Углубление в стене в виде арки

Обновлено: 18.05.2024

Архитектура и дизайн

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Архитектурные термины

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Абак, абака (греч. abakos - лоска) - верхняя часть капители колонны, полуколонны, пилястры в виде плиты, на которую непосредственно опирается архитрав. Имеет квадратные очертания с прямыми (дорический и ионический ордера) или выгнутыми (коринфский ордер) сторонами.

Акант, аканф (греч. akantha - колючее растение, терновник) - род растений Средиземноморья, листья которого послужили изобразительной основой для элемента древнегреческого орнамента. В дальнейшем акант нашёл использование в форме капители коринфского и композитного ордеров, в украшении фасадов и интерьеров зданий

Акведук (лат. aqua - вода и duco - вести) - сооружение в виде арочного моста, служащего для перевода водопроводных труб через глубокие овраги, ущелья или долины рек с целью обеспечения населённых мест водой из источников размещенных выше.

Акрополь (от греч. akropolis от akros - верхний и polis - город) - расположенная на возвышенности и укрепленная часть древнегреческого города, его цитадель. На акрополе во времена античности находились городские святыни, храмы, во время войны он служил жителям убежищем от врагов.

Акротерии (греч. akroterion - вершина, фронтон) - скульптура или скулыпурно-исполненные орнаментальные мотивы над углами и над центром фронтона античных зданий.

Алтарь - место для жертвоприношений, а также часть культового здания, где совершается богослужение.

Амфипростиль - тип древнегреческого храма, в котором на двух сторонах - переднем и заднем фасадах - находилось по четыре колонны. Тоже самое - двойной простиль

Амфитеатр (греч. amphitheatron от amphi - с двух сторон и theatron - театр, ступеньки, места для зрителей) - в театрах Древней Греции места для зрителей, расположенные полукругом ступеньками на склонах холмов, постепенно повышаясь от центра. В древнеримской архитектуре - открытые круглые или овальные в плане сооружения для массовых зрелищ,

Ансамбль (от франц, ensemble - вместе, стройное единство) - согласованное и продуманное единство в расположении, взаимная уравновешенность частей, каждая из которых представляет собой самостоятельное целое. Например, архитектурный ансамбль различных строений, ансамбль предметов и украшений интерьера, ансамбль музыкантов. Понятие ансамбля близкое к слову композиция, однако имеет более широкий смысл, может объединять несколько отдельных композиций.

Антаблемент (от франц. entablement - покрьггае) - система верхних горизонтально размещенных частей здания, которые лежат на колоннах. В классической архитектуре (античность, классицизм) антаблемент состоит из трёх частей: горизонтальной балки-архитрава и размещенными над ней фриза и карниза

Анты (от лат. antae ) - торцевые выступы боковых стен прямоугольного в плане здания, между которыми ставились две колонны, ограждавшие вход (храм в антах) в античной архитектуре Греции.

Ападана (перс.) - дворец приемов, аудиенций в Древней Персии. Здание обычно представляло собой многоколонный зал с четырьмя портиками и четырьмя башнями по четырём сторонам света. Располагалось на платформе, на которую вели лестницы.

Арка (от лат. arcus - дуга, изгиб) - дугообразное перекрытие проёмов в стене (двери, окна, борота) или пролётов между двумя опорами. Арки бывают полуциркульными (описанные полуокружностью), подковообразные, лучковые (описанные дугой меньшей за полуокружность), стрельчатые (состоят из двух арок, которые пересекаются под углом), многолопостевые (состоят из нескольких маленьких арочек).

Арка триумфальная - постоянное или временное обрамление проезда, торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий. Бывают 1-3 пролётные, завершаются антаблементом и аттиками, украшаются статуями, рельефами, памятными надписями.

Аркада - ряд одинаковых по величине и силуэту арок, опирающихся на столбы или колонны.

Аркатура - ряд декоративных, ненастоящих арочек, которые опираются на консоли, кронштейны или колонны, в виде глухого аркатурного пояса. Аркатура - элемент

декоративного украшения здания.

Архаика - период развития искусства Греции VII-VI вв. до н.э. В широком значении - ранний этап в развитии искусства какого-либо стиля. Использование слов "архаичный" к другим по времени явлениям означает "неразвитый", "несформированный".

Архивольт (от лат. arcus voltus - обрамляющая дуга) - архитектурно-декоративное украшение арочного проёма в виде контурной рамки на плоскости стены.

Архитектура (лат. architektura от греч; archiiektonike ) - искусство проектировать и возводить здания, их комплексы, сооружения, которые организуют открытое пространство (монументы, террасы, набережные), оформлять пространственную среду для жизни и деятельности человека, осуществлять планировку и застройку городов и населенных пунктов (градостроительство), создавать комплексы с учётом и при помои элементов натуральной природы (садово-парковое искусство). Тоже самое - зодчество.

Архнтрав - (франц. architrave от греч. archi - главный и лат. trabs - балка) - нижняя часть антаблемента, горизонтальное перекрытие, лежащее непосредственно на капителях колонн, пилястр, на столбах или других опорах и несет фриз и карниз.

Атлант (греч. Atlas ( Allcriias ) - несущий) -1. В древнегреческой мифологии титан Атлант, осужденный вечно держать на своих плечах купол неба как наказание за участие в битве титанов против богов. В архитектуре - вертикальная опора в виде мужской фигуры, поддерживающей отдельный элемент здания (балкон, портик, эркер) и приставлена обычно к стене или столбу (сравн. Кариатида).

Атрий, атриум (лат. atrium crrater - черный) - главное помещение, приёмная в богатом древнеримском жилом доме, где находились изображения богов и маски предков. Центр атриума занимал неглубокий мраморный бассейн (имплювий), над которым в крыше было оставлено четырехугольное отверстие для освещения и стока дождевой воды (комплювий). Название происходит от курного очага, который был там первоначально размещен.

Аттик (от греч. attikos , лаг. attikus - эпический) - прямоугольная стенка, на которой размешались надписи и рельефы, или в виде балюстрады. Находится над карнизом здания Название происходит от Аттики - области в древней Греции с центром в Афинах.

База (от греч. basis - шаг, стопа, основание) - профилированная основа, подножие колонны или пилястры. В зависимости от архитектурного ордера может иметь различную величину и профиль.

Балюстрада (от франц. balustrade ) - невысокая ограда балкона, галереи, десницы, которая состоит из ряда фигурных столбиков (балясин), объединенных сверху плитой, балкой, перилами.

Барельеф (от франц. bas - relief - буквально низкий рельеф) - вид рельефно й скульптуры, в которой изображение над плоскостью фона не больше чем на половину своего объема.

Виадук (лат. via - дорога, путь и duco - вести) - сооружение мостового типа, возводимое на пересечении дороги с глубоким оврагом, ущельем и т.п. В отличие от мостов виадуки строятся через безводные препятствия.

Галерея (франц. galeie - открытый) -1. Длинное и узкое крытое помещение, в котором одна или две из длинных стен заменены колоннами. 2. Длинный балкон. 3. Вытянутый зал со сплошным рядом больших окон в одной из длинных стен.

Гармония (греч. harmonia - связь, созвучие, соразмерность) - оптимальное соединение частей в одно целое. Как приём гармония используется в создании архитектурных ансамблей, произведений искусства.

Герма (греч. henna - подпорка, столб) - 4-гранный столб, завершённый скулыпурным изображением головы или бюста; вид скульптурного портрета или скульптурного памятника. Гермы возникли в Древней Греции как изображения бога Гермеса - покровителя торговли и путешественников; служили пограничными знаками, показателями дорог, создавались с портретными изображением государственных деятелей, военачальников, философов, знаменитых граждан и ставились на улицах и площадях города.

Гипостиль (от греч. hipoltylos - поддерживающийся колоннами) - большое помещение (зал храма, дворца), крыша которого опирается на многочисленные и часто поставленные колонны: колонный зал.

Горельеф (франц. haut - relief - буквально - высокий рельеф) - вид скульптуры, в которой изображаемое выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объёма.

Диптер (греч. dipteros - двойной) - тип древнегреческого храма, который, в отличие от периптера, окружён со всех сторон не одним, а двумя рядами колонн.

Дольмен (франц. dolmen от бретонск. tol - стол и теп - камень) - древние погребальные сооружения эпохи неолита, бронзового и железного веков в виде больших каменных глыб и плит, поставленных вертикально и накрытых сверху массивной плитой; один из видов мегалитических сооружений.

Зиккурат (от аккадского zaqaru - поднимать, строить, высоко) - многоярусное (трёх или семи) здание из сырцового кирпича с храмом главного божества наверху в архитектуре Древней Месопотамии.

Зоофор (греч. izophoros - идущий вокруг) - 1) полоса скульптурного рельефа с изображениями живых существ, растений, орнамента; 2) фриз ионического или коринфского ордера.

Золотое сечение, золотая пропорция - 1. Деление отрезка прямой на две части так, что больший отрезок относится к меньшему, как весь отрезок к большей части. 2. Название наиболее гармоничных пропорций, связей отрезков линий, величины площадей и объёмов.

Интерьер (франц. interieuv - внутренний) - внутренний вид, внутреннее пространство здания, помещения со всеми его элементами: украшениями, росписями, фресками, мебелью и т.д.

Иитерколумний (лат. inter - между и columna - колонна) - расстояние, пролёт между рядом стоящими колоннами в ордерной архитектуре. Измеряется расстоянием между нижними частями колонн.

Каннелюра (франц. cannelure - желобок, от лат. саппа - тростник, палка) вертикальный желобок на колонне или пилястре. Обычно имеет в сечении очертания сегмента или полукруга. Каннелюры могут примыкать одна к одной острыми углами.

Канон (греч. капоп - норма, правило, предписание) - система правил, художественных приёмов и эстетических норм, которые считаются непоколебимыми, обязательными для определённого стиля или художественной эпохи.

Кариатида (от греч. karyatides - карийские девы) - 1. Жрица храма Артемиды в Кариях, в области Лаконика (Древняя Греция). 2. Вертикальная опора-скульптура в виде фигуры женщины, поддерживающей балочное перекрытие. Головной убор Кариатиды (или корзина с цветами) выполняет роль капители.

Карниз (нем. Karnies от греч. koronis - конец, завершение) - верхняя выступающая часть антаблемента, горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания и предохраняющий стену от стоков воды. Карниз может быть поясным (находиться между отдельными этажами, ярусами здания) и завершающим.

Кессон (франц. caisson - буквально - ящик) - квадратные углубления на потолке своде или куполе, обычно с профилированными стенками. В отдельных случаях кессоны декорируются розетками.

Классицизм (нем. Klassizismus от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль XVI 1- XIX вв., одной из главных черт которого было обращение к античному наследству. Выделяется стремлением к ясности и чистоте пропорций, уравновешенности и гармонии форм, отражением значительных общественных, возвышенных, героических и моральных тем, идеалов. Как самостоятельный стиль классицизм получил распространение в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

Колонна (франц. colonne от лат. columna - столб) - вертикальная опора, главный элемент несущей конструкции сооружения, обычно круглого или квадратного сечения. Различным художественным эпохам, стилям, ордерам соответствуют различные типы колон, которые отличаются оформлением капители, ствола, базы.

Колоннада (франц. colonnade ) - ряд или несколько рядов колонн, размещённых в плане по прямой или по кривой линии и поддерживающих горизонтальное перекрытие. Колоннада может быть самостоятельным сооружением, примыкать к зданию или объединять его отдельные части, являться частью интерьера.

Композиция (от. ит. compositio - сочинение, сложение, составление) - 1. Искусство сочинения, сложения, составления разных частей в одно целое соответственно их смыслу, содержанию, некой идеи. Средствами композиции являются: симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, ритм, соразмерность частей и целого, пропорциональность, масштабность, свет, цвет, фактура. 2. Распространённое название произведения искусства, имеющего самостоятельное значение.

Консоль (франц. console от лат. consolium - поддерживающий) - выступ горизонтальной балки, жёстко закреплённой одним концом при свободном другом конце треугольной, прямоугольной или сложного очертания, служащая для поддержки карниза, балкона, части здания; может служить декоративной деталью (поддерживать скульптуру, вазу). Выступ, прикреплённый к стене, обычно носит название кронштейн.

Кора (от греч. kore - девушка) - в искусстве Древней Греции периода архаики культовое по назначению скульптурное изображение девушки. В отличие от аналогичных скульптур куросов (юношей), которых изображали обнажёнными, коры всегда задрапированные. В дальнейшем коры стали использоваться в качестве кариатид.

Курватура (лат. curwatura - кривизна, округлость) - умышленное, едва заметное искривление прямолинейных частей здания с целью устранения оптических искажений при восприятии его в ракурсе. Курватура служит также для усиления пластической выразительности архитектуры. К наиболее распространённым видам курватуры относят: изгиб стилобата, утолщение угловых колонн <энтазис),отклонение от точной симметрии.

Курос (греч. kuros - юноша) - в архаическом искусстве Древней Греции скульптура обнажённого юноши, имевшая культовое назначение и изображала одновременно бога Аполлона и мужскую фигуру.

Лопатка - вертикальный, прямоугольный в плане выступ на стене здания конструктивного или декоративного характера. Отличается от пилястры отсутствием базы и капители.

Малые архитектурные формы - общее название небольших сооружений (фонтаны, бассейны, беседки, павильоны, ограды, лестницы и др.) в парках, садах, и других открытых пространствах.

Маскарон (ит. mascherone - большая маска) - декоративный рельеф в виде лица человека, головы животного. Используется в украшении зданий (размещается над арками, оконными и дверными проёмами), мебели, посуды и т.д.

Мастаба (арабск. - скамья) - в Египте гробница с прямоугольным основанием и слегка наклонёнными стенами.

Мегалитические сооружения (греч. megas - большой и lithos - камень) - культовые сооружения, возведённые из больших неотёсанных или слегка обработанных камней. Служили в качестве святилищ, надмогильных памятников. Различают менгир, дольмен, кромлех.

Мегарон (греч. megaron - большое здание, главный зал дворца) - тип прямоугольного здания с большим залом в центре и входом на торце (оформленном в виде портика). Посреди зала располагался очаг, над которым в потолке имелось отверстие для дыма. Сложился в период эгейской культуры; стал основой зданий периода архаики.

Модульон, модильон (франц. modillon ) - вид небольшой консоли карниза декоративно оформленной в виде валюты.

Монументальность - качество художественного образа, соответственно которому произведениям свойственны масштабное содержание, возвышенность, утверждение некого общественного идеала.

Наос, целла (греч. naos - корабль, лат. cella - комната) - в архитектуре Древней Греции внутренняя центральная часть храма, помещение святилища, где находилось изображение Бога; своей вытянутой формой напоминала корабль, отсюда и название. В архитектуре средневековья - неф.

Некрополь (греч. nekropolis от nekros - мертвый и polis город, буквально - город мёртвых) - в Древней Греции район захоронений, украшенный архитектурно-скульптурными надгробиями. В дальнейшем мемориальный ансамбль.

Ниша (франц. niche от лат. nidus - г нездо) прямоугольное или полукруглое в плане углубление в стене. Имеет функциональное и декоративное предназначение.

Ордер (нем. Order от франц. ordrc от лат. ordo ряд, строй, порядок) - система соотношений несущих и несомых элементов здания, их структуры и художественной обработки. Как каноническая система оформился в архитектуре античной Греции в виде отдельных типов: дорического, ионического, коринфского. Дальнейшая разработка архитектурного ордера произошла в период Древнего Рима (тосканский, композитный). Ордер архитектурный состоит из антаблемента (карниз, фриз, архитрав), колонны с капителью (капитель, ствол колонны или фуст, база) и пьедестала.

Ордер тосканский - первоначально этрусский вариант греческого дорического ордера, усовершенствованный и изменённый римскими зодчими. Определяется тяжёлыми пропорциями, гладким (без каннелюр) стволом колонны, развитой базой, высокой капителью.

Ордер дорический (греч. dorikos - свойственный дорическим племёнам Древней Греции) - один из основных архитектурных ордеров и наиболее простой по своему составу, внешнему виду; отличается массивными, тяжёлыми пропорциями частей колонны и антаблемента. Колонна дорического ордера не имела базы, её ствол (фуст) обрабатывался вертикальными желобками ( i каннелюрами), абак капители представлял собой плиту, эхин имел полукруглый профиль, фриз состоял из триглифов и метоп, украшенных скульптурой, которая, как и изображения на фронтонах храмов, раскрашивалась.

Ордер ионический - один из главных греческих ордеров. Имеет стройную колонну с базой и стволом, прорезанную каннелюрами. Отличительной чертой ионического ордера является капитель, в которой между абаком и эхином находятся два завитка - валюты. Они образуют на сторонах капители валы - балюстры. Фриз ионического ордера имеет зоофорный рельеф (см. Зоофор), архитрав состоит из трёх горизонтальных полос.

Ордер коринфский - один из основных ордеров античности. Структура антаблемента близкая к ионическому ордерув карнизе дополнена только полочка из небольших кронштейнов- модульонов. Основные отличия - в решении капители. Её составляет колокол, окружённый двумя рядами стилизованных листов аканта. С четырёх углов из-за листов аканта выступают стебли, образующие вверху завитки - валюты. На их опирается профилированный абак. Название коринфского ордера считается, происходит от г.Коринф в Греции.

Ордер композитный (от ит. composite - смешанный) I ордер, соединяющий в себе элементы ионического и коринфского при сохранении определяющей роли коринфского (форма капители, пропорции). Отличается подчёркнутой декоративностью, усложнённостью решения отдельных деталей. Композитный ордер впервые был использован древнеримскими зодчими.

Пальметта (франц. palmette ) - скульптурный или живописный узор, напоминающий пальмовые листья.

Панель (лат. pannulus - кусок ткани) - отделка нижней части стен помещения, отличная от отделки всей стены.

Пантеон (греч. Pantheion от pan - всё и theos - бог) - 1 . Тип античного храма (обычно круглый в плане), который возводился в честь всех богов, что должно было высказывать идею их равноправия. 2. Условное название свода богов, характерных для некоей религии, нации, народа, исторической эпохи.

Парапет (ит. parapetto от рагаге - оборонять и petto - грудь) - невысокая стена ограждающая крышу здания, террассу, балкон, набережную, мост.

Периптер (греч. peripteron от peri - вокруг wpteron - крыло) - тип античного храма, в котором здание окружено со всех сторон колоннадой.

Перистиль (от греч. peristylon - окружённый колоннами) - замкнутое пространство (площадь, двор, сад), окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой; составная часть богатого античного дома.

Пилястра (ит. pilastro от лат. рйа - столб) - прямоугольный в плане вертикальный выступ на поверхности стены. Пилястра имеет те же части, что и колонна (ствол, капитель, база), её ствол могут прорезать каннелюры. Служит для членения фасада здания с целью придания ему большей - выразительности, а так же для укрепления наиболее напряжённых частей стен.

Пилоны (греч. pylon - ворота) - массивные и прямоугольные столбы, поддерживающие арки, своды и плоские перекрытия. В Египте - массивные трапециевидные башни, оформлявшие вход в храм.

Пинакотека (греч. pinakotheke от pinax ( pinakos ) - доска-картина theke - вместилище) - в античной Греции хранилище изображений, написанных восковыми красками на досках; позже - название картинных галерей или крупных собраний живописи.

Пирамида - монументальное призмавидное сооружение с четырёхугольной основой.

Плафон (франц. plafond - потолок) - декоративно обработанный при помощи росписей и лепнины потолок.

Подий - основание храма со ступенями на торцевой стороне, а также возвышение или площадка.

Подпружная арка - вид конструктивной арки, которая является опорной конструкцией перекрытия, воспринимает нагрузку свода или купола и передаёт её на столбы, стены и т.д.

Портал (нем. Portal от лат. porta - вход, ворота, двери) - архитектурно оформленный вход в здание; может включать карниз, фронтон, пилястры, колонны, декоративную скульптуру, росписи. Как разновидность выделяют перспективный портал, образующийся несколькими уступами в глубину стены при постепенном уменьшении размеров.

Портик (лат. porticus - крытый ход, навес, галерея) - выступающая перед фасадом часть здания, образованная колоннами или арками, которые держат перекрытие. Портик может быть открытым на одну или три стороны, завершаться фронтоном, аттиком. В виде портика часто оформляется вход в здание.

Пропилеи (греч. propylon - место перед дверями, воротами, вход) - монументальные ворота у входа в город или архитектурный ансамбль.

Пропорция (от лат: proportio - соотношения, соразмерность) - соразмерность частей художественного произведения, а также отдельных элементов и всего произведения в целом. Отличают архитектурные пропорций, пропорции при изображении человеческого тела и лица.

Ризалит (от ит. risalita - выступ) - часть здания, выступающая за основную линию фасада по всей его высоте и составляющая с ним одно целое.

Ритм (греч. rythmos ) - определённая повторяемость, чередование композиционных элементов в архитектуре (проёмы, колонны, аркады) или скульптуре (линии, формы, жесты), усиливающие выразительность художественного образа.

Ротонда (ит. rotonda от лат. rotondus - круглый) - небольшое по размерам, круглое в плане сооружение (культовое, мемориальное, парковое), перекрыто куяолом, опирающимся на колонны или стены. Также обычно называют соответствующую венчающую часть здания.

Сандрик - небольшой карниз, размещённый над окнами или дверями на фасаде здания, - опирается на консоли, иногда завершается небольшим фронтоном.

Свод - перекрытие здания, имеющее криволинейное очертания близкое к полуцилиндру; в римской архитектуре получили наиболее широкое распространение цилиндрический свод, который опирается на параллельные стены или ряды столбов, а также крестовый, образованный двумя пересекающимися под прямым углом цилиндрическими сводами.

Свод ложный - свод, строящийся без применения арки кружала, отдельными выступающими горизонтальными отрезками, которые постепенно сближаются кверху.

Синтез искусств - один из способов творческого мышления, заключённый в сопоставлении и объединении в одной композиции (ансамбле) произведений, принадлежащих разным видам искусства: архитектуре, скульптуре, живописи и др., с целью усиления художественного воздействия каждого из них и всего целого.

Статуя (лат. statua ) - .один из основных видов скульптуры, для произведений которой характерно свободное размещение изображения в пространстве. Небольшие скульптуры, предназначенные для украшения интерьеров, называют статуэтками.

Стела (греч. stele - столб) - каменная вертикальная плита, содержащая текст или рельефные изображения. Обычно это надгробие или мемориальный знак.

Стереобат (греч. stereobates ) - в греческой архитектуре основа, цоколь, на котором возводилось здание, ставились колонны. Стереобат состоял из трёх частей (ступеней), верхняя из которых (или только её поверхность) назывались стилобатом.

Термы (лат. thermae от греч. thermos - тёплый, горячий) - древнеримские общественные бани, в которых также размещались спортивные залы, библиотеки, залы для собраний, помещения для отдыха.

Тимпан (от греч. tympanon - барабан, бубен) 1 внутреннее поле фронтона, обычно треугольное; углублённая часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного очертания над окном или дверями, заполненная живописными, скульптурными изображениями.

Триглиф (греч. triglyphos - с тремя нарезками, от tri - три (в сложных словах) и glypho - режу) - деталь фриза дорического ордера; каменная плита прямоугольной формы с тремя вертикальными желобками.

Фасад (франц. facade от ит. facciata f accim - лицо) - внешняя вертикальная поверхность сооружения, образованная различными архитектурными деталями и приёмами, фактурой строительных материалов, их цветом. Отличают главный и боковой фасады, а также дворовой, садовый.

Филёнка (нем. Fiillung - наполнение) - 1. Профилированные щиты, заполняющие рамы

дверей, перегородок, панелей стен. 2. Часть поля стены, пилястры или двери, обведённая рамкой или углублённая.

Форум (лат . forum ) - общественный центр древнеримского города, где проходили народные собрания, торжества, торговые сделки. На форуме размещались общественные и культовые здания, триумфальные арки, колонны, монументальные скульптурные изображения.

Цитадель (ит. citadella - маленький город) - укреплённая часть города.

Цоколь (ит. Zoccolo - туфель) - нижняя надземная часть стены здания, опирающаяся на фундамент. Цокольный этаж - этаж здания, поверхность пола которого находится ниже поверхности земли снаружи.

Энтазис (греч. Entasis - напряжение) - небольшое специальное утолщение ствола колонны в её средней части и сужение вверху.

Эхин (греч. echinos - буквально: морской ёж, раковина которого служила грекам сосудом) - название раковины перенесено на похожую по форме деталь дорического ордера, средняя часть дорической капители, являющуюся переходом от ствола колонны к квадратному абаку.

Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)


Баля́сины

Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.


Балюстра́да

Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).


Пиля́стр

Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.


Капите́ль

Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.


Аба́ка

Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.


Атла́нт

Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.

Рустовый камень на фасаде

Рустовый камень на фасаде

Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.


Кариатида

Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.


Антаблеме́нт

Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.

Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.

Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).


Барелье́ф

Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.


Горелье́ф

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Фронто́н

Фронто́н

Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).


Пилон

Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.


Портик

Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.


Колоннада


Сандрик

Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.


Филёнка

Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.

Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.


Картуш

Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.


Молдинг

Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.


Кронштейн

Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).


Цо́коль

Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.


Архивольт

Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.


Портал


Аркада

Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.


Э́ркер

Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).


Каннелюра

В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.

10 идей оформления арки в интерьере, что "творят" дизайнеры, я бы на такое не решилась

Задумав сделать ремонт в квартире или доме, всегда есть желание отойти от стандартных оформлений. Хочется выделиться среди привычных видов ремонта. И тогда мы первым делом обращаемся к дизайнерским идеям или самим специалистам, чтобы необычным образом придать собственный стиль аркам.

На просторах Интернета, я нашла дизайнерские идеи: как оригинально оформить арку, чтобы она стильно и органично смотрелась в интерьере. Среди них выделила 10 наиболее распространенных способов, которые мы часто можем встретить в интерьерах квартир. Давайте рассмотрим их более подробно. А также выясним что же это: великолепное новшество или очередной дизайнерский бред?

1. Каменный проем. Подразумевает отделку арочного проема декоративным камнем. Видов таких камней сегодня предостаточно на любом строительном рынке. Укладка камня не требует особых навыков и точности, как при укладке керамической плитки в санузле. Главное быть аккуратным. В качестве клея используется раствор на основе составляющих укладываемого камня. Обычно это гипсовая или цементная штукатурка.

2. Зеркальное оформление. Очень интересный способ декора арки в доме. Для осуществления такой идеи, потребуется заказать зеркальные панели или плитку точно подходящие по размерам. Если бюджет позволит, то при заказе можно попросить сделать гравировку в виде какого-нибудь рисунка на зеркалах.

Фото: itd3.mycdn.me Фото: itd3.mycdn.me

3. Фактурная штукатурка арки. Довольно необычный вариант отделки арочного проема. На подготовленную поверхность арки наносится декоративная штукатурка. Рисунок будет зависеть только от собственных фантазий. Такое оформление будет очень бюджетным, если использовать обычную финишную шпаклевку.

4. Лепнина. Если есть талант, то можно сделать рельефные узоры из настоящего гипса. Но в большинстве случаев, покупают уже готовые варианты. Хорошо смотрятся массивные декоры из пенополиуретана. К тому же, такие изделия намного легче гипса. Достаточно только оформить окантовку арки декоративными багетами или молдингами, окрасить их в один цвет с аркой и никто не отличит их от гипсовой лепнины.

5. Мозаика. Хорошо поддается укладке на неровные поверхностями разных форм, в том числе и на поверхность арочного проема. Такой проем обычно делают в помещении с бассейном.

6. Отделка проёма МДФ-панелями. Этот способ один из самых простых и экономичных вариантов. Этот материал изготавливается из прессованных древесных отходов с некоторыми примесями. МДФ-панели можно загибать, что и дает возможность их использование в оформлении арок.

7. Световое оформление арочного проема. Для этого нужно встроить электрические споты или светодиодную ленту в конструкцию арки. Этого достаточно, чтобы даже из обычной с виду ГКЛ-проема сделать нечто яркое и запоминающееся.

Фото: prihozhaya.guru Фото: prihozhaya.guru

8. Деревянное оформление арок подразумевает обшивку проема не только привычными вагонкой или блок-хаусом. Дизайнеры предлагают обшить арочный проем резным деревом. Ручная резка по дереву известна все с начальных классов школы.

9. Из стандартного решения гипсокартонной арки можно сотворить чудо, если добавить в ее конструкцию ниши полки или сквозные проемы . В ниши можно вмонтировать подсветку.

10. Как вариант, можно просто наклеить на стену фотопанно с аркой, чтобы из обычного прохода получился шедевр, как думают многие.

Читайте также: