Обнаружили археологи в 1954 году во время раскопок под стеной средневекового храма в херсонесе

Обновлено: 15.05.2024

Раскопки в Херсонесе: археологи обнаружили элементы построек и артефакты (+видео)

В музее-заповеднике «Херсонес Таврический» археологи во время раскопок, которые проводились возле Свято-Владимирского кафедрального собора, обнаружили элементы построек и артефакты. Об этом сообщается на сайте музея.

Отмечается, что также были открыты два водовода.

«Один из них представляет собой керамическую трубу, ее элементы соединялись известковым раствором. Водовод, шедший параллельно с первым, имел совершенно другую конструкцию», – отметили в музее.

По данным представителей «Херсонеса Таврического», находки передали специалистам для дальнейшего изучения.

Ранее стало известно, что сотрудники «Херсонеса Таврического» начали раскопки у стен Свято-Владимирского кафедрального собора перед проведением реставрации храма.

Херсонес: благоустройство или некомпетентность?

Ранее президент Украины Владимир Зеленский своим указом включил Российский государственный музей Эрмитаж, «Русское географическое общество», Институт археологии Российской академии наук и другие структуры в санкционный список, в частности, за археологические раскопки в аннексированном Крыму.

Бывший заместитель министра иностранных дел Сергей Кислица, выступая на 40-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже, заявил, что действия России в Крыму несут «серьезную опасность» для Херсонеса и Ханского дворца.

Мониторинг ЮНЕСКО в Крыму

После аннексии Крыма Россия приняла под свою юрисдикцию все объекты культурного и исторического значения, находящиеся на территории Крыма. Киев настаивает на принадлежности достопримечательностей украинскому народу и просит принять их под защиту ЮНЕСКО.

В сентябре 2019 года был обнародован доклад генерального директора ЮНЕСКО Одри Азулай, где отмечается ухудшение ситуации на полуострове во всех сферах компетенции организации.

Российские власти Крыма не согласны с информацией, изложенной в докладах ЮНЕСКО. Российский министр культуры Крыма Арина Новосельская приглашала представителей ЮНЕСКО лично побывать на полуострове и «объективно оценить» состояние объектов культурного и исторического значения.

В список Всемирного наследия ЮНЕСКО входит заповедник «Херсонес Таврический». Также кандидатами на внесение в список являются Ханский дворец в Бахчисарае, Генуэзская крепость в Судаке, Крымская астрофизическая обсерватория, Мангуп-Кале, Эски-Кермен и Чуфут-Кале.

В Херсонесе нашли неизвестный некрополь и подвал с амфорами

Раскопки были проведены при подготовке к реставрации Владимирского собора, построенного во второй половине XIX века на месте храма, в котором предположительно мог креститься древнерусский князь Владимир. Территория вокруг собора была мало изучена археологами: считалось, что археологические памятники уничтожены при его строительстве.


Как рассказала "РГ" научный сотрудник музея-заповедника "Херсонес Таврический" Анна Намойлик, сотрудники музея заложили вокруг собора 16 шурфов - небольших раскопов площадью два на два метра. Перед ними стояли скорее технические, чем научные задачи: открыть фундамент собора, указать геологам, где можно бурить скважины для исследования свойств грунта.

- Мы обнаружили участок кладбища возле храма X-XI веков - одного из семи храмов на центральной площади Херсонеса, - говорит Анна Намойлик. - Находка была совершенно неожиданной, ведь традиционно считалось, что строительные остатки и культурный слой здесь не сохранились. В XIX веке, еще до строительства Владимирского собора, велись раскопки, был найден храм X-XI веков, но о погребениях не было ничего известно.

Для исследования некрополя шурф был расширен, ученые уже обнаружили останки около 10 человек. Найдены одиночные и коллективные захоронения.

Фото: iStock

- Открыто одиночное погребение женщины в возрасте до 25 лет, это определила наш антрополог, - говорит Намойлик. - Есть коллективное погребение в гробнице, вырубленной в цельном камне, а рядом еще одно - обнаружены четыре черепа. Захоронения совершались рядом с храмом в самом центре города. Явно это были не простые люди, скорее всего, хоронили знать. Об этом говорит присутствие женских останков и, возможно, детских.

Предметов в некрополе почти не обнаружено - найден только один женский браслет, какие носили в IX-XI веках.

Еще одно открытие - подвал античного дома, который относится к самому раннему периоду существования Херсонеса. В нем найдены амфоры V-IV веков до нашей эры. Установить их возраст помогли клейма. Амфоры были привезены из разных уголков мира: Гераклеи Понтийской - метрополии Херсонеса, острова Хиос. Найден и фрагмент чернолакового сосуда - кратера, который использовали для смешивания вина с водой. Греки, как известно, не пили вино неразбавленным. Возможно, в этом здании находился торговый склад.

Фото: Юлия Крымова/РГ

- На главной городской пощади - агоре шла торговля, проводились народные собрания. По периметру стояли общественные здания. Это был центр политической и экономической жизни города, - продолжает Анна Намойлик. - Так случилось, что именно об этом месте мы знаем очень мало, так как здесь был построен собор, а еще до этого основан монастырь. Площадь очень долго находилась под запретом для археологов. Последние раскопки здесь проводились в конце XIX века.

Несколько шурфов оказались "пустыми": археологи открыли чистую поверхность скалы. Ученые считают, что это и есть фрагменты агоры.

- Найдена ровная скала, на которой нет никаких строительных остатков. Скорее всего, сама древняя площадь где-то тут и располагалась. Это поможет установить планировку города, - считает научный сотрудник музея.

- Шурфами мы фактически впервые дотронулись до этой земли. Результаты в научном плане очень важны, они показали, что эта территория перспективна для исследований, - добавила Намойлик.

Фото: Пресс-служба Крымского федерального университета

Ученые нашли культурный слой античного и средневекового времени, ямы под пифосы (сосуды для хранения вина), вырубленную в скале глубокую цистерну для хранения продуктов, а также несколько сотен предметов, которые относятся к разным периодам существования Херсонеса. Среди них - личные вещи жителей средневекового города: бронзовый ключ, который крепили к кольцу и носили на пальце, свинцовый нательный крестик, фрагмент стеклянного браслета, монеты.

Шурфы были заложены и возле Туманного колокола Херсонеса, который также готовят к реставрации. Там найден культурный слой с многочисленными фрагментами керамики и остатками того, чем питались жители Херсонеса: костями рыбы и животных, раковинами мидий и устриц, клешнями крабов.

После завершения работ шурфы законсервируют землей, а найденные предметы передадут ученым. Кости изучат антропологи, после чего их перезахоронят на территории городища.

В Севастополе археологи нашли склеп с 10 скелетами

 Фото: Фонд "Моя история"

Раннехристианский склеп IV-VII веков нашей эры обнаружили археологи при раскопках на территории бывших воинский частей возле Херсонеса. Об этом "РГ" сообщили в пресс-службе фонда "Моя история".

Фото: Юлия Крымова /РГ

Усыпальница с древнейших времен была закрыта закладной плитой и осталась неразграбленной. Склеп имел обширную погребальную камеру с тремя лежанками, на которых сохранились останки более десяти человек. Археологи полагают, что это семейное захоронение. Внутрь склепа вели ступени.

- Склеп можно отнести к раннехристианским погребальным памятникам Херсонеса, - рассказали в пресс-службе.

Открытие сделано комплексной археологической экспедицией на месте будущего строительства историко-археологического парка. Ранее ученым не было известно об этой части некрополя эллинистического и римского времени.

Останки и погребальные саваны сохранились частично. Их будут изучать антропологи и реставраторы Государственного Эрмитажа. Археологи рассчитывают и на другие находки.

Фото: "Автодор"

- Проверка металлодетектером показала, что изделий из металла там нет, - рассказал руководитель античной новостроечной экспедиции Института истории материальной культуры РАН Сергей Соловьев. - Можно ожидать находки стеклянных украшений или чего-то подобного.

Раскопки проходят с конца мая на территории выявленного объекта культурного наследия - Южного пригорода Херсонеса. Склеп стал первой крупной находкой совместной экспедиции ИИМК РАН, Эрмитажа, Херсонеса Таврического, Института археологии Крыма, Севастопольского госуниверситета.

Античный театр в Херсонесе

На карте Крыма существует множество мест с долгой и насыщенной историей, среди них Херсонес выделяется своим почтенным возрастом. Находящийся на пересечении варварского мира и античной цивилизации, этот город был обречен на то, чтобы стать одним из культурных центров Северного Причерноморья. Однако основную роль в жизни города в античное время играла греческая культура. Воспитанные на сказаниях о великих героях и славных олимпийских богах жители полиса стремились привнести в свою жизнь все новшества и достижения цивилизации, одним из которых был театр.

s1200.jpg

Античный театр – не часто встречаемый в Северном Причерноморье тип памятников. Театр Херсонеса был обнаружен во время исследований, проводимых в 1954 году Олегом Ивановичем Домбровским под стеной ранее известного средневекового «Храма с ковчегом». Позднее в ходе ряда продолжительных археологических исследований территории театра, производимых в 1954-1965, 1971-1973, 1976, 1987-1989 годах, удалось открыть всю площадь сооружений.

Театр находится в Юго-Восточной части городища Херсонеса в непосредственной близости от городских ворот и современного главного входа на территорию музея-заповедника. Как и для
современных театров, для античных характерно ярусное расположение зрительных рядов или театрона.

Театрон – часть античного театра, где располагались места для зрителей. Стоит заметить, что места в театроне распределялись между зрителями в четкой иерархии, соответствующей их социальному положению в полисе, так самые знатные и влиятельные граждане города входившие в совет располагались в центральном секторе, при этом первый, самый почетный ряд был зарезервирован для действующих магистратов (своего рода чиновников) полиса.

01_5.jpg

Практика строительства театра была широко распространена среди всех древнегреческих поселений и обычно для сооружения постройки использовались естественные особенности рельефа. Для устройства театра в Херсонесе было выбрано место небольшой балки. Театрон располагался на западном склоне, обращенном по направлению к Карантинной бухте, которая становилась одним из естественных элементов декораций. Сам театрон представлял из себя террасированный склон, на котором рядами располагались каменные скамьи. Он был разделен на несколько секторов, между которыми находились лестничные проходы. В последующее время театр был частично разобран для строительных нужд и до нас дошла лишь часть античного «интерьера», в том числе и скамья, которая была надежно законсервирована под полом средневекового храма. По имеющимся данным достаточно сложно определить вместительность театра, исследователями приводятся различные цифры в диапазоне от 1,5 до 2,5 тысяч мест.

Центральное место театра занимало пространство, использующееся для проведения различного рода представлений, и состояло оно из нескольких разнофункциональных зон. Непосредственно перед нижними рядами театрона находилась орхестра, круглая площадка, которую часто ошибочно принимают за сцену. Диаметр орхестры Херсонесского театра составлял примерно 23 метра.

Орхестра предназначалась для размещения хора и музыкантов, которые озвучивали действие, такое расположение позволяло максимально эффективно применять пространство для усиления звука. Звук, резонируя от построек театра, доходил до верхних рядов зрителей

Напротив театрона за орхестрой находилось здание скены (скене), которое
исполняло роль и декорации, и служебного помещения, и ,частично, сцены в нашем понимании этого слова. На первом этаже скены находилась крытая галерея, немного вынесенная вперед в сторону орхестры. Пространство над этой галереей носило название проскений, на нем и происходила большая часть театральных действий. Однако активно использовались и часть орхестры и второй этаж скены и даже крыша скены, которая служила теологейоном, местом, на котором актеры изображали различных божеств (справедливо выделив для подобного рода образов соответствующее «возвышенное» пространство). За время своего существования Античный театр Херсонеса Таврического был многократно перестроен. Первоначальное здание скены, судя по всему, было деревянным и со временем с развитием города было возведено каменное. Само здание подверглось наибольшему разрушению, однако удалось проследить расположение пародов, проходов на орхестру, которые находились по бокам от скены, колонн проскения и ряд других архитектурных особенностей, которые позволяют реконструировать примерный внешний облик театра.

Для подобного рода памятников достаточно сложно установить точную нижнюю границу существования, однако в результате исследований удалось установить, что Херсонесский театр был возведен на рубеже IV-III вв. до н.э. именно в это время прекращают функционирование располагавшиеся рядом могильник и ряд жилых помещений.

d30d15cs-960.jpg

O tempora! O mores!

Театр, являясь важным культурным институтом полиса, несомненно отражал все изменения происходившие в городе. Но актерские выступления той поры едва ли станут достоянием археологов. Тем не менее, вовлечение Херсонеса в сферу культурного, политического и экономического влияния Рима нашло свое отражение во внешнем облике театра. Так пространство орхестры было расширено и ограничено стеной. В результате римской «модернизации» театра разнообразие зрелищ вышло на качественно новый уровень. Стало возможным устраивать опасные представления с участием диких зверей, не подвергая зрителей опасности. Кроме того в римский период на территории театра начинает функционировать алтарь Немисиды, к существованию которого относится, по всей видимости, значительный комплекс культовых предметов, среди которых и посвященные этой богине.

Немесида, богиня судьбы была особенно популярна у людей рискованных профессий, среди которых были и гладиаторы, так что ну удивительно, что алтарь Немесиды возник рядом с ареной.

Упадок театра и последующие перестройки


В IV веке н.э. на территории Херсонеса Таврического основательно укрепляется христианство. Приверженцы новой религии активно боролись с различными проявлениями язычества, одним из которых небезосновательно считался театр. И уже к концу IV века театр перестает функционировать. А на его месте воздвигается несколько христианских храмов, в том числе и «Храм с ковчегом», и средневековые жилые постройки. Важно заметить, что средневековые строители не сильно заботились о сохранности объектов культурного наследия чуждого им языческого мира и часто разбирали старые постройки на строительные материалы. Отчасти такая участь постигла и театр. Хотя зодчие «Храма с ковчегом», возведенного в центральной части театра, оказали большую услугу археологам, «законсервировав» под фундаментом храма гранитную лавку театрона, которая была обнаружена in situ, т.е. в первоначальном положении.

Являясь далеко не единственным подобным сооружением в мире, античный театр Херсонеса Таврического все же первый открытый комплекс такого типа в Северном Причерноморье. И его изучение позволило приблизиться к представлениям о духовной культуре населения античности, полное изучение которой недоступно современной науке.

Расписные склепы Херсонеса

фон склепы херсонеса_0.jpg

херсонесские склепы.jpg

В есьма примечательными и дискуссионными памятниками Херсонеса-Херсона являются склепы с раннехристианскими росписями. На сегодняшний день открыто 14 таких погребальных сооружений. Большинство из них были исследованы еще в XIX - начале XX столетия, а наиболее полное описание восьми из них вошло в фундаментальный труд М. И. Ростовцева. В 1998–1999 годах были открыты еще два склепа, опубликованные в приложении к работе В. М. Зубаря и А. И. Хворостяного. Наконец в начале 2000-х году археологами Е. Я. Туровским, А. А. Филиппенко и М. В.Фоминым были обнаружены и изучены еще два склепа.

В отличие от известных расписных склепов Боспора, полихромные росписи херсонесских комплексов очень близи между собой по технике и стилю. Это позволяет говорить о приблизительной единовременности их возникновения. Вместе с тем, вопрос датировки херсонесских склепов остается дискуссионным. Еще М. И. Ростовцев, опираясь на нумизматический материал, датировал эти памятники второй половиной IV – началом V вв. Позже эту дату поддержали и другие исследователи. Точку зрения о более позднем создании расписных склепов – не ранее второй половины V–VI вв. – отстаивал В. М. Зубарь.

Исследуя памятники раннехристианской живописи Херсонеса, М. И. Ростовцев пришел к выводу о том, что группа христианских склепов с росписью представляет собой результат заимствования, перенесения уже готовых, полностью сформировавшихся художественных форм. Сюжеты декоративной росписи херсонесских склепов свидетельствуют о том, что они были созданы в один период и находятся в хронологической близости к аналогичным по стилю памятникам. По его мнению, херсонесские склепы, скорее всего, были расписаны приезжими мастерами, которые хорошо знали основы современной им системы погребальной живописи и следовали ей.

Херсонес имел постоянные связи с различными районами Империи, в том числе и с Малой Азией, что зафиксировано неоднократно исследователями в области экономики города. Такой тесный обмен вполне мог привести и к заимствованию сюжетов или к привлечению к работе приезжих мастеров. Аналогичные херсонесским росписи открыты и в Болгарии. Три из девяти описанных гробниц Софийского некрополя, роспись которых имеет так называемую „мраморную инкрустацию“, относятся к самой ранней группе и датируются временем в пределах второй половины IV – конца V вв. Позже V в. погребальные памятники, в декоре которых присутствовала бы имитация мрамора, неизвестны и в других областях христианского мира. Таким образом, присутствие техники „мраморировки“ в христианской погребальной живописи является признаком ее относительно ранней датировки, что важно и для вывода относительно времени создания расписных херсонесских склепов.

план карта склепов.jpg

Одним из аргументов, подтверждающих позднюю датировку херсонесских склепов, В. М. Зубарь считал изображение рюмкообразного сосуда на входной стене склепа № 1. В Херсонесе подобные „рюмки на высокой ножке“ встречаются в археологических комплексах, начиная с V в. В центрах Ближнего Востока, Северной Африки и Западного Причерноморья такие сосуды были известны на протяжении второй половины V в. Другими учеными такое положение опровергается, ввиду схематизма изображения сосуда, который совсем не обязательно имеет реальный прообраз.

хрисма 2006.jpg

Ранняя дата росписи херсонесских склепов подтверждается, прежде всего, декоративной системой в целом, практически полностью еще подчиненной античным традициям. Единственным исключительно христианским изображением является монограмма имени Христа в венке на сводах некоторых склепов. Полное изображение хрисмы сохранилось только в склепе 1904 года. В росписи плафона склепа 1909 года также наблюдаются диагональные гирлянды, сходящиеся к расположенному в центре венку, но изображение внутри венка не сохранилось. М. И. Ростовцев предполагал вероятность монограммы также в склепах 1907 года и „на земле Н. И. Тура“, на сводах которых зафиксированы следы изображений венков. Следы двойного круга, в котором могло быть изображение венка, и от которого, вероятно, шли прямые гирлянды, отмечены также в склепе 1905 года.

Известно значительное количество погребальных памятников IV–V вв., живопись которых имеет христианскую символику в виде хрисм и крестов. Немало примеров и их сочетания с античными сюжетами, которым, видимо, придавались новые смыслы. Это, например, погребальные памятники Сердики, Фессалоники, Никеи, Филипп. Совмещенные буквы Х и Ро греческого алфавита неоднократно трансформировалось и было широко распространено. Но именно Константиновская хрисма, обрамленная в лавровый венок, стала символом триумфа, победы, небесного креста. Наиболее ранние изображения такой хрисмы относятся к концу III в.

Еще одним важным аргументом в споре о херсонесских расписных склепах могут выступать нумизматические материалы, несмотря на то, что некоторые исследователи отвергают их решающую роль в датировке. В склепах 1903, 1905 и 1912 годов были обнаружены монеты второй половины IV в. По одной монете Льва I (457– 474) найдено в склепах 1912 и 1907 годов. Именно на основании этих находок М. И. Ростовцев считал временем росписи большинства склепов вторую половину IV в. Однако В. М. Зубарь неоднократно отмечал тот очевидный факт, что монеты IV–V вв. находились в денежном обращении Херсонеса – Херсона вплоть до VII в.

Полное отсутствие в склепах монет конца V–VII вв. неопровержимо свидетельствует о том, что в эти времена они уже не функционируют. Опираясь на вышесказанное, есть все основания полагать, что создание херсонесских расписных склепов и их функционирование не выходит за рамки сравнительно узкого промежутка времени – конец IV–V вв., причем часть из них не выходит за пределы середины V в.

В IV-V вв. развитие убранства погребальных сооружений характеризовалось упрощением художественных композиций. Постепенно многоцветная роспись исчезает. Как своеобразная переходная ступень в таком движении может быть склеп №1 2006 года с граффити, в виде кораблей – символов плавания в Вечность, нанесенными по сырой штукатурке. Но в конечном итоге именно изображения крестов становится не только доминирующим в декоративной схеме погребальной росписи, но и практически ее единственным элементом.

склеп 2006 корабли.jpg

С конца V в. отмечается упадок античных традиций в погребальном декоре. Новая декоративная система, пришедшая на смену старой, окончательно лишается живописности и полихромии. Строгая христианская символика окончательно вытеснила с гробничных стен античную по своему происхождению роспись. Памятники с подобной росписью более позднего времени неизвестны. Данный процесс явился результатом новых требований, предъявляемых к оформлению мест погребения христиан. Украшение погребений полихромной росписью вошло в обычай лишь в среде достаточно состоятельных членов раннехристианских общин, так как подобное оформление мест захоронения было хлопотным, стоило сравнительно дорого, тем более с учетом стоимости самих склепов.

склеп 1905.jpg

Наиболее богато украшенные херсонесские расписные склепы, это комплексы 1903, 1904 и 1905 годов. Они расположены к югу от загородного крестообразного храма Богородицы Влахернской. Их роспись отличается наиболее разнообразным набором живописных элементов, изящным и скрупулезным исполнением „мраморной инкрустации“, причем единообразно для всех, утонченной прорисовкой птиц и растительного декора. Уровень мастерства исполнения этих росписей представляется наиболее высоким из всей группы раннехристианских склепов Херсонеса. Скорее всего, данный участок некрополя принадлежал в позднеантичный период наиболее состоятельным христианским семьям города, что подтверждается и находками золотых вещей.

Здесь же хоронили клириков, на что указывает известняковое крестообразное надгробие с упоминанием имен трех пресвитеров, двух Стефанов и Христофора. Склеп 1 2006 года, судя по многочисленным рисункам кораблей, мог принадлежать семье, связанной с морским делом. Склеп 2 2006 года имел, помимо полихромной росписи, надгробные эпитафии. Таким образом, он может являть своеобразную переходную ступень от расписных склепов к более поздним, где росписи вытеснены текстами. Поскольку этот склеп был перекрыт крестообразным храмом, он не мог достраиваться позднее второй половины VI в.

Отдельно необходимо остановиться на склепе „на земле Н. И. Тура“. Он был открыт в 1894 году, но раскопан лишь в 1912 году. В плане склеп изначально являлся типичным для подобных сооружений, но позднее был перестроен. Саркофагообразная лежанка, расположенная напротив входа, была углублена до уровня пола, а образованное таким образом „помещение“, площадью около 5 кв. м, было соединено проходом, прорубленным в перемычке. Помимо росписи задней стены, остатки фресок зафиксированы под левой нишей, где, по мнению М. И. Скубетова, находилось изображение пальмового венка.

склеп тура.jpg

Плафон был оформлен, как и в большинстве других херсонесских расписных склепов, в виде диагональных гирлянд и, вероятно, венка с хрисмой в центре. Таким образом, вся роспись, за исключением правой стены, как по стилю, так и по набору декоративных элементов, находится в полном созвучии с живописью остальных расписных херсонесских склепов. Ее погребальный характер не вызывает сомнений. Скорее всего, она связана с захоронениями, совершенными в тот же период, что и в остальных расписных склепах Херсонеса, то есть датируется концом IV – первой половиной V вв.

Зато совсем иной характер имеет роспись правой стены, где представлена сюжетная композиция с двумя фигурами, мужской и женской, направляющимися к схематично изображенному вдалеке городу. Еще одна фигура, от которой сохранились изображения ног в ремешковых сандалиях, показана идущей от города. Эта роспись относится, скорее всего, ко времени перестройки склепа (возможно, связанной с чествованием памяти о неком событии местной церковной истории) в своего рода мемориальную церквушку-молельню. Не исключено, что на момент перестройки этот склеп принадлежал всей христианской общине ранневизантийского Херсона и был местом для общественных молений в дни памяти почитаемых событий или погребенных.

композиция с фигурами.jpg

М. И. Ростовцев допускал, что на изображении мог быть представлен некий святой или мученик, или вообще обыкновенный христианин в райском саду. В последнее время предложена новая версия, согласно которой в этой росписи изображены Мария с Иосифом, идущие в Вифлеем. Возможна и иная трактовка – изображение умерших, идущих к Небесному Граду, к которому протянуты руки мужчины и женщины. Учитывая особое отношение херсонитов к склепу, перестройку его в подземную церковь, имевшую, вероятно, мемориальные и кладбищенские функции, более вероятна связь с житийным чудом воскрешения мальчика по молитве Св. Василея.

В то же время Ю. М. Могаричев подверг критике идею об использовании склепа как церкви. Он приводит в качестве аргументов незначительные размеры сооружения и содержание изображений, которые двигаются от алтаря, а не к нему, как это положено по церковным канонам. Вместе с тем, „Церквеобразная“ архитектура склепа имеет свои аналоги. Кроме того, рассматриваемый склеп определенно перестраивался с некой целью. Итак, возможность функционирования склепа „на земле Н. И. Тура“ как культового сооружения не исключена.

М. И. Ростовцев сделал вывод о происхождении расписных сюжетов в пользу сирийско-палестинского Востока, что, по его мнению, указывало на „тесную связь первых христиан Херсонеса не с Византией или Балканским полуостровом“, а с сирийско-палестинской Церковью. Такая связь нашла свое отражение и в текстах Житий Свв. епископов Херсонских. Из семи первых епископов шесть были присланы из Иерусалима и только последний – Капитон – из Константинополя. В пользу сирийского происхождения росписей может говорить тот факт, что одна из наиболее ранних церквей Херсона конца IV–V вв. (ранняя базилика 1935 г.) была возведена из саманного кирпича; такой строительный материал характерен именно для Ближнего Востока.

Опираясь на некоторые топографические указания Житий о местах захоронения замученных в Херсонесе Свв. епископов Василея, Евгения, Агафадора и Елпидия, можно попытаться сделать некоторые предположения. Большая часть открытых расписных склепов располагается на территории позднеантичного некрополя около Карантинной бухты. Традиционно именно эта часть кладбища считалась среди херсонеситов местом погребения первых христиан и первых святых мучеников, что отразила их агиография. Именно здесь во второй половине V в. возникла богато украшенная гробничная церковь – мартирий. Есть все основания думать, что именно с этой частью кладбища был связан рассказ о погребении троих из семи Свв. епископов Херсонских.

склеп 1904.jpg

Особо стоит остановиться на склепе склеп 1904 (1853) года. По своей конструкции он являлся типичным для херсонесского некрополя – четыре ниши в левой и задней стене, расположенные одна над другой, и одна в правой стене. Стены склепа были отштукатурены и расписаны, на задней стенке ниши изображен лавровый венок с вплетением цветов. Вся роспись обращена не к зрителю, а скорее, к умершему. Изображение венка могло символизировать „венец мученика“, подчеркивать мученическую смерть погребенного, его триумф в вечной жизни. На плитах, закрывавших нишу, были изображены деревья с плодами, которые в христианской символике обычно говорили о райских садах. К сожалению, склеп был ограблен еще в древности.

Первым его исследовал граф А. С. Уваров в 1904 (1853) году, но среди находок упоминаются только несколько серебряных пряжек и обломок гипсового кружка с изображением креста. Склеп был приспособлен для усыпальницы почитаемого человека, все прежние захоронения из склепа удалили, что указывает на его роль мартирия. По мнению К. К. Косцюшко-Волюжинича и М. И. Ростовцева, исследовавших памятник, здесь был погребен человек, особо чтимый в среде христианской общины Херсонеса. Склеп мог быть местом поклонения первых христиан. Вполне вероятно, погребенный мог быть местночтимым святым или одним из первых Херсонесских епископов.

Другой склеп, 1905 года, имеет четыре лежанки (по две – одна над другой) с обеих сторон от входа и „аркосолий“ в стене против входа. Стены склепа были богато украшены росписями, но особо надо отметить росписи „аркосолия“. В центре изображена виноградная лоза, обрамленная гирляндой. При исследовании склепа было найдено несколько монет, датирующихся серединой – концом IV в., и нательный крестик. По-видимому, гробничное сооружение также могло принадлежать одному из почитаемых херсонеситов, возможно, главе местной христианской общины, который был погребен в особенном „аркосолии“.

план 1905.jpg

Остальные расписные склепы, вероятно, принадлежали зажиточным херсонесским семьям, представителям позднеантичной городской знати или отдельным церковным приходам.

В центре Севастополя нашли амфорную мастерскую Херсонеса

 Фото: Пресс-служба Института археологии РАН

- Самой значительной находкой последней недели стал крупный керамический производственный комплекс. Археологи расчистили четыре печи размером 3 на 3 метра для обжига керамики, сложенные из сырцовых кирпичей. В двух круглых печах обжигали посуду и амфоры, а две квадратные, вероятно, использовали для обжига черепицы, - рассказали в пресс-службе.

Фото: Пресс-служба Государственного Эрмитажа

Мастерская находилась на хоре Херсонеса (сельскохозяйственной округе), примерно в двух километрах от древнего города.

В Институте археологии подчеркнули, что это чрезвычайно редкая находка. Гончарные производства, как правило, располагались за пределами городов из-за риска возникновения пожаров. Из-за этого ученые находят такие мастерские лишь случайно. До этого гончарную печь эллинистического периода археологи находили около 70 лет назад, в 1950-е годы, за южной оборонительной стеной Херсонеса.

В одной из круглых печей на мысе Хрустальном найдены керамические грузила для ткацких станков с клеймами, в другой - небольшой керамический штамп для нанесения орнамента на глиняные изделия. Возле печей обнаружены несколько фрагментов бракованной черепицы и амфор. Неподалеку археологи расчистили площадку шириной около 10 метров, вымощенную фрагментами пережженных сырцовых кирпичей и амфор. Здесь, скорее всего, изготавливали и сушили керамические изделия.

- В Крыму найдено не так много керамических мастерских. Их выносили за пределы поселений, ведь для работы таких производств нужны вода и глина, а также возможность обжигать керамику при очень высоких температурах, - рассказал руководитель экспедиции Института археологии РАН Сергей Внуков. - Обнаружение крупных гончарных комплексов эллинистического времени позволяет говорить о высоком уровне развития местного керамического производства, о жизни и быте населения Херсонеса.

Фото: Юлия Крымова/РГ

Ученые рассказали, что Херсонесу, который экспортировал много вина, постоянно требовались амфоры. Поэтому в городе не могло не быть своего массового производства винной тары. Однако обнаружить следы гончарных производств за чертой города, на обширной хоре Херсонеса, очень сложно.

На Хрустальном археологи нашли и другие объекты эпохи эллинизма IV-III веков до нашей эры. Среди них - отрезок древней мощеной дороги, хозяйственные ямы, остатки каменных стен. Ученые полагают, что здесь на хоре Херсонеса находилась большая античная усадьба.

Открытие было сделано экспедицией, которая исследует территорию объекта культурного наследия "Форт Меншиков" на мысе Хрустальный в преддверии строительства культурно-образовательного кластера. Раскопки начались в феврале 2020 года. Ранее сообщалось, что на Хрустальном найдены остатки береговой батареи №8, которая защищала Севастополь в годы Крымской войны.

Исследования на мысе Хрустальном не закончены. Ученые полагают, что найденная мастерская позволит детально изучить античное прошлое Севастополя, а также решить научные вопросы о технологии и организации керамического производства, импорта товаров в амфорах, датировки находок.

В Херсонесе российские археологи раскопали помещение древнего храма

Херсонес, Севастополь

Московские и уральские археологи во время раскопок в Херсонесе обнаружили одно из помещений древнего храма. По словам руководителя экспедиции, заведующего отделом «Городище и некрополь» Станислава Рыжова, храм существовал с IV века до н.э. до IV века н.э.

«В ходе работ нами было обнаружено одно из помещений, которое когда-то, по всей видимости, принадлежало храму. Храм примыкал к улице, к северу от него находилась площадь, где проходили религиозные таинства, а за этой площадью – подсобные помещения данного сооружения», – пояснил Рыжов.

По информации пресс-службы музея-заповедника «Херсонес Таврический», в настоящее время раскоп доступен для обозрения посетителям музея. Он расположен слева от Туманного колокола.

После аннексии Крыма Россия приняла под свою юрисдикцию все объекты культурного и исторического значения, находящиеся на территории Крыма. Киев настаивает на принадлежности достопримечательностей украинскому народу и просит принять их под защиту ЮНЕСКО.

В список Всемирного наследия ЮНЕСКО входит заповедник «Херсонес Таврический» в Севастополе. Также кандидатами на внесение в список являются Ханский дворец в Бахчисарае, Генуэзская крепость в Судаке, Крымская астрофизическая обсерватория, Мангуп-Кале, Эски-Кермен и Чуфут-Кале.

Российские археологи обнаружили в Севастополе фрагмент древней крепостной стены – историк


В Севастополе в парке Победы во время работ по реконструкции парка рабочими-строителями был найден фрагмент монументальной крепостной стены древнего городища общей длиной порядка десяти метров и шириной около трех метров. Об этом корреспонденту Крым.Реалии сообщил историк и краевед Константин Колонтаев.

Фрагмент сохранившейся крепостной стены находится рядом с главной аллеей парка Победы.

«Объект принадлежит к Кеми-Обинской археологической культуре (эпохи неолита) и может быть частью крепостной стены древнего городища, которая простиралась от восточного побережья бухты Омега (Круглая) до западного берега бухты Стрелецкая», – рассказал Колонтаев.

В комментарии Крым.Реалии историк сообщил, что кладка этой стены в парке Победы очень сильно отличается от образцов кладки зданий и крепостных стен, как периода античности, так и средневековья.

«С образцами кладки эпохи средневековья ее роднит использование необработанного камня. Эта кладка напоминает кладку участка крепостных стен Страбонова Херсонеса, раскопанных два года назад. Можно предположить, что значительная часть древнего города была либо уничтожена в советский периодпри создании парка Победы, за исключением остатков древнегреческой усадьбы, находящейся в настоящее время на морском берегу в парке Победы».

В Херсонесе готовят оперный фестиваль. С риском для исторического объекта (фотогалерея)

Фотогалерея

Обнаружили археологи в 1954 году во время раскопок под стеной средневекового храма в херсонесе

Чужой компьютер

Херсонес Таврический в Севастополе

Херсонес Таврический в Севастополе

вернуться к странице

Херсонес Таврический в Севастополе

.
Херсонес Таврический в Севастополе запись закреплена

В 1954 году археолог О.И. Домбровский исследовал «Храм с ковчегом»


Какое античное сооружение было найдено в ходе исследования?

публичный опрос

Театр ⋅ ⋅ ⋅ 0000

Храм ⋅ ⋅ ⋅ 0000

Жилой дом ⋅ ⋅ ⋅ 000

Проголосовали 72 человека

Нравится Показать список оценивших

Сначала старые

Денис Желудков

Интересно кстати, что как раз все эти три типа сооружений и были открыты тогда ещё младшим научным сотрудником О.И. Домбровским на этом участке: театр, раннесредневековый храм 1958 г. и несколько жилых домов разного периода. Правда театр конечно чуть раньше)

Нравится Показать список оценивших

Херсонес Таврический в Севастополе

В 1954 году при исследовании «Храма с ковчегом» археолог О.И. Домбровский обнаружил руины античного театра. Античный театр в Херсонесе был построен на рубеже IV-III вв. до н.э. просуществовал до IVв. н.э.. В средние века на его месте был построен христианский храм.

Читайте также: