Каким способом проецирования получается тень предмета на стене при искусственном освещении

Обновлено: 05.05.2024

Построение теней в перспективных проекциях.

В перспективном рисунке, композиции правильное выявление светотени усиливает передачу объемности предметов, глубину изображаемого пространства и потому является важнейшим средством получения реалистического изображения. Нужно помнить, что тени представляют собой не бессмысленные пятна, а рисунок, и поэтому их построение также подчинено правилам перспективы.

Знание правил и приемов построение перспектив теней при различных источниках света дает возможность художнику выбирать тот из них и того направления, которые наилучшим образом обеспечивают выявление главного как в рисунке с натуры, так и при работе над композицией.

Виды освещения.

Перспективы теней можно строить при двух видах освещения, отличающихся друг от друга различным удалением источника света от освещаемого предмета:

1. Источник света находиться на очень большом удалении (солнце, луна), и потому лучи, падающие на земную поверхность, считаются параллельными. Такое освещение называют параллельным или солнечным.

2. Источник света в виде светящейся точки (лампа, факел, костер) находится на небольшом расстоянии от предмета. Лучи исходят из одной точки. Такое освещение называют точечным или факельным.

Поскольку вид освещения влияет на форму и размер теней, а также имеет некоторые особенности в их построении, рассмотрим построение перспектив теней при солнечном и точечном освещении в отдельности.

Перспектива теней при естественном освещении.Освещенность изображаемого предмета, собственная тень, направление и размер падающей тени зависят от выбранного положения солнца. Последнее может быть задано направлением луча и его проекцией на предметную плоскость или падающей тенью от какого-либо нарисованного предмета.

Различают три возможных положения солнца – перед зрителем, сзади зрителя и в нейтральном пространстве.

Солнце перед зрителем.В этом случае солнечные лучи представляют собой восходящие прямые (рис.16). Их положение на картине определяется направлением перспективы луча, например AA*, и ее горизонтальной проекцией aA*. Точкой схода перспектив лучей является точка C – перспектива центра солнца, а точкой схода горизонтальных проекций лучей – c. Точка схода для горизонтальных проекций лучей всегда находиться на линии горизонта и является проекцией перспективы солнца на предметную плоскость. Поэтому точки лежат на одном перпендикуляре к линии горизонта; при этом точка – выше горизонта и обычно вне картины, так как изобразить яркость солнца не возможно.

Тень, падающая от предмета, направлена на зрителя. Сам предмет обращен к зрителю теневой стороной, если солнце прямо перед ним. Если же солнце спереди, но справа или слева, предмет обращен к зрителю линией раздела света и тени. При этом теневая часть, как правило, больше освещенной. Ее размеры зависят от формы предмета и его положения относительно картины.


Рис. 16 Рис. 17 Рис. 18

Солнце сзади зрителя. Солнечные лучи представляют собой нисходящие параллельные прямые. Их положение на картине определяется направлением перспективы луча AA*и ее проекций aA* на горизонтальную плоскость (рис. 17). Продолжив перспективу горизонтальной проекции луча до линии горизонта, получим точку схода c для проекции лучей, которая принадлежит линии схода лучевой плоскости. Поэтому перпендикуляр к линии горизонта, опущенный из точки до встречи с продолжением луча AA*, даст положение точки схода C для перспектив лучей. Точка схода C является перспективой центра солнца, расположенного в мнимом пространстве.

Итак, если солнце сзади зрителя, точка схода для перспектив солнечных лучей находится ниже линии горизонта, а точка схода для их проекций – на линии горизонта. Предмет обращен к зрителю освещенной стороной, если солнце за спиной зрителя.

Если же солнце сзади, но, к тому же, справа и слева, то предмет обращен к зрителю линией раздела света и тени. Падающая тень удаляется от зрителя.

Таким образом, при положении солнца перед зрителем или сзади него источник освещения может быть задан точками схода для перспектив лучей и их проекций.

Солнце в нейтральном пространстве (сбоку).В этом случае перспективы параллельных лучей, наклоненные под определенным углом к предметной плоскости, на картине изображаются параллельными, а их проекции – параллельными основанию картины (линии горизонта), так как солнце находится в нейтральном пространстве (рис. 18).




Предмет обращен к зрителю линией раздела света и тени. Соотношение освещенной и теневой частей также зависит от формы предмета и его положения относительно картины. Падающая тень при положении солнца справа направлена влево, а при положении солнца слева – вправо.

Правила построения падающих теней от точек и прямых. Итак, установлено, что контур падающей тени есть тень от контура собственной тени. Но контур собственной тени представляет собой сочетание линий, различным образом расположенных относи­тельно плоскости, на которую падает тень. Поэтому рассмотрим основные правила построения падающих теней от прямых, перпендикулярных к плоскости, параллельных ей и наклоненных к ней.

1. Тень от прямой, перпендикулярной к плоскости, совпадает с проекцией перспективы луча на эту плоскость. Длина тени определяется точкой пересечения перспективы луча с ее проекцией. Поэтому для нахождения тени от отрезка АВ,падающей на предметную плоскость (рис. 19), нужно через основание отрезка провести проекцию сB перспективы луча, а через вершину отрезка провести перспективу CA луча. Отрезок А*В и есть искомая падающая тень от вертикального отрезка АВ на предметную плоскость.

Рис.19 Рис. 20

2. Тень от точки на заданную плоскость есть точка пересечения перспективы луча, проведенного через эту точку, с его проекцией, проведенной через проекцию точки на данную плоскость. Чтобы найти тень от точки А на предметной плоскости (рис. 20), нужно задать проекцию а точки А на предметную плоскость, через точку а провести проекцию ca перспективы луча, а затем через точку А провести перспективу CA луча. Пересечение перспективы луча с ее проекцией в точке А* и есть падающая тень от точки А на предметную плоскость.

3. Тень от прямой, параллельной плоскости, параллельна самой прямой, т. е. имеет с ней одну общую точку схода. Поэтому, чтобы определить тень от горизонтального отрезка АВ, падающую на предметную плоскость (рис. 21), нужно найти тень от одной из точек отрезка, например от точки A, и затем из найденной точки А* провести направле­ние тени в точку схода F. Длина тени определится точкой пересечения прямых А*F и ВC в точке В*. Прямая А*В*

искомая тень от отрезка АВ.


Рис. 21 Рис.22 Рис.23


Общие положения построения перспектив теней при искусственном (точечном) освещении.

При точечном искусственном освещении характер освещенной по­верхности предмета и теней от него не такой, как при солнечном, так как здесь уже интенсивность освещения поверхности зависит не толь­ко от силы источника света, но и от его удаления от предмета. Чем ближе предмет к источнику освещения, тем сильнее освещенность его поверхности, и наоборот. Степень освещенности обратно пропорциональна квадрату расстояния между источником света и предметом. Так, если изображается группа людей в комнате, освещаемой свечой, то фигуры, удаленные в два раза дальше ближайшей, будут освещены слабее не в два, а в четыре раза.

При точечном искусственном освещении изменяются не только размеры теней, но и их характер. Самые темные тени видны на ближайших к источнику света предметах. В результате более слабого воздействия рефлексов контраст между собственной и падающей тенями менее заметен. Падающая тень по мере удаления ослабляется и переходит в тон неосвещенной поверхности.Знание этих закономерностей помогает художнику наилучшим образом использовать освещение для образного раскрытия основного замысла художественного произведения.

Для построения собственных и падающих теней художник должен установить положение источника света в пространстве, т. е. определить положение самой светящейся точки и ее проекции на ту плоскость, на которую падает тень.

Правила построения теней при точечном освещении те же, что и при солнечном освещении (рис. 24):

1). тень, падающая на плоскость от перпендикулярной к ней прямой , совпадает с проекцией луча на эту плоскость;

2). тень, падающая на плоскость от параллельной ей прямой, параллельна самой прямой, т. е. направлена в ту же точку схода Р

3). тень, падающая на плоскость от наклонной к ней прямой, направлена в точку встречи этой прямой с плоскостью.

Поверхность любого предмета имеет освещенную часть, на которую падают световые лучи, и неосвещенную, куда прямые световые лучи не попадают. Неосвещенная часть находится в тени, которая называется собственной тенью. Границу между освещенной и неосвещенной частями называют контуром собственной тени. Непрозрачное тело не пропускает световых лучей, поэтому предметы, расположенные за ним, оказываются неосвещенными, т.е. находится в падающей тени. Граница падающей тени, как правило, четко выражена и называется контуром падающей тени. Отметим, что, при рассеивающем свете и при нескольких источниках контур падающей тени расплывчат.

Таким образом, контур падающей тени есть тень от контура собственной тени. Поэтому построение теней предметов целесообразно начинать с построения контура собственной тени. Однако в некоторых случаях определить контур собственной тени бывает трудно. Тогда сначала находят контур падающей тени, а по нему – контур собственной тени.


Рис.25. Пример построения теней в перспективном изображении здания

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие воды теней вы знаете?

2. Какова градация светотени?

3. Как строят тени на ортогональных чертежах?

4. Какие особенности имеет построение теней в аксонометрии?

5. Какие виды освещения бывают в перспективе?

6. Какие положения солнца используют при построении теней в перспективе?

1. Анисимов Н.Н., Кузнецов Я.С, Кириллов А.Ф. Черчение и рисование. - М.: Стройиздат, 1983.

2. Брилинг Н.С. Черчение. - М. :Стройиздат, 1989.

3. Брилинг Н. С. Справочник по строительному черчению. -
М.: Стройиздат, I987.

Каким способом проецирования получается тень предмета на стене при искусственном освещении

«Тень – чернила, которыми пишет солнце».
Гийом Аполлинер

Примерами искусственного освещения могут служить различные светильники, фонари, прожекторы и другие источники света искусственного происхождения (рисунок 1).


Рисунок 1. Примеры искусственных источников освещения

Источник искусственного освещения может быть различно расположенным по отношению к объекту. И иногда тени играют декоративную роль (рисунок 2).



Рисунок 2. Примеры декоративного освещения

В аппарате проецирования искусственный источник света всегда рассматривается, как точка в обозримом пространстве, находящаяся на конечном расстоянии от объекта.

На перспективном чертеже (рисунок 3) перспектива L K искусственного источника света находится над основанием картины kk, при этом она может находиться в любом месте предметного пространства, но всегда выше своей ортогональной проекции L1 K .


Рисунок 3. Перспектива искусственных источников освещения


Источник искусственного освещения может находиться и в нейтральном пространстве, но рассматривать этот вариант мы не будем.

В дальнейшем будем рассматривать источники искусственного освещения, расположенные в предметном пространстве.

Построение теней от предметов при искусственном источнике света.

Искусственным источником света могут быть фонарь на улице, электрическая лампочка в комнате, пламя свечи и др. Искусственный источник света располагается на небольшом расстоянии от предмета. И его называют светящейся точкой или факелом. При точечном освещении на предмет падает пучок расходящихся лучей.

Чтобы построить контур падающей тени от куба АВЕБСКДМ на предметную плоскость, надо построить тень от всех характерных его точек ВЕК. Проводим световые лучи через светящуюся точку S и точки предмета. Точка пересечения луча и его проекции определит падающую тень. Тень от вертикального ребра ВА находится в точке пересечения светового луча, проведённого из светящейся точкиS через точкуВ, и его проекцией, проведённой из точки S1 через точку А. Точка Б0 определяет величину тени. Аналогичным способом строим тень от остальных вершин ЕК. Линия, соединяющая тени от вершин предмета, определит контур тени. Верхние стороны куба параллельны предметной плоскости и падающие тени от них должны быть параллельны этим сторонам, поэтому в перспективе имеют общую точку сходаF1илиF2, что упрощает сложные построения.


Построение тени от куба при искусственном источнике света.

Для построения теней от предметов в интерьере надо построить проекции светящейся точкиSна стены, пол и потолок S1,S2,S3,S4. Построенные проекции светящейся точки дают возможность изображать перспективу падающих теней на стенах, потолке и полу комнаты. Проводя луч из светящейся точкиS через крайнюю точку предмета, до пересечения с проекцией этого же луча, проведенного из точки (S1,S2,S3,S4), определяем величину и расположение падающей тени.

Построим тень от полки, расположенной на правой стене. Из точки S проводим световой луч через верхнюю точку ближнего ребра полки и продолжаем его до пересечения с его проекцией на стене, проведённой из точкиS3 через верхнюю точку ребра примыкающего к стене. Получаем величину и направление тени. Из этой точки проводим вниз вертикальную прямую до пересечения её со световым лучом, проведённым через нижнюю точку ближнего ребра полки. Так как горизонтальная граница тени будет параллельна горизонтальной грани полки, то направляем её в точку схода Р на линии горизонта. Достраиваем тень на задней стене. Таким же образом строим тени от остальных предметов интерьера.

При построении падающей тени от картины, висящей на левой стене комнаты, вначале необходимо найти проекцию ближней верхней точки картины на стене. Она будет находится на пересечении горизонтальной прямой, проведённой через верхнюю точку картины, и вертикальной прямой, проведённой по стене от нижней точки картины. Через эту точку будет проходить проекция светового луча, проведённого из точки S2.


Построение теней от предметов в интерьере.

Дан угол комнаты с предметами интерьера. Надо построить падающие тени.

Поскольку тени от предметов падают на две стены и пол, то строим проекции S2,S3,S4 светящейся точкиSна эти три плоскости, а так же S1 на потолке, для чего опускаем на них перпендикуляры.

Тень от полки начинаем строить с переднего нижнего угла. Через этот угол и светящуюся тоску Sпроводим световой луч, а через проекции угла и светящейся точки S3- проекцию луча. По тени, падающей от вершины угла, определяем тени падающие от рёбер полки, как горизонтального, так и вертикального. Затем определяем границу всей тени от полки. Точки схода F1иF2 у тени и полки будут общие.

Таким же образом строим тень от шкафа, падающую на правую стену. Для построения используют проекцию S2 светящейся точки S

Каким способом проецирования получается тень предмета ** стене при искусственном.

В 21:40 поступил вопрос в раздел Другие предметы, который вызвал затруднения у обучающегося.

Вопрос вызвавший трудности

Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике "Другие предметы". Ваш вопрос звучал следующим образом:

После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:


Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.

Васильева Пелагея Юлиановна - автор студенческих работ, заработанная сумма за прошлый месяц 60 704 рублей. Её работа началась с того, что она просто откликнулась на эту вакансию

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

Деятельность компании в цифрах:

Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.

Ответы на вопросы - в этот раздел попадают вопросы, которые задают нам посетители нашего сайта. Рубрику ведут эксперты различных научных отраслей.

Полезные статьи - раздел наполняется студенческой информацией, которая может помочь в сдаче экзаменов и сессий, а так же при написании различных учебных работ.

Красивые высказывания - цитаты, афоризмы, статусы для социальных сетей. Мы собрали полный сборник высказываний всех народов мира и отсортировали его по соответствующим рубрикам. Вы можете свободно поделиться любой цитатой с нашего сайта в социальных сетях без предварительного уведомления администрации.

Построение теней от предметов при солнечном освещении.

Тема 7. Общие понятия о построении теней в перспективе.

В изобразительном искусстве построение теней от различных источников освещения имеет очень большое значение. Глаз человека воспринимает предметы в окружающем пространстве благодаря их освещённости.

Изображение теней в перспективе даёт возможность передать рельеф и форму предметов, их положение в пространстве, состояние погоды и т.д. Изображение светотени позволяет художнику находить сложные композиционные решения и сосредоточить внимание зрителя на главном, погружая в тень всё второстепенное.

Распределение света и тени на поверхности предмета называется светотенью. Собственной тенью называют неосвещённую часть предмета. Её границы определяются лучами света, касательными к предмету. Границу между освещенной и неосвещённой частями предмета называют линией разделасвета и тени.

Тень, которая отбрасывается освещённым предметом на предметную плоскостьили какую-либо поверхность, называется падающей тенью. Для построения её контура необходимо определитьлинию светораздела.

Тени могут быть построены двумя способами. Первый заключается в том, что тени строят на ортогональных чертежах, а затем переносят их в перспективу в процессе построения самого перспективного изображения. Второй способ (наиболее распространённый) заключается в том, что построение теней выполняют непосредственно на изображении объекта.

Построение падающей и собственнойтени предмета связанно с условием его освещения. В теории перспективы рассматривают два вида освещения сосредоточенным светом:естественное и искусственное.

При естественномосвещении источник света (Солнце, Луна) практически бесконечно удалён от предмета и размеры его малы в сравнении с расстоянием до предмета. Такое освещение параллельнымилучами называют солнечным. При солнечном освещении лучи, касательные к предмету, образуют цилиндрическую или призматическую поверхность.

Искусственный источник света, как правило, расположен на небольшом расстоянии от предмета и размеры его малы по сравнению с освещаемым объектом. Такое освещение можно рассматривать как освещение радиальными лучами ( освещение от лампы, фонаря, свечи и т.д.). Лучи, касаясь предмета, образуют как бы пирамидальную или коническую поверхность.

Построение теней от предметов при солнечном освещении.

При солнечном освещении лучи света принимают за параллельные, так как светящаяся точканаходится условно в бесконечности. Особенностью в построении падающей тени при солнечном освещении являться то, что проекция точки схода световых лучей, точкаS, всегда располагается на линии горизонта.

По отношению к зрителю и картине солнце может занимать три главных положения, которые определяют три основных направления солнечных лучей.

1. Солнце расположено в предметном пространстве, то есть, находится против наблюдателя, по ту сторону картины. Солнечные лучи - это восходящие параллельные прямые. Точка схода S солнечных лучей находится над линией горизонта в заданном месте. Её проекцияS1 располагается на линии горизонта. При таком положении солнца почти все видимые части предметов окажутся в тени, а падающие тени будут направлены на зрителя.

Для определения величины и направления тени от вертикали АВ надо из точкиS1 провести проекцию луча через нижнюю точку В до встречи с лучом, проведённым из точкиSчерез верхнюю точку А.

Для построения тени от прямоугольника проводим из точки S1 проекции лучей через нижние углы прямоугольника до встречи их с лучами, проведёнными из точкиS через верхние углы прямоугольника.


Построение теней от предметов, когда солнце расположено в предметном пространстве.

2. Солнце расположено в промежуточном пространствесправа или слева от наблюдателя. Лучи и их проекции параллельны плоскости картины, то есть являются фронтальными прямыми и наклонены к предметной плоскости под произвольным или заданным углом. Лучи не имеют точки схода и остаются параллельными между собой, их проекции на предметную плоскость будут параллельны основанию картины.

Тень, падающая от вертикали АВ, будет горизонтальной и параллельной основанию картины. Для определения её величины проводим из вершины А луч до пересечения с его проекцией, проведённой из точки В. Направление солнечных лучей на картине указывается заданным углом наклона к её основанию. Угол наклона лучей к предметной плоскости для средних широт выбирают в пределах от 35 0 и 45 0 .


Построение теней от предметов, когда солнце расположено в промежуточном пространстве.

Принцип построения теней от объекта остается таким же, как и в ортогональных проекциях. Через вершину каждого ребра проводим луч, под заданным углом наклона, до пересечения его с проекцией, проведённой через нижнюю точку ребра. Вершины тени соединяем прямыми, параллельными горизонтальным рёбрам и направленными в точки схода на линии горизонта. Предмет к зрителю будет обращён частично освещённой и теневой стороной.

Если объект имеет сложную форму (состоит из разных объемов), то в этом случае падающая тень будет расположена не только на предметной плоскости, но и на самом объекте.

Рассмотрим пример построения падающих теней от фигуры, состоящей из трёх разновеликих объемов.

Начнём с построения тени от вертикального объёма. Через верхнюю точку ближнего ребра проводим луч под заданным углом наклона. Проекцию этого луча проводим через нижнюю точку ребра, параллельно основанию картины, до нижней грани вертикальной плоскости центральной фигуры. По этой плоскости проводим прямую вертикально вверх до её пересечения с лучом. Найденную точку соединяем с точкой пересечения горизонтального ребра вертикального объёма с вертикальной плоскостью центральной фигуры. Граница тени построена.

Принцип построения теней от объекта остается таким же, как и в ортогональных проекциях. Через вершину каждого ребра проводим луч, под заданным углом наклона, до пересечения его с проекцией, проведённой через нижнюю точку ребра. Вершины тени соединяем прямыми, параллельными горизонтальным рёбрам и направленными в точки схода на линии горизонта. Предмет к зрителю будет обращён частично освещённой и теневой стороной.

Если объект имеет сложную форму (состоит из разных объемов), то в этом случае падающая тень будет расположена не только на предметной плоскости, но и на самом объекте.

Рассмотрим пример построения падающих теней от фигуры, состоящей из трёх разновеликих объемов.

Начнём с построения тени от вертикального объёма. Через верхнюю точку ближнего ребра проводим луч под заданным углом наклона. Проекцию этого луча проводим через нижнюю точку ребра, параллельно основанию картины, до нижней грани вертикальной плоскости центральной фигуры. По этой плоскости проводим прямую вертикально вверх до её пересечения с лучом. Найденную точку соединяем с точкой пересечения горизонтального ребра вертикального объёма с вертикальной плоскостью центральной фигуры. Граница тени построена.


Построение теней от сложной фигуры, когда солнце расположено в промежуточном пространстве.

Приступаем к построению падающей тени от центральной фигуры. Вначале строим падающую тень на предметную плоскость, игнорируя невысокий примыкающий объём. В точке пересечения следа луча от ближнего вертикального ребра центральной фигуры с вертикальной плоскостью малой фигуры проводим проекцию вертикально вверх. После того, как она пересечёт верхнее ребро малой фигуры, продолжим проекцию параллельно основанию картины до пересечения с лучом. От этой точки граница тени на горизонтальной плоскости малой фигуры будет направлена в точку схода F2,лежащую на линии горизонта. Строим падающую тень от малой фигуры на предметную плоскость.

1. Солнце расположено в мнимом пространстве, то есть находится сзади от зрителя. Солнечные лучи представляют собой нисходящие параллельныепрямые. Точка схода лучейSнаходится ниже линии горизонта настолько, насколько солнце предполагается выше него. Точка сходаS1 их горизонтальных проекций находится на линии горизонта. Все видимые части предмета освещены. Тени направлены в глубину от зрителя.

Для построения тени от отрезка АВ проводим через точкуSсветовой луч в точку А. Проекцию луча света проводим в точку схода S1 через точку В, с которой совпадает проекция освещённой точки А. Точка их пересеченияВ0задаётвеличину тени.


Построение теней от предметов, когда солнце расположено в мнимом пространстве.

Построим тень от треугольной пластины на произвольную плоскость ЕВМ. Через точку А проводим горизонтально-проектирующую лучевую плоскость. Горизонтальный след плоскости а S1 пересекает перспективу плана плоскости по линии а30, а перспективу самой плоскости пересекает по прямой 13. Пересечение этой прямой с лучом АSдаёт вершину тени А1. Точка А0 является фиктивной тенью на предметной плоскости. В точках 12 тень с земли переходит на наклонную плоскость. Из точкиS проводим световой луч в точку В. Из точки К проводим проекцию светового луча в точку схода S1 и её пересечение со световым лучом отметит точку В0. Проведя отрезок ЕВ0, построим границу тени от вертикальной плоскости ЕВК. Из точки В0 граница тени будет проходить параллельно горизонтальному ребру ВМ, то есть направлена в точку сходаF1. Тень построена.


Построение тени от треугольной пластины на произвольную плоскость, когда солнце расположено в мнимом пространстве.

Построение тени. Искусственное освещение. Урок 13

Искусственное освещение

Свет и тень это те главные определяющие, которые делают живопись и рисунок. Поэтому пишите вы портрет или натюрморт, пейзаж или батальную сцену без этого вам не обойтись.

Давайте рассмотрим, как выглядит тень от искусственного освещения в комнате. Для того что бы рисовать картины, в которых присутствует свеча или фонарик или лампочка это урок как раз полезен.

Лучи от, например лампочки, расходятся во все стороны радиально. Если Вы поняли построение тени в прошлых уроках, например Урок 12. Построение падающей тени, тогда этот не будет очень сложным.

Построение тени искусственное освещение

В конечном итоге у нас должен получится вот такой рисунок. Картинка внизу.

Искусственное освещение

Так же как и в построении куба, построении пирамиды строим комнату по закону перспективы. Линия горизонта, точка схода F, и от нее строится комната, ну и предметы находящиеся в ней тоже.

Искусственное освещение

Теперь нарисуем стилизованный источник света (лампочка). Смотрим вниз:

Искусственное освещение

Сейчас нам необходимо сделать проекцию света на стены и пол. У нас источник обозначен буквой S, а проекции от источника света (лампочки) точками S1, S2, S3:

Искусственное освещение

Теперь я размещу предметы в комнате. У нас будет импровизированные полка книжная, комод, шкаф пинал, картина, ну и проем в другую комнату. На построении предметов я останавливаться не буду, так как эту часть мы рассматривали в предыдущих уроках, например построение куба. Смотрим картинку внизу:

Искусственное освещение

Ну, что же давайте построим тень от полки. Остальные предметы, что бы не путаться я на время спрячу. Итак, проводим луч S-P1 через верхний угол полки. Картина внизу:

Искусственное освещение

Теперь проведем еще два луча. S-P2 через нижний угол полки, который ближе к нам. И если Вы заметили мебель у нас сделана прозрачной, для лучшего понимания, что происходит с тенью за предметом. Если Вы внимательно посмотрите у нас проекция источника света проходит через книжную полку, поэтому тень будет и слева и справа от полки. Так вот второй луч S-P3, для определения тени дальней плоскости нашей полки. Картинка ниже:

Искусственное освещение

Теперь проведя луч S1-P4, мы определим, где тень должна опустится вниз. А именно в пересечении лучей S-P1 и S1-P4:

Искусственное освещение

А также в пересечении лучей S1-P5 и S-P3, на дальней от нас плоскости. Смотрим картинку внизу:

Искусственное освещение

Теперь соединяем найденные точки. Причем нижняя линия тени должна направляться в сторону точки схода F. Смотрим внизу:

Искусственное освещение

Далее строим тень нашего импровизированного комода. Принцип такой же. Проекция света так же проходит через комод, поэтому тень, как и в примере с полкой, будет с двух сторон. Итак строим лучи S-C1 и S-C2 :

Искусственное освещение

Теперь определим тень в дальней плоскости нашего предмета, проведя лучи S-C3, S2-C5 и S1-C6. Смотрим вниз:

Искусственное освещение

Теперь определяем пересечение лучей S-C2 и S2-C4, которое нам даст точку продления тени к стене:

Искусственное освещение

Определив основные точки, рисуем контур тени:

Искусственное освещение

Далее переходим к шкафу. Здесь я подробно не останавливаюсь, потому что принцип такой же как и в комоде. Единственное отличие, это то, что проекция света не проходит по шкафу. Картинка ниже:

Искусственное освещение

Теперь картина. От нижнего угла картины проводим линию вверх до луча S-K1. А верхняя линия тени должна стремится к точке схода F (эту точку можно увидеть выше в статье):

Искусственное освещение

Теперь построим тень в дверном проеме. Проведя луч S2-D2, мы узнаем, где тень будет переходить на дальней стене коридора. Смотрим вниз:

Искусственное освещение

Луч S-D1 даст нам понять где тень должна поворачивать по дальней стене коридора:

Искусственное освещение

Соединили линии тени, и мы имеем тень в коридоре на дальней стене. Смотрим внизу картинку:

Искусственное освещение

Если убрать все вспомогательные линии, мы получим такой результат:

Искусственное освещение

Теперь давайте сотрем также линии, которые мы делали для просмотра тени за предметами (эффект призмы, прозрачности):

Искусственное освещение

И теперь если залить тени тоном, у нас должен получится такой результат. Смотрим картинку внизу:

Построение теней при искусственном освещении

Искусственный источник света, как и всякая точка в перспективе, определяется на картине как перспектива самой светящейся точки и перспектива основания (см. рис. 9.22).

Источник света можно располагать в любом месте относительно освещаемого объекта. Это зависит от того, как пожелает художник использовать свет в композиции картины.

Длина тени зависит от высоты светящейся точки и ее расстояния до освещаемого предмета. Тень не должна вылезать за линию горизонта и за О-О. Если она выше горизонта – это мнимая тень. Следовательно, надо правильно выбирать источник света.

Если предмет освещается несколькими источниками света, то падающие тени накладываются одна на другую. Место наложения двух падающих теней называется полнойтенью. Несовпадающие части падающих теней называются полутенями. Сначала строят собственную тень, потом полутени, затем полную тень, но не черную, так как она освещается отраженным светом.

Пример 1. Построить падающую тень от вертикали при двух заданных источниках света (рис. 9.27).

Пример 2. Построить собственную и падающую тени от параллелепипеда при двух заданных источниках света (рис. 9.28).

Каким способом проецирования получается тень предмета на стене при искусственном освещении


Раздел 2: Проецирование (6 часов)

Понятие о проецировании. Способы проецирования. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное (ортогональное) проецирование. Проецирование на 2 и 3 взаимно перпендикулярные плоскости. Метод Монжа. Плоскости проекций. Расположение видов. Аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая проекция. Способы построения прямоугольной изометрической проекции плоских и объемных фигур. Рациональные построения в изометрии. Технический рисунок. Эскиз. Решение творческих задач.

Урок № 5: Понятие о проецировании. Способы проецирования.


Ботвинников А.Д. § 3, 4 [1]

Степакова В. В. § 12, 13 [3]
Вышнепольский И.С. § 16 [8]

Это интересно!

http://cherch-ikt.ucoz.ru/Ikonki/interes.jpg

Изображения на чертеже выполняют по правилам проецирования. Проецированием называется процесс получения изображения предмета на плоскости – бумаге, экране, классной доске и т. д. Получившееся при этом изображение называют проекцией .

«Проекция» — слово латинское. В переводе на русский язык оно означает «бросать (отбрасывать) вперед».

В основе правил построения изображений на чертеже лежит метод проекций. Метод проекций - отображение геометрической фигуры на плоскость путем проецирования ее (фигуры) точек.

Чтобы построить изображение предмета по методу проекций, необходимо через точки на предмете (например, через его вершины) провести воображаемые лучи до встречи их с плоскостью. Лучи, которые проецируют предмет на плоскость, называются проецирующими .

Плоскость, на которой получается изображение предмета, называется плоскостью проекции .

http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/proec_1.jpg

Рис. 1. Понятия проецирования.

Способы изображения предметов отличаются друг от друга, как методами проецирования, так и условиями их построения. Одни способы дают более наглядное изображение, нетрудны для построения, другие менее наглядны, но зато более просты для построения.

Чтобы выяснить, что представляет собой метод проекций, обратимся к примерам.

Поместим перед электрической лампочкой какой-нибудь предмет. Тень, полученную на стене, можно принять за проекцию предмета. Положите на бумагу какой-нибудь плоский предмет и обведите его карандашом. Вы получите изображение, соответствующее проекции этого предмета.

Посмотрим процесс получения проекций геометрических фигур, из которых состоят дорожные знаки (рис. 2, 5, 8). Для построения изображений этих геометрических фигур использован метод проекций.

На рисунке 2,б проекцией точки А будет точка а, т.е. точка пересечения проецирующего луча Оа с плоскостью проекций. Проекцией точки В будет точка b и т. д. Если теперь соединить на плоскости эти точки прямыми линиями, то мы получим проекцию изображаемой фигуры, например треугольника.

http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/proec_2.jpg

Рис. 2 . Центральное проецирование

На изображениях точки в натуре, т е точки на предмете, будем обозначать большими (прописными) буквами латинского алфавита. Проекции этих точек на плоскость обозначают теми же, но малыми (строчными) буквами.

Рассмотренный пример построения изображений составляют сущность метода проекций.

Если проецирующие лучи, с помощью которых строится изображение предмета, расходятся из одной точки, проецирование называется центральным (рис. 2). Точка, из которой выходят лучи (О), называется центром проецирования. Полученное при этом изображение предмета называется центральной проекцией .

http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/proec_3.jpg

Рис. 3. Центральное проецирование на плоскости.

Величина проекции зависит от положения предмета по отношению к картинной плоскости, а также от расстояния его до этой плоскости и до центра проецирования. На рис. 3, а предмет расположен между центром О и картинной плоскостью К и поэтому его изображение получается увеличенным. Если предмет расположить за плоскостью К (рис. 3, б), то изображение получится уменьшенным.

Центральные проекции часто называют перспективой. Взаимно параллельные линии предмета, не параллельные картинной плоскости, проецируются как группа линий, сходящихся в одной точке (рис. 4).

http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/proec_4.jpg

Рис. 4. Перспектива

Проекции каждой группы параллельных линий имеют свою точку схода О 1 и О 2 . Точки схода проекций всех групп параллельных линий расположены на одной прямой, называемой линией горизонта. Предмет, изображенный на рис. 4, расположен по отношению к картинной плоскости так, что ни одна из его граней не параллельна этой плоскости. Такую центральную проекцию называют угловой перспективой.

Изображение, полученное методом центрального проецирования, сходно с фотографией, так как оно получается примерно таким, каким его видит глаз человека. Также примерами центральной проекции являются кинокадры, тени, отброшенные от предмета лучами электрической лампочки, и др. Метод центрального проецирования используется в архитектуре, строительстве, а также в академическом рисовании – рисовании с натуры.

Если проецирующие лучи параллельны друг другу, то проецирование называется параллельным , а полученное изображение – параллельной проекцией . Примером параллельной проекции являются солнечные тени (рис. 5, 8).

http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/proec_5.jpg

Рис. 5. Параллельное проецирование

При параллельном проецировании все лучи падают на плоскость проекций под одним и тем же углом.

Если это любой угол, отличный от прямого, то проецирование называется косоугольным (рис. 6). В косоугольной проекции, как и в центральной, форма и величина предмета искажаются. Однако строить предмет в параллельной косоугольной проекции проще, чем в центральной.

http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/proec_6.jpg

Рис. 6. Параллельное косоугольное проецирование на плоскости.

В техническом черчении такие проекции используют для построения наглядных изображений (рис.7).

http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/proec_7.jpg

Рис. 7. Процесс поучения наглядного изображения.

В том случае, когда проецирующие лучи перпендикулярны к плоскости проекций (рис. 8), т. ё. составляют с ней угол в 90°. проецирование называют прямоугольным . Полученное при этом изображение называется прямоугольной проекцией предмета.

http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/proec_8.jpg

Рис. 8. Параллельное прямоугольное проецирование.

Проекционное черчение имеет большое значение для развития пространственного представления, без которого невозможно сознательно читать чертежи и тем более выполнять их (рис 9).

Прямоугольные проекции называют также ортогональными . Слово "ортогональный" происходит от греческих слов "orthos" - прямой и "gonia" - угол.

http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/proec_9.jpg

Рис. 9. Параллельное прямоугольное проецирование на плоскости

Способ прямоугольного проецирования является основным в черчении. Он используется для построения изображений на чертежах и наглядных изображений предметов, так как они достаточно наглядны и выполнять их проще, чем центральные.

Чертежи в системе прямоугольных проекций дают достаточно полные сведения о форме и размерах предмета, так как предмет изображается с нескольких сторон.


Практические задания, тесты и домашние работы

Графическая работа



Вопросы для повторения



ts2

Читайте также: