Кремлю бежал народ со всего города.

И наконец перед нами самая последняя кремлёвская башня – Царская. Она самая молодая. Выстроена в 1680 году. Точнее сказать, это не башня, а каменный теремок, поставленный прямо на стену. Маленький восьмигранный шатёр опирается на четыре каменных столба, схожих с кубышками. По преданию на этом месте стояла деревянная беседка, откуда люби смотреть на площадь Иван Грозный. Поэтому башня и называется Царской.

Я вам буду задавать вопросы о башнях кремля, ответы на которые были в отрывках книги, а вы попробуйте на них ответить.

Какой памятник находится недалеко от Арсенальной башни? (могила неизвестного солдата) ( 35слайд)

Какая башня самая высокая и какова её высота? ( Троицкая 80 м) ( 36 слайд)

Какой музей расположен позади оружейной башни? Что в нём хранится? (оружейная палата. В ней много старинных предметов: Посуда, украшения, боевые доспехи князей, троны царей и многое другое.)

В какой башне в XVII веке была установлена машина, подававшая в Кремль воду? (Водовзводная) ( 37 слайд)

Какая башня самая старая? ( Тайницкая) Почему она так называется? ( 38 слайд)

Какая башня самая молодая? (Царская) Почему она так называется?

Колокол на какой башне подавал сигнал тревоги? (Набатная).( 39 слайд)

А сейчас давайте попробуем составить синквейн о Кремле. Кто помнит что ( 39 слайд) такое синквейн?

От дуба к кирпичу: как менялся московский Кремль? Инфографика

За свою историю облик Кремля неоднократно менялся. Всё началось с того, что в 1156 году на берегу Москвы-реки Юрий Долгорукий построил первые укрепления общей протяжённостью 850 метров и площадью около 3 га. Эта крепость больше страдала от случайных пожаров, чем от вражеских набегов. В 1337 году огонь полностью уничтожил сосновые стены и башни.

Вознесенский монастырь. Справа на переднем плане виден Вознесенский собор, за ним Екатерининская церковь; слева храм св. Михаила Малеина, фото конца XIX века.

Статья по теме

В 1339 году Иван Калита заложил в Москве на месте разрушенного пожаром Кремника новый Кремль из дубовых брёвен. Именно в этот период крепость стала политическим центром феодального государства, резиденцией великих князей и митрополитов. Правда, просуществовал дубовый Кремль недолго, в 1365 году он, как и его предшественник, сгорел.

Великий князь Дмитрий Донской решил, что деревянный Кремль не соответствует его статусу, и приказал возвести крепость из белого камня, который привозили из Коломенского района. Строительство началось лишь в 1367 году. Стены возводили ударными темпами более 2000 человек. В результате белокаменный Кремль, который разросся почти до размеров современного, удалось построить всего за год.

Однако уже во второй половине XV века белокаменный Кремль сильно обветшал, так как известняк не обладал достаточной прочностью. После нескольких пожаров стены были так сильно залатаны, что в 1470-х годах показались итальянскому путешественнику Контарини деревянными.

В 1480 году князь Иван III для того, чтобы восстановить престиж Москвы, приказал заложить новые стены, из красного кирпича. Строительство было поручено итальянским («фряжским») зодчим. С тех пор Московский Кремль не раз перестраивали и реконструировали.

Из учебника «Окружающий мир», мы знаем, что Московский Кремль является главной достопримечательностью столицы. Кроме него в городе есть следующие достопримечательности: Третьяковская галерея, храм Христа Спасителя, Большой театр, Триумфальная арка, МГУ, Арбат.

2) Представьте, что вы пролетаете над Московским Кремлём на вертолёте. Рассмотрите фотографию. Найдите на ней достопримечательности Кремля. Расскажите о них по фотографии.

Я подлетала к Кремлю на вертолёте со стороны Спасской башни. Даже из вертолёта были видны часы на этой башне, которые называются Курантами.

Справа от меня показалась резиденция Президента России. По форме это здание напоминает треугольник, и я видела зелёные крыши резиденции, а также два купола — большой и маленький. Стены резиденции бело-золотые.

В такой же цветовой гамме выдержано и здание Арсенала, которое больше похоже на трапецию и занимает весь этот угол. Отсюда вертолёт повернул налево, и я увидела сначала Троицкую башню, а за ней Большой дворец — правильный прямоугольник с небольшим внутренним двориком.

Вертолёт снова повернул и внизу показались величественные соборы — Архангельский и Успенский, за которыми устремилась в небо колокольня Ивана Великого. Это очень красивые церкви с белыми стенами и золотыми куполами.

1) Что означает название Кремль?

Так называлась центральная укреплённая часть города, в которой жил князь и располагалась его дружина.

При осаде и штурме городе врагами, именно отсюда осуществлялась его оборона и защита.

2) Описание

Это древнейшая часть столицы, вокруг него она строилась и росла.

По форме он напоминает треугольник и расположен на возвышенном берегу Москвы-реки.

Он образован крепостной стеной из красного кирпича, украшенной зубцами.

Между участками стены стоят двадцать крепостных башен, самыми известными из которых являются Спасская и Троицкая.

Внутри когда-то была княжеская, потом царская резиденция. Сейчас здесь размещается резиденция Президента и Правительство России.

А также в Кремле есть множество красивых церквей, несколько музеев, памятники.

Наиболее известными музеями являются Оружейная палата и Арсенал.

Наиболее известными памятниками являются огромные Царь-колокол и Царь-пушка.

3) Сведения из истории

Его возведение началось одновременно со строительством города.

Уже в 1156 году здесь появились первые укрепления.

Изначально он был деревянным, но князь Дмитрий Донской в середине XIV века строит белокаменный Кремль из местного камня.

Но прочность этого материала оказалось невысокой и в XV веке Иван Великий перестраивает его, заменяя каменные стены на кирпичные.

Но только в конце XVII века он становится красным, хотя в то время его стены по привычке белили.

4) Значение в наши дни

В настоящее время Кремль не просто резиденция правительства и президента, это символ процветания великой страны.

Это её история и слава.

Это не просто центр Москвы, но сердце всего государства.

И жители России сверяют свои часы по звуку Курантов Спасской башни, отмечая наступление каждого Нового года.

4) Прочитай рассказ и ответь на вопросы:

1) Кто построил белокаменный Кремль?

Белокаменный Кремль построил Дмитрий Донской. Он использовал местный строительный материал, камень белого цвета.

2) Кто перестроил Кремль 500 лет назад и почему?

500 лет назад Иван Третий перестроил его, так как старые стены обветшали. Он заменил камень на красный кирпич.

3) Как стал выглядеть Кремль?

Главный символ страны стал красного цвета.

5) Рассмотри фотографии. С их помощью расскажи о том, что можно увидеть на Красной площади. Опиши достопримечательности по фотографиям.

Красная площадь сама по себе является достопримечательностью, но на ней можно увидеть и другие замечательные памятники истории и архитектуры.

Вдоль всей площади идёт Кремлёвская стена, в центре которой стоит Спасская башня.

На этой башне мы видим Куранты, самые большие часы России.

Слева от Спасской башни мы видим храм Василия Блаженного, который венчают разноцветные купола.

Это один из самых красивых соборов всей страны.

Напротив собора, с другой стороны Красной площади, стоит здание Исторического музея.

Оно построено из ярко-красного кирпича и напоминает сказочный дворец своей причудливой архитектурой и остроконечными башенками.

Домашнее задание

1) Почему Московский Кремль является символом нашей Родины?

Это место, где располагается Правительство страны, где находится её Президент.

1. Серёжа и Надя вместе с родителями побывали в Московском Кремле и на Красной площади. Они сделали фотографии уникальных памятников истории и культуры. Что изображено на фотографиях? Соедини линиями фотографии и названия.


2. Мама Серёжи и Нади нашла в книге рассказ писателя А. Карданова об одной из достопримечательностей Москвы. Прочитай рассказ. На какой из фотографий изображено это каменное диво? Подпиши его название.

Смотрят люди и глазам не верят. Поднимается над площадью каменное диво с узорчатыми стенами и главами. И каждая из этих глав украшена на свой манер причудливой каменной резьбой. Волнистые, ребристые, игольчатые. И разноцветные, словно радуга.

В рассказе идёт речь о Храме Василия Блаженного.


Если знаешь, что изображено на другой фотографии, напиши. Проверь себя по учебнику.

3. Представь себя экскурсоводом. Этот рисунок поможет тебе провести воображаемую экскурсию по Кремлю и Красной площади. Пользуясь учебником, найди на рисунке перечисленные достопримечательности. Укажи их стрелками.


Мысленно проложи маршрут экскурсии, проведи по нему одноклассников и опиши (устно) то, что видишь вокруг.

Мы подходим к центру Москвы – Красной площади, за которой располагается Московский Кремль.

Здесь мы видим стоящие в разных концах величественные здания – Собор Василия Блаженного и Исторический музей, который ограничивают площадь. Возле кремлевской стены находится мавзолей.

Через Спасскую башню мы входим на территорию Кремля и мимо Колокольни Ивана Великого и Царь-колокола идет на Соборную площадь. Здесь очень много красивых соборов.

Далее мы осматриваем Большой Кремлевский дворец и поднимаемся к Троицкой башне мимо Оружейной палаты. Потом поворачиваем направо и идет вдоль резиденции Президента России. Таким образом мы описали большой круг по Кремлю и насладились видом его исторических памятников.

4. Серёже и Наде очень интересно, какая из достопримечательностей Московского Кремля и Красной площади произвела на тебя особенно сильное впечатление. Напиши ребятам письмо об этом.

Милые Сережа и Надя!
Спешу поделиться с вами своими впечатлениями. Мне кажется, что царь-колокол и царь-пушка – самые впечатляющие достопримечательности Кремлевского дворца. Многие приезжают в Москву только затем, чтобы на них полюбоваться. Оба памятника впечатляют своими размерами и красивыми рельефными украшениями на поверхности. Считается, что царь-колокол никогда не звонил, а царь-пушка никогда не стреляла.

Московский Кремль является главной достопримечательностью столицы. Кроме него в Москве есть следующие достопримечательности: Третьяковская галерея, храм Христа Спасителя, Большой театр, Триумфальная арка, МГУ, Арбат.

1. Представьте, что вы пролетаете над Московским Кремлём на вертолёте. Рассмотрите фотографию. Найдите на ней достопримечательности Кремля. Расскажите о них по фотографии.


Мы подлетаем к Кремлю на вертолёте со стороны Спасской башни (2). Даже из вертолёта были видны часы на этой башне, которые называются Курантами.

Справа показалась резиденция Президента России (1). По форме это здание напоминает треугольник. Стены резиденции бело-золотые, а крыша зеленая.

В такой же цветовой гамме выдержано и здание Арсенала (8), которое больше похоже на трапецию и занимает весь этот угол.

Вертолёт повернул налево и мы увидели Троицкую башню (7), а за ней Большой дворец (6) — правильный прямоугольник с небольшим внутренним двориком.

Вертолёт снова повернул налево и внизу показались величественные соборы — Архангельский (5) и Успенский (4), за которыми устремилась в небо колокольня Ивана Великого (3). Это очень красивые церкви с белыми стенами и золотыми куполами.

В дополнительной литературе найдите сведения о достопримечательностях Кремля (по своему выбору).

  1. название;
  2. описание;
  3. сведения из истории;
  4. значение в наши дни.

Большой Кремлёвский дворец.

Большой Кремлевский дворец находится в столице нашей Родины в городе Москве.

Большой Кремлёвский дворец – самое молодое здание в Кремле. Смотрит он на Москву-реку.

Строительство главного дворца Московского кремля велось в период с 1838 по 1849 год. Инициатором строительства стал Николай I.

Большой Кремлевский дворец – это Резиденция нашего Президента. Здесь он вручает разные награды, устраивает приемы.

В свободные от официальных мероприятий дни, в залах дворца проводятся экскурсии и концертные выступления.

Прочитай рассказ и ответь на вопросы:

1) Кто построил белокаменный Кремль?

Белокаменный Кремль построил Дмитрий Донской. Он использовал местный строительный материал, камень белого цвета.

2) Кто перестроил Кремль 500 лет назад и почему?

500 лет назад Иван Третий перестроил его, так как старые стены обветшали. Он заменил камень на красный кирпич.

3) Как стал выглядеть Кремль?

Стены кремля стали красного цвета.

Рассмотри фотографии. С их помощью расскажи о том, что можно увидеть на Красной площади. Опиши достопримечательности по фотографиям.


Красная площадь сама по себе является достопримечательностью, но на ней можно увидеть и другие замечательные памятники истории и архитектуры.

Вдоль всей площади идёт Кремлёвская стена, в центре которой стоит Спасская башня. На этой башне мы видим Куранты, самые большие часы России.

Слева от Спасской башни мы видим храм Василия Блаженного, который венчают разноцветные купола. Это один из самых красивых соборов всей страны.

Напротив собора, с другой стороны Красной площади, стоит здание Исторического музея. Оно построено из ярко-красного кирпича и напоминает сказочный дворец своей причудливой архитектурой и остроконечными башенками.

Ответы на вопросы в конце темы:

1) Почему Московский Кремль является символом нашей Родины?

В Московском Кремле находятся уникальные памятники истории и культуры нашей страны.

Московский Кремль является историческим центром Москвы. Именно с появления Кремля начинается история Москвы.

2) Какие достопримечательности можно увидеть в Кремле и на Красной площади?

Урок по математике "Стены древнего Кремля"

Онлайн-книги

d) Одной из ключевых компетенций является формирование готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Для этого со 2 класса работаю по тетрадям О.А. Захаровой, являющиеся составной частью учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» и дополняющие учебник «Математика». Данный урок математики в 3 классе обеспечивает формирование умения практического использования навыков арифметических действий над многозначными числами и величинами и повышает интерес к истории нашего государства.

e) перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой.

Методика: конспект занятия.

Список используемых информационных ресурсов:

1. Захарова О.А. Математика в практических заданиях Тетрадь для самостоятельной работы № 3 – М.: Академкнига/Учебник 2010

2. Федотова О.Н. окружающий мир 2 класс часть 2 – М.: Академкнига/Учебник 2010

3. Чекин А.Л. Математика 3класс.: Методическое пособие для учителя М.: Академкнига/Учебник 2010

4. Материал в интернете:

Образовательная:

создать условия для закрепления умения выполнять арифметические действия с многозначными числами и величинами; выполнять задания с использованием материальных объектов, строить объяснение в устной форме, по предложенному плану выполнять задания;

Воспитательная:

создать условия для воспитания таких ценностей, как любовь к России, своему народу, воспитания интереса к математике;

Развивающая:

создать условия для развития общекультурного кругозора детей;

Организационные:

ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, участвовать в коллективной познавательной деятельности, работать в группах;

Информационные:

ученик научится или получит возможность научиться работать с таблицами, словарем, текстом;

Коммуникативные:

ученик научится или получит возможность научиться общаться, критически мыслить, слушать учителя и своих товарищей; красиво и правильно строить свою речь; отстаивать свою точку зрения;

Интеллектуальные:

ученик научится или получит возможность научиться анализировать, применять логические приемы мышления, использовать математические знания в повседневной жизни.

Тип урока: урок закрепления изученного.

Оборудование: презентация «Стены древнего кремля», тетради О.Захаровой «Математика в практических заданиях тетрадь для самостоятельной работы № 3, 3 класс», учебник «Окружающий мир 2 класс, часть 2», толковый словарь.

1.Оргмомент. Эмоциональный настрой.

Все готовы к уроку? Если да, то улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Присаживайтесь. Итак, настроитесь на работу.

2.Введение в тему

- Ребята, сегодня я приглашаю вас продолжить работу в Расчетно-конструкторском бюро, организованном при научном клубе «Мы и окружающий мир».

На данном уроке каждый из вас может принять участие в решении практических задач по теме «Стены древнего кремля».

3.Актуализация опорных знаний

- Как называется наша страна?

- Столица нашей Родины?

- Какие места в столице достойны особого внимания?

- Что называют сердцем Москвы?

- Как вы думаете, почему Кремль со временем оказался в центре города?

- Найдите в учебнике «Окружающий мир 2 класс, часть 2» об истории Московского Кремля.

Ребята 1-ой группы приготовили презентацию об истории московского кремля.

- Зачем каждый раз при строительстве кремля возводились высокие стены?

- Ребята, а знаете, что кремль есть не только в Москве. Крепости строились во многих городах России. Некоторые сохранились до наших дней. Кремли являются памятниками русских городов. О них заботятся люди, их охраняет государство.

4. Постановка проблемы (УЗ).

- Тема урока сегодня: Стены древнего кремля. Предположите, чем мы будем заниматься на уроке математики, что узнаем нового?

- Во-первых, мы совершим заочную экскурсию по нашим старинным городам. Полюбуемся архитектурным строением кремлей, удивимся их разнообразию, испытаем чувство гордости за нашу страну. Во- вторых, мы проведем исследование – дадим сравнительные характеристики кремлям городов России, а для этого нам нужно будет решить практические задачи.

5. Решение поставленных задач.

Слайды 2, 3, 4.

- Ребята, сосчитайте, сколько лет строили кирпичный белокаменный кремль в Москве.

У вас есть таблицы. Познакомьтесь с первой таблицей «Характеристика кремлей русских городов». Какие колонки таблицы мы можем заполнить, взяв информацию с этого слайда? Заполните.

- Чтобы заполнить второй и третий столбики таблицы до конца, что нам для этого нужно? Эту информацию мы возьмем в тетради. Найдите тему урока «Стены древнего кремля», откройте нужную страницу. Какой абзац нам нужен? Какие сведения мы можем взять из этой части текста? А как узнаем, сколько лет стоился кремль в городе? Задание выполняйте парами.

- Сможете вы теперь ответить на требование задания 1? Какой из кремлей строился дольше всех?

Таблица № 1. Характеристики кремлей русских городов

Протяженность стен, м

(Дольше всех строили Новгородский кремль – 16 лет.)

- Ребята, посмотрите на второй столбик таблицы и скажите, в какое время строили кремли в русских городах?

- Х V – Х VIII века – это время, когда не было современной техники: экскаваторов, подъемных кранов, самосвалов. Хотите посмотреть, какие это были творения русских людей, и как они выглядят в наши дни?

Слайд 5, 6,7, 8, 9,10,11

- Что вас удивило? Чем вы восхитились?

- Прочитайте задание 2 в тетради: можно ли сказать, что русские кремли имеют симметричную форму?

6. Динамическая пауза

- Подойдите, пожалуйста, ребята, все к окнам. Посмотрите, у нас за окнами есть постройки. Скажите, какие из них имеют симметричную форму. Вспомните форму здания школы. Симметрично ли оно? Почему? (Нет. С одной стороны пристроен спортзал)

-Проведем физкультминутку для глаз: посмотрите далеко-далеко за рощу, а теперь на березку перед школой. Поморгайте глазками часто-часто. Закройте глаза, успокойтесь. Не открывая глаз, скажите, какой сегодня день: ясный или пасмурный? А какое небо? Открывайте глаза, еще раз полюбуйтесь видом из окна. Присаживайтесь.

7. Решение задач.

- Сейчас мы продолжим заполнение таблицы № 1. Что нам нужно еще узнать, чтобы дать характеристики кремлей? (Протяженность, высоту и толщину стен, количество башен в кремле).

-Обратимся к тексту страницы 32. следите за мной, я прочитаю: «Толщина стен старинных кремлей составляла от 46 до 115 вершков. Самые длинные стены у Московского Кремля – 2 версты 705 футов. Немногим уступает ему Коломенский и Нижегородский, длина стен которых около 938 сажень. Самые короткие стены у кремля в Тобольске – 2028 футов. Самые высокие стены, около 960 дюймов, имеет Коломенский кремль». Все ли вам понятно? – Ребята, в Х V – Х VIII веках, когда строились кремли, были другие меры длины. Чтобы решить эти задачи, вам потребуется перевести все старинные меры длины в современные. Куда мы можем обратиться за помощью? ( к толковому словарю)

- Найдите в Толковом словаре значение слова дюйм. Где вы встречались с этой единицей измерения длины? (Дюймовочка)

- Для объяснения значения следующих слов используй таблицу № 2 и плакат «Старинные меры длины».

Все Кремли России. 12 кремлей

Кремлями уже традиционно следует называть только каменные кремли. Таких в России, а значит и в мире, всего 12. Кремли до 14 века носили название – детинец. Кремль – это не что иное, как укрепленный стенами город. А вот часть города выходившая за пределы городских стен называлась посадом, но и она нередко нуждалась в обороне и потому кремлем правильно называть только центральную часть города, представляющую собой, по сути, город-крепость. Более того, на Руси городами считались только те населенные местности, которые имели кремль.

Первые кремли

В России 1-й построенный кремль находится в Великом Новгороде, однако еще древние скандинавы называли Русские земли территорией крепостей - «гардариками». В домонгольской Руси насчитывалось до 500 крепостей, но дерево тогда считалась главным строительным материалом и от них мало, что осталось. Самый известный пример – Рюриково городище, старый центр Великого Новгорода. Его-то и можно было бы считать по праву первым кремлем, если бы он уцелел. Однако в Рюриковом городище остались руины церкви Благовещения – уникального памятника, свидетельствующего о древности нашей истории.

Название кремлей

Детинец, кром, укрепление, город – все эти названия справедливы для разного времени. Существует популярный миф, что кремль имеет тюркское происхождение, который не выдерживает никакой критики. Кремль происходит от слова – «кремник» и скорее всего это калька с греческого – «кремнос», что переводится, как крутая гора, близко по смыслу со словом «крутизна» и эта версия куда убедительней тюркского – «кармана» (kärmän).

В каких городах России есть кремль:

1. Кремль Великого Новгорода. Самый древний кремль России и он же – самый северный Кремль России. Он же Новгородский детинец. Первое упоминание относится к 1044 году.

Тест по окружающему миру Московский Кремль 2 класс

А1. Назови князя, построившего кирпичные стены Кремля.

1) Дмитрий Донской
2) Юрий Долгорукий
3) Иван Третий
4) Георгий Победоносец

А2. Вспомни, из какой страны пригласили архитекто­ров для перестройки Кремля.

1) из Англии
2) из Италии
3) из Германии
4) из Франции

А3. Сосчитай, сколько башен в стенах Кремля.

1) 15 башен
2) 25 башен
3) 20 башен
4) 30 башен

А4. Укажи главную площадь Москвы.

1) Соборная площадь
2) Театральная площадь
3) Болотная площадь
4) Красная площадь

В1. Восстанови цепочку строительства Кремля.

1) гранитный
2) белокаменный
3) мраморный
4) бетонный

В2. Укажи, на какой башне находятся Куранты.

1) на Водовзводной
2) на Троицкой
3) на Спасской
4) на Кутафьей

С1. Отметь, что являлось дополнительной защитой стен древнего Кремля.

1) река
2) ров с водой
3) ряды деревьев
4) забор

Ответы на тест по окружающему миру Московский Кремль
А1-3
А2-2
А3-3
А4-4
В1-2
В2-3
С1-12

Читайте также: