Крепление кран балки к стене

Обновлено: 11.05.2024

Монтаж кран-балки: опорной и подвесной

На любом производстве, где нужно поднимать огромные габаритные грузы, необходимы кран-балки. Главное при установке оборудования – это техника безопасности. Работы должны выполнять только профессионалы с подробными знаниями об устанавливаемом оборудовании. Монтаж занимает времени тем больше, чем сложнее конструкция кран-балки. Установить оборудование можно разными способами, зависит это от характеристик кран-балок.

При монтаже применяются разные приспособления: самоходный монтажный кран, монтажная мачта или разные металлические конструкции (фермы, колонны). Последний вариант самый лучший.

Три стадии установки:

  • Разложите все запчасти кран-балки на территории, где будет происходить установка.
  • Соберите все части на путях под краном.
  • Совершите подъём моста.

Нужно наличие всех нижеперечисленных условий, для начала монтажа кран-балки:

  • Полностью завершена установка металлических соединений и конструкций. Конструкции могут устанавливаться не на всё строение, нужно наличие хотя бы пяти пролётов.
  • Проведены пути под краном.
  • Установлено железнодорожное полотно.
  • Длина зоны для монтажа в пролете строения равна двойной длине всего моста.

Дальнейший монтаж оборудования возможен при получении акта о завершении установки путей под краном, который оформляется на все пути целиком или на их отрезок. Перед тем как установить кран-балки нужно тщательно проверить всё, что может сломаться. Напомним, что сварка производится при температуре не ниже -20˚, а швы сварки важно уберечь от грязи и брызг.

Монтаж однопролетной кран-балки

Лучше использовать двутавры, похожие на букву «Н», длинной 24, 30, 36, 45 метров. Монтаж такой кран-балки можно проводить, если нарушение наклона стенок ходовой балки по горизонтали не превышает 0,01 мм. Небольшие отклонения подкранового пути относительно рельс и горизонту не запрещают дальнейший монтаж.

Монтаж кран-балки однопролётной начинают после окончания сварочных работ. Дальнейшая установка будет описана ниже в пункте: «монтаж однобалочного двухпролетного мостового крана». Не забудьте установить специальные опоры для недопущения схода крана.

Установка однопролетной подвесной кран-балки

Монтаж кран-балок

Кран-балка и ее монтаж

Во многих построенных или реконструированных производственных зданиях возникает необходимость установки кран-балки.

Выпускает промышленность Отечественные производители освоили производство грузоподъемных устройств, которые устанавливаются в цехах, на погрузочно-разгрузочных площадках, а также в складских помещениях и так далее. Для ее установки требуются специалисты, которые имеют не только теоретические, но практические навыки. Как показывает жизнь, монтаж кран балки только на первый взгляд кажется несложным. На самом деле это ответственная работа, от которой зависит продолжительность ее эксплуатации, безопасность.

Есть несколько типов. Например, устройства, способные поднимать от 0.5 до 5.0 тонн, соответственно при пролетах от 3.5 до 16.5 метра. Их особенностью является то, что имеют возможность перемещаться по нескольким направляющим на тележках, оборудованных ходовыми колесами. Обычно направляющие (рельсы) закреплены на фермах, а также на балках, которые служат опорными конструктивными элементами крыши здания.

Механизмы поднимают и опускают грузы при помощи электрических тельферов, смонтированных на балке хода. Это обеспечивает транспортировку груза по горизонтали.

Монтаж опорной кран-балки также представляет определенную сложность, хотя несколько упрощает процесс, поскольку рельсы монтируются к подкрановым балкам. Крепеж грузовой каретки, остальных узлов простой. Грузовая каретка снабжена электрической талью. Возможен и ручной вариант.

Два эффективных способа

В производственном цеху используется два способа монтажа. Это метод, который предусматривает полную сборку грузоподъемного механизма. При помощи другой подъемной машины или обычных автомобильных подъемный устройств, она устанавливается на свое рабочее место за один подъем. Такой тип установки возможен, если монтажу подлежит кран-балка, пролет которой не превышает 16,5 метра.

Второй вариант — путем раздельной сборки узлов и деталей. Это осуществляется на специальном монтажном месте. Как только собран один узел, то он интегрируется в тело подъемного устройства. И так далее. Это метод несколько удлиняет сроки монтажа, но этого требует схема сборки таких подъемных механизмов. Этим способом монтируются кран-балки, который прошли соответствующий ремонт на специализированных предприятиях.

Нужен обученный персонал и специальное монтажное оборудование

Практика доказала, что монтаж лучше осуществлять с помощью приглашенных специалистов, которые оказывают профильные качественные услуги. Они не только способны осуществить монтажные работы, но сделать плановый, предупредительный и другие ремонты. Перед тем, как приступить к работе, специалисты такой компании осуществят детальный предварительный осмотр состояния узлов и деталей и определят, какой вид ремонта необходимо выполнить для того, чтобы в дальнейшем обеспечить производительную и долговечную работу кранового механизма.

По эксклюзивному варианту

Сегодня промышленность страны способна выполнять эксклюзивные заказы на изготовление кран-балок. Некоторые предприятия могут поставить за короткий срок механизмы, которые стабильно работают при температурах -40/ +40 градусов по Цельсию. При желании заказчика подъемные механизмы этого типа могут быть дополнены важным оборудованием, что существенно повышает их эффективность и производительность. Сегодня используют грузоподъемные устройства с токоприемниками троллейного типа и так далее.

— все о спецтехнике!

Монтаж и установка крана мостового однобалочного двухпролетного

Условия монтажа подбираются исходя из вида оборудования, которое должно устанавливаться: небольших кран-балок или же мощного большого оборудования. Сейчас мы расскажем об установке двухпролетных кранов.

Двухпролетный мостовой кран существуют в такой комплектации: балка жесткая и несущая, электрическое оборудование, две подвижные балки. Два отрезка двутавра, в таком виде поставляется несущая балка. Такую операцию выполняет сам заказчик на месте, при помощи схема стыковки.

Инструкция по установке мостового крана двухпролетного.

  • Сначала на балке несущей монтируют всё электрооборудование, затем устанавливают электроталь.
  • Далее крепим балки концевые на подкрановый путь, посередине – жесткую, а по краям подвижные балки.
  • Собранную несущую балку медленно поднимают и застроповывают, а так же одним концом вкатывают на ролики опоры кронштейна 1 подвижной балки. Другим концом её крепят к роликам кронштейна на 2-ой крайней подвижной балки.
  • Соединяем отверстия на балке несущей с нишами в кронштейнах жесткой балки. Далее всё как при монтаже кран-балки однопролетной.

Установка мостовых двухбалочных кранов

Главное неудобство при установке такого крана – это масштабность. Поэтому, если установка происходит на производстве, то его придётся остановить.

Некоторые советы при монтаже мостового крана:

1. Перед началом работ проверьте, равна ли длина моста и пролета, где требуется монтировать кран.

2. Проверьте, есть ли упоры перед краном.

3. При установке подвесного мостового крана положите под его консоль балки каток (4 см.). Вам станет проще катить балки друг к другу.

4. Решите, по какой именно оси будут располагаться троллеи для крана электрического. Иначе, могут появиться ошибки.

5. Обычно балки соединяются болтами, а с боку приваривают соединительные пластины. В сборке поставляются чистые болты. Обязательно посмотрите несколько раз диагонали крана. Затем уже можно обваривать пластины.

Монтаж крана выполняют только квалифицированные рабочие

Последовательность выполнения работ

Механизм установочных работ для всех видов балок однотипный. После того как в правильном порядке на земле разложены детали будущей конструкции, нужно смонтировать опоры, на которые впоследствии будет подвешиваться сама кран-балка.

Иногда такие пролеты привозятся на место установки уже в готовом, собранном состоянии — все зависит от размера сооружения и помещения. Для монтирования применяются специальные профили, которые носят название двутавров.

монтаж кран балки опорной

После окончания сварочных работ и установки опор, нужно поднять сам мостовой кран. Сначала прикрепляется все электрооборудование и электроталь, которую закрепляют в середине балки струбцинами. Последним этапом работ по монтажу кран-балки будет крепление ее концов на подкрановые пути. С одной стороны — жесткая балка имеет болтовое скрепление, а с другой — накатывается на рамки кронштейна подвижной балки.

После поднятия мостового крана необходимо поставить ограничители его перемещения. Это требование правил техники безопасности от возможного схода крана с подкрановых путей.

Демонтаж крана мостового

Демонтаж крана выполняется, как при монтаже, но наоборот, соблюдая технику безопасности. Обычно такая операция нужна при замене старого мостового подвесного крана на новый образец. Основные изъяны крана – это коррозия, трещины, прогибы пролётных балок.

Ремонт подвесного мостового крана дорогая услуга, поэтому лучше провести демонтаж, и купить новый кран. Существует две цели демонтажа крана: утилизация или перевоз на новое место.

1. При первом варианте разбор кран производиться так: снимается и убирается с подкрановых балок вся кабельная разводка; удаляются тросы и электрическое оборудование; остальные узлы и детали снимают и отправляют на пункт приёма металлолома.

2. Если кран ещё будет использоваться, то с мостов снимают ходовые механизмы и транспортируют на новое место.

Так осуществляется разбор мостовых кранов с помощью самоходных кранов со стрелами

Не забудьте провести следующие работы по подготовке перед началом демонтажа:

  • Оградить зону проведения работ.
  • Настроить все механизмы и оснастку.
  • Установить опоры для поддержания крана.
  • Подготовит площадь для временного хранения крана.

По завершению работ под колесами крана, тележки фиксируются специальные башмаки, дабы не допустить самовольного движения крана. Затем отключите мостовой кран от электричества. Далее всё зависит от строения крана: у крана с двумя полумостами снимают грузовую тележку, а затем снимают и кабину; демонтируются по очереди полумосты. А, если у крана две балки главные, то сначала убирается кабина и тележка, а затем и концевые балки.

Различие кран балок

Различаются такие конструкции по своему устройству и назначению. Есть балки с крюком для подъема общих грузов, а есть специализированные, например, с магнитом или грейфером.

Сложность монтажа подвесной кран-балки зависит от ее типа конструкции: однобалочной или двухбалочной, опорной или подвесной.

монтаж кран балки

Опорный мостовой кран опирается на рельсы, проложенные на земле. Подвесной — подвешивается на нижние полки конструкции. Конструкция такой балки по форме напоминает букву «Н», если она однобалочная. Если схема построения двухбалочная, то у моста присутствуют две параллельные подвижные стальные конструкции.

Также различаются их по способу управления краном. Это может быть ручной метод, когда на горизонтальной конструкции располагается кабина для крановщика, который в ручном режиме поднимает грузы. Другой способ — электрический, когда будка крановщика отсутствует, а управляется кран посредством пульта, с земли.

Монтаж кран-балки. Особенности установки кран-балки подвесной однопролетной

Основное требование при установке кран-балки — соблюдение техники безопасности. Кран-балка подвесная должна монтироваться специалистами, предварительно изучившие конструктивные особенности устанавливаемого оборудования, а также осуществившие оценку помещения и места, где с помощью кран-балки будут выполняться подъемные работы.
На то время, когда будет производиться монтаж кран-балки, влияет ее конструкция: чем она сложнее, тем длительнее будет монтаж.

Устанавливать кран-балку можно разными способами. Выбор метода монтажа обуславливается конструкцией и весом кран-балки, местом, где она будет установлена (внутри или вне помещения) и т.д. Например, для начала можно выполнить установку подкрановых путей, а уже затем заниматься постепенным монтажом кран-балки. Или же предварительно собрать крупные блоки в одном месте, после чего доставить их в нужную точку.

Для монтажа кран-балки используют следующие «приспособления»: это может быть монтажная мачта, самоходный монтажный кран или (именно данный вариант считается наиболее удобным) металлические конструкции (фермы, колонны) каркаса самого здания. Однако последний из перечисленных способов актуален лишь тогда, когда конструкции здания смогут выдержать все возникающие при монтаже нагрузки.

Независимо от того, какой способ монтажа был выбран, выполнение работ по монтажу кран-балки осуществляется поэтапно:

  • раскладка частей кран-балки на месте монтажа (установки);
  • сборка кран-балки на подкрановых путях;
  • подъем моста;
  • заключительный этап установки кран-балки.

Кран-балка подвесная монтируется после того, как выполнены следующие условия:

  1. завершена установка металлических конструкций строения, в котором кран-балку предполагается эксплуатировать (при этом металлические конструкции могут быть установлены не на всю длину строения, минимальное требование — 5-6 пролетов колонн);
  2. смонтированы и проверены подкрановые пути;
  3. на монтажной площадке есть железнодорожная колея;
  4. длина монтажной зоны в пролете строения равняется удвоенной длине моста.

Перед тем, как начать монтаж кран-балки, проверяют соответствие пролета кран-балки пролету подкранового пути, осматривают узлы крана, устраняют имеющиеся дефекты, проверяют болтовые соединения, наличие масла в местах трения (при необходимости смазывают согласно с картой смазки).

Стоит напомнить, что сварочные работы проводят при монтаже кран-балки при температуре не ниже -20°С. Сварные швы и примыкающие зоны следует защитить от грязи, брызг и натеков металла.

Далее мы остановимся на основных моментах, характерных при монтаже кран-балки однопролетной подвесной. Данный тип оборудования имеет определенные отличия от монтажа кран-балки двухпролетной, что предопределяется различиями в их конструкции. Хотя основные операции все же схожи.

Монтаж подвесной кран-балки

Монтажные работы включают в себя все основные этапы, описанные выше, с небольшими различиями:



расположение всех элементов конструкции в сборочной зоне, проверка их качества, комплектности;

Для монтажа подвесной кран балки инструкция предполагает применение различного оборудования и машин, монтажных кранов или можно использовать конструкции самого здания (фермы, пролеты, опорные колонны) при условии, что они могут выдержать монтажные нагрузки.

В каждом отдельном случае стоимость работ определяется несколькими факторами: размерами и типом крана (подвесной, опорный), характером установленного на кран-балке грузоподъемного устройства (тельфер с крюком или грейфером, с пультовым или дистанционным управлением и т.д.), а также особенностями монтажной площадки – ее размерами, возможностью размещения специальной техники и пр.

Чтобы узнать точную стоимость монтажа кран балок, отправьте нам запрос или позвоните по номеру телефона

Лучше всего, если изготовление и монтаж кран балок выполняет одна и та же организация. Мы готовы рассмотреть все условия и возможности, пойти навстречу заказчику, обеспечить кроме монтажа пусконаладочные работы, взять на себя обслуживание и ремонт крана в дальнейшем. С нашей стороны работу выполняют профессиональные мастера, поэтому мы предоставляем гарантию на все выполненные виды работ.

Монтаж кран-балки подвесной

На многих производствах и складах имеется необходимость перемещения различных грузов. Для этой цели отлично подходят грузоподъёмные краны опорного типа. Монтаж кран-балки сложен, занимает много времени и может потребовать привлечения специалистов.

Монтаж кран-балки

Подготовительный этап

Установка кран-балки зависит от конструкции – опорной или подвесной. Плюсы выбора опорной кран-балки:

  • высокая надежность и грузоподъемность;
  • отсутствует нагрузка на стены здания.

Основными недостатками ГПМ такого типа являются дополнительные траты на специальные опоры – колонны, из-за этого они имеют ограниченное рабочее пространство без подхода крюка к стенам и углам.

Опорная кран-балка

Преимущества подвесной кран-балки:

  • не скрадывает высоту помещения;
  • имеет подход к стенам и углам.

Обычно подвесная кран-балка крепится к потолку или перекрытию здания, поэтому имеет меньшую грузоподъемность из-за ограничения прочности несущих конструкций. Основным недостатком является постоянное обслуживание и ремонт из-за нагрузки, идущей на нижнюю часть подкранового пути.

Подвесная кран-балка

Все части крана раскладываются и осматриваются на наличие дефектов, проверяется прочность болтовых и сварных соединений. Найденные неисправности и неточности узлов устраняются.

Важно помнить, что сварка при температуре ниже -20° C запрещена.

После чего устанавливаются опоры и монтируются подкрановые пути с обеспечением минимальных отклонений по горизонтали и вертикали.

Подготовка к монтажу кран-балки

Для дальнейшей сборки не обойтись без составления акта на установленные подкрановые пути. Он может быть оформлен на часть пути или на весь участок.

Технология монтажа

Порядок монтажа зависит от способа установки крана мостового типа:

  • Цельный – все части собираются на земле и кран устанавливается за один раз. Такой способ подходит для кран-балок с пролетом менее 16,5 м и требует привлечения дополнительной грузоподъемной техники. На несущую балку крепятся электрооборудование и таль, проверяются крепления. После чего она устанавливается в рабочее положение. По окончанию монтажа ставятся опоры для предотвращения схода кран-балки.
  • По частям – собираются отдельные узлы крана и крепятся поочередно. Этот метод удобен при отсутствии возможности использования дополнительных ГПМ, но увеличивает сроки монтажа. Так же используется после ремонта частей кран-балки.

Одномоментный способ монтажа кран-балки

При монтаже подвесной кран-балки используют двутавр – балка с профилем в виде буквы «Н». На него устанавливаются таль с помощью струбцин, электропривод, и монтируют на подкрановые пути. Затем устанавливают опоры для предотвращения схода крана.

После установки ГПМ, согласно ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», проводится полное техническое освидетельствование, которое включает в себя испытания оборудования и проверку качества. Производятся пуско-наладочные работы и составляется акт введения кранового оборудования в эксплуатацию.

ПБ 10-382-00 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов

1 файл 2.68 MB

Кран-балки грузоподъемностью до 10 т не подлежат регистрации в органах Ростехнадзора.

Процесс демонтажа

Основными причинами демонтажа кранов мостового типа является замена вышедшего агрегата из строя или его транспортировка на новое место. Основными факторами поломки агрегата выделяют прогибы пролетных балок, трещины и коррозию.

Ремонт кран-балки

Алгоритм работы при демонтаже кран-балки:

  • определить каким способом и с помощью какого вспомогательного оборудования будет проведен разбор;
  • определить и расчистить место для хранения оборудования до транспортировки;
  • оградить место и обеспечить безопасность при проведении работ;
  • установить тормозные колодки под колесами крана;
  • отключить ГПМ от электропитания;
  • снять таль и электрооборудование;
  • снять мост;
  • снять концевые балки (для опорных кран-балок).

Демонтаж кран-балки

Дальнейшие действия зависят от причины демонтажа. Для отправки на новое место разобранные узлы упаковываются, маркируются и транспортируются до пункта назначения. В случае замены крупные элементы разрезаются и отправляются в пункт сдачи металлолома, так как ремонт кран-балки экономически не выгоден.

Обслуживание кран-балок

Для того, чтобы продлить срок службы грузоподъемного крана и обеспечить безопасность людей, работающих с ней, необходимо соблюдать ряд правил:

  • ежедневно осматривать грузоподъемное оборудование перед началом работы;
  • раз в месяц проводить проверку на соответствие пожарной безопасности;
  • регулярно производить плановый технический осмотр для раннего выявления и профилактики неисправностей;
  • для работы с ГПМ допускать работников, прошедших обучение и инструктаж, а также прошедших медкомиссию.

Обслуживание-кран балки

Плановый технический осмотр и обслуживание включают в себя:

  • осмотр всех конструкций и деталей на целостность и работоспособность;
  • оценка состояния узлов, соединений, крепежей и швов;
  • проверка электрооборудования и тормозных систем;
  • поиск и замена изношенных или неисправных деталей и механизмов.

Ремонт кран-балки «удовольствие» дорогое, а монтаж и демонтаж ресурсозатратны, и целесообразней проводить плановые осмотры и профилактические работы по устранению неполадок вовремя.

Особенности разных типов кранов-балок

Кран-балка — это грузоподъемный механизм мостового типа, который передвигается по крановым путям, установленным на перекрытия здания или специальные опоры. Состоит из трех основных элементов: пролетного моста, концевых балок с ходовыми колесами, ручного или электрического тельфера (тали), который поднимает и перемещает грузы. По конструкции бывает подвесным и опорным. Кран-балка опорная считается более надежной и долговечной, к тому же при одних и тех же параметрах (грузоподъемность и длина моста) она дешевле подвесной.

Применяется на мелких и крупных производственных предприятиях, складах, строительных площадках, в мастерских, сервисных центрах — везде, где нет возможности (или необходимости) поставить большой мостовой грузоподъемник. Используется в процессе погрузочно-разгрузочных работ, при монтаже, подъеме и перемещении грузов от 1 до 10 тонн.

Устройство

Отличительная особенность мостовой кран-балки – это мост, пролетная балка, установленная на концевые балки, опирающиеся на крановые пути. По мосту перемещается тельфер, позволяющий оперировать грузом в вертикальной и поперечной осях. Сам мост движется по крановым путям, обеспечивая перемещение груза в продольном направлении. Мост выполняется из стального проката, имеет двутавровое или коробчатое сечение, может состоять из одной или двух балок. Мост двухбалочного опорного крана обеспечивает повышенную грузоподъемность и устойчивость, что важно при транспортировке массивных или ответственных грузов.

У подвесной кран-балки устройство может подразумевать двухпролетную конструкцию – две мостовые балки соединяются встык и жестко крепятся к средней концевой балке – это позволяет увеличить ширину рабочей зоны (пролет) до 24 м.

Соединение моста с концевыми балками крана у подвесных машин нередко бывает плавающим, чтобы обеспечить лучший контакт с крановыми путями, исключить опасность заклинивания, перекосов при небольших отклонениях крановых путей от прямолинейности и предотвратить сход кран-балки с путей.

Концевые балки опорного крана, как правило, жестко соединяются с мостом, их крепление усиливается раскосами. На них устанавливается мотор-редуктор, приводящий в движение одно- или двухребордные ходовые колеса.

устройство кран балки

Характеристики

Параметры грузового устройства полностью определяются его конструкцией и назначением, в т.ч. массой грузов, которые предполагается перемещать с его помощью. В характеристиках кран-балки почти всегда указывают грузоподъемность: когда говорят кран-балка 5 тонн или 10 тонн, имеют в виду, что данный кран может перемещать грузы весом 5 т (или 10 т соответственно). А собственный вес кран-балки (грузоподъемностью 10 т) при этом может составлять от 4 до 5 т и более (в зависимости от длины пролетной балки).

Высоту кран-балки необходимо отличать от высоты подъема груза. Высота подъема определяется расстоянием от нижней точки (нулевой отметки, т.е. пола рабочей зоны) до самой верхней точки максимально возможного подъема груза. Она лимитирована только размерами грузового барабана и длиной запасованного троса (т.е. типом и моделью грузовой тали). Высота же самого грузоподъемного устройства имеет значение при расчете положения крановых путей – например, их расстояния от потолка или балок перекрытий помещения. Она определяется как расстояние от нижней точки обода ходовых колес до верхней плоскости мостовой балки (или в случае двухбалочного крана с грузовой тележкой, движущейся по верхнему ярусу моста – до наиболее выступающей части оборудования, установленного на грузовой тележке) – и может составлять, например, около 900 мм – для опорного крана грузоподъемностью 10 т.

Длина кран-балки – определяется длиной моста, и в свою очередь, зависит от расчетной длины пролета, в котором будет устанавливаться грузоподъемник. Для типовых серийно выпускаемых моделей кран-балок этот параметр обычно не превышает:

  • 22,5 м для опорных кранов,
  • 15 м для подвесных однопролетных кран-балок,
  • 24 м для подвесных двухпролетных кран-балок.

Но при изготовлении грузового подъемника по специальным требованиям заказчика длина кран-балки может быть увеличена до 32 м (а в некоторых случаях и более).

Основные типы

Кран-балки бывают 2-х типов:

1. Подвесные — концевые балки с ходовыми колесами подвешиваются на подкрановый путь снизу.

2. Опорные — концевые балки опираются на подкрановый путь и перемещаются по нему сверху.

У обеих разновидностей есть свои преимущества и недостатки. Например, подвесное оборудование позволяет использовать помещение более рационально: из-за того, что грузовая тележка не ограничивается в движении концевыми балками, подвесная кран-балка позволяет поднимать грузы, которые находятся у самых стен помещения. Помимо этого, длину моста подвесной кран-балки можно увеличить в 2 раза с использованием двухпролетной конструкции.

Кран-балка опорная дает возможность устраивать независимую эстакаду, не ограничивает протяженность рельсового пути и может поднимать грузы большего тоннажа (при аналогичных параметрах). Грузоподъемность опорной кран-балки можно увеличить, используя двух-балочную конструкцию, что дает еще и большую устойчивость грузозахватного устройства.

В зависимости от того, осуществляется ли перемещение груза за счет мускульного усилия человека, или механизмы приводятся в действие электродвигателем, различают ручные и электрические кран-балки.

В условиях небольших производств, мелких ремонтных мастерских и т.д. нередко применяются ручные кран-балки. В то же время нельзя не отметить устаревший характер такого оборудования, предъявляющего повышенные требования к здоровью работников и оказывающих на него повышенную нагрузку. Человек – всегда самая ценная и дорогая часть производства, поэтому использовать электрические кран-балки, позволяющие экономить трудовые усилия и повысить производительность труда, в конечном счете оказывается намного выгоднее.

Подвесные кран-балки

Бывают однопролетными и двухпролетными. У однопролетных предусмотрено две концевые балки, а у двухпролетных — три.

В конструкции данного типа вся нагрузка идет на нижний пояс подкранового пути, из-за чего у нее есть ограничения по грузоподъемности. Но за счет отсутствия опорных колонн, с ее помощью можно использовать все пространство цеха, поэтому если требуется обслуживать участки вдоль стен, такой вариант стоит купить. Кран-балка подвесная может поднимать и перемещать грузы по всему помещению.

  • может обслуживать все пространство цеха и имеет максимальный диапазон подъема;
  • есть возможность использовать 2 крана одновременно — удобно при перемещении конструкций нестандартной формы;
  • имеет ограничения по грузоподъемности и нуждается в периодическом ремонте моста (его приходится наваривать или менять);
  • при строительстве здания нужно отдельно рассчитывать вес и грузоподъемность крана, так как несущие конструкции будут служить опорой для него.

Если особенности производства не подразумевают работу с большими грузами (более 10 т), а конструкция здания правильно рассчитана с учетом массы подъемного оборудования и его максимальной грузоподъемности — подойдет подвесная кран-балка. Цена подвесного крана выше опорного (при аналогичных характеристиках), но зато для его работы крановые пути можно закрепить к перекрытиям здания, а у помещения не будет недоступных для грузового устройства “мертвых” зон.

эксплуатация кран балки

Опорные кран-балки

Бывают однобалочными и двухбалочными. Отличие между ними в наличии одной или двух балок в конструкции моста, а также в конструкции грузовой тележки: у двухбалочного крана она передвигается поверх моста, а у однобалочного - под ним. Двухбалочная система дает гораздо большую устойчивость и обеспечивает большую грузоподъемность.

Опорные краны используются на производствах, где требуется работать с большими тяжестями. Основное их преимущество в надежности и грузоподъемности, а также в том, что несущей конструкцией становится не само здание, а подкрановый путь, обычно прокладываемый на специальных опорах.

  • при проектировании и строительстве здания не нужно выполнять отдельный расчет и закладывать дополнительную нагрузку на перекрытия — в качестве несущей конструкции выступают специальные опоры;
  • большая грузоподъемность;
  • можно варьировать скорость перемещения;
  • приходится устанавливать колонны и подкрановый путь — это ограничивает подходы кранового крюка к стенам и не дает обслуживать помещение по всей площади.

Если особенности производства связаны с тяжелыми режимами работы, требуют высокой скорости подъема и перемещения грузов до 10 тонн и более — подойдет кран-балка опорная. Купить ее нужно после того, как будет спроектирована зона обслуживания.

Грузозахватные устройства

Для кран-балок используются различные типы грузозахватных устройств:

  • крановые крюки,
  • штыри,
  • грузовые вилы,
  • клещевые захваты,
  • магнитные,
  • вакуумные и др.

Самый простой и распространенный тип грузозахватных устройств — крюк. Бывает однорогим или двурогим.

Реже используются магнитные устройства — для подъема плоских и круглых предметов, и вакуумные — приводятся в действие сжатым воздухом или с помощью вакуумных электронасосов вентиляторного типа, используются в текстильном и бумажном производстве.

Электропитание и управление

радиоуправление кран балкой

Управление кран-балками выполняется двумя способами:

1. Вручную — подходит, если не требуется высокая скорость перемещения и подъема. Целесообразно для мастерских, сборочных цехов, сервисных центров.

2. С помощью кнопочного проводного пульта или пульта радиоуправления — самый удобный и безопасный вариант, который используется на большинстве производственных предприятий, где требуется часто поднимать и переносить тяжелые грузы.

Кран-балки подключаются к электросети с помощью троллеев, кольцевого токоподвода и гибкого кабеля. В электроприводах применяется трехфазный ток напряжением 380 В. Все части кран-балки, которые не входят в состав электроцепи, обязательно заземляются.

Если грузоподъемное оборудование используется в помещениях с высокой температурой воздуха, электроприводы изолируют, а всю электроаппаратуру размещают в специальных шкафах или аппаратных кабинах.

Монтаж и эксплуатация

Установка кран-балки предполагает различия в зависимости от характеристик оборудования и от типа машины – подвесная или опорная кран-балка устанавливается. Опорный кран требует специальных крановых путей, которые монтируются на специальных опорах. Подвесной допускает использование обычных двутавровых балок, которые можно крепить прямо к перекрытиям здания.

Последовательность монтажных работ зависит от размеров и массы грузового подъемника и возможности применения спецтехники – например, самоходного стрелового крана. В этом случае собранную на полу кран-балку поднимают и устанавливают на крановые пути в сборе. Если такой возможности нет, используют крупноблочный или поэлементный монтаж механизма на крановых путях.

Перед подключением кран-балки к системе электропитания необходимо тщательно проверить крепление всех элементов конструкции и надежность фиксации оборудования. После подключения работа грузового устройства проверяется на холостом ходу и только после этого проводятся статические и динамические испытания.

Успешная эксплуатация кран-балки содержит в основе аккуратный и правильный монтаж с соблюдением всех строительных и технологических норм. И для того, чтобы кран-балка эффективно работала в течение всего расчетного периода использования необходимо эксплуатировать ее в соответствии с ее характеристиками – грузоподъемностью, расчетным режимом работы, климатическими условиями.

Важно регулярно проводить осмотр и техобслуживание грузового подъемника – ревизию крановых путей, чистку и смазку движущихся частей механизмов, контролировать состояние системы электропитания и всего установленного на кран-балке электрооборудования.

Имеет ли смысл приобретение кран-балки б/у?

Вообще приобретение техники, бывшей в употреблении, в ряде случаев позволяет серьезно сэкономить на затратах на оснащение или переоснащение производства. Именно поэтому иногда решают купить кран-балку б/у. Но удачным приобретением можно считать покупку далеко не всякой б/у техники. Например, купленная старая кран-балка может стать источником серьезных проблем.

Давайте взглянем в корень проблемы: почему вообще люди продают кран-балки? Все множество причин можно свести к двум основным:

1) банкротство компании с распродажей ее имущества, и

2) попытка избавиться от некачественной (или, возможно, выработавшей свой ресурс) кран-балки.

И если в первом случае есть вероятность приобрести весьма достойное грузоподъемное оборудование, то во втором случае гораздо вероятнее получить на свою голову дополнительные заботы.

Как определить качество приобретаемой кран-балки б/у?

Независимо от цены и предлагаемых условий, следует очень тщательно осмотреть весь мостовой кран б/у. Внимательному изучению следует подвергнуть все – от моста до мотора редуктора и системы электропитания.

Мостовая балка должна быть ровной и прямой во всех плоскостях, на ней не должно быть никаких серьезных повреждений и следов ремонта. Необходимо также оценить степень износа полок, по которым передвигался тельфер – он не должен превышать 3 мм.

Следующим пунктом будет осмотр колес грузового механизма. Их состояние недвусмысленно показывает, в каком режиме эксплуатировался кран и как долго. Большой износ говорит о тяжелом режиме работы. А это, в свою очередь, подталкивает к выводу, что кран-балка, возможно, исчерпала свой ресурс. Если реборды колес изношены с одной стороны – это свидетельствует о нарушении соосности и невозможности использования грузового устройства без замены колес.

Еще один важнейший узел – редуктор. Если шестерни его привода изношены, зубья сточены, то вероятнее всего потребуется замена узлов привода. Обязательно надо проверить мотор редуктора и оценить его состояние и возможность замены. Часто случается так, что эта модель двигателя уже давно снята с производства, а новая несовместима с другими узлами и придется заменить редуктор полностью.

Опасность эксплуатации изношенного крана

В ряде случаев визуальный осмотр может не выявить всех дефектов. Например, балки крана могут иметь микротрещины, что при эксплуатации рано или поздно приведет к разрушению моста или концевых балок. Такая авария может иметь самые тяжелые последствия, поэтому визуальный осмотр необходимо дополнить тщательной дефектоскопией с применением специального оборудования.

Даже если пролетная балка в полном порядке и выдержит еще несколько лет работы, ходовой механизм может потребовать модернизации. Приведение грузоподъемника в рабочее состояние потребует дополнительных затрат. В итоге экономия окажется мизерной, а повышенный риск поломок, ведущих к простоям в работе и дополнительным затратам на ремонт, съест оставшуюся выгоду.

В конечном счете может оказаться, что совокупные затраты на то, чтобы купить кран-балку б/у и провести ее модернизацию, превысят стоимость новой балки. В любом случае, принимать решение вам. Если вы решите провести ремонт или модернизацию бывшей в употреблении кран-балки, обращайтесь к нашим специалистам.

Как правильно крепить подкрановые балки?

узлы б и в более сложные в изготовлении; при этом они обеспечивают значительно меньший эксцентриситет передачи нагрузки на нижележащие конструкции (в отличие от узлов а и г).
на мой взгляд, область применения узлов а и г - легкие краны. Предпочитаю опирать подкрановые балки через опорные ребра.

на счет 80 мм. ну кто ж знает, что там за кран, что за квадрат.. может, и ничаво. А может, прогнется ваш рельс через полгода да ямка образуется, в которой кран скакать будет - считать надо (я б не стал такого делать, ибо не люблю создавать себе геморой и начинать по полдня считать, когда можно конструктивно все обеспечить - в данном случае зазором 20 мм).

9. Монтаж кран балки.

9.3.1. Существует три основных метода монтажа мостовых кранов.

(а) Способ монтажа кран балок с использованием основных металлических конструкций (ферм, колонн) каркаса здания.

Наиболее простым и рациональным способом монтажа крана является его подъём с использованием основных металлических конструкций каркаса здания (со стропильных ферм) см. рис.17.

Если строительные фермы расположены недостаточно высоко под крышей, подъём производится с поперечных монтажных балок, опирающихся на две стропильные фермы. Эти балки устанавливаются на соответствующей высоте над нижними поясами стропильных ферм или в узлах крепления ферм к стойкам. При использовании стропильных ферм для подъёма крана, следует проверить, выдержат ли они возникающие при монтаже усилия с коэффициентом динамичности (от рывков и сотрясений) К = 1,12 (с учётом веса такелажа). При этой проверке необходимо учесть все усилия, возникающие при монтаже, их действительные направления, в частности, возможные отклонения канатов от нормального положения.

Напряжения в элементах стропильных ферм могут быть на 10% выше допустимых напряжений, принятых при расчёте ферм на основные и временные нагрузки, но не превышать 0,9 от предела текучести стали, если только величина допустимых напряжений в фермах при монтаже не оговорены особыми техническими условиями.

Если при монтаже заведомо будут отсутствовать такие нагрузки, как кров­ля, снег, то их можно не вводить в расчёт. Помимо прочности стропильных ферм, необходимо проверить их устойчивость при действии горизонтальных усилий, перпендикулярных плоскости ферм, а в случае недостаточной устойчивости, ввести дополнительные связи между фермами.

(б) Монтаж кран балки с помощью монтажных мачт.

При отсутствии стропильных ферм или недостаточной их прочности монтаж крана производится при помощи мачты (см. рис.16). Расположение расчалок мачты, от­тяжек и прочих канатов не должно мешать предусмотренным схемой монтажа операциям подъёма крана.

Поднимаемые краны во время монтажа не должны испытывать сильных деформаций. Монтажные лебёдки должны быть снабжены тормозами и надёжно закреплены от сдвига.

Применяемые при монтаже проволочные канаты должны отвечать действую­щим государственным стандартам и иметь или копию сертификата предприятия-изготовителя канатов об их испытаниях. Канаты должны быть без повреждений, изломов, петель и других дефектов.

Минимальные запасы прочности канатов:

  1. для подъёмных и расчалочных канатов при отношении диаметра блоков к диаметру каната Д/д = 12 составляет К=3;5;
  2. для строп К=З.

Крепления монтажных мачт производится не менее чем четырьмя расчалками в каждом ярусе. Напряжение в расчалках не нагруженной мачты должно быть не ме­нее 1 Мпа. При наличии нескольких ярусов расчалок должно быть исключено искривление мачты.

При подъёме крана или его частей, а также мачт должны соблюдаться такие условия:

  • угол наклона строи должен быть не более 45 0 ;
  • для предупреждения изломов канатов на острых рёбрах поднимаемых грузов должны применяться деревянные или металлические подкладки;
  • расстояние между осями блоков стянутого полиспаста должно быть не ме­нее двух диаметров блока;
  • количество зажимов для крепления конца каната определяется расчётом по усилию в канате и должно быть не менее трёх.

Расчалки можно закрепить за строительные конструкции, если они обладают достаточной прочностью. Расчалки монтажных мачт рекомендуется крепить к колоннам здания или подкрановым балкам. При невозможности использования для этого конструкций здания применяют анкера, анкерные колья и т.п.

Стропы от анкеров должны быть наклонены к горизонту не более чем на 45°, при более плотном подходе расчалок к анкеру стропы перегибаются на подкладке (бревне), при больших усилиях - на пакете брёвен.

(в) Монтаж кран-балок самоходными монтажными кранами.

Монтаж кранов производить согласно проекту производства работ (ППРк), разработанному специализированной организацией. Монтаж должна производить специализированная организация, имеющая лицензию органов Ростехнадзора. Монтаж крана производить в следующей последовательности:

  • выполнить раскладку подставок из шпал согласно рис. 15 (высота (h) шпал выбирается в зависимости от типа крана и тельфера), при этом запрещается замена на случайные предметы (железобетонные, металлические и др. под­ставки);
  • с помощью самоходного крана установить монтируемый кран на подставки (положение 1 рис.15), установить электротельфер в центре балки моста и прочно закрепить от перемещения во время подъёма с помощью проволок диаметром 5-6 мм;
  • для удержания и маневрирования краном при подъёме привязать с двух сторон пеньковые канаты согласно рис.19 (длина канатов выбирается в зависимости от высоты монтируемого крана);
  • застропить монтируемый кран согласно схеме строповки (см. рис. 19), поднять кран на высоту 200-300 мм над уровнем подставок, проверить правильность и надёжность строповки, произвести подъём до высоты согласно проекту и установить на подкрановые пути. После монтажа крана производится монтаж кабины. Строповку кабины во время монтажа и транспортировки см. на рис. 18.

9.3.2. Подъём крана производится согласно документации, выданной заводом-изготовителем, или по проекту производства работ, разработанному специализированной организацией для данного типа крана.

9.3.3. Установив кран на подкрановые пути, проверяют наличие допустимых зазоров между габаритами крана и выступающими частями здания.
После установки крана подвешивается кабина (если кран с управлением из кабины) в соответствии с прилагаемым чертежом.

9.3.4. Перед пуском крана в работу необходимо проверить:

  • прилегание токосъёмников к троллеям (рабочие части токосъёмников должны располагаться симметрично относительно оси троллеев);
  • надёжность заземления подкранового пути;
  • исправность и правильность подключения кнопочного поста.

Читайте также: