Почему строили дома с одной стеной

Обновлено: 17.05.2024

Почему строили дома с одной стеной

Толпы туристов поднимаются вверх по Воронцовскому переулку, где раньше собирались сомнительные личности. Они спешат к недавно открытой одесской достопримечательности — удивительному дому-стене: абсолютно плоскому, шириной не более метра. Признаемся, на нас он тоже произвел впечатление. Поэтому мы решили узнать у одесситов все про фасад, за которым магическим образом живут люди. И сами того не желая, развеяли одну из городских легенд.

Где эта улица, где этот дом

До главной точки нашего сегодняшнего маршрута надо идти так: поднимаетесь по Потемкинской лестнице, затем идете по Приморскому бульвару и сворачиваете с него в Воронцовский переулок. Оглядывайтесь по сторонам, рассматривайте дома. Вы поймете, что пришли в нужное место, когда замрете от удивления при виде абсолютно нелепого строения: вроде бы это и дом, но стоит только фасад. Первой придет на ум мысль о землетрясении: все обрушилось, осталась одна стена. Но почему тогда на балконе сушатся вещи, висят кондиционеры, на окнах — занавески? Неужели там живут худые люди, которые и спят, и едят исключительно стоя?

В общем, первое впечатление — полнейший абсурд. «Мы шли по этой узкой улочке. Экскурсовод говорит: обратите внимание на этот дом. Что вы можете о нем сказать? Сначала все не поняли, стояли, молчали. Потом посмотрели на стену — да он плоский! Все шуметь, фотографировать начали», — рассказывает Алла Клочнева, недавно приехавшая из Одессы. На этот эффект и рассчитывают организаторы обзорных экскурсий. Увидели, изумились, потом нашли отгадку. «Сначала действительно кажется, что это только фасад. К тому же сама эта улочка очень узкая, экскурсовод подвел так, что мы и не могли полностью дом рассмотреть», — добавляет Алла.

Долго мучить головоломками и мы вас не будем. Тем более что это здание сейчас — одна из визитных карточек Одессы. Интернет заполнен фотографиями плоского дома № 4 в Воронцовском переулке, с загадками и отгадками. Суть такова: туристы и фотографы смотрят на дом с определенного ракурса. Создается зрительный обман, будто бы дом абсолютно плоский. Секрет в том, что задняя стена дома расположена под острым углом. С одной стороны она прилегает к дому, отчего сверху он выглядит как треугольник. Вот, в общем-то, и вся загадка.

Кажется, что вся интрига ушла? На этом моменте, кстати, и заканчиваются все заметки об этом доме, да и экскурсоводы о нем больше ничего не говорят. Максимум, выдвинут две-три версии о происхождении «уникума». Самая популярная байка, связанная с эти домом гласит, что во времена «царской России», что само по себе очень расплывчато, заказчику дома не хватило денег на его строительство, и он заставил архитектора срочно придумывать выход из ситуации. В результате на одной стенке пришлось сэкономить. Более нелепый вариант — архитектор был пьян, когда подписывал контракт, и не обратил внимания на то, в какую сумму ему придется уложиться. Когда пришел в себя, понял, что его одурачил заказчик, и, в свою очередь, преподнес ему сюрприз в виде треугольного дома. В это, кстати, свято верят многие туристы. А уж в то, что заказчик был отъявленным скупердяем и подавно.



Как создавалась легенда, и как мы ее разрушили

Конечно, можно было бы оставить любителей экзотики в неизвестности и намекнуть, что с домом действительно произошло что-то таинственное. Тем более что часто его зовут «Ведьмин дом». Мы решили спросить у одесситов, почему за ним закрепилась дурная слава. В ответ — удивленные возгласы обычных горожан и даже знатоков. «О Боже. Первый раз слышу. Туристическая байка», — безапелляционно заявила экскурсовод, специалист по архитектуре Одессы Светлана Мицай. Та же реакция у Ольги Допиры, которая, кстати, работает как раз в этом доме. «Я одесситка, но в первый раз слышу, чтобы его называли Ведьмин дом. Знаю около пяти разных названий, но такого не припомню», — удивленно сказала нам Ольга. Единственный, кто смог пролить хотя бы слабый свет на происхождение такого прозвища — известный одесский краевед и экскурсовод компании ЮСС-ТУР Владиль Иванович Шмиголь. «Честно говоря, я всего несколько раз слышал, чтобы дом так называли. Мне кажется, что это связано с криминальным прошлым Одессы. Место было не из приятных, особенно ночью. Напротив еще в начале прошлого века располагался публичный дом. Народ там был соответствующий. Да вы сами загляните во двор этого дома — становится просто страшно», — рассказывает Владиль Иванович.

И мы заглянули. Но не сами, а с помощью Ольги Допиры. Офис, в котором она работает, расположен как раз у входа во двор возле арки. Мы уже приготовились услышать рассказ о зловещих закоулках и таинственных исчезновениях, но нас снова ждало разочарование. «Вы знаете, это совсем не типичный «одесский дворик». Все новое, выложено плитами, елочка растет, стоят скамейки. Делали ремонт на свои деньги жильцы, городские власти пока не дошли до этого дома». Оказалось, все достаточно прозаично. Ни о каких ведьмах и шабашах во дворе одесситы и не знают. В отличие от туристов, которые находят тайны даже там, где их в принципе нет.

Однако мы должны признать, что этот дом все-таки обладает своей загадкой. Но, к сожалению, не из разряда мистики. Неизвестностью окутано имя архитектора и скупого заказчика, и это удивляет. Почему у «одесского курьеза», как его сейчас зовут экскурсоводы, визитной карточки, коей такими темпами точно станет плоский дом, нет своей летописи? Может быть, ее намеренно кто-то скрыл? С каждым новым ответом легенда стремительно разрушалась, превращаясь в пыль.

Первый удар по мифу нанесла Ольга Допира. «Я не думаю, что вообще в данном случае можно говорить о чьей-то скупости. Понимаете, дом находится в очень элитном районе, в центре города, земля здесь всегда была дорогая, люди жили очень богатые. И слабо верится, что кому-то не хватило денег на постройку одной стены. Да и про пьяного архитектора, скорее всего, выдумки. Дома здесь возводили в основном итальянцы, известные в то время архитекторы. Так что абы кому дом не доверили бы. Мне кажется, что заказчик дома просто был большой оригинал».

Версия про чудаковатого барина, захотевшего построить себе нестандартные апартаменты, тоже вполне достойна внимания туриста. Интрига есть — заказчик-то не в себе, нафантазировал дом загадочный, чтобы все голову ломали, как в нем жить. Но, увы, и тут нам пришлось столкнуться с прозой жизни. И недостаток фактического материала, и то, что дом долгое время пребывал в забвении, объясняется тем, что строение в Воронцовском переулке абсолютно типовое. Обычное, как «хущевка», как многоэтажка в спальном районе. «На самом деле, самый обыкновенный дом, я вообще не понимаю, почему он так людям нравится. У нас в городе таких домов сотни. Как архитектурный объект он вообще не представляет никакой ценности. Он даже не входит в экскурсию «Архитектура Одессы». И даже я не могу вам сказать ни чей он, ни кто он», — рассказывает экскурсовод Светлана Мицай.

Получается, что дом стал достопримечательностью по ошибке. Абсолютно типичное, по крайней мере, по мнению архитектора, здание, стало хитом благодаря туристам, а не своей уникальности. «Сейчас мимо него мы ходим во время обзорной экскурсии. А раньше мы туда ходили вообще очень редко, потому что у нас на бульваре были объекты, море было видно. Сейчас там стенка стоит, опору новую строят, и нашим туристам приятнее ходить по этому переулку. Вот мы и ходим. Постепенно дом стал каким-то популярным», — рассказывает Светлана.

По ее словам, если присмотреться, подобные дома можно найти в любом городе. Необычная форма никогда не была самоцелью. Причина изменения классических архитектурных канонов заключалась в элементарной нехватке земли и исторически сложившейся застройке улицы. Чтобы понять, почему в Воронцовском переулке появился такой дом, нужно заглянуть на несколько веков назад. Раньше на этом месте была расположена турецкая крепость, узкая кривая улочка осталась еще с тех времен. И застройка сохранилась соответствующая — одноэтажные дома, в которых одна дверь выходила на улицу, а все окна — во двор. Постепенно европейские дома вытеснили старые турецкие постройки. По предположению краеведа Владиля Шмиголя, практически вся улица была застроена одновременно, ориентировочно в 30-х годах XIX века. Однако Светлана Мицай высказала противоположное мнение. Она считает, что возведение зданий на улице шло постепенно, и дом, который прочно связывают с имперским периодом в жизни России, был сооружен лишь на его закате, в самом в начале XX века.

«Исторически так сложилось, что земля особенно дорогая, если на улицу выходит фасад дома. В средние века вот все домики были узеньки и длинненькие. Потому что фасадная земля была очень дорогая. Так вот и тот человек, который купил землю под этот дом, попал в ситуацию, когда у него была большая часть фасада. Если вы зайдете в соседний двор, то там стоит одноэтажный дом. Раньше все здесь было частное, и земля была очень дорогая. Поэтому по фасаду он построил большой дом, а остальную часть — под острым углом. Мы-то привыкли, что стены расположены под углом в 90 градусов. Так что ничего особенного в этом доме нет, кроме того, что заказчику не хватало земли», — пояснила Светлана Ивановна.



Серые будни одесского чуда

Таким образом, имена заказчика и архитектора остались неизвестны даже тем, для кого знакомить туристов с городом — профессия. Специально обращаться за этим в архивы не приходило в голову даже историкам архитектуры Одессы. Именно потому, что дом для них не является достопримечательностью. Светлана Мицай так объяснила отсутствие сведений о строителе плоского дома: «С архитекторами была такая же путаница, как и сейчас. Допустим, была фирма Иванова. Он подписывал все чертежи, хотя он был и не архитектор. А архитекторов обычно несколько бывает. И в литературе часто встречаешь на один дом несколько разных архитекторов, хоть и жили они в одно время. Подписывает Беликов, а строит, к примеру, Плитун».

Однако туристам не всегда важна историческая ценность здания. Достаточно, чтобы оно было эффектно преподнесено. Именно поэтому каждый день у дома с одной стеной выстраивается целая очередь приезжих, желающих найти нужный ракурс и удивить фотографиями друзей. Как рассказывает Ольга Допира, некоторые особенно любознательные туристы пытаются попасть внутрь плоского дома, чтобы посмотреть, как там помещаются шкафы и кровати. Но сделать это невозможно: на подъездах установлены домофоны, и вход охраняют бдительные бабушки-консьержки. «Только в прошлом году мы с сотрудниками решили посмотреть, что же в других подъездах. Были приятно поражены — внутри сохранились старинные интерьеры: кованные перила, мраморные лестницы, лепнина на потолках. Какое убранство в квартирах, я, конечно, не знаю, но подъезд выглядит так, как он, наверное, выглядел сто лет назад. И все в отличном состоянии, жильцы следят и делают ремонт на свои деньги», — рассказывает Ольга.

Так что внутри дом еще менее загадочен, чем снаружи. Стоит заметить, что, как и в начале прошлого века, дом в Воронцовском переулке является очень престижным жильем. Поэтому от живописных одесских коммуналок в нем осталось всего ничего — старожилы живут на последнем этаже. Все остальные коммуналки скупили и переделали под новые, очень приличные по размеру квартиры. И покой жителей элитных апартаментов нарушают не призраки, а толпы туристов под окнами. Однако для фирмы, расположенной в доме, это только плюс. «Клиенты с удовольствием идут к нам в офис. От такого расположения компания только выигрывает, поскольку люди видят, в каком доме мы находимся, и сразу начинают интересоваться, — рассказывает Ольга. — Мы начали арендовать здесь помещение примерно восемь лет назад, как только его освободили от бывших коммуналок и стали сдавать под офис. У нас внутри, конечно, все переделали практически, получился обычный современный офис».

Получается, что «одесский курьез» выглядит лучше изнутри, чем снаружи. Энтузиазма состоятельных жильцов мало для того, чтобы привести в порядок фасад здания. «Нужна же специальная бригада, мастера по реставрации. Надеемся, что городские власти обратят на нас внимание. Пару домов в переулке уже отреставрировали, может, в скором времени и до нас очередь дойдет», — добавляет Ольга Допира. А пока жильцы с неизменным одесским юмором реагируют на живой интерес к своему дому. Летом на балконе на последнем этаже висел самодельный плакат. На нем большими буквами было написано: «Дом-стена тебе хана!». Возможно, это был крик души жильца, у которого крыша протекла, а может, это был своеобразный способ еще раз подзадорить туристов, которые сами сделали этот дом легендой.


Любой ремонт – капитальный или косметический – хочется сделать максимально быстро, качественно и по возможности экономично. Строительные и ремонтные работы постоянно совершенствуются, предлагаются новые материалы и технологии. Как разобраться во всем этом и организовать процесс ремонта правильно? Эксперты компании «Метриум» обращают внимание на главные аспекты планирования и проведения такого важного мероприятия, как ремонт квартиры.


Обычные дома на колесах зачастую не очень комфортабельны – ограничение в площади делают жилищные условия в них весьма стесненными. Оригинальный способ сменить данную тенденцию к лучшему придумали двое израильтянок. Они создали мобильный дом на основе старого городского автобуса.

Всемирно известный архитектор Эдвин Лютьен в 20-х годах XX века спроектировал великолепный кукольный домик для королевы Мэри. Это творение вдохновило английских дизайнеров из компании «Cathedral Group» предложить двадцатке современных архитекторов и дизайнеров (совместно с художниками и другими творческими людьми) создать кукольный домик 21-го столетия. Однако было одно условие: каждый проект должен иметь хотя бы одну функцию, полезную для детей-инвалидов.


Установка межкомнатных дверей – один из самых важных этапов ремонтных работ в помещении. Переоценить их роль в интерьере невозможно, ведь именно они выгодно разграничивают комнаты, обеспечивают домашний уют и органично дополняют внутреннюю отделку.


Решение установить натяжной потолок всегда связано и проблемой его выбора, ведь вариантов подобного потолочного покрытия множество. Приверженцы классического стиля очень часто попадают своеобразную ловушку между глянцевыми покрытиями и матовыми. Но выход из нее довольно прост: сатиновое натяжное покрытие.


Все инновационные стулья символически разделяются на 3 группы: для улицы, офиса и дома. 1-ые делаются из материалов, способных выдержать нехорошие действия окружающей среды — пластмассы, металла, особенных пород дерева. 2-ые характеризуются завышенным эксплуатационным ресурсом, так как употребляться работниками они станут по 7-8 часов каждый день.


В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными конструкциями, состоящие из изогнутых труб разного размера. Красивые перила, декоративные ограждения, элементы тренажёров, а также телекоммуникационные конструкции имеют определённый угол изгиба, который обеспечивает трубогибочный станок. Это производственное оборудование применяется в металлургической, автомобильной промышленности, а также в других сферах жизнедеятельности человека.


Жалюзи вошли в нашу жизнь как альтернатива шторам, все чаще применяемые не лишь в офисных и официальных помещениях, однако все более встречающиеся в жилых помещениях – домах.

Дом с одной стеной

В разных городах по всему миру можно встретить необычные «плоские» дома. Местные слагают о них легенды, а туристы пытаются понять, как в доме толщиной в стену могут жить люди? Но стоит взглянуть на него с другого ракурса, как иллюзия рассеивается, и перед нами уже «полноценное», массивное и устойчивое сооружение, вполне пригодное для обитания.

Санкт-Петербург не зря называют музеем архитектуры под открытым небом, ведь здесь смешаны чуть ли не все известные нам стили – от барокко и ампира до конструктивизма и советского авангарда. Неудивительно, что среди этого разнообразия попадаются и плоские здания. Одно из них – доходный дом М. Б. Кварта на ул. Боровой, 21, построенный в 1909 году. Здание похоже на декорацию для киносъемок, но если обойти вокруг, окажется, что оно построено в форме буквы Y. Внутри расположены обычные квартиры.

Аналогичный принцип использовался при строительстве восточного крыла здания Главного штаба на углу Дворцовой площади и набережной реки Мойки, а в наше время – при возведении дома-стены на Коломяжском проспекте.

Еще одна архитектурная иллюзия – дом-утюг на ул. Садовой, 128 (угол с набережной Фонтанки). В Северной столице приходилось вписывать здания между каналами и реками, поэтому доходный дом, созданный по заказу вдовы ротмистра В.Г.Кудрявцевой в 1911-1912 годах, был спроектирован необычно. Внутри дома – двор-колодец, также в форме утюга. Заказчица из экономии отказалась от традиционной для неоклассицизма отделки, поэтому фасад оформлен максимально просто.

Необычные плоские здания строили и в Москве. Например, у дома №36 на Пресненском валу, построенного в начале ХХ века, есть, как кажется, только одна стена, но, на самом деле, их три – дом так выглядит из-за формы земельного участка, выделенного под его строительство. Похожий внешний вид отличает и расположенное там же, на Пресненском валу, здание №38 с.1. Оптическая иллюзия здесь достигается за счет выступа, который скрывает настоящую форму дома.

Почему такие дома появились в Москве? Уже в XIX веке застройка в городе стала уплотняться. И землевладельцы старались использовать принадлежащие им участки по максимуму. Чтобы вписать дома в границы владения, архитекторы придумывали необычные приёмы. С помощью визуального среза одной из стен, они могли уместить здание. Иногда строительство плоского дома было необходимо из-за соединения двух улиц. Например, это произошло со зданием на Таганской улице (1/2 стр.2) 1914 года постройки.

Удивительный дом-стена есть в Одессе. Расположенное на Воронцовском переулке, 4, строение местные жители прозвали «Ведьминым домом». Его особенность также кроется в конструкции. В процессе строительства выяснилось, что средств на задуманное здание не хватит. Чтобы не останавливать работы, архитектор применил нестандартное решение и свел две стены здания, в результате чего дом получился треугольной формы.

Сингапурский офисный центр – еще одно знаменитое плоское здание. На самом же деле 37-этажный комплекс The Gateway имеет трапецевидную форму. Он состоит из двух башен и был построен в 1990 году. Такая форма вызвана высокой стоимостью земельных участков в Сингапуре.

Флэтайрон-билдинг – культовый небоскреб Нью-Йорка высотой около 100 метров, имеющий форму утюга. Построено здание в 1902 году чикагским архитектором Дэниэлом Бернхэмом. И хотя в начале строительства многие были убеждены в том, что проект окажется провальным, а здание не выдержит сильного ветра и обрушится, у архитектора все получилось. В основе небоскреба – мощная рама из стали, способная выдерживать любые нагрузки. Большая часть конструкций небоскреба собиралась на заводе и доставлялась на строительную площадку уже в готовом виде, благодаря чему строители успевали возводить по одному этажу в неделю. В результате строительство заняло всего год, а прочность здания подтвердило время – манхэттенская высотка перенесла все погодные неприятности.

Почему сегодня надо строить только саманный дом, а не деревянный, кирпичный или газобетонный?

Бесплатная сырая глина, замешанная с некоторыми такими же бесплатными компонентами, позволяет создать стены жилого дома, по всем основным качествам превосходящие стены, созданные практически из всех современных стройматериалов, за которые, в отличие от самана, приходится платить деньги, причем немалые.

Во многих регионах страны сегодня создаются производства по массовому изготовлению саманных блоков и кирпичей Во многих регионах страны сегодня создаются производства по массовому изготовлению саманных блоков и кирпичей

Мне многие мои критики закидывают такие претензии, что якобы я пропагандирую строительные технологии для аудитории, которая состоит из бомжей, радикальных опрощенцев, социофобов и прочих деклассированных элементов, которые не работают нигде, и поэтому у них нет денег, зато есть куча времени, а если повезет - то и физических сил.

Удивительные вещи говорят эти мои критики, по ихнему разумению если бомж решил построить себе дом на своем собственном участке, то он уж и такой радикальный опрощенец хилого телосложения и непонятного мировоззрения? Не думаю, что у деклассированных элементов имеются свои участки для строительства, в противном случае это уже не социофоб, а практически мыслящий человек.

Просто все критики «дедовского» строительства – лентяи, причем не только физические, но и умственные. Примером тому громадная масса жилищ, сооруженных по «дедовским» технологиям, и самые древние их образцы могут дать даже фору каменным зданиям, особенно если они произведены современными отечественными строителями из камня отечественного производства.

Саманный дом, которому уже лет 70, выставленный на продажу. Обратите внимание на тяжелую керамическую черепицу и отсутствие широких свесов скатов, необходимых для защиты глиняных стен от дождя Саманный дом, которому уже лет 70, выставленный на продажу. Обратите внимание на тяжелую керамическую черепицу и отсутствие широких свесов скатов, необходимых для защиты глиняных стен от дождя

Но вот в развитых странах такое «дедовское» строительство называется не «частный сектор для нищих», а «эко-строительство». И сегодня в той же Германии или Америке все больше и больше загородных застройщиков строят себе именно эко-дома, но это же не говорит о том, что в Германии и Америке полно нищих социофобов, у которых нет денег на то, чтобы построить себе «нормальный» дом – из палок, гипсокартона и ондулина.

В общем, не буду дальше обсуждать тему «нищего строительства», потому что такого строительства просто не существует. Поголовное большинство американцев, если кто не знал, вообще в землянках живут, у меня где-то была статья на эту тему, и такие жилища у них называются basement, то есть «подвал». И какая разница – подвал или землянка? Американцы в этих подвалах живут, чтобы сэкономить деньги на налогах.

Так производится саманный кирпич Так производится саманный кирпич

У нас до такого пока что не додумались, и в подвалах частных домов у нас даже социофобы не живут. У нас вообще подвалов не строят, особенно бомжи, потому что на рытьё бэйсмента у них просто нет денег.

Но если нет денег на создание землянки, то это совсем не значит, что нет денег на нормальный дом. Тем более что я не призываю копать землянки и жить в них. Я предлагаю устроить землянку над землей, то есть строить себе эко-жилища, которые по всем параметрам бьют все остальные виды частных жилищ.

А теперь давайте рассмотрим причины, по которым дом с саманными стенами лучше, чем дом из дерева, из газобетона и даже из кирпича.

Саман складывается на поддоны и готов к использованию. Или для продажи - спрос на этот материал сегодня большой Саман складывается на поддоны и готов к использованию. Или для продажи - спрос на этот материал сегодня большой

Ну, во-первых, саманные стены дешевые, причем их дешевизна имеет все признаки бесплатности. Кто поспорит? Никто. Саманные стены бесплатные, то есть на них не надо тратить денег. Если на своем участке вы не обнаружили глины, то можно просто вывезти ее с чьего-то другого участка, достаточно зайти на любую доску объявлений – там много предложений о самовывозе ненужной глины.

Во-вторых, саманные стены безупречно экологичные, причем во всех отношениях сразу. Они не гниют как брус, не испускают всяких миазмов как газобетон, они прекрасно регулируют в доме параметры влажности, в отличии от кирпичных стен. Можно даже сказать, что стены из глины заменяют собой кондиционер, выводя из жилых помещений избыточную влагу, или наоборот, насыщают воздух влагой, не допуская его пересушивания.

Возведение саманной стены. Гидроизоляция цоколя такая де обязательная, как и для кирпичных стен Возведение саманной стены. Гидроизоляция цоколя такая де обязательная, как и для кирпичных стен

В-третьих, саманные стены долговечнее, чем стены дома каркасного раз так в 20, а то и 30, и на их ремонт при необходимости уходит средств меньше тоже раз так в 20, а то и 30.

В-четвертых, саманные стены обладают прекрасными звукоизоляционными качествами, в отличие от домов каркасных, они теплее кирпичных раза в два, а то и три при одинаковой толщине, и не боятся атмосферной влаги (пара), как стены газобетонные.

В-пятых, глиняные стены не горят, даже несмотря на то, что внутри них солома. Почему солома не горит внутри глины? Да потому что глина не горит, потому не горит и солома. Вроде простое объяснение.

Единственный минус глиняных стен – их нужно защищать от дождевой и почвенной влаги. А какие стены, спросите меня, не нужно от этого защищать? Возможно, дождевой воды не боятся только стены из красного кирпича хорошего качества, а все остальные стены нужно защищать обязательно, и саманные стены от них по этому параметру не отличаются ничем.

И еще. Многие застройщики при рассмотрении саманного варианта опасаются, что необожженная глина имеет небольшую несущую способность. С этим спорить не буду, но газобетон, например, или шлакобетон тоже имеют не очень высокую несущую способность, но никто опасений по отношению к этим материалам не испытывает.

Строящийся саманный дом внутри Строящийся саманный дом внутри

Впрочем, для сомневающихся можно посоветовать не несущие глиняные стены, а закладные. Саманные блоки можно укладывать между опорами несущего каркаса, который и будет принимать на себя все нагрузки от чердачных перекрытий и крыши. Правда, на создания каркаса могут потребоваться деньги, но этот вопрос решается просто, стоит только снова заглянуть на доски объявлений и прибегнуть к услугам стройшеринга, то есть принять нужный стройматериал в дар.

Тут, конечно же, могут быть некоторые сложности, так как нужное количество бесплатного бруса для создания каркаса быстро найти будет проблематично. Но каркас не обязательно делать из дерева, опоры можно сложить и из халявного кирпича, а деревянные перекрытия можно прекрасно соорудить и из доступного пиломатериала.

Впрочем, следует кое-что уточнить. Я не призываю строить себе дом ВОООБЩЕ бесплатно. Если у застройщика туго с финансами, то это не значит, что он не способен раскошелиться на некоторые вещи, которые даром найти сложно, например, на хороший брус или не гнилые доски для перекрытий. В любом случае, учитывая то, что в основном для создания стен будет использоваться халява, такие траты займут очень малый процент от всего бюджета.

Вот так выглядит построенный дом с саманными стенами Вот так выглядит построенный дом с саманными стенами

Таким образом понятно, что саманный дом по сравнению со всеми другими стройматериалами – это самый лучший вариант. Конечно, можно построить стены полностью из халявного кирпича, которого сегодня в бесплатной раздаче столько, что предложение намного превышает спрос. Но все же саман имеет даже перед кирпичом массу преимуществ, о чем написано выше.

А если вы все-таки сомневаетесь, то спросите себя – зачем сегодня вообще строят саманные дома, причем количество таких глиняных новостроек увеличивается буквально в геометрической прогрессии?

Также саманный дом можно обложить кирпичом, правда, это уже будет не бюджетное строительство Также саманный дом можно обложить кирпичом, правда, это уже будет не бюджетное строительство

И еще лишний раз повторю: если вы лентяй или тугодум, то саманные стены – не для вас. А если хотите построить себе прекрасный и долговечный дом, не опустошая свой бюджет в условиях катастрофического подорожания стройматериалов, то закатывайте рукава и начинайте трудиться. Может, кто не знает, но человека из обезьяны сделал именно труд, а не какая-то там теория эволюции, которая превращает людей в маломощных лентяев и диванных бездельников.

Дом с одной стеной


В разных городах по всему миру можно встретить необычные «плоские» дома. Местные слагают о них легенды, а туристы пытаются понять, как в доме толщиной в стену могут жить люди? Но стоит взглянуть на него с другого ракурса, как иллюзия рассеивается, и перед нами уже «полноценное», массивное и устойчивое сооружение, вполне пригодное для обитания.

Санкт-Петербург не зря называют музеем архитектуры под открытым небом, ведь здесь смешаны чуть ли не все известные нам стили – от барокко и ампира до конструктивизма и советского авангарда. Неудивительно, что среди этого разнообразия попадаются и плоские здания. Одно из них – доходный дом М. Б. Кварта на ул. Боровой, 21, построенный в 1909 году. Здание похоже на декорацию для киносъемок, но если обойти вокруг, окажется, что оно построено в форме буквы Y. Внутри расположены обычные квартиры.


Аналогичный принцип использовался при строительстве восточного крыла здания Главного штаба на углу Дворцовой площади и набережной реки Мойки, а в наше время – при возведении дома-стены на Коломяжском проспекте.

Еще одна архитектурная иллюзия – дом-утюг на ул. Садовой, 128 (угол с набережной Фонтанки). В Северной столице приходилось вписывать здания между каналами и реками, поэтому доходный дом, созданный по заказу вдовы ротмистра В.Г.Кудрявцевой в 1911-1912 годах, был спроектирован необычно. Внутри дома – двор-колодец, также в форме утюга. Заказчица из экономии отказалась от традиционной для неоклассицизма отделки, поэтому фасад оформлен максимально просто.

Необычные плоские здания строили и в Москве. Например, у дома №36 на Пресненском валу, построенного в начале ХХ века, есть, как кажется, только одна стена, но, на самом деле, их три – дом так выглядит из-за формы земельного участка, выделенного под его строительство. Похожий внешний вид отличает и расположенное там же, на Пресненском валу, здание №38 с.1. Оптическая иллюзия здесь достигается за счет выступа, который скрывает настоящую форму дома.


Почему такие дома появились в Москве? Уже в XIX веке застройка в городе стала уплотняться. И землевладельцы старались использовать принадлежащие им участки по максимуму. Чтобы вписать дома в границы владения, архитекторы придумывали необычные приёмы. С помощью визуального среза одной из стен, они могли уместить здание. Иногда строительство плоского дома было необходимо из-за соединения двух улиц. Например, это произошло со зданием на Таганской улице (1/2 стр.2) 1914 года постройки.

Удивительный дом-стена есть в Одессе. Расположенное на Воронцовском переулке, 4, строение местные жители прозвали «Ведьминым домом». Его особенность также кроется в конструкции. В процессе строительства выяснилось, что средств на задуманное здание не хватит. Чтобы не останавливать работы, архитектор применил нестандартное решение и свел две стены здания, в результате чего дом получился треугольной формы.


Сингапурский офисный центр – еще одно знаменитое плоское здание. На самом же деле 37-этажный комплекс The Gateway имеет трапецевидную форму. Он состоит из двух башен и был построен в 1990 году. Такая форма вызвана высокой стоимостью земельных участков в Сингапуре.


Флэтайрон-билдинг – культовый небоскреб Нью-Йорка высотой около 100 метров, имеющий форму утюга. Построено здание в 1902 году чикагским архитектором Дэниэлом Бернхэмом. И хотя в начале строительства многие были убеждены в том, что проект окажется провальным, а здание не выдержит сильного ветра и обрушится, у архитектора все получилось. В основе небоскреба – мощная рама из стали, способная выдерживать любые нагрузки. Большая часть конструкций небоскреба собиралась на заводе и доставлялась на строительную площадку уже в готовом виде, благодаря чему строители успевали возводить по одному этажу в неделю. В результате строительство заняло всего год, а прочность здания подтвердило время – манхэттенская высотка перенесла все погодные неприятности.

Иногда архитектурные задумки и концепции, сохранившиеся с прошлых веков, поражают. Непонятными для многих конструкциями остаются те, что строились “одной стеной” — именно поэтому дома часто фотографируют туристы. Разберемся, зачем так строили.


На самом деле, плоские дома можно найти не только в Москве и Петербурге. Они встречаются почти во всех крупных городах Европы. Главная причина их уникальной формы вне зависимости от страны — это экономия денежных средств.


Некоторые архитекторы не рассчитали средства и в итоге создавали по три стены. Подобная ситуация произошла со знаменитым плоским домом на Пресненском Валу в российской столице.
Еще причиной создания трехстенных домов является воровство материалов, которое процветало на стройках в ранний советский период. Так произошло, например, с домом на Воронцовском переулке в Одессе.


В Европе строить плоские дома мотивировали налоги. Например, в Нидерландах и Польше нужно было оплачивать налог на строительство с учетом размеров фасада. Чем он был меньше, тем меньшую сумму нужно было отдавать в пользу государства.


Альтернативная ситуация — это желание сохранять уникальный облик города. К примеру, при застройке Петербурга часто сначала возводили фасад, чтобы проверить, насколько удачно сочетается здание с общим архитектурным обликом. Это позволяло быстро избавляться от ненужных с урбанистической точки зрения конструкций.


Еще плоские дома создавали ради экономии пространства для дорог. К примеру, это делали во время застройки Нью-Йорка в XX веке. Со временем этот архитектурный ход стали ценить настолько, что начинающие специалисты специально разрабатывали конструкции с тремя стенами.

Сейчас почти все причины, по которым строили плоские конструкции, не актуальны. Делают такие нестандартные фасады только в эстетических целях. Мотивация есть только у жителей Японии и ближайших островов. Все из-за того, что такие дома легче переносят землетрясения.

Дома с одной стеной. Зачем строили плоские здания, и как достигается такая оптическая иллюзия


В градостроительстве многих стран можно встретить уникальные проекты многоэтажных домов с эффектом оптических иллюзий. Хоть их не так уж и много, но здания с такой нетрадиционной планировкой сразу же превращаются в самые настоящие городские достопримечательности, которые обрастают невероятными историями и легендами.

Ведь глядя на такие шедевры, просто диву даешся, на чем же эта абсолютно плоская махина держится, но, как оказалось, секрет такого строительства очень прост.

Дом без одной боковой стены

Дом-стена в Одессе

Найти это необычное здание просто – находится оно в конце Приморского бульвара, прямо позади Воронцовского дворца. Если же идти от памятника Дюку, то плоский дом находится в квартале (в 100 метрах) от памятника, параллельно Приморскому бульвару.

С первого взгляда – дом как дом, мало чем отличающийся от остальных старых жилых построек. Это, если на дом смотреть нормально - прямо перед собой. Но какое же удивление постигнет вас, если немного пройти и посмотреть на него сбоку, с определенного ракурса. Да, зрение вас не обманывает – дом действительно выглядит плоским, как будто от него осталась одна фасадная стена! А вторую стену дома кто-то взорвал, и она осела. Еще этот дом в народе называют "Дом-стена".

Первый вопрос, который появляется в голове, оправившись после легкого шока: «Как, как такое может быть, и как там могут жить люди!?». Да, это трудно представить, но цветы на подоконниках, занавески и кондиционеры упорно говорят о наличие жильцов в этом доме.

Секрет дома-стены в Одессе

На самом деле, секрет такого архитектурного обмана в том, что задняя стенка дома сразу прилегает к фасадной, то есть здание имеет треугольную форму. Историческая справка говорит о том, что во время строительства этого дома, еще в период царской России, не хватило средств на постройку боковой стены, вот и пришлось свести две стены вместе. Тогда никто и подумать не мог, что в итоге это здание станет одной из достопримечательностей Одессы, и будет вызывать море удивления и восхищения у гостей и жителей города. У знаменитого плоского дома есть еще и другие названия: «Дом одной стенки», «Ведьмин дом», "Дом без боковой стены".

"Интересная ситуация" возникла в последнее время с самим домом, точнее с крышей дома. Половину крыши, известно какими методами, приватизировал местный «самый хитрый» жилец Алексей Полтавчук. Он купил квартиру в доме на 3-ем этаже, разобрал чердак, снял все перекрытия, и на этом весь его "ремонт" закончился. В таком состоянии дом простоял полтора года (?). По дому пошли трещины.

Поднявшись через коммуналку на чердак, открывшийся вид просто озадачил. Остаётся только удивляться, как полутора вековой дом ещё стоит и умудряется быть достопримечательностью. Ситуация изнутри – абсолютно такая же, как с домом Руссова: несущие стены с облупленной штукатуркой распираются ржавыми швеллерами. Крыша словно мелкое решето: старый шифер пропускает и свет и воду. На полу, под слоем грязи и битого ракушечника, видавший виды, но всё ещё шикарный паркет.

В коммуналке живут 4 семьи. «Когда дождь – нас заливает, когда снег – здесь сугробы, когда жара – температура за сорок», - говорят жильцы- соседи Алексея Полтавчука. Надежду на хоть какие-то изменения в лучшую сторону они давно потеряли. Ситуация с домом – прямое следствие некомпетентности городской власти и управления ЖКХ, где работают временщики, цель которых – урвать кусок от Одессы.
Администрация сайта надеется, что городской голова не даст погибнуть исторической достопримечательности Одессы.

imgp8576

Когда будете в Одессе, обязательно сходите посмотреть на дом с одной стеной, и дополнительный запас впечатлений вам гарантирован. Не забудьте сводить туда ещё своих друзей. Их реакция от увиденного запомнится вам надолго.

Знаменитый дом-стена может пострадать от ближайшей стройки

Нешуточные страсти разгораются вокруг знаменитого дома-стены в Воронцовском переулке. Резонансный конфликт набирает обороты. Жильцы дома продолжают возмущаться, поскольку застройщики все ещё намерены возвести запланированное двухэтажное здание, которое, по мнению людей, навредит историческому сооружению.

Майя Ивановна 65 лет живёт в славно известном доме-стене в Воронцовском переулке. О родном доме она знает практически всё. Двери квартир жильцов не успевают закрываться от любознательных туристов, за впечатлениями сюда даже Пугачёва и Киркоров приезжали. Теперь же, Одесса может потерять уникальное здание.

Майя Ивановна, 65 лет живёт в доме-стене: дому нашему 200 лет, здесь жили придворные графа Воронцова. Посмотрите на наши шикарные парадные. Это действительно историческая часть города. Кто может себе позволить взять и закрыть то, что принадлежит одесситам. Это наша гордость.
О том, что рядом с домом-стеной будут строить новое здание, одесситов оповестили, обнеся примыкающее к нему одноэтажно строение, железным забором. Повесили информационную табличку: начало строительства в феврале. Тем не менее, жильцы дома сразу занервничали — городская достопримечательность может не выдержать строительных работ, а эффект одной стены попросту исчезнет.

Александр Левицкий, живёт в соседнем доме: проектом строительства предусмотрена ещё копка котлована впритык к этому историческому дому. Естественно, копка будет проводиться не ручным методом, а с применением тяжёлой техники, вывозом грунта.

Елена Кара, живёт в доме с одной стеной: не одна экскурсия мимо не проходит, всё-таки достопримечательность нашего города и его застроить, я считаю, что это очень нелогично.

Анна Марич, живёт в доме с одной стеной: это наше культурное достояние. Сюда с 94-го года, сколько я здесь живу, приезжают делегации, его показывают. Он, конечно, не памятник, поэтому к нему такое отношение, но я считаю, что это лицо, история Одессы.
Строительство двухэтажного здания напрямую коснётся и соседствующего детского садика. Оно попросту закроет детям дневной свет.

Зоя Яковлевна, воспитатель детского сада № 37: понижена освещаемость помещения, а если ещё возведут здание, то дети будут лишены стопроцентного освещения, и, естественно, нарушение зрения у детей будет. За помощью жильцы дома обратились к депутату горсовета от партии "Родина" Георгию Селянину. Он пообещал разобраться в конфликтном строительстве.

Георгий Селянин, депутат Одесского горсовета от партии «РОДИНА»: Оперный театр, Потёмкинская лестница, Тёщин мост, Воронцовский дворец и дом-стена - это единый туристический маршрут, единый комплекс достопримечательностей. Я не позволю чиновникам закрывать глаза на то, что город теряет одну из своих визитных карточек. Я добьюсь, чтобы этот вопрос был рассмотрен на градостроительном совете. Я добьюсь, чтобы было принято решение в интересе Одессы и одесситов.
Чтобы внести ясность в резонансную стройку, Георгий Селянин отправляется в городское управление по вопросам охраны объектов культурного наследия. В беседе с руководителем выясняется, управление не давало своё заключение на строительство двухэтажного здания. Ровным счётом, как и горисполком и управление архитектуры. Разрешение выдавал областной ГАСК.

Владимир Мещеряков, руководитель управления по вопросам охраны объектов культурного наследия Одесского горсовета: к нам в управление этот проект не поступал, мы его не рассматривали, заключения не давали, я могу сказать, что нарушений Закона об охране культурного наследия, это разрешение выдано областным ГАСКом на территории исторического ареала, более того, на территории, которую планируют включить в основной список исторического наследия ЮНЕСКО. Это недопустимо.
Почему дом-стена до сих пор не является памятником архитектуры, Владимир Мещеряков не знает. Тем не менее, он входит в исторический ареал города, а значит, подлежит охране. Любые вмешательства, кроме реставрации, вредят архитектурному ансамблю.

Владимир Мещеряков: он включён в предварительный список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО 2009 года. И для того, чтобы Одесса могла номинироваться в основной список, необходимо, чтобы на этой территории было как можно меньше изменений.
Владимир Мещеряков пообещал депутату, что лично займётся тем, чтобы всемирно известный дом-стену включили в список памятников архитектуры. До марта уже будут видимые результаты, пообещал чиновник.
В свою очередь Георгий Селянин намерен инициировать заседание градостроительного совета, с целью спасти уникальную достопримечательность Одессы.

Читайте также: