Как сделать из морфа стену

Обновлено: 04.05.2024

Подскажите, пожалуйста, с инструментом Морф в архикаде

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, с инструментом Морф в архикаде. Делаю ограждение для криволинейной лестницы. Беру стену, строю ее по кривой с заданным радиусом, затем превращаю ее в морф. А дальше начинается интересное)) Мне нужно чтобы с разных концов этой стены-морфа была разная высота, и разное возвышение. Я смещаю эти ребра уже в 3д окне на заданные высоты. Но, как только я перехожу в план обратно, появляются дополнительные радиусы, то есть этот морф деформируется не только по высоте еще в по ширине. Соответственно, на фасаде или разрезе я вижу наклонную стенку в сечении. Как сделать так чтобы радиус сохранялся и стена-морф была ровная? Надеюсь вы меня поняли. Жду ответа. Спасибо заранее.

Спасибо огромнейшее. Получилось, буду строить. И у меня есть еще один вопрос, может вы и в этом мне подскажете)) — строю все ту же лестницу, только теперь нужно построить поручень круглого сечения, который имеет искривление по кривой в плане, и соответственно,поднимается параллельно ступеням. Я испробовала уже все варианты, и мои идеи кончились. Я пробовала и стандартными библиотеками и через морф, но пока что, не выходит. Может подскажете?

Константин! Не получается! Я попробовала сначала сделать как вы написали, я про кривую стену-морф, так вот, и мне показалось , что получилось. Но нет, на самом-то деле. И у вас я это тоже проверила, скопировав принскрином вашу кривую, которая получилась. Она искажена, радиус изменился относительно того, что было. Это очень заметно, когда грань смещается на значительную высоту, например метров 5. Выходит, что не выходит(

К сожалению, морф не поддерживает корректные искривления контуров в трехмерном пространстве подобно 3д-спирали. Его контуры гнутся только в какой-то одной плоскости по заданному радиусу, поэтому построить спираль морфом не удастся. Могу предложить такой вариант:
1. Преобразовать лестницу в морф, чтобы появились привязки по ступеням.
2. В 3д окне построить линейный морф по углам ступеней — получим ломаную спираль.
3. Рисуем круглый морф — сечение перил.
4. Вытягиваем морф трубой вдоль ломаной спирали — получаем граненые перила.
5. Сглаживаем полученный морф.
Получается не конфетка, но хоть что-то. Можно еще построить стандартную спиральную лестницу и взять перила оттуда.

Да, это я не заметил. Значит остается только искривлять стену морфом, а затем обтесывать ее с двух краев другими морфами с помощью логических операций вычитания. Или смириться с несовершенством этого мира.

Спасибо за помощь! По поводу круглых перил — я так и делала, не особо красиво конечно, да и по мере поворота этой кривой получаются сильные изломы. А по поводу перил — я в итоге построила их линейным морфом по сегментам, с привязкой к ступеням, сделала их сначала плоскостью, а потом у каждого выдавила толщину, потом перемещала уже точки по высоте как надо, кривая получилась, но только из сегментов. в принципе нормально. Жаль только, что не подумали разработчики о таких элементарных действиях как редактирование радиусного морфа.

Инструмент Морф — безграничные возможности моделирования. Часть 4.

Немного разобравшись в предыдущей части статьи с наложением и проецированием текстур на грани и поверхности морфов, — вернемся к вопросам моделирования.

Мы уже знаем, как сглаживать грани и превращать их в поверхности. Однако инструменты работы со свободными формами, образуемыми морфами, этим далеко не заканчиваются. Операциям сглаживания могут быть подвергнуты и ребра — не менее важные составляющие морфов.

Создадим в окне Плана этажа при помощи ломаных линейных морфов надпись.


Обратите внимание, что мы можем создать каждую букву сразу замкнутым контуром или же использовать несколько морфов для каждого контура. Чтобы увидеть разницу, создадим первую и последнюю буквы непрерывными морфами, а контуры двух букв, расположенных по центру, составим из нескольких морфов, и после этого перейдем в 3D-окно.


Как видим, две крайние буквы уже содержат грани, что вполне естественно, поскольку ребра, которыми они созданы, образуют замкнутый контур. Буквы же, расположенные в середине слова, представлены только контурами.


Выберем и объединим морфы, образующие по отдельности каждую из букв, не имеющих граней при помощи команды Объединить, находящейся в разделе контекстного меню Логические операции. Теперь добавим в выборку все имеющиеся морфы и воспользуемся командой Конструирование → Изменить морф → Скруглить и объединить ребра.

Как видим, ребра всех морфов скруглены. В чем же тогда смысл создания контуров из нескольких морфов, предотвращающего создания граней?

При помощи команды Конструирование → Изменить морф → Покрыть гранями создадим грани с четкими ребрами для двух средних букв. Теперь необходимо удалить лишние грани, присутствующие в последних трех буквах. Для букв, покрытых контурами, это не вызовет никаких проблем — достаточно щелкнуть левой клавишей мыши на нужных гранях при нажатой комбинации клавиш SHIFT + CTRL и нажать клавишу DELETE. Для добавления в выборку последней буквы, в которой присутствуют три грани и две из них находятся в одной плоскости с гранью, образованной внешним контуром, создать отверстия, таким образом не удастся. Самое простое, что мы можем сделать в данном случае — это удалить все грани в последней букве, сохранив при этом ребра (здесь нам снова надо будет воспользоваться курсором выбора подэлементного уровня), а затем повторить произведенные операции, использованные при работе с двумя средними буквами (объединить ребра, покрыть их гранями и удалить ненужные грани для создания отверстий).

Теперь сделаем нашу надпись объемной. Для этого выберем все грани, и щелкнем левой клавишей мыши на любой из них. В открывшейся локальной панели выберем команду Выдавливание/Вытягивание. При желании мы можем скруглить ребра букв при помощи уже известной нам команды локальной панели Скругление ребер.


Разобравшись в операциях скругления ребер, рассмотрим действие команды сглаживания и объединения граней морфов.


Создадим квадратный морф размерами 1000×1000, лежащий в горизонтальной плоскости. Затем выберем его грань и щелкнем на нем левой клавишей мыши. В открывшейся Локальной панели выберем команду Выдавливание по пути. Сначала переместим указатель мыши вверх, и, нажав на клавишу TAB, введем в Панель слежения значение 3000, затем переместим курсор в сторону, а потом нажмем клавишу SHIFT для привязки к горизонтальной оси, снова нажав на клавишу TAB, введем значение 5000. Для окончания редактирования морфа, переместим мышь вниз и, нажав клавишу SHIFT для активации рейсшины, укажем любую начальную точку морфа. Для подтверждения завершения построения, сделаем в конечной точке пути выдавливания двойной щелчок левой клавишей мыши.


Теперь, нажав и удерживая клавиши SHIFT + CTRL, укажем курсором область выборки, как показано на иллюстрации. В данном случае нижние грани морфа оказались не выбранными.
Воспользуемся командой Конструирование→ Изменить морф → Сгладить и объединить грани. В открывшемся диалоговом окне выберем вариант Сгладить границы и установим ползунок степени сглаживания в среднее положение.


Нажмем кнопку ОК для подтверждения выполнения операции и повернем морф таким образом, чтобы видеть нижние его грани. Как видите, их контур оказался закруглен.

Отметим последнюю операцию, нажав клавиши CTRL + Z, и еще раз вызовем команду Сглаживание и объединения граней, но этот раз выберем в верхней части диалога вариант Сохранение границ.

Как видим, теперь границы подэлементов морфа, не попавших в выборку, сохранились.

Чтобы лучше понять логику работы функции сглаживания граней, рассмотрим следующую иллюстрацию.


В этом примере использованы несколько экземпляров одного и того же параллелепипеда с разным количеством сегментов, образованных добавлением дополнительных ребер.
Обратите внимание: чем ближе к границе расположено ребро, тем степень сглаживания меньше.

Операция сглаживания и объединения граней основана на взаимодействии центральных точек смежных граней.

Поэтому степень сглаживания зависит, прежде всего, от числа сегментов, составляющих сглаживаемую поверхность. Вторым важным аспектом является положение ползунка сглаживания диалога команды.

  • логические операции, появившиеся в Archicad 16;
  • операции твердотельного моделирования или операции с объемными элементами.

Рассмотрим поведение морфов в обоих случаях.

Логические операции не являются ассоциативными. Другими словами — их результат является постоянным. Логические операции применимы только к морфам: если в выборку добавлен какой-либо другой элемент, эти операции становятся недоступными. Чтобы изучить возможности, доступные при выполнении логических операций, создадим два морфа.


Первому морфу размерами 1000×1000×1000 присвоим непрозрачное покрытие, например, Краска 12. Для второго морфа размерами 2000×1500×2000 в качестве покрытия назначим прозрачное стекло.
Разместим морфы таким образом, чтобы они пересекали друг друга. Нам потребуются три пары таких элементов, поэтому воспользуемся командой многократного перемещения копии, активируемой нажатием клавиш CTRL + ALT или же командой тиражирования (CTRL + U).


Выберем первую пару элементов и воспользуемся командой Конструирование → Изменить морф → Объединить. Кроме того, мы можем воспользоваться контекстным меню, выбрав в нем команду Объединить, находящуюся в разделе Логические операции.
В результате этой операции два морфа были объединены в один, причем ненужные взаимопересекающиеся дубликаты граней были удалены, а на месте пересечения были созданы новые ребра. Обратите внимание, что это операция может быть применена и к нетвердотельным морфам.


Выберем следующую пару элементов, и воспользуемся командой Конструирование → Изменить морф → Вычесть. Эта же команда находится и в контекстном меню, вызываемом правой клавишей мыши. Внешне эффект этой операции очень похож на одноименную операцию над объемными элементами. При наведении курсора на элемент, который должен остаться, выделяется синим цветом. Элемент оператора при выполнении данной операции удаляется, а вновь созданные грани целевого элемента наследуют покрытия оператора.


Обратите внимание: для выполнения этой операции в качестве элемента-оператора обязательно должен выступать твердотельный морф. Чтобы убедиться в верности данного утверждения, отменим последнюю операцию, нажав сочетание клавиш CTRL + Z, и удалим верхнюю грань стеклянного морфа. Затем воспользуемся командой логической операции вычитания и попытаемся в качестве целевого элемента выбрать непрозрачный морф. В результате будет выведено предупреждение о том, что эта операция не может быть выполнена.


Перейдем к последней паре элементов и, выбрав их, воспользуемся командой Конструирование → Изменить морф → Пересечь. Эту команду можно найти и в разделе Логические операции контекстного меню. Действие данной операции несколько напоминает операцию Объединение с той лишь разницей, что в результате сохраняется общая часть для участвующих в ней морфов. Наследование же покрытия граней происходит так же, как и в предыдущей операции. Участвовать в операциях пересечения могут и нетвердотельные элементы.


В операциях над объемными элементами морфы могут выступать как в роли целевых элементов, так и в роли операторов. Для рассмотрения этих операций создадим два морфа. Первый морф будет полностью идентичен непрозрачному морфу, использовавшемуся нами при рассмотрении логических операций. Второму морфу размерами 1500×800×200 назначим непрозрачное красное покрытие.


Расположим морфы, как показано на иллюстрации, и выберем кубический морф, чтобы при открытии диалога твердотельного моделирования он сразу оказался целевым элементом. Воспользуемся командой Конструирование → Операции над объемными элементами. Или воспользуемся аналогичной командой, находящейся в разделе Соединить контекстного меню. Поскольку ранее выбранный куб уже применяется в качестве целевого элемента, выберем красный морф, нажмем кнопку Получить элементы оператора. Затем выберем Вычитание с выталкиванием вверх и нажмем кнопку Выполнить.
Данная операция является ассоциативной, и значит, она будет выполняться при условии, что у морфа-оператора присутствует хоть одна грань или поверхность, по которой может производиться вычитание.
Попробуем удалить верхнюю грань красного морфа. Как видим, операция по-прежнему выполняется, поскольку у морфа все еще присутствует нижняя грань. Удалим и ее. В результате геометрия кубического морфа полностью восстановилась, но при этом действие операции все еще продолжается. Это означает, что при добавлении новой грани или поверхности к красному морфу, пресекающей как-либо коричневый морф, снова будет происходить вычитание с выталкиванием вверх.


Данная статья — лишь краткий и далеко не полный обзор приемов работы с инструментом Морф. Раскрыть все возможности этого инструмента можно только при непосредственном и постоянном его использовании в повседневной работе. Надеемся, что этот краткий обзор поможет вам в вашей интересной и нужной работе.

Статья написана на основе учебных и презентационных материалов, разработанных Enikő Paukó, Graphisoft SE.

Инструмент Морф — безграничные возможности моделирования. Часть 2.

В предыдущей части статьи мы рассмотрели возможности редактирования ребер линейных (каркасных) морфов. Теперь перейдем к описанию принципов работы с ребрами и гранями, принадлежащими объемным морфам.


Воспользуемся морфом, созданным нами в предыдущем примере. Существующее скругление вершины нам только помешает. Рассмотрим один из вариантов, как избавиться от него.

Добавьте в выборку (при нажатой комбинации клавиш SHIFT+CTRL) все три дуговых ребра, образующих скругленную поверхность, и удалите их. Как и следовало ожидать, удалилась не только поверхность, но и грани, в состав которых входили удаленные ребра.

Сначала нам потребуется воссоздать пересечение ребер в одной точке. Выберите любое ребро, например, левое. Следует дотянуть его вершину до вертикального ребра. Для упрощения работы воспользуемся 3D-направляющей. Наведите указатель мыши на вертикальное ребро и задержите на нем курсор мыши. Щелкните левой кнопкой мыши на появившейся оранжевой точке для активации направляющей линии. Теперь не составит труда дотянуть выбранное ребро путем перемещения его вершины при помощи интеллектуального курсора. Для ограничения перемещений курсора по осям, воспользуйтесь клавишей SHIFT. Отредактируйте остальные ребра. При этом 3D-направляющие вам уже не потребуются.


Обратите внимание: при отсутствии одной и более граней или поверхностей морф перестает быть твердотельным и, соответственно, не может использоваться в некоторых операциях, применяемых к объемным элементам. Кроме того твердотельность морфа влияет на его отображение в сечении. Информация о том, является ли выбранный морф твердотельным, указывается в Информационном табло.


Итак, у нас уже есть полностью подготовленный каркас, однако отсутствуют грани. Давайте воссоздадим их.

Выберите ребра, ограничивающие верхнюю горизонтальную плоскость морфа, и воспользуйтесь командой Конструирование → Изменить морф → Покрыть гранями. В появившемся диалоговом окне выберите вариант Четкие ребра.

Оставшиеся две грани можно воссоздать, выделив сразу весь морф и вновь применив команду Покрыть гранями.

Таким образом, любой каркасный морф может быть покрыт гранями. Причем операция эта, как мы увидим в дальнейшем, может применяться не только к ребрам, лежащим в одной плоскости.

Вернемся к рассмотрению методов работы с ребрами и образуемыми ими поверхностями.


Выберите ребро, принадлежащее верхней горизонтальной грани морфа, как показано на иллюстрации. Щелкните на нем левой кнопкой мыши, и в появившейся Локальной панели выберите функцию Искривление ребра.


Попробуйте искривить ребро в горизонтальной плоскости с радиусом 700 при помощи Панели слежения (клавиша TAB). Для упрощения работы воспользуйтесь функцией выбора плоскости редактирования посредством контекстного меню или воспользуйтесь соответствующей пиктограммой, находящейся в Панели команд.

Выполните ту же операцию для соседнего ребра, но уже в вертикальной плоскости и с радиусом дуги 500.

Как мы могли убедиться, новые поверхности могут генерироваться не только путем редактирования вершин или замыкания контура, образованного ребрами, но и при определенных методах работы с гранями.


Создайте новый морф кубической формы с геометрическими параметрами, аналогичными исходным размерам предыдущего морфа (1000×1000×1000). Добавьте в выборку все ребра, образующие верхнюю грань морфа, щелкните левой кнопкой мыши на любой грани и в появившейся Локальной панели выберите команду перемещения (или воспользуйтесь сочетанием клавиш CTRL+D). Переместите ребра на 200 мм вверх.

Как видим, результат данной операции не отличается от того, которого мы достигли бы, применив к верхней грани команду Выталкивания/вытягивания.

Этого же мы могли добиться и путем простого вертикального перемещения верхней грани, а не образующих ее ребер. Таким образом, в данной простейшей ситуации мы увидели, как один и тот же результат может быть получен с использованием различных вариантов редактирования морфа. Попробуем определить, в чем заключаются принципиальные отличия и как выбор типа редактируемых подэлементов отражается на результате.


Как уже отмечалось ранее, при использовании команды Выталкивания/вытягивания перемещение возможно только в направлении, перпендикулярном плоскости, в которой лежит грань. Таким образом, мы сможем только вытянуть морф в каком-то одном направлении, причем число направлений будет ограничено геометрией самого морфа.


При перемещении самой грани мы можем изменить не только геометрические размеры, но и форму морфа, перемещая грань в любом направлении, а не только в перпендикулярном существующим граням морфа.


Перемещение всех ребер, образующих грань, ничем не отличается от операции перемещения грани. Однако не стоит забывать, что мы можем перемещать не все ребра, опять же добиваясь необходимых нам достаточно сложных деформаций.

Важно знать, что операции редактирования могут использоваться в отношении не только граней и ребер, но и их копий. При этом копии подэлементов продолжают принадлежать морфам, на основе подэлементов которых они были созданы.


Вы можете добавлять в выборку и редактировать подэлементы и перемещать копии подэлементов, принадлежащих разным морфам.

Мы знаем, любые грани или поверхности морфов образуются ребрами. Следовательно, создание нового ребра, полностью пересекающего грань, приведет к разделению грани.


Проверим это утверждение. Добавьте в выборку ребра, образующие одну из граней морфа, и примените команду тиражирования, расположенную в контекстном меню, или воспользуйтесь сочетанием клавиш CTRL+U.

В диалоговом окне тиражирования установите количество дубликатов, равное двум, и нажмите клавишу ENTER. Для ограничения направления перемещения дубликатов и задания расстояния воспользуйтесь сочетанием клавиш SHIFT+R. Введите значение приращения — 700 и дважды нажмите клавишу ENTER, чтобы произвести тиражирование только в одном направлении.


В результате этой операции мы получили копии ребер, часть которых лежит в пределах пространства, занимаемого телом морфа. Поскольку положение новых ребер совпадает с положением изначально существоваших граней, эти грани оказались разделены. Причем разделены оказались также и все пересеченные ребра. Копии же ребер, оказавшиеся за исходной геометрией морфа, принадлежат морфу, но они не покрыты гранями, поэтому данный морф перестал быть твердотельным.

Чтобы вернуть ему твердотельность, потребовалось бы удалить ребра, лежащие за пределами твердотельного морфа, или же создать дополнительные ребра и покрыть гранями каркасную часть морфа. Для лучшего понимания условий твердотельности вы можете попробовать переместить не копии ребер, а копию любой из граней.


Поскольку грань образуется ребрами, подэлементы морфа, соприкасающиеся с копией грани, будут разделены точно так же, как и при перемещении копий ребер. Однако в этом случае морф будет содержать еще одну грань, находящуюся внутри него, и при частичном удалении подэлементов, составляющих отсеченную часть морфа, он перестанет быть твердотельным. При полном же удалении подэлементов, составляющих отсеченную часть, морф снова станет твердотельным благодаря перемещенной копии грани, а не ребер.


Рассмотрим применение операции смещения всех ребер какой-либо грани. Добавьте в выборку исходный морф и щелкните левой кнопкой мыши на его верхней грани. Выберите в появившейся Локальной панели команду Смещения всех ребер и переместите курсор мыши вправо.

Как видите, площадь грани уменьшается вплоть до ее полного вырождения и, следовательно, превращения параллелепипеда в пирамиду.

Теперь поэксперементируем со смещением копий всех ребер. Не подтверждая изменения морфа щелчком левой кнопки мыши, нажмите клавишу CTRL для активации команды Смещения копии всех ребер.


Переместите указатель мыши таким образом, чтобы копии ребер оказались внутри контура исходной грани. Для точного указания смещения нажмите клавишу TAB или клавишу R и в активировавшейся Панели слежения введите значение 300. Подтвердите ввод нажатием клавиши ENTER.

В результате были образованы новые ребра и, как следствие, появилась новая грань в центре уже существующей.

Операция смещения копии всех ребер будет доступна и при щелчке левой кнопкой мыши на ребре, а не на плоскости.

Но в этом случае потребуется воспользоваться функцией выбора плоскости редактирования для указания, с какой из граней, образуемых данным ребром, вы будете работать.


Выберите вновь созданную грань, лежащую внутри исходной, и щелкните на ней левой кнопкой мыши. В появившейся Локальной панели выберите команду Свободное вращение или воспользуйтесь сочетанием клавиш CTRL+E и переместите указатель мыши на ребро грани таким образом, чтобы появившееся изображение транспортира приняло вертикальное положение.

Для упрощения указания направления вращения можно воспользоваться функцией выбора плоскости редактирования, и щелкнуть левой кнопкой мыши на соответствующей грани морфа.


Двумя щелчками левой кнопкой мыши укажите начало и конец вектора вращения, переместите курсор мыши выше и нажмите клавишу TAB или клавишу А. В активировавшейся панели слежения укажите угол поворота — 60 градусов и нажмите клавишу ENTER. Как мы видим, вращение грани привело к изменению смежных с ней подэлементов и созданию новых граней и ребер. Безусловно, команда свободного вращения применима и к подэлементам, находящимся за пределами основной геометрии морфа, но в таком случае изменения коснутся только вращаемых элементов и никак не повлияют на не связанные с ними ребрами или гранями части морфа.

Рассмотрим еще одну очень полезную команду, применимую к граням. Она несколько напоминает действие команды Выталкивания/вытягивания, однако не ограничивает нас лишь перепендикулярным плоскости направлением вытягивания.

Выберите повернутую ранее грань и щелкните на ней левой кнопкой мыши. В появивишейся Локальной панели активируйте команду Вытягивания/выдавливания по пути. Действие этой функции применимо абсолютно в любом направлении, и, что немаловажно, путь выдавливания может содержать как прямые, так и криволинейные участки. Попробуем выдавить грань сначала на 1200 мм в направлении, перпендикулярном ее плоскости, затем создадим горизонтальный отрезок длиной 600 мм и завершим операцию созданием криволинейного участка радиусом 400 мм. Для осуществления этих построений лучше всего воспользоваться привязкой к направляющим линиям, Локальной панелью и панелью слежения.


Первый участок пути будет создан перпендикулярно плоскости, поэтому просто введем при помощи клавиши R значение 1200 и подтвердим ввод нажатием клавиши ENTER.

Затем посредством нажатия и удерживания клавиши SHIFT осуществим привязку к оси и, удостоверившись, что в Локальной панели выбрано построение прямого участка, введем значение 600.

Снова подтвердим ввод нажатием клавиши ENTER.

Для построения последнего участка выберем в Локальной панели геометрический вариант построения Дуга по точке центра, опустим курсор мыши вниз, нажмем сочетание клавиш SHIFT+R и введем значение 400.

Остается только при помощи мыши указать угол поворота последнего сегмента, и дважды щелкнуть левой кнопкой мыши для завершения построения.

Подрезка стен в ARCHICAD

alt

В этой статье разберем важные операции редактирования стен. Отсечение и разделение стен. Подрезку и отсечение под крышу. Создадим отверстие в стене с помощью операций твердотельного моделирования.

Без различных дополнительных операций для редактирования стен функционал ARCHICAD был бы не полным. Поэтому следует узнать о них больше.

Для начала мы разберемся в самых часто используемых операциях – «Отсечь» и «Разделить». Затем узнаем, как стены могут взаимодействовать с другими элементами модели. Такими как «Крыша» и «Оболочка».

Также вы узнаете, как создать отверстие в стене и как отсечь стену под лестницу.

Отсечение стен в ARCHICAD

С помощью операции «Отсечение» можно отсекать стены, убирая лишние части. При этом, не изменяя длину. Давайте попробуем.

Начертим две пересекающиеся стены. Нам нужно отсечь их так, чтобы образовался угол.

Операцию «Отсечение» можно активировать через табло команд, нажав на иконку в виде ножниц. Но быстрее будет воспользоваться горячей клавишей «Ctrl», она назначена по умолчанию.

Выделяем стены. Зажимаем клавишу «Ctrl», чтобы активировать режим отсечения. Напротив курсора появится иконка ножниц. После этого кликаем на лишние части стен.

Отсечение также работает на 2D примитивах.

Разделение стен в ARCHICAD

Разделить стену на фрагменты можно с помощью одноименной операции. Она работает для всех типов геометрии, но не для библиотечных элементов.

Используя операцию «Разделить», помните о том, что она не сработает для элементов, которые находятся в группе. Их нужно разгруппировать.

Можно делить сразу несколько элементов.

Я начертил три стены, давайте поделим их на несколько частей.

Сначала нужно выбрать стены. Затем активировать операцию «Разделить», кликнув на ее иконку в виде топора. Она находится в табло команд, после основного меню. Первым кликом указывается начало вектора отсечения, вторым конец. Третьим кликом задается направление отсечения.

От него завит какая часть элемента останется выделенной после завершения операции.

Отсечение стен крышей и оболочкой в ARCHICAD

Крыша – это очень удобный инструмент. Она сильно облегчает задачи связанные с проектированием скатных покрытий. Для крыш доступна дополнительная функция отсечения элементов. Давайте посмотрим, как это работает.

Для примера я взял 4 стены и двускатную кровлю. Чтобы стены отсекались корректно, нужно увеличить их высоту. Так, чтобы верх стен находился выше конька крыши.

Стены и двускатная крыша в Архикаде, отсечение стен под кровлю.

Выполним отсечение стен под крышу.

Работаем в 3D окне.

Выделяем все стены, которые хотим отсечь. Затем кликаем правой кнопкой мыши в окне. Появится меню, в котором выбираем пункт «Соединить». В раскрывшемся списке кликаем на «Отсечь Элементы Крышей/Оболочкой».

Также команду можно вызвать через меню – «Конструирование» → «Соединить».

Первое что нужно сделать, это выбрать саму крышу. Кликаем на нее. Она подсветится красным цветом. Затем мы кликаем на часть, которая должна остаться после отсечения.

Для того чтобы вы не ошиблись, наводите на отсекаемую часть курсор. Она будет подсвечена голубым цветом.

Отсечение можно выполнять не только для стен. Для перекрытий, балок и колонн это тоже сработает.

Мы рассмотрели самый простой пример, с двускатной кровлей. Но на практике крыша может быть сложнее. Тогда могут возникать проблемы с отсечением. Этому вопросу мы посвятили видеоурок “Как правильно отсечь элементы с помощью крыши в ARCHICAD?"

Как вы поняли из названия команды «Отсечь Элементы Крышей/Оболочкой», отсекать стены можно и оболочкой.

В целом все этапы работы с отсечением такие же, как у крыши. Но по умолчанию отсекающее тело оболочки имеет другой вид. Поэтому вы получите результат, как на скриншоте:

Отсечение стен под кровлю в Архикаде, с помощью операции Отсечь Элементы Крышей/Оболочкой.

Обратите внимание, отсекающее тело имеет форму профиля оболочки. Профиль подсвечен синим цветом.

Чтобы отсечение работало нормально, как у крыши, выберете оболочку и перейдите в ее параметры. В списке «МОДЕЛЬ», в пункте «Отсекающее Тело», из раскрывающегося списка выберите «Вытягивание вниз».

Подрезка стен под крышу в ARCHICAD

Подрезка стен действует так же, как отсечение. Но есть два важных отличия.

Во первых, подрезка осуществляется только под односкатную кровлю. Во вторых, подрезка, в отличие от отсечения, не является ассоциативной. Это значит, что если удалить саму крышу, то стены так и останутся подрезанными.

Последнюю особенность можно использовать для создания сложных по форме конструкций.

Давайте попробуем подрезать стены под кровлю.

Строить сразу односкатную кровлю – не обязательно. Можно создать любую, а затем разбить ее на отдельные скаты.

Для этого нужно выделить крышу, перейти в меню Конструирование → Дополнения к Крыше → Разбить на Односкатные Крыши.

Затем выбираем стены и выполняем команду подрезки: Конструирование → Дополнения к Крыше → Подрезать под Односкатную Крышу.

Готово. Можно сразу скопировать стены в сторону и проверить, что подрезка работает даже без самой крыши.

Подрезку под крышу можно отменить.

Выделите нужные элементы. И выполните команду: Конструирование → Дополнения к Крыше → Отменить Все Подрезки.

Операции твердотельного моделирования в ARCHICAD

Часто возникает ситуация, когда нужно подрезать стены под другие элементы. Например, можно подрезать стену под лестницу или создать отверстие произвольной формы в ней. Но команды отсечения и подрезки для этого не подходят. Потому что отсекающие тела есть только у крыш и оболочек.

Давайте рассмотрим пример с лестницей, представим, что под ней располагается гардероб.

Мы не хотим, чтобы стена выступала за пределы лестницы. Чтобы отсечь лишнюю часть воспользуемся операциями твердотельного моделирования.

Сначала нужно начертить само отсекающее тело. Используем «Морф», чертим отсекающее тело прямо в 3D. Обводим по контуру ту часть стены, которая должна остаться. После этого используем «Выдавливание», чтобы задать созданному морфу толщину.

Чтобы избежать неточностей, лучше сделать морф толще стены.

Отсекаем стену с помощью операции твердотельного моделирования – «Пересечение».

Чтобы осталась только нужная часть стены, выберем ее. Затем кликнем правой кнопкой мыши в 3D окне. В появившемся меню переходим в пункт «Соединить». Из раскрывшегося списка выбираем команду «Операции Твердотельного Моделирования…» .

Откроется меню команды. Так как мы уже выбирали стену, она сразу определиться, как целевой элемент. Нам осталось выбрать морф, и кликнуть на кнопку «Получить Элементы Операторов». После этих действий в пункте «Выбор операции» выбираем «Пересечение». Жмем на кнопку «Выполнить».

Осталось скрыть морф. Перемещаем его на слой для скрытых элементов и скрываем сам слой.

Теперь создадим отверстие в стене. Алгоритм действий точно такой же. Но сам отсекающий морф будет удобнее создавать на фасаде. И вместо операции твердотельного моделирования – «Пересечение», используйте «Вычитание».

Вот мы и рассмотрели основные операции, с помощью которых можно редактировать и изменять стены.

Конечно, этот материал может показаться сложным. Особенно, если вы только начали использовать ARCHICAD. Но все же я вам советую в нем хорошо разобраться. Так как все операции твердотельного моделирования, подрезки и отсечения элементов используются часто. И сильно облегчают жизнь.

«Формулы» в ARCHICAD 22. Примеры расчётов.

alt

В ARCHICAD 22 появилась новая логика расчётов с применением формул. Теперь нет необходимости использовать дополнительные программы для вычислений.

Не имеет значения в какой области вы используете ARCHICAD: для дизайна интерьера или проектирования коттеджей, исключений нет – вам необходимо внедрять в работу расчёты на основе формул!

Формулы в ARCHICAD 22

Как было раньше и как стало сейчас?

Ранее в ARCHICAD все расчёты мы получали на основе интерактивных каталогов, и определить объем строительного материала или же площадь покраски не составляло никакого труда. Информация автоматически извлекалась из конструктивных элементов (под конструктивным элементом будем понимать любую 3D составляющую вашей модели: стена, перекрытие, балка, окно, дверь, морф, 3D – сетка, параметрические объекты и т.д.). Таким образом мы получали каталог (таблицу с данными), которая была непосредственно связана с моделью и любые изменение в ней влекли мгновенный перерасчёт. Удобно, не правда ли?!

Расчеты в Архикаде

Однако, можно было извлекать только те параметры, которые были заложенные в программу по умолчанию. Напрочь отсутствовала возможно использовать эти данные для каких-либо вспомогательных расчётов, даже самых простейших.

Например, извлечь данные о периметре комнаты или площади стен можно без проблем. А что если нам нужно получить в нашей ведомости количество рулонов обоев (шт)? Вот тут уже приходилось изворачиваться, кто как может: одни пользовались калькулятором или программой Excel, чтобы хоть как-то ускорить процесс расчёта, другие, более продвинутые пользователи, программно дорабатывали GDL-объект. Как вы понимаете, это все «танцы с бубнами».

С помощью формул это задача решается очень быстро, а главное гибко. Мы создаем свойство, в которое закладываем нужные параметры: длина рулона и ширина рулона. Более того, обои могут иметь разную ширину и длину. Поэтому есть возможность задать эти значение сразу списком.

Дальше определяем для комнаты нужный тип обоев и в зависимости от её конфигурации вы получаете точное значение рулонов в шт. Более того, вы можете в формулу заложить запасной рулон или такой параметр, как раппорт (раппорт – это шаг с которым на обоях повторяется узор). Ведь обои с узором следует клеить с некоторым смещением и это тоже нужно учитывать, когда рассчитываете, сколько вам нужно обоев на комнату.

Расчеты в ARCHICAD 22 на основе формул

Получается, что прямо в ARCHICAD вы можете рассчитывать любые величины и автоматически выводить их в интерактивные каталоги. Но главное, вы в любой момент можете изменить параметры и все пересчитается правильно. Например, если в магазине не оказалось обоев именной той ширины, которые были заложены по проекту? Есть похожие по узору, но их ширина на 20 см больше. В программе вам достаточно в списке поменять один параметр - ширина обоев и вы мгновенно получаете новое значение по кол-ву рулонов, которое сразу же появляется в вашей спецификации.

Может возникнуть и другая ситуация: после завершения проекта в него могут внести корректировки и убрать перегородку. Это также повлияет на расчёт, который был сделан ранее, ведь теперь обоев нужно будет меньше. Количество обоев в этом случае обновится автоматически, т.к. напрямую связано с площадью стен в комнате.

Неплохо, согласитесь? Но и это не все! Вы можете уточнять расчёт на столько, как вам это необходимо. Предположим, что вам нужно клеить обои не до самого потолка, а сделать отступ 30 см сверху. Логично, что и кол-во рулонов должно уменьшиться. Это добивается простейшим образом: вы в формуле прописываете, что длина полосы рулона = высота комнаты – 30 см.

Как видите, вы теперь сами решаете, какое значение будет поступать в вашу спецификацию и указываете, от чего оно зависит.

Что можно рассчитывать на основе формул в ARCHICAD?

Если с расчётом кол-ва рулонов все понятно, то возникает вопрос: что ещё можно рассчитывать на основе формул? По сути, всё что угодно. Главное понять, что за основу вы берёте параметры из модели (например, объём стены, толщину, площадь, высоту и т.д.) и дальше используете математические или логические действия, чтобы получить новый параметр.

Самое интересное, что это может быть не просто число (кол-во газобетона в стене, длина карниза, кол-во гвоздей в брусе, кол-во плитки, кол-во ламината в шт.), но и текстовая строка, которая выводится в вашу таблицу, а ее содержание напрямую зависит от полученных расчётов.

Можете отобразить в ведомости, соответствует ли ваше помещение тем или иным нормам СНиП. Например, если площадь остекление помещения ≥ 40%, то появляется значение «отвечает требованиям к минимальной площади остекления», ну, и, соответственно, наоборот, если < 40 %, то требования не соблюдены. По аналогии можно извлекать информацию о пожаростойкости зданий и сооружений, тем самым выводить информацию, к какой категории построек они имеют отношение. И это лишь некоторые примеры.

Расчёты в формулах ARCHICAD – новый уровень создания ваших проектов!

Давайте подведём итог: формулы в ARCHICAD – это новый мощный функционал, который должен внедрять каждый проектировщик, дизайнер интерьеров и специалист в области строительства. Один раз настроив свойства и определив к ним формулы в соответствии с родом вашей деятельности, вы получаете мега-калькулятор, который за долю секунды даёт нужный вам результат. Это ускоряет реализацию проекта и повышает его качество. Любые изменения и корректировки теперь вам не страшны. Данные будут пересчитываться автоматически. Если вы используете в своей работе ARCHICAD, но ещё не разобрались с формулами, то самое время приступить к этому вопросу! А мы вам поможем!

Рекомендуем ознакомиться с новым курсом «Расчёты в ARCHICAD» который полностью раскрывает тему работы с формулами. Он подойдёт не только новичкам, но и опытным пользователям программы. Даже если вы уже прошли полное обучение, то это материал на 100% будет для вас актуален, ведь это нововведение появилось сравнительно недавно и обучающего материала, который настолько бы подробно раскрывал эту тему, просто нет.

Курс "Расчеты в ARCHICAD 22. Формулы"

Чтобы в полной мере овладеть этой темой, следует разобраться с такими вещами как «классификация» и «свойство» в ARCHICAD, а также хорошо изучить операторы, которые встречаются в формулах. А их, не много, не мало, 55 шт. Это все мы рассматриваем на практических примерах, не упуская никаких мелочей. Меньше чем через неделю вы выйдете на новый профессиональный уровень и утрёте нос конкурентам! Так что действуйте!

Читайте также: