Реставрация кирпичной кладки наружных стен объекта культурного наследия

Обновлено: 19.04.2024

Реставрация кирпича, как это происходит?

Что такое реставрация кирпича и зачем она нужна? Не легче ли купить новый? Оказывается, не легче! Старинный дом может быть очень ценным, гораздо ценнее нового! Вот стоит какая-то постройка, год стоит два стоит, 100 лет стоит, или гораздо дольше, и чем больше времени проходит, тем больше ценности в этом здании. Присваивают ему всякие титулы и звания, например, памятник архитектуры или истории. И теперь уже нельзя дом просто так снести или перестроить.

Восстановленная кирпичная кладка Восстановленная кирпичная кладка

Такое необыкновенное здание есть в Екатеринбурге и называется Макаровской мельницей. Раньше там делали прекрасную муку и крупы, сейчас производство перенесли, а здание осталось. Кирпич, из которого это здание построено, очень старый, сделан еще в Царской России . Местами он испортился, выкрошился, а некоторые архитектурные элементы просто разрушились.

Каменщики реставраторы Каменщики реставраторы

Но есть на свете люди с удивительной профессией – реставраторы кирпичной кладки . Они умеют повернуть время вспять и старое испорченное могут превратить в красивое и целое. Считается, что наиболее искусные и умелые реставраторы работают в Санкт-Петербурге, потому что там очень много памятников архитектуры, которые требовали и требуют восстановления.

Технология реставрации

Работа реставратора начинается с подбора старинного кирпича, аналогичного возраста. Такой кирпич-донор закупается на старых разрушенных или полуразрушенных зданиях, которые исторической и архитектурной ценности не представляют.

Царский кирпич имеет очень высокую прочность и отличается по форме от современного. Раньше каждый кирпичик делали отдельно вручную. Из-за несовершенства технологического процесса старые кирпичные стены выглядят, как мозаика, потому что обжиг каждой партии имел свой оттенок , это становится видно после очистки. Поэтому, чтобы старинная кладка смотрелась красиво и стройно, нужно высокое умение мастера каменщика. Необходимо вырезать из старого кирпича нужные формы и композиции, соблюсти прочность кладки, где нужно, укрепить и перевязать новую кладку с уже существующей.

Царский кирпич и современный кирпич Царский кирпич и современный кирпич

Каменщики-реставраторы делают вычинку фасадов. Процесс этот поставлен следующим образом:

Комплекс реставрационных работ

Компания «Стоун Девелопмент» проводит работы по реставрации и реконструкции историко-культурных объектов федерального и регионального значения, находящихся в Москве и Московской области.


Мы выполняем реставрацию, консервацию и воссоздание:
    ;
  • фасадов; ;
  • металлических конструкций и деталей;
  • деревянных конструкций и деталей; и лепного декора;
  • произведений скульптуры, монументальной живописи и мозаики, декоративно-прикладного искусства; .


Ремонтно-реставрационные работы на существующих и вновь выявленных объектах культурного наследия – это процесс возвращения историческим зданиям и сооружениям их первоначального вида, который был утерян с течением времени, был искажен поздними дополнениями или был нарушен неудачными реставрационными работами.

Поэтому, еще до начала проектных работ, проводятся масштабные историко-архивные и библиографические исследования, в ходе которых определяется тот исторический вид постройки, к которому её необходимо привести. При этом, соответственно, выявляются те элементы здания, которые не представляют собой ценности совсем или их ценность настолько незначительна, что несопоставима со значимостью раскрываемого подлинника. Такие элементы удаляются, и зданию возвращается первозданный вид.

Реставрация старинных исторических зданий является очень сложным видом работ, требующим совместной деятельности различных специалистов. Поэтому на наших объектах заняты архитекторы, архитекторы-реставраторы, инженеры, техники-строители.

В ряде случаев применяется только раскрытие памятников. Например, удаление штукатурки, обшивки, кирпичных закладок.
Эти же работы проводятся в сочетании с консервацией ОКН.

КОНСЕРВАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ


Мы выполняем работы по консервации объектов культурного наследия и в том случае, когда консервация является временной мерой, и в том случае, когда консервация является основным и единственным видом работ.

Временная консервация применяется к объектам, которые планируется реставрировать в дальнейшем, но до наступления реставрационных работ их требуется сохранить.

Как основной вид работ консервация проводится на памятниках, которые должны быть сохранены в существующем виде по причине больших потерь и разрушений, а также из-за отсутствия достоверных сведений об их первоначальном облике.

В силу того, что консервация архитектурных сооружений во многих случаях должна предусматривать последующее раскрытие памятника и выявление ценных художественных элементов до начала работ, как и в случае реставрации, нами проводятся глубокие архитектурно-исторические и библиографические исследования.


Технология и правила консервации предусматривают:
  • установку навесов; ;
  • усиление всех горизонтальных и вертикальных несущих конструкций;
  • установку временных поддерживающих конструкций;
  • упрочение конструкций, воспринимающих распор;
  • устранение деформаций; ;
  • мероприятия по поддержанию температурного режима и влажности;
  • биологическую защиту и т.п.

Часто консервация архитектурного памятника требует установки внешних конструкций (поперечных балок, расчалок, подкосов и др.), но для сохранения исторического вида здания мы стараемся максимально применять скрытые поддерживающие устройства.

Даже неполный перечень действий по консервации указывает на то, что наиболее точно ее можно назвать инженерной реставрацией. Поэтому все свои действия в этом направлении мы осуществляем под строгим инженерным и технологическим надзором.

РЕСТАВРАЦИЯ ФАСАДОВ ЗДАНИЙ


Главная задача при реставрации фасада здания – это сохранение уникального художественного стиля, архитектурной и исторической ценности объекта в сочетании с повышением эксплуатационных характеристик и продлением срока службы постройки.

Реставрация фасада архитектурного памятника может быть не только включена в общий комплекс реставрационных работ, но и выступать отдельным заказом. Но даже в случае реставрации только фасада здания порядок действий остается тем же, что и при комплексной реставрации.

Сначала производится историко-архивное и библиографическое исследование, определяющее тот вид фасада, к которому необходимо прийти. Затем проводится физическое обследование фасада здания, при котором выявляются не только все его дефекты и разрушения, но и причины по которым они возникли. Исследуются все предыдущие ремонтные работы, на предмет применяемых материалов и, возможно, внесенных искажений, от которых необходимо будет избавиться.

При работе с фасадами требуется решать масштабные защитные и декоративные задачи при крайне аккуратном вмешательстве во внешний облик реставрируемого объекта.


Мы выполняем следующие виды фасадных работ:
  • очистку фасада и декоративных элементов; ; ; , теплоизоляцию, звукоизоляцию;
  • реставрацию или замену оконных блоков и дверей;
  • замену водостоков; ; .

РЕСТАВРАЦИЯ ИНТЕРЬЕРОВ

Работа по восстановлению внутреннего пространства памятников архитектуры зачастую бывает самой масштабной и сложной. Это связано и с физическим объемом помещений, и с этажностью, и со стилевым разнообразием в оформлении интерьеров, и с тем, что отдельные элементы интерьера сами по себе могут являться монументальными памятниками (лестницы, колонны и т.п.)


В части работы в интерьерах мы выполняем реставрацию:
  • половых покрытий;
  • лестниц (ступенек, перил, поручней); ;
  • окон (рам, откосов, отливов, подоконников); ;
  • печей, каминов, труб, дымоходов.

Для достижения безупречного результата мы привлекаем к работе реставраторов, специализирующихся на эпохах и стилях, к которым принадлежит объект реставрации.

Естественно, что современная реставрация зданий опирается на применение современных строительных материалов и их неверный подбор может нанести вред исторической постройке или в момент реставрации, или в будущем. Современные материалы не должны быть агрессивны по отношению к тем, что применялись во время строительства памятника архитектуры. Кроме того они должны позволять придавать им такую же форму, структуру и цвет, что были у подлинного строения.

Чтобы избежать нежелательных последствий мы тщательно выбираем строительные материалы, проверяем их на совместимость, как на месте работ, так и в лабораторных условиях, и, конечно же, изучаем международный реставрационный опыт.

Во всех случаях, которые касаются отделочных работ, мы моделируем многочисленные пробные покрытия и делаем пробные выкраски. Только при достижении необходимого результата работы переносятся на объект.

Именно профессиональный подход к выбору строительных материалов и применение инновационных технологических подходов позволяет нам достигать идеальных результатов при выполнении реставрационных работ любой сложности.

Наши объекты

РЕМОНТ ЧАСТИ ПОМЕЩЕНИЙ в СТРОЕНИИ 1 Работы по сохранению объекта культурного наследия. Выполнение проекта приспособлени

Выявленный объект культурного наследия «Жилой дом, начала XIX века» г. Москва, ул. Таганская, д.7 Выполненные работы Ре

Проведение работ по комплексному благоустройству территории парка «Заречная». Московская область, городской округ Ба

Московская область, городской округ Балашиха, ул. Парковая, владение 4 Выполненные работы: Установка двух павильонов

Вычинка кирпичной кладки

Восстановление кирпичной кладки стен – один из самых востребованных видов работ при реставрации объектов культурного наследия.

Многолетняя осадка здания, атмосферное воздействие, грунтовые воды, строительные работы и прокладка коммуникаций по соседству с историческими зданиями, делают свое разрушительное дело и, прежде всего, это отражается на кирпичной кладке.

Старые дома часто имеют следующие дефекты кирпича и кирпичной кладки стен:

  • отсутствие части кладки (утрата кирпичей);
  • дефекты: сколы, рыхлость, выбоины, пустоты;
  • разрушение кладочного раствора с уменьшением сцепления с кирпичами, вплоть до их полного отставания;
  • трещины;
  • высолы;
  • биологические поражения: грибок, мох, плесень.

Все дефекты кладки мы определяем при визуальном осмотре и инструментальном обследовании. Выясняем причины всех деформаций, и учитываем, закончилось ли воздействие на здание данных причин. До начала реставрации старой кирпичной кладки проводим ручную и механическую расчистку поврежденных участков.

Мы выполняем реставрацию кирпичной кладки внутри помещений и на наружных стенах по технологии вычинки (докомпановка, домазка, зачеканка, вычинка и замена). Реставрационная вычинка кирпичной кладки включает в себя ряд подходов, каждый из которых применяется нами в соответствующей ситуации.

Этапы работ

ДОКОМПАНОВКА (ДОМАЗКА) КИРПИЧНОЙ КЛАДКИ

Если утраты глубины кирпича в кладке составляют менее 50%, то заполнение пустот осуществляется путем докомпоновки кирпичной кладки, с применением домазок (сложных многокомпонентных составов).

Процесс докомпоновки кирпича осуществляется поэтапно, с армированием (забутовкой) утраченных участков. То есть, каждый слой домазочного раствора заполняется кусочками кирпича, камня и угля, что гарантирует полное восстановление прочностных характеристик кладки.

ЗАЧЕКАНКА ШВОВ И ТРЕЩИН

Зачеканка кладочных швов и трещин в кирпичной кладке, в зависимости от характера разрушений, может выполняться как вручную, так и с применением технических средств. При реставрации старых зданий, где имеются серьезные дефекты, мы часто применяем для зачеканки трещин метод инъектирования. Так как только такой подход дает полную гарантию восстановления монолитности и прочности строения.

ВЫЧИНКА (ЗАМЕНА) КИРПИЧА

Вычинка кирпича в основной и облицовочной кладке здания (наружной стене, облицовочной стене) осуществляется тогда, когда кирпич имеет повреждения более 50% от своего объема или полностью разрушен, и/или у него полностью отсутствует сцепление с кладочным раствором.

Исторические дома часто обнесены оградами на кирпичном основании с наличием кирпичных столбов различных форм. Как правило, все каменные элементы такой ограды имеют очень значительные разрушения, так как полностью открыты и принимают на себя все природно-климатические нагрузки. Для реставрации каменной кладки таких ограждений также, как и для зданий, используется метод докомпоновки или применяется полная замена треснувших (разрушенных) кирпичей забора.

ВЫСОЛЫ И ИХ УДАЛЕНИЕ

Наличие высолов (белого налета) на кирпичной кладке, является практически неотъемлемой частью исторических зданий.

При обнаружении высолов мы обязательно определяем состав солей и их концентрацию в кладке (послойно), также мы определяем причину засоления.

На этапе своего первоначального появления высолы портят только эстетический вид дома, но в дальнейшем начинается «солевая коррозия» кирпича и он активно разрушается. Поэтому при реставрации кирпичной кладки мы обязательно проводим ее обессоливание.

Важно учесть, что если удалить соль только с поверхности и обработать кирпич специальным составом, то соли оставшиеся внутри начнут вести себя более агрессивно и в результате произойдет отслоение укрепленного слоя кирпича от неукрепленного (внутреннего) и разрушение продолжится.

Поэтому, при удалении высолов, мы применяем технологии, которые удаляют соляные следы не только с поверхности кирпича, но и позволяют полностью обессолить всю толщу кладки.

БИОПОРАЖЕНИЯ

Вследствие временных, климатических и природных воздействий кладка зданий часто бывает поражена плесенью, грибком, мхом. При этом портится не только внешний вид постройки, но и идет активное разрушение строительных материалов, так как такие биопоражения являются агрессивной средой.

Для текущего «оздоровления» зданий и их дальнейшей сохранности мы применяем биоцидную обработку и анитсептирование средствами, позволяющими удалять биопоражения как с поверхности, так и в толще кладки.


Причины подобных разрушений

Разрушение кирпичной кладки, высолы и биопоражения часто связаны с нарушением гидроизоляции, ее неправильным устройством или даже полным ее отсутствием. Также эти проблемы возникают при дефектах отмостки и недостатках в устройстве водосточной системы. Поэтому, для текущего «оздоровления» и дальнейшей сохранности исторической постройки, важно устранить все критичные элементы в ее конструкции.

Универсальное предложение от Стоун Девелопмент


Являясь компанией полного цикла мы готовы предложить вам устранение не только разрушений и дефектов здания, но и определить и устранить причины, по которым оно пришло в такое состояние.

Восстановление кирпичной кладки фундамента, внутренних и наружных стен исторических построек и их защита от различных поражений совершенно необходимы, так как это спасает не только от текущих разрушений, но и обеспечивает укрепление здания, с гарантией его сохранности еще на очень длительный период.

Наши услуги

РЕМОНТНО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ НА ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Компания «Стоун Девелопмент» проводит рабо.

Все исторические здания длительное время подвергаются агрессивному воздействию грунтовых вод и поверхностны.

Фундамент и кирпичные стены исторических зданий с течением времени разрушаются от усадки, а также под возде.

Опыт реставрации и реконструкции кирпичных стен памятников исторического наследия Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Антонова Виктория Валерьевна, Ерина Анна Павловна

В статье анализируется отечественный опыт реставрации и реконструкции кирпичных стен памятников архитектуры . Рассматриваются особенности восстановления утраченной кирпичной кладки . Приводятся варианты технологических процессов реставрации стен на примерах отдельных памятников исторического наследия .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Антонова Виктория Валерьевна, Ерина Анна Павловна

Эволюция строительных технологий в контексте истории архитектуры XIX века: реставрационный аспект Разработка составов для реставрационного кирпича памятников архитектуры Вологодской области XVII – начала хх веков Трехмерное лазерное сканирование для проектирования реставрации памятника архитектуры церкви Александра Невского в Челябинске Особенности реставрации православных церквей на Южном Урале Восстановление приходских храмов бесстолпного типа i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт реставрации и реконструкции кирпичных стен памятников исторического наследия»

ОПЫТ РЕСТАВРАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ КИРПИЧНЫХ

СТЕН ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

1 2 Антонова В.В. , Ерина А.П.

1Антонова Виктория Валерьевна - студент, кафедра теории и практики архитектурного проектирования;

2Ерина Анна Павловна - студент, кафедра композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Аннотация: в статье анализируется отечественный опыт реставрации и реконструкции кирпичных стен памятников архитектуры. Рассматриваются особенности восстановления утраченной кирпичной кладки. Приводятся варианты технологических процессов реставрации стен на примерах отдельных памятников исторического наследия.

Ключевые слова: реставрация, реконструкция, кирпич, кладка, историческое наследие, храм, памятник архитектуры, архитектура.

Керамический кирпич — это древнейший строительный материал, проверенный временем, который используется при возведении зданий и сооружений различного функционального назначения и условий эксплуатации. В основе классического красного кирпича лежит глина, изделиям из которой, в отличие от камня, можно придать различную форму [1].

Впервые глину начали обжигать еще во времена палеолита. При помощи кирпичиков можно создавать различные уникальные архитектурные сооружения высокой сложности. Многие из них стали шедеврами архитектуры и даже чудесами света, такие как Великая китайская стена, Висячие сады Семирамиды, Тадж Махал в Индии и многие другие великолепные сооружения. Из кирпича была построена лондонская канализация. Кирпич использовался и при возведении жилых домов для аристократии и бедняков. Упоминания о кирпиче есть даже в Библии в Ветхом Завете. Интересно описание технологии производства кирпича в трудах Витрувия [2].

Русь после крещения унаследовала опыт Византии по изготовлению и применению в строительстве кирпича. В России кирпич назывался плинфой, он был большим, тяжелым и плоским. Только в 14-15 веках кирпич приобрел характерную форму брусочка. Из красного кирпича в России построены знаменитые Кремль, Собор Василия Блаженного и другие памятники архитектуры [3].

Существует несколько современных способов производства кирпича, позволяющих сохранить физико-химические и механические достоинства, характеристики этого материала: плотность (кирпич делится по плотности на классы, это необходимо для расчёта предельных нагрузок на фундамент и несущие конструкции здания), пустотность (к уменьшению веса и плотности кирпича и повышению его теплоизоляционных свойств приводит наличие в нем полостей различной формы), паропроницаемость (чтобы «дышали» стены), морозостойкость, огнеупорность, экологичность, звукоизоляционные свойства [4].

В Воронежской области много заброшенных храмов, построенных их красного кирпича, требующих восстановления. Многие их таких памятников были подняты из руин усердием архитекторов и реставраторов. Примером такой работы может служить храм Архангела Михаила в селе Рыкань Новоусманского района Воронежской области. Храм был построен в 1782 году, а после революции 1917 года закрыт. Помещения были отданы под ремонтные мастерские и склады. С началом

перестройки церковь вернули епархии, но она находилась в аварийном состоянии, своды были разрушены. Уникальный памятник архитектуры был почти потерян.

Композиционное решение церкви было характерно для храмовой архитектуры Воронежской области второй половины 18 века - восьмерик на четверике с завершением фасадов четверика крупными полуциркулярными фронтонами. Храм имел высокую колокольню и трапезную, боковые приделы. В основе строения лежит кирпичный фундамент; из кирпича также выложены стены, арочные оконные проемы. Для связки кирпича в кладке использовался известковый раствор на куриных яйцах, который придавал прочность стенам и позволил сохранить остов здания до наших дней. Перекрытия и купола деревянные.

Вопрос о реставрации храма долго оставался открытым; существовало мнение, что восстановить его невозможно. Но специалисты Воронежской архитектурно-строительной академии предложили использовать при реставрации стен и сводов, а также выведении уровня купола, использовать полнотелый красный кирпич старого образца. Такой кирпич, идентичный кладке храма, был специально изготовлен в аналогичных типоразмерах.

Проведенные восстановительные мероприятия в 90-е годы, позволили настоятелю храма начать церковные службы в северном приделе храма. Реставрация ведется и в настоящее время - по восстановлению внутреннего убранства храма, причисленного к объектам исторического и архитектурного наследия специальным постановлением правительства Воронежской области.

В 2017 году аналогично при использовании реставрационного кирпича селе Карачун Рамонского района были проведены работы и отреставрирована церковь Владимирской иконы Божией Матери [5].

В Кировской области в селе Медяны стояла полуразрушенная в советскую эпоху Троицкая церковь. Она утратила свои уникальные фрески и росписи, вандалами были снесены крест и купол, долгое время разрушались своды главного холодного храма, освященного в честь Святой Троицы, являющегося уникальной постройкой начала 18 века. К храмовому комплексу прилежит колокольня и трапезная, построенные в 19 веке.

Собрав все данные и проанализировав их, ученые решили проводить восстановительные работы в несколько этапов. На первом этапе проводилась очистка поверхностей от старых налетов и штукатурного состава, удаление крошек и инъецирование дефектов и трещин более 0,5мм и протяженностью более 0,5м инъекционной смесью «Рунит инъекционный для кладки» отечественного производства, которая используется специально для таких работ. Она также защищает от биоповреждений. Затем производились непосредственно кладочные работы. На этом этапе использовался современный полнотелый реставрационный кирпич марки М100-М125, морозостойкий, нормального процесса обжига. Восполнение дефектов кирпича проводилась путём чередования следующих манипуляций: элиминация старых разрушенных частей кирпича, очистка от раствора и пыли от разрушенных материалов, вставка подобранного по размеру кирпича с использованием

известкового раствора. Для вставок был выбран кладочный раствор из свежегашеной извести и песка в отношении 1:2 или 1:3 с добавлением цемянки из кирпичного боя и куриного яйца. Эта технология усиливает гидравлическую прочность материала [7].

Современные технологичные материалы наряду с вековыми традициями успешно были использованы при проведении реставрационных работ на объектах исторического и духовного наследия. Но стоит отметить, что для обеспечения равнопрочности кладки и во избежание возникновения концентраторов напряжений необходимо проведение предварительных изыскательских мероприятий для получения информации о техническом состоянии кирпичной кладки реставрируемого здания, прочностных и физико-химических характеристик кладочного слоя реставрируемого объекта. Это позволит произвести подбор такого керамического кирпича и раствора, чтобы они соответствовали кладочному слою реставрируемого здания.

2. Витрувий. «Десять книг об архитектуре». / Пер. Ф.А. Петровского. Т. 1. М. Изд-во Всес. Академии архитектуры. (Серия «Классики теории архитектуры»), 1936. 331 с.

4. ГОСТ 530-2012 Кирпич и камень керамические. Общие технические условия-М: Стандартинформ. Введ 2013-07-01. С. 80.

6. Беленцо, Ю.А. Высолы на поверхности растворных швов кирпичной кладки / Ю. А. Беленцов // Строительные материалы, 2008. № 4. С. 60-61.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Шангина Н.Н., Харитонов А.М. Особенности производства и применения сухих строительных смесей для реставрации памятников архитектуры. Сухие строительные смеси, 2011. № 4. С. 16-19.

Реставрация кирпича, как это происходит?

Что такое реставрация кирпича и зачем она нужна? Не легче ли купить новый? Оказывается, не легче! Старинный дом может быть очень ценным, гораздо ценнее нового! Вот стоит какая-то постройка, год стоит два стоит, 100 лет стоит, или гораздо дольше, и чем больше времени проходит, тем больше ценности в этом здании. Присваивают ему всякие титулы и звания, например, памятник архитектуры или истории. И теперь уже нельзя дом просто так снести или перестроить.

Восстановленная кирпичная кладка Восстановленная кирпичная кладка

Такое необыкновенное здание есть в Екатеринбурге и называется Макаровской мельницей. Раньше там делали прекрасную муку и крупы, сейчас производство перенесли, а здание осталось. Кирпич, из которого это здание построено, очень старый, сделан еще в Царской России . Местами он испортился, выкрошился, а некоторые архитектурные элементы просто разрушились.

Каменщики реставраторы Каменщики реставраторы

Но есть на свете люди с удивительной профессией – реставраторы кирпичной кладки . Они умеют повернуть время вспять и старое испорченное могут превратить в красивое и целое. Считается, что наиболее искусные и умелые реставраторы работают в Санкт-Петербурге, потому что там очень много памятников архитектуры, которые требовали и требуют восстановления.

Технология реставрации

Работа реставратора начинается с подбора старинного кирпича, аналогичного возраста. Такой кирпич-донор закупается на старых разрушенных или полуразрушенных зданиях, которые исторической и архитектурной ценности не представляют.

Царский кирпич имеет очень высокую прочность и отличается по форме от современного. Раньше каждый кирпичик делали отдельно вручную. Из-за несовершенства технологического процесса старые кирпичные стены выглядят, как мозаика, потому что обжиг каждой партии имел свой оттенок , это становится видно после очистки. Поэтому, чтобы старинная кладка смотрелась красиво и стройно, нужно высокое умение мастера каменщика. Необходимо вырезать из старого кирпича нужные формы и композиции, соблюсти прочность кладки, где нужно, укрепить и перевязать новую кладку с уже существующей.

Царский кирпич и современный кирпич Царский кирпич и современный кирпич

Каменщики-реставраторы делают вычинку фасадов. Процесс этот поставлен следующим образом:

Реставрация кирпичной кладки наружных стен объекта культурного наследия

Политехнический музей закрылся на масштабную реконструкцию в 2013 году, а первые экскурсии для журналистов в ещё не отремонтированном здании состоялись только спустя шесть лет.

Как тогда рассказали специалисты, в процессе реставрации нужно было решить множество проблем, касающихся не только внешнего вида здания, но и его конструктивных особенностей. Например, кирпичные колонны, расположенные в подвалах музея, опирались на фундамент из песчаника, который за 150 лет существования здания пришёл в негодность. Из-за этого разница высот между корпусами в некоторых местах достигала полутора метров. Кроме того, в музее не было центрального отопления и системы вентиляции, а одним из самых сложных этапов реконструкции стало создание дополнительного подземного уровня, в котором решено было разместить вентиляционные камеры и другие коммуникации.

Одной из главных задач реставраторов было воссоздать изначальный облик интерьеров музея. Его историческая кирпичная кладка оказалась скрыта под множеством слоёв краски и штукатурки. По словам руководителя строительства Юрия Государева, в ходе реставрации в музее была восстановлена кирпичная кладка стен, заменены оконные и дверные блоки, покрыты металлом выступающие части фасадов, а весь фасад был обработан специальным составом для защиты здания от погодных условий.

Евангелическо-лютеранская кирха в селе Зоркино, Саратовская область

Приход жил и процветал до 1918 года — тогда всё имущество церквей перешло к государству. Богослужения были прекращены, а кирха начала разрушаться из-за внешних и внутренних воздействий. На протяжении нескольких десятилетий в здании бывшей церкви работало зернохранилище, мастерская и сельский клуб с кинозалом. В 1992 году случился сильный пожар, после которого уцелели только стены, а здание со временем превратилось в руины, заросшие деревьями.

Новой главой в истории кирхи стал 2013 год, когда началось её восстановление фондом «Цюрих — Зоркино». Руководитель фонда — Карл Лоор, белгородский бизнесмен и меценат, отец которого вырос в колонии Цюрих. Для восстановления церкви в архивах были найдены оригинальные чертежи, работы велись в точном соответствии с ними и заняли два года. 3 октября 2015-го кирха была вновь открыта для прихожан, в ней появились краеведческий музей и библиотека. Каждое воскресенье в 11:00 в церкви проходит служба и играет орган, установленный на прежнем месте. Рядом с кирхой был построен гостевой дом, где могут остановиться туристы и паломники.

Миусское трамвайное депо, Москва

Реставрация ансамбля Миусского трамвайного депо на Лесной улице завершилась в 2019 году. Красные кирпичные здания строились в стиле промышленной неоготики с 1874 по 1910 год и были украшены витражами, декоративными элементами на фасаде и башенками. Известно, что в строительстве наряду с другими архитекторами и инженерами принимал участие Владимир Шухов.

Практически все здания депо хорошо сохранились. Правда, кирпичные фасады были выкрашены в красный и белый цвета, так что реставраторам пришлось их расчищать. Редевелопмент коснулся не только внешнего облика зданий, но и их интерьеров. В одном из корпусов, ранее выполнявшем роль ремонтных мастерских, восстановили лестницы, ограждения и пол из метлахской плитки.

После окончания реставрации летом 2019 года в здании депо открылся гастрономический квартал с одноимённым названием, быстро ставший культовым местом столицы.

Ликёро-водочный завод, Воронеж

Комплекс зданий бывшего ликёро-водочного завода является одной из главных архитектурных достопримечательностей Воронежа. Своим появлением здание обязано масштабной антиалкогольной кампании, развернувшейся в России в конце XIX века, и введению винной монополии.

Впечатляющее кирпичное здание винных складов было построено в Воронеже по проекту главного городского архитектора Александра Баранова и открылось в 1900 году — цифру на фасаде можно увидеть и сегодня. Главное здание изначально было четырёхэтажным, в советские годы решили достроить ещё этаж. Об архитектурном стиле здания, больше похожего на замок или крепость, а вовсе не на завод, спорят до сих пор.

В 1941 году завод, как и многие производства того времени, превратился в оборонное предприятие и выпускал горючую смесь для нужд фронта. В годы войны завод хоть и пострадал, но не был разрушен. Всё благодаря невероятной толщине стен.

В начале прошлого десятилетия ликёро-водочный завод «Воронежский», работавший в этих помещениях, был признан банкротом, но не превратился в очередные руины. Летом 2017 года на территории бывшего завода прошёл архитектурный образовательный форум «Зодчество VRN», а уже к 2018 году часть главного производственного корпуса-замка отреставрировали и открыли пространство «Винзавод». Сейчас здесь располагается областной департамент архитектуры и градостроительства Воронежа.

Конюшня усадьбы Татарниковых, Москва

Весной 2019 года в центре Москвы завершилась комплексная реставрация кирпичной конюшни, построенной в XIX веке на территории усадьбы купцов Татарниковых. Здание стало шестнадцатым объектом культурного наследия, восстановленным по программе льготной аренды « 1 рубль за 1 квадратный метр ». Программа действует в Москве с 2013 года, её цель — привлечение инвесторов к реставрации городских объектов культурного наследия. Взамен они получают отреставрированное помещение в аренду на 49 лет. Цена аренды символическая и составляет всего 1 рубль за квадратный метр.

На реставрацию одноэтажной конюшни и превращение её в светлое офисное пространство потребовался год. При работе были использованы старинные фотографии, документы и чертежи, а для восстановления фасада по всей стране искали оригинальный красный кирпич того времени. Только на поиски исторических кирпичей пришлось потратить несколько месяцев.

Реставрационные работы коснулись и интерьера: в здании появилась кухня и с нуля был восстановлен камин, от которого сохранилась только труба.

Машиностроительный завод «Арсенал», Санкт-Петербург

Фото: Пресс-служба администрации Петербурга

История российского промышленного гиганта, завода «Арсенал», началась в начале XVIII века, когда по указу Петра I был учреждён Пушечный литейный двор. Там изготавливали корабельные и полевые орудия, выпускали боеприпасы, а позже даже занялись художественным литьём.

В советское время завод работал на военную промышленность, а позже частично был переориентирован на нужды космической отрасли. Со временем некоторые из помещений завода освободились, но не были заброшены, а стали примером успешного редевелопмента. Ещё в 2016 году правое крыло завода отдали в аренду креативному пространству. В помещениях сделали капитальный ремонт, заменили окна, а кирпичную кладку отреставрировали и обработали специальным составом, сохранив в первоначальном виде. В настоящее время сохранившийся красный кирпич можно увидеть в интерьерах нескольких пространств завода.

Сейчас в здании расположены офисы, склады, производства, клубы, один из самых крупных скалодромов города и общественное пространство.

Хоральная синагога, Самара

В 1909 году в Самаре состоялось открытие хоральной синагоги, построенной по проекту архитектора Зельмана Клейнермана. Здание в неомавританском стиле с ярким фасадом из красного и белого кирпича стало заметной религиозной и архитектурной точкой города. Спустя всего 20 лет, в 1929 году, синагога была закрыта и передана в распоряжение Горсовета. Позднее там был открыт дом культуры, а потом разместился хлебозавод № 8.

В 1994 году здание синагоги было возвращено еврейской общине, однако комплексный проект по её реставрации был подготовлен только в 2012 году. Тогда в синагоге успели частично отреставрировать кирпичную кладку фасадов и кровельное покрытие купола западной башни, но из-за нехватки средств работы пришлось заморозить на неопределённый срок.

В октябре 2018 года фасад восточной стены и крышу снесли из-за аварийного состояния. Стену позже выстроили заново, воссоздав оригинальный рисунок кирпичной кладки синагоги, но градозащитники критически отреагировали на подобное решение. По их мнению, кирпич можно было сохранить и использовать при дальнейших работах, а не выкидывать, заменяя новым.

Сейчас реставрация продолжается. Все работы по восстановлению здания синагоги планируют завершить к 2021 году.

Крепостная стена Донского монастыря, Москва

Реставрация зданий и сооружений, которые входят в архитектурный ансамбль Донского монастыря, продолжается на протяжении нескольких лет. Прямо сейчас в лесах стоят Семинарский корпус и храм святого Иоанна Златоустого, а совсем недавно были завершены работы по восстановлению двух башен — № 11 и 12 — крепостной стены монастыря, построенной на рубеже XVII–XVIII веков из красного кирпича.

Летом 2019 года завершилась реставрация башен № 4 и 5 — ещё двух из двенадцати. По словам экспертов, в последний раз работы по их сохранению и восстановлению проводились в середине прошлого века. С тех пор кирпичная кладка успела сильно разрушиться в некоторых местах, а часть декора, отсылающего к московскому барокко, была утрачена. Задачей реставраторов было не только восстановить первоначальный облик башен, но и уберечь их от возможного разрушения.

Реставрация проводилась и на фасадах, и в интерьерах башен. Согласно информации на сайте монастыря, в ходе работ была отремонтирована кирпичная и белокаменная кладки, все поверхности расчищены от грязи и нескольких слоёв краски, отреставрированы оконные и дверные проёмы, а также сохранены оригинальные кованые элементы и изготовлены новые кованые светильники, отсылающие к XVII веку.

Дом Ярошенко на Хитровке, Москва

Фото: Фонд «Внимание»

Фото: Артем Бирюков

На сегодняшний день дом Ярошенко, упомянутый Владимиром Гиляровским в книге «Москва и москвичи», является самым старым зданием Москвы, где до сих пор живут люди. История дома началась в XVII веке, и с тех пор его очертания менялись, наслаиваясь друг на друга. Дом сохранил архитектурные черты четырёх веков, и в этом главная причина сложности его реставрации.

Особенному дому повезло с особенными жильцами, неравнодушными и интересующимися его историей и сохранением исторического наследия. Им удалось предотвратить застройку Хитровской площади и спасти собственный дом, который в 2013 году в рамках капитального ремонта планировалось оштукатурить, уничтожив таким образом изразцы и старинную кирпичную кладку.

В 2016 году жители дома Ярошенко зарегистрировали фонд Достопримечательного места «Хитровка», открыли счёт, взяли в Департаменте культурного наследия разрешение на исследования, провели их и подготовили проект научной реставрации здания. С 2017 года под надзором профессионального архитектора и при помощи архитекторов-волонтёров идёт реставрация. И хотя она ещё не закончена, результаты можно увидеть уже сейчас: на фасадах видны кирпичные арки и кладки разных периодов, начиная с XVII века.

Во время расчистки фасада под штукатуркой даже был случайно обнаружен карандашный рисунок XIX века, который сейчас закрыт оргстеклом и виден всем желающим.

Сергей Конев

Архитектор, реставратор первой категории, общественный деятель. Автор и соавтор множества проектов реставраций в России и за рубежом, научный руководитель работ по реставрации Малого театра

Кирпичная кладка реставрируется так: разрушенный, деструктурированный кирпич аккуратно вынимается из общего объёма кладки, а на его место устанавливается новый, имеющий такие же размерные, текстурные и другие параметры. Швы восстанавливаются связующим раствором, соответствующим по составу существующему образцу.

Если на объекте повреждена часть стены, то она восстанавливается кирпичом, соответствующим по размеру, плотности и цвету. Также важно сохранить цвет, размеры, глубину и систему наружной обработки растворного шва. Если в реставрируемом фрагменте повреждены наружные плоскости кирпичной кладки, применяются домазки, которые позволяют восстановить поверхность кирпича и раствора с подбором нужного колера.

На каждый объект производитель работ составляет методическую рекомендацию реставрации кирпичной кладки с описанием видов работ и применяемых материалов. Эти рекомендации согласовываются авторским надзором, научным руководством и утверждаются заказчиком. Впоследствии они входят в Научно-методический отчёт при сдаче объекта в эксплуатацию.

Особых сложностей при реставрации кирпича нет, но очень важна практика реставрационного ремесла. Осенью я смотрел, как восстанавливается кирпичная кладка в прусском замке. Вроде бы делается всё по написанному в теории, но по нюансам видно, что человек не реставратор. Возможно, каменщик, но реставрация — это высший уровень ремесла, где важна способность повторить технологию кладки исторического мастера. Это как повторить подпись чужого человека: кому-то это дано, а кому-то нет.

Пока в России реставрация кирпичной кладки ведётся людьми, которые могут заниматься всем, качества не будет. Во всём реставрационном мире каменщик-реставратор — это отдельная специальность. Он должен иметь аттестацию государственной организации, отвечающей за реставрационные работы на ОКН, и аттестацию местной ассоциации каменщиков-реставраторов. Только те специалисты, у которых есть аттестационная квалификация, имеют право работать на реставрационных участках. К сожалению, у нас под аттестованного специалиста организации получают реставрационные лицензии по направлениям работ, а на объекте часто работают пришлые люди, так как их квалификация позволяет платить им меньше.

Роман Зэноагэ

Директор по маркетингу BRAER

Индустрия производства кирпича находится на подъёме. Заводы внедряют новые технологии, строят современные печи и сушильные камеры, проводят лабораторные исследования. Более детальным стал процесс приготовления сырья. Рынок строительного кирпича растёт, особенно если проследить динамику за последние 20 лет. В России сегодня работает около пяти заводов с объёмом производства более 100 млн единиц условного кирпича в год. Счёт менее крупных предприятий идёт на десятки и сотни.

Если говорить о работе со старыми зданиями, то здесь есть множество подходов. Разумеется, исторические памятники, объекты культурного наследия и достопримечательности заслуживают самого бережного отношения. Речь идёт не только об эстетической стороне вопроса. Старые конструкции необходимо укреплять и восстанавливать таким образом, чтобы они смогли прослужить ещё долгое время после реставрации. Поэтому и строительные материалы должны быть не просто аутентичными, но и надёжными и долговечными.

Кирпич — это, по сути, уникальный строительный материал. Только здания, построенные из кирпича, можно восстановить путём частичной замены кирпича в кладке.

Часто исторические здания восстанавливают, а те полностью утраченные объекты архитектурного ансамбля, которые восстановить уже невозможно, отстраивают заново с применением современных технологий и наших строительных материалов, сохраняя при этом общую стилистику.

Читайте также: