Сколько людей погибло при строительстве китайской стены

Обновлено: 20.05.2024

Сколько людей погибло при строительстве китайской стены

Последний бой у стены состоялся в 1938 году во время китайско-японской войны. В стене осталось множество следов от пуль тех времен. Самая высокая точка Великой Китайской стены находится на высоте 1534 метра, неподалеку от Пекина, в то время как самая низкая точка находится на уровне моря близ Лаолонгту. Средняя высота стены составляет 7 метров, а ширина в некоторых местах достигает 8 метров, но в целом колеблется от 5 до 7 метров

Великая Китайская стена — символ национальной гордости, многовековой борьбы, и величия. Правительство страны тратит колоссальные деньги на сохранение этого памятника архитектуры, исчисляемые миллиардами долларов США в год, надеясь сохранить стену для будущих поколений

Впрочем в свете последних событий на Украине, может случиться так, что все эти факты будут пересмотрены. Если украинские историки утверждают , что Черное море выкопали древние укры, они же приложили руку к строительству Египетских пирамид, то не удивлюсь, что и при строительстве Великой китайской стены, не обошлось без них . (сарказм)

Кто и зачем ее построил Великую Китайскую стену? Кого и от кого она защищала?

Часто пишут, что даже в XIII веке кочевники монголы были отсталыми, что не имели они ни железного оружия, ни навыков его изготовления, что вообще их было ничтожно мало даже для самого незначительного похода, не говоря уже, чтобы победоносно проехать от своей Монголии до Придонья.

Но стоит заговорить, отвлекшись конкретно от монголов, о Великой Китайской стене, то возникают просто потрясающие метаморфозы.

Оказывается, как утверждают альтернативщики, бойницы в Стене направлены не на север, а на юг. То есть, Стена строилась для отражения атак не с севера, а с юга. Значит, строили ее не китайцы для защиты от хунну, а хунну или другие какие-то северные кочевники для защиты от китайцев.

Напомню, Великая Китайская стена – это самое масштабное сооружение на планете. Она начинается в провинции Хэбэй на Тихоокеанском побережье и тянется на запад, заканчиваясь заставой Цзяюйгуань на границе провинции Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района. Официально общая протяженность Великой Китайской стены составляет 8900 километров, но по ряду источников, протяженность стены с учетом всех ответвлений почти 21 тысяча километров.

Получается, что кочевники были малочисленные, не имели ни железного оружия, ни железных орудий труда, но сумели построить Стену протяженностью несколько тысяч километров? Предположим, смогли. Но зачем?

Китайская военная экспансия никогда не заходила в пределы Великой Степи. Это была скорее дипломатическая война, когда, заключая договоры с одними племенами кочевников против других, китайцы решали свои задачи чужими руками. И делалось это вовсе не с целью захвата Степи, а для контроля над Великим Шелковым путем. Их интересовала торговля, а не непригодная для земледелия Степь, как территория.

Зачем бы вдруг кочевникам было строить Стену для защиты от китайской армии, которая никогда глубоко и надолго не вторгалась в пределы Степи? Те же хунну были разбиты вовсе не китайской армией, а коалицией сяньби (кочевники из Маньчжурии), динлинов (пратюркские народы Южной Сибири и Восточного Казахстана) и турфанцев (оставшаяся в Тариме ветвь юэчжей).

Если вовсе не китайцы строили Стену, то почему кочевники хунну строили ее от Тихого океана, где севернее Стены проживали сяньби? Зачем ее строили до Синьцзяна, где проживали юэчжи? Почему бы не отгородиться Стеной от сяньби на востоке и юэчжей на западе? Да и зачем бы хунну отгораживали сяньби от китайцев? Они враждовали между собой, поэтому невероятным выглядит вариант, будто бы они договорились совместными усилиями построить стену для защиты от китайцев.

Но предположим, Стену, действительно построили кочевники для защиты от китайцев. Значит, у них были для этого и технологии, и инструменты, и достаточный для строительства человеческий ресурс. То есть, Стену построить у них были и люди, и инструменты, а вот вооружить армию ресурсов не хватало, да и армия была крайне немногочисленная. Так что ли?

И почему тогда они не строили каменные города? Они им были не нужны? А Стена нужна? Зачем кочевники строили Стену, если ее защита противоречит принципам ведения боя кочевниками, сопряженным со стремительной атакой и стремительным отходом, с предпочтительным использованием оружия дальнего боя?

Но исторически-альтернативно мыслящие люди заявляют, что хунну просто в какой-то узкий промежуток времени проживали к северу от Стены, а строило Стену динлинское европеоидное население Южной Сибири, которое, ну это же очевидно, могло быть связано только с славяно-арийской расой.

И снова возникает все тот же вопрос. Хунну, проживавшим непосредственно к северу от Стены, она была не нужна, да и не было у них для такого строительства ни технологий, ни ресурсов. А вот динлинам, жившим на Саяно-Алтае, Стена на южной окраине пустыни Гоби вплоть до Тихого океана была прямо жизненно необходима?

И тут мы подходим к не менее интересной версии. Не рассматривая порожденный воспаленным мозгом бред сторонников русской Гипербореи со столицей в Асгарде Ирийском, основанном в году 5028 от Великого Переселения из Даарии, перейду к Великой Тартарии.

Тартария появляется на европейских картах, начиная с конца XVI века. Собственно, в это время и появляются сколько-то вразумительные карты Азии. Она есть на карте Абрахама Ортелия 1570 года. Она есть в "Атласе" Герарда Меркатора 1595 года. Хотя на карте Меркатора Великая Китайская стена отсутствует, она есть как на карте Ортелия, так и на "Карте Сибири или Тартарии" Йодокуса Хондиуса 1606 года. То есть она была в целом построена, по крайней мере, к началу XVII века.

Может, Стену построили тартары для защиты от китайцев своей Тартарии? Это кочевники были отсталыми. А Тартария, как утверждают альтернативщики, была развитой страной, с развитыми технологиями, с огромными человеческими и прочими ресурсами.

Может быть. Но тогда возникает все тот же вопрос. Стена не нужна была хунну, не нужна была динлинам, не нужна была сяньби и юэчжам, очевидно, не нужна была тюркам и монголам, потому что китайская военная экспансия никогда не выходила в Степь. Китайцы, конечно, захватили Степь вплоть до предгорий Саян, но это было много позже, в середине XVIII века, когда под натиском Циньского Китая пало Джунгарское ханство.

Зачем Стена понадобилась тартарам из Тартарии? Она не смогла остановить хунну в конце I тысячелетия до н.э., не смогла остановить монголов в XIII веке, не смогла остановить китайцев в XVIII веке. Зачем она вообще строилась?

Для начала давайте разберемся, куда же все-таки направлены бойницы. На север или на юг? Правильный ответ: они направлены в обе стороны, и на север, и на юг. Местами они направлены только на север или только на юг. Но тогда противоположная часть стены проходит по склонам непреступных, вертикально обрывающихся скал.

Однако в силу протяженности никакой армии не хватило бы для ее обороны. Высотой всего 5-6, редко до 10 метров, по сути, она была лишь препятствием, не способным остановить врага.

Наконец, достоверно известно, что стену строили именно китайцы, а не хунну, не динлины, не тартары, не славяно-арии и даже не инопланетяне. Этому есть многочисленные материальные доказательства в виде сохранившихся планов и финансовых отчетов.

Сколько людей погибло при строительстве китайской стены

«Нива» с прицепом опрокинулась на бок в Магнитогорске

«Нива» с прицепом опрокинулась на бок в Магнитогорске

Китайский активист рассказал о происхождении коронавируса в Ухане

Китайский активист рассказал о происхождении коронавируса в Ухане

Художница, которая точно знает: в СССР было лучше!

Художница, которая точно знает: в СССР было лучше!

17 собак, которые здорово преобразились после стрижки

17 собак, которые здорово преобразились после стрижки

Колоритные кадры, которые наглядно рассказывают о жизни в России

Колоритные кадры, которые наглядно рассказывают о жизни в России

20-летний внедорожник Bowler Wildcat стоит столько же, сколько новый BMW X5

20-летний внедорожник Bowler Wildcat стоит столько же, сколько новый BMW X5

Передайте трубку Ефремову: как россияне издеваются над телефонными мошенниками

Передайте трубку Ефремову: как россияне издеваются над телефонными мошенниками

Авария дня. В Перми водитель «скорой» устроил смертельное ДТП

Авария дня. В Перми водитель «скорой» устроил смертельное ДТП

Правительством утверждён производственный календарь на 2022 год

Правительством утверждён производственный календарь на 2022 год

"У кошки четыре ноги. ": тест по фильму "Республика ШКИД"

"У кошки четыре ноги. ": тест по фильму "Республика ШКИД"

В столичном метро двое мигрантов избили случайно задевшего их москвича

В столичном метро двое мигрантов избили случайно задевшего их москвича

Красный Ferrari это скучно? Дилер из Великобритании продает желтый Enzo и F50

Красный Ferrari это скучно? Дилер из Великобритании продает желтый Enzo и F50

Продолжения фильмов и кинофраншиз, в которых на роль главного героя выбрали новых актеров

Продолжения фильмов и кинофраншиз, в которых на роль главного героя выбрали новых актеров

27 татуировок, которые не спасает даже техника исполнения

27 татуировок, которые не спасает даже техника исполнения

Котяра подружился с мышью, которая должна была стать его обедом

Котяра подружился с мышью, которая должна была стать его обедом

Бандиты с большой дороги, которых боятся даже бабки у подъездов (но это не точно)

Бандиты с большой дороги, которых боятся даже бабки у подъездов (но это не точно)

Как носорог с машинками решил поиграть

Как носорог с машинками решил поиграть

Художник рисует комиксы для любителей странного и черного юмора

Художник рисует комиксы для любителей странного и черного юмора

Этот старенький Ford Mustang стоит в пять раз дороже нового

Этот старенький Ford Mustang стоит в пять раз дороже нового

Дань подвигу: в Москве открыт памятник врачам, побеждающим коронавирус

Дань подвигу: в Москве открыт памятник врачам, побеждающим коронавирус

Страшный сон любого водителя: ребенок выбежал под машину в Челябинской области

Страшный сон любого водителя: ребенок выбежал под машину в Челябинской области

Как существовать на 15 000 рублей в месяц: пособие по экстремальному выживанию

Как существовать на 15 000 рублей в месяц: пособие по экстремальному выживанию

Чем отличаются девочки от женщин

Чем отличаются девочки от женщин

16 мужчин, которые исполнили просьбы жен не так, как те хотели

16 мужчин, которые исполнили просьбы жен не так, как те хотели

Наглая овца помешала перекусу

Наглая овца помешала перекусу

Старинный Dodge 1918 года превратили в великолепный хот-род

Старинный Dodge 1918 года превратили в великолепный хот-род

Трейлер фильма "Лес призраков: Сатор" (2019)

Трейлер фильма "Лес призраков: Сатор" (2019)

Битловед, тиктокер, специалист по марихуане и другие необычные специальности в вузах мира

Битловед, тиктокер, специалист по марихуане и другие необычные специальности в вузах мира

20 жизненных подсказок-шпаргалок, которые сделают вас эрудитом

20 жизненных подсказок-шпаргалок, которые сделают вас эрудитом

Суд разрешил оскорбившему россиян блогеру на время остаться в России, приостановив распоряжение МВД

Суд разрешил оскорбившему россиян блогеру на время остаться в России, приостановив распоряжение МВД

Трейлер фильма "Джим Пуговка и чёртова дюжина" (2020)

Трейлер фильма "Джим Пуговка и чёртова дюжина" (2020)

"Поздравили, но протокол составили": пограничники два часа бдили за сахалинцем, тянущим тунца

"Поздравили, но протокол составили": пограничники два часа бдили за сахалинцем, тянущим тунца

Лошади, верблюды, еноты и другой зоопарк первого дня голосования в одном флаконе

Лошади, верблюды, еноты и другой зоопарк первого дня голосования в одном флаконе

16 парней, которые решили расстаться с длинными волосами и не прогадали

16 парней, которые решили расстаться с длинными волосами и не прогадали

Топ абсолютно никчёмных и вредных работ от столичного правоохранителя

Топ абсолютно никчёмных и вредных работ от столичного правоохранителя

Задержанного парня чуть не обокрали прохожие

Задержанного парня чуть не обокрали прохожие

Дрю Бэрримор и Кэмерон Диас стареют достойно

Дрю Бэрримор и Кэмерон Диас стареют достойно

Google и Apple удалили приложение «Навальный», в котором был блок с «Умным голосованием»

Google и Apple удалили приложение «Навальный», в котором был блок с «Умным голосованием»

Подозреваемый в убийстве трех человек и нападении на отдел полиции найден и задержан

Подозреваемый в убийстве трех человек и нападении на отдел полиции найден и задержан

Опасный Китай: тропа смерти, тобогган с Великой Китайской стены и хардкорный поезд до Шанхая

Опасный Китай: тропа смерти, тобогган с Великой Китайской стены и хардкорный поезд до Шанхая Длиннопост

В Пекине я запланировал остановку на полтора дня. Для тех, у кого пересадка в столице часов восемь, реально успеть посетить Стену. К ней идет поезд из Сианя. Вообще, многие русские туристы предпочитают путешествовать по Китаю по такому треугольнику: Пекин — Сиань — Шанхай. Так можно быстро посмотреть все самое важное, не рассеивая внимания и время на всю страну — она большая.

Глава 1. Та самая Великая и Китайская

Что почитать

Опасный Китай: тропа смерти, тобогган с Великой Китайской стены и хардкорный поезд до Шанхая Длиннопост

Есть два способа добраться до Стены из парка Шэньчжэнь: пешком или на канатке. Я выбрал второй вариант.

Сама Великая Китайская стена оказалась не такой древней, как я ожидал. Дело в том, что все здесь не столько реставрируют, сколько достраивают. В конце красивого туристического маршрута я увидел нетронутый участок Стены. Это были руины, совсем непохожие на то, что мы привыкли видеть на фотографиях. А потом я увидел строителей и то, как они откровенно достраивали башню там, где ее никогда не было, и совсем загрустил. Не этого я ждал от этого места — ни трепета перед древностью, ни какой-то эпичности я не почувствовал.

Опасный Китай: тропа смерти, тобогган с Великой Китайской стены и хардкорный поезд до Шанхая Длиннопост

В кабине была только ручка для тормоза — и она нужна! Я люблю скорость, но сани разгонялись так, что я уже готовился вылететь с трассы, поэтому притормаживал. Это было правильным решением. Потому что турист, который спускался передо мной, еле плелся. Я просто чудом не врезался в его сани. Так что будьте осторожны, если решите спускаться на тобоггане. Контролируйте скорость и не зевайте.

Глава 2. Тропа над пропастью и стоячие места в поезде

На скором поезде Пекин — Сиань за пять часов добрался до парка Хуашань, недалеко от города Сиань. Там находится главный аттракцион, ради которого я и прилетел, — Тропа смерти. Увидел однажды на фото и загорелся.

Опасный Китай: тропа смерти, тобогган с Великой Китайской стены и хардкорный поезд до Шанхая Длиннопост

Тропа смерти — это тонкий деревянный настил, прибитый к скале над пропастью, по которому идут испуганные туристы. Платишь деньги, на тебя надевают страховочное снаряжение и отправляют в путь-дорогу. Никаких ограждений. Медленно идешь вдоль скалы, доходишь до конечной точки, делаешь фото на память, разворачиваешься и идешь обратно. При этом нужно разойтись с людьми, которые идут навстречу.

Адреналин я испытал, но на фотографиях выглядит зрелищнее. Может, потому, что я не боюсь высоты, а сама тропа не особо длинная. Больше боялся, что уроню телефон в пропасть, а не за себя. А еще о Тропе писали на Пикабу — почитайте.

Что почитать

Как добирался от Сианя до Шанхая — отдельная история. В китайских поездах своя классификация мест: лежачие, сидячие и стоячие. Почему-то не думал, что с билетами может быть проблема. В итоге все, что смог купить, — стоячее место. Огромный поезд дальнего следования, куча вагонов, битком набитые людьми. Нет ни одного угла, чтобы забиться или прижаться: 16 часов стоя до Шанхая без надежды поспать. Так я себе представлял индийские поезда. Но вокруг одни китайцы, которые косо на меня поглядывали: мол, парень, что ты здесь забыл? Поездку запомню надолго — абсолютное издевательство.

Опасный Китай: тропа смерти, тобогган с Великой Китайской стены и хардкорный поезд до Шанхая Длиннопост

В Шанхае туристов больше, но чувствуешь себя на удивление комфортнее. Вокруг чисто, при этом плюнуть посреди улицы или прямо в ресторане бросить мусор на пол — норма. Китайцы чем-то напоминают русских: хитростью и пронырливостью. Особенно таксисты. А еще заметно, что в стране не хватает работы. Так, в пекинском метро есть люди, задача которых поторапливать пассажиров заходить в вагон.

Шашлык из скорпиона я съел (не впечатлило), порцию адреналина получил, пора ехать дальше.

Сколько людей погибло при строительстве китайской стены

В рассказе об этой грандиозной постройке мы постараемся раскрыть тайны, разгадать загадки и кратко дать ответы на многие вопросы о ней: кто и зачем построил ее, от кого защищала она китайцев, где находится самый популярный участок сооружения, видно ли ее из космоса.

Причины строительства Великой Китайской стены

В период Сражающихся царств (с V до II века до н. э.) крупные китайские царства с помощью захватнических войн поглощали более мелкие. Так начинало формироваться будущее единое государство. Но пока оно было разрозненным, отдельные царства подвергались набегам древнего кочевого народа хунну, который приходил в Китай с севера. Каждое царство строило защитные ограждения на отдельных участках своих границ. Но в качестве материала служила обычная земля, поэтому оборонительные укрепления со временем стерлись с лица земли и не дошли до наших времен.

Император Цинь Шихуанди (III век до н. э.), ставший во главе первого объединенного царства Цинь, дал начало строительству защитно-оборонительной стены на севере своего владения, для чего возводили новые стены и сторожевые башни, объединяя их с уже существующими. Назначением возводимых построек была не только защита населения от набегов, но и обозначение границ нового государства.

Сколько лет и как строили стену

Для возведения Великой Китайской стены была задействована пятая часть всего населения страны, это примерно миллион человек за 10 лет основного строительства. В качестве рабочей силы использовали крестьян, солдат, рабов и всех преступников, направляемых сюда в качестве наказания.

Учитывая опыт предыдущих строителей, в основание стен стали укладывать не утрамбованную землю, а каменные блоки, присыпая их грунтом. Последующие правители Китая из династии Хань и Мин тоже расширяли линию обороны. В качестве материалов уже использовали каменные блоки и кирпичи, скрепленные рисовым клеем с добавлением гашеной извести. Именно те участки стены, которые были построены при династии Мин в XIV–XVII веках, достаточно хорошо сохранились.

Процесс строительства сопровождался многими трудностями, связанными с питанием и тяжелыми условиями труда. Одновременно нужно было накормить и напоить более 300 тыс. человек. Это не всегда удавалось своевременно, поэтому человеческие жертвы исчислялись десятками, даже сотнями тысяч. Существует легенда, что во время постройки всех умерших и погибших строителей укладывали в основание сооружения, поскольку их кости служили хорошим скреплением камней. В народе постройку называют даже «самым длинным кладбищем в мире». Но современные ученые и археологи опровергают версию о массовых захоронениях, вероятно, большинство тел погибших отдавали родственникам.

Ответить на вопрос, сколько лет строили Великую Китайскую стену, однозначно нельзя. Объемное строительство велось в течение 10 лет, а с самого начала до последней достройки прошло около 20 столетий.

Размеры Великой Китайской стены

По последним подсчетам размеров стены, ее длина составляет 8,85 тыс. км, при этом протяженность с ответвлениями в километрах и метрах подсчитывали на всех участках, разбросанных по территории Китая. Предположительная общая длина постройки, в том числе не сохранившихся участков, от начала до конца составила бы сегодня 21,19 тыс. км.

Так как расположение стены идет, в основном, по гористой территории, проходит как по горным хребтам, так и по дну ущелий, то ее ширина и высота не могли быть выдержаны в единых цифрах. Ширина стен (толщина) находится в пределах 5-9 м, при этом у основания она примерно на 1 м шире, чем в верхней части, а средняя высота – около 7-7,5 м, иногда доходит до 10 м, внешняя стена дополнена прямоугольными зубцами высотой до 1,5 м. По всей длине выстроены кирпичные или каменные башни с бойницами, направленными в разные стороны, со складами оружия, смотровыми площадками и помещениями для охраны.

При строительстве Великой Китайской стены по плану башни выстраивали в едином стиле и на одинаковом расстоянии друг от друга – 200 м, равном дальности полета стрелы. Но при соединении старых участков с новыми, в гармоничный рисунок стен и башен иногда врезаются башни иного архитектурного решения. На расстоянии 10 км друг от друга башни дополняют сигнальные вышки (высокие башни без внутреннего содержания), с которых дозорные наблюдали за окрестностями и в случае опасности должны были дать следующей вышке сигнал огнем разведенного костра.

Видно ли стену из космоса?

Перечисляя интересные факты об этой постройке, часто все упоминают, что Великая Китайская стена – единственное рукотворное сооружение, которое видно из космоса. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.

С Земной орбиты тоже невозможно ее увидеть без специальной аппаратуры. Иногда объекты на фото из космоса, сделанные без увеличения, принимают за очертания стены, но при увеличении оказывается, что это реки, горные хребты или Великий канал. А вот через бинокль в хорошую погоду стену можно разглядеть, если знать, куда надо всматриваться. Увеличенные фотографии со спутника позволяют увидеть ограду по всей длине, различить башни и повороты.

Была ли нужна стена?

Сами китайцы не считали, что стена была им нужна. Ведь она многие века забирала на стройку сильных мужчин, большая часть дохода государства шла на ее постройку и обслуживание. История показала, что особой защиты стране она не обеспечивала: кочевники хунну и татаро-монголы с легкостью пересекали заградительную линию на разрушенных участках или по специальным проездам. К тому же многие дозорные пропускали отряды нападающих в надежде спастись или получить вознаграждение, поэтому не подавали сигналов на соседние башни.

В наши годы из Великой Китайской стены сделали символ стойкости китайского народа, создали из нее визитную карточку страны. Каждый побывавший в Китае стремится съездить на экскурсию к доступному участку достопримечательности.

Современное состояние и туристическая привлекательность

Большая часть ограды сегодня нуждается в полной или частичной реставрации. Особенно плачевное состояние на северо-западном участке в уезде Миньцинь, где мощные песчаные бури разрушают и засыпают каменную кладку. Большой урон постройке наносят сами люди, разбирая ее составляющие на строительство своих домов. Некоторые участки в свое время были снесены по приказу властей, чтобы освободить место для строительства дорог или деревень. Современные художники-вандалы разрисовывают стену своими граффити.

Осознав привлекательность Великой Китайской стены для туристов, власти крупных городов реставрируют близкорасположенные к ним части стены и прокладывают к ним экскурсионные маршруты. Так, возле Пекина имеются участки Мутяньюй и Бадалин, которые стали чуть ли не главными достопримечательностями в столичном регионе.

Первый участок находится в 75 км от Пекина, вблизи города Хуайжоу. На участке Мутяньюй отреставрирована часть длиной 2,25 км с 22 сторожевыми башнями. Участок, находящийся на гребне хребта, отличает очень близкая постройка башен друг к другу. У подножия хребта расположена деревня, где останавливается личный и экскурсионный транспорт. Добраться до вершины хребта можно пешком или с помощью фуникулера.

Ближе всего к столице расположен участок Бадалин, их разделяют 65 км. Как добраться сюда? Можно приехать на экскурсионном или рейсовом автобусе, на такси, частной машине или железнодорожном экспрессе. Протяженность доступного и отреставрированного участка – 3,74 км, высота около 8,5 м. Осмотреть все интересное в окрестностях Бадалин можно во время прогулки по гребню стены или из кабинки канатной дороги. Кстати, название «Бадалин» переводится как «дающий доступ во всех направлениях». Во время Олимпийских игр 2008 года возле Бадалин находилась финишная черта групповой шоссейной велогонки. Ежегодно в мае устраивается марафон, на котором участникам нужно пробежать 3800 степеней и преодолеть подъемы и спуски, пробегая по гребню стены.


Великая Китайская стена не вошла в список «Семи чудес света», но современная общественность включила ее в список «Новых чудес света». В 1987 году Юнеско взяло стену под свою защиту, как объект Всемирного наследия.

Опасный Китай: тропа смерти, тобогган с Великой Китайской стены и хардкорный поезд до Шанхая

Опасный Китай: тропа смерти, тобогган с Великой Китайской стены и хардкорный поезд до Шанхая Длиннопост

В Пекине я запланировал остановку на полтора дня. Для тех, у кого пересадка в столице часов восемь, реально успеть посетить Стену. К ней идет поезд из Сианя. Вообще, многие русские туристы предпочитают путешествовать по Китаю по такому треугольнику: Пекин — Сиань — Шанхай. Так можно быстро посмотреть все самое важное, не рассеивая внимания и время на всю страну — она большая.

Глава 1. Та самая Великая и Китайская

Что почитать

Опасный Китай: тропа смерти, тобогган с Великой Китайской стены и хардкорный поезд до Шанхая Длиннопост

Есть два способа добраться до Стены из парка Шэньчжэнь: пешком или на канатке. Я выбрал второй вариант.

Сама Великая Китайская стена оказалась не такой древней, как я ожидал. Дело в том, что все здесь не столько реставрируют, сколько достраивают. В конце красивого туристического маршрута я увидел нетронутый участок Стены. Это были руины, совсем непохожие на то, что мы привыкли видеть на фотографиях. А потом я увидел строителей и то, как они откровенно достраивали башню там, где ее никогда не было, и совсем загрустил. Не этого я ждал от этого места — ни трепета перед древностью, ни какой-то эпичности я не почувствовал.

Опасный Китай: тропа смерти, тобогган с Великой Китайской стены и хардкорный поезд до Шанхая Длиннопост

В кабине была только ручка для тормоза — и она нужна! Я люблю скорость, но сани разгонялись так, что я уже готовился вылететь с трассы, поэтому притормаживал. Это было правильным решением. Потому что турист, который спускался передо мной, еле плелся. Я просто чудом не врезался в его сани. Так что будьте осторожны, если решите спускаться на тобоггане. Контролируйте скорость и не зевайте.

Глава 2. Тропа над пропастью и стоячие места в поезде

На скором поезде Пекин — Сиань за пять часов добрался до парка Хуашань, недалеко от города Сиань. Там находится главный аттракцион, ради которого я и прилетел, — Тропа смерти. Увидел однажды на фото и загорелся.

Опасный Китай: тропа смерти, тобогган с Великой Китайской стены и хардкорный поезд до Шанхая Длиннопост

Тропа смерти — это тонкий деревянный настил, прибитый к скале над пропастью, по которому идут испуганные туристы. Платишь деньги, на тебя надевают страховочное снаряжение и отправляют в путь-дорогу. Никаких ограждений. Медленно идешь вдоль скалы, доходишь до конечной точки, делаешь фото на память, разворачиваешься и идешь обратно. При этом нужно разойтись с людьми, которые идут навстречу.

Адреналин я испытал, но на фотографиях выглядит зрелищнее. Может, потому, что я не боюсь высоты, а сама тропа не особо длинная. Больше боялся, что уроню телефон в пропасть, а не за себя. А еще о Тропе писали на Пикабу — почитайте.

Что почитать

Как добирался от Сианя до Шанхая — отдельная история. В китайских поездах своя классификация мест: лежачие, сидячие и стоячие. Почему-то не думал, что с билетами может быть проблема. В итоге все, что смог купить, — стоячее место. Огромный поезд дальнего следования, куча вагонов, битком набитые людьми. Нет ни одного угла, чтобы забиться или прижаться: 16 часов стоя до Шанхая без надежды поспать. Так я себе представлял индийские поезда. Но вокруг одни китайцы, которые косо на меня поглядывали: мол, парень, что ты здесь забыл? Поездку запомню надолго — абсолютное издевательство.

Опасный Китай: тропа смерти, тобогган с Великой Китайской стены и хардкорный поезд до Шанхая Длиннопост

В Шанхае туристов больше, но чувствуешь себя на удивление комфортнее. Вокруг чисто, при этом плюнуть посреди улицы или прямо в ресторане бросить мусор на пол — норма. Китайцы чем-то напоминают русских: хитростью и пронырливостью. Особенно таксисты. А еще заметно, что в стране не хватает работы. Так, в пекинском метро есть люди, задача которых поторапливать пассажиров заходить в вагон.

Шашлык из скорпиона я съел (не впечатлило), порцию адреналина получил, пора ехать дальше.

Великая Китайская стена

Великая Китайская стена

В мире нет другого такого сооружения, которое бы вызывало столько интереса среди ученых, туристов, строителей и космонавтов, как Великая Китайская стена. Ее строительство породило много слухов и легенд, лишило жизни сотни тысяч людей и стоило больших финансовых затрат. В рассказе об этой грандиозной постройке мы постараемся раскрыть тайны, разгадать загадки и кратко дать ответы на многие вопросы о ней: кто и зачем построил ее, от кого защищала она китайцев, где находится самый популярный участок сооружения, видно ли ее из космоса.

Содержание

Причины строительства

Великая Китайская стена в Китае

В период Сражающихся царств (с V до II века до н. э.) крупные китайские царства с помощью захватнических войн поглощали более мелкие. Так начинало формироваться будущее единое государство. Но пока оно было разрозненным, отдельные царства подвергались набегам древнего кочевого народа хунну, который приходил в Китай с севера. Каждое царство строило защитные ограждения на отдельных участках своих границ. Но в качестве материала служила обычная земля, поэтому оборонительные укрепления со временем стерлись с лица земли и не дошли до наших времен.

Император Цинь Шихуанди (III век до н. э.), ставший во главе первого объединенного царства Цинь, дал начало строительству защитно-оборонительной стены на севере своего владения, для чего возводили новые стены и сторожевые башни, объединяя их с уже существующими. Назначением возводимых построек была не только защита населения от набегов, но и обозначение границ нового государства.

Сколько лет и как строили

Длинная стена в Китае

Для возведения Великой Китайской стены была задействована пятая часть всего населения страны, это примерно миллион человек за 10 лет основного строительства. В качестве рабочей силы использовали крестьян, солдат, рабов и всех преступников, направляемых сюда в качестве наказания.

Вид сверху на Великую Китайскую стену

Учитывая опыт предыдущих строителей, в основание стен стали укладывать не утрамбованную землю, а каменные блоки, присыпая их грунтом. Последующие правители Китая из династии Хань и Мин тоже расширяли линию обороны. В качестве материалов уже использовали каменные блоки и кирпичи, скрепленные рисовым клеем с добавлением гашеной извести. Именно те участки стены, которые были построены при династии Мин в XIV–XVII веках, достаточно хорошо сохранились.

Китайская стена

Процесс строительства сопровождался многими трудностями, связанными с питанием и тяжелыми условиями труда. Одновременно нужно было накормить и напоить более 300 тыс. человек. Это не всегда удавалось своевременно, поэтому человеческие жертвы исчислялись десятками, даже сотнями тысяч. Существует легенда, что во время постройки всех умерших и погибших строителей укладывали в основание сооружения, поскольку их кости служили хорошим скреплением камней. В народе постройку называют даже «самым длинным кладбищем в мире». Но современные ученые и археологи опровергают версию о массовых захоронениях, вероятно, большинство тел погибших отдавали родственникам.

Ответить на вопрос, сколько лет строили Великую Китайскую стену, однозначно нельзя. Объемное строительство велось в течение 10 лет, а с самого начала до последней достройки прошло около 20 столетий.

Размеры

Ступеньки Великой Китайской стены

По последним подсчетам размеров стены, ее длина составляет 8,85 тыс. км, при этом протяженность с ответвлениями в километрах и метрах подсчитывали на всех участках, разбросанных по территории Китая. Предположительная общая длина постройки, в том числе не сохранившихся участков, от начала до конца составила бы сегодня 21,19 тыс. км.

Надписи на камнях стены

Так как расположение стены идет, в основном, по гористой территории, проходит как по горным хребтам, так и по дну ущелий, то ее ширина и высота не могли быть выдержаны в единых цифрах. Ширина стен (толщина) находится в пределах 5-9 м, при этом у основания она примерно на 1 м шире, чем в верхней части, а средняя высота – около 7-7,5 м, иногда доходит до 10 м, внешняя стена дополнена прямоугольными зубцами высотой до 1,5 м. По всей длине выстроены кирпичные или каменные башни с бойницами, направленными в разные стороны, со складами оружия, смотровыми площадками и помещениями для охраны.

Наблюдательная вышка на стене

При строительстве Великой Китайской стены по плану башни выстраивали в едином стиле и на одинаковом расстоянии друг от друга – 200 м, равном дальности полета стрелы. Но при соединении старых участков с новыми, в гармоничный рисунок стен и башен иногда врезаются башни иного архитектурного решения. На расстоянии 10 км друг от друга башни дополняют сигнальные вышки (высокие башни без внутреннего содержания), с которых дозорные наблюдали за окрестностями и в случае опасности должны были дать следующей вышке сигнал огнем разведенного костра.

Видно ли стену из космоса

Китайская стена из космоса

Перечисляя интересные факты об этой постройке, часто все упоминают, что Великая Китайская стена – единственное рукотворное сооружение, которое видно из космоса. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.

Туристы на Великой Китайской стене

С Земной орбиты тоже невозможно ее увидеть без специальной аппаратуры. Иногда объекты на фото из космоса, сделанные без увеличения, принимают за очертания стены, но при увеличении оказывается, что это реки, горные хребты или Великий канал. А вот через бинокль в хорошую погоду стену можно разглядеть, если знать, куда надо всматриваться. Увеличенные фотографии со спутника позволяют увидеть ограду по всей длине, различить башни и повороты.

Была ли нужна

Внутри башни стены

Сами китайцы не считали, что стена была им нужна. Ведь она многие века забирала на стройку сильных мужчин, большая часть дохода государства шла на ее постройку и обслуживание. История показала, что особой защиты стране она не обеспечивала: кочевники хунну и татаро-монголы с легкостью пересекали заградительную линию на разрушенных участках или по специальным проездам. К тому же многие дозорные пропускали отряды нападающих в надежде спастись или получить вознаграждение, поэтому не подавали сигналов на соседние башни.

Кирпичи Великой Китайской стены

В наши годы из Великой Китайской стены сделали символ стойкости китайского народа, создали из нее визитную карточку страны. Каждый побывавший в Китае стремится съездить на экскурсию к доступному участку достопримечательности.

Современное состояние и туристическая привлекательность

Уникальная стена в Китае

Большая часть ограды сегодня нуждается в полной или частичной реставрации. Особенно плачевное состояние на северо-западном участке в уезде Миньцинь, где мощные песчаные бури разрушают и засыпают каменную кладку. Большой урон постройке наносят сами люди, разбирая ее составляющие на строительство своих домов. Некоторые участки в свое время были снесены по приказу властей, чтобы освободить место для строительства дорог или деревень. Современные художники-вандалы разрисовывают стену своими граффити.

Великая Китайская стена зимой

Осознав привлекательность Великой Китайской стены для туристов, власти крупных городов реставрируют близкорасположенные к ним части стены и прокладывают к ним экскурсионные маршруты. Так, возле Пекина имеются участки Мутяньюй и Бадалин, которые стали чуть ли не главными достопримечательностями в столичном регионе.

Китайское сооружение возле Пекина

Ближе всего к столице расположен участок Бадалин, их разделяют 65 км. Как добраться сюда? Можно приехать на экскурсионном или рейсовом автобусе, на такси, частной машине или железнодорожном экспрессе. Протяженность доступного и отреставрированного участка – 3,74 км, высота около 8,5 м. Осмотреть все интересное в окрестностях Бадалин можно во время прогулки по гребню стены или из кабинки канатной дороги. Кстати, название «Бадалин» переводится как «дающий доступ во всех направлениях». Во время Олимпийских игр 2008 года возле Бадалин находилась финишная черта групповой шоссейной велогонки. Ежегодно в мае устраивается марафон, на котором участникам нужно пробежать 3800 степеней и преодолеть подъемы и спуски, пробегая по гребню стены.

Великая Китайская стена не вошла в список «Семи чудес света», но современная общественность включила ее в список «Новых чудес света». В 1987 году Юнеско взяло стену под свою защиту, как объект Всемирного наследия.

Читайте также: