Украшения на стенах пещер

Обновлено: 16.05.2024

Самые древние рисунки на планете. Что можно нарисовать, если у вас есть пещера, краска и руки

Люди любят рисовать. И всегда любили. Тридцать пять тысяч лет назад в двух разных регионах земного шара люди рисовали хорошо знакомых им животных на стенах пещер, где проводили много времени.

Зачем они это делали, точно нам никто не скажет Но несомненно, это занятие стимулировало их интеллектуальное развитие и отражало их мысли об окружающем их мире.

Сначала, как известно, рисуется "палка, палка. " Самый ранний рисунок из черточек ученые нашли в пещере в Южной Африке , он был сделан 70 тысяч лет назад и принадлежал людям современного типа (как мы). Впрочем, неандертальцы тоже любили красоту - они ещё раньше нанизывали из ракушек бусы и рисовали палки на камнях и стенах.

Неоантропы, люди современного вида (например, кроманьонцы), пришли к этому важному развлечению чуть позже - 65 тысяч лет назад они оставили рисунки на стенах пещер в трех разных местах Испании .

Затем в ход пошли ладони. Сначала их просто намазывали краской и отпечатывали на поверхностях. Потом придумали "трафарет" - выдували краску через полую косточку или стебель растения на прижатую к скале руку.

Самые впечатляющие ладони украшают стены Пещеры рук - Куэва-де-лас-Манос - в Аргентине.

Рисунки в Куэве-де-лас-Манос Рисунки в Куэве-де-лас-Манос

Правда, относятся они к периоду в 9-13 тысяч лет назад. Но есть ладошки и намного более ранние. И находятся они вовсе не в Европе и даже не в Африке - колыбели человечества. А в далёооокой от Европы Индонезии.

Слева: острова Борнео и Сулавеси разделенные Линией Уоллеса. Справа: пещеры на Борнео с древними рисунками / Aubert et al., 2018 Слева: острова Борнео и Сулавеси разделенные Линией Уоллеса. Справа: пещеры на Борнео с древними рисунками / Aubert et al., 2018

Вот на карте мы видим индонезийский остров Борнео (или Калимантан), здесь еще расположено карликовое государство Бруней, но для цели нашего путешествия этот факт неважен.

На Борнео есть целый район известняковых пещер, в которых сохранились тысячи рисунков древних людей. Тысячи! И самым ранним ладошкам из этих пещер около 40 тысяч лет.

Ладошки в пещерах острова Борнео / Kinez Riza Ладошки в пещерах острова Борнео / Kinez Riza

Но и это еще не все! Раньше считалось, что самые древние фигуративные (то есть, изображающее что-то конкретное, а не абстрактное) рисунки археологи нашли в европейской пещере Эль-Кастильо - снова в Испании, да. Этим изображениям животных 35,6 тысяч лет.

Однако археологи из Австралии и Индонезии во главе со знаменитым Максимом Обером нашли еще более древние картины.

Красный бык из пещеры на Борнео / Luc-Henri Fage Красный бык из пещеры на Борнео / Luc-Henri Fage

Этому быку красного цвета минимум 40 тысяч лет. И получается, что независимо друг от друга люди на разных краях полушария рисовали похожие картины и использовали ладони для трафаретов.

Университет Гриффита дает возможность заглянуть в пещеру красного быка в этом видео. Экскурсию проводит Максим Обер.

Пещеры, конечно, просто потрясающие. Но мы снова спешим в путешествие.

Линия Уоллеса отделяет Азию от другого биогеографического региона. Он называется Уоллесия.

Уоллесия не относится ни к Азии, ни к Австралии, у нее своя флора и фауна. И поэтому здесь много эндемиков - то есть, свойственных только этому месту растений и животных.

Уоллесия / JWB Уоллесия / JWB

Но в далекие времена плейстоцена (время, которое тянулось от 2,5 млн до 12 тысяч лет назад) уровень океана между Уоллесией и Азией был намного ниже, а кое-что живое из Азии проникло на эти острова. А в ледниковый период в конце плейстоцена и с Австралией у Уоллесии был сухопутный мост, по которому материк поделился с островами своей живностью.

И вот в этом загадочном регионе, как оказалось, тоже жили люди. И они тоже видели красоту мира вокруг себя, и тоже стремились запечатлеть ее на стенах своих жилищ. На острове Сулавеси так же, как и на Борнео, находятся большие районы известняковых пещер, в которых стены покрыты древними рисунками. Самым древним из них - около 50 тысяч лет.

Но здесь, на Сулавеси, нашли еще более интересные рисунки. Оказывается. Впрочем, это тема для нашего следующего рассказа о том, как люди любят рисовать.

  • Aubert et al., 2018. Palaeolithic cave art in Borneo / Nature, volume 564, pages 254 –257.

Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены" . Спасибо за ваше внимание!

9 знаменитых пещер с наскальными рисунками


Есть что-то магически-притягательное и одновременно грустное в петроглифах. Имена талантливых художников древности и их истории мы никогда не узнаем. Все, что нам осталось, – наскальные рисунки, по которым можно попробовать представить жизнь наших далеких предков. Давайте заглянем в 9 знаменитых пещер с наскальными рисунками.

Пещера Альтамира

Открытую в 1879 году Марселино де Саутола пещеру Альтамира в Испании неспроста называют Сикстинской капеллой первобытного искусства. Приемы, которые были на вооружении у древних художников, импрессионисты начали использовать в своем творчестве только в 19 веке.


Живопись, обнаруженная дочерью археолога-любителя, наделала немало шума в ученом сообществе. Исследователя даже обвинили в фальсификации – никто не мог поверить, что такие талантливые рисунки создавались тысячелетия назад.

Картины выполнены реалистично, некоторые из них объемные – особого эффекта удалось достичь, используя естественный рельеф стен.



После открытия в пещере могли побывать все желающие. Из-за постоянных визитов туристов внутри изменилась температура, на рисунках появилась плесень. Сегодня пещера закрыта для посетителей, однако недалеко от нее находится Музей древней истории и археологии. Всего в 30 км от пещеры Альтамира можно познакомиться с копиями наскальных рисунков и любопытными находками археологов.

Пещера Ласко

В 1940 году группа подростков случайно обнаружила рядом с Монтильяком во Франции пещеру, вход в которую открыло упавшее во время грозы дерево. Она небольшая, но под сводами находятся тысячи рисунков. Некоторые из них древние художники начали наносить на стены еще в 18 веке до нашей эры.


Тут изображены люди, символы и животные в движении. Исследователи разделили пещеру на тематические зоны для удобства. Далеко за пределами Франции известны рисунки Зала быков, другое его название – Ротонда. Тут находится самый крупный наскальный рисунок, из всех обнаруженных – 5-метровый бык.



Как и Альтамира, Ласко закрыта для входа. Туристы могут заглянуть в ее копию, расположенную всего в 200 метрах от удивительного места. Внутри необычного музея в натуральную величину воссоздана часть пещеры – тут можно побывать в Зале Быков и Осевом проходе.

Пещера Шове

Еще одно место во Франции, где была обнаружена древняя живопись, – пещера Шове на юге страны. Если Ласко известна в первую очередь рисунками внушительных размеров, то Шове – самыми древними изображениями, когда-либо найденными людьми.


Под сводами находится более 300 рисунков, в том числе тут можно увидеть животных ледникового периода. Предполагают, что возраст некоторых картин – около 30 тысяч лет.




Пещера Нио

На юго-востоке Франции находится пещера Нио, о живописи внутри которой местные жители знали еще в 17 веке. Однако должного значения рисункам они не придавали, оставляя рядом многочисленные надписи.

В 1906 году капитан Моляр обнаружил внутри зал с изображениями животных, который позже получил название Черного салона.

Внутри можно увидеть бизонов, оленей и козлов. Ученые считают, что в древности тут проводили ритуалы для привлечения удачи на охоте. Для туристов рядом с Нио открыт Пиренейский парк доисторического искусства, где можно больше узнать об археологии.




Пещера Коске

Недалеко от Марселя расположена пещера Коске, попасть в которую могут только те, кто умеет хорошо плавать. Чтобы увидеть древние изображения, надо проплыть по 137-метровому тоннелю, расположенному глубоко под водой. Открыл необычное место в 1985 году дайвер Анри Коске. Ученые считают, что некоторые изображения зверей и птиц, обнаруженные внутри, были сделаны 29 тысяч лет назад.




Капова пещера (Шульган-Таш)

Шульган-Таш открыта зоологом Александром Рюминым в 1959 году. Он изучал летучих мышей и неожиданно обнаружил внутри наскальную живопись. Под сводами можно увидеть изображения лошадей, носорогов и даже мамонта с мамонтенком, которые были нарисованы 14 тысяч лет назад. Большинство изображений нанесено красной охрой. До этого открытия ученые считали, что наскальная живопись каменного века есть только в Западной Европе.



Пещера Куэва-де-лас-Манос

На юге Аргентины в 1941 году тоже обнаружили древнюю живопись. Тут находится не одна пещера, а целая серия, общая протяженность которых 160 км. Самая известная из них – Куэва-де-лас-Манос. Ее название переводится на русский как «пещера рук».

Внутри много изображений человеческих ладоней – наши предки делали на стенах отпечатки левыми руками. Кроме того, тут можно увидеть сцены охоты и древние надписи. Изображения сделаны от 9 до 13 тысяч лет назад.




Пещеры Нерха

Пещеры Нерха находятся в 5 км от одноименного города в Испании. Наскальные рисунки были открыты случайно подростками, как это ранее случилось и в пещере Ласко. Пятеро ребят отправились ловить летучих мышей, но случайно увидели отверстие в скале, заглянули внутрь и обнаружили коридор со сталагмитами и сталактитами. Находка заинтересовала ученых.

Пещера оказалась внушительных размеров – 35 484 квадратных метра, что равнозначно пяти футбольным полям. О том, что в ней обитали люди, свидетельствует множество находок: орудия, следы очага, керамика. Внизу расположены три зала. Зал привидений пугает гостей необычными звуками и странными очертаниями. Зал водопадов оборудовали под концертный зал, в нем могут одновременно расположиться 100 зрителей.


Тут выступали Монсеррат Кабалье, Майя Плисецкая и другие известные артисты. Вифлеемский зал поражает причудливыми колоннами со сталактитами и сталагмитами. Наскальные рисунки можно увидеть в Зале копий и Зале гор.

До открытия этой пещеры ученые предполагали, что самые древние рисунки находятся в пещере Шове. По последним исследованиям, наши далекие предки начали заниматься творчеством еще раньше, чем считала современная наука. Результаты радиоуглеродного анализа показали, что шесть изображений тюленей и морских котиков были сделаны предположительно 43 тысячи лет назад – соответственно, они еще старше наскальной живописи, обнаруженной в Шове. Однако выводы пока делать рано.

Пещера Магура

Магура — одна из самых знаменитых пещер в северо-западной части Болгарии, куда приезжают туристы, чтобы познакомиться с наскальной живописью.

Протяженность галерей составляет 3 км. Внутри нее, как и в пещерах Нерха, можно полюбоваться на сталактиты и сталагмиты.

В пещере обнаружено 700 рисунков вырезанных и написанных на ее стенах. Тут изображены танцующие женщины, мужчины во время охоты, животные, звезды, инструменты и растения. Одна из самых удивительных находок исследователей – солнечный календарь с точными данными на 366 дней.



Изображения во всех этих пещерах и способы нанесения рисунков совершенно разные. Тем не менее, есть и общие черты. Художники древности передавали с помощью творчества свое восприятие мира и делились взглядом на жизнь, только делали это не словами, а рисунками.

Пещерные города и храмы из разных уголков света

jans/SWHistory/2006/crow06/!/resized/P1010686.jpg" alt="image" />
Дворец расширяет трактовку термина «пещерный город»: это не система пещер, использовавшихся для проживания, а полноценное здание, целиком построенное внутри огромного грота, над скальным уступом. Жизнь в Маса-Верде была непростая: из своих скальных домов на плато, где велось сельское хозяйство, индейцы выбирались по веревочным или деревянным лестницам, качавшимся над пропастью. Пещерный город Кандован(Иран) Расположенная в отдалённой северо-западной части Ирана, деревня Кандован известна не только красотой окружающей природы, но также и уникальным жильём местных жителей. Большинство домов здесь вырезаны в пещерах в форме конуса, сформированных вулканической лавой и пеплом. Общий пейзаж напоминает гигантскую колонию термитов. Жители Кандована утверждают, что их деревне более 700 лет. В течение многих лет люди расширили свои жилища. Теперь пещеры разделены на несколько этажей, в них находятся такие помещения, как сараи, чуланы, стоила для животных. В некоторых даже есть подъезды, окна и двери, а также лестничные пролёты, вырезанные в скалах. Пещеры являются одними из самых наиболее эффективных энергосберегающих жилищ в мире, обеспечивающих достаточную теплоизоляцию зимой и защищая от жары летом. Сигирия(Шри-Ланка) Сигирия - это древний город-крепость, построенный на скале. Сигиирия или Львиная скала - это главное достояние Шри-Ланки, ценнейший архитектурный и культурный памятник. Сама скала была образована из лавы крупного вулкана, который уже давно прекратил свое существование. С 200 метровой скалы открывается удивительный пейзаж: живописные сады, окружающие гору простираются на далекие километры. История Львиной скалы начинается в 5 веке до н.э., приблизительно в это время здесь появился буддистский монастырь. Этот храм прекратил свое существование всего на 18 лет: с 477 по 495 год, а затем вновь был восстановлен и просуществовал до конца 14 века. Период развития Сигирии приходится на период правления короля Кассапы (477 - 495 года). Именно в этот короткий промежуток времени скала была преобразована в сложный город с дворцами, храмами, садами, фонтанами и оборонительными сооружениями. Название "Львиная скала" также появилось при правлении Кассапы. Архитекторы Сигирии воплотили в жизнь грандиозную затею - центральный вход в город охранял огромный лев, высеченный из скалы, и чтобы зайти внутрь нужно было пройти через пасть каменного зверя. К сожалению, до наших дней "дожили" только лапы льва, но и они выглядят весьма внушительно. Бамиан (Афганистан) В свое время провинция Бамиан, расположенная в 225 милях от Кабула, привлекала к себе множество туристов. Север долины известен вырубленными в скалах огромными таинственными статуями Будды. Одна из них, 55 м в высоту, представляла собой самую большую статую Будды в мире. Во времена правления Канишки Великого Бамиан являлся значимым центром буддизма. Скульптуры божества, да и сама территория являлись священными. Священники создали тут множество келий, куда вели круглые отверстия в скалах. Войны, которые идут в Афганистане с 1980 г. и вплоть до настоящего времени, нанесли значительный ущерб Бамиану и находящемуся на территории провинции буддийскому монастырю. С октября 1994 г. талибы — исламские фундаменталисты — уничтожили множество скульптур, изображений и других артефактов в Бамиане . Силы Талибана умышленно взорвали статуи Будды, уничтожив главную гордость пещерного комплекса. Пещерный храмовый комплекс Юньган(Китай) Комплекс из 252 рукотворных пещер в 16 км к юго-востоку от китайского города Датун, провинция Шаньси. Содержит до 51 000 изображений Будды, некоторые из которых достигают 17 метров в высоту. Большинство пещерных храмов было создано в промежутке между 460 и 525 гг. н. э., когда китайский буддизм переживал свой первый расцвет. Гроты Юньган вырублены в скале из пористого материала. Они протянулись на 1 км с востока на запад. В декабре 2001 г. Юньганский пещерно-храмовый комплекс был включен в «Список всемирного культурного и природного наследия». В отличие от природной Пещеры Тростниковой Флейты, где рукотворной является лишь великолепная подсветка, оттеняющая красоты подземного мира, пещерные гроты Юньган – это полностью дело рук человеческих. Стоит только представить, какой труд бы затрачен, чтобы это уникальное место появилось, как невольно проникаешься уважением и неподдельными восхищением талантами древних мастеров. Матмата(Тунис) Туристов, побывавших среди пустынных холмов Матматы в центральной части юга Туниса потрясает вдохновенная экзотика "лунного пейзажа" этих мест. Миллионы жителей нашей планеты видели их, не подозревая, что это Тунис, потому что Джордж Лукас снимал здесь "Звездные войны", а Стивен Спилберг "Индиана Джонс. В поисках потерянного ковчега". Но главная достопримечательность Матматы — берберские жилища.Дома матматских берберов напоминают скорее не пещеры, а лисьи норы — они имеют округлые входы и ветвятся внутри мягкой местной породы. Часто на дверных косяках изображаются рыбы и ладони — охранительные символы берберов. Войдя в «дом», попадаешь в просторный внутренний двор под открытым небом (собственно, это ещё не нора), а вот уже из него в разные стороны прорыты пещерные комнаты — спальни, гостиные, детские и кладовки. В здешней мягкой породе легче строить жилища изнутри, чем возводить из неё жилые дома снаружи. Даже в самую испепеляющую жару внутри дома не жарко. Зимой стены прекрасно держат тепло, и жилище можно натопить ничуть не хуже, чем обычную квартиру. Настоящей популярностью среди туристов тунисский пещерный город пользуется с тех пор, как одна из пещер «снялась» в роли дома Люка Скайуокера в "Звездных войнах".

NO ENTRY. Пещера Ласко

NO ENTRY. Пещера Ласко

Если вы забыли , с чего заварилась вся эта каша, то вэлкам вот сюда NO ENTRY. И в нашей милой и познавательной мини-рубрике уже вышло два поста: Остров Суртсей и Сентинельский народ.

Сегодня я расскажу о месте, которое было скрыто от людей тысячи лет - Пещера Ласко.

Один из самых удивительных и загадочных памятников человечества был открыт совершенно случайно 12 сентября 1940 года. Четверо французских подростков, Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Симон Коенка, из городка Монтиньяк случайно наткнулись на узкое отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния. Они решили, что это выход из подземного хода, ведущего к находящимся неподалеку руинам замка, и надеялись отыскать там клад. Но когда они попали внутрь и увидели огромные рисунки на стенах, они поняли, что это не просто подземный ход, и сообщили о своей находке учителю.

Их учителя звали Леон Лаваль, и он сообщил о находке своих учеников специалисту по истории первобытного общества Анри Брейлю, который скрывался в этом регионе во время немецкой оккупации. Анри стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко 21 сентября 1940 вместе с Жаном Буиссонни, Андре Шейнье, затем с Дени Пейрони и Анри Бегуэном. Брейль первым установил подлинность наскальных рисунков, описал и изучил их. С конца 1940 года он сделал множество измерений и провел несколько месяцев на этом месте, изучая первобытную живопись, которую он отнес к перигорской культуре. Несколько лет учёный провел в Испании, Португалии и Южной Африке, а затем в 1949 г. вернулся во Францию и начал раскопки Ласко вместе с Северином Бланом и Морисом Бургоном. Он рассчитывал найти там захоронение, но вместо этого открыл множество новых наскальных изображений.


С 1952 по 1963 г. по просьбе Брейля Андре Глори произвел новые раскопки на поверхности площадью 120 кв. м и обнаружил 1433 изображения (сегодня в описи числится 1900 наименований). Затем наскальную живопись Ласко изучали Анет Ламин-Эмперер, Андре Леруа-Гуран и с 1989 по 1999 гг. Норбер Ожуля.


Пещера Ласко была классифицирована как исторический памятник Франции практически сразу после ее открытия, с 27 декабря 1940 г. В октябре 1979 г. Ласко вошла в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в числе других доисторических стоянок и пещер с наскальной живописью в долине реки Везер.



В 1955 году были замечены первые признаки повреждения изображений. Они возникли из-за избытка углекислого газа, появившегося от дыхания посетителей. Углекислый газ и водяные испарения вступили с реакцию со стеклянистой корочкой кальцитных солей, покрывавшей изображения и защищавшей их как слой лака. В результате образовался хорошо растворимый гидрокарбонат кальция – Ca(HCO3)2, разъедающий и повреждающий наскальные рисунки.


В 1957 году в Ласко установили первую систему, которая должна была восстанавливать атмосферу и стабилизировать температуру и влажность. Однако посещения продолжались, и количество туристов увеличилось до 1000 человек в день. В результате в день вырабатывалось около 2500 литров углекислого газа и около 50 кг водяных испарений, в то время как пещера имеет довольно маленький размер – около 1500 куб.м. Андре Глори, который занимался в это время раскопками в Ласко, должен был работать по ночам, чтобы не мешать потоку посетителей. В 1960 году в Ласко проявилась так называемая «зеленая болезнь»: избыток углекислого газа, слишком высокая температура и искусственное освещение стали причиной распространения колоний водорослей по стенам пещеры.


Затем обогащение среды диоксидом углерода стало причиной «белой болезни», кальцитного покрова, который осел на стенах и на некоторых художественных произведениях. В 1963 году микроорганизмы продолжали быстро распространяться, несмотря на то что была установлена система озоновой фильтрации. В апреле 1963 Андре Мальро, министр по делам культуры, принял решение запретить доступ в Ласко для широкой публики.


В начале 1970-х гг. началось создание репродукции части пещеры. Она была открыта для широкой публики в 1983 г. и получила название Ласко II. В 2000 аппаратуру по управлению климатом в пещере заменили. Весной 2001 Брюно Депла и Сандрин ван Солинь, служащие, уполномоченные следить за пещерой, заметили появление плесени в тамбуре пещеры. Грунт покрылся грибами Fusarium solani. Этот процесс был связан с установкой новой системы гидротермического регулирования. Штаммы Fusarium solani, появившиеся в пещере, были устойчивы к формальдегиду, который использовался десятилетиями для дезинфекции подошв обуви посетителей. Грибы распространились на изображения, которые вскоре были покрыты белым слоем грибницы. Гриб существовал в симбиозе с бактерией Pseudomonas fluorescens, которая сводила на нет используемый до тех пор фунгицид. Поэтому его стали комбинировать с антибиотиком.


В 2002 г. Министерство культуры создало «Международный исследовательский комитет по пещере Ласко», который должен был решить эту проблему. В 2006 г. заражение было почти полностью подавлено, но каждые две недели специальная команда, одетая в защитные комбинезоны, должна вручную очищать стены от грибных волокон, так как они, несмотря ни на что, продолжают появляться вновь. Пятнадцать лет активных туристических посещений нарушили хрупкий баланс, благодаря которому Ласко сохранялась на протяжении тысячелетий, и подвергли уникальные наскальные изображения опасности исчезновения.


Ласко является одной из первых палеолитических пещер, датировка которой определялась с помощью радиоуглеродного анализа, выполненного Уиллардом Либби. Этот метод был применен при анализе древесного угля, найденного в светильниках из «шахты». Первый полученный результат (15,5 тыс. до н. э.) свидетельствовал о частом посещении Ласко в эпоху мадленской культуры, но этот результат был поставлен под сомнение Анри Брейлем, который считал, что наскальные изображения относятся к граветтской культуре.


Позднее были проведены дополнительные анализы, результаты которых говорили всё-таки о принадлежности к мадленской культуре. Анализ был сделан на основе древесного угля, найденного во время раскопок Андре Глори в «пассаже» и «шахте». Этот уголь относился к периоду ранней и средней мадленской культуры (около 17–15 тыс. до н. э.).

Ласко, 1940 г. Учитель местной школы Леон Лаваль, школьники Жак Марсаль и Марсель Равида (первооткрыватели пещеры) расчищают «лисью нору». Справа - аббат Анри Брейль (1877-1961), французский священник и археолог, крупнейший специалист по пещерному искусству эпохи палеолита.

В 1998 году была получена датировка примерно в 18,6 тысячелетия до н. э.: был проведен радиоуглеродный анализ и масс-спектрометрия фрагмента деревянной палки из «шахты», показавших, что пещера часто посещалась в эпоху солютрейской культуры. Непосредственное определение возраста живописных изображений и рисунков при помощи радиоуглеродного анализа было бы возможно в некоторых расписанных частях пещеры, если бы они были выполнены углем.


Но в Ласко таких изображений нет, они были выполнены с помощью окиси марганца. Фрагменты красителей, падавшие со стен, были обнаружены при археологических раскопках в различных культурных слоях: они позволили определить, что некоторые изображения были созданы в то же время, что и некоторые найденные предметы (кремневые орудия, заостренные при помощи кости дротики, светильники с жиром). Но такие предметы являются характерными как для мадленской культуры, так и для солютрейской. Поэтому на сегодняшний день нет точной датировки наскальных изображений пещеры Ласко.


Ласко небольшая пещера: общая длина порядка 250 метров, а средняя высота около 30 метров. Исследователи разделили пещеру на несколько залов: зал быков (он же ротонда), осевой проход, неф, пассаж, апсида, кошачий лаз, колодец.


Зал быков является наиболее красивым в пещере, поскольку тут можно увидеть рисунки с зубрами до 5 метров в длину. По пещере с двух сторон бегут 2 ряда с зубрами, которые встречаются с лошадьми, оленями и "единорогом". В осевом проходе быки с лошадьми располагаются в окружении оленей и баранов. Для нанесения некоторых изображений надо было возводить леса, так как они выполнены на многометровой высоте и на потолке.


В пещере было найдено множество находок, которые имеют большую историческую ценность в виде орудий из кости, каменных орудий, украшений, угольков и остатков красящих веществ. В апсиде были обнаружены резцы, скребки, острия дротиков, также там больше всего изображений животных, символов, геометрических фигур. Неф преподнесла интересные находки в виде красок и светильников. Все красящие вещества, которые были обнаружены в пещере, были обследованы тщательнейшим образом. Результаты показали, что каждый из них натуральный и использовался без каких-либо примесей.


Из красителей широко применялась охра, окись марганца и окись железа. Древние художники измельчали минерал, и получившийся краситель смешивали с водой или с животным жиром. Техника нанесения краски с водой напоминает акварельную технику. Кроме такой техники художники использовали гравировку — прорезали в стенах пещеры контуры изображения и заполняли их краской.


В кошачий лаз проблемно попасть, но именно там находятся самые старые и примитивные наскальные рисунки. Этот зал получил такое название из-за изображённых здесь шести представителей кошачьих (в пещерной живописи хищников редко изображали). Кроме кошек на стенах снова присутствуют быки, олени, лошади, а также какие-то знаки.


В этой части встречается единственное изображение лошади анфас (животных древние художники чаще всего рисовали сбоку).


В колодце изображена целая сцена, в том числе и редкое изображение человека с птичьей головой. Человек нарисован схематично, в отличие от животных.


Пещера до сих пор не перестает удивлять своими находками, а рисунки зачастую несут скрытый смысл. К примеру, ученые полагают, что глаза некоторых животных образуют созвездия, а некоторые сцены в пещере Ласко несут мифический оттенок.

Краски Древнего мира: красная охра

Рисунок руки в пещере Шове

Перед вами отпечаток руки на стене пещеры Шове на юге Франции, сделанный с помощью красной краски. Этот наскальный рисунок был создан около 32–30 тысяч лет назад и относится к ориньякской культуре, как и рисунки из испанской пещеры Альтамира (около 36 тысяч лет назад). Любопытна техника исполнения отпечатка, мало отличающаяся от современных граффити: краска набиралась в рот или в трубочку, вроде полых костей, и распылялась поверх ладони, выступавшей в роли трафарета.

Рисунки из пещер Шове и Альтамира — один из первых примеров полихромной древней живописи, для которой использовалось несколько пигментов разного цвета: красный, черный, белый, реже желтый. По возрасту их превосходят только изображения, найденные в 1990-х годах в пещерах острова Борнео. Средний возраст наскальных рисунков в пещере Лубанг Джериджи Салех — 40 тысяч лет, а максимальный — 51 тысяча (см. На стене индонезийской пещеры обнаружено самое древнее изображение животного, «Элементы», 15.11.2018). Это самый ранний дошедший до нас пример изобразительного искусства.

Изображение животного из пещеры на Борнео

Изображение животного из пещеры Лубанг Джериджи Салех на Борнео. Фото из статьи M. Aubert et al., 2018. Palaeolithic cave art in Borneo

Во всех этих произведениях доисторического искусства главным компонентом красной краски является красная охра — природный коричневато-вишневый пигмент. Охры состоят из смеси глинистых минералов (монтмориллонит, каолинит и других) с оксидами и гидроксидами железа разной стехиометрии: преимущественно Fe2O3 (гематита), FeOOH (гётита/лепидокрокита) и его гидратов. Образуются они в результате выветривания богатых железом горных пород в приповерхностных условиях, особенно хороши для их поиска зоны, примыкающие к железным месторождениям. За вишнево-красный цвет отвечает гематит и Fe 3+ , но если в охре много воды в форме H2O или OH-групп, то она приобретает желто-оранжевые оттенки за счет окраски гидроксидов и гидратов железа.

Охровые скалы

Красная охра встречается реже желтой, оранжевой или коричневой, ведь отвечающий за вишневый цвет гематит, в отличие от желтых и оранжевых соединений железа, не образуется при самом процессе выветривания, а наследуется из разрушающейся породы. Однако древние художники нашли иной способ ее получения. Желтая охра при прокаливании до

250°C теряет воду, превращаясь в красную. Как свидетельствуют находки из пещеры Сибуду (Южная Африка), этот факт был известен еще 58 000 лет назад: многочисленные фрагменты красной и желтой охры были обнаружены вместе со следами очагов. Обжиг желтой охры до красной — одно из наиболее ранних свидетельств химической технологии у людей. После термической обработки и измельчения полученный порошок желаемого цвета смешивали с водой и животными жирами, и получалась простая, но стойкая краска. В более поздних слоях Сибуду (возрастом 49 тысяч лет) были найдены и более сложные комбинации: пигмент смешивали не с водой, а с молоком копытных. В этом факте не было бы ничего удивительного, если бы это не происходило задолго до одомашнивания крупного и мелкого рогатого скота.

Делать краску из красной охры научились задолго до первых известных примеров наскальной живописи. Небольшая мастерская по ее производству была обнаружена в пещере Бломбос (Blombos Cave) в Южной Африке в слоях с датировкой 100 000 лет (см. В Южной Африке найдена древнейшая мастерская по производству красок, «Элементы», 18.10.2011). Фрагменты гематитсодержащей горной породы перемалывались в ступках из раковин моллюска Haliotis midae из рода морские ушки с помощью пестика-гальки из кварцита, смешивались с измельченными в порошок костями, а затем разбавлялись водой для создания хорошо ложащейся коричнево-красной смеси. Гематит давал цвет, толченая кость увеличивала объем производимого пигмента, а содержащиеся в ней животные жиры работали в качестве фиксатора.

Ступка для измельчения краски из пещеры Бломос

Ступка для измельчения краски из пещеры Бломос. Фото из статьи C. Henshilwood et al., 2011. A 100,000-Year-Old Ochre-Processing Workshop at Blombos Cave, South Africa

Однако ни в пещере, ни в ее окрестностях не обнаружено ни одного наскального изображения. Так что получаемая красная охра использовалась скорее всего в ритуальных целях, в основном для росписи тел. Справедливости ради стоит заметить, что кровь совершенно точно применялась для этого гораздо раньше, и лавры «самой первой красной краски», наверное, стоит отдать именно ей, вот только следы ее применения до нас не дошли.

До более сложных многосоставных пигментов, вроде тех, что делали жители пещеры Бломбос, для нательной живописи использовались так называемые «мелки» — трехгранные фрагменты мягких охр возрастом более 250 тысяч лет, обнаруженные во множестве африканских пещер. Примерно к этому же времени относятся и наиболее ранние свидетельства применения красной охры неандертальцами в Европе — 250–200 тысяч лет назад.

Открытая самой первой, эта красная краска долго не выходила из моды и использовалась всеми известными цивилизациями древнего мира в самых разных декоративных целях. Так, в неолитической Испании для украшения керамики применялась техника «almagras» (от исп. «красная охра»): красная охра смешивалась с глиной и наносилась в углубления на необожженных сосудах. После обжига гематит проявлял красно-коричневый оттенок на фоне более светлой глины.

Фрагменты украшенной охрой керамики

Фрагменты украшенной красной охрой керамики с неолитических стоянок Испании (5–4 тысяч лет до н.э.). J. Carrasco Rus et al., 2014. Los registros funerarios neolíticos de laSima» LJ11" (Loja, Granada). Nuevos datos y cronologías

Статуя фараона

Красная охра была оптимальным пигментом для росписи помещений и керамики благодаря отсутствию химических реакций с содержащейся в воздухе водой и с солнечным светом, а также возможности переносить высокие температуры, сохраняя свой цвет. Для украшения стен и статуй в более поздние времена ее обычно смешивали с гипсом (CaSO4) или кальцитом (CaCO3) — именно такие комбинации находятся при изучении египетских гробниц, дворцов Крита или в Междуречье (Месопотамии).

Более того, эта краска была настолько универсальной, что с ее помощью даже начали красить ткани. Во время раскопок, которые производил французский археолог Жак де Морган в 1894–1895 годах в районе комплекса пирамид фараона Аменемхета II (1914–1879/1876 г. до н. э.), была обнаружена мумия, обернутая в красные ткани. Эти достаточно хорошо сохранившиеся ткани времен Среднего царства были повторно изучены в конце восьмидесятых годов с помощью метода рентгенофлуоресцентного анализа, который показал, что за красный цвет отвечает гематит — главный компонент красной охры.

Леонардо да Винчи, «Автопортрет сангиной», около 1512 года

Судя по текстам из Месопотамии, там эта техника также применялась в то же самое время, причем красная охра ассоциировалась с кровью, а процесс окрашивания — с выпуском крови. Но еще до появления льняных и шерстяных тканей красную охру использовали как краситель для кожи. Изучение слоев возрастом 12 400–12 000 лет до настоящего времени с артефактами натуфийской культуры в пещере Хилазон Таштит (Израиль) указало на существование там мастерской по выделке кожи, в которой активно применялась красная охра — вероятно, именно для окраски конечного продукта.

Красная охра никогда не выходила из моды, а далекие предки древних «мелков» используются и сегодня. Это сангина (от лат. sanguis «кровь»), состоящая из смеси красной охры и мела или каолинита, которой рисовал Леонардо да Винчи и которую до сих пор можно купить в магазине товаров для творчества. Так что увидев вишнево-красный или оранжевато-красный оттенок на древнем произведении искусства или фреске, вы можете смело утверждать, что это та самая вездесущая красная охра.

Пещерная живопись: самые удивительные находки археологов


Пещерные рисунки помогают нам получить представление о том, как жили наши предки десятки тысяч лет назад. Картины, нарисованные на стенах скал, отображают быт тех времен, повествуя о различных методах охоты, социальной жизни, разных убеждениях того времени. Ученые продолжают изучать новые находки из разных уголков мира. В нашей подборке – 9 удивительных произведений древнего искусства.

Живопись пещеры Лаас-Гааль, Сомалиленд, Сомали


В 2002 году французская археологическая команда открыла картины пещеры Лаас-Гааль во время экспедиции в поисках стоянок и скальных укрытий. Рисунки считаются одними из наиболее сохранившихся образцов пещерных картин в Африке. Они пережили естественное выветривание, войны и действия людей и животных.

Комплекс Лаас-Гааль содержит восемь древних пещер. Большая часть наскальных рисунков находится в первой из них. На картинах изображены древние дикие животные и одомашненные коровы в сопровождении жителей того времени. Некоторые из изображений коров также украшены узорами.

Известно, что пещеры в Ласе-Гаале когда-то использовались как жилые помещения. Сегодня это одна из самых популярных туристических достопримечательностей и важный археологический объект в Сомали.

Серра-да-Капивара, Бразилия

Этот объект – образец древнего искусства, самый старый из всех, что были когда-либо обнаружены в Южной Америке. Многие из доисторических картин в национальном парке были сделаны около 25 000 лет назад.


Доминирующим цветом является красный. Сюжеты традиционны: охота, танцы, фигуры людей и животных. Наскальные рисунки в национальном парке Серра-да-Капивара также являются самыми ранними свидетельствами человеческой цивилизации на всем американском континенте.

Скальные пещеры Бхимбетка, Индия

В пригородах Бхимбетки в штате Мадхья-Прадеш в Индии разместилась коллекция одной из старейших галерей в мире. В Бхимбетке содержится 700 скальных укрытий, обнаруженных индийским археологом В. С. Вакандаром в 1957 году. Пещеры демонстрируют раннюю деятельность человека на индийском полуострове.

По оценкам ученых, объект относится ко временам мезолита (10 000-5000 до н. э.). ЮНЕСКО включила бхимбетские пещеры в перечень всемирного наследия.


Некоторые из рисунков были сделаны 30 000 лет назад. Есть также картины средневекового периода (между V и XV веками). Наскальные изображения пережили выветривание и другие факторы воздействия окружающей среды, но сохранились очень хорошо.

Примечательно, что рисунки украшают не только стены, но и некоторые потолочные участки свода пещер.

Большинство рисунков в скальных убежищах Бхимбетки выполнены в красных и белых тонах. В качестве красок использовался древесный уголь, марганец, глина. Камни были инструментами древнего художника. На картинах изображена социальная жизнь, охота, схватки животных, погребения и религиозные обряды разных культур.

Некоторые изображения весьма реалистичны: в очертаниях можно легко угадать тигров, кабанов, слонов, носорогов, антилоп и обезьян.

Куэвас-де-лас-Манос, Санта-Крус, Аргентина

Пещера Cuevas de las Manos в провинции Санта-Крус в Аргентине также известна как «пещера рук» (на главном фото). Она получила название благодаря удивительному художественному объекту, созданному, по разным оценкам, от 9 до 13 тысяч лет назад.

Пещеры также порадовали исследователей изображениями животных, сценами охоты и быта. Просто поражает эстетическая жилка древнего художника, который всячески стремился украсить скалу геометрическими узорами, хитрыми зигзагообразными сплетениями. Это говорит о том, что уже тогда человек стремился не только воссоздать увиденное, но и проявлял фантазию. Пещера стал объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в 1991 году.

Особого внимания заслуживают руки. Археологи считают, что рисунки были сделаны путем распыления цвета над левой кистью художника с использованием костных трубок, удерживаемых им в правой руке. Природные минеральные пигменты, такие как оксид марганца, каолин и оксид железа, в основном используются для приготовления цветов.

Kakadu Rock Art, Национальный парк Какаду, Юго-восточный Дарвин, Австралия

Национальный парк Какаду в Дарвине в Австралии содержит тысячи аборигенных объектов, включая прекрасные образцы скального искусства, каменные орудия и следы стоянок.


Здесь обитали представители одной из самых ранних цивилизаций, известных науке. Следы присутствия первых людей датируются 40 000 лет до нашей эры. Возраст скальных рисунков в этих краях – не менее 20 000 лет.

Рассматривая рисунки, мы можем узнать некоторых представителей местной фауны: тасманийского тигра, длинношеюю черепаху, сома. Есть также картины, которые представляют мифические верования туземцев.

Пещера Магура, Белоградчик, Болгария

Пещера Магура в провинции Видин в Болгарии является одной из крупнейших в стране. Ее стены, украшенные выдающимися картинами, восходят к эпохе неолита и ранней бронзы. На рисунках изображены божества, животные и охотничье оружие.


Самое удивительное открытие – солнечный календарь на стене, который насчитывает 366 дней и пять разных сезонов. Это самый старый известный солнечный календарь, обнаруженный на европейском континенте. Пещера Магура также содержит ряд геологических формаций, включая сталактиты, сталагмиты и пещерный жемчуг.

Пещера Шове, Рона-Альпы, Франция

Пещера Chauvet в Южной Франции сохранила один из самых великолепных и самых древних объектов скальной живописи. Возраст рисунков – от 30 000 до 32 000 лет.

Стена пещеры украшена более чем 1000 изображений. Пещера оставалась скрытой от внешнего мира с 20 000 года до н. э., в этом и заключается секрет хорошей сохранности. Она была открыта группой спелеологов в 1994 году. Помимо выдающихся рисунков, здесь есть также окаменевшие останки и другие следы человеческого присутствия.


На картинах преобладают животные, среди которых есть мамонты, пещерные львы, пантеры, гиены и медведи. Несколько редких животных ледникового периода также изображены. Что касается техники, здесь можно говорить об удивительном сочетании живописи и гравюры.

Пещера Альтамира, Северная Испания


На рисунках мы видим диких млекопитающих и людей. Некоторые таинственные знаки, найденные здесь, ученым пока не удалось разгадать.

Ласко, Дордонь, Юго-Западная Франция

В этих местах было обнаружено более 2000 доисторических рисунков. По словам исследователей, они были сделаны около 20 000 лет назад.


На стенах пещер изображены животные, человеческие фигуры и абстрактные знаки. Внутри пещерного комплекса Ласко имеется множество секций, среди которых есть «зал быков» (ротонда), «осевой переход», «неф», «кошачий лаз», «апсида» и «колодец». В «зале быков» были обнаружены скальные изображения животных, которые на данный момент считаются самыми большими в мире. Фигуры быков в высоту превышают 5 метров.

Для своего творчества древние люди использовали природные растительные пигменты, сажу и жир.

Загадочная живопись пещеры Шове. Самые совершенные изображения эпохи палеолита.

В 1994 году трое спелеологов исследовали пещеру в регионе Ардеш на юге Франции, когда обнаружили соседнюю пещеру. Эта пещера, ныне всемирно известная, носит имя ведущего исследователя: Жан-Мари Шове.

Более 400 метров в длину, пещера имеет несколько «комнат» или секций, покрытых удивительными картинами, некоторые из которых были найдены в возрасте от 30 000 до 33 000 лет.

Даты рисунков Шове были настолько стары, что многие археологи отказывались верить им даже после неоднократного тестирования артефактов. Это потому, что искусство Шове оспаривает давнюю теорию о том, что искусство «прогрессировало» или развивало большую изощренность по мере развития современных людей. Таким образом, раннее искусство должно быть примитивным, минимальным и наивным. Вместо этого шове арт показал большую мощь и изобретательные дизайнерские эффекты.

Схема пещеры. Схема пещеры.

Оползень 26 000 лет назад полностью закрыл пещеру, сохранив ее содержимое до ее открытия в 1994 году.

Несколько камнепадов закрыли первоначальное отверстие. Когда Жан-Мари Шове, Кристиан Иллер и Элиет Брюнель нашли другое отверстие, им пришлось протиснуться через очень узкое пространство, которое привело к глубокому стволу. Элиет Брюнель, единственная женщина в группе, пошла первой, спустившись в большую комнату, которая теперь носит ее имя. Когда она увидела рисунки на стене, она закричала: «Они были здесь!». Действительно, они и были, хотя художники и зрители скучали по друг другу огромное количество времени.

Читайте также: