Неемия строит стены иерусалима

Обновлено: 18.05.2024

Третий храм. пророчество о строительстве

Вокруг темы о строительстве Третьего храма Соломона, ходит очень много самых различных пересудов, толкований и предположений. Тема будущего строительства настолько актуальна в некоторых кругах, что люди, порой далёкие от религиозных вопросов и споров, наверняка наслышаны о разного рода "пророчествах" связанных с постройкой Третьего храма. И прежде чем начать рассуждать по данной теме, необходимо предоставить краткую историческую справку о самом храме.

Первый Храм. Был построен царем Соломоном на 480 год исхода евреев из Египта. Во многих источниках, дошедших до нас, говорилось о невиданной красоте и великолепии, как самого здания, так и внешнего, и внутреннего убранство храма.
В храме располагалась скиния Завета. По этой причине, храм был не местом собрания верующих, а являлся домом, где обитал Дух Божий.
В 586 году до нашей эры, храм был сожжён и полностью разрушен войсками царя Навуходоносора. Скиния была утеряна. А сами иудеи попали в пленение на 70 лет.

Второй храм. Был построен на месте первого, в период правления царя иудейского Зороавеля, в 520-526 году до нашей эры. Окончательное проведение реконструкции было завершено в период правления царя иудейского Ирода.
В 66-73 произошла вторая иудейская война. Во время подавления восстания иудеев, римская армия осадила Иерусалим. Военные действия проходили возле Храма. Бои продолжались 5 месяцев. В 70-м году нашей эры, храм снова был сожжён и разрушен.

Третий храм. О том, что будет построен и Третий храм, сторонники данной теории, приводят в подтверждение своих предположений, слова ветхозаветных пророков. И даже пытаются найти обоснование своим словам в Евангелии.

Основная мысль утверждения о возможном строительстве третьего храма, состоит в том, что, согласно еврейской традиции, Храм будет восстановлен с приходом мессии на прежнем месте, на Храмовой горе в Иерусалиме, и станет духовным центром не только для еврейского народа, но для всего человечества.
В христианской догматике, событие возведения Третьего храма, предлагается рассматривать как признак прихода лже-мессии (антихриста) и скорого Второго Пришествии Христа.

В христианской среде, утверждения о том, что возведение третьего храма ознаменует воцарение антихриста над миром, основывается на предсказаниях ветхозаветных пророков и на письменных трудах святителей церковных и толкованиях книг Ветхого Завета и Новаго Завета.

Цитаты из Ветхого Завета, которые часто приводят в качестве доказательства о строительстве третьего храма:

1.) Книга Иезекииля, 11:17-23. (Синодальный перевод.)
17 Затем скажи: так говорит Господь Бог: Я соберу вас из народов и возвращу вас из земель, в которые вы рассеяны; и дам вам землю Израилеву.
18 И придут туда, и извергнут из неё все гнусности её и все мерзости её.
19 И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное,
20 чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом.
21 А чье сердце увлечется вслед гнусностей их и мерзостей их, поведение тех обращу на их голову, говорит Господь Бог.
22 Тогда Херувимы подняли крылья свои, и колеса подле них; и слава Бога Израилева вверху над ними.
23 И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города.

В данной главе, стих 23-й приводится как указание о будущем строительстве третьего храма. Привёл не только 23-й стих, но и предыдущие, дабы более полно можно было понять, о чём именно идёт речь в пророчестве Иезекииля. Если внимательно прочитать, то можно найти соответствующее историческое событие, указанное в пророчестве.

Происходившие события, такие как: разделение царства, разделение колен израилевых, насаждение идолослужения, устроение капищ и т.п., дела, как раз и описаны в книге Иезекииля, в главе 11-й. А уже со стиха 17-го, говорится о собрании народа израильского воедино. О низвержении гнусности и мерзости со святого места. И уже после того, как восстановится вера в Истинного Бога в народе, появится возможность восстановить служение в храме. И тогда в полной мере, это событие совпадает со строками 23-го стиха:
…И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города…
Таким образом, речь в данном стихе идёт не о третьем храме, а о восстановлении служения Единому Богу, на Храмовой горе.

Точно такое же пророческое видение, имеющее отношение к периоду запустения на Храмовой горе, во время царствования Ровоама, записано и в книге пророка Иеремии. Об отступлении говорится в гл.3:9-19

2.) Книга Иезекииля, 40:5-49.
Многие толкователи данной главы считают, что в ней дано описание третьего храма. Но сие предположение вряд ли верно, поскольку примерно так и выглядел реконструированный, царём Иродом, Второй храм.
Кроме того, с учётом предсказанного в книге Иезекииля, в главе 11, и в книге Иеремии в главе 3, такое описание очень хорошо совпадает с реальными историческими событиями, происходившими в период Второго храма. Как и Первый храм, Второй храм, так же пострадал от разрушений и был осквернён войсками египетского царя.

3.) Книга пророка Даниила. Гл 9:24-27. (Синодальный перевод)
24 Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан* был Святый святых.
25 Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
26 И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
27 И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя.

Пророчество записанное в книге Даниила показывает, что произойдёт со Вторым храмом и то, какие именно события будут предшествовать его разрушению. При этом, сроки и время совершения событий, указано очень точно:
26 И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
27 И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя.
Распятие Христа совершилось почти в середине срока от Рождения Иисуса Христа и до времени разрушения Второго храма: …а в половине седмины прекратится жертва и приношение…
Так же следует отметить, что все ветхозаветные пророки объявляли о приходе Мессии. И все их пророчества не распространялись далее времени разрушения Второго храма. Причина такого ограничения очень проста, события, которые будут происходить после завершения Ветхого Закона, были для них закрыты, поскольку ни кто из живущих Ветхим Законом не сможет понять, а значит и принять Новый Завет - Завет Благодати. Посему, пророчества ветхозаветные завершаются с разрушением Второго храма. Храма каменного, как символа всего ветхого, плотского.
. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.
Евангелие от Матфея 9:17

4.) Евангелие от Матфея 24:1-22 (синодальный перевод)
Очень часто, в качестве доказательства о том, что будет Третий храм и именно в нём и произойдёт становление мерзости запустения на святом месте, приводят несколько строк из Евангелия от Матфея. Однако, такой подход - ссылка на маленькую часть повествования, приводит к неверному пониманию всего сказанного Иисусом Христом Своим ученикам. Посему, приведу полностью всё повествование о грядущих событиях.

1. И выйдя, Иисус шёл от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
2. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.
3. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
4. Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
5. ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят.
6. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это ещё не конец:
7. ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
8. всё же это - начало болезней.
9. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё;
10. и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
11. и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
12. и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
13. претерпевший же до конца спасётся.
14. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец.
15. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, -
16. тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17. и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18. и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21. ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
Евангелие от Матфея 24:1-22

Прежде всего, следует обратить внимание на следующее: …приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века.
Здесь указано, что было задано ДВА вопроса.
Первый: скажи нам, когда это будет?
Второй: какой признак Твоего пришествия и кончины века?
Соответственно порядку заданных вопросов, Иисус Христос и даёт ответы Своим ученикам.

Ответ на первый вопрос заключён в гл.24, в стихах с 4-го по13-й. Указано, что именно произойдёт, и какие именно события будут предшествовать времени разрушения Храма: придут в мир антихристы, дабы прельстить избранных, будут слухи о военных действиях, восстанет народ на народ и царство на царство, будут глады и моры. И это будет только начало всех грядущих бед. Продолжится всё гонением на верных - мучения, убийства христиан. Будут христиане всеми ненавидимы за Имя Христово. Усилится беззаконие и охладеет любовь во многих.
Именно в таком ужасном состоянии и будет пребывать мир ко времени разрушения Второго храма. Именно тогда и совершится то, о чём сказал Христос Своим ученикам - …не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено…

Ответ на второй вопрос заключён в гл.24, в стихах с 14-го по 22-й. К моменту разрушения Второго храма, учениками Христа, Евангелие уже будет проповедано всем народам, по всей Вселенной. Уже не будет приноситься в Храме жертва и на Святом месте будет мерзость запустения. (По пророчеству Даниила.) Что на самом деле и происходило. И поскольку, храм перестал быть местом, пребывания Духа Божия, было попущено Богом разрушение здания римскими легионерами. И тогда все, кто из иудеев, те немногие, которые разумели происходящее и …находящиеся в Иудее да бегут в горы…
Событие, разрушения Храма стало причиной великой скорби …какой не было от начала мира доныне, и не будет… потому как завершился Ветхий Закон. И для тех, кто остался в сем Законе, наступил конец света.
…И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни…Ради избранных, время со дня Распятия Христа иудеями, до разрушения Второго храма сократилось до половины седмины - 35 лет.

Почти всегда, фразу …на святом месте… - относят к новому, третьему иудейскому храму, который, якобы и должен быть построен в будущем. Однако, если ещё раз внимательно прочитать главу 24-ю, то станет понятно, что всё сказанное в стихах с 1-го по 22-й имеет отношение только ко Второму храму.

6.) Первая иудейская война 66-73 годы н.э.
В 66-73 произошла Первая иудейская война. Во время подавления восстания иудеев, римская армия осадила Иерусалим. Военные действия проходили возле Храма. Бои продолжались 5 месяцев. В 70-м году нашей эры, храм снова был сожжён и разрушен.
Здесь очень интересно отметить два факта:
1. Время от Рождества Христова до времени разрушения Второго храма составляет 70 лет, а время со дня Распятия иудеями Христа и временем разрушения Второго храма практически половину из 70 лет.
2. Время совершения Первой иудейской войны составляет 7 лет, а время от начала сей войны до времени разрушения Второго храма - половину времени - 3,5 года.
Таким образом, и ветхозаветные пророчества и Евангельское Слово, в котором говорится о разрушении Второго храма, полностью совпадают по сути событий указанных в них.
Есть и ещё одно указание о событиях, которые будут происходить во время разрушения Второго храма. Это записано в книге "Апокалипсис":

Глава 26 О пятом ангеле, и восходящих от бездны и о разумныхъ прузехъ. И о различныхъ отразехъ.
113 И пятый ангелъ воструби. И виде звезду с небес падшу на землю. И данъ бысть ей ключь студенца и бездны. И отверзе студенець. И взыде дымъ от студенца, яко дымъ пещи велики горяща, и омерче солнце от дыма студенечнаго. И изыдоша прузи на землю. И дана бысть имъ область. Яко имуть область скорпиеве земстии. И речено имъ бысть да не вредятъ травы земныя ни всякаго злака, ни всякаго древа. Токмо человеки иже неимуть печати Божия на челехъ. И речено имъ бысть дане убиютъ ихъ, но да муку приимуть 5 месяць. И мучение их яко мучение скорпиево. Егда секнеть человека.
114 В ты дни взыщуть человецы смерти и неймуть обрести ея. И вожделеютъ умрети и бежитъ от них смерть.
115 Уподобление пругомъ, подобна конемъ уготовленымъ на бранъ. И на главахъ их венцы яко злату. И лица ихъ яко лица человеча. И имяху власы яко власы женьски. И зубы ихъ яко лвомъ беша. И имяху броня яко броня железны.
116 Глас крилъ иже конь много текущихъ на брань, имеяху опаши подобно скорпиемъ. И жала на опашехъ ихъ область ихъ вредити человеки 5 месяць имуще над собою царя ангела бездны. И имя ему Авадонъ. А гречески глас имя имать Губя, горе едино отиде еще два горя посихъ.
(Аваддон, также Абаддон: (др.-евр.) погибель, тление; уничтожение, прекращение бытия. Слово "абаддон", на иврите. означает место уничтожения либо просто переводится, как "уничтожение".)

Ранее уже отмечалось, что во время подавления восстания иудеев, римская армия осадила Иерусалим. Военные действия проходили возле Храма. Бои продолжались 5 месяцев.
Так и в книге "Апокалипсис" говорится о 5-ти месяцах, в течении которых …речено имъ бысть да не вредятъ травы земныя ни всякаго злака, ни всякаго древа. Токмо человеки иже неимуть печати Божия на челехъ. И речено имъ бысть да не убиютъ ихъ, но да муку приимуть 5 месяць… Особенно стоит отметить указание о том, что вред постигнет …Токмо человеки иже неимуть печати Божия на челехъ…То есть тех, кто не примет Иисуса Христа как Истинного Спасителя, как Мессию. Не прейдут в Завет Новый, в Жизнь, потому как не имут печати Божией на челе своём. И такие мертвые душою. хотя и взыщут смерти, желая прекратить невыносимость скорбей и вредительств, попущенных Богом через римских воинов, …и неймуть обрести ея. И вожделеютъ умрети и бежитъ от них смерть…

События, которые будут совершаться во времена разрушения Второго храма, так же указаны и в Евангелии от Луки гл.19:41-44 (синодальный перевод)
41. И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нём
42. и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,
43. ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,
44. и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

Подведя итог, всему сказанному, можно однозначно утверждать, что все события, связанные с построением Храма в Иерусалиме, с проведением служений и жертвоприношений в Храме и с разрушением Храма, как у ветхозаветных пророков, так и в Евангелии, получили время своего совершения и были полностью исполнены. И о каком-либо очередном строительстве Третьего храма, ни царём, ни мессией, ни каким-либо другим народом, речи не идёт. Однако, Сам Господь указал о том, каким будет истинный Третий Храм. И Кто будет его строителем.
Господь наш Иисус Христос в Евангелии своём дал точное указание о том, что будет тем самым местом, тем самым храмом, в котором будет обитать Дух Божий. И каким образом и где, будет совершаться поклонение Богу:

2.) Евангелие от Иоанна гл. 4:19-24 (синодальный перевод)
19. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
20. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение - от Иудеев.
23. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине.

4.) 1-е послание Коринфянам 6:19-20 (синодальный перевод)
19. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20. Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

Душа человека, и есть та самая, прежде утерянная, ветхая скиния, и ныне, обретённая новая скиния Завета - вместилище Духа Божия. Скиния, которая, как и заповедано, хранится в том самом Храме, о котором и Говорил Христос в Евангелии Своём. В нерукотворном Третьем Храме, из плоти и крови, который и есть суть камень в основании Церкви Христовой.
Посему, настало время, когда …не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но, когда …истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе…

Послесловие к статье.

Будет интересно рассмотреть и понять, как вообще и по какой причине, могло зародиться "предсказание" о строительстве Третьего храма? Ведь ни где в Ветхом Завете ни чего не говорится о том, сколько заповедано их построить. И прежде чем начать рассматривать сей вопрос, приведу текст Евангелия от Марка:

55. Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили.
56. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны.
57. И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили:
58. мы слышали, как Он говорил: "Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный".
Евангелие от Марка гл.14:55-58 (синодальный перевод)

Из сказанного, можно понять, что ветхозаветные фарисеи не приняли Иисуса Христа не только как обещанного всеми ветхозаветными пророками Спасителя, но даже как пророка или учителя. Отсюда и их упорное стремление оклеветать Христа. По причине непонимания и отторжения всего, что говорил Иисус, в частности, и о разрушении рукотворного Храма и воздвижении нового - НЕРУКОТВОРЕННАГО Храма, и возникло подобное "пророчество".
В предложенной цитате из Евангелия от Марка, озвучена действительная причина, ставшая основой зарождения слуха, о строительстве Третьего храма, именно как здания: …И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил … При этом, основываясь на ветхозаветной традиции, когда местом возведения считали Храмовую гору в Иерусалиме, то это вполне естественно для тех, кто не понял слов Иисуса Христа о возвижении именно нерукотворного Храма.

И если прибавить к такому заявлению тот факт, что Иоанн Дамаскин, в умах большинства верующих, имеет статус "учителя" и "отца" Церкви, а произведения таких "учителей" становятся …традиционными христианскими источниками… то внедрение Ветхого Закона в Христианскую веру становится очень серьёзной проблемой. Проблемой, способной привести к возникновению не только ложных "пророчеств" и толкований всего Святого Писания, но и к серьёзному искажению Христианской веры.

Даниил глава 12. Глаголет.
Тогда рука священническая разсыплется. И Ефрем (Сирин) глаголет: тогда не будет службы святыя во олтарех, ни приношения.
И в соборнике Ипполит глаголет: тогда Церкви Божия яко прости храми будут. И вси тоя сосуди вожделении потребятся. Сиречь священныя лицы.
Той же. Восплачются тогда Церкви Божия плачем велим, зане ни приношения ниже кадило совершается, ниже службы богоугодныя, священныя бо церкви яко овощное хранилище будут, и честное тело и кровь Христова во днех оных не имать явитися, служба угаснет чтения писания неуслышытся, но тма будет на человецех. Ниже лист 122. Тогда восстанут лжепророцы, и ложнии апостоли. И пастырие яко же волцы, будут, аще ниицы лжу возлюбят. О горе егда вся сия будут. Церкви Божия и писание не брегоми будут.
Кирилл лист 32, Златоуст толкование Коринфяном зачало 150.
Яко антихрист прежде пришествия своего, учинит яже везде жертвенники, и истинную жертву истребит. И кумиры свои на святом месте поставит. Уже бо сицевое мерзостное запустение послании от него лжепророцы начинают, и от того позванием яко уже близ есть день егда убо запусте последняя жертва, вседневная уставленная в церкви Соломони, якоже о том запустении в Евангелии глаголано. Тако же Даниилом пророком реченное, паки збысться и совершися и скончася власть июдейская, и церковь разорися.
Тако же будет в запустении нынешняя Святая Жертва, иже не во храме Соломони, но яже по всему миру уставлена есть. Тогда же и век сей скончается, иже бысть в стени жертвы храма Соломона, и то совершится и исполнится в самой Истинней, по глаголех пророческих.

И Ефрем Сирин, и Ипполит Римский и Иоанн Дамаскин, все трактуют пророчество Даниила, как имеющее отношение к Новозаветной Церкви. На самом же деле, пророчество Даниила имеет отношение только и только к Ветхозаветной Церкви. И всё что сказано в Даниловом пророчестве относится ко Храму Соломона. К тому самому, который был разрушен римскими легионами.
У Кирилла и Иоанна Златоуста гораздо более интересное толкование. Ближе к духу Новозаветной Церкви, но… всё сказанное имеет отношение именно к рукотворных христианским храмам. Поэтому сказать, что толкование Иоанна Златоуста очень верное, нельзя. Прежде всего необходимо понимать, что третий Храм - это прежде всего сам человек. Его тело - храм, а душа - скиния, в которой и пребывает дух Божий.
Точно так же, по такому же принципу воспринимался и Храм Соломона. Есть здание храма - храмовый комплекс из камня, а есть Скиния - место обитания Бога. А поскольку, Иисус Христос сказал иудеям, что разрушен будет Храм Соломона, (но печалиться по этому поводу беСсмысленно), а в три дня будет построен новый Храм. - нерукотворный. Поэтому, сказанное Иоанном Златоустом что …Яко антихрист прежде пришествия своего, учинит яже везде жертвенники, и истинную жертву истребит. И кумиры свои на святом месте поставит… следует принимать не как указание на то, что в храмах каменных и в алтарях рукотворных истребится жертва и кумиры на святом месте будут установлены, а как духовное повреждение. Когда души будут пусты и неспособны принять в себя Дух Божий. А сами люди поставят над собой кумиров и идолов, как если бы то было, на святом месте, в рукотворных храмах.

В таком понимании, что есть Третий Храм - христианин, душа которого постоянно пребывает в единении с Духом Божиим, становятся понятны многие законы Гласа Совести.
Станет ли настоящий христианин "украшать" стены храмов надписями, символами и всякими знаками? Конечно нет. Такое же отношение должно быть и к телу своему.
Зачем "украшать" его татуировками, рисунками, малевать косметикой и т.п., если это храм, в котором пребывает Дух Божий. Но если душа пуста - тогда и начинают красить и штукатурить "стены" храма, чтобы придать хотя бы видимость какого-то лоска и "красоты".
Так же и повреждения тела умышленные - самоубийства, нанесение ранений, нанесение увечий себе, подобны действиям римских легионеров, что разрушили храм Соломона. В обоих случаях, причина разрушения - пустота души.
Объядение, леность, приведение тела в дебелое состояние, табакокурение, пьянство, наркомания и т.п., пороки опасны именно потому, что разрушают тело. Разрушают храм, в котором находится душа. И если душа пуста, то на месте святом будут стоять кумиры и идолы - пороки, страсти и смерть.

Посему, оставаясь под властью ветхого Закона, и древние иудеи и современные псевдоиудеи, так и не смогли, даже до сего времени, понять, что именно имел ввиду Господь наш Иисус Христос, утверждая о Храме нерукотворном. Как определить, имеется ли таковое недопонимание у тех, кто поясняет слова ветхозаветных пророков или Слово Евангельское. Очень просто, если толкует таковый …согласно иудейской традиции…

Книга Неемии, глава 4 Неемия, гл 4

Когда услышал Санаваллат, что мы строим стену, он рассердился и много досадовал и издевался над Иудеями; и говорил при братьях своих и при Самарийских военных людях, и сказал: что делают эти жалкие Иудеи? неужели им это дозволят? неужели будут они приносить жертвы? неужели они когда‐либо кончат? неужели они оживят камни из груд праха, и притом пожженные?

А Товия Аммонитянин, бывший подле него, сказал: пусть их строят; пойдет лисица, и разрушит их каменную стену.

Услыши, Боже наш, в каком мы презрении, и обрати ругательство их на их голову, и предай их презрению в земле пленения; и не покрой беззаконий их, и грех их да не изгладится пред лицом Твоим, потому что они огорчили строящих!

Мы, однако же, строили стену, и сложена была вся стена до половины ее. И у народа доставало усердия работать.

Когда услышал Санаваллат и Товия, и Аравитяне, и Аммонитяне, и Азотяне, что стены Иерусалимские восстановляются, что повреждения начали заделываться, то им было весьма досадно. И сговорились все вместе пойти войною на Иерусалим и разрушить его. И мы молились Богу нашему, и ставили против них стражу днем и ночью, для спасения от них.

Но Иудеи сказали: ослабела сила у носильщиков, а мусору много; мы не в состоянии строить стену.

А неприятели наши говорили: не узнают и не увидят, как вдруг мы войдем в средину их и перебьем их, и остановим дело. Когда приходили Иудеи, жившие подле них, и говорили нам раз десять, со всех мест, что они нападут на нас: тогда в низменных местах у города, за стеною, на местах сухих поставил я народ поплеменно с мечами их, с копьями их и луками их.

И осмотрел я, и стал, и сказал знатнейшим и начальствующим и прочему народу: не бойтесь их; помните Господа великого и страшного и сражайтесь за братьев своих, за сыновей своих и за дочерей своих, за жен своих и за домы свои. Когда услышали неприятели наши, что нам известно намерение их, тогда разорил Бог замысел их, и все мы возвратились к стене, каждый на свою работу.

С того дня половина молодых людей у меня занималась работою, а другая половина их держала копья, щиты и луки и латы; и начальствующие находились позади всего дома Иудина. Строившие стену и носившие тяжести, которые налагали на них, одною рукою производили работу, а другою держали копье. Каждый из строивших препоясан был мечом по чреслам своим, и так они строили. Возле меня находился трубач. И сказал я знатнейшим и начальствующим и прочему народу: работа велика и обширна, и мы рассеяны по стене и отдалены друг от друга; поэтому, откуда услышите вы звук трубы, в то место собирайтесь к нам: Бог наш будет сражаться за нас. Так производили мы работу; и половина держала копья от восхода зари до появления звезд.

Сверх сего, в то же время я сказал народу, чтобы в Иерусалиме ночевали все с рабами своими, — и будут они у нас ночью на страже, а днем на работе. И ни я, ни братья мои, ни слуги мои, ни стражи, сопровождавшие меня, не снимали с себя одеяния своего, у каждого были под рукою меч и вода.

Неемия строит стены иерусалима

Неемия строит стены Иерусалима

Неемия был влиятельным придворным при дворе персидского царя Артаксеркса * в престольном городе Сузы.

Один израильтянин возвратился из Иерусалима в Персию и рассказал Неемии: «Оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем». Услышав эти слова, Неемия «…сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным». И разрешил царь Артаксеркс Неемии пойти в Иерусалим, чтобы построить стены города.

Возвратившись в Иерусалим, Неемия и израильтяне стали восстанавливать разрушенные стены и ворота Иерусалима. Об этом услышали враги израильтян и угрозами хотели воспрепятствовать постройке стен Иерусалима. Но Неемия вооружил своих людей. «Строившие стену и носившие тяжести, которые налагали на них, одною рукою производили работу, а другою держали копье. Каждый из строивших препоясан был мечем по чреслам своим, и так они строили». Работа продолжалась и днем и ночью. Рука Божия защищала строителей и, спустя сто сорок лет после того, как вавилонское войско разрушило и сожгло Иерусалим, стена была завершена.

«Когда наступил седьмый месяц… собрался весь народ, как один человек, на площадь… и сказали книжнику Ездре, чтоб он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю. И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин и всех, которые могли понимать… и читал… от рассвета до полудня… и уши всего народа были приклонены к книге закона… И благословил Ездра Господа, Бога великого. И весь народ отвечал: „Аминь, аминь“, поднимая вверх руки свои, — и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли».

Глава 2

Неем.2:1 . В месяце Нисане, в двадцатый год царя Артаксеркса, было перед ним вино. И я взял вино и подал царю, и, казалось, не был печален перед ним.

Неем.2:2 . Но царь сказал мне: отчего лице у тебя печально; ты не болен, этого нет, а верно печаль на сердце? Я сильно испугался

Неем.2:3 . и сказал царю: да живет царь во веки! Как не быть печальным лицу моему, когда город, дом гробов отцов моих, в запустении, и ворота его сожжены огнем!

Неем.2:4 . И сказал мне царь: чего же ты желаешь? Я помолился Богу небесному

Неем.2:5 . и сказал царю: если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицем твоим, то пошли меня в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтоб я обстроил его.

Неем.2:6 . И сказал мне царь и царица, которая сидела подле него: сколько времени продлится путь твой, и когда возвратишься? И благоугодно было царю послать меня, после того как я назначил время.

Рассказываемое в ст. 1–6 событие произошло в том же году, но на месяц позднее того, о чем говорится в I гл. По церковному счислению кислев был девятым месяцем, а нисан первым; по гражданскому же – кислев был третий месяц, а нисан – седьмой. Очевидно, Неемия пользуется счислением гражданским. Из библейского рассказа не видно, почему, собственно, Неемия обратился с просьбой к царю только через четыре месяца после получения известия о печальном положении дел в Иерусалиме. Возможно, что обязанность виночерпия он исполнял не постоянно, а по очереди с другими, и потому должен был ждать времени, когда ему можно было увидеть царя. С просьбой к царю Неемия обратился во время пира ( " было перед ним вино» ; LXX и Сир. читают: «было вино предо мною», ἐνώπιον ἐμοῦ ), подавая царю чашу с вином. Разговор был начат самим царем, обратившим внимание на то, что Неемия, вопреки обычаям двора ( Есф. 4:2 ), имел печальный вид, хотя и старался скрыть свою печаль. У LXX вместо еврейского: «и, казалось, не был печален перед ним» , καὶ ὀυκ ἤ ἕτεπος ἐνώπιον αὐτοῦ , слав.: «и не бе ин пред ним» .

Неем.2:2 . Но царь сказал мне: отчего лице у тебя печально; ты не болен, этого нет, а верно печаль на сердце? Я сильно испугался

Неем.2:3 . и сказал царю: да живет царь во веки! Как не быть печальным лицу моему, когда город, дом гробов отцов моих, в запустении, и ворота его сожжены огнем!

Слова «да живет царь во веки!» составляли обычное выражение благожелания, которым начинали обыкновенно обращение к царю (ср. Дан. 2:4, 3:9 ; 3Цар. 1:31 ). В ответ на вопрос царя Неемия указывает причину своей скорби – запустение Иерусалима. Домом «гробов отцов» называет он именно Иерусалим, желая обозначить этим близость судеб города своему сердцу. Более высокого, религиозного значения города Неемия не указывает, может быть, потому, что царю-язычнику оно не вполне было понятно. Слово beith «дом» употреблено в выражении вместо ir «город» в смысле широком, в каком оно употребляется в названиях городов Бет-Галчал, Бет-Нимра и под.

Неем.2:4 . И сказал мне царь: чего же ты желаешь? Я помолился Богу небесному

Неем.2:5 . и сказал царю: если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицем твоим, то пошли меня в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтоб я обстроил его.

Неем.2:6 . И сказал мне царь и царица, которая сидела подле него: сколько времени продлится путь твой, и когда возвратишься? И благоугодно было царю послать меня, после того как я назначил время.

На вопрос царя о желании Неемии последний, вознесши мысленно молитву к Богу, обращается с просьбой послать его в Иудею обстроить Иерусалим. После того, как он указал время, потребное для путешествия, царь изъявил согласие на исполнение просьбы. Какое именно время было назначено Неемией, в повествовании не сообщается. Но по ходу речи можно заключать, что Неемия назначил время непродолжительное, и если он пробыл в Иерусалиме 12 лет ( Неем. 5:14, 13:6 ), то, вероятно, в силу последующих просьб о продлении срока путешествия.

Неем.2:7 . И сказал я царю: если царю благоугодно, то дал бы мне письма к заречным областеначальникам, чтоб они давали мне пропуск, доколе я не дойду до Иудеи,

Неем.2:8 . и письмо к Асафу, хранителю царских лесов, чтоб он дал мне дерев для ворот крепости, которая при доме Божием, и для городской стены, и для дома, в котором бы мне жить. И дал мне царь, так как благодеющая рука Бога моего была надо мною.

В видах более успешного достижения своих целей Неемия просит у царя письма к заречным, т.е. заевфратским областеначальникам и к хранителю царских лесов Асафу. Эти письма, данные Неемии, содержали, очевидно, подробные объяснения задуманного Неемией дела. «Хранителю царских лесов» (pardes), ср. ( Песн. 4:3 ; Еккл. 2:5 ). О каких именно лесах здесь говорится, неизвестно. По мнению древних толкователей, здесь разумеется regio а Libano ad Antilibanum protensa et arboribus amoenissimis consita, – северная оконечность Келесирии. Но это едва ли справедливо, так как лес, о котором идет речь в рассматриваемом месте, должен был находиться вблизи Иерусалима. Кейль полагает, что в ( Неем. 2:7 ) разумеется упоминаемый в ( 1Пар. 27:28 ) лес из маслин и сикомор в долине, принадлежавший Давиду и потом, вероятно, перешедший в собственность царей завоевателей. Но едва ли может разуметься в 7 ст. и этот лес, так как для предпринимавшейся Неемией постройки он не мог дать материала. И. Флавий (Иуд. Древн. VIII, 7, 3) говорит о прекрасных садах Соломона в Эфаме, недалеко от Иерусалима на юг. Возможно, что в рассматриваемом месте кн. Неемии разумеются именно эти сады, принадлежавшие некогда царскому дому. Вероятно, вся страна от Эфама до т. наз. горы франков или Джебель ель-Фердис (pardes) была покрыта некогда лесом. Хранитель царских лесов должен был доставлять Неемии материал 1) для ворот крепости (birah), которая была при доме Божием, 2) для городской стены и 3) для построения его собственного дома. Упоминаемая в ст. 8 крепость храма, birah, или по греч. произношению βᾶρις , вероятно, была построена там, где впоследствии построили крепость цари и первосвященники из фамилии Маккавеев (Иуд. Древн. XV, 11, 4) и которая позже, при восстановлении храма Иродом, была названа Антонией. О положении Антонии, которая представляла собой большое четырехугольное укрепление с башнями, дворами и широкими площадями для воинов, точно известно только то, что она находилась к северу от площади храма. Равнялось ли birah времени Неемии – βᾶρις маккавейских князей и Антонии, мы не знаем. Из рассматриваемого нами места видно только, что в нее вело много ворот и что стены ее окружали, следовательно, значительное пространство. 2) Речь идет только об одной стене города. Дерево употреблялось не для стены, а для ворот в стене ( Неем. 3:3, 6 ). Просьба о материале для постройки дома для Неемии объясняется, вероятно, тем, что Неемия прибыл в Иерусалим в качестве наместника (pechah), ( Неем. 5:14 ).

Неем.2:9 . И пришел я к заречным областеначальникам и отдал им царские письма. Послал же со мною царь воинских начальников со всадниками.

«И пришел я к заречным областеначальникам» . И. Флавий (Иуд. Древн. XI, 5, 6–7) сообщает, что тогдашним начальником областей – Сирии, Финикии и Самарии был Адаиос. Как лицо официальное и занимающее высокий пост, Неемию сопровождал отряд всадников, которые потом, без сомнения, остались при нем и в Иерусалиме.

Неем.2:10 . Когда услышал сие Санаваллат, Хоронит и Товия, Аммонитский раб, то им было весьма досадно, что пришел человек заботиться о благе сынов Израилевых.

Приход Неемии с намерением устроить дела иудейские встревожил врагов иудеев и в особенности тех лиц, которые стояли во главе их. Санбаллат – имя ассиро-вавилонского происхождения («Син дарует жизнь»). Прозвание Хоронит дано ему от имени Бет-Хорона. С этим именем известны два города, лежавшие на пути из Иерусалима в Лидду, принадлежавшие некогда колену Ефремову ( Нав. 16:3, 5, 18:13, 21:22 ), а во время Неемии входившие в состав самарийской области (III, 34). Товия, «Аммонитский раб» был, вероятно, чиновник, поставленный персидским царем над аммонитянами. Он был, по-видимому, любимцем Санаваллата и главным его советником. Причиной недовольства названных лиц фактом прибытия Неемии было опасение, что возвысившаяся после падения Иерусалима Самария потеряет значение с восстановлением Иерусалима.

Неем.2:11 . И пришел я в Иерусалим. И пробыв там три дня,

Неем.2:12 . встал я ночью с немногими людьми, бывшими при мне, и никому не сказал, что́ Бог мой положил мне на сердце сделать для Иерусалима; животного же не было со мною никакого, кроме того, на котором я ехал.

Неем.2:13 . И проехал я ночью через ворота Долины перед источником Драконовым к воротам Навозным, и осмотрел я стены Иерусалима разрушенные и его ворота, сожженные огнем.

После трехдневного отдыха Неемия, намереваясь приступить к осуществлению своих планов относительно восстановления стен Иерусалима, сделал прежде всего осмотр их. Опасаясь козней со стороны врагов, Неемия произвел осмотр стен тайно, – ночью и без спутников. «Ворота Долины» , упоминаемые еще в ( 2Пар. 26:9 ; Неем. 3:13 ), получили свое название от того, что они вели в Долину Генномскую (II, 20), огибаюшую Иерусалим с запада и юга. Ворота эти большинство археологов указывают на западе, на месте Яффских ворот, другие же полагают на юге, на месте так наз. ворот Ессеев. Ворота Долины соответствуют, вероятно, нынешним Яффским воротам на западной стороне. Упоминание о Драконовом источнике (LXX πρὸς στόμα πηγῆς τῶν συκῶν , слав.: «ко устию источника смоковичнаго» ) встречается только здесь. Место этого источника точно неизвестно. Разные авторы указывали его в разных местах и отождествляли с теперешним Birket Hammam Sitti Mariam, или с упоминаемым в ( 3Цар. 1:9 ) источником Рогель, с источником Девы, или с источником Силоамским, или с верхним прудом (Birket Mamilla) или с прудом нижним (Birket es-Sultan). Навозные ворота лежали на западной стороне города. Таким образом, Неемия прежде всего обратил внимание на западную стену, так как она имела, в силу свойства местности, особенно важное значение.

Неем.2:14 . И подъехал я к воротам Источника и к царскому водоему, но там не было места пройти животному, которое было подо мною, –

«И подъехал я к воротам Источника и к царскому водоему» . «Ворота Источника» находились на юго-восточной стороне города. Под "царск им водоем ом» разумеется, вероятно, тот пруд, который Иосиф (Иуд. Война V, 4, 2) называет прудом Соломона и который лежал, по его свидетельству, к востоку от Силоамского источника. По Тениусу, это нынешний «источник Девы», который находится там, где долина Кедрона образует ущелье. Здесь, вследствие этого обломки стен и домов легко могли загородить путь, так что проезд был невозможен.

Неем.2:15 . и я поднялся назад по лощине ночью и осматривал стену, и проехав опять воротами Долины, возвратился.

«И я поднялся (Vachi oleh) назад по лощине» . По смыслу евр. текста, Неемия поднялся или встал на ноги, чтобы осмотреть часть стены (слав.: «и взыдох на стену» ). Стоящее в данном месте евр. текста причастие (поднялся – oleh) указывает на продолжительное время, употребленное Неемией для осмотра части стены. Вероятно, Неемия прошел всю долину Кедрона или долину Иосафатову до северной оконечности города и затем, осмотрев северную стену, возвратился теми же «воротами Долины» , которыми он вышел.

Неем.2:16 . И начальствующие не знали, куда я ходил и что я делаю: ни Иудеям, ни священникам, ни знатнейшим, ни начальствующим, ни прочим производителям работ я дотоле ничего не открывал.

Неем.2:17 . И сказал я им: вы видите бедствие, в каком мы находимся; Иерусалим пуст и ворота его сожжены огнем; пойдем, построим стену Иерусалима, и не будем впредь в таком уничижении.

Неем.2:18 . И я рассказал им о благодеявшей мне руке Бога моего, а также и слова царя, которые он говорил мне. И сказали они: будем строить, – и укрепили руки свои на благое дело.

Осмотр стены, сделанный во избежание преждевременной огласки дела тайно от всех, убедил Неемию в возможности восстановления стены, и вот он, очевидно, созвал собрание из представителей народа и предложил им приступить к постройке. Для возбуждения энергии своих будущих сотрудников Неемия указал им на божественное благоволение, проявившееся в отношении к предпринимаемому делу со стороны царя. После этого собравшиеся изъявили согласие на начатие постройки и, по выражению писателя, «укрепили руки свои на благое дело " , т.е. твердо решились довести его до конца.

Неем.2:19 . Услышав это, Санаваллат, Хоронит и Товия, Аммонитский раб, и Гешем Аравитянин смеялись над нами и с презрением говорили: что это за дело, которое вы делаете? уже не думаете ли возмутиться против царя?

Неем.2:20 . Я дал им ответ и сказал им: Бог Небесный, Он благопоспешит нам, и мы, рабы Его, станем строить, а вам нет части и права и памяти в Иерусалиме.

Слух о намерении иудеев дошел до врагов их – Санаваллата, Товии и Гешема. Последний (по ( Неем. 6:1, 2, 6 ) – Гашму) был, вероятно, начальником какого-либо арабского племени, жившего на юге Палестины недалеко от Иерусалима. Враги отнеслись к предприятию Неемии с насмешкой и презрением, но в то же время постарались набросить на него тень, как на предприятие, направленное против царя. Таким освещением дела враги обнаружили как создать в будущем большие препятствия делу. И вот Неемия исповедует свою надежду на Бога.

Читайте также: