Стены шахты лифта несущие или нет

Обновлено: 16.05.2024

ШАХТЫ, МАШИННЫЕ И БЛОЧНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Шахтой называется сооружение, в котором кабина и противовес перемещаются по направляющим.

Часть шахты, расположенная ниже уровня посадочной площадки первого этажа, называется приямком.

Часть шахты, от уровня посадочной площадки верхнего этажа, до перекрытия называется верхним этажом.

Габаритная высота шахты, таким образом, определяется суммой высоты подъема, глубины приямка и высотой верхнего этажа.

По конструкции шахты различаются на следующие виды: глухие, полуоткрытые и приставные.

По виду материала ограждения: кирпичные, бетонные, металлокаркасные.

Глухие шахты выполняются из стеновых строительных материалов типа кирпич, бетон и т. п. при размещении внутри здания. При наличии мощных межэ-тажных перекрытий стены шахты могут быть не несущими, так как перекрытия могут служить надежной основой крепления направляющих.

Примером конструкции глухой шахты может служить общий вид установки грузопассажирского лифта отечественного производства (рис. 1.3).

Полуоткрытые шахты применяются в лифтах, которые устанавливаются в углублении наружной стены здания. В такой шахте стена, обращенная наружу, отсутствует. Сплошное ограждение делается с боковых сторон и со стороны шахтных

дверей (рис.2.3). Стены такой шахты имеют обычно монолитную конструкцию из железобетона.

Приставные шахты имеют металлокаркасную конструкцию со сплошным остеклением на всех этажах кроме первого. Несущие конструкции каркаса крепятся к стене здания с помощью закрепленных в стене кронштейнов. Такие конструкции применяются при реконструкции старых зданий малой этажности и применяются во вновь строящихся зданиях в нашей стране и за рубежом (рис. 11.1).

Металлокаркасные шахты подразделяются на несущие и ненесущие.

Несущие металлокаркасные шахты воспринимают все рабочие нагрузки лифтового оборудования.

Несущие шахты изготавливаются из металлических стоек с раскосами, образующими жесткую пространственную конструкцию, которая собирается на

болтах с применением сварки и крепится к конструкции межэтажных перекрытий здания.

Ненесущие шахты не рассчитаны на восприятие рабочих нагрузок и являются лишь ограждающими конструкциями. Все нагрузки воспринимают несущие конструкции здания.

Раздел 4.2 ПУБЭЛ устанавливает целый ряд требований к конструкции шахты.

Шахта лифта должна иметь сплошное ограждение со всех сторон, иметь перекрытие и пол приямка.

В ограждении шахты должны предусматриваться дверные (погрузочные) проемы, а у тротуарного лифта, кроме того, в перекрытии шахты оборудуется люк для выхода кабины из шахты.

Допускается не делать ограждения со сторон, где отсутствуют площадки и лестницы, на которых могут находиться люда.

Со стороны дверного проема должно быть сплошное ограждение на всю высоту и ширину этажной площадки.

В качестве материала для ограждения могут использоваться: кирпич, бетон, пустотелые стеклянные блоки с толщиной стенки толщиной не менее 4 мм, стальная сетка из проволоки толщиной не менее 1,2 мм, стальной лист толщиной не менее 1 мм, перфорированный лист толщиной не менее 1,5 мм, стекло толщиной не менее 7,5 мм или армированное стекло толщиной не менее 6 мм.

При ограждении шахты сеткой или стеклом, со стороны площадок, где находятся люди должно быть ограждение из стального листа высотой не менее 1000 мм.

Внутренняя поверхность стены шахты со стороны погрузочных проемов не должна иметь выступов и выемок на всю ширину проема плюс 25 мм с каждой стороны.

Высота шахты лифта, имеющего лебедку с КВШ, должна иметь такую величину, чтобы после остановки кабины (противовеса) на упоре или полностью сжатом буфере обеспечивалась возможность: свободного хода кабины (противовеса) вверх не менее: (0,1+0,065К2), м - для лифта грузового малого при скорости до 0,5 м/с, (0,2+ 0,035 К2), м - для всех остальных лифтов.

Для лифтов, у которых вес тяговых канатов исключает возможность проскальзывания канатов на ободе КВШ при посадке кабины (противовеса) на буфер, высота шахты должна быть такой, чтобы при остановке пустой кабины или противовеса в верхней части шахты от срабатывания концевого выключателя обеспечивалась возможность свободного хода вверх не менее чем на 200 мм. При нахождении кабины (противовеса) на упоре или полностью сжатом буфере должна обеспечиваться возможность хода вверх не менее чем на 100 мм.

Расстояние от площади на крыши кабины, приспособленной для размещения обслуживающего персонала на крыше кабины, до выступающих частей перекрытия должно быть не менее 750 мм после остановки противовеса на упоре или полностью сжатом буфере. Для лифтов без противовеса это расстояние должно обеспечиваться при остановке от срабатывания концевого выключателя.

В нижней части шахты должбн оборудоваться приямок такой глубины, чтобы при нахождении кабины на упоре или полностью сжатом буфере расстояние от пола приямка до выступающих частей кабины было не менее 750 мм (50 мм для грузового малого лифта).

Приямок глубиной до 2000 мм должен иметь скобы или ступени для выхода на этажную площадку. Их конструкция не должна препятствовать посадке кабины на упоры или полностью сжатый буфер. При глубине более 2000 мм приямок должен оборудоваться запираемой дверью с выключателем контроля запирания. Размеры дверного проема должны быть не менее 500x1800 мм.

Расстояния между подвижными и неподвижными частями оборудования лифта в шахте регламентируются данными табл.1 ПУБЭЛ [].

Поперечные размеры шахты определяются соображениями размещения кабины и противовеса в плане шахты с учетом регламентируемых зазоров.

Под перекрытием шахты допускается установка направляющих блоков, ограничителя скорости, элементов подвески канатов при обеспечении возможности их технического обслуживания.

В шахте лифта не допускается размещения оборудование не имеющего отношения к лифтовому оборудованию за исключением систем вентиляции и отопления лифта.

Как устроить акустический шов у лифтовой шахты

Зачем надо было принимать такое конструктивное решение балок с опиранием на стены лифтовой шахты? Чтобы потом с этим "бороться"?

От экспертизы вы вряд ли отмахнетесь, а единственно правильным решением в данном случае видится такое: выполнить опирание балок лестничных маршей на противоположные несущие стены лестничной клетки, обойдя ими лифтовую шахту с требуемым по СНиП зазором. В результате шахта окажется как бы обхваченной балочной клетью.

. а единственно правильным решением в данном случае видится такое: выполнить опирание балок лестничных маршей на противоположные несущие стены лестничной клетки, обойдя ими лифтовую шахту с требуемым по СНиП зазором. В результате шахта окажется как бы обхваченной балочной клетью. С точки зрения защиты от шума это может быть и правильно. Но в таком случае вызывает сомнение устойчивость стен шахты лифта. Я сомневаюсь, что шахта лифта из кирпичных стен (к примеру толщиной 380мм) высотой допустим в 10 этажей, а также не связанная нигде по высоте с другими конструкциями, будет удовлетворять расчёту на устойчивость. Но в таком случае вызывает сомнение устойчивость стен шахты лифта. Для начала задайтесь вопросом, от каких внешних сил вы хотите обеспечить устойчивость шахты?
Я сомневаюсь, что шахта лифта из кирпичных стен (к примеру толщиной 380мм) высотой допустим в 10 этажей, а также не связанная нигде по высоте с другими конструкциями, будет удовлетворять расчёту на устойчивость.

Если сомневаетесь, то выполните соответствующий "расчет на устойчивость", только и всего. Что мешает увеличить толщину или изменить материал стен шахты?

К тому же кирпич в качестве материала для кладки стен многоэтажных зданий, ПМЛМ, может быть полезен только в целях обеспечения занятости бригады каменщиков на лето

__________________
Материализую мысли. 2wadpol:
Бороться надо за тем, чтобы не исправлять рабочий проект, который уже готов. Дом кирпичный 10-и этажный. Монолит у нас в г. Калуга почти не строят. Вы в своих проектах, отделяете шахту от остальных конструкций?
Мы к сожалению с такими трудностями столкнулись впервые, ранее все проекты с таким же устройством лестнично-лифтового узла проходили без проблем. Надо сказать, что с учётом требований снипа мы, конечно, были не правы, вопрос только в адекватности этих требований.
Недумаю что по лобовым балкам могут передаться какие-то вибрации, перекрытие шахты да, но лобовые балки. у нас ими вообще служат перемычки пб16-37, пролёт маленький, удобно было
Кроме того марши сборные, размеры лифтовой шахты определены заданием лифтовиков, лифт определён заказчиком, и разместить марши и шахту так, чтобы перекинуть балки без опоры на шахту, без извращённо надуманных решений, не возможно. Или нафиг менять всю архитектуру, что вообще плохо.
Не позволяют фиксированные размеры маршей и шахты. Длина проекции марша в плане меньше длины лифтовой шахты в плане.
Да и пролёты тогда будут хорошие, не слишком выгодно экономически.
Менять что-либо принципиально уже поздно. Можеть есть какие-то более адекватные способы?
Тут один парень писал про звукопоглощающие опоры(типа ризинки что-то) - может поможет, завтра почитаю сколько они держут.
Спасибо за мнение, хоть и не стало легче. 2tecton,akeks: спасибо огромное завтра разберусь пройдут ли эти прокладки под мои нагрузки. Спасибо огромное. С.-Петербург 2 темы объединены и перенесены в другой раздел. __________________

---
Обращение ко мне - на "ты".
Все, что сказано - личное мнение.

Зря, по-моему перенесли. Всё в общем то сводится не к поиску узла, а людей которые были в такой же ситуации. Как они из неё вышли. Не верю я что все отделяют шахту от остальных конструкций. Может кто писал письмо разработчикам СНиПа? Бредовое по-моему требование.

Не знаю поможет ли эта звукопоглощающая опора, попробуем. Придётся менять конструкции. С лобовой балки надо будет убирать нагрузку от кладки, для этого над балкой придётся делать перемычку через зазор. Балку сажать на звукопоглощающую опору, а по бокам от балки ставить звукопоглощающйи материал. Как только доказать что он достаточно поглощает звук.

У всех экспериза добрая или никто на шахту ничего не опирает?

Для начала задайтесь вопросом, от каких внешних сил вы хотите обеспечить устойчивость шахты? тяжело в деревне без нагана А если в новом "СП 51.13330.2011 ЗАЩИТА ОТ ШУМА Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003 Москва 2011" нет сего пункта про "акустическим швом шириной 40—50 мм"а экспертиза по прежнему ссылается на п. 11.8 СНиП 23-03-2003 ?

строительное проектирование (после АР,ОДИ,ЭЭФ,ПБ,ПЗУ, ТХ и КР и обслед. писать "архитектор" некорр.)

Стены шахты лифта несущие или нет

КОНСТРУКЦИИ И ИЗДЕЛИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ДЛЯ ШАХТ ЛИФТОВ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ

Reinforced concrete constructions and products for lift chafts of residential buildings. Specifications

Дата введения 1983-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР

В.С.Волга, канд. техн. наук (руководитель темы); С.Н.Петрук; В.Ф.Блинов; М.Я.Энштейн; А.И.Мокеев; С.А.Каган, канд. техн. наук; М.Л.Зайченко, канд. техн. наук; Е.И.Райков; В.И.Пименова; В.И.Деньщиков

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 20.04.82 N 100

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта

2.9.3, 2.11, 2.12.8, 2.13.1, 2.13.3, 5.5

5. ПЕРЕИЗДАНИЕ (ноябрь 1999 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в ноябре 1986 г., августе 1988 г. (ИУС 2-87, 12-88)

Настоящий стандарт распространяется на железобетонные конструкции и изделия (далее - конструкции), изготовляемые из тяжелого бетона или легкого конструкционного бетона и предназначенные для устройства шахт пассажирских лифтов по ГОСТ 5746* в жилых зданиях, а также в гостиницах, пансионатах, домах отдыха и других зданиях с высотами этажей 2,8 и 3,0 м.

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 53770-2010. - Примечание изготовителя базы данных.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1. Конструкции шахт лифтов в зависимости от назначения и расположения по высоте шахты (черт.1) подразделяют на следующие типы:

ШЛН - объемные блоки шахт лифтов (далее - блоки) нижние;

ШЛС - блоки средние (основные);

ШЛВ - блоки верхние;

ПЛ - плиты перекрытия над шахтами лифтов (далее - плиты перекрытия);

ПП - плиты пола приямка шахт лифтов (далее - плиты приямка);

ТЛ - тумбы под буферы кабин лифтов (далее - тумбы).

Схема шахты лифта

1 - плита перекрытия над шахтой лифта; 2 - верхний блок; 3 - чердачное перекрытие; 4 - средние блоки; 5 - лестничные площадки; 6 - междуэтажные перекрытия; 7 - нижний блок; 8 - тумба под буфер кабины; 9 - плита пола приямка; - высота этажа здания

1.2. Конструкции шахт лифтов (за исключением тумб) в зависимости от расположения противовеса по отношению к кабине лифта изготовляют в двух исполнениях: противовес сзади кабины, противовес справа кабины.

1.1, 1.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.3. Форма и основные размеры конструкций должны соответствовать указанным на черт.2-4, 6-8 и в табл.1. На действующем оборудовании допускается изготовлять до 01.01.91 конструкции размерами, указанными на:

черт.2а, 2б, 6-9 и в табл.1а - для шахт лифтов грузоподъемностью 320 и 400 кг;

черт.3а, 4а, 6-9 и в табл.1б - для шахт лифтов грузоподъемностью 500 и 630 кг.

Толщина стенок блоков устанавливается рабочими чертежами на эти блоки. Конструкция плит приямка устанавливается рабочими чертежами конкретных зданий с учетом обязательного опирания этих плит на конструкции нулевого цикла. Допускается устройство плит приямка из монолитного железобетона одновременно с возведением конструкций нулевого цикла, а также предусматривать плиту приямка, объединенную с нижним блоком. В зависимости от принятой конструкции приямка высоту нижнего блока шахт лифтов со скоростью движения 1,6 м/с, указанную в табл.1, 1а, 1б, допускается изменять.

Верхние блоки могут быть объединены с плитами перекрытий над шахтами.

Стены шахты лифта несущие или нет


ГОСТ Р 53780-2010
(ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общие требования безопасности к устройству и установке

Lifts. General safety requirements for the construction and installation

Дата введения 2010-10-14

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Щербинский лифтостроительный завод", Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов"

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейским региональным стандартам:

ЕН 81-1:1998 "Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Часть 1. Лифты электрические" (ЕN 81-1:1998 Safety rules for the construction and installation of lifts. Part 1: Electric lifts, MOD);

ЕН 81-2:1998 "Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Часть 2. Лифты гидравлические" (ЕN 81-2:1998 Safety rules for the construction and installation of lifts. Part 2: Hydraulic lifts, MOD).

Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанных международных стандартов приведено в дополнительном приложении ДД.

Дополнительные положения и требования, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации, выделены курсивом или заключены в рамку.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

По сравнению с европейскими региональными стандартами ЕН 81-1:1998 и ЕН 81-2:1998 в настоящий стандарт внесены следующие изменения:

- разделы "Общие требования к строительной части", "Шахта", "Размещение оборудования", "Механическое оборудование лифта", "Электрическое оборудование лифтов", "Грузоподъемность. Вместимость кабины", "Документация" приняты общими для электрических, гидравлических и малых грузовых лифтов с целью исключения дублирования требований;

- введен дополнительный раздел "Малые грузовые лифты";

- в текст введены отдельные дополнительные требования, отражающие потребности национальной экономики;

- область применения приведена в соответствии с национальной системой технического регулирования, техническим регламентом "О безопасности лифтов";

- исключены разделы, связанные с испытаниями лифтов и устройств безопасности в связи с разработкой национального стандарта по методам испытаний и измерений лифтов и устройств безопасности.

Специальные требования безопасности к лифтам, обеспечивающим доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения, транспортирование пожарных во время пожара, а также специальные требования безопасности к лифтам, устанавливаемым в здании, сооружении, в котором возможно преднамеренное повреждение лифтового оборудования, влияющее на его безопасность, приведены в других национальных стандартах, содействующих соблюдению соответствующих пунктов технического регламента "О безопасности лифтов". Перечень этих стандартов приведен в разделе 1 "Область применения" настоящего стандарта.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности к конструкции и установке в зданиях, сооружениях новых электрических лифтов с приводом трения, приводом с барабаном или звездочкой и гидравлических лифтов.

Настоящий стандарт допускается использовать при замене отработавших назначенный срок службы лифтов в качестве нормативной базы.

1.2 В тех случаях, когда лифты предназначены для работы в специальных условиях (взрывоопасной среде, особых климатических условиях, при сейсмическом воздействии, транспортировании опасных грузов и т.д.), в дополнение к требованиям настоящего стандарта должны быть выполнены специальные требования, обеспечивающие безопасность. Требования к условиям определяют при заключении договора на поставку лифта.

Специальные требования к лифтам, обеспечивающим доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения, установлены в ГОСТ Р 51631.

Специальные требования к лифтам, обеспечивающим транспортирование пожарных во время пожара, установлены в ГОСТ Р 52382*.
________________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52382-2010, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Специальные требования к лифтам, предназначенным для установки в зданиях, сооружениях, в которых возможно преднамеренное повреждение лифтового оборудования, влияющее на его безопасность, установлены в
ГОСТ Р 52624.

1.3 Настоящий стандарт не распространяется на:

- лифты с приводом, отличающимся от указанных в 1.1;

- гидравлические лифты со скоростью движения более 1,0 м/с;

- тротуарные лифты;

- лифты, устанавливаемые в шахтах горной и угольной промышленности;

- лифты, устанавливаемые на судах и иных плавучих средствах, платформах для разведки и бурения на море;

- лифты, устанавливаемые на самолетах и других летательных средствах;

- установку лифтов в существующие здания, где размеры строительной части не позволяют выполнить требования настоящего стандарта.

1.4 Настоящий стандарт допускается использовать при обязательной сертификации лифтов и следующих устройств безопасности лифтов:

- буферов (за исключением буферов энергонакопительного типа с линейными характеристиками);

- замков дверей шахты;

1.5 Настоящий стандарт допускается использовать при оценке соответствия лифтов при вводе в эксплуатацию и эксплуатации, а также лифтов, отработавших назначенный срок службы и введенных в эксплуатацию до вступления в силу технического регламента "О безопасности лифтов".

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51631-2008 (ЕН 81-70:2003) Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения

ГОСТ Р 52382-2005 (ЕН 81-72:2003) Лифты пассажирские. Лифты для пожарных.

ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности.

ГОСТ Р 52624-2006 (ЕН 81-71:2005) Лифты пассажирские. Требования вандалозащищенности.

ГОСТ Р 53770-2010 (ИСО 4190-1:1999) Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры.

ГОСТ Р 53771-2010 (ИСО 4190-2:2001) Лифты грузовые. Основные параметры и размеры.

ГОСТ Р 53387-2009 (ИСО/ТС 14798:2006) Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры. Методология анализа риска

ГОСТ Р 53781-2010 Лифты. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений при сертификации лифтов. Правила отбора образцов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по техническому регламенту "О безопасности лифтов", а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации: Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений [Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ].

3.2 блокировка кабины: Фиксация и удержание в стационарном положении кабины с помощью механических средств.

3.3 блочное помещение: Специальное помещение для размещения отводных блоков.

3.4 внутреннее управление: Вид управления, при котором команды управления на пуск лифта подаются только из его кабины в режиме нормальной работы.

3.5 гидравлический лифт непрямого действия: Гидравлический лифт, у которого плунжер или цилиндр соединен с кабиной или с каркасом кабины с помощью тяговых элементов.

3.6 гидравлический лифт прямого действия: Гидравлический лифт, у которого плунжер или цилиндр непосредственно соединен с кабиной или ее каркасом.

3.7 обратный гидроклапан: Клапан, который пропускает жидкость только в одном направлении.

3.8 номинальная грузоподъемность: Масса груза, на перевозку которого рассчитан лифт.

3.9 групповое управление: Управление, при котором осуществляется автоматическое управление совместной работой двух и более лифтов.

3.10 давление при полной нагрузке: Статическое давление, возникающее в трубопроводе, непосредственно присоединенном к гидроцилиндру, при неподвижной кабине с номинальным грузом, находящимся на уровне верхней посадочной площадки.

3.11 дроссель: Клапан, в котором вход и выход соединены посредством канала установленного сечения.

3.12 "запорный" клапан: Управляемый вручную двухходовой клапан, который пропускает или перекрывает поток жидкости.

3.13 зона отпирания дверей шахты: Зона шахты, располагающаяся выше и ниже этажной площадки, при нахождении в которой кабина соответствующими своими элементами может отпереть автоматический замок дверей шахты.

3.14 клапан движения вниз: Электрический управляемый клапан в гидравлической схеме для контроля опускания кабины.

3.15 лебедка: Электромеханическое устройство с электродвигателем, предназначенное для создания тяговой силы, обеспечивающей движение кабины лифта.

3.16 барабанная лебедка: Лебедка, у которой тяговая сила создается за счет жесткого крепления тяговых элементов к барабану и их трения с барабаном.

3.17 лебедка со шкивом или барабаном трения: Лебедка, у которой тяговая сила создается за счет трения тяговых элементов со шкивом или барабаном.

3.18 лебедка со звездочкой: Лебедка, у которой тяговая сила создается за счет зацепления звездочки с тяговой цепью.

3.19 лифт самостоятельного пользования: Лифт, в кабине которого допускается транспортирование пассажиров без обслуживающего персонала.

3.20 электрический лифт: Лифт с электроприводом.

3.21 гидравлический лифт: Лифт, в котором подъемная сила создается насосом с электроприводом, передающим гидравлическую жидкость в гидроцилиндр, действующий непосредственно или косвенно на кабину.

3.22 пассажирский лифт: Лифт, предназначенный в основном для подъема и спуска людей.

3.23 грузовой лифт: Лифт, предназначенный в основном для подъема и спуска грузов или только для подъема и спуска грузов при наружном управлении.

3.24 грузовой малый лифт: Лифт, предназначенный только для подъема и спуска грузов, у которого размеры кабины и дверей шахты предотвращают свободный доступ в нее человека.

3.25 ловители плавного торможения: Ловители, содержащие упругий элемент (пружину и т.п.), деформация которого определяет силу, передаваемую на тормозной элемент (клин, колодку и т.д.).

3.26 ловители резкого торможения: Ловители, не содержащие упругого элемента.

3.27 машинное помещение: Специальное помещение для размещения одного или нескольких приводов лифта и/или связанного с ним оборудования.

3.28 многослойное стекло: Пакет из двух и более слоев стекла, скрепленных посредством пленки.

3.29 монтажный чертеж: Чертеж, согласно которому устанавливают и монтируют оборудование лифта.

3.30 наружное управление: Вид управления, при котором команда управления на пуск лифта в режиме нормальной работы подается только с этажных площадок.

3.31 назначенный срок службы лифта: Календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация лифта должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

Стены шахты лифта несущие или нет

КОНСТРУКЦИИ И ИЗДЕЛИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ДЛЯ ШАХТ ЛИФТОВ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ

Reinforced concrete constructions and products for lift shafts of residential buildings. Specifications

Дата введения 2017-06-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "ЦНИИЭП жилища - институт комплексного проектирования жилых и общественных зданий" (АО "ЦНИИЭП жилища")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 октября 2016 г. N 92-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает типы, основные параметры и размеры конструкций шахт лифтов, общие технические требования к ним.

Настоящий стандарт распространяется на железобетонные конструкции и изделия (далее - конструкции), изготовляемые из тяжелого или легкого конструкционного бетонов и предназначенные для устройства шахт пассажирских электрических лифтов по ГОСТ 5746 в жилых зданиях, гостиницах, пансионатах, домах отдыха и других общественных зданиях с высотой этажей 2,8 и 3,0 м.

Требования настоящего стандарта следует учитывать при разработке нормативных документов и рабочей документации на шахты лифтов конкретных типов.

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 57997-2017 "Арматурные и закладные изделия сварные, соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Общие

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 5746 (ISO 4190-1:2010) Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры

ГОСТ 5781 Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия

ГОСТ 10060 Бетоны. Методы определения морозостойкости

ГОСТ 10180 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

ГОСТ 10922 Арматурные и закладные изделия, их сварные, вязаные и механические соединения для железобетонных конструкций. Общие технические условия

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 57997-2017 "Арматурные и закладные изделия сварные, соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Общие технические условия".

ГОСТ 12730.0 Бетоны. Общие требования к методам определения плотности, влажности, водопоглощения, пористости и водонепроницаемости

ГОСТ 12730.1 Бетоны. Методы определения плотности

ГОСТ 13015 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

ГОСТ 17623 Бетоны. Радиоизотопный метод определения средней плотности

ГОСТ 17624 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности

ГОСТ 17625 Конструкции и изделия железобетонные. Радиационный метод определения толщины защитного слоя бетона, размеров и расположения арматуры

ГОСТ 18105 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

ГОСТ 21780 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Расчет точности

ГОСТ 22690 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

ГОСТ 22904 Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры

ГОСТ 23009 Конструкции и изделия бетонные и железобетонные сборные. Условные обозначения (марки)

ГОСТ 23279 Сетки арматурные сварные для железобетонных конструкций и изделий. Общие технические условия

ГОСТ 23858 Соединения сварные стыковые и тавровые арматуры железобетонных конструкций. Ультразвуковые методы контроля качества. Правила приемки

ГОСТ 25820 Бетоны легкие. Технические условия

ГОСТ 26433.0 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Общие положения

ГОСТ 26433.1 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Элементы заводского изготовления

ГОСТ 26633 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 лифт: Грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для транспортирования людей и/или грузов в зданиях, оборудованная кабиной, перемещающейся по жестким направляющим, угол наклона которых к вертикали не превышает 15°.

3.2 лифт пассажирский: Лифт, предназначенный в основном для подъема и спуска людей.

3.3 шахта лифта: Пространство, в котором перемещаются кабина и, при наличии, противовес и/или уравновешивающее устройство кабины.

4 Типы, основные параметры и размеры

4.1 Конструкции шахт лифтов в зависимости от назначения и расположения по высоте шахты (см. рисунок 1) подразделяются на следующие типы:

ШЛН - объемные блоки шахт лифтов (далее - блоки) нижние;

ШЛС - блоки средние (основные);

ШЛВ - блоки верхние;

ПЛ - плиты перекрытия над шахтами лифтов (далее - плиты перекрытия);

ПП - плиты пола приямка шахт лифтов (далее - плиты приямка);

ТЛ - тумбы под буферы кабин лифтов (далее - тумбы).

4.2 Конструкции шахт лифтов (за исключением тумб) в зависимости от расположения противовеса по отношению к кабине лифта изготовляют в двух исполнениях: противовес сзади кабины, противовес справа от кабины.

На действующем оборудовании допускается изготовлять конструкции размерами, указанными:

- на рисунках 3, 4, 9-12 и в таблице 2 - для шахт лифтов грузоподъемностью 320 и 400 кг;

- на рисунках 6, 8, 9-12 и в таблице 3 - для шахт лифтов грузоподъемностью 500 и 630 кг.

Толщину стенок блоков указывают в рабочих чертежах на эти блоки.

Конструкцию плит приямка указывают в рабочих чертежах конкретных зданий с учетом обязательного опирания этих плит на конструкции нулевого цикла. Допускается устройство плит приямка из монолитного железобетона одновременно с возведением конструкций нулевого цикла, а также предусматривать плиту приямка, объединенную с нижним блоком. В зависимости от принятой конструкции приямка высоту нижнего блока шахт лифтов со скоростью движения 1,6 м/с, указанную в таблицах 1-3, допускается изменять.

Верхние блоки могут быть объединены с плитами перекрытия над шахтами.

4.4 Номинальную толщину стенок блоков принимают кратной 20 мм.

Схема шахты лифта

1 - плита перекрытия над шахтой лифта; 2 - верхний блок; 3 - чердачное перекрытие; 4 - средние блоки; 5 - лестничные площадки; 6 - междуэтажные перекрытия; 7 - нижний блок; 8 - тумба под буфер кабины; 9 - плита пола приямка; H - высота этажа здания

Конструкции и устройство лифтовых шахт

Железобетонные шахты пассажирских и грузопассажирских лифтов – объемные блоки, собираемые из плоских элементов в специальных кондукторах, которые обеспечивают точность изготовления с соблюдением требуемых допусков. Сборка осуществляется сваркой закладных деталей. Такие ЖБИ применяют при строительстве многоэтажных зданий жилого, общественного и производственного назначения.

Назначение шахты лифта

Лифтовая шахта представляет собой полностью или частично огороженное место, расположенное от приямка до перекрытия. Она обеспечивает безопасность помещенного в него лифтового оборудования, к которому относятся: кабина, противовесы, гидроцилиндр, направляющие для кабины. Использование сборных железобетонных лифтовых шахт ускоряет возведение объекта и позволяет оперативно подготовить здание к монтажу подъемного оборудования.

Шахта лифта фото

В зависимости от типа перевозимого груза лифты и предназначенные для них лифтовые шахты разделяют на следующие типы:

  • Пассажирские. В них можно перевозить людей и нетяжелые малогабаритные предметы.
  • Грузопассажирские. Отличаются повышенной грузоподъемностью. Имеют увеличенную площадь пола и габариты дверей.
  • Грузовые. Этот вид лифтов может использоваться только для перевозки грузов в сопровождении персонала. Перевозка пассажиров в них запрещена.

Особенности устройства лифтовых шахт

Данные ЖБИ изготавливаются из тяжелых мелкозернистых бетонов высокого класса прочности. Габариты шахт лифта – стандартизированные: ширина – 1800 мм, длина – 12950 мм, высота – 490-3290 мм, ее конкретная величина выбирается в зависимости от места монтажа объемного блока. Толщина боковых стен – 120 мм, торцевых – 100 мм.

В конструкцию сборных шахт лифта входят:

  • нижний блок (приямок);
  • основной этажный блок;
  • доборный элемент или блок-вставка;
  • блок последнего этажа;
  • плиты перекрытия – верхняя с технологическими отверстиями для тросов и закладными деталями для крепления подъемного механизма, а также нижняя, имеющая усиленное армирование.

В блоках предусмотрены закладные элементы, позволяющие крепить направляющие кабин, двери, противовесы. Предел огнестойкости дверей шахт лифтов – не ниже EI 30, а в строениях высотой более 28 м – не ниже E 30. Безопасность эксплуатации повышает устройство вентиляционной системы. Система вентиляции шахты лифта, включающая оборудование для тепло- и дымоудаления, помогает предотвратить пожароопасную ситуацию. А если пожар уже возник, формирование воздушного подпора создает условия для эвакуации людей. Для уличных лифтовых шахт важным моментом является устройство системы отопления. Поддержание температуры внутреннего пространства выше +5°C не только обеспечивает комфортную эксплуатацию подъемного оборудования, но и повышает срок его службы.

Лифтовое оборудование

Технологии сборки

Монтаж элементов шахты лифта осуществляется одним из трех способов:

  • Поэлементный. Сборка отдельных элементов непосредственно на месте монтажа. Этот технологический вариант отличается невысокой производительностью. Его применение оправдано в малогабаритных зданиях, перекрытых машинных отделениях и при реставрации старых лифтовых конструкций.
  • Укрупненными блоками, смонтированными в заводских условиях. Их установка осуществляется строительным подъемным краном.
  • Тюбинговый. Эта технология подразумевает создание в производственных условиях объемного блока лифтовой шахты высотой в один этаж, в устройство которого входит часть лифтового оборудования – этажные двери, электрооборудование, кронштейны, предназначенные для фиксации противовеса и направляющих кабины. Кроме шахтных заполняться лифтовым оборудованием могут тюбинги приямка и машинного отделения.

Способы шумоизоляции лифтовой шахты

В строящихся зданиях шум от лифтового оборудования часто беспокоит жильцов больше, чем в домах старой постройки. Это связано со следующими факторами:

  • проектирование этажей с примыканием помещений к лифтовым шахтам для обеспечения компактной планировки;
  • применение при строительстве облегченных материалов, не способных обеспечить достаточную звукоизоляцию;
  • установка подъемного оборудования без принятия мер по снижению вибрации.

Шумоизоляция лифтовых шахт

Снизить уровень шума от лифтового оборудование позволяет проектирование и эксплуатация шахт согласно требованиям СНиПов и других нормативных документов. В соответствии с ними шахты и машинное отделение должны размещаться на максимально возможном удалении от жилых комнат и не могут располагаться смежно с ними. В рамках общестроительных мероприятий необходимо проводить специализированные работы по обеспечению вибро- и шумоизоляции. Это:

  • Устройство виброизолированного фундамента под опорную раму лебедки. В некоторых случаях рама лебедки может устанавливаться непосредственно на виброизоляторы без сооружения железобетонного фундамента. Но при принятии такого технологического решения необходимо проведение тщательных акустических расчетов.
  • Устройство плавающего пола в машинном помещении по звукоизоляционным плитам.
  • Установка шкафов управления на плавающем полу или стальной раме, которая опирается на виброизолирующие прокладки.
Автор-эксперт: Рахов Юрий

Эксперт по снабжению бригад строительными материалами.

Образование:

Опыт работы:

Контроль выполнения строительно-монтажных работ, соблюдения качества и сроков. Снабжение монтажных бригад строительными материалами и оборудованием. Работа с проектной документацией, журналами работ и прочей сопроводительной документацией.

Читайте также: