Размещение тыловых колонок на стене

Обновлено: 16.05.2024

Помогите расположить аккустику 5.1 в комнате

динамики должны располагаться на одинаковом расстоянии от слушателя(это идеал и старайтесь к нему приблизится).по крайней мере расстояние от слушателя до фронтов должно быть не менее 1,5 расстояния между фронтами.по высоте идеал на уровне ушей слушателя.кроме центра-центр непосредственно под экраном.саб при правильной частоте не должен локализоваться на слух и ставить можно в любом месте,желательно провод покороче чтоб был.

я примерно высчитал так фронтальные колонки между ними 3метра тоесть до стены будет остоваться по 25см с каждой стороны значит высота от пола 2метра (как думаете нормально?) центральная колонка ровна по центру 1метр 75сантиметров (а вот ей какую высоту делать либо на одном уровне с фронтальными тоесть на выосоте 2 метра либо чуть ниже 1метр 50см. ну а с тылами их я хочу повесить на боковые стенки только вот проблема на какую высоту одна то стена у меня свободная а в другой шифонер ну его скоро небудет так что всеравно надо определяться на какую высоту их повешать тыловую левую я сейчас повешу а правую тыловую чуть попозже (какая вот тольок высота я незнаю)

ну как думаешь нормально или нет выскажи свю точку зрения буду признателен

CannabisJAN

Cаб в любом месте. Фронты по углам. Тылы - на боковых стенках около шкафа или на задней стенке, около шкафа и над диваном.
Центральный канал - над или под монитором. Делается и так, и сяк, без большой разницы, поскольку из этого канала должны быть слышны только диалоги в фильмах.

ну с сабом то не вопрос он вроде нормально играет.
Фронты ты имеешь ввиду по углам прямо в плотную к стенке боковой и на какую высоту ?
Тыл значит на боковых стенках а на какой высоте и как тоже прямо в углу тоесть вплотную или немного отсупить от угла сантиметров на 35см. или ты еще предлогаешь левую тыловую на противоположную стенку фронтам (какая высота?) а правую тыловую на шкаф поставить?

ну с ценром то немного понятно его либо на одном уровне по высоте с фронтами вешать либо чуть выше монитроа поставить или тоже повесить

Как расставить колонки в комнате правильно

Как расставить колонки в комнате правильно

Звучание интерьерной акустики определяется не только качеством колонок, но еще и их корректным расположением в помещении. Расстановка «на авось» может нивелировать преимущества самой дорогой аппаратуры, а правильное размещение – выжать максимум даже из бюджетной системы.

Любая комната работает как резонатор: стены, потолок, пол и предметы интерьера задают определенные частоты колебаний, звуковые волны пересекаются и отражаются от поверхностей, звучание искажается. Полностью избавиться от резонанса невозможно, остается только минимизировать его влияние при помощи правильной расстановки колонок.

Расположение колонок 2.0

В идеале звуковая волна должна дойти до слушателя, прежде чем она отразится от поверхностей или предметов. Для этого колонки устанавливают на короткой стороне помещения и поворачивают к слушателю под углом примерно 30 градусов. Но если комната значительно вытянута, громкоговорители лучше расположить вдоль длинной стены. Это позволит избежать излишнего подчеркивания басов, появления звона и грохота при воспроизведении музыки.

При установке важна не только физическая, но и акустическая симметрия. Например, если на левой стене есть окно, а на правой – полки с книгами, частотный баланс аудиоканалов будет нарушен. Ситуацию исправят плотные шторы.


Высокочастотный динамик располагают на уровне глаз сидящего человека, если это невозможно – чуть выше. На такое положение ориентируется большинство производителей. Отклонение от этой схемы чревато искажением амплитудно-частотной характеристики (АЧХ), особенно это заметно на высоких частотах.

Для акустики с задним расположением фазоинвертора оптимальное расстояние от стены составляет 20-40 см, точная цифра устанавливается опытным путем. Более близкое расположение негативно сказывается на звучании: низкочастотные волны намного сильнее отражаются от стен, басы становятся более навязчивыми и «бубнящими».

Зона прослушивания


Сабвуферы систем 2.1 устанавливают в том же направлении, что и колонки. Хотя при правильной настройке их местоположение роли не играет, чаще всего сабвуферы находятся в передней части комнаты.

Как расставить акустическую систему 5.1

Передние колонки, сабвуфер и зону прослушивания располагают по той же схеме, что в системах 2.0 и 2.1. Для остальной аппаратуры действуют следующие правила:

● Центральная колонка находится над или под телевизором. При этом высокочастотный динамик располагается на уровне ушей слушателя. Если не удается добиться такого положения, оборудование следует наклонить в нужном направлении.


Как правило, акустические системы (АС) ставят на специальные полки, стойки или прямо на пол в случае с крупными напольными системами. Для достижения хорошего звукового эффекта тыловые и фронтальные колонки должны располагаться в одной плоскости. Оптимальная высота составляет от 0,5 до 1,5 метров. Расстояние от каждого громкоговорителя до головы слушателя должно быть примерно одинаковым.

Важно:

Не рекомендуется размещать колонки в углах комнаты, хотя это и кажется самым удобным решением. При такой расстановке проявляются значительные фазовые искажения (эхо) и сильные стоячие волны. Пространство между элементами АС должно быть пустым.


Как быть, если не получается расставить АС по схеме

Многие производители дают рекомендации по расстановке элементов акустической системы, но в стесненных условиях квартир не всегда удается следовать предложенным схемам. Особое внимание стоит уделить расположению передней и фронтальных колонок, а с тыловыми можно поэкспериментировать. На практике бывает достаточно поиграть настройками баланса, немного изменить расположение громкоговорителей, добавить текстиля в интерьер. Проверяя звучание акустической системы, лучше стоять к ней спиной.

Как лучше расположить тыловые колонки? (схема внутри)

В планах поставить саундбар, саб + пару тыловых. Особых требований по звуку нет, просто нормальный объёмный звук.

Комната , где всё это размещаю — кухня-гостиная неправильной формы)

Начал выводить провода под подвесные колонки, хотя и получается большая разница в расстоянии колонок до слушателя. так как иных вариантов размещения не придумал. На схеме и на фото фиолетовый круг справа - вывел провода в подрозетник.

Красный круг справа — довел провод, но подрозетник пока не монтировал.

Но тут узнал о потолочных колонках для дома. Пока ещё есть возможность вытащить провод из стены справа и закинуть на потолок. А слева просто оставить над местом возможного монтажа.

1. Если оставлять вариант с настенными колонками, то возможно ли настроить идентичный по громкости и качеству звук в месте просмотра (зеленый крест), не прибегая к усложнению системы (саундбар+сабвуфер+тыловые)

2. Если устанавливать колонки в потолок, то могут ли пойти трещины на стыках (потолок гипсокартон) ? Вибрируют ли такие колонки? А на полной мощности?)

3. Правильно ли я понимаю, что необходимо ставить корпусные колонки, а не открытые, так как в варианте открытых звук будет "гулять" по всему потолку и тем самым ухудшать качество общего звучания? (в потолке никаких работ по шумоизоляции не проводилось. Этаж последний)

4. Ну и какой вариант, на ваш взгляд предпочтительнее, с учетом требования по простоте монтажа, недороговизне (как я понял, при потолочном варианте, для моих нужд вполне подойдут базовые Magnat icp 52), и нормального (для обывателя ) качества звука.

Схема возможного расположения тыловых колонок Вид на комнату из нижнего левого угла на схеме

Ответы

А Вы всерьез думаете, то с помощью саундбара в Ваше помещении можно «улучшить» звук с телевизора и сделать звук объемным. 😀

Не тратьте денег на дорогие звуковые игрушки, тем более, что Вы не понимаете и не разбираетесь в звуке…😀

А, если у Вас есть реальное желание сделать хороший звук у себя в гостиной, то обратитесь к профильным специалистам, заплатите им денег и они Вам сделают точный расчет и подготовят проект что, как и где нужно будет разместить, что бы получить хороший звук…

Сколько вы готовы потратить на саундбар ? Вы цены на них смотрели ?

За 40 по моему не купишь нормальный саундбар 🤔 да ещё и с тыловыми колонками

Что вы смотрели ? Можете ссылку ?

Это без колонок. Конкретно сейчас ничего не смотрел пока. Но видя, что есть саундбар по 5 тысяч, допускаю, что за 30-40 должен быть какой-то середнячок. Понятно, что топ техника будет стоить дорого, но задача стоит простая.

Однажды столкнулись с таким случаем - человек приобрёл саундбар за 78000 рублей(2012 год). И никак не мог настроить. Коллега поехал на помощь, тоже долго мыкался, но ПОЧТИ справился. В результате предложил "развернуть" мобильно комплект ДК, оставшийся у него в машине (ездил к дистрибьютору, не успел выгрузить). Человек согласился на эксперимент. В результате этот ДК остался у человека, а саундбар был возвращён в магазин. Хотя человек хотел даже не объёмный звук, а просто "улучшить звук с телевизора".

ПС ДК кстати был дешевле саундбара, ненамного, но дешевле:))

Да это я понимаю. Как пример приведу: вот я катаюсь на сноуборде и немного разбираюсь в досках. Обратится ко мне новичок с вопросом, какую доску взять научиться кататься. Я же не буду ему топ советовать, потому как только деньги выкинет на этом этапе. Но и дно за копейки рекомендовать не буду. Поехать может и поедет, но геморроя получит гораздо больше. И будет начальный вариант за вменяемые деньги. Так здесь хотелось бы. Но мы в сторону ушли от вопросов)

Поэтому средний АВ-ресивер со встроенной акустикой "по кругу" или плоскими настенными АС на фронтах, будет лучше чем саундбар за сравнимые деньги. Именно как для начинающего. А уж потом можно менять и акустику (встройка тоже разная бывает, есть и в стоимость выбранную вами для покупки саундбара, причём не за пару:)), ресивер, докупать усилитель мощности и т.д. и т.п.:))

Хорошо, давайте пока забудем про саундбар). Тут есть пространство для маневра рядом с тв. Сейчас вот задача решить про тыловые. Можете пожалуйста по каждому вопросу дать ответ? Мне по ним сейчас решить надо, а то потолок сегодня-завтра дозашьют и всё)

Почти вся встройка рассчитана именно под установку в гипсокартон, а трещины будут зависеть только от качества самого ГК. Корпус не обязателен, если не предусмотрен конструкцией самой встройки. Ничего там "гулять" не будет, вернее ничего не навредит звуку. Наоборот - нивелируется влияние тыловой стороны диффузора, а потолок превращается в акустическую панель. Магнат - плохой выбор, уж лучше ХЕКО или даже российский бренд CVGaudio. Даже если вы СЕЙЧАС не купите встройку, просто проведите туда кабели. Встроить можно будет даже после окончания ремонта.

Покупать сейчас не планировал, именно кабели задача завести.

По ответу делаю вывод, что вариант с подвесными ( красный и фиолетовый круги на схеме и фото) плохой и от него лучше отказаться?

Да, акустику всё же лучше располагать симметрично, насколько это возможно. У вас же в том варианте одна должна надрываться, а вторая еле играть:))

Все же лучше как вам предложили тут - встройку с AV ресивером.

Один раз и хорошо.

Вы просто сходите в салон и попросите включить вам саундбар за 50 тыс и допустим самый недорогой комплект кинотеатр тыщ за 70

Разница в звуке будет огромная !

Или вы просто решите остановиться на саундбаре .

Уж лучше тогда везде поставить встройку и купить нормальный AV-ресивер.

Везде, это не только тыловые?

Да, именно все. Не один раз так собирал ДК с коллегами.

Ну а на вашем месте, в самом простом случае - развернул зону просмотра на 90 градусов против часовой стрелки. Система 2.1. Напольные АС разместил - левую у стены (где верстак на фото), правую - где сейчас ТВ на плане. Саб под ТВ на новом месте. И если провода так сильно "режут глаза", то использовал активные АС с беспроводным хабом. Например Dali Oberon 7 C + Sound Hub Compact. Только сетевые питающие провода, которые не особо будут бросаться в глаза.

Как раз вариант для поставленной задачи, на мой взгляд.

Развернуть уже точно не вариант, под телек все проложено. Да и размещение его в данном случае меня вполне устраивает. Если в такой схеме варианта нет, но значит нет)

Товарищи, никто ничего разворачивать и менять местами не будет скорее всего.

Ремонт судя по всему по проекту.

Проект менять не надо. Нужно только диван развернуть и ТВ перевесить.

Если там дизайн проект - то это никто делать не будет

Не вижу никаких проблем, с точки зрения дизайна, с изменением положения мебели, либо вообще в смене мебели. в будущем.

Ну это вы не видите, наверное потому что у вас нет ремонта по дизайн проекту ;-)

А для людей покупающих саундбар что бы озвучить телек - важнее сделать все как нарисовано и согласовано . На то он и дизайн проект .

Не забывайте ещё фактор жены 😏

которой пофиг на как там что звучать будет 😆😆😆 а важно что бы все красиво было и как она нарисовала )))

Могу только посочувствовать отсутствию фантазии и собственного образного мышления. На счет у кого что есть - точно спорить не стану, вам виднее.

фантазии и собственного образного мышления

Проявляются на стадии обсуждения самого дизайна . Но никак не после .

В подтверждение моих слов - смотрите ответ ТС выше 👆👆👆👆

Я же не меломан, поэтому и указал, что не разбираюсь) рассуждаю в этом вопросе, как обычный обыватель. Друг установил саундбар,саб и тыловые и сказал Вау! и футбол смотреть и кино стало гораздо эффектнее) А ремонт он закончил за полгода до установки 🤷‍♂️. Вот и возник вопрос в возможности установки тыловых. Возможно, что в данной конфигурации и не стоит морочиться, а может можно что-то сделать. Поэтому и обращаюсь здесь к людям опытным)

Проект - как вектор, задаёт направление. По факту, часть вещей меняю по ходу. Но, написал уже выше, под телевизор всё проложено, поэтому вариант со сменой локации не рассматривается. Разве что, он будет на поворотном кронштейне и центр (зелёный крест) может быть сдвинут левее на угол дивана.

Я внесу свои 5 копеек как строитель : -я бы не ставил встроенные АС , если бы не был на 100% уверен в качестве монтажа гипсокартона. Там есть свои нюансы. АС могут при определенных условиях "раскачивать" плоскость из гипсокартона, что со временем приведет к появлению "волосяных" трещин. Отвалиться - ничего не отвалится, но раздражать будет. В данном случае я бы поставил одну колонку на верх кухонных шкафов (левую на фото) , а вторую повесил бы на культурном креплении под потолок на место, отмеченное на фото фиолетовым. Если правая колонка будет висеть( да и встройка то же) в районе входа в санузел, то она оказывается в некоем рупоре, создаваемом стенами, что может искажать звучание.

Уже более двадцати лет используют встраиваемую акустику не как "диво дивное", а что-то совсем простое. И вот как-то по моим наблюдениям ничего ни у кого не трескается и не осыпается.


Это от плохого монтажа, а не от встройки:)) Заполненный шов так не трескается.

У меня к сожалению нет фото общего плана этого участка потолка, но там слева от трещины (50 см. примерно) встроенная колонка Монитор Аудио. Монтаж с полным заполнением шва и проклеенной серпянкой. Я просто не планировал это публиковать нигде.

Редкий кадр:)) Но чесслово, я такого пока не видел.

Уважаемый Игорь ! Очень ценю Ваше мнение и всегда прислушиваюсь к Вашим ответам в комментах. Выше я написал о том, что нужен грамотный монтаж гипсокартона. Сейчас очень часто монтируют гости из Средней Азии, поверьте, я такого насмотрелся. Так вот, если плохо исполнен шов между листами ГК, то со временем возникают очень тонкие трещины, называемые волосяными. Там, где встроена акустика , вероятность их появления увеличивается в разы. Я это видел своими глазами (неоднократно), и по этому счёл возможным дать свою рекомендацию. Я так же написал, что это может случиться при определенных условиях. Если развить тему дальше, то лично я бы предпринял ряд мер на стадии монтажа ГК для того , чтобы избежать этих трещин. Самое простое - виниловые обои мелкой текстуры под покраску. даже если трещинка пойдёт - её не видно будет под обоями, и они (обои) немного растянутся. Очень эффективно в местах инсталляции выполнить двойной слой гипсокартона с перехлестом на швах. Чтобы со всем этим не заморачиваться, можно выпустить акустический кабель и в дальнейшем просто поставить колонки. Их так-же легко будет поменять на другие в случае, если они не устроят по каким-то причинам. Со встройкой этот номер не пройдёт. А ещё желательно иметь лёгкий доступ к АС в ДАННОМ случае, т.к. одна из них конкретно в кухонной зоне. Кухонная зона - однозначно оседание жиров с пылью в верхней части комнаты на горизонтальных поверхностях.

Встройку так же легко заменить, как и любую другую. Защитная сетка у встройки выполнена так, чтобы испарения(кухонные) оседали на ней, не проникая внутрь. Сетку всегда можно снять и помыть в посудомойке:)) А ещё она под покраску. Трещины на ГК я видел и без акустики, а вот с акустикой. не довелось, за десять лет. Ну и конечно согласен, что монтаж ГК лучше не доверять Джамшуту. Уж лучше Армену:))

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Установка и подключение акустических систем

Установка и подключение акустических систем

Куда поставить колонки, но только так, чтобы в комнате звук был хороший, а у соседей его не было вообще? Можно ли повесить на стену, на какой высоте это сделать? А если это система 5.1, куда поставить сателлиты, каким проводом их подключить к усилителю? Обо всем этом расскажем ниже.

Расположение колонок

Казалось бы, что тут сложного? Компьютерные колонки — на стол, колонки для ТВ — на тумбу под ним, саб от колонок — в саму тумбу. Первое время может казаться, что все отлично, но потом оказывается, что музыка из колонок какая-то глухая и размытая, а в фильме на сценах, где все стреляет и взрывается, сабвуфер начинает гудеть и дребезжать вместе со всей мебелью в комнате.

На столе


Звенящий камертон в воздухе еле слышен, но если прислонить его к столешнице, та станет отличным резонатором, как гитарная дека для струны — звук камертона многократно усилится. То же самое произойдет, если поставить колонки прямо на стол. Только колонки создают намного более сильные колебания, чем крохотный камертон.

Звук по твердым поверхностям распространяется быстрее и лучше, чем по воздуху, так что до слушателя сначала будет долетать звук от резонирующей столешницы (она ближе), а спустя микросекунду — от колонок. Эти сигналы будут наслаиваться, в итоге музыка получится размытой. В дополнение, столешница резонирует на определенных частотах (в зависимости от ее размеров и плотности), коверкая АЧХ основного сигнала. И вся эта муть, в обнимку со звоном стаканов и дребезгом клавиатуры, летит прямо в уши слушателю.

Кстати, о слушателе. Обычно он сидит за столом в полуметре от колонок. Стандартная высота стола — 75 см, высота колонок — 20–30 см, то есть до ушей слушателя остается еще минимум полметра. Производители рекомендуют располагать колонки так, чтобы точка между твитером и вуфером была на высоте ушей. Так, например, всегда располагают контрольные мониторы в студиях звукозаписи. Если же колонки стоят значительно ниже и смотрят вуферами вдаль, тогда звук будет глухим и слабым, поскольку идеальная точка для прослушивания (т.н. sweet spot) находится где-то за спиной.


Получается, надо развязать колонки со столешницей и приподнять их, либо наклонить так, чтобы они смотрели на слушателя. Простой, быстрый и бесплатный способ — использовать стопку книг, но выглядеть будет так себе. Если есть время и скилл, можно выпилить деревянный брусок и постелить на него несколько слоев виброизолирующей резины для тихого пола, найти ее можно в строймаге. Ну, или можно просто заказать готовые подставки.

На полке, в шкафу или стеллаже


Полочная акустика потому так и называется, что ее можно поставить на полку, так ведь? Да, конечно, можно, но тут важно, что это за полка. Если это ниша в шкафу или стеллаже, тогда, во-первых, будет тот же эффект, что и со столом. Только хуже, ведь стеллаж больше, и вещей, которые будут дребезжать, в нем тоже больше.

Во-вторых, такая ниша по конструкции будет напоминать сабвуфер: в небольших закрытых пространствах образуются стоячие волны в низкочастотном диапазоне. Еще хуже, если в глухой нише стоит сабвуфер — получится саб в сабвуфере, способный сотрясать целые подъезды. Кому-то, наоборот, покажется, что так лучше — больше баса, значит, сильнее качает? Вот только этот бас будет гулким, бубнящим и размытым. Это явно не тот бас, который хотят слушать соседи, но им придется — шкаф или стеллаж не только сам отлично резонирует, но и передает вибрации в пол и в ближайшую стену.

Если же колонки стоят на открытой полке, либо на комоде или тумбе, то здесь понадобится виброизоляция — подставка из поролона или резины. Еще лучше, если комод внутри забит полотенцами, постельным бельем и бабушкиными шерстяными носками — они заглушат резонансы от мебели. Но это не значит, что все идеально. Значение имеет:

  • Расстояние до стен. Чем ближе, тем больше отражений от стен будет добавляться в сигнал и тем мутнее он будет. Особенно актуально для колонок с фазоинвертором сзади. Такие рекомендуют ставить минимум в полуметре от стены. Либо нужно повесить на эту стену акустическую панель или диффузор, чтобы поглощать или рассеивать отражения.
  • Расстояние между колонками и до слушателя. В идеале две колонки и слушатель должны образовывать равносторонний треугольник. Так делают на студиях. Если поставить акустику слишком близко — это сузит панораму: музыка будет как бы не совсем в моно, но и не то чтобы в стерео. Если же развести колонки слишком широко, то инструменты по центру будут звучать слабо, бочка с басом не будут качать так, как должны.

Если же все стоит, как попало: одна колонка ближе, другая — дальше, то и в музыке все будет так же: бочка будет где-то сбоку, баса не будет вообще из-за проблем с фазой и т. д. Словом, Бетховен не так задумывал девятую симфонию.

На стене


Многие размещают акустику на стене, особенно, если это система для домашнего кинотеатра 5.1 и выше. Всю плеяду сателлитов нужно разместить на одном уровне, тут комоды и тумбы не помогут, придется брать в руки перфоратор и сверлить стену. Но страдания соседей могут не закончиться на этом, если забыть о виброизоляции. Как минимум, потребуется подставка под сами колонки, а если конструкция кронштейна этого не позволяет (например, он держит колонку клещами), то придется развязывать само крепление со стеной. Тут на помощь придут хитрости и материалы из звукоизоляционных систем для квартир: резиновые прослойки, виброизолирующие шайбы и т. д. Эффективнее всего сочетать оба подхода.

Много споров возникает о высоте крепления. Не всегда есть возможность закрепить колонки на уровне ушей, поэтому часто их привинчивают под самый потолок и направляют на слушателя. Однако в углах скапливается бас, и этот случай не исключение — колонки будут бубнить. Рекомендуется сделать отступ от потолка хотя бы в несколько дециметров.

На стойках


Стойки — оптимальный вариант в плане звука и самый гибкий в плане поиска идеальной позиции для колонок. Большинство производителей рекомендует ставить полочную акустику на стойки, поскольку они позволяют:

Провода

Какие провода и разъемы нужны


Если система активная, достаточно пары качественных RCA, проще говоря — колокольчиков. Если это пассивная стерео- или многоканальная система, то, скорее всего, на усилителе и колонках будут винтовые зажимы для фиксации кабеля. Это значит, что:

  • Разъемы кабелю не обязательны, достаточно зачистить его от изоляции, скрутить и зафиксировать зажимом. Поэтому сам кабель обычно покупается в катушках.
  • Лудить скрученный кабель также не обязательно. Некоторые это делают из-за того, что медь со временем окисляется и теряет контакт с аппаратом. Однако обычный припой окисляется еще быстрее, понадобится бессвинцовый, с добавлением серебра и меди, хотя и он со временем окисляется. Проще раз в год зачистить медные жилы ножом или напильником.
  • Можно использовать разъемы типа банан, но не обязательно. Они удобны, когда приходится часто переподключать кабель, но это редкое явление в домашних стерео- или многоканальных системах.

Толщина провода зависит от длины. Для кабеля короче 5 м достаточно жилы площадью 1-1.5 мм², для 5–10 — 1,5-2 мм². Если провод длиннее 10 м, желательно, чтобы площадь его сечения превышала 2 мм. В общем и целом, чем толще сечение, тем меньше сопротивление и лучше звук. Иногда площадь сечения указывается в AWG, существуют таблицы переводов.

Кэйбл-менеджмент


Провода лучше всего пустить по гофрам, а те утопить в стены. Если такой возможности нет, можно пустить их по кабель-каналам на стенах. Стоит держать их подальше от линий электросети, радио и других кабелей, поскольку те провоцируют помехи.

Сами провода нужно промаркировать наклейками или цветной изолентой, особенно, если это домашний кинотеатр с миллионом каналов. Группы кабелей желательно стягивать хомутами, чтобы не переплелись между собой.

При подключении нужно помнить о фазе: допустим, в колонку идут два кабеля: слева — плюс, справа — минус. Если в другую колонку воткнуть слева — минус, а справа — плюс, тогда диффузоры динамиков будут двигаться в разные стороны, воспроизводя один и тот же звук (один — вперед, другой — назад). Звук будет вялым, ненасыщенным, без низких частот.

Также стоит напомнить о технике безопасности. Пока ведутся работы с кабелем, усилитель всегда должен быть выключен и выдернут из розетки. Без нагрузки, которую ему обеспечивают динамики, усилитель попросту сгорит.

Заключение

Хороший звук всегда связан с позицией: в одной точке слышно лучше, в другой — хуже. Поэтому расположение музыкантов в филармонии строго регламентировано, еще строже с расположением концертной и студийной акустики. Так почему с домашними колонками должно быть иначе?

Дополнительную свободу в поиске идеальной точки могут подарить беспроводные колонки, заодно они сэкономят ресурсы и время, которые ушли бы на прокладывание проводов.

Четыре секрета расстановки акустических систем [перевод]

Важнейшими факторами качественного звучания вашей системы являются правильная расстановка колонок и точка прослушивания. Просто переставляя колонки, можно изменить тональный баланс, количество баса и его качество, ширину и глубину звуковой сцены, выраженность средних частот, а также образность звука. По мере перестановки акустики и дальнейшем точном подгоне ее местоположения, можно уловить ранее недоступное качество звука и музыкальную гармонию. Когда вы правильно расставите колонки, ваша система «оживет». Предлагаем четыре простых совета, которые заставят систему звучать лучше, чем вы могли бы подумать. И все это абсолютно бесплатно.

Местоположение слушателя по отношению к колонкам критически важно

Базовый принцип, без которого невозможно добиться хорошей сцены и образности, таков: точка прослушивания и колонки должны располагаться по схеме равностороннего треугольника. Слушатель должен сидеть точно между двумя акустическими системами (эта точка называется «зоной комфортного прослушивания»). Расстояние до каждой колонки должно быть лишь немного большим, чем расстояние между самой акустикой. Если этот основной принцип не соблюден, то о хорошей звуковой сцене не может быть и речи.

Дистанция между колонками напрямую влияет на ширину звуковой сцены, образность и ощущение сосредоточенного центра. Чем дальше друг от друга находятся колонки (точка прослушивания при этом остается неизменной), тем шире становится звуковая сцена. Однако большое расстояние негативно влияет на образность — в конечном итоге слушатель может полностью потерять этот нужный эффект. Чем ближе стоят колонки, тем, соответственно, уже сцена.

При правильной, оптимальной расстановке громкоговорителей появляется эффект достаточно широкой сцены и сфокусированной образности. Для поиска лучшего местоположения акустики идеально подходит музыкальный материал, где основная роль отдана вокалисту с ненавязчивым аккомпанементом. Поставьте колонки поближе друг к другу, чтобы услышать максимально собранный в центре вокал. Постепенно отодвигая системы в разные стороны, слушайте музыку и анализируйте слышимое. Повторяйте процедуру до тех пор, пока не поймете, что центральный звуковой образ стал шире, рассеяннее. Исчезающая сфокусированность станет индикатором того, что максимально возможная дистанция между колонками была превышена.


Расстояние между стеной и акустической системой влияет на уровень баса

Чем ближе к стене и углу стоит АС, тем громче басы. Если отодвинуть колонку от стены, то низкие станут мягче. Расстояние до стен также влияет на ясность баса. В некоторых точках колонки вызывают меньше резонансов, в других — больше. Можно постараться снизить эти резонансы, если руководствоваться «правилом третей»: оптимальный уровень баса достигается тогда, когда дистанция между колонкой и стеной равна одной трети длины комнаты. Это не всегда практично, поэтому в качестве второго запасного варианта можно использовать схему расстановки, при которой колонки отодвинуты от стены на расстояние равное одной пятой длины помещения.

Чем дальше от стены, тем глубже и правильнее звуковая сцена

Установленная впритык к углам или стене акустика портит впечатление от звуковой сцены — исчезает глубина. Также на качество сцены могут повлиять отражающие звук объекты, включая телевизоры и камины. Если поставить колонки близко к стене, то вряд ли получится услышать качественную выраженную звуковую сцену. При этом буквально полметра могут сделать из плохой звуковой сцены замечательную.

Разворот громкоговорителей напрямую влияет на тональный баланс, ширину звуковой сцены и образность

Под разворотом мы имеем в виду развернутые по отношению к слушателю вовнутрь (или наружу) колонки. Эта техника очень полезна, если есть задача улучшить звуковую сцену и добиться сбалансированных высоких частот. Строгих правил здесь нет — оптимальный угол разворота зависит от самой акустики и помещения.

Чем больше колонки развернуты по отношению к слушателю, тем выразительнее становятся ВЧ. Чтобы получить желаемое звучание, следует постепенно менять угол разворота и оценивать результат после каждого небольшого изменения.


Помимо прочего, развернутые вовнутрь громкоговорители добавляют звучанию сфокусированности. Как правило, большой угол разворота дает очень выраженную, буквально оконтуренную звуковую сцену. Музыкальные образы становятся более независимыми, собранными и четкими, а размытость и пространственная неопределенность уходят.

Оптимальный разворот — это то положение, при котором высокие не слишком превалируют, но сосредоточенность в центре сцены явно ощущается. Если разворот вовнутрь сделать слишком большим, то звук станет чересчур ярким. Полное отсутствие разворота колонок сделает высокие частоты более плавными, однако это негативно повлияет на образность. Как и всегда, нужно шаг за шагом искать лучшее положение.

Стоит также отметить, что разворот акустики сказывается на объемности звуковой картины. Если колонки стоят прямо, то звуковая сцена становится больше, обширнее и при этом неразборчивее. Звук покажется «большим», но отследить положение инструментов станет сложнее. Направив акустические системы на точку прослушивания, звучание можно сделать гораздо яснее. Наконец, разворот двух колонок должен быть абсолютно идентичным. От этого зависит уровень реализма звуковой сцены.

Помните, процесс «слушай, подстраивай, слушай» невозможно обойти — только таким методом вы найдете идеальное местоположение для колонок.

Что нужно знать о домашнем кинотеатре. Часть третья. Расставляем колонки правильно

Пусть вас не вводит в заблуждение то обстоятельство, что в каждой части статьи мы делаем упор на важность выполнения того или иного этапа работ по созданию домашнего кинотеатра. В действительности все этапы важны, и влияние каждого сложно переоценить. Ненадлежащее выполнение требований какой-либо стадии построения ДК может обернуться существенным ухудшением качественных показателей работы системы, главный из которых – эмоциональный эффект.

Как и подбор аппаратуры и подготовка помещения, столь же важной процедурой является правильная расстановка акустических систем и зрительских мест в комнате. Главная задача – соблюдать те условия инсталляции, на которые рассчитаны современное оборудование и колонки. Ведь только в этом случае домашний кинотеатр одарит вас полноценным окружающим звучанием – захватывающим и объёмным.

Несмотря на всё многообразие систем окружающего звука, массовое распространение получили две: 5.1 и 7.1. Первая цифра обозначает количество основных акустических систем, а цифра после точки – количество каналов сабвуфера. На всех современных фонограммах низкочастотный канал один, так как человек не локализует на слух источник звука, воспроизводящий частоты ниже 100 Гц, – разделение НЧ-канала на несколько независимых попросту не имеет смысла. Хотя самих сабвуферов, играющих одну и ту же партию, может быть два и более, в зависимости от объёма/конфигурации помещения и характеристик самих сабвуферов.

Вариант идеального расположения громкоговорителей по схеме 5.1 приведён на рисунке ниже. Все АС находятся на равном удалении от места прослушивания, выстроившись по линии виртуальной окружности, в центре которой слушатели.

Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 5.1

Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 5.1

Аналогично и для 7.1. Только колонок окружающего звучания будет не две, а четыре: так называемые боковые (side surround) и тыловые (rear surround).

Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 7.1

Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 7.1

Идеальная реализация подобных схем на примере реальных инсталляций будет выглядеть следующим образом:

Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 5.1

Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 5.1

Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 7.1

Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 7.1

  • Три АС впереди слушателей (фронтальные и центральная) могут располагаться в одну линию, а не по «окружности». При этом фронтальные колонки должны по возможности образовывать с местом прослушивания равносторонний треугольник.
  • Тыловые громкоговорители могут находиться на меньшем удалении от зрителей, чем фронтальные, однако крайне желательно обеспечить расстояние хотя бы 1,5 м от каждого тылового громкоговорителя до ближайшего зрителя. Если зрительские места расположены вплотную к задней стене помещения, тыловые колонки должны быть настенными (подробнее см. далее).
  • Сабвуфер не показан на схемах, поскольку его расположение напрямую зависит от помещения. В процессе инсталляции должны производиться расчёты акустики комнаты для заблаговременного выбора размещения НЧ-модуля. Либо выбор места установки сабвуфера производится в процессе инсталляции на слух. В среднестатистическом домашнем кинотеатре применяется один сабвуфер, в более продвинутых системах, а также в комплексах класса THX используются два одинаковых «низкочастотника», которые обычно располагаются под фронтальными колонками (или рядом с ними) либо в районе центрального спикера. В любом случае, должна сохраняться симметрия размещения АС.

Выбор расположения сабвуфера в комнате на слух

Данная процедура производится после подключения и настройки всей системы. Ставьте сабвуфер по очереди в разных местах комнаты, включайте запись с хорошим басом и слушайте, находясь в зоне зрительских мест. Когда бас будет наиболее разборчивым и не гудящим – это и есть оптимальная для сабвуфера дислокация. Другой метод называется «от обратного». Сабвуфер размещается там, где будут находиться зрительские места, а инсталлятор начинает перемещаться на четвереньках вдоль стен помещения. Как только обнаружится область, где бас будет звучать наиболее чисто и разборчиво, – туда и можно поставить сабвуфер. Если он в системе один, обратите внимание в первую очередь на область рядом с одной из фронтальных колонок. Сабвуфер должен находиться в 20-30 см от стены, но в углу.

Тип и размещение тыловых АС

Одно из основополагающих правил выбора акустики – однородность. Подразумевается, что все основные колонки многоканальной системы (сабвуфера это не касается) должны принадлежать к одной серии одного производителя. Тем не менее условия инсталляции часто вносят свои коррективы. Бывает, что отсутствует возможность поставить зрительские места (кресла или диван) на расстоянии хотя бы одного метра от задней стены. И если сложилась именно такая ситуация (что нежелательно), единственный способ обеспечить более-менее корректное окружающее звучание – использование настенных АС с корпусами малой глубины. Они должны быть смонтированы на высоте примерно 2 метра от пола и по возможности ориентированы немного в сторону зрителей. Далее производится коррекция настройками ресивера. Также высокое расположение тыловых настенных АС имеет смысл применять при необходимости озвучить зрительские места в несколько рядов. Наглядные примеры того, как реализуется подобная схема, вы можете увидеть в любом современном коммерческом кинотеатре. Если же мест 2-3 и они установлены в один ряд, то для озвучивания тыловых каналов прекрасно подойдут более доступные и обладающие более полновесным звучанием корпусные колонки полочного типа на высоких подставках или на настенных кронштейнах. Они должны располагаться чуть выше голов зрителей, на расстоянии минимум 1,5 м (лучше – дальше) от них.

Выбрать 5.1 или 7.1?

Этот вопрос всё менее актуален, а с приходом Blu-ray и HD DVD «в каждый дом» совсем потеряет актуальность: для новых форматов 7.1 является стандартом де-факто. Однако в некоторых случаях 5.1 бывает предпочтительнее. Например – в небольших комнатах, в которых установленные под углом 110 градусов тыловые колонки будут располагаться дальше от ушей зрителей, чем боковые и тыловые по схеме 7.1. Значит, и окружающее звучание будет более объёмным за счёт лучшего рассеивания звука, несмотря на меньшее количество каналов в системе.

Читайте также: