Сломать пятую стену что значит

Обновлено: 17.05.2024

Новая серия «Рика и Морти»: Что это было?

На КиноПоиск HD 4 мая вышла шестая серия «Рика и Морти» — долгожданное продолжение четвертого сезона мультсериала. Помимо традиционных пасхалок и отсылок, эпизод «Риконечная Мортистория» удивил своим сюжетом, который сильно отличается от того, что зрители видели раньше. Разбираемся, что особенного в этой серии.

Что там происходит?

Действие эпизода «Риконечная Мортистория» (название отсылает к фильму «Бесконечная история») происходит в космическом поезде, где собрались враги Рика Санчеза, мечтающие прикончить несносного ученого. У каждого из них есть свой повод отомстить — персонажи раскрывают причины в микроисториях, длящихся меньше минуты. Впрочем, довольно быстро оказывается, что и сам поезд не обычное средство передвижения, а нарративное устройство, управляемое Мастером Сказаний. Рику и его внуку Морти приходится проявить недюжинную смекалку, чтобы выбраться из ловушки. И все для того, чтобы в конце эпизода выяснилось следующее: оказывается, поезд — всего лишь игрушка, нарезающая круги по гостиной Смитов.

При чем тут циклическая история?

Фанаты Дэна Хармона, соавтора «Рика и Морти», давно знают о его сценарной формуле, которую можно представить в виде замкнутого круга. Стоит отметить, что Хармон не изобретал колесо, а всего лишь адаптировал структуру мономифа, выведенную ученым и писателем Джозефом Кэмпбеллом (ее придерживался, например, Джордж Лукас для создания «Звездных войн»).

Круг истории выглядит так:

1. Персонаж в зоне комфорта.

2. Он что-то хочет.

3. Попадает в некомфортную ситуацию.

5. Достигает цели.

6. Но платит за это высокую цену.

7. Возвращается к знакомой ситуации.

«Риконечная Мортистория» прямо ссылается на эту структуру: герои находят план движения поезда, разделенный на восемь секторов. «Ну, конечно же, тут все идет по сраному кругу. А можно было подумать, что все так сложно», — говорит Рик. Это типичный метакомментарий в духе мультсериала.

Но что значат слова злодея Мастера Сказаний о намерении сломать «пятую стену»? Четвертую стену, классический драматургический прием, сериал ломает постоянно. Даже в этом эпизоде ученый бросает фразу: «Если бы мы захотели выпустить филлер, то сделали бы „Межпространственное кабельное“, а не этот натянутый, претенциозный…» «Межпространственное кабельное» — это отсылка не только к телевидению, которое смотрят Рик и Морти, но и к уже опробованному формату сериала, когда основной сюжет несильно продвигается вперед, разбиваясь на маленькие скетч-эпизоды, демонстрирующие всю палитру абсурдистской фантазии создателей (один из ярких примеров — эпизод « Межвселенский кабель 2: Искушение судьбы» во втором сезоне) .

Но в этот раз «сломанная пятая стена» — это превращение самих фанатов сериала в персонажей. Дэн Хармон и Джастин Ройланд решили пустить по циклическому маршруту самих зрителей. Убедительнее всего это доказывают в обсуждении на Reddit.

1. Персонаж в зоне комфорта (мы, аудитория, наслаждающаяся сериалом).

2. Он чего-то хочет (нам нужно продолжение классических сюжетных линий с любимыми персонажами вроде Злого Морти и Птичьей Личности).

3. Попадание в некомфортную ситуацию (весь этот чертов эпизод).

4. Адаптация (приспособление к метаюмору).

5. Достижение цели (вставка с Птичьей Личностью и появление Злого Морти).

6. Расплата (эти вставки короткие, ужасные и неканоничные).

7. Возвращение к знакомой ситуации (возвращение к нормальным Рику и Морти).

8. Изменение персонажа (теперь аудитория не будет ждать продвижения сюжета вперед, а наконец примет «Рика и Морти» просто как забавное шоу).

Воспитание фанатов

Шестой пункт, пожалуй, самый жестокий по отношению к фанатам. Серии «Рика и Морти» выходят не так часто, как им хотелось бы, к тому же зрительские ожидания довольно высоки, фанатские теории и спекуляции давно можно превратить в отдельное шоу. Вот продолжение четвертого сезона и пытается немного сбить температуру: хватит ждать эпического сражения со Злым Морти (тут он предстает как лидер злодейской армии вместе со злым двойником мистера Жопосранчика) и возвращения старых героев (разумный пес Снафлс из самых первых серий появляется в новом эпизоде на долю секунды). Что, правда хотите всего этого? Тогда держите в формате необязательного эпизода-филлера, который к тому же объявлен самими героями неканоничным.

Отклонения от курса

Еще один забавный метакомментарий Хармона и Ройланда связан с попыткой героев обмануть ожидания Мастера Сказаний и сделать что-то совершенно не в своем духе. В первом случае Морти должен придумать историю, соответствующую критериям теста Бекдел. Это феминистский стандарт оценки сюжета: в художественном произведении должны существовать два женских персонажа, разговаривающих о чем-то, кроме мужчин. В исполнении парня-подростка история получается абсурдной: его сестра и мать неестественными голосами разговаривают о менструации, позже побеждают скорпионов при помощи радуги из вагин, а затем и вовсе созваниваются с легендарной Рут Бейдер Гинзбург . Рассматривать это можно как ответ Хармона и Ройланда на фемкритику: если насильно заставлять мужчин сочинять истории о женщинах, то они могут получиться довольно ужасными и не менее сексистскими.

Член Верховного суда США. Вторая женщина в истории США, назначенная на должность судьи Верховного суда.

Второе отклонение от курса происходит, когда герои сталкиваются с огромной армией злодеев, возглавляемой Злым Морти. Когда Рик и Морти находятся в полном отчаянии, то решаются обратиться к… Иисусу Христу. Это ломает представление Мастера Сказаний об их типичном поведении. Появление Иисуса — фактически явление «бога из машины», драматургического приема, заключающегося в неожиданном и неправдоподобном разрешении конфликта (подобного не гнушались древние греки, но с тех пор прошло довольно много столетий). В наше время такой поворот считается безвкусным, но Рик думает иначе: «Морти, да нас буквально спас Иисус Христос. Каким боком это может оказаться оскорбительным?» Этот да и многие другие диалоги из серии похожи на реальные разговоры сценаристов шоу, которые собрались на мозговом штурме. Так что мультсериал вышел на такой уровень мета-мета, на котором раньше, кажется, еще не оказывался.

Четвёртая стена (термин)

Содержание

Описание

Действие актёра, обращающегося непосредственно к зрителю со сцены или с экрана называется «сломать четвёртую стену» [1] [4] . Данный приём особенно распространён в комедиях и мультфильмах, но изредка используется и в серьёзных, драматических произведениях (например, в экспериментальной пьесе Юджина О’Нила «Странная интерлюдия» (1928) главный герой делится своими сокровенными мыслями, обращаясь к зрителям).

«Пятая стена»

Термин «пятая стена» был введён в употребление позднее, и означает невидимую стену между критиками (читателями) и вымышленным миром [5] . Также может иметься в виду стена между самими зрителями во время просмотра.

Проблеме «ломки пятой стены» были посвящены несколько семинаров в театре «Глобус» в 2004 году [6] .

Также «пятой стеной» называют телевизор, так как он позволяет видеть мир за пределами четырёх стен комнаты [7] [8] ; и экран, на который проецируются образы в «театре теней» [9] .

Четвёртая стена в кино и на телевидении

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Как уже говорилось выше, «ломают четвёртую стену» чаще всего в комедийных фильмах, сериалах, мультфильмах. Например:

Четвёртая стена в комиксах

В некоторых комиксах отсутствует стена между читателями и персонажами, как правило главными. Например, Дэдпул часто говорит с читателями, а суперзлодей Superboy Prime обвиняет авторов в своих преступлениях и читает комиксы о самом себе, включающие ещё непроизошедшие события. Так же в комиксе «Особо опасен» главный герой Уэсли нередко обращается к читателям.

Четвёртая стена в видеоиграх

В некоторых видеоиграх персонажи также могут «сломать четвёртую стену», например:

Ломая четвёртую стену: значение, причины, примеры


Персонажи фильмов обычно не смотрят в сторону кинокамеры - ведь её для них не существует. Актёры на сцене как будто не замечают собравшихся в зале зрителей, а герои комиксов и вовсе не подозревают, что нарисованы. Но иногда происходит неожиданное: герои подмигивают в объектив, обсуждают между собой зрителей, а в зал одна за другой сыпятся реплики апарт. Если вы стали свидетелем таких приёмов, знайте: перед вами ломается "четвёртая стена".

Как вы уже поняли, "четвёртая стена" встречается не только в кино, но так же театре (в первую очередь), литературе, комиксах, видеоиграх - везде, где есть вымышленные персонажи, существует и та самая граница, отделяющая выдуманный мир от реального. Это воображаемая стена между актёрами и зрителями в традиционном «трёхстенном» театре. Ломать стену начали ещё задолго до того, как философ Дени Дидро в XVIII веке сформулировал суть этого явления. Цели при использовании данной техники преследуются разные и часто зависят от места действия. Например, в театре "ломают" стену, чтобы подчеркнуть условность происходящего на сцене, а вот в кино, сериалах, комиксах и видеоиграх - наоборот, чтобы сделать историю более реалистичной. Но в любом из случаев данный приём применяется с целью связать зрителя, слушателя, читателя с тем, что происходит по ту сторону реальности. Сейчас этот прием используется в комических целях, чтобы намекнуть, что авторы произведения помнят о своей лояльной аудитории. Такой приём ещё довольно популярен в манге, где зачастую в шутливой форме герой сетует и пеняет автору на нелепость ситуации, в которой оказался.

В театре, откуда пришёл сам принцип этого выражения, при разрушении четвёртой стены актёры ждут от зрителей какой - либо активной реакции, вплоть до того, что именно зритель решает исход спектакля (разные концовки). Создатели фильмов, сериалов, комиксов, журналов и литературы в целом более ограничены в степени взаимодействия со зрителями и читателями, чем актёры в театре, однако, даже здесь при желании можно выкрутиться. Наиболее часто используемый вариант взаимодействия с зрителем и читателем - разговор героев, адресованный человеку по ту сторону экрана или бумажных страниц.

Простой, казалось бы, взгляд в камеру, олицетворяющий собой непосредственное общение со зрителем, способен привлечь внимание и сообщить, что сейчас будет нечто особенно важное для сюжета. Но даже в этом случае мы сознательно понимаем, что актёр не может смотреть непосредственно на нас, но на подсознательном уровне зритель уже уловил взгляд и воспринял его буквально. Это сразу делает мир по другую сторону не таким уж нереальным.


Иногда для создания как можно более «реалистичной» картинки, режиссеры играют с камерой – сажают на объектив мух, брызгают на линзу водой или кровью, неосторожно задетая кем-то камера может даже перевернуться. Режиссер как бы подчеркивает: это не сказка, а реальная съемка, верьте или нет. Особенно забавно подобные приемы выглядят в мультфильмах. Однако далеко не всегда с помощью четвёртой стены стараются передать важность событий. Иногда, а нынче чаще, чем обычно, это делается в шутливых целях. Такие вставки призваны встряхнуть зрителя, оживить сюжет и напоминать о нелепости ситуации, намекая как - бы, что не стоит слишком серьёзно относится к происходящему.


В пьесе Аристофана под названием "Мир" герои систематически обращаются к зрителям, и происходит это по следующему принципу:

Тригей (к зрителям):
"Что с нами будет, граждане, беда идёт!
Средь вас тут не найдётся ль посвящённого
В мистерии? Теперь пускай он молится,
Чтобы в дороге Ужас ногу вывихнул."

Так же в своих пьесах к ломке четвёртой стены прибегал Шекспир. Например, "Сон в летнюю ночь" заканчивается словами:

"Доброй ночи вам, друзья.
Вы похлопайте, а Робин
Вам отплатит, чем способен."


В одном из анимационных эпизодов о кайоте Вайле и Дорожном Бегуне происходит следующее:

И тогда койот, по-прежнему держась за одну из высоченных лап гигантского Бегунка, показывает зрителям табличку: «Ну вот, умники, вы всегда хотели, чтоб я его поймал; а теперь что делать?»

Вообще стоит написать о том, что ломка "четвёртой стены" сопровождает каждого человека с первых лет жизни - достаточно вспомнить детские театры, где обращение персонажей к маленьким зрителям является нормальной вещью. Дополняют картину передачи типа "Спокойной ночи, малыши" и персонажи вроде советского кота Леопольда, который улыбается зрителям со словами: "Ребята, давайте жить дружно!"


Забегая немного вперёд хочется упомянуть о понятии "пятая стена". Когда "четвёртая стена" стала привычным явлением, постмодернизм ввёл понятие "пятой стены". В этом случае в качестве зрителя оказывается сам персонаж в многослойном сюжетном конструкте. Похожим примером является анимационный сериал "Человек - паук" 90 - х годов. В одной из серии Человек - паук приходит в гости к придумавшему его Стэну Ли.


Ярким примером ломки четвёртой стены является фильм "Забавные игры". Особую остроту приёма придаёт то, что режиссёр превращает публику не в свидетеля происходящего, а скорее в соучастников. Не ограничиваясь взглядами в камеру, главный герой периодически обращается к зрителям со словами: "Вам бы, наверное, уже хотелось закончить смотреть этот фильм?". В момент расправы над жертвами он интересуется у зрителей, на кого бы они поставили.


Кадр из фильма "Забавные игры"

В фильме "Поцелуй навылет" главный герой ломает четвёртую стену каждый раз, когда начинает свой монолог. Помимо этого, герои неоднократно извиняются перед зрителями за бранные словечки, а конце один из персонажей говорит в камеру: "А теперь всё, валите уже от сюда".

Бен Аффлек в фильме "Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар" говорит Джею и Молчаливому Бобу, что никто не станет смотреть фильм о Джее и Молчиливом Бобе, после чего все трое смотрят в камеру. В "Иван Васильевич меняет профессию" грабитель Жорж Милославский, обчищающий одну из квартир, советует зрителям хранить деньги в сберегательной кассе.


Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

Чтобы размыть границы между зрителем и персонажами, последним необязательно даже что - либо делать, достаточно вскользь предъявить аудитории улику, явно относящуюся не к их, а к реальному миру. Так, например, в "Лило и Ститч" вдруг возникает фотопортрет Элвиса Пресли. В некоторых случаях такой уликой может выступать реально существующая знаменитость, появляющаяся в фильме в качестве одного из персонажей, например, Майк Тайсон в "Мальчишник в Вегасе"

Сегодня крушение стены происходит чаще в комедиях, а в остальных жанрах большая редкость. Хотя раньше часто такой приём можно было встретить в ужасах, например в "Дом ночных призраков", после того, как всех персонажей убивают, авторы фильма прямо заявляют, что "четвёртая стена" не является гарантией безопасности, а что он, зритель, будет следующем.


Ярким примером в комиксах и, пожалуй, самым главным примером является весёлый наёмник по имени Дэдпул. Отличает его от всех прочих осознание того, что он в комиксе. В одном из номеров он даже заявляет другому персонажу, что это его комикс. Но перейдём от более "попсового" персонажа, который ассоциируется с четвёртой стеной, к персонажам, использующих этот приём реже.


Джокер, суперзлодей из вселенной комиксов DC регулярно обращается к редактору или художнику, а в некоторых ситуациях взаимодействует с собственной сноской с текстом. Так, например, в мини - серии "Emperor Joker" персонаж не просто ломает четвёртую стену, обращаясь к читателю, а даже переворачивает за читателя страницу. В комиксе от DC "Animal Man" разрушение стены подаётся в стиле Шоу Трумана, нежели Дэдпула.

Ломала стену и Женщина - Халк, героиня вселенной Marvel. В одном из ранних выпусков комиксов, разозлившись, сломала пузырь с текстом рассказчика и швырнула его за пределы страниц, а так же начала разрушать сам комикс.



Видеоигры по своей интерактивной природе подразумевают активное вовлечение игрока в происходящее на экране. Игра может попросить игрока ввести имя персонажа, а затем нажать нужную кнопку, обращаясь к нему, но эти операции не являются разрушением четвёртой стены до тех пор, пока персонажи игры не начинают напрямую обращаться к игроку. Активнее всего этим приёмом пользуются студия Blizzard Entertainment. Так, в "The Lost Vikings" главные герои начинают шутить и обращаться к игроку при его бездействии. В Warcraft II, Warcraft III, Starcraft, Starcraft II, Heroes of the Storm, при многократном щёлканьи мышью по боевой единице или герое, они начинают выражать недовольство игроком и отпускают комментарии в его адрес.

Warcraft 3:
Орк: «Да что ты щёлкаешь, как дятел?!»
Минотавр: «Не щёлкай, а то забодаю!»
Паладин: «Не оскверняй меня своим курсором!»
Повелитель ужаса — откровенно подтрунивает над игроком: «Ты это сам придумал?», «Дурацкий план!».
Банши: «Что, дурная голова рукам покоя не даёт?»
Зилот: «Какое, должно быть, спокойствие царит в твоём разуме, не отягощённом мыслями!»
Магичка: «Ну-ка, милый, щелкни еще разочек!»
Дриада: «Странно… вроде бы я не накладывала на тебя заклятие слабоумия…»

В "Clive Barker's Jericho" при стрельбе по своим пострадавший обращается не к персонажу, которым игроком управляет в данный момент, а непосредственно к игроку:

В Postal 2: главный герой, Чувак, отчётливо понимает, когда игрок сохраняется, и если делать это слишком часто, то начнёт злиться и даже подтрунивать над игроком — «Да моя бабушка бы прошла эту игру, если бы сохранялась столько же, сколько и ты!».


В игре, как и комиксе Дэдпул понимает где находится. Собственно, создать эту игру и было его идеей. Так же он обращается часто к игроку, что для данного персонажа в порядке вещей.


Таким образом, делая выводы на основании всего вышеперечисленного, можно смело утверждать, что приём ломки четвёртой стены не редкий и использовался везде, где только можно.

Больше интересных статей на Shazoo

  • Джейк Джилленхол сыграет главную роль в экранизации комиксов Роберта Киркмана Oblivion Song
  • СМИ: Marvel и DC слишком мало платят авторам экранизированных комиксов
  • Джеймс Ганн: Супергеройское кино станет скучным, если не изменится
  • Режиссер "Обливиона" снимет экранизацию комикса о разумном спорткаре
  • Марк Миллар выпустит шпионский комикс King of Spies о смертельно больном агенте

Видео от Shazoo

Четвёртая стена и как её ломают


С вами Дэдпул, ваш до смерти надоевший любимый анти-супер-герой! Знаете, почему я могу обращаться к вам напрямую со страниц этого сайта? Потому что я только что разрушил четвёртую стену! Я самый известный её разрушитель. Что значит «какая такая четвёртая стена»? Откуда вы такие взялись? Срочно читайте статью!

Термин «четвёртая стена» родом из театра. Театральная сцена с трёх сторон ограничена декорациями, а четвёртой обращена к залу. Так что четвёртая стена — невидимая грань между актёрами и зрителями, между вымыслом и реальностью, миром искусства и повседневной жизнью. Термин придумал в XVIII веке французский философ Дени Дидро, но сама четвёртая стена существует с того момента, как на подмостках была поставлена первая пьеса.

Четвёртая стена есть во всех произведениях, от книг и комиксов до игр и кино. Герои не подозревают, что они вымышлены, не замечают четвёртую стену и действуют так, будто её не существует. Благодаря этому мы легко забываем, что смотрим фильм или читаем книгу, и вовлекаемся в сюжет.

Но стоит выбить из этой стены кирпич, как всё начинает меняться. Грань между сценой и залом начали ломать ещё в комедиях Аристофана. С монологами к зрителям любили обращаться персонажи Шекспира. А в современном театре, особенно в мюзиклах, снос четвёртой стены вообще поставили на поток. Комиксы тоже стараются не отставать.

Четвёртая стена и как её ломают 6

В этой статье мы разберём все основные варианты сноса лишних стен и связанных с ними тропов. И попытается ничего при этом не сломать.

«Прислоняемся» к стене

Четвёртая стена бывает настолько гибкой, что персонажи могут облокачиваться на неё, не боясь разрушить границу между вымыслом и реальностью. Причём зачастую это делается шутки ради. Один из излюбленных приёмов — обмануть аудиторию, сделав вид, что разрушил стену. Как правило, так делают на экране или в комиксах. Персонажи смотрят прямо в камеру и обращаются будто бы к людям по ту сторону экрана. Затем камера меняет ракурс, и становится понятно, что герои смотрят на кого-то ещё. Стена осталась целой.

Самый простой способ пошатнуть стену — это подмигнуть зрителю. В буквальном смысле. Как часто герои смотрят прямо в камеру, подмигивают вам или возводят очи горе, будто жалуясь на всю серьёзность ситуации или непроходимую глупость окружающих? В телесериалах это даже может стать фишкой одного из персонажей.

Иногда персонажи адресуют реплики не зрителю, а как бы в сторону или себе под нос. Как правило, это шутка или особо острое замечание, которого не слышат окружающие. Или слышат — так ещё забавнее. Эта практика пришла со сцены, где герои часто разговаривают вслух сами с собой, донося до публики свои мысли и переживания.

Четвёртая стена и как её ломают 5

К слому четвёртой стены нас готовят с детства. Вот это делает Дональд Дак

Но иногда герои подчёркивают, что говорят именно с аудиторией. Например, в сериале «Карточный домик» общение главного героя со зрителями стало визитной карточкой шоу. А в британском сериале «Виртуозы» герои почти в каждой серии берут паузу, поворачиваются к зрителю и в подробностях рассказывают о тех деталях своего мошеннического плана, которые добропорядочные граждане могли не уловить. В такое моменты действие вокруг героев замирает, будто персонажи могут останавливать время.

Персонажам не обязательно обращаться прямо к зрителю, чтобы расшатать стенку-другую. Иногда достаточно произнести фразу, имеющую особый смысл в контексте, которого герой, по идее, знать не должен. К примеру, когда в «бондиане» на смену Шону Коннери пришёл Джордж Лэзенби, одной из первых фраз нового агента 007 было: «А с другим парнем такого не случалось!»

Четвёртая стена и как её ломают 18

Бонд, Джеймс Бонд. Убил десятки операторов с 1962 года

Я знаю, что я персонаж

Четвёртую стену можно ломать по-разному. В некоторых историях есть рассказчик, способный общаться с героями. В других один или несколько персонажей знают, что живут в вымышленном мире, и пользуются этим. Порой герои из «реального» мира могут попадать в вымышленный и обратно. Но в этом случае и те, кто живёт в «реальном» мире, тоже вымышлены.

Четвёртая стена и как её ломают

Рассказчик, знакомящий зрителей с событиями фильма, — распространённый приём в кино и театре. Как правило, его слышит только аудитория, но порой он взаимодействует и с персонажами. Так, в «Джордже из джунглей» герои порой спорят с рассказчиком, не желая делать то, что он им предлагает. А когда во второй части заменили исполнителя главной роли и рассказчик не узнал нового актёра, персонаж прямо заявил: «Я новый Джордж. Брендан Фрейзер студии не по карману».

Яркий пример из мира игр — The Stanley Parable, где закадровый голос указывает главному герою, Стэнли, что делать и куда идти. Игрок и персонаж вправе его приказы игнорировать, из-за чего рассказчик будет беситься, то и дело забывая про четвёртую стену. А главного героя игры Comix Zone, комиксиста Скетча, им же придуманный злодей забросил в мир его собственных комиксов и прямо по ходу игры подрисовывал ему врагов и неприятности.

Четвёртая стена и как её ломают 13

Стэнли, вот твой сюжет, и не вздумай сворачивать! Стой, куда ты?

У героя, осознающего, что он вымышлен, есть ряд преимуществ перед другими. Он знаком с законами жанра, легко пользуется его условностями и ограничениями и при этом отлично себя чувствует. Только другие действующие лица относятся к подобной осведомлённости крайне подозрительно и, как правило, наотрез отказываются верить, что их выдумали, а то и записывают того, кто видит четвёртую стену, в сумасшедшие. Недаром самые известные сокрушители четвёртой стены в комиксах — чокнутые Дэдпул и Джокер.

Стена? Какая стена?

Нужно быть безумным, чтобы поверить, что ты персонаж комикса. Нужно быть вдвойне безумным, чтобы оказаться правым. Эта черта отлично вписывается в психологические портреты обоих персонажей, и те вовсю пользуются свалившимися на них способностями.

Дэдпул помнит, в каком выпуске он в последний раз встречал того или иного злодея, способен путешествовать между страницами, видит облачка своих мыслей и даже пользуется ими как оружием. Зная, на какой он странице комикса, болтливый наёмник может предположить, сколько ещё приключений ему осталось. Более того, зная, какого рода это комикс, Дэдпул легко может поменять тактику. Например, он может быть абсолютно уверен, что его не убьют на первых страницах ежемесячного именного журнала. А если и убьют, то воскресят ещё до конца номера.

Четвёртая стена и как её ломают 3

Четвёртая стена и как её ломают 1
Четвёртая стена и как её ломают 4

Эту манеру Дэдпул перенёс из комиксов в игры, где подначивает игрока, и в мультфильмы, и, конечно, в фильмы с Райаном Рейнольдсом. Тут он помнит актёров, играющих других персонажей, поругивает студию за низкий бюджет и самого Рейнолдса — за плохую игру. А когда хочет особо жестоко разделаться с подонком — отворачивает от зрителей камеру со словами «Не стоит вам на это смотреть».

Джокер не отстаёт от коллеги и кое в чём даже его превосходит: в одном выпуске противник Бэтмена позволил себе накричать на художника. Среди фанатов существует интересная теория. Джокер так жесток именно потому, что знает: все его жертвы не существуют в реальном мире и выдуманы с одной-единственной целью — умереть. Более того, именно жестокость делает его интересным для читателя, и это позволяет ему бесконечно продолжать своё существование.

Четвёртая стена и как её ломают 9

Джокер в играх серии Arkham издевается не сколько над Бэтменом, сколько над игроком

О своей вымышленности в восьмидесятые годы знала и Женщина-Халк. Её постоянные перепалки с автором Джимом Бирном стали одной из фишек серии, а четвёртая стена обрушивалась несколько раз за выпуск. И если в поведении Джокера и Дэдпула винили безумие, то в этом случае всё дело было в облучении радиацией. Впрочем, постоянно выезжать на одной и той же шутке нельзя, и в последние годы Женщина-Халк всё реже и реже вспоминает, что она героиня комиксов.

Четвёртая стена и как её ломают 7
Четвёртая стена и как её ломают 8

Женщина-Халк никогда не ладила со своим сценаристом

Порой персонажи, знающие, что они часть истории, могут обращаться к автору или аудитории за помощью. Вспомните любой детский новогодний утренник, на котором Дедушка Мороз просил зрителей дружно позвать Снегурочку или хором крикнуть: «Ёлочка, гори!» В современном театре актёры нередко сидят среди зрителей, клянчат у аудитории деньги или прячутся среди рядов от других персонажей.

Это работает и вне театра. В цикле «Тёмная башня» герои пару раз встречают самого Стивена Кинга, а в ранних выпусках «Фантастической четвёрки» Рид Ричардс и Сью Шторм забегали на огонёк к Стиву Ли и Ларри Либеру. В неожиданном виде помощь из-за четвёртой стены пришла к героям фильма «Монти Пайтон и Священный Грааль». В одной из сцен за героями гоняется ужасный монстр, который внезапно исчезает, потому что художника-аниматора свалил сердечный приступ.

В некоторых произведениях четвёртую стену ломают так часто, что её с тем же успехом можно было и вовсе не возводить. Сюда можно отнести комикс «Скотт Пилигрим», герои которого постоянно ссылаются на предыдущие выпуски, общаются с читателями напрямую и советуют другим персонажам перечитать первый номер.

Четвёртая стена и как её ломают 10

Макс Пейн тоже догадался, что он персонаж

Знатоки жанра

Героев, которые в курсе, что они вымышлены, не стоить путать с героями, которые догадываются о том, в какого рода историю попали, но считают, что находятся в реальном мире. Вспомним, например, писателя-детективщика Ричарда Касла из одноимённого сериала. Он подходит к каждому делу так, будто преступление произошло на страницах его книг и к нему применимы законы жанра.

Но чаще всего знатоки жанра (genre savvy) появляются в слэшерах и молодёжных ужастиках. Они раньше всех понимают, что попали в переплёт, предупреждают друзей об опасностях и стараются предостеречь от глупостей. Они знают, что нельзя бродить в одиночку, говорить с загадочными незнакомцами, гулять по мрачным аллеям, идти на источник странных звуков и заниматься сексом в заброшенном доме.

К сожалению, всезнайки забывают о другом штампе: умник погибает первым. И правильно делает! Какой смысл следить за историей, персонажи которой уже в самом начале знают, что им грозит? Да они просто сбегут в безопасное место при удобном случае, и никакой истории не получится!

Четвёртая стена и как её ломают 14

Во имя деконструкции и интриги знаток жанра обязан умереть либо от самой очевидной опасности, либо от очень изощрённой. В первом случае нам дают понять, что никто не застрахован от ошибки. Если уж главный эксперт сыграл в ящик, другим и подавно не избежать этой участи. Во втором случае сценаристы намекают, что сами штампов не терпят и найдут способ удивить даже самого искушённого зрителя.

Иногда знание жанра может обернуться и против героя. Например, в комедии «Убойные каникулы» (в девичестве «Такер и Дейл против зла») группа подростков принимает главных героев, Такера и Дейла, за маньяков, хотя друзья всего лишь собирались порыбачить. Пытаясь избавиться от них, подростки погибают, а один и вовсе сходит с ума.

«Мы живём в реальном мире!»

Чаще всего четвёртая стена крепка, как форт Нокс. Порой авторы даже специально подчёркивают, что для героев происходящее реально: те вспоминают сцены из любимых фильмов или сериалов, а в ответ звучит что-то вроде: «Да-да, только мы не в кино!»

Четвёртая стена и как её ломают 20

Иногда, впрочем, с намёком, как в «Кингсмене»: «Тут у нас не такое кино»

Так можно установить в произведении границы реальности. Например, герои считают, что инопланетяне бывают только в фантастике. Ради иронии это должны сказать герои фильма о вторжении инопланетян. Перед самым вторжением.

Примеры из других произведений часто вспоминают, чтобы противопоставить вымысел реальности. Например, когда герои пытаются совершить что-то невозможное, какой-нибудь скептик непременно на это укажет, но к его словам никто не прислушается. Затем всё получается, и скептику остаётся признать свою ошибку. Но иногда оказывается прав и скептик. Тогда сказать «Упс, ошибся!» его оппонент сможет разве что на спиритическом сеансе. Помните парня из «Пипца» который считал, что он супергерой и может летать? Ему уже на том свете объяснили, что он ошибся фильмом Мэтью Вона — это не «Люди Икс: Первый класс».

Четвёртая стена и как её ломают 21

Синдром восьмиклассника — так называют наивное убеждение, что ты герой, обладающий суперсилами

Ну и нет ничего лучше, чем с помощью такого приёма спародировать или деконструировать жанровый штамп. Взять, например, Озимандию из культового комикса Алана Мура «Хранители» В финале он во всех подобностях рассказывает свой план, но делает это потому, что всё уже осуществлено. Поэтому в конце речи Адриан позволяет себе саркастическое замечание: «Кто я, по-вашему, злодей из комикса?» Да, Адриан, ты именно злодей из комикса, но это не мешает тебе мыслить нестандартно.

Мы здесь стены ломаем!

Четвёртая стена и как её ломают 11

Четвёртую стену рушат с разными целями. В классическом театре это делали, чтобы вовлечь зрителей в происходящее, заставить поверить, что их действия могут повлиять на сюжет. В детских спектаклях маленькие зрители предупреждают героев об опасности, подсказывают, куда делись злодеи, и всячески стараются помочь.

Четвёртая стена и как её ломают 12

Впрочем, снос четвёртой стены подходит и для драматических целей. Каково это — узнать, что тебя на самом деле нет, твоя жизнь выдумана не особо талантливыми сценаристами на потеху публике, а все твои достижения и потери — лишь строчки сценария? Одна мысль об этом пробирает до мурашек, а каково с этим жить? Подобным приёмом любил пользоваться Грант Моррисон в комиксах Animal Man — он подвёл к подобному осознанию почти всех персонажей серии.

Как правило, герои не очень хорошо реагируют на подобные известия. Детектив Джек Слейтер из «Последнего героя боевика» не обрадовался, узнав, что его сын погиб, а его самого преследуют кошмары лишь потому, что сценаристы захотели выдавить из зрителя лишнюю слезу. А герои романа Джона Скальци «Люди в красном», узнав, что живут в телесериале, лично заявились в реальный мир высказать своим создателям недовольство убогими сюжетами и постоянными смертями.

Четвёртая стена и как её ломают 19

«Парадокс знаменитости»: в мире «Последнего героя боевика» нет актёра Шварценеггера, поэтому Терминатора сыграл Сталлоне

Некоторые персонажи, узнав о своей нереальности, идут вразнос. Мы уже писали, что Джокер пытается отвечать ожиданиям читателей. А один из персонажей фильма «Забавные игры» Михаэля Ханеке открыто признаётся, что убивает людей только ради собравшейся в зале аудитории. И ведь он прав! Спрос рождает предложение, и многочисленные слэшеры, фильмы ужасов и жестокие злодеи в комиксах по-прежнему живы только потому, что публике это нравится.

Временами герои пытаются бороться за свои права и отказываются делать то, чего от них требует создатель. Иногда это проявление их свободной воли, но если создатели хотят окончательно добить персонажей, то дают понять, что даже мысли о бунте посетили их головы только потому, что так захотел автор. А значит, персонажи остаются его безвольными рабами. Очень жестоко.

Четвёртая стена и как её ломают 25

Герои «Сверхъестественного» живут в мире, где есть сериал «Сверхъестественное»

Да что ты в этом понимаешь! Учись у знатоков жанра!

Помните, ребятки, всё хорошо в меру, и разрушение стенок тоже. Тут главное, чтобы у автора руки росли из того места. Но, если подумать, эти слова можно применить и вообще ко всему в жизни. Правда же? Чмоки!

Разрушение «четвёртой стены»: ещё один интересный приём

Сегодня я хочу познакомить вас с одним не самым известным литературным приёмом. Он помогает автору установить контакт с читателем и даже в какой-то степени сделать его участником разворачивающихся в книге событий. Этот приём называется: разрушение «четвёртой стены». А почему он называется так необычно, сейчас мы с вами разберёмся.

Что это за «четвёртая стена», которую надо разрушить

И, правда, вандализм какой-то! Творчество же призвано созидать, а не разрушать. Но не спешите возмущаться, стена эта необычная.

Термин «четвёртая стена» пришёл из мира театра, и придумал его философ XVIII века Дени Дидро. А вот сам приём намного древнее и встречается в театральных постановках не только пьес В. Шекспира, но даже в комедиях древнего грека Аристофана.

Если мы представим классическую театральную сцену, на которой происходит действие пьесы, то она имеет три стены. А четвёртая – это воображаемая стена между актёрами и зрителями, между вымышленным миром и реальным. Герои пьесы живут собственной жизнью, придуманной автором, и они не знают, что за ними наблюдают зрители. Стена глухая и прозрачная только с одной стороны. Ведь и зрители, хоть и видят, не могут вмешиваться в действие, советовать что-то героям. Нет, могут, конечно, но герои их всё равно не услышат.

Ещё сильнее эффект «четвёртой стены» ощущается в литературе, где даже представить невозможно прямой контакт между автором, а тем более героями и читателями. Однако такой контакт возможен, если разрушить «четвёртую стену».

Как происходит «разрушение четвёртой стены»

В театре довольно часто встречается этот приём, там наладить контакт со зрителем проще – достаточно просто посмотреть в зал и подмигнуть. Уже в постановках старых пьес нередко встречались монологи героев, обращённые к зрителям, или просто какие-то фразы, брошенные в сторону публики. Часто эти реплики не были придуманы автором, а являются чистой импровизацией актёров.

В настоящее время существуют даже целые интерактивные спектакли, где сценарий предусматривает активное участие зрителей. Особенно популярны такие спектакли у малышей, которые с удовольствием помогают сказочным героям сражаться со злодеями.

Сцена из интерактивного спектакля для детей. Сцена из интерактивного спектакля для детей.

А что делать писателю, чтобы хотя бы окошко проделать в стене между героями и читателями?

Преодоления «четвёртой стены» в художественной литературе

Сразу хочу сказать, что этот приём в литературе встречается нечасто. Не только потому, что он не всегда уместен, но и потому, что требует особого писательского чутья, осторожности и буквально ювелирного мастерства. Иначе развалины «четвёртой стены» будут настолько неряшливы, что читатель сбежит, захлопнув книгу. Можно назвать несколько способов, которые используются в художественных текстах.

Лирическое отступление и философское рассуждение

Такой способ самый простой, особенно если повествование идёт от первого лица. Подобные обращения читателю встречаются и у Ш. Бронте в «Джен Эйр», и у А. Пушкина в «Евгении Онегине».

Фото с Российского конвента фантастики (Роскон). Москва 2014 год. Фото с Российского конвента фантастики (Роскон). Москва 2014 год.

Бунт героя

Интересный, но более редкий и более сложный способ, и не в каждом тексте и жанре он уместен. Суть его в следующем: герой знает, что он персонаж книги, что он часть вымышленной реальности. Уже интересно, согласитесь? И это знание проявляется по-разному. Например, герой может заявить читателю, что он возмущён действиями автора, который в очередной раз втравливает его в неприятности. Может пожаловаться читателю на произвол писателя, отказаться ему повиноваться и объявить, что не пойдёт туда, куда его отправил автор. Или, напротив, выразить сочувствие писателю, которому придётся как-то распутать закрученный им же самим сюжет. Или призвать читателя к терпению и пообещать скорое раскрытие всех тайн.

Нереальность – это реальность

Тоже сложный и тонкий способ, в котором автор подводит читателя к мысли, что все фантастические события происходят в его реальном мире. И намекает или открыто говорит, о возможности этих событий в жизни самого читателя. «Гуляя по городу, вы, наверное, встречали заброшенные дома с заколоченными дверями? Вам не приходило в голову, что эти дома вполне могут быть обитаемы? Нет-нет. Не стоит открывать такие двери. Кто знает, что вас может ожидать за ними».

Приём разрушения "четвёртой стены"нередко используется, например, в жанре магического реализма или в постмодернизме, где философские идеи и чувства автора вплетены в сюжет. И само повествование предполагает проникновение этих идей в душу читателя, делает его соучастником событий.

Подводя итог, замечу, что «разрушение четвёртой стены», как приём художественной литературы, несомненно, хорош, но использовать его надо очень осторожно, понимая, что не всегда он уместен. К тому же злоупотребление им может вызвать у читателя отторжение. Да и отношение к героям изменится не всегда к лучшему. В общем, это приём, требующий ювелирного мастерства и чувства меры.

Разрушение «четвертой стены» в литературе

Метод разрушения так называемой «четвертой стены», когда персонаж вдруг демонстрирует, что прекрасно осведомлен о своем существовании в вымышленом пространстве, пришел из театра и стар как сама драматургия.

В комиксе «Маленький Немо» персонажи ломают контуры панели и съедают буквы названия В комиксе «Маленький Немо» персонажи ломают контуры панели и съедают буквы названия

Термин придуман в XVIII в. французским энциклопедистом Дидро. Означает ломку воображаемой преграды между аудиторией и придуманным миром. По общепринятому театральному правилу (которое нет-нет да нарушают, об этом наш текст) зритель видит через эту стену, а актеры нет.

Еще древнегреческий комедиограф Аристофан и Уильям Шекпир баловались подобными трюками ради придания комичности происходящему на сцене. Вообще приём возник как развитие старинного театрального способа донесения информации о мыслях персонажа. Называется это «говорить в сторону» ( a parte ).

Взлом четвертой стены чрезвычайно часто используемым методом активизации внимания, который вы постоянно видите в кино (кое-где в «Бойцовском клубе», а «Дэдпул» чуть ли не наполовину состоит из этого приёма).

Но можно ли эту сценически-экранную «фишку» использовать в недраматургической художественной прозе?

Оказывается, да. И вы даже наверняка знаете несколько примеров подобного безобразия.

«Евгений Онегин», Александр Пушкин

Встречается с амого начала. Нам постоянно напоминают, что главный герой — реальный знакомый автора.

Для подчеркивания этого в текст вставлены уопоминания реальных людей, а время от времени автор пускается в разговоры со своим читателем. Один из придуманных персонажей (Буянов, упоминается в сцене именин Татьяны Лариной) описан как двоюродный брат Пушкина.

«Приключения Алисы», Кир Булычев

Постоянные антагонисты главных героев, космические пираты Весельчак У и Крыс время от времени демонстрируют чувство юмора. В более поздних книгах это время от времени выливается в проламывание «четвертой стены».

Типичная ситуация: Алисе грозит смертельная опасность, один из пиратов легко может её убить, однако сознательно не делает это, потому что «О чем же тогда Кир Булычёв будет писать книги?».

«Берегись автомобиля» Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова

Если вы не знали, то сценарий знаменитого фильма в ожидании съемок был переделан авторами в небольшую киноповесть.

Спор экспертов заходит в тупик, и в этот момент конвоиры вводят самого Деточкина, который требует, чтобы цензоры немедля решили его дальнейшую судьбу. Председательствует на этом импровизированном судилище еще один персонаж повести, который в фильм не попал.

«Не оглядывайся», Фредерик Браун

Главный герой рассказа, сошедший с ума печатник, поклялся убить какого-нибудь человека, заранее предупредив его об этом. Он нашел сборник рассказов, а в нем один с подходящим заголовком. И вместо оригинальной истории, которая там когда-то была, его знакомый из типографии вставил вот этот самый текст, который читатель прямо сейчас изучает. А в это самое время наш маньяк с ножом подбирается к нему со спины.

Читайте также: