Можно ли мусульманам вешать фотографии на стены

Обновлено: 17.05.2024

Можно ли мусульманам вешать фотографии на стены

МОЖНО ЛИ МУСУЛЬМАНКЕ ВЫСТАВЛЯТЬ СВОИ ФОТО В СОЦ. СЕТЯХ?

ОТВЕТ: Нет, нельзя. Это является большим грехом и Аллах этим недоволен.

Арабское слово «табаррудж» используется тогда, когда женщина выставляет напоказ свои красоты и украшения, соблазняя этим посторонних мужчин.

Выставление себя напоказ считается одним из тяжких грехов.

(Хадис хороший, достоверный. Ат-Тирмизи 1173; Ибн Хузайма 3/93; Ибн Хиббан 12/412, 413; и другие)

Женщины являются большой фитной (искушением) для мужчин. Даже если женщина выходит на улицу в Шариатском покрывале, в никабе, в котором видны лишь ее зрачки, то это все равно является искушением для мужчин.

Праведные мужчины-мусульмане не будут смотреть на ваше фото, более того, будут в сердце сильно порицать вас за ваше скверное дело, за то, что вы выставили себя напоказ, устроили тем самым фитну и разгневали Господа.

Всевышний Аллах приказал верующим женщинам покрываться, чтобы НЕ привлекать внимание посторонних мужчин, чтобы НЕ вызывать у них вожделение, чтобы закрыть все пути, ведущие к мерзостям и прелюбодеянию, чтобы красота женщины досталась лишь её мужу и т.д.

Придет к ней день, когда она:

– исчезнет в (темной) яме;
– засыпят ее сверху землей;
– ее съедят черви;
– и покинет ее великолепие и красота;
– и останется она в этой яме только со своими делами, с тем, что она сделала в этой жизни.

Так пускай же боится Аллаха женщина-мусульманка и готовится к этому дню…»

(См. «Наставление для женщин», 93)

Какие изображения разрешены в исламе

Сегодня трудно представить жизнь человека без различных видов иллюстраций. Они могут присутствовать на одежде, предметах искусства, даже в социальных сетях мы регулярно листаем ленту, в которой ставим «лайки» под фотографиями и картинками.

Мусульмане нередко задаются вопросом о том, насколько изображения живых существ соотносятся с исламскими ценностями. Постараемся разобраться.

Рисунки

Рисунок – классический способ создания изображений. Относительно дозволенности этого рода занятий для правоверных, а также их использования в повседневной жизни существуют различные точки зрения. Одни учёные считали, что картины, на которых изображены живые существа, категорически запрещены. Под запрет соответственно попадает также изготовление и ношение одежды с такими иллюстрациями. Одним из основных аргументов в защиту этой позиции служит мнение, что лицо, создающее рисунки, впадает в ширк. Иными словами, художник, творящий на бумаге, наделяет себя качеством, которое присуще только Аллаху. Ведь человек, рисующий живое существо, по сути создаёт некий образ, что категорически запрещено исламом.

Кроме того, в качестве довода сторонники этой позиции приводят известный хадис, в которых говорится о запретности или нежелательности наличия изображений в доме и иных местах.

Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Ангелы не входят в дом, где есть собака или изображение» (Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа).

Однако в трактовке данного изречения имеется несколько отличных друг от друга версий. Одни богословы, например, имам Навави, считают, что в хадисе говорится абсолютно о всех образах. Другие же, например, имам Хаттаби, полагают, что речь идёт лишь об изображениях, которые категорически запрещены в исламе (например, образы с чёткими контурами головы и тела, или иллюстрации, используемые в запретных целях).

Другой хадис гласит: «Поистине, тот, кто создавал образы, будет мучиться в День Суда» (Бухари). Столь суровое наказание объясняется тем, что в дальнейшем различные картины могут стать объектами поклонения, как это неоднократно случалось в мировой истории. Нередко культовыми для целых народов становились бюсты, образы, иконы, памятники и так далее, поклонение которым – ширк.

При этом если изображение не служит объектом поклонения и люди не придают ему особого значения, а используют в быту для украшения, то некоторые учёные считают присутствие таких рисунков в домах допустимым. К подобному мнению алимы пришли, опираясь на хадис, который приводят Бухари и Муслим. В нём повествуется, что в доме Аиши (р.а.) висело некое покрывало, на котором было изображено живое существо. Посланник Аллаха (с.г.в.) снял эту материю, а после из неё были сшиты две подушки, которые использовались в домашнем быту.

Намаз в помещении с изображениями

Молиться в комнате, где присутствуют изображения живых существ – макрух (нежелательно), особенно если они находятся перед молящимся, так как могут отвлечь верующего от намаза. В одном из хадисов сообщается, что когда одежда Аиши (р.а.), на которой было изображено живое существо, лежало в направлении на киблу, то Милость миров Мухаммад (с.г.в.) просил убрать её.

Фотографии

Пожалуй, самым распространённым видом изображений в наши дни является фотография. Как и в случае с классическим рисунком, существуют разные мнения относительно халяльности создания и использования фото. Одни алимы считают такую практику запретной. Доводы в целом схожие, как и с рисунком. Во-первых, приводятся хадисы об изображениях. Во-вторых, фотографирование, согласно такому подходу, рассматривается как ширк, а фотограф претендует на роль Создателя. Для того чтобы сделать одну иллюстрацию, достаточно лишь нажать кнопку. Человек, нажимая на затвор фотокамеры, фактически создаёт новое изображение, так как если бы он этого не сделал, то и изображения бы не было.

С таким подходом не согласна другая группа богословов, утверждающая, что фотограф не может рассматриваться как создатель иллюстрации. Люди в данном случае лишь фиксируют конкретный момент бытия, который сотворил Аллах, а на фото будет изображено лишь то, что создано Всевышним.

Также существует и третье мнение, согласно которому дозволенность определяется намерениями. Если человек создаёт фотографию для запретных целей, то она – харам, а если же для разрешённых, то она – мубах (разрешённое действо). К мубах в данном случае относятся те ситуации, когда для фотографии есть некая уважительная причина или острая необходимость. Например, для получения паспорта или удостоверения, распространения некой важной информации посредством фото. Все остальные случаи относятся к запрещённым (харам).

А Аллах знает лучше!

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

«Фэн-шуй» по-исламски

Для мусульман же важно не просто подобрать красивую и надёжную мебель, фурнитуру, обои, но и правильно всё это сочетать по цвету, форме, месторасположению, соблюдая сунну Пророка Мухаммада (с.г.в.).

Фэн-шуй и Шариат

Особую популярность в последние годы получило такое восточное явление, как фэн-шуй (фен-шуй). По сути – это наука о гармонии человека с окружающим миром и искусство её использования в повседневной жизни. Считается, что природа воздействует на здоровье, финансы, семейные отношения и общественную жизнь человека, поэтому нужно правильно соотносить социальное и природное.

Когда утверждают, что фэн-шуй носит в себе признаки многобожия, в этом есть доля правды. Он стал модной тенденцией с отчётливым влиянием китайской культуры. Выражается это в многочисленных амулетах и талисманах, различных статуэтках, которые якобы несут в себе сакральную и магическую силу давать хозяевам дома богатство и любовь. Но если разбираться глубже, то можно увидеть, что на деле популяризация нового явления привела к тому, что атрибуты культуры Поднебесной и характерного для древней цивилизации фольклора ошибочно стали соотносить с фэн-шуем. Однако последний направлен на упорядочивание потоков энергии вещей, а не ставит во главу угла образы животных или других фигур. Поэтому и получается, что многобожия в классическом его понимании в фэн-шуе нет.

Тем не менее, если обращаться к этой науке как к истине, которая управляет миром и судьбой человека, то тогда, конечно же, велик риск совершить грех, придав Аллаху сотоварища в виде природной энергии.

Поэтому мусульманам к фэн-шую стоит подходить с чисто прагматической точки зрения и ставить целью гармоничную организацию пространство с учётом некоторых законов природы и психологии человека. Так, в одной комнате нельзя располагать спальную кровать и рабочий стол в одной зоне, потому что разная энергетика объектов не позволит плодотворно работать или спокойно спать. Одним из главных правил фэн-шуя является чистота дома и уборка от всего, что не используется долгое время, поскольку ненужная, разбитая или непригодная вещь собирает негативную энергию.

Использование практических советов, как расставлять мебель упорядоченным образом, также не противоречит Шариату. По мнению психологов, правильное расположение окружающих человека предметов влияет на его поведение и самоощущение.

Исламские требования к интерьеру

С точки зрения Шариата, к мусульманину не выдвигаются обязательные условия относительно интерьера дома. Однако есть некоторые рекомендации, которые позволят верующему не только следовать сунне Пророка (с.г.в.), но и получить пользу.

Так, спальная кровать должна располагаться в комнате таким образом, чтобы спящий, лёжа на правом боку, смотрел в сторону Киблы. Письменный стол, за которым человек читает Коран или усердствует в получении знаний, так же желательно обратить к Мекке (хотя это не является столь принципиальным).

Фэн-шуй по сунне

Фэн-шуй по сунне

Стоит отметить, что в туалете унитаз должен располагаться так, чтобы человек сидел боком к направлению Мекки. Увы, в современных многоквартирных домах при планировке квартир это требование далеко не везде учтено и унитаз переставить невозможно, однако следует придерживаться этого правила при строительстве собственного дома.

Как известно, мусульманам не разрешается размещать в доме изображения живых существ в виде статуэток или картин. В то же время это не касается детских игрушек, поскольку их наличие в жилище преследует иные цели.

Ислам всегда призывает к скромности и простоте, поэтому дом человека должен быть просторным, светлым и не ломиться от излишней роскоши.

Желательно создать отдельное пространство для молитвы, если позволяет жилая площадь. Это должно быть место, которое не помешает другим членам семьи передвигаться по дому или выполнять свои дела, а также не вынудит потревожить молящегося.

Отдельное место в убранстве жилища занимают занавески и шамаиль. Издавна у мусульманских тюркских народов была традиция занавешивать окна расшитой тканью. Это делалось не только для придания уюта и красоты, но и чтобы защитить домочадцев от чужих взоров.

Шамаиль по традиции вешают над дверью, которая выходит на юг, в сторону Киблы.

Таким образом, ислам ни в коей мере не ограничивает человека, позволяя расставлять дома мебель по собственному усмотрению и возможностям. И основные правила фэн-шуя Шариату не противоречат. В то же время к традициям неисламских культур следует прибегать с осторожностью, остерегаясь сомнительного.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Можно ли мусульманам вешать фотографии на стены

Можно ли фотографироваться и иметь фотографии в доме?

Известны хадисы Пророка e, в которых говорится, что в дом, в котором присутствуют изображения, не войдут ангелы и что в Судный день самые страшные муки испытает тот, кто создавал их. Их не стоит приводить здесь, ибо нет человека, который бы их отрицал. Лучше рассказать немного о тех, кто дал толкования этим хадисам.

Имам ан-Навави говорит, что в хадисе, в котором идет речь о том, что в Судный день страшным мукам подвергнутся те, кто создает изваяния, имеются в виду люди, создающие идолов ради поклонения им или с целью уподобления себя Творцу I в Его творении. Но если ни одна из упомянутых целей не преследуется, тогда этот человек не является впавшим в неверие – он совершает большой грех. По отношению к нему выражение «подвергнутся самым страшным мукам» лучше отнести к словам, носящим оттенок угрозы. Смысл их заключается примерно в следующем: предположим, что родители наказывают своим детям вести себя послушно и не совершать ничего порицаемого и плохого, в противном случае они накажут их ужасным способом. Но, угрожая им, разве они в действительности совершат что-то страшное по отношению к ним? То, что сотворившим будет повелено вселить дух в свои изваяния, следует воспринимать как угрозу, приблизительно подобно тому, когда родители разрешают детям делать то-то и то-то, заранее зная, что это им совершенно не по силам.

Смысл приведенного выше из разных книг один. Обобщая, скажу, что во времена пророка Сулеймана u изображения живших до него пророков, сотворенные из камня, меди или дерева, выставлялись внутри храма. Смысл подобного заключался в том, чтобы, глядя на них, люди вспоминали о тех пророках, чтобы у них появилось желание служить Всевышнему I так, как служили они. Также после смерти какого-то хорошего человека они возводили над его могилой храм и помещали внутри него изображения. То, что сегодня мы называем идолами (телесные изваяния), тогда не было запретным, ибо в те времена намерения у людей были чисты. Поскольку в дальнейшем намерения изменились и люди стали поклоняться сотворенным идолам, изображения стали запретными. А теперь задумайтесь!

Учтите, что в разговоре, который мы ведем здесь, не имеются в виду фотографии, которые делаются при помощи фотоаппарата. Речь идет об идолах – памятниках и скульптурах, а фотографии, отснятые фотоаппаратом, не имеют к этому никакого отношения.

До прихода Ислама в Мекку Ка’аба была заполнена идолами. У каждого рода был свой идол-божество. Когда наш Пророк e начал призывать мекканцев-курайшитов к Единобожию, то они восстали против него, возражая и не понимая, каким образом один Бог I может быть достаточен для всего человечества. Имамы, толкующие эти хадисы, говорят, что они относятся к тем, кто творит идолов с телом, намереваясь поклоняться им, подобно Богу I. Давайте посмотрим, что говорят современные богословы, придерживающиеся пути этих имамов.

Из приведенного выше более чем ясно следует, что изображения на бумаге, в том числе и фотографии, не являются запретными и что в приведенных хадисах имеются в виду именно идолы – изображения, имеющие форму тела. Ученые четырех богословско-правовых школ (мазхабов) пришли к единому мнению: изображать то, что не имеет души – например, солнце, луну, деревья, лес, дома, мечети и т. п., – можно. Также все эти богословы пришли к единому мнению в том, что запретно ваять то, что имеет дух, например, человека или животное, при наличии следующих трех условий:

– если оно имеет формы тела, то есть изготовлено из чего-либо. Если же оно нарисовано на полотне или на бумаге, то это разрешено;

– если изваяние является цельным. Если же оно сделано так, что жизнь человека или животного невозможна, – например, если от изображения человека или животного отнять голову, проколоть его насквозь или сделать что-либо подобное – то это изображение перестанет быть запретным. Это относится к скульптуре;

– если это изображение дает тень. Но если изображение, прикрепленное на стену, не дает тени, тогда оно не является запретным. При том, что все эти три условия характерны для детских кукол, которыми играют девочки, они все-таки разрешены. Почему? Потому что эти куклы изготавливаются с целью, чтобы девочки с детства учились нянчить и воспитывать детей.

Теперь, братья по вере, вы можете поразмыслить о том, какие изображения разрешены, а какие запретны, и почему их запретили. Например, почему изображения и изваяния, разрешенные во времена пророка Сулеймана u, оказались запретными для нашей уммы? Также: почему то, что является запретным для уммы, дозволено для маленьких девочек, и почему это разрешено иметь в доме? К чему вести споры вокруг снимков, снятых фотоаппаратом, на которых изображены тела: разве они дают тень и разве у них есть объем? Вспомните, разве не сказано в книгах о том, что у пророка Адама u был сундучок, в котором хранились изображения всех пророков, которые передавались по наследству?

Я не буду приводить здесь то, что сказано в этих книгах. Тот, кому это необходимо, может заглянуть в них сам. Но об этой истории упомянуть необходимо. Во времена правления халифа Абу Бакра жил византийский царь Ираклий (Харкал), которого призывали принять Ислам. Вот отрывок из истории о том, как сподвижник Хишам ибн Ас возглавлял делегацию направившихся к нему мусульман. Тогда-то они и обнаружили у него изображения всех пророков. Вот как об этом рассказывается:

А теперь вкратце смысл приведенного выше. Под предводительством сподвижника Пророка e Хишама к византийскому царю направилась делегация мусульман. Царь принял их, усадил и велел принести сундук, в котором было много маленьких секций. Затем он открыл его, вынул оттуда завернутое в черный шелк изображение, показал его и спросил: «Знаете ли вы этого человека?». Они ответили, что не знают.

Тогда царь сказал: «Это ваш праотец Адам u», – и, завернув его опять в тот же шелк, положил на место. Затем он во второй раз открыл сундук, вынул завернутое в черный шелк изображение и спросил: «А знаете ли вы его?». Сподвижники вновь ответили отрицательно. «Это ваш отец Ибрахим u», – ответил царь. В третий раз он опять вынул изображение и спросил: «Известно ли вам, кто изображен здесь?». На ответ: «Нет», – он сказал: «Это ваш отец Муса u, сын Имрана». Таким образом он доставал все изображения, пока не дошел до Пророка Мухаммада e и не спросил: «Знаете ли вы этого человека?». Как только сподвижники увидели изображение, они громко заплакали. Царь спросил: «Отчего же вы плачете?». «Это наш Пророк e», – ответили они и добавили: «На этом изображении он словно среди нас». Затем они спросили у правителя римлян, откуда у него эти изображения. И он рассказал, как пророк Адам u попросил Всевышнего I показать ему изображения всех посланников из его потомков. Тогда Всевышний I ниспослал ему изображения всех посланников, которые были завернуты в зеленый шелк. Каждую пятницу пророк Адам u показывал их своим детям. Он хранил их в сундуке. Перед смертью Адам u передал сундук своему сыну Шису, а тот, в свою очередь, передал его своему сыну Анушу. Таким образом, переходя из рук в руки, сундук дошел до Зулькарнайна. Затем он был передан нашим предкам и, таким образом, дошел до нас.

Рассказ об этом сундуке и изображениях подробно приводится в названных ранее книгах. Желающие могут прочесть. Сегодня же стоит только заикнуться об изображении Пророка e, как тут же отрицающие изображения люди начинают сходить с ума. Добавлю к сказанному еще немного. Я видел, и у меня также есть фотографии таких богословов и суфиев, как Мухаммад Бухари (шейх Бахауддин), имам аль-Газали, Мухиддин ‘Араби, Джаляладдин Руми, ‘Абдуль-Кадыр Гилани, Салахуддин аль-Айюби, Халид Шах, Махмуд-афанди, Джамаладдин Кумухи, Фатахуддин шазили, Ахмад Талали, ‘Абд ур-Рахман Сугури, Шарафуддин Кикуни, ‘Абдулла-хаджи из Гимры вместе с мюридами, Шу’айб Багини, Наджмуддин из Гоцо, Узун-хаджи вместе с большим количеством людей и другие. Да возвеличит Аллах I их степень и уровень, и да получим мы их благодать! Это фотографии, которые я искал, нашел и очень люблю. Снимки же Маркса, Энгельса, Ленина и им подобным вызывают у меня отвращение, даже если я случайно увижу их. Эти снимки я никогда не брал в руки, их никогда не было в моем доме, и они мне были ни к чему. Не было у меня времени, чтобы так много говорить о фотографиях, да и не нужен был этот разговор.

Писать об этом меня вынудили невежды, твердые как камень, которые курят и нет-нет, поднимают стакан, особо не заботясь о намазе и посте, да и споры некоторых «алимов» вокруг фотографии Сайфуллы-кади, которая висит у меня дома.

В итоге они соглашаются с тем, что фотографии дозволены, но потом вновь они пытаются упрямиться, возражая, что их нельзя вешать на стены. Фотографии тех суфиев, познавших Аллаха I (‘арифун), и авлия, которых я люблю, я и на стенку повешу, а если захочу – уберу, и это дозволено. Если нельзя, тогда почему портреты саудовских королей и принцев, мертвых или живых, вешают на стены? Но при этом в Саудовской Аравии не увидишь ни одного памятника. Разве хотя бы это не говорит о различии между скульптурой и фотографией? Лицо любимого человека всегда хочется видеть. А тот, кто говорит обратное, говорит неправду. Почему же пророк Адам u захотел увидеть изображения всех пророков еще до появления их на свет? И почему после того, как он попросил об этом, Всевышний I не сказал ему, что это запретно?

В нашем селе у одного человека была книга «Фикх ус-сунна», написанная его рукой. Между страниц этой книги я лично видел фотографии лидеров ваххабитов Мухаммада Абдо и Рашида Риды. Почему же эти фотографии стали дозволенными для ваххабитов, ведь нет людей, более придирающихся к фотографиям, нежели они?

Фетвы о положении изображений (фотографии)

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

ФАТВА ПОСТОЯННОГО КОМИТЕТА (АЛЬ-ЛАДЖНА АЛЬ-ДАА’ИМА) О ФОТОГРАФИЯХ

Ответ: Хвала Аллаху.

Фатауа аль-Лажна аль-Даа’има, 1/456-457

Вопрос шейху: Мы знаем из хадисов, что ангелы не заходят в дом, где выставлены изображения/фотографии живых существ (людей или животных). Каково постановление о том, чтобы хранить фотографии семейных родственников и картинки, размещённые в журналах\газетах и т.д. и игрушки как куклы и животные.

Хотелось бы получить Ваш ответ, основанный на учении Корана и Хадисов. Да благословит Вас Аллах за это доброе действие.

Что касается создания изображения посредством машин, то есть камер, по этому вопросу существует различие мнений среди учёных более позднего времени. Некоторые из них запрещают это, а некоторые из них позволяют это.

Во-вторых. Что касается хранения изображений, оно бывает также двух типов:

5- Те, которые, к сожалению, стали широко распространёнными и которые трудно избежать, такие как изображения, выгравированные на монетах и т.д, которые стали проблемой для мусульманской уммы. Мне кажется, что нет никакого греха на том, кто приобретает их, не желая приобретать изображения.

В-третьих.Что касается кукол, с которыми играют дети:

Исключение сделано в случае детских игрушек, которые не расцениваются как харам или макрух. Но каковы игрушки, которые исключены? Мы знаем, что у игрушек прошлого не было глаз и губ и носов, какие имеются у них в настоящее время. Я думаю, что лучше избегать этих игрушек и ограничить себя непосредственно тем видом игрушек, которые были известны ранее.

И Аллах знает лучше.

Фатауа Манаар аль-Ислам, 3/759

Ответ шейха: Хвала Аллаху. В этом нет ничего неправильного, это не позволит им смотреть плохие вещи.

ФАТВА ШЕЙХА МУХАММАДА НАСЫРУДДИНА АЛЬ-АЛЬБАНИ О ФОТОГРАФИЯХ

Согласно другой версии хадиса, Аиша рассказывала о том, что когда она играла с куклами, и к ней входил Пророк, мир ему и благословение Аллаха, он прятался от нее под одеждой. Абу Авана сказал: «Он поступал так, для того, чтобы, увидев его, она не прекратила играть». Этот хадис с достоверной цепочкой рассказчиков передал Ибн Са’д (8/65).

Далее в книге мы приведем еще один хадис, в котором говорится о том, что Аиша играла с «конем, у которого были крылья, сделанные из кусков ткани».
Ибн Хаджар сказал: «Этот хадис приводится в качестве аргумента теми, кто считает дозволенным использовать куклы и игрушки в играх девочек. Это – частный случай, представляющий собой исключение из запрета на использование изображений. С этим полностью согласился кадий Ийад. Он сообщил, что с таким исключением согласно большинство ученых, которые считают дозволенным продавать игрушки для девочек в воспитательных целях, чтобы обучать их с детства ведению домашнего хазяйства и уходу за детьми».

Второй хадис: Рубеййи бинт Муаввиз рассказывала: «Утром в день Ашура Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправил гонцов в селения, [расположенные вокруг Медины], чтобы они сообщили о том, что те, кто с утра не постились, должны поститься оставшуюся часть дня, а те, которые постились, должны продолжить пост. После этого повеления мы стали поститься сами и заставляли поститься своих детей, [тех из них, кто был еще совсем мал, если на то была воля Аллаха. Когда мы шли в мечеть, то] делали для них игрушку из шерсти [и брали ее с собой]. Если какой-нибудь малыш начинал плакать от голода, мы давали ему эту игрушку, и так продолжалось до самого разговения». (Согласно другой версии хадиса: «А если они просили у нас поесть, мы давали им игрушку, которая их забавляла до тех пор, пока не закончился пост»). Этот хадис передали аль-Бухари (4/163), согласно версии которого приведен данный хадис, и Муслим (3/152), которому принадлежат дополнения в квадратных скобках, а также другая версия хадиса.

Оба хадиса свидетельствуют о том, что изготавливать и использовать изображения можно в тех случаях, когда это целесообразно в воспитательных, просветительских и образовательных целях. Это также позволено в тех случаях, когда польза от процесса изготовления изображений и самих изображений для Ислама и всех мусульман очевидна. Однако в остальном запрет остается в силе – это касается портретов шейхов, выдающихся людей, друзей и пр. – словом, всего, что не несет в себе пользу, но лишь уподобляет мусульман неверным в их преклонении перед идолами. Аллах лучше знает».

Новая фатва шейха Мухаммада Базмуля о фотографиях.

Не для призыва к какому-либо мнению, а для остуживания горячих голов, которые узнали мнение ученых, запрещающих все виды фото, и стали обязывать им всех и каждого, а иногда даже и выводить из саляфии за наличие видео или фото в электронном формате, в котором разногласие еще сильнее, чем в данном вопросе.

Вопрос: Фотографирование по вашему халяль или харам? И что вы сказали бы тому, кто говорит, что это халяль?

Ответ: Фотография не относится к запретным изображениям, как мне видится, а Аллах лучше знает. И это потому, что изображения являются запретными по двум причинам:
Во-первых, потому что это попытка передать подобие творению Аллаха.
Во-вторых, потому что оно возвеличивается настолько, что это приводит к многобожию.
А что касается фотографии, то это не попытка передать подобие сотворенному, а фиксация отражения того образа, который сотворил Аллах. И если она не возвеличивается, то тем самым исчезает то, что приводит к многобожию. И Аллах лучше знает.

О доказательствах мнения ученых, разрешивших фотографии сами по себе.

Вопрос: Ассаляму алейкум, шейх Ахмад, да хранит вас Аллах. Какое мнение о фотографировании является более сильным?

Что касается вопросов, в которых они единогласны, то это:

1. Разрешенность фотографии при необходимости и нужде, как с фотографией в паспорте и тому подобное.
2. Фотосъемка запретного запрещена, ведь средство, ведущее к запретному, запрещено. Как с фотосъемкой для возвеличивания, или фотографированием посторонней женщины и тому подобное.
3. Разрешенность съемки того, в чем нет души. Например, дерева. Хоть и есть в этом вопросе небольшое разногласие.

А разногласие у ученых в том, что находится за пределами упомянутого выше. Другими словами, предмет разногласия: фотографирование само по себе, не взирая на то, что с ним связано. Современные ученых разошлись в отношении него на два мнения.

Первое мнение: запретность.

Второе мнение: разрешенность.

Более сильным является мнение, которое заключается в том, что фотографирование разрешено, поскольку оно не подпадает под запрещающие хадисы с двух сторон.

Примечание: этот вопрос из тех, которые основаны на иджтихаде, и не из тех, в которых недопустимо разногласие. Это следует иметь ввиду.

Написал это: Ахмад Мухаммад Ас-Садик Ан-Наджар.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Похожие Посты

Доводы о запрете изображений

У него привычка рассматривать эротические фотографии

Почему в Исламе запрещены гомосексуализм и лесбиянство ?

Comment( 1 )

حنيف الماحى :

(1) передавая слова ‘Исы عليه سلم, высказанные в этом мире [в аяте 3:49]:
أَنِّي أَخْلُقُ لَكُم مِّنَ الطِّينِ كَهَيْئَةِ الطَّيْرِ فَأَنفُخُ فِيهِ فَيَكُونُ طَيْرًا بِإِذْنِ اللّهِ
«Поистине, я сотворю вам (для вас) из глины по образу (подобие) птиц и подую на них, и станут они птицами с дозволения Аллаха»;

(2) передавая Свои слова, которые скажет (еще раз) в ахирате [в аяте 5:110]:
وَإِذْ تَخْلُقُ مِنَ الطِّينِ كَهَيْئَةِ الطَّيْرِ بِإِذْنِي فَتَنفُخُ فِيهَا فَتَكُونُ طَيْرًا بِإِذْنِي
«И вот ты творил из глины по образу (подобие) птиц с Моего дозволения и дул на них, и становились они птицами с Моего дозволения».

А ИМЕННО СЛЕДУЮЩИЕ 3 (ТРИ) УСЛОВИЯ [ﺷﺮوط]:
[1] ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ В ДУШЕ (فِي نَفْسِ) ОБРАЗ [ПОДОБИЕ] (كَهَيْئَةِ) ОДУШЕВЛЕННОГО СУЩЕСТВА;
[2] ЧЕЛОВЕК СТАВИТ ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА [ПОДОБИЯ] (كَهَيْئَةِ) ОДУШЕВЛЕННОГО СУЩЕСТВА, КОТОРЫЙ У НЕГО В ДУШЕ (فِي نَفْسِ);
[3] ЧЕЛОВЕК СОВЕРШИЛ ДЕЯНИЯ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА [ПОДОБИЯ] (كَهَيْئَةِ) ОДУШЕВЛЕННОГО СУЩЕСТВА, КОТОРЫЙ У НЕГО В ДУШЕ (فِي نَفْسِ).

На основании и в соответствии со всеми достоверными текстами в предмете создания изображений, как таковой «акт творения (создания)» имеет место (есть) только и исключительно тогда, когда соответствующий образ (подобие) (كَهَيْئَةِ) [3:49; 5:110] выносится из души (فِي نَفْسِ) [5:116] субъекта (человека) в действительное (реальное) создание (творение) Аллаха в порядке сначала постановки соответствующей цели, а затем и совершением соответствующих действий.

При произведении действительных (реальных) оптических изображений нет (не имеет место) как такового «акта творения (создания)»: соответствующий образ (подобие) (كَهَيْئَةِ) [3:49; 5:110] не выносится из души (فِي نَفْسِ) [5:116] субъекта (человека) в действительное (реальное) создание (творение) Аллаха.

2) СДЕЛАЛ ПРАВИЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: «Более сильным является мнение, которое заключается в том, что фотографирование разрешено», но мы обязаны и необходимо вынуждены оговорить – не по тем основаниям, которые изложены после слов «поскольку оно не подпадает под запрещающие хадисы с двух сторон», а на основании вышеприведённых двух (2) предложений из соответственно двух (2-х) аятов Писания Аллаха [كِتَابُ اللّهِ] (3:49; 5:110);

3) НО ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, СДЕЛАЛ НЕПРАВИЛЬНОЕ (НЕ ВЕРНОЕ) – НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ДОСТОВЕРНЫМ ТЕКСТАМ ПРИМЕЧАНИЕ: «Этот вопрос из тех, которые основаны на иджтихаде, и не из тех, в которых недопустимо разногласие. Это следует иметь ввиду».

Подчинение этим ученым и следование им [ طاعة العلماء ومتابعتهم ] в этих фатвах (постановлениях)[الأحكام و هذا الفتاوي] – в запрещении дозволенного Аллахом [ في تحريم ما أحل الله ],- и считать запрещенным (запретным) [الْحَرَامِ] действительные (реальные) оптические изображения (всех видов и спектра) существ, имеющих душу (ما رُوح فِيهِ), (одушевленных),
[как сохраненные (прошлого), так и в реальном времени (настоящего)
(прямой трансляции (эфире)),
в т. ч. фотографии, видеозаписи, оптические изображения самого различного спектра, используемых в медицине и т. д. и т. п.],-
есть взять их господами помимо Аллаха [ فقد اتخذهم أربابا من دون الله ]-
есть поклонение им [فتلك عبادتهم ]-
есть одно из деяний великого ширка (شرك الأكبر ширк аль-акбар).
وهذا من الشرك الأكبر المنافي للتوحيد الذي هو مدلول شهادة لا إله إلا الله ومن الشرك الأكبر الذي لا يغفره الله

Обращаем особое внимание:
1] порядок вынесения [совершения ошибки (заблуждения) при вынесении] и структура [содержание] фатв [فتاوي] тахрима (تحريم) в предмете создания изображений в строгом порядке, полно и исчерпывающе разъяснены в Части 4 Доказательства [الْبُرْهَانُ] по минхаджу джама’а [المِنْهَاج الجماعة] в предмете создания изображений – всего на пяти (5-ти) страницах одна из причин великого ширка (شرك الأكبر) так называемой саляфиййи, на настоящий день [السلفية], кроме очень немногих тех, кого помиловал Аллах [اللّهُ إِلاَّ مَن رَّحِمَ] (твой Господь [إِلاَّ مَن رَّحِمَ رَبُّكَ] (11:119)).

2] далее в Части 5 Доказательства [الْبُرْهَانُ] по минхаджу джама’а [المِنْهَاج الجماعة] в предмете создания изображений – в строгом порядке, полно и исчерпывающе разъяснено содержание (суть) этого великого ширка (شرك الأكبر).

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Дом мусульманина

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Среди множества даров Аллаха есть такое, которое хотелось бы выделить особо. Я говорю о стремлении человека к обустройству своего быта, заботе о своем жилище для того, чтобы жить в нем со своей семьей и продолжать человеческий род. Это действительно милость Аллаха, дарованная человеку со времен своего праотца – пророка Адама, мир ему. Всевышний не приказывал людям жить по отдельности. Наоборот, он велел людям быть вместе, объединяться. И поэтому мы создаем наши маленькие общества – семьи, затем создаем более крупные общества – группы людей, затем еще более крупные – государства.

Как мы видим, некоторые люди строят для своей жизни дома, другие – живут в квартирах. Но вспомните, что огромное количество людей на нашей планете по разным причинам лишены всего этого и не имеют мест для жилья. Так что пусть те, кто имеет достойное жилье, вспомнят об этой милости Всевышнего и возблагодарят Его за нее.

Читайте также: