Стены домов в помпеях

Обновлено: 03.05.2024

9 эротических фресок из Помпей

Огромные фаллосы, секс во время пикника, эротические сцены на стенах борделя. Как украшали свои дома жители древнего города, уничтоженного Везувием? Рассказывает Александр Бутягин, автор нового курса лекций о легендарных Помпеях и их трагической гибели

Традиция украшать стены дома росписями — как внутри, так и снаружи — была почерпнута римлянами от греков. Использовались различные техники: писали по сухой штукатурке и по сырой. Последний тип росписи назывался al fresco (буквально «по свежему») — отсюда название «фреска». Впрочем, сейчас принято именовать фреской любую настенную живопись, и мы впол­не можем называть так изображения на стенах помпейских построек. Начи­ная с I века до нашей эры помимо орнаментов и архитектурных деталей фрески включали в себя фрагменты сложных живописных композиций, обычно ограниченные прямоугольной рамкой. Вероятно, они имитировали повешенную на стену картину на дереве (греки назвали ее «пинака», то есть «доска») и часто копировали произведения известных художников. Для этого использовались специальные альбомы образцов, среди которых заказчик мог выбрать понравившееся произведение искус­ства. Обычно для украшения дома использовались картины с мифологи­ческими, в том числе эротическими, сценами. Качество работы зависело от художника — одни фрески написаны на высочайшем уровне, другие сделаны весьма посредственно. Эротическими сценами украшали либо публичные дома (хотя они встречаются и в одной из помпейских бань), либо приватные комнаты дома, где бывали только хозяева. Порнографические изображения из общественных зданий сделаны на низком уровне, часто очень бегло, тогда как фрески, найденные в частных домах, отличает куда более высокое качество. Ниже мы познакомимся с самыми разными произ­ве­дениями эротического искусства Помпей.

1. Полифем и Галатея. Дом старой охоты. годы нашей эры


Полифем и Галатея. Дом старой охоты. 50–79 годы нашей эры Museo Archeologico Nazionale di Napoli

Античные живописцы часто маскировали эротическую картину, дополняя ее мифологическим сюжетом. Однако в данном случае мы, скорее всего, имеем дело с копией картины греческого художника, воспроизведенной римским мастером настенной живописи. Здесь изображена страстная встреча одноглазого великана Полифема и прекрасной морской нимфы Галатеи. Циклоп был груб и неуклюж, а нимфа считалась олицетворением блеска спо­кой­ного моря. По преданию, она отвергла Полифема и полюбила красавца Алкида, впоследствии убитого циклопом. Впрочем, эта картина показывает тот момент, когда отношения любовников еще не были ничем омрачены. Оставив стадо и пастушеский посох, на котором висит флейта сиринга, великан жарко обнимает тело нимфы.

Фреска была обнаружена в Доме старой охоты (или кабана) в центральной части Помпей. Это была большая эдикула — открытое в сад помещение для пиршеств или приема гостей, — которую расписали заново незадолго до извержения Везувия. Здесь были и другие фрески на мифологические темы, но эта сохранилась так хорошо, что ее вырезали и отправили в музей.

2. Пан и Гермафродит. Дом Диоскуров. годы нашей эры


Пан и Гермафродит. Дом Диоскуров. 1–50 годы нашей эры Museo Archeologico Nazionale di Napoli

В сюжетах помпейских фресок на любовную тему иногда встречается сюжет, когда женский персонаж отвергает мужского (видимо, обратное считалось почти невозможным). Тем удивительнее кажется сюжет этой картины, где козлоногий бог Пан, олицетворявший природные (в том числе сексуальные) силы, в ужасе отмахивается рукой и убегает от пытающейся его удержать белокожей красотки. На самом деле это вовсе не дама, а Гермафродит — сын бога торговли Гермеса и богини любви Афродиты, одновременно обладавший женскими и мужскими половыми признаками. По одному из преданий, он таким родился, по другому, нимфа Самокида, чью любовь Гермафродит отверг, упросила богов слить их в единое существо. Удивление и отвращение Пана, ожидавшего любви с женщиной, передано древним художни­ком весьма выразительно. Юмор ситуации подчеркивает статуя бога Приапа с огромным фаллосом в правой части фрески, украшавшей стену дома Диоску­ров (или Кастора и Поллукса). Она находилась на стене алы — одной из ниш, обращен­ных в сторону атриума, крытого двора, бывшего центром рим­ского дома. Новая роспись была нанесена на стены перед самым извержением Везувия и сохранилась очень хорошо.

3. Сатир, обнимающий менаду. Дом Луция Цецилия Юкунда. годы нашей эры


Сатир, обнимающий менаду. Дом Луция Цецилия Юкунда. 1–50 годы нашей эры Museo Archeologico Nazionale di Napoli

Самыми любимыми эротическими персонажами античного искусства были сатиры и менады. Сатиры, божества леса, изображались как с хвостами и копы­тами, так и в виде обыкновенных юношей, одетых в козлиные шкуры. Они отличались безудержным пьянством и сексуальной активностью. Компа­нию им составляли менады — такие же неистовые женщины, справлявшие празд­нества в честь бога вина Диониса. Многочисленные сатиры и менады составля­ли свиту этого бога, постоянно предаваясь питью вина и эротическим удоволь­ст­виям. Наверное, в большинстве античных сцен на сексуальные темы участ­вуют сатиры с менадами. На этой фреске голова, шея и руки менады украшены золотом, а сатир увенчан праздничным венком.

Фреска была найдена во дворе — перистиле  Перистиль — открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окруженное с четырех сторон крытой колоннадой. Перистильный двор был составной частью большинства жилых и общественных строений периода Античности. , расположенном в задней части дома ростовщика Луция Цецилия Юкунда. Любопытно, что фрески, украшав­шие хозяйские покои, отличались большим эротизмом — на стенах открытого для посетителей атриума изображения были приличнее. На одной из колонн перистиля даже была найдена процарапанная надпись, сообщавшая об удо­воль­ствиях любви.

4. Нильская сцена с пирующими пигмеями. Дом врача. годы нашей эры


Нильская сцена с пирующими пигмеями. Дом врача. 50–79 годы нашей эры © Museo Archeologico Nazionale di Napoli / Getty Images

На древнегреческом «пигмей» буквально значило «человек величиной с кулак». Считалось, что этот мифический народ жил далеко, скорее всего на юге. Греческие мастера часто изображали пигмеев сражающимися с журавлями, а римские художники полюбили делать этих карликов героями самых разных сюжетов, которые сразу же приобретали юмористический характер. На этой фреске мы видим реку Нил и пирующих на берегу под по­логом из ткани пигмеев. Участники этого пикника лежат на ложах, перед которыми стоит столик и амфора с вином. Слух пирующих услаждает флей­тист, а сами они с интересом наблюдают за парой, занимающейся любовью у них на глазах. Судя по тому, что любовники повернулись к зрителям лицами, это своего рода представление. Впрочем, возможно, это просто гетера  Гетера — женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни, публичная женщина. развле­кает из участников пира.

Вытянутая в ширину фреска украшала небольшую стенку между колоннами перистильного двора в доме врача (или суда Соломона), располо­женном недалеко от центра Помпей. Любопытно, что остальные стенки также были украшены сценами с пигмеями, причем на одной из фресок они пред­ставлены участниками знаменитой библейской притчи о суде царя Соломона. Еще один пример античного юмора.

5. Сатир, обнимающий нимфу. Дом эпиграмм. годы нашей эры


Сатир, обнимающий нимфу. Дом эпиграмм. 1–50 годы нашей эры Museo Archeologico Nazionale di Napoli

Сатиры часто становились героями эротических сюжетов. Их неуемная сек­суальная энергия обращалась на нимф, женских мифологических персонажей, также обитавших в лесах и олицетворявших источники, рощи, скалы, даже отдельные крупные деревья. На картине сатир неожиданно обнял нимфу, которая обнажилась перед купанием в источнике. Рядом лежит волчок, с которым она только что играла. Мастерство художника превращает распро­страненный сюжет в настоящее произведение искусства, отличающееся прекрасной передачей характеров персонажей, выразитель­ностью поз и игрой светотени. Судя по всему, фреска написана опытным мастером и может считаться выдающимся образцом эротического искусства Римской империи. Она была обнаружена на стене перистильного двора в доме эпиграмм среди других росписей на мифологические темы. Название здания объясняется тем, что в небольшой комнате, выходящей в перистиль, были найдены надписи на греческом языке.

6. Эротическая сцена. Лупанар. I век нашей эры


Эротическая сцена. Лупанар. I век нашей эры Museo Archeologico Nazionale di Napoli

На этой фреске изображена сцена любви на ложе. Кровать покрыта тканью, на полу лежат сандалии, а у изголовья стоит светильник или курильница. Мужчина полностью обнажен, а грудь женщины закрыта цветной лентой — прообразом современного бюстгальтера. Нет никакого сомнения, что действие происходит в борделе, или лупанарии, как называли их римляне  За проститутками закрепилось слово «lupa» — «волчица», несмотря на то что именно волчица выкормила основателей Рима Ромула и Рема. . Сама фреска была написана на стене помпейского публичного дома в небольшом коридорчике прямо над входом в маленькую комнату, в которой жрица любви принимала клиента. Этим объясняется довольно грубый характер фрески — она носила даже не рекламный, а чисто технический характер. Видимо, посетитель мог выбрать конкретную позу, представленную на картинках. Реальность на этой картине несколько приукрашена. Комнаты публичного дома были очень тесными, заниматься сексом можно было только полулежа, для того чтобы вытянуться в полный рост, места бы не хватило. В бордели ходили только самые низшие слои населения: граждане побогаче могли пригласить даму домой.

7. Эротическая сцена. I век нашей эры


Эротическая сцена. I век нашей эры Museo Archeologico Nazionale di Napoli

Сексуальная сцена на ложе напоминает изображения на стенах помпейских борделей. Здесь нет ничего лишнего — только ложе и герои. Женщина сидит на мужчине верхом: эта позиция часто встречается на фресках в публичных домах — судя по всему, такая поза пользовалась популярностью. Хорошо видна высокая спинка, на которую опирается полулежащий мужчина. На груди у дамы красная лента и ожерелье, на предплечьях браслеты; у мужчины на голове венок.

Эта фреска, судя по всему, как раз украшала стену частного дома. В некоторых домах Помпей, обычно в дальней от входа части, располагались частные покои владельцев с комнатами, которые назывались венериумами — в честь богини любви. Стены этих не очень больших закрытых помещений были расписаны эротическими сюжетами. Считается, что венериумы были предназначены для занятий любовью и как раз сюда приглашались куртизанки и проститутки.

8. Итифаллический Меркурий с весами. Дом Веттиев. годы нашей эры


Итифаллический Меркурий с весами. Дом Веттиев. 50–79 годы нашей эры Museo Archeologico Nazionale di Napoli

Персонаж, изображенный на фреске, взвешивает на весах гипертрофированный фаллос: так обычно изображали Приапа — одного из богов плодородия и сына Афродиты и Диониса. Однако ученые склоняются к тому, что герой фрески не сам Приап, а один из его потенциальных отцов — бог торговли Гермес. Об этом говорит жезл в его левой руке и мешочек с деньгами на одной из чаш весов. Эта написанная незадолго до гибели Помпей картина располагалась прямо возле дверей в дом братьев Веттиев. Успешные бизнесмены, они пере­строили дом и украсили его фресками весьма высокого качества. Возможно, это изображение, помимо прочего, должно было сберечь богатство хозяев от сглаза или хотя бы отвлечь посетителей от завистливых мыслей.

9. Меркурий с эрегированным фаллосом. I век нашей эры


Меркурий с эрегированным фаллосом. I век нашей эры Museo Archeologico Nazionale di Napoli

Трудно поверить, но эта фреска в древности не воспринималась как эроти­ческая. Она находилась над дверью мастерской и служила как ее эмблемой, так и способом привлечения покупателей. Что здесь выпускалось, неизвестно, но сама эмблема не имела к этому особого отношения. На ней изображен бог торговли и путешествий Меркурий — об этом свидетельствуют крылатые сандалии, позволяющие ему быстро двигаться, а также жезл — кадуцей, обвитый двумя змеями. Мы привыкли к тому, что на античных памятниках искусства он обычно предстает в образе прекрасного юноши, но так было далеко не всегда. Первоначально Гермес-Меркурий изображался взрослым бородатым мужчиной, как и подобает божеству. Бог, символизирующий мир и безопасность, с которыми приходит торговля, держит в руке мешочек с день­гами. С древнейших времен символом Меркурия был фаллос, намекавший на внутреннюю энергию, плодородие и процветание. На этой фреске художник изобразил его гипертрофированно большим и возбужденным — вероятно, чтобы обеспечить успех бизнесу заказчика.

Жизнь в Помпеях

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Как жили, любили и умирали жители Помпей

Дорогие друзья.Хотелось поделиться с вами своими впечатлениями от посещения Помпей и Геркуланума.Двух городов,которые были погребены под шестиметровым слоем вулканического пепла в результате извержения Везувия 24 августа 79 года.В Помпеях я побывала дважды.

Тема очень обширная и чрезвычайно интересная.Я сделала много снимков в самом городе на месте раскопок и в археологическом музее Неаполя,где хранится всё самое ценное,найденное во время раскопок.Мои фото будут иллюстрациями к текстам.
Вы их увидите,если перейдёте по ссылке внизу.

Чтобы получше разобраться с историей и культурой этого древнего города ,разделю свои публикации на отдельные темы.На страничке сделаю отдельный сборник

1.Гибель города Помпеи.
2.Общественная жизнь в Помпеях.
3.Как был обустроен дом в Помпеях.
4.Водопровод.Занятия жителей.
5 Мозаика.
6 Фрески.
7.Сексуальная жизнь жителей города.
8. Геркуланум.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОМПЕЙ.

Поселение Помпеи — было основано осками в VI веке до н. э. Их название скорее всего восходит к оскскому pumpe — пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время. По другой версии название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланумагероем Гераклом, тот, победив великана Гериона — торжественно прошествовал по городу.

В ходе Второй Самнитской войны самниты были разгромлены Римской республикой, а Помпеи около 310 года до н. э. стали союзниками Рима.

Почтенный возраст Помпей потверждают и результаты раскопок Амедео Майюри и Стефано де Каро: ранние городские стены и найденные остатки ворот в VI районе археологи относят к середине VI века до н.э. - основным строительным материалом этого времени был туф.

В VI в. до н. э. Помпеи были одним из городов образованного в Кампании союза этрусских городов во главе с Капуей.

В I в. до н. э. Помпеи превращаются в благоустроенный культурный центр. Сооружаются амфитеатр на 20 тысяч зрителей, Одеон, многочисленные частные здания, мостятся улицы. Город активно украшается скульптурами, мозаиками, фресками, созданными на высоком художественном уровне.

Предвестником извержения Везувия стало сильное землетрясение, произошедшее 5 февраля 62 года н. э. и описанное, в частности, в «Анналах» Тацита. Бедствие нанесло большой урон городу, практически все постройки в той или иной степени были повреждены. Большая часть зданий была отремонтирована, однако некоторые сохранили повреждения до самой гибели города в 79 году.

Последующие 15 лет Помпей были заполнены лихорадочной строительной деятельностью - жители города восстанавливают разрушенное землетрясением и даже закладывают новые здания. Одну из самых крупных построек Помпей после землетрясения - Центральные термы - так и не успели завершить к 79 г. н.э. Во многих домах археологи обнаружили следы реконструкций, косметического ремонта, обновления росписей и мозаик. Всё указывало на то, что жители Помпей, несмотря на жестокий удар природы, Везувий в дальнейших планах на жизнь в расчет не брали.

Несильные подземные толчки 70-х гг. н.э. горожане восприняли весьма деловито - трещины в стенах послужили поводом к очередному обновлению интерьеров домов и прочим восстановительным работам в городе.

Найдено немало указаний на очередной строительный бум: ценные вещи в богатых домах сложены в запертых подсобных помещениях, в готовых к отделке комнатах разложены инструменты, амфоры с известью, горшочки с красками. Все указывает на то, что предшествующее извержению землетрясение не вызвало у помпейцев панических настроений, и они приготовились к привычному восстановлению поврежденного стихией.

Извержение Везувия началось днём 24 августа 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся манускрипты «Писем» Плиния Младшего. Оно привело к гибели трёх городов — Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл.

Везувий просыпается и обрушивает на окружающее пространство всевозможные продукты вулканической деятельности. Подземные толчки, хлопья пепла, падающие с неба камни - все это застало жителей Помпей врасплох. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Кого-то смерть настигла в общественных местах - в театрах, на рынках, форуме, в храмах, кого-то - на улицах города, кого-то - уже за его чертой. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.

В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщиной пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Среди погибших от извержения был Плиний Старший, из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы — у Стабии.

Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей.
Упавших затаптывали идущие следом. Приходилось все время стряхивать с себя пепел, иначе человека моментально засыпало, и тем, кто присел отдохнуть, подняться уже не было никакой возможности. Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться.

Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло. Плинию Младшему повезло, а вот его дядя - выдающийся ученый, автор естественной истории Плиний Старший - погиб во время извержения в Помпеях.

Рассказывают, что его подвела любознательность естествоиспытателя, он остался в городе для наблюдений. Солнце над мертвыми городами - Помпеями, Стабией,Геркуланумом и Октавианумом - показалось лишь 27 августа. Везувий извергался до наших дней еще, по крайней мере, восемь раз. Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным.

Архитектор Доменико Фонтана, прокладывая в 1592 году канал от реки Сарно, обнаружил часть городской стены. В1689 при постройке колодца нашли руины древнего здания, содержащие надпись со словом «Помпеи». Тогда, однако, посчитали, что это вилла Помпея Великого.

Раскопки начались лишь в 1748 году под руководством Р. Дж. Алькубьерре, который был уверен, что найденный им город — Стабии. Основные работы в то время проводились в Геркулануме, в Помпеях были раскопаны только три не связанных друг с другом участка. Алькубьерре интересовали лишь представляющие художественную ценность находки, которые он отправлял в королевский музей в Портичи. Прочие находки уничтожались. Подобная практика была прекращена после протеста ряда учёных.

При управляющем Ф. ле Вега в 1760—1804 раскопки приобрели иной характер. Исследованные здания перестали засыпаться вынутым грунтом, его начали вывозить за пределы города. Открытые памятники реставрировались, находки, не отправившиеся в музей, оставлялись на месте для всеобщего обозрения. Был разработан план экскурсионных маршрутов.

В 1763 с обнаружением надписи на пьедестале статуи стало ясно, что погребённый под пеплом город — не Стабии, а Помпеи. Особенно активно раскопки велись в 1808—1814 при Мюрате. Важную роль в них играла Каролина Бонапарт.

С 1863 года раскопками руководил Джузеппе Фиорелли. В 1870 он обнаружил, что на месте тел людей и животных, погребённых под слоем вулканического пепла, образовались пустоты. Заливая эти пустоты гипсом, удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения. При нём раскопки впервые приобрели систематический характер.

Начиная с 1961, а особенно после землетрясения 1980 года, в городе ведутся практически одни реставрационные работы. В настоящее время около 20-25% территории Помпей ещё не раскопано.

Дом без имени и катастеризм Ориона

Раскопки на территории Археологического парка Помпей продолжаются круглый год, и в январе и феврале ученые открыли еще несколько интересных артефактов. Часть из них найдена в богатом и роскошно отделанном доме на улице Везувия, пока не получившем собственного имени, а в Доме Юпитера полностью очищена и интерпретирована напольная мозаика с изображением Ориона. Подробнее об этом — в блоге Юлли Улетовой, автора сайта Помпеи: шаг за шагом.

С давних пор в Помпеях всем домам, освобожденным от продуктов извержения Везувия, принято давать названия. Позже к ним добавились номера — получилось что-то вроде современного адреса.

В названиях обычно отмечалось нечто особенное, связанное с домом. Например, Дом Фавна получил свое название по замечательной бронзовой статуэтке, найденной в его атрии, Дом Веттиев — по имени владельцев, а Дом Шампьонне — в честь французского генерала, возобновившего раскопки в начале XIX века. Такое разнообразие названий, конечно, сбивает с толку туристов.

Безымянный дом

В новых раскопках V района постепенно раскапывают чудесный дом с потрясающей декоративной отделкой, элементы которой Археологический парк Помпей часто публикует в новостях.

Мы уже познакомились с изображением Приапа на фреске из фауцев (помещения у входа в дом), призванной защищать от сглаза гостей и хозяев, с небольшим панно, где запечатлен момент из мифа о соблазнении Зевсом Леды (там же), с мозаичным фонтаном, который украшал сад этого владения.

И — удивительное дело для Помпей — этому дому до сих пор еще не дали собственного имени. В документах и пресс-релизах Археологического парка он фигурирует как Дом вдоль улицы Везувия (Casa lungo via del Vesuvio).

Несмотря на отсутствие имени, дом демонстрирует высокий вкус своих хозяев, и эта красота заставила руководство Археологического парка Помпей изменить проект. В первоначальном варианте раскопками предполагалось очистить лишь участки за стенами вдоль улиц, чтобы снизить давление на них грунта изнутри домов. В периоды дождей это давление усиливается и уже неоднократно приводило к обрушению древних стен. Однако теперь решено увеличить площадь раскопок на этом участке.

В День Всех влюбленных — 14 февраля — аккаунты Археологического парка Помпей в социальных сетях наполнились фотографиями расчищенной кубикулы с Ледой и стен до сих пор не публиковавшегося помещения дома — атрия.

Новые дома Помпей

В предыдущем материале мы познакомились с двумя домами Помпей, представляющими собой, можно сказать, разные полюса среди богатых жилищ этого города. В этот раз Юлли Улетова, автор сайта «Помпеи: шаг за шагом», предлагает осмотреть еще три дома из тех, что в феврале открылись для посещения после реставрации, а затем, как и весь Археологический парк, закрылись на карантин.

Все дома, о которых пойдет речь, расположены в южной части города, в I районе. Они не слишком большие и с роскошью Дома Фавна или Дома Веттиев их отделку не сравнить, но в каждом из них есть свои привлекательные особенности.

Все дома, о которых мы расскажем, уже открывались для посетителей в XX веке, однако последние десятилетия их техническое состояние было настолько плачевым, что потребовалась многолетняя реставрационная работа, чтобы они могли вновь принимать гостей.

При этом каждый дом обладает своей «изюминкой» и не похож на другие.


I район Помпей: 13 — Дом Фруктового Сада, 15 — Дом Корабля «Европа», 18 — Дом Влюбленных

Parco archeologico di Pompei

Дом Влюбленных

Название дому дало граффити на восточной стене его перистиля: «Влюбленные, подобно пчелам, ведут жизнь, сладкую, как мед» (Amantes, ut apes, vitam melitam exigunt).


Граффито на стене перистиля Дома Влюбленных

Cesare Abbate / Parco archeologico di Pompei

Дом был открыт в 1933 году. К этому времени, как мы уже говорили, археологи шли рука об руку вместе с реставраторами, и сразу после освобождения участка от вулканических наслоений Дом Влюбленных получил крышу.

Почти вся его художественная отделка, за исключением единичных помещений II «стиля», решена в IV «стиле». В плане дом представляет собой стандартный набор помещений, как бы «нанизанных» на прямую линию взгляда от двери, — вестибул, атрий, перистиль. Вокруг атрия и перистиля так же традиционно организованы комнаты.

Здесь так же, как в Доме Веттиев, нет таблина-кабинета между атрием и перистилем. Возможно, хозяин дома не нуждался в представительском помещении для клиентов или деловых партнеров, потому что был вольноотпущенником и сам был обязан являться по утрам к своему патрону. Или занимался делами в одной из комнат, пристроенных к атрию или перистилю.

Атрий украшен росписью IV «стиля» — красные панели с небольшими картинами в центре над черным цоколем. Сюда выходит большая столовая-триклиний с мифологическими картинами на светлых панелях, пара спален-кубикул и экседра, так же отделанные в светлых тонах, повторяющая декор атрия комната у входа и еще несколько небольших помещений, скорее всего жилых.


Атрий Дома Влюбленных

Parco archeologico di Pompei

Самым значимым архитектурным элементом дома является хорошо сохранившийся второй этаж небольшого сада-перистиля. Оба его этажа поддерживали колонны портика, а внутренняя часть была отгорожена от него невысоким бортиком, в верхней части которого идет желоб. Сейчас садик восстановлен — его заполняют невысокие кусты строгой обрезки.

По двум сторонам портика сада расположены комнаты различного назначения, включая кухню и туалет. Почти все они тоже украшены фресками IV «стиля»: три яруса — цоколь, большие панели центральной части и верхний.

Панели украшают небольшие картины и медальоны. Живопись сохранилась не слишком хорошо, но есть описания изображений 1960-70 годов — стены дома украшали животные, птицы и небольшое количество картин с мифологическими сюжетами.


Перистиль Дома Влюбленных

Parco archeologico di Pompei

В некоторых комнатах реконструированы росписи потолков. Это весьма кропотливая работа — часто штукатурка потолков сохранялась в виде осыпавшихся на пол фрагментов. Собрать их, очистить, укрепить на своем месте — титанический труд помпейских реставраторов, которыми Археологический парк очень гордится.

Через полвека после открытия — во время сильного землетрясения 1980 года — Дом Влюбленных пострадал настолько сильно, что его пришлось закрыть для публики. А последующие десятилетия привели его к такому аварийному состоянию, что даже технические специалисты Помпей опасались туда заходить.

Комплексная реставрация дома потребовала долгого времени и заключалась в укреплении кровли и полов, очистке и укреплении росписей, приведении в порядок зеленых насаждений садика. В атрии обновлена музейная витрина с находками, сделанными в доме в 1930-х годах (жаровней, бронзовой лампой, костяными петлями и тому подобным).

Дом Фруктового Сада

Дверной проем Дома Фруктового Сада увенчан строгим дорическим антаблементом на капителях в виде каменных блоков. Здесь сразу при входе современных посетителей встречает интересная деталь — гипсовая отливка фрагмента истлевшей за два тысячелетия двери.

Впервые заполнить гипсом полости в вулканическом грунте над Помпеями пришло в голову управляющему Помпей Джузеппе Фиорелли в 1870 году. Впоследствии этот прием удалось повторить много раз, получив отливки не только дверей, но и мебели, и даже человеческих тел. А в 2018 году археологам Помпей удалось получить слепок погибшей при извержении в 79 году лошади.

Но вернемся в Дом Фруктового Сада, раскопки которого начались в 1913 году, — при управляющем Витторио Спинаццоле, а продолжены были лишь в 1951-м — уже при Амедео Майюри.

Он небольшой и вытянут вдоль восточной стороны 9 инсулы. Владение имеет стандартную атриумную планировку, с которой мы уже познакомились выше: сквозь вестибул хорошо виден атрий, за ним — таблин и далее просматривается внутренний садик-перистиль.

Как часто бывает в атрии, с обеих сторон от вестибула расположились служебные комнаты. В левой находилась лестница на второй этаж дома, а справа — лавка, через которую можно было выйти на улицу. В этом магазинчике было найдено 150 винных амфор.

Восточную сторону атрия занимали три комнатки. К сожалению, никакой отделки в атрии и прилегающих помещениях не сохранилось. За исключением двух из трех упомянутых комнат.

Вероятнее всего, это были кубикулы — комнаты для ночного сна. Их отделка — настоящее сокровище этого дома. В обеих комнатах стены украшены картинами сада.

Лучшие дома Помпей

18 февраля 2020 года Археологический парк Помпей торжественно открыл для посетителей три новых дома. Но уже 8 марта все музеи, библиотеки, архивы, театры и прочие общественные культурные учреждения Италии закрылись на карантин в связи с угрозой распространения коронавируса. Теперь с музейными коллекциями можно познакомиться разве что в сети. Юлли Улетова, автор сайта «Помпеи: шаг за шагом», предлагает читателям N + 1 воспользоваться такой возможностью и заглянуть в жилища древних помпейцев.


Дом Фавна

Помпеи — не очень большой город в провинции, поэтому многоэтажных инсул-«человейников», как в столице, здесь не было. Инсулой в Помпеях называется обычный квартал, в котором, как правило располагалось два-три жилых дома и до десятка лавочек-таберн. Некоторые дома были столь велики, что в одиночку занимали всю инсулу. Таков, например, Дом Фавна площадью почти 3000 квадратных метров.


Синим цветом на плане выделен VI район Помпей. 1 — Дом Фавна, 11 — Дом Веттиев

Parco archeologico di Pompei

Больше половины его территории занимают два прекрасных перистиля — открытые пространства с клумбами, редкими деревьями, дорожками и фонтаном. Но и для жилых покоев хозяин не жалел средств. Отделка дома была сделана в I «стиле» (о помпейских «стилях» мы уже рассказывали), простом, но весьма выразительном, поскольку мастера с помощью штукатурки и краски имитировали дорогой отделочный камень и архитектурные элементы: колонны, пилястры, карнизы и прочее.

Этот «стиль» был распространен в Помпеях во II веке до нашей эры, когда город еще принадлежал местным италийским племенам — оскам и самнитам. Сохраняя эту древнюю отделку на протяжении столетий, подновляя и реставрируя ее, хозяева давали понять гостям, что не гонятся за модой, привержены традициям и простоте предков.


План Дома Фавна

Parco archeologico di Pompei

Наиболее впечатляющими элементами интерьеров этой городской усадьбы, наверное, стоит считать его напольные мозаики. Перед монументальным строгим порталом дома прямо на тротуаре гостей встречала простая мозаика с латинским словом HAVE — «здравствуй», выложенная плитками из цветного известняка.

Стены по обе стороны от входа несли на себе множество надписей, из которых практически ничего не сохранилось. Значит, эта улица обладала высокой проходимостью, что неудивительно, — в нескольких минутах ходьбы от Дома Фавна располагались Форумные термы и сам Форум.


Мозаика HAVE перед входом в Дом Фавна

Parco archeologico di Pompei

В фауцах — «предбанничке» перед коридором-вестибулом, где привратник встречал гостей, сразу за распахнутыми дверями портала на высоте второго этажа были устроены две обманки — «фасады» храмов-ларариев. Пол фауцев украшен геометрической мозаикой из треугольников цветного известняка.

Далее взгляд прохожего, несомненно, приковывала потрясающая мозаика, изображающая гирлянды из листьев, цветов и плодов с двумя вплетенными в них трагическими масками. Сразу становилось ясно — хозяин дома не чужд прекрасному. Строгий I «стиль» отделки стен фауцев и вестибула давал понять — здесь живут люди со вкусом, но без склонности к вычурности.


Фауцы Дома Фавна

Отсюда, от входа, всем, кто заглядывал в дом с улицы, был виден просторный атрий — место, где ждали хозяина дома его клиенты и вольноотпущенники. В Древнем Риме считалось хорошим тоном не скрывать от сограждан свою парадную жизнь. Эта жизнь — общественная, социальная — составляла бóльшую часть существования древнего римлянина.

Дорога от дома до форума, храмов, терм, общение в городе, посещение театров и гладиаторских боев — все в этой жизни было наполнено вниманием сограждан. Атрий — допустимый уровень проникновения общества в дом римлянина.

Атрий Дома Фавна так же, как и входная зона, был в отделке изысканно прост: I «стиль» на стенах, полы из лавового цемента с вкраплениями мраморных кусочков и снова геометрическая мозаика, перекликающаяся с такой же в фауцах. В атрии она украшает имплювий — небольшой бассейн в центре помещения, предназначенный для сбора дождевой воды.

Вода попадала в имплювий сквозь отверстие в крыше над ним — комплювий, игравший роль еще и светового окна, и воздуховода. Бортики имплювия часто украшали небольшой скульптурой, в Доме Фавна стоит бронзовый фавн, давший имя всей городской усадьбе. Конечно, это не оригинал — тот находится в Неапольском археологическом музее, как, кстати, и мозаика с гирляндами из вестибула.


Атрий Дома Фавна

Parco archeologico di Pompei

Следующее за атрием помещение, находящееся на прямой линии взгляда с улицы, — таблин(ум), кабинет хозяина. Часто это помещение имело лишь две боковые стены, а от атрия отделялось занавесью или легкой перегородкой. Отодвинув эту преграду, хозяин дома позволял прохожим заглянуть в дом дальше атрия.

В таблине римлянин мог читать деловые «бумаги», обычно представлявшие собой навощенные деревянные таблички, или «книги», то есть папирусные свитки (о них мы тоже рассказывали). Здесь также можно было, плотно занавесившись, обсудить деловые вопросы с нужными людьми, заверить с помощью стряпчего и свидетелей важные документы, надиктовать рабу планы на день или мемуары.

Косяки широкого проема в свой таблин хозяин Дома Фавна украсил ребристыми пилястрами «под мрамор», а пол — трехмерной мозаикой из ромбов. Эта мозаика выглядит настолько современно, что сделала бы честь волшебнику оптических иллюзий нидерландскому художнику Мауритцу Эшеру.


Мозаика таблина в Доме Фавна

Мозаики также украшали полы практически во всех комнатах, выходящих в атрий: спальни и две зимние столовые-триклинии. В большинстве случаев это не мозаичное покрытие всего пола, а центральная картина — эмблема, выполненная из мелких кусочков цветного камня — тессер.

Сюжеты на них изображены совершенно разные: кошка, схватившая птицу; утки среди выловленных рыб; мальчишка-Дионис, оседлавший льва; обитатели подводного мира — ракушки, рыбы, осьминоги и многое другое. Все эмблемы украшены прихотливыми бордюрами — мозаичными же рамками.

За первым садом следовал второй — более грандиозный, площадью 32 на 35 метров и с дорическим портиком в 46 колонн. Сады разделял ряд помещений — два летних триклиния и экседра между ними. Такого рода комнаты не имели особого предназначения, здесь можно было отдохнуть или легко перекусить на свежем воздухе, но без палящего солнца.

В этом чудесном месте между двух садов хозяин разместил настоящее сокровище — огромную мозаику «Битва Александра Македонского с персидским царем». Целых 20 квадратных метров, заполненных более чем полутора миллионами тессер из цветного камня. Предполагается, что у мозаики был прототип — живописная картина конца IV века до нашей эры.

Потрясающее мастерство мозаичистов и их творение было, несомненно, гордостью дома. Хозяева могли вообще не пользоваться экседрой как комнатой, оберегая ценнейшую мозаику и демонстрируя ее лишь избранным гостям. Но можно быть уверенными, что слава о шедевре в Доме Фавна гремела на все Помпеи.


Parco archeologico di Pompei

Такие большие мозаики набирались обычно прямо на месте, и трудились над ними целые мастерские в течение долгого времени. Нетрудно представить, в каком предвкушении и нетерпении обитатели дома ожидали завершения работ.

Все эти прекрасные и, несомненно, очень дорогие мозаичные картины теперь находятся в Неапольском музее. Однако экседру до сих пор украшает «Битва Александра с Дарием».

Неужели такую ценную мозаику специалисты оставили на месте, подвергая воздействию дождей, перепада температур и прочим опасностям открытого пространства? Нет, конечно! Современные мастера повторили античное чудо, идеально скопировав картину с оригинала.

Такова была хозяйская часть дома. Намного меньшее пространство занимала служебная: помещения для рабов, кухня, небольшие термы-бани, стойла. Здесь тоже был свой, более скромный, атрий, вокруг которого также располагались небольшие комнатки. Отделка в этих помещениях, разумеется, была много скромнее, чем у хозяев.

Этот дом, даже полуразрушенный, настолько впечатлял и восхищал посетителей с самого начала его открытия в 1830 году, что даже стал героем романа английского писателя Бульвер-Литтона «Последние дни Помпей». А элементы его интерьеров были модными в отделке домов Европы «под античность». Несомненно, и для современников Дом Фавна являлся образцом гармонии пространства и архитектурного декора.

Дом Фавна обычно всегда открыт для посетителей Помпей. Все владение можно пройти насквозь, выйдя в небольшую дверь в задней стене второго сада на улицу Меркурия. Отсюда пара шагов до другого известного помпейского дома — Дома Веттиев.

Дом Веттиев

Если Дом Фавна явно принадлежал италийской — окской или самнитской — знатной фамилии, сохранявшей свое достоинства и традиции на протяжении веков, то Веттии совершенно точно были семьей вольноотпущенников. И в их доме, небольшом по сравнению с предыдущим, но роскошном по отделке, царил совсем иной дух.


Parco archeologico di Pompei

Вольноотпущенники — бывшие рабы, которым их хозяин дал вольную. Со своим бывшим хозяином они до конца жизни состояли в отношениях «патрон» — «клиент», что накладывало определенный отпечаток на жизнь вольноотпущенника.

Только во втором поколении вольноотпущенники могли претендовать на место городского магистрата. Впрочем, это все не мешало им заниматься торговлей, земледелием или ремеслом. Веттии, судя по находкам в доме, сколотили свое состояние на торговле вином и продуктами сельского хозяйства.

Поскольку родового гнезда у них не было, братья Авл Веттий Конвива и Авл Веттий Реститут купили два небольших дома в VI-м, аристократическом, районе. Дома эти, вероятно, принадлежали какому-то обедневшему старому роду, поскольку их отделка была весьма изящной. Но во время землетрясения 63 года дома сильно пострадали и были проданы Веттиям.

При их перестройке братьям пришлось вписывать свое новое жилище в уже существующий участок, поэтому в стандартной планировке римского дома (с которой мы познакомились в Доме Фавна) появились небольшие отклонения. Хотя в целом получился обычный богатый дом не слишком большого размера.

Открытие Дома Веттиев произошло много позже, чем Дома Фавна, — в 1894 году. Прошло более сотни лет с начала раскопок Помпей, и отношение к древностям изменилось. Если раньше раскопщики прежде всего искали великолепные «антики», — ценные фрески вырезали из стен и помещали в рамы, как картины, найденные предметы вывозились в музей короля, — то теперь город сам был музеем.

Уже 50 лет как в Помпеи открыт свободный доступ посетителей, и помимо археологических исследований тут велись реставрационные работы. В целом отношение к древностям стало намного более бережным.

Как и положено владению богачей, Дом Веттиев изобиловал стенными росписями и интерьерными украшениями. И именно этому дому суждено было стать образцом новой культурной политики — после завершения раскопок здесь были полностью реконструированы крыши, отреставрировано внутреннее убранство, расставлены по местам все садовые украшения.

Поскольку отделка дома производилась после 63 года, то весь его декор выполнен в IV «стиле». При этом фрески хозяйской части дома заказывали в мастерской, где работали замечательные художники, а служебные комнаты расписывали мастера похуже.

Все же, несмотря на качество росписей, в некоторых интерьерах чувствуется отсутствие вкуса у его хозяев — например, перистиль перенасыщен садовыми фигурами, гермами, скамейками и фонтанами. Как теперь называется, «дорого и богато».

Уже в маленьком квадратном вестибуле отдельные изображения фресок возвещали о приоритетах этого дома: овца, сумка, кадуцей — атрибуты Меркурия, бога торговли, в том числе; бородатый Приап с фаллосом на весах (ранее мы рассказывали о значении таких картин в Древнем Риме) — символы богатства и благополучия.

Читайте также: