Граффити на стенах домов кто рисует

Обновлено: 16.05.2024

Законно ли рисовать картины граффити? Как это делать без последствий?

Строго говоря, граффити — это просто тип изображения: надпись или рисунок на стене. Как правило, имеется в виду изображение, сделанное без разрешения там, где это не предусмотрено. Но если вы будете заниматься граффити там, где это разрешено (такие районы есть во многих странах) или на своей частной территории, это все равно будет называться граффити. Другое дело, что тру-граффитчики к такому относятся с презрением: их искусство сопровождается риском.

О том, как сделать что-то, чтобы вас не заметили, я предлагаю вам догадаться самостоятельно.

Граффити-команда «Зачем»

Название этой команды родилось спонтанно, а затем утвердилось в камере предварительного заключения одного из московских отделений милиции, куда уличные райтеры попали в силу своего увлечения. Сначала этот вопрос «Зачем?» задавали опера, а потом уже дежурный по отделению, когда увидел, что художники нацарапали это слово на недавно покрашенной стене камеры. Ответа на него не существует. Это тоже самое, что спрашивать о том, что такое абсурд в искусстве. Это лишь результат применения приёмов доведения до абсурда. Сам по себе он не поддаётся трактованию. Точно так же и граффити, во всяком случае в конце 90-ых и нулёвые годы, не имело никакой особой идеологии. Каждый, при возникновении такого желания, может придумать философию сам. Граффити-команда «Зачем» сначала стала заниматься райтингом, а потом уже её члены узнали, что такое же увлечение охватывает сотни людей во всём мире, а вся их деятельность на уличной сцене каким-то чудом вписывается в рамки искусства.

Зарождение

А приняли тогда опера бомберов Моста, из группы CGS, Cta из T4R и Дмитрия, что рисует под ником Позек. Впрочем, команда «Зачем» уже была ими названа таким словом, а приключение только подтвердило, что название соответствует сущности.


Позе занимался настенными изображениями ещё тогда, когда про стрит-арт у нас толком ничего не знали. В туалетах, в подъездах, а так же на стенах домов и подворотен, на заборах появлялись названия футбольных команд и музыкальных коллективов, стилей музыки, собственные клички исполнителей, а так же всякая нецензурная лексика. Позе и другие основатели первых объединений занимались этим удивительным делом, а потом уже всё более и более стали переходить к самовыражению в современном понимании граффити.






Понять, что значит надпись «Зачем» не так уж и сложно. Нужно взять баллончик с краской и выразить своё индивидуальное видение этой почти философской проблемы. Ничего это всё не означает, но на виду у прохожих и сотрудников правоохранительных органов скучно не будет.

Участники

В отличие от официальных художников, участники «Зачем» о себе стараются ничего не рассказывать. Их граффити до сих пор остаётся действием противозаконным, основанным на адреналине, что выделяет организм по своим биологическим законам, не имеющим ничего общего с социальными нормами и кодексами. Более того — ничего достоверного посторонние не узнают и о численном составе. Кроме уже упомянутых художников, к команде имели и вполне возможно, что имеют отношение и ныне Керл и Шухер. Состав может меняться — кто-то приходит, а кто-то уходит. В самом начале в группу входил достаточно широко известный Кирилл Кто, активно пытался руководить, указывать места для создания надписей и рисунков, но потом вышел из команды, а лучше сказать — открестился. Однако мы не можем исключить и того, что это не он вышел, а его «вышли» другие участники. Такие коллективы никого не исключают из своих рядов. Просто в определённый момент кто-то перестаёт узнавать, где будут орудовать другие райтеры в следующий раз.

Идеология

Понять её полностью так же невозможно, как и идеологию анархо-индивидуализма. У ребят из группы «Зачем», граффити которых появляется по принципу хаотичного захвата городского пространства, как и у последователей философии свободы Макса Штирнера, в приоритете личное, индивидуальное видение сиюминутного действия. В какой-то период они оставляют надписи на стенах, потом переключаются на поезда и вагоны московской подземки, потом переходят к дверям магазинов.










Каждый видит в этом что-то своё, а сам взрослеет, набирается жизненного опыта. Позек откровенно заявляет, что рассматривает ситуацию примерно так. В 20 лет человеку свойственен протест, а сохранять такое же свойство в 40 — не совсем разумно. Отметим, что эту же мысль он выражает более прямолинейно. Ещё он говорит о себе, что учился в художественном ВУЗ-е и может, если надо, поработать в общепринятых стандартах. Однако уличная сцена нужна ему для другого.

Деятельность команды отразил не один фильм. Самой первой была собственная работа «Зачем: рисунки и развлечения на скорую руку». Вторым была культовая лента «Гоп-стоп», которая отразила жизнь уличной тусовки не только столицы, но и множества городов России и ещё Праги. В 2011 вышла экспериментальная документальная картина «Девиантное поведение», которая была посвящена антисоциальному поведению в разрезе уличного искусства. Кроме этого деятельность команды нашла своё отражение в фильме 2006 года «Дети проходных дворов», который рассматривает роль всех уличных активистов в жизни социума, а «Зачем» в нём уделено достаточно много внимания.




«Зачем» — граффити-команда интересная тем, что без неё невозможно составить представления о развитии граффити в России, но сама она не имеет каких-то явных признаков творческого объединения людей искусства. У неё нет чётких границ на уровне концепций и идеологий. Когда-то границы обозначались более географически, когда художникам подворотен и проходных дворов приходилось носить с собой не только краску, но и кастеты. Они приняли участие в уличных битвах, раскрасили сотни стен и десятки вагонов, входили в альянс Go Vegas, наряду с командами ИСК, БТК, СТБ, 731 и некоторыми отдельными творческими личностями. Их девизы менялись, они погнали первую волну трейнрайтинга, работали краской мотип, а потом стояли за возникновением Граффити Маркета.

Уровень значимости «Зачем» в уличном искусстве можно сравнить с ролью первых рок-групп в музыкальной культуре.

Наказание за граффити

Борьба с нелегальным уличным творчеством происходит во всём мире, а её отличительной чертой является отсутствие чёткости в определении того, чем является оставление каких-либо надписей или изображений в городском пространстве. Это можно назвать самовыражением, искусством, но ещё и хулиганством, вандализмом и даже экстремизмом. Грань между тем и этим достаточно зыбкая, поэтому и универсальное наказание за граффити законодатели не смогли придумать ни в одной стране мира.

Как обстоят дела в России?

В нашей стране статья УК РФ за граффити отсутствует, но уличные художники могут быть привлечены к ответственности по ряду других, относящихся к административному и уголовному кодексу.

Практика показывает, что вежливость, спокойствие и рассказы сотрудникам полиции о том, что художники имеют цель сделать этот мир ярче и лучше, хоть это и странно звучит, играют большую роль. Если стражи правопорядка видят перед собой людей не от мира сего, художников, а не маргинальных хулиганов, то обычно относятся к представителям искусства вполне лояльно, даже видя на руках и одежде следы краски.

Может ли увлечение стрит-артом принести что-то страшное?

Самое страшное наказание, которое только может ждать человека с баллончиком, связано с экстремизмом. Разумеется, для этого нужно, чтобы надписи или изображения несли соответствующий смысл — содержали бы какую-то запрещённую символику, пропагандировали идеи терроризма, агрессии, ненависти или вражды. Делать выводы о том, так это или нет будут эксперты, а они, в подавляющем большинстве случаев, принимают сторону обвинения. Поэтому всем художникам нужно понимать возможное отношение власти к их творчеству, если они коснутся протестной тематики. Впрочем, политический протест некоторым людям теперь мерещится везде и всюду. Такой судебной практики пока ещё нет, но вряд ли стоит удивляться, если она возникнет уже завтра.

За любое уличное творчество, которое проводится незаконно, т. е. без согласия владельцев движимости и недвижимости или администрации муниципального образования, возможна уголовная ответственность по статье 214 УК, которая носит название «Вандализм». В лёгкой форме она предусматривает наказание в виде 40 тыс. рублей штрафа. Сумма может исчисляться и в виде 3-ёх месячных доходов осуждённого. Если же с деньгами у него туго, то придётся выполнять обязательные или исправительные работы. Возможен и арест сроком до трёх месяцев. И это пустяки, если сравнить с наказанием за такое же деяние по политическим и идеологическим мотивам или совершённое группой лиц. Они могут получить ограничение или лишение свободы на срок в три года, а учитывая обострение политической борьбы в РФ, в совокупности со статьёй, предусматривающей наказание за экстремизм.

К счастью, суровое наказание за граффити в России пока ещё применяется крайне редко. Наиболее негативно к художникам чаще всего относятся в компании ОАО «РЖД» и всех тех, что связаны с подземным и надземным железнодорожным транспортом. Рисование на вагонах в наше время может быть чревато достаточно серьёзными последствиями. А вот штраф за граффити на стенах хоть один раз заплатил чуть ли не каждый уличный художник.

Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:

Административная ответственность

Основная статья, которая используется в настоящее время против того, что представляет собой стрит-арт на практике, — это 7.17 КоАП РФ, которая предусматривает наказание за незначительное повреждение чужого имущества. Это штраф в размере от 300 до 500 рублей.

Гораздо реже применяется статья 20.1 КоАП РФ. Она предусматривает наказание за мелкое хулиганство — штраф от 500 до 1000 рублей или арест на срок до 15 суток. Однако, если нарушители окажут неповиновение, то размер штрафа увеличивается до 2500 рублей.

Региональные законы

Но это не говорит о том, что наказание будет только таким и никаким другим. Кроме федеральных есть ещё и региональные законы. Те, что можно трактовать против художников, найдётся чуть ли не в каждом субъекте федерации. Недавно московские законодатели приняли закон, согласно которому вне правового поля окажутся все изображения на стенах домов, которые не были согласованными с правительством Москвы. Владельцев зданий обяжут закрасить их своими силами. Если они этого не сделают, то работы будут проведены за счёт мэрии, но та может заставить собственников перечислить деньги в бюджет Москвы в судебном порядке. В основном этот закон направлен на рекламное граффити. По подсчётам специалистов, суммарный доход исполнителей равняется примерно 1 млрд рублей в год.

Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:

«Если бы не закрашивали, то пропал бы интерес»: разговор с граффити-художниками

В России уже давно процветает стрит-арт — граффити можно заметить практически в каждом дворе. Но что это за люди, которые украшают стены наших городов? Уличные художники Beat.c , Gesh , Blot и Крутое Пике рассказали, как они начинали рисовать и чем вандализм отличается от искусства.

«Если бы не закрашивали, то пропал бы интерес»: разговор с граффити-художниками

Почему для уличных художников важна анонимность?

У нас, как и в большинстве стран мира, несогласованное рисование на улице преследуется законом, я просто не хочу проблем.

В России рисование, можно сказать, запрещено — легальных стен почти нет, их можно по пальцам пересчитать. Плюс граффити делится на несколько частей: есть стрит-бомбинг [граффити на стенах и зданиях — прим.], есть трейн-бомбинг [граффити на поездах — прим.]. Если с первым еще все не так плохо, то за второе — довольно серьезное наказание, и так как я принимаю участие и в том и в том, то, следовательно, лучше позаботиться о своей анонимности, чтобы не было лишних проблем.

Крутое Пике:

Чаще всего я рисую на улице, в местах, где это запрещено. Не хочется иметь проблемы с властями.

Как выбирается никнейм?

Мой псевдоним сложился механическим образом. Долгое время в начале моего творческого пути я посвятил исключительно рисованию букв. За этот период мной были изучены техники построения и преобразования шрифта. Исходя из этого опыта я сложил оптимальную последовательность символов, с которой мне удобно работать.

Просто открыл английский алфавит и выбрал буквы, которые, как я подумал, мне будет интересно рисовать.

Крутое Пике:

Давно, лет 10 назад, придумал себе никнейм — Пикезо, тогда еще учился в художке, и мне показалось забавным исковеркать фамилию известного художника и применить к себе. Потом с годами убирал и подставлял новые буквы и в итоге пришел к тому, что есть. Сейчас полный никнейм — это Крутое Пике.

Я работаю под псевдонимом Blot, этот никнейм из детства. Во дворе мы придумывали своих супергероев, играли в них. Моего персонажа называли Blot. Когда я впервые пошел рисовать на улице в 2008 году, я подписал свой рисунок «Blot». С тех пор под этим никнеймом и рисую.

Сколько ты рисуешь граффити и в каких направлениях работаешь?

Свой первый рисунок на стене я сделал весной 2009 года. Выходит, на данный момент я рисую 11 лет. В последнее время часто размышляю о техниках и подходах к работе, ищу новые способы реализации идей. К примеру, недавно попробовал работать со скульптурой и мозаикой. Также уделяю время работе над иллюстрацией в своем стиле. Ну и само собой, о граффити стараюсь не забывать.

Рисую я с 2012 года, начинал вместе со своими друзьями, они меня позвали в первый раз. Но в итоге они забросили, а я продолжил. Я стараюсь развиваться во всех направлениях, но, так как я представитель граффити и больше люблю его классическое направление, то большую часть внимания уделяю именно буквам.

Крутое Пике:

Я занимаюсь стрит-артом уже лет 13. Было много перерывов. Пробовал и абстракцию, и брался за коммерческие работы. Но сейчас ушел в классику [классическим направление граффити считается теггинг, нанесение тегов (никнейма, слов, букв) — прим.]. Очень люблю шрифты, стараюсь каждый раз добавить что-то новое в свой шрифт, при этом оставив его узнаваемым.

Рисую с 2008 года. Я начинал с академизма, потому что учился в художественной школе в детстве. Потом в институте изучал академический рисунок, основы живописи, композицию. Но мне не хватало творческой свободы. Желание творчески раскрепоститься пришло с первым походом на стену.

Самым первым рисунком был персонаж, собственно, я до сих пор рисую персонажей с метафорическими высказываниями. То есть мой первый шаг был началом того, что я делаю до сих пор.

Все мое творчество — это поток изменяющихся эмоций и мыслей. В 2015 я сделал свой первый фасад пятиэтажного дома. Мой самый большой страх — это высота, а для того, чтобы реализовать эту идею, нужно было работать с автовышки. На протяжении всей работы я испытывал дичайший страх. Но мне все-таки удалось ее реализовать, и я считаю, вполне удачно. В такие моменты, когда ты перебарываешь себя, начинаешь больше радоваться тому, что удается.

@gesher_uno @gesher_uno @kpytoe_peake @kpytoe_peake

Как относишься к тому, что твои работы закрашивают?

Если жизнь граффити коротка, то только в двух случаях: либо ты осознанно миришься с тем, что это закрасят наутро, либо ты не понимаешь, где рисунок/тэг уместен, а где нет. Я стараюсь выбирать места, которые меньше подвержены тому, чтобы быть закрашенными быстро. К примеру, недавно рисовал на заброшенном здании, фасад которого выходит на шоссе. По сути, очень просматриваемое место, вокруг постоянная пробка из автомобилей, но вот здание это уже никому не нужно. Другой вопрос, что ради этого пришлось рисовать валиком вниз, лежа на краю крыши, что не очень удобно. Однако в этой ситуации я понимаю, что усилия оправдывают результат.

В этом есть свой шарм. Конечно, прикольно, когда, приезжая, видишь свои работы. Но все в нашей жизни скоротечно, поэтому отношусь к этому как-то по-философски.

Крутое Пике:

Я считаю, что если бы их не закрашивали, то пропал бы интерес. Конечно, очень обидно, когда ночью ты сделал крутое место, а с утра приехал его сфоткать, и бам… уже все закрашено. Но бывает и такое, когда работа на видном месте висит несколько лет.

Со временем я начал спокойно к этому относиться. Это улица, это открытое пространство, и если ты делаешь работу в публичном пространстве, которое не принадлежит тебе, то абсолютно логично, что работу могут рано или поздно закрасить. Когда-то меня это и правда напрягало, потому что ты вкладываешь силы, время, а работу закрашивают и все сводится к нулю. Но ты же идешь не только за результатом, а еще за процессом, за вдохновением, за атмосферой. Соответственно, ты реализуешь свои цели, которые даже важнее, чем то, что работу могут закрасить.

Ради чего все это? В чем смысл твоих работ?

Когда человек только начинает рисовать, всегда присутствует азарт: быть самым узнаваемым, популярным, чтобы все видели и знали, что вот такой персонаж есть. Зачастую это связано с подростковым максимализмом, примерно в этом возрасте большинство будущих членов субкультуры в нее и попадают. Со временем вырабатывается свой индивидуальный почерк и тактика рисования.

Для меня это доступный способ заявить о себе окружающим: «Вот он я».

При этом, перед художником граффити есть две задачи: пробиться сквозь назойливый шум городской рекламы, в то же время, сделать это эстетически красиво, как минимум для тех, кто в этом что-то понимает. А все это в реалиях архитектуры коробочно-кирпичных домов и зачастую неумелого, непродуманного градостроения. Получается целая наука. Где-то пересекается с архитектурной деятельностью, где-то с графическим дизайном. Только вот нет никаких брендбуков, дедлайнов, очереди согласований и вечно недовольного руководства.

Вообще очень интересно наблюдать, как власти пытаются выживать граффити из городской среды. Частое закрашивание рисунков толкает людей изобретать интересные способы как можно дольше оставаться на месте. Некоторые на стенах города уже 20 лет, и это прямо в центре Москвы.

Для меня граффити — это процесс и знакомства.

Очень классно то, что ты можешь приехать в любой город мира и там найти людей, которые просто занимаются тем же, чем ты, и встретят тебя, как своего.

Крутое Пике:

Я не стараюсь найти для себя какой-то смысл. Не поддерживаю какую-то идею. Я просто делаю то, что люблю. Я люблю эту движуху в целом. Общение для меня стоит на равном месте с рисованием. Это, на самом деле, очень большое комьюнити. У меня есть много знакомых из других городов и стран.

Прежде всего, ради себя, я вижу в этом способ самореализации. Я достаточно интровертный человек, а рисуя на улице и на зданиях, там, где люди могут это увидеть, я высказываюсь. Это некий диалог и с самим собой, и с людьми, которые это видят.

Я испытываю большое удовольствие от самого процесса рисования в открытом пространстве. Нигде больше такого нет: ни в студии, ни в мастерской. Там есть свои плюсы, но именно на улице и в заброшенных зданиях я получаю удовольствие от нанесения краски на стену, на интересные фактуры. Это необычные материалы на необычной поверхности. И если ты понимаешь, что ты сделал именно то, что ты хотел, — это такая «пилюля радости».

Я люблю работать с формой, мне важно передать через форму настроение, идею, взять несколько аспектов и совместить их во что-то одно. Мне нравится иносказательность, метафоричность, когда ты можешь глубокий смысл внедрить в минимальную форму. Лучше говорить простым языком о чем-то сложном, нежели сложным о простом.

Граффити в квартире: примеры, особенности и лайфхаки

Появившись как элемент субкультуры, настенная роспись баллончиками с краской перекочевала в интерьеры квартир. «РБК-Недвижимость» рассказывает, как украсить дом оригинальным способом и в каких случаях лучше отказаться от этой идеи

Фото: Jon Tyson/Unsplash Фото: Jon Tyson/Unsplash

Вандализм или искусство?

Граффити может быть шедевром, когда рисунок выполнен настоящим художником. В городах много расписанных стен, и некоторые из них становятся местными достопримечательностями. Оформленные фасады дополняют и украшают пространства: одни изображения созданы с острой политической и социальной подоплекой, другие представляют собой контрастные рисунки без определенной концепции.

Фото: Paul Murphy/Unsplash Фото: Paul Murphy/Unsplash

Граффити в квартире

Сегодня внутренний интерьер перестал отличаться строго уютными вещами, которые не ассоциируются с улицей. Дизайнеры наполняют пространства натуральными материалами и нарочито грубыми вещами, состаривают стены и мебель. Еще пару десятков лет назад это было неуместно, сейчас — в тренде. У такого декора есть свои преимущества: помимо вау-эффекта, он скрывает недостатки стен и погрешности в ремонте. Граффити можно наносить на необработанную поверхность и не бояться сделать картинку неидеальной — любые размытости, лишние линии и нечеткий контур смотрятся уместно. К тому же это ощутимая экономия на ремонте: не придется выравнивать стены и продумывать дополнительный декор.

Стили и особенности

Красочный декор впишется не в каждый интерьер. Лучше всего рисунки на стенах смотрятся в стилях хай-тек и индустриальных. Классическое граффити так или иначе ассоциируется с бунтом, эксцентричной и творческой личностью, поэтому вряд ли подойдет для спокойного скандинавского интерьера в спальне пожилой пары. Но такой дизайн станет центром притяжения в комнате подростка, студии активного амбициозного человека или гостиной креативной семьи.

Отличительные черты

Стены можно разукрасить как угодно, но специфика граффити отличима среди других художественных направлений. Как правило, это обтекаемые формы, гротескные портреты, объемные буквы со светотенью. Граффити не обязательно должно быть ярким и многоцветным. Зачастую рисунок создается из двух-трех пастельных цветов. При этом важно, чтобы он сочетался с другими акцентами в квартире. Для комнаты в спокойных нейтральных тонах подойдет любое изображение, но оно станет основой цветового решения для других декоративных вещей.

Расположение в пространстве

Насыщенные контрастные рисунки должны занимать ограниченное пространство, чтобы не превратиться в какофонию цвета. Поэтому дизайнеры предпочитают делать граффити на одной стене или ее части. Это может быть поверхность у окна, на которую падает свет, или изголовье кровати. В любом случае выбранная стена — готовое произведение, так что поверх рисунка не стоит вешать полки, светильники и другие картины. Иногда граффити охватывает больше пространства. Например, часть стены над окнами, как на этом фото. Дизайнер продумал цветовые сочетания с креслами, и рисунок не выглядит инородным.

Кто нарисует граффити?

Скромный минимализм

Разнообразить дизайн можно и с помощью одной надписи или рисунка. В таком случае обязательно добавить мебель и аксессуары, которые с ним сочетаются. Они станут аналогом картины или плаката. Если сомневаетесь, что идея будет нравиться до следующего ремонта, попробуйте фальш-граффити — наклейки на стену, которые легко снять, когда надоест. Это особенно актуально для детей и подростков: предпочтения меняются, и комната должна соответствовать характеру и интересам.

Граффити на ткани

Если вам нравится такой дизайн, но вы не готовы красить стены, присмотритесь к текстильным вариантам. Производители предлагают постельное белье, покрывала, ковры и шторы для душа с рисунками, будто сошедшими с индустриальных стен. Они мгновенно разнообразят интерьер, и их можно быстро заменить.

Зонирование и визуальные эффекты

С помощью граффити можно выделить отдельные участки в квартире-студии, например для рабочего места. Яркие полосы позволяют играть со светотенью, искажая зрительное восприятие пространства. Так, расположив контрастный рисунок на одной из стен, можно сделать вытянутую комнату более узкой, «поднять» потолок или добавить света темному помещению. Дизайнер проекта на фотографии пошел дальше и совместил изображения на стенах с покрывалом, полом, шторами и оконными рамами, будто вырезав часть комнаты с кроватью.

Граффити (Graffiti от итал. graffito — надписи) — это уличная живопись. Споры относительно того, стоит ли считать граффити отдельным направлением искусства или актом вандализма не стихают до сих пор. К граффити принято относить любые изображения, размещенные на поверхности стен, зданий, и других общественных объектов. Что это, как появилось это направление, как оно развивается, что принято считать граффити в современном искусстве?

История граффити: от древнего мира к новому времени

Сейчас граффити принято называть любой вид уличного искусства и раскрашивания стен; вне зависимости от степени профессионализма нанесения изображений. В истории этот термин используется уже достаточно давно. Причём раньше происходило разделение на два понятия, такие как “дипинти” и “граффити”. Термин произошел от глагола “graffiare”, что в переводе с итальянского означает “царапать”. Глаголом “дипинти” же обозначали надписи, сделанные краской.


Классическое представление скрэтчинга в граффити — выцарапавание тегов на стеклах


Интересный факт: раньше техники царапания и нанесения краски зачастую объединялись. Примеры такой техники наблюдались у гончаров, которые выцарапывали на верхнем слое краски надписи, обнажая таким образом внутренний слой. Конечно, такую методику сейчас сложно назвать граффити в классическом понимании этого слова, но тогда это были одними из первых примеров применения техники. Особенно часто мастера таким способом подписывали свои работы.

Принято начинать отсчет истории граффити с момента, когда были обнаружены настенные надписи. Первые примеры были найдены в странах Древнего Востока, в Риме, а также в Греции. Позже, любая графика, которая была нанесена на поверхность стен, обозначалась как граффити, и во многих странах она расценивалось, как акт вандализма. Невероятно, но первые рисунки появились уже в тридцатом тысячелетии до нашей эры. Именно наскальные изображения стали прототипом этого направления в искусстве. Тогда, в качестве инструментов использовались натуральные пигменты и острые предметы: такие, как кости животных, камни и осколки затвердевших пород.


Родоначальники граффити — древние наскальные рисунки

Первый прототип граффити, такого каким мы привыкли видеть его сейчас, расположен в городе Эфес, который находится в Турции. Ранее он принадлежал Древней Греции и даже сохранил отметки этой культуры. Первым текстом послужила реклама услуг проституток. Рисунок изображал след ладони, отдаленно напоминающий сердце, цифру и отпечаток ноги. Весь этот рисунок трактуется, как сумма оплаты за определенные услуги.

Примечательно и то, что граффити практически одновременно появилось в разных частях света. Даже в Египте на территории исторического комплекса Гиза исследователи нашли множество надписей и рисунков, которые также были отнесены к этому стилю. Считается, что они были оставлены строителями и религиозными деятелями времени.

Уже в эпоху Ренессанса, такие известные художники, как Микеланджело и Рафаэль отправлялись в золотой дом Нерона где вырезали собственные имена, после чего они приступали к активной работе. Позже, французские солдаты оставляли надписи во время египетской кампании, возглавляемой Наполеоном. Лорд Байрон также оставил в греческом храме Посейдона свой след. И во время Второй Мировой Войны советские солдаты сделали огромное количество надписей на стенах Рейхстага.

Зарождение современного граффити

Примеры граффити нового времени принято считать базой, на основе которой было создано современное направление. Многие культурологи считают, что современный вид напрямую связан с хип-хопом и брейк-дансом. Однако, это заблуждение, ведь первая волна рисунков появилась 1920-х годах в метрополитене Нью-Йорка, что служит весомым опровержением этой теории. Рисунки часто можно встретить на поверхности вагонов, а также в пешеходных переходах.


Надписи на вагонах поезда в Нью-Йорке, 1920-е

Затем, во время Второй Мировой Войны стало распространяться выражение “Kilroy was here”. Эта надпись появлялась еще долго после окончания войны. Со временем, она стала дополняться и изображением. Эта фраза использовался американскими солдатами во время войны, из-за чего фраза и укрепилась в американской культуре.

Затем была волна появления надписей по всему Нью-Йорку, гласивших «Bird Lives». В Париже, при забастовках 1968 года стала популярна фраза “L’ennui est contre-révolutionnaire”, что в переводе означает “Скука контрреволюционна”. Как видно из этих примеров, граффити на протяжение всего существования человека было прочно вплетено в его культуру.

Центр распространения граффити-культуры

Формального и единого центра распространения граффити культуры, как такового, не существует. Одни считают, что центром этого направления является город Сан-Паулу, который является вдохновением для граффитистов со всего мира. Этот город часто сравнивают с Нью-Йорком 1970-х годов, здесь царит похожая атмосфера. Период с 1969 по 1974 год принято считать в истории революционным. Именно тогда зародилось огромное количество направлений, а центр развития этого вида искусства переместился из Филадельфии в Нью-Йорк. С тех пор именно Нью-Йорк принято считать центром развития граффити.








Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:

Мировой опыт противостояния граффити и государства

Во всём мире царит двоякое отношение к уличному искусству. Во многих странах граффити до сих пор принято считать вандализмом, а людей которые наносят рисунки штрафуют или же приговаривают к административному наказанию. В некоторых странах и штатах за такую деятельность даже лишают свободы.


Фото документалиста мира граффити Марты Купер для издания Subway Art

В 2006 году член городского совета по имени Питер Валлоне предложил выпустить законопроект, согласно которому всем лицам, не достигшим 21 года, запрещалось иметь при себе настенные маркеры или же аэрозольную краску. Тогда модельер Марк Эко подал в суд за нарушение прав художников и в том же году состоялось слушание. Требования Марка Эко были удовлетворены, а поправки в законодательстве удалили. Известен случай,когда в Чикаго в 1992 году к продаже были запрещены аэрозольные краски и другие средства нанесения рисунков на стены. И в том же году был издан закон, который налагал штраф, размером в 500 долларов на тех, кто наносит граффити на стену.

При этом размер штрафа превышал сумму, которая налагалась за нахождение в алкогольном опьянении в общественных местах, а также за нарушение религиозной службы. В 2005 году была создана система, позволяющая заносить рисунки в единую базу данных, что облегчало поиск художника, ведь по общему очерку было легче обнаружить их автора. Одним из первых посаженных был Джозеф Монтана, которого называли королем граффити. Он расписал более, чем 200 зданий, за что его и приговорили 2,5 годам лишения свободы.


Полицейские грузят работу Бэнкси в автомобиль. Нью-Йорк, 2014

Ожесточенная борьба с уличной живописью протекает и на Востоке. В Иране и Израиле это направление искусства преследуется законом. А в Сингапуре ученика американской школы приговорили к 4 годам лишения свободы. При этом, в Гонконге очень почитаем райтер (graffiti writer – граффити-художник) по имени Цан Цу Чой, который получил прозвище “Король Коулуна”, и часть его работ находится под официальный защитой.

Обратная сторона: становление граффити как нового направления в искусстве

Одна из уличных работ Кита Харинга Первую славу Жан-Мишель Баския обрел как граффити-художник под псевдонимом SAMO

Среди современников особую известность получил уличный райтер по прозвищу “Бэнкси”, чья личность до сих пор окутана тайной. Он поднимает актуальные вопросы и высмеивает абсурдность ситуаций в современной политике. Многие его работы были признаны мировыми шедеврами.

Материалы и техника создания

Современными райтерами используется целый ряд инструментов:

  • аэрозольная краска (и множество техник нанесения)
  • маркеры
  • валики
  • кисти
  • наклейки
  • картонные трафареты и др.

В качестве эксперимента использовались магнитные светодиоды и проекции рисунков. Художники занимаются не только реставрацией, но и трансформацией старых работ, используя новую технику нанесения. “Yarnbombing” предусматривает использование трикотажных изделий, которые крепятся к рисунку. Образуется нечто промежуточное между классическим граффити и инсталляцией.

Виды и стили классического граффити

Graffiti tag

Граффити огнетушителем


Blockbuster



Masterpiece



Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:

​«ЯСНО», проблемы с полицией и граффити за деньги: О жизни стрит-арт художников без цензуры

Имена Богдана и Кости наверняка знакомы жителям Сургута. В каждом районе города они встречаются ежедневно — на дорожных знаках, электрощитовых, стенах домов. Парни годами рисуют тег «ЯСНО» и собственные имена. В интервью СИА-ПРЕСС они рассказали (и показали), что такое граффити, какие проблемы и какую пользу приносит их хобби, а также что значит «ясно».

— Почему вы начали заниматься этим?

Бодя : Потому что ничего другого не умеем делать. Короче, сосед-наркоман написал «Толян был тут». А я взял маркер и написал «Бодя». Мы с друзьями испортили подъезд, а потом соседка маме нажаловалась, и мы все оттирали. Так я в первый раз оказался в ГОМе.

Костя (перебивает) : Это классика.

А у меня «супер» детство было. Всегда эта движуха влекла. Тем более я жил в трехе (доме-трилистнике — прим. авт.), а там всегда бомонд местный собирался.

Я в третьем классе увидел типа, который писал «Кос», а я ж тоже Костя. Ну я всем начал говорить, что это я. Потом я стал обращать внимание на стены в городе, замечать, где и что написано. Когда появился интернет, начал искать ребят, которые тоже рисуют, связываться с ними.

Бодя: В юношестве просто портишь стены и не можешь объяснить, зачем. Потом ты оставляешь граффити на постоянной основе. А после это превращается в хобби, и ты кроме как рисовать ничего не хочешь делать.

Вот как сейчас — чем нам летом заниматься? Мы ничего кроме рисования не умеем — так мы время проводим.

Мы с Костей познакомились, когда он перешел в мою школу. Я увидел, что он рисовал что-то в тетрадке, и позвал его гулять. Нам было по 15 лет.

Кто и как рисует огромные граффити на домах?

Такие большие рисунки называются марал-арт,и это не всегда граффити - чаще всего стрит-арт. Но это лирика.

Чтобы нарисовать такой рисунок,естественно,нужен эскиз. Эскиз переносится на компьютер.

Дальше ночью с помощью проектора эскиз проецируется на здание. Исполнитель обводит контур по проектору,отмечая какой цвет в каком месте будет.

Потом "исполнителю" дают в пользование манмпулятор, с помощью которого осуществляется перемещение его.

Читайте также: