Из какой страны были приглашены мастера для строительства храмов и стен московского кремля

Обновлено: 17.06.2024

Из какой страны были приглашены мастера для строительства храмов и стен московского кремля

Фрагмент миниатюры Лицевого летописного свода.
1568 – 1576.

Фрагмент миниатюры Лицевого летописного свода.
1568 – 1576.

1487 – 1491.
Архитекторы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари

1487 – 1491.
Архитекторы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари

Середина XVII века

Середина XVII века

Архитектор М.Казаков, 1776 – 1787

Архитектор М.Казаков, 1776 – 1787

Архитектор К. А. Тон, 1838 – 1849

Архитектор К. А. Тон, 1838 – 1849

Для взрослых и старшеклассников.

Этот цикл может заинтересовать как подготовленных слушателей, так и тех, кто пришел к нам впервые. Наверное, о Московском Кремле знают все, но насколько верны и полны эти знания? Мы предлагаем вспомнить старое и узнать что-то новое о Кремле и его сокровищах. Московский Кремль – крепость, резиденция московских князей, российских царей и императоров, символ нашей государственности. Его облик менялся с течением веков, отвечая требованиям разных эпох. Кто и зачем строил стены и башни Кремля, почему Иван III пригласил итальянских архитекторов, что такое домовые храмы, какие дворцы находились на территории Кремля? Впервые вы услышите об истории строительства и архитектуре колокольни Иван Великий, о белокаменной резьбе кремлевских башен.

На лекции вы узнаете историю Московского Кремля – от небольшой деревянной крепости на границе Ростово-Суздальского княжества до духовно-политического центра Московского царства и символа российской государственности в современном мире.

Лектор расскажет о значении слов «крепость», «кремль», «город», об их соотношении друг с другом на раннем этапе истории Москвы. Вы услышите о развитии архитектурного ансамбля Московского Кремля на протяжении девяти столетий.

Великий князь Иван III объединил под своей властью все русские княжества. Он превратил Россию в одну из сильнейших держав Европы, окончательно сбросив ордынское иго. Иван III стремился придать Москве вид столицы могучего государства. При нем развернулось обширное каменное строительство: были построены новые стены Кремля, Успенский, Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого. Для возведения новой великокняжеской резиденции Иван III пригласил лучших мастеров из России и Европы.

На этой лекции вы узнаете о жизни и творчестве итальянских архитекторов Аристотеля Фиорованти, Пьетро Антонио Солари, Алевиза Нового.

На занятии вы познакомитесь с Успенским и Архангельским соборами.

Главный государственный храм, духовный центр России, некрополь митрополитов и патриархов – все это Успенский собор Московского Кремля. Придя на это занятие, вы узнаете о том, как венчали на царство и короновали российских самодержцев, возводили в сан митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты и служили молебны в честь побед русской армии.

В Архангельском соборе вам расскажут об интересном явлении русского средневековья – храме-некрополе. Архангельский собор служил местом упокоения представителей двух династий - Рюриковичей и Романовых, среди которых были известные полководцы, святые, защитники и собиратели земли Русской, создатели мощной Российской державы.

С тех пор, как великий князь Иван Калита недалеко от своего дворца отвел митрополиту Петру место для строительства двора главы русской церкви, в Московском Кремле стали существовать две резиденции власти – духовная и светская. Об этом нам напоминают два домовых храма, один - великокняжеский, а другой - митрополичий. Кто и как строил эти храмы, чем отличаются домовые храмы от других церквей, как их украшали и какую роль они играли в иерархии кремлевских соборов, вы узнаете из данной лекции.

После событий Смутного времени государи династии Романовых начали строительство новых дворцовых помещений в соответствии с представлениями своего времени о царской резиденции. В 1635-1636 гг. русские мастера возвели нарядный Теремной дворец. Эта каменная пятиэтажная постройка стала самым высоким жилым помещением в Москве. Не отставали от царей и церковные владыки – в 1650-е годы для патриарха Никона начали возводить Патриарший дворец. Тесть Алексея Михайловича боярин Милославский построил хоромы, которые позднее стали называть Потешным дворцом. Все эти строения имели свои домашние храмы, были окружены садами и множеством несохранившихся до наших дней деревянных построек. Будучи частью гармоничного ансамбля, они создавали неповторимый красочный облик Кремля XVII в.

На протяжении нескольких столетий Московский Кремль был не только политическим, но и духовным центром Русского государства. О чем нам до сих пор напоминают, замыкающие с севера ансамбль Соборной площади, Патриаршие палаты. Когда-то в этом роскошном дворце жили предстоятели русской православной церкви. Из ворот Патриарших дворца выходили процессии во главе с патриархом, а в главной зале – устраивали пышные приемы и пиры. Видел Патриарший двор не только будничную жизнь, но и особенные события, изменившие ход русской истории. Обо всем этом пойдет речь на нашей лекции.

Корпус присутственных мест, Здание судебных установлений, здание Совета министров СССР, Сенатский дворец — все это названия одной и той же кремлевской постройки, обычно именуемой для краткости просто Сенат.

На лекции будет рассказано об истории, архитектурных особенностях и скульптурном убранстве этого детища екатерининской времени. Вы узнаете, что было на этом месте до момента строительства ныне существующего здания, для каких целей оно строилось и как в его стенах было прославлено царствование Екатерины Великой.

Лекция посвящена истории создания, архитектуре и внутреннему убранству Большого Кремлевского дворца. Новая резиденция российских государей в Московском Кремле строилась по указу императора Николая I и стала, поистине, его любимым детищем.

Слушатели узнают о том, почему именно архитектор К.А. Тон был выбран Николаем I в качестве главного автора проекта, какая актуальная политическая идея того времени нашла отражение в оформлении парадных залов дворца, где устраивались великолепные церемонии во время коронационных торжеств. В лекции так же речь пойдет об убранстве жилых покоев дворца — уютных и роскошных комнатах «собственной половины», выполненных в духе эпохи историзма.

Лекции и занятие проводятся по воскресеньям в 12:00 в лекционном зале на ул. Манежная, д.7.

Состоится трансляция всех лекций в ZOOM, за исключением занятия в соборах 10 октября.

Встреча с лектором в день на занятия - у экскурсионного бюро в Александровском саду.
Расположение на карте.

Стоимость для одной лекции в лекционном зале для всех категорий – 250 руб.
Стоимость одной лекции онлайн в ZOOM для всех категорий граждан – 200 руб.

Приобрести билеты на каждую лекцию вы можете:
- онлайн на нашем сайте: 26 сентября, 3 октября, 17 октября, 24 октября, 31 октября, 14 ноября, 21 ноября;
- в кассах в Александровском саду только в день чтения лекции;
- в терминале у административного корпуса Музеев Московского Кремля на ул. Манежная, д.7 (у лекционного зала).

Количество билетов на занятие на территории Кремля ограничено!
Купить билеты на занятие с экскурсией можно онлайн на сайте за неделю до мероприятия, в кассах в Александровском саду - в день занятия.

Стоимость абонемента – 2500 руб.
Стоимость абонемента для льготых категорий посетителей – 2150 руб.

Приобрести абонемент вы можете:
- онлайн на нашем сайте кроме льготного;
- в кассах в Александровском саду.

Валявин Дмитрий Константинович

Ракитина Марина Гарриевна

кандидат исторических наук

Титова Елизавета Александровна

Уварова Юлия Николаевна

Методист I категории,
Экскурсионно-методический отдел,
Музеи Московского Кремля

Штепа Ольга Викторовна

Методист.
Сотрудник методического сектора экскурсионно-методического отдела,
Музеи Московского Кремля

Стоимость

Лекторий

© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального некоммерческого использования, а также использования в образовательных целях и для распространения в СМИ. Перепечатка материалов допускается только по согласованию с музеем. При цитировании ссылка на сайт обязательна. Содержание настоящего сайта не может быть воспроизведено целиком или частично в любой форме без предварительного письменного разрешения музея.

Как итальянцы строили Кремль в Российском государстве?

Русские не могли даже сделать правильный кирпич, прежде чем нанять итальянцев работать на них.

Итальянские инженеры были искусны в войне и архитектуре, и за щедрое жалованье помогали строить величие Московского государства.

Главным оружием великого князя Московского Ивана III были не его люди и не его тактика, а итальянские пушки.

Против татар под предводительством Ахмеда, Хана Великой Орды, на реке Угре в 1480 году войско Ивана привезло пушки, изготовленные итальянским инженером Аристотелем Фиораванти (около 1415 – после 1485 года), массивные бронзовые мортиры, которые могли буквально разорвать татарскую конницу в клочья.

Не вступая в полномасштабный бой, армия Ахмед-хана отступила в степи.

Самые высокие зарплаты в Москве

Аристотель Фиораванти Лоренцо Лотто

Родольфо "Аристотель" Фиораванти приехал в Россию в 1475 году, когда ему было уже около 60 лет.

Он специализировался на восстановлении и перемещении колоколен и замковых башен, а также на строительстве мостов.

В 1474 году в Европе к Аристотелю обратился Семен Толбузин, посланник великого князя Московского, и нанял его за 10 московских рублей в месяц – тогда в России всего за рубль крепостной мог выкупить у помещика всю свою семью, дом и землю.

Зарплата Аристотеля была, пожалуй, самой высокой в Московском государстве.

Иван нуждался в нем для восстановления Успенского собора, главного храма Московского государства, который частично обрушился во время землетрясения.

Приехав в Москву в 1475 году, Аристотель приказал убрать остатки разрушенного собора, сконструировал новую кирпичную печь и новую кирпичную смесь, а также основал Первый кирпичный завод итальянского стиля в Москве.

Его методы позволили ему завершить 35-метровый пятиглавый собор всего за 2 года (на оформление ушло еще два года).

Дворец граней (L) и Успенский собор (R)

Но Аристотель был не единственным итальянским архитектором в Москве.

Может быть, еще более важным является Пьетро Солари (ок. 1445-1493?).

Он приехал в Москву в 1490 году из Милана и спроектировал фасетный дворец в Московском Кремле, а также шесть башен нынешнего Московского Кремля, в том числе часовую башню – Спасскую башню, ставшую главным символом Московского Кремля.

Другие итальянцы, в первую очередь Антонио Гисларди и Марко Руффо, также работали над возведением кремлевских стен и башен.

Так что если вы заметили, что кремлевские стены напоминают вам об итальянской архитектуре – это действительно итальянский дизайн.

Но это было не единственное, что делали итальянцы в Москве в XV-XVI веках.

Почти в каждой европейской армии того периода итальянские инженеры были лучшими в разработке оружия и взрывчатых веществ, говорит историк Марио Корти в своей книге “итальянские военные на Русской службе.”

Большие шишки в России

Пушка калибра 152 мм "Скоропея" ("зло"), изготовленная в 1590 году Андреем Чоховым. Русские научились делать такие пушки у итальянских оружейников

Одновременно со строительством Успенского собора, внутри стен Московского Кремля, Аристотель Фиораванти организовал оружейный завод, производивший порох и литье пушек.

16 фальконетов-легких пушек-были его первым производством.

Легкие в обращении и транспортировке, быстро перезаряжаемые, они были смертельно опасны в конце XV века.

Иван взял Аристотеля с собой на войну против Новгородской республики.

В 1479 году Фиораванти лично управлял артиллерийским подразделением, которое обстреляло город и заставило его сдаться: "пушки стреляли непрерывно, потому что Аристотель был мастером своего дела”, - говорится в русской летописи.

По словам Марио Корти, Фиораванти учил русских солдат стрелять из пушек в определенные моменты боя, обучал их организовывать непрерывный огонь и обращаться с различными видами огнестрельного оружия.

Так что в битве при Югре Фиораванти тоже был в главных силах.

Последний раз он упоминается в 1485 году – возможно, он прожил в России всего десять лет, но оставил после себя большое наследие.

Кремлевская стена и башни

В 1488 году, по-видимому, уже после смерти Аристотеля, другой итальянский оружейник Паоло Де Боссис создал “большую пушку “(как говорит русская летопись), которая называлась” Павлин " ("павлин" по – русски звучит так же, как имя Паоло) - она все еще использовалась в 1563 году, когда упоминалась во время осады Иваном Грозным Полоцка!

Другой итальянский оружейник по имени Якобо приехал в Москву в 1490 году и создал по меньшей мере 15 небольших пушек.

Можно с уверенностью сказать, что в конце XV – начале XVI веков итальянцы доминировали в российском оружейном производстве.

Но они остались надолго и даже помогли Ивану Грозному разгромить казанских ханов.

Итальянцы против татар

Пушка" Инрог " ("Единорог"), 1577 год

Сын Ивана III, Великий князь Василий III Московский, также активно пользовался помощью итальянских архитекторов и оружейников; во время его правления великолепная Вознесенская церковь в Коломенском была спроектирована и построена Пьетро Аннибале, который также проектировал Китай-городскую крепостную стену в Москве, окружавшую центральные кварталы города.

Иван Грозный, Первый московский царь, использовал итальянских военных инженеров при завоевании Казанского ханства.

Казанская летопись, созданная в 1560-1565 годах, единственный источник, повествующий о завоевании Иваном Казани, славно упоминает итальянских инженеров.

В 1552 году Иван Грозный в четвертый раз попытался захватить Казань.

На этот раз он привел итальянцев, чтобы помочь взорвать городские стены.

В хронике говорится, что царь лично разговаривал с инженерами, говоря им, что стены Казанского Кремля были очень прочными, но итальянцы сказали, что они разрушат стены в течение нескольких дней с помощью взрыва.

” Это будет сделано, - говорится в хронике итальянцев, - только это, или голодные защитники до смерти могли бы помочь захватить этот город.”

Церковь Вознесения Господня в Коломенском, построенная около 1530 года итальянским архитектором Пьетро Аннибале

Также читайте на нашем канале:

Итальянцы сначала построили четыре осадные башни, которые были выше городских стен и использовались лучниками для нападения на гарнизон Казанского Кремля.

Затем они сделали несколько мостов через Кремлевский ров и, наконец, правильно организовали туннели, ведущие к фундаменту стен, и заложили в них взрывчатку.

В какой-то момент во время осады стены рухнули от взрывов, и пехота Ивана, перейдя ров по мостам, вторглась в город.

Иван уже почти 5 лет пытался взять Казань, начиная с 1547 года, и это наконец было сделано с помощью итальянцев.

После эпохи Ивана Грозного итальянцы перестали приезжать в Москву, потому что экономический и военный кризис означал, что русские цари не могли позволить себе платить инженерам то жалованье, которое они требовали.

Однако столетие спустя Петр Великий снова нанял итальянских кораблестроителей и оружейников для строительства новой России.

Между тем Успенский собор, Вознесенская церковь и, самое главное, Московский Кремль по сей день целы и находятся в постоянном пользовании.

Московский Кремль. Соборная площадь. Часть 1

После победы русских войск (под предводительством князя Дмитрия Донского ) на Куликовом поле в 1380 году, начинается процесс собирания русских земель вокруг нового государственного политического центра – Московского княжества . (О периодизации древнерусской культуры есть статья ) .

А. М. Васнецов. «Московский Кремль при Иване Калите». А. М. Васнецов. «Московский Кремль при Иване Калите».

В пятнадцатом веке Московская Русь – это уже окрепшее государство, с обширными территориями и заметным политическим влиянием на международной арене. Особенные достижения русской культуры этого времени связаны с именем и деятельностью великого московского князя – Ивана (Иоанна) III .

Великий московский князь Иван III. Портрет из «Царского титулярника» (XVII век). Великий московский князь Иван III. Портрет из «Царского титулярника» (XVII век).

Желая укрепить в глазах соседних государств свою власть и сделать Москву достойной звания столицы нового молодого государства, он решает заново перестроить центр города, его «сердце» - Кремль, где отныне находится главная резиденция русских правителей. Начинается грандиозное строительство, продолжавшееся почти два века.

В плане Московский Кремль представляет собой неправильный треугольник площадью 27,5 гектар. Общая протяжённость его крепостных стен составляет 2235 метров. Их высота колеблется от 5 до 19 м, а толщина — от 3,5 до 6,5 м. Изначально, эти стены были земляными, затем деревянными, во время правления Дмитрия Донского (XIV век) их заменили на белокаменные, и только при Иване III они приобрели вид, мало чем отличающийся от современного.

А. М. Васнецов. «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века». А. М. Васнецов. «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века».

Руководство строительными работами царь Иван III поручил итальянским архитекторам. Летописи сохранили для нас их имена: Марк Фря́зин, Пье́тро Анто́нио Сола́ри, Антон Фря́зин и Алеви́з Фря́зин . Необходимо сразу отметить, что в древности на Руси фрязинами называли всех итальянцев, отсюда такие прозвища, заменяющие фамилии.

По всему периметру стены Кремля украсили дозорные башни (всего их 18). Верх этого оборонительного сооружения наделён двурогими зубцами в форме ласточкина хвоста (мерло́нами), общее количество которых 1045 штук.

Вид Московского Кремля с высоты птичьего полёта Вид Московского Кремля с высоты птичьего полёта

Центром же самого кремля становится С обо́рная площадь – место, где расположены самые главные храмы Московской Руси, из которых, особое значение имеет Успе́нский собор , освещённый в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Московский кремль. Соборная площадь. Московский кремль. Соборная площадь.

Успенский собор Московского кремля

Для строительства этого храма Иван III сначала пригласил отечественных мастеров (в старинных документах сохранились даже их фамилии – Кривцов и Мышкин). В качестве образца им был указан Успенский собор , построенный в XII веке во Владимире (смотрите эту статью ). Этим московский царь хотел наглядно продемонстрировать преемственность собственной власти от некогда влиятельного Владимиро-суздальского княжества .

Успенский собор г. Владимир Успенский собор г. Владимир

Строительство шло успешно, но, когда уже были возведены стены храма, здание неожиданно рухнуло. Согласно сохранившимся документам того времени, это могло произойти вследствие землетрясения, якобы произошедшего в ночь на 20 мая 1474 года.

Однако более правдоподобной кажется версия, что за время татаро-монгольского ига, русскими мастерами были утрачены навыки такого масштабного строительства. Она подтверждается, в частности, свидетельством анонимного автора московской летописи, писавшего, что зодчие неудачно провели внутри стены лестницу на хоры и тем ослабили всю конструкцию: «от великие тое высоты и от тяжких сводов, иже на тощую ту стену, не возможе стена та укрепитися, но преломи ея, и бысть разрушение церкви той» .

Приехавшие для выяснения причин катастрофы псковские мастера (тогда считалось, что псковичи и новгородцы – лучшие строители на Руси, ибо они учатся у «немець») отмечали, кроме прочего, некачественный состав связующих растворов, использовавшихся при строительстве: « известь житко разтворяху с песком, ино не клеевито… — потому же некрепко дело… ».

Начало строительства Успенского собора Московского кремля. Фрагмент житийной иконы митрополита Петра. Начало строительства Успенского собора Московского кремля. Фрагмент житийной иконы митрополита Петра.

Великий князь Иван III, « поскорбев от первыа церкви падении », скорее всего, по совету своей жены византийской царевны Софьи Палеолог , отправил посольство в Италию на поиски нового руководителя строительных работ. Предложение московского царя принял архитектор, родившийся в Болонье, Аристо́тель Фиорава́нти (1415-1486) .

Он был выдающейся личностью, человеком разносторонне развитым, преуспевшим во многих областях. В частности, кроме того, что он был зодчим, умеющим строить как культовые, так и гражданские постройки, Фиораванти уже прославился в Италии как инженер, сооружавший каналы и шлюзы, отливщик колоколов и пушек, чеканщик монет, медалей и печатей и весьма неплохой артиллерист.

Аристотель Фиорованти? Аристотель Фиорованти?

До того, как начать строительные работы, итальянец предпринял поездку во Владимир, чтобы воочию увидеть тот образец, на который ему надлежало равняться и, который он должен был превзойти. Вернувшись в Москву, Аристотель без промедления взялся за дело.

Всё для русских мастеров, работавших под его руководством на стройке, было в диковинку, особенно, невиданные ими ранее технические приёмы и инструменты, которые использовал этот приезжий фря́зин. Летописцы же, начали заносить все необычные факты, касаемые строительных работ в свои своды: Фиораванти « учини основание крепко по своему, и заложив церковь, и нача делати по своей хитрости, а не яко московские мастера, а делаша наши же мастера по его указу ».

Для скорейшего сноса рухнувших стен, мастер применял хитроумные тараны. По настоянию итальянца был построен небольшой заводик для производства строительного кирпича, какого не изготовляли в Московии. Научил он своих подопечных и приготовлению особых, отличавшихся прочностью строительных растворов « приказав густо мотыгами… мешати, и яко наутрие же засохнет, то ножом не мочи расколупити ».

Приводили русских в недоумение, привыкших делать всё «на глаз», и надеявшихся на «аво́сь», предварительные чертежи и расчёты, делаемые Аристотелем с помощью « кружала », то есть циркуля и « правила » - линейки. Для особой надёжности стен, главный архитектор предложил блоки производимого для строительства белого кирпича скреплять железными «скрепами». Восторг вызвали и изготовленные по чертежам итальянского мастера лебёдки, предназначенные для поднятия тяжестей на большую высоту.

Через четыре года на соборной площади Московского Кремля вырос великолепный собор, о котором летописец писал: « Бысть же та церковь чудна велми величеством, и высотою, светлостью, и зъвоностью, и пространством, такова же преже того не бывала в Руси, опроче Владимерскыа церкви ».

Успенский собор Московского кремля. Архитектор Аристотель Фиорованти. Успенский собор Московского кремля. Архитектор Аристотель Фиорованти.

Он был одновременно похож и не похож на свой знаменитый образец. Такие же белокаменные стены, то же великолепное пятиглавие. Однако есть то, что практически неуловимо выдает руку зодчего-иностранца. Успенский собор московского Кремля «слишком» ровный и правильный - так никогда не строили на Руси.

Стены не имеют неровностей и погрешностей, как в других древнерусских храмах, и словно отлиты «яко един камень». Идеально гладкой кажется поверхность четырёх совершенно одинаковых по высоте и ширине прясел (сравните с пряслами Успенского собора во Владимире), лопатки, членящие стены собора, словно начерчены по линейке и, будто, циркулем выведены завершающие стены полукружия закомар. Всё чётко, стройно, без помарок и огрехов. (О том, что такое прясла, лопатки и закомары можно прочитать в этой статье ).

Успенский собор Московского кремля. Архитектор Аристотель Фиорованти. Успенский собор Московского кремля. Архитектор Аристотель Фиорованти.

Поражало в новом соборе и внутреннее пространство. Фиораванти не стал делать традиционные для русской архитектуры хоры, а также он намеренно сделал опорные столбы довольно тонкими и поставил их на удалённом расстоянии друг от друга. Благодаря этому интерьер храма словно «расширился», стал светлее и просторнее, появилась иллюзия, что его можно охватить одним взглядом.

Лучшие художники украсили стены Успенского собора фресками снизу доверху, наполнив пространство храма многоцветием и красочностью.

Успенский собор Московского кремля. Интерьер. Успенский собор Московского кремля. Интерьер.

Успенский собор московского Кремля получил статус кафедрального собора Руси. До начала XX века именно в нём совершались важнейшие государственные церемонии. Здесь провозглашались важнейшие государственные законы и постановления, венчались на царство русские цари, тут же находили последний покой высшие церковные иерархи.

Зичи Михай. Коронация Александра II в Успенском соборе. Зичи Михай. Коронация Александра II в Успенском соборе.

Теперь, на фоне великолепия этого величественного храма, все остальные постройки Кремля, словно терялись, поэтому царь Иван III принимает решение о продолжении строительства и реконструкций на территории своей резиденции. В короткие сроки один за другим появляются новые сооружения, формируя облик Соборной площади. И по-прежнему царь активно пользуется услугами иностранных (итальянских) мастеров. Исключением из этого общего правила, можно назвать Благовещенский собор и церковь Ризположения , построенные псковскими зодчими. О них читайте в следующей публикации .

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном каталоге статей.

Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций:

Кремль

Во второй половине XV в., когда Москве стала политическим и культурным центром русских земель, Кремль был перестроен с участием итальянских зодчих. Центром его стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475-79) - усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров. Псковские мастера возвели церковь Ризоположения (1484-88) и Благовещенский собор (1484-89) - домовую церковь московских государей. В 1505-08 построен Архангельский собор - усыпальница русских князей и царей (до Ивана V Алексеевича). Каменный государев дворец (на месте современного Большого Кремлевского дворца) с Грановитой палатой (1487-91) завершил оформление западной стороны Соборной площади. Центром ансамбля Кремля стала колокольня «Иван Великий». В 1485-95 вокруг Кремля с учётом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены ныне существующие стены и башни из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы.

НАДПИСЬ НАД ВОРОТАМИ СПАССКОЙ БАШНИ

«В лето 6999 (1491 г.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана - ред.)».

ЗОДЧИЕ НОВОГО АНСАМБЛЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Для воплощения в жизнь замысла Ивана III - превратить Кремль в символ русского государства, демонстрацию величия и мощи его - архитектура была одним из наиболее важных средств. И князь превращает Кремль в монументальный ансамбль. Практически все строения Кремля - башни, стены, здания на центральной кремлевской площади - не только стоят на тех же местах и носят те же названия, где их начал строить и как их назвал еще Иван Калита в 30-е годы XIV века, но они даже выглядят так, как выглядели в годы правления Ивана III…

Архитекторов князь по совету «грекини Софьи» пригласил из Италии. Первым в 1474 году прибыл из Болоньи Аристотель Фиораванти с сыном Андреем.

Было итальянскому зодчему в ту пору 58 лет, и он уже успел войти в историю Италии как автор дворцов, крепостей и фортификационных сооружений для многих итальянских герцогов и даже для венгерского короля, как человек, который передвинул с места на место огромную колокольню. В Болонье Фиораванти вот-вот должен был приступить к строительству Палаццо-дель-Подеста, модель которого так восхитила соотечественников. Но он поехал далеко на восток, чтобы войти в историю еще одного народа - русского.

Аристотеля поселили в Кремле, наделили огромными полномочиями, и работа закипела. Иван III и сам понимал, что белокаменные стены - ненадежный защитник, пушечный огонь они не выдержат. Кремль надо ставить кирпичным. И итальянец сначала построил на реке Яузе кирпичный завод. Кирпичи, полученные на этом заводе по рецепту самого Фиораванти, были необычайно крепки. Были они поуже и подлиннее обычных, и называть их потому стали «аристотелевыми».

Создав генеральную схему Кремлевской крепости и ее центра - Соборной площади, итальянец возглавил возведение Успенского собора - главного собора Московской Руси. Храм должен был нести огромный «проповеднический» смысл, ему предстояло возвестить миру о рождении нового государства, а потому в нем необходимо было воплотить подлинно национальный характер культуры. Аристотель начинает знакомиться с образцами русского зодчества во Владимире, на севере Руси, и когда после четырех лет работы пятиглавый собор был готов, он поразил воображение современников. Выглядел он, «яко един камень», и этим своим ощущением монолита внушал мысль о монолитности всего народа. Нельзя считать случайным, что через год после завершения строительства собора Иван III отказался платить дань Золотой Орде.

В те же годы неизвестные нам пока псковские мастера перестраивали Благовещенский собор - домовую церковь царского двора. В подклете этого собора был сделан новый Казенный двор - Казнохранилище, глубокие белокаменные подвалы которого просуществовали три столетия. Строил Казнохранилище другой итальянец - Марко Руффо, имя которого мы связываем с еще одним замечательным строением Кремля - Грановитой палатой - парадным тронным залом будущих русских царей. Для XV века Грановитая палата представляет уникальное творение: зал площадью в 500 квадратных метров, своды которого опираются лишь на один центральный столб.

Марко Руффо только заложил эту палату. Завершал же он работу вместе с прибывшим из Италии зодчим Пьетро Антонио Солари - одним из легендарных строителей Миланского собора. Именно Солари принадлежит главное инженерное решение Грановитой палаты, названной так впоследствии за четырехгранные камни, которыми она облицована. Оба архитектора одновременно строили и каменный государев дворец.

Остается только сожалеть, что Солари прожил в Москве так мало — в 1493 году, спустя три года после приезда, он внезапно умер. Но и за три года он сделал слишком много и, главное, воплотил в жизнь замысел Ивана III: превратить Московский Кремль в самую неприступную крепость в Европе. Новые крепостные стены длиной 2235 метров имели в высоту от 5 до 19 метров. Внутри стен, толщина которых достигала от 3,5 до 6,5 метров, были устроены закрытые галереи для тайного передвижения воинов. Чтобы предотвратить вражеские подкопы, со стороны Кремля шло множество тайных ходов и «слухов».

Центрами обороны Кремля стали его башни. Первая была возведена по самой середине стены, обращенной к Москва-реке. Ее сооружали под руководством итальянского мастера Антона Фрязина в 1485 году. Так как под башней был тайный родник, назвали ее Тайницкой.

После этого почти ежегодно возводится новая башня: Беклемишевская (Марко Руффо), Водовзводная (Антон Фрязин), Боровицкая, Константино-Еленинская (Пьетро Антонио Соляри). И наконец в 1491 году были возведены две башни на Красной площади - Никольская и Фроловская, - последняя впоследствии станет известна всему миру как Спасская (так она была в 1658 году названа царским указом по образу Спаса Смоленского, написанного над воротами башни в память освобождения русскими войсками города Смоленска). Спасская башня и стала главным, парадным входом в Кремль…

В 1494 году приехал в Москву Алевиз Фрязин (Миланец). Десять лет строил он каменные палаты, вошедшие в состав Теремного дворца Кремля. Возводил он и стены кремлевские, и башни вдоль реки Неглинной. Ему же принадлежат и главные гидротехнические сооружения Москвы тех лет: плотины на Неглинной и рвы вдоль стен Кремля.

В 1504 году, незадолго до своей смерти, пригласил Иван III в Москву еще одного «фрязина», получившего имя Алевиза Фрязина Нового (Венецианца). Приехал тот из Бахчисарая, где строил дворец для хана. Творения нового зодчего увидел уже Василий III. Это при нем Венецианец построил одиннадцать церквей (до наших дней не доживших) и собор, который и сейчас служит украшением московского Кремля,— Архангельский, решенный в лучших традициях древнерусского зодчества. Чувствуется, что его создатель находился под большим воздействием самобытной русской культуры.

Тогда же, в 1505—1508 годах, строится знаменитая колокольня «Иван Великий». Ее зодчий Бон-Фрязин, возведя этот столп, достигший впоследствии 81 метра, точно рассчитал, что эта архитектурная вертикаль будет доминировать над всем ансамблем, придавая ему неповторимую окраску.

Сооружение Московского Кремля было выдающимся событием для своего времени. Если даже считать началом строительства ансамбля 1475 год — год закладки последнего, четвертого варианта Успенского собора, а концом строительства — возведение последних кремлевских укреплений в 1516 году, приходится признать, что все это великолепие и мощь созданы за тридцать (!) лет.

Из какой страны были приглашены мастера для строительства храмов и стен московского кремля

Перестройка Ивана III. Как итальянцы 10 лет кремлевский бюджет осваивали

Перестройка Ивана III. Как итальянцы 10 лет кремлевский бюджет осваивали - Радио Sputnik, 03.03.2020

Перестройка Ивана III. Как итальянцы 10 лет кремлевский бюджет осваивали

Московский Кремль обветшал – так решил государь всея Руси Иван III. Белокаменному Кремлю было сто с лишним лет, его терзала не только Орда, но и природа: во время землетрясения 1445 года рухнул один из соборов. Решено было обновить оборонительное укрепление, и 19 июля 1485 года началась великая кремлевская стройка.

2019-07-19T03:00

2019-07-19T03:00

2020-03-03T15:04

московский кремль

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

Московский Кремль обветшал – так решил государь всея Руси Иван III. Белокаменному Кремлю было сто с лишним лет, его терзала не только Орда, но и природа: во время землетрясения 1445 года рухнул один из соборов. Решено было обновить оборонительное укрепление, и 19 июля 1485 года началась великая кремлевская стройка.Иван III пригласил пять архитекторов из Северной Италии. Во-первых, потому что у древней русской и северо-итальянской архитектуры общий византийский корень: после падения Западного Рима Северная Италия была частью Византии и там строили так же, как на Руси. Во-вторых, северные итальянцы делали самый прочный в Европе строительный материал – красный кирпич. Они поделились с русскими мастерами секретами обжига.Главный по КремлюВозглавил итальянское "архитектурное бюро" великий Аристотель Фиораванти. Успенский собор Московского Кремля – это творение его рук. Он же был автором "перепланировки" крепости. Фиораванти как военный инженер не раз участвовал в русских военных походах – командовал артиллерией. В отличие от своих коллег-земляков, он жил в Москве не на съемной квартире – ему отвели палаты на территории Кремля рядом с великокняжеским дворцом. И он получал огромную зарплату – 10 рублей в месяц, это почти килограмм серебра.Тайны неприступностиВозведение новой кремлевской стены началось со строительства Тайницкой башни – центральной по южной стороне. Ее автор – архитектор Антонио Джиларди. Эта башня стала первым кирпичным фортификационным сооружением в России, среди кремлевских башен она старейшая. Внутри нее построили тайный выход к Москве-реке и колодец, что позволяло снабжать крепость водой в случае осады. Изначально в Тайницкой башне имелись ворота с укреплением сверху: бойницы на подъемном механизме. На ней круглые сутки дежурили часовые, они же в случае пожара звонили в колокола. Когда на башню поставили пушку, она стала выполнять функцию "курантов" – палить ровно в полдень.Следующие башни на стене имели сходные характеристики. Выдавалась вперед, чтоб с них простреливалось пространство вдоль стен, каждая угловая и вовсе была многоэтажной "крепостью в крепости" с обязательным колодцем внутри. С "углов" можно было сражаться при полной изоляции, а кроме того, с каждой такой башни вся внутренняя территория Кремля – как на ладони, так что в случае захвата можно было продолжать биться. Другое дело, что Московский Кремль – единственная европейская крепость, которую ни разу не удалось взять штурмом. Стена с начинкойНовые стены из красного кирпича строили "по старым", отступая наружу. Направление не меняли, в одном только месте стену сделали прямее – от Спасской башни, и территория Кремля чуть увеличилась. Итоговая протяженность укрепления – 2 км 235 м в длину, площадь внутри стен – 28 га. Работали так: строители разбирали небольшой участок белокаменной стены и быстро возводили краснокирпичный. Но целиком кирпичными стены не были. Из огромных восьмикилограммовых кирпичей строили каркас до 115 см глубиной, его заполняли белым камнем с известью и обкладывали еще четырьмя рядами кирпичей. Позднейшие исследования показали, что всего было использовано около ста миллионов кирпичей. В среднем толщина стен составила четыре метра, по ним можно было провезти повозки. Первой поставили южную стену, выходящую к Москве-реке, от нее двигались одновременно с двух сторон, пока ограда не сомкнулась. На разных участках высота стены разная – от 5 до 19-ти метров. Наиболее высокие отрезки – там, где не было естественных водных преград: вдоль Красной площади, например. В завершениях стен зубцами итальянцы повторили стену замка Сфорца в Милане, только там зубцы декоративные, а у Московского Кремля имеют щели, которые работали как бойницы: в этом случае пролеты между зубцами закрывались щитами.Вишенка на торте В плане Кремль представляет собой неправильный треугольник. И в нем – все итальянское. Так считает ведущий научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования Владимир Дугельский:Облик Кремля невозможно представить и без колокольни Ивана Великого. Она появилась уже после смерти Ивана III. Ее поставил архитектор Бон Фрязин, потому что существовала тогда в Италии такая традиция – строить отдельно стоящую колокольню. Это был первый столичный небоскреб – 80 метров: итальянская вишенка на русском торте. Автор Ольга Бугрова, радио SputnikХотите быть в центре событий? Подписывайтесь на радио Sputnik в Instagram.

Какой архитектор построил Московский Кремль?

Древнейшие археологические находки на территории Кремля относятся ко 2-му тыс. до н. э. Славянский городок возник на месте Кремля не позднее кон. XI в. ; первое летописное упоминание о Москве — 1147. Крепость (древнее название «град» или «град Москва» ; название «Кремль» появилось не ранее XIV в. ) первоначально занимала юго-западную оконечность холма (ок. 1,5 га) , ее ров проходил у западного фасада современного Большого Кремлевского дворца. Построенный по приказу князя Юрия Долгорукого в 1156 «город» охватывал территорию в 5-6 раз большую, чем первоначальная, и был окружен рвом и валом. В 1237 во время монголо-татарского нашествия Кремль был разрушен.

Дальнейшее его развитие связано с ростом Москвы как стольного города княжества, а затем столицы Русского государства. В кон. XIII — нач. XIV вв. сооружены первые каменные церкви (в том числе собор Спаса на Бору, 1380 — неоднократно перестраивался, вплоть до XVI в.) , положившие начало формированию архитектурного центра Кремля. В 1339 построены стены и башни из дуба. При великом князе Дмитрии Донском были возведены белокаменные стены (1367, отсюда название — Москва белокаменная) , окончательно закрепившие ведущее архитектурное значение Кремля как центра города.

Во II пол. XIV – нач. XV вв. каменное строительство продолжалось, были восстановлены пострадавшие во время набега Тохтамыша стены и башни, основан Чудов (каменный собор построен в 1501—1503) и Вознесенский монастыри. Во II пол. XV в. , когда Москва стала политическим и культурным центром русских земель, Кремль был перестроен с участием итальянских зодчих. Центром его стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475—1479) — усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров. Псковские мастера возвели церковь Ризоположения (1484—1488) и Благовещенский собор (1484—1489) — домовую церковь московских государей. В 1505—1508 построен Архангельский собор — усыпальница русских князей и царей (до Ивана V Алексеевича) . Каменный государев дворец (на месте современного Большого Кремлевского дворца) с Грановитой палатой (1487—1491) завершил оформление западной стороны Соборной площади. Центром ансамбля Кремля стала колокольня «Иван Великий» . В 1485—1495 вокруг Кремля с учетом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены ныне существующие стены и башни из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе [итальянские архитекторы Марко Руффо (Марк Фрязин) , Антонио Джиларди (Антон Фрязин) , Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин) , Алоизо ди Каркано (Алевиз)] .

Для постройки зданий на территории Московского Кремля в старину в основном использовали:

При следующем правителе Москвы – Дмитрии Донском Кремлю построили другие стены – каменные. Со всей округи собрали в Москву мастеров каменного дела. И в 1367г. они принялись за работу. Люди работали без перерыва, и вскоре Боровицкий холм опоясала мощная каменная стена, толщиной в 2, а то и в 3 метра. Её построили из известняка, который добывали в каменоломнях недалеко от Москвы у села Мячково. Кремль так поразил современников красотой своих белых стен, что с тех пор Москву стали называть белокаменной.

Читайте также: