Как называлось на руси в старину покрытие галереи в верхней внутренней части оборонительной стены

Обновлено: 18.05.2024

Как на Руси называли сказочный дух, который заставлял отдыхать в жаркое время?

Как на Руси называли сказочный дух в виде девушки или старухи, который заставлял работавших в поле отдыхать в жаркое время? 9 букв, Поле чудес, Второй тур. Сегодня у нас пятница 17 сентября 2021 года. Телеигра капитал-шоу Поле чудес уже в эфире Первого канала. В студии телепередачи под аплодисменты телезрителей Леонид Аркадьевич Якубович приглашает тройку игроков. Игра проходит без зрителей в зале, тема игры – Фольклор.

В ходе игры участники по очереди крутят барабан. На нем выпадают очки, которые может получить игрок, если назовет правильную букву. А в самом конце победителю финала предлагают сыграть в Суперигру. На сайте Спринт-Ответ уже опубликована общая статья с текстовым обзором игры Поле чудес за сегодня, которую можно найти в рубрике Телеигра.

Как на Руси называли сказочный дух, который заставлял работавших в поле отдыхать в жаркое время?

Вот задание на второй тур. Как на Руси называли сказочный дух в виде девушки или старухи, который заставлял работавших в поле отдыхать в жаркое время? (Слово из 9 букв)

Древние славяне одушевляли природу, верили в существование сверхъестественных сил и таинственных чудищ. Важное место в их мировоззрении занимали домовые и кикиморы, русалки и лешие, змеи и упыри – существа низшей мифологии. С ними нужно было уметь общаться – ведь они могли как погубить человека, так и вызволить из беды.

Полудница (Полуденица) в славянской мифологии – жестокий дух в облике красивой молодой женщины или старухи в чисто белой льняной рубахе. Она бродит по полям в полдень, особенно во время сбора урожая, и убивает всех, кого встречает. Иногда ворует детей. Белое облачение у славян было символом траура и в этом смысле смерти.

Как называлась подкладка на старинной рубахе на Руси?

На спину и грудь рубахи пришивали подкладку. Как называлась подкладка на старинной рубахе на Руси?

комментировать в избранное up --> Полав­ а [124K] 4 года назад

Сейчас мы тоже употребляем это слово, но его исконное, первоначальное значение стерлось из памяти, забыто.

Выражение "скрытая подоплека" понятно современному человеку и ясно, что речь идет о втором, завуалированном, но очень важном для понимания чего-либо смысле.

Как оказалось, слово "подоплека" до 19 века обозначало подкладку старинной рубахи и было чрезвычайно распространено в крестьянском обиходе:

Как называлось на Руси в старину покрытие галереи в верхней внутренней части оборонительной стены, где помещались защитники города?

Игра "Поле чудес 2015" (ответы)


Вопрос:
Как называлось на Руси в старину покрытие галереи в верхней внутренней части оборонительной стены, где помещались защитники города?
(14 букв)

Ответ на вопрос

Ответ:

Если Вы нас лайкнете, нам будет очень приятно ;)

Похожие вопросы

Есть ответ

В старину на Руси детям не давали имен до крещения ,а если..

Есть ответ

Что на Руси называлось верхоньками, кожанками, дельницами.

Есть ответ

Как в древней Руси до 16 века называлось воскресенье?

Есть ответ

Как на Руси называлось мясное блюдо из нарезанной на тонкие..

Есть ответ

Как раньше в старину называлось печенье, которое на севере..

Ответы в игре Поле чудес за 8 января 2021 последний выпуск

Дорогие друзья, и снова пятница, заканчивается рабочая неделя, впереди два выходных, и все мы вновь собрались у голубых экранов в этот пятничный вечер в ожидании всеми нами любимой передачи, замечательного капитал – шоу Поле чудес. Эта добрая, знакомая нам всем программа выходит в вечернем эфире каждую пятницу, и с нами ее бессменный ведущий Леонид Якубович, три тройки игроков, финал, и, возможно, супер игра.

В сегодняшней программе нас традиционно ожидает искрометный юмор, народное творчество, эрудиция и многое другое. В сегодняшнем выпуске Поле чудес от 8 января 2021 года телезрителей порадуют интересными вопросами по теме.

Ну а мы как обычно подготовили для вас ответы на все вопросы в игре Поле чудес от 8.01.2021

Как в середине 14 века на Руси называлась подбитая мехом одежда из дорогих тканей, которую носили в высших сословиях?

Ответы Поле чудес 8.01.21. Вот задание на первый тур. В середине 14 века на Руси появилась одежда, которую шили из самых дорогих тканей. Для зимы ее подбивали мехом. Носили такую одежду представители высших сословий. Как называлась такая одежда? (Слово из 7 букв)

Ответ: Охабень (7 букв).

Как называлась старинная меховая рубашка чукчей и эскимосов?

Ответы Поле чудес 8.01.21. Вот задание на второй тур. Одежда чукчей и эскимосов всегда была глухой без разреза. Мужчины носили зимой две меховые рубашки. Одна шерстью наружу, другая шерстью внутрь. Как такая рубашка называлась? (Слово из 8 букв)

Ответ: Кухлянка (8 букв).

Как называется одежда чукчей и эскимосов, которая защищает меховую одежду от снега?

Ответы Поле чудес 8.01.21. Вот задание на третий тур. У чукчей и эскимосов есть верхняя одежда, которая защищает меховую одежду от снега. Шьется она из хлопчатобумажной ткани, брезента или синтетических материалов. Раньше алеуты шили эту одежду из кишок морских животных. Как называется такая одежда? (Слово из 8 букв)

Ответ: Камлейка (8 букв).

Как называлась шапка поморов, сшитая из шкуры молодого оленя или тюленя?

Ответы Поле чудес 8.01.21. Вот задание на финальный тур. В старину поморы из шкуры молодого оленя или молодого тюленя шили особенно теплые шапки. Этнографы считают, что такая поморская шапка была одной из самых древних меховых головных уборов Севера. Как называлась шапка поморов? (Слово из 7 букв)

Ответ: Оплеуха (7 букв).

Ответы в Суперигре Поле чудес 8.01.21

Победительница игры набрала более 5 тысяч очков, но все же решила рискнуть и сыграть в Суперигру на Поле чудес за сегодня 8 января 2021 года.

Как в старину по-другому называли женскую зимнюю душегрею?

Слово по горизонтали (8 букв). Как называется женская зимняя одежда? Это душегрея, в разных российских губерниях она была похожа на куртку, на жилет с раструбами на спине. У нее несколько названий, скорее всего это производное от названия мужской одежды.

Ответ: Епанечка (8 букв).

Как, согласно словарю В.И. Даля, в Ярославской губернии называли женскую шубейку?

Слово слева по вертикали (5 букв). В словаре даля говорится, что в Ярославской губернии так называлась женская шубейка. Как звучит это название?

Ответ: Дурка (5 букв).

Как, согласно словарю В.И. Даля, называли надетые вместе тулуп и армяк?

Слово справа по вертикали (6 букв). У Даля есть название надетых вместе тулупа с армяком для тепла. Как это называется?

Ответ: Снизка (6 букв).

Победительнице сегодняшней игры Поле чудес удалось отгадать главное слово по горизонтали.

Как назывались шапки у поморов, сшитые из шкуры молодого оленя или тюленя?

«Оплеуха» – это традиционное название головного убора поморов – поморской длинноухой меховой шапки.

По своему символическому значению шапка-оплеуха у поморов значит не меньше, чем папаха у кавказцев или шапка Мономаха у русских царей – её дарили только самым уважаемым людям. Оплеуху носили люди, занимавшие достаточно высокий статус в поморском обществе, – кормщики, богатые рыбопромышленники, зверобои.

– У поморов была такая «шуба» – малица, которая напоминает комбинезон с пришитым капюшоном и рукавицами, но она очень сковывала движения во время охоты, – рассказывает Владимир Ломакин. – И поэтому малицу использовали в большей степени для того, чтобы согреться. Так же была сюма – она была без капюшона. Вот эту шапку-оплеуху и использовали во время промысла: она позволяла свободно поворачивать голову, не сужала охотнику поле обзора, в отличие от тяжелых меховых капюшонов. А длинные «уши» использовались вместо шарфа, в морозы ими обматывали шею, – говорит Ломакин.

Как у чукчей и эскимосов называется одежда для защиты меховой от снега?

А еще у инуитов в ходу своеобразные непромокаемые «дождевики» (камлейка), изготавливаемые из кишок крупных млекопитающих. Но сейчас, конечно же, эскимосы кишкам предпочитают ткани.

Эскимосы очень любят украшать свои одежды мехом пушных животных, вышивкой и бисером.

Конечно же, как и другие люди, эскимосы стараются украсить себя. И кроме колец, бус и прочего-прочего им всегда очень нравилась татуировка. Они раскрашивали свои лица, причем, у женщин рисунки были более замысловатыми.

Как у чукчей и эскимосов назывались меховые рубашки?

Разнообразие одежды народов Чукотки тесно связано с хозяйственно-культурной и этнической принадлежностью населения. Наиболее заметны различия между эскимосами и чукчами, с одной стороны, и юкагирами и эвенами.

Одежда чукчей и эскимосов глухая — без разреза. Мужчины носят зимой две меховые рубашки — кухлянки — одна шерстью наружу (она длинная, почти до колен), другая шерстью внутрь, штаны мехом внутрь, поверх кухлянки может надеваться камлейка, сшитая из ровдуги или ткани. К вороту кухлянки пришивается небольшой нагрудник для защиты лица от пурги.

Верхнюю одежду, особенно зимнюю, чаще всего носили с поясом, с большим напуском. На поясе подвешивали ножи для разных работ, кресала, футляры с кремнем, спичками. В качестве верхней одежды морскими охотниками на промысле использовались дождевики из кишок моржа.

Головные уборы у чукчей разнообразны: шапки в виде малахая и капора, которые изготовляли из шкурок с лап выдры, собаки или росомахи, а также из оленьего меха пыжика. Делали их на подкладке из оленьего меха. На опушку вокруг лица в основном использовали мех росомахи и собаки. Летние малахай и капор того же покроя шили из стриженого оленьего меха шерстью внутрь, без подкладки. У эскимосов головные уборы были редкостью.

Как в 14 веке на Руси называлась одежда, шитая из самых дорогих тканей?

Вот задание на первый тур. В середине XIV века на Руси появилась одежда, которую шили из самых дорогих тканей. Для зимы ее подбивали мехом. Носили такую одежду представители высших сословий. Как называлась такая одежда? (Слово из 7 букв)

Охабень – старинная русская одежда, появившаяся в середине 14 века: широкая, длиннополая, подобно однорядке, с длинными свисающими рукавами, в проймах которых были прорези для рук. Для красоты рукава завязывались на спине. Охабень имел большой четырехугольный воротник.

Эта ткань импортировалась из Венеции. Очень дорогая пышная ворсистая бархатная ткань. На Руси любили ее красные или фиолетовые оттенки, украшенные звериными орнаментами. Для выделки узоров использовали золотые нити, обмотанные вокруг тонких шелковинок. Аксамит был очень плотным и тяжелым материалом – 5 метров ткани весили 16 кг. Одно из первых упоминаний аксамита на Руси можно найти в «Слове о полку Игореве».

Это старинная тонкая шелковая ткань с волнистыми разводами, которые получались после горячей обработки. В особой моде была в 15-17 веках. Более всего русскими модниками были любимы лазоревые, алые, червчатые цвета. Из объяри шились кафтаны, опашни, ферези. Особенно ценились иранские объяри.

Бархат – это шелковая, если ее везли из Италии, или хлопчатобумажная, если импортировалась с Востока, ткань с мягким густым ворсом. Итальянский бархат любили больше, так как шелк, отличался глубиной цвета, блеском ворса, мягкостью и эластичностью поверхности. По бархату вышивали золотом и серебром, ткали красивые узоры.

Но даже такие красивые и дорогие ткани, казались русским царевнам и боярыням недостаточно «богатыми», поэтому отечественные золотошвейки дополнительно нашивали на ткани драгоценные камни и жемчуг.

Ответы в игре Поле чудес за 17 сентября 2021 последний выпуск

Дорогие друзья, и снова пятница, заканчивается рабочая неделя, впереди два выходных, и все мы вновь собрались у голубых экранов в этот пятничный вечер в ожидании всеми нами любимой передачи, замечательного капитал – шоу Поле чудес. Эта добрая, знакомая нам всем программа выходит в вечернем эфире каждую пятницу, и с нами ее бессменный ведущий Леонид Якубович, три тройки игроков, финал, и, возможно, супер игра.

В сегодняшней программе нас традиционно ожидает искрометный юмор, народное творчество, эрудиция и многое другое. В сегодняшнем выпуске Поле чудес от 17 сентября 2021 года телезрителей порадуют интересными вопросами по теме.

Как в Византийской империи называли русскую песню?

Аскетичные византийцы считали, что русские очень любившие пение и музыку, стали злоупотреблять этим искусством, распевая разного рода «скандалезные песни». Музыка и её орудия признавались «треклятыми изобретениями дьявола», музыкант считался прямым слугою сатаны и назывался «шпынь».

Как на Руси называли сказочный дух в виде девушки или старухи, который заставлял отдыхать рабочих в жаркое время?

Наши предки верили, что в сутках есть два периода, когда два мира, привычная нам Явь и потусторонняя Навь, сливаются воедино. В такие часы существа из “обители нечисти” могли оказаться среди людей, далеко не всегда неся добро. Таким временем считались полночь и полдень. Именно в разгар дня на полях можно было повстречать Полудницу, покровительницу земли и посевов.

Полуденницу вполне можно назвать сезонным духом. Чаще всего в преданиях рассказывается, что люди встречали её в летнее время, когда пшеница и рожь находились в стадии своего созревания. По весне, до появления всходов, Полудница не появлялась на полях.

Как называлась кукла, которую на Руси обычно делали из лыка или соломы на праздник Покрова?

Эту куклу на Руси обычно делали из лыка или соломы на праздник Покрова. Дарили ее чаще всего женщине на свадьбу, что бы она все успевала по хозяйству. Как называлась кукла?

Десятиручка – это женская фигурка с длинной косой и десятью руками.

Некоторые исследователи, опираясь на легенды, считают Десятиручку частью культа богини Макошь. В старину, как рассказывали люди, жила хозяйка, которая, сколько ни старалась, не успевала сделать всю домашнюю работу. Слезно взмолилась она Макоши – божеству, покровительствующему женщинам, их трудам и рукоделию. Услышала ее Макошь и, пожалев, подарила еще 2 руки. Работа стала спориться, но женщина все равно не могла вовремя закончить намеченные дела. Получила она в дар от Макоши 3-ю, 4-ю, а потом и 5-ю пары рук, но не спасло и это.

Как в русском фольклоре колдуны называли своих помощников?

Вера в колдунов и ведьм пришла из глубокой древности и широко бытует в русских деревнях и городах по сию пору. Колдунами и ведьмами называли людей, владеющих магическим знанием и использующих его в основном в дурных целях, для нанесения вреда окружающим. Им приписывали связь с нечистой силой и верили, что они продают свою душу дьяволу. Существует предание о том, что колдуны и ведьмы впервые завелись в Киеве и оттуда разбрелись по всей земле.
Местные именования колдунов и ведьм указывают на их владение особым знанием, сферу и характер их деятельности, средства, которые используются при колдовстве. Так, слова «ведьмак», «ведун», «ведьма» образованы от глагола «ведать» в значении «знать». Названия «чародей», «ворожец», «портун», «облакогонитель», «пережинщик», «изводчица» указывают на те или иные действия колдунов и ведьм; именования «травник», «травница», «зельщица», «кореньщица» — на «профессиональные» снадобья.

Разгневалась богиня и отняла подарки, а взамен оставила нерасторопной женщине куколку с 10 руками – Десятиручку. Как появилась у хозяйки помощница-оберег, все пошло у той на лад, и все дела она стала заканчивать в срок.

Впоследствии и другие славянки стали мастерить для себя 10-рукие обереги, чтобы все успевать и не уставать. Используя натуральные материалы, девушки изготавливали куколок, которых либо оставляли у себя, либо сжигали, чтобы их сила перешла к хозяйке.

В наше время оберег тоже имеет значение. Трудящимся женщинам не помешает дополнительная выносливость при ведении хозяйства, ведь основные силы они оставляют на работе.

Исчезала она и после сбора урожая. В этом женском образе славянской нечисти поразительным образом сочетаются положительные и отрицательные черты. С одной стороны, как я уже заметила, она напоминала солнечного доброго покровителя, имела черты Матери-Земли, что наделяла силами всходы и давала растениям жизнь.

Однако Полудница могла превращаться в злое мстительное создание, нередко людям приходилось натерпеться от её проделок. Она наказывала провинившихся, мстила своим обидчикам. На людей Полуденница могла наслать солнечный удар или болезни, порой похищала детей или губила пшеницу с помощью вредителей.

Ответы в игре Поле чудес за 3 сентября 2021 последний выпуск

Дорогие друзья, и снова пятница, заканчивается рабочая неделя, впереди два выходных, и все мы вновь собрались у голубых экранов в этот пятничный вечер в ожидании всеми нами любимой передачи, замечательного капитал – шоу Поле чудес. Эта добрая, знакомая нам всем программа выходит в вечернем эфире каждую пятницу, и с нами ее бессменный ведущий Леонид Якубович, три тройки игроков, финал, и, возможно, супер игра.

В сегодняшней программе нас традиционно ожидает искрометный юмор, народное творчество, эрудиция и многое другое. В сегодняшнем выпуске Поле чудес от 3 сентября 2021 года телезрителей порадуют интересными вопросами по теме.

Как на Руси называли праздник урожая?

Ответы Поле чудес 3.09.21 Вот задание на первый тур. На Руси после сбора урожая наступал праздник прощания с летом Осенины. Отмечался он в несколько этапов. 14 сентября наступал Семенов день, когда крестьяне начинали работы в избах при огне. 21 сентября был праздник урожая. А как назывался праздник урожая на Руси? (Слово из 9 букв)

У восточных славян аналогом дня урожая можно считать Осенины 8 (21) сентября, которые имели другое название – «День урожая». 21 сентября – праздновали Оспожинки – праздник урожая. Считалось, что с этого дня лето закончилось и осень вступает в свои права.

Ответ: Оспожинки (9 букв).

Как на Руси называлась помощь крестьянам, которые не успели окончить жатву к сроку?

Ответы Поле чудес 3.09.21 Вот задание на второй тур. На Руси крестьянам, которые не успели к сроку закончить жатву обычно старались помочь. Наградой считалось любое угощение. Как называлась такая взаимопомощь? (Слово из 6 букв)

Божья Матерь считается народной заступницей. Название дня связывают с именем Богоматери, называемой Госпожою, и временем сельхозработ. Госпожинки, Госпожин день – один из главных земледельческих праздников. Сапожинки – обряд окончания жатвы. Название Выжанки отражает взаимопомощь при окончании жатвы, вознаграждением служит угощение.

Ответ: Выжанки (6 букв).

Как славяне называли работы после праздника урожая, во время которых снопы околачивали специальными колотушками?

Ответы Поле чудес 3.09.21 Вот задание на третий тур. Восточные славяне после празднования дня урожая гасили все огни, а с полуночи зажигали новый огонь. Вокруг овинов собирались молотильщики. Ночь они проводили в песнях, а за это время снопы высыхали. Утром их сбрасывали с овина вниз на пол, а затем околачивали специальными колотушками. Как на Руси назывались такие работы? (Слово из 9 букв)

С Фёклина дня начинались «замолотки». С полуночи зажигали огонь и при нём начинали молотьбу в овине. День Феклы назывался замолотками, так как в него начиналась молотьба. Молотьба была одной из самых важных сельскохозяйственных операций, она становилась заключением земледельческого цикла.

Ответ: Замолотки (9 букв).

Как в России в некоторых губерниях называли последний собранный в поле сноп?

Ответы Поле чудес 3.09.21 Вот задание на финальный тур. Как в России в некоторых губерниях называли последний собранный в поле сноп? (Слово из 7 букв)

Сноп – пучок срезанных колосьев, льна или соломы, перевязанных перевяслом. По славянским представлениям, сосредоточие вегетативной силы злаков и символ плодородия и богатства в хозяйстве. В России в некоторых губерниях снятый последний сноп с поля назывался кумушка.

Ответ: Кумушка (7 букв).

Победитель игры Поле чудес заработал 1800 очков. Он решил не участвовать в Суперигре.

Как на Руси назывался праздник урожая?

Осенины, Оспожинки, Богородицкая, Поднесеньев день, Праздник рожаниц, Род и Рожаница, Лада, Спожа, Богач, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая, «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засiдкi» (белорус.), Вторая встреча осени, Луков день (Яросл., Вологод.), Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасеков день, Аспосов день, Спосов день (Рязан.), Рождество Богородицы.

На момент введения Юлианского календаря: 21 сентября
Дата по старому стилю: 8 сентября
Дата по новому стилю: 21 сентября
Астрономическая дата: за два дня до Осеннего равноденствия

Праздник посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.

Как на Руси называли помощь крестьянам, которые не успели окончить жатву к сроку?

Если трава была высокой, косили горбушей – изогнутой на коротком черенке косой. Для низкой травы использовали большую косу на длинном черенке. Она называлась литовка.

Продолжался сенокос дней двадцать или целый месяц: это зависело от погоды. Скошенная трава подсыхала на солнышке и постепенно превращалась в сено. Крестьяне молили Бога о вёдре – сухой солнечной погоде. Если идет дождь, то трава преет, плесневеет и гниет.

В ночь на этот день возжигают «новый» огонь и начинают «замолотки». Живой огонь добывают путём трения. Обряд характерен для многих губерний России в XIX – начале ХХ вв. Перед началом добывания нового огня во всём селении хозяевами домов гасится прежний огонь, в первую очередь домашние печи, а также огни на божницах (могут остаться только огни в церкви).

Ритуал проводился, как правило, женатыми мужчинами. В некоторых губерниях для вытирания огня использовался специальный станочек: в станочке вращали с помощью небольшого лука, берёзовую плашку, к которой приставляли лучину с выемкой, а при появлении дыма подносили трут, на него и переходила искра. Чаще всего добывание огня осуществлялось трением друг о друга двух больших кусков дерева, а само действие имело характер пиления. Из пород дерева наиболее предпочитались дуб, липа, кое-где можжевельник и реже – берёза, сосна. Кое-где огонь добывали ударами кремня – кресалом.

Добытый живой огонь разносили по дворам – зажигали печи, окуривали скот для предотвращения мора, могли вносить в храм для зажигания свеч перед проведением молебна об избавлении от бедствия. В обряде прогона скота через тоннель костры, зажжённые именно от вытертого огня, имели решающее действие для избавления скота от смертельной угрозы. Во Владимирской губ. в ситуации неурожая, когда хотели опознать виновника этого бедствия – ведьму, пропускали всех через вытертый огонь, считая, что ведьма откажется пройти, тем самым выдав себя. Обновление огня символизировало всеобщее обновление.

К молотьбе готовились загодя, с Яблочного спаса. Рубили ольховые и ивовые дрова, не дающие при сгорании искр. Горят они без запаха дегтярного духа. В несколько приёмов заливалась мокрой глиной, тщательно выравнивалась долонь – молотильное пространство гумна. Так долонь утрамбуют, что лошадь пройдёт, следов подков не заметишь: отвердела глина в камень.

Вокруг первых овинов собираются молотильщики. При зареве зажжённых костров-заревниц проводят ночь в песнях. За ночь снопы высыхают. Утром их сбрасывают с овина вниз на деревянную долонь гумна, то есть на пол, затем околачивают специальными колотушками. Обмолот особенно любили молодежь. Многие соревновались в количестве околоченных снопов.

Накормить молотильщиков первого овина – забота хозяйки. И первым кушаньем, которое подаётся работникам по обычаю – «домолотная» каша с маслом. Когда поспеет каша, тогда молотильщики садятся в кружок, и непременно в самом овине. Хозяин первый отведывает кашу, а молотильщики говорят: «Хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок», – и потом едят её с маслом.

Наш народ встречает осенины играми и песнями. Рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг её поют песни. После сего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.

В этот день организуется большая трапеза. К праздничному столу готовят кутью из разных круп нового урожая с мёдом, зерновой хлеб, творог (сыр), варят пиво и закалывают овцу (барана). В старину на этот день в селе закалывали оленя или быка. На пиру обносится чаша и над нею славят Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы. Кутью также ставят на подоконник – угощение духов предков рода. Культ рожаниц отличается от остальных славянских обрядов торжественными пирами – «празднествами богородицы». «Желя Роду и роженицам по рождестве – муку варити святей богородици, а Роду примолвливающе».

Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом. При видимо благополучном результате жатвы «оспожинки» справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. Это деревенское «пировство» развертывается по всем правилам хлебосольства и со всеми приёмами гостеприимства по преданию и заветам седой старины и по возможности широко и разгульно.

Также в Осенины устраивалось угощение, на которое собиралась вся большая семья. На следующий день (в иных местах в этот день) новобрачные угощают свою родню – обязательно «подносят» пирог, почему и называется «Поднесеньев день». В Тульской губернии к новобрачным сходились все родные и знакомые. Таких гостей позыватый приглашал: навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытьё и поучить их уму-разуму. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме всё своё хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка. В других местностях в этот день молодых приглашали к тестю и тёще, вместе со свекром и свекровью.

В разных местностях существовала легенда о двух ланях, которые в старое время в этот день прибегали на погост; одну из них резали и варили, а другая уходила. Но после того, как люди пожадничали и закололи обеих, лани уже не появлялись. «Усердные богомольцы вздумали заменить их приводом домашнего скота».

В Белоруссии сохранился обычай: в этот день каждая семья приносила в общий короб-лубок по горстке зерна. Затем в центре этого «Богачá» ставилась зажжённая свеча, и совершался обряд обхода деревни всеми жителями с целью защиты от лиха и вoрога. «Богáч» символизирует единение деревенской общины. От одного Богачá до второго лубок с зерном находился у какой-нибудь одной семьи. Когда подходило время нового Богачá, жители участвовали в праздничном ритуале обхода деревни и переноса лубка к соседям. По весне первый посев делался семенами из этого короба.

Во многих местах Белоруссии на Богача женщины выполняли охранительный обряд – вокруг двора пoсолонь (по часовой стрелке) плугом очерчивали круг-оберег на время зимнего содержания домашнего скота.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор поздних овощей (прежде всего, заготавливали лук).

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие моменту игровые песни:

Вейся ты, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье-то большое, мужики богаты!
Что мужики-то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!

Это традиционно женский праздник: женщину почитают как продолжательницу рода. В этот день обращают свои молитвы к Богородице бездетные матери, чтобы святая заступница послала ребёнка. Женщины, у которых нет детей, накрывают стол и приглашают всех нищих в селе «чтобы молились за её детей». Эти женщины заказывают службу в церкви, а после богослужения приглашают всех к себе на обед.

В Заонежье в некоторых деревнях молодёжь гадала, когда выезжала на острова для проведения молодежного праздника в честь завершения жатвы. На острова молодёжь вывозила с собой соломенное чучело, обряженное в женское платье и украшенное колосками ржи. Чучело на острове разрывалось на части, сжигалось на костре, а парни и девушки, гадая, как в летние святки, попарно прыгали через огонь (если руки не разъединятся, к удачному браку после Покрóва).

В этот день начинается обряд «похороны мух». Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых на время наступающей зимы.

После трёхдневного праздника Рода и Рожаниц (после равноденствия) земля в течение шести месяцев находится под сенью Богородицы, которая хранит род людской. В эти дни засыпает Лада на шесть месяцев. По одной из легенд Лада после Яблочного спаса постепенно и надолго засыпает. А после Покрoвских заморозков Стожары (семь звёзд Большой медведицы) кладут её как умершую в ледяной гроб, который разобьёт первый весенний гром и разбудит Ладу.

После этого праздника землю не пашут и не сеют зерно до Благовещенья. Заканчивается бабье лето, хотя в некоторых местах оно продолжается до Покрoва.

Как называлось на руси в старину покрытие галереи в верхней внутренней части оборонительной стены

Чужой компьютер

Поле чудес 2015 игра андроид

Поле чудес 2015 игра андроид

вернуться к странице

Поле чудес 2015 игра андроид

.

Как называлось на руси в старину покрытие галереи в верхней внутренней части оборонительной стены

Чужой компьютер

Поле чудес 2015 игра андроид

Поле чудес 2015 игра андроид

вернуться к странице

Поле чудес 2015 игра андроид

.

Ответы в «Поле чудес» 17 сентября 2021 года

Ответы на вопросы в телеигре «Поле чудес» 17 сентября 2021 года о фольклоре

Бессмертное капитал-шоу. Правила игры весьма просты: в трех турах участвуют по три человека в каждом, победители туров соревнуются в финальной игре, и ее победитель, если выиграет суперигру, получает главный приз. Участниками игры становятся самые разные люди со всех уголков страны.

Ответы в Поле чудес. Фото: Первый канал

Ответы в Поле чудес за 17.09.2021

Игра проходит без зрителей, поэтому игроки выходят под аплодисменты телезрителей. Сегодняшний выпуск Поля чудес был посвящен фольклору на Руси.

Как в Византийской империи называли русскую песню?

Вот задание на первый тур. В Византийском государстве нравы были более строгие, чем на Руси-матушке. Византийцы считали, что русские слишком злоупотребляют пением и музыкой, распевая свои песни. Как в Византии называли русскую песню? (Слово из 12 букв)

Византийские взгляды переносились на русские обстоятельства, лишь некоторые выражения византийских подлинников иногда переиначивались, пропускались или пополнялись, соответственно условиям русской жизни. Византийцы считали, что русские слишком злоупотребляют пением и музыкой, распевая свои песни и называли русскую песню «скандалезная».

Ответ: Скандалезная (12 букв).

Как на Руси называли сказочный дух, который заставлял отдыхать в жаркое время?

Вот задание на второй тур. Как на Руси называли сказочный дух в виде девушки или старухи, который заставлял работавших в поле отдыхать в жаркое время? (Слово из 9 букв)

Полудница (Полуденица) в славянской мифологии – жестокий дух в облике красивой молодой женщины или старухи в чисто белой льняной рубахе. Она бродит по полям в полдень, особенно во время сбора урожая, и убивает всех, кого встречает. Иногда ворует детей. Белое облачение у славян было символом траура и в этом смысле смерти.

Полудницы на Руси выглядели как молодые девушки или старухи, закутанные в белое полотно, с растрепанными волосами. На спине они несли сумки, в которые похищали детей. Обычно они держали в руках шест, рог или серп, которыми мучили своих жертв. По народным представлениям, это чаще высокая красивая девушка или женщина или, наоборот, уродливая старуха, или даже чудовище.

Ответ: Полудница (9 букв).

Как на Руси называлась кукла, которую дарили женщине на свадьбу, чтобы она все успевала по хозяйству?

Вот задание на третий тур. Эту куклу на Руси обычно делали из лыка или соломы на праздник Покрова. Дарили ее чаще всего женщине на свадьбу, чтобы она все успевала по хозяйству. Как такая кукла называлась? (Слово из 11 букв)

Кукла Десятиручка (кукла, которую дарили женщине на свадьбу, чтобы она все успевала по хозяйству) – одна из самых популярных кукол на Руси. Как не сложно догадаться из названия, у этой куколки не две, а целых десять рук. Дело в том, что наши предки делали эту куклу-оберег, чтобы облегчить жизнь хозяюшек – как юных, так и зрелых. Лялька помогала справляться с женскими обязанностями, придавая бодрости для бытовых дел и вдохновения для рукоделия. Отсюда и десять рук – чтобы все успевать по хозяйству.

Ответ: Десятиручка (11 букв).

Как в русском фольклоре колдуны называли своих помощников?

Вот задание на финальный тур. В русском фольклоре обязательной принадлежностью колдунов и ведьм были особые помощники черти, бесенята, кикиморы и другие. Как их называли сами колдуны? (Слово из 9 букв)

Колдун, чародей, ведун, маг, волшебник (первоначально заклинатель, заговариватель) – человек, практикующий магию для воздействия на людей или природу, либо для получения знания или мудрости посредством сверхъестественных явлений.

В русском фольклоре обязательной принадлежностью колдунов и ведьм являются особые помощники: черти, бесенята, икоты, кикимора, нечистые покойники и подобные существа. Иногда помощники имеют вид животных – черной кошки, жабы, собаки, змеи, барана. Колдуны называют своих помощников «они», «мальчики», «товарищи», «сотрудники», «работники», «хохлики», «шишки» и т. д. Известно, что они не могут жить в избе, где есть иконы, и поэтому обретаются в основном в хозяйственных постройках, на перекрестках дорог, в лесу.

Ответ: Сотрудник (9 букв).

Победительница набрала более 13 тысяч очков, с чем сайт Теледама ее и поздравляет. Суперигра сегодня не состоялась, так как победительница не захотела рисковать полученными от передачи Поле чудес 17 сентября 2021 года призами.

Читайте также: