Станки прямо из эшелонов устанавливали в цехах когда еще не было стен

Обновлено: 11.05.2024

5. Прочтите отрывок из книги М. Горбачева «Жизнь и реформы» и

1 5. Прочтите отрывок из книги М. Горбачева «Жизнь и реформы» и Карточка 1 1.Перечислите основные сражения Великой Отечественной войны. (Даты и сражения) напишите фамилию главы правительства, под руководством которого проводилась описываемая реформа. «Предпринятая во второй половине 60-х гг. реформа была для своего времени достаточно смелой, прежде всего в 2. Какие события культурной жизни в СССР относятся к периоду «оттепели»? плане расширения самостоятельности предприятий и товарноденежных отношений между ними. Хорошо помню, какое оживление она вызвала в обществе, какие породила надежды, А) вынужденный выезд за границу А. оказав положительное влияние на развитие экономики в Солженицына, В. Аксенова восьмой пятилетке, пожалуй, наиболее успешной в Б) открытие театра «Современник» В) проведение дискуссии по биологии и гонения послевоенные годы». Ответ:. на генетиков Г) публикация долгие годы не издававшихся произведений А. Ахматовой, М. Зощенко, С. Есенина Д) выход кинофильмов «Кавказский пленник», «Окно в Европу» Е) возвращение культурного наследия В. Мейерхольда, О. Мандельштама, И. Бабеля Укажите верный ответ. 6. В 1991 г., 1996 г., 2000 г. Президенты Российской Федерации вступили в должность в результате 1) избрания Государственной думой 2) назначения Федеральным собранием 3) всенародных выборов 4) назначения Конституционным судом 7. Какой город из нижеперечисленных оказал в начале Великой Отечественной войны наиболее долгое сопротивление немецким 1) А Б Е 2) В Г Д 3) Г Д Е 4) войскам? Б Г Е 3. Дать определение понятиям: Холодная война, репрессия, революция, индустриализация. 4. Кому из советских руководителей в 1990 г. была присуждена Нобелевская премия мира? 1) Б. Ельцину 2) М. Горбачеву 3) Э. Шеварднадзе 4) Ю.Андропову 1) Севастополь 2) Киев 3) Одесса 4) Смоленск Карточка 2 1.Перечислите признаки империализма. 2. Что было главным последствием Московской битвы в ходе Великой Отечественной войны? 1) срыв плана «молниеносной войны» Германии против СССР 2) открытие второго фронта в Европе

2 3) завершение коренного перелома в войне Развитие научно-технического прогресса в СССР в конце 1940-х 4) переход стратегической инициативы в руки советского командования начале 1950-х гг. было связано с 1) электрификацией всей страны 2) строительством мощных топливно-энергетических комплексов 3) созданием ракетно-ядерного оружия 4) развитием информационных технологий 3. Дать определение понятиям: референдум, перестройка, паритет, реабилитация. 4. В какие годы существовал Совет Экономической Взаимопомощи? 1) гг. 2) гг. 3) гг. 4) гг. 5. Прочтите отрывок из воспоминаний авиаконструктора А.С. Яковлева и укажите, о каком периоде вспоминает автор. «Станки прямо из эшелонов устанавливали в цехах, когда еще не было стен. Начинали выпускать самолеты, когда еще не было окон, крыши. Снег покрывал человека, станок, но работа продолжалась. Из цехов никуда не уходили. Здесь все и жили. Столовых еще не было». 8. Прочтите отрывок из документа, принятого 25 октября 1917 г. на Втором Всероссийском съезде Советов, и определите его название. «Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог. Вся земля отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней». 1) гражданской войне 2) индустриализации 3) Великой Отечественной войне 4) восстановлении хозяйства после Великой Отечественной войны 6. Как называли в конце 1960-х середине 1980-х гг. людей, не разделявших господствовавшую в СССР государственную идеологию? 1) эмигрантами 2) анархистами 3) Диссидентами 4) Космополитами 7. Карточка 3 1.Перечислите страны социалистического лагеря, сформировавшегося после второй мировой войны. 2. Каково было содержание денежной реформы, проведенной в СССР в начале 1920-х гг.? 1) введение т.н. конвертируемого червонца, обеспеченного золотым эквив 2) деноминация в 100 раз денег, действовавших в период гражданской вой 3) свободный обмен нового советского рубля на любую зарубежную валю

3 4) свободный вывоз советской валюты за рубеж 3. Дать определение понятиям: План Маршалла, репатриация, демилитаризация, модернизация. 4. Какие из названных событий получили название «антоновщина»? 1) 2) вывод советских войск из Афганистана приход к власти М.С. Горбачева А) Б) 1985 г г. 1) восстания крестьян в начале 1920-х гг. против политики советской 3) власти распад СССР 2) захваты крестьянами помещичьих земель во время революции 19054) 1907 принятие гг. Конституции, содержавшей положение о В) Г) 1977 г г. 3) восстания зажиточных крестьян в период массовой коллективизации построении в СССР «развитого социализма» 4) действия крестьянских отрядов против «красных» и «белых» в годы гражданской войны Д) 2000 г. 5.Какой международный договор имеет обязательную силу для государств, подписавших его?: А) декларация Б) конвенция В) пакт 6. Что было создано для реализации программы борьбы с неграмотностью в 1919 г.? 1) рабфаки 2) ликбезы 3) фабрично-заводские училища 4) высшие педагогические училища 7. Установите соответствие между событиями и годами, в которые они происходили. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк. СОБЫТИЯ ГОДЫ Карточка 4 1.Перечислите причины победы советских войск в Великой Отечественной войне.

4 2. Прочтите отрывок из постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 июня 1941 г. и укажите, как назывались предлагаемые в нем мероприятия. «Осуществление вывода по заданиям Совета [Народных Комиссаров] и Военных Советов фронтов возлагается на местные органы Советской власти. Размещение выводимого населения и ценного имущества производится по указаниям Совета Совнаркомами союзных республик». 1) депортацией 2) репатриацией 3) эмиграцией 4) эвакуацией 3. Дать определение понятиям: Федеральное собрание, план «Барбаросса», социалистический реализм, Лига наций. 4. Кто из названных лиц руководил проведением экономических реформ в 1965 году? 1) А.Н. Косыгин 2) Н.С. Хрущев 3) Ю.В. Андропов 4) Н.И. Рыжков 5. В ходе революции гг. произошло 1) свержение самодержавия 2) установление власти Советов по всей стране 3) учреждение Государственной думы 4) провозглашение демократической республики 6. К числу аграрных преобразований, проводившихся П.А. Столыпиным, относится 1) запрещение барщины 2) упразднение Крестьянского банка 3) ограничение крестьянской кооперации 4) разрешение выхода из крестьянской общины с земельным наделом 7. Стахановское движение развернулось в СССР в 1) 1920-е годы 2) 1930-е годы 3) 1940-е годы 4) 1950-е годы Карточка 5 1.Перечислите признаки демократического государства. 2. Для политики нэпа было характерно 1) распределение по уравнительному принципу 2) развитие различных форм кооперации 3) введение продразвёрстки 4) запрещение наёмного труда

5 3. Дать определение понятиям: коллективизация, электорат, экстенсивное развитие, культ личности декабря 1941 г. началось контрнаступление Красной Армии под 4. Что было одной из причин неудач Красной Армии в борьбе 1) Киевом против войск Германии и ее союзников в первые месяцы Великой 2) Москвой Отечественной войны? 3) Ленинградом 4) Сталинградом 1) эвакуация военных заводов за Урал 2) одновременное участие советских войск в вооруженном конфликте с Японией 7. Какие научные отрасли и направления получили 3) децентрализация экономики преимущественное развитие в СССР в первое десятилетие после 4) уничтожение в результате репрессий в предвоенные годы высшего командного Великой Отечественной войны? состава армии 5.Как официально именовалась Россия до февраля 1918г.? А) Российской республикой Б) Российской империей В) Российской федерацией А) экономика Б) атомная физика В) кибернетика Г) радиотехника Д) генетика Е) исследования в ракетостроении Укажите верный ответ. 1) А Б В 2) В Г Д 3) Б Г Е 4) Г Д Е Карточка 6 1.Перечислите признаки рыночной экономики..

6 2. В годы восстановления разрушенного в Великой Отечественной войне хозяйства в СССР по остаточному принципу финансировались 1) отрасли легкой и пищевой промышленности 2) расходы на вооруженные силы 3) разработки в области ядерной энергетики 4) предприятия тяжелой промышленности 3. Дать определение понятиям: тоталитарный режим, демократия, ГУЛАГ, пакт. 4. Одной из основных задач, решавшихся руководством России в 1990-е годы, был(о) 1) совершенствование командно-административной системы 2) переход к рыночной экономике 3) переселение в Россию русского населения из стран СНГ 4) наращивание ядерных вооружений 5. Прочтите отрывок из статьи современных историков и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь. «Будучи сам продуктом определенной эпохи, социальной и политической среды, (он) хотел преодолеть ее законы, разрушить ее во многом теми же методами. Сломать бюрократию, действуя бюрократически. Развенчать культ личности Сталина, не отказываясь от создания собственного культа, хотя и без массовых репрессий, но тоже достаточно откровенно». Ответ: 6. Сплошная коллективизация в зерновых районах СССР произошла в 1) гг. 2) гг. 3) гг. 4) гг. 7. Понятие «макроэкономическая стабилизация» относится к реформам 1) А. Косыгина в 1960-е гг. 2) Е. Гайдара в начале 1990-х гг. 3) Н. Хрущева в конце 1950-х начале 1960 гг. 4) П. Столыпина в начале ХХ в. Карточка 7 1.Перечислите причины неудач Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. 2. Понятие «многопартийности» в отечественной истории второй половины ХХ в. связано с периодом 1) первого десятилетия после Великой Отечественной войны 2) «оттепели» 3) «застоя» 4) перестройки 3. Дать определение понятиям: стратегия, блицкриг, партизан, демократический политический режим

7 4. Организации, созданные в деревне летом 1918 г. и оказывавшие активную поддержку советской власти, назывались 1) ликбезами 2) земствами 3) рабфаками 4) комбедами 7. А25. С кем из указанных государственных деятелей связывают начало «холодной войны»? 1) Ф. Рузвельт, А. Громыко 2) Д. Эйзенхауэр, И. Булганин 3) Дж. Кеннеди, Н. Хрущев 4) У. Черчилль, И. Сталин 5. Прочтите отрывок из записки, направленной группой ученых и руководителей ведомств 10 сентября 1960 г. в ЦК КПСС, и укажите, кто из названных ученых был в числе лиц, подписавших этот документ. «Для обеспечения первого полета человека на корабле-спутнике в короткие сроки и с высокой степенью надежности необходимо эту задачу поставить как основную в плане космических работ, отодвинув сроки решения других задач в этой области Просим одобрить наши предложения по осуществлению первого полета человека в космическое пространство на корабле-спутнике как задачу особого значения» 1) Н.И. Вавилов 2) С.П. Королев 3) Н.Н. Семенов 4) Н.Е. Жуковский 6. Установите соответствие между фамилиями советских руководителей и концепциями, которые они выдвигали. А) И.В. Сталин 1) «новое политическое мышление» Б) Н.С. Хрущев 2) «концепция развитого социализма» В) Л.И. Брежнев 3) программа построения коммунизма в СССР Г) М.С. Горбачев 4) тезис об обострении классовой борьбы в процессе строительства социализма

8 Карточка 8 1.В чем всемирно- историческое значение разгрома фашистов в ходе Великой Отечественной войны? 2.. Важнейшей причиной срыва плана немецкого наступления в Курской битве является 1) упреждающий удар советской артиллерии 2) вступление в бой сибирских резервных дивизий 3) окружение основной массы немецких войск 4) удар партизанских соединений в тыл немцев 3. Дать определение понятиям: эвакуация, Государственная Дума, федеративное государство, форсирование. 4. Какие события объединяют даты 1977 г. и 1993 г. в истории СССР и России? 1) введение чрезвычайного положения в стране 2) разоружение незаконных военных формирований в Чечне 3) активизация военных действий в Афганистане 4) принятие Конституции страны 5.. Политика, проводившаяся в СССР, России во второй половине 1980-х гг., утверждающая свободу слова, открытость деятельности всех организаций, доступность информации, получила название 1) политики диалога 2) информационной революции 3) гласности 4) политики открытых дверей 6. Какие из перечисленных явлений и мероприятий связаны с деятельностью Н.С. Хрущева? а) разоблачение культа личности И.В. Сталина б) возврат к сталинизму в) «оттепель» в культурной жизни г) концепция «развитого социализма» д) полная бюрократизация общества е) утверждение о построении коммунизма 1) а в г 2) г д е 3) в г д 4) а в е 7. По Конституции Российской Федерации 1993 г. высшим органом законодательной власти стал(-о) 1) Федеральное собрание 2) Правительство РФ 3) Конституционный суд 4) Всероссийский съезд Совет 8. К проводившейся в Советской России в гг. политике «военного коммунизма» относится 1) всеобщая трудовая повинность 2) свобода рыночной торговли 3) развитие предпринимательства 4) продналог с крестьян Карточка 9 1.Перечислите основные причины и цели создания ООН? 2. Главная причина массового голода в Украине и на Кубани в гг., унесшего жизни нескольких миллионов человек, заключалась в 1) масштабном изъятии хлеба у колхозов государством

9 2) тяжелом неурожае в течение двух лет 3) диверсиях кулаков, приведших к потерям урожая 4) низкой урожайности хлеба в колхозах, еще не освоивших новой организации труда 3. Дать определение понятиям: республика, свобода, Всеобщая декларация прав человека, коренной перелом. 4. Установите соответствие между именами и профессиями знаменитых в 1930-е гг. в СССР людей. А) полярник Б) летчик В) актер Г) шахтер 1) В. Чкалов 2) И. Папанин 3) Н. Черкасов 4) А. Стаханов 5. Прочтите отрывок из воспоминаний писателя И. Эренбурга о докладе, прозвучавшем на ХХ съезде партии и посвященном разоблачению культа личности И. Сталина. Укажите фамилию докладчика, пропущенную в тексте. «На закрытом заседании 25 февраля во время доклада несколько делегатов упали в обморок не скрою: читая доклад, я был потрясен, ведь это говорил не реабилитированный в кругу друзей, а первый секретарь ЦК на съезде партии». 6. Укажите, какая из перечисленных мер не проводилась(-ось) в гг. 1) отмена выходных дней 2) трудовая мобилизация населения 3) введение карточек за продовольственные и промышленные товары для населения 4) разрешение использовать труд детей с 10-летнего возраста 7. 8 декабря 1991 г. в резиденции под Минском президенты России, Украины и Председатель Верховного Совета Белоруссии подписали соглашение о (об) 1) введении в СССР чрезвычайного положения 2) образовании Содружества Независимых Государств 3) запрещении в СССР деятельности КПСС 4) создании межреспубликанского экономического комитета 8. Союз Советских Социалистических Республик (СССР) был создан в 1) 1918 г. 2) 1922 г. 3) 1924 г. 4) 1930 г.

КТП по истории 9 класс

КТП по истории 9 класс

КТП по истории 9 класс 1. Мир к началу ХХ в. Новейшая история: понятие периодизация. 2. Мир в 1900-1914гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. 3. Положение основных групп

Прочтите отрывок из воспоминаний авиаконструктора А.С. Яковлева и укажите, о каком периоде вспоминает автор.

«… Станки прямо из эшелонов устанавливали в цехах, когда еще не было стен. Начинали выпускать самолеты, когда еще не было окон, крыши. Снег покрывал человека, станок, но работа продолжалась. Из цехов никуда не уходили. Здесь все и жили. Столовых еще не было».

1) гражданской войне 2) индустриализации

3) Великой Отечественной войне

4) восстановлении хозяйства после Великой Отечественной войны

В какие годы существовал Совет Экономической Взаимопомощи?

1) 1949 – 1991 гг. 2) 1955 – 1991 гг. 3) 1965 – 1985 гг. 4) 1979 – 1989 гг.

Как называли в конце 1960-х – середине 1980-х гг. людей, не разделявших господствовавшую в СССР государственную идеологию?

1) эмигрантами 2) анархистами 3) диссидентами 4) космополитами

В каком году начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы?

1) 1968 г. 2) 1979 г. 3) 1989 г. 4) 1995 г.

Кто из названных лиц руководил проведением экономических реформ в 1965 году?

1) А.Н. Косыгин 2) Н.С. Хрущев 3) Ю.В. Андропов 4) Н.И. Рыжков

Понятие «многопартийности» в отечественной истории второй половины ХХ в. связано с периодом

1) первого десятилетия после Великой Отечественной войны 2) «оттепели»

3) «застоя» 4) перестройки

Изменение политической системы в России в 1990-х гг. связано с

1) заявлением Б. Ельцина об отставке с поста Президента в декабре 1999 г.

2) созданием ГКЧП

3) принятием Конституции РФ 1993 г.

4) выборами Президента в 1996 г.

1. Свод законов Древнерусского государства первой четверти ХI в. назывался:

1) Соборное уложение 2) Судебник 3) Русская правда 4) Мерило праведное

Как называли в ХI-ХII вв. людей, которые заключали договор с землевладельцем и обязывались выполнять работы по этому договору?

1) Рядовичи 2) Холопы 3) Гости 4) Бобыли

1) Семен Иванович Дежнев 2) Ерофей Павлович Хабаров

3) Степан Тимофеевич Разин 4) Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин

4. Корпус жандармов под руководством А.Х. Бенкендорфа создан правительством как реакция на:

Станки прямо из эшелонов устанавливали в цехах когда еще не было стен

Многие из нас, работников Харьковского электромеханического завода, у кого к началу войны не было военного звания и мобилизационного предписания, рвались на фронт. Не раз бывали мы в военкомате и, несмотря на отказы, с понятным для советского человека упорством продолжали настаивать на отправке в действующую армию. Чтобы отделаться, в военкомате нас обнадеживали:

И вот уже прямо на шашечный настил цехов проложены железнодорожные рельсы, демонтируется оборудование, которому предстоит далекий и нелегкий путь на Восток.

Тем временем шло формирование истребительных батальонов. [206] Все коммунисты, даже те, кто по состоянию здоровья и по возрасту не был годен к военной службе, подавали заявления с просьбой зачислить их в этот батальон. Подал такое заявление и я. Но и на этот раз мои надежды попасть на фронт не сбылись. Вмешался секретарь партийной организации. Долго и обстоятельно беседовал он со мной. Напоследок сказал:

Видя, что я встретил это разъяснение без особого энтузиазма, секретарь добавил:

Добрались мы до Свердловска сравнительно быстро. Остановки в пути, вызванные бомбежками, в счет не шли. Именно здесь, в дороге, мы ощутили масштабы невиданного переселения индустрии на Восток. Невольно вспомнились слова нашего партийного руководителя о том, что организация производства вооружения в военных условиях такое же патриотическое дело, как и защита Родины с оружием в руках.

Нам предстояло разместить оборудование на свердловском заводе Уралэлектромашина. Ныне это завод Уралэлектротяжмаш имени Владимира Ильича ЛениАа.

Все виды вооружения по решению Государственного Комитета Обороны предстояло освоить в кратчайшие сроки.

Вскоре начало прибывать оборудование харьковского завода, эшелоны с людьми. Шли они днем и ночью. По нескольку суток подряд не смыкали мы глаз. Встречали эшелоны, размещали людей.

Выручала сердечная теплота, душевность, с какой уральцы относились к прибывающим. Благодаря этому удалось быстро устроить людей. С помощью уральцев в сравнительно короткие сроки мы приняли оборудование и начали его монтаж на новом месте. Естественно, установка его существенно отличалась от того технологического порядка, который был в Харькове. И это вызвало немалые трудности.

Поскольку среди нас не было ни одного вооруженца, нужно было на ходу учиться этому самому важному тогда мастерству и учить людей.

Я был назначен начальником ОТК завода.

Все смешалось. дни, ночи, смены. И вот в один из таких суматошных дней, кажется, после беспрерывного трехсменного бодрствования, когда я собрался немного отдохнуть, меня вызвал директор завода В. И. Абакумов.

В кабинете директора собрались руководители цехов и участков. В сравнительно небольшом помещении люди расположились запросто, кто где смог. Разговор пошел о неотложных делах. Слово взял Абакумов. Коротко и четко он охарактеризовал задачу.

Для нас, электромашиностроителей, людей мирной профессии, это была первая планерка, где нужно было в духе военного времени, по-военному решать вопрос.

Но прежде чем говорить об опыте Зайцева, несколько слов о нем самом.

Из своего педагогического опыта он не делал секрета. Этот человек был весь на виду. Веселый, общительный, любимец ребят, он имел к ним свой, особый подход. Должен сказать, что некоторые его педагогические навыки пригодились и после войны, когда пришлось восстанавливать разрушенное войной хозяйство.

У ребят Зайцев пользовался безраздельным авторитетом. Они понимали, что имеют дело с самородком. [209]

В цехе, где работал Зайцев, стоял импортный станок, привезенный на Урал еще в первую пятилетку. Станок был высокопроизводительный, хотя и довольно капризный. Он подчинялся только одному зуборезчику, который ушел на фронт. С тех пор станок стоял без работы.

Такие факты рождали стремление подражать своему наставнику.

На совещании у директора опыту Зайцева было уделено большое внимание. Среди мастеров, руководителей участков началось соревнование за быстрейшее внедрение в практику зайцевских методов обучения кадров.

Вслед за этим письмом приходили и другие, но в памяти, как это всегда бывает, навсегда осталось первое.

Первые успехи окрыляли коллектив, вселяли уверенность в людей, рождали силы и упорство. А впереди стояли задачи потрудней.

Одну из таких групп возглавлял технолог Серафим Семенович Сильченко. Он прибыл на Урал в составе группы работников воронежского завода имени Коминтерна. Его работа была связана с механизацией самых трудоемких процессов. Творчество его как технолога отличалось исключительной оригинальностью. Его предложения поначалу казались парадоксальными, они даже ошеломляли. На деле же они оказывались очень эффективными. Запомнилось такое предложение.

Были и еще замечательные предложения, о которых стоит рассказать.

Человек неробкого десятка, Алексей Михайлович Пургин впоследствии признавался, что поначалу, придя в снарядный цех, был огорошен увиденным. 500 ребят [212] и девушек, вчерашних школьников, работали вполсилы. Мучали простои, безалаберщина, неразбериха.

Дело в том, что в первую военную зиму обнаружился дефицит мыла. А как известно, нет ничего страшнее, чем грязь и антисанитария в общежитии. И Пургин, природный металлист, возглавил, как теперь говорят, на общественных началах орсовскую группу собственного мыловарения. И получилось.

Подготовив свои кадры к наступлению, Пургин заявил, что он переводит цех на работу по часовому графику. Многие решили, что Пургин перехватывает.

, Прошло не так уж много времени, и часовой график стал фактом. По примеру снарядного цеха часовой график стали внедрять и в других цехах.

Если же задержка случалась в другом цехе, Пургин, когда это было необходимо, посылал буксирную группу на прорыв. Исключительная оперативность, четкость, умение маневрировать снискали на заводе Пургину большой авторитет.

Кончался первый год работы харьковчан на Урале. По данным, которые были опубликованы уже после войны, стало известно, что за первый год выпуск военной продукции возрос на Урале в 5 раз. В этом успехе была и наша доля, частица нашего трудового энтузиазма. В стенных газетах, молниях, боевых листках освещалась переписка гвардейцев тыла с гвардейцами фронта. Из уст в уста передавались случаи, об одном из которых я хочу поведать.

На одном заводе вышла из строя мартеновская печь. Ее ремонт требовал не меньше недели. Нужно было дождаться, пока печь остынет. И тогда мастер, коммунист, вызвался отремонтировать печь за полсуток. Он облачился в специальный асбестовый костюм, надел противогаз и, на короткие мгновения входя в раскаленную печь, на ощупь закладывал кирпич и тут же выскакивал. Эта игра со смертью продолжалась целую ночь. А утром печь пустили. Мастер-коммунист помог заводу, производившему артиллерийские орудия, избежать серьезного простоя.

В свое время эта история мне казалась легендой. Но недавно я получил о ней самое точное подтверждение. Ее рассказал на страницах одного из центральных журналов бывший первый секретарь горкома и обкома партии К. М. Хмелевский.

И еще одно событие, которым ознаменовалась наша первая уральская годовщина.

Положил трубку, сел и долго молчал, находясь под [214] впечатлением телефонного разговора. На наш вопрос, с кем он разговаривал, директор ответил:

Желаем успеха!

В каком году произошло сражение, вошедшее в историю под названием «Ледовое побоище»?

В честь какого исторического события в Москве был построен храм Василия Блаженного?

присоединения Западной Сибири

венчания Ивана Грозного на царство

Произведение древнерусской литературы, посвященное Куликовской битве, – это

«Слово о погибели Русской земли»

«Повесть временных лет»

О возвышении великокняжеской власти в XV – начале XVI вв. свидетельствовало

применение титула «государя всея Руси»

усиление роли Боярской думы

создание Земского собора

Какое событие нашло отражение в приведенном ниже отрывке из древнерусской летописи?

«Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы нашу землю расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и охранять Русскую землю и пусть каждый владеет отчиной своей». И на том целовали крест: «Если теперь кто на кого покусится, против того – крест честный и вся земля Русская». И, попрощавшись, пошли восвояси».

съезд князей в Любече

решение Стоглавого собора

решение первого Земского собора

поход новгород-северского князя Игоря против половцев

Чем знаменателен в истории России 1721 г.?

отменой крепостного права

провозглашением России империей

присоединением к России Крыма

принятием «Соборного уложения»

Выдающимися зодчими XVIII в. были

В. Баженов, М. Казаков

Ф. Рокотов, Д. Левицкий

Н. Новиков, А. Радищев

Г. Державин, А. Сумароков

Законодательный акт XVIII в. о порядке прохождения службы в армии и гражданских учреждениях назывался

«Табелью о рангах»

Период правления императрицы Анны Иоанновны вошел в историю как

Русско-турецкие войны второй половины XVIII в. завершились

завоеванием Россией выхода к Черному морю

потерей Россией Причерноморья

потерей Россией Крыма и Кубани

вхождением в состав России Правобережной Украины и Белоруссии

Определите, из какого документа взят приведенный ниже отрывок.

«Также будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянах и бобылях тех крестьян и бобылей по сыску отдавати по писцовым книгам без урочных лет.

Суд за крестьян своих ищут и отвечают они же дворяне и дети боярские во всех делах, кроме татьбы и разбою, и поличного и смертных убийств».

«Соборное Уложение» 1649 г.

«Судебник» 1497 г.

«Судебник» 1550 г.

Судебную, земскую и школьную реформы начали проводить в России в

К событиям Крымской войны 1853 – 1856 гг. относится

Кто основал в Москве в XIX в. крупнейшую коллекцию русского изобразительного искусства?

купец П.М. Третьяков

купец С.И. Мамонтов

император Николай II

император Александр III

Как назывались представители сословия, освобожденные от обязательной государственной службы, уплаты государственных податей, телесных наказаний, имевшие право до 1861 г. владеть крепостными крестьянами?

К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин были

Что было результатом реформ 1860 – 1870-х гг.?

безвозмездное наделение крестьян землей

установление равных прав для всех сословий

расширение привилегий дворянства

отмена крепостного права

В каком году происходили события, о которых говорится в отрывке из рассказа начальника артиллерии И.О. Сухозанета?

«Между тем на Сенатской площади шум, доказывающий брожение мятежнических умов, усиливался. . Государь … подозвал меня и послал сказать им последнее слово пощады. Я погнал лошадь в галоп и въехал в толпу мятежников … «Ребята! – сказал я, – пушки перед вами, но государь милостив, не хочет знать имен ваших и надеется, что вы образумитесь, – он жалеет вас». Все солдаты потупили глаза …, но несколько фраков и мундиров начали … произносить поругания: «Сухозанет, разве ты привез конституцию?»

Где происходило сражение, о котором говорится в отрывке из очерков Ф.Н. Глинки?

«Еще левее расположены дивизии Десекса и Кампана, 1-го корпуса маршала Даву. Эти дивизии схватились с войсками князя Багратиона. Они опираются на 3-й корпус Нея …

Какая картина! Реданты Семеновские на минуту захвачены французами. Кутузов тотчас велит поставить новую боковую батарею в 25 пушек».

Какие из перечисленных ниже положений составляли содержание взглядов славянофилов?

а) идеализация исторического прошлого России

б) требование ликвидации помещичьего землевладения

в) отрицательное отношение к преобразованиям Петра I

г) увлечение теориями «общинного» социализма

д) осуждение крепостного права

е) поддержка крестьянских бунтов

Укажите верный ответ.

В ходе Первой мировой войны в 1914 – 1916 гг. русские войска потерпели поражение и вынуждены были оставить территории

Галиции, Польши, Западной Белоруссии

Латвии, Литвы, Эстонии

Украины, Бессарабии, Крыма

Финляндии, Карелии, Поморья

Характерной чертой внешней политики России на Дальнем Востоке в начале XX в. было стремление

усилить свое влияние в Манчжурии

заключить военный союз с Японией против Китая

установить границы между Россией и Китаем по реке Амур

присоединить территорию Кореи к России

Сплошная коллективизация в зерновых районах СССР произошла в

Что было создано для реализации программы борьбы с неграмотностью в 1919 г.?

высшие педагогические училища

Что означало широко употреблявшееся в СССР в 1930-е годы понятие «реконструкция»?

социалистическое преобразование всего народного хозяйства

техническое обновление старых заводов и фабрик

техническое обновление крестьянских хозяйств

увеличение заданий плана ГОЭЛРО в несколько раз

Каково было содержание денежной реформы, проведенной в СССР в начале 1920-х гг.?

введение т.н. конвертируемого червонца, обеспеченного золотым эквивалентом

деноминация в 100 раз денег, действовавших в период Гражданской войны

свободный обмен нового советского рубля на любую зарубежную валюту

свободный вывоз советской валюты за рубеж

Какой город из нижеперечисленных оказал в начале Великой Отечественной войны наиболее долгое сопротивление немецким войскам?

Что было главным последствием Московской битвы в ходе Великой Отечественной войны?

срыв плана «молниеносной войны» Германии против СССР

открытие Второго фронта в Европе

завершение коренного перелома в войне

переход стратегической инициативы в руки советского командования

Кому из российских политических деятелей начала XX века принадлежало приведенное ниже высказывание?

«… Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».

О каком периоде в истории страны идет речь в приведенном ниже отрывке из воспоминаний авиаконструктора А.С. Яковлева?

«… Станки прямо из эшелонов устанавливали в цехах, когда еще не было стен. Начинали выпускать самолеты, когда еще не было окон, крыши. Снег покрывал человека, станок, но работа продолжалась. Из цехов никуда не уходили. Здесь все и жили. Столовых еще не было».

Великая Отечественная война

восстановление хозяйства после Великой Отечественной войны

Какое событие имел в виду У. Черчилль в приведенном ниже высказывании?

«В пользу Советов нужно сказать, что Советскому Союзу было жизненно необходимо отодвинуть как можно дальше исходные позиции германских армий с тем, чтобы русские получили время и могли собрать силы со всех концов своей колоссальной империи».

Договор о взаимопомощи между СССР и Францией (1935 г.)

Договор о взаимопомощи между СССР и Чехословакией (1935 г.)

Пакт о ненападении между СССР и Германией (1939 г.)

Договор о мире между СССР и Финляндией (1940 г.)

В какие годы существовал Совет Экономической Взаимопомощи?

Кому из советских руководителей в 1990 г. была присуждена Нобелевская премия мира?

Развитие научно-технического прогресса в СССР в конце 1940-х – начале 1950-х гг. было связано с

электрификацией всей страны

строительством мощных топливно-энергетических комплексов

созданием ракетно-ядерного оружия

развитием информационных технологий

Как называли в конце 1960-х – середине 1980-х гг. людей, не разделявших господствовавшую в СССР государственную идеологию?

Что было итогом проведения во второй половине 1960-х гг. экономической реформы под руководством А. Косыгина?

увеличение прибыли промышленных предприятий

прекращение государственного планирования

акционирование промышленных предприятий

Какие события культурной жизни в СССР относятся к периоду «оттепели»?

а) вынужденный выезд за границу А. Солженицына, В. Аксенова

б) открытие театра «Современник»

в) проведение дискуссии по биологии и гонение на генетиков

г) публикация долгие годы не издававшихся произведений А. Ахматовой, М. Зощенко, С. Есенина

д) выход кинофильмов «Кавказский пленник», «Окно в Европу»

е) возвращение культурного наследия В. Мейерхольда, О. Мандельштама, И. Бабеля

Укажите верный ответ.

В какой период происходили события, описанные в отрывке из статьи публициста Л. Карпинского?

«… Почти все требования, выданные «на-гора» бастующими, касающиеся, казалось бы самых обыденных условий труда и быта шахтеров, требования, которые по традиции именуются экономическими, на самом деле прямо выходят на политику.

Все они сконцентрированы на одном: провозглашенную экономическую реформу надо проводить в жизнь, пусть наконец станут реальностью самостоятельность предприятий, самоуправление трудовых коллективов, самофинансирование и хозрасчет».

В 1991 г., 1996 г., 2000 г. Президенты Российской Федерации вступили в должность в результате

избрания Государственной Думой

назначения Федеральным Собранием

назначения Конституционным судом

Понятие «макроэкономическая стабилизация» относится к реформам

А. Косыгина в 1960-е гг.

Е. Гайдара в начале 1990-х гг.

Н. Хрущева в конце 1950-х – начале 1960 гг.

П. Столыпина в начале ХХ в.

ЧАСТЬ 2.

В заданиях В1, В4, В7 и В9 нужно установить соответствие между элементами, расположенными в двух колонках. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тесте, а затем перенесите их в бланк.

Аналогично для задания В2, требующего расположить исторические события в хронологическом порядке, запишите последовательность букв, которыми обозначены события, в таблицу, приведенную в тесте, а затем перенесите их в бланк.

В заданиях В3, В5, В6, В8 и В10 следует записать одно-два слова или в текст, или после слова “Ответ: ”.

Общее число букв не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

Установите соответствие между именами современников.

царь Алексей Михайлович

царь Михаил Федорович

Расположите в хронологической последовательности следующие события XVI – XVIII вв.

получение Россией выхода к Балтийскому морю

присоединение к России Крыма, Северного Причерноморья

присоединение к России Казани и Астрахани

присоединение к России Левобережной Украины и Киева

Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского. Назовите фамилию правителя, о котором идет речь.

«… Несмотря на многолетнюю правительственную опытность, на милости, какие он щедро расточал по воцарении всем классам, на правительственные способности, которым в нем удивлялись, популярность его была непрочна. Он принадлежал к числу тех злосчастных людей, которые и привлекали к себе, и отталкивали от себя, – привлекали видимыми качествами ума и таланта, отталкивали незримыми, но чуемыми недостатками сердца и совести. Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверия; его всегда подозревали в двуличии и коварстве и считали на все способным. Несомненно, страшная школа Грозного, которую прошел царь, положила на него неизгладимый печальный отпечаток …»

Установите соответствие между фамилиями исторических личностей и их принадлежностью к течениям общественной мысли.

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ТЕЧЕНИЯМ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ

Прочтите отрывок из записок Н.А. Греча о царствовании одного из российских императоров и напишите его имя.

«Царствование его может делиться на следующие периоды: 1) от вступления на престол до Аустерлица; 2) от Аустерлица до Фридланда; 3) от Тильзита до начала Отечественной войны; 4) от начала Отечественной войны до Троппаусского конгресса … и 5) от Троппаусского конгресса до кончины его. В эти периоды характер и действия его изменялись чувствительным образом».

Прочтите отрывок и укажите краткое название партии, членом которой был участник общественного движения, названный в отрывке.

«Сазонов был молод, здоров, силен. От его искрящихся глаз и румяных щек веяло силой молодой жизни. Вспыльчивый и сердечный, с кротким любящим сердцем … Для него террор тоже прежде всего был личной жертвой, подвигом. Но он шел на этот подвиг радостно и спокойно, точно не думая о нем, как он не думал о Плеве… Смерть Плеве была необходима для России, для революции, для социализма».

Установите соответствие между фамилиями советских писателей и названиями их произведений, посвященных Великой Отечественной войне.

«В списках не значился»

«Живые и мертвые»

«В окопах Сталинграда»

Прочтите отрывок из выступления В.И. Ленина 20 ноября 1922 г. и назовите политику Советской власти, по отношению к которой В.И. Ленин считал НЭП отступлением.:

«… Новая экономическая политика!» Странное название. Эта политика названа новой экономической политикой потому, что она поворачивает назад. Мы сейчас отступаем, как бы отступаем назад, но мы это делаем, чтобы сначала отступить, а потом разбежаться и сильнее прыгнуть вперед…

Ни одного лозунга, которым мы вчера выучились, мы не забудем. Это можем совершенно спокойно, без всякой тени колебания, сказать кому угодно, и наш каждый шаг это говорит. Но мы должны еще приспособиться к новой экономической политике».

Установите соответствие между событиями внешней политики и фамилиями руководителей СССР, проводивших эту политику.

ввод советских войск в Венгрию

ликвидация СЭВ и ОВД

ввод войск ОВД в Чехословакию

Прочтите отрывок из книги М. Горбачева «Жизнь и реформы» и укажите фамилию главы правительства, под руководством которого проводилась реформа.

«Предпринятая во второй половине 60-х гг. … реформа была для своего времени достаточно смелой, прежде всего в плане расширения самостоятельности предприятий и товарно-денежных отношений между ними. Хорошо помню, какое оживление она вызвала в обществе, какие породила надежды, оказав положительное влияние на развитие экономики в восьмой пятилетке, пожалуй, наиболее успешной в послевоенные годы».

Часть 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода и умений.

Ответы запишите на специальном бланке в свободной форме, указывая отдельно номер каждого вопроса, на который дается ответ (С1, С2, С3 и т. д.).

Из книги Сергея Хрущева «Никита Хрущев: кризисы и ракеты»

«ХХ съезд, разоблачив преступления Сталина, осудив репрессии, обрек на гибель централизованную систему руководства. Не стало страха, на котором она держалась все эти годы… Еще вчера послушный аппарат перестал выполнять, просто игнорировал неугодные ему указания отца… Аппарат жаждал спокойствия и стабильности… Армия роптала на проведенные сокращения, в результате которых не столько вернулись домой солдаты, сколько остались без работы офицеры… Интеллигенция тоже потеряла веру в отца. Он ухитрился поссориться со многими еще вчерашними своими сторонниками. Учил художников рисовать, поэтов писать стихи, режиссеров ставить спектакли и снимать кинофильмы.

Убежденный в экономических преимуществах крупных, механизированных крестьянских производств… отец, не дожидаясь результатов, энергично принялся за сокращение «малоэффективных» подворий и приусадебных участков. Крестьяне проклинали ещё совсем недавно столь популярного преобразователя… Всем стало жить труднее. При действующей системе приростов производства ждать не приходилось. Требовались коренные преобразования… Отец исчерпал себя. Его время истекло…».

О каком историческом периоде говорится в приведенном отрывке? Какое положение занимал в те годы Н.С. Хрущев?

Какие суждения о причинах неудач политического курса Никиты Хрущева можно сформулировать на основе приведенных высказываний?

Как Вы охарактеризуете отношение Сергея Хрущева к деятельности его отца, выраженное в приведенном отрывке? Выскажите и обоснуйте свое мнение о деятельности Н.С. Хрущева.

Укажите основные разновидности социальных движений в России в XVII – XVIII вв. Приведите примеры известных Вам движений.

Сравните основные черты экономической политики в годы «военного коммунизма» и в годы НЭПа. Сначала укажите, что в них было общим, а затем – что было различным (различия укажите по сопоставимым признакам, желательно в форме таблицы).

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Вскоре после окончания второй мировой войны страны, возглавлявшие антигитлеровскую коалицию, оказались в состоянии «холодной войны».

В чем выразились противоречия между бывшими союзниками – СССР и странами Запада? Какие причины определили именно такой ход событий?

Рассмотрите суждение и выполните задание.

Некоторые историки утверждали, что основной причиной поражения армии Наполеона в 1812 г. в России были суровые природные условия страны.

Какие другие суждения о причинах поражения армии Наполеона Вам известны?

Какие суждения Вы считаете более убедительными? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими каждое из выбранных Вами суждений.

Читайте также: