Как строить мосты а не стены

Обновлено: 29.04.2024

Родители и дети: как строить мосты, а не стены?

Оче­ред­ная беседа с иереем Ники­той Забо­лот­но­вым и пси­хо­ло­гом Марией Сер­ге­е­вой посвя­щена вопро­сам обще­ния роди­те­лей с детьми раз­ного воз­раста. Пого­во­рим о насто­я­щей любви к чадам, о воз­раст­ных кри­зи­сах, актив­ном слу­ша­нии, пра­ви­лах раз­ре­ше­ния кон­флик­тов и о мно­гом дру­гом – о том, что так важно для мира и вза­и­мо­по­ни­ма­ния в семье.

Умению проявлять любовь надо учиться

О. Никита Заболотнов:

– Есть две заме­ча­тель­ные книжки по вос­пи­та­нию детей, «Общаться с ребен­ком. Как?» и «Про­дол­жаем общаться с ребен­ком так», автор – извест­ный оте­че­ствен­ный пси­хо­лог, педа­гог и экс­перт по вопро­сам вос­пи­та­ния Юлия Гип­пен­рей­тер. Изло­жен­ный там опыт очень поле­зен – я опро­бо­вал его на своей семье и мно­гое про­ра­бо­тал. У меня три дочери, и у всех – сплош­ные эмо­ции. Сна­чала было очень трудно: говорю им одно, они мне – дру­гое, мы друг друга плохо пони­мали. Мне как отцу, напри­мер, был нужен от них резуль­тат, а им важен процесс.

OG KGcOQzkw - Родители и дети: как строить мосты, а не стены?

Стать ближе с детьми и дей­стви­тельно открыть мно­гие вещи, кото­рые раньше были закрыты, мне помогла тех­ника актив­ного слу­ша­ния. Бла­го­даря этой мето­дике я научился сна­чала слу­шать, потом пока­зы­вать свои эмо­ции, а затем рас­по­зна­вать их эмоции.

Навер­ное, кого-то сму­щает, что это какая-то пси­хо­ло­ги­че­ская тех­ника и тех­но­ло­гия, что за этим нет искрен­но­сти. Вскоре я убе­дился – это рабо­тает. На самом деле уме­нию пра­вильно рас­кры­вать свою искрен­ность надо учиться.

Вы спро­сите, почему? Потому что любовь про­яв­ля­ется по-раз­ному, и мы зача­стую про­сто не видим ее про­яв­ле­ния в дру­гом чело­веке, да и сами не умеем ее пра­вильно про­яв­лять. В этом и заклю­ча­ется наша про­блема. В первую оче­редь, конечно, это про­блема семей­ных отно­ше­ний между мужем и женой, а во вто­рую – и в отно­ше­ниях с детьми.

Любовь может про­яв­ляться мяг­кой забо­той и неж­ными отно­ше­ни­ями, но также любовь может быть довольно жест­кой, когда из любви мы огра­ни­чи­ваем ребенка, не идём на попу­сти­тель­ство, по сути, мы не ищем самый про­стой, бес­кон­фликт­ный путь, но ради любви мы ищем лучшее.

Ещё одно очень важ­ное про­яв­ле­ние любви в семье – это уме­ние слу­шать и слы­шать дру­гого чело­века. Потому что очень часто мы живём в одних сте­нах, пита­емся с одного стола, но не слы­шим и не пони­маем друг друга. У каж­дого своя жизнь, свои инте­ресы, своё виде­ние про­блем, и при этом насто­я­щей семьей мы смо­жем стать только тогда, когда научимся по-насто­я­щему слы­шать друг друга.

Кажется, что нет ничего проще, чем слы­шать дру­гого чело­века, мы пони­маем слова, пони­маем их смысл, но для того чтобы услы­шать дру­гого, нужно хотя бы на время отвлечься от самого себя, от мыс­лей о самом себе. И только тогда мы смо­жем уви­деть дру­гого пол­но­стью, а не в ту замоч­ную сква­жину, за кото­рой очень часто мы видим не самого чело­века, а лишь наши пред­став­ле­ния о нём, некий набор функций.

Помочь научиться общаться друг с дру­гом может совре­мен­ная пси­хо­ло­гия. заме­ча­тель­ный дет­ский пси­хо­лог Мария Сер­ге­ева пред­ло­жит несколько про­стых, но очень важ­ных пра­вил обще­ния в семье и осо­бенно с детьми.

Общаемся эффективно

rWrTabLQdHM - Родители и дети: как строить мосты, а не стены?

Пси­хо­лог Мария Сергеева:

– В про­дол­же­ние темы дет­ско-роди­тель­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний пого­во­рим о пра­ви­лах эффек­тив­ного обще­ния роди­те­лей с детьми.

Важно при выстра­и­ва­нии диа­лога с ребен­ком учи­ты­вать его инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти, при­ни­мать во вни­ма­ние, что каж­дый из нас – уни­каль­ная лич­ность со своим харак­те­ром, чер­тами, возможностями.

Однако суще­ствуют базо­вые ори­ен­тиры, кото­рые более или менее уни­вер­сальны и могут быть при­ме­нимы прак­ти­че­ски в каж­дой семье.

Правило первое

Когда вы с ребён­ком обща­е­тесь, когда вы его слу­ша­ете, дайте ему понять и почув­ство­вать, что вы пони­ма­ете его состо­я­ние, его чув­ства, свя­зан­ные с тем собы­тием, о кото­ром он вам рас­ска­зы­вает. Даже если это собы­тие отри­ца­тель­ного плана.

Когда ребё­нок, ска­жем, Вася-вто­ро­класс­ник, при­бе­гает домой: «Мама, что за ужас­ная школа, я туда нико­гда не пойду, и даже не проси меня! Не пойду, и всё!», важно дать ребёнку выплес­нуть эмо­ции, а потом спо­койно сесть рядом и ска­зать: «Навер­ное, тебя очень рас­стро­ило то, что сего­дня про­изо­шло. Может быть, ребята не поняли, или учи­тель­ница пору­гала». И здесь важно взять паузу, дей­стви­тельно замол­чать и дать ребёнку ска­зать: «Да-нет-не знаю, на самом деле, грустно (обидно, досадно, печально.. и дру­гие воз­мож­ные варианты)».

Так вы раз­де­ля­ете с ним его чув­ства и назы­ва­ете их сво­ими сло­вами, и это важно. Потому что сам ребё­нок зача­стую не может опре­де­лить то чув­ство, кото­рое испы­ты­вает, ему трудно бывает назвать его.

Почему пси­хо­логи бьют тре­вогу, сове­туют раз­ви­вать эмо­ци­о­наль­ный интел­лект у детей? Именно потому, что и взрос­лому чело­веку, а тем более детям очень трудно назвать сло­вами то, что чувствуешь.

Когда мы обо­зна­чаем свое пере­жи­ва­ние сло­вом, оно пере­стаёт так тяго­тить и тре­во­жить, осо­бенно если оно отри­ца­тельно окра­шен­ное. Тот же прин­цип с пере­жи­ва­ни­ями в слу­чае, если они вызы­вают чрез­мер­ное воз­буж­де­ние, эйфо­ри­че­ское состо­я­ние, – когда они выра­жены кон­струк­тивно, пра­вильно, тогда пере­стают сильно рас­тор­ма­жи­вать, и, напри­мер, бур­ная радость пере­хо­дит в спо­кой­ное удовлетворение.

Таким обра­зом, когда вы выслу­ши­ва­ете ребенка, а затем сво­ими сло­вами повто­ря­ете то, что он вам рас­ска­зы­вает, вы уби­ва­ете сразу мно­гих зай­цев. Ребё­нок убе­дится, что вы его слы­шите, то есть что вы с ним, вы его пони­ма­ете, он не оди­нок в своем пере­жи­ва­нии. Так между вами воз­ни­кает то, что педа­гоги и пси­хо­логи назы­вают вол­шеб­ным сло­вом «эмпа­тия», то есть сопе­ре­жи­ва­ние. Таким обра­зом, вы не остав­ля­ете ребенка один на один с его чув­ствами, зача­стую очень сильными.

Бла­го­даря вашему уча­стию ребё­нок смо­жет услы­шать самого себя как бы со сто­роны и лучше осо­знать свои чув­ства. То есть вы закла­ды­ва­ете важ­ный навык осо­знан­но­сти чувств, а затем и после­ду­ю­щих дей­ствий: полезно обсуж­дать чув­ства, кото­рые про­яв­ля­ются в опре­де­лен­ных ситу­а­циях, как они повли­яли на тот или иной посту­пок, выбор ребенка – это научит ребенка ана­ли­зи­ро­вать свою жизнь, извле­кать важ­ные уроки, обра­щать вни­ма­ние на душев­ные пере­жи­ва­ния – свои и дру­гих людей, тех, кто рядом. А еще даёте понять ребенку, что его эмо­ци­о­наль­ный мир важен, и то, как он себя чув­ствует эмо­ци­о­нально, не менее зна­чимо, чем то, что у него ноги замерзли или лоб вспо­тел, – что его душев­ный мир не менее (а даже более) важен, чем физический.

Зна­чимо и то, что ребё­нок убе­дится – его поняли пра­вильно. Потому что очень часто в наших отно­ше­ниях есть моменты недо­ска­зан­но­сти, кото­рые играют не в пользу дове­рия и хоро­шего кон­такта, сер­деч­ной связи между роди­те­лями и детьми, в своей основе необ­хо­ди­мой для взаимопонимания.

Правило второе

Слу­шая ребёнка, важно сле­дить за его мими­кой и жестами и их анализировать.

Ино­гда дети могут уве­рять, что всё в порядке, всё нор­мально, но при этом у ребенка дро­жит под­бо­ро­док, глаза на мок­ром месте, ладо­шки потеют, пле­чи­ками подер­ги­вает. И нам понятны эти знаки – это сиг­налы небла­го­по­лу­чия.

В смысле про­фи­лак­тики явле­ний эмо­ци­о­наль­ного небла­го­по­лу­чия такие наблю­де­ния важны, – чтобы не поз­во­лить ребенку уйти в какие-то кри­зис­ные состо­я­ния, нару­ше­ния адап­та­ции и пси­хи­че­ского здо­ро­вья. Ого­во­римся здесь, что име­ются в виду не труд­но­сти, воз­ни­ка­ю­щие при пере­жи­ва­нии нор­ма­тив­ных воз­раст­ных кри­зи­сов, кото­рые могут про­яв­ляться в соот­вет­ству­ю­щие пери­оды (в три года, в семь лет, в под­рост­ко­вом пери­оде, в ран­ней юно­сти), а в какие-то иные, – те, кото­рые совре­мен­ными пси­хо­ло­гами назы­ва­ются «ост­рые кри­зис­ные состо­я­ния».

Это может быть очень силь­ная затяж­ная ссора, травля ребёнка в классе, лич­ный нега­тив­ный опыт отно­ше­ний со сверст­ни­ками, с педа­го­гами. То собы­тие, о кото­ром мы можем и не узнать – дети склонны замы­каться в себе, если изна­чально не полу­чали долж­ного вни­ма­ния к своей лич­но­сти, или роди­те­лям, дей­стви­тельно, по объ­ек­тив­ным при­чи­нам, было не до того.

Да, бывает так: неко­гда, заняты, и вот в этой точке пере­жи­ва­ния у ребёнка важно ска­зать: «Малыш, люби­мый, мой хоро­ший, мы с тобой вече­ром во столько-то сядем и пого­во­рим, обсу­дим». Но это только в том слу­чае, если вы не видите, что это что-то кри­тич­ное, из-за чего стоит отло­жить все дела, выклю­чить теле­фон, спря­тать план­шет и сразу же пого­во­рить один на один.

И ещё, когда слова и мимика не сов­па­дают, важно отда­вать пред­по­чте­ние мимике, выра­же­нию лица, позе, жестам, тону голоса. Это то, что хуже всего уда­ется кон­тро­ли­ро­вать, очень трудно сыг­рать, изоб­ра­зить, если ты не про­фес­си­о­наль­ный артист, и при этом невер­баль­ные при­знаки могут быть важ­ным сиг­на­лом к тому, на что, в первую оче­редь, взрос­лым стоит обра­тить внимание.

Правило третье

Под­дер­жи­вайте и под­бад­ри­вайте сво­его ребёнка – как сло­вами, так и без слов.

Никому и нико­гда еще не мешала улыбка, объ­я­тие. Под­миг­ните, потре­пите по плечу, поки­вайте, посмот­рите в глаза, удер­жи­вайте этот визу­аль­ный кон­такт. На прак­тике и ваш ребё­нок вме­сте с вами при­об­ре­тает этот очень важ­ный навык. В любом дове­ри­тель­ном обще­нии: в учёбе, на работе, в обще­ствен­ной дея­тель­но­сти, в дру­же­ских отно­ше­ниях и дело­вой среде – трудно пред­ста­вить эффек­тив­ное обще­ние между собе­сед­ни­ками, парт­не­рами, сора­бот­ни­ками – без хоро­шего кон­такта, в том числе, визуального.

Воз­можно, с этого начи­на­ется базо­вое дове­рие между людьми, готов­ность друг друга вос­при­ни­мать с ува­же­нием, слу­шать и слы­шать. Возь­мите ребенка за руку, при­об­ни­мите его. Понятно, что под­ростки ерши­стые, они могут нега­тивно реа­ги­ро­вать на ласку: «И вообще, мама, уйди от меня, я уже взрослый!».

Но именно такие «ёршики», как они, отча­янно нуж­да­ются в хоро­шем кон­такте с роди­те­лем, даже если этого не пока­жут и ска­жут: «Нет-нет-нет, нико­гда, я сам, не надо!». А на самом деле для под­рост­ков это крайне важно. Они «ёршики» только потому, что без­за­щитны в своём состо­я­нии, обна­жены эмо­ци­о­нально, и отча­янно нуж­да­ются в при­ня­тии, пони­ма­нии, когда-то – в снис­хож­де­нии, и все­гда – в тер­пе­нии взрос­лых и чут­кой, дели­кат­ной, но ста­биль­ной поддержке.

Правило четвертое

Сле­дите за тем, каким тоном вы отве­ча­ете на вопросы ребенка.

Ваш тон во мно­гом гово­рит гораздо яснее, чем слова. То есть, когда вы строго осуж­да­ете или обес­це­ни­ва­ете какую-то серьез­ную для ребёнка тему, он в этот момент пере­жи­вает. Может, у него пер­вый опыт ссоры с дру­гом, или пер­вый опыт неудачи, или наобо­рот, какой-то победы, к кото­рой он морально не был готов. Тон нико­гда не дол­жен быть насмеш­ли­вым, пре­не­бре­жи­тель­ным, но все­гда мак­си­мально вни­ма­тель­ным и вовлеченным.

У вас может не быть гото­вых отве­тов на все вопросы ребенка, ино­гда не грех честно об этом ска­зать: «Зна­ешь, это труд­ный для меня вопрос, может быть, мы поду­маем, пораз­мыш­ляем вме­сте. Или, может быть, я возьму для себя время подумать».

Вовсе не надо, чтобы мама или папа были эда­кими все­знай­ками. Да и ребё­нок будет гораздо менее тре­вож­ным, обес­по­ко­ен­ным и неуве­рен­ным, если будет пони­мать, что, как у меня, так и у моей мамы, так и у папы может быть твор­че­ский или интел­лек­ту­аль­ный поиск.

Часто педа­гоги гре­шат авто­ри­тар­но­стью и убеж­дают детей, что взрос­лые могут дать ответы на все вопросы: «И как ты сочи­не­ние напи­сал не по Белин­скому, и откуда ты взял такие суж­де­ния». Или: «По теме N нужно рас­ска­зы­вать, не как ты дума­ешь, а как мы на уроке про­хо­дили (как в учеб­нике в 3‑м параграфе)».

Так вот, пусть в семье всё-таки будет больше живого обще­ния, сов­мест­ного поиска и воз­мож­но­стей для «моз­го­вого штурма», сво­бод­ного диа­лога – ино­гда это бывает очень полезно, настолько, что и взрос­лые делают новые откры­тия: о себе, друг о друге, о детях.

Правило пятое

Поощ­ряя ребёнка, под­дер­жи­вайте раз­го­вор, демон­стри­руйте заин­те­ре­со­ван­ность в том, что ребё­нок рассказывает.

Здесь мы отча­сти дуб­ли­руем преды­ду­щее пра­вило, но под­чер­ки­ваем, насколько роди­тель может управ­лять разговором.

Напри­мер, спро­сите: «А что было дальше, рас­скажи об этом, как раз­ви­ва­лись собы­тия?» Ино­гда ребенку важно помочь, как гово­рят пси­хо­логи, «порас­кру­чи­вать» его, осо­бенно если вы за своим ребён­ком зна­ете, что он замы­ка­ется, бывает сму­щён, ему трудно выска­заться. Это и от типа тем­пе­ра­мента зависит.

Когда ребё­нок очень живой, холе­рик, актив­ный, он может в диа­логе с вами рас­ска­зать и весь день, и все ново­сти дру­зей. Но бывают детки более скром­ные, им ком­фортно «спря­таться в себе», они часто задум­чивы, мол­ча­ливы, склонны обе­ре­гать свой внут­рен­ний мир, – им хорошо бы помочь раз­го­во­риться, не отде­лы­ваться на вопрос: «Как дела?» одним отве­том: «Нор­мально».

Часто это хорошо полу­ча­ется в какой-то сов­мест­ной дея­тель­но­сти. Сели, вме­сте пори­со­вали, поиг­рали, сей­час такие заме­ча­тель­ные настоль­ные игры для всей семьи, в том числе автор­ства той же Юлии Гип­пен­рей­тер, и дру­гих авто­ров, и необя­за­тельно пси­хо­ло­гов. Это может быть какая-то «моно­по­лия», «ходилка», «ассо­ци­а­ции», лото, домино, – вообще, всё что угодно и по душе.

Очень нра­вится пси­хо­ло­гам «Кро­ко­дил» – игра-уга­дайка слов по мимике и жестам. Это и весело, и дает эмо­ци­о­наль­ную раз­рядку, а глав­ное, можно настро­ить душев­ный камер­тон на обще­ние с ребенком.

Правило шестое

Можно выра­жать свое недо­воль­ство отдель­ными дей­стви­ями, но не ребён­ком в целом.

Бывает, мы недо­вольны, ребенка надо бы покри­ти­ко­вать – с ним слу­ча­ются неле­пые ситу­а­ции, он совер­шает дурац­кие поступки, – но и здесь недо­пу­стимо исполь­зо­ва­ние ярлы­ков. Напри­мер, вы гово­рите сыну: «Ты бес­тол­ко­вый» – здесь налицо обид­ный, уни­жа­ю­щий лич­ность ярлык, кото­рый ско­рее оттолк­нет, да еще и опа­сен тем, что может задать нега­тив­ную про­грамму («раз бес­тол­ко­вый, глу­пый, пло­хой – зна­чит, не стоит и ста­раться, всё равно меня не любят, не ценят»).

То есть вы осуж­да­ете, пори­ца­ете дей­ствия ребёнка, но не осуж­да­ете его чув­ства, какими бы неже­ла­тель­ными они ни были. Не касай­тесь лич­но­сти. Гово­рите: «Ты, сынок, или ты, доченька, ты заме­ча­тель­ная, я тебя очень люблю, мы с тобой очень близки, но в кон­крет­ном слу­чае ты посту­пила по-дурацки – нельзя гово­рить учи­тель­нице, что она как-то не так лите­ра­туру преподает.

Это недо­пу­стимо нико­гда, ни при каких обсто­я­тель­ствах. Или это допу­стимо, если ты мне выра­зишь свое недо­воль­ство, но в классе нельзя, или как-то в дру­гой (веж­ли­вой) форме. То есть, ста­раться, чтобы у вас не было пре­тен­зий по отно­ше­нию к лич­но­сти ребенка и к его чув­ствам.

Надо уяс­нить себе, что не бывает пра­виль­ных и непра­виль­ных чувств, каж­дое наше чув­ство в его адек­ват­ном выра­же­нии имеет право на существование.

Это важно пони­мать и для себя, ведь и мы тоже можем, будучи взрос­лыми зре­лыми людьми, при­ни­мать или не при­ни­мать какие-то свои чув­ства, даже осуж­дать себя за них.

Но они – это наша пси­хи­че­ская реаль­ность, и мы неиз­бежно эмо­ци­о­нально пере­жи­ваем то, что с нами про­ис­хо­дит в жизни. Глав­ное – пра­вильно оце­ни­вать свои чув­ства и пони­мать, как мы их предъ­яв­ляем своим близ­ким, как мы их выра­жаем, чтобы осо­зна­вать, где закан­чи­ва­ется наша сво­бода (в том числе и в про­яв­ле­нии себя) и где начи­на­ется сво­бода дру­гого чело­века. Что бы там ни было – и гнев может быть пра­вед­ным, и злость имеет право на суще­ство­ва­ние. Но, чтобы мы не сры­ва­лись, важно выдох­нуть, сосчи­тать до десяти, а потом уже трезво, по воз­мож­но­сти более адек­ватно реагировать.

Правило седьмое

Ста­рай­тесь не вме­ши­ваться в дело, кото­рым занят ребё­нок, если он не про­сит о помощи.

Всё зави­сит от воз­раста ребёнка, и дела должны соот­вет­ство­вать ему по возрасту.

Педа­гоги часто реко­мен­дуют исполь­зо­вать такую тех­нику – «выбор без выбора». Важно, чтобы роди­тель взял ребенка за руку и пока­зал: можно в дет­ский клуб пойти, зани­маться, ска­жем, спор­том; запи­саться на рисо­ва­ние или на какие-нибудь фольк­лор­ные «топо­тушки».

Здесь роди­тель пока­зал ребенку вари­анты, и ему гораздо проще из вари­ан­тов выбрать тот, кото­рый ему под­хо­дит. Но при этом какой-либо из пред­ло­жен­ных выбрать нужно обя­за­тельно, в этом состоит педа­го­ги­че­ский смысл тех­ники. Таким обра­зом, ребё­нок заин­те­ре­со­ван и выби­рает сам – здо­рово, если он будет увле­ченно зани­маться помимо дет­ского сада и школы, это необ­хо­димо как усло­вие лич­ност­ного раз­ви­тия: чтобы ребё­нок учился общаться, сотрудничать.

Ребёнку важно при­вык­нуть к кол­лек­тиву, к педа­гогу, столк­нуться с тем, что не всё сразу полу­ча­ется. То есть на два-три месяца у него с папой и с мамой должна быть дого­во­рен­ность – раз уж пошли, то надо посмот­реть, поза­ни­маться, а потом уста­нав­ли­ва­ете гра­ницу по кален­дарю, смот­рите: до 30 ноября, напри­мер, похо­дишь, и уже потом на семей­ном совете решим, что дальше.

Бывает, что в силу соб­ствен­ной роди­тель­ской тре­вож­но­сти мы начи­наем черес­чур вклю­чаться в дела ребёнка – по его круж­кам, сек­циям, допол­ни­тель­ным заня­тиям; раз­би­раем то, что задают в садике, в школе. Уча­стие роди­те­лей необ­хо­димо, но оно не должно быть тоталь­ным, когда каж­дую строчку ребё­нок пишет под неусып­ным мами­ным кон­тро­лем. Иначе воз­ни­кают про­блемы в седь­мом-вось­мом классе – ока­зы­ва­ется, что ребё­нок неса­мо­сто­я­тель­ный, сам ничего не хочет делать, либо ждёт под­сказки, роди­тель­ского ори­ен­ти­ро­ва­ния. Да, пере­ста­ра­лись соломку стелить…

Ино­гда мамы при­хо­дят на кон­суль­та­цию с про­бле­мой – ребе­нок 12–17 лет дома ничего не делает, не заста­вишь. Начи­на­ешь спра­ши­вать, а в началь­ной школе вы как-то при­вле­кали его к уборке, к домаш­ним обя­зан­но­стям? Они важны ребёнку, чтобы пони­мать, что он делает свой вклад, что маме может помочь, и роди­тель­ская похвала – не дежур­ная фраза, а обос­но­ван­ная бла­го­дар­ность за что-то конкретное.

Обычно мамы воз­ра­жают: «Только не это, ребе­нок сде­лает нека­че­ственно, плохо убе­рется!» Даже если и так – слава Богу, ваше чадо готово помо­гать! Не надо его в этом наме­ре­нии оста­нав­ли­вать и тут же кидаться исправ­лять «недо­четы». Пус­кай сна­чала это будет «не так». Вы лучше потом неза­метно возь­мите и пере­де­лайте за него, а сами гово­рите: моло­дец, умничка, очень помог! Это зало­жит основу для его буду­щей самостоятельности.

Также и с ответ­ствен­но­стью в учеб­ных делах. Пред­ставьте, есть зона «А», и тут ребё­нок может мно­гое сам, у него полу­ча­ется, вы в этом удо­сто­ве­ри­лись, и всё заме­ча­тельно, он это делает, его даже кон­тро­ли­ро­вать не надо. Про­смот­рели бегло, для само­успо­ко­е­ния роди­тель­ского – всё хорошо. Есть зона «Б», где у него полу­ча­ется с вашей помо­щью – ребё­нок попро­бует сам, но знает – даже если мама, папа зани­ма­ются сво­ими делами, их можно позвать на помощь, спро­сить, и всё хорошо.

Есть у всех свои «зоны дефи­цита», где встре­ча­ются осо­бые труд­но­сти. Да, конечно, есть мама, папа, бабушка, репе­ти­тор, обу­ча­ю­щее видео… В «зонах дефи­цита» для осво­е­ния того или иного навыка тре­бу­ется большая мера помощи.

Но лучше стре­миться к тому, чтобы по мере взрос­ле­ния ребенка побольше дел ока­зы­ва­лось всё-таки в зоне «А» – в зоне само­сто­я­тель­но­сти, где уже не тре­бу­ется такого повы­шен­ного кон­троля и вни­ма­ния роди­те­лей. И конечно, важно под­дер­жи­вать успехи и моти­ва­цию ребенка – это при­даст ему сил, вооду­ше­вит, помо­жет пре­одо­леть воз­мож­ные трудности.

Правило восьмое

Если ребё­нок или под­ро­сток вызы­вает у вас своим пове­де­нием отри­ца­тель­ные пере­жи­ва­ния – сооб­щайте ему об этом.

То есть роди­те­лям не надо (и даже вредно) копить в себе нега­тив­ные пере­жи­ва­ния, иначе полу­ча­ется эффект котла с закры­той крыш­кой: когда всё заки­пает, и в какой-то момент крышку сры­вает – полу­ча­ется боль­шая роди­тель­ская исте­рика, а при­вел к ней неболь­шой кон­фликт. Дейл Кар­неги счи­тал, что проще не дове­сти ситу­а­цию до откры­того кон­фликта с вза­им­ным недо­воль­ством и раз­го­во­ром на повы­шен­ных тонах.

Поэтому роди­телю важно тоже отра­жать, осо­зна­вать и ребёнку доно­сить свои чув­ства. Ино­гда доста­точно ска­зать: своим пове­де­нием ты меня очень рас­стра­и­ва­ешь, я пере­жи­ваю. Или: я обес­по­коен, меня тре­во­жит то, что ты гово­ришь или дела­ешь. То есть идти от себя.

Правило девятое

Когда вы гово­рите о своих чув­ствах ребенку, да и любому дру­гому чело­веку – сле­дует гово­рить от пер­вого лица.

Гово­рите не о том, как ты себя ведёшь, что-то дела­ешь или не дела­ешь, а наобо­рот, фор­му­ли­ровки должны быть такие: я пере­жи­ваю, мне хоте­лось бы, я счи­таю, что было бы здо­рово, чтобы мы жили более мирно, жили более дружно. Или: меня бес­по­коит, как ты себя ведёшь в отно­ше­нии Пети Васеч­кина – и дальше может идти посла­ние нрав­ствен­ного толка: дру­зей оби­жать нельзя, или ябед­ни­чать нельзя, надо поду­мать о своём поведении.

Вот такие, каза­лось бы, неза­тей­ли­вые пра­вила, в них кар­ди­нально нового ничего нет, но они рабо­тают. Знаем мы очень мно­гое, а когда дохо­дит до прак­тики, тогда надо над собой делать уси­лие. Не зря отец Никита ска­зал, что отча­сти эти пра­вила вос­при­ни­ма­ются как тех­ника: сна­чала при­нуж­да­ешь себя, – дей­стви­тельно, при­нуж­де­ние, внут­рен­няя работа нужна, осо­бенно на пер­во­на­чаль­ном этапе.

Сами по себе пози­тив­ные изме­не­ния не про­изой­дут без нашего актив­ного уча­стия, если не будет посто­ян­ного вни­ма­ния к себе, к тому, как скла­ды­ва­ются дет­ско-роди­тель­ские отно­ше­ния. По мере осво­е­ния и закреп­ле­ния пра­вил обще­ния, улуч­ше­ния эмо­ци­о­наль­ного кон­такта роди­те­лей с детьми мно­гое из ска­зан­ного выше ста­нет есте­ствен­ным, что-то перей­дет в цели, а на пер­вый план вый­дет глав­ное – любовь, вза­им­ное ува­же­ние и радость обще­ния в семье.

Можно ли научить не грешить?

О. Никита Заболотнов:

– И в заклю­че­ние нашей беседы напомню о духов­ном. Кратко о дет­ской исповеди.

Обра­тите вни­ма­ние на книжку про­то­и­е­рея А. Илья­шенко «Испо­ведь. Как под­го­то­вить детей к Таин­ству Пока­я­ния». Подоб­ных книг сей­час очень много. Чем мне понра­ви­лась именно эта? Она не даёт ответы на кон­крет­ные вопросы, потому что нет ничего хуже, когда роди­тели гото­вят своих детей к испо­веди по кон­крет­ным вопро­сам. Поверьте мне, такое лице­ме­рие начи­на­ется, и так мы рас­тим худ­ших христиан.

Потому что под­го­товка к испо­веди – это твор­че­ство. Отец Алек­сандр Илья­шенко, автор книги, в самом начале пишет, что не нужно детей учить испо­ве­до­ваться, нужно их учить не гре­шить. Книга застав­ляет чело­века по-дру­гому взгля­нуть на свою духов­ную жизнь и суметь пере­дать этот взгляд ребенку. Она рас­ска­зы­вает, как пере­дать свой духов­ный опыт.

Мне при­везли несколько книг по испо­веди – поли­стал, а вот эту книгу напо­ло­вину с ходу про­чи­тал, настолько было инте­ресно, близко, настолько я уви­дел там именно те вер­ные слова, кото­рые тоже хочется гово­рить роди­те­лям. Поэтому реко­мен­дую именно эту книгу. Здесь нет отве­тов, нет алго­рит­мов: раз-два-три-четыре-пять, и ребё­нок готов. Но есть твор­че­ский под­ход, и самое глав­ное – пони­ма­ние, как ребенку гово­рить о под­го­товке к исповеди.

По нашей тра­ди­ции реко­мен­дую и книги Юлии Гип­пен­рей­тер – «наше всё» в вос­пи­та­нии. Хоро­ший клас­си­че­ский пси­хо­лог. Глав­ное, что нра­вится в ее сове­тах – про­сто, понятно, доступно и ори­ен­ти­ро­вано на прак­тику отно­ше­ний роди­те­лей и детей.

Как строить мосты а не стены

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 276 704
  • КНИГИ 652 117
  • СЕРИИ 24 903
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 610 036

ЛитМир - Электронная Библиотека > Млодик Ирина > Как строить мосты, а не стены

Как строить мосты, а не стены

Добавить похожую книгу

Вербальная самозащита

Эффективный тренинг с помощью НЛП

Как развить умственные способности, память и внимание. Заставь свой мозг работать на 100%

Оценка

4.33 (3)

Как строить мосты, а не стены

Количество страниц: 10

Книга закончена

Язык книги: Русский

Издатель: Феникс

Город печати: Ростов-на-Дону

Год печати: 2014

Выберите формат скачивания:

fb2 QR код Размер: 11,4 Мбайт Добавлено 12 декабря 2016, 14:17

Все хотят мира, любви и понимания. Семья — это то самое место, где мы больше всего хотим ощущать тепло и безопасность, а не жить в конфликтах, раздражении и недовольстве. А близкие — это те, от кого мы ждем уважения и принятия, а не критики и понуканий. Будет здорово, если вы прочитаете эту книжку вместе с вашим ребенком. Жить в счастливой семье — не мудреная наука, всего лишь требуется немножко внимания друг к другу и взаимопонимания. Детям и их родителям о простых правилах жизни в семье.

Ирина Млодик: Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей

Ирина Млодик - Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей обложка книги

Аннотация к книге "Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей"

Все хотят мира, любви и понимания. Семья - это то самое место, где мы больше всего хотим ощущать тепло и безопасность, а не жить в конфликтах, раздражении и недовольстве. А близкие - это те, от кого мы ждем уважения и принятия, а не критики и понуканий. Будет здорово, если вы прочитаете эту книжку вместе с вашим ребенком. Жить в счастливой семье - не мудреная наука, всего лишь требуется немножко внимания друг к другу и взаимопонимания. Детям и их родителям о простых правилах жизни в семье.
Для чтения взрослыми детям.
7-е издание.

Иллюстрации к книге Ирина Млодик - Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей Рецензии на книгу «Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей»
  • Покупатели 38
Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления. (рецензий 316 / оценок +4176 ) Понравилось? Да Рейтинг: +84

Пожалуй, нет на свете ребенка, который не любил бы доверительные беседы на «взрослые» темы. Родители часто не могут преодолеть особый порог (придуманный ими же) в обсуждении с детьми некоторых щекотливых вопросов. Начинают закатывать глаза, мяться и путаться, тянуть паузы. Бороться со своими комплексами. Ребенок понимает, что темы смерти, развода, сексуальных отношений, алкоголизма и наркомании, переезда, и многие другие, являются запретом. Чем-то из ряда вон. Чем-то неудобным, страшной черной.

Пожалуй, нет на свете ребенка, который не любил бы доверительные беседы на «взрослые» темы. Родители часто не могут преодолеть особый порог (придуманный ими же) в обсуждении с детьми некоторых щекотливых вопросов. Начинают закатывать глаза, мяться и путаться, тянуть паузы. Бороться со своими комплексами. Ребенок понимает, что темы смерти, развода, сексуальных отношений, алкоголизма и наркомании, переезда, и многие другие, являются запретом. Чем-то из ряда вон. Чем-то неудобным, страшной черной дырой, куда не стоит и заглядывать нормальному человеку.
Таким образом, родители сами прививают детям комплексы.
В итоге маленьким наблюдателям приходится самостоятельно формировать в своих неопытных головах выводы о происходящем. И полагаться на рассказы сверстников – порою, весьма преувеличенные. А лучше бы им услышать правду от тех, кому они доверяют. От мамы и папы. Причем, желателен будничный тон без охов и вздохов. Ребенок все поймет, не сомневайтесь. Естественно, чересчур впечатлительного до поры до времени следует оберегать, подбирать нужные слова. Если вы, конечно, не выдумываете эту впечатлительность.

"Легче переносить в жизни перемены в себе, если тебя в это время поддерживают и понимают. Поэтому, если у тебя есть какие-то чувства – позволь себе их, найди, кому рассказать о них. Очень важно, чтобы никто не обесценивал твоего прошлого, которое ты оставляешь. Чтобы никто не сказал: «Подумаешь, друзья, школа, садик! Новых друзей найдешь, еще лучше прежних». Ведь даже если ты найдешь новых, тебе важно, чтобы кто-то признал твою грусть расставания с теми людьми или местами, которые ты успел полюбить".

Ирина Млодик – прекрасный автор. Она из тех специалистов (психологов, психотерапевтов), кто не пишет книги «на отвяжись» и сугубо для денег. А их - крупицы. Екатерина Мурашова, Елена Макарова, Людмила Петрановская, Ирина Млодик – больше и вспомнить-то некого. Уважаемая Гиппенрейтер теперь недорого продает свою громкую фамилию (при всем уважении к автору гениальной методики).
Книга «Как строить мосты, а не стены», знакомит ребенка с семьей. Заново знакомит. Позволяет ему приоткрыть двери во взрослый мир отношений. Содержание: раздел о маме, папе, старших братьях и сестрах, бабушке и дедушке, отчиме и мачехе. Далее рассказывается о том, зачем родственники предъявляют те или иные требования, для чего они нужны. Зачем правильно питаться, наводить порядок в комнате, слушаться старших, быть вежливым. Далее краткая лекция психолога: «на самом деле, «все дети как дети», и ты тоже», глава о правах ребенка. И неприятные/приятные перемены в жизни: переезд, смена садика или школы, алкоголизм кого-то из близких, рождение или усыновление еще одного ребенка.

"Родители думают, что твой старший может в чем-то легко заменить тебе маму и папу. Они ошибаются. Старший – не родитель тебе. И ты это прекрасно понимаешь, а поэтому иногда его совсем не слушаешься. Он ведь хоть и старший, но совсем не взрослый. И ты это тоже чувствуешь. А старший начинает на тебя прикрикивать, как мама, или заставлять, как папа. Но власти-то у него меньше, и потому ты понимаешь, что можешь его не слушаться, а он от собственного бессилия потом задает тебе жару. Ты плачешь или скандалишь, а попадает потом ему. А ведь не за что. Его просто «назначили» не тем, кем он должен быть. Тебе часто хочется с ним поиграть, тебе хочется, чтобы он замечал тебя и принимал тебя всерьез. Тогда постарайся не подводить его, особенно, когда его назначили за тебя отвечать. Насильно играть не заставишь, а вот хорошие отношения между вами – это большой шанс на то, что старший будет тебе другом".

Книга предназначена для детей, но наполовину и для родителей. Она заставляет задуматься: почему мы боимся рассказать детям правду. «Чтобы он не возомнил себе», «чтобы не испугался»… на самом деле взрослые в своем большинстве сами боятся. Чтобы ребенок вдруг не стал конкурентом для них. Пока маленький и глупый – это очень удобно. Зачем ему умнеть? Еще перестанет признавать авторитет… мы не любим делить с кем-то свою корону. «Уж пусть интересуется только детскими вопросами!» - внушают себе родители, буквально силой заставляя ребенка забивать себе голову неправильными выводами. В одном фильме есть такая сцена: мать, стремясь оградить трехлетнего сына от тягот развода, не разрешает отцу с ним общаться и выгоняет няню, нанятую отцом. Однажды она слышит, как сын, играя с человечками-«лего», проговаривает им про себя: «Он плохой. От него и папа ушел, и няня. Скоро от него все-все уйдут…»
Небольшая получилась книжка у Ирины Млодик, непричесанная, не подробная. Но что нужно детям в сложной ситуации? Чтобы им не говорили «нет у тебя проблемы» или «ты все придумал!» А для начала подтвердили: да, проблема есть, да, ты ее по-настоящему переживаешь. И завязался бы диалог на равных.
Книга увеличенного формата с интересными цветными иллюстрациями, продается в двух вариантах: с мягкой лакированной обложкой и с твердой. Скрыть

Ирина Млодик: Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей

Ирина Млодик - Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей обложка книги

Аннотация к книге "Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей"

Все хотят мира, любви и понимания. Семья - это то самое место, где мы больше всего хотим ощущать тепло и безопасность, а не жить в конфликтах, раздражении и недовольстве. А близкие - это те, от кого мы ждем уважения и принятия, а не критики и понуканий. Будет здорово, если вы прочитаете эту книжку вместе с вашим ребенком. Жить в счастливой семье - не мудреная наука, всего лишь требуется немножко внимания друг к другу и взаимопонимания. Детям и их родителям о простых правилах жизни в семье.
Для чтения родителями детям.

Иллюстрации к книге Ирина Млодик - Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей

Рецензии на книгу «Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей»

  • Покупатели 22

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Как строить мосты а не стены

Психоаналитик, Психолог Марина Вострикова

Психоаналитик, Психолог Марина Вострикова

вернуться к странице

Психоаналитик, Психолог Марина Вострикова

.
Психоаналитик, Психолог Марина Вострикова запись закреплена

Все хотят мира, любви и понимания. Семья — это то самое место, где мы больше всего хотим ощущать тепло и безопасность, а не жить в конфликтах, раздражении и недовольстве. А близкие — это те, от кого мы ждем уважения и принятия, а не критики и понуканий. Будет здорово, если вы прочитаете эту книжку вместе с вашим ребенком. Жить в счастливой семье — не мудреная наука, всего лишь требуется немножко внимания друг к другу и взаимопонимания. Детям и их родителям о простых правилах жизни в семье .

Как строить мосты а не стены

Как строить мосты, а не стены

Книга для детей НЕИДЕАЛЬНЫХ родителей

Книга, которую вы держите в руках, написана прекрасным автором, психотерапевтом и писателем Ириной Млодик. Это издание — своего рода разговор с ребенком на животрепещущие темы отношений в семье, является практическим пособием по знакомству с близкими родственниками. Здесь нашлось место и мамам с папами, и бабушкам с дедушками, и братьям с сестрами, и даже отчимам и мачехам.

Если эта книга попадет в руки ребенка, он узнает некоторые секреты взрослых, сможет увидеть, что они обычные люди, что им тоже присущи слабости и что под их запретами и требованиями живут настоящие чувства.

Если книгу прочтет родитель, она поможет ему найти слова, чтобы поговорить с ребенком о разных сложных ситуациях и быть лучше понятым самому и лучше понять ребенка.

Если же книга достанется психологу, то у него появится отличный инструмент для прояснения переживаний и обсуждения сложных отношений и событий семейной жизни и семейной истории с детьми и родителями.

Наталия Кедрова, психолог, психотерапевт, ведущий тренер и член профессионального совета Московского Гештальт Института

Ты родился в этой семье. Ты можешь радоваться этому или огорчаться. Но другой у тебя не будет. Только эта. Так что примеряйся, изучай, осваивайся. Тебе с ними все детство жить.

Давай попробуем вместе разобраться в том, кто они такие — твоя семья. Как тебе с ними жить. Что они чувствуют. Чего хотят, а чего с ними лучше не делать. А также найдем тебе место. Поговорим о твоих правах. И я открою тебе еще несколько тайн о тебе самом и о том, чего хотят или чувствуют окружающие тебя люди.

Итак, твое рождение…

Ты не выбирал, у каких родителей родиться. Но если уж это произошло и ты появился на свет — знай: это случилось, потому что когда-то твои родители любили друг друга. И, может быть, до сих пор любят. В любом случае, оба они (или хотя бы один из них) хотели, чтобы ты родился. И потому ты здесь.

Если ты читаешь эту книгу, значит, они неплохо о тебе заботились: кормили, выхаживали, научили тебя читать. То есть прилагали усилия, чтобы ты был, рос, развивался. Они делали это, потому что хотели дать тебе жизнь. Это их подарок тебе. И ты им за это ничего не должен. Только жить, расти и, по возможности, быть счастливым.

Это не твой долг. Это то, чего они бы хотели.

Сразу скажу: жить — задача не простая, но выполнимая, расти у тебя получится само собой, а вот быть счастливым — это то, что так непросто им самим, да хоть кому угодно. Но это то, чего они с особым желанием будут ждать от тебя. Не обращай внимания. Быть счастливым или нет — это твой выбор. Просто знай, что их порадует твое счастье.

Немного о тех, кто тебя окружает

Мамы, конечно, бывают разные. И твоя мама, безусловно, особенная и самая подходящая для тебя. Но у всех мам есть кое-что общее.

Чаще всего мама — это женщина, которая носила тебя в своем теле, отдавая тебе части себя. Когда ты жил у нее внутри, у вас с ней было много общего, и то, как вы себя чувствовали, тут же отражалось друг на друге. Возможно, поэтому твоя мама до сих пор иногда очень беспокоится о тебе. Ей важно о тебе все знать: как ты поел, не замерз ли ты, не обидел ли тебя кто-нибудь, не заболел ли. Не всем мамам легко привыкнуть к тому, что ты многое уже можешь и хочешь делать самостоятельно. Им хочется все держать под своим контролем, и потому иногда они задают одни и те же вопросы.

Когда твоя мама знает, что у тебя все в порядке, то ей проще быть счастливой. Но все же это случается не всегда. Если твоя мама расстроена, раздражена, обижена — это еще не значит, что ты тому причина. У взрослых много дел и проблем, которые могут сделать их озабоченными или расстроенными. Если ты хочешь узнать правду, чтобы не беспокоиться зря, ты можешь спросить у мамы: «Ты из-за меня такая?»

Если не из-за тебя, то ты можешь посочувствовать ей и заняться своими делами. Ты можешь верить в маму, она — взрослая и справится со всеми проблемами. Тебе в это время лучше заняться своей детской жизнью.

Если мама скажет, что расстроена из-за тебя, так ты хоть узнаешь, что именно сделал не так, и будешь точнее знать, что ей не нравится.

Даже если твоя мама ругается на тебя и обзывает «плохим» — не верь. Ты — хороший, просто поступил плохо. Хорошие люди иногда совершают плохие поступки. К тому же не всегда сразу понятно, что поступок окажется плохим. Иногда это становится ясно только после того, как ты его уже совершил.

Для мамы ты всегда хороший и любимый, просто когда она злится на тебя, это не так очевидно. Но тебе будет легче жить, если ты будешь об этом помнить.

Некоторые мамы ужжжасно боятся, что их дети будут плохими. И поэтому так ругаются. Они опасаются, что детям тогда будет трудно жить, они будут нелюбимы всеми и несчастливы.

Они не правы. Ты можешь быть разным в зависимости от обстоятельств. Уметь быть разным — выгоднее и правильнее, чем в разных ситуациях быть одним и тем же. Ведь иногда нужно сказать, а иногда лучше промолчать. Иногда стоит сдержаться, а иногда ударить, чтобы защитить. И ты чаще всего знаешь, как именно стоит поступить.

Еще твоя мама всегда хочет быть хорошей мамой для тебя. Потому что ты для нее важен, и она хотела бы сделать для тебя все, что может. Но она не всегда знает, что именно тебе нужно и как именно подарить тебе счастливое детство. Ты не обязан ее учить этому, но если у тебя есть идеи, то ты можешь с ней ими поделиться. Если она будет знать, ей будет легче становиться хорошей мамой.

Это сильный мужчина в твоей семье. Он любит вас и заботится о вас с мамой так, как умеет. Он когда-то взял ответственность за тебя и вашу семью. Он старается защищать вас, если это требуется. Он зарабатывает деньги, думает о вашем будущем.

Папы тоже очень любят своих детей. И твой папа тебя любит. Но далеко не все из них умеют проявлять свою любовь. Мужчинам это сложнее дается, так что уж будь к нему снисходителен, но знай, что любовь к тебе точно живет в его сердце.

Поскольку папы думают о будущем, то их обычно больше интересуют твои уроки и поведение. Им важно, чтобы ты стал успешным человеком.

Некоторые папы думают, что успех в жизни зависит только от оценок в школе, поэтому им так важно, как учатся их дети.

Обзор книги И.Млодик "Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей"

Обзор книги И Млодик Как строить мосты а не стены Книга для детей неидеальных родителей

В книге И. Млодик "Как строить мосты,а не стены" простым и понятным для ребёнка языком говорится о важных вещах: желаниях и потребностях, психологических границах личности.


В первых главах автор уделяет внимание каждому члену семьи, описывая поведение взрослых, их "хотения" от ребенка, объясняя те или иные причины поведения взрослых.


Также отдельное внимание автор уделяет таким важным темам, как отсутствие отца, конфликт родителей и развод, переезд, смерть, алкоголизм родителя, рождение другого ребенка, усыновление.


Последняя глава посвящена психологическим правам, где ребенок может узнать про свои права, какое поведение со стороны взрослых просто непозволительно в его адрес, куда обращаться, если права нарушаются, у кого просить помощи и поддержки.


Книга прекрасно оформлена: большой читаемый шрифт, яркие иллюстрации; ее приятно держать в руках, листать страницы.


Книга прекрасна подойдет для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Как строить мосты, а не стены


Семья — это то самое место, где мы больше всего хотим ощущать тепло и безопасность, а не жить в конфликтах, раздражении и недовольстве. А близкие — это те, от кого мы ждем уважения и принятия, а не критики и понуканий. Будет здорово, если вы прочитаете эту книжку вместе с вашим ребенком.

Жить в счастливой семье — не мудреная наука, всего лишь требуется немножко внимания друг к другу и взаимопонимания. Детям и их родителям о простых правилах жизни в семье.


Купить книгу

Комментарии


Психолог - г. Ростов-на-Дону

Личная рецензия на книгу Ирины Млодик "Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей"

Много ли вы прочитали в жизни инструкций? Много? А читали ли вы интересные инструкции? Читали ли вы инструкции, которые хотелось бы прочитать вместе с детьми? И самое главное - были ли среди них такие инструкции, которые точно меняли бы жизнь к лучшему?
Определённо, если вы возьмёте книгу "Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей" Ирины Юрьевны Млодик (председатель Межрегиональной Ассоциации психологов-практиков «Просто Вместе», кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, экзистенциальный психотерапевт, детский психолог), у вас в руках окажется инструкция. Эта книга - руководство о том, какие бывают отношения, чувства и возможности. Отношения и чувства ваши и ваших детей, и возможности, которые могут возникнуть, если вы разберётесь в этих самых чувствах и отношениях. Читая эту книгу, вы не один и ни два раза увидите (узнаете?) в ней себя, а если вы будете читать её с детьми то, увидите и узнаете своих детей, да, и они, дети, тоже узнают.
Ирина Млодик - нежный автор, который, не смотря на всю важность содержания (ого! чувства и отношения), добрым и понятным словом "расшифровывает", что происходит с вами и вашими детьми "на самом деле", когда с ними происходит "вот это, вот это и… вот это". Откуда она может знать? Можете воскликнуть вы. Знает, знает. Наберитесь смелости и почитайте. С детьми, если вы очень смелый или смелая, если не очень, то самостоятельно. Но помните, что мосты строятся между двумя берегами, а вот стены можно строить и просто так.

P.S. У книжки замечательные иллюстрации, за что отдельное спасибо художнику.

Всегда Ваш, Новиков Демьян и психологический центр "Мой психолог"

Читайте также: