Как сделать круг света на стене

Обновлено: 16.05.2024

Студийное освещение – нюансы установки или как сделать фотостудию у себя дома

Студийная фотосъемка сегодня пользуется небывалой популярностью, и любой начинающий фотомастер может позволить попробовать себя в этом деле. Конечно, видение света и талант художника – это навыки, которые невозможно приобрести, читая статьи и смотря видео в интернете, но основы и некоторые очень полезные советы из таких источников можно почерпнуть.

Остальное дело вашего упорства, трудолюбия и техники, про которую мы и поговорим сегодня. Итак, тема сегодняшней статьи — освещение в фотостудии, как оно строится и какие приспособления для этого нужны.

Подробнее на Электрик в доме

Особенности студийной съемки

Съемочный процесс в действии

Если вы уже начали осваивать искусство фото и видеосъемки, то прекрасно должны понимать, что работа в условиях естественного освещения, особенно если речь идет о сессии в помещении – занятие крайне сложное и по силам только настоящим профессионалам.

Интересно знать! В качестве примера приведем фильм «Выживший» с Леонардо Ди Каприо, за который он наконец-таки получил премию «Оскар». Постановка картины примечательна тем, что весь фильм снят в условиях естественного освещения. Режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту и оператор Эммануэль Любецки проделали поистине огромную работу.
  • Для того чтобы сделать красивую фотографию в помещении, вам понадобится несколько источников света, несколько приспособлений для его отражения и рассеивания, а также знания того, как правильно этот самый свет расположить.
  • Учтя все нюансы, начинающий фотограф получит очень качественные снимки, не в пример тем, что он же делает на улице, или без использования дополнительного оборудования.
  • Также особенностями студийной съемки является и то, что при должном умении художник может не только создать нужный уровень освещения, но и воссоздать определенные условия, имитируя, к примеру, вечер или, скажем, затемненное помещение, сохраняя при этом объем на получаемых фото.

Фотостудия в домашних условиях

При этом организовать фотостудию можно в абсолютно любом помещении, без ограничений.

Типы освещения в студии

Чтобы любая фотография человека, животного или предметов получилась красивой, для съемки потребуется несколько источников света, что позволит сделать картинку объемной, подчеркнуть нужные места и создать нужные переходы теней. Используя лишь один источник, даже рассеянного света картинка будет получаться достаточного жесткой из-за резкого перехода от света к тени, что применимо только в определенных стилях фотографии.

Разница между мягким и жестким светом

В подтверждения своих слов приводим вот эту фотографию с девушкой. Посмотрите, справа она выглядит намного привлекательнее просто за счет того, что фотограф смягчил особенно темные участки на лице: тень под губами, носом и глазами, от подбородка.

Переход от света к тени стал более мягким, при этом сохранился объем. В данном случае достаточно одного источника света и рассеивателя или фотозонта, но фотография можно быть еще красивее. Как это сделать мы расскажем далее.

Схемы освещения в фотостудии могут отличаться, в зависимости от тех задач, которые поставил перед собой фотограф, но существует основа, так сказать, классика, которая неизменна, и применяется в фотографии с зари этого искусства. Давайте перечислим основные источники света, которые используются в построениях схем.

Один и два источника света

  • Главный свет на площадке называется рисующим. Его задача дать основное освещение объекта съемки и создать на нем основные тени. Располагают его обычно под некоторым углом, немного выше головы модели так, чтобы тень от носа была направлена к уголку рта.
Совет! В качестве бюджетного источника рисующего света можно использовать солнечный свет из окна, если таковое имеет в вашей студии.

Схема освещения в фотостудии: пример студийной портретной съемки с одним источником света

  • Рисующий свет обычно должен обладать большой интенсивностью, чтобы в достаточной степени осветить модель, однако высокая яркость – основная причина жестких теней на лице, что мы уже демонстрировали на одном из фото. Чтобы избежать подобного эффекта его нужно рассеять до нужной степени.
  • Сделать это можно при помощи различных рассеивателей (фотозонт на просвет) и софтбоксов, а если речь идет о съемке при естественном освещении, то их роль могут выполнять тучи в пасмурную погоду.

Софтбокс – устройство, в которое помещается источник света: при прохождении через ткань на лицевой стороне, он становится мягким

Классическая схема с тремя источниками света (рисующий, заполняющий, контровой)

  • Следующий источник света называется заполняющим (Fill light). Его располагают обычно с другой стороны от рисующего, как это показано на схеме выше. Его назначение – смягчить тени. Яркость этого источника не должна быть большой иначе картинка потеряет в объеме. Также свет должен быть мягким, поэтому применяются отражатели или софтбокс.
  • Контровой свет или как еще говорят, акцентирующий – последний из основных. Располагают его позади объекта съемки, чтобы создать вокруг него легкий световой ареал, с целью отделить визуально модель от заднего фона.

Рисующий свет в комбинации с дополнительными подсветками разных типов

Помимо основы применяются еще два источника света:

Пример фотопортрета с фоновым освещением

  1. Фоновый – не сложно догадаться из названия, что направляют его на задний фон, чтобы его подсветить, сделать красочнее и ярче и еще сильнее отделить объект съемки от него.
  2. Моделирующий – его задача создать в композиции определенные акценты, подчеркнуть эффектные блики или смягчить точечно тени. Сам свет является узконаправленным и не очень большой мощности.

Что нужно знать о самом свете

Черно-белая портретная съемка

Мы уже сказали о том, что свет может быть жестким и мягким. В первом случае для изображения характерно наличие резких контрастов, что особенно эффектно смотрится при создании черно-белых снимков, как на примере выше.

При этом фото выходит насыщенным и ярким, без обилия полутонов. Тени получаются резкими, очень глубокими, уходящими в черный цвет, а блики – максимально яркими и выразительными.

  • Жесткий свет является настоящим врагом начинающих фотографов, которые не понимают, как его правильно использовать. Источниками света дающими такой эффект является солнце или фотовспышка, направленная непосредственно на модель.
  • Также его можно получить при помощи определенных поверхностей отражателей и с насадками типа, тубус, соты и прочие.

Насадка для студийного света типа соты не дает свету рассеиваться по сторонам и делает его направленным

  • Мягкий свет – это максимум полутонов и плавные градиенты от света к тени. Такая подсветка не даст ярких бликов, поэтому в сочетании с ним хороша моделирующая подсветка. Не даст он и глубоких теней. Фотографии с таким освещение выглядят очень приятно и красиво, поэтому в портретной съемке применяют чаще всего именно его.

Как создать подобный свет мы вскользь уже говорили. Теперь расскажем чуть подробнее.

  • Итак, самым простым способом сделать свет мягче является расположение на его пути некой полупрозрачной преграды, например, через тюль на окне. По этому принципу работают софтбоксы, внутрь которых помещаются лампы или фотовспышки. Цена на такое оборудование невысока, а заказав его из Китая, можно отдать и вовсе смешные деньги.
Совет! Преимуществом студийной съемки является то, что для работы можно использовать постоянные источники света и не тратиться на оборудование, синхронизирующее вспышки и затвор фотоаппарата. Другими словами, засовываем внутрь софтбокса лампу нужной мощности, включаем и радуемся жизни.

Уличная съемка через софтбокс – для работы дополнительно нужен синхронизатор для вспышки

  • При желании соорудить нечто подобное можно и своими руками.
  • Смягчить свет можно и при помощи отражателей. На фото выше показан их набор. Обратите внимание на разные поверхности – нас интересуют матовые, которые дадут нужный эффект. Металлизированные, наоборот, сделают освещение жестче.
  • Также важен цвет отражателя, так как в такой же тон будет окрашиваться подсвечиваемая модель.
  • Данные приспособления также не стоят больших денег и могут пригодиться в работе даже в «поле». Если средств нет вообще, то в качестве отражателя подойдет обычная белая стена, натянутая простынь или кусок пенопласта.
Совет! Правильная работа с отражателями содержит множество нюансов, о том, как это правильно делается, расскажет видео в этой статье.
  • Следующим студийным приспособлением является фотозонт. По сути, это все тот же отражатель, однако за счет куполообразной формы свет получается направленным. Отражающая поверхность также может меняться. В некоторых вариантах фотозонты обтягиваются полупрозрачной тканью и работают как софтбоксы.

Данные приспособления и их альтернативы являются обязательными при создании любой студии. Добавьте сюда еще сами источники света (лампы и вспышки) и можно приступать к первым пробам и выставлению световых схем.

Источники света

Освещение студийное, как мы уже выяснили, несколько своеобразное, а для его создания могут применяться источники света разных типов.

Все они делятся на две категории:

Вспышка для фотоаппарата

  • Импульсные источники – то есть вспышки, которые применяют только в фотосъемке. Особенностью этого оборудования является то, что они способны на короткое время выдать очень мощный световой поток и ярко осветить объект съемки и некоторое окружающее пространство.
  • Недостатком такого источника является то, что фотограф не может видеть результат до того, пока не сделает снимок, то есть он заранее должен представлять, как отразится свет и заполнит экспозицию, что возможно только с опытом.
  • К плюсам можно отнести независимость от электрических сетей (не важно для студийной работы) и большую яркость.
Интересно знать! Фотографы никогда не направляют свет от вспышки на модель. Обычно его отражают от окружающих плоскостей (стены, потолок), а в студиях вспышки ставятся в софтбоксы, которые смягчают прямой свет, избавляя от засветов и слишком темных участков.

Постоянные источники света

  • Вторым типом являются светильники, дающие постоянный свет. Обычно это достаточно громоздкое оборудование, которое одинаково эффективно подходит как для фото, так и для видеосъемки.
  • Источником при этом выступают обычные лампы, которые устанавливаются в софтбоксы на штативах, зонты, прожекторы, моноблоки и прочее.
  • Что касается ламп, то подход к их выбору очень важен, так как каждый тип отличается качеством цветопередачи. Выше любого соперника по этому параметру являются лампы накаливания и галогеновые, так как они дают свет за счет температуры, как это делает наше солнце, однако эти источники потребляют много электроэнергии и сильно нагреваются, что подходит не для всякого оборудования.
  • Как альтернативу используют качественные люминесцентные и светодиодные лампы – цветопередача немного хуже, но в остальном сплошные плюсы.

Как правильно выставлять свет

Во второй части статьи мы расскажем, какими могут быть схемы студийного освещения. Конечно, про каждую поговорить мы не можем, ведь их существует огромное количество, и опытные мастера фотографии постоянно экспериментируют, стараясь изобрести что-то новое, но несколько интересных вариантов, которые обязан уметь использовать любой серьезный фотограф мы упомянем. Итак, вот короткая, но очень полезная инструкция.

Голливудская схема или «бабочка»

Пример фотографии в стиле «бабочка»

Голливудской данная схема называется потому, что большинство классических снимков кинозвезд для афиш и плакатов делалось именно таким образом. Портрет получается выразительным, при том, что выставить схему очень просто и быстро.

Схематическое расположение освещения

  • Для работы вам понадобится лишь два источника света: рисующий и фоновый. Первый устанавливается либо прямо над камерой, либо сбоку от нее на максимально близком расстоянии, как это показано на представленной картинке.
  • Обычно используется импульсная вспышка, которую необходимо поместить в софтбокс для получения мягких теней.
  • Фоновый свет ставится позади модели в стороне, и направляется под углом около 45 градусов за ее спину. Естественно, смотрим, чтобы прибор не попадал в кадр. Сила освещения должна быть невысокой.
Совет! Тут точной рекомендации дать невозможно, поэтому советуем все испробовать на собственном опыте. Поверьте, оптимальный для себя результат вы найдете очень быстро.
  • Сам фон лучше использовать темного цвета, что придаст изображению больше глубины и загадочности.
  • Как вариант можно немного усложнить схему и добавить третий, моделирующий источник света, располагая его немного ниже камеры, и направляя на лицо модели снизу. Тут главное не перестараться, так как можно «убить» все тени на лице, что сделает картинку плоской.

Вариант с одним и двумя источниками света

Если у вас в студии есть окно, через которое в помещение поступает достаточное количество естественного света, то, используя светлый фон, можно сделать прекрасный портрет при помощи лишь одного осветительного прибора.

Можно работать и без окна, но тогда картинка будет гораздо темнее

Как видно из представленного фото, фотограф использовал вспышку на стойке, поверх которой установил софтбокс. Источник искусственного света расположился чуть в стороне, чуть ниже головы снимаемого объекта, а поток от него будет направлен на ближайшее плечо модели (немного ниже лица).

Сама модель при этом поворачивается лицом к свету, что позволяет мягко осветить его, получая мягкие тени на обратной стороне.

Вот что получилось в итоге.

Фото от профессионала с одним источником света

Не уходя далеко от только что описанной схемы, давайте немного ее усложним, добавив еще один прожектор в софтбоксе, который нужно расположить точно напротив первого. Он поднимается выше головы и также направляется на модель.

Схема с двумя источниками света

Как вы понимаете, мы добавили контровое освещение, но за счет того, что оно расположено не ниже, а выше объекта, вокруг него не будет создаваться просто ореол, а появятся интересные блики на лице, руке и плече, что значительно добавит фотографии объема.

Усовершенствованная схема сделала снимок живее

Совет! Устанавливая контровой свет, не забывайте, что его мощность всегда должна быть слабее, чем у рисующего.

Если в вашем распоряжении есть только темный фон, то снимая лишь с одним источником света, вы должны понимать, что модель будет сливаться с ним, особенно, если одежда на ней тоже темная. Такие снимки тоже по-своему красивы, но объема в них будет маловато. Вот, посмотрите на следующую фотографию, чтобы в этом убедиться.

Модель буквально сливается с черным фоном

Чтобы отделить объект от фона, что нам нужно сделать? Правильно, либо поставить контровой свет, либо фоновый, либо и тот и другой! А если поставить и заполняющий, то получится классическая трехточечная схема.

Профессиональный портрет: контровой свет в данной схеме отсутствует

Схемы «Высокий ключ» и «Низкий ключ»

Еще два варианта для создания необычных, красивых и запоминающихся снимков. По сути, это две противоположности. В первом случае вы можете создать нечто похожее на прекрасных ангелов или величественных эльфов в стиле фильма «Властелин колец».

6 световых схем для съемки портрета

В классическом портрете есть несколько вещей, которые нужно держать под контролем и думать о том, как сделать наиболее выигрышный портрет модели, показав ее с наилучшей стороны. Это соотношение освещенности, светотеневой рисунок, тип лица и угол зрения. Я предлагаю вам познакомиться с этими базовыми понятиями, так как, чтобы нарушать правила, нужно их знать. Однако, если вы хорошо изучите и будете применять эти знания на практике, это поможет вам снимать портреты людей значительно лучше. Эта статья посвящена световым схемам: что это такое и почему это важно знать и использовать. Возможно в будущем, в других статьях, если вам понравится, я расскажу и о других слагаемых хорошего фотопортрета.

Светотеневой рисунок я определяю, как игру света и тени на лице, создающую различные формы. Проще говоря, это форма теней на лице. Существует четыре основных световых схемы для портрета:

  • Боковое освещение
  • Петлевое освещение или схема "петля"
  • Схема рембрандтовского света
  • Схема "бабочка"

Есть также понятия широкого и короткого света, это скорее стиль освещения и он может комбинироваться с большинством схем, приведенных выше. Давайте рассмотрим каждую схему в отдельности

1. Боковой свет


Боковой свет разбивает лицо на две равные части, одна из которых освещена, а другая находится в тени. Он часто используется для создания драматических портретов, таких как портрет музыканта или художника. Такой свет больше подходит для мужских портретов и, как правило, для женских применяется редко. Однако, имейте ввиду, что в фотографии не существует жестких правил, поэтому я предлагаю вам использовать полученную информацию в качестве отправной точки или ориентира. Пока вы не уверены в своих знаниях, лучше действовать так, как предлагают классические руководства.


Для достижения эффекта бокового света нужно просто поставить источник света под углом 90 градусов слева или справа от модели, иногда даже чуть позади головы. Размещение и положение источника света будет зависеть от лица человека. Смотрите, как свет ложится на лицо, и передвигайте источник. При правильной постановке бокового света в глазу на теневой стороне лица должен быть блик. Если при этом не удается избавиться от попадания света на щеку, вполне возможно, что данный тип лица не подходит для бокового света.

Примечание: любая световая схема может использоваться при любом повороте головы (анфас, когда видны оба уха, лицо в ¾, или даже профиль). Просто имейте ввиду, что положение источника света должно изменяться в соответствии с поворотом головы, для поддержания нужного светотеневого рисунка.

Что же такое "блик"?


Обратите внимание, что на фотографии выше в глазах ребенка есть отражения источника света. Они имеют вид небольших белых пятнышек, но если посмотреть ближе, мы можем увидеть форму источника, который я использовал при съемке этого портрета.


Посмотрите, ведь на самом деле это яркое пятно представляет собой шестиугольник с темным центром? Это небольшой шестиугольный софтбокс на моей вспышке Canon, который я использовал для съемки.

Это и есть "блик". Без бликов глаза кажутся темными и безжизненными. Вы должны убедиться, что блик есть хотя бы в одном глазу модели, чтобы снимок оживился. Обратите внимание, что блик также осветляет радужку и в целом делает глаза ярче. Это усиливает ощущение жизни и придает им блеск.

2. Петлевое освещение


Петлевое освещение создает небольшую тень от носа на щеке. Чтобы получить такое освещение, нужно поставить источник немного выше уровня глаз и под углом 30-45 градусов от камеры (зависит от лица человека, для правильной постановки любой схемы нужно учиться читать лица людей).


Посмотрите на эту фотографию, чтобы увидеть, как падает тень, и на левой стороне вы также сможете увидеть небольшую тень от носа. В петлевой схеме тень от носа не должна слишком заходить на щеку, тем более не должна смыкаться с тенью от щеки. Старайтесь, чтобы тень была небольшая и смотрела немного вниз, но имейте ввиду, что если источник поднят слишком высоко, тени могут выглядеть странно, а также могут пропасть блики в глазах. Петлевая схема, по всей видимости, самая популярная, так как легко создается и подходит большинству людей.


На этой диаграмме черный фон представляет задний план с деревьями. Солнечный свет идет из- за деревьев сзади, но они полностью в тени. Белый отражатель, расположенный слева от камеры, отражает свет обратно на лица фотографируемых. Подбирая расположение отражателя, можно изменять освещение лиц людей. Петлевое освещение достигается его расположением примерно на 30-45 градусов от камеры. Отражатель также должен располагаться чуть выше уровня их глаз, чтобы тень от носа ложилась слегка вниз, к углу рта. Одна из распространенных ошибок у начинающих – это низкое расположение отражателя и его наклон. В результате лицо и нос подсвечиваются снизу, что выглядит некрасиво.

3. Рембрандтовский свет


Схема называется рембрандтовской, потому что на картинах Рембрандта часто встречается такой тип освещения, что можно увидеть на его автопортрете выше. Рембрандтовское освещение определяется наличием светового треугольника на щеке. В отличие от петлевого света, где тень от носа и щеки не смыкается, здесь они сливаются вместе, что и создает на теневой стороне светлый треугольник на щеке под глазом. Для создания правильной схемы следует убедиться, что в глазу на теневой стороне присутствует блик от источника света, иначе глаза будут "мертвыми", без приятного блеска. Рембрандтовское освещение более драматично, так как подобный светотеневой рисунок создает более беспокойное настроение портрета. Используйте его соответствующим образом.


Для создания рембрандтовского освещения необходимо, чтобы модель находилась немного в стороне от света. Источник должен находиться выше верхней части головы так, чтобы тень от носа падала на щеку. Не каждое лицо подходит для этой схемы. Если оно имеет высокие или выдающиеся скулы, возможно, схема будет работать. Если же у модели маленький нос или плоская переносица, такого освещения может быть трудно достичь. Опять же, помните, что вы не должны делать именно эту схему именно с этой моделью. Выбирайте то, что подчеркнет достоинства модели и представит ее наиболее выгодным образом. Тогда освещение сработает как надо. Если вы используете окно как источник света, и свет от окна падает на пол, возможно вам придется закрыть нижнюю часть окна с помощью гобо или панели, чтобы достичь этого типа освещения.


4. Схема "бабочка"


Эта схема метко названа "бабочкой" по форме тени от носа, которая создается. если источник света поместить сверху и прямо за камерой. В основном при этой схеме фотограф находится под источником света. Схема "бабочка" часто используется для съемки гламура, выгодно подчеркивая скулы модели. Также она походит для съемки людей старшего возраста, так как в отличие от других схем меньше подчеркивает морщины.


Схема "бабочка" создается источником света прямо за камерой и немного выше глаз или головы, в зависимости от типа лица. Иногда схему дополняют отражателем прямо под подбородком, модель даже может держать его сама. Эта схема подходит моделям с красивыми скулами и узким лицом. Круглое или широкое лицо будет лучше смотреться при схеме петля или даже боковом свете. Эту схему сложнее создать с помощью света от окна или отражателя. Часто, чтобы сделать тени более выраженными, необходим более мощный и направленный источник света, такой как солнце или вспышка.

5. Широкое освещение

Широкое освещение является не столько шаблоном или схемой, сколько стилем или разновидностью. Любая из следующих схем может быть выполнена с широким или коротким светом: петля, Рембрандт, боковой свет.


Широким называется освещение, когда лицо человека слегка повернуто и освещается сторона лица, которая находится ближе к камере. По площади освещенная сторона получается больше, чем теневая. Широкое освещение иногда используется для портретов в стиле высокий ключ. Этот тип освещения делает лицо человека шире (отсюда и название) и может использоваться для моделей с узким лицом, чтобы визуально сделать его шире. Большинство людей однако, хотят выглядеть стройнее, а не шире, поэтому данное освещение лучше не использовать для широких и круглых лиц.


Чтобы создать широкое освещение, лицо необходимо повернуть от источника света. Обратите внимание, что освещается ближняя к камере сторона лица, а тень падает на дальнюю сторону. Проще говоря, широкий свет освещает большую часть лица, которую мы видим.

6. Короткое освещение


Короткое освещение является противоположностью широкому. Как можно увидеть на снимке выше, при коротком свете в тени находится сторона лица, обращенная к камере (широкая), а освещается дальняя от камеры (узкая). Этот тип освещения часто используется для низкого ключа или темных портретов. Он делает лицо более объемным, скульптурным, визуально сужает широкое лицо, что нравится большинству людей.


Для этой схемы лицо должно быть обращено к источнику света. Обратите внимание, что при этом освещается сторона лица, обращенная от камеры, а тень падает на обращенную к камере сторону. Проще говоря, при коротком освещении большая часть лица, которую мы видим, находится в тени.

Собираем все вместе

Конечно, гораздо проще изменять освещение, передвигая источник. Однако, если источником является солнце или окно, их особо не подвигаешь. Здесь вместо перемещения источника нужно менять положение модели или предмета, вращать их по отношению к свету. Или изменить расположение камеры. Таким образом, если вы не можете переместить источник света, нужно перемещаться самому и перемещать объект съемки.

Практические упражнения

Выберите себе объект для съемки (лучше всего человека, а не вашу собаку) и практикуйтесь в создании каждой из схем освещения. которые мы разбирали:

  1. Бабочка
  2. Петля
  3. Рембрандт
  4. Боковой свет

Помните о том, что есть также широкое и короткое освещение и применяйте его для различных типов лиц моделей, где это необходимо. Не беспокойтесь об остальных аспектах (соотношение света и тени, заполняющий свет и т.д.), на данный момент сконцентрируйтесь на получении хорошего рисунка. Используйте свет от окна, торшер без абажура или солнце, то есть такой источник, с которым вы сможете видеть, как ложится свет и тень на лицо. Я предлагаю вам сначала не использовать вспышку, так как у вас еще недостаточно опыта, чтобы представить себе результат до того, как сделана фотография. Это может затруднить ваше обучение.

Также лучше начинать работать с лицом, обращенным прямо к камере, без поворотов (кроме практики создания широкого и короткого освещения).

Покажите нам свои результаты и пишите о проблемах, с которыми вы столкнулись. Я постараюсь помочь вам их решить, чтобы и вы, и другие не допустили подобных ошибок в следующий раз.

Съемка с использованием цветных фолиевых (гелевых) фильтров

рис

Иногда я ловлю себя на мысли, что во время аналогичных съемок использую наработанные схемы и установки освещения изо дня в день, снова и снова.

Повторение, безусловно, помогает улучшить и отточить собственные навыки, но иногда это заставляет чувствовать скуку и рутину, не говоря уже о том, что полученные, пусть даже безукоризненные фотографии, будут бесполезны для портфолио.

Но как бы не было немило чувство «дежавю», я понимаю, что именно неоднократное повторение на самом деле помогло мне стать лучше, как художнику и фотографу. Усталость от повторения, желание развлечь себя и экспериментировать приводит меня, как правило, к новым личным художественным открытиям. Когда мне скучно, и хочется «оживить» атмосферу, я начинаю поиск новых идей освещения, приемов и методов.

Если вы начали поиски идей для вдохновения и решили почитать данный материал, то надеюсь, что вы найдете новые мысли и отыщутся образы, которые вдохновят вас, наполнят энтузиазмом и добавят любви к фотографии.

Позвольте предложить несколько любопытных идей студийного освещения. Начну с одной из моих самых любимых. Освещение с помощью цветных фолиевых (гелевых) фильтров, или как их ещё называют, цветных гелей. Я расскажу о том, как провести съемку с доступным световым оборудованием и без ущерба для качества в конечном результате.

Студийное освещение, которое вам нужно

1. Вам пригодятся моноблоки и вспышки, которые уже имеются в наличии. Приборы постоянного света также могут быть полезными, но нужно быть осторожным и использовать их аккуратно, потому что более высокая температура лампы может расплавить гели, что в свою очередь приведет к повреждению лампочки.

2. Можно цветные гели купить специальные – они относительно недороги. А можно, как лично я, использовать цветной целлофан или оберточную бумагу из рулонов, которую покупаю в магазинах для хобби и ручных поделок.

Плотный цветной целлофан и цветные гелевые листы сильно отличаются. Целлофан часто очень тонкий, поэтому в результате цвет может быть не столь ярким, как хочется. Для решения этой проблемы можно просто сложить целлофан в несколько слоев до установки на вспышку.

3. Еще требуются шторки на рефлектор, специальная рамка для гелевых фильтров или рулон тейпа. Очевидно, что если ваша профессиональная фото- или видеостудия полна дорогостоящего осветительного оборудования, то, конечно, не стоит приводить в шок своих клиентов видом ручных поделок. Для профессиональных студий и фотостудий сдающихся в аренду, стоит приобрести фирменные фолиевые фильтры Chris James или цветные фильтры производителя вашего оборудования, чтобы все выглядело и работало с надлежащим видом и порядком.

Многие производители выпускают небольшие наборы цветных фильтров для установки на рефлектор со шторками, они определенного размера и для них на шторках есть специальное крепление, правда богатством красок такие наборы не блещут.

Я лично использую целлофановые рулоны и тейп, что совсем не смущает моих клиентов и коллег-креативщиков. Пока клиенты получают качественные красивые картинки, им нет дела, как я добиваюсь «магии света».

Если в конечном итоге вы примите решение использовать цветной целлофан с клейкой лентой, имейте в виду, что целлофан будет таять, если расположен слишком близко к пилотной лампе, так как лампа нагревается во время съемки. Целлофан расплавится и может повредить лампу, если не быть осторожным. Я всегда выключаю моделирующую лампу на время работы вспышки. Но я опытный фотограф, могу обойтись без нее, потому что понимаю, что будет со светом в результате, но для начинающего подобное может стать проблемой.

Ещё хотелось бы сказать пару слов о клейкой ленте. Вы можете использовать ленту, которой пользуются строители (малярный скотч), но в процессе съемки рефлектор нагревается, и обычный скотч отклеится, потому надо либо клеить в несколько слоев для прочности конструкции, либо использовать специальный студийный тейп.

Фотографический процесс

Вот здесь и начинается все самое интересное! Есть очень много способов, когда фотографы могут использовать цветные гели, это даже не обсуждается. Но есть несколько основных методов, которые лично я люблю применять в схеме освещения: окраска контрового (силуэтного) света и окраска основного источника света (рисующего), и все множество вытекающих из этих двух схем вариаций. Позвольте показать, что получается, и какие цветовые эффекты достигаются.

Схемы света для фотографии с контровым освещением, как правило, похожи и немного отличаются в зависимости от задачи. Могут быть использованы 1, 2 или более контровых источника света, фоновые осветители, заполняющий свет и тому подобное, чтобы получить необходимое.

Варианты:

Использование только одного моноблока для цветного контровика, чтобы придать легкий оттенок цвета.

рис.1

Использование только одной вспышки для более яркого и насыщенного цветного контрового света. Нужно увеличить мощность вспышки и использовать фолиевый фильтр с насыщенным цветом, ну или сложить цветной целлофан в несколько раз, чтобы получить хороший и богатый цвет.

рис.2

На рисунке ниже вы можете видеть, что даже при том, что настройка освещения похожа на предыдущую, только отзеркалена, тут намного больше цвета на теле модели. Подобного можно добиться путем перемещения осветителя с цветным светом чуть ближе к камере. Подобная манипуляция позволит большему количеству света пролиться на лицо и тело модели. Конечно, модель следует развернуть соответствующим образом.

рис.3

Ширину контура света можно контролировать, регулируя положение студийной вспышки, перемещая его вдоль оси камера-модель-фон (см.схему ниже). Чем ближе моноблок к камере, тем шире контур света. И чем дальше по этой же схеме за моделью вы установите его, тем тоньше контур света получите – т.е. меньше цветного света будет отражаться от модели на камеру. Я знаю, изначально может показаться сложным такое, но как только фотограф попытается это сделать в студии, сразу же поймет, как все просто на самом деле.

Будьте внимательны! Если расположить вспышку к камере ближе, чем то расстояние, на котором она находится относительно модели, контур света станет значительным и превратится из контрового в боковой свет. Это может создать грязные тени на лице модели и разрушить кадр.

рис.4

Два источника света с цветными гелями, по одному с каждой стороны, с легким оттенком цвета. Когда я хочу получить очень тонкий контур света по щеке модели, то обычно устанавливаю цветной свет практически за затылком модели.

рис.5

Два источника света с цветными фильтрами, с двух сторон, с ярким и насыщенным цветом. Можно добавить осветитель с красным фолиевым фильтром на светлый фон. Я снимала с серым фоном, и это выглядело скучно для кадра, где хотелось буйство красок.

рис.6

Вы также можете играть с длинными выдержками, но я буду говорить об этой технике в одной из следующих статей.

рис.7

  • Окрас основного рисующего света

Давайте рассмотрим случай, когда важно иметь широкий гелевый фильтр. Я должна использовать большой отрезок его и установить на всю ширину софтрефлектора, которые бывают до 70 см в диаметре или даже на софтбокс, если потребуется.

Варианты

В принципе, можно все – позволительно смешивать студийные моноблоки и накамерные вспышки, при этом использовать различные модификаторы света. Ограничений нет! Я предпочитаю сочетать дополняющие друг друга оттенки или же контрастные, но это никогда не мешает пробовать экспериментировать с неожиданными парами цветов.

В этой установке я использовала портретную тарелку на моноблоке (с красным фильтром) и простую накамерную вспышку (зеленый фильтр).


Два источника: жесткий синий свет и мягкий красный свет. На первом источнике – простой металлический рефлектор (синий гель). Он расположен немного дальше от модели, так что создает жесткий свет и четко определенную тень на стене.

Студийная вспышка с софтрефлектором (красный) гораздо ближе к модели, и свет мягче (так как большой размер источника света, а также диффузор/рассеиватель и источник ближе к модели) и его миссия заключается в том, чтобы заполнить тени позади модели насыщенным красным цветом.

Это только те установки, которые я обыграла для примера. Уверена, что вы придумаете намного больше, если вам понравится сама идея экспериментировать с цветными гелями. Пробуйте и вернитесь к нам, покажите, что у вас получилось!

Julia Kuzmenko McKim перевод С.Завадова

Видеоканал Фотогора

5 схем студийного освещения

Всем любителям фотографии рано или поздно захочется попробовать себя в роли студийного фотографа. Ведь так много крутых кадров можно сделать в четырёх стенах, используя разные тематики, наряды, атрибуты и прочее. Но если вы читали статью и знаете об оборудовании, которое вас ждёт, то придя в студию в первый раз, у вас возникнет вопрос: «А как поставить источники света?»

Впишите в поисковик «схемы расстановки света в фотостудии» и используйте понравившуюся вам.

Если не хотите использовать найденные схемы, то придумайте свою или соберите одну из нескольких. Есть основные схемы. Они в большинстве случаев просты в установке и понимании света, а также не требуют много техники. Большую часть этих схем можно собрать из домашней яркой лампы вместо вспышки и большого белого листа в качестве отражателя или вам хватит лишь одного окна, которое, в свою очередь, породило стиль Микеланджело.

1. Свет Ре́мбрандта

Схема названа в честь голландского художника и крупнейшего представителя золотого века голландской живописи. Он был последователем Караваджо Микеланджело. Караваджо писал свои полотна на чердаке, где было одно единственное маленькое круглое окошко под самой крышей, откуда поступал дневной свет. Это окно называлось «бычий глаз». Именно под этот поток света Караваджо ставил своих моделей. «Бычий глаз» — прототип жёсткого источника света.

Как видим на примере, свет исходит сбоку и немного попадает на тёмную часть лица, образуя треугольник Рембрандта.

Для данного вида освещения достаточно одного источника света. Свет устанавливается под углом 45° к модели. Отражатель позволит подсветить тени и избежать их излишней глубины: для этого он устанавливается с противоположной стороны от света и поворачивается на 45°.

Опираясь на схему «Рембрандтовский свет», вы можете создавать интересные художественные фотографии.

2. Раздельный свет

Он делит лицо модели на две части — одна часть лица хорошо освещена, другая находится в тени. Эту схему освещения используют для создания характерных портретов, например, портретов музыкантов или художников. Раздельный свет больше подходит мужчинам, поэтому его чаще используют для фотосъёмки мужского портрета.

Используя схему разделительного света, можно разделить лицо так, что глаз в тёмной стороне будет не виден, как на фотографии выше, или же сделать разделение чуть слабее, тогда оба глаза будут видны, пример приведён ниже.

Чтобы получить раздельный свет, расположите источник света в 90° от камеры, справа или слева от модели. Свет должен падать на модель сбоку. Обратите внимание, как свет обрисовывает лицо, и скорректируйте положение лампы соответствующим образом. Помните, что свет на теневой стороне лица должен отражаться только в зрачке глаза. Если модель слегка развернула лицо в сторону источника освещения, и свет попал на щёку, значит, схема уже нарушена.

3. Петля

При освещении типа «петля» на щеке модели появляется небольшая тень от носа. Чтобы построить такую схему, нужно установить источник света чуть выше уровня глаз модели и расположить его в 30–45° от камеры.

Если источник установить слишком высоко, то тени станут некрасивыми, а в глазах не будет бликов.

4. Бабочка

Схема «бабочка» также может варьироваться от более тёмного подсвета к более светлому.

Название этой схемы говорит само за себя: при данном освещении под носом модели появляется тень в виде бабочки. Источник рисующего света устанавливается также выше уровня глаз и сзади камеры. Фотограф оказывается прямо под источником освещения. Чаще всего такой свет используют для съёмки в стиле гламур и для того, чтобы создать тени под щеками и подбородком.

Для «бабочки» рисующий источник света необходимо поставить прямо за камерой и немного выше уровня глаз или головы модели. Иногда эту схему дополняют отражателем, который располагают под подбородком модели (часто лайт-диск дают в руки модели). Такой тип освещения подходит людям с выраженными скулами и худым лицом. С круглым и полным лицом подходит освещение «петля» или раздельный свет. Имея в наличии только отражатель или свет из окна, такую схему трудно смоделировать. Чаще всего требуется источник более жёсткого света как солнце или вспышка, чтобы тень под носом получилась более выразительной.

5. Полуоборот

Говоря о световом полуобороте, имеют в виду не схему освещения, а скорее тип. Любая из выше описанных схем освещения может быть смоделирована либо со световым, либо с теневым полуоборотом, будь то «петля», свет Рембрандта или раздельный свет.

Есть два типа полуоборота: световой и теневой.

Теневой полуоборот

Это тип освещения, противоположный световому полуобороту. Как видно из примера, при теневом полуобороте часть лица, обращённая на камеру (и соответственно, зрительно более крупная), уходит в тень.

Такой тип освещения часто используют для портретов в «низком ключе». При теневом полуобороте лицо находится в тени, а сама фотография кажется более объёмной. Теневой полуоборот можно использовать для съёмки большинства людей.

Световой полуоборот

При световом полуобороте лицо модели слегка развернуто от камеры, и более широкая часть лица, которая смотрит в камеру, освещена основным источником света. Таким образом, освещённой оказывается большая площадь лица, а в тени остаётся меньшая. Световой полуоборот иногда используется для портретов в «высоком ключе». При этом типе освещения лицо человека становится зрительно шире (отсюда и название), поэтому его используют для съёмки моделей с худым лицом. Большинство людей, тем не менее, хотят выглядеть на фотографии худее, поэтому такая схема не подойдёт для освещения моделей с полным или круглым лицом.

Для светового полуоборота нужно, чтобы модель отвернулась от источника света. Обратите внимание, как хорошо освещена широкая часть лица, которая смотрит в камеру.

Зрительно меньшая часть лица находится в тени. Вывод: при световом полуобороте освещается та часть лица, которую лучше всего видно на фотографии.

Мы привели примеры только нескольких схем. Вообще их существует бескрайнее количество, да и вы сами можете придумывать схемы.

Без практического опыта никуда, так что идите пробовать. Творческих успехов!

Как подсветить стену, угол, сделать световую линию на потолке или стене?

Световые профили с 2010 -2012 г стали основой для освещения многих интерьеров и актуальны до сих пор. Они являются готовым решением и основным инструментом для создания световых линий в интерьере- на потолке, на стене или создать отраженный свет в нише, в пространстве за потолком.
В наше время, в эпоху минимализма, когда наиболее востребованными становятся лаконичный дизайн, наиболее популярны безрамочные профили. У них нет видимой рамки, все монтажные элементы закрываются шпаклевкой, при этом отлично выполняют функцию освещения.

Угловой встроенный профиль Угловой встроенный профиль

Какие могут сложности быть с монтажом и эксплуатацией профильных систем освещения?
Есть системы, монтаж которых без специальной подготовки осуществить сложно.
А есть и те, у которых сама конструкция не предполагает проблем монтажа – такие может собрать любой квалифицированный монтажник без подготовки.

Встроенный профиль Встроенный профиль

Без специально предусмотренных инженерных решений профиля, спустя некоторое время на потолке могут появиться трещины вдоль профиля. Это плохо и требует дополнительного ремонта.
Следующая проблема профилей первого поколения в том, что сам профиль поглощает от 20 до 50% яркости, если сравнивать его со световой лентой тех же характеристик без профиля. Есть решение – отражатель, он возвращает поглощённый свет и яркость профиля не становиться меньше.
И наконец еще одна особенность. Со временем в процессе эксплуатации скотч, на который клеится лента в профиль теряет свои связующие свойства. Если такое происходит, лента падает на сам рассеивать и выглядит некрасиво.

Рефлектор – отражатель, установленный в профиль, решает эту проблему, поддерживая ленту в точках между светодиодами и не позволяет ленте отклеиться.

Профильные системы компании ЦЕНТРСВЕТ отличаются несколькими особенностями, улучшающими потребительские свойства профиля.
Специальный паз, постепенно уменьшающий слой шпаклевки и предотвращающий появление трещин.

Специальный отражатель – рефлектор, увеличивающий яркость профиля и удерживающий светодиодную ленту в постоянном положении, препятствующий отклеиванию.
Лучшие профили если не в мире, то точно в России по своим потребительским характеристикам.
Листайте вниз, чтобы узнать о комплектациях профильных систем освещения и подобрать освещение в свой интерьер.

Листайте вниз, чтобы узнать о профильных системах и подобрать освещение

Читайте также: