Кто построил стены фив

Обновлено: 18.05.2024

Фивы (Казимеж Михаловский, Анджей Дзевановский)

На территории древних Фив можно различить ныне два, разделенных Нилом комплекса руин. На восточном берегу высится храм в Луксоре и величественный ансамбль культовых сооружений Карнака. На этом берегу, впрочем, располагалась в прошлом центральная часть древней столицы египетских фараонов. Иную картину представляют собой археологические памятники, находящиеся на западном берегу Нила, на краю пустыни. Стоит упомянуть хотя бы заупокойные храмы фараонов, царские скальные гробницы — главнейшую туристическую достопримечательность пустынной котловины, называемой Долиной царей, гробницы жен фараонов в близлежащей Долине цариц, а также некрополь вельмож в Шейх Абд эль-Гурна. Говоря сегодня о древних Фивах, мы имеем в виду обычно ту часть города, где доминировали погребальные сооружения, сосредоточенные на левом берегу Нила. Стоит, однако, помнить и о том, что на этом берегу находились также некоторые царские дворцы. В древности город живых не был так резко отделен от города мертвых, как это может нам казаться сейчас. Известно, например, что царские резиденции было принято строить рядом с поминальными храмами, так, чтобы фараон при жизни мог находиться вблизи места, где он должен был почитаться после смерти.

Картина нынешних западных Фив, таким образом, принципиально отличается от первоначального вида города: не только потому, что дошедшие до нас руины являются почти исключительно свидетельством египетской идеи загробной жизни, но прежде всего в связи с тем, что в отличие от руин восточной части Фив они создают впечатление кладбища. В действительности в древнем Египте такой разницы между западной и восточной частями Фив не было. Ибо на западном берегу Нила жили вместе со своими семьями многочисленные жрецы, к обязанностям которых принадлежала опека и забота о сохранности гробниц и целых погребальных ансамблей; здесь жили также жрецы заупокойных царских храмов, не говоря уже о многочисленных рабочих и ремесленниках, трудившихся над возведением и украшением сооружений, строившихся именно в этой части столицы.

Обращаясь к истории города, следует помнить о том, что крупный городской центр столичного характера возник здесь не сразу. Греческое слово θηβαι связано, по-видимому, с тем, что в египетском языке произошло фонетическое слияние названия одного из культовых комплексов (в храме Амона в Карнаке) либо квартала этого города с наименованием беотийских Фив, похоже звучащим для греков. Это слово появляется впервые у Гомера (II, IX, 381—384). Впрочем, позже греки употребляли название Диосполис Магна, т.е. «Великий город Зевса» (Зевс отождествлялся с Амоном). В древнем Египте город носил то же название, что и ном, т.е. Уасет, а для жителей древних Фив они были просто либо «городом Амона», либо «городом юга».

О развитии этого города до периода Среднего царства сохранилось очень мало сведений. Не подлежит сомнению, однако (о чем свидетельствуют находки доисторического времени на территории, расположенной вблизи пустыни), что уже начиная с эпохи среднего палеолита здесь существовали человеческие стоянки, которые предшествовали поселениям додинастического периода и периода Древнего царства. Старейшее из них находилось по-видимому на западном берегу реки (в прошлом Гермонтис, ныне Армант). На восточном берегу возник другой городской центр — Тод, а к северу от позднейших Фив — Медамуд. Главным божеством, почитавшимся в этих городах, был бог Монту. В период первых пяти династий фиванский округ не играл еще сколько-нибудь значительной политической роли, хотя его эмблема встречается уже на голове одного из божеств в скульптурной группе фараона IV династии Микерина, найденной в храме при его пирамиде в Гизе. Возможно уже тогда на территории позднейших Фив существовали культовые постройки, хотя никаких следов от них не сохранилось. Во всяком случае в конце Древнего царства несколько фиванских номархов приказало вырубить себе гробницы на склонах горы Хоха, расположенной к востоку от котловины Деир-эль-Бахри. В конце первого Переходного периода один из этих правителей — Интеф, которому подчинялось семь южных номов Верхнего Египта, образующих округ «врат юга», настолько укрепил свою власть на этой территории, считавшейся зависимой от Гераклеополя, что его сын Ментухотеп сам уже провозгласил себя царем. Вероятно с самого начала возникновения нового города на территории позднейших Фив все более возрастал авторитет бога Амона. Его имя мы встречаем там впервые в начале первого Переходного периода, когда, по-видимому, в Фивах был построен первый храм этому богу. Следы храма не сохранились, но о его существовании мы знаем по сохранившейся надписи. В период XII династии культ Амона уже доминировал в фиванской религии.

В конце III тысячелетия союз южных номов, к которому со временем присоединились восьмой и девятый номы, одерживает победу над гераклеопольским царством, а новый город Фивы становится настоящей столицей Египта — резиденцией фараонов XI династии. Не подлежит сомнению, что в это время в Фивах должны были возводиться монументальные постройки и храмы, посвященные богам — об этом свидетельствуют блоки с картушами Ментухотепа, открытые в позднейших сооружениях Карнака, а прежде всего руины огромного заупокойного храма Ментухотепа I в Деир-эль-Бахри, возведенного на террасах и увенчанного пирамидой. Этот храм был окружен некрополем знати. По-видимому, в это время уже обозначилась территория большого города, разделенного Нилом на две части. На восточном берегу возник «город живых» — центр государственной администрации и культа, а на западном берегу — «город мертвых», где уже правители IX и X династий, носившие имя Антеф, заложили свой некрополь у подножия горы Дра Абу-эль-Нага.

Хотя фараоны XII династии перенесли политический и административный центр в до сих пор еще не исследованную местность Иттауи, находившуюся недалеко от оазиса Фаюм, Фивы по-прежнему продолжали развиваться как важный центр культа Амона. Строительную деятельность в священном округе Амона, находившемся на территории Фив, начал уже первый представитель XII династии — Аменемхет I, а гораздо более важную роль в этом отношении сыграл его преемник Сенусерт I. При нем, по-видимому, был построен храм, руины которого были обнаружены посредине центрального корпуса большого храма Амона в Карнаке. Погребения царей XII династии находятся недалеко от их столицы, в центральной части Египта (Хавара, Эль-Лахун, Мединет-эль-Гуроб, а также Саккара); в Фивах же мы встречаем гробницы тогдашних местных сановников. К ним принадлежит, в частности, гробница Антефокера, градоначальника и визиря времен Сенусерта I.

Деир-эль-Бахри: А — Храм Ментухотепа Небхепетра; Б — Храм Тутмоса III; В — Храм Хатшепсут; Г — Прецессионные аллеи
Деир-эль-Бахри: А — Храм Ментухотепа Небхепетра; Б — Храм Тутмоса III; В — Храм Хатшепсут; Г — Прецессионные аллеи
Долина царей. Цифры означают гробницы иных правителей
Долина царей. Цифры означают гробницы иных правителей
Западные Фивы
Западные Фивы
Деир-эль-Медине. План поселка рабочих времени XVIII—XX династий
Деир-эль-Медине. План поселка рабочих времени XVIII—XX династий
Рамессеум: А — Первый пилон; Б — I двор; В — Второй пилон; Г — II двор; Е — Гипостильный зал
Рамессеум: А — Первый пилон; Б — I двор; В — Второй пилон; Г — II двор; Е — Гипостильный зал
Храмовый округ Рамессеума: А — Храм; Б — Дворец; В — Помещения рядом с храмом
Храмовый округ Рамессеума: А — Храм; Б — Дворец; В — Помещения рядом с храмом
Мединет-Абу: А — Храм Тутмоса III; Б — Храм Рамсеса III; В — Дворец Рамсеса III; Г — Крепостные стены; Д — Укрепленные ворота
Мединет-Абу: А — Храм Тутмоса III; Б — Храм Рамсеса III; В — Дворец Рамсеса III; Г — Крепостные стены; Д — Укрепленные ворота

Период наивысшего расцвета города относится, к эпохе Нового царства, когда при фараонах XVIII династии Фивы становятся столицей Египта. В это время город — а при этом как город мертвых, так и город живых — приобретает характер великолепного столичного центра, украшаемого в будущем даже теми правителями, которые не имели в Фивах своей резиденции.

Первое место среди фиванских сооружений XVIII династии принадлежит знаменитому заупокойному храму Хатшепсут, находящемуся в Деир-эль-Бахри, возведенному Сенмутом, главным архитектором, хранителем печати и временщиком царицы. Идею храма, сооруженного на террасах, обнесенных со стороны фасада (т.е. с востока) портиками, Сенмут позаимствовал из расположенного рядом более раннего храма Ментухотепа. К наиболее великолепным украшениям храма Хатшецсут принадлежат знаменитые рельефы среднего левого портика, изображающие военный поход, организованный царицей в страну Пунт (возможно это сегодняшнее Сомали). Храм был раскопан в XIX веке О. Мариеттом и Э. Навиллем; шеститомный труд Навилля до сегодняшнего дня является отправным пунктом для всех исследований, посвященных этому замечательнейшему памятнику. Дальнейшие работы, проводимые в Деир-эль-Бахри Г. Уинлуком и его продолжателем А. Лансингом, привели к открытию ряда памятников, связанных с погребальными сооружениями этой котловины и с самим храмом. Его реставрацию, начатую еще Навиллем, продолжал архитектор Э. Барез по поручению Service des Antiquites de l’Egypte. В настоящее время работы по реконструкции храма Хатшепсут ведутся сотрудниками находящегося в Каире Польского института средиземноморской археологии и варшавского Государственного предприятия реставрации памятников.

Наследником Хатшепсут на египетском троне был Тутмос III — фараон, при котором Египет достиг своих наибольших границ. Тутмос III не ограничился значительным расширением храма Амона в Карнаке. В Мединет-Абу сохранился возведенный им храм, посвященный Амону, находящийся ныне перед позднейшим монументальным сооружением Рамсеса III; в этом же районе он перестроил храм, относящийся ко времени Тутмоса II. Новый заупокойный храм Тутмос III выстроил также в Гурна. Однако самой большой неожиданностью для археологов было связанное с этим фараоном открытие, сделанное в Деир-эль-Бахри. После раскопок, произведенных в храмах Ментухотепа и Хатшепсут, казалось, что все возможное здесь уже открыто и исследовано. В действительности дело выглядело иначе. В 1962 году польская археологическая экспедиция совершила здесь по-настоящему неожиданное открытие огромного исторического и художественного значения, которое вызвало живой интерес среди египтологов: это был неизвестный до сих пор храм Тутмоса III, находившийся между храмами Хатшепсут и Ментухотепа, возведенный частично на искусственном фундаменте, возвышавшийся некогда над обоими упомянутыми сооружениями. Кроме прекрасных рельефов с великолепно сохранившейся раскраской, польские археологи обнаружили там также много скульптур, среди которых особого внимания заслуживает гранитная статуя сидящего на троне фараона высотой в два метра. Храм был разрушен уже в древности, но еще в эпоху XX династии сюда сходилось множество паломников, которые оставили на стенах и колоннах храма ценные в историческом отношении надписи, написанные иератическим письмом.

Кроме этой постройки, занимавшей доминирующее место в котловине Деир-эль-Бахри, следы деятельности Тутмоса III и многочисленные доводы его враждебного отношения к Хатшепсут мы встречаем в ее храме, где были сбиты рельефы царицы и удалены ее имена и статуи. Великолепную гробницу Тутмоса III, находящуюся в Долине царей, начали строить, по-видимому, уже в начале его царствования.

Правителем, наиболее заслуженным в деле украшения Фив, был Аменхотеп III. Свои строительные начинания он осуществлял прежде всего на восточном берегу Нила. В западных Фивах фараон выстроил не только свой заупокойный храм (от него сохранилось лишь два знаменитых памятника, называемых «колоссами Мемнона», а также стела) и высеченную в скале гробницу к западу от Долины царей, но также дворец, находившийся к юго-западу от упомянутого заупокойного храма, сооруженный над искусственным озером, соединенным каналом с Нилом. Именно в этом дворце он охотнее всего проводил время вместе со своей любимой супругой, царицей Тии. От дворца, носящего сейчас название Малгатта, осталось очень немногое. Сын этого фараона — знаменитый еретик Аменхотеп IV, назвавший себя Эхнатоном, не оставил в западных Фивах следов своей деятельности, хотя в Карнакском храме сохранилось несколько статуй, изображающих этого царя. Зато от одного из его преемников, Тутанхамона, до нас дошла чрезвычайно богатая гробница. Открытая в 1922 году Картером, проводившим раскопки по поручению лорда Карнарвона, гробница Тутанхамона придала новый блеск Долине царей. Это было единственное погребение фараона, которое дошло до нас в неразграбленном состоянии. Найденные там предметы, значительное количество которых было выполнено из золота, являются наиболее ценной коллекцией среди памятников, хранящихся в Египетском музее в Каире.

Гробница преемника Тутанхамона — Харемхеба также принадлежит к числу наиболее внушительных и обширных усыпальниц правителей XVIII династии, находящихся в Долине царей.

В рассматриваемый период расширяется также некрополь знати, располагавшийся на восточных склонах пустынных холмов, находящихся в районе нынешней местности Шейх Абд-эль-Гурна. К важнейшим и наиболее богато украшенным рельефами и росписями памятникам фиванского некрополя принадлежат, в частности: гробница архитектора Инени, который будучи хранителем амбаров Амона руководил постройкой усыпальницы Тутмоса I; гробница Сенмута, архитектора и временщика царицы Хатшепсут, славящаяся астрономическими изображениями, помещенными на потолке (в этой гробнице, кстати, Сенмут не был похоронен); главная гробница Менхеперрасенеба — верховного жреца Амона при Тутмосе III; гробница Рехмира, занимавшего должность визиря при Тутмосе III и Аменхотепе II; гробница Сеннефера, градоначальника южных Фив, ведовавшего возделываемыми землями при Тутмосе IV, а также гробницы жреца Амона, носившего имя Нахт и писца кадастра Менна, относящиеся к этому же времени. В гробнице Нахта находится знаменитая роспись, изображающая играющих на музыкальных инструментах танцовщиц, которая принадлежит к прекраснейшим живописным композициям периода Нового царства. Особого внимания заслуживают также две гробницы сановников времени Аменхотепа III и Эхнатона — Харуефа и Рамозе. Гробница этого последнего славится прежде всего великолепными рельефами, украшающими погребальные камеры, а также росписью с изображением плакальщиц, помещенной вместо рельефа.

В связи со строительством монументальных королевских гробниц в Долине царей, в западных Фивах — в Деир-эль-Бахри — уже в период XVIII династии возникает город ремесленников и рабочих, занятых работами по прокладке и украшению подземных коридоров и залов царских усыпальниц. Вблизи города возник некрополь. Многие из находящихся там погребений украшены прекрасными росписями, а наземные части этих сооружений, как правило, увенчаны маленькими пирамидами. Город и некрополь в Деир-эль-Бахри, разросшиеся в период XIX и XX династий, откопала экспедиция Французского Института под руководством Бернара Брюйера.

В западных Фивах и Сети I, и Рамсес II возвели себе великолепные гробницы на территории Долины царей. Гробница Сети I может быть примером наиболее запутанной планировки коридоров и камер, высеченных в скале на разных уровнях. Богато раскрашенный рельефный декор усыпальницы Сети I принадлежит к лучшим произведениям погребального искусства эпохи XIX династии как в иконографическом, так и в художественном отношении. Эти рельефы изображают различные этапы путешествия души умершего фараона, которую она совершает по загробному миру. Мы встречаем здесь, в частности, изображения демонов и чудовищ, подстерегающих душу покойного. Перекрытие главной камеры украшают изображения созвездий.

В это время царских супруг хоронили в гробницах, строившихся в иной котловине, расположенной к юго-западу от Долины царей и называемой ныне Долиной цариц. К наиболее великолепным принадлежит гробница жены Рамсеса II, царицы Нефертари с замечательно сохранившимися рельефами, украшающими погребальные камеры, которые относятся к ценнейшим памятникам данного периода. Оба упомянутых выше фараона — Сети I и Рамсес II, имели также в городе мертвых свои заупокойные храмы. Небольшой храм Сети I в Гурна принадлежит к наилучшим образом сохранившимся сооружениям такого рода. Его другой, меньший по размерам храм Рамсес II включил в огромный ансамбль своего заупокойного храма, руины которого носят ныне название Рамессеума. Кроме свалившегося колосса из красного гранита, особого внимания заслуживают здесь рельефы, помещенные на внутренней стороне II пилона, изображающие битву под Кадешем. Как это было принято в то время, рядом со своим поминальным храмом Рамсес II выстроил себе дворец. Около собственно храма здесь сохранились части сводчатых помещений складов, сооруженных из кирпича-сырца.

Как Сети I, так и Рамсес II, в широком плане предпринимали работы, связанные с восстановлением памятников, а прежде всего храмов, находившихся в городе мертвых.

Крупнейшим архитектурным произведением эпохи Рамсеса III, наряду с его гробницей в Долине царей, является находящийся также в западной части Фив огромный комплекс в Мединет-Абу. Этот комплекс возводился двумя этапами. Сначала Рамсес III выстроил свой заупокойный храм с примыкающими к нему помещениями и приказал окружить его стеной вместе с царским дворцом, расположенным с левой стороны от входа на территорию храмового ансамбля, у первого двора. Затем, уже в конце своего правления, Рамсес III придал наружной части этого комплекса ярко выраженный укрепленный характер. Тогда именно была построена вторая, значительно более широкая стена (шир. 10,5 м, выс. свыше 18 м), в пределах которой оказался храм Тутмоса III, жилища жрецов и служителей храма. С востока и запада были возведены укрепленные ворота — восточные (четырехэтажные), как и большая часть храма Рамсеса III, дошли до нас в хорошем состоянии. Стены помещений, расположенных на отдельных этажах, были украшены рельефами, изображающими фараона в окружении царевен, в связи с чем эти помещения получили название гарема. С восточной стороны был сооружен ров, а над Нильским каналом — набережная. В это же время был перестроен дворец фараона. И бастионы, сооруженные с восточной стороны, и стены храма были украшены рельефами. Особого внимания заслуживают батальные сцены, а также сцены охоты, а среди них изображение фараона в колеснице, запряженной лошадьми с головами, богато украшенными перьями. Целый этот комплекс является уже на протяжении многих лет предметом внимательного изучения и темой публикаций сотрудников Восточного института Университета в Чикаго, филиал которого помещается недалеко от Карнака.

О заупокойных храмах преемников Рамсеса III, за исключением Рамсеса IV, мы знаем только из текста одного из папирусов. От храма Рамсеса IV сохранилось несколько его посвятительных надписей, обнаруженных во время американских раскопок на территории Эль-Асасифа. Остатки огромного храма с двумя дворами и двумя пилонами указывают на то, что этот правитель желал затмить своим поминальным комплексом ансамбль сооружений своего предшественника в Мединет-Абу. Строительство храма он, однако, не закончил, о чем свидетельствуют блоки стен с декором, относящимся уже ко времени Рамсеса V. В фундаментах этой постройки были обнаружены блоки из храмов Хатшепсут, Тутмоса III, Аменхотепа II и Рамсеса II. Комплекс Рамсеса IV, значительно превышавший по своим размерам ансамбль Рамсеса III в Мединет-Абу, скрывал со стороны Нила заупокойные храмы Ментухотепа I, Хатшепсут и Тутмоса III, расположенные в глубине котловины Деир-эль-Бахри. Гробницы последующих фараонов, носивших имя Рамсес, были обнаружены в Долине царей. При них значительно расширился некрополь знати, расположенный на склонах пустынных холмов. Стоит напомнить, что на 16-ом году правления Рамсеса IX ответственные должностные лица впервые провели следствие в связи с систематическим ограблением царских гробниц.

От начала Позднего периода в западных Фивах не осталось значительных следов, хотя фараоны XXV (напатской) династии заботились о том, чтобы оставить память о своей власти в храмах, находящихся в восточной части столицы. Только Тахарка закончил строительство II пилона перед храмом Тутмоса III в Мединет-Абу. Ашшурбанипал, который в 667 году покорил Египет и занял Фивы, целиком уничтожил столицу во время своего второго нашествия в 663 году, спустя несколько месяцев после смерти Тахарки. Градоначальником Фив в то время был известный нам по многочисленным портретам Монтуемхет, нубиец по происхождению, получивший эту должность от нубийских царей, бывший верным прислужником нескольких очередных правителей. В будущем Монтуемхет стал одним из главнейших приверженцев саисской династии. Он дожил до преклонного возраста и был похоронен после смерти в Эль-Асасифе, в гробнице, которая своими размерами не только могла равняться с царскими усыпальницами, но даже превосходила их. Деятельность правителей следующих четырех династий (начиная с саисской) ограничивалась на территории Фив частичным восстановлением некоторых построек и узурпацией при помощи надписей более ранних памятников. К этому времени относится, однако, несколько небольших сооружений, как например, молельни саисских царевен в Мединет-Абу.

Строительные работы и восстановление разрушенных ассирийцами памятников в широком масштабе начинается только в период XXX династии: в Мединет-Абу Нектанеб I увеличивает, например, храм времени XVIII династии, расширение которого с восточной стороны начали уже эфиопские правители.

Деятельность Птолемеев в западных Фивах выразилась прежде всего в восстановлении разрушенных помещений и в сооружении небольших святилищ. В Деир-эль-Бахри, в храме Хатшепсут, Евергет II перестроил разрушенный колонный зал на верхней террасе, возвел там небольшой портик перед высеченным в скале святилищем Амона времени Хатшепсут, а к самому святилищу добавил еще одно помещение. В этой наиболее глубоко расположенной части храма в это время процветал культ Имхотепа и Аменхотепа, сына Хапу, а также греческой богини Гигии, дочери Асклепия, с которым греки отождествляли Имхотепа. Таким образом заупокойный храм царицы Хатшепсут становится святилищем Имхотепа-Асклепия.

Недалеко от храма Хатшепсут, в Деир-эль-Медине, Птолемеи сооружают небольшой храм вблизи некрополя эпохи Нового царства. В Мединет-Абу они строят пилон перед храмом Тутмоса III, а несколько далее к югу — молельню Тота в Каср эль-Агуз (Евергет II). Фивы становятся в это время местом, притягивающим многочисленных путешественников из Греции. Уже в V веке Геродот, посетивший Египет, прославил великолепие архитектурных сооружений этой страны. В птолемеевскую эпоху Фивы посещает особенно много греков, о чем свидетельствуют, в частности, нацарапанные на стенах гробниц и храмов многочисленные надписи этого времени с именами посетителей, а иногда со словами восторга. Перед самым началом нашей эры путешественников особенно привлекали две колоссальные статуи, находящиеся на территории огромного храма Аменхотепа III, возведенного его архитектором Аменхотепом, сыном Хапу, на западном берегу Нила. Эти статуи, изображающие сидящего на троне фараона, были высечены из глыб песчаника, привезенных по распоряжению Аменхотепа, сына Хапу, из каменоломен, расположенных в 700 километрах от этого места, недалеко от Мемфиса. Их высота достигает 15 метров, не считая цоколя высотой более двух метров. В 27 году до н.э. здесь произошло землетрясение, в результате которого был разрушен храм, а на северном колоссе образовалась трещина на высоте половины торса. В связи с образованием этой трещины, при резких скачках температуры и влажности воздуха возникала вибрация камня, что происходило во время восхода солнца, когда первые солнечные лучи освещали и согревали поверхность камня. Тогда именно колосс начинал издавать слабый звук, что наверняка было замечено египтянами, а у греков вызывало особенное любопытство. Это явление описывает уже Страбон (XVII, 816), греки же начали вскоре отождествлять статую Аменхотепа III с изображением погибшего в Троянской войне от руки Ахилла легендарного героя Мемнона, возносящего жалобы к своей матери, богине утренней зари, розоперстой Эос. Начиная с 19 года н.э., когда Фивы посетил Германик, увидевший колоссы Мемнона, слава этих статуй становится все более широкой. Они вызывают все больший интерес среди просвещенной части целого греко-римского общества, и именно поэтому мы встречаем на них столь многочисленные надписи, нацарапанные путешественниками, приезжавшими, чтобы увидеть это одно из чудес света. Все это продолжалось до момента, когда Септимий Север, желая предохранить треснувший торс, приказал восстановить статую. С тех пор Мемнон утратил свой голос, но название колосса, имеющее уже свою долгую традицию, сохранилось, тем более, что греки называли этот округ Мемнонией, связывая образ героя с культом умершего царя.

В римское время в Фивах строилось очень немного. Домициан пристроил к пилону Нектанеба в Мединет-Абу двор и ворота, а Адриан, посетивший Фивы в 130 году, украсил храм Исиды в Деир-эль-Шелуит, выстроенный первыми римскими императорами в западных Фивах, к югу от Мединет-Абу. Дальнейшее его украшение относится ко времени Антонина Пия. Христианство начало распространяться в Фивах с конца IV века. Некоторые храмы были приспособлены в то время к потребностям нового культа. Старые статуи уничтожались, сбивались также рельефы. Не прекращается и начатое в римское время использование для обжига извести блоков известняка, из которых строились египетские сооружения. В VII веке на территории западных Фив возникает несколько монастырей. Главный центр христианского культа располагался в это время в Мединет-Абу, где была сооружена церковь св. Менаса. В храме царицы Хатшепсут также был основан монастырь, руины которого удалил с верхней террасы во время своих раскопок выдающийся археолог Э. Навилль. Иной монастырь находился в Деир-эль-Медине. В монастырь была превращена также гробница визиря Даги, относящаяся к эпохе Среднего царства. В старых гробницах поселялись отшельники.

В восточных Фивах, на территории храма в Луксоре, возникло две церкви. Политический упадок крупнейшего египетского городского центра фактически начался гораздо ранее, вместе с упадком Нового царства. Позже, после перенесения столицы в Александрию, Фивы сохраняли свое значение только лишь как город исторических памятников и культовых традиций. Вместе с введением в Египте христианства и падением Римской империи обе эти ценные традиции, культивировавшиеся в Фивах на протяжении последней тысячи лет истории Египта, утратили свой смысл. Одной из них суждено было снова возродиться уже в новое время — фиванский некрополь представляет собой ныне наиболее ценный комплекс памятников искусства и культуры древнего Египта.

Благодаря чему Адраст – единственный из семерых вождей похода против Фив – спасся от гибели под стенами этого города?

Благодаря чему Адраст – единственный из семерых вождей похода против Фив – спасся от гибели под стенами этого города?

Аргосский царь Адраст избежал гибели под стенами Фив лишь благодаря быстроте Арейона – божественного коня, умевшего говорить, сына Посейдона и Деметры. История происхождения коня такова. Влюбленный Посейдон преследовал безутешную Деметру, когда та разыскивала свою дочь Персефону. Уставшая и отчаявшаяся от бесплодных поисков, Деметра менее всего была расположена к любовным утехам – она превратилась в кобылицу и укрылась в табуне лошадей, принадлежавших аркадскому царю Онку. Однако ей не удалось обмануть Посейдона, который, превратившись в жеребца, покрыл ее. От этого союза родились дикий конь Арейон и нимфа Деспойна. По другой версии, Деметра сошлась с Посейдоном в образе эринии. Сначала Арейон принадлежал Посейдону, затем Гераклу и уж потом Адрасту.

Кто спасся и прославился?

Кто спасся и прославился? И кто же после этого спасся и прославился? Кто подражал Ему, кто смирился, кто был послушлив, кто подчинялся, кто не ослушничал, кто переносил все здешние скорби, кто уничижался, кто терпел шутки, насмешки, кто был принижаем людьми, а иногда терпел

Окружное, или соборное, послан святейшего Льва, архиепископа города Рима, писанное к Флавиану, архиепископу Константинопольскому (против ереси Евтихия) (фрагмент)

Окружное, или соборное, послан святейшего Льва, архиепископа города Рима, писанное к Флавиану, архиепископу Константинопольскому (против ереси Евтихия) (фрагмент) <…>Что по всей вселенной исповедуется устами всех возрожденных, того еще не понимает сердцем этот

Как аргосский царь Адраст пытался избежать неприятностей при выборе зятя и к чему это привело?

Как аргосский царь Адраст пытался избежать неприятностей при выборе зятя и к чему это привело? У аргосского царя Адраста было несколько дочерей. Боясь нажить себе врагов при выборе зятя, Адраст обратился к оракулу и получил ответ: «Впряги в колесницу вепря и льва, которые

Кто из жителей Иерихона уцелел после разрушения этого города израильтянами?

Кто из жителей Иерихона уцелел после разрушения этого города израильтянами? Все население города было истреблено, независимо от возраста и пола, за исключением блудницы по имени Раав и ее родственников. Причина такой милости захватчиков к Раав состояла в следующем. За

Как отличали католиков от еретиков во время крестового похода против альбигойцев?

Как отличали католиков от еретиков во время крестового похода против альбигойцев? Во второй половине XII века на юге Франции получило широкое распространение еретическое движение, сторонников которого называли альбигойцами – по названию центра этого движения, города

Адраст

Адраст 1) (греч. Адрастос) Царь Аргоса Аргоса и Сикиона. Адраст происходил из рода Амифаонидов. Сын Талая и Лизимахи, брат Мекестия и Эрифилы. Был женат на дочери Полиба. Отец Аргии (супруги Полиника), Эгиалеи (супруги Диомеда), и Эгиалея. Был изгнан из Аргоса Амфиараем,

Мученичество святой Симфорозы и ее семерых сыновей

Мученичество святой Симфорозы и ее семерых сыновей Работа эта приписывается Юлию Африкану. Евсевий Кесарийский пишет, что она была частью «Историографии», однако из «Историографии» сохранились лишь фрагменты, и потому трудно с уверенностью утверждать, что история

Мученичество святой Симфорозы и ее семерых сыновей

Мученичество святой Симфорозы и ее семерых сыновей Работа эта приписывается Юлию Африкану. Евсевий Кесарийский пишет, что она была частью «Историографии», однако из «Историографии» сохранились лишь фрагменты, и потому трудно с уверенностью утверждать, что история

77 ОТКУДА ИЗВЕСТНО, ЧТО ГОРОДА ЛОД, ОНО И ГЕЙ ХИРШИМ БЫЛИ ОКРУЖЕНЫ СТЕНАМИ ВО ВРЕМЕНА ЙЕОШУАБИН НУНА

77 ОТКУДА ИЗВЕСТНО, ЧТО ГОРОДА ЛОД, ОНО И ГЕЙ ХИРШИМ БЫЛИ ОКРУЖЕНЫ СТЕНАМИ ВО ВРЕМЕНА ЙЕОШУАБИН НУНА Как мы знаем[38], мудрецы Мишны установили, что в городах, которые были окружены стеной во времена Йеошуа бин Нуна (Иисуса Навина), Пурим празднуется 15-го Адара, а во всех

22. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

22. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но пока Христос признает за иудеями право считаться истинными почителями Бога. Впрочем, Он не говорит, что самаряне не знают истинного Бога: они не понимают только как должно истинного

9. Но вы видите, что много проломов в стене города Давидова, и собираете воды в нижнем пруде; 10. и отмечаете домы в Иерусалиме, и разрушаете домы, чтобы укрепить стену; 11. и устрояете между двумя стенами хранилище для вод старого пруда. А на Того, Кто это делает, не взираете, и не смотрите на Того

9. Но вы видите, что много проломов в стене города Давидова, и собираете воды в нижнем пруде; 10. и отмечаете домы в Иерусалиме, и разрушаете домы, чтобы укрепить стену; 11. и устрояете между двумя стенами хранилище для вод старого пруда. А на Того, Кто это делает, не взираете, и

Заговор религиозных вождей против Иисуса

Заговор религиозных вождей против Иисуса (Мат. 26:2–5; Мк. 14:1–2, Ин. 11:45–53)1 Приближался праздник Пресных хлебов, называемый Пасхой. 2 Первосвященники и учители Закона искали способа разделаться с Иисусом так, чтобы не вызвать возмущения

Тридцать третий вопрос о том, какой приговор выносится лицу, против которого свидетельствовала после этого сожжённая или долженствующая быть сожжённой ведьма

Тридцать третий вопрос о том, какой приговор выносится лицу, против которого свидетельствовала после этого сожжённая или долженствующая быть сожжённой ведьма Четырнадцатый способ закончить дело по вопросам веры и произнести окончательный приговор касается такого

Глава 822: Если долг переводится на богатого (человека), против этого не следует возражать.

Глава 822: Если долг переводится на богатого (человека), против этого не следует возражать. 1008 (2287). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Затягивание богатым (выплаты долга) является

Стовратные Фивы


Город Уасет, который в Библии упоминается под именем Но, греки называли «стовратными Фивами». Знаменитая столица фараонов простиралась на правом берегу Нила. Около реки поднимались величественные храмы бога Амона, за ними тянулись дворцы фараонов и важных сановников и теснились узкие, темные и прохладные улицы. Шум и движение жизни наполняли этот цветущий город.

Совсем другой вид имел город на левом берегу реки. Там тоже поднимались величественные здания и храмы, но они стояли особняком, далеко один от другого, и окружены были глиняными домиками. Все здесь было тихо и торжественно. Если на правом берегу Нила над городом стоял непрерывный гул, то здесь царили тишина и неподвижность, нарушаемые лишь отправлением религиозных культов. А между тем к этому берегу тоже причаливали тысячи барок и длинные процессии двигались по долине к горе. Но привозили эти барки умерших, и процессии шли за гробами. Это были другие Фивы – город мертвых. В этой Долине царей находятся 62 гробницы, принадлежащие в основном фараонам. Все они давно и хорошо изучены, но не все открыты для посещения.

В самом центре Долины царей, в окружении других усыпальниц, расположилась гробница фараона Сиптаха. Он правил недолго и, по-видимому, не оставил памяти о себе. И тем не менее его гробница с огромным саркофагом украшена очень богато. Длина ее вместе с коридором составляет 105 метров, что значительно больше, чем у многих других гробниц[11].

Блистательные Фивы подарили всему человечеству свет величественной цивилизации и красоту своих древних святилищ. Наивысший расцвет город пережил в эпоху Нового царства (1580–1085 гг. до н. э.). Фиванское искусство этого периода призвано было укреплять твердую централизованную власть внутри страны и расширять ее внешнее влияние. Поэтому фараоны старались придать еще больший блеск и пышность своей столице и храмам своих богов.

Во время правления фараонов XIX династии, при кажущемся внешнем спокойствии, продолжалась борьба фараона со знатью и жрецами. Рамсес II не рискнул, подобно фараону Эхнатону, явно порвать с вновь усилившимся жречеством бога Амона, однако все же хотел несколько ослабить его влияние. Иногда фараон лично исполнял обязанности верховного жреца, иногда назначал на этот пост преданного жреца из другого города.

Два великих храма были в Фивах – Карнак и Луксор, и оба были посвящены богу солнца Амону-Ра. Каждое утро он – юный и могучий – восходил на небе, чтобы дать жизнь всему сущему на земле. А к вечеру старел и умирал, чтобы наутро вновь родиться юным и могущественным. Такой круговорот жизни боги предначертали и людям – стареть и умирать, чтобы потом вновь возродиться…

Главным центром строительства был храм бога Амона в Карнаке, возле которого было вырыто священное озеро. Расширение этого храма должно было показать торжество культа бога Амона после поражения Ахетатона и удовлетворить фиванских жрецов, а также прославить мощь новой династии фараонов. Масштабы строительства были поистине грандиозными. Никогда прежде колонны, пилоны и монолитные статуи не достигали таких колоссальных размеров; никогда раньше убранство храмов не отличалось такой пышностью. Большой гипостильный зал Карнака занимал площадь в 5000 квадратных метров. На этой огромной территории возвышался целый лес исполинских колонн (высотой с 3-этажный дом), возведенных из песчаника.

Строить гипостильный зал начал фараон Сети I, а заканчивал уже его сын Рамсес. Сверху донизу колонны гипостильного зала были покрыты барельефами с изображениями победных походов фараонов. Эти картины образуют целую эпопею в барельефах, картинах и надписях, где фараоны представлены в разные моменты своей мирной и военной жизни. Эпический характер этих картин вызвал у ученого Г. Вильсона предположение, что Гомер был в Египте, видел эти барельефы и, вдохновленный ими, написал батальные песни своей «Илиады».

В середине гипостильного зала поднимались 12 «папирусных колонн», высотой в 21 метр и более 10 метров в окружности: каждую из них не могли обхватить и пять человек. Капители этих колонн сделаны в форме раскрытых цветков папируса.

Воздвигнутый Рамсесом II храм затмил все, что было построено до него. Он строился очень много лет: один зодчий умер, и его место занял другой. Десятки тысяч рабов погибали на изнурительных работах, но их никто не считал. На место умерших пригоняли других, а храм все строился и рос, утверждая могущество фараона и всесильных богов.

Однако в архитектурных формах карнакского храма уже сочеталось старое и новое. Зодчие XIX династии должны были вернуться к архитектурным традициям Фив, которые были прерваны Эхнатоном. Но после Ахетатона в египетском зодчестве появилось и много нового, от чего мастера уже не могли и не хотели отказываться.

Фиванские жрецы и высшая знать стремились заглушить все то, что еще сохранялось от их поражения при фараоне Эхнатоне. Жречество, сохраняя каноны в религии, вело борьбу с отступлениями от них в искусстве. Особенно показательно это отразилось на царских статуях. Наряду с прежними типами скульптуры, в Фивах появляются и своего рода светские образы фараонов и цариц. Лучшим из таких памятников является статуя Рамсеса II, которая сейчас находится в Турине. Скульптор, создавая образ могучего правителя, как того требовало официальное искусство, решил эту задачу уже новыми средствами. Здесь не видно чрезмерно выдающихся мускулов, прямой, кажущейся несгибаемой шеи и бесстрастно смотрящих вдаль глаз – то есть всего того, что было присуще прежним образам фараонов.

Непривычен был уже и сам факт изображения фараона в бытовом одеянии и с сандалиями на ногах. Основное впечатление силы и могущества достигнуто скульптором не обобщением образа фараона – «сына бога Ра», а созданием образа земного владыки Египта. Это достигалось спокойной позой статуи со слегка наклоненной головой и внимательно смотрящими вниз глазами. Вероятно, именно так сидел Рамсес II в тронном зале во время приема сановников иностранных посольств.

Вторым святилищем бога Амона-Ра был храм в Луксоре, стены которого были покрыты золотом, а пол – серебром. Храмы соединялись между собой 3-километровой аллеей вырубленных из камня сфинксов с бараньими головами. Эту аллею называли «тропой богов», так как во время праздников и религиозных торжеств священная барка со статуей бога Амона шествовала из одного храма в другой.

Сейчас Луксор – небольшой пыльный городок с несколькими десятками тысяч жителей, но славе его может позавидовать любой столичный город. Его называли «городом дворцов» и здесь обитали те, «чья слава покорила весь мир».

В 663 году до нашей эры Фивы были разрушены войсками ассирийского царя Ашшурбанипала, и от самого города мало что осталось. Но до сих пор величественные руины храмов Луксора и Карнака, которые сейчас находятся под открытым небом, производят неизгладимое впечатление на всех посетителей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Фивы О, где вы, луга Пиерии, Высокое пастбище слов? Герои поднялись какие Из белых драконьих зубов? От Кадма, посланца Востока, До Пиндара трепетных од Такая змеится дорога, Какую Геракл не пройдет. Когда ж пред неправым законом Трусливо склонятся мужи, Свой подвиг свершит

Фивы Направляясь в Афины, наши герои — как я подозреваю — обошли Фивы стороной. Тесей был с Креонтом в прохладных отношениях. Воспользовавшись правом убежища, предоставленным Афинами, вернее, древним храмом пеласгов, здесь укрывался искалеченный изгнанник Эдип, жила —

ФИВЫ Взлет Фив представляет интерес тем, что в значительной мере своими успехами они были обязаны превосходным солдатам и тем изменениям, которые те привнесли в освященную веками боевую тактику своего времени. Более того, приложение этой тактики к своему стилю сражения

Фивы в лицах и поступках

Фивы в лицах и поступках …Фивы египтян, Град, где богатства без сметы в обителях граждан хранятся, Град, в котором сто врат, а из оных из каждых, по двести Ратных мужей в колесницах, на быстрых конях выезжают. "Илиада" В год рождения Пушкина наполеоновский генерал Дессекс и

Посетил ли Александр египетские Фивы?

Посетил ли Александр египетские Фивы? Александр пробыл в Египте с осени 332 г. до н. э. до весны 331 г. О его деятельности в Египте, об основании им Александрии и о его поездке в оазис Сива известно лучше всего/потому что все это описано его более поздними греческими и

Глава 2 Странствия Фивы

Глава 2 Странствия Фивы На самой границе России и Курляндии юная София увидела в небе «страшную комету» 1744 г. Огромный огненный шар казался очень близким к земле и напугал путешественниц. Он предвещал суровую зиму, голодный год, «прилипчивые болезни», пришедшие в Европу

Куш и Фивы

Куш и Фивы Гиксосы поддерживали отношения с нубийскими царями страны Куш, центром которой был город Керма, к югу от Третьего порога, важный пункт на торговом пути через Западные оазисы к египетской территории. Фиванские цари также сотрудничали с нубийцами, от которых

Фивы Подъем Фив и превращение из пыльного провинциального городка в самый блестящий город на земле — неотъемлемая часть величайшей эпохи в истории Египта, ныне известной как Новое царство. Это была эра абсолютной власти и процветания, время правления самых знаменитых

Глава VI «СТОВРАТНЫЕ ФИВЫ»

Глава VI «СТОВРАТНЫЕ ФИВЫ» До сих пор мы главным образом имели дело с Древним царством, когда власть фараонов сосредоточивалась в Нижнем, то есть Северном Египте. Большая часть памятников и гробниц Древнего царства была найдена поблизости от старой столицы фараонов

Фивы — столица Египта[17]

Фивы — столица Египта[17] «Сильнее Уасет всех городов… Не сражаются вблизи неё, ибо велика её сила. Каждый город возвеличивается в имени её, Она — их владычица, более могучая, чем они!» Так воспевали древнеегипетские поэты самый большой и самый замечательный из городов

Читайте также: