Рисовать на стенах пещер изготавливать украшения умел

Обновлено: 19.04.2024

Первобытное искусство. Когда, где и почему началось искусство?

Искусство старше, чем государство и собственность, земледелие и скотоводство. Что это было за искусство? Было ли оно примитивным?

Искусство не началось в строго определенный момент. Оно постепенно вырастало из не искусства, развивалось и видоизменялось с создающим его человеком. Дени Виалю считает, что доисторическое искусство еще до sapiens рождается из древнего соучастия человека и его орудий, которыми он манипулировал и которые совершенствовал. Красота, некий эстетический импульс присутствует уже в самой форме наконечника. Эстетическое начало присутствует в любой лаконичной вещи, но все же эту деятельность еще нельзя назвать изобразительной, то есть передающей образ мира.Самые ранние находки относят к верхнему палеолиту. Человек верхнего палеолита (40-12 тыс. до н.э.) являл собой homo sapiens (человек разумный). Ходил прямо, владел членораздельной речью, умел выделывать сложные орудия из камня, кости, дерева и рога. Родовые коллективы жили охотой на дикого зверя, начинали объединяться в племена.

Уже в самых доисторических эпохах искусство существовало, что подтверждают археологические находки. В потайных скалистых пещерах археологам удавалось находить целые художественные музеи и не где-нибудь в одном месте Земли, а в разных уголках света. Научная археология начала активно развиваться в XIX в. В западной Европе обнаружено около 300 пещер, сохранивших на своих стенах произведения палеолитического искусства. Около 70 из них отнесены к категории «гигантов». Наибольше число пещер открыто во Франции (около 150 памятников), в Испании 130 пещер, в Италии – 25, в Португалии – 3. Самая северная пещера расположена в Британии. В России произведения палеолитического искусства, преимущественно портативного (резьба по кости, гравированные и раскрашенные гальки, скульптуры из бивня) обнаружены в районе бассейна Верхней Волги (Зарайск, Сунгирь) и среднего Дона (Костенки), за Уральским хребтом в бассейне Верхнего Енисея, Забайкалье, на Ангаре.

Почти во всех концах земли были обнаружены и раскрыты очаги материальной культуры незапамятных времен: стоянки пещерного человека, где были найдены среди прочего: силуэты зверей, узоры и загадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных пластинках и каменных плитах, человеческие фигурки из камня и кости, большие скульптуры животных, рисунки, резьба и рельефы на скалах …. Мы не можем назвать эти предметы иначе как художественными произведениями.

Палеолитическое искусство Европы представлено двумя видами памятников:

  • Живопись и гравюра на стенах пещер, так называемое монументальное искусство.
  • Мобильное или портативное искусство – резьба по кости, гравированные или раскрашенные гальки, объемные скульптуры из бивня мамонта, мягкого камня, обожженной глины.

Линия, контур, силуэт.

Линия – как явление была освоена уже в начале верхнего Палеолита.

Альтамира, Испания. Фриз из извилистых линий.

Альтамира, Испания. Фриз из извилистых линий.

Сохранились линеарные, не фигуративные рисунки, проведенные пальцами с применением разведенной охры или выгравированные специальными орудиями. Исследователь Аббат Брейль в шутку назвал их «макаронами», в последствии этот термин вошел в обиход исследователей доисторического искусства. Криволинейные, или меандровые, рисунки покрывают стены пещер иногда на очень значительной (до 6 метров) площади. Меандры несли определенную смысловую нагрузку. Возможно, это знаки освоения пещерного пространства и маршруты, по которым двигались предки или души людей. У австралийских аборигенов есть похожие рисунки, которые символизируют странствие души во время сновидений.

Часто встречаются охровые отпечатки рук. Анализ подобных явлений привел археологов к выводу о том, что охровые отпечатки ладоней рук, которые принадлежат женщинам и мужчинам разного возраста, детям и даже людям с беспалыми кистями рук (инвалидам) есть нечто иное, как авторские подписи под первобытным живописным полотном. Это красноречиво свидетельствует о том, что творчество было коллективным настолько, что в нем принимали участие все члены общины.

Ранних рисунков до определенного периода было известно немного – одиночные, выполненные контуром фигуры имели правильные пропорции, но были лишены объема. Со временем первобытный художник применяет импрессионистические приемы, смягчая резкие линии за счет показа шерсти и волос, делая контур более расплывчатым.

Посмотрите на эту монолитную, мощную фигуру бизона из пещеры Альтамира. Какое точное ощущение анатомии и пропорций! Рисунок не просто контурный, но и объемный. Фигура передана экономными, смелыми штрихами, в сочетании с большими пятнами краски. Бизон полон жизни. Это не элементарный рисунок. Ему мог бы позавидовать современный художник-анималист. Первобытное искусство не было «детскими каракулями».

В 1879 г. археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе с 9-летней дочерью случайно открыли пещеру с рисунками. Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах, но к этому времени Саутуола уже умер.

Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Главный зал составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Возраст 15-8 тыс. лет до н. э.. Рисунки, выполненные охрой, углем, гематитом и другими натуральными красками, покрывают стены и потолки практически всех помещений. Большой плафон Альтамиры включает изображения около 20 бизонов, одной лошади, двух кабанов и нескольких ланей.

Рисунки первобытного человека не были примитивными каракулями. Точность рисунка и тонкость гравировального мастерства сочетаются с массой полутонов, полученных от смешения черной, красной, коричневой и желтой красок. Черная линия наносилась на манер искизного наброска, затем добавлялись необходимые цвета, иногда ясно видны последующие подправки кистью и скребком, подчеркивающие пряди шерсти загривка или хвоста, выявляющие рельеф мышц.

Достигался эффект трехмерного изображения: своеобразная манера рисования: оставляя контуры темными, они закрашивали фигурки животных цветными красками разной тональной интенсивности.

В пещере Шове (Франция) древние художники выскабливали и разравнивали стены перед нанесением рисунка. Сперва процарапав контуры животного, красками придавали им необходимый объем.


Пещера Шове, Франция (открыли в 1994 г.) считается одним из главных пещерных бестиариев. Лошадей, бизонов и зубров тут значительно меньше, чем в других пещерах, зато Шове – единственная пещера, где доминируют изображения мамонтов и шерстяных носорогов (не уступали мамонтам по габаритам).

Рисунки в Шове достигают 30-33 тыс лет. В Шове также обнаружено 36 изображений львов, 15 медведей, одни гиена и одна пантера. Лошадей – 35, бизонов – 29. Северных оленей – 12, большерогих оленей – 3. Сгруппированные в определенных частях пещеры, они дали название «вестибюлю медведей», «Панно львов», «Панно лошадей», «Зал медвежьего черепа».

Первобытные художники активно использовали красный, черный и белый красители, составляющие треугольник семиотически значимых для человека цветов: Красный – кровь, Белый – материнское молоко и мужское семя – символ жизни, Черный – продукты разложение и экскременты. Для размельчения пигмента в пыль использовались песты и палетки, после растирания краску смешивали с водой, жиром животных и др. связующими веществами. Краски наносили просто пальцами или кистьями из перьев птиц и меха животных, размочаленными концами палочек, подушечками из мха или лишайника. В ряде мест, например, в Ляско, краски распылялись с помощью костяных трубочек на очень большую площадь. Остатки сухой краски сохранились внутри таких трубочек. Древние рисунки представляют собой весьма совершенные произведения живописи, в которых можно увидеть и перспективу, и светотень, и разные ракурсы и т. д.


Исследовали палеолитического искусства обнаружили, что обитаемые пещеры (где находили следы очага) оставались почти не украшенными настенными росписями. Там находили только портативное искусство. Из общего количество обнаруженных стоянок известно всего около 40 памятников, где было и настенное и мобильное искусство и там не было обнаружено следов обитания людей. Пещеры как места проведения магических ритуалов. В таких пещерах, как правило, выработаны обширные речные туннели. По всей видимости, они служили ритуальными центрами для нескольких связанных между собой родовых племен, что демонстрирует концентрация в них орудий деятельности и высокая творческая активность.


Пещера Ласко во Франции – еще один памятник искусства Верхнего Палеолита. Была случайно открыта в 1940 г. подростками. Изображения в Ляско на несколько тысяч лет старше и более разнообразны. На сегодняшний день в описи числится 1900 наименований рисунков.

В первом зале, который называется залом быков, прекрасный естественный свод словно бы из застывших облаков. Он ширина прохода 10 м, длина – 30 м, вместимость – 100 ч. Пещеры типа Альтамира и Ласко наполнены хриплым дыханием несущихся вскачь животных. Зал быков переходит в узкий коридор-тупик. Животные в панике бегут в разных направлениях. Лежащий на спине конь с вытянутыми к небосводу копытами — добыча загонной охоты, когда огнем и криками животное гонят к отвесной скале, и оно падает с нее и разбивается.


Первобытное искусство верхнего палеолита имеет синкретический характер. С точки зрения действий, вкладываемых эмоций, выразительной формы рисунка это было искусство, но оно еще шло неразрывно с другими формами общественными сознания, такими как религия и познание окружающего мира. Человек формировал свой духовный мир через познание и освоение мира дикой природы, мира зверей, который он пока осознавал яснее, чем самого себя.

Но зверь не только добыча, жертва, но это еще и объект преклонения. В наскальных рисунках, чувствуется особое отношение человека к зверю, его почтение и восхищение. Есть изображения животных и не имеющих отношения к конфронтации с человеком.

Изображения животных в эпоху верхнего палеолита больше похожи на «портреты», чем немногочисленные изображения человека.

Фигура по мнению Брейля принадлежит к немногим произведениям кроманьонского искусства, дающим представление о ритуалах и обрядах первых современных людей.


Обьемная пластика. 27-20 тысяч лет назад.

Несмотря на искусность они совершенно обезличены. Палеолитическая Венера с ее вздутым животом, мешками грудей – сосуд плодородия не более того. Отношение к человеку более «животное», в отношении к зверю больше «человечности». Судить по этим скульптурам о женщинах ледникового периода, все равно что по картинам Пикассо судить о женщинах ХХ века.

Не то чтобы палеолитический художник не умел изображать женскую красоту, такой цели не стояло. Весь облик «Палеолитических Венер» подчеркивает генетативные функции «сакральной» женской природы и отсылает к темам смерти, рождения, возможно реинкарнации. Для хранительницы рода не важны индивидуальные «личные» признаки. Она – вечно беременное жизнью чрево, вечно кормящая своим молоком мать. Все что имеет отношение к рождению и кормлению ребенка – все это не просто тщательно прописано, но, как кажется, преувеличено. Есть версия, что «венеры» являлись изображениями «Матери Земли», беременной умершими, всегда производящей на свет жизнь, изображение рода в его протяжении от предков к потомкам.

Классический палеолитический канон, на основании общего эталона палеолитических Венер: груди и бедра вписываются в круг большего или меньшего размера, а вся фигура вписывается в ромб.


Композиция барельефов из Лосселя, реконструированная исследователем С.Н. Замятиным символизирует сопряженность женской природы с лунным календарным циклом. В центре изображена фигура с приподнятыми руками. В правой руке кожаный сосуд или желудок животного. По мнению Г.П. Григорьева – вульва. Слева женская фигура с головой, обращенной к центральному персонажу, в правой руке – рог бизона, острым концом к центру. Справа – симметрично построенное женское изображение тоже с рогом повернутым к центру.

Хрестоматийную известность получили головка женщины из Брассемпуи (Ланды), вырезанная из бивня мамонта. Ее высота всего 3,7 см. Была найдена в 1894 г. во время раскопок Пьетта и Лапортери. Скульптура резко контрастирует с безликими, тучными богинями, воплощающему иррационально-витальные силы природы. Изображены глаза, нос, головной убор, прическа до плеч. Головной убор и прическа украшает и головку из бивня мамонта со стоянки Дольни-Вестоницы (Чехия). Высота 4,5 см. Проработанные черты лица с большими продолговатыми глазами и обозначенными зрачками.

Искусство мезолита и неолита

В эпоху мезолита человек начинал осознавать себя не только как часть дикой природы, вокруг него, но и как часть уже довольно сложного коллектива. Развивается скотоводство и земледелие. Была одомашнена собака. Широкое применение получили лук и стрелы. В отличие от палеолита люди мезолита способны к самоидентификации и художественной передаче событийной деятельности через хорошо скомпонованные жанровые сцены.


Отношение к зверю меняется, уже нет того восхищения и преклонения. Если раньше изображения зверей по силе вкладываемых эмоций можно было назвать портретами, то теперь это были больше схематические рисунки. Наивная вера палеолитического художника в немедленный практический результат рисунка, в его доподлинную реальность ослабевает. Новые черты в изображении человека: гибкие линии, сокращенный ракурс, перспектива и движение символизируют не столько прорыв в мастерстве, сколько изменение в мировоззрении – человек начинает играть доминирующую роль. Это искусство демонстрирует динамичные действия в разнообразных жанровых сценах, что было чуждо ледяной эпохе.

Развивается композиция, становящаяся главной целью художника. Для этого он выделяет наиболее яркие или динамичные сцены, такие как погоня и добыча зверя, засада, преследование. Отдельно прорисованные натуралистичные образы (как было в палеолите) теряют свою независимость в угоду композиционному единству. Возобладает батальная тематика: вооруженные конфликты, сцены, интерпретируемые как казнь…

Все в сцене подчинено изображению стремительного движения вперед, спешки, переполоха. Ноги едва касаются земли. Тела вытянуты, грациозны. Ясные и четкие линии передают напряженное состояние вооруженного конфликта.

В изображениях тетевы, лука и стрел имели в толщине всего несколько милиметров. В сравнении с палеолитом эти изображения совсем не велики, иногда меньше человеческой ладони. А некоторые и вовсе с ноготь большого пальца. По мнению А.Д. Столяра использование на охоте стрел и лука стало катализатором новой меры пространственного видения. Механизм прицеливания открыл для художника путь для последующего развития перспективных построений.

Главной функцией первобытного искусства становится не магический ритуал освоения и противостояния миру дикой природы, а коммуникация с другими людьми. Теряется прежнее стремление человека как можно более реалистично и эмоционально изобразить предмет, чтобы донести информацию достаточно схематично изобразить его. Здесь лежат истоки пиктограммы – рисуночного письма.

Первобытные времена и древнейшие цивилизации представляют нам разнообразное множество различных идолов и древних статуй. Но в них мы увидим много общего со скульптурой модерна, авангарда и современности. С той лишь разницей, что древние мастера ваяли свои творения таким зачастую грубым необтесанным, примитивным образом, потому что не обладали достаточными навыками ремесла, а скульпторы ХХ века предумышленно.

На стенах пещеры первобытный художник нарисовал сцены охоты, изобразив 43 фигурки животных и людей. Фигурок животных было на 17

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Объясните, почему древние люди скрывали свои рисунки в пещерах. 2) Кого изображали древние художники? 3) Почему многие учёные сначала

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Эволюция человека – древний человек и этапы развития


Комментариев нет/ 2478

В настоящее время наука располагает значительным числом палеоантропологических, археологических и геологических данных, позволяющих в общих чертах осветить ход антропогенеза.

Выделяють четыре условных стадии (отрезка) антропогенеза, характеризующиеся определенным типом ископаемого человека, уровнем развития материальной культуры и общественных институтов:

1) австралопитеки (предшественники человека);

2) питекантропы (древнейшие люди, архантропы);

3) неандертальцы (древние люди, палеоантропы);

4) человек современного типа, ископаемый и современный (неоантропы).

Но в учебной литературе чаще выделяют следующие этапы эволюции человека, о чем ниже.

Первые отличия человека разумного

Одним из важнейших показателей человека разумного является речь. Для того чтобы овладеть членораздельной речью, человеку необходим мозг, критическая масса которого составляет 750 грамм. Именно возникновение речи отличает высшую нервную деятельность человека от высшей нервной деятельности животных, она отличается очень важным показателем – речь человека абстрактна, люди понимают друг друга, общаясь с помощью слов.

Первый этап становления человека как представителя рода Homo – возникновение членораздельной речи.

Второй этап становления человека – проявление заботы о стариках. По сравнению с животными, которые при нападении хищников готовы пожертвовать молодым и старым поколениями, человек при появлении речи берег своих стариков, так как понял, что они представляют собой очень важный носитель нужной информации, а разумного человека необходимо беречь для получения знаний о выживании. Старшее поколение заботилось о младшем, передавало свои знания и житейские хитрости.

Автралопитеки

Установление конкретного предка гоминоидов остается проблемой для современной науки. Существование его связано с большой, процветавшей в миоцене — плиоцене (миоцен простирается в пределах 22-27 млн лет, плиоцен — в пределах 5-10 млн лет) группой африканских дриопитеков, ведущей начало от олигоценового египтопитека (30 млн лет). В 50-60-х годах учеными один из дриопитеков — проконсул — выдвигался на роль «модели» общего предка гоминид и понгид.

Эволюция человека – древний человек и этапы развития 1

Миоценовые дриопитеки были полуназемными-полудревесными человекообразными обезьянами, обитавшими в условиях влажных тропических, горных или обычных широколиственных лесов, а также районов лесостепи. Находки миоценовых и нижнеплиоценовых дриопитеков известны также в Греции, Венгрии и Грузии.

От общей исходной формы разошлись две ветви эволюции: первая, понгидная, привела спустя много миллионов лет к современным человекообразным обезьянам, вторая, гоминидная, — к появлению, в конечном счете, человека современного анатомического типа. Эти две ветви в течение многих миллионов лет развивались независимо друг от друга в разных адаптивных направлениях. В соответствии с природными и ландшафтными условиями, в каждой из них сформировались специфические черты биологической организации, соответствующие образу жизни.

Человек умелый

Эволюция человека – древний человек и этапы развития 2

Именно от них произошел наиболее древний вид людей, которых ученые называют Homo habilis – «человек умелый».

Авторы теории эволюции считают, что по внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но при этом уже умел изготавливать примитивные режущие и рубящие орудия труда из грубо обработанной гальки.

Человек прямоходящий

этапы эволюции человека

Ископаемый вид людей Homo erectus («человек прямоходящий»), согласно теории эволюции, появился в Восточной Африке и уже 1,6 млн. лет назад широко распространился по Европе и Азии.

Человек прямоходящий был среднего роста (до 180 см) и отличался прямой походкой.

Представители этого вида научились изготовлять каменные орудия для труда и охоты, использовали шкуры животных в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнем и готовили на нем пищу.

Неандертальцы

этапы эволюции человека

Когда-то предком современного человека считали неандертальца (Homo neanderthalensis). Этот вид, согласно теории эволюции, появился около 200 тысяч лет назад, а 30 тысяч лет назад прекратил свое существование.

Неандертальцы были охотниками и отличались мощным телосложением. Однако их рост не превышал 170 сантиметров. Сейчас ученые полагают, что неандертальцы были, скорее всего, лишь боковой ветвью того эволюционного древа, от которого произошел человек.

Человек разумный или кроманьонец

Человек разумный (на латыни – Homo sapiens) появился, согласно теории эволюции Дарвина, 100-160 тысяч лет назад. Homo sapiens строили шалаши и хижины, иногда даже жилые ямы, стены которых обшивали деревом.

Они умело пользовались луком и стрелами, копьями и костяными крючками для ловли рыбы, а также строили лодки.

Человек разумный очень любил расписывать тело, украшать рисунками одежду и предметы домашнего быта. Именно Хомо сапиенс создали человеческую цивилизацию, которая существует и развивается до сих пор.

Кремневые орудия становились более разнообразными и совершенными, кроманьонцы широко стали использовать трудно обрабатываемые материалы: кость, рог. Они умели сверлить, шлифовать, знали гончарное дело, приручали животных, начинали развивать земледелие, сшивали шкуры животных и изготовляли из них одежду и жильё. Все это делало человека менее зависимым от климатических условий. Именно поэтому люди стали осваивать ранее недоступные районы земного шара. Кроманьонцы жили родовыми общинами в построенных жилищах.

На этом этапе произошло ещё одно крупное событие в жизни людей – возникло искусство. Рисунки первых художников, обнаруженные на стенах пещер, каменные и костяные скульптуры, выполненные с удивительным для того времени мастерством. Всемирной известностью пользуется живопись Каповой пещеры (на Урале). Зарождается религия. Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических фактов и приобрела социальный характер.

Эволюция человека. Таблица

Предупреждаю сразу, что временные рамки в таблице, приведенной ниже, не совпадают с вышеперечисленным. Данные для статьи взяты из разных источников, и лишний раз подтверждают, как мало и не точно мы знаем историю развития жизни на Земле. Разные ученые и разные издания дают отличные друг от друга датировки, единства нет и в разделении на этапы и подэтапы.

Рисование на стенах пещеры

Интересно, чем можно рисовать на стенах пещер, но чтоб получилось долговечно и в цвете?

Лучший ответ

сначала рисовать острыми предметами а потом нанести какой- нибудь природный краситель. Например древние художники, кроме угля, использовали и краски, которые делали из минералов, смешивая их с животным жиром. Чаще всего краска была красного, желтого или темно-коричневого цветов.
Из научного: Пещерные художники рисовали на стенах яркими, сочными красками. Самые великолепные рисунки находятся в Пещере Ласкау во Франции. Красителями, которыми пользовались пещерные художники, были химические вещества, залегающие в земле (окись железа всех оттенков — от светло-желтого до ярко-оранжевого) , и марганец (металлический элемент) .


Эти вещества измельчались в мелкую пудру, смешивались с жиром (возможно, с животным салом) и накладывались приспособлением, напоминающим кость. Иногда краски накладывались палочками, напоминающими современные мелки. Жиры, смешанные с измельченными красками, делали их жидкими. В таком жидком состоянии частички красителя соединялись вместе. Пещерные жители, должно быть, делали кисти из щетины или волоса животных.

Остальные ответы

Рисуй острыми предметами а потом наноси сверху краску .Лучше всего природными а не синтетикой!

По Арлетт Леруа-Гуран: Красная и желтая охра (мелкорастертая глина) различных оттенков, черный древесный уголь, серая и белесая зола, белый мел или известь, азурит, малахит - медные руды сине-зеленого цвета. Все это замешивается в жире. Мадленская эпоха - 20 тысяч лет.

Экскурсия по эпохе. Краткая история начала нашего времени.

Доисторическим периодом называют эпоху, продолжавшуюся со времени появления первых людей — это было более 6 млн лет назад — до возникновения письменности около 3100 года до н. э. С этого времени начинают отсчет истории.

Доисторический период

Самые древние предки человека, гоминиды, - это ископаемые люди, которые включают и человека современного типа Homo sapiens . Палеонтологи (специалисты по доисторическому периоду) полагают, что они появились около 6 000 000 лет назад на Африканском континенте, но самым древним останкам, которые удалось обнаружить, 3,5 миллиона лет .

Первые люди занимались охотой и собирательством. В ходе эволюции древние племена осваивали новые земли. В конце концов человек стал вести оседлый образ жизни. Он научился разводить животных и возделывать землю.

Рисунок на стене пещеры в Тассилин-Аджере (Сахара) Рисунок на стене пещеры в Тассилин-Аджере (Сахара)

Появление первых людей

Первый этап доисторического периода называют палеолитом, или древним каменным веком. Он продолжался почти 3 000 000 лет . В это время первобытные люди уже умели пользоваться примитивными орудиями труда. Они занимались рыболовством, охотой и собирательством. Эволюция человека шла очень медленно. Самые древние скелеты гоминидов были обнаружены на юго-востоке Африки. Скелет женщины, которая жила 3,5 миллиона лет назад, относится к австралопитекам - высшим человекообразным приматам, передвигавшимся на двух ногах. Мужчина, чьи челюсти были обнаружены в Центральной Африке, жил почти в то же время. Ученые считают, что Homo habilis («человек уме­лый») появился в Юго-Вос­точной Африке примерно 2 500 000 лет назад . « Уме­лым » он был назван пото­му, что умел изготовлять каменные орудия труда и строить хижины. Эти люди жили в одно время с австралопитека­ми . Пока неизвестно, произошел ли один вид от другого или же они развивались параллельно. Вслед за тем, около 1 500 000 лет до н. э., появился так называемый Ното erectus («человек прямоходя­щий») . В 500 000 году до н. э. люди научились добывать огонь. Со временем эти два вида начали постепенно исчезать, а около 100 000 лет назад появляется Homo sapiens («человек разум­ный») . Он уже способен к более сложным действиям. Наконец, с 40 000 года до н. э. начинается эпоха Homo sapiens , наиболее приближающегося к современному человеку. Это кочевник, который по мере не­обходимости меняет места оби­тания. Он уже строит хижины и умеет обтесывать кремни; с помощью костяных игл сшивает шкуры животных и делает себе одежду. Примерно 20 000 лет назад человек начал рисовать на стенах пещер, где, возможно, находились места поклонения богам.

Это череп древнейшего гоминида, жившего около трех миллионов лет назад. У него были мощные, сильно выдвинутые челюсти, а зубы гораздо круп­нее, чем у современного человека. Низкий лоб переходил в ярко выражен­ные надбровные дуги и лобный валик. Объем черепа у австралопитека был небольшой — менее 500 см. Это значительно меньше, чем у современного человека (1500 см). Изучение скелетов австралопитеков доказывает, что они уже ходили вертикально без помощи рук, но вместе с тем отлично перепрыгивали с дерева на дерево. Их рост достигал 1,1-1,4 м. Homo habilis, которые жили 2,5 миллиона лет назад, были выше, имели более развитый череп и менее выдающиеся надбровные дуги, чем авст­ралопитеки.
Череп австралопитека Череп австралопитека

Переселение первых людей

Постепенно люди распростра­няются по Земле. Судя по всему, примерно 900 000 лет назад часть людей (Ното erectus) покинула Африку и двинулась в Восточную Азию, а затем в Индоне­зию и Китай. Около 850 000 года до н. э. некоторые из них оказались в Европе. В это Время Америка и Океания были еще необитаемы. Древние люди жили в Европе и в Азии, затем поселились в Австралии. Около 30 000 года до н. э. началось переселение из Азии в Америку через нынешний Берингов пролив, на месте которого тогда был узкий земляной перешеек.

Архипелаги Тихого океана начали заселяться с 20 000 года до н. э., а Новая Зеландия - с 10 000 года до н. э.

Появление сельского хозяйства, первые поселения

Со временем люди переходят к оседло­му образу жизни. Меняется общество, меняются отношения между людьми. Они начинают строить дома из глины и соломы, разводить животных, а затем выращивать злаки и растения. Это про­исходит в эпоху, которая называется неолитом. Эпоха неолита продолжалась приблизительно с 8000 по 3000 год до н. э. Самые древние свидетельства ведения сельского хозяйства найдены на Ближнем Востоке на территории современного Ирака. Около 8000 года до н. э. здесь уже выращивали пшеницу. В это же время жители Африки культивировали просо, а европейцы - чечевицу и горох. Благодаря развитию сельского хозяйства увеличи­вается количество продуктов питания, улучшаются условия жизни, продолжи­тельность жизни становится дольше. Население Земли растет. Около 6500 года до н. э. появляются первые города - Ие­рихон (территория современной Иорд­нии) и Чатал-Хююк (современная Тур­ция). Ремесленники в городах обжигают горшки, плетут корзины, ткут ткани и изготовляют украшения; кузнецы обра­батывают металл. Население городов начинает различаться по роду своей деятельности. Денег пока нет, люди обменивают продукты питания на необходимые им вещи, исходя из их условной стоимости. Этот процесс называется натуральным обменом. Наконец, около 3100 года до н. э. появляется письменность. Это конец неолита и начало нашей истории.

Как появилась живопись? Причем тут археолог-любитель, Испания и 9-летняя девочка.

В 1879 году испанский археолог-любитель Марселино де Саутуола обнаружил росписи древнего человека в пещере Альтамира, и это событие перевернуло представление о том, как зародилось искусство.

Из школьного курса истории Древнего мира мы знаем, что такое наскальные рисунки и что древние люди изображали животных, охоту и прочие сюжеты из жизни, но как и где они были обнаружены, почему научное сообщество считало первую такую находку аферой и почему точка отсчета зарождения живописи поставлена именно там знают не многие. Во всяком случае не знали до прочтения этой статьи.

Сегодня мы воспринимаем картины на холстах как само собой разумеющееся, хотя эта основа начала использоваться только в 15 веке, а широкое распространение получила только в 17.

Материалы, используемые в живописи прошли сложный путь развития и совершенствования путем проб и ошибок, где главным судьей было время, которое или сохраняло или уничтожало его. До 15 века главным материалом для основы были деревянные доски. А что же было до них? Вот на этот вопрос историки долго не могли найти ответ пока в дело не вмешался испанец Марселино де Саутуола.

Сеньор Саутуола был дворянином, хозяином замка Сантильяна и страстным любителем истории и археологии. Особенно его интересовала культура и быт древнего человека. Тогда интересоваться этим было очень модно.

В 1878 году в Париже состоялась Всемирная выставка, которую конечно же посетил Саутуола. Что только на этой выставке не экспонировалось, но особое внимание испанца привлекли древние орудия и украшения найденные в долине реки Везер во Франции. Любитель истории да еще и богатый человек он решил, что в Испании непременно можно найти что-то аналогичное.

Он вспомнил, что еще 10 лет назад его охотники нашли какую-то пещеру, недалеко от деревни Альтамира. Пещера эта была огромной, и он решил заняться поисками древностей там.

Несколько месяцев раскопки не приносили никакого результата, но потом ему повезло и он обнаружил каменные орудия, которые были очень похожи на те, что он видел на выставке в Париже. Раскопки он конечно же продолжил.

Однажды его 9-летняя дочь Мария упросила отца взять ее на раскопки. Но занятие это для ребенка оказалось безумно скучным. Если вы когда-нибудь видели, как работаю археологи-вы понимаете почему.

Мария была энергичной и шустрой девочкой, которая решила устроить себе приключение. Зажгла свечу и полезла в такие уголки пещеры, куда взрослый человек при всем своем желании пролезть бы не смог.

Через некоторое время Марселино услышал крик дочки "Папа,папа, посмотри! Там быки!" он ринулся в низкий боковой грот, откуда звала его дочь. На низких сводах грота он увидел необыкновенно реалистичные изображения зубров, бизонов, кабанов и скачущих лошадей, нарисованных красной и желто-коричневой краской. Размер рисунков был от 1,5-2,5 метров.

Так, собственно, и была открыта своеобразная галерея первобытного искусства в Альтамире.

Рисунки на стенах и сводах пещеры были выполнены человеком несомненно талантливым, который уверено выписывал их в неровности скал. В них было столько движения, пластики. Там же, в слое отложений, были найдены куски охры того же цвета. Складывалось такое ощущение, что рисунки были завершены совсем недавно.

Об этом Саутуола сразу же сообщил археологическому и историческому сообществу. Позже об этой находке узнали все. В Альтамиру приезжали и серьезные ученые и просто любопытные зеваки, и даже король Альфонс ХII почтил его своим визитом.

Но триумф был недолог. Научное сообщество не хотело принимать эти "картины древности", и специалисты громко высмеяли эту находку на конгрессе в Лиссабоне в 1880 году и назвали Саутуолу безумцем.

Причиной этому послужило высокое художественное качество находки и сохранность. Ученые утверждали, что живописным шедеврам Альтамиры не более 20 лет, и даже были найдены свидетели, которые подтвердили, что картины были созданы современным художником по заказу Марселино.

Он конечно был оскорблен и расстроен такими нападками , но все равно верил, что наступит день, когда справедливость восторжествует. Он написал книгу, проиллюстрировал ее рисунками из Альтамиры.

Он умер в 1888 году, так и не получив заслуженного признания.

Надо сказать, что еще при его жизни в пещерах во Франции начали тоже находить такие рисунки, но во всеуслышание говорить об этом историки не решались, слишком свежа была в памяти история с Саутуолой.

Потрясенные увиденным Картальяк и Брейгель отправились в Альтамиру, где их встретила дочь уже умершего на тот момент Саутуолы. Да, та самая девочка Мария, которая первой и обнаружила эти рисунки. Она всегда верила, что ученые поймут как незаслуженно оскорбили ее отца и признают значимость его находки.

Когда Картальяк увидел быков Альтамиры он воскликнул " Не он, а я был безумен!". Вскоре, в 1902 году, вышла его статья, которая называлась "Покояние", но произошло это только спустя 15 лет после смерти Саутуолы.

С тех пор, только в Европе, было обнаружено более 300 подобных пещер. Похожие рисунки находили даже в нашей Сибири, но рисунки Альтамиры были самыми первыми.

Современные ученые называют пещеру Альтамира первобытной Сикстинской капеллой. Рисунки относят к эпохе позднего палеолита (40-12 тыс.лет назад), который благодаря этому открытию и стал исходной точкой начала зарождения живописи.

Спасибо, что дочитали мою статью до конца, для меня это очень важно!

Надеюсь Вам было интересно и познавательно! Если это так, поставьте пожалуйста 👍👍 и напишите мне об этом в комментариях. Может быть вы знаете какие-нибудь еще интересные факты об этой истории?

На своем канале я много интересного пишу об искусстве , художниках и свои впечатления о выставках поэтому подписывайтесь на мой канал (нажать чтобы подписаться) .

Неандертальцы вымерли от того, что не умели рисовать

Доказано: неандертальцы это отдельный вид людей. От нас они отличались не только внешним видом. Ученые обнаружили: неандертальцы практически не занимались творчеством - не рисовали на стенах пещер, не лепили из глины, не изготавливали украшений. Вся их деятельность имела практический смысл, а предметы, сделанные их руками, были напрочь лишены какого-либо символизма.

В то же время люди нашего вида еще 50 тысяч лет назад мастерили дудочки, вырезали фигурки и прочие артефакты из слоновой кости, делали бусы, покрывали стены пещер увлекательными изображениями по мотивам своей жизни. А скульптура, известная, как "Венера каменного века", - это вообще верх проявления символического мышления.

Изобразительное искусство было чуждо неандертальцам - воображения не хватало

Изобразительное искусство было чуждо неандертальцам - воображения не хватало

Эту Венеру сделали наши предки

Эту Венеру сделали наши предки

Почему мы и неандертальцы были такими разными - в смысле способностей к творчеству? Этот вопрос задала себе Эйприл Ноуэлл (April Nowell), канадский археолог палеолита (Paleolithic archaeologist) из Университета Виктории (University of Victoria, Canada), изучающая происхождение искусства и языков.

Ответ таков: корни различия надо искать в детстве людей и неандертальцев, которое длилось разное время.

Как выяснилось, неандертальцы созревали гораздо быстрее людей. Это продемонстрировали исследования зубов неандертальских и человеческих детей, проведенные Татьяной Смит (Tanya Smith) из Гарварда (Harvard University).

Быстрое созревание приводило к тому, что неандертальские дети почти не играли - времени не было. Они рано начинали жить самостоятельно. А ведь именно игры развивают мышление, формируют мозг. И чем дольше играет ребенок, тем сложнее его игры. Тем лучше развиваются зоны, отвечающие за социальное поведение, за способности рассуждать и абстрактно мыслить, за воображение и, в итоге, за желание и возможность творить.

У неандертальцев было короткое и трудное детство

У неандертальцев было короткое и трудное детство

В то же время сам мир игр выдуман и символичен. Нет его - нет и символичности.

Итого: способности творить у неандертальцев не развивались потому, что они мало играли в детстве.

Выводы Эйприл Ноуэлл дополняют результаты, полученные Симоном Нойбауэром и Жан-Жаком Юбленом (Simon Neubauer and Jean-Jaques Hublin) из Института эволюционной антропологии Макса Планка (Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology in Leipzig, Germany). Они обнаружили, что неандертальский мозг рос быстрее человеческого. А это приводило к тому, что окружающая среда мало влияла на его развитие, на формирование связей между нейронами. Неандертальцы, по мнению немецких исследователей, напоминали людей, страдающими аутизмом.

Словом, мы по-разному воспринимали мир. И наше восприятие, в итоге, победило. А неандертальцы, увы, вымерли примерно 30 тысяч лет назад.

Быстро повзрослевшие неандертальцы изготавливали лишь предметы прикладного назначения

Быстро повзрослевшие неандертальцы изготавливали лишь предметы прикладного назначения

КСТАТИ

Люди начали смотреть кино тысячи лет назад. А неандертальцам не показывали

А вот древние люди были мастерами рисовать и рассказывать

А вот древние люди были мастерами рисовать и рассказывать

По мнению ученых, в те далекие времена, когда настоящего кино еще и в помине не было, развлечение подобное ему уже существовало. Древние художники рисовали на стенах пещер различные сценки. И старались изобразить последовательность событий - одна картинка служила продолжением другой. Как в мультипликации. И на экране.

- По стенам наскальные рисунки, конечно, не двигались, - продолжает Бейкер, - но некая иллюзия движения возникала в мозгах зрителей. А они собирались специально - послушать рассказчика и "посмотреть кино". Кинотеатром становилась пещера подходящего размера.

Неандертальцам подобные развлечения были чужды.

Исследователи уверяют, что их выводы абсолютно серьезны. Они даже собираются реанимировать первобытное кино - на современном уровне, естественно. То есть, возьмут за основу наскальные рисунки. И сделают из них настоящие мультфильмы.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: