Рисунки на стенах домов как называются

Обновлено: 16.05.2024

Запомни мое имя: что нужно знать, чтобы понимать граффити

Если у тебя в подъезде появилась непонятная кривая надпись со странными закорючками, то это еще не значит, что в вашем доме поселился замечательный вандал. Возможно, это был настоящий уличный художник. В этой статье мы расскажем тебе об особенностях граффити и научим немного в нем разбираться.

Уличное искусство, или Искусство на улице


Прежде всего нужно понимать, что стрит-арт и граффити — это не одно и то же. Стрит-арт (дословно «‎уличное искусство») — понятие более объемное: он включает в себя различные рисунки, постеры, трафареты, стикеры, инсталляции, вписанные в городскую среду, которая этого, может быть, особо не желала. А граффити — это одна из разновидностей уличного искусства, и в классическом понимании она относится именно к надписям на городских холстах. Надписях, которые превратились из актов вандализма в начале XX века в мощнейшую уличную культуру современности — со своими особенностями и правилами.

Граффити традиционно называют одним из столпов хип-хоп культуры (что справедливо), но важно сказать, что и без хип-хопа эта культура жила самостоятельной жизнью еще с 1920-х годов в виде надписей на товарных вагонах. А в дальнейшем становилась все популярнее — во многом благодаря распространению известных тэгов по типу «‎Kilroy was here», «‎Bird lives» и «‎L’ennui est contre-révolutionnaire». Пока однажды граффити не стал незаменимой деталью Нью-Йоркского метро и крупной частью массовой культуры. И да, плотно начал «‎сотрудничать» с культурой хип-хопа.

Кажется, что в понятиях мы немного разобрались, а это значит, что нам пора двигаться к видам и стилям граффити.

Виды граффити

Writing — «‎это знать надо, это классика». Райтинг — основной способ нанесения граффити, отсюда и слэнговое название уличных художников — райтеры. Здесь нет ограничения в стилях и инструментах: подготавливаешь эскиз заранее или в своей голове и начинаешь творить, используя вертикальные плоскости. Произведения такого вида принято называть скетчами.

Tagging — вид граффити, при котором художник использует собственный тэг (имя) для обозначения своего присутствия на этом месте или в качестве подписи к основной работе. То, чем в основном заполнены бетонные заборы нашей необъятной родины, — это все в большинстве своем имена. Хотя бессмысленное развешивание тэгов принято считать обычным вандализмом. У этого вида граффити есть своя разновидность (pissing), при которой художник заправляет огнетушитель краской и с его помощью может рисовать огромные тэги.

Bombing — нелегальное и иногда экстремальное граффити. Мало какие рисунки и надписи на стенах можно назвать легальными, но этот вид относится к запрещенным в большей степени. Движущиеся вагоны, сложнодоступные опоры, фасады охраняемых зданий — чем сложнее цель, тем лучше. Работы такого вида в силу объективных причин не отличаются повышенным вниманием к деталям. Но если говорить терминологией из фигурного катания, то тут баллы выдаются не за технику или артистизм, а за сложность выполненной программы.

Scratching — вид граффити, для изображения которого не нужны краски, ведь надписи делаются с помощью царапин. Просто портишь поверхность острым предметом, получая то, что ты задумал изобразить. Не особо уважаемый вид граффити именно из-за этого жестокого обращения с «‎холстами».

Clean Advertising — искусство на службе у рекламы. Когда что-то становится частью массовой культуры, то рано или поздно это начнут продавать. Авторы берут деньги за изображение, в котором, естественно, будет присутствовать реклама. Что ж, если художник уличный, то не обязательно он должен быть голодным.

Стили граффити


Bubble letters — они же дутые буквы. Этот стиль распознать достаточно просто, даже интуитивно. Если видишь надпись из букв, которые будто сделаны из воздушных шариков в одном стиле с малым количеством цветов, то это и есть bubble letters. Один из самых распространенных стилей.

Blockbuster — простой и лаконичный рисунок с малым количеством цветом и большим размером букв. Он должен быть без особых изысков и легко читаемым, ведь этот стиль используют уличные группировки райтеров для обозначения своих территорий.

Wild style — это то, что ты, скорее всего, не сможешь прочесть с первого раза; взрыв на фабрике алфавитов. Большое количество цветов, переплетений букв, осколков, стрелок — всем этим наполнен данный стиль, что делает его достаточно сложным в выполнении.

Character (или просто кэрэк) — граффити с использованием персонажей. Это могут быть как придуманные автором уникальные герои, так и заимствованные из массовой культуры. Для изображения лиц, как ты понимаешь, требуются некоторые более серьезные навыки из художественной школы.

Throw-up — простейшие граффити с использованием двух цветов, один из которых для заливки, а второй — для контура. Простые в написании и понимании тексты, которые особенно популярны у любителей бомбинга.

3D/FX — один из наиболее молодых стилей, суть которого в придании дополнительного объема рисункам с использованием игры света и тени.

Творить по кодексу

Можно бесконечно спорить о том, является ли это все вандализмом или искусством. Сторонники первого подхода будут говорить о новых фасадах исторических зданий, на которых изображено имя какого-нибудь Мастера Пети, а вторые будут жаловаться на коммунальные службы и городские власти, которые уничтожают действительно полноценные художественные работы.

Но всем будет полезно знать, что суть граффити не в том, чтобы испортить какую-нибудь чистую поверхность своим именем и тем самым заявить прохожим о своем существовании. Настоящие мастера граффити понимают, что век их произведений недолог, а подобная слава стоит слишком дешево, чтобы к ней стремиться. По сути, культура граффити создана для своих — для тех, кто в теме. Граффити — это способ общения между райтерами, а город — просто их огромный бетонный мессенджер. Оставляя свою новую работу, автор делает высказывание или просто говорит: «‎Видал? Можешь так?», — а остальные считывают эту информацию и показывают на других объектах уже свои умения, пытаясь добиться признания у сообщества.

При этом у них есть своеобразный «‎кодекс чести», которому, очевидно, следуют не все. Райтеры должны уважать работы других авторов и не оставлять свой тэг под чужими рисунками, ведь это открытое оскорбление и вызов, который в не самых благополучных районах Нью-Йорка или Сан-Паулу (бразильский город, который считается одной из столиц граффити) может закончиться очень плохо.

Это не оговорено, но граффитчикам также нельзя портить исторические памятники, детские площадки, отреставрированные фасады. Да и сами они стремятся для своих творений использовать маловостребованные холсты: мусорные баки, полуразрушенные здания, трубы.

Если тебя заинтересовало это течение и ты хотел бы увидеть наиболее яркие произведения современных авторов, то могу тебе предложить карту московских граффити, которую составил журнал Furfur. А для большего погружения в культуру стрит-арта прочти нашу статью о самых ярких художниках российских улиц.

Граффити (Graffiti от итал. graffito — надписи) — это уличная живопись. Споры относительно того, стоит ли считать граффити отдельным направлением искусства или актом вандализма не стихают до сих пор. К граффити принято относить любые изображения, размещенные на поверхности стен, зданий, и других общественных объектов. Что это, как появилось это направление, как оно развивается, что принято считать граффити в современном искусстве?

История граффити: от древнего мира к новому времени

Сейчас граффити принято называть любой вид уличного искусства и раскрашивания стен; вне зависимости от степени профессионализма нанесения изображений. В истории этот термин используется уже достаточно давно. Причём раньше происходило разделение на два понятия, такие как “дипинти” и “граффити”. Термин произошел от глагола “graffiare”, что в переводе с итальянского означает “царапать”. Глаголом “дипинти” же обозначали надписи, сделанные краской.


Классическое представление скрэтчинга в граффити — выцарапавание тегов на стеклах


Интересный факт: раньше техники царапания и нанесения краски зачастую объединялись. Примеры такой техники наблюдались у гончаров, которые выцарапывали на верхнем слое краски надписи, обнажая таким образом внутренний слой. Конечно, такую методику сейчас сложно назвать граффити в классическом понимании этого слова, но тогда это были одними из первых примеров применения техники. Особенно часто мастера таким способом подписывали свои работы.

Принято начинать отсчет истории граффити с момента, когда были обнаружены настенные надписи. Первые примеры были найдены в странах Древнего Востока, в Риме, а также в Греции. Позже, любая графика, которая была нанесена на поверхность стен, обозначалась как граффити, и во многих странах она расценивалось, как акт вандализма. Невероятно, но первые рисунки появились уже в тридцатом тысячелетии до нашей эры. Именно наскальные изображения стали прототипом этого направления в искусстве. Тогда, в качестве инструментов использовались натуральные пигменты и острые предметы: такие, как кости животных, камни и осколки затвердевших пород.


Родоначальники граффити — древние наскальные рисунки

Первый прототип граффити, такого каким мы привыкли видеть его сейчас, расположен в городе Эфес, который находится в Турции. Ранее он принадлежал Древней Греции и даже сохранил отметки этой культуры. Первым текстом послужила реклама услуг проституток. Рисунок изображал след ладони, отдаленно напоминающий сердце, цифру и отпечаток ноги. Весь этот рисунок трактуется, как сумма оплаты за определенные услуги.

Примечательно и то, что граффити практически одновременно появилось в разных частях света. Даже в Египте на территории исторического комплекса Гиза исследователи нашли множество надписей и рисунков, которые также были отнесены к этому стилю. Считается, что они были оставлены строителями и религиозными деятелями времени.

Уже в эпоху Ренессанса, такие известные художники, как Микеланджело и Рафаэль отправлялись в золотой дом Нерона где вырезали собственные имена, после чего они приступали к активной работе. Позже, французские солдаты оставляли надписи во время египетской кампании, возглавляемой Наполеоном. Лорд Байрон также оставил в греческом храме Посейдона свой след. И во время Второй Мировой Войны советские солдаты сделали огромное количество надписей на стенах Рейхстага.

Зарождение современного граффити

Примеры граффити нового времени принято считать базой, на основе которой было создано современное направление. Многие культурологи считают, что современный вид напрямую связан с хип-хопом и брейк-дансом. Однако, это заблуждение, ведь первая волна рисунков появилась 1920-х годах в метрополитене Нью-Йорка, что служит весомым опровержением этой теории. Рисунки часто можно встретить на поверхности вагонов, а также в пешеходных переходах.


Надписи на вагонах поезда в Нью-Йорке, 1920-е

Затем, во время Второй Мировой Войны стало распространяться выражение “Kilroy was here”. Эта надпись появлялась еще долго после окончания войны. Со временем, она стала дополняться и изображением. Эта фраза использовался американскими солдатами во время войны, из-за чего фраза и укрепилась в американской культуре.

Затем была волна появления надписей по всему Нью-Йорку, гласивших «Bird Lives». В Париже, при забастовках 1968 года стала популярна фраза “L’ennui est contre-révolutionnaire”, что в переводе означает “Скука контрреволюционна”. Как видно из этих примеров, граффити на протяжение всего существования человека было прочно вплетено в его культуру.

Центр распространения граффити-культуры

Формального и единого центра распространения граффити культуры, как такового, не существует. Одни считают, что центром этого направления является город Сан-Паулу, который является вдохновением для граффитистов со всего мира. Этот город часто сравнивают с Нью-Йорком 1970-х годов, здесь царит похожая атмосфера. Период с 1969 по 1974 год принято считать в истории революционным. Именно тогда зародилось огромное количество направлений, а центр развития этого вида искусства переместился из Филадельфии в Нью-Йорк. С тех пор именно Нью-Йорк принято считать центром развития граффити.








Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:

Мировой опыт противостояния граффити и государства

Во всём мире царит двоякое отношение к уличному искусству. Во многих странах граффити до сих пор принято считать вандализмом, а людей которые наносят рисунки штрафуют или же приговаривают к административному наказанию. В некоторых странах и штатах за такую деятельность даже лишают свободы.


Фото документалиста мира граффити Марты Купер для издания Subway Art

В 2006 году член городского совета по имени Питер Валлоне предложил выпустить законопроект, согласно которому всем лицам, не достигшим 21 года, запрещалось иметь при себе настенные маркеры или же аэрозольную краску. Тогда модельер Марк Эко подал в суд за нарушение прав художников и в том же году состоялось слушание. Требования Марка Эко были удовлетворены, а поправки в законодательстве удалили. Известен случай,когда в Чикаго в 1992 году к продаже были запрещены аэрозольные краски и другие средства нанесения рисунков на стены. И в том же году был издан закон, который налагал штраф, размером в 500 долларов на тех, кто наносит граффити на стену.

При этом размер штрафа превышал сумму, которая налагалась за нахождение в алкогольном опьянении в общественных местах, а также за нарушение религиозной службы. В 2005 году была создана система, позволяющая заносить рисунки в единую базу данных, что облегчало поиск художника, ведь по общему очерку было легче обнаружить их автора. Одним из первых посаженных был Джозеф Монтана, которого называли королем граффити. Он расписал более, чем 200 зданий, за что его и приговорили 2,5 годам лишения свободы.


Полицейские грузят работу Бэнкси в автомобиль. Нью-Йорк, 2014

Ожесточенная борьба с уличной живописью протекает и на Востоке. В Иране и Израиле это направление искусства преследуется законом. А в Сингапуре ученика американской школы приговорили к 4 годам лишения свободы. При этом, в Гонконге очень почитаем райтер (graffiti writer – граффити-художник) по имени Цан Цу Чой, который получил прозвище “Король Коулуна”, и часть его работ находится под официальный защитой.

Обратная сторона: становление граффити как нового направления в искусстве

Одна из уличных работ Кита Харинга Первую славу Жан-Мишель Баския обрел как граффити-художник под псевдонимом SAMO

Среди современников особую известность получил уличный райтер по прозвищу “Бэнкси”, чья личность до сих пор окутана тайной. Он поднимает актуальные вопросы и высмеивает абсурдность ситуаций в современной политике. Многие его работы были признаны мировыми шедеврами.

Материалы и техника создания

Современными райтерами используется целый ряд инструментов:

  • аэрозольная краска (и множество техник нанесения)
  • маркеры
  • валики
  • кисти
  • наклейки
  • картонные трафареты и др.

В качестве эксперимента использовались магнитные светодиоды и проекции рисунков. Художники занимаются не только реставрацией, но и трансформацией старых работ, используя новую технику нанесения. “Yarnbombing” предусматривает использование трикотажных изделий, которые крепятся к рисунку. Образуется нечто промежуточное между классическим граффити и инсталляцией.

Виды и стили классического граффити

Graffiti tag

Граффити огнетушителем


Blockbuster



Masterpiece



Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:

Введение в стрит-арт: топ-10 граффити мира

Давно прошли те времена, когда граффити считались вандализмом. Теперь уличное искусство ( красивое уличное искусство ) — это эстетика, социальное или политическое заявление и облик многих современных городов. Во времена, когда от сидения дома уже очень хочется разрисовывать не только стены, но и друг друга, решили отвлечь твоё внимание самыми живописными граффити мира.

13,8 тыс. 1 6 минут чтения

Содержание

«Большой Енот», Лиссабон

Описание и история: Лиссабон можно по праву считать одной из европейских столиц уличного искусства — здесь даже есть правительственный департамент, занимающийся стрит-артом . Так что уличных художников здесь любят и уважают, а не считают за вандалов.

Bordalo II — португальский художник и активист, известный серией работ Trash Animals. Это не просто рисунки на стенах, а объёмные инсталляции, сделанные из мусора. Bordalo II привлекает внимание общественности к проблеме экологии и её влияния на животных. Каждая работа занимает у художника от трёх до семи дней.



Как добраться: енота можно найти на улице Bartolomeu Dias (в двух минутах ходьбы от Музея современного искусства ).

Замок Кельбурн, Глазго

Автор: Нунка, Нина Пандольфо, OSGEMEOS (братья-близнецы). Все художники из Бразилии.

Описание и история: з амок Кельбурн был построен в XIII веке, неудивительно, что к 2007 году ему требовалась серьёзная реконструкция. Владелец замка, граф Патрик Бойл (граф Глазго), предложил государству оригинальную идею — разрисовать фасад задмка — и пригласил знаменитых уличных художников.


Оригинальные абстрактные рисунки привлекли множество туристов, на деньги от билетов планировалось провести реконструкцию (и стереть граффити). Но графу они так понравились, что, по слухам, он до сих пор ведёт переписку с правительством, пытаясь отстоять рисунки и оставить их навсегда. Шотландцы люди упрямые, и кто победит — мы не знаем.


Как добраться: на автобусе A78, следующем по маршруту Greenock. Цена билета — 5 £ (≈ 430 руб. в одну сторону). Дорога займёт около 45 минут.

«Майя», Москва

Автор: бразильский художник Эдуардо Кобра .

Описание и история: красочное граффити в центре Москвы не рассказывает об остром социальном конфликте, но зато привлекает внимание яркими цветами и размером (18х16 метров). Граффити изображает знаменитую русскую балерину Майю Плисецкую. Работа появилась в 2013 году, за полтора года до смерти Плисецкой, так что прима Большого театра успела её увидеть и оценить по достоинству.


Как добраться: граффити расположено по адресу: Большая Дмитровка 16/1 (пять минут пешком от станции метро «Театральная» ).

«Сан Дженнаро», Неаполь

Автор: итальянский художник Джорит (Jorit).

Описание и история: только в Неаполе можно встретить граффити, изображающее святого. Этот город удивительным образом сочетает почти фанатическую набожность и абсолютную любовь к современному искусству. Огромное граффити в стиле реализма во всю стену расположено в районе Forcella, считающимся одним из самых опасных (всё из-за неаполитанской мафии, Каморры).


Как добраться: пешком по via Duomo до Via Veccaria Vecchia 33 . Дорога займёт около 20 минут.

Итальянские вандалы

Визуальное искусство у итальянцев в крови, поэтому современные (правда, непризнанные) Боттичелли сейчас рисуют буквально повсюду — в Италии нередко можно встретить полностью расписанные поезда метро и километры стен на улицах. Некоторые, правда, заходят слишком далеко и украшают своими художествами исторические монументы. Такой вандализм не приветствуется, а вот к сотням невероятно красивых граффити туристы и государство относятся нормально.

«Машина заказов» ( Ordering Machine ), Гренобль

Автор: Nevercrew — команда из двух итальянских художников. Сейчас проживают в Швейцарии.

Описание и история: н а огромном граффити во всю стену изображены два реалистичных кита, подвешенных на вешалку с помощью большого куска ткани. Художники хотели обратить внимание на проблему эксплуатации человечеством природных ресурсов. Работа появилась на стене в честь фестиваля уличного искусства в Гренобле в 2016 году.


Как добраться: «Машина заказов» расположена в двух минутах пешком от автобусной остановки Championnet . Сюда ходят автобусы 12 и C3.

«Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви!», Берлин

Автор: Дмитрий Врубель — русский художник, проживающий в Берлине.

Описание и история: д умаем, с этой работой ты прекрасно знаком, даже если воочию увидеть её не удалось. На граффити изображён поцелуй Леонида Брежнева и Эриха Хонеккера (немецкий политический деятель XX века).

Сам поцелуй ознаменовал десятилетний договор, заключённый между Восточной Германией и СССР в 1979 году, и был запечатлён на фотографии, попавшей в сотни газет.


В 1989 году Берлинская стена пала, а в 1990 трансформировалась в галерею под открытым небом. В этом же году на её Восточной стороне появилась работа Дмитрия Врубеля (до падения стены украшать её граффити разрешалось только с Западной стороны). Работа была сильно испорчена к 2005 году, и художника попросили её реставрировать.

Как найти: расположена в Истсайдской галерее . Добраться можно на метро, линия U1, до станции « Шлезишес Тор» (Schlesisches Tor) . Отсюда 10 минут пешком. Билет на метро в одну сторону — 2,5 € (≈ 185 руб.).

Дэвид Боуи, Лондон

Автор: Джеймс Кочран, британский художник австралийского происхождения.

Описание и история: граффити размером больше человеческого роста появилось на стене магазина Morleys в 2013 году — Боуи родился буквально за углом.


Великий певец умер в 2016. С тех пор это место стало его мемориалом — здесь поклонники оставляют цветы и записки. Граффити также покрыли пластиком, чтобы защитить от воздействия среды — вот оно, бережное отношение к искусству!

Как добраться: мемориал находится рядом со станцией метро «Брикстон» (Brixton). Билет на метро — 4,9 £ (≈ 400 руб.).


Стена Джона Леннона, Прага

Автор: десятки разных художников.

Описание и история: оказывается, существует не только стена Цоя! В Праге, прямо напротив французского посольства, сразу после смерти Джона Леннона в 1980 году начали появляться первые рисунки и надписи. Правительство долго пыталось бороться с «вандализмом», но, говорят, на защиту фанатов встало французское консульство — во избежание волнений и протестов стену попросили оставить в покое.

По сей день здесь появляются новые рисунки и записи, так что увидеть обновленную стену можно в каждый приезд в Прагу.



Как добраться: две минуты пешком от Храма Девы Марии.

«Ярость, бросатель цветов» (Rage, the Flower thrower), Вифлеем

Автор: Бэнкси.

Описание и история: Бэнкси — самый знаменитый уличный художник нашего времени. Никто не знает, кто он на самом деле, но его работы известны всему миру, поскольку всегда поднимают острые вопросы (политика, социальное устройство, военные конфликты).


«Бросатель цветов» изображает человека в маске, который вместо коктейля Молотова кидает букет цветов. Смысл очевиден — художник не хочет войны между Израилем и Палестиной.

Художник без лица

Бэнкси стал настолько знаменит, что его работы уже выставляются в музеях по всему миру. Посетители гадают, кто же скрывается за личностью знаменитого художника и активно платят деньги за то, чтобы взглянуть на коллекцию его работ под одной крышей.

Как добраться: полчаса пешком от Базилики Рождества Христова

Улица Дзамбони, Болонья

Автор: студенты Болонского университета.

Описание и история: у лица Дзамбони (Via Zamboni) считается университетской улицей города Болонья. Собственно, весь город считается студенческим, благодаря Болонскому университетц, но улица Замбони особенно интересна по нескольким причинам.

Здесь расположены культурные места, например Муниципальный оперный театр или Музей Палаццо Поджи (Музей медицины). Студенты решили, что местным палаццо не помешает немного красок и на протяжении десятилетий разукрашивали стены зданий разными граффити.



Получилось очень аутентично — старинные колонны покрылись политическими лозунгами и произведениями искусства. Разглядывать можно бесконечно.

Как добраться: 10 минут пешком от Piazza Maggiore — главной площади Болоньи.

Уличное искусство красиво, социально значимо и (немаловажный плюс!) – почти всегда бесплатно. И его так много, что знакомиться с ним можно всю жизнь, ища любимые граффити по всему миру. Кто знает, возможно, после окончания пандемии появится новые картины. Кстати, Бэнкси уже сделал одну для британской больницы.

Стрит-арт

Граффити , постеры , муралы , теги , рисунки на асфальте и даже скульптуры — все это стрит-арт , искусство урбанистических пространств. От наскальных рисунков наших предков до настенных объявлений Древней Греции и Рима и к нашим дням — надписи и рисунки на стенах городов и селений сопровождают человеческую цивилизацию. Многим из нас граффити в метро , подземных переходах и на железнодорожных эстакадах кажутся варварством и хулиганством. Но так ли это? По мнению сторонников стрит-арта , искусство , спрятанное в галереях , музеях и частных коллекциях , недоступно большинству людей. Вот почему уличные художники выступают за демократичность искусства и его всеобщую доступность вне сферы законодательной системы , а также общепринятых понятий о частной собственности.

Стрит-арт

Эфемерность и недолговечность художественных проектов стрит-арта — одна из центральных идей этого вида искусства. В любой момент единственный в своем роде « экспонат» может исчезнуть без следа , его могут закрасить — как дворники по указке властей , так и другие художники. Главный инструмент райтера — баллончик с аэрозольной краской и точное представление о том , что хочется нарисовать , потому что сделать это зачастую надо очень быстро. Во многих странах за порчу городского имущества полагаются немалые штрафы , поэтому райтеры стараются замаскировать свою деятельность по ремонтные или строительные работы , киносъемку и прочий неприметный « движ».

Бэнкси. Пустые стены - это преступление

Считается , что движение уличных художников родилось на рубеже 1970-х на территории США. Однако за пару десятилетий до этого , во время Второй мировой , в американском Детройте жил некий Килрой ( Kilroy) — человек , который , как предполагают , работал на оружейном заводе и очень любил оставить надпись « Kilroy was here» ( здесь был Килрой) на ящике с произведенными бомбами. Эта надпись быстро стала популярна среди солдат , ее дополнили простеньким рисунком , и с тех пор « Килрой» стал путешествовать вместе с американскими солдатами.

Источник

Источник

Источник

Еще одна версия появления Килроя — деятельность инспектора верфи Бостона по имени Джеймс Килрой , который делал эту надпись на кораблях после проверки. Некоторые утверждают , что персонаж появился в Англии еще в 1937 году , некоторые — что его придумали австралийские солдаты еще во времена Первой мировой.

В 1960-х годах надписи на стенах заполонили Филадельфию , а десять лет спустя прочно оккупировали улицы Нью-Йорка. Первыми проявлениями живописи стрит-арта стали « теги» — своеобразные метки , содержащие имя или псевдоним автора. Теги стали своеобразным способом обозначить свою индивидуальность , провозгласить сам факт собственного существования — ну и самоутвердиться , конечно. Если твое имя кричит с каждого угла — ты кое-что значишь! Дотянись до невозможной высоты , нарисуй свой личный знак в неожиданном месте , рискуй — и станешь знаменитым. Через некоторое время к имени добавился номер улицы , где проживал райтер. Особенно прославился один из пионеров теггинга — нью-йоркский курьер Таки , который рисовал свой ник — TAKI 183 — на стенах при каждой возможности. О нем написали , его стали копировать — и вскоре стены города запестрели никнеймами. Впрочем , рисование тегов считалось , скорее , вандализмом , нежели искусством. Идея о том , что можно завоевать известность , демонстрируя свое присутствие в общественных местах , к культуре никак не относилась — и не относится.

Фотографы Марта Купер, Элли Марсиелло, Смит. Источник

Фотографы Марта Купер , Элли Марсиелло , Смит. Источник

Сегодня считается , что пионеры стрит-арта работали в технике « райтинг» ( writing) — собственно , так называется сам процесс рисования граффити любого стиля. После стали выделять « бомбинг» ( bombing) — очень быстрое рисование в условиях экстрима , а также « тэггинг» ( tagging) — изображение никнейма художника. Через некоторое время райтеры стали совершенствовать художественную составляющую своего искусства , стремясь привнести новые приемы и выделиться среди других художников. Дух соперничества породил такие стили , как bubble-letter -огромные буквы , похожие на пузыри , throw-up — типичный стиль нью-йоркцев с простыми формами в два цвета. Стильные герои , характерные для конкретного автора — техника character. В «диком стиле» ( wild style) работают мастера высокого класса , покоряющие зрителя сложностью рисунков. И , конечно , очень популярны оптические иллюзии « 3D-style», которые вызывают наибольший интерес у горожан и туристов своей виртуозной техникой и интересными идеями.

Райтеры Duro, Doze, Mare 139, Shy 147, Daze, Lady Pink. Амфитеатр в Ист-Ривер-Парк, Манхэттен, 1981.

Райтеры Duro , Doze , Mare 139 , Shy 147 , Daze , Lady Pink. Амфитеатр в Ист-Ривер-Парк , Манхэттен , 1981. Фото: © Martha Cooper. Источник

Стрит-арт прочно вошел в молодежную субкультуру. Стремление изобразить свое послание на как можно более сложной для доступа поверхности создавало впечатление о небывалой « крутизне» автора , добавляя ему очков в общественном мнении. Одно из самых известных граффити в «диком стиле» — с яркими цветами , округлыми линиями и теневыми эффектами трехмерности — было создано художниками TRAP , DEZ и DAZE в 1982 году. Этот объект стрит-арта появился на вагоне нью-йоркского метро и вызвал большую шумиху в прессе. Метро регулярно подвергалось набегам райтеров , которые « преображали» целые поезда. Городские власти выразили яростный протест против порчи общественного имущества и объявили стрит-арту войну. Полиция охотиась за художниками и арестовывала их , а метрополитен один за другим очищал поезда от граффити.

«Trap Dez Daze», 1983. Фото: © Генри Чалфант. Источник

«Trap Dez Daze», 1983. Фото: © Генри Чалфант. Источник

Техника граффити быстро завоевала большую популярность и стала одной из составляющих музыкальной хип-хоп культуры. К середине 1980-х в среде художников стрит-арта набрал популярность стиль трафаретного граффити. Искусство рисования аэрозольными красками пересекло океан и покорило Европу. В ряды райтеров влились профессиональные художники , для которых идея демократичного искусства , доступного всем без исключения , была близка и понятна. В эстетике стрит-арта появилась социальная составляющая: художники поднимали проблемы защиты бедных слоев населения , борьбы со СПИДом , расизма. Высокое мастерство исполнения сделало их обращения к публике более привлекательными и оттого более значимыми.

Жан-Мишель Баския. Цены на бензин в третьем мире

1982, 152.5×305 см

Многие имена были на слуху у всего художественного сообщества — Ли Киньонес , Жан-Мишель Баския, Кит Харинг, Даниэль Бурен… Популярностью урбанистической живописи решили воспользоваться некоторые крупные корпорации — в частности , IBM и Sony, — которые продвигали свою продукцию в коллаборации с уличными художниками. Стрит-арт стал темой нескольких компьютерных игр , изображения граффити появились на сумках и футболках , скейт-бордах и досках для серфинга.

Краткий экскурс по видам и стилям граффити

Виды граффити - Stone Forest

Граффити – огромное и разноплановое направление современного уличного искусства. За годы существования менялись формы, стили и актуальные тренды. В результате сформировалось несколько базовых видов, на которые можно условно разделить все многообразные работы райтеров.

Разновидности

Разновидности граффити выделяют, в зависимости от формы и техники нанесения.

  • Теггинг. Самая первая и, соответственно, самая старая разновидность граффити, которая и легла в основу формирования целой субкультуры. Тег – это подпись райтера, его ник, чаще всего – простой, быстро выполняемый и одноцветный. Изначально это был не столько способ идентификации автора конкретной работы, сколько возможность отметить свою территорию. До сих пор райтеры таким образом популяризируют свое имя, а иногда и соревнуются, кто оставит больше подписей. Тегами же уличные артеры подписывают и более сложные художественные работы.
  • Бомбинг. Граффити не на качество, а на скорость. Рисуется на транспорте или стенах, обычно – нелегально и в запрещенных местах. Здесь важно не создать сложную графическую работу, а уложиться в минимальный временной промежуток. Иногда это считанные секунды. Такие теги чаще всего простые, лаконичные, временами – небрежные и демонстративно неаккуратные.
  • Райтинг. Классическое граффити собственной персоной. Это всевозможные работы на любых поверхностях, в любых стилях. Создатели таких рисунков и надписей – райтеры. Для работы традиционно используются баллончики, хотя многие современные художники не боятся экспериментировать с инструментами и техниками.
  • Трейнрайтинг. Это расписывание вагонов метро и поездов, которое ввели в моду нью-йоркские любители подземки. Один из самых рисковых и опасных видов граффити, чаще всего классифицируемый широкой общественностью как вандализм. Что касается самих работ, в зависимости от команды, времени и других нюансов, они могут быть выполнены в разных стилях, от простейшего экстремального бомбинга до создания полноценных сложных командных проектов.
  • Скрэтчинг или скраббинг. Специфическая разновидность граффити, когда тег или надпись не рисуется краской, а выцарапывается на основании. Например, на стекле общественного транспорта. Изначально и до сих пор скрэтчинг остается одним из самых спорных и сомнительных, но крайне распространенных направлений граффити.

Стили граффити

Хотя по своей сути граффити предполагает практически полную свободу действий, исторически сложилось несколько основных стилей, отличающихся начертанием, техникой и сложностью.

  • Throw up. Простой стиль, любимый бомберами, для которых в приоритете – скорость. Его родина – Нью-Йорк. В работе используется преимущественно два контрастных цвета – для контура и для заливки. Линии – кривые и небрежные.
  • Blockbusters. Еще один простой и распространенный среди бомберов стиль родом из Лос-Анджелеса. Его особенность – широкие и крупные буквы, для которых достаточно одного цвета. именно его чаще всего использовали уличные банды для обозначения территории. Отдельная категория – динамичные стили. Они отличаются большей сложностью и разнообразием применения. Их фишка – очевидная динамика форм, за счет которой они выигрышно смотрятся на движущихся составах.
  • Bubble. Один из самых старых стилей граффити. Мягкие, обтекаемые, округлые и похожие между собой буквы напоминают пузыри, за счет чего направление и получило свое название. В основном, используется два-три цвета по принципу контраста или сочетаемости: для контура и заливки. По скорости исполнения стиль относится к быстрым.
  • Wildstyle. Дикий стиль – один из самых сложных как для чтения, так и для исполнения. Именно он считается негласной демонстрацией мастерства райтера. Это резкие, ломаные, путаные и плохо читаемые шрифты, которые не всегда могут разобрать даже опытные художники. Здесь нужно мастерски работать с линиями и композициями, до миллиметра точно подбирать контуры и правильно сочетать цвета. Буквы могут не только переплетаться, но и вовсе располагаться в произвольном порядке. Также часто используются знаки, геометрические фигуры и другие детали. Количество цветов – любое, что нередко дополнительно усложняет работу.

К более специфическим динамичным стилям относятся:

  • Messiah Style. Буквы как бы прописываются на отдельных листах, которые накладываются друг на друга. Это делает стиль одновременно мягким, аккуратным и агрессивным.
  • Computer Roc Style. Буквы разделяются, как отдельные элементы, создающие между собой эффект калейдоскопа.
  • Character Style. Здесь используются образы популярных персонажей, карикатуры, изображения и элементы из комиксов. Этот стиль ближе всего к более обширному понятию стрит арта в целом.
  • Камуфляжный стиль. Предполагает интересные переходы и комбинации цветов и форм, создающие динамичный и эмоциональный рисунок.

Рисунки на стенах в интерьере: всегда особенный стиль

Рисунки на стенах в интерьере жилых помещений

Что вы думаете про рисунки на стенах в интерьере жилых помещений? Современные дизайнеры всего мира очень любят этот приём. Причём речь идёт не только о детских комнатах. Рисунки на стенах в интерьере могут быть самыми разнообразными: рисунок из плитки в ванной и на кухне, обои с рисунком, фотообои или настоящий рисунок прямо на стене — любой вариант может разнообразить дизайн комнаты и сформировать её уникальный стиль.

Очень хорошо смотрятся рисунки на стенах в детской. Детям нравятся яркие стены. Если им самим захочется нарисовать что-то на такой стене, и это будет не так заметно, как на одноцветной.

Рисунки на стенах в интерьере Фото 2

Рисунок на стене в интерьере помещения - Фото 3

Разрисованные стены в ванной или туалете — это ещё один креативный ход, который вполне подойдёт для квартиры, а не только для туалета в клубе. Услуги художника стоят недёшево, но если среди ваших друзей есть желающие потренировать свои художественные навыки, попробуйте дать им такую возможность. Ну а если этот вариант не для вас, обратите внимание на фотообои, цветные плитки с рисунком.

Если над вашим проектом будет работать дизайнер, он может предложить и более необычные решения: рисунок из цветного плинтуса на стенах, текстурные рисунки, необычные принты и многое другое.

Как нарисовать граффити на своем доме во время капремонта

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Ассоциация региональных операторов капитального ремонта (АРОКР) при поддержке Минстроя запустила программу «Портрет памяти». Акция дает возможность жителям многоэтажек во время капремонта украсить фасады зданий портретами знаменитых ученых, изобретателей, писателей, актеров, музыкантов и других выдающихся личностей.

Эксперты рассказали, как законно сделать красивое граффити на своем доме.

Фото:Валерий Шарифулин/ТАСС

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Как избежать штрафа

К граффити относят любые надписи и изображения, которые выполнены на поверхностях зданий — стенах, крышах и лестницах. Нередко этот вид искусства ассоциируются с вандализмом. «За него, согласно ст. 214 УК РФ, грозит штраф в размере до 40 тыс. руб., заработной платы или другого дохода осужденного за период до трех месяцев, или обязательные работы на срок до 360 часов, или исправительные работы на срок до одного года, или арест на срок до трех месяцев, также принудительные работы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок. Чтобы не подпасть под действие этой статьи, необходимо законно оформить площадку под граффити», — объяснила юрист Виктория Данильченко, председатель «Коллегии адвокатов Виктории Данильченко».

Кто платит

Деньги жильцов, собранные на капремонт, не могут быть направлены на изготовление граффити. «Это будет нецелевое расходование денежных средств, за которое может наступать ответственность вплоть до уголовной. Однако размещение граффити при производстве капремонта становится все более и более востребованным. И здесь есть свои механизмы, как сделать размещение стритарта почти законным», — прокомментировал заслуженный юрист России Иван Соловьев. Для того чтобы оплатить изготовление граффити, понадобится или найти спонсоров, или скинуться самостоятельно жильцам, подчеркнул эксперт.

Фото: Александр Зеликов/ТАСС

Фото: Александр Зеликов/ТАСС

С чего начать

Начать стоит с разработки макета рисунка, который хочется разместить на одном из фасадов своей многоэтажки. Сначала изготовляется эскиз, который необходимо согласовать с ведомством, отвечающим за культурный облик города, пояснил Соловьев. По его словам, эскиз должен соответствовать формату, решениям и общей концепции, архитектурному и архитектурно-градостроительному облику города.

Напомним, что закон, обязывающий согласовывать с московскими властями размещение граффити на фасады зданий, был принят в мае 2018 года. Согласно документу, рисунки, нанесенные без разрешения мэрии, должны быть удалены.

Собрание собственников

Cамым важным документом при легализации площади для граффити станет разрешение собственника здания. «Согласно Жилищному кодексу России, для того чтобы нанести граффити на стены жилого дома, потребуется провести общее собрание жильцов и получить поддержку более 50% собственников дома, которое и станет разрешением собственника здания», — рассказал юрист НП ЖКХ «Контроль» Бахрам Арбобов. С нежилыми зданиями немного проще, они, как правило, принадлежат городу или подведомственным организациям, которые подчиняются главе управы, согласующим макет, уточнила Данильченко.

Фото:Юрий Смитюк/ТАСС

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Разрешение и согласование

После всех согласований в органах местного самоуправления нужно получить разрешение на изменение паспорта фасада здания. «В этом документе содержится информация о материале, способе отделки и цвете фасада, а также о его архитектурных деталях. Покраску должны проводить согласно паспорту фасада, поэтому в него нужно внести изменения», — объяснила юрист. Не лишним будет и поддержка депутатами всех уровней, городской администрацией и управляющей компанией, уточнил Соловьев.

Реализация

При наличии эскиза граффити, а также всех согласований и разрешений совместно с фондом капремонта можно реализовать проект. «К сожалению, четкого алгоритма в виде региональных законодательных актов о порядке проектирования, согласования и размещения объектов уличного искусства пока не существует. Однако данный вид искусства набирает все большую популярность у жителей мегаполиса и, возможно, нормативные акты, регулирующие данный процесс, появятся в скором времени», — резюмировал юрист.

Читайте также: