Роспись стен по сырой штукатурке использовалась в храмах

Обновлено: 17.05.2024

Живопись по сырой штукатурке украшавшая стены романских храмов это

Примеры употребления слова фреска в литературе.

Стены часовни украшали фрески работы фра Анджелико, выполненные в 1447-1449 годах от Рождества Христова и представлявшие собой квинтэссенцию простодушия и невинности.

На третьей фреске Анжу увидел чудовищные сцены, происходившие на фоне панорамы Лиона, на четвертой был изображен объятый безумием Руан.

Наши чадские друзья связали вместе снопы папируса в несколько слоев, цепляя множество коротких веревок одна за другую, и хотя нам под конец удалось все-таки убедить их надставить высокий ахтерштевень, соответствие египетским фрескам было лишь внешним.

Источник: библиотека Максима Мошкова

как называется картина написанная по сырой штукатурке. в древней Греция

Фреска (от итал. affresco — свежий) , aффреско — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому) . При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.) . Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют наименование «буон фреска» или «чистая фреска» . Впервые этот термин появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (1437). Иногда по уже сухой фреске пишут темперой.

По свидетельству Витрувия, в Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоёв с выглаженной до блеска поверхностью. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому») . Известковая штукатурка наносилась в семь слоёв, причём в нижние добавлялся песок, а в верхние — мраморная крошка. Для предотвращения появления трещин в растворы вводилось небольшое количество воды, при нанесении слои уплотнялись. Крепость покрытия достигалась добавлением молока, толчёного кирпича, пемзы и, в редких случаях, пеньки, соломы. Так в стенных росписях Помпеи обнаружена пемза, причём не только в штукатурке, но и в красочных слоях, где она применялась в качестве белил. Нанесение штукатурки в несколько слоёв позволяло замедлить процесс её высыхания, и следовательно, увеличить время работы по сырой поверхности. Выбор связующих веществ для красок диктовался видом применяемых пигментов. В качестве связующего использовались животный клей, чистая известь и её смеси с казеином, яичным белком, клеем. Витрувий для сохранности росписи советовал после высыхания фрески покрывать её поверхность смесью масла с воском с последующим нагреванием и промоканием растопленного воска.

Живопись по сырой штукатурке или как сделать фреску самостоятельно

Фреска — это роспись по сырой штукатурке. Слово произошло от итальянского fresco — «свежий». Сейчас фрески в интерьере применяются реже, зато данный вид декорирования стен считается уникальным, изысканным и необычным. Намного чаще используется сухая роспись по стенам, которая может быть выполнена даже обычным человеком, далеким от профессии художника.

Виды росписи по штукатурке

Техники рисования на оштукатуренных стенах бывают разными. Основные из них:

  1. Фреска. Представляет собой живопись по сырой штукатурке водяными красками. Для создания рисунка нужна специальная пластичная масса из гашеной извести, песка, кирпичной пыли. В идеале в такую смесь добавляются измельченные льняные нити или пенька — в таком случае картина на стене будет более долговечной, не растрескается и не станет крошиться.
  2. Альсекко. Это роспись красками по сухой штукатурке. Для данной методики применяются особые краски на основе клея, воды, сырых яиц. Они позволяют получить стойкое изображение, которое не повреждается от воздействия неблагоприятных факторов.


Техника росписи красками по сухой штукатурке

Живопись по сухой штукатурке имеет свои особенности. Она не требует спешки, рисовать на стене может один мастер или несколько человек в удобном режиме. В состав красок входят природные материалы, поэтому готовые картины будут безопасны для взрослых и детей. Чаще всего сухая методика применяется для декорирования спален, детских комнат. Цвета красок характеризуются яркостью, а сами материалы плотностью, к тому же долго не тускнеют, не осыпаются.

Уникальность техники альсекко

Сейчас техника альсекко (асекко, секко) стала набирать популярность, особенно для украшения зданий, заборов, а также для интерьера домов и квартир. Этот вид настенной живописи предполагает рисование по уже высохшей, но вторично увлажненной поверхности. Методика считается уникальной, имеет ряд неоспоримых достоинств:

  • использование на 100% безвредных красителей;
  • возможность работать целый день или несколько дней без необходимости ускорения;
  • долговечность изображения, стойкость к перепадам влажности и температур;
  • тщательное прорисовывание деталей, четкость картинки;
  • возможность создания объемных изображений и многогранных фигур;
  • пригодность для картин на любые тематики, выполнение работ во всевозможных художественных стилях;
  • возможность поправки изображения или его смывки чистой водой в ходе работы.

Недостатки росписи по сухой штукатурке

Нарисовать действительно красивую картину, выполнить объемный декор сможет только профессионал. Речь идет не о мелких рисунках или орнаменте, которые можно сделать по трафарету, а о действительно эксклюзивных работах. Цена такого труда будет очень высока, а выполнение займет много дней. Поскольку подобный интерьер может наскучить, лучше заранее подумать о его целесообразности.

Рекомендуется выполнять большие настенные изображения в комнатах, где обычно не проводится много времени: кабинетах, холлах, библиотеках.

Подготовка поверхности для работы художника

Чтобы получить красивое и долговечное изображение на стене, ее следует правильно подготовить. Для начала убирают старые покрытия: краску, обои. Затем все сколы, дефекты, следы от крепежа замазывают штукатуркой или шпатлевкой. Основание грунтуют на 1–2 слоя, потом заново штукатурят подходящим составом, выравнивают его до идеального состояния. После высыхания штукатурку еще раз грунтуют, хорошо просушивают, и только потом к работе может приступить художник.


Рисование по сырой штукатурке водяными красками

Смысл данной техники состоит в том, что рисунок наносится на стену еще до высыхания штукатурки. Вначале на поверхность накладываются светлые тона, затем поочередно выполняются более темные, насыщенные и яркие элементы.

Особенности есть и у самой штукатурной массы: при ее изготовлении обязательно используется высококачественная известь, которая гасится водой до прекращения активной химической реакции.

Также для изготовления штукатурки нужна мельчайшая кирпичная крошка — она способна длительно удерживать воду и не сохнуть. Стену тоже готовят особым образом: искусственно создают на ней неровности, чтобы усилить адгезию с материалом. Во время нанесения рисунка поверхность стены регулярно увлажняется, чтобы краски ложились на мокрое основание. После высыхания картинка немного посветлеет, что связано с наличием извести в составе.

Качество готовой фрески будет зависеть от типа поверхности. Например, кирпичная кладка сильно впитывает воду, поэтому высыхание фрески будет быстрым, и без дополнительного грунтования контуры изображения могут потрескаться. На слабовпитывающих основаниях вызывают фреска высыхает медленно, в итоге картина будет смотреться более естественно. Чем больше слоев штукатурки нанесено на поверхность, тем дольше она сохнет.

Технология рисования по сырой штукатурке водяными красками

Методика рисования по мокрому основанию довольно сложна. Она включает следующие этапы работ:

  1. Создание рисунка и подготовка макета в натуральную величину.
  2. Разрезание заготовки на отдельные фрагменты.
  3. Перенесение рисунка на стену, обведение контуров.
  4. Отбеливание основного фона.
  5. Заполнение отдельных сегментов фрески цветом.


История метода

Роспись по мокрой штукатурке практиковалась еще в античном Средиземноморье. Некоторые картины, выполненные несколько веков назад, сохранились до нашего времени — их можно увидеть на стенах храмов, старинных зданий. В Древнем Риме живопись по штукатурке украшала дворцы, стены в домах богатых людей, общественные здания. Особенно много фресок было в городах Помпеи, Геркуланума, которые позже оказались засыпанными пеплом Везувия.

В Средние века фрески стали еще более популярными. Благодаря недорогому сырью, которое готовилось из местных минералов, их стали применять повсеместно. Широко прославились итальянские художники, обладавшие огромным мастерством и талантом.

Поскольку краска намертво схватывалась со штукатуркой, она держалась невероятно долго и не тускнела, хотя после высыхания становилась более бледной. Вплоть до XVIII века фреска занимала ведущие позиции в украшении интерьеров, и лишь позже ее вытеснили новые виды искусства.


Суть процесса

После того, как штукатурка на основе песка и извести наносится на стену в несколько слоев, на верхнем выполняется рисунок определенными видами краски. Последние должны быть водорастворимыми, сделанными на основе извести, казеина или силикатов.

Постепенно краски впитываются в штукатурку, окрашивают присутствующую в ней известь (карбонат кальция). В результате картина становится как бы частью стены и не стирается. Удалить ее можно только путем снятия слоя штукатурки.

Фрески в квартире

Фреска относится к разновидности монументальной живописи: ее нельзя снять, как картину, и перевесить в другое место. Чтобы фреска действительно украшала помещение, она должна стать неотъемлемой частью интерьера, гармонируя с остальными его элементами. Именно поэтому нужно заранее продумать дизайн комнаты, определиться с типом картины, которая будет изображена на стене.


Габариты фрески тоже надо рассчитать еще до ее выполнения. Крупные изображения не впишутся в маленькую комнату, будут смотреться навязчиво, угнетающе. Роспись потолка тоже не всегда хороша для квартир: она подходит лишь при условии значительной высоты стен и большой площади комнаты.

Выполнять работу можно самостоятельно. Тем не менее, результат вряд ли будет напоминать труд профессионала. Если решено нанять художника, надо помнить, что далеко не все имеют навыки работы со штукатуркой. В ряде случаев приходится искать и штукатура, и оформителя, которые будут трудиться в паре, что обойдется в приличную сумму. При решении выполнить фреску своими руками рекомендуется потренироваться на менее сложных объектах и освоить игру света и тени, узнать свойства красок.

Технология создания фресок на штукатурке

Работы включают в себя два основных направления: нанесение штукатурки и ее роспись. Оба этапа непосредственно связаны, причем второй вытекает из первого. Важно строго соблюдать технологический процесс, иначе изображение может потрескаться и вскоре осыпаться.


Подбор изображения

Для изготовления фрески выбирают любой рисунок, который подходит к основной стилистике. Для самостоятельного расписывания стен не стоит брать более, чем 3 основных цвета. Стена, на которой будет находиться фреска, должна быть хорошо освещенной лучами солнца, не загроможденной предметами мебели.

Подготовка основания

Отделочные работы всегда начинают с качественной подготовки стены. В рамках подготовительных мероприятий производятся такие действия:

  1. Снятие старого покрытия. Убирают все отслаивающиеся материалы, счищают штукатурку вплоть до основания (бетона, кирпича, дерева). Если слой держится крепко, можно ограничиться частичным удалением крошащихся участков. Поверхность стены тщательно обметают тряпкой от мусора, пыли.
  2. Выполнение насечек. При помощи перфоратора со специальной насадкой-долотом делают мелкие насечки глубиной менее 0,8 см на стене. На 1 кв. м площади наносят примерно 120 насечек. Еще раз смахивают с основания пыль.
  3. Грунтование. Глубоко проникающим составом осуществляют обработку подложки в 1–3 слоя, чтобы улучшить силу сцепления со штукатуркой.


Приготовление раствора

Опытные мастера готовят растворы по своим «рецептам», подбирая соотношение компонентов опытным путем. Но рекомендации по пропорциям все-таки существуют. Обычно для выполнения первых слоев штукатурки смешивают между собой:

  • 1 часть гашеной извести;
  • 4 части песка;
  • немного мелко нарубленной пеньки или целлюлозы.

Для финишного слоя штукатурки соединяют 1 часть извести и 2,5 части песка. Идеальным вариантом будет замена песка или его доли на кирпичный порошок. Для уличных работ количество кирпича должно быть небольшим. Что касается извести, то она обязана иметь высокое качество, иначе для рисования фрески не подойдет. В дешевой извести минимальное содержание оксида кальция, поэтому ее гашение может занять несколько месяцев. В результате возникнет высол, штукатурка отстанет от стены или расслоится.


Идеальный вариант — купить для раствора чистую известь-пушенку, которая уже погашена. Также можно приобрести порошок негашеной извести и погасить его самостоятельно (залить чистой водой на 2 недели, потом жидкость слить). Песок для штукатурки тоже должен быть качественным и чистым. Лучше взять речной песок, просеять его через мелкое сито, чтобы штукатурка получилась более пластичной.

Нанесение штукатурки

После приготовления штукатурки нужно сразу приступать к ее нанесению на стену. Слоев должно быть не менее двух, но чаще всего выполняется 3 штукатурных слоя (максимальное количество — 7). Если толщина штукатурки составит более 1–1,5 см, риск ее растрескивания повысится.

Оштукатуривание производят в три этапа:

Вначале к стене крепят маячки, которые позволят выровнять штукатурку. Производят набрызг мастерком, набрасывая первый слой толщиной до 6–8 мм. Распределяют штукатурку теркой для равномерности, но не слишком ее разглаживают. Излишки раствора убирают правилом. Зубчатым шпателем или иным удобным инструментом выполняют волнистые линии глубиной до 2 мм с шагом в 40 мм. Такие волны помогут сформировать рельеф и улучшить сцепление с последующими слоями штукатурки.


После частичного схватывания первого слоя приступают ко второму, промежуточному. Для грунта раствор должен быть более густым, чем для набрызга, поэтому воды в штукатурку добавляют меньше. Массу наносят на стену мастерком, перетирают полутерком, излишки убирают правилом. Регулярно контролируют положение штукатурного слоя уровнем, так как на этом этапе осуществляется выравнивание основания.

Для укрывки штукатурку делают более жидкой. Наносят ее при помощи терки тонким слоем (2–3 мм). За один подход желательно накладывать на стену столько укрывки, сколько удастся сразу закрасить, ведь она очень быстро сохнет. Опытные мастера расписывают по 6–9 кв. м в день, а новичкам стоит начинать с небольших картин.

Краска для росписи

При выборе краски нужно учесть, что известковая составляющая штукатурки обладает щелочной реакцией, поэтому пигменты должны быть щелочеустойчивыми. В противном случае краска быстро поменяет цвет, либо вообще обесцветится.


Также пигменты должны быть растворимыми в воде, иначе развести их будет сложно, а при контакте со штукатуркой произойдет порча красящей основы. Чаще всего для живописи по сырой штукатурке применяются такие виды красок:

  • акриловые водные — разбавляются обычной водой, содержат различные пигменты: оксид хрома, умбру, сиену, бордо, охру, киноварь и другие;
  • известковые — готовятся на основе известковой воды или теста, очень удобны для внесения правок на фреске;
  • темперные — в состав входят куриные яйца, казеин, жидкое стекло, добавки для замедления засыхания.

Самыми стойкими и красивыми считаются темперные краски. Яичный белок альбумин вступает в реакцию с известью штукатурки, в результате получается новое химическое соединение — альбуминат кальция. Оно очень прочное, не разрушается в течение многих лет. Опытные мастера разводят темперные краски пивом или вином, а не водой, при этом вводят в них только яичный белок (желток может менять основной оттенок).


Повышает качество готовой краски жидкое стекло: его всегда добавляют для росписи наружных стен. При контакте с известью силикаты формируют нерастворимую субстанцию, которая вовсе не боится осадков и перепадов температур.

Готовая краска не должна быть густой. Лучше, если по консистенции она напоминает полужидкую сметану. При росписи штукатурки нужно пользоваться мягкой кистью, которая не оставляет ворсинок.

Нанесение изображения

Вначале прикладывают к стене эскиз будущей картинки, аккуратно прикалывают его прямо к слою штукатурки. Намечают линии острым шилом, получая четкий отпечаток, убирают бумагу. Далее приступают к прорисовке светлых зон. Рекомендуется заранее выбелить их гашеной известью, чтобы пастельные оттенки имели свой естественный вид. Постепенно переходят к средним по яркости тонам, затем к темным.


Мазки выполняют легкими движениями, чтобы кисть не сдирала со стены влажный известковый состав. Если в краске появляются белые разводы, кисточку сразу промывают и отжимают. После выполнения основного рисунка приступают к прорисовке в обратном порядке:

  1. Темные тона.
  2. Средние оттенки.
  3. Самые светлые цвета.

Прорисовка дает возможность сделать переходы между отдельными участками плавными, естественными. В завершение росписи края неокрашенной штукатурки аккуратно срезают острым ножом, формируя скосы, накладывают на них гипсовый раствор и осторожно заглаживают. В результате стыки между фреской и стеной должны полностью исчезнуть.

Готовая фреска сохнет около 10 суток, так как краска впитывается в штукатурку довольно медленно. В течение этого времени нельзя допускать появления сквозняков, перепадов температуры. В целом техника живописи по сырой штукатурке довольно сложна, но при желании и наличии художественного вкуса ее вполне можно освоить и практиковать самостоятельно.

Живопись по сырой штукатурке: как сделать роспись правильно

Живопись по сырой штукатурке: как сделать роспись правильно

Человечество не одно тысячелетие украшало стены жилищ, дворцов и храмов рисунками разной тематики. Среди различных техник настенных росписей большое распространение получила живопись по сырой штукатурке, или фреска. Достаточно трудоемкая, она, тем не менее, продолжает применяться в современном дизайне. Разбираемся, какими особенностями она обладает и как используется в современных условиях.

Фреска – техника для оштукатуренных стен

Сущность метода

Фресковая живопись была популярна уже в античном мире, чему сохранилось немало свидетельств в виде дошедших до нас росписей стен жилых домов и храмов. В христианском мире искусство фрески совершенствовалось, и достигло расцвета в эпоху Возрождения.

Изначально техника фрески подразумевала роспись стен или потолка по сырой штукатурке. Сам термин fresco в итальянском языке имеет значение «свежий». В этом состоит главная особенность техники: когда содержащаяся в штукатурке известь высыхает, на поверхности образуется тонкий и прочный слой, защищающий рисунок от разрушения.

Часто роспись по сырой штукатурке применяется в комбинации с другими методами. Например, смешанная техника допускает использование темперно-клеевой живописи. В любом случае особое значение придают подготовке стен. Отделка будет недолговечной, если штукатурный слой будет изготовлен или нанесен с ошибками.

Плюсы и минусы метода

Интерьерная роспись стен обладает следующими достоинствами:

  • Настенная композиция создается вручную, поэтому дизайн помещения становится уникальным.

Оформление стены с эффектом сепии

  • Техника позволяет создать рисунок любой сложности, от простого растительного орнамента до детально проработанного пейзажа.
  • Правильно подобранная тема поможет вписать фреску в любой интерьер.

У росписи по штукатурке есть несколько минусов:

  • Исполнитель должен обладать художественным талантом и чувством пропорции.
  • Даже с талантом художника работу выполнить сложно, так как наносить рисунок надо достаточно быстро.
  • Необходимо знать, как правильно подготовить основу; от этого напрямую зависит долговечность изображения.
  • Заказ росписи по штукатурке – недешевая услуга. Стоимость нанесения считается в квадратных метрах и стартует от 1500-2000 рублей за квадрат, в зависимости от сложности изображения, профессионализма исполнителя, используемой краски, техники исполнения.
  • Процесс нанесения может занять много времени.

Технология создания фрески

Со стороны может показаться, что создание настенной живописи – процесс достаточно несложный и понятный, состоящий из следующих этапов:

  • Стена (или потолок) покрывается свежей штукатуркой.

Акцентное оформление стены

  • Пока штукатурка остается влажной, на нее наносят контур рисунка, а затем, с помощью водорастворимых красок, сам сюжет (или орнамент).
  • Когда штукатурка высыхает, изображение приобретает характерную глубину. Эффект образуется благодаря тому, что известь впитывает пигмент специфическим образом.

Внешняя простота процесса обманчива. На каждом этапе создания фрески хватает тонкостей; важна и подготовка основы, и пропорции штукатурной смеси, и техника нанесения красителей.


Смотрите также:
Каталог компаний, что специализируются на отделочных материалах и сопутствующих работах

Современное применение традиционной техники

Живопись по сырой штукатурке водяными красками, как это не покажется кому-то странным, относится к отделочным работам. Поэтому, как в случае с любой отделкой, первым делом готовят основание, для чего выполняют следующие операции:

  • С поверхности потолка или стены удаляют старую отделку, очищают ее от пыли, убирают строительный мусор. Если старая штукатурка держится прочно даже при простукивании молотком, допустимо ее оставить.
  • Бетонную поверхность покрывают неглубокими насечками (5-8 мм), из расчета 100-120 штук на квадратный метр. Удобно использовать перфоратор с насадкой-долотом, болгарку или старый топор.

Фреска в современном интерьере

  • В кирпичной стене расчищают швы, а на поверхность наносят шероховатости молотком, зубилом или перфоратором.
  • Подготовленную к нанесению штукатурки стену обеспыливают.

Грунтовка и базовое оштукатуривание

Роспись красками по сырой штукатурке еще на этапе подготовки требует тщательной подготовки. Однако не стоит пытаться сэкономить время и пропускать любой из этапов: вы рискуете нанести изображение на ненадежную штукатурную основу, которая со временем покроется трещинами.

Для сохранности рисунка важно, чтобы между штукатуркой и стеной сохранялась максимальная адгезия (сцепление). Для этого поверхность сделали шероховатой, а теперь ее следует покрыть в 2-3 слоя грунтовкой глубокого проникновения. Не стоит экономить и заменять грунтовку более дешевым аналогом (например, раствором казеинового клея), это снизит адгезию.

Когда слои грунтовки подсохнут, поверхность увлажняют и наносят черновой слой штукатурки. Он нужен по двум причинам: во-первых, выровняет стену и скроет ее дефекты, а во-вторых, станет основой для последующего оштукатуривания. Черновой слой должен быть идеально ровным и хорошо просушенным.

Для фрески нужно несколько грунтовочных слоев


Подготовка раствора

Универсального рецепта не существует; состав с приемлемыми эксплуатационными характеристиками готовят следующим образом:

  • Известь гасят водой (обычно 2,5 л воды на 1 кг извести) и оставляют в таком виде на срок от нескольких дней до 1-2 недель. В результате химической реакции образуется пластичная масса – известковое тесто.
  • Подготавливают наполнитель: крупный песок, который можно разбавить кирпичной крошкой. Второй вариант более трудоемкий, но он стоит потраченного времени: с крошкой штукатурка дольше остается влажной, и у вас будет больше времени для рисования.
  • В замес можно добавить измельченное целлюлозное волокно или пеньку; это сделает штукатурку более эластичной и будет препятствовать растрескиванию.

Смесь готовят непосредственно перед нанесением, с соблюдением пропорций. Готовность к работе проверяют металлическим шпателем: если после окунания в раствор и извлечения он останется чистым, то нужная консистенция достигнута и смесь готова. Для изготовления используют следующие пропорции:

  • Черновой слой. На 1 часть теста берут 3 части наполнителя (чистого песка или в смеси с кирпичной крошкой).

Декор в классическом стиле в гостиной

  • Лицевой слой. На 1 часть теста понадобится чуть меньше наполнителя: 2-2,2 части. Если планируется три и более слоя, количество наполнителя уменьшают до соотношения 1 к 1,8.

Как наносят штукатурку

Чтобы получить лицевой слой с подходящими свойствами, необходимо придерживаться следующего сценария:

  • Стену с нанесенным черновым слоем увлажняют дважды: сначала за сутки перед нанесением основного слоя, затем – за 1,5 часа до начала работы.
  • Набросом наносят первый слой штукатурного раствора толщиной 5-8 мм. Разглаживать его не нужно, дополнительно можно нанести легкие волнистые линии, чтобы повысить адгезию.
  • Первый слой оставляют до полного высыхания (минимум на 10-12 суток).
  • Стену тщательно увлажняют и наносят второй слой (профессионалы доводят число слоев до семи, но новичкам достаточно трех).
  • На стене иногда проступает налет извести, который необходимо удалить перед нанесением следующего слоя, и снова увлажнить поверхность. Если не удалить белесый налет, отделка начнет расслаиваться.

Нанесение известково-песчаной отделки

  • Высохший предыдущий слой увлажняют и наносят лицевой штукатурный раствор, по которому выполняют роспись. Его придется укладывать частями, чтобы успеть выполнить рисунок; новичку достаточно укладывать участок площадью в полметра.

Видео описание

О создании фрески на стене в следующем видео:


Роспись: тонкости процесса

К росписи стен по сырой штукатурке приступают сразу после укладки и выравнивания последнего штукатурного слоя (вернее, его фрагмента). Поэтому следует заранее приготовить эскиз, все необходимые инструменты и акриловые краски на водной основе. Удобен следующий порядок работ:

  • На штукатурку наносят эскиз. Если вы рисуете по трафарету, то прикладываете его к стене и иголкой перебиваете рисунок. Края изображения необходимо наметить шилом.
  • При нанесении первоначальной росписи важен порядок: сначала светлые оттенки, затем средние по насыщенности и темные.

Черно-белая графика в интерьере спальни

  • Прорисовку выполняют в обратном порядке, начиная с темных оттенков и заканчивая светлыми красками.
  • Старайтесь использовать мягкую технику живописи (с небольшим нажимом), чтобы не повредить свежий штукатурный слой.
  • Когда фрагмент нарисован, по его краям формируют срез со скосом наружу (шпателем или ножом). Это необходимо, чтобы после наложения новой порции смеси штукатурка легла без образования видимого шва.
  • Выполняется следующий фрагмент росписи водяными красками по сырой штукатурке. Готовую фреску оставляют до окончательной просушки на 7-10 суток. Во время высыхания краски могут изменять первоначальную насыщенность, но она вернется к концу процесса.

Фреска в классическом стиле на стене спальни


Коротко о главном

Древне искусство живописи по сырой штукатурке остается востребованным способом украшения современных помещений. Рисунки наносят с помощью трафарета или рисуют кистью, используя водяные краски.

Роспись выполняется в несколько этапов. Сначала подготавливают поверхность: ее очищают, делают шероховатой и грунтуют. Затем наносят несколько (от трех до семи) штукатурных слоев с промежуточной просушкой каждого.

На последний слой наносится контур, затем изображение прорисовывается красками. От исполнителя требуется не только художественный талант, но и умение работать оперативно, чтобы завершить участок до того, как штукатурка высохнет.

История монументально-декоративной росписи.Часть 1

История настенной росписи начинается с эпохи палеолита, которая укладывается во временные рамки: 35-10 тысяч лет до н.э. В это время появились и сформировались основные виды всех ныне существующих видов искусств. Памятники и другие предметы искусства эпохи палеолита были в большом количестве найдены на территории Северной Африки, Европы и Южной Азии.

Наиболее интенсивно проявилась творческая одарённость человека в росписях на стенах и потолках пещер, в глубинах подземных галерей и гротах, именно в этих местах находится самое большое количество памятников искусства. В Европе после наступления ледника установился более умеренный климат. В рассматриваемую эпоху люди ещё не имели постоянного жилища, и им приходилось жить в пещерах и расселинах скал.

рисунки эпохи палеолита в пещерах рисунки эпохи палеолита в пещерах

Основная забота людей того времени – борьба с силами природы и хищными животными, выживание, добывание пищи – отразилась в изобразительном искусстве, в котором по большей части присутствовали изображения животных, на которых люди охотились. Самые ранние рисунки были крайне примитивны и представляли собой лишь контуры головы зверя, руки человека, обведённой тоже по контуру, хаотичные и непонятные переплетения линий, которые были продавлены пальцами руки.

Чуть позже на стенах пещер и скал появляются очертания всех животных того времени, то есть по искусству мы можем судить не только о быте людей того времени, но даже и о фауне. Монументальные фигуры животных наносились кремневым резцом по камню или краской по слою сырой глины на стенах пещер. В живописи использовались жёлтая и бурая охра, белая известь, уголь и чёрный марганец, красно-жёлтый железняк, земляные краски.

Своего пика искусство эпохи палеолита достигает в эпоху мадленского периода , который охватывает временной промежуток в 20-10 тысяч лет до н.э. В это время рисунки животных на скалах начали приобретать точность, люди научились выделять из множества деталей конкретное.

Животные изображались в разнообразных движениях. В живописи совершается переход от простейшего контурного рисунка, равномерно залитого краской, к многоцветной росписи. Первобытного человека интересует не только внешний вид животного, но и его характер, повадки.

Замечательные росписи этого периода найдены во Франции в пещере Ляско . В своей основе искусство палеолита наивно реалистично. Разум человека только пробуждался, а жизненные наблюдения сочетались с фантастикой и магией. Верно воспринимая отдельные предметы, первобытный человек ещё не мог охватить цельную картину мира.

Прогресс в рисовании первобытных людей:более детальный рисунок Прогресс в рисовании первобытных людей:более детальный рисунок

Важный этап в развитии первобытного искусства наступил в эпоху мезолита (10-6 тыс. лет до н.э.). Наскальные росписи этого времени исполнены ровно положенной красной или чёрной краской. Основной темой наскальных рисунков остаётся охота, но уже начинают появляться точные изображения человека, моменты его взаимодействия с природой – человек развивается, движется вперёд. Сюжеты наскальных росписей обогащаются новыми историями и темами – взаимодействие со скотом, сбор плодов с кустов и деревьев. Художественное искусство в эпоху мезолита становится единообразным, оно подчинено основным идеям и течениями эпохи.

Изображение охоты Изображение охоты

Древнейшим государством, искусство которого считается одним из самых ранних в истории , является Египет. Первые государства начали возникать в конце 4-начале 3 веков до н.э. Именно к этому времени относятся первые величайшие произведения древнего Египта. Никто до этого не мог создать настолько тонкие и идеальные формы в настенной росписи, и вообще в искусстве. Никогда до этого момента искусство ещё не играло такой важной роли в жизни человека, никогда ещё труд не был так акцентирован ни в искусстве, ни в целом в быте человека. Одной из тем наскальной живописи становится героизм.

Одни из первых найденных росписей Древнего Египта Одни из первых найденных росписей Древнего Египта

Пирамиды, храмы с расписанными стенами говорят об интеллекте, одарённости и развитости одного из самых древнейших народов в мире. Культура Египта развивалась довольно медленно и свои традиции, легенды и истории передавала из поколения в поколения. Способом передачи было устное творчество, а также наскальная живопись. Искусство Египта стало первым, в котором не только рассказывается о Богах, но и содержится историческая информация. Животные теперь не просто покровители людей, они теперь представляют собой Богов, будь это лев или бык. Древний Египет устанавливает и фиксирует на долгие века правила изображения в наскальной живописи. В период мезолита начинают формироваться приёмы изображения фигур на плоскости.

Широкие и сильные плечи - в фас, ноги и голова - в профиль. Т акой способ изображения позволял выбрать наиболее выразительное положение. Росписи приобрели большую самостоятельность. Композиции сменились более свободно сгруппированными сценами, краски стали нежнее и прозрачнее. В основном применялись золотистые, зеленые, синие, красные цвета. Неотъемлемую часть гробниц и храмов составляли рельефы и росписи, многие из которых насыщены динамикой.

Росписи на стенах гробниц Росписи на стенах гробниц

Одним из древнейших центров культуры эпохи мезолита был остров Крит. Исполненные по сырой штукатурке росписи в виде фризов или панелей заполняли стены дворцов. Здесь изображалась жизнь обитателей: ритуальные танцы, полуобнажённые женщины и юноши, животные, рыбы, птицы, яркие цветы. В изображениях встречаются нарядные женщины с пышными причёсками, украшенными жемчугом. В росписях преобладали яркие краски: жёлтая, синяя, зелёная, красная. Однако общий характер Критской живописи сохранял декоративность и плоскостность.

В Древней Греции (конец 5 – 4 в. до н.э.) всё также, как и в Египте, остаётся основной темой наскальной живописи изображение человека, однако древнегреческое искусство начинает изображать такие стороны быта, которые не описывали мифы и образы, существующие в Древнем Египте. В Греции встал вопрос о передаче через рисунки чувств и эмоций человека. В связи с этим в искусстве начали появляться утончённость, узорчатость, а героические мотивы, столь характерные для Древнего Египта, стали сменяться лирическими.

Монументальные росписи Древней Греции Монументальные росписи Древней Греции

В связи с перенесением в интерьер Древнего Рима особенностей интерьера Древней Греции, начинает зарождаться и формироваться система высокохудожественных стенных росписей. Одни из самых знаменитых росписей, росписи Помпей, знакомят нас с основными особенностями античной фрески на примере фресок Древнего Рима. Римляне использовали фрески как вывески торговых помещений для привлечения внимания, а также, украшали ими фасады домов.

Сохранившиеся росписи в Помпеях Сохранившиеся росписи в Помпеях

Когда начала усиливаться роль церкви в жизни и быте людей, появился новый тип искусства , новый синтез различных искусств, и они были воплощены в плафонных росписях ,т.е роспись куполов и потолков . Тогда впервые соединились между собой декоративность и церковность, церкви стали украшаться фресками и росписями.

плафонная роспись церкви плафонная роспись церкви

Церковная роспись зародилась в это время и продолжает быть популярной по сей день. Также в этот период появляется само понятие «фреска», так как мы понимаем её сейчас, – письмо по сырому, ещё свежему, грунту. Русские художники икон средних веков внесли огромный вклад в развитие живописи вообще, а не только в историю изображения святых. Примером живописи средних времён может послужить роспись Ферапонтова монастыря (художник Дионисий), росписи церквей во Владимире (в основном, Андрей Рублёв). С как таковым названием фрески в искусстве мы встречаемся лишь в конце 14 века, хотя сама её техника была известна ещё в древности. Единственное, что характерно для всех ее модификаций – это известковое связующее грунтов и красок. Одновременно с высыханием поверхности штукатурки просыхает и вся живопись, становясь нерастворимой.

плафонная роспись светских домов плафонная роспись светских домов

Классическим типом грунта для настенной живописи можно считать известковую штукатурку. Необходимо подчеркнуть, что штукатурка действительно должна быть мокрой, свежей, чтобы произошел процесс соединения. Чем дольше сохнет штукатурка, тем прочнее связываются краски. Поэтому важно, чтобы грунт фрески, штукатурка и стена по возможности дольше задерживали воду и лишь медленно передавали ее на поверхность.

В древние времена добавляли в самые ценные штукатурки молоко, в средние века добавляли яйца, в Китае – сахар. Все эти вещества образуют с известью нерастворимые соли, и они способствуют более сильному отвердеванию штукатурки, что в настоящее время достигается добавлением цемента, гидравлической извести или гипса.

Современная наука не имеет оснований считать фреску древнейшей техникой стенописи, так как научные исследования грунтов древнеегипетских росписей, убедительно свидетельствуют, что древнеегипетская культура не знала извести, и что этот материал пришел туда лишь в 4 веке до н.э.

Фреска итальянского Возрождения как техника стенописи имела как тщательно заглаженную и заполированную поверхность, так и матовую. Краски использовались жидкие, почти прозрачные, но в 16-17 веках они стали полупрозрачными, а в более поздних работах – совсем плотными. Ранние фрески (вставки небольшого размера) писались в один прием. Более поздние – огромные композиции писались по частям – небольшими фрагментами.

В наше время появились новые технологии , которые позволяют значительно сократить время подготовки стены и при этом не теряется качество живописи. В первые годы Советской власти фреской было выполнено довольно много работ в рабочих клубах и домах культуры, которые почти не сохранились до наших дней. В довоенное время при проектировании Дворца Советов была предпринята попытка возродить эту технику стенописи. Но в настоящее время по целому ряду причин эта техника не имеет широкого распространения. Сейчас произведения в технике фрески если и выполняются, то технология ведения работ, и особенно с грунтами, сведена к минимуму. Современные художники пользуются техникой росписи стен по сухой штукатурке.

Фрески Микеланджело в Сикстинской капелле Фрески Микеланджело в Сикстинской капелле

Именно в технике фрески выполнены самые знаменитые и запоминающиеся произведения стенописи. Все знают таких мастеров фресок как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. С эпохой Возрождения пришёл невиданный ранее всплеск всей культуры, он начался в Италии и от неё распространился на всю Северную Европу. Художники периода Возрождения хотели вернуть тематику и атмосферу античности, возрождать они собирались Древний Рим и Древнюю Грецию, потому что, по их мнению, именно в это время искусство достигло своего расцвета и было самым верным.

Роспись стен по сырой штукатурке использовалась в храмах

Наталья Кетросан

11.ОСОБЕННОСТЬ ЛЕВКАСА «ПОД ИЗВЕСТЬ».
Левкасом «под известь» называется левкас, на который верхним слоем будет накладываться чистая известь. Удобнее «песчаного» левкаса он тем, что позволяет работать в технике «по сырой штукатурке» более 2-х суток. После этого срока на поверхности грунта образуется корочка кальция, которая не позволяет работать с пигментами. Если работа не закончена до этого времени, то ее можно продолжить по сухому грунту.
Левкас «под известь» лучше не использовать в нижней части храма (и там, где можно дотянуться до него рукой). т. к. его прочность ниже, чем у «песчаного» левкаса. Поэтому левкас «под известь» лучше использовать в верхних регистрах храма.

1. ПИГМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВО ФРЕСКОВОЙ ЖИВОПИСИ.

Во фресковой живописи используются пигменты, растертые на известковой воде. Со временем, образующаяся на живописной поверхности корочка солей кальция закрепляет пигменты на левкасе так, что они превращаются в камень. Благодаря этому, при точном соблюдении технологии, фресковая живопись устойчива к внешним воздействиям и может веками сохранять свой первоначальный цвет.
В качестве пигментов пригодны все светоустойчивые земли, охры и глины. Их отмучивают (очищают от гипса, песка и других примесей); проверяют на пробах их взаимодействие с известью (краски медного происхождения, например малахит, вступают в химическую реакцию с известью и потому не пригодны для фресковой живописи). Также не используют искусственные пигменты, которые неустойчивы к свету (индийская красная охра и др.); а также пигменты растительного происхождения (индиго и др.)

Светоустойчивые пигменты:
1. Группа «желтых» цветов:
Натуральные – охры (светлая, золотистая и т. д.); сиены; умбры (натуральные и жженые) и т. д.
Искусственные - кадмий желтый, а также (в некоторых колерах) используется стронциановая
желтая и т. д.

2. Группа «красных цветов»
Натуральные – красные охры, марсы и т. д.
Искусственные – кадмий красный (светлый, темный), искусственная охра красная.
Искусственную киноварь в качестве самостоятельной краски используют редко, чаще ее
добавляют в колера, либо лессируют.

3. Группа синих цветов. Древние иконописцы использовали натуральные синие пигменты – азуит и
лазурит, применяя в качестве связующего пшеничный клей. Для современной практики это дорогостоящие пигменты, поэтому их заменяют ультрамарином.
Из зеленых применяют окись хрома, кобальты.

Роспись стен по сырой штукатурке использовалась в храмах

Наталья Кетросан

11.ОСОБЕННОСТЬ ЛЕВКАСА «ПОД ИЗВЕСТЬ».
Левкасом «под известь» называется левкас, на который верхним слоем будет накладываться чистая известь. Удобнее «песчаного» левкаса он тем, что позволяет работать в технике «по сырой штукатурке» более 2-х суток. После этого срока на поверхности грунта образуется корочка кальция, которая не позволяет работать с пигментами. Если работа не закончена до этого времени, то ее можно продолжить по сухому грунту.
Левкас «под известь» лучше не использовать в нижней части храма (и там, где можно дотянуться до него рукой). т. к. его прочность ниже, чем у «песчаного» левкаса. Поэтому левкас «под известь» лучше использовать в верхних регистрах храма.

1. ПИГМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВО ФРЕСКОВОЙ ЖИВОПИСИ.

Во фресковой живописи используются пигменты, растертые на известковой воде. Со временем, образующаяся на живописной поверхности корочка солей кальция закрепляет пигменты на левкасе так, что они превращаются в камень. Благодаря этому, при точном соблюдении технологии, фресковая живопись устойчива к внешним воздействиям и может веками сохранять свой первоначальный цвет.
В качестве пигментов пригодны все светоустойчивые земли, охры и глины. Их отмучивают (очищают от гипса, песка и других примесей); проверяют на пробах их взаимодействие с известью (краски медного происхождения, например малахит, вступают в химическую реакцию с известью и потому не пригодны для фресковой живописи). Также не используют искусственные пигменты, которые неустойчивы к свету (индийская красная охра и др.); а также пигменты растительного происхождения (индиго и др.)

Светоустойчивые пигменты:
1. Группа «желтых» цветов:
Натуральные – охры (светлая, золотистая и т. д.); сиены; умбры (натуральные и жженые) и т. д.
Искусственные - кадмий желтый, а также (в некоторых колерах) используется стронциановая
желтая и т. д.

2. Группа «красных цветов»
Натуральные – красные охры, марсы и т. д.
Искусственные – кадмий красный (светлый, темный), искусственная охра красная.
Искусственную киноварь в качестве самостоятельной краски используют редко, чаще ее
добавляют в колера, либо лессируют.

3. Группа синих цветов. Древние иконописцы использовали натуральные синие пигменты – азуит и
лазурит, применяя в качестве связующего пшеничный клей. Для современной практики это дорогостоящие пигменты, поэтому их заменяют ультрамарином.
Из зеленых применяют окись хрома, кобальты.

Читайте также: