Создайте прообраз дома скелетную конструкцию без стен

Обновлено: 27.04.2024

Язык искусства:
как раскрыть детям тайну архитектуры

Вспомним, что римский архитектор Витрувий в своем произведении «Десять книг по архитектуре» выдвинул следующие требования, предъявляемые к сооружениям: польза, прочность и красота. Мы уже говорили о том, что эти три составляющие стали на многие века главным условием создания сооружений: на современном языке польза — это функциональность, прочность — конструкция, а красота определяется многими факторами, в частности цветом и декоративными элементами.

Что же такое функциональность? Это, во-первых, конкретное назначение сооружения. Прежде чем приступить к проектированию, архитектор должен знать, с какой целью он создает здание. Театр будет отличаться по назначению от школы, а завод от больницы. В чем же проявится это отличие? Оно проявится в использовании архитектором тех или иных архитектурных форм. А что такое архитектурная форма?

Архитектурная форма — это элементы зданий и сооружений, внешний вид которых обусловлен особенностями функции, конструкции и художественной выразительности. Архитектурные формы — это те первоэлементы, которые отражают в себе все особенности архитектуры: и функцию, и конструкцию, и эстетическую выразительность. Знание архитектурных форм дает нам возможность логично и четко рассмотреть сооружение, а анализ их эволюции позволяет познакомиться со стилем. Вот почему в школе начиная с 5-го класса необходимо знакомить детей с архитектурными формами как с базовым фундаментом знаний.

Кроме того, архитектурные формы «выдают» назначение здания. Вот мы подошли к школе: мы видим большие окна, выстроенные в четкой последовательности, — за этим внешним видом мы «прочитываем» череду классных комнат, которым для хорошего освещения нужны большие оконные проемы. В театре мы не встретим таких огромных окон — они здесь ни к чему. В ресторане окна могут выглядеть как витрины, а могут быть скрыты вовсе — и тогда интерьер будет создан по-новому, с использованием ложных окон или подсветки. Магазины, напротив, стараются окна сделать большими, выплеснув в витрины волну товаров для их обозрения и привлечения покупателей.

Окна в сооружении, предназначенном для множества людей, всегда будут последовательно расположены, выявляя собой структурированность помещений. В частных домах, коттеджах, где пространство не разделено на отдельные ячейки, окна могут быть размещены асимметрично или заменены стекольными панелями.

На этом примере можно легко убедиться, что такая архитектурная форма, как окно, используется по-разному, в зависимости от назначения сооружения.

Но прежде чем мы приступим к перечислению архитектурных форм, важно сказать еще об одной стороне функциональности — об учете климатических условий.

Почему в Японии стены пагод делают из бумаги? Чтобы в случае землетрясения люди, оказавшиеся под завалом, остались живы. Почему в Индонезии дома стоят на высоких сваях? Потому что проливные дожди поднимают уровень воды, который угрожает жизни. Почему у чукчей дома с минимальным фундаментом? Потому что в условиях вечной мерзлоты сделать глубокий фундамент невозможно. Почему в Нигерии стены домов сплетают из веток? Потому что там сильные ветра, и плетеные стены не ломаются под их напором. Как мы видим, возведение стен и фундаментов зависит от климатических условий, определяется ими. А ведь стены и фундамент — это тоже архитектурные формы, а значит, пришло время познакомиться с ними.

Архитектурные формы разнообразны. Выберем из этого разнообразия лишь самые главные, которые позволят более подробно рассматривать и анализировать сооружение.

Фундамент — конструктивная основа любого здания. Он полностью находится в земле и передает давление надземной части постройки на прочный слой грунта. Фундамент имеет форму стен, расширяющихся книзу. Широкая нижняя плоскость — подошва фундамента — необходима для придания зданию устойчивости.

Фундамент зависит от природных условий, например, влажный климат требует свайного фундамента.

Стены делятся на наружные и внутренние. Наружные предохраняют здание и несут груз междуэтажных перекрытий и крыши. Роль внутренних — нести нагрузку (капитальные, или несущие стены) и разделять помещение (перегородки).

Наружная нижняя часть стены от верха фундамента до уровня пола первого этажа называется цоколем. Он служит постаментом сооружения. Цоколь облицовывается снаружи камнем. Цоколь частично предохраняет здание от проникновения сырости. Кроме того, он зрительно воспринимается как основание сооружения. (1)


(1)


Стены могут быть облицованы камнями различной формы или их имитацией. Такое украшение стен называется рустовкой (от лат. «простой», «грубый»).

Рустовку особенно любили в эпоху Возрождения, выделяя каждый этаж рустовкой своего вида. Палаццо Питти — фасад делится горизонтальными поясами на три этажа, каждый этаж украшен рустовкой, в данном случае одинаковой. Большой дворец в Версале со стороны парка — сочетание гладкой стены второго и третьего этажей с рустовкой нижнего этажа. Контраст необходим для подчеркивания пышного украшения стен верхних этажей.(2)


(2)

Облицовку с грубооколотыми камнями называют рваной рустовкой, с камнями правильных прямоугольных очертаний и ровной лицевой поверхностью — гладкой рустовкой.

В зданиях XVIII–XIX вв., часто имевших массивные стены, делались прямоугольные или полукруглые ниши для установки скульптуры. Полукруглые ниши имели форму арки. Арка — это архитектурная форма в виде проема с криволинейным очертанием в верхней части. По латыни «аркус» значит «дуга»(3).


(3)

Порой можно наблюдать, как стена снаружи или внутри здания выступает вперед по всей своей высоте или отходит назад. Такие выступы называются креповки или раскреповки. Креповки особенно любили во времена барокко. Благодаря им зодчие достигали большого разнообразия и пластичности архитектуры. На рисунке мы видим палаццо Кариньяно, созданное архитектором Гварини, — фасад не плоский, он выступает наружу благодаря креповкам. (4)


(4)

Стены могут быть оформлены полуколоннами и пилястрами. Они похожи тем, что не стоят отдельно, а слиты со стеной. Полуколонной называют колонну, выступающую из стены на половину диаметра. Пилястра — плоский прямоугольный выступ из стены, обработанный капителью и базой. (5)

(5)


Стены завершаются снаружи карнизом. Его функция — защищать здание от потоков воды, визуально завершать силуэт и поддерживать свес крыши(6).

(6)

Выше карниза устанавливается парапет в виде каменной невысокой стенки или сквозной решетки. Высокий массивный парапет, располагающийся обычно над центральной частью фасада, называется аттиком (Михайловский, или Инженерный, замок в Ленинграде).

Над центральной частью фасада завершение может быть и в форме аттика, и в форме фронтона. Фронтон — это архитектурная форма в виде треугольника, образуемого наклонными свесами кровли и горизонтальным карнизом. (7)

(7)

В стене устанавливаются проемы дверные и оконные .

Дверь по-французски la porte , а выразительно оформленный вход в здание называ ет ся портал, навес перед входом в здание или ряд колонн, отмечающий вход, получ или название портик.(8)


(8)

Форма и размер окна напрямую зависят от климата. Так, на севере можно встретить в городах широкие улицы и большие окна с двойными рамами, обращенными на юго-восток, что дает простор редким лучам северного солнца и предохраняет от северных ветров. В северных каменных церквях окна чаще всего узкие — для того, чтобы не выходило тепло.

На юге, напротив, узкие улочки, дома, спрятанные в глубине двора или сада. Окна домов ориентированы на север. В домах множество галерей — полуоткрытых светлых помещений, длина которых превосходит ширину; веранд; портиков — колоннад, обозначающих вход в здание или начало галереи.

Оконные проемы могут быть перекрыты прямыми или сводчатыми перемычками. По периметру окна обрамляются наличниками, которые призваны прикрыть щель между стеной и оконной коробкой. Наличники могут быть самых затейливых очертаний. (9)

(9)

Выше оконных и дверных перемычек устанавливаются карнизики прямоугольной или треугольной формы — сандрики. (10)

(10)

Часто встречается понятие «лучковый сандрик» — это сандрик в форме лука, то есть. полукруглый.

К опорным формам относятся фундамент, стены и отдельно стоящие столбы. Столбы делятся на пилоны и колонны. Пилон — это столб прямоугольной формы, колонна — круглой. В египетской архитектуре пилоны, стоящие при входе в храм, имели форму плоских усеченных пирамид. Колонна имеет три части: базу (основание), ствол и капитель (завершающую часть).

Если на колонну положить сверху балку, которая будет являться перекрытием, то мы получим плоскую крышу. Кроме плоской крыши, может быть создан свод, а также купол.

Чтобы понять, как создаются эти архитектурные формы, надо обратиться к конструктивной стороне архитектуры. Но прежде рассмотрим, как методически преподнести материал по архитектурным формам.

Методика изложения материала

Важнейшие архитектурные элементы здания

Для каждой эпохи характерны свои города, свои здания. Они различны по видам и материалам, из которых созданы. Но во всех зданиях можно выделить важнейшие конструктивные элементы, назначение которых одинаково во все времена.


Основу конструкции дома составляют вертикальные части, несущие всю тяжесть сооружения — это опоры, столбы, колонны. Иногда роль опор выполняют стены. На вертикалях покоятся горизонтальные части конструкции здания — балки и перекрытия, а также первоэлемент дома — крыша. Сверху перекрытие выполняет роль потолка, снизу — пола. Соединение разных этажей, переход с одного уровня на другой осуществляется благодаря сходам — лестницам.

По современной строительной технологии сперва возводится каркас здания, а затем он «одевается» в стены. После этого внешне дом выглядит как объём, представляющий собой чередование поверхностей и проёмов в них.


ВВЕРХУ: простейшая конфигурация здания (в плане прямоугольник), когда функцию опор для кровли и перекрытий выполняют стены.

ВНИЗУ: макет простейшей конструкции здания (в плане прямоугольник) из вертикальных опор и перекрытий.


Не перечислить многообразия конструкций и форм перекрытий — от простейших одно- или двухскатных крыш до сложнейших сводов и куполов. Купола украшали дворцы и храмы в разных странах мира, придавая им интересный и выразительный силуэт. В современных постройках сводчатые перекрытия применяются в спортивных сооружениях, цирках, вокзалах, крытых рынках и др. Основу современных сводчатых перекрытий составляет металлоконструкция.


Церковь Санта-Мария делла салуте. Венеция. Италия

В каждой архитектурной форме перекрытий воплощаются достижения инженерной мысли своего времени.

Дом невозможен без окон и дверей. Даже если здание — секретный завод или усыпальница фараона, оно имеет проёмы для света и воздуха, входа и выхода. Их архитектоника претерпела в течение веков стилевые и даже функциональные изменения. Так, двери со временем преобразились из дубовых крепостных ворот замка с тяжеленными засовами в автоматически раздвигающиеся при нашем появлении прозрачные двери магазинов и офисов.


Портал собора в Шартре. Франция

Архитектурно-декоративное решение главного входа в здание — портала зримо передаёт стиль эпохи. Помимо наружных дверей существует множество иного типа дверей внутри пространства дома.

Изобретение новых видов стекла, полимеров преобразило не только архитектонику окна, но и весь облик современного здания. Его стены бывают часто похожи на одно громадное «окно», отражающее небо, плывущие облака и город.


Не менее интересна и удивительна конструктивная и стилевая эволюция окон разных стран и времён. В стремлении дать больше света современные архитекторы превратили небольшое оконце избушки в широкие полосы окон и целые окна-стены.

Но какого бы вида ни были окна, они являются важным архитектурным элементом, не существующим вне стиля здания.

В конструкции дома для жизни человека важны не только главные архитектурные элементы, но и такие, как лестницы, балконы, лоджии и др. Эти части здания не только создают дополнительные удобства, но украшают и определяют композиционное решение его пространства и фасада. Они чрезвычайно многообразны по своему назначению и конструкции. Мы можем видеть лестницы снаружи и внутри здания, при входе в три ступеньки и в виде маршей с этажа на этаж. Иногда для компактности лестницы делают винтовыми. В XX веке появились движущиеся лестницы — эскалаторы и ставшие такими привычными лифты.

Сегодня архитекторы, не удовлетворяясь традиционной ролью лестниц, лифтов и т. д., иногда выносят их наружу. И тогда стеклянные «трубы» эскалаторов, марши лестниц определяют облик здания. Функциональное одновременно становится и декоративным (стиль хай-тек)

Примерная последовательность работы над макетом

В этих макетах создаётся каркас фантазийного дома из опор и перекрытий (с лестничными переходами между этажами)

Замысел макета становится яснее, если он предварительно намечен в эскизе.


Характер и ритм расположения опор и перекрытий определяют пропорциональность и выразительность будущего дома. Более того, каркас своей конструкцией уже задаёт параметры внутреннего пространства здания

Проектирование настоящего здания требует больших профессиональных знаний, поэтому лучше сосредоточиться на создании фантазийных проектов. Тем более в основе строения любого здания — его архитектонике лежат одни и те же композиционные законы, вне зависимости от того, фантазийный он или реальный. (К тому же современная строительная техника может превратить в реальность даже самый фантазийный проект.)

В этих макетах работа начинается с моделирования полоской бумаги внутреннего пространства первого этажа дома. Затем возводятся опоры и перекрытия для последующих этажей, к которым крепятся стены, замыкающие внутреннее пространство здания.



Внутреннее пространство дома может быть достаточно сложным, расчленённым перегородками, отделяющими одно помещение от другого.

Если в практике это разделение пространства планируется до строительства, исходя из функций помещений, то в макетных упражнениях можно сначала сконструировать конфигурацию стен а потом придумать их функциональное назначение

Общее решение здания всегда богаче конструкции его каркаса благодаря разным архитектурным элементам: лоджиям и балконам, пилястрам и аркам, и даже форме водосточных труб.


В макетах учащихся конструкция здания создаётся из композиционно уравновешенных вертикалей и горизонтальных плоскостей. Диапазон работ — от простейших макетов из опор и перекрытий до сложных макетов, где использованы различные архитектурные элементы (окна, своды, лестницы и др.)


Задания

Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания.

    а) Создайте фантазийную конструкцию из вертикальных и горизонтальных плоскостей произвольной формы, ритмически организовав и сбалансировав её как единую композицию;


  1. Создайте конструкцию фантазийного объекта из стен, проёмов и крыш. В конструкцию могут быть введены арки и различные усложнения рельефа стен. Композиция должна чётко читаться по планам, иметь вертикальную доминанту.

Для получения расширенной информации об основных элементах здания зайдите на сайт: «Архитектурные элементы». Выполнять упражнения можно на компьютере, используя 3D программы.

Разделы: МХК и ИЗО

Цели урока:

  • Знакомство с важнейшими элементами здания.
  • Формирование навыков построения конструкций.
  • Формирование навыков совместной работы над объёмно-пространственным проектом зданий.
  • Развитие композиционного, проектного мышления.
  • Воспитание эстетически и конструктивно мыслящих людей.

Оборудование:

  • рекламные плакаты каждой группы (выполненные на итоговом уроке конструктивного дизайна),
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • картон,
  • бумага,
  • ножницы,
  • клей.

Слайды содержащие тему урока, цель, художественную задачу, фотографии с различными типами зданий, терминами.

Ход урока

Сегодня мы продолжаем знакомиться с архитектоникой здания.

Для каждой эпохи характерны свои города, свои здания.

Они различны по видам и материалам, из которых созданы. Но во всех зданиях можно выделить важнейшие конструктивные элементы, назначение которых одинаково во все времена.

Не перечислить многообразия конструкций и форм перекрытий от простейших одно- или двухскатных крыш, до сложнейших сводов и куполов. Купола украшали дворцы и храмы в разных странах мира, придавая им интересный и выразительный силуэт. В современных постройках сводчатые перекрытия применяются в спортивных сооружениях, цирках, вокзалах, крытых рынках и др. Основу современных сводчатых перекрытий составляет металлоконструкция.

Не менее интересна и удивительна конструктивная и стилевая эволюция окон разных стран и времен. В стремлении дать больше света современные архитекторы превратили подслеповатое оконце избушки в широкие полосы окон и целые окна-стены.

Но какого бы вида ни были окна, они являются важным архитектурным элементом, не существующим вне стиля здания.

Макет простейшей конструкции здания (в плане прямоугольник) из вертикальных опор и перекрытий.

На прошлом уроке вы выполнили эскиз проекта фантазийного здания. По этим эскизам вам предстоит создание конструкции из опорных ферм и перекрытий.

Фермы можно сделать из бумаги, скручивая её на шариковую пасту, а перекрытия из цветного картона. Выбранный вами руководитель группы, он же руководитель вашей архитектурной компании, распределяет обязанности между участниками. На эту работу вам отводится не более 8 минут.

После завершения работы над конструкцией здания будет проходить тендер.

Я как покупатель хотела бы увидеть на этих торгах здания, которые имеют не традиционную форму и отвечало бы требованиям современного рынка в период экономического кризиса, т.е. функции здания должны приносить максимальную прибыль.

Практическая работа.

Создание конструкции из опорных ферм и перекрытий.

Проект выполняется из картона (перекрытия), бумаги скрученной в трубочки (колонны) и гофрированного цветного картона (верхнее перекрытие).

Защита проектов.

План защиты проекта:

  1. Представление своей команды.
  2. Представление проекта:
  3. вид здания;
  4. функции здания;
  5. экологичность проекта.
  6. Актуальность проекта (новизна).
  7. Выбор лучшего проекта проводят эксперты от каждой команды.

Подведение итогов.

  • Что нового узнали во время работы над проектом?
  • Чему научились?
  • Интересно ли вам было выполнять задание?
  • Что было сложным при выполнении задания?
  • Что вам понравилось в выступлении одноклассников?
  • Какие рекомендации вы бы дали тем, кто работает над проектом?

МОУ СОШ № 1 пгт. Новокручининский имени Героя России В.И. Тюрикова

Сведения об организации


Сайт сетевичок


Персональные данные

Доп. образование


Противодействие коррупции

ОСОБЫЙ РЕБЁНОК

Особый ребёнок

Информационный портал для родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Телефон доверия


КАЛЕНДАРЬ

ИЗО 7 класс

Учитель: Лаврентьева Оксана Юрьевна

Viber: 89143672133

Выполненное задание сфотографировать и выслать на электронную почту учителя Лаврентьевой О.Ю. с указанием фамилии, имени и класса.
Можно переслать через Viber

Задания

III ЧЕТВЕРТЬ

18 ЯНВАРЯ (7 Б)

Стр. 92-101 учебника. Задание под цифрой 3.

Задания

Архитектурные образы прошлых эпох.

  1. Рассмотрите образцы архитектуры разных стилей и, проанализировав их, сделайте: а) зарисовки храма или общественного здания того или иного стиля; б) живописный этюд части города (площадь, улица и т. д.).
  2. Рассмотрев различные сооружения знаменитых городов мира, выберите из них наиболее характерные и значительные. Соберите их в единый плоскостной ряд, создав узнаваемый силуэт города.


  1. Найдите изображения произведений архитектуры и дизайна прошедших эпох (зданий, мебели, костюмов и элементов быта) одного стиля и сделайте из них фотоколлаж (соединив их с кратким комментарием, создайте историко-художественный проект).

Для ознакомления с историей архитектуры обратитесь к сайтам: «Шедевры архитектуры и скульптуры», «Стили архитектуры» и т. д. Задания этой главы предпочтительнее выполнить на компьютере.

15 ФЕВРАЛЯ (7 Б)

Интерьер и вещь в доме.
Дизайн пространственно-вещной среды интерьера

Изучите теорию и выполните задание 2.

Настоящим миром вещей является не город, а здание. Внутри помещения вещи — главные действующие лица. Убранство и оформление внутреннего пространства здания, т. е. интерьера, определяются его архитектурным решением.

Замысел здания не сводится лишь к созданию его внешнего вида — экстерьера, не менее значимо конструирование внутреннего пространства. Поэтому интерьер и стиль наполняющих его вещей во многом диктуются архитектурой (например, форма дверного проёма, придуманная архитектором, определяет вид и стиль двери и, соответственно, дизайн дверной ручки; потолок с его лепниной определяет облик светильников и т. д.).


Интерьер — синтез архитектуры и дизайна, рождающийся в единстве планировки пространства и вещной среды.

Архитектурное решение помещения (планировка, окна, двери, лестницы и пр.) определяет стиль дизайна интерьера.


Назначение помещения определяет стиль интерьера и дизайн вещей, находящихся в нём. Поэтому интерьеры офисов и театров, вокзалов и больниц, научных лабораторий и заводских цехов, станций метро и стадионов, не говоря уже о жилых помещениях, столь непохожи друг на друга.

В понятие дизайн интерьера входят оформление и декорирование (цветовое и фактурное) стен, потолка, пола, оконных и дверных проёмов с помощью обоев, штор, жалюзи, а также организация удобной и комфортной среды для работы, отдыха, сна и бытовых нужд.

Вещь и интерьер историчны и социальны. В каждом обществе в каждую историческую эпоху существует своё понимание красоты и устройства интерьера. Мебель и убранство, например, интерьеров эпохи барокко отличаются от мебели и убранства эпохи классицизма или модерна. Интерьер и вещи одного и того же назначения совершенно непохожи в дворянском и буржуазном доме, в купеческом и крестьянском, артистическом и обывательском. К тому же они столь различны, сколь различны их владельцы. Эстетические пристрастия, понимание красоты и удобства так или иначе проявляются в оформлении интерьера.



В вещах, во всей атмосфере и обстановке интерьера отпечатывается «душа дома» и его хозяина. Вещи и пространство концентрируют в себе характер и суть жизни дома.


Интерьерная галерея в Санкт-Петербурге

В обстановку интерьера входит множество элементов дизайна, которые не только определяют его облик, но и формируют пространство помещения. Интерьеры прошлого, например, часто переполнены вещами, вещицами, и скорее это царство вещей, нежели человека.

Активную роль в разные эпохи играет деталь в создании стиля комнаты. Вещи неотрывны от художественных тенденций и вкусов эпохи, от развития всего искусства и в особенности архитектуры.

Впитывая мировой художественный опыт, школа русского декора и отечественный дизайн создали уникальные образцы вещей — от пышных и изысканных фарфоровых посудных сервизов, ножей, вилок и светильников до конструктивистской мебели рабочих клубов и интерьеров московского метро.


Стиль помещения и его пространственное решение зависят от расстановки в нём мебели: стульев, столов, диванов, шкафов и др.

Понимание красоты и организации пространства интерьера у людей разных народов в прошлом и настоящем различны, как и понимание комфорта и удобства среды для жизни человека.

Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи возникает в совокупности архитектурно-пространственной и вещной среды, включающей в себя интерьер и мебель, одежду и хозяйственную утварь.


В этом выражается облик времени и образ жизни людей будь то в дворянском обществе XVIII в. или в социалистическом XX в.

Мебель не только формирует облик интерьера, но, в свою очередь, и сама конструктивно определяется функцией и назначением помещения.

Так, одни и те же по своей функции предметы интерьерного дизайна (светильники, стулья, шкафы, столы и пр.) имеют различный вид в аэропорту, кафе, учреждении или жилой квартире.


Истоки отечественной мебели — в традициях европейского мебельного искусства. Так, в России стул впервые упоминается в допетровских письменах, но только с конца XVII — начала XVIII в. можно говорить о развитии отечественной мебели. С течением времени выработался и распространился не только тип русского стула, но и вообще стиль отечественного мебельного искусства.

Дизайн современной мебели — это результат развития искусства создания мебели с самых давних времён. Так, стул явился результатом эволюции древних седалищ, лавок, а шкаф ведёт своё начало от простейших хранилищ — сундуков.


Со временем сундук поставили на «попа», и возник прообраз шкафа. Затем по прошествии времени возникли полки и дверцы, появились выдвижные ящики. Всё это были поистине революционные события в мире мебели. Интересно наблюдать, как в череде художественных стилей и форм менялся во времени облик шкафа: от прабабушкиного комода до современных шкафов-купе.

Развитие формы спальной мебели характеризуется стремлением к её большей трансформации: от раскладушки и кресла-дивана до откидной кровати.


Не менее интересна эволюция стола: от простейших форм к конторке (прообраз нынешних секретеров) и до оригинальнейших столов в эпоху ампира и модерна.

Ансамбля в обстановке можно достичь за счёт гарнитура или за счёт разностильных вещей, композиционно объединённых друг с другом.


Многие вещи конструируются дизайнерами не штучно, а комплектами и в едином стиле. Стилевое единство вещей называется ансамблем. Понятие ансамбля может относиться как к мебели или посуде (мебельный гарнитур, посудный сервиз), так и к интерьеру. Ансамбль в интерьере складывается, если есть целостное решение всех составляющих его элементов. И не обязательно, чтобы это была единообразная целостность гарнитура. Сегодня понятие ансамбля расширилось и подразумевает художественное единство вещей разных стилей и эпох, которые сочетаются по форме, цвету и фактуре.


В сервизах объединена столовая посуда разного назначения (чайник, молочник, супница, тарелки, чашки и др.).

Дом, как говорили древние китайцы, «это не стены, а пространство между ними». Дом — это нечто сугубо личное, скрытое от других и одновременно некая витрина, демонстрация личных достижений и возможностей. И вещь тоже двулика. Казалось бы, вещь — помощник и слуга человека, но неожиданно она может приобрести власть над ним и превратиться в его хозяина. Завладев думами и стремлениями человека, вещь может стать целью его существования. А вещи не должны довлеть над человеком, какой бы это ни был суперкомпьютер или машина. Вещизм, т. е. тяга к приобретательству, — болезнь нашего века. Чтобы ни диктовала сиюминутная мода, всё равно вещь — всегда после человека, всегда лишь его слуга и никогда — господин!

В коллажах интерьер предстаёт как образ мира вещей, одежды, архитектуры в их стилевом единстве, отражающем эпоху. Образный портрет среды возникает благодаря подбору наиболее точно характеризующих её деталей. Композиция строится по принципу: «Целое передаётся через деталь».


В создании макетов отдельных элементов сервиза их форма и цвет определяются ощущением и пониманием единства стиля всего гарнитура.

Для изготовления фрагмента сервиза может быть использована одноразовая посуда или подобные исходные материалы с последующей декоративной обработкой.

Задания

Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера.


  1. Создайте конструктивное и декоративно-цветовое решение элемента сервиза по аналогии с остальными предметами. Исходя из стиля сервиза, сделайте макет одного предмета (чашка, ложка, нож, солонка) в натуральную величину в материале (глина, тесто и т. п.).

Материалы для реферата можно найти на сайте: «Архитектурные и художественные стили и направления».

Важнейшие архитектурные элементы здания

Для каждой эпохи характерны свои города, свои здания. Они различны по видам и материалам, из которых созданы. Но во всех зданиях можно выделить важнейшие конструктивные элементы, назначение которых одинаково во все времена.


Основу конструкции дома составляют вертикальные части, несущие всю тяжесть сооружения — это опоры, столбы, колонны. Иногда роль опор выполняют стены. На вертикалях покоятся горизонтальные части конструкции здания — балки и перекрытия, а также первоэлемент дома — крыша. Сверху перекрытие выполняет роль потолка, снизу — пола. Соединение разных этажей, переход с одного уровня на другой осуществляется благодаря сходам — лестницам.

По современной строительной технологии сперва возводится каркас здания, а затем он «одевается» в стены. После этого внешне дом выглядит как объём, представляющий собой чередование поверхностей и проёмов в них.


ВВЕРХУ: простейшая конфигурация здания (в плане прямоугольник), когда функцию опор для кровли и перекрытий выполняют стены.

ВНИЗУ: макет простейшей конструкции здания (в плане прямоугольник) из вертикальных опор и перекрытий.


Не перечислить многообразия конструкций и форм перекрытий — от простейших одно- или двухскатных крыш до сложнейших сводов и куполов. Купола украшали дворцы и храмы в разных странах мира, придавая им интересный и выразительный силуэт. В современных постройках сводчатые перекрытия применяются в спортивных сооружениях, цирках, вокзалах, крытых рынках и др. Основу современных сводчатых перекрытий составляет металлоконструкция.


Церковь Санта-Мария делла салуте. Венеция. Италия

В каждой архитектурной форме перекрытий воплощаются достижения инженерной мысли своего времени.

Дом невозможен без окон и дверей. Даже если здание — секретный завод или усыпальница фараона, оно имеет проёмы для света и воздуха, входа и выхода. Их архитектоника претерпела в течение веков стилевые и даже функциональные изменения. Так, двери со временем преобразились из дубовых крепостных ворот замка с тяжеленными засовами в автоматически раздвигающиеся при нашем появлении прозрачные двери магазинов и офисов.


Портал собора в Шартре. Франция

Архитектурно-декоративное решение главного входа в здание — портала зримо передаёт стиль эпохи. Помимо наружных дверей существует множество иного типа дверей внутри пространства дома.

Изобретение новых видов стекла, полимеров преобразило не только архитектонику окна, но и весь облик современного здания. Его стены бывают часто похожи на одно громадное «окно», отражающее небо, плывущие облака и город.


Не менее интересна и удивительна конструктивная и стилевая эволюция окон разных стран и времён. В стремлении дать больше света современные архитекторы превратили небольшое оконце избушки в широкие полосы окон и целые окна-стены.

Но какого бы вида ни были окна, они являются важным архитектурным элементом, не существующим вне стиля здания.

В конструкции дома для жизни человека важны не только главные архитектурные элементы, но и такие, как лестницы, балконы, лоджии и др. Эти части здания не только создают дополнительные удобства, но украшают и определяют композиционное решение его пространства и фасада. Они чрезвычайно многообразны по своему назначению и конструкции. Мы можем видеть лестницы снаружи и внутри здания, при входе в три ступеньки и в виде маршей с этажа на этаж. Иногда для компактности лестницы делают винтовыми. В XX веке появились движущиеся лестницы — эскалаторы и ставшие такими привычными лифты.

Сегодня архитекторы, не удовлетворяясь традиционной ролью лестниц, лифтов и т. д., иногда выносят их наружу. И тогда стеклянные «трубы» эскалаторов, марши лестниц определяют облик здания. Функциональное одновременно становится и декоративным (стиль хай-тек)

Примерная последовательность работы над макетом

В этих макетах создаётся каркас фантазийного дома из опор и перекрытий (с лестничными переходами между этажами)

Замысел макета становится яснее, если он предварительно намечен в эскизе.


Характер и ритм расположения опор и перекрытий определяют пропорциональность и выразительность будущего дома. Более того, каркас своей конструкцией уже задаёт параметры внутреннего пространства здания

Проектирование настоящего здания требует больших профессиональных знаний, поэтому лучше сосредоточиться на создании фантазийных проектов. Тем более в основе строения любого здания — его архитектонике лежат одни и те же композиционные законы, вне зависимости от того, фантазийный он или реальный. (К тому же современная строительная техника может превратить в реальность даже самый фантазийный проект.)

В этих макетах работа начинается с моделирования полоской бумаги внутреннего пространства первого этажа дома. Затем возводятся опоры и перекрытия для последующих этажей, к которым крепятся стены, замыкающие внутреннее пространство здания.



Внутреннее пространство дома может быть достаточно сложным, расчленённым перегородками, отделяющими одно помещение от другого.

Если в практике это разделение пространства планируется до строительства, исходя из функций помещений, то в макетных упражнениях можно сначала сконструировать конфигурацию стен а потом придумать их функциональное назначение

Общее решение здания всегда богаче конструкции его каркаса благодаря разным архитектурным элементам: лоджиям и балконам, пилястрам и аркам, и даже форме водосточных труб.


В макетах учащихся конструкция здания создаётся из композиционно уравновешенных вертикалей и горизонтальных плоскостей. Диапазон работ — от простейших макетов из опор и перекрытий до сложных макетов, где использованы различные архитектурные элементы (окна, своды, лестницы и др.)


Задания

Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания.

    а) Создайте фантазийную конструкцию из вертикальных и горизонтальных плоскостей произвольной формы, ритмически организовав и сбалансировав её как единую композицию;


  1. Создайте конструкцию фантазийного объекта из стен, проёмов и крыш. В конструкцию могут быть введены арки и различные усложнения рельефа стен. Композиция должна чётко читаться по планам, иметь вертикальную доминанту.

Для получения расширенной информации об основных элементах здания зайдите на сайт: «Архитектурные элементы». Выполнять упражнения можно на компьютере, используя 3D программы.

Важнейшие архитектурные элементы здания

Для каждой эпохи характерны свои города, свои здания. Они различны по видам и материалам, из которых созданы. Но во всех зданиях можно выделить важнейшие конструктивные элементы, назначение которых одинаково во все времена.


Основу конструкции дома составляют вертикальные части, несущие всю тяжесть сооружения — это опоры, столбы, колонны. Иногда роль опор выполняют стены. На вертикалях покоятся горизонтальные части конструкции здания — балки и перекрытия, а также первоэлемент дома — крыша. Сверху перекрытие выполняет роль потолка, снизу — пола. Соединение разных этажей, переход с одного уровня на другой осуществляется благодаря сходам — лестницам.

По современной строительной технологии сперва возводится каркас здания, а затем он «одевается» в стены. После этого внешне дом выглядит как объём, представляющий собой чередование поверхностей и проёмов в них.


ВВЕРХУ: простейшая конфигурация здания (в плане прямоугольник), когда функцию опор для кровли и перекрытий выполняют стены.

ВНИЗУ: макет простейшей конструкции здания (в плане прямоугольник) из вертикальных опор и перекрытий.


Не перечислить многообразия конструкций и форм перекрытий — от простейших одно- или двухскатных крыш до сложнейших сводов и куполов. Купола украшали дворцы и храмы в разных странах мира, придавая им интересный и выразительный силуэт. В современных постройках сводчатые перекрытия применяются в спортивных сооружениях, цирках, вокзалах, крытых рынках и др. Основу современных сводчатых перекрытий составляет металлоконструкция.


Церковь Санта-Мария делла салуте. Венеция. Италия

В каждой архитектурной форме перекрытий воплощаются достижения инженерной мысли своего времени.

Дом невозможен без окон и дверей. Даже если здание — секретный завод или усыпальница фараона, оно имеет проёмы для света и воздуха, входа и выхода. Их архитектоника претерпела в течение веков стилевые и даже функциональные изменения. Так, двери со временем преобразились из дубовых крепостных ворот замка с тяжеленными засовами в автоматически раздвигающиеся при нашем появлении прозрачные двери магазинов и офисов.


Портал собора в Шартре. Франция

Архитектурно-декоративное решение главного входа в здание — портала зримо передаёт стиль эпохи. Помимо наружных дверей существует множество иного типа дверей внутри пространства дома.

Изобретение новых видов стекла, полимеров преобразило не только архитектонику окна, но и весь облик современного здания. Его стены бывают часто похожи на одно громадное «окно», отражающее небо, плывущие облака и город.


Не менее интересна и удивительна конструктивная и стилевая эволюция окон разных стран и времён. В стремлении дать больше света современные архитекторы превратили небольшое оконце избушки в широкие полосы окон и целые окна-стены.

Но какого бы вида ни были окна, они являются важным архитектурным элементом, не существующим вне стиля здания.

В конструкции дома для жизни человека важны не только главные архитектурные элементы, но и такие, как лестницы, балконы, лоджии и др. Эти части здания не только создают дополнительные удобства, но украшают и определяют композиционное решение его пространства и фасада. Они чрезвычайно многообразны по своему назначению и конструкции. Мы можем видеть лестницы снаружи и внутри здания, при входе в три ступеньки и в виде маршей с этажа на этаж. Иногда для компактности лестницы делают винтовыми. В XX веке появились движущиеся лестницы — эскалаторы и ставшие такими привычными лифты.

Сегодня архитекторы, не удовлетворяясь традиционной ролью лестниц, лифтов и т. д., иногда выносят их наружу. И тогда стеклянные «трубы» эскалаторов, марши лестниц определяют облик здания. Функциональное одновременно становится и декоративным (стиль хай-тек)

Примерная последовательность работы над макетом

В этих макетах создаётся каркас фантазийного дома из опор и перекрытий (с лестничными переходами между этажами)

Замысел макета становится яснее, если он предварительно намечен в эскизе.


Характер и ритм расположения опор и перекрытий определяют пропорциональность и выразительность будущего дома. Более того, каркас своей конструкцией уже задаёт параметры внутреннего пространства здания

Проектирование настоящего здания требует больших профессиональных знаний, поэтому лучше сосредоточиться на создании фантазийных проектов. Тем более в основе строения любого здания — его архитектонике лежат одни и те же композиционные законы, вне зависимости от того, фантазийный он или реальный. (К тому же современная строительная техника может превратить в реальность даже самый фантазийный проект.)

В этих макетах работа начинается с моделирования полоской бумаги внутреннего пространства первого этажа дома. Затем возводятся опоры и перекрытия для последующих этажей, к которым крепятся стены, замыкающие внутреннее пространство здания.



Внутреннее пространство дома может быть достаточно сложным, расчленённым перегородками, отделяющими одно помещение от другого.

Если в практике это разделение пространства планируется до строительства, исходя из функций помещений, то в макетных упражнениях можно сначала сконструировать конфигурацию стен а потом придумать их функциональное назначение

Общее решение здания всегда богаче конструкции его каркаса благодаря разным архитектурным элементам: лоджиям и балконам, пилястрам и аркам, и даже форме водосточных труб.


В макетах учащихся конструкция здания создаётся из композиционно уравновешенных вертикалей и горизонтальных плоскостей. Диапазон работ — от простейших макетов из опор и перекрытий до сложных макетов, где использованы различные архитектурные элементы (окна, своды, лестницы и др.)


Задания

Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания.

    а) Создайте фантазийную конструкцию из вертикальных и горизонтальных плоскостей произвольной формы, ритмически организовав и сбалансировав её как единую композицию;


  1. Создайте конструкцию фантазийного объекта из стен, проёмов и крыш. В конструкцию могут быть введены арки и различные усложнения рельефа стен. Композиция должна чётко читаться по планам, иметь вертикальную доминанту.

Для получения расширенной информации об основных элементах здания зайдите на сайт: «Архитектурные элементы». Выполнять упражнения можно на компьютере, используя 3D программы.

Важнейшие архитектурные элементы здания
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 9 класс) по теме

ФЕРМА в строительной механике — геометрически неизменяемая стержневая система, у которой все узлы принимаются при расчете шарнирными.

Простейшая конфигурация здания (в плане прямоугольник) — это когда функцию опор для кровли и перекрытий выполняют стены

Макет простейшей конструкции здания (в плане прямоугольник) из вертикальных опор и перекрытий

Современные сводчатые перекрытия

Архитектоника дверей претерпела в течение веков стилевые изменения

Художественная задача Создание фантазийной конструкции из вертикальных и горизонтальных плоскостей произвольной формы, ритмически организовав и сбалансировав её как единое композиционное целое.

Композиции из опор и перекрытий

Композиции из опор и перекрытий

Композиции из опор и перекрытий

Изобретение новых видов стекла, полимеров преобразило не только архитектонику окна, но и весь облик современного здания. Его стены часто похожи на огромное «окно», отражающее небо, плывущие облака и город.

Лестницы не только создают удобства, но и определяют композиционное решение здания.

Необычные здания мирового архитектурного гения

Яркий пример нового округлого «капельного «стиля» мерия Нормана Фостера

Бурж Аль Араб – великолепный отель, построенный на искусственном острове в Дубае.

Проект отеля Regatta в Джакарте Десять маленьких зданий - это парусные лодки, а большое - маяк.

Штаб-квартира Газпрома, Россия

Культурный центр и оперный театр в Дубае

54-этажный жилой комплекс Turning Torso. Архитектор - Сантьяго Калатрава (Santiago Calatrava), застройщик - HSB, Швеция. Фото: Henrik Ahldin и HSB Примечательно, что реальное здание «выросло» из концептуальной скульптуры, придуманной архитектором Саньтяго Калатрава еще в 1996 году. Образ динамичного человеческого торса, охваченного движением, напоминающем об античном метателе дисков, Калатрава создал с помощью сдвинутых друг относительно друга кубов.

Здание «Feliks-Nussbaum-House», Оснабрюк, Германия. Здание выделяется своеобразным деконст- руктивистским решением фасада с контрастным сочетанием дерева и металлических листов

Читайте также: