Крепление башенного крана к стене

Обновлено: 04.05.2024

Рекомендации по проектированию, изготовлению и безопасной эксплуатации опорных креплений башенных кранов к строительным сооружениям

Рекомендации предназначены для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся проектированием, изготовлением или эксплуатацией опорных креплений башенных кранов к строительным сооружениям. Рекомендации определяют требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации опорных креплений башенных кранов к строительным сооружениям

Открытое акционерное общество «Специальное
конструкторско-технологическое бюро башенного
краностроения»

(ОАО «СКТБ БК»)

Начальник Управления государственного
строительного надзора Ростехнадзора

_________________ В.С. Котельников

«____» __________ 2007 г.

Руководитель Московского межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Ростехнадзора

_________________ Ю.В. Артюх

«___» ______________2007 г.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, ИЗГОТОВЛЕНИЮ И
БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПОРНЫХ КРЕПЛЕНИЙ
БАШЕННЫХ КРАНОВ К СТРОИТЕЛЬНЫМ СООРУЖЕНИЯМ

Генеральный директор

ОАО «СКТБ БК»

_________ Р.М. Арутюнян

__________________ 2007 г.

1. Разработан и утвержден

ОАО «Специальным конструкторско-технологическим бюро башенного краностроения (ОАО «СКТБ БК») - головной организацией по краностроению

129301, г. Москва, ул. Касаткина, 11

Гехт А.Х., Жуков В.Г., Инденбаум А.И., Колпаков В.П., Котельников B . C ., Леонов П.А., Поляков Л.Н., Прикащиков Р.Г., Степанов Б.М.

3. Введен в действие:

Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения СКТБ БК.

Руководящий нормативный документ

Рекомендации по проектированию, изготовлению
и безопасной эксплуатации опорных креплений
башенных кранов к строительным сооружениям

Разработан впервые

Дата введения: 01.10.2007

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящие Рекомендации предназначены для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся проектированием, изготовлением или эксплуатацией опорных креплений башенных кранов к строительным сооружениям.

1.2. Рекомендации определяют требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации опорных креплений башенных кранов к строительным сооружениям.

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

Опорное крепление башенного крана - система горизонтальных опор, удерживающая башню крана в вертикальном положении и передающая нагрузки от крана на сооружение.

Опора горизонтальная - система связей, соединяющих башню крана со строительным сооружением на определенной высоте башни и передающих нагрузку от крана на сооружение.

Связь - металлическая стержневая конструкция, входящая в горизонтальную опору, состоящая из одного или нескольких звеньев.

Контрольные испытания - испытания опорного крепления башенного крана, выполняемые при установке первой горизонтальной опоры на строительном сооружении с целью решения вопроса о возможности использования этого опорного крепления.

3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ

3.1. Проектирование опорного крепления башенного крана выполняется головными организациями по краностроению или специализированными организациями по башенным кранам. Руководители и специалисты данных организаций должны быть аттестованы по вопросам промышленной безопасности и на знание настоящих Рекомендаций.

3.2. При разработке проектов опорных креплений соблюдаются установленные нормативные и технические требования к конструкциям башенных кранов и строительным сооружениям.

а) техническое задание (заявку), рекомендации по разработке которого приведены в приложении № 2;

б) комплект чертежей, расчеты, паспорт с разделом по эксплуатации и монтажу опорного крепления (форма паспорта приведена в приложении № 3);

в) рабочую программу и методику испытания опорного крепления, рекомендации по разработке к которым приведены в приложении № 4;

г) заключение экспертизы промышленной безопасности проекта, выполненной экспертной организацией, имеющей лицензию Ростехнадзора, и заключение экспертизы промышленной безопасности башенного крана (при необходимости).

Индивидуальный рабочий проект вновь создаваемого опорного крепления может быть разработан на основе существующего проекта опорного крепления - базового проекта, который используется в эксплуатации. В том случае, если геометрическая схема нового опорного крепления не отличается от схемы существующего, а расчетные нагрузки на горизонтальные опоры не выше нагрузок на горизонтальные опоры базового, экспертиза промышленной безопасности может не проводиться. При этом индивидуальный рабочий проект вновь создаваемого опорного крепления согласовывается с разработчиком базового проекта опорного крепления или должен быть представлен комплект документов, предусмотренный в подпунктах а), б), в), г) пункта 3.3. настоящих Рекомендаций.

3.4. Проекты опорного крепления во всех случаях согласовываются с организацией-проектировщиком сооружения в части расположения мест крепления горизонтальных опор и возникающих при этом нагрузок на сооружение.

Программа и методика испытаний опорного крепления базового проекта согласовывается с территориальными органами Ростехнадзора.

4. ИЗГОТОВЛЕНИЕ

4.1. Изготовление опорного крепления выполняется предприятиями, получившими разрешение на применение, выданное территориальными органами Ростехадзора. Выдача разрешений на применение осуществляется в соответствии с РД 03-485-02 .

4.2. Опорные крепления изготавливаются в соответствии с проектом, действующими нормативными материалами и техническими требованиями к конструкциям башенных кранов.

4.3. Применяемые стали и сварочные материалы выбираются в соответствии с указаниями ПБ 10-382-00 и РД 22-16-2005 .

4.4. Предельные отклонения от заданной геометрической формы и размеров горизонтальных опор и связей опорного крепления должны соответствовать предельным отклонениям, установленным для металлоконструкций башенных кранов по ГОСТ 13556-91 и табл. 4, 5 РД 22-207-88 .

4.5. Раскрой металла, его механическая обработка и покрытия выполняются в соответствии с требованиям п. 4.1 РД 22-207-88 .

4.6. Сварные соединения выполняются с учетом требований ПБ 10-382-00 и РД 22-207-88 . Размеры и допуски при обработке кромок под сварку должны отвечать п. 4.1.11 РД 22-207-88 . Сварные швы проверяются в соответствии с п. 3.5 ПБ 10-382-00 методами неразрушающего контроля. Не допускаются дефекты, указанные в п. 3.5.6 и 3.5.7 ПБ 10-382-00 . Сварочные работы должны выполняться сварщиками, аттестованными в установленном порядке.

4.8. Каждое изготовленное опорное крепление подвергается приемосдаточным испытаниям службой контроля продукции предприятия-изготовителя по разработанной им программе. По результатам испытаний оформляется паспорт опорного крепления.

4.9. При повторном использовании горизонтальных опор и связей, бывших в употреблении, их применение в новом опорном креплении отражается в технической документации. При этом они обследуются, при необходимости производится ремонт и составляется акт с оценкой их состояния. Повторное применение горизонтальных опор и связей отражается в паспорте на опорное крепление.

4.10. Элементы опорных креплений маркируются в соответствии с проектом. Маркировка может быть нанесена несмываемой краской. Сохранность маркировки должна обеспечиваться в течение срока эксплуатации крепления.

5. ЭКСПЛУАТАЦИЯ

5.1. Монтаж и демонтаж опорного крепления выполняется с соблюдением требований, указанных в паспорте и в соответствии с проектом производства работ (ППР).

5.2. После установки первой горизонтальной опоры, соединяющей башенный кран со строительным сооружением, опорное крепление подвергается контрольным испытаниям в соответствии с программой и методикой. Испытания осуществляются комиссией, в которую входят представители организации-разработчика опорного крепления, организации, эксплуатирующей кран, организации- производителя работ на строящемся объекте.

Работа комиссии оформляется актом, где указывается, что опорное крепление смонтировано и установлено в соответствии с проектом и паспортом и выдержало испытания, а нагрузки, действующие на возводимое сооружение от крана, соответствуют расчетной прочности сооружения. Акт прикладывается к паспорту крепления. При этом, если в опорном креплении используются горизонтальные опоры, существенно отличающиеся по конструкции от испытанной, комиссия может принять решение о необходимости проведения повторных контрольных испытаний при установке этих опор. Пуск в работу крана после монтажа, установки первой и каждой следующей горизонтальной опоры осуществляется государственным инспектором территориального органа Ростехнадзора с учетом требований настоящих рекомендаций. Вызов инспектора для пуска осуществляется владельцем крана в установленном порядке.

5.3. После установки других горизонтальных опор крепления, аналогичных по конструкции первой опоре, кран подвергается контролю и испытаниям в соответствии с инструкцией по монтажу завода изготовителя. В том случае, если контроль и испытания крана после установки горизонтальных опор крепления инструкцией по монтажу не предусмотрены, он подвергается контролю и испытаниям в объеме частичного технического освидетельствования с проведением динамических испытаний номинальными грузами.

5.4. В процессе эксплуатации крановщиком и ИТР, ответственным за содержание крана в исправном состоянии, согласно паспорта крана осуществляется контроль за состоянием опорного крепления в соответствии с требованиями, указанными в паспорте. При этом обязательному контролю подвергаются состояние болтовых соединений и сварных швов. Ослабление болтовых соединений, наличие смещений и зазоров выше установленных значений, а так же трещин в сварных швах и элементах опорного крепления не допускается.

Состояние сооружения в местах присоединения горизонтальных опор контролируется согласно паспорту крана, но не реже чем через каждые десять дней крановщиком и ИТР, ответственным за содержание крана в исправном состоянии, с записью результатов осмотра в вахтенный журнал крановщика. Наличие трещин в конструкциях сооружения не допускается.

5.5. При обнаружении дефектов в конструкциях опорного крепления или сооружении эксплуатация крана прекращается. Дефекты незамедлительно устраняются. При этом ремонт выполняется в соответствии с ПБ 10-382-00 и РД 22-322-02 с демонтажом и заменой дефектного узла конструкции либо на смонтированной опоре по специальному проекту. Во всех случаях сварные швы при ремонте должны контролироваться методами неразрушающего контроля.

В процессе ремонтных работ особое внимание должно быть обращено на безопасность крана и сооружения.

Сведения о выполненном ремонте отражаются в акте, в т.ч. данные о примененном материале с указанием сертификата.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В НАСТОЯЩИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

Краны башенные строительные. Общие технические условия.

Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

4. ПОТ Р М-012-2000

Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте.

5. ПОТ Р М-016-2001

Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок.

Положение о порядке выдачи разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах.

Рекомендации по проведению испытаний грузоподъемных машин.

Машины грузоподъемные. Выбор материалов для изготовления, ремонта и реконструкции сварных стальных конструкций.

Машины грузоподъемные. Общие требования и нормы на изготовление.

Краны грузоподъемные. Технические условия на капитальный, полнокомплектный и капитально-восстановительный ремонты.

Краны грузоподъемные Типовые программы и методики испытаний.

Требования к организации и проведению работ по монтажу (демонтажу) грузоподъемных кранов.

Безопасность труда в строительстве ч. 1. Общие требования.

Инструкция по проведению технического освидетельствования крана.

Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ (ЗАЯВКИ) НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОПОРНЫХ КРЕПЛЕНИЙ БАШЕННЫХ КРАНОВ К СТРОИТЕЛЬНЫМ СООРУЖЕНИЯМ

Техническое задание содержит следующие данные:

б) адрес объекта;

в) условия климатического исполнения;

г) раздел проекта производства работ (ППР), относящийся к установке башенного крана к строительному сооружению и креплению его по мере возведения сооружения;

д) план типового этажа, если все этажи одинаковые (или план всех отличающихся этажей, где согласно ППР должны устанавливаться опоры крепления);

е) вертикальный разрез здания со стороны башенного крана;

ж) для стационарного приставного крана, установленного на фундаменте, исполнительные размеры фундамента крана относительно строительного сооружения в плане и отметке верха фундамента под кран относительно нулевой отметки сооружения;

з) для крана на рельсовом ходу фактические координаты рельсового пути относительно здания и фактическая отметка головки рельса относительно нулевой отметки возводимого сооружения и место установки крана в приставном исполнении;

и) возможность повторного использования ранее применявшихся горизонтальных опор и связей;

к) нагрузки на опорное крепление от крана для рабочего и нерабочего состояния;

л) требования к местам присоединения горизонтальных опор к башне крана и к сооружению, требования к доступу к местам присоединений горизонтальных опор с соответствующими чертежами (эскизами);

м) в случае необходимости использования опорного крепления для установки переходных приспособлений (мостиков) должны быть указаны параметры каждого приспособления: высота расположения, длина, ширина, высота ограждений, предельная нагрузка на приспособление (мостик);

н) требования к транспортировке, максимальная масса и предполагаемые размеры перевозимых узлов опорного крепления;

о) данные по монтажу и демонтажу опорного крепления, включающие:

- схему монтажа и демонтажа, разработанную с учетом специфики сооружения и места установки крана;

- последовательность выполнения операций монтажа и демонтажа опорного крепления;

- механизмы и приспособления для проведения монтажа и демонтажа, в т.ч. подъемные механизмы, установленные на кране, а так же другие грузоподъемные краны.

Фундаменты кранов

Фундамент башенного крана, чертеж фундамента крана

Виды фундаментов

Фундаменты под башенные краны классифицируются по следующим видам:

По расположению фундамента:

  • отдельно стоящие фундаменты ( не связаны с конструкциями здания );
  • интегрированные фундаменты ( являются частью возводимого здания ).

По конструктивной схеме:

  • сборные фундаменты из ж.б. плит;
  • монолитные армированные фундаменты с закладными;
  • свайные монолитные фундаменты.

По способу установки крана:

Для установки башенных кранов на крестовине или анкерах используются монолитные железобетонные фундаментные плиты с закладными деталями. Для таких вариантов установки кранов разрабатываются серьёзные проекты раздела КЖ с расчётом фундамента.

Нагрузки на фундамент

Нагрузки на фундамент состоят из трёх основных величин:

Стоит отметить, что обычно наибольшие совокупные нагрузки возникают при высоте крана до установки крановых креплений (пристёжек), так как установка креплений значительно уменьшает горизонтальную силу и опрокидывающий момент.


Расчётная схема фундамента

Расчёт фундамента

Расчёт фундамента крана сводится к удовлетворению следующих условий:

Общие результаты расчёта оформляются отдельным листом и добавляются в текстовую часть проекта:


Результаты расчёта фундамента под кран (2)

Состав проекта фундамента

Обычно, проект монолитной фундаментной плиты башенного крана содержит следующие основные разделы:

  • пояснительная записка ( общие данные, описание нагрузки, схема нагружения фундамента, результаты расчёта и выбранная компоновка, основные требования по устройству фундамента );
  • графическая часть ( план привязки фундаментной плиты, разрез по плите с указанием армирования, чертежей арматурных каркасов, спецификация материалов и арматуры ).

Разработанный проект фундаментной плиты под башенный кран несёт в себе исчерпывающую информацию, необходимую для устройства монолитной плиты на строительной площадке. В редких случаях, когда возникает необходимость монтажа башенного крана внутри возводимого здания, проект фундаментной плиты под кран могут выполнить только конструкторы проектной организации, которая спроектировала здание.

В отдельных случаях, при нестабильных грунтах, либо близко расположенных подземных коммуникациях, либо перепадов высот, возникает необходимость в устройстве фундамента под кран на свайном основании.

С базовой стоимостью разработки проекта фундаментной плиты для башенного крана Вы можете ознакомиться здесь.

Общая информация

Крепление башенного крана, пристёжка крана

При монтаже кранового крепления существенно уменьшаются нагрузки на фундамент.


Комбинированное крепление крана (1)

Исходные данные

В качестве исходных данных для разработки проекта обычно требуются следующие:

  • Проект производства работ краном (ППРк);
  • Паспортные данные на кран с таблицей нагрузок (поперечная сила и крутящий момент) для рабочего состояния крана и для не рабочего;
  • Проект несущих конструкций здания (разделы КР или КЖ).

Состав проекта

В общем случае рабочая документация, разработанная для крепления башенного крана, включает в себя следующее:

  • Паспорт изделия, необходимый для эксплуатации крепления, его консервации и ввода в эксплуатацию;
  • Проект металлоконструкций, включающий в себя сборочные чертежи, деталировочные чертежи и спецификации материалов, необходимые для производства изделия.

Ниже представлены выборочные листы из обычного проекта креплений башенного крана:

Чертеж расположения крепления крана (1) Сборочный чертёж пристёжки (2) Монтажный чертеж крепления (3)

Расчёт крепления крана

Крановая пристёжка рассчитывается в два основных этапа:

2. Расчёт прочности конструкции крепления методом конечных элементов (МКЭ) в специализированном программном обеспечении. Расчёт проводится на основе спроектированной 3D модели пристёжки.

Универсальное крепление крана

Нашими специалистами разработана конструкция универсального комплекта крановых креплений, состоящая из сборных частей, имеющая повышенную жёсткость в сочетании с малой массой и высокой несущей способностью:

Пристёжки необходимы для удержания башни крана в вертикальном положении, при этом вдобавок уменьшаются нагрузки на фундаментную плиту под кран (в частности горизонтальная нагрузка и крутящий момент).

Нагрузки на крепление

При расчёте крепления необходимо учитывать наибольшие из нагрузок:

  • рабочее состояние крана (горизонтальная сила переменного направления и крутящий момент по оси башни);
  • не рабочее состояние крана (наибольшая горизонтальная сила при обычно отсутствующем крутящем моменте).

Расчёт крановой пристёжки сводится к решению системы уравнения для различного угла приложения горизонтальной силы в уровне установки крепления.

Крановые крепления представляют из себя три стержневых элемента с шарнирным закреплением по краям, установленным под разными углами, обеспечивающими пространственную жёсткость.


Винтовая регулировка длины пристёжки

Стоимость разработки крановых креплений обычно зависит от длины пристёжек (соответственно их конфигурации) и способа монтажа пристёжек на конструкции здания. Ориентировочные стоимости разработки крановых пристёжек Вы можете посмотреть здесь .

Как получить проект

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящие Рекомендации предназначены для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся проектированием, изготовлением или эксплуатацией опорных креплений башенных кранов к строительным сооружениям.

1.2. Рекомендации определяют требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации опорных креплений башенных кранов к строительным сооружениям.

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

Опорное крепление башенного крана - система горизонтальных опор, удерживающая башню крана в вертикальном положении и передающая нагрузки от крана на сооружение.

Опора горизонтальная - система связей, соединяющих башню крана со строительным сооружением на определенной высоте башни и передающих нагрузку от крана на сооружение.

Связь - металлическая стержневая конструкция, входящая в горизонтальную опору, состоящая из одного или нескольких звеньев.

Контрольные испытания - испытания опорного крепления башенного крана, выполняемые при установке первой горизонтальной опоры на строительном сооружении с целью решения вопроса о возможности использования этого опорного крепления.

3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ

3.1. Проектирование опорного крепления башенного крана выполняется головными организациями по краностроению или специализированными организациями по башенным кранам. Руководители и специалисты данных организаций должны быть аттестованы по вопросам промышленной безопасности и на знание настоящих Рекомендаций.

3.2. При разработке проектов опорных креплений соблюдаются установленные нормативные и технические требования к конструкциям башенных кранов и строительным сооружениям.

а) техническое задание (заявку), рекомендации по разработке которого приведены в приложении № 2;

б) комплект чертежей, расчеты, паспорт с разделом по эксплуатации и монтажу опорного крепления (форма паспорта приведена в приложении № 3);

в) рабочую программу и методику испытания опорного крепления, рекомендации по разработке к которым приведены в приложении № 4;

г) заключение экспертизы промышленной безопасности проекта, выполненной экспертной организацией, имеющей лицензию Ростехнадзора, и заключение экспертизы промышленной безопасности башенного крана (при необходимости).

Индивидуальный рабочий проект вновь создаваемого опорного крепления может быть разработан на основе существующего проекта опорного крепления - базового проекта, который используется в эксплуатации. В том случае, если геометрическая схема нового опорного крепления не отличается от схемы существующего, а расчетные нагрузки на горизонтальные опоры не выше нагрузок на горизонтальные опоры базового, экспертиза промышленной безопасности может не проводиться. При этом индивидуальный рабочий проект вновь создаваемого опорного крепления согласовывается с разработчиком базового проекта опорного крепления или должен быть представлен комплект документов, предусмотренный в подпунктах а), б), в), г) пункта 3.3. настоящих Рекомендаций.

3.4. Проекты опорного крепления во всех случаях согласовываются с организацией-проектировщиком сооружения в части расположения мест крепления горизонтальных опор и возникающих при этом нагрузок на сооружение.

Программа и методика испытаний опорного крепления базового проекта согласовывается с территориальными органами Ростехнадзора.

4. ИЗГОТОВЛЕНИЕ

4.1. Изготовление опорного крепления выполняется предприятиями, получившими разрешение на применение, выданное территориальными органами Ростехадзора. Выдача разрешений на применение осуществляется в соответствии с РД 03-485-02.

4.2. Опорные крепления изготавливаются в соответствии с проектом, действующими нормативными материалами и техническими требованиями к конструкциям башенных кранов.

4.3. Применяемые стали и сварочные материалы выбираются в соответствии с указаниями ПБ 10-382-00 и РД 22-16-2005.

4.4. Предельные отклонения от заданной геометрической формы и размеров горизонтальных опор и связей опорного крепления должны соответствовать предельным отклонениям, установленным для металлоконструкций башенных кранов по ГОСТ 13556-91 и табл. 4, 5 РД 22-207-88.

4.5. Раскрой металла, его механическая обработка и покрытия выполняются в соответствии с требованиям п. 4.1 РД 22-207-88.

4.6. Сварные соединения выполняются с учетом требований ПБ 10-382-00 и РД 22-207-88. Размеры и допуски при обработке кромок под сварку должны отвечать п. 4.1.11 РД 22-207-88. Сварные швы проверяются в соответствии с п. 3.5 ПБ 10-382-00 методами неразрушающего контроля. Не допускаются дефекты, указанные в п. 3.5.6 и 3.5.7 ПБ 10-382-00. Сварочные работы должны выполняться сварщиками, аттестованными в установленном порядке.

4.8. Каждое изготовленное опорное крепление подвергается приемосдаточным испытаниям службой контроля продукции предприятия-изготовителя по разработанной им программе. По результатам испытаний оформляется паспорт опорного крепления.

4.9. При повторном использовании горизонтальных опор и связей, бывших в употреблении, их применение в новом опорном креплении отражается в технической документации. При этом они обследуются, при необходимости производится ремонт и составляется акт с оценкой их состояния. Повторное применение горизонтальных опор и связей отражается в паспорте на опорное крепление.

4.10. Элементы опорных креплений маркируются в соответствии с проектом. Маркировка может быть нанесена несмываемой краской. Сохранность маркировки должна обеспечиваться в течение срока эксплуатации крепления.

5. ЭКСПЛУАТАЦИЯ

5.1. Монтаж и демонтаж опорного крепления выполняется с соблюдением требований, указанных в паспорте и в соответствии с проектом производства работ (ППР).

5.2. После установки первой горизонтальной опоры, соединяющей башенный кран со строительным сооружением, опорное крепление подвергается контрольным испытаниям в соответствии с программой и методикой. Испытания осуществляются комиссией, в которую входят представители организации-разработчика опорного крепления, организации, эксплуатирующей кран, организации- производителя работ на строящемся объекте.

Работа комиссии оформляется актом, где указывается, что опорное крепление смонтировано и установлено в соответствии с проектом и паспортом и выдержало испытания, а нагрузки, действующие на возводимое сооружение от крана, соответствуют расчетной прочности сооружения. Акт прикладывается к паспорту крепления. При этом, если в опорном креплении используются горизонтальные опоры, существенно отличающиеся по конструкции от испытанной, комиссия может принять решение о необходимости проведения повторных контрольных испытаний при установке этих опор. Пуск в работу крана после монтажа, установки первой и каждой следующей горизонтальной опоры осуществляется государственным инспектором территориального органа Ростехнадзора с учетом требований настоящих рекомендаций. Вызов инспектора для пуска осуществляется владельцем крана в установленном порядке.

5.3. После установки других горизонтальных опор крепления, аналогичных по конструкции первой опоре, кран подвергается контролю и испытаниям в соответствии с инструкцией по монтажу завода изготовителя. В том случае, если контроль и испытания крана после установки горизонтальных опор крепления инструкцией по монтажу не предусмотрены, он подвергается контролю и испытаниям в объеме частичного технического освидетельствования с проведением динамических испытаний номинальными грузами.

5.4. В процессе эксплуатации крановщиком и ИТР, ответственным за содержание крана в исправном состоянии, согласно паспорта крана осуществляется контроль за состоянием опорного крепления в соответствии с требованиями, указанными в паспорте. При этом обязательному контролю подвергаются состояние болтовых соединений и сварных швов. Ослабление болтовых соединений, наличие смещений и зазоров выше установленных значений, а так же трещин в сварных швах и элементах опорного крепления не допускается.

Состояние сооружения в местах присоединения горизонтальных опор контролируется согласно паспорту крана, но не реже чем через каждые десять дней крановщиком и ИТР, ответственным за содержание крана в исправном состоянии, с записью результатов осмотра в вахтенный журнал крановщика. Наличие трещин в конструкциях сооружения не допускается.

5.5. При обнаружении дефектов в конструкциях опорного крепления или сооружении эксплуатация крана прекращается. Дефекты незамедлительно устраняются. При этом ремонт выполняется в соответствии с ПБ 10-382-00 и РД 22-322-02 с демонтажом и заменой дефектного узла конструкции либо на смонтированной опоре по специальному проекту. Во всех случаях сварные швы при ремонте должны контролироваться методами неразрушающего контроля.

В процессе ремонтных работ особое внимание должно быть обращено на безопасность крана и сооружения.

Сведения о выполненном ремонте отражаются в акте, в т.ч. данные о примененном материале с указанием сертификата.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В НАСТОЯЩИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

Краны башенные строительные. Общие технические условия.

Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте.

Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок.

Положение о порядке выдачи разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах.

Рекомендации по проведению испытаний грузоподъемных машин.

Машины грузоподъемные. Выбор материалов для изготовления, ремонта и реконструкции сварных стальных конструкций.

Машины грузоподъемные. Общие требования и нормы на изготовление.

Краны грузоподъемные. Технические условия на капитальный, полнокомплектный и капитально-восстановительный ремонты.

Краны грузоподъемные Типовые программы и методики испытаний.

Требования к организации и проведению работ по монтажу (демонтажу) грузоподъемных кранов.

Безопасность труда в строительстве ч. 1. Общие требования.

Инструкция по проведению технического освидетельствования крана.

Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ (ЗАЯВКИ) НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОПОРНЫХ КРЕПЛЕНИЙ БАШЕННЫХ КРАНОВ К СТРОИТЕЛЬНЫМ СООРУЖЕНИЯМ

Техническое задание содержит следующие данные:

б) адрес объекта;

в) условия климатического исполнения;

г) раздел проекта производства работ (ППР), относящийся к установке башенного крана к строительному сооружению и креплению его по мере возведения сооружения;

д) план типового этажа, если все этажи одинаковые (или план всех отличающихся этажей, где согласно ППР должны устанавливаться опоры крепления);

е) вертикальный разрез здания со стороны башенного крана;

ж) для стационарного приставного крана, установленного на фундаменте, исполнительные размеры фундамента крана относительно строительного сооружения в плане и отметке верха фундамента под кран относительно нулевой отметки сооружения;

з) для крана на рельсовом ходу фактические координаты рельсового пути относительно здания и фактическая отметка головки рельса относительно нулевой отметки возводимого сооружения и место установки крана в приставном исполнении;

и) возможность повторного использования ранее применявшихся горизонтальных опор и связей;

к) нагрузки на опорное крепление от крана для рабочего и нерабочего состояния;

л) требования к местам присоединения горизонтальных опор к башне крана и к сооружению, требования к доступу к местам присоединений горизонтальных опор с соответствующими чертежами (эскизами);

м) в случае необходимости использования опорного крепления для установки переходных приспособлений (мостиков) должны быть указаны параметры каждого приспособления: высота расположения, длина, ширина, высота ограждений, предельная нагрузка на приспособление (мостик);

н) требования к транспортировке, максимальная масса и предполагаемые размеры перевозимых узлов опорного крепления;

о) данные по монтажу и демонтажу опорного крепления, включающие:

- схему монтажа и демонтажа, разработанную с учетом специфики сооружения и места установки крана;

- последовательность выполнения операций монтажа и демонтажа опорного крепления;

- механизмы и приспособления для проведения монтажа и демонтажа, в т.ч. подъемные механизмы, установленные на кране, а так же другие грузоподъемные краны.

Крепление башенного крана к стене

Краны башенные. Устройства для установки. Общие требования

Cranes. Tower cranes. Devices for installation. General requirements*

Дата введения 2016-01-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Региональный инженерно-консультационный центр башенного краностроения" (ООО "РИКЦ БК")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2015 г. N 805-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33170-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2016 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2017 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Введение

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к устройствам для опорных креплений приставных башенных кранов к строительным сооружениям, их проектированию, изготовлению и эксплуатации. Применение положений данного стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011).

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации опорных креплений башенных кранов к строительным сооружениям.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.032-79* Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 9.032-74. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации.

ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия.

ГОСТ 13556-91 Краны башенные строительные. Общие технические условия.

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.

ГОСТ 25646-95 Эксплуатация строительных машин. Общие требования.

ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306-1-85) Краны грузоподъемные. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27555, ГОСТ 13556, [1], [2], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 опорное крепление башенного крана: Система горизонтальных опор, удерживающая башню крана в вертикальном положении и передающая нагрузки от крана на строительное сооружение.

3.2 опора горизонтальная: Система связей, соединяющих башню крана со строительным сооружением на определенной высоте башни и передающих нагрузку от крана на сооружение.

3.3 связь: Металлическая стержневая конструкция, входящая в горизонтальную опору, состоящая из одного или нескольких звеньев, включая узлы, обеспечивающие крепления опоры к крану и к строительному сооружению.

3.4 контрольные испытания: Испытания опорного крепления башенного крана, выполняемые при установке первой горизонтальной опоры на строительном сооружении с целью решения вопроса о возможности использования этого опорного крепления

4 Требования безопасности

Опорное крепление должно обеспечивать надежное прикрепление приставного башенного крана к строительному сооружению в процессе эксплуатации, монтажа, демонтажа и испытаний с учетом действий максимальных нагрузок* элементы крепления.

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Для этого должны выполняться следующие требования:

а) соответствие опорного крепления техническому заданию (заявка) на его проектирование, требованиям, относящимся к креплению и указанным в эксплуатационной документации крана и технической документации на строительное сооружение;

б) соответствие прочности, жесткости, устойчивости элементов конструкции нагрузкам рабочего и нерабочего состояния крана во всем диапазоне температур для соответствующего климатического исполнения крепления с учетом внешних воздействий от ветра, снега и возможных нагрузок от сейсмических воздействий;

в) соответствие материалов, примененных в конструкции, технология изготовления крепления и методы контроля при изготовлении установленным требованиям, которые должны быть конкретизированы применительно к опорным креплениям в технических условиях на ее проектирование;

г) соответствие контроля за состоянием конструкции в процессе эксплуатации требованиям, указанным в паспорте крепления.

5 Проектирование

5.1 Проектирование опорного крепления башенного крана должно выполняться специализированными организациями по краностроению или специализированными организациями по башенным кранам.

5.2 Разработка проекта опорных креплений должна выполняться в соответствии с установленными нормативными и техническими требованиями к конструкциям башенных кранов и строительным сооружениям.

5.3 Проект на изготовление опорного крепления должен включать:

а) техническое задание (заявку) на проектирование, рекомендации по разработке которого приведены в приложении А;

б) комплект чертежей, расчеты, паспорт с разделом по эксплуатации и монтажу опорного крепления (форма паспорта приведена в приложении Б);

в) рабочую программу и методику испытания опорного крепления, рекомендации по разработке которых приведены в приложении В.

5.4 Технические характеристики и параметры опорного крепления должны соответствовать техническому заданию (заявке) на проектирование и значениям, указанным в эксплуатационной документации крана, техническое задание на проектирование опорных креплений*.

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

5.5 Проект крепления должен согласовываться с организацией - проектировщиком строительного сооружения в части расположения мест крепления горизонтальных опор и возникающих при этом нагрузок на сооружение.

5.6 При многоуровневом креплении крана к строительному сооружению конструкция креплений должна проектироваться с учетом указаний в эксплуатационной документации на кран о необходимости включения в работу или отключения из работы отдельных горизонтальных опор при установке очередных опор крепления.

5.7 В случае необходимости использования опорного крепления для установки переходных приспособлений (мостиков), соединяющих кран и строительное сооружение, конструкция приспособления должна обеспечивать безопасность его использования и соответствовать требованиям [3]*.

5.8 Применяемые в конструкции крепления стали и сварочные материалы должны соответствовать требованиям национальных и нормативных документов государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.

5.9 В случае использования в конструкции опорного крепления крана ранее применявшихся узлов крепления проект должен включать обоснование такой возможности с учетом фактического состояния узлов.

6 Изготовление

6.1 Изготовление опорного крепления выполняется предприятиями, получившими разрешение согласно национальным требованиям государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.

6.2 Опорные крепления изготавливаются в соответствии с проектом и техническими условиями.

6.3 Качество применяемых материалов (металлопроката, труб, сварочных материалов, антикоррозийных материалов) должно быть подтверждено сертификатами изготовителя этих материалов.

6.4 Все материалы должны быть подвергнуты входному контролю по программе, действующей на предприятии - изготовителе опорных креплений, включая проверку:

- соответствия сортамента и марок сталей клеймам или биркам предприятия-изготовителя;

- отсутствия в прокате видимых расслоений, трещин, раковин, закатов, вмятин и общих остаточных деформаций, превышающих допустимые значения.

При наличии отклонений от указанных требований, вся партия металлопроката к использованию не допускается.

6.5 Правку стального проката (при необходимости) в зависимости от профиля следует выполнять на листоправильных, сортоправильных машинах или прессах в холодном состоянии.

Разрешается правка стали местным нагревом по технологии, разработанной организацией-изготовителем.

Читайте также: