Укрепление получившее название белая стена дало начало городу

Обновлено: 13.05.2024

«Китай-город»: тайна имени

В мае 1534 года великая княгиня Елена Глинская, правившая в Москве от имени малолетнего Ивана, повелела обнести стеной «Великий посад». За первый год выкопали ров и насыпали вал. В течение следующих лет (1535-1538) возвели каменную стену. Новопостроенные укрепления («город») повелели называть «Китаем». Это имя появилось еще на первом этапе строительства (земляной вал).

С Китай-городом связаны два недоразумения. Первое – географическое. До начала XX века всем москвичам было очевидно: Китай-город – это улицы Никольская, Ильинка, Варварка и переулки вокруг них, словом – все, что находится внутри Китайгородских стен. Однако большую часть стен разрушили в 1934 году. А в 1990 году название «Китай-город» получила станция метро, но она расположена за пределами этого района. И теперь некоторые москвичи стали называть «Китай-городом» все, что находится недалеко от станции метро – скажем, кварталы рядом с улицей Забелина или Солянкой. Это нелепость.

Правильные границы исторического района «Китай-город»:

Красной чертой – границы Китай-города, черной – границы Кремля Красной чертой – границы Китай-города, черной – границы Кремля

Второе недоразумение связано с самим именем Китай-города. Что оно означает? Некоторым иностранцам кажется, что это «чайна-таун», как называют китайские кварталы в западных столицах. На самом деле это просто совпадение. Московский Китай-город никак не связан с Поднебесной. Во времена Елены Глинской русские с китайцами не контактировали.

Каков же действительный смысл этого имени? Было предложено много гипотез. Большинство из них оказались неубедительными.

Версия первая. «Средний город»

Еще в XVIII веке русский географ Федор Афанасьевич Полунин писал, что Китай-город означает по-татарски «Средний город» (эту версию поддерживал и Карамзин). Однако в татарском языке слово «китай» не значит «средний». По-татарски это было бы «урта».

Известный краевед Петр Васильевич Сытин писал, что «китай» – это «средний» по-монгольски. Что тоже не соответствует действительности.

Эти гипотезы нелепы и с исторической точки зрения. Крепость назвали Китай-городом уже во время ее строительства. В те времена никаких «внешних» стен (Белый и Земляной город) еще не существовало, они появятся через десятки лет. А значит, Китай-город не был «средним» в тот момент, когда получил имя.

Часть Китайгородской стены на фотографии 1887 года Часть Китайгородской стены на фотографии 1887 года

Версия вторая. «Плетенка»

Версия историка Ивана Егоровича Забелина кажется более основательной. Он предположил, что крепость была названа по технологии строительства земляного вала: землю (по летописным данным) насыпали в плетенки из тонких молодых деревьев. В словаре Даля читаем:

Кита … стебель, трава повойного и долгоствольного растения… свитый кольцом сенный вьюк… плетеница цветочная, травяная, соломенная.

Однако в этом объяснении есть несколько натяжек. Первое: трава и травяная плетенка – все-таки не то же самое, что сплетенная из дерева корзина. Второе: в русском языке сложно из слова «кита» образовать слово «китай». Третье, самое важное: название «Китай-город» возникло не стихийно. Крепость назвал не народ, а великий князь (точнее, его мать-правительница): так говорит летопись. Княгиня не стала бы давать имя грандиозной по тому времени стене из-за каких-то плетенок. Поэтому точка зрения Забелина кажется не слишком убедительной.

Иван Егорович Забелин. Портрет работы Репина. Иван Егорович Забелин. Портрет работы Репина.

Версия третья . Подолия и тюркский след

Другая версия увязывает название «Китай» с биографией правительницы. Отец Елены Глинской в 1508 году бежал в Московскую Русь из Великого княжества Литовского. Как иногда предполагают, Елена Глинская родилась в Подолии (юго-западная Украина), в Китай-городке. В Подолии есть несколько других похожих названий, которые связывают с тюркским словом «крепость». Может быть, вместе с Глинскими это слово попало в Москву?

В этой версии опять-таки есть несколько натяжек. Елена Глинская родилась как раз около 1508 года, когда отец ее бежал в Москву. Родилась ли она в Подолии? Существовал уже ли в это время Китай-городок и другие украинские «китаи»? Сведения об этих поселениях относятся уже к XVII веку. Существовало ли само слово «китай» (не имена городков, а слово) в диалектах юго-западной Руси? И если нет, был ли смысл называть крепость в Москве словом из тюркских языков?

Вопросы, вопросы, вопросы…

Бракосочетание великого князя Василия III с Еленой Глинской. Миниатюра из летописи Бракосочетание великого князя Василия III с Еленой Глинской. Миниатюра из летописи

Четвертая версия. Citta

Не обязательно искать решение загадки Китай-города на Украине! Были и на Руси другие крепости с таким названием! Постниковский летописец под 1535 годом сообщает:

« На озере на Себеже сделали земляной город Китай ».

Некоторые историки сообщают также, что укрепления, возведенные в 1536 году в Пронске, тоже назывались Китай-городом.

Эти укрепления были созданы почти одновременно. Что их объединяет? Технология: земляной вал и имя зодчего – Петрок Малый. Именно он построил все три крепости. «Архитектон» на службе у великого князя приехал на Русь из Италии.

Весьма вероятно, интересующее нас название произошло от итальянского citta «город» (в XVI веке это слово могло произноситься через «к»). Эту версию считает самой вероятной Ян Рачинский, современный специалист по московской топонимике.

Из трактата Альбрехта Дюрера по фортификации. 1527 Из трактата Альбрехта Дюрера по фортификации. 1527

Пятая версия. Cita urbs

Еще одна правдоподобная гипотеза (Игоря Кондратьева) связывает китайгородскую стену с латинским выражением cita urbs «быстрый/скорый город». Итальянский архитектор наверняка знал латынь.

Земляной вал с каменными «одеждами» – это последнее слово западной фортификации начала XVI века. Каменно-земляные укрепления меньше страдали от артиллерийского огня, чем классические стены из камня. Сначала возводился вал, потом стена – так поступили и в Москве. Вспомним, что этот оборонительный пояс получил имя как раз на этапе строительства вала. Насыпать вал – быстрее, чем построить стену.

Другое старорусское название «Скородом» (имя Земляного города) кажется калькой с латинского выражения cita urbs.

Итак, по наиболее правдоподобным версиям, название «Китай-города» связано с либо с итальянским словом citta «город», либо с латинским прилагательным citus, -a, um («быстрый, скорый»).

Все мои статьи, связанные с московской топонимикой, можно найти в оглавлении журнала «Нетривиальная история» .

Тайна «белых стен» раскрыта

Историки выдвигали много версий местонахождения древней египетской столицы. Некоторые авторы полагали, что она несколько раз меняла местоположение. Надежды на обнаружение точного местонахождения города исследователи связывали с систематическими археологическими изысканиями.

Название «Белые стены» первая столица объединённого Египта получила при фараонах первой династии (около 3032/2982–2853/2803 гг. до н. э., согласно хронологии истории Египта, составленной Юргеном фон Бекератом). Основание столицы связывают с именем легендарного царя Менеса (3032/2982–3000/2950 гг. до н. э., по Бекерату). Благодаря выгодному географическому положению город имел обширные связи со странами Средиземноморья и землями на побережье Красного моря, с оазисами, странами и племенами Центральной Африки. Здесь сходились многочисленные торговые пути, а стратегическое преимущество превращало город в важнейший военно-административный центр страны.

Гораздо позже за столицей закрепилось ещё одно название — «Меннефер» (греческий вариант написания этого топонима — «Мемфис»). И на протяжении всей истории египетского государства Мемфис играл огромную роль в жизни страны. И конечно, в религиозной жизни Древнего Египта. Здесь почитался бог-создатель Птах, который в то же время был одним из главных богов-покровителей царской власти.

Упоминание о городе сохранилось во многих текстах, написанных на разных древних языках, относящихся к периоду от первых египетских династий вплоть до птолемеевского времени (305—31 гг. до н. э.). Однако в целом история столицы в письменных источниках представлена скудно. На многие вопросы, прежде всего, где именно она находилась, долгое время археологи не могли дать ответа. Поскольку город оставался административным центром на протяжении многих веков, неудивительно, что он разрастался, появлялись новые районы, соответственно увеличивалось и число его названий. И указать местоположение «Белых стен» — старой части города, которая, как считал известный французский египтолог Пьер Монте (1885—1966), продолжала оставаться предметом поклонения у египтян, — историкам долго не удавалось.

Сотрудники Центра египтологических исследований РАН (ЦЕИ РАН), тщательно изучив письменные источники и проанализировав результаты геофизических исследований, выбрали для археологических изысканий территорию Ком Тумана, — так называется часть древнего Мемфиса, расположенная в 60 километрах от Каира, неподалёку от современной деревни Мит Рахина. На территории Ком Тумана находились дворец и военный лагерь последних египетских фараонов — археологический памятник, на который косвенно указывали многие письменные источники как на возможное место нахождения древней столицы. Тем не менее Ком Туман (общая его площадь около 20 га) прежде не исследовали столь систематически.

В 2001 году ЦЕИ РАН получил лицензию на раскопки северо-восточной части Мемфиса, состоящей из трёх комов (холмов): Ком Туман, Дафбаби, Телль Азиз, — которые в древности образовывали один из «островов» Мемфиса. И действительно, изометрический рельеф города показывает, что Ком Туман — самый высокий из холмов. По свидетельствам, восходящим к 1908 году, во время наводнений Ком Туман, Телль Азиз и Дафбаби превращались в остров Таймун. Российские учёные-геофизики, работавшие в составе экспедиции, сделали палеогеографические реконструкции, на основе которых показали, что воды Нила подходили очень близко к Ком Туману, окружая его с северо-востока, но никогда не затопляли его, то есть подтвердились свидетельства столетней давности.

Более чем за десятилетний период исследований, выполненных российской экспедицией, собран богатейший материал о жизни города. В культурном слое — его толщина более 15 м — отчётливо видны пласты римского, птолемеевского, саисско-персидского времён. Сделаны находки, датированные Древним (около 2707/2657—2170/2120 гг. до н. э., согласно хронологии Бекерата) и Новым (1550—1069 гг. до н. э.) царствами.

Фараон Априй (VI в. н. э.), правитель Саисской династии — последней династии египетских фараонов, — построил на Ком Тумане не только дворец, но и укреплённый военный лагерь. Во время раскопок в 2015 году стало ясно, что дворец и лагерь окружала стена, толщина которой достигала 11 м. Она защищала дворец и лагерь и от природных катаклизмов, и от врагов.

Российские археологи изучили 140 м сохранившейся части стены. Её внешнюю поверхность покрывал белый раствор. По мнению немецкого египтолога Курта Зете (1869—1934), белый цвет символизировал Верхний Египет и его победу над Нижним.

В ходе раскопок обнаружилось, что стена саисского времени покоилась на ещё более ранней, датируемой годами существования Нового царства. Систематическое бурение на глубину 10 м в 2015 году по линии север—юг вдоль открытой части стены принесло открытие: здесь определённо находилось поселение и в период Древнего царства.

Укрепление получившее название белая стена дало начало городу

Древнейшие египетские надписи, летопись Древнего Царства, позднейшие родословные египетских фараонов и царские списки Манефона сохранили вполне исторические имена египетских царей первых двух династий. Историчность этой эпохи в некоторой степени подтверждается раскопками больших царских гробниц в районе Негада и Абидоса. Амелино, де Морган и Флиндерс Петри нашли здесь большое количество самых разнообразных предметов материальной культуры и древнейшие гиероглифические надписи с именами фараонов первых двух династий. Памятники материальной культуры додинастического периода, уже описанные выше, а также предметы и надписи, относящиеся к первым двум династиям, позволяют в самой общей форме обрисовать процесс возникновения древнейшего классового общества в дельте и в долине Нила в начале четвёртого тысячелетия до н. э.

В эту эпоху население Египта жило отдельными небольшими общинами, во главе которых стояли общинные советы и старейшины. Наряду с древними отраслями хозяйства — охотой, скотоводством и рыболовством — всё большее и большее значение постепенно приобретает земледелие, принимавшее в силу естественных условий форму оросительного земледелия. Ежегодные периодические разливы Нила требовали от населения принятия ряда мер, для того чтобы избыточные воды наводнения равномерно распределялись по всей стране. Так же как и в южной части Месопотамии, это искусственное орошение было абсолютно необходимо и в Египте. Поэтому уже в древнейшую эпоху существования египетского народа сначала общины, а потом государственная власть берут на себя функцию создания, сохранения в порядке и постоянного расширения ирригационной сети. Это огромное значение искусственного орошения для существования древнейших земледельческих общин находит своё отражение в гиероглифическом начертании слов «область, округ» и «начальник области». Слово «область, округ» писалось при помощи картинного знака плоской территории, разделённой оросительными каналами на ряд одинаковых участков. А слова «начальник области», встречающиеся уже в древнейших надписях архаической эпохи, писались группой картинных гиероглифов, в состав которой входил картинный знак, изображающий «канал», что, очевидно, указывало на то, что основной функцией этого древнего местного чиновника, власть которого возникла из власти старейшины общины, было наблюдение за оросительными сооружениями, в частности за каналами, а также за развитием земледельческого хозяйства.

Стэла с именем фараона Джета из Абидоса. Париж. Лувр

В конце архаической эпохи появляется плуг очень примитивной формы. Но в течение тысячелетий для обработки земли наряду с этим первобытным плугом также пользуются и примитивной мотыгой. На одном обломке булавы архаической эпохи изображена торжественная церемония начала сельскохозяйственных работ. Царь, украшенный короной Верхнего Египта, держит в руках древнейшее земледельческое орудие — мотыгу, готовясь провести первую борозду. Перед царём низко склонившийся маленький человек держит в руках корзину, из которой он готовится высыпать семена в первую борозду, проложенную царём. Действие происходит на берегу канала. Это изображение ярко иллюстрирует древнее представление о том, что важнейшей обязанностью царя является забота о развитии земледельческого хозяйства страны. Проводя первую борозду в торжественный день начала сельскохозяйственных работ, царь своим авторитетом как бы освящал труд земледельца. Это изображение показывает, что наиболее распространённым в те времена земледельческим орудием была примитивная мотыга древнейшего времени. И эта мотыга сохранила своё значение сельскохозяйственного орудия наряду с уже известным плугом в силу застойности древнеегипетской техники вплоть до позднего времени. Столь же примитивны были и другие сельскохозяйственные работы. В слегка взрыхлённую землю бросали семена, а затем пускали на пашню скот, который втаптывал семена в землю, увлажнённую разливом Нила и удобренную плодородным нильским илом. При молотьбе также пользовались скотом, который на току копытами вымолачивал зёрна из колосьев. Эти первобытные способы земледелия пережиточно сохранялись в Египте вплоть до V в. до н. э.

Наряду с сельским хозяйством уже в архаическую эпоху развиваются различные ремёсла. Одним из древнейших видов ремесла, получившим со времени архаики очень широкое распространение и достигшим высокого технического совершенства, была обработка камня. Из камня со времён архаики египтяне делали орудия и оружие, в частности зубья серпов, пилы, ножи, топоры, скребки, наконечники копий и стрел, кинжалы, а также сосуды, которые очень тщательно изготовлялись из твёрдых красивых пород камня, как, например, базальта, порфира и серпентина. Камнем с эпохи первых династий начали пользоваться при постройках крупных зданий, царских гробниц и храмов. Для этой цели пользовались большими плитами прекрасно обтёсанного, почти полированного камня. Так, в гробнице царя I династии Усефая пол выложен гранитными плитами. Внутренний склеп в гробнице фараона II династии Хасехемуи построен из обтёсанных плит известняка. Эта техника применения в строительном деле крупных каменных плит близка к технике мегалитической архитектуры Северной Африки.

Древнейшими металлами, известными египтянам, были свинец, медь, золото, а затем метеоритное железо. Свинец добывался на берегу Красного моря, близ Косейра, и около Ассуана. В доисторических погребениях было найдено много изделий из свинца. Особенно широкое распространение получила медь, которая добывалась на Синайском полуострове и в Восточной пустыне. Древние разработки меди, восходящие ко времени I династии, были обнаружены в юго-западной части Синайского полуострова, в Вади-Магхара и в Серабит-эль-Хадим. Здесь были найдены медная руда, кучи шлака, остатки горна, разбитые плавильники, формы для отливания слитков и лезвий, наконец, обломки гигеля для плавки меди. Золото добывали в Восточной пустыне и в Нубии. В погребениях первых династий были найдены изящные украшения из золота, свидетельствующие о развитии ювелирного мастерства. Железо вплоть до первого тысячелетия до н. э. крайне редко применялось в древнем Египте. Металлургия уже в эпоху архаики считалась важным ремеслом. Возможно, что при царском дворце находились металлургические мастерские, во главе которых стоял особый чиновник, титул которого «начальник литейщиков металла царского дворца» встречается на оттисках печати архаической эпохи. Однако металлургия развивалась в Египте чрезвычайно медленно. Египтяне пользовались наряду с более совершенными металлическими орудиями также и каменными. Изготовление крупных предметов из меди считалось настолько важным событием, что об этом сообщалось даже в государственной летописи наряду с упоминанием важнейших событий хозяйственной, политической и религиозной жизни страны. Так, в известной летописи Древнего Царства, сохранившейся на Палермском камне, наряду с фактами крупного политического значения под годами царствования фараона II династии Хасехемуи упоминается об «изготовлении (из) меди (царской статуи) «Высок Хасехемуи».

Развитие сельского хозяйства и ремесла вызвало рост производства и появление избыточных продуктов. Появление этих избыточных продуктов сельского хозяйства и ремесла, а также потребность в различных видах иноземного сырья вызвали появление и развитие торговли. На очень раннее развитие меновой торговли как внутри страны, так и с соседними странами указывают различные находки в египетских погребениях архаического периода. Так, находки в погребениях первого додинастического периода указывают на доставку малахита и меди с Синайского полуострова, лазурита из Передней Азии, хвойных деревьев из Сирии. О торговом обмене с Палестиной и Сирией свидетельствуют находки в египетских погребениях второго додинастического периода глиняных сосудов с волнообразными ручками, которые типичны для Палестины. В этих сосудах были найдены остатки масла, которое египтяне, возможно, также привозили из Палестины или Сирии. При раскопках древнефиникийского города Библа были обнаружены предметы египетского происхождения, кремнёвые ножи и скребки, шиферные таблички для растирания красок, бусы из оникса, хрусталя, яшмы и золота, глиняные фигурки животных. В гробницах царей первых династий были найдены обломки глиняных сосудов эгейского происхождения, а в развалинах Кносского дворца на Крите были обнаружены порфировые сосуды египетского типа, что позволяет предполагать наличие торговых связей между Египтом и островами Эгейского моря. Само название племён, населявших острова Эгейского моря, «ханебу», встречается в религиозных текстах пирамид, которые в некоторых своих частях восходят к глубокой древности.

Обсидиан, служивший для изготовления маленьких ножей, привозился в Египет, возможно, из Передней Азии, Нубии или с островов Эгейского моря. Характерно, что обсидианом широко пользовались различные древние народы, стоявшие приблизительно на той же ступени хозяйственного и общественного развития, в частности древнейшие народы Закавказья, где при раскопках было обнаружено огромное количество обсидиановых изделий.

Однако в этот древнейший период всё хозяйство прочно сохраняет свой древний натуральный характер. Всё, что производится в общинах, потребляется тут же на месте. Все повинности носят ярко выраженный натуральный характер. Некоторое представление о жизни этих архаических земледельческих общин дают раскопки в северо-западной части дельты, где было обнаружено поселение, состоящее из ряда овальных хижин, расположенных рядами и образующих нечто вроде деревенских улиц. Гиероглифическая письменность сохранила до позднего времени обозначение слов «область, округ, община» (по-гречески — «ном») в виде картинного знака, графически изображающего прямоугольную местность, разделённую на участки оросительными каналами. Египетские номы, существовавшие уже в эпоху архаики, в течение тысячелетий сохранили свои древние названия, свои местные религиозные культы, свою хозяйственную замкнутость и свои местные сепаратистские тенденции, что в полной мере отражает прочное пережиточное сохранение общин в древнем Египте. Все эти факты прекрасно иллюстрируют слова Маркса:

«Простота производственного механизма этих самодовлеющих общин, которые постоянно воспроизводят себя в одной и той же форме и, будучи разрушены, возникают снова в том же самом месте, под тем же самым именем, объясняет тайну неизменности азиатских обществ, находящейся в таком резком контрасте с постоянным разрушением и новообразованием азиатских государств и быстрой сменой их династий. Структура основных экономических элементов этого общества не затрагивается бурями, происходящими в облачной сфере политики».

Происходит процесс распада родового строя и оформление рабовладельческого строя и деспотического государства, что знаменует собой один из крупнейших переворотов в истории человечества.

В конце этого периода в Египте образуется классовое общество и древнейшее государство, во главе которого стоит рабовладельческая аристократия. Начинающееся имущественное расслоение можно проследить по многочисленным погребениям. Простых людей, свободных членов сельских общин, бедняков и рабов, очевидно, хоронили в обыкновенных ямах, снабжая умерших лишь самыми необходимыми предметами обихода. А богачей, знатных аристократов, чиновников и высших жрецов торжественно погребали в роскошных подземных гробницах, богато снабжённых ценными вещами, продуктами питания, произведениями художественного ремесла и искусства, предметами религиозного культа. Некоторые из этих наиболее крупных гробниц похожи на роскошные погребальные дворцы. Так, например, гробница Хемака, хранителя печати царя Дена, найденная недавно в Саккара, состоит из 50 с лишним помещений и занимает площадь в 1482 м 2 , а гробница «начальника винного погреба» и «заведующего мельницами» Анхкаха состоит из 37 комнат. Писцы и художники этого времени подчёркивали классовую принадлежность изображаемого человека соответствующей одеждой и причёской.

Богачи и рабовладельцы, для того чтобы укрепить своё классовое господство, чтобы безнаказанно эксплуатировать трудовой народ и постоянно держать его в узде, создают древнейший государственный аппарат. Первичные органы этого древнейшего рабовладельческого государства порой сохраняют форму управления времени разложения родового строя. Отдельные наиболее древние названия должностей чиновников времени I династии фараонов восходят к периоду военной демократии. Таков, например, верховный сановник (чати), который как древний жрец-чародей носил на плече звериную шкуру, постоянно сопровождая царя в качестве его ближайшего помощника.

Таков «столп народа» — древний начальник народного ополчения, или «уста Нехена», как называли главного судью одного из древнейших городов Египта. Таковы, наконец, советы родовых и племенных старейшин, которые впоследствии частично превратились в органы государственной власти.

Дворец царя был средоточием верховной власти, в котором сходились все нити управления страной. Высшие чиновники составляли ближайшее окружение царя и носили соответствующие торжественные титулы: первый после царя, начальник дворца, хранитель печати всех царских свитков и т. д. Наряду с этими чиновниками упоминаются придворные, называвшие себя в надписях «князьями», «состоящими при дворце» и «друзьями царя».

Развитие рабовладельческого хозяйства требовало ведения войн. Войны давали возможность самым простым и быстрым способом захватить пленников, которых в те времена обычно обращали в рабство. В связи с этим древние племенные вожди, военачальники народа превращаются в приближённых царя, военных командиров, которые по его приказу командуют отрядами царских войск и в некоторых случаях после завоевания соседней страны получают титул «начальник чужеземной страны».

Централизация земельного фонда в руках государства и необходимость управлять всей системой искусственного орошения привели к постепенному оформлению древнейших финансово-хозяйственных ведомств. Царская сокровищница называлась «дом серебра». В ней сосредоточивались натуральные поступления со всей страны. Наряду с царской сокровищницей существовал ряд отдельных учреждений, которые ведали продовольственным снабжением, мукомольнями, животноводческим хозяйством, виноградарством и виноделием. Выделяется и личное царское хозяйство (царский дом), которое управляется особыми должностными лицами.

Всё государство делилось на отдельные области (номы), во главе которых стояли местные правители, номархи, принадлежавшие в большинстве случаев к древней родовой знати. В обязанности этих местных чиновников с древнейших времён входило управление системой искусственного орошения. Поэтому в начертание их титула входил картинный гиероглиф, наглядно изображающий оросительный канал. Весьма возможно, что уже в эту эпоху появляются как должностные лица, так и учреждения, связанные с учётом и контролем в области центрального и местного управления.

В состав рабовладельческой аристократии входили и высшие жрецы, также занимавшие различные государственные должности, поскольку в те времена жречество ещё не образовывало замкнутой касты и отдельные чиновники часто занимали жреческие должности. Так, например, один из крупных аристократов времени I династии по имени Сабаф, занимавший высокие придворные должности «начальника дворца, друга царского дворца», называет себя в своей пышной титулатуре жрецом храма бога Анубиса, покровителя загробного мира и заупокойного культа.

Очевидно, в этот период возникают древнейшие рабовладельческие хозяйства, принадлежавшие как отдельным знатным чиновникам, аристократам, так, возможно, и храмам. В этих поместьях трудились бедняки и рабы, жестоко угнетаемые богачами, жрецами, наконец, главой верховной власти — царём. В гробнице везира Хемака, виднейшего чиновника времени I династии, в 1938—1939 гг. были найдены мумии людей, обёрнутые в тонкие ткани и лежавшие в деревянных погребальных ящиках. Имеются некоторые основания предполагать, что слуги или домашние рабы верховного сановника Хемака были погребены одновременно с телом их господина, иными словами, что они были убиты в день его похорон.

Древнейшая царская власть возникает в конце архаической эпохи. Очевидно, в эту эпоху на территории Египта образуются древнейшие государства, которые постоянно ведут между собой борьбу. Во главе этих древнейших государств стояли цари, которых жрецы провозглашали богами. Обоготворявшиеся цари должны были совершать важнейшие религиозные обряды. Царей хоронили в больших гробницах, по своему устройству как бы напоминавших роскошный царский заупокойный храм или дворец. Царей часто называли по именам священных животных или птиц и соответствующим образом изображали в виде быка, змеи, сокола. Эта древнейшая идеология обоготворения царской власти должна была укрепить деспотический режим государственной власти и весь классовый строй, основанный на эксплуатации трудовых масс кучкой рабовладельцев-аристократов.

Древнейшие памятники ярко показывают военную функцию древнеегипетского государства периода I—II династии. Сохранились изображения крепостей, обнесённых зубчатыми стенами. Нередко художник изображал и пленников. Иногда изображался и царь в виде священного быка, который разрушает своими рогами стены вражеских укреплений. Борьба между этими отдельными государствами имела своей целью объединение всей страны под властью наиболее сильного.

Далёким отголоском времени существования в Египте ряда мелких независимых государств является административное деление позднейшего Египетского государства на области (номы), которое сохранялось в течение всей истории древнего Египта. В периоды ослабления и распада единого Египетского государства эти номы восстанавливали свою древнюю независимость.

Процесс объединения Египта в одно государство объясняется необходимостью создания более мощного аппарата для угнетения трудовых масс. Далее, развитие земледельческого хозяйства требовало организации единой и сложной системы искусственного орошения, что было возможно лишь в рамках объединённого государства, поглотившего более древние мелкие государственные образования. Таким образом, наблюдение за ирригацией и работы по её расширению становятся одной из функций древнейшего рабовладельческого государства. Наконец, развитие военной политики, связанной с возникающей внешней торговлей, требовало внутреннего усиления и чёткой организации этого государства. Процесс объединения Египта в одно сильное государство происходил как в дельте, так и в долине. Постепенно образуются два соперничающих между собой государства. Центром Северного государства, расположенного в дельте, был город Бехдет (Даманхур), а столицей Южного государства, объединившего долину до 1-го порога, был город Небут (Омбос). О длительной борьбе между этими двумя государствами мы узнаём из древних религиозных мифов, которые повествуют о борьбе между богом Гором и богом Сэтом, считавшимися покровителями Нижнего и Верхнего Египта. Борьба между Югом и Севером была долгой и упорной. Обе стороны одерживали победы друг над другом, ведя борьбу за преобладание и господство в стране. Победивший фараон к своему титулу присоединял титулы побеждённого, что нашло своё отражение в титулатуре фараонов позднейшего времени.

Шиферная таблица с изображением Нармера, поражающего пленника. Из Гиераконполя. Каирский музей

На длительное существование Верхнего и Нижнего Египта как двух самостоятельных государств указывают сохранившиеся в течение всей позднейшей египетской истории обычные титулы фараона — «владыка двух стран» и «царь Верхнего и Нижнего Египта» — и прочно укоренившееся деление государственного аппарата на две части соответственно древнему делению Египта на Северную и Южную страну. Эпоха объединения Египта в единое централизованное государство известна нам лишь по немногим памятникам. Так, на одной шиферной таблице сохранилось изображение фараона Нармера, заносящего свою булаву над головой поверженного врага. Надпись, помещённая около изображения, гласит: «царь вывел из страны Озера Гарпуны 6 тысяч пленных». Любопытно, что царь изображён на этой таблице дважды: один раз он изображён в короне Верхнего Египта, а другой раз — в короне Нижнего Египта. Очевидно, здесь увековечена победа, одержанная Нармером, которая привела к объединению всего Египта.

Египетское государство этого времени во многом ещё напоминает древний и достаточно примитивный родоплеменной союз. Прочные формы приняли древние общины, которые «составляли в течение тысячелетий основу самой грубой государственной формы, восточного деспотизма». Общины фактически владели землёй на основе общинного землевладения, однако государственная власть считала себя верховным собственником всех земель и взимала в свой пользу часть доходов свободного населения общин. «Часть прибавочного труда общины принадлежит высшему коллективу, существующему, в конечном счете, в виде одного лица, а этот прибавочный труд проявляется и в виде дани, и т. п., и в коллективных видах труда, служащих для возвеличения единства — отчасти действительного деспота, отчасти воображаемого племенного существа, — бога».

Шиферная таблица Нармера из Гиераконполя (другая сторона). Каирский музей

В течение долгого времени сохраняются и элементы общинно-племенного строя. В долине и в дельте Нила живут бок о бок различные племена, говорящие порой на различных языках и наречиях. Даже значительно позднее, в эпоху Нового Царства, египтяне, жившие близ Ассуана, недалеко от южных границ страны, на острове Элефантина, не понимали жителей дельты.

Греческие писатели сохранили воспоминание о древнем фараоне Менесе (Мине), который считался первым египетским царём и объединителем Египта. Эта легенда, очевидно, основывается на исторических фактах. В родословных египетских фараонов исторической эпохи первым помещается имя фараона Мины. Это же имя начертано на одной табличке, найденной в большой царской гробнице в Негада. Происходя из Тина, около Абидоса, Мина завоевал дельту и образовал единое Египетское государство. На стыке дельты и долины, в пункте, имеющем крупное стратегическое и экономическое значение, он построил свою укреплённую столицу, дав ей название «Белая стена». Это место было настолько удачно выбрано, что оно в течение всей египетской истории сохраняло первостепенное значение. Впоследствии здесь возникла столица Древнего Царства — Мемфис. Объединение всего Египта в одно государство дало Мине возможность построить первые крупные оросительные сооружения. В царских погребениях этого времени были найдены золотые украшения и другие предметы с именем этого первого фараона Египта. Возможно, что большая гробница, раскопанная в Негада, принадлежала именно Мине. Египетские фараоны архаической эпохи, закончив объединение страны, делают первые попытки к расширению её пределов. Фараон Усефай ведёт борьбу с восточными племенами, населявшими Синайский полуостров. Свою победу над ними он увековечил в сцене триумфа, торжественно провозгласив «первый случай поражения восточных жителей». Продолжая эту войну с племенами Синайского полуострова, фараон Семерхет вторгся на территорию Синая и оставил там на скалах около медных рудников Вади-Магхара традиционную картину торжественной победы египетского царя над коленопреклонённым и поверженным азиатским врагом. Таким образом, фараоны первых династий с оружием в руках проникают на Синайский полуостров с целью захвата богатых медных рудников, имевших существенное значение для развития экономики Египта.

Как Москва стала белокаменной

Кто впервые назвал столицу «Белокаменной» и когда ее начали так величать, неизвестно до сих пор. Зато на один из главных вопросов истории столичной топонимики — почему Москву иногда именуют городом из белого камня — эксперты отвечают с удовольствием.

МОСЛЕНТА вместе со специалистами Музея Москвы изучила, что осталось от седой столичной «белокаменности» сегодня и какая часть белого города уже утрачена.

Белохрамовая

Белый камень — известняк, добывавшийся на территории Московского княжества — еще несколько веков назад стал популярным строительным материалом для некоторых зданий и укреплений, находившихся на территории современного центра столицы.

Первые белокаменные строения Москвы — храмы. В 1326-1327 годах в столице выстроили первый каменный храм, расположенный на территории нынешнего Московского Кремля, — одноглавый Успенский собор.

С этим событием был связан переезд в Москву митрополита — главы Русской православной церкви, резиденция которого до ордынского нашествия находилась в Киеве, а затем была переведена во Владимир.

«В начале XIV века Тверское княжество соперничало с Московским. Тверь вполне могла бы стать столицей Русского государства, поэтому князь Иван Данилович Калита был заинтересован в переносе митрополии в Москву. По легенде, русский митрополит Петр хотел, чтобы в Москве был такой же прекрасный архиерейский собор, как и во Владимире. И Иван Калита пообещал ему построить такой же прекрасный храм, какие издавна строили во Владимиро-Суздальской Руси.

После того, как это произошло, митрополия была перенесена, что повысило политический статус Московского княжества», — рассказывает заведующая сектором отдела археологии Музея Москвы Екатерина Святицкая.

В 1330-м году по приказу Ивана Калиты в камне был отстроен и собор Спаса на Бору, в 1333-м возвели Архангельский собор, ставший усыпальницей московских великих князей. Это были еще небольшие одноглавые соборы.

Белостенная

Начиная с XIV века белый камень использовался для строительства московских крепостных сооружений — стен, башен, мостов. Он шел и в основание стен, и в забутовку. Но полностью белокаменными были только стены Кремля второй половины XIV века.

В 1360-х годах территория старейшего района города была обнесена белокаменными укреплениями: был возведен Кремль — детище эпохи правления князя Дмитрия Донского. Белокаменные стены сменили прежние дубовые.

«Строительство белокаменного Кремля, начавшееся в 1367 году, вряд ли было личной инициативой семнадцатилетнего князя Дмитрия Ивановича, а было предпринято по совету его мудрых наставников. Тем не менее, мы говорим: «кремль князя Дмитрия Донского». Известняк для белокаменного строительства добывали в каменоломнях на Москве-реке, у села Мячково. Были выходы известняка и в других местах, например, в районе современного Дорогомилова, но, по мнению специалистов, там он был не лучшего качества», — объясняет Екатерина Святицкая.

Белокаменные стены Кремля простояли чуть больше ста лет. Их сменили привычные нам стены из красного кирпича.


Сегодня первые каменные кремлевские стены можно увидеть в Музее Москвы на картине Аполлинария Васнецова, младшего брата известного живописца Виктора. Художник написал Кремль князя Дмитрия Донского в 1920-х: мощные крепостные стены, за которыми спряталась деревянная застройка княжеской резиденции. Здесь же, в музее, представлена их объемная реконструкция на небольшом макете.

В конце XV — начале XVI веков в Москве активно строили из кирпича. Но основания новых московских крепостных стен (например, китайгородской) по-прежнему делали из белого камня. Известняковыми плитами часто облицовывали внешнюю часть стен.

Новые страницы в белокаменную летопись столицы вписывают итальянские архитекторы: в это время они строят многоглавые храмы на Соборной площади Кремля.

Так, итальянец Петрок Малый, строивший китайгородскую стену, по замечаниям некоторых исследователей, был и автором архитектурного решения белокаменной церкви Вознесения Господня в Коломенском (20-30-е годы XVI века).

В конце XVI века в Русском государстве появляется специальный Приказ каменных дел — государственный орган, который руководил строительными работами. Каменный приказ контролировал крупное строительство по всему городу, получал от казны финансирование на его проведение, нанимал мастеров — каменщиков.


Уже после смерти Ивана Грозного, с приходом на престол его приемника Федора Ивановича Москва начала застраиваться третьим «белым» кольцом, Белым городом.

Новая крепостная стена, сложенная уже из кирпича, получила свое название не только по цвету (кирпич, кстати, белили для красоты и сохранности): некоторые историки связывают название «белый» с особым статусом земель внутри Белого города, где проживали «бельцы» — население, освобожденное от уплаты некоторых налогов.

Старейшие белые чудеса

Древнейшее из сохранившихся за пределами Кремля белокаменных строений Москвы — Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, творение зодчих XV века. На рельефах храма все еще видны зооморфные фигуры и композиции из каменных растений. В росписи внутреннего убранства собора принимал участие Андрей Рублев.

Самое возрастное официальное представительство иностранной державы в Москве — Палаты Старого Английского двора на Варварке — тоже было выстроено из белого камня. Правда, уже в начале XVI века. Сегодня это здание имеет статус одного из старейших в Москве.

История дома связана с зарождением англо-русских отношений во время правления царя Ивана IV и королевы Елизаветы I.


Белая Москва Романовых

В XVII веке во время правления Михаила Федоровича Романова московские каменщики были расселены по слободам. Память об этом сохранилась в названиях московских улиц: в Таганском районе, где раньше жили мастера каменных дел, есть улицы Малые и Большие Каменщики, а в районе Старого Арбата и Смоленской площади проходит переулок Каменная слобода.

«По приказу Михаила Федоровича в Москву выписывались и самые лучшие мастера по каменному делу из Кирилло-Белозерского монастыря (нынешняя Вологодская область). Они обнесли белокаменной стеной Новоспасский мужской монастырь», — рассказывает Екатерина Святицкая.

Белый камень использовался и для строительства палат и домов, однако гораздо реже, чем дерево. И дело было не только в высокой стоимости каменного строительства. Как правило, даже дома богатых москвичей были каменными только наполовину. Первый этаж мог быть выстроен из известняка, второй — из дерева, ведь в деревянной части дома было теплее.


Белый камень использовался и в быту. Каменщиком мог стать даже тот, кто не занимался каменотесным ремеслом профессионально. Простой горожанин сам вытесывал грузила для рыболовной сети, жерновцы для мельниц. Купец же заказывал каменотесу торговые пломбы для маркировки тюков с товаром. Такая пломба с надписью «Иваньские кладези» экспонируется на выставке «История Москвы для детей и взрослых» в Музее Москвы. Из известняка делали даже пушечные ядра: так старались экономить дорогой металл.

В XVII — XVIII веках многие столичные белокаменные строения меняют свой вид, перестраиваются и даже сносятся, но и сегодня археологи находят в московской земле фундаменты и фрагменты архитектурных сооружений из белого камня. А значит, величать Москву Белокаменной можно будет всегда.

Читайте также: