Тающий снег рабочие побелят стены

Обновлено: 21.05.2024

Тест по русскому языку за первое полугодие в 7 классе

3) В сплетенной из лозы корзине лежали свежие фрукты.

4) Дети бежали по берегу усеянному мелкой галькой.

11. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые:

Из-за недостатка влаги в пустыне можно встретить растения (1) приспособленные для жизни (2) в таких условиях (3) и животных (4) умеющих долгое время (5) обходиться без воды.

1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 4 3) 2, 3, 5 4) 1, 4

12. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые:

Уничтожая рыб (1) и птиц (2) щуки, конечно, приносят вред. Но (3) истребляя в первую очередь (4) больных и слабых рыб (5) щуки предупреждают распространение болезней среди обитателей водоема.

1) 1, 4, 5 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4, 5 4) 2, 3, 5

13. В каком словосочетании допущена грамматическая ошибка в употреблении деепричастного оборота:

1) Подойдя к квартире, дверь со скрипом открылась.
2)Лес шумел, качаясь от ветра.

3) Я шел, напевая песенку.

4)Зевая, соседка спросила о цели моего приезда.

Прочитайте текст и выполните задания 14-20 (ответы записывайте словами или цифрами).

(1)В нашей стране обитают разные виды цапель. (2) Серые цапли, например, крупнее белых, но не так красивы. (3) Их можно часто видеть на болотах и озерах. (4) Водоем-их дом.

(5) Цапля стоит неподвижно, втянув шею в плечи, или медленно расхаживает у берега, бесшумно поднимая и опуская свои длинные тонкие ноги. (6) Такие ноги у всех птиц, охотящихся на болоте или в воде: у журавля, аиста, фламинго. (7) Но вот цапля увидела рыбку или лягушку – и молниеносно острым, как копье, клювом схвачена добыча. (8) Этим же сильным клювом-копьем цапля защищается сама и защищает свое гнездо. (9) Его цапли строят обычно в кроне высокого дерева. (10) Это большая куча хвороста или камыша с углублением посередине. (11) В это углубление цапля откладывает 3-7 зеленоватых яичек и сидит на них, смешно свесив ноги.

(12) На суше цапли ловят мышей и насекомых. (13) Гнездятся птицы колониями, часто очень крупными. (14) Иногда в колонии цапли только одного вида, иногда - разных.

14. Какой заголовок соответствует теме текста?

1) Редкие птицы. 2) Цапли. 3) Белые цапли. 4) Берегите птиц!

15. Из предложений 5 - 7 выпишите краткое страдательное причастие.

16. Во втором абзаце укажите номер предложения, в котором употреблены два деепричастных оборота.

17. Среди предложений 4-7 укажите номер предложения, в котором употреблен причастный оборот.

18. Из каких морфем состоит слово СВЕСИВ?

19. Через запятую перечислите пропущенные в словах буквы: к…мбинация, к…литка, , акв…рель, пр…тензия

ПОМОГИТЕ, ДАМ 40 БАЛЛОВ 1- знаки препинания 2-основа 3-скобки в слож. предл. 4-выделить границы оборота ,подчеркнуть 5-если оборот не обосновлен то надо объяснить по трем пунктам. в предложениях: 1) Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана утром в путь она умчалась рано по лазури весело играя.
2) Туманы клубясь и извиваясь сползали по морщинам соседних скал.
3) Держа кувшин над головой
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу. Порой
Она скользила меж камней
Смеясь неловкости своей.
4) Измучив доброго коня на брачный пир к закату дня спешил жених нетерпеливый.
5) Вдруг она побежала мимо меня напевая что-то другое и прищёлкивая пальцами вбежала к старухе. (М. Лермонтов)
6) Кучер мой слез молча и не торопясь.
7) Подъехав к господскому дому он увидел белое платье мелькавшее между деревьями сада.
8) Собаки залаяли но узнав Антона умолкли и замахали косматыми хвостами. (А. Пушкин)
9) Ученик отвечал на вопросы откровенно и не смущаясь.
10) И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

MilkyVay131007

1) [Ночевала== тучка__ золотая на груди утёса-великана], [утром в путь она__ умчалась== рано, //по лазури весело играя//].

2) Туманы__ , //клубясь и извиваясь//, сползали== по морщинам соседних скал.

3) //Держа кувшин над головой//, грузинка__ узкою тропой сходила== к берегу. Порой она__ скользила== меж камней, //смеясь неловкости своей//.

4) //Измучив доброго коня//, на брачный пир к закату дня спешил== жених__ нетерпеливый.

5) Вдруг она__ побежала== мимо меня, //напевая что-то другое//, и, // прищёлкивая пальцами//, вбежала== к старухе.

6) Кучер__ мой слез== //молча и не торопясь//. Не обособляется - здесь теряется глагольный признак добавочного действия, появляется значение наречия ( = медленно).

7) //Подъехав к господскому дому//, он__ увидел== белое платье, //мелькавшее между деревьями сада//.

8) Собаки__ залаяли== , но, //узнав Антона//, умолкли== и замахали== косматыми хвостами.

9) Ученик__ отвечал== на вопросы откровенно и не смущаясь. Не обособляется - здесь деепричастие стоит после другого обстоятельства, выраженного наречием (откровенно), и соединяется с ним сочинительным союзом -и- .

10) И день и ночь по снеговой пустыне спешу== к вам голову сломя. Не обособляется - здесь фразеологический оборот.

12. Окончания глаголов и суфф. причастий


3) (кот) мурлычЕт (мурлыкАть – 2 спр.), приемлЕмый (принимАть – 1 спр.)
4) жалЯщие (пчёлы) (жалИть -1 спр.), рассеЯнный (человек) (рассеЯть)
5) лечАщий (врач) (лечИть – 2спр.), (родители) тревожАтся (тревожИть – 2 спр.)

Рекомендация. Чтобы легче было выполнять задания, можно поместить подсказку ко всей теме в виде «Сводного рисунка» в правую часть экрана. Найдите ее в 12. Окончания глаголов. Суффиксы причастий. Там же список исключений.

4) проедЕшься – ехать-1 спр., необитаЕмый – обитать – 1 спр.
5) вертИшься – вертеть – 2 спр., исключ.; обнаружЕнный – обнаружить

2) утеша..мый, маж..шь

3) выруч..нный, (они) закро..т

4) мысл..щий (человек), (флаги) ре..т,

5) (хорошо) понима..щий , заряжа..щий (пушку)


Ответ: 25

2) утешаЕмый – утешать – 1 спр., но не утешить; мажЕшь – мазать 1спр.

3) выручЕнный – выручить (что сделать?), (они) закроЮт – закрыть 1 спр.

4) мыслЯщий (человек) – мыслить 2 спр., (флаги) реЮт – реять 1 спр.,

5) (хорошо) понимаЮщий – понимать 1 спр., заряжаЮщий (пушку) – заряжать 1 спр

2) (выпускники) встрет..тся, (туманы) стел..тся,

3) (они) полощ..т (бельё), бор..шься

5) слыш..мый, знач..мый


Ответ: 145
1) редеЮщий (туман)- редеть – 1 спр., (линии) соприкасаЮтся – соприкасаться- 1 спр.

2) невид..мый, помн..шь

3) знач..мый, узнá..шь

4) вер..щий, провер..нный

5) опечал..ться, выполн..шь

4) верЯщий – верить, проверЕнный – проверить

5) опечалИться – печалить, выполнИшь- выполнить

2) увид..шься, расчист..вший

3) посмотр..шь, муч..мый

4) законч..нный, доверя..шь

5) изменя..мый, исчезн..шь


Ответ: 2345

1) незанавешЕнный – занавесить, мерещИшься мерещиться

2) беспоко..шься, выточ..шь

3) пропущ..нный, обид..шься

4) присоединя..мый, замет..шь

5) услыш..шь, обнаруж..вший


Ответ: 125

2) заме́р..ть (уровень воды), вид..мый

3) достигн..шь, стел..щийся

4) (яблоки) спе..т, ма..щийся

5) (туристы) езд..т, (они) ночу..т


2) заме́рИть (уровень воды) – мерить, видИмый- видеть — исключени

2) (кузнецы) выку..т, (угли) тле..т

3) (официанты) накро..т, сыпл..щий (соль)

4) колыш..шься, успоко..вшийся

5) засуш..шь, отуч..шься


Ответ: 235

1) чинЯщий (утюг), дви́жИмый – исключ.

2) (кузнецы) выкуЮт, (угли) тлеЮт

3) (официанты) накроЮт, сыплЮщий (соль)

4) колышЕшься, успокоИвшийся

5) засушИшь, отучИшься

2) во..щий (на луну), броса..щийся (на всех)

3) стел..т (ковры), науч..нный
4) дыш..шь, послуж..шь

5) вер..вший, знач..мый



Ответ: 245
1) (швы) распорЮтся, зависЯщий (от нас)

2) воЮщий (на луну), бросаЮщийся (на всех)

4) дышИшь, послужИшь

2) (лесорубы) пил..т, (гости) обид..тся

3) дел..щий (поровну, (рыбы) дыш..т

4) паш..щий (поле), (куры) кудахч..т

5) маж..щий (воск), (они) топч..тся


Ответ: 245

1) лаЮщий (щенок), (дети) заклеЯт

2) (лесорубы) пилЯт, (гости) обидЯтся – исключ.

3) делЯщий (поровну), (рыбы) дышАт

4) пашУщий (поле), (куры) кудахчУт

5) мажУщий (воск), (они) топчУтся

2) независ..мый, законч..нный

3) узнава..мый, приемл..мый (вариант)

4) (войско) выдерж..т, (стенд) верт..тся

5) (плотник) пил..т, (ты) беспоко..шься


Ответ: 1345

1) обманЕшься добываЕмый

2) независИмый, закончЕнный

3) узнаваЕмый, приемлЕмый (вариант) — принимать

4) (войско) выдержИт, (стенд) вертИтся

5) (плотник) пилИт, (ты) беспокоИшься

2) разбуд..шь, выслед..шь

3) взлеле..нный, стро..щийся (полк)

4) (снега быстро) та..т, леле..щий (надежду)

5) стел..щийся, прикле..шь



Ответ: 234

1) колеблЕмый – колебать, доплатИшь

2) разбудИшь, выследИшь

3) взлелеЯнный, строЯщийся (полк)

4) (снега быстро) таЮт, лелеЮщий (надежду)

5) стелЮщийся – исключ., приклеИшь

2) (они) подсыпл..т (песок), стел..щий (постель)

3) (воспоминания) наве..т (печаль, ) зала..вший

4) свер..вший, отуч..шься


5) пересуш..шь, перегруж..нный

Ответ: 24

1) таЮщий (снег), (рабочие) побелЯт (стены)

2) (они) подсыплЮт (песок), стелЮщий (постель) – ИСКЛЮЧ.

3) (воспоминания) навеЮт (печаль), залаЯвший

4) сверИвший, отучИшься

5) пересушИшь, перегружЕнный

2) вынес..шь, слыш..мый

3) (они) бор..тся, усмеха..щийся

4) (кроты) ро..т, взлета..щий


5) завис..вший, терп..щий

Ответ 134

1) сыплЕшь, постелЕнный,

2) слышИмый, вынесЕшь (соверш. в.) — несёшь (несов.в.)

3) (они) борЮтся, усмехаЮщийся

4) (кроты) роЮт, взлетаЮщий

5) зависЕвший терпЯщий

2) уравновеш..нный, слыш..мый

3) кле..шь, трат..щиеся (средства)

4) (знамёна) ре..т, ве..щий (ветер)


5) (собаки) ла..т, кол..щая (боль)

Вставьте пропущенные буквы.
Срочно.

перья которых ослепительно св..ркают на солнце, а длинный
хвост развевается на ветру. Ухудшающаяся погода не позволи-
ла провести сев в лу..шие сроки. В окрестностях отвес..ных
скал, над самой без..ной, парил орел. Бле—нул луч солнца, и
явственно было слышно, как шеле — нул на дереве лист, как

хле нула хвостом и пле — нула в воде длинная щука. Стол

был уставлен я. твами.

Для приготовления —еного кофе нужно ра ечь плиту.

Бру атая дорога шла вдоль до—атого забора по пе аному

пляжу. Т. етно жу. ит Жу—елица, заползая под мо евеловую

Вдоль а ..еи тянулась га ерея с мраморной ле ницей и

пери ами из мета а а юминия. Кава.'Д.ерия всегда была

мобильней арти. ерии. Криста—ьно чистую воду получают,
пропуская ее через криста. ическую решетку ми. иардов и
ми ионов молекул.

Всадник век..чил на коня и поск..кал по дороге. Лошадь
сделала длинный ск. чок. Мы соб..раём урожай и соб..рем мно-
го фруктов. Заг..рать на солнце долго нельзя. При красивом
заг..ре кожа не обг..рает. Заг..ралась з..ря, дог..рали звезды.

Бе. ащитные бе емельные крестьяне написали во вание и

во тали против бе акония, бе человечных условий и

бе. четного нарушения прав. Бе. порно, с бе—онницей бороть-
ся бе мысленно.

N. Подытоживая конференцию, небезынтересно отметить, что
сверх..нтенсивные и. ледования позволили получить сверх. нте-
ресныб результаты, которые пр..взошли все ожидания.

Престарелый президент компании по производству радио­приемников, будучи в преклонном возрасте, под..скал себе нового пр..емника, оставив за собой все пр..в..легии. Кругом

под мались горы. Без..скусные картины — произведения

пр..митивного иску тва. Группа туристов, пр..бывшая в город,

пр..бывала в гостинице два дня.

Лекц..и читают в лектори.. . В здани.. висела картина, на­рисованная художником по фамили.. Птиц..н. На ней нарисова­на ц..ганка на станц Ц..рк любят дети и старшеклассни­це . Ц..ркуль чертит хорошо. К электростанц подвели дорогу.

^ С тяж..лой ношей сверч..к похож на суч..к. Старич..к ч-'ШеЛ по ш..ссе с багаж..м за плеч..м в холщ..вом меш..чке. Послышался ш..рох и ш..пот. Далеко теч..т реч..нка. Жесткой щ..ткой ч..шут коню ч..лку и надевают ш..ры. Ч..рной саранч..й покрылось поле. Снеж..к покрыл луж..к и овраж..к.


К помещич..ей усадьбе под..ехали д..ячок и под..ячий. Ты увидиш. как силач., могуч.. . Нужно зажеч.. печ.. и испеч.. кулич.. . Ты можеш.. решить сто задач. Из туч., вырвался луч., и осветил пять дач.. . Мороз трескуч. ельник пахуч.. . Прикоснешься — обожжеш..ся.

Вечерн— газеты вышли со статьей о великом ген Вет­ки деревьев серебрятся в утренн. ин К ноч.. кошач..й глаз

видел зорче заяч..и следы на снегу. Пастух играл на рожк.. и свирел.. . В сиянь.. солнца над бушующ..м син..м морем лета­ли чайки.

Во. тановление подлинного шедевра живописи продвигалось медленно. Вдумч..вая ученица — красав..ца и умн..ца — учит

языки: францу—кий, го—ан кий и белору кий. Дремл..щие

ивы склонились над прудом с

та..гцим снегом. Шел давно обе­щанный дождь. В услыш..нном нами объявлении сообщалось о рейсе, задержанном по независящим от администрации причинам.

J В тума—ой дали песча ого берега тускло светились баг­ря— ые огни стари—ой гости ицы. В гости ой на краше-

—ом полу, украше—ом затейливым орнаментом, стоял иску-

c. о сдела—ый стол с искусстве ыми цветами в стекля ой

вазе. Точе—ые ножки стола с заточе ыми концами были по-

золоче—ы. Жже. ые спички лежали на подставке серебр ого

подсвечника. Беле. ые потолки, побеле. ые совсем недавно, си­яли белизной. Кожа—ые кресла тисне ой кожи стояли рядом

со слома—ыми стульями.

Пол..января кожевенн:.обувная фабрика превышала средн..су­точную норму. Сорок., летний мужчина, опытный стал,.вар чугу..о.. литейного завода, в светл..£ером костюме пошел в восьм..летнюю школу на собрание к сыну. Низкорослый веч­нозеленый кустарник с бледн..розовыми цветами рос в северо- западном районе города. В пол..десятого утра в штаб..квартиру видного вое. ачальника по междугороднему телефону сообщили о межд..народном конфликте на почве межд..усобицы. Жизне­описание древн..греческого философа было напечатано в южно­русском издательстве. На тарелке лежали пол..апельсина и пол., лимона.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Он поклонился в землю и несколько минут лежал на холод­ном полу усыпанн..м ельником.

В это время из-за высоты находившейся в полуверсте от крепости показались новые конные толпы и вскоре вся степь усеялась множеством людей вооруженных копьями и сайдаками.

Старый комендант перекрестил ее трижды потом поднял и поцеловав сказал ей изменивш..мся голосом Ну Маша будь счастлива.

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы причастий. Обозначьте причастные обороты.
1. Та..щий снег, слыш..щий человек, кле..щая обои, реж..щий металл, бор..щийся за свободу, пен..щийся квас, числ..щийся в каталоге, назавис..мое поведение, движ..мый состраданием, кле..мые мастером.
2. Потер..нный зонт, отча..нный лгун, размен..нная купюра, обещ..нный подарок, сдерж..нный ответ, постро..вший здание, откач..нный в сторону, отстрел..нная пулей, взлеле..нный садоводом.

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Тающий снег рабочие побелят стены

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

В небольшом, оклее(1)ом чисто белыми обоями, соверше(2)о пустом зале было светло, пахло масля(3)ой краской, на блестящем краше(4)ом полу стояли две китайские вазы.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

В небольшом, оклеенном чисто белыми обоями, совершенно пустом зале было светло, пахло масляной краской, на блестящем крашеном полу стояли две китайские вазы.

В этом предложении:

крашеном — отглагольное прилагательное, в суффиксе пишем одну -Н-;

масляной — прилагательное, образованное от основы -масл- с помощью суффикса -ЯН-;

оклеенном — полное причастие пишем с НН;

совершенно — пишется столько же Н, сколько и в слове, от которого оно образовано (совершенный).

Ответ: 34|43 Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2014. Актуальность: Используется с 2015 года Правило: Задание 15. Написание Н и НН в словах разных частей речи

ПРАВОПИСАНИЕ -Н-/-НН- В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ.

Традиционно является самой сложной темой для учащихся, так как обоснованное написание Н или НН возможно лишь при знании морфологических и словообразовательных законов. Материал "Справки" обобщает и систематизирует все правила темы Н и НН из школьных учебников и даёт дополнительную информацию из справочников В.В. Лопатина и Д.Э Розенталя в том объеме, что необходим для выполнения заданий ЕГЭ.

14.1 Н и НН в отыменных прилагательных (образованных от имён существительных).
14.1.1 Две НН в суффиксах

В суффиксах прилагательных пишется НН, если:

1) прилагательное образовано от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н: тумаН+ Н → тумаННый; кармаН+Н → кармаННый, картоН+Н → картоННый

старинный (от стариНа+Н), картинный (от картиНа+Н), глубинный (от глубиНа+Н), диковинный (от диковиНа+Н), недюжинный (от дюжиНа+Н), истинный (от истиНа+Н), барщинный (от барщиНа+Н), общинный (от общиНа+Н), длинный (от длиНа+Н)

Обратите внимание : слово «странный» с точки зрения современного языка не имеет в своём составе суффикса Н и не является родственным к слову «страна». Но исторически объяснить НН можно: человека из чужой страны считали инакомыслящим, чужим, посторонним.

Этимологически объяснить можно и написание слова «подлинный» : подлинной в Древней Руси называлась та правда, которую подсудимый говорил «под длинниками» — особыми длинными палками или кнутами.

2) прилагательное образовано от имени существительного путём добавлением суффикса -ЕНН-, -ОНН: клюквЕННый (клюква), революциОННый (революция), торжествЕННый (торжество).

Исключение: ветрЕНый (но: безветрЕННый).

Встречаются слова-имена прилагательные, в которых Н является частью корня. Эти слова надо запомнить.Они не образовывались от имён существительных:

багряный, зелёный, пряный, пьяный, свиной, рдяный, румяный, юный.

14.1.2. В суффиксах прилагательных пишется Н

В суффиксах прилагательных пишется Н , если:

1) прилагательное имеет суффикс -ИН- (голубИНый, мышИНый, соловьИНый, тигрИНый). Слов с этим суффиксом зачастую имеет значение «чей»: голубя, мыши, соловья, тигра.

2) прилагательное имеет суффиксы -АН-, -ЯН- (песчАный, кожАНый, овсЯНый, землЯНой). Слова с этим суффиксом часто имеет значение «сделан из чего»: из песка, из кожи, из овса, из земли.

Исключения: стеклЯННый, оловЯННый, деревЯННый.

14.2. Н и НН в суффиксах слов, образованных от глаголов. Полные формы.

Как известно, от глаголов могут быть образованы и причастия, и имена прилагательные (=отглагольные прилагательные). Правила написания Н и НН в этих словах различны.

14.2.1 НН в суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных

В суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных пишется НН, если соблюдается ХОТЯ БЫ ОДНО из условий:

1) слово образовано от глагола совершенного вида , С ПРИСТАВКОЙ ИЛИ БЕЗ, например:

от глаголов купить, выкупить ( что сделать?, совершенный вид): куплЕННый, выкуплЕННый;

от глаголов бросить, забросить ( что сделать?, совершенный вид): брошЕННый-заброшЕННый.

Приставка НЕ не меняет вид причастия и не влияет на написание суффикса. Любая другая приставка придаёт слову совершенный вид

2) в слове есть суффиксы -ОВА-, -ЕВА- даже в словах несовершенного вида (маринОВАННый, асфальтирОВАННый, автоматизирОВАННый).

3) при слове, образованном от глагола, есть зависимое слово, то есть оно образует причастный оборот, например: морожЕННое в холодильнике, варЕННые в бульоне ).

Ещё примеры: Девушка была очень организоваННой и воспитаННой. Здесь оба слова — имена прилагательные. Девушку не «образовывали», да и воспитанная она всегда, это постоянные признаки. Изменим предложения: Мы спешили на встречу, организоваННую партнёрами. Мама, воспитаННая в строгости, и нас воспитывала так же строго. А теперь выделенные слова — причастия.

В таких случаях в пояснении к заданию мы пишем: прилагательное, образованное от причастия или прилагательное, перешедшее из причастия.

Исключения: нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, медленный, отчаянный, священный, желанный. .

Обратите внимание на то, что из ряда исключений ушли слова считаНые (минуты), делаНое (равнодушие) . Эти слова пишутся по общему правилу.

Добавляем сюда ещё слова:

кованый, клёваный, жёваный ева/ова входят в состав корня, это не суффиксы, чтобы писать НН. Но при появлении приставок пишутся по общему правилу: изжёваННый, подковаННый, исклёваННый.

раненый пишется одна Н. Сравните: ранЕННый в бою (две Н, потому что появилось зависимое слово); изранЕННый, вид совершенный, есть приставка).

смышлёный определить вид слова сложно.

14.2. 2 Одна Н в отглагольных прилагательных

В суффиксах отглагольных прилагательных пишется Н, если:

слово образовано от глагола несовершенного вида , то есть отвечает на вопрос что с предметом делали? и при слове в предложении нет зависимых слов .

тушЕНое (его тушили) мясо,

стрижЕНые (их стригли) волосы,

варЕНый (его варили) картофель,

ломаНая (её ломали) линия,

морЁНый (его морили) дуб (тёмный в результате специальной обработки),

НО: как только у этих слов- прилагательных появляется зависимое слово, они тут же переходят в разряд причастий и пишутся с двумя Н.

тушЕННое в духовке (его тушили) мясо,

стрижЕННые недавно (их стригли) волосы,

варЕННый на пару(его варили) картофель.

РАЗЛИЧАЙТЕ: у причастий (справа) и у прилагательных (слева) разные значения! Большими буквами выделены ударные гласные.

назвАный брат, назвАная сестра — человек, не состоящий в биологическом родстве с данным человеком, но согласившийся на братские (сестринские) отношения добровольно.— нАзванный мною адрес;

посажЁный отец (исполняющий роль родителя жениха или невесты при свадебном обряде). — посАженный за стол;

придАное (имущество, даваемое невесте её семьёй для жизни в замужестве) — прИданный шикарный вид;

сУженый (так называют жениха, от слова судьба) — сУженная юбка, от слова сУзить, сделать узкой)

ПрощЁное воскресенье ( религиозный праздник)— прощЁнный мною;

пИсаная красавица (эпитет, фразеологизм)— пИсанная маслом картина.

14.2.3. Написание Н и НН в сложных прилагательных

В составе сложного слова написание отглагольного прилагательного не меняется :

а) первая часть образована от глаголов несовершенного вида, значит, пишем Н : гладкокрашЕНый (красить), горячекатаНый, домоткаНый, пестроткаНый, златоткаНый (ткать); цельнокроЕНый кроить), златоковаНый (ковать), малоезжЕНый (ездить), малохожЕНый (ходить), малоношЕНый (носить), малосолЁНый (солить), мелкодроблЁНый (дробить), свежегашЁНый (гасить), свежеморожЕНый (морозить) и другие.

б) вторая часть сложного слова образована от приставочного глагола совершенного вида, значит, пишем НН : гладкоокрашЕННый (окрасить), свежезаморожЕННый (заморозить) и др.).

Во второй части сложных образований пишется Н, хотя есть приставка ПЕРЕ-: глажеНые-переглажеНые, латаНые-перелатаНые, ношеНый-переношеНый, стираНое-перестираНое, стреляНый-перестреляНый, штопаНое-перештопаНое.

Таким образом, выполнять задания можно по алгоритму:

14.3. Н и НН в кратких прилагательных и кратких причастиях

И причастия, и прилагательные имеют не только полные, но и краткие формы.

Правило: В кратких причастиях всегда пишется одна Н.

Правило: В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько в полной форме.

Но, чтобы применить правила, нужно различать прилагательные и причастия.

РАЗЛИЧАЙТЕ краткие прилагательные и причастия:

1) по вопросу: краткие прилагательные — каков? какова? каковы? каково? каковы?, краткие причастие — что сделан? что сделана? что сделано? что сделаны?

2) по значению (краткое причастие имеет отношение к действию, можно заменить глаголом; краткое прилагательное даёт характеристику определяемому слову, о действии не сообщает);

3) по наличию зависимого слова (краткие прилагательные не имеют и не могут иметь, краткие причастия имеют).

Краткие причастия Краткие прилагательные
написан (рассказ) м. род; что сделан? кем? мальчик образован (каков?) —от полной формы образованный (какой?)
написана (книга) ж.род; что сделана? кем?девочка образованна (какова?)—от полной формы образованная (какая?)
написано (сочинение) ср.род; что сделано?кем?дитя образованно (каково?) —от полной формы образованное (какое?)
работы написаны, мн. число; что сделаны? кем?дети образованны (каковы?) —от полной формы образованные (какие?)

14.4. Одна или две Н могут писаться и в наречиях.

В наречиях на -О/-Е пишется столько же Н, сколько их в исходном слове , например: спокойно с одной Н, так как в прилагательном спокойНый суфффикс Н; медленно с НН, так как в прилагательном медлЕННый НН; увлечённо с НН, так как в причастии увлечЁННый НН.

При кажущейся несложности этого правила существует проблема разграничения наречий, кратких причастий и кратких прилагательных. К примеру, в слове сосредоточе(Н, НН)о невозможно выбрать то или иное написание БЕЗ знания того, чем это слово является в предложении или словосочетании.

РАЗЛИЧАЙТЕ краткие прилагательные, краткие причастия и наречия.

1) по вопросу: краткие прилагательные — каков? какова? каковы? каково? каковы?, краткие причастие — что сделан? что сделана? что сделано? что сделаны? наречия: как?

2) по значению (краткое причастие имеет отношение к действию, можно заменить глаголом; краткое прилагательное даёт характеристику определяемому слову, о действии не сообщает); наречие обозначает признак действия, как оно происходит)

3) по роли в предложении: (краткие прилагательные и краткие причастия зачастую являются сказуемыми, наречие же

относится к глаголу и является обстоятельством)

НаречиеКраткое причастиеКраткое прилагательное
говорил рассеяннорассеяно по полюего лицо рассеянно
говорить встревоженновсё село было встревожено этим известиемлицо его было встревоженно
провели встречу организованноэкскурсия организована родителямидевушка дисциплинированна и организованна
вести себя воспитанновоспитана бабушкой она воспитанна и начитанна

14.5. Н и НН в именах существительных

1. В существительных (как и в кратких прилагательных и наречиях) пишется столько же Н, сколько в прилагательных (причастиях), от которых они образованы:

ННН
пленник (пленный)нефтяник (нефтяной)
образованность (образованный)гостиница (гостиный)
изгнанник (изгнанный)ветреник (ветреный)
лиственница (лиственный)путаница (путаный)
воспитанник (воспитанный)пряность (пряный)
гуманность (гуманный)песчаник (песчаный)
возвышенность (возвышенный)копчёность (копчёный)
уравновешенность (уравновешенный)вкусное мороженое (мороженый)
преданность (преданный)торфяник (торфяной)

От имён прилагательных образованы и слова

родственн/ик от родственный, сторонн/ик от сторонний, единомышленн/ик от единомышленный, (злоумышленн/ик, соумышленн/ик ),ставленн/ик от ставленный, утопленн/ик от утопленный, численн/ик от численный, соотечественн/ик от соотечественный) и многие другие.

2. Существительные могут также образовываться от глаголов и других имён существительных.

бессон/ницауч/е/ник

осин/никбессребр/еник

Примечание к таблице : *Слова, которые пишутся с Н и при этом не образованы от прилагательных (причастий) в русском языке единичны.Их нужно выучить наизусть.

Пишется НН и в словах путешеств/енник (от путешествовать), предшеств/енник (предшествовать)

Тающий снег рабочие побелят стены

Анализ содержания текста.

1) Когда Сергей возвращался из соседней деревни, была звёздная ночь.

2) Мальчик знал, что Сергей плохо знал дорогу на Кара-Сук, поэтому встречал его около дома.

3) Дедушка просил внука зажигать лампу, чтобы в темноте лучше было видно двор.

4) Каждую ночь мальчик зажигал на крыше дома керосиновую лампу, чтобы помочь путникам, заблудившимся в степи.

5) Сергей поблагодарил мальчика за помощь.

(1)В эту ночь Сергей возвращался из соседней деревни. (2)Он шагал прямиком по степи. (3)Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути. (4)Но сумерки сгущались. (5)И горизонт растаял. (6)А скоро совсем ничего не стало видно, даже свою вытянутую руку. (7)И не было звёзд. (8)Глухая тёмная ночь навалилась, как тяжёлая чёрная вата. (9)Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лёг спать в сухой траве.

(10)Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. (11)В лесу даже на ощупь можно отыскать мох на стволе или наткнуться на муравейник и узнать, где север и юг. (12)А здесь темно и пусто. (13)И тишина. (14)Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог.

(15)Сергей поднялся на высокий холм и хотел идти дальше, но вдруг увидел в стороне маленький огонёк. (16)Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко. (17)Сергей повернул на свет. (18)Он думал, что ещё придётся много шагать, но через сотню метров подошёл к низкой глинобитной мазанке*. (19)Огонёк был не светом далёкого окошка, а пламенем керосиновой лампочки. (20)Она стояла на плоской крыше мазанки, бросая вокруг жёлтый рассеянный свет.

(21)Сергей постучал в оконце и через несколько секунд услышал топот босых ног. (22)Скрипнул крючок. (23)Мальчик лет десяти или одиннадцати взглянул снизу вверх на Сергея.

— (25)Мне надо на Кара – Сук, – сказал Сергей.

— (26)Это правее, километра три отсюда. (27)А вы, видимо, не здешний?

— (28)Будь я здешний, разве бы я заблудился? – раздражённо заметил Сергей.

— (29)Случается… (30)Есть хотите?

(32)Мальчик скрылся за скрипучей дверью и сразу вернулся с большим куском хлеба и кружкой молока.

— (33)Ты, что же, здесь один?

— (34)Не… (35)Я с дедом. (36)Отару овец пасём.

— (37)А зачем у вас лампа на крыше горит? – спросил Сергей, прожёвывая хлеб.

— (38)Да так, на всякий случай. (39)Вдруг заплутается кто… (40)А в степи ни огонька.

— (41)Спасибо, — сказал Сергей, протягивая кружку.

(42)Сергей не стал объяснять, что сказал спасибо не за еду, а за огонёк, который избавил его от ночных блужданий.

— (43)Ты каждую ночь зажигаешь свой маяк? – спросил Сергей.

— (44)Каждую… (45)Только дед сердится, что я керосин зря жгу. (46)Я теперь стал рано-рано вставать, чтобы успеть погасить. (47)Дед проснётся, а лампа уже на лавке…

(48)Мальчик негромко засмеялся, и Сергей тоже улыбнулся.

(49)Вскоре Сергей задремал. (50)Когда он проснулся, то увидел, что ночь посветлела. (51)Снова проступили очертания гор, начинался синий рассвет.

— (52)Эй, внук, – донёсся из мазанки стариковский голос, – лампу задул? (53)А то я сегодня рано встаю.

(54)Мальчик вскочил – Сергей весело рассмеялся и протянул ему руку.

—(55)Мне пора… (56)Спасибо за огонёк!

(57)Мальчик смущённо подал маленькую ладонь и покосился на лампу. (58)Она всё ещё горела неподвижным жёлтым огнём.

(По В. Крапивину*)

* Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 г.) – детский писатель, автор книг о детях и для детей.

* Мазанка – дом, хата из глины или обмазанного глиной дерева, кирпича.

Задания Д2 № 10509

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему каждую ночь мальчик зажигал на крыше дома керосиновую лампу?»

1) Мальчик боялся темноты.

2) Дедушка просил внука зажигать лампу, чтобы в темноте лучше было видно двор.

3) Мальчик встречал Сергея, который плохо знал дорогу к их дому.

4) Мальчик думал о путниках, заблудившихся ночью в степи.

Сам мальчик рассказал о том, зачем зажигает лампу: (39)Вдруг заплутается кто… (40)А в степи ни огонька.

Источник: Открытый банк ФИПИ, блок 712B05, вариант РЕШУ №109 Актуальность: Используется в ОГЭ 2016— 2017 года

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Евгения Николаевича Ширяева: «Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средствами». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Е.Н. Ширяева. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения данного текста: «Спасибо за огонёк!» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1. Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.

Словом можно передать наши чувства и переживания, можно согреть человека, можно ранить. Особенностью русского языка является многозначность слова, характерная для языка художественных произведений. Именно поэтому трудно не согласиться с высказыванием известного лингвиста Евгения Николаевича Ширяева: «Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средства-ми».

Для подтверждения справедливости слов Ширяева обратимся к тексту Владислава Крапивина. В предложении 8 (Глухая тёмная ночь навалилась, как тяжёлая чёрная вата.) с помощью сравнения автору удаётся передать, насколько тёмной, устрашающей была ночь. Для этих же целей служит в том же предложении и метафора «ночь наваливалась». С помощью изобразительно-выразительных средств создаётся неповторимый художественный образ.

Проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что сила воздействия художественного текста на читателя усиливается, когда автор умеет пользоваться словом во всей его многогранности и многозначности.

2. Еле заметный огонёк керосиновой лампы стал маяком для заблудившегося путника. Этот огонёк, возможно, спас человеку жизнь. Вот почему с особой благодарностью Сергей говорит мальчику: «Спасибо за огонёк!»

И не напрасны оказались старания. Сергею свет лампы очень при-годился, хотя состояние безысходности было уже близко: «Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу». А дед? Он хоть и бурчит за керосин, но сам-то прекрасно понимает, что внук поступает правильно – поведение внука достойно дедовой гордо-сти.

У Юрия Левитанского есть прекрасное стихотворение:

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку —

каждый выбирает для себя.

Из мальчика вырастет настоящий человек, потому что он выбрал правильную дорогу, а огонёк керосиновой лампы – это ещё и огонёк его большой, чистой души.

3. Нравственный выбор — это ситуация, при которой человек должен выбрать, как поступить. Можно поступить так, как велит совесть, как положено по меркам общества, можно послушать совета друга, родителей, можно просто струсить и ничего не делать. От правильного или неправильного выбора-решения зависит и жизнь самого человека, и того, кого этот выбор касается. И выбор этот делает каждый сам, исходя из своих понятий добра и зла, нравственности и безнравственности.

Казалось бы, что стоит зажечь лампу и оставить её на ночь, чтобы она горела? Это нам, привыкшим жить в городе, где огни горят практически круглосуточно, кажется странным. А у мальчика и деда, пасущих отару овец, керосин для лампы был в ограниченном количестве. Несмотря на запрет деда жечь керосин, мальчик оставлял лампу горящей на крыше дома, веря, что его огонёк сможет помочь случайному путнику не заблудиться в степи. Так и произошло с героем Владислава Крапивина: спасительный огонёк избавил рассказчика от ночных блужданий. И так приятно на душе от того, что и дед, оказывается, знал про лампу, и от того, что есть добрые люди, освещающие путь не потому, что велено, а потому, что им так кажется правильно.

Человек учится делать выбор с раннего детства. Любой ребёнок помнит, как легко соврать, сказав, что это кошка разбила вазу, а не он с друзьями; как легко выбросить дневник с двойкой и выдумать невероятную историю похищения его инопланетянами. А вот признаваться и просить прощения очень сложно. Поэтому и учат родители: сделал что-то плохое, не нужно обманывать. Те, кто этот урок не усвоил в детстве, обманывают других всю жизнь. Это их выбор, но жить с такими людьми невыносимо.

Трудно встретить человека, который бы ни разу в жизни не делал выбора. Так устроена наша жизнь, что мы должны принимать решения. Давайте же делать это, прислушиваясь к голосу сердца и совести, чтобы не сожалеть впоследствии о недостойном, неправильном решении.

Проверочная работа по теме «Правописание суффиксов отглагольных прилагательных, причастий и глаголов»

Развеш…ные по стенам карты; застрел…ный воробей; замеш…ное тесто; замеш…ные в дело свидетели; насто…ный на травах чай; обледе…вший парк; обезлес…вшие пространства; кровен…вшая рана; раста…вший снег; рассе…ный мальчик; обессил…ные люди; раска…вшийся преступник; завеш…ное окно; раскле…ные марки; немысл…ый поступок; неприемл…ый случай; обезнож…вшие лошади; клокоч…щие волны; наве…ные мысли; брезж…ий рассвет; развева…ые ветром флаги; стел…щаяся трава; тяжело дыш…щий ребёнок; всё вид…вший и всё слыш…вший; пиш…щая машинка; состар…вшийся человек; бормоч…щий старик; колебл…мый ветром камыш; исследу…мый район; обещ…ный обед; оглаш…ный список; обтека…мый ответ; оглуш…ный громом; позолоч…ный медальон; определя…мая величина; опечал…вшийся странник.

Ненавид…щий меня сосед; непредугадыва…мый результат; знач…щее событие; преумнож…вший результаты учёный; слыш…вший об этом; выздоров…вший ребёнок; он высме…л меня; он завис…л от этого; он леле…л мечту; он завед…вал кафедрой; он вывед…вал тайны; они заклад…вают фундамент; малыш посматр…вал и погляд…вал; это ему удастся; мгла затм…вает небо; я это преодол…ваю; кони обезнож…ли; он остолбен…л; деревни обезлюд…ли; выбер…те и выпиш…те!; я наста…ваю на этом; бесед…вавший со мной; исповед…вавший это; они проповед…вали это; масл…ый блин; брош…ный камень; купл…ный билет; лиш…ный чувства юмора; непуг…ый зверь; спас…ный ребёнок; правле…ый текст; се…ые травы; вял…ая рыба; дра…ая куртка; рва…ая рана; неслых…ный случай; опира…щийся на трость; опаса…щийся грозы; опазд…вающий на работу.

Малохоже…ные тропы; цельнокро…ый костюм; гладкокраш…ый холст; малонош…ый плащ; движ…мый этим чувством писатель; колебл…мый ветром шалаш; стро…щийся дом; утро, бор…щееся с ночью; знач…щий для меня праздник; проверя…мое учащимся задание; невид…мый самолёт; обвеш…ный оружием воин; обвеш…ные продавцом покупатели; расстрел…ные партизаны; подстрел…ные охотником утки; выкач…ная из бака нефть; выкач…ная из подвала бочка; хол…ые руки; нежд…ное происшествие; чва…ные красавицы; чека…ная монета; асфальтирова…ные дороги; моще…ый тротуар; белё…ые стены; незва…ый гость; конче…ый человек; проще…ое воскресенье; окамен…вшая степь; облед…нелый склон; омещан…вшийся чиновник; опечат…ный кабинет; оплакива…мый всеми; неопроверга…мый факт; оприходов…ный ордер; опустоша…мый всеми.

Тема: «Правописание суффиксов отглагольных прилагательных, причастий и глаголов»
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы

Развешанные по стенам карты; застреленный воробей; замешенное тесто; замешанные в дело свидетели; настоянный на травах чай; обледеневший парк; обезлесевшие пространства; кровеневшая рана; растаявший снег; рассеянный мальчик; обессиленные люди; раскаявшийся преступник; завешенное окно; расклеенные марки; немыслимый поступок; неприемлемый случай; обезножевшие лошади; клокочущие волны; навеянные мысли; брезжущий рассвет; развеваемые ветром флаги; стелющаяся трава; тяжело дышащий ребёнок; всё видевший и всё слышавший; пишущая машинка; состарившийся человек; бормочущий старик; колеблемый ветром камыш; исследуемый район; обещанный обед; оглашённый список; обтекаемый ответ; оглушённый громом; позолоченный медальон; определяемая величина; опечалившийся странник.

Ненавидящий меня сосед; непредугадываемый результат; значащее событие; преумноживший результаты учёный; слышавший об этом; выздоровевший ребёнок; он высмеял меня; он зависел от этого; он лелеял мечту; он заведовал кафедрой; он выведывал тайны; они закладывают фундамент; малыш посматривал и поглядывал; это ему удастся; мгла затмевает небо; я это преодолеваю; кони обезножели; он остолбенел; деревни обезлюдели; выберите и выпишите!; я настаиваю на этом; беседовавший со мной; исповедовавший это; они проповедовали это; масленый блин; брошенный камень; купленный билет; лишённый чувства юмора; непуганый зверь; спасённый ребёнок; правленый текст; сеяные травы; вяленая рыба; драная куртка; рваная рана; неслыханный случай; опирающийся на трость; опасающийся грозы; опаздывающий на работу.

Малохоженые тропы; цельнокроеный костюм; гладкокрашеный холст; малоношеный плащ; движимый этим чувством писатель; колеблемый ветром шалаш; строящийся дом; утро, борющееся с ночью; значащий для меня праздник; проверяемое учащимся задание; невидимый самолёт; обвешанный оружием воин; обвешенные продавцом покупатели; расстрелянные партизаны; подстреленные охотником утки; выкачанная из бака нефть; выкаченная из подвала бочка; холёные руки; нежданное происшествие; чванные красавицы; чеканная монета; асфальтированные дороги; мощеный тротуар; белёные стены; незваный гость; конченый человек; прощеное воскресенье; окаменевшая степь; обледенелый склон; омещанившийся чиновник; опечатанный кабинет; оплакиваемый всеми; неопровергаемый факт; оприходованный ордер; опустошаемый всеми.

Читайте также: