При малярных работах окраска стен ведется по направлению

Обновлено: 08.05.2024

При малярных работах окраска стен ведется по направлению

Технические рекомендации
по технологии окраски интерьеров и фасадов строящихся жилых
и общественных зданий

Дата введения 2003-10-01

РАЗРАБОТАНЫ ГУП "НИИМосстрой"

УТВЕРЖДЕНЫ Начальником Управления научно-технической политики в строительной отрасли А.Н.Дмитриевым 18 августа 2003 г.

ВЗАМЕН ВСН 45-96

Настоящие рекомендации разработаны взамен ВСН 45-96 "Инструкция по технологии окраски интерьеров и фасадов строящихся и реконструируемых жилых и общественных зданий". В рекомендациях изложены технические характеристики широкого спектра применяемых в настоящее время лакокрасочных материалов (ЛКМ) и систем ЛКМ, применение которых обеспечивает повышение декоративности и сроков эксплуатации защитных покрытий, представлена технология производства отделочных работ при окраске и отделке фактурными составами поверхностей строительных конструкций, дана карта пооперационного контроля качества.

ГУП "НИИМосстрой" (ОС "Мосстройсертификация") и ГУ Центр "ЭНЛАКОМ" (ОС "ЭНЛАКОМсертификация") сформирована база данных по сертификации ЛКМ и систем ЛКМ, а также база данных экспертных заключений по качеству отделочных материалов, выпускаемых отечественными и зарубежными производителями за период 1997-2002 г.г. В основу технических требований к ЛКМ положен анализ этой информации.

Технические рекомендации предназначены для инженерно-технических работников и бригадиров строительных организаций, производящих внутренние и наружные отделочные работы, а также проектировщиков и организаций, осуществляющих контроль качества работ.

Рекомендации разработаны ГУП "НИИМосстрой" (Устюгов В.А., Калинин Ю.А., Воропаева Р.И., Ястребова З.А.) при экспертизе ГУ Центр "Энлаком" (Усатова Т.А.)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие технические рекомендации предназначены для руководства при окраске интерьеров и фасадов строящихся жилых и общественных зданий.

1.2. Рекомендации распространяются на работы по окраске бетонных, железобетонных, асбестоцементных, оштукатуренных поверхностей и гипсокартонных листов.

1.3. Рекомендации распространяются на производство малярных работ с использованием готовых к применению красок на основе водных дисперсий полимеров (акриловых, силан-силоксановых, поливинилацетатных, акрилстирольных и др.), на основе жидкого калийного стекла (силикатных), органорастворимых на основе акриловых смол, а также наполненных декоративных составов.

1.4. Технические рекомендации разработаны с учетом требований и положений СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отделочные покрытия", ТР 79-98 "Технические рекомендации по подготовке наружных ограждающих конструкций жилых и общественных зданий под отделку при их реконструкции и ремонте", ТР 95.11-99 "Производство малярных фасадных работ", ТР 94.11-99* "Производство малярных и обойных работ".

* Действует ТР 94.11-05. - Примечание "КОДЕКС".

1.5. Работы по ремонту, отделке и окраске фасадов зданий следует проводить при наличии Паспорта "Колористическое решение, материалы и технология проведения работ", выдаваемого Москомархитектурой по установленной форме, утвержденной Главным художником города Москвы (колористическое решение) и с учетом рекомендаций ГУП ЦЕНТР "ЭНЛАКОМ" (материалы и технология производства работ). В работе следует использовать ЛКМ, имеющие сертификаты соответствия, выданные ГУП "НИИМосстрой" (система ГОСТ Р) или ОС "ЭНЛАКОМСЕРТИФИКАЦИЯ" (московская система сертификации) и экспертные заключения по качеству, выдаваемые ГУП ЦЕНТР "ЭНЛАКОМ" (Распоряжение N 354 РМ от 10 апреля 1998 г.).

1.6. Для обеспечения совместимости подготовительных и финишных отделочных материалов необходимо применение однородных систем ЛКМ, включающих материалы для подготовки поверхностей (шпатлевки, пропитки, грунтовки) и окраски (эмали, краски, декоративные штукатурки и фактурные составы).

1.7. Отделочные материалы должны готовиться централизованно и поступать на строительные объекты готовыми к употреблению.

1.8. Запрещается использование "спецколера", приготовленного на строительной площадке.

При необходимости разведения материалов до определенной вязкости разрешается использовать только рекомендованный растворитель или смесь растворителей.

Рекомендованные краски нельзя смешивать с другими красками.

ЛКМ, упакованные в бочку емкостью 100 кг и более, необходимо перед вскрытием "раскатать" и простучать для достижения однородности материала.

Перед употреблением ЛКМ следует тщательно перемешать и при необходимости процедить через сито с размером отверстий 2 мм.

1.9. В проекте организации строительства должны указываться сведения об условиях поставки и транспортирования отделочных материалов предприятиями-поставщиками.

1.10. Организация транспортирования, складирования и хранения отделочных материалов должна соответствовать требованиям стандартов (ГОСТ 9980.3-86 - 9980.5-86, ГОСТ 28013-98) и технических условий и исключать возможность их повреждения.

Водно-дисперсионные ЛКМ следует хранить в сухих, проветриваемых помещениях при температуре не ниже +5 °С и предохранять от прямого воздействия солнечных лучей.

Штукатурные сухие растворные смеси должны доставляться в контейнерах или специальных мешках, предохраняющих смеси от увлажнения, и храниться в закрытых сухих помещениях при температуре не ниже +5 °С.

Доставленная на строительную площадку растворная смесь должна быть разгружена в бункер или контейнер-ящик.

При необходимости в нормативно-технической документации на конкретный материал указывают другие режимы хранения продукции.

1.11. Сухие штукатурные и специализированные смеси должны доставляться в контейнерах или специальных мешках, предохраняющих смеси от увлажнения, и храниться в закрытых сухих помещениях при температуре не ниже +5 °С. Доставленная на строительную площадку растворная смесь должна быть разгружена в бункер или контейнер-ящик. При необходимости в нормативно-технической документации на конкретный материал указывают другие режимы хранения продукции.

1.12. Внутриплощадочные подготовительные работы должны предусматривать устройство складских помещений для материалов.

1.13. Выполнение работ сезонного характера необходимо предусматривать в наиболее благоприятное время года.

1.14. Отделочные работы должны выполняться в соответствии с проектом производства работ (ППР).

1.15. До начала выполнения отделочных работ на фасадах необходимо произвести следующие работы:

- устройство кровли и карнизных свесов, водосточных труб, козырьков над входами, балконов, лоджий и их ограждений, полов и гидроизоляции, а также отмосток вокруг зданий;

- покрытие оцинкованным железом или листовым алюминием сливов оконных проемов, выступающих архитектурных деталей;

- заделка стыков и швов стеновых блоков или панелей;

- обрезка металлической арматуры, выступающей из плоскости фасада;

- установка пожарных лестниц.

1.16. Подготовленный под окраску фасад должен быть принят по акту.

1.17. Работа по окраске фасадов производится с инвентарных трубчатых лесов, передвижных лесов, подвесных люлек и других средств подмащивания, что определяется проектом организации работ.

1.18. Отделку фасадов запрещается производить:

- в жаркую погоду при температуре воздуха в тени не более +27 °С для водно-дисперсионных и +20 °С для органорастворимых ЛКМ, при прямом воздействии солнечных лучей;

- во время и после дождя по мокрым поверхностям;

- при скорости ветра более 10 м в сек;

- при круглосуточной температуре воздуха ниже +5 °С для водно-дисперсионных и -15 °С для ЛКМ на растворителях;

- зимой по наледи, во время снегопада, по влажным поверхностям;

- при работе в зимнее время органорастворимые ЛКМ следует хранить в отапливаемых помещениях и на рабочее место поставлять в утепленной таре в требуемом количестве.

1.19. До начала работ по отделке интерьеров строящихся жилых и общественных зданий должны быть закончены следующие работы:

- устроены гидро-, тепло- и звукоизоляция, стяжки на перекрытиях, балконах и лоджиях;

- заделаны и изолированы места сопряжений оконных, дверных и балконных блоков;

- загерметизированы швы между блоками и панелями на фасаде здания;

- остеклены световые проемы;

- смонтированы закладные изделия;

- проведены испытания систем тепловодоснабжения и отопления;

- проложены все коммуникации и заделаны коммуникационные каналы;

- смонтированы скрытые сети электрообеспечения, радиофикации, телефонизации и др.

1.20. Подготовленные под окраску поверхности интерьеров должны быть приняты по акту.

1.21. Окраску внутренних поверхностей допускается производить при температуре в помещении не ниже +10 °С и относительной влажности воздуха не более 60%. Такой температурно-влажностный режим должен поддерживаться в течение 2 сут до начала и 12 сут после окончания работ.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ПОВЕРХНОСТЯМ, ПОДЛЕЖАЩИМ ПОДГОТОВКЕ ПОД ОКРАСКУ В СТРОЯЩИХСЯ ЗДАНИЯХ

2.1. Поверхности наружных стеновых панелей должны отвечать требованиям ГОСТ 11024-84* "Панели стеновые наружные бетонные и железобетонные для жилых и общественных зданий. Общие технические условия", ГОСТ 13015.0-83* "Конструкции и изделия бетонные и железобетонные сборные. Общие технические требования", СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные отделочные покрытия", ТР-79-98 "Технические рекомендации по подготовке поверхностей наружных ограждающих конструкций жилых и общественных зданий под отделку при их реконструкции и ремонте".

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 13015-2003. - Примечание "КОДЕКС".

2.2. Бетонные и обработанные раствором поверхности панелей должны соответствовать техническим условиям на панели конкретных видов. В случае, если в технических условиях не установлены категории поверхностей, то их следует принимать (кроме поверхностей, отделываемых в процессе изготовления):

- А2 - лицевые наружные и внутренние поверхности полной заводской готовности, а также лицевые внутренние поверхности, подготовленные под окраску (в том числе откосы оконных и дверных проемов) без шпатлевания их на строительной площадке;

- A3 - лицевые наружные поверхности, подготовленные под окраску без шпатлевания их на строительной площадке, а также лицевые внутренние поверхности, подготовленные под окраску со шпатлеванием на строительной площадке.

2.3. Категория бетонных поверхностей должна соответствовать категории, установленной стандартом или техническими условиями на конструкцию:

- на лицевой поверхности не допускается наличие жировых и ржавых пятен;

- размеры раковин, местных наплывов и впадин на бетонной поверхности и околов бетона ребер конструкций не должна превышать значений, указанных в табл.N 1.

5. Технология окраски поверхностей

Для нанесения окрасочных составов используют различные кисти, валики, краскопульты, компрессорные окрасочные агрегаты с пистолетами-распылителями.

Кисти применяют при небольших объемах работ и для окраски труднодоступных мест. Более высокая производительность труда и качество работ достигаются при применении валиков с поролоновым или меховым чехлом.

Принцип работы краскопульта заключается в том, что под давлением краска через отверстие в удочке равномерно распыляется по поверхности. Однако краскопульты можно использовать только для нанесения невязких окрасочных составов (известковые, клеевые, силикатные и т. п.).

Для нанесения малярных составов любой вязкости применяют компрессорные окрасочные агрегаты с пистолетами-распылителями. При малых объемах работ бачок для малярного состава подвешивают к пистолету-распылителю.

Наносить окрасочные составы удочкой с форсункой или пистолетом-распылителем следует плавными кругообразными движениями параллельно окрашиваемой поверхности. При этом надо следить, чтобы не было пропусков и повторных прохождений по одному месту. Для равномерного и плотного оседания состава форсунку удочки следует держать на расстоянии 0,75-1 м от окрашиваемой поверхности, а головку пистолета — на расстоянии 25–30 см. Если расстояние будет больше указанного, краска не долетит до поверхности, а при меньшем расстоянии образуются подтеки. Казеиновые составы пригодны для окраски как внутренних, так и внешних поверхностей зданий. Но в малярных работах их применяют редко, так как они допускают применение только щелочеустойчивых пигментов, чем ограничивается их цветовая палитра, а также из-за дефицитности связующего.

Известковые и цементные составы применяют для окраски сырых помещений, фасадов зданий, к отделке которых не предъявляют высоких требований.

Силикатные составы могут использоваться для окраски внутренних помещений и фасадов. Краски обладают хорошей адгезией к поверхностям, поэтому впервые окрашиваемые поверхности можно не огрунтовывать.

Водно-дисперсионные составы предназначены для окраски потолков и стен. Не допускается окрашивать этими красками оконные проемы, двери, пластмассовые изделия.

При нанесении краски кистями поверхность получается штрихованной, поэтому при необходимости выполняют торцевание свежеокрашенной поверхности. Валики и механизированная окраска дают равномерно шероховатую фактуру. Окрасочные составы всех видов надо наносить тонким слоем. Если сквозь красочный слой проявляется подложка или предыдущий красочный слой, необходимо нанести еще один красочный слой до полного получения данной тональности. Последний красочный слой на потолке наносят по направлению к свету, на стене — сверху вниз, а на дереве — по направлению волокон.

Окраска масляными составами. Масляными красочными составами поверхности окрашивают в защитных и декоративных целях. В том случае, когда главным является защитное назначение покрытия, применяют составы, образующие глянцевые пленки. При образовании глянцевых пленок пигменты погружаются в толщу красочного покрытия, поверх пигментов находится сплошной слой связующего, зеркально отражающего свет.

При декоративной окраске поверхностей внутри здания применяют матовые покрытия (табл. 21). Эти покрытия смягчают цветовые тона окраски, делают менее заметным дефекты штукатурки, бетона, древесины. Чаще всего матовые покрытия получают, снижая в пленке количество связующего и заменяя его испаряющимся растворителем или вводя в составы матирующие добавки — пчелиный и искусственный воск, разведенный в растворителе.


При матировании воском пластинки его всплывают и, располагаясь на поверхности покрытия под различными углами, также рассеянно отражают падающие на него лучи света.

Способ приготовления: сухие белила и пигменты перетирают с растворителем до сметанообразной консистенции. Белила тертые разводят олифой и остатком скипидара, вводят в них перетертые в скипидаре сухие белила, пигменты и сиккатив. Состав перемешивают и процеживают на вибросите СО-3 с сеткой 0,25-0,2. Составы наносят на поверхности макловицей, валиком с меховым чехлом или кистью-ручником. Свежеокрашенную поверхность обрабатывают торцовкой.

При приготовлении восковых матовых покрытий готовят состав по рецепту, кг:


Способ приготовления: воск измельчают, заливают пятикратным количеством скипидара и выдерживают до полного растворения. Сухие цинковые белила и сухие пигменты разводят половинным количеством скипидара и перетирают на краскотерке.

Белила тертые разводят остатком скипидара и сиккативом, затем вводят в состав сухие пигменты и цинковые белила, перетертые на скипидаре. Состав хорошо перемешивают, затем вводят раствор пчелиного воска. Состав вновь перемешивают.

Состав наносят на поверхность кистью-ручником, растушевывая красочный слой и обрабатывая его жесткой щеткой-торцовкой с тщательно выровненным волосом. Выравнивание волоса щетки-торцовки производят обжигая ее на раскаленной плите. При работе щеткой-торцовкой необходимо следить за тем, чтобы не образовывать повторно проторцованную и уже несколько окрепшую поверхность. Это может привести к появлению более светлых мест, резко выделяющихся на общем фоне.

Окраска поливинилацетатными красочными составами. Поливинилацетатные водно-дисперсионные краски широко используются при декоративных отделках.

Эти составы готовят из поливинилацетатной эмульсии, пигментов с добавлением стабилизатора и пластификаторов. Краски предназначаются для внутренней отделки зданий по штукатурке (известково-песчаной, известково-гипсовой, известково-цементной, цементной), листовому асбестоцементу, бетону, гипсолиту, гипсу, дереву. По металлу окрасочные составы наносят только после предварительного грунтования поверхностей масляной или лаковой антикоррозионной краской.

Поливинилацетатные краски могут использоваться при стенной росписи, а также при альфрейных работах. Время высыхания этих красок непродолжительно — около 2–3 ч при температуре 18–22 °C, поэтому двух-, трехслойную окраску можно закончить в течение одного дня.

Быстрое высыхание составов определяется временем испарения воды, которая находится в числе компонентов в количестве 39–40 %. На долю смолы и пигментов приходится 60–61 % состава. Поливинилацетатные краски представляют собой эмульсию типа MB («масло в воде»). Это такой состав, в котором смола (связующее) и пигменты в виде отдельных частиц, перемешанные равномерно, плавают в водной среде. Если нужно понизить вязкость состава, разводят его водой. При испарении воды частицы смолы размером 1–4 мк сначала сближаются, окружая плотным кольцом пигменты, а затем смыкаются и сливаются, образуя плотную пигментно-смоляную массу с некоторым количеством мельчайших пор на поверхности, через которые испарялась вода. Высохшая пленка занимает значительно меньший объем и по высоте равна примерно 60 % от первоначальной. Так как поверхность красочной пленки пористая, она приобретает полуматовый шелковистый блеск, придавая окраске декоративность, и при соответствующей подготовке оснований и качественном выполнении самой окраски может с большим успехом заменить матовые масляные покрытия при отделке интерьеров.

Для подготовки поверхностей под окрашивание высококачественными составами пользуются безмасляной асбестомеловой шпаклевкой, приготовленной по рецепту, %:


Способ приготовления: сухую смесь асбеста и мела затворяют 10 %-ным раствором животного клея до пастообразного состояния, затем вводят поливинилацетатную краску, перемешивают состав и перетирают его на краскотерке. Состав пригоден для работы в течение 3 суток. Шпаклевку нужно хранить в плотно закрывающейся деревянной таре. При хранении в металлической таре внутренние поверхности ее необходимо предварительно окрашивать эмалевой или масляной краской. Асбестомеловую шпаклевку применяют для выравнивания поверхностей бетонных, оштукатуренных известково-песчаными, известково-гипсовыми, известково-цементными и цементными растворами, сухих гипсовых и древесно-волокнистых плит и конструкций из дерева. Эта шпаклевка при нанесении ее на бетонные и оштукатуренные поверхности, в отличие от клеемасляных, не требует грунтования. На дерево и древесноволокнистые плиты шпаклевку наносят после предварительного грунтования поверхностей олифой или масляной краской, разведенной олифой до вязкости 35–40 с по вискозиметру ВЗ-4.

Для получения высококачественной окраски поверхности следует обрабатывать следующим образом:

поверхности зачищают и удаляют пыль; огрунтовывают;

выбоины и неровности подмазывают и шлифуют;

шпаклюют и шлифуют дважды;

огрунтовывают поливинилацетатной грунтовкой;

выправляют цветной шпаклевкой и зачищают;

огрунтовывают поливинилацетатной грунтовкой;

Огрунтовывают поверхности кистями и валиками, а окрашивают кистями, валиками и пневматическими краскораспылителями. Для первой окраски, которую производят кистями и валиками, поливинилацетатные краски вязкостью 80 с по вискозиметру ВЗ-4 разводят водой до вязкости 50 с. Для второй окраски кистями и валиками применяют составы вязкостью 80 с.

Для первой и второй окрасок ручным краскораспылителем поливинилацетатные краски разводят водой до вязкости 35 с. Гладкое покрытие с шелковистым блеском образуется при окраске ручным краскораспылителем СО-71. При окраске меховым валиком получают менее гладкую поверхность, чем при обработке свежеокрашенной пленки мягкой торцовкой. При окраске кистью может получиться некоторая штриховатость красочной пленки. Ее можно уменьшить быстрой растушевкой и торцеванием красочного слоя. При окраске поливинилацетатными красочными составами не следует их наносить на основания, покрытые ранее меловой побелкой, а также обработанные купоросными, квасцовыми и глиноземными грунтовками.

В первом случае пленка поливинилацетатной краски будет отставать от основания вместе с набелом, а во втором — ложится неровно. Поэтому перед окраской с этих поверхностей удаляют набелы, а грунтовочные пленки очищают шкуркой, затем обрабатывают поверхности масляной краской или олифой с добавлением пигментов. Поверхности окрашивают поливинилацетатными составами при температуре не ниже +8 °C. При более низкой температуре составы загустевают, распределяются по поверхностям неровным слоем, сроки высыхания их увеличиваются.

Покрытие деревянных поверхностей лаками и восками. Поверхности конструкций и изделий из древесины различных пород покрывают лаками и восками для декоративной отделки, повышения санитарно-гигиенических условий эксплуатации и предохранения древесины от увлажнения и механических повреждений. Лаковые и восковые покрытия прозрачны и поэтому, изменяя характер отражения света, усиливают текстуру древесины и ее природный цвет. Под эти покрытия пригодны только совершенно ровные и гладкие поверхности без каких-либо изъянов. При недостаточной подготовке все изъяны после лакирования или вощения становятся еще более заметными из-за искаженного отражения света. Поэтому поверхности конструкций и изделий из дерева (перегородки, столярные изделия и т. п.), установленные на место, тщательно подготавливают, удаляя изъяны после монтажа и шлифуя поверхности мелкозернистой абразивной бумагой (3, 4 или 5). После шлифования удаляют ворс, предварительно смачивая поверхности водой и снимая ворс после просушивания мелкозернистой абразивной бумагой тех же номеров. С мягких пород ворс снимают не менее 2 раз, каждый раз смачивая и просушивая поверхность.

Для усиления естественной окраски древесины и придания ей более глубокого цвета, для устранения дефектов в древесине ценных пород (синевы, пятен, полос), а также для имитации менее ценных пород под более ценные, древесину перед лакированием и вощением окрашивают водными растворами органических и синтетических красителей и солей металлов.

В зависимости от степени выявления текстуры, цвета древесины окрашивание (протравление) выполняют тремя способами: поверхностным, протравным и проявляемым. Для каждого способа применяют специальный состав протравок (окраски), которые содержат различные минеральные и органические красители: марганцево-кислый калий, хром, сульфат натрия (глауберова соль), анилиновые краски и др. Окрашенные (протравленные) поверхности высушивают и покрывают прозрачными масляно-смоляными лаками кистью, тампоном или краскораспылителем в зависимости от вязкости лака. Рабочая вязкость лака регулируется добавлением скипидара.

Высохший первый слой лака легко шлифуют тонкой шкуркой, затем покрывают вторым слоем лака и после высыхания накладывают последний ровный тонкий слой лака. Для лаковой обработки древесины отличные декоративные и технологические качества имеет лак ПФ-283 (4 с).

Наряду с покрытием деревянных поверхностей лаками часто применяют матовую отделку, которая придает поверхности приглушенный отсвет. Обычно применяют два вида матовой отделки — вощение и мастикование. Вощение и мастикование делают остывшими составами, которые наносят на древесину равномерным слоем, без пропусков, кистью с жесткой и короткой щетиной. Восковой слой выдерживают 24 ч при температуре 18–20 °C. Затем его растирают суконкой до появления равномерного блеска. Иногда восковой слой покрывают масляно-смоляным лаком, разведенным политурой 1:1.

Для вощения применяют состав, %:


Для мастикования применяют состав, %:


Глава 47. Окрашивание поверхностей

Глава 47. Окрашивание поверхностей После завершения работ по обновлению потолка необходимо выполнить операции по восстановлению прежней красоты оконных переплетов, дверных косяков, дверей и всех окрашенных поверхностей в вашем доме.Итак, приступаем к малярным работам.

К альбому схем маскирующей окраски самолетов

К альбому схем маскирующей окраски самолетов 1. Настоящий альбом разработан в соответствии с приказом НКАП СССР и ВВС Красной армии № 389/0133 от 3 июля 1943 г.2. Верхние и боковые поверхности всех самолетов истребительного типа окрашиваются в два цвета: серо-голубой и

8. Подготовка поверхностей

8. Подготовка поверхностей Проверив состояние помещений, переданных под отделку строителями, штукатуры приступают к подготовке поверхностей.Плоскости, подлежащие штукатурке, следует тщательно очистить от грязи, пыли, жирных и смоляных пятен, а также от выступивших на

13. Оштукатуривание фигурных поверхностей

13. Оштукатуривание фигурных поверхностей Отделка углов. Любое помещение имеет, естественно, не только плоские поверхности стены и потолки, а и углы, откосы, русты, карнизы, ниши и все это требует отделки, причем особенно тщательной. Если на большой прямой плоскости

Малярные работы и методы нанесения рисунка

Для нормального проведения всех малярных работ помимо основных малярных инструментов могут понадобится разнообразные дополнительные материалы: гипс для трещин и дефектов стен, раствор для ремонта штукатурного слоя, флюатирования налета или пятен, обезжиривающие вещества и другое.

Однослойная краска не может обеспечить достаточную защиту основания, поэтому краска последовательно наносится несколькими слоями, у каждого из которых есть своя функция.

Самый нижний слой обеспечивает сцепливание декоративного покрытия с основанием. Накрывочный слой, который завершает покраску, защищает нижние слои от внешних факторов и несет на себе декоративную нагрузку. Если, к примеру, масляную краску нанести одним слоем, то ее поверхность почти всегда останется морщинистой, а позже появятся трещины.

Количество необходимых слоев напрямую зависит от вида выбранной краски и типа окрашиваемого основания. Клеевая краска наносится в два слоя, водоэмульсионка — в три, некоторые глянцевые в пять и более.

Каждый следующий слой должен нести в себе больше пигмента и меньше связующего вещества. К примеру, эмульсию из грунтовки нужно в значительной степени развести водой, а для накрывочного слоя не разводят вообще.

Перед окрашиванием нужно правильно подготовить основание. Окрашиваемая поверхность не должна быть грязной, пыльной, в ржавчине, жирных пятнах и обязательно высушена, особенно, если речь идет о дереве, ведь если в его порах останется влага, то краска туда проникнуть не сможет, а останется на поверхности, со временем просто отпадет.

Если дерево внутри сырое, а снаружи сухое, то при нагревании испаряющаяся водяная среда будет давить на красочный слой и тот со временем отвалится.

Для достижения хорошего результата при покраске не следует проводить работы при высоких или низких температурах, на солнце, сквозняке, при повышенной влажности.

Кисть при окрашивании следует держать с небольшим уклоном относительно поверхности. В краску окунать ее не нужно полностью, а лишь на четверть длины волосинок. Избыток взятой краски снимают о край банки.

Вначале краска наносится на грани, углы и труднодоступные места, а затем только на гладкие и ровные части поверхности. При окрашивании поверхности над головой, очень часто краска может капать на голову и ручку кисти. Во избежание таких неприятностей можно разрезать старый резиновый мячик пополам и прицепить его на кисть.

Если предстоит окрасить потолок, то в первую очередь нужно снять слой побелки, если он там был. Если он незначителен, то смыть его будет можно простой горячей водой и кисточкой, а вот с толстым слоем придется повозиться и обрабатывать его в сухом виде скребком. Можно предварительно смочить его и через 30-40 минут снять шпателем или скребком.

Инструмент следует держать под углом к обрабатываемой поверхности, слегка на него нажимая, скользящими движениями продвигая инструмент вперед и снимая слой набела. Подобным способом удаляются брызги раствора, наслоения краски и загрязнения.

Трещины на стенах и потолке нужно вначале расширить, а затем замазать необходимым раствором. Сделать это следует шпателем, захватывая при этом не только расшитые трещины, но и впадины и другие неровности обрабатываемой поверхности. По факту высыхания эти места шлифуются и подгрунтовываются.

Покраска кистью.

В последнее время очень часто для окрашивания используют краскопульт, но в домашних условиях вполне можно обойтись и кистью.

Кисть, как и любой другой инструмент, нужно подготовить – промять ее пальцами, продуть, убирая посторонние частицы. Для покраски вполне подойдут и круглые, и плоские кисти. Если кисть выбирается круглая, то размер ее зависит от типа обрабатываемой поверхности и от густоты лакокрасочного материала.

Если кисточка новая, то ее длину нужно уменьшить до 30-40 см чтобы она не разбрызгивала краску. Для этого ее достаточно просто перевязать в нужном месте.

Краска наносится равномерно, двигаясь с начала в одном направлении, потом перпендикулярно ему. Следует очень тщательно растушевывать до тех пор, пока вся поверхность не будет окрашена равномерно. Завершающие движение кисточкой выполняются вдоль длинных сторон горизонтальных поверхностей, на вертикальных – сверху вниз, на дереве – по направлению годичных слоев.

Если краска имеет в основе олифу, то завершающий слой разглаживают легким движением кисточки в перпендикулярном направлении. Для такого разглаживания лучше взять волосяную кисточку.

Если покрасить нужно большую поверхность, то лучше разделить ее на несколько мелких зон, ограниченных, к примеру, швами или планками. Следует брать во внимание и тип лакокрасочного материала.

Если красится вертикальная поверхность, то краску нужно тщательнейшим образом растушевывать, чтобы она не текла и не образовались некрасивые потеки. Они образовываются не сразу, а спустя некоторое время по окончании покраски, поэтому краску слишком жидкую лучше не брать или наносить ее толстым слоем.

Если обработать надо сложную рельефную плоскость с углублениями, то следует помнить, что в таком случае нельзя наносить много краски, она в последствии может морщинить и долго сохнуть.

Для ровного края можно использовать клейкую ленту, которую наносят на ранее подготовленную линию.

Покраска валиком

Для смачивания валика понадобится специальный плоский ящичек из металла или пластмассы с продольными трапецевидными стенками. В этом ящичке есть специальное сито 10-20 мм, по нему проводят валиком каждый раз после смачивания в краске для удаления излишков и равномерного распределения краски по самому валику.

Работа проходит так: на поверхность размером около 1 М2 нужно нанести несколько полос краски, потом прокатать эти полосы отжатым валиком в горизонтальном направлении с некоторым уклоном до полного и равномерного распределения краски на поверхности.

Распыление

У такого метода нанесения краски есть ряд существенных преимуществ, особенно если предстоит покраска большой площади. С помощью распыления лакокрасочные материалы наносятся очень быстро и что самое главное – равномерно.

Для труднодоступных мест распыление крайне удобно, к примеру, для внутренней части батарей. Во время распыления частицы краски попадают на поверхность, соединяются между собой и образуют крепкий равномерный слой.

При нанесении краски таким образом следует закрыть все предметы и поверхности, которые красить не нужно. Тут вполне подойдет клейкая лента и пленка.

Для того, чтобы край получился ровный, можно использовать липкую ленту, которую наклеивают на подготовленный заранее уровень.

Следует обращать внимание на количество краски в распылителе, потому что как только уровень краски упадет, он может выбросить неконтролируемый объем краски и испортить всю работу.

Обработка губкой.

С помощью губки можно создать мягкий пятнистый узор. Светлый тон нижнего фона будет выглядеть как неопределенные прожилки. Сама краска не должна быть белоснежной, ее следует затонировать, это придаст эффект утонченности. Если хотите добиться более контрастного решения, то нужно нанести темный узор по матовой эмульсионной краске, это сделает рисунок более оригинальным и мерцающим.

Нанесение краски с помощью губки может как осветлить, так и затемнить общий тон. Для фона и наката следует выбрать сочетающиеся между собой оттенки одной цветовой гаммы. Плотно нанесенный, без пропусков и пробелов, рисунок создаст образ интенсивно окрашенной поверхности. Так же, и цвет, и фон основного фона влияет в значительной мере на интенсивность узора, который был нанесен поверх него.

Губкой можно обработать практически любую поверхность, но самый большой эффект она придает большим поверхностям, к примеру, стенам. Таким способом очень хорошо можно замаскировать, например, батареи.

И для основного слоя, и для декоративного, который наносится сверху, применяют неразбавленную водоэмульсионную краску, а для деревянных и металлических элементов – масляную краску. В таких случаях лучше всего использовать натуральную морскую губку, ее структура имеет оптимальное количество пустот. Если рисунок начала повторяться, то губку можно разделить на несколько частей и продолжить работу внутренней ее частью, наименее неровной.

Технология нанесения узора губкой.

Для начала нужно налить в лоток краску более темного тона, которая предназначается для нанесения рисунка, и тщательно перемешать. Заранее следует вымочить губку в воде, если окрашивание будет производиться эмульсией, если масляной, — в уайт-спирите. Нужно отжать губку, потом окунуть в краску и прижать с усилием к рифленой части лотка, чтоб губка полностью напиталась краской.

Далее следует убрать излишки краски. Это можно сделать, слегка касаясь бумаги: если губка переполнена краской, то рисунок будет размытым, с кляксами или вообще поплывет.

Покраску лучше начинать сверху-вниз. Касания должны быть легкими и отрывистыми, губку не нужно вращать и сильно прижимать к поверхности. Руку нужно передвигать так, чтобы избегать повторения рисунка. Когда губка чуть подсохнет, ею можно будет обработать углы и места вдоль плинтуса. Здесь поневоле нужно прижимать губку сильнее и уже слегка подсушенная она не испортит покраску потеками.

Традиционный метод штриховой обработки.

В данном случае нужно приготовить глазурь. Следует смешать 70% лака, 10% уайт-спирита и 20% масляной краски, нанести смесь по основному тону полосой 0,5 м сверху вниз. Пока глазурь не высохла, по ее поверхности нужно нанести щеткой пунктир быстрым движением, но не вращать и не волочить щетку. Далее следует продолжить обработку, пока вся поверхность не будет покрыта пунктиром. Для того, чтобы скрыть стыки, нужно делать перехлест с соседней полосой.

Если обрабатываемая поверхность во время эксплуатации будет нуждаться во влажной обработке, то сверху нужно нанести матовый полиуретановый лак.

Штрих даст более изящный рисунок, по сравнению с губкой. Он наносится еще на незастывшую глазурь или лак, создает очень эффектную поверхность, усыпанную точками, через которую виднеется фон. Цвет и тон выбираются по принципу, одинаковому при обработке губкой.

Если у фона более светлый оттенок, то для легкой цветовой дымки подойдет более темный тон, он подчеркнет рисунок. Обратная комбинация тоже реальна.

Наносить такой штрих-рисунок можно в принципе на любую поверхность, но особый шик он придаст стенам небольших комнат, мебели и дверям.

Штриховая обработка лучше всего сочетается с неразбавленной масляной или эмульсионной краской в зависимости от типа поверхности. Щетки следует брать специальные, из барсучьего волоса, но в принципе подойдет и любая плоская, при условии, что щетинки на ней одинаковой длины.

Технология нанесения штрихового рисунка .

В начале сухую щетку следует опустить в предварительно отлитое небольшое количество краски, слегка касаясь поверхности, чтобы волос щетки впитал не слишком много.

Нанесение начинайте сверху в низ, делайте отрывистые движения щеткой и почаще меняйте ее наклон относительно поверхности.

Для усиления эффекта рисунка нанесите другой слой с легким нажимом. Если появились кляксы, то их можно скрыть оттенком основного грунта.

Самыми последними заполняются углы, область возле наличника, плинтуса. Делать это нужно почти сухой щеткой колером первого слоя наката.

Обработка с помощью ткани .

Ткань даст более четкий узор, чем губка или щетка. Существуют несколько способов работы с тканью. Самый четкий рисунок даст использование смятого лоскута ткани.

Раскатывание жгутом или снятие краски дадут более смягченный узор, но для таких способов нужны определенные профессиональные навыки и опыт. Отпечатки, которые похожи на сложенные лепестки, получают нанесением или, наоборот, снятием краски при помощи куска ткани.

Все вышеупомянутые способы производятся с использованием свежего не засохшего слоя глазури. И в методе с использованием ткани также рисунок наносится сверху-вниз вертикальными полосками шириной около 0,5 м. Ткань предварительно нужно вымочить в уайт-спирите, отжать и скомкать руками, можно скрутить его в жгут, потом слегка обмакнуть в глазурь.

Чтобы нанести рисунок с помощью валика нужно держать его двумя руками и прокатывать его сверху-вниз по прямым линиям или случайным направлениям. Таким методом можно получить запутанный, сложный рисунок. Ткань нужно как можно чаще стряхивать и снова комкать руками. Можно попросту менять лоскут, если он перенасытился краской. С особой тщательностью следует маскировать стыки между полосами.

Для окрашивания при помощи ткани используют масляную или водоэмульсионную краску, в зависимости от типа поверхности. Для валика или метода снятия краски следует использовать исключительно масляную краску, при чем как для нижнего слоя, так и для наката.

Цвет наката будет основным, поэтому его нужно делать темнее, чем фон.

Тканевый метод особенно хорош для мебели, стен и для тех случаев, когда нужно «подогнать» цвет встроенного оборудования под цвет стен. Ткань можно использовать любую, от замши до марли, главный критерий – она не должна быть волокнистой и должна хорошо впитывать краску.

Технология нанесения узора с помощью ткани.

В начале налейте немного краски в пластиковый лоток. При обмакивании в эмульсию кусок сухой тряпки даст жесткий и четкий рисунок. Если ткань немного смочить, то отпечатки будут мягче. Если используете масляную краску, то тряпку рекомендуется изначально смочить в уайт-спирите, а потом хорошо отжать. Перед использованием ткань нужно смять руками.

Излишки краски следует удалить с помощью отжима ткани на бумаге.

Краску следует наносить тканью сверху вниз или вдоль карниза, хаотичными движениями, по типу работы с губкой. Ткань нужно почаще стряхивать и снова мять, дабы не повторить рисунок.

В конце работы обязательно исправьте не полностью наполненные рисунком участки. Иногда можно нанести еще один слой колера.

Все вышеупомянутые способы производятся с использованием свежего не засохшего слоя глазури. И в методе с использованием ткани также рисунок наносится сверху-вниз вертикальными полосками шириной около 0,5 м. Ткань предварительно нужно вымочить в уайт-спирите, отжать и скомкать руками, можно скрутить его в жгут, потом слегка обмакнуть в глазурь.

Чтобы нанести рисунок с помощью валика нужно держать его двумя руками и прокатывать его сверху-вниз по прямым линиям или случайным направлениям. Таким методом можно получить запутанный, сложный рисунок. Ткань нужно как можно чаще стряхивать и снова комкать руками. Можно попросту менять лоскут, если он перенасытился краской. С особой тщательностью следует маскировать стыки между полосами.

Для окрашивания при помощи ткани используют масляную или водоэмульсионную краску, в зависимости от типа поверхности. Для валика или метода снятия краски следует использовать исключительно масляную краску, при чем как для нижнего слоя, так и для наката.

Цвет наката будет основным, поэтому его нужно делать темнее, чем фон.

Тканевый метод особенно хорош для мебели, стен и для тех случаев, когда нужно «подогнать» цвет встроенного оборудования под цвет стен. Ткань можно использовать любую, от замши до марли, главный критерий – она не должна быть волокнистой и должна хорошо впитывать краску.

Технология нанесения узора с помощью ткани.

В начале налейте немного краски в пластиковый лоток. При обмакивании в эмульсию кусок сухой тряпки даст жесткий и четкий рисунок. Если ткань немного смочить, то отпечатки будут мягче. Если используете масляную краску, то тряпку рекомендуется изначально смочить в уайт-спирите, а потом хорошо отжать. Перед использованием ткань нужно смять руками.

Излишки краски следует удалить с помощью отжима ткани на бумаге.

Краску следует наносить тканью сверху вниз или вдоль карниза, хаотичными движениями, по типу работы с губкой. Ткань нужно почаще стряхивать и снова мять, дабы не повторить рисунок.

В конце работы обязательно исправьте не полностью наполненные рисунком участки. Иногда можно нанести еще один слой колера.

Окраска стен

До окрасочных работ необходимо спланировать правильный порядок их проведения.

Сначала верхние и нижние части стен и углы во всей комнате окрашивают кистью или узким валиком полосой шириной 6-10 см.

Затем окрашивают небольшую полоску вокруг окон и дверей. Краску не наносят до самого потолка, оставляя в верхней части полосу шириной 10-15 мм. Эту линию можно выводить разными методами, чаще всего используют отвод.

Если стена построена швами впустошовку (есть незаметные углубления в углах), швы между блоками следует тщательно окрашивать кистью до нанесения краски валиком.

Стену окрашивают полосами сверху вниз


При нанесении валиком краску сначала наносят по стене перекрестными движениями. Затем краску выравнивают движениями снизу вверх.

Окраску следует производить такими узкими полосами, чтобы успеть окрасить и нижнюю часть стены до чрезмерного высыхания краски. Если стена построена швами впустошовку, окраску можно производить по элементам.

Окраску можно производить также валиком с длинной ручкой, не поднимаясь на козлы, а стоя на полу. При этом окраску нельзя произвести перекрестными движениями, а движения производятся вниз, вверх и, наконец, еще вверх. Избегать столкновения с потолком. Это быстрый метод и применяется, в особенности, при окраске больших поверхностей.

Часто бывает, что не все стены жилых комнат окрашивают одним цветом

Краску наносят и на края специальной стены полосой 3 см, как будто бы она была обрамлена белой краской. Потом приступают к окраске специальной стены более темным цветом. Сначала при помощи отвода или другим методом выводят линии на специальную стену на расстояние 10-15 мм от потолка и кромок стен белого цвета. Потом окрашивают специальную стену нормальным образом.

Расход краски

При окраске стен рекомендуется использовать довольно много краски, чтобы окрашиваемая поверхность была мокрой достаточно долго. Это необходимо для того, чтобы рабочие швы не были видными в готовой поверхности. Этому способствует снижение температуры комнаты до 15-16°С в течение окрасочных работ.

Читайте также: