Нужно ли штробить стену под проводку перед штукатуркой

Обновлено: 02.05.2024

Разрешено ли штробить несущие стены под электропроводку - как сделать правильно и не попасть под штрафы

Капитальный ремонт в старых квартирах многие рекомендуют начинать с полной замены электропроводки. Это разумные рекомендации, ведь электропроводка, проложенная часто ещё в советское время, банально не рассчитана на современные нагрузки. Вспомните, сколько электроприборов было 30 и более лет назад, а сколько их теперь!

Да и в 1990-х годах электропроводка прокладывалась алюминием, который неплохо бы заменить на медь, куда более стойкой к высоким нагрузкам на домашнюю электросеть.

Штробить стены под электропроводку или нет

Пользуясь услугами электриков, практически каждый владелец квартиры, затеявший капитальный ремонт, может услышать, что проводку нужно в обязательном порядке вести по штробам в стенах, независимо от того, несущими они являются, или перегородочными. Любой человек, знающий рынок строительных работ, хотя бы минимально, поймёт уловку мастеров-электриков – им банально выгодно долбить стены, стоимость штробления высока, а поработать перфоратором придётся много.

Но на самом деле, штробление несущих стен в многоквартирных жилых домах запрещено согласно Постановлению Правительства Москвы № 508 (Приложение №1), выпущенному в 2011 году , другое дело, что многие про эти запреты ничего не знают, или считают, что от узких штроб несущим плитам стен ничего не будет. Ответственность за несоблюдения правил прокладки и/или замены электрокомуникаций предусмотрена в Градостроительном кодексе Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 02.08.2019).

Что будет, если вы штробили несущие стены под электропроводку

Как известно, многие люди начинают интересоваться различными законодательными актами и так далее только в тех случаях, когда что-то случается или, когда их буквально поймали за руку. Но незнание закона не освобождает от ответственности.

Что будет, если вы проштробили несущую стену:

  • Вам выпишут штраф
  • Придётся восстановить стену полностью в исходное состояние
  • Здание может начать разрушаться

В случае восстановления стен, сумма может серьёзно вырасти, ведь срезанную внутри несущих стен арматуру восстановить сложно. Если же здание начнёт разрушаться, сумма ремонта может превысить все мыслимые размеры.

Почему нельзя делать штробы в несущих стенах и плитах перекрытий

На первый взгляд кажется, что ничего несущей стене от тоненьких штроб под проводку не будет. Но даже если вы не повредите арматуру, общая прочность плиты всё равно снизится. А теперь представьте, что вы живёте на нижних этажах, и на плиты приходится высокая нагрузка. А если и ваши соседи по этажу начнут штробить свои стены?

Прочность стен снижается и-за штроб, а если повредить стальную арматуру, то тут положение может и вовсе стать критичным. Несущие стены нельзя штробить под электропроводку даже в кирпичных домах, где в стенах нет никакой арматуры.

Что будет, если вы всё же проштробили несущие стены:

  • Появляются трещины в бетоне
  • Несущая плита неизбежно потеряет часть запаса прочности
  • Появляется риск повреждения или разрушения несущей конструкции
  • Весь многоквартирный дом теряет часть запаса прочности и устойчивости
  • В целом возникает угроза здоровью и жизни всем жильцам многоквартирного дома

Как же правильно проложить скрытую электропроводку

Если вы хотите сделать именно скрытую электропроводку, то запомните – штробить можно только межкомнатные перегородки, согласно СНиП 3.05.06-85. В несущих стенах можно наращивать толщину штукатуркой, пряча проводку под слоем строительной смеси, можно зашивать стены гипсокартоном.

Можно ли штробить не несущие стены так, как хочется, и есть ли варианты согласования штробления несущих стен

Даже стены, которые не являются несущими, штробить бездумно нельзя. Есть ряд предписаний, касающихся этой области, изложенных в СНиП 3.05.06-85. Например, диагональное штробление запрещено, делать глубокие и широкие штробы тоже нельзя, ширина не должна превышать 2 сантиметра, а глубина – 2,5 сантиметра. Имейте ввиду, что СНиП 3.05.06-85 в каждом регионе страны дополняется местными нормами!

Межэтажные перекрытия штробить категорически нельзя. Некоторые электрики выходят из положения, и штробятся по швам между плит – это тоже запрещено.

Но если очень нужно проштробить несущие стены, то сделать это в теории возможно, только нужно приготовится к долгому и тернистому пути проверок, согласований, комиссий. Согласовать всё возможно, но это лишние деньги, нервы, время, штробы не совсем такие, как вам бы хотелось в идеале.

Частично по этой причине большинство ремонтов с прокладыванием новой проводки проходит без согласований. Но основная причина несоблюдения правил – это всё же незнание хозяев и нежелание электриков разъяснять правила, чтобы не потерять значительную часть доходов, получаемых за штробление стен, в том числе и несущих.

Вопрос про штукатурку и штробы

Совершенно чайничный, но просто меня замучил
Пока с обоими вопросами, и оштукатуриванием и штроблением, знакома только теоретически. И не могу понять одну вещь. Если провода прокладывают в слое штукатурки, то почему сначала все оштукатуривается, а потом в готовой штукатурке режется штроба, с пылью, шумом и т.д.? Почему нельзя оставить борозду для провода изначально? Какие подводные камни мешают?

23.09.2014 в 11:00

valkiria_dan написал :
борозду для провода изначально?

Так и надо, но бывает обои уже поклеены, а заказчик придумывает еще одну розеточку - лежа на диване зарядник ноутбука не дотягивается.

23.09.2014 в 11:48

valkiria_dan написал :
режется штроба, с пылью, шумом и т.д

23.09.2014 в 12:54

valkiria_dan написал :
Совершенно чайничный, но просто меня замучил
Пока с обоими вопросами, и оштукатуриванием и штроблением, знакома только теоретически. И не могу понять одну вещь. Если провода прокладывают в слое штукатурки, то почему сначала все оштукатуривается, а потом в готовой штукатурке режется штроба, с пылью, шумом и т.д.? Почему нельзя оставить борозду для провода изначально? Какие подводные камни мешают?

Проще по ровной стенке, красиво по уровню нарисовать штрабу, прорезать ее, выбить или высверлить дырки под подрозетники, порозетники при этом встанут ровнехонько заподлицо со стенкой. Так правильнее и продуманнее..иногда, люди спешат, кидаются разводить провода заранее, оставляют висяшие и торчащие концы проводов из стены, потом приходят штукатуры и маляры и проклинают электрика, его маму и папу, и даже дедушку, скача правилами по проводам, получая удары тока, от незаизолированныйх проводов, и тому пообное.

23.09.2014 в 13:02

Давний спор в электрике) Электрикам удобнее штробить после штукатурки. По тому что слой штукатурки бывает разным и в панельных домах после оштукатуривания нужно меньше штробить, порой вообще одну штукатурку, не трогая бетон. Особенно если кабель плоский используют. Это и хозяевам хорошо, быстрее и не затронуты сами стены, ну или затронуты по минимуму. Но возникает вопрос. Если проводка по полу, стяжку делать после штукатурки? Можно и так. Плюс штукатуры не повредят кабель.

Штукатурам фигово то что приезжать приходится 2 раза. Зато меньше мороки с выставлением маяков и прочим, не мешает ничего.

Некоторые кто делает ремонт комплексно, вообще сразу делают разводку и сразу выставляют подрозетники, потом штукатурят.

23.09.2014 в 13:08

При комплексном ремонте,(и если будет стяжка),лично я развожу розеточные провода в гофре по полу, оставляя на полу распайки, а световые провода, по потолку, и потом остается, только прорезать сантиметров 20-30 от пола до блока розеток, или от распайки сверху, прорезать полтора метра под выключатели. ну и бра если есть.

23.09.2014 в 14:44

valid7228 написал :
Проще по ровной стенке, красиво по уровню нарисовать штрабу, прорезать ее, выбить или высверлить дырки под подрозетники, порозетники при этом встанут ровнехонько заподлицо со стенкой. Так правильнее и продуманнее..иногда, люди спешат, кидаются разводить провода заранее, оставляют висяшие и торчащие концы проводов из стены, потом приходят штукатуры и маляры и проклинают электрика, его маму и папу, и даже дедушку, скача правилами по проводам, получая удары тока, от незаизолированныйх пароводов, и тому пообное.

Значит наши крупные застройщики тупые?! Сначала проводку разводят, потом штукатурят. Нииикто не возмущается. Приходишь в черновую квартиру, а там бац! и увсё готово. Аккуратно вырезано в бетоне отверстие под стакан, а в нём уже провода. Хочу обратить внимание на слово бетон. Нее, не монолит. У нас китайцы бетоном штукатурят кирпичные стены и вот этот бетон даже штроборез с трудом берёт, а болгарка даже краснеет от напряги.

23.09.2014 в 15:27

За Байкалом написал :
Значит наши крупные застройщики тупые?! Сначала проводку разводят, потом штукатурят. Нииикто не возмущается. Приходишь в черновую квартиру, а там бац! и увсё готово.

Гуаноработа. Всегда переделываю, а кабеля и т.д. на выброс.

23.09.2014 в 15:53

valkiria_dan написал :
не могу понять одну вещь. Если провода прокладывают в слое штукатурки, то почему сначала все оштукатуривается, а потом в готовой штукатурке режется штроба, с пылью, шумом и т.д.?

Блоки установочных коробок (от 1 до 5) ставятся заподлицо штукатуренной стены. Кабель легко помещается в штробе, сделанной после штукатурки, и поэтому слой штукатурки- минимальный.
А если прикрепить кабель к стене, а после оштукатурить- то нужен большой слой штукатурки, т.к. что бы скрыть кабель надо примерно 20 мм. штукатурки.
Насчёт пыли: Если нарезать штробы 2- х дисковым штроборезом с пылесосом- пыли никакой нет.

23.09.2014 в 15:53

Квест написал :
Гуаноработа. Всегда переделываю, а кабеля и т.д. на выброс.

А это почему? Ну бывает лишние точки электрики установят или новые перенесут, а чтобы новые кабеля менять на новые это уже что то. И это.. новые кабеля от застройщиков выдалбливаете из бетона?

23.09.2014 в 16:00

valid7228 написал :
Проще по ровной стенке, красиво по уровню нарисовать штрабу, прорезать ее, выбить или высверлить дырки под подрозетники, порозетники при этом встанут ровнехонько заподлицо со стенкой. Так правильнее и продуманнее..иногда, люди спешат, кидаются разводить провода заранее, оставляют висяшие и торчащие концы проводов из стены, потом приходят штукатуры и маляры и проклинают электрика, его маму и папу, и даже дедушку, скача правилами по проводам, получая удары тока, от незаизолированныйх пароводов, и тому пообное.

Только если штукатурка делается по сетке, то вместе с штробами эта сетка режется нафиг. Попутно при штроблении под провода и подрозетники зачастую от удара перфоратора отслаивается штукатурка рядом. Итог: появление трещин на штукатурке вдоль трасс проводов и вблизи подрозетников. По мне так, и у одного и у другого варианта есть плюсы и минусы.

За Байкалом написал :
Значит наши крупные застройщики тупые?! Сначала проводку разводят, потом штукатурят. Нииикто не возмущается.

+1. Ксати, в новостройках зачастую хотя бы на 50% штробы под проводку уже сделаны там где надо. Иногда удобнее в них же перетянуть необходимые провода (запаса штробы хватает, замазка алебастром легко вылетает вместе с проложенным там проводом) ещё до штукатурки, а не ослаблять стены новыми штробами в других местах после штукатурки. Короче - дело вкуса.

Электрика до штукатурки или после?

До сих пор не заканчиваются споры, какой этап должен быть первым. И у каждого своя позиция, у каждого варианта свои плюсы и минусы. В статье дано видение в интересах заказчика, который оплачивает ремонт и заинтересован в высоком качестве проводимых работ.

Самое интересное - в конце поста - я добавил комментарий (лайф-хак) опытного мастера

Разводка электрики до штукатурки

Минусы

1. Заказчик может попасть в ловушку ленивых электриков. Они убеждают, что штроба не нужна, если сверху ляжет штукатурка. Заказчик экономит, не оплачивая работы по штроблению, зато расход штукатурной смеси увеличивается так, что экономия оборачивается потерями.

Слой штукатурки благодаря укладке кабеля поверх стены вырастает на 1 см.

Рассчитаем прирост расходов для комнаты 30 м2. Стены здесь имеют площадь около 60м2. Расход тяжелой цементной штукатурки 20 кг/1м2/слой 1см. Получаем 20*60*1=1200кг. Если взять ПЦС150 по средней цене 4 руб/кг, получим сумму 4800 руб. Это стоимость материала без доставки и подъема. Смесь на гипсовой основе обойдется еще дороже.

Решение. Провод без штробы - это лишние расходы. Кабель нужно укладывать в штробу, даже если сверху ляжет слой штукатурки.

2. Главный недостаток, влияющий на качество штукатурки - торчащие провода мешают выравнивать стены. В результате вокруг выводов кабеля и подрозетников слой штукатурки бывает всегда приподнят.

Решение. Заказчик должен вовремя выявлять подобные дефекты и требовать их устранения. Иначе они вылезут боком в конце ремонта, когда начнется покраска и обои.

3. Высокая вероятность повредить проложенный кабель в ходе монтажа гипсокартонных конструкций. Этот этап всегда следует за штукатуркой.

Решение . Электрики должны зарисовать исполнительные схемы проводки. Схемы нужно разместить в каждом помещении - приклеить на окно и предупреждать об этом всех мастеров, которые будут работать.

4. Риск окисления соединений проводов в коробках из-за влажности.

Решение. Использовать герметичные монтажные коробки, обеспечить им дополнительную гидроизоляцию. Использовать УЗО или диф-автоматы, которые вовремя выявят утечку тока.

Или просто. следовать канонам ПУЭ, где говорится, что к коробкам должен быть всегда доступ. Самое практичное - размещать их на плитах перекрытия за полотном натяжного потолка. Если потребуется доступ к коробке, полотно можно снять и установить обратно. Главное, использовать негорючее полотно европейских производителей, имеющее сертификат пожарной безопасности.

Плюсы

Этот порядок незаменим, когда прокладка проводов идет по штукатурке, армированной сеткой.

Чаще всего сетку применяют в ходе выравнивания бетонных поверхностей цементной смесью. В этом случае делать штробу под кабель поверх штукатурного слоя нельзя, иначе сетка будет повреждена. Остается один вариант: сначала электрика, потом штукатурка на сетке.

Сначала штробление-электрика или оштукатуривание?

Доброго времени суток.
Поиск ответа не дал на вопрос, что сначала штробление и прокладка кабеля или оштукатуривание?
Предполагаю, что существуют сторонники обеих очередностей.
Прошу поделиться опытом, обозначить плюсы и минусы обоих подходов.

05.04.2014 в 22:04

Если электрика идет по полу, то после штукатурки.
Если по стенам, то перед штукатуркой.
Для противников второго варианта - легко переделать 5-10 около розетки(после стяжки), чем резать штробы и замазюкать их - лишний труд, оплата и материал.
Проводка проверяется перед финишной шпаклевкой, если что там случилось.

05.04.2014 в 22:18

по мне так фиолетово когда. что так что эдак делал.

полюбить Арктику трудно,но разлюбить потом невозможно!

05.04.2014 в 22:21

jekasus написал :
Если электрика идет по полу

jekasus написал :
Если по стенам,

Всегда электрика делается после штукатурки стен (так же как и сантехника)
Всё остальное было и будет колхоз ,совхоз и т д

05.04.2014 в 22:22

jekasus написал :
Если электрика идет по полу, то после штукатурки.

Чисто теоретически: заливаете пол и ждёте пару месяцев? Мы пока стоит пол штукатурим.

Это точно. Не всегда карта ложится, а зарабатывать надо.

05.04.2014 в 22:22

Umka написал :
по мне так фиолетово когда. что так что эдак делал.

Не жалко штробить оштукатуренные ровные стены?

P.S. Быть может имеет смысл спрятать проводку в слой штукатурки?

05.04.2014 в 22:23

Сам делаю ремонт в квартире 100 м2. Делаю ремонт своими руками и первый раз в жизни осваиваю "рабочие" профессии. Изучая такой же вопрос твердо для себя решил:

  1. Вся электричка и слаботочка по полу в пластиковых кабель каналах. Разложил короба, вложил кабель, закрыл крышку, залил стяжку. Вся электрика последовательным подключением без единой распай. коробки.
  2. Вся электрика до штукатурки. Маяки до выставления подрозетников. Выставил маяки, вставляю на тот же гипс подрозетник и по маякам принимаю плашмя правИлом, лазером проверяю право/лево - все, подрозетник стоит идеально точно.
  3. Решил - сделал! Никаких подводных камней, косяков в процессе не нашел. Я как представил обратный порядок, перестал понимать тех кто так делал. В процессе фоткал, если интересно могу позднее выложить.
    PS Всего около 100 подрозетников так сделал.
05.04.2014 в 22:33

Timofey_Yeka написал :
Не жалко штробить оштукатуренные ровные стены?

Кто об этом думает? Для меня основной негатив данной схемы, что очень запарно заделать штробы. Усадка даёт волну.

Бегемот975 написал :
последовательным подключением

Шлейфом называется. Подключение параллельное. Минус в нагрузке на клеммы.

05.04.2014 в 22:33

Бегемот975 написал :
Всего около 100 подрозетников так сделал.

Конечно . через Ж можно и не такого натворить

Бегемот975 написал :
Вся электричка и слаботочка по полу в пластиковых кабель каналах

Бегемот975 написал :
. Вся электрика до штукатурки

05.04.2014 в 22:34

Timofey_Yeka написал :
Не жалко штробить оштукатуренные ровные стены?

P.S. Быть может имеет смысл спрятать проводку в слой штукатурки?

Так ведь еще шпатлевка.
Делаешь сам, делай как удобно, а если после бригады штукатуров - можешь и подрозетник не найти, а ведь он, собака, где-то здесь.

05.04.2014 в 22:35

Про последовательность работ он прав. Кабель каналы и шлейф не фонтан, но терпимо.

05.04.2014 в 22:36

Маляры в курсе. Поэтому штробы нах.

05.04.2014 в 22:41

AndyMirror написал :
Про последовательность работ он прав.

Решать Вам ,но почему то все стараются делать правильно

05.04.2014 в 22:44

AndyMirror написал :
Кто об этом думает? Для меня основной негатив данной схемы, что очень запарно заделать штробы. Усадка даёт волну.

Шлейфом называется. Подключение параллельное. Минус в нагрузке на клеммы.

Штробы это опять грязь, волны будут, могут быть.
Шлейф, шлейф. Минусов нет т.к. расключение не на клемах, а гильзами, все в подрозетниках. Свет на вагах. Расход проводов, как мне кажется, меньше, стены чистые, можно не париться с картинами!
Остальную критику не совсем понл. Еще раз последовательность моя:
Разложил провода, залил стяжку, выставил маяки, выставил подрозетники, оштукатурил.

05.04.2014 в 22:47

AndyMirror написал :
Чисто теоретически

AndyMirror написал :
заливаете пол

AndyMirror написал :
Мы пока стоит пол, штукатурим.

Получаетс вариант 2, который написал

EV.SA написал :
Всё остальное было и будет колхоз ,совхоз и т д

Насчет сантехники, да согласен, там другие условия, особенно у нас, которые связаны с уклонами на полах(у нас трапы, даже в туалетах, как Отче Наш). Но насчет электрики, нет. Хотите сказать, что все электрики в Болгарии - колхозники

AndyMirror написал :
Мы пока стоит пол штукатурим.

А мы штукатурим, заливаем пол -пока сохнет, шпаклюем (
Для меня колхоз резать свежую штукатурку.

05.04.2014 в 22:48

Т.е. сначала штукатурка, зачем штробы и электрика?

05.04.2014 в 22:48

Штробы/ не штробы. зависит еще и от исходного материала стен. Бетон - несушка в 90% случаев - и электрика вся в штукатурный слой. Хотите штробите, хотите нет, а толщина слоя должня скрывать кабель без повреждения бетона в случае штробления.
По сути штробы увеличивают стоимость работ, однако в любом случае все индивидуально на каждом объекте и еще и на каждой стенке

AndyMirror написал :
Кабель каналы и шлейф не фонтан,

Кабель-каналы отлично (особенно 10*15мм), если грамотно их использовать и высота стяжки ограничена. Вместо шлейфа лучше все же комбинировать со звездой - одна (редко две) линии на комнату и уж по одной стене можно соединить шлейфом, благо розетки нынче это позволяют. Кухня/СУ - ессно отдельная песня

jekasus написал :
Для меня колхоз резать свежую штукатурку.

у меня тоже нелюбовь стенку "портить"

05.04.2014 в 22:55

jekasus написал :
Хотите сказать, что все электрики в Болгарии - колхозники

Хочу сказать -если заказчик не согласен с моей хронологией ,то мы точно не будем сотрудничать

Интересно посмотреть на установку подрозетника с 1500 - ым правилом

Timofey_Yeka написал :
Т.е. сначала штукатурка, зачем штробы и электрика?

Написал же выше -выбор за Вами. Но правильно делать так.

05.04.2014 в 23:01

Умко написал :
зависит еще и от исходного материала стен

Стены кирпич.
Перепад 2-5мм на 2метрах. Возможно,вообще не буду штукатурить. Проверю интересующие меня углы, а там видно будет.

05.04.2014 в 23:02

С какого перепуга?

05.04.2014 в 23:04

эх ребята ,не работали вы с заказчиками замороченными еще видимо. у нас уже пара комнат под шпаклю подошла а в некоторых еще не определено где и сколько розеток будет. так что мне наплевать до или после. надо будет пройдусь штроборезом по идеальной стеночке и проложу заветный проводочек да вмажу подрозетничек по идеальной уже стеночке. все относительно. а бывало что уже после покраски стены решение принималось перемещать розетки. а вы про какой то колхоз.

полюбить Арктику трудно,но разлюбить потом невозможно!

05.04.2014 в 23:08

EV.SA написал :
Интересно посмотреть на установку подрозетника с 1500 - ым правилом

jekasus написал :
легко переделать 5-10 около розетки(после стяжки)

Не написал "см" после цифр
После, после как раз проверить разводку ;

05.04.2014 в 23:13

"С такого" Можете делать как угодно Вам (в т ч и через Ж)

Umka написал :
эх ребята ,не работали вы с заказчиками замороченными еще видимо.

А зачем с ними работать ? Есть (и их большинство ) вполне адекватных

05.04.2014 в 23:47

Umka написал :
не работали вы с заказчиками замороченными еще видимо.

Не в этом дело. Если заказчик всё это оплачивает, то в добрый путь. Но только если оплачивает.

06.04.2014 в 00:17

EV.SA написал :
"С такого" Можете делать как угодно Вам (в т ч и через Ж)

У человека перепад 2-5 мм(если правильно определил). Штробы все-равно делать, что до, что после - действительно пофигу. Я предполагал ремонт с ноля с кривыми стенами.

06.04.2014 в 00:33

EV.SA написал :
Всегда электрика делается после штукатурки стен (так же как и сантехника)
Всё остальное было и будет колхоз ,совхоз и т д

А по мне так наоборот: колхоз, когда сначала штукатурят стены, а потом разрушают их штробами. Кстати, штукатурка иногда отлетает при штроблении. Если речь идёт о штукатурке с заглаживанием в ноль (не требующей шпаклёвки), так выполнение после неё любого штробления - бред вдвойне

06.04.2014 в 00:36

Prok12 , Ваши методы работ уже многие оценили,так что .

06.04.2014 в 00:37

Просто электрикам так проще. Вот и всё.

06.04.2014 в 00:53

AndyMirror написал :
Просто электрикам так проще.

Выгоднее, а для заказчика нет - штроба - деньга, мусор от штроб - деньга, заделка штроб - деньга, материал для заделки штроб - деньга, труд, чтобы заделать штробы - деньга и это все, чтобы подрозетники поставить на один уровень с штукатуркой.

06.04.2014 в 02:37

Prok12 написал :
А по мне так наоборот: колхоз, когда сначала штукатурят стены, а потом разрушают их штробами. Кстати, штукатурка иногда отлетает при штроблении. Если речь идёт о штукатурке с заглаживанием в ноль (не требующей шпаклёвки), так выполнение после неё любого штробления - бред вдвойне

Если резать "джекаусом", или штроборезом, то ничего не отлетит. Хотя вы правы, ротбант на бетоне, " не любит" долбление. впрочем как и цементная штукатурка, они могут отойти, но! Если у вас с нуля квартира в работе, то считаю, удобнее вертикальные штрабы, а также подрозетники делать после штукатурки, затирать которую в ноль-блеск, не вижу практического смысла, судьбу хоцца конечно обмануть, и подсократить какие нить работы-выиграв время, но как практика моя показывала, всегда за это приходится расплачиваться чем нить. Рассмотрим еще вариант..часто встречающийся когда работает не комплексная бригада, а разные, не связанные ничем специалисты..приходит электрик, и пихает свои провода, ставит подрозетники(ему ж по точкам-метрам платят) и уходит, потом приходят штукатуры, ставят свои маяки, и матеря электрика, прораба, и хозяина, начинают выеживаться своими правилами, вокруг торчащих проводов , на выключатели, бра, и все остадльное, попутно их трахает током, они еще больше матерят всех и вся. а потом приходят маляры, и их заставляют (часто бесплатно, что вызывает конфликты, вытягивать подрозетники на уровень слоя штукатурки, или, что чаще всего, умные маляры, дабы не идти на конфликт, и не обращать внимание (прораба или хозяина), тупо ставят розетки, на длинные саморезы в подрозетники. в общем если квартира с нуля и под ключ, лучше после штукатурки, хотя, бывают конечно варианты. кстати, иногда после штукатурки даже легче тягать провода, прорезая не бетон, а всего лишь слой ротбанта.

Штробить стены под электрику до штукатурки или после?

Порядок подготовки штроб под электрику и штукатурки стен нередко вызывает споры среди мастеров и заказчиков. Почему же они возникают, неужели нет давно определенного порядка?

Дело в том, что штробление стен для проводки и сверление посадочных мест для установочных коробок (подрозетников) неразрывно связаны с самим процессом их монтажа. В это значит, что штробы и установочные коробки заштукатуриваются. Если после этого произвести штукатурку стен, то неизвестно на какой глубине в итоге окажутся установочные коробки для розеток и выключателей. Это создаст проблемы при установке чистовой электрики. Также подрозетники нужно будет как-то защитить от того, чтобы их не забили штукатурной смесью.

В случае же с прокладкой электрики после оштукатуривания стен таких проблем нет. Установочные коробки будут ровно по уровню стены и не будут забиты раствором. Также штробление оштукатуренных стен проще, ведь вы намного меньше будете пилить несущую стену. А это автоматически уменьшит число проблем с перепиливанием арматуры. Не говоря уже об уменьшенном расходе очень дорогих дисков для штробореза. Но противником такого порядка выступают некоторые заказчики: они боятся, что штроблние и сверление приведут к отслаиванию штукатурного слоя. Также на их стороне выступают нормативные документы новой редакции. Свод правил 2017 года требует, чтобы перед началом всех отделочных работ были "смонтированы и опробованы скрытые электротехнические сети".

Мы рекомендуем сначала производить штукатурку, а уже после монтаж электрики. Если штукатурка была выполнена по технологии, то никакого отслоения от штробления не произойдет. В то же время все установочные коробки будут на своем месте, и не придется "колхозить" способы корректно закрепить чистовую электрику.

  • до штукатурки
  • после штукатурки
  • комбинированный метод

Априори электромонтажники наиболее правильным считают вариант после. Так ли это на самом деле и нет ли здесь исключений. Рассмотрим подробно все из аргументов за и против.

Слой штукатурки

механизированное нанесение толстого слоя штукатурки на проводку

Среди профессионалов считается, что электромонтаж до штукатурных работ придумали ленивые и жадные электрики. Ленивые, потому что им гораздо проще до штукатурки как попало пробросить трассы кабелей по поверхности стен и при этом не тратить время на штробление.

большой расход кабеля как заштукатурить стены

Некоторые даже самоуверенно убеждают, что на этом вы существенно сэкономите, штробить данную стену ни в коем случае нельзя и приведут массу других аргументов. Однако современный монтаж предполагает расход очень большого количества кабеля и если не штробить, то в итоге все это выльется в толстый слой раствора.

Что в конечном счете обернется более существенными финансовыми затратами, нежели проход одной, двух штроб до блока подрозетника.

толстый слой штукатурки при монтаже проводки до штукатурки

При этом учитывайте затраты не только на дополнительный материал (цемент, раствор), но и берите во внимание увеличение трудозатрат, а соответственно и оплату труда штукатурам. Поэтому гораздо дешевле заплатить за штробы и их последующую заделку, чем увеличивать толщину стен на несколько сантиметров.

штроборез и пылесос на штроблении под проводку

На данный момент только жадный электрик не может позволить себе купить штроборез и промышленный пылесос и работать как профессиональный электромонтажник.

насадка на болгарку для штробления без пыли Mechanic Air Duster

Если вы только начинающий строитель и у вас действительно нет денег на дорогие и качественные модели от Хилти, Бош или DeWalt, либо вам борозды нужно сделать только в собственной квартире и более нигде, то вполне можно обойтись одной универсальной насадкой на болгарку Mechanic Air Duster.

как сделать строительный пылесос из обычного бытового своими рукам

Хотите вообще избавиться от пыли на 100% - используйте по уму бытовой пылесос и будет вам счастье.

Насадка же практически полностью заменяет профессиональный инструмент и выполняет функции отведения пыли даже без пылесоса. Ознакомиться с текущей ценой и заказать ее с доставкой на дом можно отсюда.

Повреждение кабеля

После электриков на объект чаще всего заходят гипсокартонщики. И если между этими двумя бригадами производится оштукатуривание стен, то гипсокартонщикам элементарно не видно где проходят трассы, и они их просто перебивают.

схема расположения трасс электропроводки

Так называемая читаемость трасс в этом случае отсутствует.

широкие шлейфа электропроводки

Кроме того, шлейфы проводов получаются очень широкими и мастерам как по гипроку, так и по подвесным потолкам трудно выискать место под крепление профилей, дабы опять не повредить проводку запрятанную под раствором.

При этом автомат у вас может начать срабатывать только после окончания всего ремонта, в том числе чистовой отделки. Так как изначально повреждена была всего лишь изоляция, а не сама токонесущая жила.

как найти скрытую электропроводку с помощью смартфона

Проблему конечно же всегда можно решить использованием исполнительных схем или дополнительной фотофиксацией готовых трасс на тот же смартфон. Если этого не было сделано в свое время, то придется искать скрытую проводку самостоятельно, применяя различные варианты.

Изменение размеров стен

разметка проводки до штукатурки осепостроителем

Качественный ремонт всегда делается по проекту. При этом после штукатурки, размеры стен хоть и не намного, но все же меняются.

Из-за этого вполне возможен вариант, когда придется сдвигать на несколько миллиметров вправо или влево блок розеток, так как мебель сделанная под заказ будет перекрывать к ним свободный доступ.

Окисление мест соединений проводов

выгорание контактов в подрозетнике

При штукатурке используется огромное количество воды. И если электрику делать до, то влага вполне может добраться до мест соединения жил медных кабелей в подрозетниках. Впоследствии это приведет к окислению и разрушению контактов, и может закончится их выгоранием.

Способов заглушить распредкоробку, чтобы туда не попала влага и мокрый раствор, существует множество, но не все они помогают.

подготовка распредкоробок к штукатурке

Самый дешевый и доступный - это заклеивание обыкновенным малярным скотчем.

Еще один простой метод – изготовление заглушки из картонных коробок. Берете коронку под диаметр подрозетника и нарезаете себе столько закрывашек, сколько необходимо.

В сам подрозетник при этом лучше вставлять сразу по 2 штуки. Можно таких заглушек наделать и из сэндвич панелей.

Установка подрозетников и фурнитуры

Когда делаешь на глаз с примерным расчетом слоя штукатурки, обязательно возникают ошибки и погрешности из-за ”заваленной” стены или неправильно выбранной глубины установки.

проставочное кольцо удлинитель распредкоробки для штукатурки вровень со стеной

Если в итоге получаются утопленные подрозетники даже на 3-5мм, вроде бы ничего критичного здесь нет. Все решается при помощи более длинных саморезов 25-30мм и проставочными кольцами или удлинителями для распредкоробок.

Но совсем другое дело, когда кромка выпирает на те же 5мм наружу.

шнурка разметочная правила использования

Любая качественная работа начинается с разметки. А как можно разметить на кривой неоштукатуренной стене?

Это все равно что рисовать картину на скале. В итоге получится не картина, а наскальный рисунок.

Срабатывание защиты УЗО

Более того, некоторые из них могут оказаться под напряжением! Штукатурка мокрым раствором при этом может закончится весьма плачевно. Хорошо, если у вас стоит дифф.автомат или УЗО на эту линию и оно сработает.

электропроводка по полу

А есть ли доводы за то, чтобы делать всю проводку до штукатурных работ? Конечно есть, но их не так много. Отдельные мастера приводят не совсем корректное сравнение с прокладкой электропроводов по полу и последующей заливкой стяжки.

электрика по полу или потолку что лучше и как правильно

Обосновывая это тем, что при монтаже кабеля в полу, вы же не штробите стяжку, чтобы уложить туда провода в гофре. Соответственно к стенам должен быть аналогичный подход.

Мы рассмотрим несколько иные доводы.

  • армирование стен сеткой

армирование стен сеткой перед штукатуркой можно ли штробить после

В некоторых ситуациях при штукатурных работах для предотвращения образования трещин, применяют армирование специальной сеткой.

Так вот, при штроблении вы всю эту сетку просто-напросто порежете на куски. И вся работа проделанная до этого, грубо говоря пойдет “коту под хвост”.

  • нормативы СНиП

В нем говорится, что на момент начала отделочных работ, электрика и сантехника должны быть уже выполнены, опробованы, проверены и должны нормально работать. Получается, что с точки зрения строительных нормативов, наиболее правильно делать электрику до штукатурки.

пункт правил СП про то что раньше штукатурные или работы по электрике

Вот этот свод правил СП 71.13330.2017 (скачать) и п.7.1.5 из него:

Однако, во-первых не стоит забывать, что все подобные СП носят больше рекомендательный характер и даже здесь нет четкого запрета делать именно так, а не иначе.

электропроводка в домах сша и россии отличия и сравнение правил

Во-вторых, можно придраться в формулировке п.7.1.5 к такому понятию как ”отделочные работы”. Не совсем понятно входит ли сюда непосредственно штукатурка или здесь подразумевается вся работа после – шпаклевка, малярка.

Поэтому, если вы в итоге не нарушаете конечного качества, то и здесь можно отступить от этих рекомендаций.

  • выравнивание стен

как заделать стену после штробления чтобы не было видно

Еще один довод в пользу работ ДО – неровность стен. Штукатурка имеет определенную фракцию, т.е. минимальную толщину и при закладывании уже готовой штробы, вы практически никогда не получите идеальную поверхность. Отсюда и возникает ”читаемость трасс”.

111

Если же вам нужен результат близкий к первоначальной стене (до штробления), это приведет к дополнительной шпаклевке, грунтовке, шлифовке. И эта работа по доведению поверхности до идеального состояния, может быть весьма трудоемкой и затратной в финансовом плане.

трескаются стены после штробления под проводку после штукатурки

А еще при нарезании штроб под кабель, эти самые борозды приходится вычищать перфоратором, либо зубилом. В результате не нужной вибрации в близлежащих местах, начинает отслаиваться или трескаться чистовой слой.

И это накладывает еще больше ответственности для электриков на данный вид работ.

Комбинированный метод

комбинированный способ монтажа электрики до или после штукатурки

Посмотрев на все это дело и сравнив результаты, некоторые начали применять комбинированный способ.

установка розеток по маякам до штукатурки стен

Это когда трассы прокладываются до штукатурных работ, а подрозетники и распредкоробки монтируются после. Есть еще метод, когда подрозетники ставят вместе с маяками по их уровню.

Сначала выставили маяки, по ним смонтировали все коробки и потом все загрунтовали в одной плоскости. Однако и здесь на промежуточных этапах можно столкнуться с проблемами.

можно ли прикручивать розетку на дюбеля

Из-за того, что подрозетник не будет полностью утоплен в стене, его может начать выворачивать проходящими через него жесткими кабелями ВВГнГ. При этом выходят из ситуации кто во что горазд. Прикручивают на саморезы или дюбеля.

монтаж подрозетника до штукатурки стен как правильно

Отдельные мастера даже срезают заднюю стенку у распредкоробки и ставят ее с лицевой стороны, пропуская пучок проводов через входное отверстие.

Делать так не стоит. Тем самым вы нарушаете жесткость всей конструкции, не говоря уже о степенях защиты IP.

как правильно установить подрозетник в бетонной стене все секреты сверления и правила

Комбинированный способ это некий усредненный вариант. Что называется ни нашим, ни вашим.

Узкопрофильные специалисты электрики его категорически отвергают, равно как и варианты ДО.

Зато строители, занимающиеся комплексным ремонтом, часто им пользуются. Большее количество выездов на объект, дополнительные согласования времени работы их не пугают. Все равно все делать им.

Какой метод лучше

Исходя из всего вышеизложенного, какие можно сделать выводы? Меньше всего проблем, как в период монтажных, так и последующих отделочных работах вы испытаете, если будете прокладывать электрику после штукатурки.

Вариант ДО применяется, если в силу каких-либо обстоятельств (армировка стен, сжатые сроки), вы загнаны в угол и не можете сделать иначе. Либо у вас всю эту работу комплексно делает одна бригада или вы занимаетесь всем процессом на стройке самостоятельно.

Штробление стен под проводку

штробление стен под проводку штроборезом

Штробление стен требуется, когда проводку в помещении необходимо проложить скрыто. Приступают к работе после разметки трасс. Неотъемлемой частью процесса штробления, является повышенное пылеобразование. Поэтому не забывайте применять средства для защиты органов дыхания и зрения. Для штробления вам не обойтись без специальных приспособлений и инструментов. При малых объемах можно даже обойтись простым зубилом и молотком, при капитальной замене проводки во всей квартире или доме, уже понадобятся более серьезные вещи.

Инструменты для штробления

111-21

Если вы ремонтируете только одну из комнат, а в других по прежнему проживаете, то используйте перфоратор и зубило. От штробореза образуется дисперсная пыль, которая проникнет повсюду и может испортить вещи.

штробление стен перфоратором под проводку

Для штробления перфоратором вначале насверлите по размеченной трассе отверстия d-8мм. Расстояния между отверстиями 1см. Затем оденьте на перфоратор насадку для штробления и перейдя в режим удара разбейте между отверстиями штробу.
Безусловно, приобретать штроборез может быть экономически не целесообразно. Однако штробление стен простой болгаркой, довольно опасная работа. Советую даже для работ в одной квартире все же приобрести самый недорогой штроборез. Очень важно, чтобы и для болгарок и для штроборезов использовались качественные диски. В этом случае и на работу уйдет гораздо меньше времени, да и сам процесс работы будет безопаснее

Покупку промышленных пылесосов могут позволить себе только люди, постоянно занимающиеся ремонтом.

111-19

Для всех остальных можно посоветовать приобрести мешки для пылесосов и накручивать их на патрубок штробореза. Количество пыли образуемой при штроблении будет резко уменьшено.

Если же приобретение комплекта штроборез+пылесос обходится в неподъемную цену, попробуйте взять эти инструменты у профессиональных строителей напрокат. Некоторые умельцы приспосабливают самодельную подачу воды на диски для уменьшения пылеобразования:

Основные нюансы работы при шторблении:

    • перед началом работы удаляйте с поверхности стен все лишнее (старые обои, плакаты) – они могут забить штроборез;
    • перед штроблением проверяйте трассу будущей штробы на отсутствие старой проводки. Сделать это можно специальным инструментом. При возможности запитайте эл.инструмент от соседей, а свою квартиру полностью обесточьте;
    • штроба должна проходить параллельно конструкциям здания – горизонтально или вертикально;
    • вертикальная штроба режется сверху-вниз;
    • расстояние горизонтальной штробы от потолка – не более 40см;
    • расстояние вертикальной штробы от дверей, окон, углов – не менее 10см;
    • максимальная глубина штробы – 2,5см;
    • если наткнулись на арматуру, измените трассу штробы. Вырубая арматуру, Вы нарушаете целостность плит, снижая несущую способность здания;
    • старайтесь нарезать узкие штробы шириной 3-5мм, чтобы поместился один кабель. При укладке нескольких кабелей в одной штробе, ее ширина увеличивается на ширину прокладываемых кабелей.

    расстояние для штробы проводки

    Ширина штробы

    Минусы широкой штробы:

    1. ее нужно прорезать
    2. выбить бетон
    3. насверлить отверстия 6мм под дюбель хомут
    4. прибить кабель
    5. заштукатурить штробу, используя большое количество раствора и времени
    Плюсы узкой штробы:
    1. прорезаете штробу
    2. для очистки штробы максимум используете усилие мощной отвертки или узкого зубила
    3. сверлить отверстия и прибивать кабель не нужно
    4. используете минимальное количество цементного раствора
    5. экономите время

    Средства защиты

    При штроблении не забывайте про технику безопасности. Обязательно используйте:

    По окончании работ очистите штробы от пыли пылесосом или веником.

    Посмотреть текущие цены на штроборезы и насадки для штробления под болгарку можно здесь или здесь.

    Объясняет юрист: Почему нельзя штробить стены под электрику

    Что и в каких случаях придется согласовать, если вы переделываете электрику?

    Алексей Паршин

    Алексей Паршин 2/Декабрь/2019 Сохранить Комментировать 43 Нравится 93 Рассказываем новоселам, что можно делать с проводкой в квартире при очередном ремонте (а что категорически нельзя). Андрей Попов Сохранить фото Несколько лет назад в нашей стране были ужесточены правила прокладки или замены электрокоммуникаций. Ответственность за нарушения в строительстве обозначена в Градостроительном кодексе Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 02.08.2019). 1 ноября этого года он вступил в силу с изменениями и дополнениями.

    Если вы планируете менять проводку, убедитесь, что мастер знаком с новыми нормативами. Многие решения если не запрещены, то потребуют дополнительных согласований.
    ZARIZA ART Сохранить фото

    Запрещено: штробить несущие стены и плиты перекрытий
    Согласно Постановлению Правительства Москвы № 508 (Приложение №1), выпущенному в 2011 году, в бетонных, монолитных и кирпичных домах запрещено штробить и / или прокладывать пазы для проводки в несущих стенах, перекрытиях и других элементах, обеспечивающих прочность здания.

    В многоквартирных домах типовых серий (то есть в панельных домах) « не допускается устройство штраб в горизонтальных швах и под внутренними стеновыми панелями, а также в стеновых панелях и плитах перекрытий под размещение электропроводки, разводки трубопроводов » .

    За штрабу в несущей стене или конструкции Жилинспекция имеет право выписать штраф в 2500 рублей. Но главное — выдаст предписание вернуть все в исходное состояние (согласно статье 29 Жилищного Кодекса).

    Важно: Стены, сопряженные с лестнично-лифтовым узлом, в большинстве случаев являются несущими. Но даже если это не так, штробить в них отверстия под проводку тоже запрещено.

    На фото выше — кирпичная стена, к ней ограничения на штробление не относятся

    a-base | büro für architektur Сохранить фото

    Разрешено с ограничениями: штробить перегородки
    Основной документ, регламентирующий в нашей стране штробление стен — это СНиП 3.05.06-85. Согласно ему, запрещено горизонтальное штробление на глубину более 2,5 см, шириной 2 см и длиной более 3 метров. Причина — арматура, проложенная на расстоянии 2 – 3 см от поверхности стены. Нарушение целостности арматуры — это угроза безопасности жителей всего дома.

    Однако требования СНиП 3.05.06-85 в разных регионах страны дополняют местные нормы. В большинстве своем, как и московские, запрещающие любые нарушения целостности стен.

    Читайте также: