История возникновения декоративных покрытий стен

Обновлено: 28.04.2024

История возникновения декоративных покрытий стен

Все проекты

Для бизнеса

Другие проекты

добавлена 28 мая 2019 в 13:10

добавлена 14 мая 2020 в 12:55

Белгород.Привет всем - всем. Знакомьтесь. Степан. Молодой котик Степочка. Мордашкой похож на породу Нибелунг. Пострадал от предыдущих хозяев, но доверять людям не перестал. Живет пока на улице. Кормим. Но очень нужен дом постоянный. Как найдем ручки, могу кастрировать за свой счет. Он здоров. Кто-то скажет "Ну и пусть живет там. С ним ведь все хорошо. Гуляет". Все так , да не так. Котик постоянно попадает в истории. То я его на противоположной от дома стороне трассы нашла. Перенесла во двор. Как только его машина не сбила? И продолжает туда бегать. Вечером иду с работы и смотрю сидит возле дома или нет. Волнуюсь за него. То местные коты подерут, только ранки и залатываем. Взять к себе уже некуда. 4 хвостика дома. Котик ласкучий, доверчивый, не агрессивный. Кто может поделиться уголком и миской еды? Отзовитесь. Привезу к вам. 89102250080

3 комментария

71 раз поделились

добавлена 19 октября 2019 в 13:12

Детская Трио Звездное детство. Композиция-1

0 комментариев

4 раза поделились

добавлена 16 августа 2019 в 16:27

173 просмотра

0 комментариев

11 раз поделились

добавлена 24 июля 2019 в 11:12

1 комментарий

50 раз поделились

13 классов

добавлена 27 июня 2019 в 13:15

0 комментариев

19 раз поделились

добавлена 19 июня 2019 в 17:27

0 комментариев

19 раз поделились

добавлена 7 июня 2019 в 12:26

РАСПРОДАЖА. Декоративная краска с песком всего за 130 руб/кв.м. В двух цветах - нежные лайм и бирюза. Это покрытие можно запросто нанести самим. Если не хотите заморачиваться или у вас нет времени наши мастера с удовольствием вам помогут))) Материал+нанесение будет стоить всего 450 руб/кв.м. Таких низких цен вы не найдете нигде.

История отделки стен

Потребность украшать свое жилище появилась у наших предков еще в древнейшие времена — на стенах пещер, в которых жил доисторический человек, были обнаружены рисунки, изображавшие различных животных и охоту на них. Всеобщее восхищение вызывают великолепные росписи стен дворцов и храмов древнего Египта, Вавилона, Греции, Рима, Византии.
Искусство внутренней отделки зданий, достигавшее иногда поразительной красоты и совершенства, развивалось параллельно с развитием внешних архитектурных форм.
Однако стенная, или, как ее иначе называют, фресковая живопись, мозаика, то есть картины, составленные
из кусочков разноцветного стекла, украшение стен врезкой в них различных материалов (так называемая инкрустация), большие картины — панно, затягивание простенков тканями или завешивание коврами — все это было доступно лишь очень и очень состоятельным людям. Да и в наше время такая отделка стен жилых помещений слишком дорога, чтобы ее можно было применять в широких масштабах.
Самая распространенная в настоящее время одежда стен — бумажные обои — появилась сравнительно недавно. Впервые их начали выделывать китайцы, в Евpoпy же обои проникли лишь триста лет назад, в XVII веке. Сперва их печатали на ручных станках и выпускали в ограниченном количестве. Лишь после изобретения в двадцатых годах прошлого столетия обойно-печатной машины производство обоев получило широкое распространение. Современная машина выпускает десятки тысяч метров обоев в сутки и печатает любые сложные и многокрасочные узоры — количество оттенков на некоторых сортах, например на «ковровых» обоях, доходит до двадцати четырех. И сейчас если вы надумаете купить квартиру в Троицке, то скорее всего вы купить квартиру именно с обями.
Но обои, наряду с неоспоримым достоинством, имеют и ряд существенных недостатков: они сравнительно быстро выцветают и легко подвергаются механическим повреждениям — заденешь стену углом шкафа, передвигая мебель в комнате, и на новеньких обоях останется непоправимая царапина. Да и всякое пятно, посаженное на ибои, ничем уже не удалить.
В конце концов с этими недостатками в жилых помещениях еще можно мириться — на два-три года хватит! Другое дело — в учреждениях, где постоянно бывает много народа: тут простые обои очень скоро приходят в полную негодность. В помещениях же с большой влажностью они вообще плохо держатся на стенах, коробятся, покрываются плесенью. И, наконец, представьте себе оклеенные бумажными обоями стены железнодорожных вагонов или пароходных кают. Во что бы они превратились после первых же рейсов от соприкосновения с чемоданами и корзинками пассажиров?
Лет двадцать с лишним назад появился новый вид покрытия стен — линкруст. Само название «линкруст» происходит от двух латинских слов: «линум» — полотно и «круста» — корка. Другими словами — покрытое коркой полотно. Конечно, о настоящем полотне здесь не может быть и речи, иначе линкруст обходился бы слишком дорого. «Коркой» покрывается либо плотная бумага, либо тонкий, гибкий картон. И вот как это делается.
Лента бумажной или картонной основы, получаемая с бумажных комбинатов в виде рулонов, сбегает с катушки и проходит через специальный механизм покрытия, укрепленный поперек стола, по которому движется лента. Этот механизм представляет собой узкий корытообразный резервуар, внутри которого на продоль-
ной оси вращается валик. Лента входит в узкую щель, расположенную в боковой стенке у дна резервуара, попадает под вращающийся валик, который наносит на нее слой специального тестообразного состава, и выходит через такую же щель в противоположной стороне. Основная часть состава, которым покрывается лента, — это полихлорвшшло-вая смола, применяемая в производстве пластических масс. По внешнему виду она напоминает обыкновенную муку. Из нее-то и делают «корку» линкруста.
Для отделки вагонов этот материал просто незаменим. Все, кто ездил в поездах московского метрополитена или в цельнометаллических железнодорожных вагонах, знают, как красив и прочен покрывающий их стены линкруст. Все чаще и чаще можно его увидеть и в различных учреждениях.
На ряду с одноцветным линкрустом, отечественная промышленность начала выпускать и мозаичные линкрусты, составленные из разноцветных масс — еще более красивую и разнообразную одежду для стен наших жилищ, учреждений, клубов, театров и других помещений.

История создания и развития декоративной штукатурки

Нанесение декоративной штукатурки на стену кухни

Практика показывает, что клиенты называют декоративную интерьерную штукатурку венецианской, хотя венецианка отдельный вид декора. Венецианка гладкая зеркальная декоративная штукатурка, которая имитирует мрамор. Венецианская и декоративная штукатурка похожие понятия, в основе которых лежит смесь компонентов, от которых зависит внешний вид и структура. История создания штукатурки корнями уходит в Древний Египет, совершенствуется в Венеции в эпоху Возрождения. С каждым годом увеличивается ассортимент декоративных штукатурок, фирмы лакокрасочной продукции внедряют в линию производства новые фактуры, техники и эффекты. Однако с чего начиналась история создание и применения штукатурки?

Наскальная живопись, первая цветная краска и глина в роли штукатурки

Во все времена штукатурка неразрывно связана с живописью, скульптурой и архитектурой. На заре эпох люди выражали представление об окружающем мире, природе и своём назначении с помощью искусства. Одним из первых видов искусства была наскальная или пещерная живопись. Люди изображали охоту, рыбалку, животных с помощью рисунков. Рисунки были выполнены с помощью животного жира или древесной смолы, в которые, для придания цвета, добавляли кровь животных, сок растений и уголь. Позже для создания объёмных рисунков применяли глину.

Древний Египет, появление гипса, извести и лака

С зарождением и развитием Древнего Египта совершенствовались материалы, которые применяли для создания скульптур, рисунка и архитектурных сооружений. Скульптуры создавались из дерева или высекались из камня. Покрывали их грубым слоем грязи и более мягким слоем гипса, сверху применяли известняк для того, чтобы яркие краски ложились ровно. Живопись покрывали слоем смолы или лака, чтобы сохранить рисунок в течение долгого времени.

Древняя Греция, появление узора и росписи, создание черного и коричневого лака, появление пурпура и белил

Продолжается история в древней Греции и развивается в эпоху геометрики. Создают циркуль и линейку, появляются узоры и роспись. Улучшается качество гончарных изделий, по которым рисуют с помощью чёрного и коричневого лака, мастера добавляют пурпур и белила. Скульптуры изготавливаются из мрамора и известняка, терракоты (обжиг глины) и бронзы. В поздний период для построек вместо камня и песчаника используют мрамор, который смотрится изящнее и деликатнее.

Древний Рим, создание техники стукко сочетание мраморной пыли и извести

История древний Греции заканчивается с началом эпохи Древнего Рима. В Древнем Риме продолжают и совершенствуют использование мрамора, вместе с появлением новых форм в архитектуре развивается и живопись. В местах, где высокая влажность или слабое освещение, применяют технику стукко сочетание мраморной пыли и извести. Техника стукко декоративная штукатурка того времени. С материалом легко работать, штукатурку применяют для создания декора, пластичных и художественных украшений. С помощью техники стукко изображения выходят более объёмные и яркие, пример такой живописи украшение подземной базилики Порта-Маджоре в Риме. Рисунки и штукатурка создавались монохромными в отличие от современной глянцевой венецианки.

Раннее Возрождение, совершенствование техники стукко смешение гипса, клея, добавление мраморной пудры, мела и извести, появление фрески и "а секко"

Позднее в искусстве Раннего Возрождения техника стукко совершенствовалась, мастера смешивали между собой гипс и клей, добавляли мраморную крошку и пудру, мел и известь. Такой штукатурный состав легко поддавался обработке, при высыхании становился прочным, а после полировки становился похожим на мрамор. Для имитации песчаника и камня в состав добавляли песок и гальку. Появляется новая форма настенной живописи фреска. Фреска роспись красками на воде по сырой штукатурке, техника "а секко" по сухой штукатурке. Основное связующее штукатурки известь.

Мрамор и имитация мрамора все больше используется в создании фасада и интерьера

В эпоху Возрождения Кадучи и Ламбардо отходят от классики и создают церковь Санта-Мария-де-Мираколи, декоративный и фантастический фасад, стены которого облицованы цветным мрамором. Андреа Мантеньи создает имитацию кожаных занавесей в помещении Палаццо Дукале. Штукатурку используют как основу для рисования, лепки и как самостоятельный материал, который имитирует изысканные поверхности мрамора, камня или текстиля. В эпоху Высокого Возрождения в Венеции роспись а секко по сухой известковой штукатурке применял Рафаель в работах "Диспут", "Афинская школа". В этот период происходит расцвет и развитие изобразительного искусства. Для оформления стен используются материалы и их имитация гладкий мрамор, камень и песчаник. Использовали в оформлении интерьера различные вариации гладких стен, покрытых штукатуркой. Стены украшали фресками и росписями.

Итог создания,совершенствования техники стукко и штукатурки

С тех времён до наших дней изготовление штукатурки не сильно изменилось. Смесь гипса, клея, гашёной извести с добавление мраморной пудры применяется и по сей день в изготовлении венецианских штукатурок. Раньше добавляли песок в штукатурные составы, теперь такой вид декоративной штукатурки называют рельефной, фактурной или фасадной. Гашёная известь применяется в штукатурках "под мрамор", в имитации натурального камня Травертин, но эти вечные компоненты чаще стали заменять акриловым составом на водной основе. Техники нанесения, имитирующие текстуру кожи, существовали и раньше. Создаются новые эффекты и техники в нанесении декоративных штукатурок имитация трещин, шелка или бархата. Хотя прошло с тех времён больше 500 лет, мастера также соревнуются в нанесении штукатурок, фрески и росписи. Основы в технике нанесения, состав материала и стремления людей украсить интерьер остаются неизменными, читайте дальше на сайте кухни.бел огромное количество полезных статей по выгодному приобретению мебели для кухни под заказ по индивидуальному проекту и благоустройству кухонного и жилого интерьера.

История декора

история декора

Интерьер (по словарю Ожегова) - внутреннее убранство дома, декорирование (по Далю) - "украшение обстановки", а все вместе это создание красоты, уюта и гармонии в доме.

История возникновения "украшения обстановки" дома парадоксальна: украшения существовали уже тогда, когда еще нечего было украшать - собственно дома, как такового, еще не было. Например, раскопки первобытных стоянок человека в областях с теплым климатом показали, что во времена палеолита жилищем служила поляна с косторовищем посередине, но поляна уже была "декорирована" скорлупой страусиных яиц с нанесенными на них рисунками.

Искусство украшения жилища появилось практически одновременно с развитием культуры древних людей и даже имело своеобразные черты, характерные для населения отдельных больших областей.

Первая такая большая область охватывала Западную и Восточную Европу, в том числе Русскую равнину, замечательную своими древнейшими поселениями под открытым небом.

Вторая область охватывала юг Европы, Африку, Западную и Среднюю Азию, Кавказ часть Индии. Третья область занимала Экваториальную и Южную Африку, четвертая - Восточную Азию, Сибирь и Северный Китай, а пятая область была расположена в Юго-Восточной Азии.

Внутри каждой из этих больших областей, охватывавших в совокупности почти всю территорию расселения человечества времен каменного века, имелись, кроме того, отдельные районы, отличавшиеся дополнительными особенностями культуры и быта.

Современному человеку достаточно трудно представить себе "уютный интерьер", жилища, возможно, его непосредственного предка. Итак, адрес: деревня Костенки, на Дону, близ Воронежа. Кстати, свое название деревня получила во времена Петра I, заинтересовавшегося обилием ископаемых костей крупных животных. Внутреннее убранство жилища наших далеких предков тоже в основном состояло из костей. Жилая площадь в древности была несколько непривычной для современного человека - 600 кв.м., но не тесное, это жилище обогревалось 9 очагами. Здесь имелась и мебель - врытые вертикально в землю крупные трубчатые кости мамонта, очевидно, первый в истории человека стол и даже верстак. Кости эти были покрыты зарубками и насечками. Трудно себе представить, что вот с таких костей начинается история мебельного декора! Основная жилая площадка была окаймлена дополнительными помещениями - землянками, расположенными по ее контуру в виде кольца (прообраз коммунальной квартиры). Крыша землянок имела каркас из крупных костей и бивней мамонта. В этом жилище была даже кладовка - глубокая землянка в дальнем конце площадки без костровища. Любопытный бытовой штрих: в полу делали специальные ямки, служившие хранилищем для особо ценных вещей. В таких ямках найдены были скульптурные изображения женщин, животных, украшения из коренных зубов и клыков хищников. Найдены были и кусочки красящего минерального вещества, очевидно охры, хотя сама "живопись" в землянках не сохранилась.

В Швейцарии жилище того же времени имело ряд архитектурных особенностей: стенами в них служили черепа и лопатки мамонта, а его бивни - конструктивной основой низкой крыши. Швейцарские древнейшие "архитекторы" были оригинальны - крыша в их "домах" имела куполообразную форму.

Когда на смену относительно мягкому климату межледникового периода приходит похолодание, появляется новая деталь интерьера - шкуры на стенах и полу, это еще не ковры, но уже изделия ручной работы.

Франция - родоначальница моды и в то время уже отличалась своеобразием "оформления" жилья: в пещере Ля-Мадлен было обнаружено изображение мамонта на костяной пластине эта живописная миниатюра служила украшением жилища вместе со статуэтками женщин, имевших странные прически то высокие и пышные, то собранные концентрическими кругами, а иногда расположенные зигзагообразными вертикальными рядами (мода повторяется из такой пыльной глубины веков и уже с тех пор самые модные женщины - француженки).

Искусство ледникового времени - это прежде всего настенные росписи, своеобразная живопись в интерьере, правда отличающаяся простотой формы. Человек каменного века сначала ограничивался тем, что только раскрашивал свои контурные рисунки сильными и яркими тонами минеральных красок. Это было вполне естественно в темных пещерах, тускло освещенных еле горящими фитилями или огнем дымного костра, где полутона были бы попросту незаметны. Пещерные рисунки того времени представляют собой обычно фигуры зверей, выполненные только одним линейным контуром, обведенные красными или желтыми полосами, иногда сплошь заполненные внутри круглыми пятнами или залитые краской. А теперь представьте, насколько декоративно смотрелись бы такие "картины" в современном интерьере и, вероятно, назывались бы авангардной живописью.

Итак, в "интерьере" древнего жилища имелись все основные элементы, составляющие его и поныне: мебель, покрытие стен и пола, скульптура, живопись. Не хватает только посуды, но уже "скоро", в бронзовом веке будет изобретена формовка и обжиг глиняной посуды.

Шло время, новые племена и новые роды постоянно образовывались вследствие естественного прироста населения, рост населения, в свою очередь, вызывал недостаток средств к существованию, избыточная часть населения уходила из наиболее заселенных и ранее всего освоенных мест в пустынные до того области севера Европы и особенно Азии. Такое расселение было тем более естественным, что все эти события происходили в конце ледниковой эпохи, в период освобождения ото льда колоссального пространства суши. Освоение новых территорий на севере стало возможным благодаря усовершенствованию охотничьего вооружения, люди научились строить как прочные постоянные жилища на зиму, так и переносные легкие шатры из шкур. Появилась сшитая сухожильными нитями меховая одежда, быт усложняется, становится более удобным. Так человек вышел за пределы областей с умеренным и теплым климатом на север.

А в это время на юге в Северной Африке образ жизни существенно отличался от жизни населения приледниковых областей. Южане вели подвижный образ жизни. У них не было, как на Севере, постоянных или долговременных жилищ, укрытием от плохой погоды и зноя служили легкие шалаши, а также пещеры, навесы и гроты. Художественной обработки кости, как на Сервере здесь не было, как не было мамонта и северного оленя, а также длинных зим с большим количеством свободного времени. Зато специфическими украшениями жилищ под открытым небом здесь служили фрагменты скорлупы яиц страуса, украшенные рисунками из тончайших резных линий, в основном орнаментов или изображений животных. Не ограничиваясь тонкой декоративной резьбой и украшениями из скорлупы яиц страуса, жители Северной Африки с такой же тщательностью рисовали на гладкой поверхности скал или отдельных каменных глыбах, входящих в "интерьер" их жилищ замысловатые узоры и рисунки в своей ныне пустынной стране.

Таким образом закладывалось будущее разнообразие декорирования внутреннего убранства жилья, носящее ныне название этнического стиля.

Воображение переместило нас сквозь плотный слой веков, эпох и событий в условия жизни наших далеких предков, немного похожих на нас людей, которые тоже по мере своих ограниченных возможностей пытались сделать свой примитивный быт уютным а жилище - красивым. Искусство каменного века столь же неповторимо и своеобразно как и вся породившая его эпоха - подлинного "детства человечества".

Декоративная штукатурка сквозь века: от древней Месопотамии и до наших времен

Декоративная штукатурка сквозь века: от древней Месопотамии и до наших времен.

Как мы часто пользуемся чем-то и не задумываемся о том, что стоит за этим. Как это появилось на свет? Кто создатель? И как это пережило тех, кто стоял у её истоков, и шагало смелым шагом в будущее? А порой такая информация полна интересных исторических фактов и наполняет сознание и отношение к чему-то новыми ощущениями. Так и с декоративной штукатуркой, работая с этим материалом, я часто слышал о том, что данный материал не претерпел сильных изменений спустя тысячелетия и на этом вся история заканчивалась. Получить, что-то большее, поэтому поводу от собеседников составляло достаточную трудность и заканчивалось упоминанием Древнего Рима. И это меня заинтересовало, заставив попытаться узнать как можно больше из всевозможных источников. А сейчас я хочу поделиться своими новыми знаниями с Вами.

Как ни странно, устоявшееся мнение о Древнем Риме, как о государстве, где произошло зарождение материала – ошибочно, и история сохранила для нас как письменные подтверждения, так и сами образцы работ, которые уходят в более дальние тысячелетия. Кто-то указывает период 5000, кто-то 9000 лет назад, но все соглашаются с тем, что произошло это в Месопотамии (территория Ирака, восточной Сирии, Юго-Восточной Турции, Кувейта, Ирана). Декоративная штукатурка, практически, получила своё развитие одновременно с появление кирпича в строительстве. Так широко используемый в те времена известняк размельчали, нагревали и смешивали с мелом, чтобы сделать штукатурку, которую использовали повсеместно, покрывая ей стены, потолки зданий как снаружи, так и внутри помещений. Конечно, внешний вид первой штукатурки в те времена был очень грубым и далек от возможностей настоящих материалов, но уже тогда штукатурка придавала элемент эстетики помещениям.

Часто в дальнейшем на штукатурку наносили художественные образы и узоры красками. Одно из первых упоминаний в библейском повествовании, когда описывались прикрасы Вавилонского Дворца, у которого стены были покрыты известью. Тем же периодом времени датирован первый рецепт изготовления древней штукатурки, который включал в себя известь, с последующей температурной обработкой и добавлением воды. К сожалению, Вавилон много раз подвергался почти полному уничтожению, что значительно сократило число вещественных подтверждений, но т.к. шумерская народность достаточно быстро расширяла границы Месопотамии и располагала определенными навыками ведения оседлого земледелия, строились и развивались другие селения. В этих поселениях сохранившиеся архитектурные элементы и порой целые постройки с нанесенной штукатуркой подтверждают нам эти факты и своей сохранностью доказывают, что в те времена присутствовало качество достойное уважения - настолько хорошим получался материал, что поверхность сохранила сочность красок, и устойчивость к внешнему воздействию вплоть до настоящего времени.

Декоративная штукатурка сквозь века: от древней Месопотамии и до наших времен.

Такие же подтверждения об использовании штукатурки нас отправляют в древнюю Индию и Китай, где применялся материал на основе гипса, который создавал эффект гладкой поверхности грубым кирпичным стенам. Люди экспериментировали с составом (гипс, известь, глина, песок, вулканическая пыль…), добавляли различные натуральные красители (соки, вино, кровь…), обменивались опытом. И тем самым вдохнули жизнь в декоративную штукатурку, которая пошла через границы, от цивилизации к цивилизации. Например, штукатурками были покрыты стены городов Индии. В одном из городов использовалась кровь в качестве пигмента, в результате чего ему дали прозвище «Розовый город».

Оштукатуренные 3000 лет назад стены египетских пирамид раствором из извести и гипса до сих пор радуют туристов и не оставляют историков без исследовательской работы. Фараоны, большие поклонники красоты и монументализма, для которых, для достижения великой цели, длительность строительства вообще не имела значения, и главным было качество, высоко оценили возможности декоративной штукатурки.

Но было и главное отличие в целях использования штукатурки в Египте от более ранних периодов в Месопотамии и других странах, где задача в основном стояла в скрытии грубости кирпича и камня при строительстве. Египет изменил назначение этого материала и перевел его в область декора. Уже в ранних гробницах, стены были покрыты известковой и гипсовой штукатуркой с повсеместным сочетанием пигмента, окраски или декорирования.

Вот такой она дошла до Южной Европы и приобрела свою популярность в Греции и Риме. Греки взяли рецепт от Египтян, и заметно улучшили его. Греческий философ, занимавшийся вопросами конкретных наук (перипатетик, последователь Аристотеля) Теофраст (360 до н.э.) точно описал изготовление штукатурки.

Таким образом, мы и добрались до Римской империи, которая использовала все возможности декоративной штукатурки максимально и добавила в этот арсенал одно из основных и красивых покрытий – «венецианская» штукатурка ("stucco veneziano"). Конечно, в те времена данное покрытие имело какое-то другое название и, к сожалению, оно не дошло до нас, а вышеуказанное наименование родилось уже в более поздние времена, о которых чуть позже.

В древнем Риме архитектура и строительство активно использовало мрамор, и он являлся самым распространенным материалом. Благородный камень придавал абсолютно всему величественность и приближенность к богам, что и требовалось для верховных правителей. В процессе обработки камня оставалось достаточно большое количество мраморной пыли и крошки, и в какой-то момент одному из мастеров пришло в голову попробовать добавить её в штукатурку и использовать для выравнивания стен и потолков.

Результат эксперимента был настолько восхитительным, что данный способ моментально разлетелся по всему Риму. Венецианская штукатурка позволяла создавать поверхности идеально гладкими с передачей структуры мрамора, а при использовании её в качестве заполнителя в соединениях камня, после затвердевания материала, придавала всей поверхности эффект целостности конструкции, вызывая ощущение нерукотворности данного творения.

Первое римское упоминание данной декоративной штукатурки, дошедшее до нас, зафиксировано в трудах Марка Витрувия Поллиона. В его трактатах об архитектуре можно найти классический рецепт покрытия (в общих чертах, описание, известковой смеси с добавлением мраморной крошки).

В годы правления Августа, Витрувий прославился созданием теории классической архитектуры, канонизировав ордерную систему ("Триады Витрувия"). Насколько он был популярен в ту эпоху и обладал авторитетностью, говорит нам то, что одна из самых известных графических работ Леонардо да Винчи – «Витрувианский человек» - это иллюстрация именно к книгам древнего архитектора.

Декоративная штукатурка сквозь века: от древней Месопотамии и до наших времен.

Насколько позволяют нам проследить сохранившиеся архитектурные ценности Древнего Рима место появления, и путь развития этой штукатурки, есть утвердившееся предположение, что всё началось в Помпеи. Останки разрушенного города с его особняками, общественными сооружениями, наполненные яркими фресками и красочными сценами из мифологии, свидетельствуют о том, что строительство уже не мыслило себя без данного эффектного покрытия. При проведении анализа покрытий, было выяснено, что стены зданий того времени штукатурились тремя слоями смеси, состоящей из песка и извести, в дальнейшем, с нанесением мраморного состава, что и придавало максимальный эффект гладкой и эффектной поверхности. В тот период произошло понимание того, что данный состав в использовании менее трудоемок и дешевле, чем использование натурального камня, кроме этого, значительно облегчает вес архитектурных конструкций.

К сожалению, с затуханием самой римской империи произошел спад в развитии и использования декоративной штукатурки, это обусловлено тем, что на смену Древнего Рима не пришла иная государственность, которая могла бы посоревноваться с ней в величии и помпезности. Также было упущено из виду такое преимущество декоративной штукатурки как практичность и долговечность, которую если бы оценили в своё время по достоинству, смогло бы спасти её от векового забвения.

Последующее упоминание использования данного материала зафиксировано уже только в записях датируемых 1473 годом и являющихся документом о строительстве на одном из островов Венеции. Там достаточно подробно идет речь о подготовке стен с использованием особого известнякового состава, содержащего в себе каменную крошку.


Этот век и последующий был ознаменован в искусстве и архитектуре эпохой Ренессанса, которая неотъемлемым элементом и материалом, для подчеркивания своих творений, считала изысканно обработанный камень. Таким образом, в историю вошло использование «истрийского» камня, как отделочного материала, который в дальнейшем был заменен на специальный раствор. И это уже было первым признаком оценки штукатурки не только как декора, но и её преимуществ с точки зрения практичности, что было не маловажным фактором для района Венеции, где присутствовало постоянное воздействие воды, как на фундамент, так и повышенная влажность на всё окружающее. В результате использования декоративной штукатурки происходило облегчение всего сооружения, что снижало нагрузку на фундамент, в столь сложных условиях для строительства, а также материал позволял стенам «дышать», что очень важно при повышенной влажности и повсеместном процветании плесени. Венецианская штукатурка обрела возрождение и, усовершенствованные технологии римлян итальянскими профессионалами, стали использоваться значительно чаще в отделке помещений. С этого момента история декоративной штукатурки стала неотъемлемой частью историй изобразительного искусства и архитектуры. Многие великие классики прошлых веков не мыслили своих творений без этого материала. Рафаэль употреблял венецианскую штукатурку при росписи стен и потолков. В замке французского короля Фонтенбло нас восхищают всемирно известные фрески Россо Флорентино и Франческо Приматиче, что можно сказать и о работах Джорджио Вазари и Джулио Романо в храмах и замках Неаполя, Рима и Флоренции, которые были выполнены с использованием венецианской штукатурки.


Одним из самых влиятельных европейских архитекторов в ту эпоху являлся Андреа Палладио – родоначальник одноименного Палладианского стиля и классицизма в архитектуре с использованием декоративной штукатурки. Его творения заслужили большое уважение среди ценителей, архитектура, совмещающая в себе классические линии эпохи Возрождения, интерьерного планирования, которое не только радует глаз, но и позволяет за счет штукатурки избегать активного воздействия плесени в условиях венецианской влажности.

Самыми известными его работами являются виллы в окрестностях Виченцы и Венеции, в Италии, но и другие, среди которых три великолепных Собора в Венеции: Сан-Джорджо Маджоре и Иль Реденторе и Санта-Мария делла Салюте.

Палладио, в своё время, посещал Рим с целью изучения архитектурной истории, штудируя с особой тщательностью труды Римского архитектора Витрувия.

И в 1570 году он опубликовал труд под названием “Четыре книги об архитектуре”, что и по сей день считается величайшим вкладом современной архитектурной литературы.

А в 70-е годы 20-го века, благодаря архитектору Карлу Скарпу, самому активному пользователю декоративных покрытий в те времена, популярность декоративной штукатурки достигла своего пика, и практически весь мир узнал о чудесных качествах венецианской штукатурки.

Вот, практически, и вся история, дошедшая до наших времен материала, который скрывается в банках под различными наименованиями и расцветает, преображая помещения при его нанесении мастерами.

История возникновения декоративных покрытий стен

Декоративная штукатурка|Интерьер|Ремонт|Саратов

Декоративная штукатурка сквозь века: от древней Месопотамии и до наших времен.

Как мы часто пользуемся чем-то и не задумываемся о том, что стоит за этим. Как это появилось на свет? Кто создатель? И как это пережило тех, кто стоял у её истоков, и шагало смелым шагом в будущее? А порой такая информация полна интересных исторических фактов и наполняет сознание и отношение к чему-то новыми ощущениями. Так и с декоративной штукатуркой, работая с этим материалом, я часто слышал о том, что данный материал не претерпел сильных изменений спустя тысячелетия и на этом вся история заканчивалась. Получить, что-то большее, поэтому поводу от собеседников составляло достаточную трудность и заканчивалось упоминанием Древнего Рима. И это меня заинтересовало, заставив попытаться узнать как можно больше из всевозможных источников. А сейчас я хочу поделиться своими новыми знаниями с Вами.
Как ни странно, устоявшееся мнение о Древнем Риме, как о государстве, где произошло зарождение материала – ошибочно, и история сохранила для нас как письменные подтверждения, так и сами образцы работ, которые уходят в более дальние тысячелетия. Кто-то указывает период 5000, кто-то 9000 лет назад, но все соглашаются с тем, что произошло это в Месопотамии (территория Ирака, восточной Сирии, Юго-Восточной Турции, Кувейта, Ирана). Декоративная штукатурка, практически, получила своё развитие одновременно с появление кирпича в строительстве. Так широко используемый в те времена известняк размельчали, нагревали и смешивали с мелом, чтобы сделать штукатурку, которую использовали повсеместно, покрывая ей стены, потолки зданий как снаружи, так и внутри помещений. Конечно, внешний вид первой штукатурки в те времена был очень грубым и далек от возможностей настоящих материалов, но уже тогда штукатурка придавала элемент эстетики помещениям.
Часто в дальнейшем на штукатурку наносили художественные образы и узоры красками. Одно из первых упоминаний в библейском повествовании, когда описывались прикрасы Вавилонского Дворца, у которого стены были покрыты известью. Тем же периодом времени датирован первый рецепт изготовления древней штукатурки, который включал в себя известь, с последующей температурной обработкой и добавлением воды. К сожалению, Вавилон много раз подвергался почти полному уничтожению, что значительно сократило число вещественных подтверждений, но т.к. шумерская народность достаточно быстро расширяла границы Месопотамии и располагала определенными навыками ведения оседлого земледелия, строились и развивались другие селения. В этих поселениях сохранившиеся архитектурные элементы и порой целые постройки с нанесенной штукатуркой подтверждают нам эти факты и своей сохранностью доказывают, что в те времена присутствовало качество достойное уважения - настолько хорошим получался материал, что поверхность сохранила сочность красок, и устойчивость к внешнему воздействию вплоть до настоящего времени.

Такие же подтверждения об использовании штукатурки нас отправляют в древнюю Индию и Китай, где применялся материал на основе гипса, который создавал эффект гладкой поверхности грубым кирпичным стенам. Люди экспериментировали с составом (гипс, известь, глина, песок, вулканическая пыль…), добавляли различные натуральные красители (соки, вино, кровь…), обменивались опытом. И тем самым вдохнули жизнь в декоративную штукатурку, которая пошла через границы, от цивилизации к цивилизации. Например, штукатурками были покрыты стены городов Индии. В одном из городов использовалась кровь в качестве пигмента, в результате чего ему дали прозвище «Розовый город».
Оштукатуренные 3000 лет назад стены египетских пирамид раствором из извести и гипса до сих пор радуют туристов и не оставляют историков без исследовательской работы. Фараоны, большие поклонники красоты и монументализма, для которых, для достижения великой цели, длительность строительства вообще не имела значения, и главным было качество, высоко оценили возможности декоративной штукатурки.
Но было и главное отличие в целях использования штукатурки в Египте от более ранних периодов в Месопотами

История возникновения декоративной штукатурки


Одной из фундаментальных потребностей человека, естественно, является тяга к эстетическому созерцанию окружающей среды. И немаловажное значение в этом вопросе имеет интерьер помещений, где каждый человек по ряду причин проводит определенное количество своего времени, будь то собственный дом, квартира, либо общественное заведение. Согласитесь, что при иных равных условиях, всегда невольно падает выбор на заведение, где интерьер выполнен более эстетично и презентабельно. Для создания современных интерьеров существует множество выразительных средств, таких, как, например, декоративная штукатурка. В настоящее время представлен широкий выбор этого материала для отделочных работ, поэтому купить декоративную штукатурку не составляет труда.

Но мало кто задумывается, откуда появилась популярность на этот вид отделки?

Существует расхожее мнение, что декоративная штукатурка появилась в эпоху Возрождения, когда мастера из Италии того времени много экспериментировали над усовершенствованием технологии использования мраморной пыли. На самом же деле это всего лишь один из этапов расцвета, так называемого «жидкого мрамора», более известного в современном обиходе, как «венецианская штукатурка». Этот вид покрытия и сейчас переживает очередной пик популярности. Но истоки он берет из Древнего Рима, когда в архитектуре одним из самых распространенных материалов был мрамор. Даже появилась красивая легенда, что изобретение этой штукатурки было абсолютной случайностью: в результате обработки камня, мраморная пыль попала в известковый раствор, и, когда мастер начал наносить получившуюся смесь на стену, то был поражен красотой покрытия. На самом же деле, точной технике изготовления декоративной штукатурки мы обязаны греческому философу Теофрасту, который подробно описал состав и технологию нанесения в своих трудах, посвященных естество–испытаниям, а мастера Древнего Рима дополнили состав мраморной пылью, которая была в избытке после обработки поверхностей из мрамора. В результате, полученный материал очень быстро покорил Древний Рим, так как позволял создавать идеально гладкие бесшовные поверхности, в точности имитирующие структуру самого мрамора, вызывая ощущение нерукотворности архитектурного творения, благодаря визуальной целостности конструкции. К сожалению, с закатом Римской цивилизации произошел и спад в развитии декоративной штукатурки и ее вековое забвение. Возможно, это связано с тем, что после эпохи Древнего Рима не наступило столь же значимой государственности, которая могла бы сравниться в помпезности и величии с ушедшей эпохой.


Декоративная штукатурка с самого начала своего изобретения носила исключительно эстетическую направленность, так как использовалась для оформления интерьеров в домах состоятельных людей. Но так же имела и ряд иных полезных особенностей. Использование штукатурки, имитирующей камень, в значительной степени облегчало конструкцию всего сооружения. Вместе с тем, штукатурка обладает отличными характеристиками влагостойкости и долговечности, что позволяет этому материалу сохранять свой внешний вид веками даже в очень влажном климате. Кроме этого, декоративная штукатурка служит помещению дополнительным слоем шумоизоляции. Если бы все эти преимущества материала были оценены по достоинству в свое время, то, возможно, развитие декоративной штукатурки не прервалось на столь длительное время.

Свой новый расцвет декоративная штукатурка получает, как уже указывалось ранее, в эпоху Ренессанса, когда ее начали изготавливать не только с добавлением мрамора, но и таких материалов, как гранит, кварц, известняк и т.д. Декоративная штукатурка своими высокими художественными качествами покорила таких выдающихся деятелей искусства, как Боттичелли, Да Винчи, Буонарроти и многих других. Великие архитекторы и художники того времени уже не мыслили свои творения без использования этого вида покрытия. С того времени декоративная штукатурка стала частью истории архитектуры и изобразительного искусства.

Стоит отметить, что прототипы декоративной штукатурки появлялись еще задолго до Древней Греции и в различных частях света, таких как Месопотамия, и в уже более позднее время в Древнем Египте, для оформления гробниц фараонов, Древних Индии и Китае, для декорирования дворцовых фасадов. Мастера того времени много экспериментировали с составом, добавляя даже вулканическую пыль, а в качестве натуральных красителей использовались сок, вино и даже кровь. Так, например, один из городов Древней Индии получил название «Розовый город», из-за полученного пигмента с добавлением крови. Так или иначе, все это создавалось для придания эстетических качеств грубым поверхностям и кирпичным стенам.

В настоящее время, естественно, больше не применяются подобные варварские смеси. Но, вместе с тем, выбор качественной декоративной штукатурки стал гораздо более богатым.


Самые распространенные виды декоративной штукатурки делятся на группы, в зависимости от их связующего элемента:

Минеральная декоративная штукатурка.

В ее основе лежит известь или цемент. Этот вид штукатурки имеет очень широкий спектр применения. Но, имеет свои недостатки. Не рекомендуется применение минеральной штукатурки в зданиях, которые подвергаются постоянным вибрациям, к примеру, непосредственная близость здания к автостраде или железнодорожному полотну.

Силикатная штукатурка.

В ее основе лежит жидкое калиевое стекло. Эта декоративная штукатурка более устойчива к вибрациям. Так же из преимуществ стоит отметить, что поверхность, обработанная этим материалом, практически не пачкается.

Акриловая штукатурка.

В ее основе лежат акриловые смолы. Довольно универсальный вид декоративной штукатурки. Применяется одинаково успешно и для отделки интерьеров, и для наружных работ. Служит идеальным покрытием для влажных помещений со значительным перепадом температур.

Силиконовая штукатурка.

Наиболее полным ассортиментом декоративной штукатурки обладают итальянские компании, специализирующиеся на отделочных материалах. В их каталогах в настоящее время представлены как классические популярные декоративные покрытия, к примеру: венецианская штукатурка, или имитация камня травертин, для создания помпезных интерьеров, так и штукатурки, имитирующие бетон или металл для современных интерьеров в стиле Loft.

Читайте также: