Сломай эту стену разрушь эту стену

Обновлено: 09.05.2024

росс линч - Разрушить стены | Текст песни

Woah, Yeah
Stop, hiding out in the shadows
Scared to show the world you exist
Don't, lock yourself in the darkness
The world is so much brighter than this
Ya if you never take the shock
You never gonna win
So turn it all around and

Break down the walls Woah
Come on and give it everything you get
Take a chance, make a stand and
Break, break, break down walls Woah
Break down the walls Woah

Break down the walls Woah
Come on and take a chance make a stand and
Break, break, break down the walls
Break down the walls

Разрушение «четвёртой стены»: ещё один интересный приём

Сегодня я хочу познакомить вас с одним не самым известным литературным приёмом. Он помогает автору установить контакт с читателем и даже в какой-то степени сделать его участником разворачивающихся в книге событий. Этот приём называется: разрушение «четвёртой стены». А почему он называется так необычно, сейчас мы с вами разберёмся.

Что это за «четвёртая стена», которую надо разрушить

И, правда, вандализм какой-то! Творчество же призвано созидать, а не разрушать. Но не спешите возмущаться, стена эта необычная.

Термин «четвёртая стена» пришёл из мира театра, и придумал его философ XVIII века Дени Дидро. А вот сам приём намного древнее и встречается в театральных постановках не только пьес В. Шекспира, но даже в комедиях древнего грека Аристофана.

Если мы представим классическую театральную сцену, на которой происходит действие пьесы, то она имеет три стены. А четвёртая – это воображаемая стена между актёрами и зрителями, между вымышленным миром и реальным. Герои пьесы живут собственной жизнью, придуманной автором, и они не знают, что за ними наблюдают зрители. Стена глухая и прозрачная только с одной стороны. Ведь и зрители, хоть и видят, не могут вмешиваться в действие, советовать что-то героям. Нет, могут, конечно, но герои их всё равно не услышат.

Ещё сильнее эффект «четвёртой стены» ощущается в литературе, где даже представить невозможно прямой контакт между автором, а тем более героями и читателями. Однако такой контакт возможен, если разрушить «четвёртую стену».

Как происходит «разрушение четвёртой стены»

В театре довольно часто встречается этот приём, там наладить контакт со зрителем проще – достаточно просто посмотреть в зал и подмигнуть. Уже в постановках старых пьес нередко встречались монологи героев, обращённые к зрителям, или просто какие-то фразы, брошенные в сторону публики. Часто эти реплики не были придуманы автором, а являются чистой импровизацией актёров.

В настоящее время существуют даже целые интерактивные спектакли, где сценарий предусматривает активное участие зрителей. Особенно популярны такие спектакли у малышей, которые с удовольствием помогают сказочным героям сражаться со злодеями.

Сцена из интерактивного спектакля для детей. Сцена из интерактивного спектакля для детей.

А что делать писателю, чтобы хотя бы окошко проделать в стене между героями и читателями?

Преодоления «четвёртой стены» в художественной литературе

Сразу хочу сказать, что этот приём в литературе встречается нечасто. Не только потому, что он не всегда уместен, но и потому, что требует особого писательского чутья, осторожности и буквально ювелирного мастерства. Иначе развалины «четвёртой стены» будут настолько неряшливы, что читатель сбежит, захлопнув книгу. Можно назвать несколько способов, которые используются в художественных текстах.

Лирическое отступление и философское рассуждение

Такой способ самый простой, особенно если повествование идёт от первого лица. Подобные обращения читателю встречаются и у Ш. Бронте в «Джен Эйр», и у А. Пушкина в «Евгении Онегине».

Фото с Российского конвента фантастики (Роскон). Москва 2014 год. Фото с Российского конвента фантастики (Роскон). Москва 2014 год.

Бунт героя

Интересный, но более редкий и более сложный способ, и не в каждом тексте и жанре он уместен. Суть его в следующем: герой знает, что он персонаж книги, что он часть вымышленной реальности. Уже интересно, согласитесь? И это знание проявляется по-разному. Например, герой может заявить читателю, что он возмущён действиями автора, который в очередной раз втравливает его в неприятности. Может пожаловаться читателю на произвол писателя, отказаться ему повиноваться и объявить, что не пойдёт туда, куда его отправил автор. Или, напротив, выразить сочувствие писателю, которому придётся как-то распутать закрученный им же самим сюжет. Или призвать читателя к терпению и пообещать скорое раскрытие всех тайн.

Нереальность – это реальность

Тоже сложный и тонкий способ, в котором автор подводит читателя к мысли, что все фантастические события происходят в его реальном мире. И намекает или открыто говорит, о возможности этих событий в жизни самого читателя. «Гуляя по городу, вы, наверное, встречали заброшенные дома с заколоченными дверями? Вам не приходило в голову, что эти дома вполне могут быть обитаемы? Нет-нет. Не стоит открывать такие двери. Кто знает, что вас может ожидать за ними».

Приём разрушения "четвёртой стены"нередко используется, например, в жанре магического реализма или в постмодернизме, где философские идеи и чувства автора вплетены в сюжет. И само повествование предполагает проникновение этих идей в душу читателя, делает его соучастником событий.

Подводя итог, замечу, что «разрушение четвёртой стены», как приём художественной литературы, несомненно, хорош, но использовать его надо очень осторожно, понимая, что не всегда он уместен. К тому же злоупотребление им может вызвать у читателя отторжение. Да и отношение к героям изменится не всегда к лучшему. В общем, это приём, требующий ювелирного мастерства и чувства меры.

Они ломают четвертую стену! Что означает этот прием и как он используется в поп-культуре

Смысл «Четвертой стены» очень прост — это граница между актерами и зрителями.

Термин был придуман в 18 веке философом-просветителем Дени Дидро и долгое время существовал исключительно в рамках театрального искусства. Только в 20 веке он стал ассоциироваться и с другими видами поп-культуры.

И разрушение четвертой стены со временем стало популярным ходом в различных фильмах, сериалах, книгах, комиксах, играх и так далее. Выглядеть это разрушение может по-разному. Например, персонаж может обращаться напрямую к зрителю, или закадровый голос может «ставить на паузу» фильм, чтобы пояснить какой-то поступок. Иногда хватает даже буквального кивка или улыбки в адрес аудитории.

Все эти способы разрушения в неумелых руках грубо вырывают нас из повествования. Зато в умелых — еще глубже в это повествование затаскивают, позволяя зрителю или читателю ощутить себя не просто человеком, наблюдающим со стороны, а частью истории, ее непосредственным участником.


И эту формулу до максимума доводит комикс Unbelievable Gwenpool. «Гвенпул» — это псевдоним девушки по имени Гвен Пул (Gwen Poole). Персонаж родился на волне популярности Гвен Стейси из параллельной вселенной. Карикатурную обложку, где Гвен Стейси была изображена в виде Дэдпула (в розовых тонах), превратили в полноценного героя, которого добавили во вселенную Marvel, чтобы провести эксперимент.

Смысл его прост: Гвенпул осознает, что она в комиксе. Но, в отличие от Дэдпула, который это тоже осознает, девушка способна манипулировать страницами, перемещаться по ним, использовать текстовые «пузыри», как ей угодно. В конце концов, Гвенпул может спойлерить персонажам то, что, как они думают, никто не знает.

И это выглядит очень круто и необычно. Вы не найдете ничего подобного ни в одной из актуальных серий Marvel. Причем Гвенпул удается не повторяться, максимально разнообразно используя прием разрушения четвертой стены в комиксе. На мой взгляд, этот эксперимент у Marvel удался.

Но Гвенпул, конечно же, не была первой и однозначно не будет последней.

В этом материале мы решили вспомнить самые яркие случаи, когда герои взаимодействовали со зрителем, игроком и читателем, выбираясь за границы произведений.


Комиксы


Если отбросить очевидное и не упоминать Дэдпула, который обожает общаться с читателем и упоминать другие комиксы о себе, то самым ярким примером разрушения четвертой стены в комиксах можно назвать Animal Man от Vertigo.

В этом комиксе сценарист Грант Моррисон позволяет Бадди Бейкеру сломать преграду между вымышленным и реальным мирами и в буквальном смысле встретиться с Творцом.

Еще пример — в комиксах DC есть персонаж Супербой-Прайм. Его родной мир — Земля, идентичная нашей. В ней существуют комиксы о Лиге справедливости, Супермене и других героях DC. Так вот однажды его, как и других Суперменов в Мультивселенной, просят помочь остальным, и он, попадает в комикс вместе с теми героями, о которых он читал в своем родном мире. Правда, потом он сходит с ума и начинает уничтожать всех на своем пути. Но это детали.

В комиксе Sensational She-Hulk Дженнифер Уолтерс, она же Женщина-халк, тоже периодически общается с читателем, улыбается ему и даже несколько раз случайно разбивает «пузыри» с текстом.

В спин-оффе Fables — Jack of Fables — в пятом томе появлялся персонаж по имени Eliza Wall. Это персонифицированный акт разрушения Четвертой стены. Она общается с читателем и полностью осознает себя персонажем комикса, упоминая элементы повествования и события на соседних страницах.

В различных играх от Blizzard — Warcraft 2: Tides of Darkness, Warcraft III: Reign of Chaos, StarCraft, StarCraft 2: Legacy of the Void, Heroes of the Storm — можно было услышать реплики персонажей, обращенные к игрокам, если многократно нажать на персонажа. Чаще всего это какая-то шутка или пасхалка от разработчиков.

А иногда они просто выражают неодобрение тем, что стоят без дела. Нечто подобное можно встретить и в ранней «близзардовской» игре The Lost Vikings.

Опять же Дэдпул в одноименной видеоигре Deadpool все также общается с игроком, отвлекаясь от сражений с разнообразными противниками. Например, шутит над тем, как хорошо игрок справляется с управлением и, если плохо, подсказывает, как играть лучше.

В визуальной новелле Doki Doki Literature Club одна из главных героинь — Моника — осознает, что находится в игре.

Она обращается к игроку, признаваясь ему в любви и называя его по имени администратора на компьютере. В папке с игрой появятся различные послания от нее. А если удалить файл Моники в корневой папке — персонаж умрет. Или если стримить игру, то девушка скажет, что нехорошо давать людям подглядывать, после чего выскочит скример.

Еще пример — в серии игр Metal Gear Solid есть несколько примеров разрушения четвертой стены. Например, в Metal Gear Solid босс Psycho Mantis считывает сохранения других проектов Konami на Playstation, упоминая, во что еще игрок играет в данный момент. А в Metal Gear Solid 3: Snake Eater можно было перемотать часы в настройках системы Playstation, и один из боссов умер бы от старости.

Или The Stanley Parable. В этой игре игроку нужно бродить по офисному зданию, все действия главного героя комментирует рассказчик, и иногда он обращается напрямую к игроку, не одобряя сделанный им выбор.

В Undertale есть интересная особенность. Многие персонажи в игре знают, что игрок загружал сохранения и говорят с ним об этом. Финальный босс, например, сам загружает сохранения, чтобы не позволить его победить, он «ломает» игру и так далее. А если убить всех врагов в игре, то можно получить геноцид-концовку, где напрямую говорят «Ну что, весело? Давай сотрем все и заново начнем». То есть, фактически говоря с игроком, а не с главным героем.

Но величайшие современные мастера разрушения стены — это разработчики игр по мультсериалу South Park (South Park: The Stick of Truth и South Park: The Fractured but Whole) под руководством главного сценариста, создателя оригинального мультфильма Трея Паркера. В The Fractured but Whole Картман вообще очень агрессивно комментирует действия игрока по прохождению игры. И вот что происходит, если при просмотре первой кат-сцены (где рассказчиком, понятное дело, выступает сам Картман) слишком часто нажимать «пропустить»:

Нет, чувак, посмотри, крутая сцена, тебе понравится! Не будь засранцем, смотри. Окей, окей, пропускай, говнюк, козлина (включаются завершающие титры).

Фильмы

В фильме Михаэля Ханеке «Забавные игры» представлен самый яркий пример разрушения четвертой стены в кино.

По ходу фильма постоянно упоминают зрителя, наблюдающего за пыткой семьи. Таким образом, Ханеке делает зрителя соучастником происходящего, ведь он не пытается остановить все, что происходит перед ним на экране. Убийцы в буквальном смысле смотрят в глаза зрителю, задают ему вопросы о том, кого стоит убить первым или даже спрашивают: «Вам бы, наверное, уже хотелось закончить смотреть этот фильм?».

В «Бойцовском клубе» Дэвида Финчера Брэд Питт произносит один из монологов глядя прямо в камеру, а после камера начинает трястись. Или одной из фишек Тайлера Дердена была порча фильмов, добавлением в них 25 кадра с пенисом. Точно такой же кадр можно на секунду увидеть в конце фильма. Заметить его можно, если вовремя поставить на стоп-кадр.

Еще пример — в фильме Шэйна Блэка «Поцелуй навылет» герой Роберта Дауни-младшего часто комментирует происходящее на экране. Ну и как тут не вспомнить The Last Action Hero по сценарию того же Блэка, где главный герой, подросток Дэнни Мэдиган, прыгает через экран и оказывается внутри боевика ранних 90-х с Арнольдом Шварценеггером в главной роли! Большая часть фильма уходит на убеждение типичного персонажа Арни, разведенного суперкопа с извечной сигарой во рту, что вся его жизнь построена по канону некачественных блокбастеров «каким-то халтурщиком с пишущей машинкой» (то есть самим Блэком).

Очень много примеров разрушения четвертой стены в фильмах «Монти Пайтона». Например, персонажи, потерявшись в лесу, замечают операторов с камерами и понимают, что все в порядке. Или, забыв реплику, герои заглядывают в сценарий, чтобы свериться с тем, что они должны сказать. Подобных элементов очень много в разных фильмах и скетчах «Пайтонов».

Сериалы

Самый яркий пример — «Карточный домик». Фрэнк Андервуд в исполнении Кевина Спейси регулярно общается со зрителем, поясняя свои поступки, выражая эмоции или просто отпуская шутки в адрес окружающих. Этим Фрэнк как бы берет зрителя в соучастники своих злодеяний… на что в свете всех вскрывшихся фактов о Спейси теперь действительно бывает не очень приятно смотреть.

В сериале «Доктор Кто» есть множество примеров, когда персонажи разрушают четвертую стену. Зачастую это проявляется в обращениях Доктора к зрителям. Например, в серии The Feast of Steven он поздравляет их с Рождеством, а в серии Genesis of the Daleks он рассказывает зрителю прямо в камеру о том, что Далеки планируют захватить вселенную.

В аниме-адаптации манги Monogatari Series и Sayonara, Zetsubou-Sensei тоже есть яркие примеры. В первой часто упоминают различные отсылки, а еще там несколько раз упоминали различные популярные аниме-штампы. В Sayonara, Zetsubou-Sensei через персонажей открыто говорилось, что рейтинги шоу падают, поэтому скоро аниме закончится, ведь у сценаристов закончились идеи, а автор оригинала — плохой человек.

Книги


В литературе издавна практикуется сюжетный механизм с «найденной рукописью», где повествователь (он же главный герой) обращается напрямую к читателю. Строго говоря, твердой четвертой стены в книгах (в отличие от фильмов, сериалов, игр, театра и комиксов) никогда не строили — медиум не визуальный, в тексте не всегда присутствует четкая точка зрения, и даже в книгах от третьего лица есть место авторским отступлениям (как у Толстого в «Войне и мире» или у Гюго в «Отверженных»). Но есть книги (и авторы), которые заигрывают с читателем особенно эффектно.

Величайший мастер таких приемов (и величайший писатель вообще, на русском и английском языках) — это Владимир Владимирович Набоков. В его лучшем произведении Гумберт Гумберт не только спойлерит читателю концовку «Лолиты» в первой же главе:

«Можете всегда положиться на убийцу в отношении затейливости прозы»

…но и открыто играет в очень сложные литературные игры, сравнивая свою жизненную ситуацию с произведениями Эдгара По и то и дело намекая, что большую часть происходящего он мог придумать сам… и то и вовсе — все происходящее.

Сама Лолита там — не более чем пламя чресел рассказчика, свеча, отражающаяся во множестве литературных зеркал, расставленных Гумбертом одно против другого (на огромного фаната Набокова в отношении вычурности текста тоже можно положиться). Именно в бесконечности смыслов-отражений и заключается бездонная сложность, неувядающая притягательность и бессмертное качество этой гениальной книги.

Но и в менее удачных вещах Набоков использовал очень интересные приемы нарушения негласной договоренности между автором и читателем что все «происходит взаправду». Вот, например, как начинается одна из последних его вещей, написанная на английском повесть Transparent Things:

Hereʼs the person I want. Hullo, person!

Это рассказчик хищным ястребом набрасывается на приглянувшегося ему персонажа, которого он задумал сделать главным героем своей истории. В русском «переводе» Сергея Ильина все решено совсем уж буквально:

А, вот и нужный мне персонаж. Привет, персонаж! Не слышит.


Концепция ненадежного рассказчика, unreliable narrator, активно используется в триллерах и детективах, от «Убийства Роджера Экройда» Агаты Кристи до Gone Girl Джиллиан Флинн: можно ли принимать слова рассказчика в дневнике за чистую монету, если они могут быть написаны с целью что-то утаить или даже причинить вред укрывшемуся за четвертой стеной человеку? Есть, кстати, и фильм, но мы все же настоятельно рекомендуем читать книгу.

Наконец, в историческом детективе The Fifth Heart («Пятое сердце») Дэна Симмонса встречается лучшее из известных нам нарушений четвертой стены в литературе. Главный герой там — Шерлок Холмс, с помощью известного писателя Генри Джеймса расследующий серию убийств в США конца 19 века. Силой своего дедуктивного метода Холмс сумел вычислить, что он — не более чем вымышленный кем-то персонаж. Это открытие Холмса настолько расстраивает, что он подумыват о самоубийстве и вместо кокаина начинает принимать героин, позволяющий великому сыщику в буквальном смысле слова увидеть прутья литературной клетки, в которую он заточен.

Холмс схватился за два длинных повисших слова — металл был такой холодный, что обжег ему руки, — и уставился сквозь буквенную решетку с выражением человека на необитаемом острове, наблюдающего за тем, как первый увиденный им за долгие годы корабль исчезает из виду. Холмс смотрит на тебя. Он видит смутные очертания комнаты или пространства позади тебя. Он пытается разглядеть твое лицо.

Разрушение «четвертой стены» в литературе

Метод разрушения так называемой «четвертой стены», когда персонаж вдруг демонстрирует, что прекрасно осведомлен о своем существовании в вымышленом пространстве, пришел из театра и стар как сама драматургия.

В комиксе «Маленький Немо» персонажи ломают контуры панели и съедают буквы названия В комиксе «Маленький Немо» персонажи ломают контуры панели и съедают буквы названия

Термин придуман в XVIII в. французским энциклопедистом Дидро. Означает ломку воображаемой преграды между аудиторией и придуманным миром. По общепринятому театральному правилу (которое нет-нет да нарушают, об этом наш текст) зритель видит через эту стену, а актеры нет.

Еще древнегреческий комедиограф Аристофан и Уильям Шекпир баловались подобными трюками ради придания комичности происходящему на сцене. Вообще приём возник как развитие старинного театрального способа донесения информации о мыслях персонажа. Называется это «говорить в сторону» ( a parte ).

Взлом четвертой стены чрезвычайно часто используемым методом активизации внимания, который вы постоянно видите в кино (кое-где в «Бойцовском клубе», а «Дэдпул» чуть ли не наполовину состоит из этого приёма).

Но можно ли эту сценически-экранную «фишку» использовать в недраматургической художественной прозе?

Оказывается, да. И вы даже наверняка знаете несколько примеров подобного безобразия.

«Евгений Онегин», Александр Пушкин

Встречается с амого начала. Нам постоянно напоминают, что главный герой — реальный знакомый автора.

Для подчеркивания этого в текст вставлены уопоминания реальных людей, а время от времени автор пускается в разговоры со своим читателем. Один из придуманных персонажей (Буянов, упоминается в сцене именин Татьяны Лариной) описан как двоюродный брат Пушкина.

«Приключения Алисы», Кир Булычев

Постоянные антагонисты главных героев, космические пираты Весельчак У и Крыс время от времени демонстрируют чувство юмора. В более поздних книгах это время от времени выливается в проламывание «четвертой стены».

Типичная ситуация: Алисе грозит смертельная опасность, один из пиратов легко может её убить, однако сознательно не делает это, потому что «О чем же тогда Кир Булычёв будет писать книги?».

«Берегись автомобиля» Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова

Если вы не знали, то сценарий знаменитого фильма в ожидании съемок был переделан авторами в небольшую киноповесть.

Спор экспертов заходит в тупик, и в этот момент конвоиры вводят самого Деточкина, который требует, чтобы цензоры немедля решили его дальнейшую судьбу. Председательствует на этом импровизированном судилище еще один персонаж повести, который в фильм не попал.

«Не оглядывайся», Фредерик Браун

Главный герой рассказа, сошедший с ума печатник, поклялся убить какого-нибудь человека, заранее предупредив его об этом. Он нашел сборник рассказов, а в нем один с подходящим заголовком. И вместо оригинальной истории, которая там когда-то была, его знакомый из типографии вставил вот этот самый текст, который читатель прямо сейчас изучает. А в это самое время наш маньяк с ножом подбирается к нему со спины.

Четвёртая стена и как её ломают


С вами Дэдпул, ваш до смерти надоевший любимый анти-супер-герой! Знаете, почему я могу обращаться к вам напрямую со страниц этого сайта? Потому что я только что разрушил четвёртую стену! Я самый известный её разрушитель. Что значит «какая такая четвёртая стена»? Откуда вы такие взялись? Срочно читайте статью!

Термин «четвёртая стена» родом из театра. Театральная сцена с трёх сторон ограничена декорациями, а четвёртой обращена к залу. Так что четвёртая стена — невидимая грань между актёрами и зрителями, между вымыслом и реальностью, миром искусства и повседневной жизнью. Термин придумал в XVIII веке французский философ Дени Дидро, но сама четвёртая стена существует с того момента, как на подмостках была поставлена первая пьеса.

Четвёртая стена есть во всех произведениях, от книг и комиксов до игр и кино. Герои не подозревают, что они вымышлены, не замечают четвёртую стену и действуют так, будто её не существует. Благодаря этому мы легко забываем, что смотрим фильм или читаем книгу, и вовлекаемся в сюжет.

Но стоит выбить из этой стены кирпич, как всё начинает меняться. Грань между сценой и залом начали ломать ещё в комедиях Аристофана. С монологами к зрителям любили обращаться персонажи Шекспира. А в современном театре, особенно в мюзиклах, снос четвёртой стены вообще поставили на поток. Комиксы тоже стараются не отставать.

Четвёртая стена и как её ломают 6

В этой статье мы разберём все основные варианты сноса лишних стен и связанных с ними тропов. И попытается ничего при этом не сломать.

«Прислоняемся» к стене

Четвёртая стена бывает настолько гибкой, что персонажи могут облокачиваться на неё, не боясь разрушить границу между вымыслом и реальностью. Причём зачастую это делается шутки ради. Один из излюбленных приёмов — обмануть аудиторию, сделав вид, что разрушил стену. Как правило, так делают на экране или в комиксах. Персонажи смотрят прямо в камеру и обращаются будто бы к людям по ту сторону экрана. Затем камера меняет ракурс, и становится понятно, что герои смотрят на кого-то ещё. Стена осталась целой.

Самый простой способ пошатнуть стену — это подмигнуть зрителю. В буквальном смысле. Как часто герои смотрят прямо в камеру, подмигивают вам или возводят очи горе, будто жалуясь на всю серьёзность ситуации или непроходимую глупость окружающих? В телесериалах это даже может стать фишкой одного из персонажей.

Иногда персонажи адресуют реплики не зрителю, а как бы в сторону или себе под нос. Как правило, это шутка или особо острое замечание, которого не слышат окружающие. Или слышат — так ещё забавнее. Эта практика пришла со сцены, где герои часто разговаривают вслух сами с собой, донося до публики свои мысли и переживания.

Четвёртая стена и как её ломают 5

К слому четвёртой стены нас готовят с детства. Вот это делает Дональд Дак

Но иногда герои подчёркивают, что говорят именно с аудиторией. Например, в сериале «Карточный домик» общение главного героя со зрителями стало визитной карточкой шоу. А в британском сериале «Виртуозы» герои почти в каждой серии берут паузу, поворачиваются к зрителю и в подробностях рассказывают о тех деталях своего мошеннического плана, которые добропорядочные граждане могли не уловить. В такое моменты действие вокруг героев замирает, будто персонажи могут останавливать время.

Персонажам не обязательно обращаться прямо к зрителю, чтобы расшатать стенку-другую. Иногда достаточно произнести фразу, имеющую особый смысл в контексте, которого герой, по идее, знать не должен. К примеру, когда в «бондиане» на смену Шону Коннери пришёл Джордж Лэзенби, одной из первых фраз нового агента 007 было: «А с другим парнем такого не случалось!»

Четвёртая стена и как её ломают 18

Бонд, Джеймс Бонд. Убил десятки операторов с 1962 года

Я знаю, что я персонаж

Четвёртую стену можно ломать по-разному. В некоторых историях есть рассказчик, способный общаться с героями. В других один или несколько персонажей знают, что живут в вымышленном мире, и пользуются этим. Порой герои из «реального» мира могут попадать в вымышленный и обратно. Но в этом случае и те, кто живёт в «реальном» мире, тоже вымышлены.

Четвёртая стена и как её ломают

Рассказчик, знакомящий зрителей с событиями фильма, — распространённый приём в кино и театре. Как правило, его слышит только аудитория, но порой он взаимодействует и с персонажами. Так, в «Джордже из джунглей» герои порой спорят с рассказчиком, не желая делать то, что он им предлагает. А когда во второй части заменили исполнителя главной роли и рассказчик не узнал нового актёра, персонаж прямо заявил: «Я новый Джордж. Брендан Фрейзер студии не по карману».

Яркий пример из мира игр — The Stanley Parable, где закадровый голос указывает главному герою, Стэнли, что делать и куда идти. Игрок и персонаж вправе его приказы игнорировать, из-за чего рассказчик будет беситься, то и дело забывая про четвёртую стену. А главного героя игры Comix Zone, комиксиста Скетча, им же придуманный злодей забросил в мир его собственных комиксов и прямо по ходу игры подрисовывал ему врагов и неприятности.

Четвёртая стена и как её ломают 13

Стэнли, вот твой сюжет, и не вздумай сворачивать! Стой, куда ты?

У героя, осознающего, что он вымышлен, есть ряд преимуществ перед другими. Он знаком с законами жанра, легко пользуется его условностями и ограничениями и при этом отлично себя чувствует. Только другие действующие лица относятся к подобной осведомлённости крайне подозрительно и, как правило, наотрез отказываются верить, что их выдумали, а то и записывают того, кто видит четвёртую стену, в сумасшедшие. Недаром самые известные сокрушители четвёртой стены в комиксах — чокнутые Дэдпул и Джокер.

Стена? Какая стена?

Нужно быть безумным, чтобы поверить, что ты персонаж комикса. Нужно быть вдвойне безумным, чтобы оказаться правым. Эта черта отлично вписывается в психологические портреты обоих персонажей, и те вовсю пользуются свалившимися на них способностями.

Дэдпул помнит, в каком выпуске он в последний раз встречал того или иного злодея, способен путешествовать между страницами, видит облачка своих мыслей и даже пользуется ими как оружием. Зная, на какой он странице комикса, болтливый наёмник может предположить, сколько ещё приключений ему осталось. Более того, зная, какого рода это комикс, Дэдпул легко может поменять тактику. Например, он может быть абсолютно уверен, что его не убьют на первых страницах ежемесячного именного журнала. А если и убьют, то воскресят ещё до конца номера.

Четвёртая стена и как её ломают 3

Четвёртая стена и как её ломают 1
Четвёртая стена и как её ломают 4

Эту манеру Дэдпул перенёс из комиксов в игры, где подначивает игрока, и в мультфильмы, и, конечно, в фильмы с Райаном Рейнольдсом. Тут он помнит актёров, играющих других персонажей, поругивает студию за низкий бюджет и самого Рейнолдса — за плохую игру. А когда хочет особо жестоко разделаться с подонком — отворачивает от зрителей камеру со словами «Не стоит вам на это смотреть».

Джокер не отстаёт от коллеги и кое в чём даже его превосходит: в одном выпуске противник Бэтмена позволил себе накричать на художника. Среди фанатов существует интересная теория. Джокер так жесток именно потому, что знает: все его жертвы не существуют в реальном мире и выдуманы с одной-единственной целью — умереть. Более того, именно жестокость делает его интересным для читателя, и это позволяет ему бесконечно продолжать своё существование.

Четвёртая стена и как её ломают 9

Джокер в играх серии Arkham издевается не сколько над Бэтменом, сколько над игроком

О своей вымышленности в восьмидесятые годы знала и Женщина-Халк. Её постоянные перепалки с автором Джимом Бирном стали одной из фишек серии, а четвёртая стена обрушивалась несколько раз за выпуск. И если в поведении Джокера и Дэдпула винили безумие, то в этом случае всё дело было в облучении радиацией. Впрочем, постоянно выезжать на одной и той же шутке нельзя, и в последние годы Женщина-Халк всё реже и реже вспоминает, что она героиня комиксов.

Четвёртая стена и как её ломают 7
Четвёртая стена и как её ломают 8

Женщина-Халк никогда не ладила со своим сценаристом

Порой персонажи, знающие, что они часть истории, могут обращаться к автору или аудитории за помощью. Вспомните любой детский новогодний утренник, на котором Дедушка Мороз просил зрителей дружно позвать Снегурочку или хором крикнуть: «Ёлочка, гори!» В современном театре актёры нередко сидят среди зрителей, клянчат у аудитории деньги или прячутся среди рядов от других персонажей.

Это работает и вне театра. В цикле «Тёмная башня» герои пару раз встречают самого Стивена Кинга, а в ранних выпусках «Фантастической четвёрки» Рид Ричардс и Сью Шторм забегали на огонёк к Стиву Ли и Ларри Либеру. В неожиданном виде помощь из-за четвёртой стены пришла к героям фильма «Монти Пайтон и Священный Грааль». В одной из сцен за героями гоняется ужасный монстр, который внезапно исчезает, потому что художника-аниматора свалил сердечный приступ.

В некоторых произведениях четвёртую стену ломают так часто, что её с тем же успехом можно было и вовсе не возводить. Сюда можно отнести комикс «Скотт Пилигрим», герои которого постоянно ссылаются на предыдущие выпуски, общаются с читателями напрямую и советуют другим персонажам перечитать первый номер.

Четвёртая стена и как её ломают 10

Макс Пейн тоже догадался, что он персонаж

Знатоки жанра

Героев, которые в курсе, что они вымышлены, не стоить путать с героями, которые догадываются о том, в какого рода историю попали, но считают, что находятся в реальном мире. Вспомним, например, писателя-детективщика Ричарда Касла из одноимённого сериала. Он подходит к каждому делу так, будто преступление произошло на страницах его книг и к нему применимы законы жанра.

Но чаще всего знатоки жанра (genre savvy) появляются в слэшерах и молодёжных ужастиках. Они раньше всех понимают, что попали в переплёт, предупреждают друзей об опасностях и стараются предостеречь от глупостей. Они знают, что нельзя бродить в одиночку, говорить с загадочными незнакомцами, гулять по мрачным аллеям, идти на источник странных звуков и заниматься сексом в заброшенном доме.

К сожалению, всезнайки забывают о другом штампе: умник погибает первым. И правильно делает! Какой смысл следить за историей, персонажи которой уже в самом начале знают, что им грозит? Да они просто сбегут в безопасное место при удобном случае, и никакой истории не получится!

Четвёртая стена и как её ломают 14

Во имя деконструкции и интриги знаток жанра обязан умереть либо от самой очевидной опасности, либо от очень изощрённой. В первом случае нам дают понять, что никто не застрахован от ошибки. Если уж главный эксперт сыграл в ящик, другим и подавно не избежать этой участи. Во втором случае сценаристы намекают, что сами штампов не терпят и найдут способ удивить даже самого искушённого зрителя.

Иногда знание жанра может обернуться и против героя. Например, в комедии «Убойные каникулы» (в девичестве «Такер и Дейл против зла») группа подростков принимает главных героев, Такера и Дейла, за маньяков, хотя друзья всего лишь собирались порыбачить. Пытаясь избавиться от них, подростки погибают, а один и вовсе сходит с ума.

«Мы живём в реальном мире!»

Чаще всего четвёртая стена крепка, как форт Нокс. Порой авторы даже специально подчёркивают, что для героев происходящее реально: те вспоминают сцены из любимых фильмов или сериалов, а в ответ звучит что-то вроде: «Да-да, только мы не в кино!»

Четвёртая стена и как её ломают 20

Иногда, впрочем, с намёком, как в «Кингсмене»: «Тут у нас не такое кино»

Так можно установить в произведении границы реальности. Например, герои считают, что инопланетяне бывают только в фантастике. Ради иронии это должны сказать герои фильма о вторжении инопланетян. Перед самым вторжением.

Примеры из других произведений часто вспоминают, чтобы противопоставить вымысел реальности. Например, когда герои пытаются совершить что-то невозможное, какой-нибудь скептик непременно на это укажет, но к его словам никто не прислушается. Затем всё получается, и скептику остаётся признать свою ошибку. Но иногда оказывается прав и скептик. Тогда сказать «Упс, ошибся!» его оппонент сможет разве что на спиритическом сеансе. Помните парня из «Пипца» который считал, что он супергерой и может летать? Ему уже на том свете объяснили, что он ошибся фильмом Мэтью Вона — это не «Люди Икс: Первый класс».

Четвёртая стена и как её ломают 21

Синдром восьмиклассника — так называют наивное убеждение, что ты герой, обладающий суперсилами

Ну и нет ничего лучше, чем с помощью такого приёма спародировать или деконструировать жанровый штамп. Взять, например, Озимандию из культового комикса Алана Мура «Хранители» В финале он во всех подобностях рассказывает свой план, но делает это потому, что всё уже осуществлено. Поэтому в конце речи Адриан позволяет себе саркастическое замечание: «Кто я, по-вашему, злодей из комикса?» Да, Адриан, ты именно злодей из комикса, но это не мешает тебе мыслить нестандартно.

Мы здесь стены ломаем!

Четвёртая стена и как её ломают 11

Четвёртую стену рушат с разными целями. В классическом театре это делали, чтобы вовлечь зрителей в происходящее, заставить поверить, что их действия могут повлиять на сюжет. В детских спектаклях маленькие зрители предупреждают героев об опасности, подсказывают, куда делись злодеи, и всячески стараются помочь.

Четвёртая стена и как её ломают 12

Впрочем, снос четвёртой стены подходит и для драматических целей. Каково это — узнать, что тебя на самом деле нет, твоя жизнь выдумана не особо талантливыми сценаристами на потеху публике, а все твои достижения и потери — лишь строчки сценария? Одна мысль об этом пробирает до мурашек, а каково с этим жить? Подобным приёмом любил пользоваться Грант Моррисон в комиксах Animal Man — он подвёл к подобному осознанию почти всех персонажей серии.

Как правило, герои не очень хорошо реагируют на подобные известия. Детектив Джек Слейтер из «Последнего героя боевика» не обрадовался, узнав, что его сын погиб, а его самого преследуют кошмары лишь потому, что сценаристы захотели выдавить из зрителя лишнюю слезу. А герои романа Джона Скальци «Люди в красном», узнав, что живут в телесериале, лично заявились в реальный мир высказать своим создателям недовольство убогими сюжетами и постоянными смертями.

Четвёртая стена и как её ломают 19

«Парадокс знаменитости»: в мире «Последнего героя боевика» нет актёра Шварценеггера, поэтому Терминатора сыграл Сталлоне

Некоторые персонажи, узнав о своей нереальности, идут вразнос. Мы уже писали, что Джокер пытается отвечать ожиданиям читателей. А один из персонажей фильма «Забавные игры» Михаэля Ханеке открыто признаётся, что убивает людей только ради собравшейся в зале аудитории. И ведь он прав! Спрос рождает предложение, и многочисленные слэшеры, фильмы ужасов и жестокие злодеи в комиксах по-прежнему живы только потому, что публике это нравится.

Временами герои пытаются бороться за свои права и отказываются делать то, чего от них требует создатель. Иногда это проявление их свободной воли, но если создатели хотят окончательно добить персонажей, то дают понять, что даже мысли о бунте посетили их головы только потому, что так захотел автор. А значит, персонажи остаются его безвольными рабами. Очень жестоко.

Четвёртая стена и как её ломают 25

Герои «Сверхъестественного» живут в мире, где есть сериал «Сверхъестественное»

Да что ты в этом понимаешь! Учись у знатоков жанра!

Помните, ребятки, всё хорошо в меру, и разрушение стенок тоже. Тут главное, чтобы у автора руки росли из того места. Но, если подумать, эти слова можно применить и вообще ко всему в жизни. Правда же? Чмоки!

Рома Линчев - Сломай эту стену | Текст песни

Woah, Yeah
Stop, hiding out in the shadows
Scared to show the world you exist
Don't, lock yourself in the darkness
The world is so much brighter than this
Ya if you never take the shock
You never gonna win
So turn it all around and

Break down the walls Woah
Come on and give it everything you get
Take a chance, make a stand and
Break, break, break down walls Woah
Break down the walls Woah

Break down the walls Woah
Come on and take a chance make a stand and
Break, break, break down the walls
Break down the walls

Как разбить каменную стену?


Sanek1971
Понадобится способность из Сукзекса (сайт ругается (. ) на название этого региона, через букву "с". Дескать получается обозначение соития!) (Огненная Ловушка).


И минимум 2 шкалы адреналина. Сначала стреляешь первую стрелу, заряженной этой способностью. Стрела несёт на себе мину. Затем используешь вторую ТАКУЮ ЖЕ СТРЕЛУ. То есть - вновь применяешь способность. Происходит большой взрыв, который уничтожает засов через дверь. Данный гайд предназначен для слома дверей на засове. Для слома каменных стен - сгодится и одна стрела.

Не могу сломать стену [Есть ответ]



Люди добрые, нужна помощь, как сломать стену? открыл все способности, какую-то подсказку профукал, теперь не могу понять как сломать.


На сколько я помню, надо удерживать кнопку удара и тогда произойдёт что-то типо мощного удара и стена сломается. Хотя может я и ошибаюсь, игру до конца ещё не прошёл просто, да и подзабыл уже половину.


Аlex_Pro
это стены которые ломаются силой удара, типа топота или усиленного прыжка, а вот как по бокам бить силой, что-то не до понял)


prizrak260994
Не-не, я точно помню, что удерживал кнопку удара, он типо заряжался и ударял стену, после чего она ломалась. Я сейчас запущу игру и проверю точно.

нужно залезть на противоположную стену и зажать в вашем случае кнопку D и когда удар зарядится нажать пробел.. ори пробьет стену.
P.S. правильно написали это усиленный прыжок..


kurbat1
как попробую, отпишусь)


kurbat1
Спасибо большое, видимо это и была подсказка как ломать стены, а я её просмотрел)


kurbat1
Спасибо большое, видимо это и была подсказка как ломать стены, а я её просмотрел)

prizrak260994
рад был помочь, вам.


Слушайте а мне не подскажите, я в руинах Форлорна зеленую сферу пропустил вернуться туда никак нельзя??


Jxrfhbr
У меня только одно место куда я не могу вернуться(где от совы прячешься и убегаешь), а так хоть куда можно вернуться ну или по крайней мере у меня так.
P.S. первый раз прохожу


Jxrfhbr
Ни в "Древо Гинзо", ни в "Руины Форлорна", ни в "Гору Хору" нельзя зайти повторно (после того как прошел). Это задумка разработчиков.

Читайте также: