Строительство великой китайской стены кратко

Обновлено: 17.05.2024

Великая Китайская стена

Великая Китайская стена пролегает через северные регионы современного Китая и относится к крупнейшим архитектурным памятникам не только Поднебесной, но и всего мира. Больше того: это самое масштабное сооружение из всех когда-либо возведенных человеком. По официальным данным, общая протяженность Великой Китайской стены с учетом всех ее ответвлений составляет 8851,9 км. Однако некоторые исследователи склонны считать, что на самом деле она почти в два с половиной раза длиннее – 21 тыс. км.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Великая Китайская стена

Основные моменты

Бадалин — наиболее посещаемый туристами отрезок Великой Китайской стены

«Длинная стена в 10 000 ли» – так называют это чудо античной инженерной мысли сами китайцы. Для огромной страны с почти полуторамиллиардным населением она стала предметом национальной гордости, визитной карточкой, которая привлекает путешественников со всех уголков планеты. На сегодняшний день Великая Китайская стена является одной из самых популярных достопримечательностей – ежегодно ее посещает примерно 40 миллионов человек. В 1987 году уникальный объект был включён ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.

Местные жители еще любят повторять, что тот, кто не поднялся на стену – ненастоящий китаец. Эта фраза, произнесенная еще Мао Цзэдуном, воспринимается как настоящий призыв к действию. Несмотря на то, что высота сооружения составляет примерно 10 метров при ширине на разных участках в пределах 5-8 м (не говоря уже о не совсем удобных ступеньках), иностранцев, желающих хотя бы на мгновение почувствовать себя истинными китайцами, меньше не становится. К тому же, с высоты открывается великолепная панорама окрестностей, любоваться которой можно бесконечно.

Невольно удивляешься, насколько гармонично это творение рук человеческих вписывается в природный ландшафт, составляя с ним единое целое. Разгадка феномена проста: Великая Китайская стена прокладывалась не по пустынной местности, а рядом с холмами и горами, отрогами и глубокими ущельями, плавно огибая их. Но зачем древним китайцам понадобилось возводить такое большое и протяженное укрепление? Как шло строительство и долго ли оно продолжалось? Этими вопросами задается каждый, кому посчастливилось побывать здесь хотя бы однажды. Ответы на них давно получены исследователями, и на богатом историческом прошлом Великой Китайской стены мы еще остановимся. Сама же она оставляет у туристов неоднозначное впечатление, поскольку одни участки находятся в отличном состоянии, а другие совершенно заброшены. Только это обстоятельство ни в коей мере не умаляет интерес к этому объекту – скорее, наоборот.

Великая Китайская стена на закате Мутяньюй — участок расположенный около города Хуайжоу в 75 км от Пекина

История строительства Великой Китайской стены

История строительства, изображённая на карте

В III веке до нашей эры одним из правителей Поднебесной был император Цин Шихуанди. Его эпоха пришлась на период Воюющих царств. То было сложное и противоречивое время. Государству со всех сторон угрожали враги, особенно агрессивные кочевники хунну, и оно нуждалось в защите от их вероломных набегов. Так родилось решение построить неприступную стену – высокую и протяженную, чтобы никто не мог нарушить покой империи Цинь. Одновременно это сооружение должно было, выражаясь современным языком, демаркировать границы древнекитайского царства и способствовать дальнейшей его централизации. Стена призвана была решить и вопрос «чистоты нации»: отгородившись от варваров, китайцы лишались бы возможности вступать с ними в брачные отношения и заводить совместных детей.

Идея возведения такого грандиозного пограничного укрепления родилась отнюдь не на ровном месте. Прецеденты уже имелись. Многие царства – например, Вэй, Янь, Чжао и уже упомянутое Цинь – пытались построить у себя нечто подобное. Государство Вэй возвело свою стену около 353 года до н. э.: глинобитная конструкция разделила его с царством Цинь. Позднее это и другие пограничные укрепления соединили между собой, и они образовали единый архитектурный ансамбль.

Строительство Великой Китайской стены (кадр из фильма)

Строительство Великой Китайской стены стартовало вдоль Иншаня – горной системы во Внутренней Монголии, это на севере Китая. Координировать его ход император назначил полководца Мэн Тяня. Фронт работ предстоял большой. Ранее построенные стены нужно было укрепить, соединить новыми участками и удлинить. Что касается так называемых «внутренних» стен, служивших границами между отдельными царствами, то их попросту сносили.

Возведение первых участков этого грандиозного объекта заняло в общей сложности целое десятилетие, а строительство всей Великой Китайской стены растянулось на два тысячелетия (по некоторым свидетельствам, даже на целых 2700 лет). На разных его этапах количество одновременно задействованных на работах людей достигало трехсот тысяч. В целом власти привлекли (точнее, принудили) к ним около двух миллионов человек. Это были представители многих социальных слоев: и рабы, и крестьяне, и военнослужащие. Рабочие трудились в нечеловеческих условиях. Одни погибали от непосильного труда как такового, другие становились жертвами тяжелых и неизлечимых инфекций.

Зарисовка Великой Китайской стены датируемая 1853 годом

К комфорту, хотя бы относительному, не располагала и сама местность. Сооружение пролегало вдоль горных массивов, огибая все отходящие от них отроги. Строители двигались вперед, преодолевая не только высокие подъемы, но и множество ущелий. Их жертвы оказались не напрасны – по крайней мере, с позиции сегодняшнего дня: именно такой ландшафт местности и обусловил уникальный облик чудо-сооружения. Не говоря уже о его размерах: в среднем высота стены достигает 7,5 метров, и это без учета прямоугольных зубцов (с ними получаются все 9 м). Ее ширина тоже неодинакова – внизу 6,5 м, наверху 5,5 м.

Китайцы в обиходе называют свою стену «земляным драконом». И отнюдь не случайно: в самом начале при ее возведении использовались любые материалы, прежде всего, утрамбованная земля. Делалось это так: сначала из тростника или прутьев сплетали щиты, а между ними послойно прессовали глину, мелкие камушки и другие подручные материалы. Когда же за дело взялся император Цинь Шихуанди, стали использовать более надежные каменные плиты, которые укладывали впритык друг к другу.

Сохранившиеся секции Великой Китайской стены Фотография Великой Китайской стены 1907 года

Однако не только многообразие материалов обусловило неоднородный облик Великой Китайской стены. Узнаваемой ее делают и башни. Часть из них была построена еще до того, как появилась сама стена, и была встроена в нее. Другие возвышения появились одновременно с каменной «границей». Определить, какие были до, а какие возвели после, несложно: первые имеют меньшую ширину и располагаются на неодинаковом расстоянии, в то время как вторые органично вписываются в постройку и удалены друг от друга ровно на 200 метров. Их обычно возводили прямоугольными, в два этажа, оборудуя верхними площадками с бойницами. Наблюдение за маневрами врагов, особенно когда они наступали, велось с сигнальных вышек, размещавшихся здесь же, на стене.

Когда к власти пришла династия Хань, правившая с 206 года до нашей эры до 220 года нашей эры, Великую Китайскую стену расширили в западном направлении – до Дуньхуана. В этот период объект оснастили целой линией сторожевых башен, которые уходили вглубь пустыни. Их предназначение – защита караванов с товарами, нередко страдавших от набегов кочевников. До наших дней, в основном, дошли участки стены, возведенные в эпоху династии Мин, правившей с 1368 по 1644 год. Они возводились преимущественно из более надежных и прочных материалов – каменных блоков и кирпича. За три столетия царствования названной династии Великая Китайская стена значительно «выросла», протянувшись от побережья Бохайского залива (застава Шаньхайгуань) до приграничья современных Синьцзян-Уйгурского автономного округа и провинции Ганьсу (застава Юймэньгуань).

Где начинается и заканчивается стена

Рукотворная граница Древнего Китая берет свое начало на севере страны, в расположенном на берегу Бохайского залива Желтого моря городе Шанхай-гуань, имевшем некогда стратегическое значение на рубежах Маньчжурии и Монголии. Это самая восточная точка «Длинной стены в 10 000 ли». Здесь же находится и башня Лаолунтоу, её еще называют «головой дракона». Башня примечательна и тем, что является единственным местом в стране, где Великая Китайская стена омывается морем, а сама она на целых 23 метра углубляется в залив.

Восточный край Великой Китайской стены Башня Лаолунтоу

Самая западная точка монументального сооружения находится в окрестностях города Цзяюгуань, что в центральной части Поднебесной. Здесь Великая Китайская стена сохранилась наилучшим образом. Этот участок строили ещё в XIV веке, поэтому тоже мог бы не выдержать испытания временем. Но он сохранился благодаря тому, что его постоянно укрепляли и ремонтировали. Самая западная застава империи была построена возле горы Цзяюёшань. Форпост оснастили рвом и стенами – внутренней и полукруглой внешней. Также имеются основные ворота, находящиеся на западной и восточной стороне заставы. Тут гордо высится и башня Юньтай, рассматриваемая многими чуть ли не как отдельная достопримечательность. Внутри на стенах выбиты буддийские тексты и барельефы древнекитайских царей, которые вызывают неизменный интерес исследователей.

Западная часть Великой Китайской стены

Мифы, легенды, интересные факты

Великая Китайская стена

Долгое время считалось, что Великую Китайскую стену можно видеть из космоса. Причем родился этот миф задолго до полетов на околоземную орбиту, в 1893 году. С таким даже не предположением, а утверждением выступил журнал The Century (США). Потом к этой мысли вернулись в 1932 году. Известный в то время шоумен Роберт Рипли утверждал, что сооружение можно увидеть и с Луны. С наступлением эры космических полетов эти утверждения были в целом опровергнуты. Как утверждают специалисты NASA, объект едва различим с орбиты, от которой до поверхности Земли примерно 160 км. Стену, и то с помощью сильного бинокля, смог разглядеть американский астронавт Уильям Поуг.

Другой миф возвращает нас непосредственно ко временам строительства Великой Китайской стены. Древнее предание гласит, что в качестве цементирующего раствора, скреплявшего камни между собой, якобы использовался приготовленный из человеческих костей порошок. За «сырьем» для него ходить далеко не нужно было, учитывая, что здесь погибало много рабочих. К счастью, это всего лишь легенда, хотя и жуткая. Древние мастера сцепляющий раствор действительно готовили из порошка, только основу субстанции составляла обычная рисовая мука.

Исписанные иероглифами камни на участке Бадалин

Сохранилось предание о том, что будто путь рабочим прокладывал большой огненный Дракон. Он же указывал, на каких участках нужно возводить стену, и строители неуклонно шли по его следам. Другая легенда повествует о жене фермера, которую звали Мен Джинг Ню. Узнав о гибели мужа на строительстве, она пришла туда и начала безутешно плакать. В результате один из участков разрушился, и вдова увидела под ним останки своего любимого, которые она смогла взять и похоронить.

Известно, что тачку изобрели китайцы. Но мало кто знает, что к этому их подтолкнуло начавшееся строительство грандиозного объекта: рабочие нуждались в удобном приспособлении, с помощью которого можно было бы перевозить стройматериалы. Некоторые участки Великой Китайской стены, имевшие исключительно важное стратегическое значение, окружили защитными рвами, заполненными водой или оставленными в виде канав.

Великая Китайская стена зимой

Участки Великой Китайской стены

Для посещения туристами открыто несколько участков Великой Китайской стены. Расскажем о некоторых из них.

Ближайшей к Пекину, современной столице КНР, заставой является Бадалин (она же одна из самых популярных). Находится севернее прохода Цзюйюнгуань и от города до нее всего 60 км. Строилась она в эпоху девятого китайского императора – Хунчжи, правившего с 1487 по 1505 год. Вдоль этого участка стены расположены сигнальные площадки и дозорные башни, на которые открывается великолепный вид, если подняться на ее самую высокую точку. В этом месте высота объекта достигает в среднем 7,8 метра. Ширина достаточна для того, чтобы могли пройти 10 пешеходов или проехать 5 коней.

Участок стены Бадалин

Еще одна достаточно близкая к столице застава называется Мутяньюй и находится от нее в 75 км, в Хуайжоу – районе городского подчинения Пекина. Данный участок был построен в правление императоров Лунцин (Чжу Цзайхоу) и Ваньли (Чжу Ицзюнь), принадлежавших к династии Мин. В этом месте стена берет крутой поворот в направлении северо-восточных регионов страны. Местный ландшафт гористый, тут много крутых склонов и обрывов. Застава примечательна тем, что на ее юго-восточной оконечности сходятся воедино три ответвления «великой каменной границы», причем на 600-метровой высоте.

Участок стены Мутяньюй

Одним из немногих участков, где Великая Китайская стена сохранилась практически в первозданном виде, является Сыматай. Он находится в деревне Губэйкоу, что в 100 км северо-восточнее уезда Миюнь, относящегося к муниципалитету Пекина. Этот участок протянулся на 19 км. В его юго-восточной части, впечатляющей своим неприступным видом и сегодня, располагаются частично сохранившиеся наблюдательные вышки (всего их 14).

Участок Великой Китайской стены Сыматай

От Цзиньчуаньского ущелья берет свое начало степной участок стены – это восточнее уездного города Шаньдань, что в округе Чжанъе провинции Ганьсу. В этом месте сооружение протянулось на 30 км, а его высота варьируется в пределах 4-5 метров. В древности Великая Китайская стена тут подпиралась с обеих сторон парапетом, сохранившимся до наших дней. Отдельного внимания заслуживает и само ущелье. На 5-метровой высоте, если считать от его дна, прямо на скалистом обрыве можно рассмотреть несколько вырезанных иероглифов. Надпись переводится как «Цзиньчуаньская цитадель».

Степной участок Великой Китайской стены

В той же провинции Ганьсу, севернее заставы Цзяюйгуань, на расстоянии всего 8 км расположился обрывистый участок Великой Китайской стены. Его построили в период империи Мин. Такой вид он получил из-за специфики местного ландшафта. Изгибы горного рельефа, которые вынуждены были учесть строители, «приводят» стену к крутому спуску прямо в расщелину, где она идет ровно. В 1988 году китайские власти отреставрировали этот участок и спустя год открыли его для туристов. С дозорной вышки великолепно обозревается панорама окрестностей по обе стороны стены.

Обрывистый участок Великой Китайской стены

Руины заставы Янгуань находятся в 75 км юго-западнее города Дуньхуан, в древности служившем воротами в Поднебесную на Великом шёлковом пути. В старину протяженность этого участка стены составляла примерно 70 км. Здесь можно увидеть внушительные нагромождения камней и земляные валы. Всё это не оставляет сомнений: дозорных и сигнальных вышек тут было не меньше дюжины. Однако до нашего времени они не сохранились, если не считать сигнальную вышку севернее заставы, на горе Дуньдунь.

Руины заставы Янгуань Руины сигнальной вышки Фрагменты Вэйской стены

Участок, известный как Вэйская стена, берет свое начало в местечке Чаоюаньдунь (провинция Шэньси), расположенном на западном побережье реки Чанцзянь. Недалеко отсюда находится северный отрог одной из пяти священных гор даосизма – Хуашань, относящейся к хребту Циньлин. Отсюда Великая Китайская стена движется в направлении северных районов, свидетельством чему являются её фрагменты в деревнях Чэннань и Хунъянь, из которых лучше всего сохранился первый.

Мероприятия по сохранению стены

Время не щадило этот уникальный архитектурный объект, который многие называют восьмым чудом света. Правители китайских царств делали всё от них зависящее, чтобы противодействовать разрушению. Однако с 1644 по 1911 год – период маньчжурской династии Цин – Великая стена была практически заброшена и подверглась еще большему разрушению. В порядке поддерживался лишь участок Бадалин, и то потому, что он находился около Пекина и считался «парадными воротами» в столицу. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но если бы не предательство полководца У Саньгуя, открывшего маньчжурам ворота Шаньхайгуаньской заставы и пропустившего врага, династия Мин не пала бы, и отношение к стене сохранилось бы прежнее – бережное.

Работы по восстановлению стены Ворота Шаньхайгуаньской заставы

Дэн Сяопин, основоположник экономических реформ в КНР, большое внимание уделял и сохранению исторического наследия страны. Именно он выступил инициатором реставрации Великой Китайской стены, программа которой стартовала в 1984 году. Она финансировалась из самых разных источников, в том числе из средств иностранных бизнес-структур и пожертвований частных лиц. Для сбора денег в конце 80-х в столице Поднебесной даже прошел аукцион искусства, ход которого широко освещался не только в самой стране, но и ведущими телекомпаниями Парижа, Лондона и Нью-Йорка. На вырученные средства была проведена большая работа, но отдаленные от туристических центров участки стены по-прежнему находятся в плачевном состоянии.

Музей Великой Китайской стены

6 сентября 1994 года в Бадалине был торжественно открыт тематический Музей Великой Китайской стены. Позади здания, напоминающего стену своим внешним видом, находится и она сама. Учреждение призвано популяризировать большое историческое и культурное наследие этого без преувеличения уникального архитектурного объекта.

Музей Великой Китайской стены

Под него стилизован даже коридор в музее – он отличается извилистостью, по всей его длине находятся «проходы», «сигнальные вышки», «крепости» и т. д. Экскурсия позволяет почувствовать себя так, будто путешествуешь по настоящей Великой Китайской стене: настолько здесь все продумано и реалистично.

Туристам на заметку

Фуникулер на участке Мутяньюй

На участке Мутяньюй, самом протяженном из полностью отреставрированных фрагментов стены, расположенном в 90 км севернее столицы КНР, имеются два фуникулера. Первый оснащен закрытыми кабинками и рассчитан на 4-6 человек, второй представляет собой открытый подъемник, по аналогии с горнолыжными. Страдающим акрофобией (боязнью высоты) лучше не рисковать и отдать предпочтение пешей экскурсии, которая, однако, тоже сопряжена с трудностями.

Подниматься на Великую Китайскую стену достаточно легко, а вот спуск может превратиться в настоящую пытку. Дело в том, что высота ступеней не является одинаковой и варьируется в пределах 5-30 сантиметров. Спускаться по ним следует с предельной внимательностью и желательно не останавливаться, потому что после паузы возобновить спуск намного тяжелее. Один турист даже подсчитал: подъем на стену на самом низком ее участке сопряжен с преодолением 4 тысяч (!) ступеней.

Время для посещений, как добраться до Великой Китайской стены

Экскурсии на участок Мутяньюй с 16 марта по 15 ноября проводятся с 7:00 до 18:00, в остальные месяцы – с 7:30 до 17:00.

Участок Бадалин доступен для посещений с 6:00 до 19:00 в летний период и с 7:00 до 18:00 в зимнее время.

Знакомиться с участком Сыматай в ноябре-марте можно с 8:00 до 17:00, в апреле-ноябре – с 8:00 до 19:00.

Наплыв туристов Марафон на Великой Китайской стене

Посещение Великой Китайской стены предусмотрено как в составе экскурсионных групп, так и в индивидуальном порядке. В первом случае туристов доставляют специальными автобусами, которые обычно отправляются с пекинской площади Тяньаньмэнь, улиц Ябаолу и Цяньмэнь, во втором к услугам любознательных путешественников общественный транспорт или нанятая на весь день частная машина с водителем.

Первый вариант подойдет тем, кто оказался в Поднебесной впервые и не знает языка. Или, наоборот, знающим страну и владеющим китайским, но при этом желающим сэкономить: групповые экскурсии стоят сравнительно недорого. Но тут есть и свои издержки, а именно значительная продолжительность таких туров и необходимость ориентироваться на других участников группы.

Общественным транспортом, чтобы добраться до Великой Китайской стены, пользуются обычно те, кто хорошо знает Пекин и хотя бы немного говорит и читает на китайском языке. Поездка обычным автобусом или электричкой обойдется дешевле даже самого привлекательного по цене группового тура. Налицо и экономия времени: самостоятельная экскурсия позволит не отвлекаться, например, на посещение многочисленных сувенирных лавок, куда так любят водить туристов гиды в надежде заработать свои комиссионные от продаж.

Аренда водителя с автомобилем на весь день – самый комфортный и гибкий способ добраться до того участка Великой Китайской стены, который вы выберете сами. Удовольствие не из дешевых, но оно стоит того. Состоятельные туристы часто заказывают машину через отель. Поймать ее можно и просто на улице, как обычное такси: так зарабатывают многие столичные жители, с готовностью предлагая иностранцам свои услуги. Только не забудьте взять у водителя номер телефона или сфотографировать сам автомобиль, чтобы потом долго не искать его, если человек до вашего возвращения с экскурсии куда-нибудь отойдет или отъедет.

Кто и зачем ее построил Великую Китайскую стену? Кого и от кого она защищала?

Часто пишут, что даже в XIII веке кочевники монголы были отсталыми, что не имели они ни железного оружия, ни навыков его изготовления, что вообще их было ничтожно мало даже для самого незначительного похода, не говоря уже, чтобы победоносно проехать от своей Монголии до Придонья.

Но стоит заговорить, отвлекшись конкретно от монголов, о Великой Китайской стене, то возникают просто потрясающие метаморфозы.

Оказывается, как утверждают альтернативщики, бойницы в Стене направлены не на север, а на юг. То есть, Стена строилась для отражения атак не с севера, а с юга. Значит, строили ее не китайцы для защиты от хунну, а хунну или другие какие-то северные кочевники для защиты от китайцев.

Напомню, Великая Китайская стена – это самое масштабное сооружение на планете. Она начинается в провинции Хэбэй на Тихоокеанском побережье и тянется на запад, заканчиваясь заставой Цзяюйгуань на границе провинции Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района. Официально общая протяженность Великой Китайской стены составляет 8900 километров, но по ряду источников, протяженность стены с учетом всех ответвлений почти 21 тысяча километров.

Получается, что кочевники были малочисленные, не имели ни железного оружия, ни железных орудий труда, но сумели построить Стену протяженностью несколько тысяч километров? Предположим, смогли. Но зачем?

Китайская военная экспансия никогда не заходила в пределы Великой Степи. Это была скорее дипломатическая война, когда, заключая договоры с одними племенами кочевников против других, китайцы решали свои задачи чужими руками. И делалось это вовсе не с целью захвата Степи, а для контроля над Великим Шелковым путем. Их интересовала торговля, а не непригодная для земледелия Степь, как территория.

Зачем бы вдруг кочевникам было строить Стену для защиты от китайской армии, которая никогда глубоко и надолго не вторгалась в пределы Степи? Те же хунну были разбиты вовсе не китайской армией, а коалицией сяньби (кочевники из Маньчжурии), динлинов (пратюркские народы Южной Сибири и Восточного Казахстана) и турфанцев (оставшаяся в Тариме ветвь юэчжей).

Если вовсе не китайцы строили Стену, то почему кочевники хунну строили ее от Тихого океана, где севернее Стены проживали сяньби? Зачем ее строили до Синьцзяна, где проживали юэчжи? Почему бы не отгородиться Стеной от сяньби на востоке и юэчжей на западе? Да и зачем бы хунну отгораживали сяньби от китайцев? Они враждовали между собой, поэтому невероятным выглядит вариант, будто бы они договорились совместными усилиями построить стену для защиты от китайцев.

Но предположим, Стену, действительно построили кочевники для защиты от китайцев. Значит, у них были для этого и технологии, и инструменты, и достаточный для строительства человеческий ресурс. То есть, Стену построить у них были и люди, и инструменты, а вот вооружить армию ресурсов не хватало, да и армия была крайне немногочисленная. Так что ли?

И почему тогда они не строили каменные города? Они им были не нужны? А Стена нужна? Зачем кочевники строили Стену, если ее защита противоречит принципам ведения боя кочевниками, сопряженным со стремительной атакой и стремительным отходом, с предпочтительным использованием оружия дальнего боя?

Но исторически-альтернативно мыслящие люди заявляют, что хунну просто в какой-то узкий промежуток времени проживали к северу от Стены, а строило Стену динлинское европеоидное население Южной Сибири, которое, ну это же очевидно, могло быть связано только с славяно-арийской расой.

И снова возникает все тот же вопрос. Хунну, проживавшим непосредственно к северу от Стены, она была не нужна, да и не было у них для такого строительства ни технологий, ни ресурсов. А вот динлинам, жившим на Саяно-Алтае, Стена на южной окраине пустыни Гоби вплоть до Тихого океана была прямо жизненно необходима?

И тут мы подходим к не менее интересной версии. Не рассматривая порожденный воспаленным мозгом бред сторонников русской Гипербореи со столицей в Асгарде Ирийском, основанном в году 5028 от Великого Переселения из Даарии, перейду к Великой Тартарии.

Тартария появляется на европейских картах, начиная с конца XVI века. Собственно, в это время и появляются сколько-то вразумительные карты Азии. Она есть на карте Абрахама Ортелия 1570 года. Она есть в "Атласе" Герарда Меркатора 1595 года. Хотя на карте Меркатора Великая Китайская стена отсутствует, она есть как на карте Ортелия, так и на "Карте Сибири или Тартарии" Йодокуса Хондиуса 1606 года. То есть она была в целом построена, по крайней мере, к началу XVII века.

Может, Стену построили тартары для защиты от китайцев своей Тартарии? Это кочевники были отсталыми. А Тартария, как утверждают альтернативщики, была развитой страной, с развитыми технологиями, с огромными человеческими и прочими ресурсами.

Может быть. Но тогда возникает все тот же вопрос. Стена не нужна была хунну, не нужна была динлинам, не нужна была сяньби и юэчжам, очевидно, не нужна была тюркам и монголам, потому что китайская военная экспансия никогда не выходила в Степь. Китайцы, конечно, захватили Степь вплоть до предгорий Саян, но это было много позже, в середине XVIII века, когда под натиском Циньского Китая пало Джунгарское ханство.

Зачем Стена понадобилась тартарам из Тартарии? Она не смогла остановить хунну в конце I тысячелетия до н.э., не смогла остановить монголов в XIII веке, не смогла остановить китайцев в XVIII веке. Зачем она вообще строилась?

Для начала давайте разберемся, куда же все-таки направлены бойницы. На север или на юг? Правильный ответ: они направлены в обе стороны, и на север, и на юг. Местами они направлены только на север или только на юг. Но тогда противоположная часть стены проходит по склонам непреступных, вертикально обрывающихся скал.

Однако в силу протяженности никакой армии не хватило бы для ее обороны. Высотой всего 5-6, редко до 10 метров, по сути, она была лишь препятствием, не способным остановить врага.

Наконец, достоверно известно, что стену строили именно китайцы, а не хунну, не динлины, не тартары, не славяно-арии и даже не инопланетяне. Этому есть многочисленные материальные доказательства в виде сохранившихся планов и финансовых отчетов.

Великая Китайская стена

Великая Китайская стена

В мире нет другого такого сооружения, которое бы вызывало столько интереса среди ученых, туристов, строителей и космонавтов, как Великая Китайская стена. Ее строительство породило много слухов и легенд, лишило жизни сотни тысяч людей и стоило больших финансовых затрат. В рассказе об этой грандиозной постройке мы постараемся раскрыть тайны, разгадать загадки и кратко дать ответы на многие вопросы о ней: кто и зачем построил ее, от кого защищала она китайцев, где находится самый популярный участок сооружения, видно ли ее из космоса.

Содержание

Причины строительства

Великая Китайская стена в Китае

В период Сражающихся царств (с V до II века до н. э.) крупные китайские царства с помощью захватнических войн поглощали более мелкие. Так начинало формироваться будущее единое государство. Но пока оно было разрозненным, отдельные царства подвергались набегам древнего кочевого народа хунну, который приходил в Китай с севера. Каждое царство строило защитные ограждения на отдельных участках своих границ. Но в качестве материала служила обычная земля, поэтому оборонительные укрепления со временем стерлись с лица земли и не дошли до наших времен.

Император Цинь Шихуанди (III век до н. э.), ставший во главе первого объединенного царства Цинь, дал начало строительству защитно-оборонительной стены на севере своего владения, для чего возводили новые стены и сторожевые башни, объединяя их с уже существующими. Назначением возводимых построек была не только защита населения от набегов, но и обозначение границ нового государства.

Сколько лет и как строили

Длинная стена в Китае

Для возведения Великой Китайской стены была задействована пятая часть всего населения страны, это примерно миллион человек за 10 лет основного строительства. В качестве рабочей силы использовали крестьян, солдат, рабов и всех преступников, направляемых сюда в качестве наказания.

Вид сверху на Великую Китайскую стену

Учитывая опыт предыдущих строителей, в основание стен стали укладывать не утрамбованную землю, а каменные блоки, присыпая их грунтом. Последующие правители Китая из династии Хань и Мин тоже расширяли линию обороны. В качестве материалов уже использовали каменные блоки и кирпичи, скрепленные рисовым клеем с добавлением гашеной извести. Именно те участки стены, которые были построены при династии Мин в XIV–XVII веках, достаточно хорошо сохранились.

Китайская стена

Процесс строительства сопровождался многими трудностями, связанными с питанием и тяжелыми условиями труда. Одновременно нужно было накормить и напоить более 300 тыс. человек. Это не всегда удавалось своевременно, поэтому человеческие жертвы исчислялись десятками, даже сотнями тысяч. Существует легенда, что во время постройки всех умерших и погибших строителей укладывали в основание сооружения, поскольку их кости служили хорошим скреплением камней. В народе постройку называют даже «самым длинным кладбищем в мире». Но современные ученые и археологи опровергают версию о массовых захоронениях, вероятно, большинство тел погибших отдавали родственникам.

Ответить на вопрос, сколько лет строили Великую Китайскую стену, однозначно нельзя. Объемное строительство велось в течение 10 лет, а с самого начала до последней достройки прошло около 20 столетий.

Размеры

Ступеньки Великой Китайской стены

По последним подсчетам размеров стены, ее длина составляет 8,85 тыс. км, при этом протяженность с ответвлениями в километрах и метрах подсчитывали на всех участках, разбросанных по территории Китая. Предположительная общая длина постройки, в том числе не сохранившихся участков, от начала до конца составила бы сегодня 21,19 тыс. км.

Надписи на камнях стены

Так как расположение стены идет, в основном, по гористой территории, проходит как по горным хребтам, так и по дну ущелий, то ее ширина и высота не могли быть выдержаны в единых цифрах. Ширина стен (толщина) находится в пределах 5-9 м, при этом у основания она примерно на 1 м шире, чем в верхней части, а средняя высота – около 7-7,5 м, иногда доходит до 10 м, внешняя стена дополнена прямоугольными зубцами высотой до 1,5 м. По всей длине выстроены кирпичные или каменные башни с бойницами, направленными в разные стороны, со складами оружия, смотровыми площадками и помещениями для охраны.

Наблюдательная вышка на стене

При строительстве Великой Китайской стены по плану башни выстраивали в едином стиле и на одинаковом расстоянии друг от друга – 200 м, равном дальности полета стрелы. Но при соединении старых участков с новыми, в гармоничный рисунок стен и башен иногда врезаются башни иного архитектурного решения. На расстоянии 10 км друг от друга башни дополняют сигнальные вышки (высокие башни без внутреннего содержания), с которых дозорные наблюдали за окрестностями и в случае опасности должны были дать следующей вышке сигнал огнем разведенного костра.

Видно ли стену из космоса

Китайская стена из космоса

Перечисляя интересные факты об этой постройке, часто все упоминают, что Великая Китайская стена – единственное рукотворное сооружение, которое видно из космоса. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.

Туристы на Великой Китайской стене

С Земной орбиты тоже невозможно ее увидеть без специальной аппаратуры. Иногда объекты на фото из космоса, сделанные без увеличения, принимают за очертания стены, но при увеличении оказывается, что это реки, горные хребты или Великий канал. А вот через бинокль в хорошую погоду стену можно разглядеть, если знать, куда надо всматриваться. Увеличенные фотографии со спутника позволяют увидеть ограду по всей длине, различить башни и повороты.

Была ли нужна

Внутри башни стены

Сами китайцы не считали, что стена была им нужна. Ведь она многие века забирала на стройку сильных мужчин, большая часть дохода государства шла на ее постройку и обслуживание. История показала, что особой защиты стране она не обеспечивала: кочевники хунну и татаро-монголы с легкостью пересекали заградительную линию на разрушенных участках или по специальным проездам. К тому же многие дозорные пропускали отряды нападающих в надежде спастись или получить вознаграждение, поэтому не подавали сигналов на соседние башни.

Кирпичи Великой Китайской стены

В наши годы из Великой Китайской стены сделали символ стойкости китайского народа, создали из нее визитную карточку страны. Каждый побывавший в Китае стремится съездить на экскурсию к доступному участку достопримечательности.

Современное состояние и туристическая привлекательность

Уникальная стена в Китае

Большая часть ограды сегодня нуждается в полной или частичной реставрации. Особенно плачевное состояние на северо-западном участке в уезде Миньцинь, где мощные песчаные бури разрушают и засыпают каменную кладку. Большой урон постройке наносят сами люди, разбирая ее составляющие на строительство своих домов. Некоторые участки в свое время были снесены по приказу властей, чтобы освободить место для строительства дорог или деревень. Современные художники-вандалы разрисовывают стену своими граффити.

Великая Китайская стена зимой

Осознав привлекательность Великой Китайской стены для туристов, власти крупных городов реставрируют близкорасположенные к ним части стены и прокладывают к ним экскурсионные маршруты. Так, возле Пекина имеются участки Мутяньюй и Бадалин, которые стали чуть ли не главными достопримечательностями в столичном регионе.

Китайское сооружение возле Пекина

Ближе всего к столице расположен участок Бадалин, их разделяют 65 км. Как добраться сюда? Можно приехать на экскурсионном или рейсовом автобусе, на такси, частной машине или железнодорожном экспрессе. Протяженность доступного и отреставрированного участка – 3,74 км, высота около 8,5 м. Осмотреть все интересное в окрестностях Бадалин можно во время прогулки по гребню стены или из кабинки канатной дороги. Кстати, название «Бадалин» переводится как «дающий доступ во всех направлениях». Во время Олимпийских игр 2008 года возле Бадалин находилась финишная черта групповой шоссейной велогонки. Ежегодно в мае устраивается марафон, на котором участникам нужно пробежать 3800 степеней и преодолеть подъемы и спуски, пробегая по гребню стены.

Великая Китайская стена не вошла в список «Семи чудес света», но современная общественность включила ее в список «Новых чудес света». В 1987 году Юнеско взяло стену под свою защиту, как объект Всемирного наследия.

Великая Китайская стена

Простое сооружение или обычную достопримечательность великими не назовут. Разберёмся, почему Китайская стена грандиозна, и какие секреты скрывает история её возведения.

Длинную стену в 10 000 ли , как называют сооружение сами китайцы, строили не одно тысячелетие .

Всё началось в эпоху Воюющих царств ещё в III в. до н. э.. Стену начали возводить для защиты государства от враждебных племён, а в частности — от кочевого народа хунну. Крупные царства Китая строили стены на свой лад, огораживая границы.

Воюющие царства Воюющие царства

В 353 г. до н. э. император Цинь Ши Хуанди объединил Китай в единую империю . Для защиты нового государства он приказал приступить к строительству Великой Китайской стены вдоль горной системы Иншаня. Старые разрозненные участки вдоль границы соединяли, а те части, что оказались внутри империи были снесены.

Великая Китайская стена на карте Великая Китайская стена на карте

На строительство стены были брошены силы сотен тысяч человек. Позже количество рабочих достигло двух миллионов .

Возведение стены было связано с рядом проблем. Она строилась вдоль горных хребтов, проходя то по возвышенностям, то по ущельям, огибала все отроги, повторяя черты ландшафта . Это в разы осложняло работу. Материал тоже был труднодоступен: если до правления Цинь куски стены изготавливали из подручных материалов (глины, насыпей, тростника), то Великую Китайскую стену, где это было возможно, строили уже из каменных плит.

Размеры стены разнились, но в среднем, её высота вместе с зубцами достигала 9 метров. На протяжении стены возводились многочисленные башни и сигнальные вышки.

Тысячи рабочих погибали на стройке от непосильного труда, многие умирали из-за эпидемий. Император не жалел сил китайского народа. Возмущённые многочисленными смертями жители Поднебесной устраивали восстания. Это послужило одной из причин падения династии Цинь.

После династии Цинь строительством Великой Китайской стены продолжили заниматься династия Хань и династия Цзинь: они в разы увеличили её протяжённость.

Длина Великой Китайской стены — почти 9 тыс. км., а полная её протяжённость со всеми участками и ответвлениями превышает 21 тыс. км..

Китайцы были возмущены не только количеством смертей на стройке, но и её целесообразностью в целом. Различные участки стены постоянно разрушались; их было необходимо восстанавливать. И всё равно уследить за целостностью сооружения не удавалось. Кроме того, зачастую враги попадали на территорию Китая, просто подкупив или запугав стражей.

Великую Китайскую стену сами китайцы считали бесполезным сооружением, возведённым напрасно, но унёсшим жизни тысяч рабочих .

Со временем отношение к памятнику архитектуры изменилось. Стена стала символом стойкости и непоколебимости китайского народа. А создатель современного китайского государства Мао Цзэдун и вовсе сказал: «Если ты не побывал на Великой Китайской стене, ты не настоящий китаец» .

Сейчас Великая Китайская стена — это популярнейший памятник архитектуры как для иностранцев, так и для самих китайцев.

Великая китайская стена — самое грандиозное оборонительное сооружение на Земле

Великая китайская стена представляет собой цепь оборонительных сооружений, протянувшихся через Северный Китай от Ляодунского залива Жёлтого моря до песков пустыни Гоби.

Великая китайская стена в Китае

Длина китайской стены по прямой, от края до края составляет 2450 км, а если учитывать все изгибы и ответвления, то, по разным оценкам, получается от 6000 до 8850 км. Наиболее посещаемые туристами участки стены — Бадалин и Симатай — проходят в окрестностях Пекина. Это грандиозное фортификационное сооружение является самым узнаваемым символом Китая.

Надпись, сделанная Мао Цзе-Дуном у входа на реконструированную часть памятника, гласит: «Если ты не побывал на Великой стене, ты — не настоящий китаец». В воображении китайцев извилистая каменная крепость своими очертаниями напоминает взлетающего дракона, что способствует превращению китайской стены в национальный символ.

Великая китайская стена в Китае

Стройка тысячелетия

Идею создания Великой китайской стены приписывают императору Цинь Шихуанди. Он объединил враждующие между собой разрозненные царства, установив единоличное господство на территории Китая. Поскольку правители мелких царств много веков (475—221 гг. до н. э.) воевали друг с другом, они первыми начали возводить оборонительные сооружения. И хотя диктатор Цинь Шихуанди стёр с лица Земли границы государств, их стены остались, и тогда он задумал стройку тысячелетия. По замыслу императора, Великая китайская стена должна была чётко обозначить границы китайской цивилизации, упрочить завоёванное единство и защитить Китай от набегов кочевников с севера.

Великая китайская стена в Китае

Строительство, начатое в 210 году до н.э., с небольшими перерывами продолжалось вплоть до конца правления династии Мин, то есть до 1640-х годов. В это время китайская стена приобрела современный облик путём реконструкции — необработанные каменные валуны на некоторых участках заменили кирпичами и каменными плитами.

Китайская стена - гордость древнего Китая

Петляя между горами и долинами, Великая китайская стена протянулась более чем на 6000 км. По преданию, именно такое расстояние пробежал крылатый конь императора Шихуанди за один день. В тех местах, где конь ударил копытом о землю, появились сторожевые башни. В действительности, башни строились через одинаковые промежутки; каждый из них равнялся двум полётам стрелы, выпущенной из лука.

Великая китайская стена в Китае

Таким образом, китайцы могли простреливаться на любом участке стены, что обеспечивало хорошую безопасность границы. Также были установлены гарнизонные и сигнальные башни, с которых в случае атаки посылали предупредительные сигналы с помощью огня или барабанного боя. Известие о вторжении неприятеля с одного конца стены на другой можно было передать всего за сутки! Средняя высота стены достигала 7,8 метров, а её ширина позволяла маршировать в ряд пяти пехотинцам или скакать пяти конным всадникам в шеренге.

«Стена на костях»

Невозможно подсчитать, сколько людей погибло, возводя Великую китайскую стену. Китайцы говорят: «Каждый камень в стене — это чья-то жизнь». На легендарной стройке трудилось около 1 млн. человек.

Великая китайская стена в Китае

Провинившихся рабочих казнили на месте, а их тела зарывали в основание земляного вала. Многими годами позже археологи не раз обнаруживали здесь человеческие останки. Возможно, леденящие душу находки породили легенду о том, будто бы придворный колдун предсказал Шихуанди, что Великая китайская стена будет закончена только тогда, когда под ней будут погребены 10000 жителей Поднебесной или погибнет один человек по имени Ван. Тогда император приказал найти мужчину с таким именем, убить его и замуровать в стене. Такая же участь постигла китайцев, умерших на стройке от истощения.

Великая китайская стена в Китае

Их хоронили в вертикальном положении под стеной. Существует поверье, что если приложить ухо к стене, то можно услышать жалобные стоны и плач людей, погибших на стройке.

Читайте также: