Минимальное расстояние от границы территории школы до стен жилых домов

Обновлено: 22.04.2024

Расположение зданий общеобразовательных учреждений

Расположение школ на территории городских и сельских поселений осуществляется с учетом радиуса обслуживания. Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений составляет 0,3 -0,5 км пешеходной доступности в зависимости от строительно-климатической зоны и школьного возраста (1,2, 3 ступени обучения). Допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности в одну сторону: для учащихся 1 ступени – 15 минут, для учащихся 2 - 3 ступени – не более 30 минут.

В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно предусматривать для учащихся 1 ступени радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 минут (в одну сторону) при транспортном обслуживании. Для учащихся 2, 3 ступеней радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании – не более 30 минут. Предельный радиус обслуживания учащихся 2-3 ступеней не должен превышать 15 км.

Оптимальная вместимость в городских общеобразовательных учреждениях не должна превышать 1000 учащихся (при наполняемости каждого класса не более 25 человек). Вместимость сельских школ не должна превышать для начальных малокомплектных школ 80 учащихся, для школ 1,2 ступеней – 250 учащихся, для школ 1,2,3 ступеней – 500 учащихся.

Здания общеобразовательных учреждений размещаются на внутриквартальных территориях микрорайонах в удалении от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстоянии 100-170 м, на самостоятельном земельном участке с расстоянием от здания школы до красной линии не менее 25 м, от границы земельного участка школы до стен жилых домов не менее 10 м. В районах усадебной застройки здание школы следует размещать на расстоянии не менее 50 м от жилых и общественных зданий. Пути подхода учащихся к школам не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц.

Общеобразовательные учреждения не размещают на внутри квартальных и особенно межквартальных проездах с регулярным движением транспорта.

Расстояние от школы до различных видов зданий должны приниматься в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городских и сельских поселений.

Транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских школ, поживающие на расстоянии свыше 1 км от учреждения. Предельный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м.

Для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий предусматривается пришкольный интернат из расчета 10% мест от общей вместимости учреждения.

Функциональное зонирование земельного участка школы.

Площадь земельного участка в школах колеблется от 20 до 53 м 2 на 1 учащегося в зависимости от вместимости школьного здания.

На территории выделяются учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная зоны.

Площади основных зон земельного участка школы.

Зоны Площадь (м 2 ) при количестве параллелей классов
в начальных школах в неполных средних школах в средних школах
2 и 3
Физкультурно-спортивная
Начальной военной подготовки - -
Учебно-опытная
Отдыха
Хозяйственная

Учебно-опытная зона составляет не более 25% площади участка. В состав зоны входят участок овощных и полевых культур, парники, теплица, участок питомника, участок плодово-ягодных культур, метеорологическая и географическая площадка, площадка для занятий на воздухе. В городских школах она не может быть сокращена за счет строительства на участке павильонов, теплиц и оранжерей, органически связанных с комплексом кабинетов биологии и химии. Метеорологическая и географическая площадки должны находиться на расстоянии не менее 2,5 высоты здания.

Физкультурно-спортивная зона школы должна размещаться на расстоянии не менее 25 м от школы, за полосой зеленых насаждений и включать школьный стадион с беговой дорожкой, комбинированным полем для футбола и ручного мяча и двумя секторами для прыжков в высоту и длину общей площадью 4200 м 2 (начиная с 3 параллелей – 5260 м 2 ). В состав зоны входят площадки для спортивных игр ( волейбольная 162 м 2 , баскетбольная 364 м 2 ), гимнастики для 1-4-х и 5-11-х классов по 200 м 2 каждая, площадка комбинированная для спортивных игр, метания меча и прыжков в высоту и длину.




Не допускается располагать зоны физкультурно-спортивную и начальной военной подготовки со стороны окон учебных помещений здания. Площадки для игр с мячом и метания спортивных снарядов следует размещать на расстоянии не менее 25 м от окон помещений здания, при наличии ограждения высотой 3 м – не менее 15 м, а площадки для других занятий физкультурой и спортом – на расстоянии не менее 10 м.

Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также проведение спортивных секционных занятий и оздоровительных мероприятий. Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле – травяной покров. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводятся.

Зона отдыха размещается вблизи сада, зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она должна включать площадки для подвижных игр (для 1-х классов 100 м 2 каждая в зависимости от числа параллелей, для подвижных игр 2-4-х классов – площадью 300 м 2 каждая, для игр 5-9-х классов – 125 м 2 каждая) и тихого отдыха (для 5-9-х классов 100 м 2 ). Площадки для подвижных игр располагаются вблизи выходов из здания (для максимального использования их во время перемен). Площадки для тихого отдыха размещаются в удалении от шумных зон.

Хозяйственная зона должна предусматриваться площадью 500-900 м 2 . Она должна размещаться от здания школы на расстоянии не менее 35 м, со стороны входа в производственные помещения столовой, вблизи учебно-опытной зоны, иметь подъезд и ограждаться зелеными насаждениями. В хозяйственной зоне в зависимости от местных условий допускается размещать сарай, овощехранилище, учебный гараж, навесы для инвентаря и оборудования. При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны предусматривается котельная и насосная с водонапорным баком. Мусоросборники обеспечиваются плотно закрывающимися крышками. Их следует устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон и входа в столовую.

Участок должен быть озеленен из расчета не менее 50% площади его территории. При озеленении не должны использоваться деревья и кустарники с ядовитыми плодами, вокруг зоны отдыха и спортивной зоны – колючих кустарников, а вокруг спортивной зоны – также и плодовых деревьев. В зону озеленения входят зеленые насаждения учебно-опытной зоны и зоны отдыха, защитная зеленая полоса по периметру участка в виде живой изгороди, разделяющей отдельные зоны, а также газоны и декоративные зеленые насаждения. Ширина зеленой полосы по границам земельного участка не должна быть менее 1,5 м, а со стороны улицы – не менее 6 м. Расстояние от здания школы до деревьев допускается не менее 10 м, а до кустарников – 5 м.

Территория земельных участков должна иметь ограждение высотой 1,5 м. Въезды и входы на участок, проезды, дорожка к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников, а в сельских учреждениях без канализации – к дворовым уборным покрываются асфальтом, бетоном и др. твердым покрытием. Подходы к зданию учреждения не менее чем за 100 м также имеют твердое покрытие.

Земельные участки сельских общеобразовательных учреждений могут расширяться за счет сооружения парников, теплиц, оранжерей, помещений для хранения малогабаритной сельскохозяйственной техники, садово-огородного инвентаря и др.

Гигиенические требования к планировке здания школы.

Композиция здания школы должна предусматривать компактную планировку с сохранением секционности. Этому требованию отвечает блочная композиция. Запрещается размещать учебные помещения в подвальных и цокольных этажах здания. Этажность школы предусматривается не более 3, а для крупных и крупнейших городов – 4 этажей (кроме сейсмических районов). При размещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных 4-5-этажных зданиях 4-й и 5-й этажи необходимо отводить под редко посещаемые учащимися кабинеты.

Состав помещений должен быть таким, чтобы имелись условия для изучения обязательных учебных дисциплин, а также дополнительных предметов по выбору учащихся в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения 1-2-3 предметов.

Учащиеся 1 ступени должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок. Кроме учебных помещений, в состав блока входят спально-игровая, рекреационные, санитарные узлы.

Обучение учащихся 2-3 ступени осуществляется по классно-кабинетной системе. Она обеспечивает преподавание всех предметов в закрепленном классе-кабинете, в который должны транспортироваться учебные пособия и ТСО. Число классов-кабинетов для основных дисциплин зависит от числа старших классов.

Учебные классы не следует располагать вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока). Учебные кабинеты и лаборатории размещаются в любых этажах здания, кроме подвальных и цокольных.

Целесообразно создавать специализированные секции, объединяющие кабинеты для дисциплин естественно-математического и гуманитарного циклов. Для создания наилучших условий для учебной и внеучебной деятельности школьников 2-3 ступеней количество кабинетов и лабораторий в секции не должно превышать 6. Наиболее благоприятным является сочетание предметов: химия-биология, математика-черчение, черчение-рисование, история-география, литература-иностранный язык.

Учебные помещения должны включать:

· рабочую зону (размещение учебных столов для учащихся);

· рабочую зону учителя;

· дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО;

· зону для индивидуальных занятий учеников и возможной активной деятельности.

Площадь кабинетов должна приниматься из расчета 2,5 м 2 на одного учащегося при фронтальных формах занятий; 3,3 м 2 – при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.

Оптимальные размеры рабочей зоны учащихся зависят от угла видимости (связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов парт), который должен составлять не менее 35 0 для учащихся 2-3 ступени школы и не менее 45 0 для школьников 6-7 лет.

При каждом кабинете или группе из 2-3 кабинетов должна быть лаборантская. Кабинеты химии, физики, биологии, компьютерный класс обязательно должны иметь лаборантские, ориентировочная площадь каждой – 16 м 2 .

Площадь и использование кабинетов информатики должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

В школьном здании размещаются также учебные мастерские, спортивный и актовый залы, библиотека, рекреационные помещения (предпочтительно зального типа), столовая, медицинский пункт, санитарные узлы, административно-хозяйственные помещения.

Спортивный зал следует размещать на 1 этаже в пристройке. Его размеры должны соответствовать задачам выполнения полной программы по физическому воспитанию учащихся и возможности внеурочных спортивных занятий. Число и типы спортивных залов должны предусматриваться в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.

Площади спортивных залов 9 * 18 м, 12 * 24 и 18 * 30 м при высоте не менее 6 м. Размеры и число спортивных залов рекомендуется устанавливать исходя из числа параллелей в школе: при наличии 2 параллелей – 2 зала размерами 9 *19 м и 12 * 24 м; при наличии 3 и более параллелей – 2 зала по 12 * 24 м и начиная с 4 – дополнительно зал размерами 18 * 30 м. Общая площадь спортивных залов в общеобразовательных школах не менее 0,9 м 2 на 1 учащегося.

При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные площадью 16-32 м 2 в зависимости от площади спортзала; раздевальни для девочек и мальчиков площадью по 10,5 м 2 ,душевые площадью по 9 м 2 , уборные для девочек и мальчиков площадью по 8 м 2 ; комната для инструктора площадью 9 м 2 .

В состав помещений физкультурно-оздоровительного назначения необходимо включать зону, оборудованную тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейн.

Актовый зал в своих размерах определяется числом посадочных мест из расчета 0,65 м 2 на одно место и 60% от общего числа учащихся школы. При актовом зале должны быть артистические уборные (площадью не менее 10 м 2 каждая), кинопроекционная (27 м 2 ), склад декораций и бутафорий, музыкальных инструментов (10 м 2 ), склад хранения костюмов площадью 10 м 2 .

Лекционная аудитория предусматривается в школах с углубленным содержанием обучения. Размеры этой аудитории устанавливаются в соответствии с вместимостью в ней возрастной параллели учащихся, состоящей не более чем из 3 классов, из расчета 1 м 2 на 1 место.

При строительстве общеобразовательных учреждений, ориентированных на углубленное и расширенное содержание обучения (с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи), для разностороннего развития личности обучающихся необходимо предусматривать выделение помещений под студии (универсальные залы) с габаритами 12*12 м, а также подсобные помещения для отделения по художественному воспитанию и искусству: кабинет эстетики с полиэкраном, кружковые помещения по изобразительному искусству, хореографии, классы пения и музыки (70-108 м 2 ) в зависимости от назначения нового образовательного учреждения. В учреждениях с техническим профилем следует предусмотреть универсальное помещение площадью 108 м 2 (90+18) для технического творчества.

Учебно-художественные кабинеты должны иметь зоны для акварельной живописи, масляной живописи и рисунка.

Исходя из позы при работе различными видами живописи (по акварельной живописи и рисунку – сидя, по масляной живописи – стоя) площадь на одно рабочее место составляет для масляной живописи – 3,5 м 2 , акварельной живописи и рисунка – 2,0 м 2 .

Библиотека. Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. В школах нового типа библиотека должна использоваться в качестве справочно-информационного центра, оснащенного всеми видами ТСО и обеспечивающего условия для индивидуальных занятий учащихся. Площадь библиотеки – информационного центра – принимается из расчета не менее 0,6 м 2 на 1 ученика. В помещении библиотеки должны быть предусмотрены следующие зоны: читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого доступа, зона с кабинками для индивидуальных занятий и боксы для хранения передвижных тележек.

Учебные мастерские. Учебные мастерские должны использоваться по назначению. Площадь помещений для учащихся 5-11-х классов (кроме кабинетов профессиональной ориентации и помещений с уменьшенной расчетной наполняемостью до 12 учащихся) рассчитывают на половину класса учащихся. Расчетная площадь – 6 м 2 на 1 учащегося (кроме учебно-производственных мастерских). При мастерских предусматриваются следующие подсобные помещения: инструментальная – комната мастера, кладовая площадью 16 м 2 (при наличии 3 и более параллелей – 24-32 м 2 ), кладовая для хранения сырья и готовой продукции площадью 16 м 2 , помещения для хранения инвентаря для уборки помещений и работы на садово-опытном участке (12-16 м 2 ).

Необходимо предусматривать дополнительный выход из мастерских по обработке древесины и комбинированной мастерской по обработке металла и древесины непосредственно наружу (через утепленный тамбур) или через коридор, примыкающий к мастерским, в котором нет выходов из классов, учебных кабинетов и лабораторий.

Рекреационные помещения. В зданиях школ целесообразно планировать из расчета 0,6-0,75 м 2 на одного учащегося в зависимости от климатических подрайонов. Ширина этих помещений при одностороннем расположении кабинетов и лабораторий должна быть не менее 2,8 м, а ширина помещений, примыкающих к кабинетам, лабораториям (при их двустороннем расположении) и классам, не менее 4 м.

Медицинский пункт. Медицинский пункт включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 м 2 ; кабинет зубного врача площадью 12 м 2 , оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет площадью 14 м 2 ; кабинет психолога площадью 10 м 2 . При медицинском пункте должен быть самостоятельный санитарный узел.

Столовая. Предусматривается в школах с числом учащихся более 100 человек. В школах организуется 2-разовое горячее питание для детей групп продленного дня и горячие завтраки для остальных детей. Питание может быть организовано в столовой, работающей на сырье или на полуфабрикатах, а также в буфете-раздаточной, согласно гигиеническим требованиям к организациям общественного питания, включая кондитерские цехи и организации, вырабатывающие мягкое мороженое.

Столовая, работающая на сырье, должна иметь следующий набор оборудования и помещений: цехи – горячий, холодный, мясо-рыбный, кондитерский, овощной; моечные для столовой и кухонной посуды; кладовые для сухих продуктов и овощей; охлаждаемые и низкотемпературные камеры для хранения мясных и особо скоропортящихся продуктов; бытовые помещения для персонала пищеблока; загрузочную-тарную; моечную для тары; холодильную камеру для пищевых отходов; санитарный узел для сотрудников столовой.

В состав помещений столовой, работающей на полуфабрикатах, должны входить горячий цех, доготовочная, моечные для столовой и кухонной посуды, кладовые для сухих продуктов и овощей, холодильные камеры для полуфабрикатов, бытовые помещения для персонала пищеблока, загрузочная-тарная, моечная для тары, холодильная камера для пищевых отходов.

В составе помещений буфета-раздаточной должны быть предусмотрены загрузочная, оборудованная плитой для подогрева пищи, холодильными шкафами; раздаточная; оборудованная мармитами; посудомоечная; подсобные помещения, бытовые помещения для персонала, помещения для мытья тары.

При школьных буфетах и столовых обязательно должен быть обеденный зал площадью из расчета 0,7 м 2 на 1 место в зале, исходя из посадки 100% учащихся в 3 очереди. При столовых обязательно устанавливают умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Умывальники размещают в расширенных проходах, коридорах, ведущих в обеденный зал, или в отдельном помещении рядом с обеденным залом.

В школах предусматриваются административно-хозяйственные помещения: кабинет директора (32 м 2 ), кабинет заместителя по учебно-воспитательной работе (8 м 2 ), учительская при наличии 1,2,3,4 параллелей площадью 30, 40, 50, 60 м 2 соответственно; кабинет организатора внеклассной работы (12-16 м 2 ); канцелярия (12-16 м 2 ).

На каждом этаже должны быть предусмотрены помещения, оборудованные поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды, для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов.

В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.

Гардеробы размещаются на 1 этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса. Гардеробы оснащаются вешалками для одежды и ячейками для каждого класса. Не следует устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.

Для правильной организации карантинных мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний необходимо повседневно использовать все имеющиеся в здании входы.

Новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии, частные школы и др.) должны иметь либо отдельное здание, либо размещаться в отдельных отсеках с изолированным входом на базе функционирующих школ.

Гигиенические требования к мебели и оборудованию общеобразовательных учреждений.

Мебель современных образовательных учреждений подразделяется на следующие группы:

1) для учебных классов:

· столы ученические одноместные и двухместные со стульями соответствующей группы;

· столы ученические лабораторные для специализированных кабинетов (физики, химии, биологии и т.д.);

· шкафы для учебных пособий;

· тумбы для технических средств обучения и тумбы под доску для учебных пособий;

· классные доски различных модификаций;

2) для библиотек:

· стеллажи библиотечные двух- и односторонние;

4) для учебных мастерских;

5) для раздевалок;

6) для актовых залов.

Существенную часть общей школьной нагрузки детей составляет статическое напряжение, которое возникает в результате вынужденного неподвижного положения тела на протяжении большей части урока. Длительное статическое напряжение является одним из факторов, способствующих более быстрому утомлению во время учебных занятий. Уменьшение статического напряжения во время сидения за партой может быть достигнуто за счет сохранения правильной рабочей позы, которая, в свою очередь, зависит от соответствующего подбора школьной мебели.

Главный показатель, используемый при подборе мебели – рост учащихся. Несоответствие мебели росту детей, изменение взаимоотношений между столом и стулом могут привести к неравномерной нагрузке и неодновременному утомлению различных мышечных групп, вследствие чего возникает мышечная ассиметрия, которая является одной из причин различного рода нарушений осанки. Неправильная посадка вызывает более быстрое утомление учащихся, понижение внимания и работоспособности. Кроме того, он является одним из ведущих факторов, способствующих развитию близорукости в результате несоблюдения оптимального расстояния от книги до глаз.

Правильной считается такая посадка, когда школьник сидит прямо с легким наклоном вперед. Тетрадь или книга находятся на расстоянии 25-35 см от глаз. Между грудью и столом свободно проходит кисть руки. Спина опирается на спинку стула или скамьи на уровне поясницы. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым или тупым углом и опираются всей ступней о подставку или пол. Обе руки лежат свободно на столе, плечи находятся на одной высоте, параллельно краю стола.

Основная школьная мебель (парты, столы и стулья ученические) имеет различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей. Каждый школьник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с длиной его тела, состоянием зрения и слуха. Рассаживание учащихся за партами (столами) производится с учетом их длины тела (в обуви). Для учащихся школ выпускается мебель 6 групп с цветной маркировкой.

Размеры школьной мебели и её маркировка.

Номера мебели Группа роста, мм Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику Цвет маркировки Высота над полом переднего края сиденья
1000-1150 оранжевый
1150-1300 фиолетовый
1300-1450 желтый
1450-1600 красный
1600-1750 зеленый
свыше 1750 голубой

В каждом классе (учебном кабинете) следует иметь парты или столы и стулья нескольких групп в зависимости от потребности. Запрещается использовать табуреты и скамейки.

Мебель должна иметь цифровую и цветовую маркировку. Цветовая маркировка школьной мебели должна быть видна со стороны прохода между рядами; ее наносят на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром 22 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм.

Школьники должны сами знать необходимые для них группы мебели. Для этого рекомендуется в вестибюле школы вывесить цветную мерную линейку, на которой соответственно группам мебели наносят цветные полосы.

СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (с Изменениями N 1, 2)

9 Зоны рекреационного назначения. Зоны особо охраняемых территорий

9.1 Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма, занятий физической культурой и спортом.

В пределах черты городских, сельских поселений выделяются зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, рекреационное и оздоровительное значение.

9.2 На территории рекреационных зон и зон особо охраняемых территорий не допускается строительство новых и расширение действующих промышленных, коммунально-складских и других объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов рекреационного, оздоровительного и природоохранного назначения. Режим использования территорий курортов определяется законодательством.

Режим использования особо охраняемых территорий устанавливается на основе градостроительных регламентов с учетом законодательства Российской Федерации, а также с учетом раздела 14. Категории особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения определяются [3].

9.3 В городских и сельских поселениях необходимо предусматривать непрерывную систему озелененных территорий общего пользования и других открытых пространств в увязке с природным каркасом. Его основными структурными элементами являются особо охраняемые природные территории (ООПТ).

Существующие массивы городских лесов допускается преобразовывать в лесопарки и относить дополнительно к озелененным территориям общего пользования. При этом следует сохранять и улучшать сложившиеся ландшафты, обеспечивая их пространственную взаимосвязь с природными экосистемами.

Примечание - В зависимости от природно-климатических условий указанные нормы могут быть уменьшены или увеличены, но не более чем на 20%.

9.4 Время доступности городских и районных парков на общественном транспорте (без учета времени ожидания транспорта) должно быть, мин, не более: 30 - для городских и 20 - для районных парков.

Размещение зоопарков следует предусматривать в составе рекреационных зон. Расстояние от границ зоопарка до жилой и общественной застройки устанавливается по согласованию с местными органами здравоохранения, но не менее 50 м. Общие требования к зоопаркам определены в ГОСТ Р 57013.

При размещении парков и садов следует максимально сохранять участки с существующими насаждениями и водоемами.

9.5 Ширину бульваров с одной продольной пешеходной аллеей следует принимать, м, не менее, размещаемых:

- с одной стороны улицы между проезжей частью и застройкой

Бульвары и пешеходные аллеи следует предусматривать в направлении массовых потоков пешеходного движения. Размещение бульвара, его протяженность и ширину, а также место в поперечном профиле улицы следует определять с учетом архитектурно-планировочного решения улицы и ее застройки. На бульварах и пешеходных аллеях следует предусматривать площадки для кратковременного отдыха.

9.6 Расстояние от зданий и сооружений, а также объектов инженерного благоустройства до деревьев и кустарников следует принимать в соответствии с таблицей 9.1.

Минимальное расстояние от границы территории школы до стен жилых домов

ЗДАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Educational institution buildings. Design rules

Дата введения 2017-02-18

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ - Открытое акционерное общество "Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования" (ОАО "МНИИТЭП"), НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (ФГАУ "НЦЗД" Минздрава России), Центральный научно-исследовательский институт строительных конструкций имени В.А.Кучеренко (ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

ВНЕСЕНЫ: Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2017 г. N 1714/пр c 26.06.2018; Изменение N 2, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 сентября 2018 г. N 622/пр c 26.03.2019; Изменение N 3, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 22 ноября 2019 г. N 713/пр c 23.05.2020

Изменения N 1, 2, 3 внесены изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2018 год; М.: Стандартинформ, 2020 год

Введение

Настоящий свод правил разработан в целях создания пространственной среды зданий общеобразовательных учреждений, обеспечивающей современный уровень обучения, безопасные условия пребывания обучающихся и удобные условия пребывания персонала.

Работа выполнена авторским коллективом: ОАО "Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования" (д-р техн. наук В.В.Гурьев, канд. экон. наук Е.А.Лепешкина, А.Ю.Солодова (ответ. исполнитель темы), канд. физ.-мат. наук В.М.Дорофеев, канд. архит. Б.В.Дмитриев, канд. экон. наук Ю.В.Герасименко, А.В.Кузилин, В.Ф.Совинкин, И.Ю.Спиридонов, Т.В.Крюкова, А.Н.Добровольский, Е.В.Хаимова-Малькова), НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (д-р мед. наук В.Р.Кучма, д-р мед. наук М.И.Степанова, канд. мед. наук Б.З.Воронова), ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко (д-р техн. наук Ю.В.Кривцов, канд. техн. наук В.В.Пивоваров, П.П.Колесников), Департамент градостроительной политики г.Москвы (канд. архит. С.И.Яхкинд).

Изменение N 2 к СП 251.1325800.2016 "Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования" разработано авторским коллективом АО "Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования" (А.В.Макаров - руководитель разработки, А.Ю.Солодова - ответственный исполнитель темы, канд. экон. наук Е.А.Лепешкина).

Изменение N 3 выполнено авторским коллективом АО ЦНИИПромзданий (руководители темы, ответственные исполнители - д-р техн. наук В.В.Гранев, канд. архитектуры Д.К.Лейкина, канд. экон. наук Е.А.Лепешкина, А.Ю.Солодова).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает на территории Российской Федерации требования к размещению и организации сети зданий и комплексов общеобразовательных организаций, к участку территории, функциональным группам, составу и площадям помещений, объемно-планировочным решениям, освещению, инженерному оборудованию.

1.2 Настоящий свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся, реконструируемых зданий и комплексов общеобразовательных организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности, а также учебных и общешкольных помещений школ-интернатов.

1.3 Настоящий свод правил не распространяется на спальные корпуса общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для проживания обучающихся в интернате.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 24940-2016 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 30247.1-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции

ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ Р 51844-2009 Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 53307-2009 Конструкции строительные. Противопожарные двери и ворота. Метод испытаний на огнестойкость

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением N 1)

СП 14.13330.2014 "СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах"

СП 28.13330.2017 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии"

СП 30.13330.2016 "СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий"

СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий"

СП 52.13330.2016 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение"

СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"

СП 60.13330.2016 "СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха"

СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" (с изменениями N 1, 2)

СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования

СП 133.13330.2012 Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования (с изменением N 1)

СП 134.13330.2012 Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования (с изменением N 1)

СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с изменением N 1)

СП 252.1325800.2016 Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования

СП 255.1325800.2016 Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения

СП 310.1325800.2017 Бассейны для плавания. Правила проектирования

СП 332.1325800.2017 Спортивные сооружения. Правила проектирования

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы

СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций

СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

СанПиН 2.4.5.2409-08 Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 групповые занятия: Занятия с разделением класса на группы.

3.1.2 дежурное отопление: Обогревание помещений с переменным тепловым режимом: установление в нерабочий период суток, в дни отдыха и праздников пониженной температуры воздуха.

3.1.2а зрительный зал (здесь): Зальное помещение с выделенным местом для проведения мероприятий (сценой, эстрадой) с оборудованными местами для зрителей.

СП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования (с Изменениями N 1, 2, 3)

6 Требования к размещению и функциональному составу участка

6.1 Размещение участков, зданий и сети ОО в застройке, размеры земельного участка определяются в соответствии с [2], таблицей Д.1 СП 42.13330.2016, СанПиН 2.4.2.2821.

6.2 Территория ОО представляет собой систему открытых площадок, разделенных по видам деятельности и возрастной принадлежности, на которых размещаются оборудование, сооружения, малые архитектурные формы и озеленение с учетом функциональных и планировочных требований к каждой отдельной зоне и во взаимосвязи с окружающей селитебной территорией.

6.3 В сложившейся плотной застройке, при дефиците участка территории, допускается располагать отдельные зоны территории ОО (физкультурно-спортивную, учебно-опытную и т.д.) на автономных участках, находящихся в пешеходной доступности от здания ОО.

6.4 Озеленение территории ОО выполняют в соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10.

6.4.2 Стоянка автомобилей для персонала проектируется за границами участка в соответствии с требованиями СП 113.13330, СП 3.13130, СанПиН 2.4.2.2821. Рядом с границами участка рекомендуется предусматривать места для кратковременной остановки автотранспорта родителей, привозящих детей в школу. Количество указанных мест определяется по заданию на проектирование, рекомендуется принимать одно место на 100 обучающихся, в том числе не менее одного увеличенного места для МГН.

Место кратковременной остановки для посадки - высадки детей должно быть отделено от площадок на территории ОО зелеными насаждениями - кустарником с высокой плотной кроной. Вдоль места кратковременной остановки проектируется тротуар в соответствии с СП 140.13330, сопряженный с пешеходными путями, ведущими на территорию и к главному входу в здание ОО.

6.4.3 В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821 территория участка должна быть ограждена, отсутствие ограждения допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару. При этом должен быть обеспечен проезд пожарных автомобилей вокруг здания в соответствии с требованиями СП 4.13130.

6.4.4 Проезд к зданию ОО должен быть оборудован устройствами, исключающими возможность развития транспортными средствами высокой скорости.

6.4.5 Искусственное освещение участка ОО проектируют в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821. Инсоляция и солнцезащита участка ОО предусматриваются в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076.

6.4.4, 6.4.5 (Измененная редакция, Изм. N 2).

6.4.6 Площадку для сбора мусора оборудуют в соответствии с пунктами 3.6-3.7 СанПиН 2.4.2.2821-10.

6.4.7 При главном входе рекомендуется предусматривать площадку с твердым покрытием (асфальтом, тротуарной плиткой и др.) из расчета 0,3 м на одного человека для проведения общешкольных мероприятий, экстренной эвакуации из здания. Габариты площадки должны обеспечивать возможность построения обучающихся по классам для проведения торжественных линеек. Оптимальная форма площади - с соотношением сторон не более 1:2. При отсутствии возможности обеспечить необходимую площадь в качестве торжественной зоны для устройства общешкольных линеек допускается использовать физкультурные площадки соответствующих габаритов.

6.4.8 Пешеходные дорожки на территории ОО следует проектировать в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821, СП 59.13330, СП 140.13330.

6.4.9 При размещении территории ОО на земельном участке с выраженным перепадом рельефа места сопряжения горизонтальных участков ландшафта, расположенных на разной высоте, рекомендуется организовывать в виде естественных откосов с травяным покровом. При организации путей движения следует отдавать предпочтение устройству пологих спусков. Использование механических подъемных устройств для МГН на территории ОО не рекомендуется.

6.4.8, 6.4.9 (Введены дополнительно, Изм. N 2).

6.5 На территории ОО выделяют следующие зоны: физкультурно-спортивная, отдыха и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны.

Комплекс площадок физкультурно-спортивной зоны должен соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам.

Читайте также: