Начало строительства белокаменных стен московского кремля дата

Обновлено: 04.05.2024

Начало строительства белокаменных стен московского кремля

1367-1369. Строительство первого белокаменного кремля в Москве

Строительство Московского кремля в виде первой белокаменной крепости началось в 1367 году. Годом ранее рабочие стали разбирать деревянные стены и башни древнего сооружения. Инициатором работ стал молодой князь Дмитрий Донской, дедом которого был Иван Калита.

Замена деревянной крепости на каменную

Новый правитель Москвы активно занимался внешнеполитическими вопросами, расширением и укреплением земель своего княжества, на которое постоянно нападала Золотая Орда. Поэтому Дмитрий Иванович строил новые, прочные крепости. Именно ему пришла в голову мысль о необходимости замены старого деревянного кремля на новое каменное сооружение.

Древнее укрепление хоть и выдержало многочисленные штурмы, но от огня его было невозможно спасти. После пожара 1365 года Москва практически полностью сгорела. Это трагическое событие историки назвали Всехсвятским пожаром, потому что огонь первым охватил церковь Всех Святых. От дубовых кремлевских стен мало что осталось.

Строительные работы

По решению Дмитрия Донского в 1367 году с целью защиты Москвы от захватчиков вокруг города началось строительство белокаменного кремля. Зимой осуществлялся завоз материалов для возведения крепостных стен. Добыча белого камня велась в 30 км от Москвы. В то время это был самый распространенный материал на Руси. У белого камня высокая прочность и привлекательный внешний вид, но добывать его трудно. Кроме того, в городе жили немногочисленные каменщики, умеющие правильно использовать данный материал в строительстве.

Благодаря князю Дмитрию Ивановичу Суздальская Русь получила первую белокаменную крепость. Строить ее начали после подготовки материалов в 1367 году по весне. Возведение кремля стартовало с закладки крепкого фундамента, сохранившегося до наших дней. Крепость строили чуть более года. Рабочие торопились, так как в любой момент на Москву могли напасть враги.

Проба крепостных стен в бою

Первым, кто опробовал новые стены на прочность, был литовский князь Ольгерд со своим войском. В течение трех дней он штурмовал Московский кремль, но захватить город у него не вышло. Позже он предпринял еще одну попытку взятия Москвы, но и она ничем не закончилась. В 1382 году на город напал Тохтамыш. Крепость сильно пострадала, но ее быстро восстановили. Белокаменный Московский кремль – важное сооружение для всей Руси. Благодаря ему город стал активнее развиваться, сюда переселились великие князья, а Москва стала русским православным центром.

Строительные особенности Московского кремля

О внешнем виде первого Московского белокаменного кремля в летописях не сохранилось никаких записей. Позже великий русский художник Аполлинарий Васнецов перенес на полотно свое представление о древней крепости. Есть сведения лишь о том, что между новыми каменными стенами и башнями с одной стороны и старыми сооружениями с другой было значительное расстояние. Исходя из этого, можно судить о существенном увеличении кремлевской территории.

В то время это было самое мощное европейское крепостное сооружение. Стены имели толщину 2-3 м. Их оборудовали бойницами, которые прикрывали прочные деревянные щиты. Крепость была окружена широким рвом с перекидными мостами. Шесть башен оснастили проездными воротами. Также строители завершили возведение первого московского каменного моста через речку Неглинную. Позже он был заменен Троицким мостом.

Начало строительства белокаменных стен московского кремля

Почему Москву называют Белокаменной? Этот вопрос интересует практически всех туристов, приезжающих в столицу России. Однако не все знают, что это имя городу подарил белокаменный Кремль, который был построен в 1367 году. За долгие века своего существования он неоднократно перестраивался и в итоге стал истинным символом города, его сердцем и одной из главных достопримечательностей. Сегодня, как вы уже догадались, Молодежный портал Ярославской области в своей исторической рубрике расскажет о московском Кремле.


Сегодня Кремль является одним из самых красивых архитектурных ансамблей в мире, а его площадь составляет около двадцати семи с половиной гектаров. Давайте же узнаем больше об истории этого грандиозного сооружения.

Первые поселения на месте Кремля. Основание Москвы. Первые древние поселения на месте Кремля возникли очень давно. Как свидетельствуют археологические раскопки, около пяти тысяч лет назад. А уже в VI столетии нашей эры здесь появились первые славянские племена.


Москва была впервые упомянута в летописях в 1147 году. Именно тогда Юрий Долгорукий пригласил своего двоюродного брата князя Новгород-Северского Святослава на встречу в маленький пограничный городок. Это событие и вошло в историю как дата основания Москвы.

История создания первого Кремля. История Кремля начинается несколько позже – спустя девять лет, когда Долгорукий решает укрепить город высокими крепостными стенами. Это был сосновый частокол, подкрепленный массивным земляным валом для большей надежности. К слову, место для строительства было выбрано не случайно. Дело в том, что крепость располагалась на высоком холме, окруженном Москвой-рекой и Неглинной. Это позволяло вовремя заметить неприятеля и дать ему отпор. К тому же с холма открывался крайне живописный вид на окрестности. Интересно, что площадь первого Кремля составляла около четырех гектаров, а к настоящему времени его территория увеличилась почти в восемь раз.

Существенным же недостатком этой крепости было то, что она была построена из дерева, а значит, легко могла сгореть во время случайного пожара или поджога. В следующий раз Кремль перестраивался в начале XIV века, когда Москвой правил Иван Калита. Он вкладывал много денег, сил и времени в укрепление и украшение города. Для этого и велел возвести новые крепостные стены. Эти заграждения стали значительно прочнее, они были построены из мощных и прочных дубовых стволов. А новый белокаменный Кремль в Москве был построен при Дмитрии Донском спустя еще несколько десятилетий.


Москва во времена Дмитрия Донского. Следующим правителем Москвы был князь Дмитрий Донской. Он был внуком Ивана Калиты. Известно, что Дмитрий Донской проводил активную внешнюю политику, расширяя и укрепляя территорию Москвы. К тому же, это время было отмечено яростными набегами татаро-монгольских полчищ. Все это требовало новых, более прочных крепостных сооружений. К тому же, как уже упоминалось, старый Кремль был построен из дерева. Поэтому он хоть и был достаточно мощным, чтобы выдержать вражеские нашествия, все же оставался беззащитным перед огнем. И пожар, случившийся в 1365 году, уничтожил весь город до основания (в истории он получил название Всехсвятский, так как начался в церкви Всех Святых). Он не пощадил и дубовые стены Кремля. Тогда, чтобы защитить город, Дмитрий Донской повелевает выстроить белокаменный Кремль в Москве. Год начала строительства – 1367. Об этом упоминается в летописях.


Строительство белокаменного Кремля. Итак, строительство белокаменного Кремля в Москве началось. В течение всей зимы в нее возили материалы для создания крепости. Белый камень для строительства добывали в Подмосковье, в тридцати километрах от города. Он издавна использовался на Руси и был одним из самых любимых материалов. Белый камень был прочным и красивым, но его добыча была трудной, да и мастеров этого дела было немного, поэтому его применяли не слишком широко. Белокаменный Кремль в Москве был первым подобным сооружением в Суздальской Руси. К его постройке приступили, когда все материалы были готовы, а именно весной 1367 года. Под стены новой крепости заложили крепкий фундамент, который благополучно стоит до сих пор. Строительство велось достаточно быстро (год его завершения – 1368). Поспешность эта была целиком и полностью оправдана. Ведь вскоре после окончания строительства на Москву напало войско литовского князя Ольгерда. Он трое суток простоял под стенами Кремля, но взять крепость так и не смог. Спустя два года Ольгерд опять напал на город, но так же безуспешно. В 1382 году крепость подверглась жестокому нападению Тохтамыша, что нанесло ей огромный урон, однако после она была полностью восстановлена. Поэтому постройка белокаменного Кремля, без всяких сомнений, была выдающимся историческим событием, повлиявшим на дальнейшее развитие города и становление его как центра православия и резиденции великих князей.



Как строили новый Кремль? Около 150 лет простоял белокаменный Кремль в Москве. Множество раз он подвергался осадам и выдерживал самые свирепые атаки. Но все же они наносили ему серьезные повреждения и разрушения, впрочем, как и частые пожары. Стены крепости во многих местах обветшали и уже не могли выполнять свою защитную роль. Поэтому во второй половине XV столетия, при Иване Третьем, началась масштабная перестройка Кремля. Для этого в Москву были приглашены известные итальянские мастера. Крепость перестраивалась постепенно, на месте старых белых стен возводились новые, из красного кирпича. В целом реконструкция Кремля заняла десять лет. Также перестраивались храмы и соборы. Так формировался современный архитектурный облик Кремля.


Впоследствии он неоднократно перестраивался. Первые изменения были внесены во время правления Бориса Годунова, затем при Петре I. Большие разрушения нанесла Кремлю Отечественная война 1812 года. После нее были проведены масштабные реставрационные работы. При советской власти Кремль также неоднократно перестраивался, башни были украшены звездами, а на пьедесталы были установлены Царь-Пушка и Царь-Колокол. Белокаменный Кремль в Москве простоял почти полтора столетия. Он выдержал не одно яростное нападение и вражескую осаду, надежно защищая город от неприятеля. Именно благодаря этой крепости Москва приобрела название «Белокаменная». Кстати, носит она его и теперь. Но мало кто знает о том, что Кремль оставался «белокаменным» еще четыре столетия после того, как были возведены новые стены из красного кирпича. Этому необычному факту есть простое объяснение. Стены крепости специально белили вплоть до XIX века. С одной стороны, это было связано с заботой о сохранности кирпича, с другой – это было своеобразной данью памяти первому каменному Кремлю, построенному при Дмитрии Донском. Например, беленым он изображен на полотне Петра Верещагина, созданном в 1879 году.


Кремль сегодня. В настоящие дни в Кремле находится резиденция Президента. В 1997 году в нем была проведена масштабная реставрация. В ходе работ было восстановлено большое количество зданий и сооружений Кремля. Сейчас по крупным православным праздникам в нем проходят торжественные богослужения, а по территории и музеям крепости проводятся экскурсии. И, возможно, сегодня не все помнят, что белокаменный Кремль в Москве был построен при Дмитрии Донском, но коренные жители столицы знают историю своего города и гордятся ею.

Также стоит отметить, что архитектурный ансамбль Красной площади и Кремля входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Если несколько веков назад стены крепости белили, то сегодня их периодически подкрашивают красной краской. Кремль является самой крупной в Европе сохранившейся крепостью, действующей до сих пор. В 1941 году на стенах нарисовали окна. Это было сделано для того, чтобы замаскировать крепость под жилую постройку. Словом, белокаменный Кремль в Москве за свою жизнь пережил множество изменений, но до сих пор остался символом Москвы и подлинной жемчужиной архитектуры города.

Московский Кремль

Сердце города

Московский Кремль — крупнейшая действующая крепость в Европе. Кремли есть во многих городах, но только московский остается историческим, политическим и культовым центром города. А раньше он был суровой неприступной крепостью.


История не сохранила точного года появления Московского Кремля. Но уже в XII веке Юрий Долгорукий рассматривал Москву как форпост суздальского княжества, поэтому сразу задумался о строительстве крепости.

Кремль Долгорукого был крошечным: он умещался между современными Тайницкой, Троицкой и Боровицкой башнями. Его окружала деревянная стена длиной 1 200 метров.

Сначала эту крепость называли городом, а земли вокруг — посадом. Когда появился Китай-город, крепость переименовали в Старый город. И только после строительства в 1331 году Белого города крепость назвали Кремлем, что означало «крепость в центре города».

Слово Кремль» происходит от древнерусского «кром» или «кремнос» (твердый) — так называли центральную часть древних городов. Кремлевские крепостные стены и башни обычно ставили на самом высоком месте.

Слово «Кремль» также могло происходить от так называемого «кремленого» (прочного) дерева, из которого строили городские стены. А в 1873 году исследователь А.М. Кубарев предположил, что этот топоним мог прийти из греческого языка, где «кремнос» означает «крутизна, крутая гора над берегом или оврагом». Московский Кремль действительно стоит на горе на крутом берегу реки, а слова «кремн» и «кремнос» могли попасть в русскую речь с греческим духовенством, прибывшим в Москву в конце 1320-х годов вместе с митрополитом Феогностом.

Московский Кремль стоит на Боровицком холме, на слиянии Москвы-реки и Неглинной. За стенами крепости площадью 9 гектар могли укрыться от опасности жители окружающих посадов.

Со временем посады росли. С ними росла и крепость. В XIV веке при Иване Калите построили новые стены Московского Кремля: снаружи деревянные, обмазанные глиной, внутри — каменные. С 1240 года Русь находилась под татаро-монгольским игом, а московские князья умудрялись в центре захваченной страны возводить новые крепости!

Кремль при Дмитрии Донском (после пожара 1365 года) построили уже из белого камня. Тогда стены имели длину почти 2 километра — на 200 метров короче нынешних.

Пожары и землетрясение 1446 года повредили крепость, и при Иване III в конце XV века Московский Кремль перестроили. Для этого пригласили итальянских архитекторов — специалистов по фортификации — Аристотеля Фиорованти, Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо. Они строили не просто крепость, а святой город. Легендарный Царьград был заложен по трем углам на все стороны по семи верст , поэтому итальянские мастера с каждой стороны Московского Кремля поставили по 7 краснокирпичных башен (вместе с угловыми) и постарались сохранить одинаковое расстояние от центра — Успенского собора. В таком виде и в таких границах Московский Кремль дошел до наших дней.


Стены Кремля получились так хороши, что ими ни разу никто не овладел.

Два водных рубежа и склоны Боровицкого холма уже давали крепости стратегическое преимущество, а в XVI веке Кремль превратился в остров: вдоль северо-восточной стены вырыли канал, который соединил Неглинную и Москву-реку. Раньше всех построили южную стену крепости, так как она выходила к реке и имела важное стратегическое значение — здесь причаливали прибывшие по Москве-реке купеческие суда. Поэтому Иван III приказал убрать все постройки к югу от кремлевских стен — с того времени здесь ничего не строили, кроме земляных валов и бастионов.

В плане стены Кремля образуют неправильный треугольник площадью около 28 га. Снаружи они сложены из красного кирпича, но внутри выстроены из белого камня старых стен Кремля Дмитрия Донского, а для большей прочности залиты известью. Строили из полупудового кирпича (весом 8 кг). По пропорциям он напоминал большую буханку черного хлеба. Его еще называли двуручным, потому что для поднять можно было только двумя руками. При этом тогда кирпич на Руси был новшеством: раньше строили из белого камня и плинфы (чего-то среднего между кирпичом и плиткой).

Высота кремлевских стен колеблется от 5 до 19 метров (в зависимости от рельефа), и в некоторых местах достигает высоты шестиэтажного дома. По периметру стен идет непрерывный ход шириной 2 метра, но снаружи его скрывают 1 045 зубцов-мерлонов. Эти М-образные зубцы — типичная черта итальянской фортификационной архитектуры (ими отмечали крепости сторонники императорской власти в Италии). В обиходе их называют «ласточкин хвост». Снизу зубцы кажутся небольшими, но их высота достигает 2,5 метров, а толщина — 65-70 сантиметров. Каждый зубец сложен из 600 полупудовых кирпичей, и почти во всех зубцах есть бойницы. Во время боя стрельцы закрывали промежутки между зубцами деревянными щитами и стреляли через щели. Что ни зубец, то стрелец , — говорили в народе.


Стены Московского Кремля окружали слухи для подземных войн. Они защищали крепость от подкопов. Также под стенами была система тайных подземных ходов. В 1894 археолог Н.С. Щербатов обнаружил их почти под всеми башнями. Но его фотографии исчезли в 1920-х годах.

В Московском Кремле 20 башен. Они играли ключевую роль в наблюдении за подступами к крепости и в обороне. Многие из башен были проездными, с воротами. Но сейчас для проезда в Кремль открыты три: Спасская, Троицкая и Боровицкая.

Угловые башни имеют круглую или многогранную форму и внутри содержат потайные ходы и колодцы для снабжения крепости водой, а остальные башни — четырехугольные. Это объяснимо: угловые башни должны были «смотреть» во все внешние стороны, а остальные — вперед, так как с боков их прикрывали соседние. Также проездные башни дополнительно защищали отводные башни-стрельницы. Из них сохранилась только Кутафья.

Вообще в Средние века башни Московского Кремля выглядели иначе — у них не было шатровых завершений, но были деревянные дозорные вышки. Тогда крепость имела более суровый и неприступный характер. Сейчас стены и башни утратили оборонительное значение. Не сохранилась и двускатная крыша: она сгорела в XVIII веке.


К XVI веку Кремль в Москве приобрел вид грозной и неприступной крепости. Иностранцы называли его «замком» на Боровицком холме.

Кремль много раз был в центре политических и исторических событий. Здесь короновали русских царей и принимали иностранных послов. Здесь укрывались польские интервенты и открывшие им ворота бояре. Кремль пытался взорвать убегающий из Москвы Наполеон. Кремль собирались перестроить по грандиозному проекту Баженова.

В советское время в Московском Кремле разместилось правительство. Доступ на территорию закрыли, а недовольных «утихомирил» председатель ВЦИК Я. Свердлов.

За время правления советской власти архитектурный ансамбль Московского Кремля пострадал больше, чем за всю его историю. В начале XX века внутри Кремлевских стен было 54 сооружения. Сохранилось меньше половины. Например, в 1918 году по личному указанию В.И. Ленина снесли памятник великому князю Сергею Александровичу (его убили на Сенатской площади в феврале 1905 года), тогда же разрушили памятник Александру II (на его постаменте потом поставили памятник Ленину). А в 1922 из соборов Московского Кремля вывезли более 300 пудов серебра и 2 пудов золота, более 1 000 драгоценных камней, и даже раку патриарха Гермогена.

В Большом Кремлевском дворце проводили съезды Советов, в Золотой палате устроили кухню, в Грановитой — столовую. Малый Николаевский дворец превратился в клуб работников советских учреждений, в Екатерининской церкви Вознесенского монастыря открыли спортивный зал, в Чудовом монастыре — кремлевскую больницу. В 1930-х монастыри и Малый Николаевский дворец снесли, и вся восточная часть Кремля от Ивановской площади до Сената превратилась в руины.

Во время великой Отечественной войны Кремль был одной из главных целей воздушных бомбардировок Москвы. Но благодаря маскировке, крепость «исчезла».

Краснокирпичные стены перекрасили, а чтобы сымитировать отдельные здания, на них нарисовали окна и двери. Зубцы на вершине стен и звезды кремлевских башен накрыли фанерными крышами, а зеленые крыши покрасили под ржавчину.

Маскировка затруднила немецким летчикам поиск Кремля, но не спасла от бомбардировок. В советское время говорили, что на Кремль не упала ни одна бомба. На самом деле упали 15 фугасных и 150 мелких зажигательных. А в Арсенал попала бомба весом в тонну, и часть здания обрушилась. Прибывший позже в Кремль британский премьер-министр Черчилль, проходя мимо пролома, даже остановился и снял шляпу.


В 1955 году Московский Кремль частично открыли для посещения — он превратился в музей под открытым небом. Тогда же в Кремле запретили проживание (последние жители выписались в 1961 году).


В 1990 кремлевский ансамбль включили в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Одновременно Кремль стал правительственной резиденцией, но сохранил музейные функции. Поэтому на территории присутствуют сотрудники в форме, быстро наставляющие заплутавших туристов «на путь истинный». Но с каждым годом все больше уголков Кремля становятся открытыми для прогулок.

А еще Кремль часто снимают для кино. А в фильме «Третья Мещанская» можно даже увидеть Московский Кремль до сноса Чудова и Вознесенского монастырей.


Мини-путеводитель по Кремлевским стенам и башням

Кремль

Во второй половине XV в., когда Москве стала политическим и культурным центром русских земель, Кремль был перестроен с участием итальянских зодчих. Центром его стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475-79) - усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров. Псковские мастера возвели церковь Ризоположения (1484-88) и Благовещенский собор (1484-89) - домовую церковь московских государей. В 1505-08 построен Архангельский собор - усыпальница русских князей и царей (до Ивана V Алексеевича). Каменный государев дворец (на месте современного Большого Кремлевского дворца) с Грановитой палатой (1487-91) завершил оформление западной стороны Соборной площади. Центром ансамбля Кремля стала колокольня «Иван Великий». В 1485-95 вокруг Кремля с учётом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены ныне существующие стены и башни из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы.

НАДПИСЬ НАД ВОРОТАМИ СПАССКОЙ БАШНИ

«В лето 6999 (1491 г.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана - ред.)».

ЗОДЧИЕ НОВОГО АНСАМБЛЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Для воплощения в жизнь замысла Ивана III - превратить Кремль в символ русского государства, демонстрацию величия и мощи его - архитектура была одним из наиболее важных средств. И князь превращает Кремль в монументальный ансамбль. Практически все строения Кремля - башни, стены, здания на центральной кремлевской площади - не только стоят на тех же местах и носят те же названия, где их начал строить и как их назвал еще Иван Калита в 30-е годы XIV века, но они даже выглядят так, как выглядели в годы правления Ивана III…

Архитекторов князь по совету «грекини Софьи» пригласил из Италии. Первым в 1474 году прибыл из Болоньи Аристотель Фиораванти с сыном Андреем.

Было итальянскому зодчему в ту пору 58 лет, и он уже успел войти в историю Италии как автор дворцов, крепостей и фортификационных сооружений для многих итальянских герцогов и даже для венгерского короля, как человек, который передвинул с места на место огромную колокольню. В Болонье Фиораванти вот-вот должен был приступить к строительству Палаццо-дель-Подеста, модель которого так восхитила соотечественников. Но он поехал далеко на восток, чтобы войти в историю еще одного народа - русского.

Аристотеля поселили в Кремле, наделили огромными полномочиями, и работа закипела. Иван III и сам понимал, что белокаменные стены - ненадежный защитник, пушечный огонь они не выдержат. Кремль надо ставить кирпичным. И итальянец сначала построил на реке Яузе кирпичный завод. Кирпичи, полученные на этом заводе по рецепту самого Фиораванти, были необычайно крепки. Были они поуже и подлиннее обычных, и называть их потому стали «аристотелевыми».

Создав генеральную схему Кремлевской крепости и ее центра - Соборной площади, итальянец возглавил возведение Успенского собора - главного собора Московской Руси. Храм должен был нести огромный «проповеднический» смысл, ему предстояло возвестить миру о рождении нового государства, а потому в нем необходимо было воплотить подлинно национальный характер культуры. Аристотель начинает знакомиться с образцами русского зодчества во Владимире, на севере Руси, и когда после четырех лет работы пятиглавый собор был готов, он поразил воображение современников. Выглядел он, «яко един камень», и этим своим ощущением монолита внушал мысль о монолитности всего народа. Нельзя считать случайным, что через год после завершения строительства собора Иван III отказался платить дань Золотой Орде.

В те же годы неизвестные нам пока псковские мастера перестраивали Благовещенский собор - домовую церковь царского двора. В подклете этого собора был сделан новый Казенный двор - Казнохранилище, глубокие белокаменные подвалы которого просуществовали три столетия. Строил Казнохранилище другой итальянец - Марко Руффо, имя которого мы связываем с еще одним замечательным строением Кремля - Грановитой палатой - парадным тронным залом будущих русских царей. Для XV века Грановитая палата представляет уникальное творение: зал площадью в 500 квадратных метров, своды которого опираются лишь на один центральный столб.

Марко Руффо только заложил эту палату. Завершал же он работу вместе с прибывшим из Италии зодчим Пьетро Антонио Солари - одним из легендарных строителей Миланского собора. Именно Солари принадлежит главное инженерное решение Грановитой палаты, названной так впоследствии за четырехгранные камни, которыми она облицована. Оба архитектора одновременно строили и каменный государев дворец.

Остается только сожалеть, что Солари прожил в Москве так мало — в 1493 году, спустя три года после приезда, он внезапно умер. Но и за три года он сделал слишком много и, главное, воплотил в жизнь замысел Ивана III: превратить Московский Кремль в самую неприступную крепость в Европе. Новые крепостные стены длиной 2235 метров имели в высоту от 5 до 19 метров. Внутри стен, толщина которых достигала от 3,5 до 6,5 метров, были устроены закрытые галереи для тайного передвижения воинов. Чтобы предотвратить вражеские подкопы, со стороны Кремля шло множество тайных ходов и «слухов».

Центрами обороны Кремля стали его башни. Первая была возведена по самой середине стены, обращенной к Москва-реке. Ее сооружали под руководством итальянского мастера Антона Фрязина в 1485 году. Так как под башней был тайный родник, назвали ее Тайницкой.

После этого почти ежегодно возводится новая башня: Беклемишевская (Марко Руффо), Водовзводная (Антон Фрязин), Боровицкая, Константино-Еленинская (Пьетро Антонио Соляри). И наконец в 1491 году были возведены две башни на Красной площади - Никольская и Фроловская, - последняя впоследствии станет известна всему миру как Спасская (так она была в 1658 году названа царским указом по образу Спаса Смоленского, написанного над воротами башни в память освобождения русскими войсками города Смоленска). Спасская башня и стала главным, парадным входом в Кремль…

В 1494 году приехал в Москву Алевиз Фрязин (Миланец). Десять лет строил он каменные палаты, вошедшие в состав Теремного дворца Кремля. Возводил он и стены кремлевские, и башни вдоль реки Неглинной. Ему же принадлежат и главные гидротехнические сооружения Москвы тех лет: плотины на Неглинной и рвы вдоль стен Кремля.

В 1504 году, незадолго до своей смерти, пригласил Иван III в Москву еще одного «фрязина», получившего имя Алевиза Фрязина Нового (Венецианца). Приехал тот из Бахчисарая, где строил дворец для хана. Творения нового зодчего увидел уже Василий III. Это при нем Венецианец построил одиннадцать церквей (до наших дней не доживших) и собор, который и сейчас служит украшением московского Кремля,— Архангельский, решенный в лучших традициях древнерусского зодчества. Чувствуется, что его создатель находился под большим воздействием самобытной русской культуры.

Тогда же, в 1505—1508 годах, строится знаменитая колокольня «Иван Великий». Ее зодчий Бон-Фрязин, возведя этот столп, достигший впоследствии 81 метра, точно рассчитал, что эта архитектурная вертикаль будет доминировать над всем ансамблем, придавая ему неповторимую окраску.

Сооружение Московского Кремля было выдающимся событием для своего времени. Если даже считать началом строительства ансамбля 1475 год — год закладки последнего, четвертого варианта Успенского собора, а концом строительства — возведение последних кремлевских укреплений в 1516 году, приходится признать, что все это великолепие и мощь созданы за тридцать (!) лет.

Как Москва стала белокаменной

Кто впервые назвал столицу «Белокаменной» и когда ее начали так величать, неизвестно до сих пор. Зато на один из главных вопросов истории столичной топонимики — почему Москву иногда именуют городом из белого камня — эксперты отвечают с удовольствием.

МОСЛЕНТА вместе со специалистами Музея Москвы изучила, что осталось от седой столичной «белокаменности» сегодня и какая часть белого города уже утрачена.

Белохрамовая

Белый камень — известняк, добывавшийся на территории Московского княжества — еще несколько веков назад стал популярным строительным материалом для некоторых зданий и укреплений, находившихся на территории современного центра столицы.

Первые белокаменные строения Москвы — храмы. В 1326-1327 годах в столице выстроили первый каменный храм, расположенный на территории нынешнего Московского Кремля, — одноглавый Успенский собор.

С этим событием был связан переезд в Москву митрополита — главы Русской православной церкви, резиденция которого до ордынского нашествия находилась в Киеве, а затем была переведена во Владимир.

«В начале XIV века Тверское княжество соперничало с Московским. Тверь вполне могла бы стать столицей Русского государства, поэтому князь Иван Данилович Калита был заинтересован в переносе митрополии в Москву. По легенде, русский митрополит Петр хотел, чтобы в Москве был такой же прекрасный архиерейский собор, как и во Владимире. И Иван Калита пообещал ему построить такой же прекрасный храм, какие издавна строили во Владимиро-Суздальской Руси.

После того, как это произошло, митрополия была перенесена, что повысило политический статус Московского княжества», — рассказывает заведующая сектором отдела археологии Музея Москвы Екатерина Святицкая.

В 1330-м году по приказу Ивана Калиты в камне был отстроен и собор Спаса на Бору, в 1333-м возвели Архангельский собор, ставший усыпальницей московских великих князей. Это были еще небольшие одноглавые соборы.

Белостенная

Начиная с XIV века белый камень использовался для строительства московских крепостных сооружений — стен, башен, мостов. Он шел и в основание стен, и в забутовку. Но полностью белокаменными были только стены Кремля второй половины XIV века.

В 1360-х годах территория старейшего района города была обнесена белокаменными укреплениями: был возведен Кремль — детище эпохи правления князя Дмитрия Донского. Белокаменные стены сменили прежние дубовые.

«Строительство белокаменного Кремля, начавшееся в 1367 году, вряд ли было личной инициативой семнадцатилетнего князя Дмитрия Ивановича, а было предпринято по совету его мудрых наставников. Тем не менее, мы говорим: «кремль князя Дмитрия Донского». Известняк для белокаменного строительства добывали в каменоломнях на Москве-реке, у села Мячково. Были выходы известняка и в других местах, например, в районе современного Дорогомилова, но, по мнению специалистов, там он был не лучшего качества», — объясняет Екатерина Святицкая.

Белокаменные стены Кремля простояли чуть больше ста лет. Их сменили привычные нам стены из красного кирпича.


Сегодня первые каменные кремлевские стены можно увидеть в Музее Москвы на картине Аполлинария Васнецова, младшего брата известного живописца Виктора. Художник написал Кремль князя Дмитрия Донского в 1920-х: мощные крепостные стены, за которыми спряталась деревянная застройка княжеской резиденции. Здесь же, в музее, представлена их объемная реконструкция на небольшом макете.

В конце XV — начале XVI веков в Москве активно строили из кирпича. Но основания новых московских крепостных стен (например, китайгородской) по-прежнему делали из белого камня. Известняковыми плитами часто облицовывали внешнюю часть стен.

Новые страницы в белокаменную летопись столицы вписывают итальянские архитекторы: в это время они строят многоглавые храмы на Соборной площади Кремля.

Так, итальянец Петрок Малый, строивший китайгородскую стену, по замечаниям некоторых исследователей, был и автором архитектурного решения белокаменной церкви Вознесения Господня в Коломенском (20-30-е годы XVI века).

В конце XVI века в Русском государстве появляется специальный Приказ каменных дел — государственный орган, который руководил строительными работами. Каменный приказ контролировал крупное строительство по всему городу, получал от казны финансирование на его проведение, нанимал мастеров — каменщиков.


Уже после смерти Ивана Грозного, с приходом на престол его приемника Федора Ивановича Москва начала застраиваться третьим «белым» кольцом, Белым городом.

Новая крепостная стена, сложенная уже из кирпича, получила свое название не только по цвету (кирпич, кстати, белили для красоты и сохранности): некоторые историки связывают название «белый» с особым статусом земель внутри Белого города, где проживали «бельцы» — население, освобожденное от уплаты некоторых налогов.

Старейшие белые чудеса

Древнейшее из сохранившихся за пределами Кремля белокаменных строений Москвы — Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, творение зодчих XV века. На рельефах храма все еще видны зооморфные фигуры и композиции из каменных растений. В росписи внутреннего убранства собора принимал участие Андрей Рублев.

Самое возрастное официальное представительство иностранной державы в Москве — Палаты Старого Английского двора на Варварке — тоже было выстроено из белого камня. Правда, уже в начале XVI века. Сегодня это здание имеет статус одного из старейших в Москве.

История дома связана с зарождением англо-русских отношений во время правления царя Ивана IV и королевы Елизаветы I.


Белая Москва Романовых

В XVII веке во время правления Михаила Федоровича Романова московские каменщики были расселены по слободам. Память об этом сохранилась в названиях московских улиц: в Таганском районе, где раньше жили мастера каменных дел, есть улицы Малые и Большие Каменщики, а в районе Старого Арбата и Смоленской площади проходит переулок Каменная слобода.

«По приказу Михаила Федоровича в Москву выписывались и самые лучшие мастера по каменному делу из Кирилло-Белозерского монастыря (нынешняя Вологодская область). Они обнесли белокаменной стеной Новоспасский мужской монастырь», — рассказывает Екатерина Святицкая.

Белый камень использовался и для строительства палат и домов, однако гораздо реже, чем дерево. И дело было не только в высокой стоимости каменного строительства. Как правило, даже дома богатых москвичей были каменными только наполовину. Первый этаж мог быть выстроен из известняка, второй — из дерева, ведь в деревянной части дома было теплее.


Белый камень использовался и в быту. Каменщиком мог стать даже тот, кто не занимался каменотесным ремеслом профессионально. Простой горожанин сам вытесывал грузила для рыболовной сети, жерновцы для мельниц. Купец же заказывал каменотесу торговые пломбы для маркировки тюков с товаром. Такая пломба с надписью «Иваньские кладези» экспонируется на выставке «История Москвы для детей и взрослых» в Музее Москвы. Из известняка делали даже пушечные ядра: так старались экономить дорогой металл.

В XVII — XVIII веках многие столичные белокаменные строения меняют свой вид, перестраиваются и даже сносятся, но и сегодня археологи находят в московской земле фундаменты и фрагменты архитектурных сооружений из белого камня. А значит, величать Москву Белокаменной можно будет всегда.

Сколько на самом деле зданий Московского Кремля построили русские

Начавший во второй половине XV века коренную реконструкцию Кремля великий князь Иван III желал, чтобы он превратился в архитектурный ансамбль, достойный украшать Москву, которую в тот период называли «Третьим Римом». Для достижения этой цели он пригласил итальянских архитекторов, построивших большинство светских и религиозных зданий исторического ядра столицы. В последующие века к строительству на территории древней крепости приложили руку и немецкие мастера. Но все же есть в Московском Кремле строения, сооруженные русскими мастерами.

Фото: Кириллица Кириллица

Архитектурный талант русских зодчих проявился при строительстве Благовещенского собора, который считался домовым храмом московских князей и был местом крещения и венчания государей. Возводился этот собор на протяжении 5 лет с 1484 по 1489 годы под руководством псковских мастеров Кривцова и Мышкина. Для того, чтобы поднять белокаменные стены новой постройки, они разобрали стоявшую тут же одноименную старинную деревянную церковь, над внутренним убранством которой работали средневековые художники Прохор с Городца, Андрей Рублев и Феофан Грек.

Сохранив подклет от прежнего храма, архитекторы обрамили величественную постройку крытыми галереями, называемыми папертями. Восточная галерея соединяла Благовещенский собор с Большим Кремлевским дворцом, южная вела в Казенную палату, а северо-западная выходила на Соборную площадь и служила парадным входом в храм. Украсив фасад традиционными элементами русского декора и использовав при строительстве центральной части ступенчатую систему сводов, зодчие увенчали Благовещенский собор тремя куполами.

Свой нынешний вид с девятью сверкающими на солнце главами-луковицами собор приобрел после реконструкции 1547 года. Тогда же по приказу Ивана Грозного его купола и кровля были покрыты золоченой медью, из-за чего храм стал именоваться «златоверхим». В наши дни на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы патриарх Московский и Всея Руси совершает в соборе особое богослужение, после чего со ступеней храма выпускает в небо белых голубей.

Архитекторы Антип Константинов, Бажен Огурцов, Ларион Ушаков и Трефил Шарутин особым очарованием наделили Теремной дворец, построенный их руками в 1635-1636 годах. Выросшая на месте древних деревянных покоев великих князей новая каменная резиденция правителей представляла собой прекрасный образец, в котором нашли отражение черты русского народного зодчества.

Выглядывающий из-за окруживших его построек красно-белой «шахматной» шатровой кровлей, Теремной дворец был надстроен на разобранной до первого этажа постройке итальянца Алевиза Фрязина. Именно поэтому при взгляде на него отчетливо видна разница между стилевым решением сдержанного нижнего уровня и обильно декорированных, постепенно суживающихся верхних ярусов.

Закрытый для посещения посторонних лиц Теремной дворец с изящными резными наличниками окон и богатым убранством фасада, отчетливо виден только с пределов колокольни «Иван Великий», поскольку со всех сторон заблокирован соседними строениями. В прошлом обрамленный художественным портиком парадный вход в царские покои назывался Золотым крыльцом, тем самым, которое так часто фигурирует в русских народных сказках.

Кстати, еще один элемент Теремного дворца стал притчей во языцех. Согласно легенде из Государева окна, которое украшено гербом и двумя изваяниями львов, в старину свешивался вниз ящик для жалоб и предложений, направляемых простолюдинами царю. Но ответы на эти челобитные приходили так медленно, что в народе этот ящик назвали «долгим». Частью Теремного дворца является построенная тем же архитекторами царская церковь Спаса Нерукотворного, чьи украшенные цветной росписью барабаны и 11 венчающих их куполов, создал позже мастер Осип Старцев. В наши дни Теремной дворец является Резиденцией Президента РФ.

Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов

Другими созданиями русских архитекторов Бажена Огурцова и Антипа Константинова являются Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов, построенные по желанию патриарха Никона между 1635—1656 годами. При возведении значительной по площади Крестовой палаты зодчие применили новшество, отказавшись от центральной опоры и перекрыв помещение сомкнутым сводом на распалубках.

Сенатский дворец является творческим детищем русского архитектора Матвея Казакова, чей проект в 1776 году приглянулся императрице Екатерине II, желавшей возвести в пределах Московского Кремля здание для заседания Правительственного Сената. Это грандиозное строение в стиле классицизма, чей купол виден со всех пределов Красной площади, строился с 1776 по 1787 год и принес своему автору множество почестей, новый чин и бриллиантовый перстень от правительницы. К слову, Казаков проявил действительный талант, сумев подстроить архитектуру столь величественного строения под заданный ему неправильный ландшафт, ограниченный другими историческими постройками. Загнанный в рамки Матвей Федорович решил придать своему произведению форму равнобедренного треугольника с усеченными углами, облагороженными ризалитами в форме триумфальных арок.

Центральным элементом комплекса Сенатского дворца стала накрытая огромным куполом ротонда, в которой располагается Екатерининский зал. Существует легенда, будто Екатерина II, увидев сложенный из слоя всего в один кирпич свод диаметром 27,4 м, приказала Казакову подняться на него (29 м от земли) и в качестве доказательства его прочности сплясать любой танец.

Из-за пышного декоративного убранства именовавшийся в старой Москве русским Пантеоном Екатерининский зал является местом проведения основных мероприятий с участием Президента РФ, а сам Сенатский дворец служит его официальной рабочей резиденцией. В разное время в нем располагались кабинеты Владимира Ленина и Иосифа Сталина.

Государственный Кремлевский дворец (Кремлевский дворец съездов)

Еще одним архитектурным произведением, к строительству которых не были причастны ни итальянцы, ни немцы, является Государственный Кремлевский дворец, появившийся на территории исторической Москвы в 1961 году. Инициатором строительства выступил Никита Хрущев, а воплощать его идею должна была группа из 8 советских зодчих под руководством Михаила Посохина, которые всего за 16 месяцев возвели общественное здание на 6000 мест. Чтобы выполнить данное задание и не нарушить действующего на территории Кремля ограничения по высоте, архитекторы увеличили внутреннее пространство дворца за счет его углубления на 15 м. Облицованный анодированным алюминием и уральским мрамором, данный объект советской культуры первоначально назывался Кремлевским дворцом съездов, где проводились партийные собрания. В наши дни он превратился в главную концертную площадку страны, а также место проведения традиционных новогодних елок.

Читайте также: