Как сделать мурал на стене

Обновлено: 13.05.2024

Мурал или пропал: словарь стрит-арта

Уличное искусство как феномен вышло за рамки замкнутого коммьюнити и было опознано как самостоятельная практика современного искусства, значит, требует искусствоведческого осмысления.

Для чего мы это делаем

Весной 2017 года Институт исследования стрит-арта провел цикл встреч, посвященных спорным вопросам сообщества. Каждая из этих дискуссий сопровождалась непростым диалогом о трактовке базовых терминов, с помощью которых мы определяем уличное искусство. Так возникло общее понимание, что нам необходимо договориться о значении основных явлений уличного искусства. Иначе это сделают за нас.

Мы провели большую предварительную работу – опросили как художников, работающих на улице, так и искусствоведов. На основе этих данных и был сформирован круг вопросов для симпозиума. На финальной сессии мы собрали экспертов, прекрасно понимая, что они представляют лишь часть сообщества, и «за бортом» осталось множество специалистов, каждый из которых имеет собственное аргументированное мнение. Однако наша задача не состоит в символическом «захвате власти», потому что нет и не может быть никакого «финального решения». Скорее это попытка определить характерные черты явления и обозначить спорные точки. Результат дискуссии предлагает некоторые важные позиции, которые были нащупаны в процессе диалога. В критическом споре с этими позициями любой участник может предложить собственную версию насыщения термина, подтвердив ее аргументами.

Кирилл Кто. Все равно. 2010–2014. Фанера, акрил. Источник: XL Галерея

Само понятие «graffiti» возникло в исторической науке еще до осознания уличного искусства как самостоятельного культурного феномена. Оно относится к любым текстовым или графическим изображениям – от наскальной живописи до надписей, сделанных римлянами и викингами. В исторической науке разделяют понятия «graffiti», то есть изображения, сделанные в технике процарапывания поверхности (от итальянского глагола graffiare – «царапать»), и «dipinti» – надписи, нанесенные краской. Эти примеры нередко называют протограффити. Стилистически между ними действительно можно выстроить визуальные параллели с сегодняшним уличным искусством, но надо четко понимать, что «граффити» в современном значении слова – это продукт урбанистической культуры (Urban Culture), осознание феномена которой произошло только в 1960-е годы.

Мы ведем отсчет нового прочтения термина «граффити» от явления, возникшего в Америке в 1960-е, а именно от теггинга (tagging) и рисования с помощью аэрозольного баллончика с краской (spraying). В таком случае правильно произносить слово «граффити» следует с ударением на второй слог – «граффИти». В бытовой речевой практике используются оба варианта, однако мы предлагаем избрать именно этот как «профессиональный» по аналогии со словом «кОмпас» (общеупотребительное) и «компАс» (профессиональное).

Граффити на сегодняшний день – это глобальная молодежная субкультура, а также способ коммуникации внутри сообщества, цель которой – тиражирование своего имени или названия команды, маркирование урбанистического пространства и утверждение своего присутствия.

Художник или граффити-райтер (от англ. write – «писать») не ограничен в выборе инструментов. Он может использовать весь имеющийся в его распоряжении или еще неизвестный технический материал (краска, аэрозольный баллончик, маркер и др).

Понятие «граффити» в английском языке передается целым спектром определений («nick name style writing», «spray art», «graffiti art»), что демонстрирует расширение значений термина путем концентрации внимания на отдельных его ипостасях.

На сегодняшний день нет никакой жесткой установки в отношении использования языка, на котором делается граффити: в российском пространстве художник волен использовать как латиницу, так и кириллицу. Или любой другой язык, который ему нравится.

В современной практике также существует термин «post graffiti», который рассматривает базовое понятие через призму эстетики 1960-1970-х – в ее развитии и понимании в современности. При этом, если классический граффити-теггинг обращен к внутренней субкультуре, то «post graffiti» – это система знаков, открытая широкому зрителю.

Игорь Поносов. Двойная игра. Прага, 2017. Фото: Mathieu Tremblin. Предоставлено художником

Уличное искусство / Стрит-арт

Эксперты сошлись на том, что понятия «уличное искусство» и «стрит-арт» дублируют друг друга, но все же существуют разночтения.

«Стрит-арт» как широко распространённое в прессе понятие включает в себя все виды активности на улице, производимые «художником». Из-за такого формального использования для многих специалистов этот термин был дискредитирован, и теперь они стараются его не употреблять.

Понятие «уличное искусство» шире и включает в себя любые формы уличной активности – в том числе политический активизм, коммерческую рекламу и народный ЖЭК-арт. Таким образом, оно соединяет все возникающие дополнительные элементы, связанные с основным значением.

С точки зрения художника, «уличное искусство» – это художественная практика, включающая в себя различные формы творческой активности в городском и общественном пространстве (граффити, стрит-арт, городские интервенции и пр.). Основные ее черты: нелегальность производства, яркий социально-критический посыл и партизанинг (популяризация идеи свободного высказывания или действия, направленного на переосмысление и перестройку городской среды и общества в целом), а также низовые гражданские инициативы с максимально широким спектром используемых изобразительных и медийных средств.

Эксперты отметили, что в западных источниках также используется термин Urban Art, но в России он практически не употребляется – разве что как название различных городских фестивалей, связанных с уличным искусством.

Также в рамках дискуссии эксперты обсудили термин «паблик-арт», который обычно употребляется в значении «искусство в общественном пространстве». Однако выяснилось, что для многих это понятие слишком тесно связано с местом и периодом его рождения – Америкой времен Великой депрессии, где искусство регулировалось муниципальными органами власти. Важно отметить, что в России большинство попыток сотрудничества художников с государством потерпело фиаско. Возможно, поэтому у экспертов возникло негативное отношение к этому термину.

Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева. Из акции Global Art Project. Лондон, 2011. Источник: Art Aktivist

Мурал / Монументальная живопись

Термин «мурал» нередко используется в России для обозначения крупных настенных росписей. Однако корнями он уходит в мексиканскую монументальную живопись1920-1960-х. Поэтому экспертам показалось принципиально важным разделить понятия, касающиеся монументальных росписей и настенных изображений, сделанных в других техниках в городском пространстве.

Такие явления, как, например, мозаика, рельеф и сграффито, которые были созданы в советское время, все же следует отнести к монументальному искусству. Оно поддерживалось, сохранялось и реставрировалось за государственный счет наравне с городской скульптурой. Родовая черта таких изображений – стремление к долгосрочному существованию. Коренным отличием современных росписей является относительная краткосрочность их жизни, хотя некоторые живут довольно долго и даже реставрируются.

В результате, эксперты пришли к выводу, что в сегодняшнем контексте не корректно использовать понятия «мурал» и «монументальная живопись», если мы говорим о больших плоскостных работах, созданных современными художниками на фасадах или брандмауэрах домов. Возможно, для таких произведений наиболее подходящим будет определение «настенная роспись». Она может быть создана как нелегально, так и при поддержке различных институций. Главное, что такая роспись всегда претендует на взаимодействие с архитектурной плоскостью здания. Так как настенные росписи существуют уже довольно давно, для них также существует понятие «неомурализм».

Вид экспозиции выставки Паши 183 «Наше дело подвиг» в Московском музее современного искусства. 2014. Источник: МОММА

Уличная волна / Урбан контемпорари

Термин «уличная волна» вызвал наибольшее количество споров. Под вопросом была сама возможность его включения в список базовых терминов, так как некоторые услышали о таком явлении в первый раз.

Под «уличной волной» подразумеваются художники, которые либо совмещают работу на улице с выставками в художественных галереях, либо окончательно переместились в институциональное пространство, но продолжают использовать наработки и эстетику уличного искусства (граффити, пост-граффити, настенные росписи и т. д.). Сам факт такой миграции до сих пор многими воспринимается неоднозначно. Однако нельзя отрицать, что эта практика распространена как в России, так и за рубежом. Эксперты отметили, что популярность этого термина связана с маркетинговой стратегией, позволяющей успешно коммерциализировать искусство художников «уличной волны». Кроме того, понятие имеет непосредственное отношение к самопозиционированию авторов этого круга.

Термин Urban contemporary, по мнению участников дискуссии, в российском публичном пространстве практически не используется.

Игорь Поносов, художник, основатель и редактор онлайн-проекта «Партизанинг», автор книги «Искусство и Город» (Москва)

Сабина Чагина, куратор, основатель биеннале уличного искусства «Артмоссфера» (Москва)

Константин Богданов, филолог, фольклорист, историк культуры, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН (Санкт-Петербург)

Станислав Скворцов, художник, редактор петербургского граффити журнала PetroGraff (Санкт-Петербург)

Константин Ставров, художник, куратор (Санкт-Петербург)

Антон Польский, художник, преподаватель урбанистики в РГГУ, редактор онлайн-проекта «Партизанинг» (Москва)

Альбина Мотор, продюсер и куратор программ искусства в городской среде, сооснователь Института исследования стрит-арта (Санкт-Петербург)

Михаил Астахов, историк, куратор, сооснователь Института исследования стрит-арта (Санкт-Петербург)

Дмитрий Пиликин, куратор, историк искусства (Санкт-Петербург)

Мария Удовыдченко, куратор научно-исследовательских программ Института исследования стрит-арта (Санкт-Петербург)

Мурал для фасада или как сделать дом Арт-объектом (глава 1)

Мурал - это чрезвычайно большое произведение искусства, чаще всего картина или огромное «граффити», нанесенное на поверхность стены.

Времена типовых застроек давно прошли, и сегодня многие проектировщики жилых комплексов буквально соревнуются в оригинальности дизайнерских и архитектурных решений. Но это не значит, что тяга людей к красивому на этом заканчивается, иногда хочется не просто украсить местность вокруг дома, но и сам дом. И для такого масштабной затеи не придумать решения лучше, чем мурал. Ведь дому просто не получится быть незаметным, если весь его фасад украсит яркое полотно, которое можно выполнить в любом стиле и технике.

Мурал всегда масштабнее, ярче и детализированнее граффити Мурал всегда масштабнее, ярче и детализированнее граффити

Некоторые художники говорят, что граффити и любой стрит-арт должны создаваться по зову сердца, а не с разрешения. И может быть так и есть, но уличное искусство тоже развивается, и оно давно имеет ответвление, позволяющее творить настоящий стрит-арт, не портя отношения с коммунальными службами — это создание муралов.

Мурал обычно занимает выделенную стену полностью Мурал обычно занимает выделенную стену полностью

Муралы на фасад наносятся профессиональными художниками. Те сначала изучают фасад, с которым предстоит работать, а потом выбирают для него материалы предварительной обработки и краски — исключительно для наружного применения. Рисунок наносится быстро, обычно в течение 2–3 недель, а для работы выбирается стена без окон, поэтому можно не волноваться об их порче.

Так как нанесение рисунка на фасад требует согласования со всеми жильцами дома, соседи могут не волноваться, что не увидят проект до его реализации. Так, они смогут высказать своё мнение насчёт дизайна и, если большинство соседей их поддержат, проект можно будет изменить. Насчёт самого рисунка волноваться тоже не стоит, так как оскорбительные и неприличные детали не используют сами художники, а также откажутся согласовывать муниципальные органы.

Нанесение мурала предполагает, что работать будут профессионалы, которые не только выполнят рисунок качественно, но и позаботятся о том, чтобы не испортить чужое имущество вокруг «полотна». Поэтому о том, чтобы обеспечить безопасность объектов на фасаде или около него, можно будет обсудить их временную защиту.

Ограничения

Сегодня нет единого документа, на который можно опереться, чтобы сделать нанесение мурала законным. Но некоторые моменты всё равно нужно учесть.

Чтобы согласовать нанесение мурали на фасад дома, сначала нужно узнать, установлены ли в вашем районе или городе Правила благоустройства территории. В них может быть обозначено, с кем нужно согласовывать проект. Обычно упоминаются районные, городские администрации, а также Управления архитектуры и градостроительства.

По ст. 36 ЖК РФ , фасады дома относятся к общему имуществу многоквартирного дома. Эта же статья устанавливает, что общее имущество МКД на праве общей долевой собственности принадлежит собственникам помещений в этом доме. Это значит, что:

  • Для внесений изменений в дизайн фасада нужно проводить собрание и получать разрешение от всех или хотя бы большинства жильцов дома (двух третей будет достаточно по ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ ).
  • УК или ЖКХ, которое занимается управлением имуществом, должно быть уведомлено о проведении работ над фасадом здания.

В городе Москве нанесение граффити на стены, фасады зданий и сооружений, теперь регламентируется Постановлением Правительства г.Москвы от 16 июля 2019 года №877-ПП . С этим же документом нужно будет сверяться, планируя украсить фасад дома муралом.

Прежде всего в этом документе нужно обратить внимание на то, при каких условиях допускается работать с граффити, какие тематики недопустимы для рисунка, а также с кем нужно согласовать проект.

Так, на будущем рисунке не должно быть политических лозунгов, нецензурных слов, оскорблений (в том числе культурных, религиозных символов), призывов к жестокому обращению с людьми и животными, порнографии, наркотических веществ, сцен курения, распития алкоголя, детей в опасности и т. д.

Работать на улице допустимо только в период с 1 апреля по 1 ноября при условии, что температура воздуха не опускается ниже -10оС. Кстати, упоминается время работы над рисунком — от одной до двух недель в зависимости от площади изображения.

Согласованием будет заниматься комиссия, в которую войдут представители департаментов Культуры, Имущества, Культурного наследия, СМИ. Также в согласовании примет участие Москомархитектура и Префектура округа столицы, где размещён дом, на котором планируется нанести мурал.

Для согласования потребуется указать, где будет находиться мурал, чем его можно будет нанести и удалить, габариты рисунка и здания, их ширина, высота, площадь, заключение о состоянии фасада, согласие всех собственников жилья и т. д.

Если мурал не будет согласован, УК или ЖКХ будут иметь полное право закрасить его, а против организатора могут применить меры наказания по статьям 7.17 «Уничтожение или повреждение чужого имущества» или 20.1 «Мелкое хулиганство» КоАП РФ. Обе статьи предполагают штрафы до 1000 рублей. Но если недовольные соседи подадут в суд за порчу общего имущества, величина штрафа может возрасти в десятки или сотни раз.

Средства индивидуальной защиты используют все профессиональные уличные художники Средства индивидуальной защиты используют все профессиональные уличные художники

Так как мурал предполагает постоянное нахождение художников на высоте, у каждого из них должно быть разрешение и СИЗ для высотных работ. Проверить, все ли средства индивидуальной защиты есть у художников и обеспечить их ими лучше заказчику, потому что на него могут наложить штраф согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. № 155-н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте». Этот документ касается других высотных работ, но учесть его и позаботиться о безопасности художников всё равно стоит. И не только на случай проверок.

Мурал (Mural) — что это такое, понятие, определение простыми словами с примерами.

Мурал (Mural) — это чрезвычайно большое произведение искусства, чаще всего картина или огромное «граффити», нанесенное на поверхность стены. Муралы — это современное уличное искусство, которое направлено на придание красоты зданиям.

Подобные изображения присутствуют во многих крупных городах. Как правило, их размещают на глухих стенах домов, на больших заборах или в подземных переходах. По сути, для создания мурала может подойти любая вертикальная поверхность независимо от того где она находится, снаружи здания или внутри.

Чем отличается мурал от граффити?

Следует понимать, что хоть мурал арт и граффити, это довольно схожие виды уличного искусства, разница между ними все-таки имеется. Дело в том, что муралы являются действительно произведениями искусства, которые помимо красивой картинки призваны передавать какую-то глубокую идею или смысл. Таким образом, данные изображения имеют гораздо больше общего с классическими фресками, на которых были изображены различные сцены из жизни или мифологии. Из этого можно сделать вывод, что муралы это эволюционировавшая форма фресок. Помимо этого, создание муралов является согласованным с властью действием.

Еще одним характерным отличим мурала является склонность к реалистичной картинки. Как правило, подобные настенные рисунки выглядят практически как фотографии, перенесенные на стены.

Этапы создания муралов: разметка фасада. Областной граффити-фестиваль "Наш Mural"


Но сначала зададимся вопросом чем отличается полотно художника, рисующего свою картину масляными красками на холсте, от «полотна» уличного художника, наносящего свою работу на фасад? Разница в поверхности, на которую предстоит нанести изображение, используемые материалы и размеры.

Но если присмотреться внимательнее, то сходств можно найти предостаточно. И фасад дома и полотно служат для конечной цели: на них должна быть нанесена картина, которую художник представит на суд зрителя.

А чем вам улица, где на фасаде домов изображены муралы, не картинная галерея? И притом бесплатная! Приходи, смотри, любуйся, фотографируй в любое время!

Прежде чем приступить к рисованию, художник должен произвести «разметку», так на языке художников называется процесс, когда на фасад наносятся контуры мурала. Часто картина бывает гигантских размеров, с десятиэтажный дом или даже больше! Ошибиться очень легко.

И тут на помощь художникам приходит проектор. Эскиз картины проецируется на фасад и художник наносит контуры будущей картины. Иногда этот процесс понятен только ему самому. Со стороны может показаться, что на стену нанесены какие-то древнеегипетские иероглифы. Как например вот тут:

Наметка фасада в Троицке

Но бывают случаи, когда разметка нанесена без использования специальной техники. И зависит это исключительно от мастерства художника и его уверенности в собственных силах. Так в прошлом году была нанесена разметка художницей Викторией Вейсбрут по адресу ул. Братьев Кашириных, д 59.

Разметка, сделанная без применения проектора

Разметка выполнена без применения проектора

На фестивале «Наш Mural» подобный «трюк» с разметкой повторил художник Роман Мураткин в Троицке.

Следите за новостями на нашем сайте, подписывайтесь на нас в социальных сетях.

Мурал — разновидность стрит-арта. Что это такое?


Первые граффити работы стали возникать на заре человечества, когда наши далекие предки брали в руки краски и наносили рисунки на стены.

Краски отличались от тех, которые используются теперь.

При изготовлении применялись растительные, животные и минеральные составляющие. Сюжеты, которые изображали древние художник были самые разнообразные: бытовые сцены, животные и охота на них. Словом, то из чего состояла их жизнь.

Рисунки несли в себе сакральный смысл: изображая охоту на мамонта, люди верили, что в реальной охоте им будет способствовать удача.

Первобытные люди
Охота первобытных людей

С течением веков искусство прошло длинный путь: от классического искусства Древней Греции и Рима, испытав на себе мощное влияние христианской церкви в раннем средневековье и обретя свободу, которое дала эпоха Возрождения, подарив миру её титанов: Донателло, Микельанджелло, Рафаэля и Леонардо.

В Новом времени подарив миру такие стили как классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм и т.д. Менялись взгляды на живопись и вот на рубеже 19-20 веков мир увидел такие явления как модерн (не путать с модернизмом), известный в Европе под названием Ар-нуво, Либерти, Сецессион, Югенд-стиль, импрессионизм, постимпрессионизм и множество других.

Стрит-арт как часть современного искусства.

Постарайтесь взглянуть на привычный вам городской пейзаж глазами художника. Что мы увидим? Перед нами откроется гигантское пространство для творчества, где улицы — выставочные галереи, а прохожие ценители и посетители этого «музея».

Для многих художников это является достаточным стимулом в попытке заявить о себе обществу.

Улицы города - одна большая выставочная галерея

Какой простор для творчества

Стрит-арт (street art,- англ.) прошел путь от искусства, ассоциировавшегося с вандализмом, до искусства удачно интегрированного в современную урбанистику.

В современном мире уличное искусство давно выделилось в отдельный жанр, где есть свои звезды (Бэнкси, Стэш, Кит Харинг и др.), запутанная терминология, в которой легко запутаться непосвященному.

Что-же, давайте разбираться.

Прежде всего попытаемся понять, что такое стрит-арт и граффити? Что понимается под эти терминами?
Для многих «граффити» и «cтрит-арт» являются синонимами, но это не так.

Существует несколько понятий стрит-арта:

Стрит-арт - общее понятие, включающее в себя многие аспекты уличного искусства. Например, к стрит-арту принято относить: граффити, различные скульптурные инсталляции, креативную рекламу и т. д.

Арт-стрит как противопоставление граффити.

Граффити — это результат труда одного или группы художников. С помощью граффити они доносят до зрителя свои мысли, часто антиобщественного характера.

В подавляющем большинстве случаев граффити работы незаконны. Темнота лучший друг молодежи и художников, которые хотят оставаться незаметными. Но рисуя в темноте, они не хотят оставаться безвестными, дабы люди уверенно смогли идентифицировать автора «нетленки» под рисунком оставляют теги, или сами теги могут являться граффити.

Теги являются своеобразной подписью к рисунку, по которому можно уверенно идентифицировать его автора.

Если художника-граффитиста назвать «тегером», то тем самым можно обидеть его. Они не хотят, чтобы их ассоциировали с «тегерами», которых они считают вандалами.

Так же и «тегеры» не хотят называться граффитистами, т. к. мысль, о том, что они являются подпольщиками, идущими против системы тешит их самолюбие.

Интересную классификацию граффити работ составили в Управлении общественных полицейских служб Министерства юстиции США:

  • Граффити, оставляемые бандами;
  • Граффити теги, начиная от несложных работ, нарисованных, чтобы вызвать отклик у зрителя, заканчивая сложными работами.
  • Обычные граффити, часто изолированные и спонтанные акты, сделанные молодыми художниками в пылу творческого порыва, но иногда злые и мстительные;
  • Идеологические граффити, такие как политические или ругательные граффити, которые имеют политический или расистский посыл, религиозные или этические оскорбления.
  • Граффити как часть стрит-арта

Стрит-арт, в данном случае, понимается как нечто легальное, одобренное властями и обществом, служащим украшением городского пространства.

Власти смекнули, что вместо того, чтобы бороться со злом, лучше примкнуть к нему. Т.е. вместо того, чтобы таскать уличных художников по кутузкам и штрафовать лучше сделать их картины общественно-полезными.

Если на безликом бетонном заборе появится красивый рисунок, то выиграют от этого все: людям будет приятно смотреть на произведение, художник получает признание со стороны общества и власти, а, возможно и деньги.

Мурал

Наиболее монументальными произведениям в уличном стрит-арте являются муралы.

Мурал — арт-объект выполненный с торцевой стороны здания и имеющий большой размер.

По схожему пути идут и в России. В Санкт-Петербурге, на территории Завода слоистых пластиков мирно сосуществуют музей стрит-арта и заводское производство. множество известных произведений стрит-арта находятся в Москве и Екатеринбурге.

Подготовка фасадов под покраску: стрит-арт, мурал-арт и граффити


В статье делимся опытом как подготовить фасад к нанесению изображений.
Полностью подготовленный фасад под роспись. Выполнен ремонт межпанельных швов, утепление фасада и герметизация. Доставка и монтаж строительных люлек ZLP 630. Все оборудование для работ собственное.

Гарантия на ремонт более 5 лет и на роспись фасада.

Несколько шагов к подготовке фасада для покраски

Предварительный осмотр фасадов, нужен ли ремонт.

На предмет наличия повреждений (аварийное состояние, выпадающие / сильно изношенные швы, грибок/плесень, крупные трещины и дыры в фасаде, отслоение штукатурки и др.)

ремонт межпанельных швов

Подготовка фасада под ремонт

утипление, грунтование

Процесс ремонта межзональных швов

Обязательно нужно осмотреть фасад где будем рисовать

Обеспечить доступ на крышу на предмет ее осмотра для определения возможности установки фасадно-подъемного оборудования, если это девятиэтажное здание и больше. Когда роспись на пятиэтажном доме рисуем с автовышки (АГП-автогидроподъемник)

Запросить необходимые документы в управляющей компании. Выявить предел грузовыносливости крыши.

Найти и обеспечить электроподключение.

Выявить возможность прямого подключения к источнику электропитания (напряжение, В, Переменный, 380. Номинальный ток, А 4.4. Частота, Гц, 50. Номинальная мощность, кВт, 1,7)

- подключении из подвала с учетом высоты фасада;

- подключении с крыши (расстояние от точки доступа до края фасада с учетом высоты фасада).

Он необходим для хранение краски и материалов на каждом фасаде (4 кубометра минимум)

Найти электроподключение 220в для подключения проекторов.

Обследование фасада перед проведением наружных работ

Ремонт фасада

На такой стене нельзя рисовать. Требуется капитальный ремонт

Перед окрашиванием, фасад осматривают на предмет его механической прочности. Мы хорошо осматриваем фасад: обстукиваем поверхность, смотрим нет ли пустот между слоями, не крошится ли краска. Если все держится хорошо и не обваливается, необходимо очистить фасад от пыли и грязи, затем загрунтовать и уже наносить фон обычно это однотонный цвет по эскизу художника.

Если фасад окрашивался ранее, необходимо выяснить, использовавшийся тип лакокрасочных составов. После того как вид используемого ранее материала определен, необходимо обработать старую краску моющим щелочным раствором и счистить все отслаивающиеся куски. Окрашивать органическим составом участки, покрытые ранее неорганической краской, можно, а вот делать, наоборот, не стоит.

При подготовке к покраске поверхность необходимо также очистить от плесени, снять намеленный слой, удалить грибок. Если там межпанельные швы, то необходимо проверить в каком они состоянии и не нужен ли ремонт. Когда поверхность полностью проверена и все недочеты устранены, её обрабатывают акриловой грунтовкой (Мы используем грунтовку для фасадов компании (Tikkurila Euro Primer - Евро Праймер укрепляющая акрилатная грунтовка) которую можно развести водой по необходимости.

Старый слой лакокрасочного материала не должен образовывать пыль, поскольку ее наличие является признаком отслоения части материала. Если пылевой эффект присутствует – лак или краску лучше зачистить, покрыть грунтовкой и затем вновь нанести новое покрытие.

Если поверхность фасада имеет значительные повреждения лакокрасочного материала, то проще снять старый слой полностью. Для этого проще всего использовать пескоструйную машину.

Дефекты, обнаруженные на поверхности, шпаклюются. Если наносится два слоя шпатлевки, необходимо дождаться полного высыхания каждого, обработать его наждачной бумагой и нанести грунтовку. Планируя использование акриловой краски, необходимо применять шпатлевку на водной, а не на масляной основе.

До нанесения грунтовки всю поверхность стен нужно тщательно вымыть и обезжирить щелочными моющими средствами и дождаться полного высыхания. Мойка стен производится вручную или с помощью аппарата мойки высокого давления.

Внешние стены из силикатного кирпича, не подвергающиеся оштукатуриванию, можно сразу же грунтовать и покрывать малярным составом, нанеся сверху прозрачный защитный состав. Перед покупкой всегда смотрите сертификаты на продукцию, её соответствие температурным и другим внешним воздействиям .

Подготовка к окрашиванию оштукатуренных фасадов.

Новая штукатурка после высыхания может быть сразу обработана жидкой грунтовкой. Часто на нее наносят сначала стартовый, а затем окончательный слой грунтовки или нанесение универсальной грунтовки в один слой. После шлифования такие стены будут идеально ровные и краска на них ляжет легко и равномерно.

Старая штукатурка аккуратно простукивается молотком для обнаружения глухих поврежденных мест. С таких участков штукатурку следует удалить.

Стены очищают от пыли, а заодно проверяют на мелкие изъяны поверхности, с помощью обычного веника. Прорехи смачивают, а затем заделывают песочно-цементным раствором. После высыхания эти места нужно покрыть жидкой грунтовкой.

Если же старая штукатурка находится в хорошем состоянии, то достаточно просто очистить ее от пыли.

В идеале, всю стену необходимо покрыть жидкой грунтовкой, если позволяет старое покрытие (не маялянное и не ацетоновое). Грунтовка должна быть совместима с краской, которой будет окрашиваться стена.

Как грунтовать фасад перед покраской

Кистью, валиком или распылителем нанести пропиточные антисептические составы, обеспечивающие не только защиту от грибков, но и улучшающие адгезию ЛКМ с поверхностью. Металлические выступающие детали желательно обработать антикоррозионным составом, слоев 1-3. Срок сушки – не менее 24 часов.

Старайтесь отдать прдпочтение акриловой грунтовке. Особенно этот состав хорош при окрашивании стен с высоким показателем впитываемости. Без предварительной обработки акриловой грунтовкой поверхность впитает всю влагу из краски, которая начнет осыпаться.

Для того чтобы проверить показатель впитываемости поверхности, ее обливают водой. Если влага быстро впиталась, значит, поверхность необходимо тщательно загрунтовать

Грунтовка и шпаклевка стен

Ремонт фасада с альпинистами.

Кирпичные стены: особенности грунтование

Грунтование стен из кирпича отличается составом самой грунтовки: она должна быть устойчива к щелочи. Правильный подбор материалов для кирпичной стены позволит сохранить паропроницаемость и убережет от образования плесени и сырости.

Подготовка фасада под роспись

Полностью подготовленный фасад под роспись. Выполнен ремонт межпанельных швов, утепление фасада и герметизация. Доставка и монтаж строительных люлек ZLP 630. Все оборудование для работ собственное.

Гарантия на ремонт более 5 лет и на роспись фасада.

Подготовленный фасад. Качественное оформление

Спасибо за прочтение! Нам будет приятно если материал окажется вам полезен.

«Думская»: Уличный художник о том, как создаются муралы, об одесском мифе и сюрпризе к «Юморине»

Именно он со своим товарищем Денисом Белым рисует так полюбившиеся одесситам муралы — красочные рисунки, которые украшают стены многих домов в Одессе. Но слово художнику.

Фото: Украина.ру Украина.ру

Игорь Матроскин и Денис Белый

Мы вместе с Денисом Белым начинали лет десять тому назад со стен вдоль железной дороги, которая пролегала недалеко от наших домов. Благо, там было раздолье для того, чтобы потренироваться и как следует набить руку. До первого настоящего мурала дело дошло, наверное, в 2013-2014 годах. До этого мы, конечно, создавали большие какие-то рисунки, но муралы — это все же что-то более масштабное.

Мурал размером в десять этажей мы впервые нарисовали в Хмельницком. Ну а сейчас в нашей копилке уже очень большое количество таких работ: и в Каменце-Подольском, и в Херсоне, и в Одессе. Ну и за рубежом тоже. Если говорить о заграничных поездках, их можно условно разделить на два типа: когда нас специально приглашают для создания муралов и когда мы едем путешествовать сами, заодно рисуя в той стране, где бываем. Наши рисунки уже есть в Германии, Греции, Азербайджане, Польше.

Хмельницкий в рамках фестиваля «Республика»

Чтобы создать мурал высотой в восемь-двенадцать этажей, нужна довольно скрупулезная подготовка. Сначала делается эскиз, продумывается рисунок, его палитра. Затем мы работаем над компьютерной моделью здания, накладываем на него рисунок и оцениваем, как он будет смотреться. Делаем какие-то корректировки этого каркаса. Ну а затем есть несколько способов наметить сам рисунок.

Первый — это разбить модель стены и эскиз на квадраты, и поочередно совместить их. Если позволяют возможности, то можно использовать второй метод — поставить проектор. Это не всегда просто реализовать, поэтому чаще всего мы работает по первому варианту.

Работа «Запальний танок», Каменец-Подольский

Но все это ерунда по сравнению с главной задачей — найти спонсора, который купит краску для всего мероприятия. В зависимости от рисунка на один мурал может потребоваться от одной до двух тысяч долларов. И это только сама краска. Также нужны средства для оплаты подъемного крана, например. В общем, статей расходов достаточно. В итоге результат ощутимо зависит от того, насколько много «кислорода» заказчик или спонсор даст авторам мурала.

Круто, когда художникам не приходится искать сторонние ресурсы. Тогда они могут позволить себе раскрыть задуманную идею в полной мере. У нас есть такая серия рисунков с животными в Одессе, которую мы смогли реализовать самостоятельно — сами придумали идею, сами все подготовили и реализовали, никто нам никаких указаний не давал.

Серия рисунков животных

В основном мы рисуем на улице, но бывают и заказы на что-то интерьерное. Это могут быть детские комнаты, помещения кафе или ресторанов, например. Еще с нами работает девочка, которая делает рисунки мелом или красками.

Если говорить конкретно о муралах, то чаще всего их заказывают жильцы домов или же собственники зданий. Это, кстати, к вопросу о том, кто дает разрешение на разрисовывание стены. Для нас проще всего иметь дело с заказчиком — в таком случае все организационные моменты ложатся на его плечи. Когда это наша инициатива, то здесь сложнее, потому что, по правде говоря, получить официальное разрешение от города — задача непростая.

Мы как-то просили, чтобы нам выделили пространство для рисования, и проделали настоящий рейд по кабинетам чиновников. Каждый посылал нас к кому-то другому, никто не мог понять, как все это оформить, кто обладает необходимыми полномочиями. В общем, не срослось у нас. Но я бы сказал, что в целом никто нам сложностей и препон не чинит. В Одессе довольно хорошо воспринимают такое творчество, в том числе и руководящие чины, что радует.

«Енот — уличный художник», стирающий балаклаву, отобразил нынешнюю ситуацию. Сегодня уличное искусство — это что-то полулегальное. У нас нет разницы, рисуешь ты пропаганду наркотиков или добрый мурал, ведь с точки зрения закона ты в обоих случаях нарушитель. Даже если нам разрешают рисовать, то все равно только на словах, документально это невозможно подтвердить.

Процесс преображения стены на Новосельского

Бывает, что создание мурала — это реализация какого-то гранта на развитие культуры, как это было в нашей практике на Западной Украине. В Каменце-Подольском, например, проводится фестиваль «Республика», прибыль от которого идет на создание муралов. Организаторы специально приглашают художников из Германии, Франции и других стран. Мы тоже ездили туда рисовать.

Работа для фестиваля уличного искусства в Германии

Иногда проезжаешь мимо какой-то серой и унылой стены и думаешь: «Как бы ее оживить, сделать так, чтобы она вписалась в городское пространство?» Так возникают какие-то идеи, которые потом трансформируются в муралы. Одни из них создаются именно так — чтобы украсить стену или здание, дать им новую жизнь. А другие несут в себе некий важный смысл, как в нашей серии рисунков с животными. Меня очень заботит и тяготит проблема вымирания редких видов, да и вообще сокращение популяций животных, поэтому хотелось привлечь к ней внимание.

Как реагируют на наши работы одесситы? Ну, могу сказать точно, что муралы особенно нравятся бабушкам (Смеется.) — они обожают останавливаться, чтобы похвалить нас в процессе работы. А вообще не могу вспомнить, чтобы реагировали как-то негативно. Что касается размышлений на тему «лучше бы отремонтировали, а не закрашивали», ну так мы не ЖКХ, наше дело скромное — рисовать.

С коммунальщиками, кстати, у нас тоже особые отношения. Некоторых рисунков уже нет по одной простой причине — их закрасили. В таком случае мурал, увы, остается только на фотографиях, потому что повторять то же самое нет никакого смысла. В этом и заключается особенность уличного искусства, оно недолговечно. Сегодня есть, а завтра уже нет. И на месте прежнего рисунка появляется новый.

Ха-Ха-Хармс на Академической

Не все нам нравится рисовать. Например, мы уже давно стараемся обходить стороной какие-то клише, связанные с Одессой. Я имею в виду, скажем, образ Мишки Япончика, сцены всех этих бандитских времен, потому что это уже даже не вчерашний день, а позавчерашний. Но, конечно, если заказчик того хочет, мы можем нарисовать какие-то определенные вещи в рамках коммерческого сотрудничества.

Степень свободы — это показатель того, какого уровня муралы рисуют художники в разных странах. Если не душить идею, не вносить какие-то невнятные корректировки, не загонять в рамки, тогда это действительно приносит прекрасные плоды. У нас есть еще много табуированных в обществе тем. Это ЛГБТ, например. Для нашего обывателя будет выглядеть шокирующе какой-нибудь мурал с подобным подтекстом, хотя за рубежом это давно никого не удивляет.

Мы же еще просто не готовы говорить о чем-то подобном. Есть, допустим, довольно строгое ограничение для нас самих, согласно нашим сугубо личным взглядам — это какие-то видоизменения исторического облика города. Я считаю кощунством рисовать что-либо бездумно в таких местах, равно как и строить там какие-то нелепые здания, развешивать странную рекламу.

У нас нет профессионального художественного образования, поэтому иногда приходится выслушивать и конструктивную критику от тех, кто в этом деле дока. Это очень полезно, ведь иногда мы сами можем не замечать каких-то недоработок. Где-то можно было добавить объема, какой-то элемент можно было выделить более активно, и тогда рисунок получился бы еще лучше. Но мы растем, с каждым разом стараемся учитывать все больше нюансов, никогда не отмахиваемся от комментариев.

Наверное, многие обратили внимание, что рядом с нашими рисунками мы часто ставим хештеги. Это наш своеобразный квест — найди новый рисунок в городе. Мы выкладываем на нашей страничке в соцсети фотографию и предлагаем подписчикам обнаружить, где появился «новичок».

Сейчас все стало намного проще — распространять информацию, рассказывать о своем творчестве, находить новые источники вдохновения, новые техники для работы. Не все они нам подходят, в основном из-за высокой стоимости, но все равно мы стараемся что-то новое перенимать. Существует очень крутая фосфорная краска для рисования муралов, например, но себестоимость такого проекта будет весьма ощутимой, пока не беремся. А так, мы всегда находимся в рабоче-творческом процессе.

Новый мурал уже на подходе — хотим приурочить его появление к грядущей «Юморине». Не скажу, что именно это будет и где, но он интересный. Следите за нами в соцсетях — мы есть в Instagram и Facebook, все новые работы регулярно выкладываем, делимся новостями. Будем рады!

Читайте также: