Криволинейное перекрытие соединяющее две стены

Обновлено: 17.05.2024

Значение слова « Свод »

СВОД, -а, м. 1. см. свести. 2. Сведенные в одно целое и расположенные в известном порядке сведения, материалы, тексты. С. законов. Летописный с. 3. Дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры какого-н. сооружения, а также внутренняя верхняя часть чего-н., напоминающая такое перекрытие. Каменный, деревянный с. Готический с. С. пещеры, грота. Под сводом ветвей (перен.). * Небесный свод - то же, что небосвод. Свод стопы - верхняя дугообразно изогнутая часть стопы.

В словаре Ефремовой

  1. Действие по значению глаг.: сводить (1*1,2,4,5,7,8,1.
    1. Собранные, сведенные в единое целое и расположенные в определенном порядке тексты, документы, законы и т.п.
    2. Сведения, данные о чем-либо , сведенные вместе и представленные как итог.
      , соединяющее стены, опоры какого-л . сооружения.
    1. То, что имеет форму такого перекрытия, напоминает такое перекрытие.

    В словаре Д.Н. Ушакова

    СВОД, свода, ·муж.
    1. только ед. Действие по гл. свести" title='что такое свести, значение слова свести в словаре Ушакова'>свести в 1, 3, 9, 10, 11, 15, 16 и 17 ·знач. - сводить" title='что такое сводить, значение слова сводить в словаре Ушакова'>сводить 2 . Свод коровы со двора. Приступить к своду поступивших данных.
    2. Сведенные в одно целое и расположенные в известном порядке тексты, факты, данные. Свод законов. Летописный свод. Свод статистических данных. «Свод элегий драгоценный представит некогда тебе всю повесть о твоей судьбе.» Пушкин.
    3. Криволинейное перекрытие, соединяющее две стены, опоры какого-нибудь сооружения ( архит. ). Каменный свод. Бетонный свод. Коробовый свод. Крестовый свод. Стрельчатый или готический свод. «Ей почудилось, что вступает она в просторную комнату с низким сводом.» А.Тургенев.
    | перен. покрытие, крыша (·книж. ·поэт. ). «Деревья образовали темный свод.» Гончаров. «Березок своды темны прохладну сень дают.» Пушкин.
    | перен. , только ед. употр. в сочетаниях, обозначающих небо (·книж. ·поэт. ). «Свод неба мраком обложился.» Пушкин. «Небесный свод поголубел.» Тютчев. «Всё чернее свод надзвездный.» Полежаев. «И чист, и тих, и ясен свод неба.» А.К.Толстой.

    В словаре Синонимов

    сводка, сводик, тезаурус, тромп, сближение, эклога, уложение, ожив, арка, собрание, калотта, устав, сборник, соединение, перекрытие, распалубка, купол, склеп; брак

    В словаре Энциклопедии

    архитектурная пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющие геометрическую форму выпуклой криволинейной поверхности.

    В словаре Синонимов 3

    В словаре Синонимы 4

    арка, калотта, купол, небосвод, ожив, перекрытие, пневмосвод, распалубка, сближение, сведение, сводик, сводка, склеп, соединение, тезаурус, тромп, уложение, устав, эклога

    Значение слова свод

    1. только ед. Действие по гл. свести в 1, 3, 9, 10, 11, 15, 16 и 17 знач. - сводить 2 . Свод коровы со двора. Приступить к своду поступивших данных.

    2. Сведенные в одно целое и расположенные в известном порядке тексты, факты, данные. Свод законов. Летописный свод. Свод статистических данных. «Свод элегий драгоценный представит некогда тебе всю повесть о твоей судьбе.» Пушкин .

    3. Криволинейное перекрытие, соединяющее две стены, опоры какого-нибудь сооружения (архит.). Каменный свод. Бетонный свод. Коробовый свод. Крестовый свод. Стрельчатый или готический свод. «Ей почудилось, что вступает она в просторную комнату с низким сводом.» А.Тургенев .

    | перен. покрытие, крыша (книж. поэт.). «Деревья образовали темный свод.» Гончаров . «Березок своды темны прохладну сень дают.» Пушкин .

    | перен., только ед. употр. в сочетаниях, обозначающих небо (книж. поэт.). «Свод неба мраком обложился.» Пушкин . «Небесный свод поголубел.» Тютчев . «Всё чернее свод надзвездный.» Полежаев . «И чист, и тих, и ясен свод неба.» А.К.Толстой .

    Архитектурный словарь

    в архитектуре, пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой своды, подобно арке, работают преимущественно на сжатие, передавая на опоры вертикальные усилия, а также во многих типах своды горизонтальные (распор). Простейшим и наиболее распространённым является цилиндрический свод, опирающийся на параллельно расположенные опоры (стены, ряды столбов, аркады и т. п.); в поперечном сечении он представляет собой часть окружности, эллипса, параболы и т. п. Два цилиндрических свода одинаковой высоты, пересекающиеся под прямым углом, образуют крестовый свод, который может опираться на свободностоящие опоры (столбы) на углах. Части цилиндрических сводов - лотки, или щёки, опирающиеся по всему периметру перекрываемого сооружения на стены (или арки, балки), образуют сомкнутый свод. Зеркальный свод отличается от сомкнутого тем, что его верхняя часть (плафон) представляет собой плоскую плиту. Производной от свода конструкцией является купол. Отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола образуется купольный (парусный) свод. (свод на парусах). Многочисленные разновидности этих основных форм определяются различием кривых их сечений, количеством и формой распалубок и пр. (своды - стрельчатые, ползучие, бочарные, сотовые и др.). Древнейшими являются т. н. ложные своды, в которых горизонтальные ряды кладки, нависая один над другим, не передают усилий распора (например, свод казематов акрополя Тиринфа, 13 в. до н. э.). В 4-3-м тыс. до н. э. в Египте и Месопотамии появились цилиндрические своды, распространившиеся в архитектуре Древнего Рима, где также употреблялись сомкнутые своды (свод в галерее Табулария, 79 до н. э.) и крестовые своды (базилика Максенция (Константина; около 315 н. э.) - обе постройки в Риме). В византийской архитектуре применялись цилиндрические, парусные, крестовые своды, в частности, в крестово-купольных храмах. В архитектуре Азербайджана, Индии, Китая, народов Средней Азии и Ближнего Востока использовались преимущественно стрельчатые своды. В Западной и Северной Европе в средневековый период распространились крестовые своды, которые в архитектуре готики приобрели стрельчатый характер с основным конструктивным элементом - нервюрой. С древности своды выполнялись преимущественно из природного естественного камня и кирпича. Величина прочности камня на изгиб ограничивала примерно на 5 м ширину пролёта в стоечно-балочной конструкции. Применение сводов (в которых камень, работая не на изгиб, а на сжатие, обнаруживает более высокую прочность) позволило значительно превысить эти размеры. Со 2-й половины 19 в. С. нередко создавались из металлических конструкций. В 20 в. появились различные типы монолитных и сборных железобетонных тонкостенных сводов-оболочек сложной конструкции, которые применяются для покрытий большепролётных зданий и сооружений. С середины 20 в. распространяются также деревянные клеёные сводчатые конструкции.

    перекрытие с криволинейными очертаниями.

    (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

    Криволинейное перекрытие, передающее на основание не только нагрузку, но и распор.

    Криволинейное перекрытие соединяющее две стены



    Готические своды Сен-Шапель

    Свод (от «сводить» — соединять, смыкать) — в архитектуре тип перекрытия или покрытия сооружений, конструкция, которая образуется выпуклой криволинейной поверхностью.

    Своды позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор, используются преимущественно в круглых, многоугольных или эллиптических в плане помещениях.

    Содержание

    Конструктивная работа


    Своды, как правило, испытывают нагрузку от собственного веса, плюс от находящихся выше конструктивных элементов здания (и погодных воздействий). Под нагрузкой свод работает преимущественно на сжатие. Возникшее вертикальное усилие сжатия своды передают на свои опоры. Во многих типах сводов возникает дополнительное усилие — горизонтальное, т.е. они начинают работать еще и на распор. Горизонтальный распор может быть минимальным, или же погашаться в теле кольцевой затяжки или иной заложенной в теле свода арматуры.

    Своды подразделяют на:

    • Повышенные — отношение стрелы свода или подъема к пролету свода более 1/2.
    • Пониженные — отношение стрелы свода к пролету колеблется от 1/4 до 1/2.
    • Плоские — отношение меньше 1/4.

    Эволюция сводчатых перекрытий



    Стоечно-балочная система перекрытий (Греция): стойки — колонны, балки — архитравы



    Арочно-купольная система перекрытий (Рим): нагрузка распределяется не смыкающимися под прямым углом балками и стойками, а скругленными арками

    Конструкции сводов, т.е. арочно-купольная система перекрытий явилась следующим шагом в развитии архитектуры. Ей предшествовала стоечно-балочная система, в основе которой лежит использование древесных стволов в качестве главного строительного материала. Несмотря на то, что блоки камня и кирпич вскоре заменили древесину, стоечно-балочная система (т.е. конструкция, элементы которой смыкаются под прямым углом) оставалась основным принципом строительства в Древнем мире — в архитектуре Древнего Египта и Древней Греции. Величина прочности камня на изгиб ограничивала в стоечно-балочной конструкции ширину пролёта примерно до 5 м. (Те своды, которые все-таки встречаются в архитектуре этих периодов, например, казематы акрополя Тиринфа и шахтовые гробницы носят название ложных сводов, т.к. в отличие от классических вариантов, не передавали усилий распора и напоминали их лишь внешне).

    Ситуация изменилась лишь с изобретением достаточно надёжных связующих — таких растворов, как цемент и бетон, а также с развитием науки, которая позволила рассчитывать более сложные криволинейные конструкции. Применение криволинейных сводов, где камень работает уже не на изгиб, а на сжатие, поэтому обнаруживает более высокую прочность, позволило значительно превысить указанный выше размер пролета от 5 метров балочно-стоечной системы. [2]

    Хотя цилиндрические своды появились уже в 4—3 тыс. до н.э. в Египте и Месопотамии, массовое использование арочно-купольной системы перекрытий началось лишь в архитектуре Древнего Рима. К этому времени принято относить изобретение арки и купола, а также основных типов сводов, в основе которых лежат два этих конструктивных элемента. Со временем число этих типов увеличилось.

    Своды в древнеримском строительстве, а также в её наследниках — романской и византийской архитектуре были достаточно тяжёлыми, поэтому, для того чтобы выдерживать вес перекрытий, стены-опоры для этих сводов возводились очень толстыми и массивными. Нагрузка в таких конструкциях передавалась непосредственно на стены. Следующий этап в развитии сводов наступил в готической архитектуре, строители которой изобрели новый вариант распределения нагрузки.



    Два варианта распределения нагрузок: романика и готика



    Руины православного храма. Видны остатки арок цилиндрических сводов, опирающиеся на массивные столбы



    Готический свод после землетрясения: обрушился кирпичный криволинейный потолок (запалубка), а рёбра-нервюры, на которых держалась кладка потолка, выстояли.

    Массивная стена, служившая опорой для тяжелого свода, была заменена на систему контрфорсов и аркбутанов. Теперь усилие стало передаваться не непосредственно вертикально вниз, а распределяться и отводиться вбок по аркбутанам, уходя в контрфорсы. Это позволило намного утончить стены, заменив их на несколько надежных опорных контрфорсов. Кроме того, произошло изменение в кладке собственно сводов — если раньше они целиком выкладывались из массивных камней и были одинаковы по всей толщине, то теперь свод стал представлять собой жёсткие рёбра (нервюры), служащие для опоры и распределения нагрузки, а промежутки между нервюрами выкладывались лёгким кирпичом, выполнявшим теперь лишь заградительную, но не несущую функцию. Это открытие позволило архитекторам готики перекрывать конструктивно новыми типами сводов невиданно большие пространства соборов и создавать головокружительно высокие потолки.

    Наконец, следующая и на сегодняшний день завершающая веха в эволюции сводов наступила в XIX веке с изобретением железобетона. Если до этого инженерам приходилось рассчитывать своды, выложенные по опалубке из кирпича с помощью цемента, или из камня с помощью бетона (а они могли рассыпаться в случае неудачных расчетов или ошибок в кладке), то теперь бетон армируется железом и формуется в заливочных формах. Это придало ему необыкновенную прочность, а также дало максимальную свободу фантазии архитекторов. Со 2-й половины XIX в. своды нередко создавались из металлических конструкций. В ХХ в. появились различные типы монолитных и сборных железобетонных тонкостенных сводов-оболочек сложной конструкции. Они применяются для покрытий большепролётных зданий и сооружений. С середины ХХ в. распространяются также деревянные клеёные сводчатые конструкции. [2]



    Станция метро «Маяковская» по сути представляет собой ряд ячеек, перекрытых вариантом купола на парусах

    Предназначение

    Сводчатые перекрытия на протяжении веков использовались, в первую очередь, для религиозных и общественных помещений, поскольку при правильном расчете свода он может покрыть огромное пространство — в то время как балка, вне зависимости от материала, имеет предел длины. (Именно поэтому в частном строительстве, даже в тех же панельных домах, до сих пор преобладает балочно-стоечная система, так как там нет нужды в большом метраже и высоких потолках). Наибольшее разнообразие типов сводов демонстрирует сакральная архитектура, которая обязана была совмещать вместительность и красоту, а в сталинской архитектуре этим параметрам должно было соответствовать метро, поэтому в настоящий момент станции московского метрополитена демонстрируют большую вариабельность в типах сводов.

    Элементы сводов





    Альгамбра: руинированный декоративный цилиндрический свод даёт возможность увидеть, как он опирается на стены

    В зависимости от типа свода он может иметь следующие элементы:


    Экстерский собор: замковый камень в нервюрном своде


    «Пучок колонн» завершается «пятой» свода, откуда поднимаются нервюры


    Распалубка с люнетом над дверным проёмом

    Основные типы сводов

    В Древнем Риме применялись следующие типы — цилиндрические, сомкнутые и крестовые. В Византии применялись цилиндрические, парусные, крестовые. В архитектуре Мидии, Индии, Китая, народов Средней Азии и Ближнего Востока использовались преимущественно стрельчатые. Западноевропейская готика предпочитала крестовые своды, максимально их развив в сторону стрельчатости [2] .

    • полуциркульные
    • стрельчатые
    • коробовые
    • эллиптические
    • параболические
    • Свод сомкнутый с распалубками — наличие распалубок по осям лотков меняет конструктивную систему свода: усилия передаются на углы.

    Дополнительно



    Купол на парусах, выполненных в конструкции сотового свода — в виде пчелиных сот (гексагонов), исламская архитектура Испании
    • Ложный свод — древнейший вид свода. Образуется постепенным напуском внутрь горизонтальных рядов кладки. Не дает горизонтального распора.
    • Бочарный свод, свод двоякой кривизны — поверхность свода образуется движением плоской кривой, образующей по кривой направляющей.
    • Клинчатый свод — выкладывался из камней клинообразной формы или имел клинообразные швы между камнями.
    • Полукупольный свод (конха) — отсеченная горизонтальной и вертикальной плоскосью часть сферы.
    • Сетчатый свод — похож на крестовый, но не имеет диагональных ребер. На их месте расположены 4 сферических паруса. Может иметь диагональное ребро, но оно не проходит через шелыгу, а упирается в кольцо.
    • Складчатый свод,ячеистый — не имеет самостоятельного нервюрного каркаса, в данном своде прочный каркас образуется острыми ребрами складок.
    • Сотовый свод — разновидность складчатого свода, с замкнутыми перегороженными складками в виде ромбических гранёных впадин (пирамидальные углубления). Характерен для арабской архитектуры.
    • Стрельчатый свод — разновидность цилиндрического свода, в основе которого лежит не полуциркульная арка, а стрельчая (острая). Такой свод представляет собой две дуги окружности, пересекающиеся в щелыге — хребте свода.

    Готические своды



    Веерный свод часовни Королевского колледжа в Кембридже, Англия. Основная статья: Каркасная система готической архитектуры
    • Веерный свод — образуется нервюрами (ожива и тьерсерона), исходящими из одного угла, имеющими одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразную поверхность. Типичен для английской готики.
    • Звездчатый свод — форма крестового готического свода. Имеет вспомогательные ребра — тьерсероны и лиерны. В каркасе четко выделяются основные диагональные ребра крестового свода.
    • Свод крестовый готический — крестовый свод, представляющий собой каркасную конструкцию в виде сетки нервюр, на которые опираются распалубки, что позволяет сосредоточить давление только на угловых опорах. Основной признак готического — четко выраженные профилированные диагональные ребра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки. Распалубки выкладывались как самостоятельные малые своды, опиравшиеся на диагональные ребра.
    • Нервюрный свод — свод на каркасе из нервюр, воспринимающих и передающих нагрузку свода на его опоры.

    Своды Древней Руси

    В большинстве случаев каменные сооружения на Руси перекрывались сводами, которые были многообразны и чрезвычайно сложны. В домонгольской Руси они, как правило, были сложены из плинфы. Своды выкладывались по опалубке, которая опиралась на кружала и торцевые стены (или на находившиеся ниже подпружные арки). После отвердения раствора кружала удалялись, и опалубка снималась [3] .



    Теремной дворец в Кремле. Тип сводов — сомкнутый на распалубках

    Схемы основных типов сводов, встречающихся в русском зодчестве XI— начала XVIII вв.:

    1 — коробовый (с XI в.); 2 — четвертъцилиндрический (в основном XI—XV вв. и позднее); 3 — купольный (с XI в.); 4 — купольный на парусах без барабана (XI в.); 5 — купольный на барабане (с XI в.); 6 — конха (с XI в.); 7 — двускатный (XI в.); 8 — крестовый (XI—XII вв., а также с конца XV в.); 9 — шатровый (конец XIII в.); 10—12 — ступенчато-арочный (XIV—XVI вв.); 13 — вспарушенный крестовый (с начала XVI в.); 14, 15 — сомкнутый на распалубках, сходящихся к углу (с начала XVI в.); 16, 17 — сводчатое перекрытие одностолпной палаты на распалубках, сходящихся к углу (с начала XVI в.);


    18 — сомкнутый на распалубках, отступающих от угла (XVII в.); 19 — сомкнутый со свободным расположением распалубок (XVII в.); 20 — сомкнутый на гранёном основании («гранёный купол» — с начала XVI в., особо распространен со второй половины XVII в.); 21 — парусный (XVI в.); 22 — купол на тромпах (XVI в.); 23 — крещатый с горизонтальным и шелыгами распалубок (XVI в. — наиболее ранний); 24 — крещатый с наклонными щелыгами распалубок (XVI—XVII вв.); 25 — крещатый со ступенчатыми распалубками (конец XVI— начало XVII в.); 26 — сомкнутый без распалубок (в основном со второй четверти XVII в.); 27, 28 — полулоткозый и лотковый (в основном со второй четверти XVII в.); 29 — сводчатое перекрытие одностолпной палаты без распалубок (вторая половина XVII в.); 30 — лотковый на распалубках (XVII в.); 31, 32 — варианты светового пятиглавия бесстолпного храма (собор Введенского монастыря в Сольвычегодске, 1689—1693 гг. и Рождественская церковь в Нижнем Новгороде, конец XVII — начало XVIII в.)

    Ссылки

    См.также

    Примечания

    Литература

    • Строительные элементы и конструкции
    • Храмовая архитектура
    • Своды

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы:

    Смотреть что такое "Свод" в других словарях:

    свод — свод, а … Русский орфографический словарь

    СВОД — СВОД, свода, муж. 1. только ед. Действие по гл. свести в 1, 3, 9, 10, 11, 15, 16 и 17 знач. сводить2. Свод коровы со двора. Приступить к своду поступивших данных. 2. Сведенные в одно целое и расположенные в известном порядке тексты, факты, данные … Толковый словарь Ушакова

    свод — свод, взвод Криволинейное перекрытие, передающее на основание не только нагрузку, но и распор. Ист.: Плужников, 1995 • • • Перекрытие с криволинейными очертаниями. Ист.: Юсупов, 1994 См. также : ступенчатый свод, бочарный свод, коробовый свод … Словарь храмового зодчества

    свод — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? свода, чему? своду, (вижу) что? свод, чем? сводом, о чём? о своде; мн. что? своды, (нет) чего? сводов, чему? сводам, (вижу) что? своды, чем? сводами, о чём? о сводах собрание правил, законов … Толковый словарь Дмитриева

    свод — а; м. 1. к Свести сводить (7 9, 16 зн.). С. леса. С. полков в дивизию. С. косяков в табуны. 2. Сведённые в одно целое и расположенные в определённом порядке сведения, материалы, тексты, документы. С. законов. Международный с. морских сигналов. С … Энциклопедический словарь

    свод — гражданский брак, невенчанный (Даль, сводить) См … Словарь синонимов

    Свод — архит. пространств. конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геом. форму выпуклой криволинейной поверхности. Осн. виды С.: цилиндрич. (1), крестовый (2), сомкнутый (3), зеркальный (4), купольный (парусный) (5). Известен с глубокой … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Читайте также: