Глиняная плитка специальной коробчатой формы используемая на руси для облицовки стен церквей печей

Обновлено: 29.04.2024

Изразцовая печь: основы монтажа изразцовой плитки

Традиционной формой отделки печи в настоящее время является кирпич. Однако, у кирпича имеется один недостаток: кирпич подойдет не под каждый интерьер. Существует еще один способ украсить печь, добавив ей не только декоративных качеств, но и практичности и функциональности: отделка печи изразцовой плиткой. Если вы – творческая личность, вам не составит труда сделать изразцовую плитку своими руками. В остальных случаях у хозяина дома всегда есть возможность приобрести готовые изразцы, останется только выполнить монтаж изразцовой плитки.

Что такое изразцы

Изразцовая печь – это старинный способ отделки печи, не теряющий своей актуальности в наше время. Изразцы – это глиняная плитка, которая используется для отделки отопительного прибора. Разница между изразцами и традиционной керамической плиткой в толщине и конструкции. Задняя сторона изразцов напоминает короб, монтаж изразцовой плитки производят на специальные вмонтированные штыри. Благодаря своей форме, изразцовая плитка качественнее сохраняет тепло отопительного прибора: даже не следующие сутки полностью прогретая печь без дополнительного подогрева остается теплой. Существует несколько видов изразцовой плитки:

  1. плоские изразцы, монтируются на ровную поверхность;
  2. карнизные изразцы, занимают место перед карнизом или выступом;
  3. цокольные изразцы, устанавливаются первым рядом между полом и плоскими изразцами;
  4. угловые изразцы, монтируются на углы;
  5. фасонные изразцы, декорируют выпуклые части печи или отопительного прибора.

Преимущества изразцовой печи

Несмотря на не самую демократичную цену, изразцовые печи пользуются популярностью даже в наше время. Чтобы понять причины, необходимо ознакомиться с преимуществами изразцовой плитки.

  • Внешний вид печи. Преимущество изразцовой печи в ее высоких декоративных свойствах. Такая печь, благодаря дороговизне убранства, и широкому выбору дизайна плитки, впишется в любой интерьер, начиная от классической стилистики и до современной.
  • Теплоемкость и теплоотдача изразцовой плитки. Изразцовая печь быстро прогревается и длительное время остается нагретой. Достигается это благодаря прослойке воздуха меду изразцами и стенкой печи, он нагревается и сохраняет тепло. Таким образом, уровень КПД изразцовой печи возрастает, поскольку усилий потрачено столько же, а результат дольше и эффективнее.
  • Гигиеничность изразцовой плитки. В отличие от кирпича, внешняя поверхность изразцов не пористая и матовая, а глянцевая, напоминающая керамическую плитку. Благодаря этому, уход за изразцовой плиткой простой и быстрый, достаточно протереть печь тряпкой. Плитка не накапливает гарь, запахи и копоть.

Монтаж изразцовой плитки

Отделка печи изразцами – работа непростая, я бы даже сказала – весьма трудоемкая и нетрадиционная. К процессу укладки изразцовой плитки необходимо привыкнуть, понять суть процесса. Если знаний или уверенности в себе не хватает, обратитесь к бригаде специалистов. Они выполнят работу четко и правильно, материал будет использован целиком и риск поломки в процессе работы сведется к минимуму. Если же вы решили провести монтаж изразцовой плитки своими руками, перед началом работы обратите внимание на следующие моменты:

  • Перед началом работы тщательно подготовьте поверхность печи. Удалите остатки раствора, швы заглубите на 1 см для улучшения адгезии, покройте печь металлической сеткой, она выполнит роль армирования.
  • Специалисты рекомендуют изразцовую плитку замачивать перед использованием на одни сутки. Такой секрет помогает увеличить огнеупорные качества материала.
  • Помните, что при использовании клеевого состава на основании цемента, изразцовую печь разрешено топить только дровами. Уголь и другие виды топлива могут привести к разрушению клеевого состава.
  • Укладку изразцовой плитки начинайте от угла. Следите за ровностью ряда при помощи правила или строительного уровня. Воспользуйтесь установленными натянутыми маячками, чтобы ускорить работу.
  • Внимательно осматривайте изразцы перед монтажом, исключайте изразцы с дефектами из лицевой кладки. Но не выкидывайте их, они пригодятся для отделки дальних углов, возле стены, не в поле зрения людей.
  • При необходимости поделить изразец на несколько частей, перед распилом делайте насечку на лицевой стороне. Если этого не сделать, гладкий лицевой слой может лопнуть и срез получится незапланированным и неровным.

Отделка печи изразцами – недешевое удовольствие. Но не стоит забывать о длительном сроке службы материала, а также о сохранении тепла продолжительное время после тушения огня. Изразцовая печь – это не только красиво, но еще и практично и экономично.

Изразцовый промысел

Изразцы Покровского собора в Измайлово

Производство изразцов началось примерно в X-XI вв, на территории Древнего Киева, а к XII в во Владимире, Старой Рязани, Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде. Но учёные и сейчас продолжают спорить по поводу даты возникновения изразцового искусства, всё же связывая его с приходом христианства и строительством первого русского каменного храма в Киеве в X веке.

В мире это искусство было известно во II тысячелетии до н.э., делали изразцы в Древнем Египте и Ассиро-Вавилонии.

Поначалу изразцы делались из красной глины, они были рельефны и ничем не покрывались, никакой глазурью. Вскоре такие изразцы стали вытесняться более яркими и привлекательными, политыми глазурью.

Эта глазурь была зелёного цвета и изразцы получили название «муравленые». Особенного развития и популярности зелёные изразцы достигли к XVII столетию.

Чуть позднее, но наряду с муравлеными, появились ценинные. Это техника покрытия цветной глазурью, полихромная. Она развивалась в основном вокруг Москвы, многоцветные изразцы с рельефной поверхностью впервые использовались в декоре церкви Троицы в Никитниках (1635-1653 года).

Взаимосвязь ремёсел

Очень долгое время, изготовление изразцов имело много общего с гончарами и резчиками по дереву. Гончары не могли самостоятельно изготовить форму и обращались к резчикам. Так же, нужны были и мастера по росписи, художники.

Ведущее начало в изготовлении изразца принадлежало резчику, от него зависело то, как будет выглядеть керамическая плитка.

С началом массового производства это изменилось и за работу взялись специально обученные художники.

Для того, чтобы изготавливать гладкие печные изразцы, или, как их стали называть, кафели, уже не нужна была резная форма из дерева. Ровную поверхность изразца покрывали белой эмалью, потом наносили на неё роспись и обжигали без нанесения красок.

Особенности изразцового искусства

Изразец — это керамическая глиняная плитка специальной формы. Эта форма напоминает, с обратной стороны, коробку, что связано с особенностями крепления.

Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь покрытие прозрачной цинковой глазурью или непрозрачными оловянными эмалями (ценинный изразец), не иметь покрытия (терракотовый изразец).

Плитка изразца оттискивалась в деревянной форме, румпа формировалась на гончарном круге, изразец обжигался в горне.

В наше время деревянные формы заменили на гипсовые. Это дешевле и удобнее, к тому же гипс прекрасно вбирает влагу, что ускоряет процесс подсыхания.

Примерно со времени правления ПетраI, в России начинают производство плоских, не рельефных изразцов. Эти веяния пришли из Голландии и рисунок наносился синей краской на белом фоне. Русские мастера, переняв такую технику, всё же не отказались и от разноцветных изображений.

Для печей XVIII века характерно то, что сюжеты настенных изразцов в их облицовке не повторялись. Одинаковыми были только изразцы, на которых изображались отдельные предметы – вазы, плоды или букеты.

Процесс изготовления изразца

В заготовленную форму, где уже есть вырезанный рисунок, закладывают глину. Важно следить, чтобы не было пузырьков воздуха между формой и изразцом. Поверхность обратной стороны выравнивают и изготавливают румпель. Это рамка, которая так же делается из глины.

Румпель довольно проходит довольно толстой полосой и выступает примерно на 10 см. Когда он сформирован, его выравнивают, положив доску и немного постучав.

В румпеле проделывают четыре дырки так, чтобы можно было вставить две палочки. Под палочки подкладывают небольшие комочки глины, связывающие поверхность и палочку. Всё это нужно, чтобы изразец при высыхании не прогнулся, палочки препятствуют этому, а затем легко вынимаются.

Изразец сохнет не в форме, а вынимается. Когда он готов, его помещают в печь. Технология покрытия глазурью может различаться. При полихромном покрытии глазурь варится отдельно, пока сохнет изразец, а затем наносится с помощью кисти.

Муравленые изразцы покрывают глазурью-муравой на основе свинца и она приобретает зелёный цвет в результате обжига.

Готовые изразцы долговечны, до нас дошли образцы XVI, XVII веков и даже более ранние, практически в неизменном виде. Опасность представляет только возможность расколоть.

Применение изразцов

В основном, изразцами облицовывали печи. Помимо декоративности, у этих керамических плиток было важное преимущество: они сохраняли тепло дольше, ведь между печью и лицевой пластиной получалась воздушная прослойка.

Очень широко применяли изразцы при облицовке зданий, храмовых построек, интерьеров. Они всегда были очень дороги, тем не менее рассказывают, что князь Меньшиков облицевал свой дворец изнутри и снаружи полностью изразцами, в то время как один изразец стоил двух коров.

Тематика изображений

В росписи изразцов некоторым образом присутствует веяние моды и времени. Поначалу изображали растительные и анималистические композиции. Затем появились мифические и сказочные герои, типа птицы Сирин и русалок.

Среди музейных коллекций встречаются изображения Александра Македонского, сюжетов религиозной тематики и так далее.

Распространение производства

Самое широкое распространение производства изразцов произошло в XIX веке и связано с именем князя Меньшикова. В Стрельне он открыл первый завод, где было налажено массовое производство и постепенно, по всей России распространились изразцы и мода на облицовку.

До наших дней сохранились первые печи, отделанные расписными изразцовыми плитками нового типа, во дворце-музее ПетраI и дворце Меньшикова на Васильевском острове. Их изготавливали на кирпичных заводах в Петербурге обученные в Голландии мастера.

Авторские права

Связанные статьи

Изразцы в магазине «Русские ремёсла»

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Статьи

Изразец от А до Я: путеводитель по изразцовой отделке печей и фасадов

отделка изразцами

Содержание


Действительно, скорее всего, это оно и есть, хотя люди бывает путают изразцовую майолику с лепниной или декоративной плиткой. Ведь современная отрасль отделочных материалов предлагает даже гипс и пенопласт для отделки фасадов и фальш-каминов. Нетрудно обмануться!

Так что же такое изразец?

Изразец — это керамический элемент из обожженой глины для украшения печей и каминов, внутренних и внешних стен зданий, покрытый глазурью и часто украшенный росписью. Как правило, такой декор весьма ярок, и частенько используется в местах, где фантазия архитектора или дизайнера по интерьеру не ограничивается типовым решением.

изразец рыцарь

Изразцы в повседневной жизни можно наблюдать на сооружениях, связанных со сферой культуры, искусства и религии. Однако, всё большую популярность он набирает в сфере проведения дорогих эксклюзивных ремонтов, где дизайн может быть выполнен в средневековом, восточном или русском стиле, где современные элементы декора будут выглядеть просто несуразно.

Обычно, при таком подходе заказчик хочет видеть не только голый сруб и побеленную русскую печь, но и какую-то впечатляющую отделку, подобную той, что была у помещиков и купцов в доме. В общем, если вам интересны необычные интерьерные решения, тогда вам с изразцами по пути.

Факты об истории распространения изразцов в нашей стране

Изразцы как глазурованные глиняные элементы зданий и сооружений появились довольно давно. Похожая майолика встречается даже в древностях Востока. Благодаря своей красоте и долговечности она быстро оказалась в домах богатых мира сего.

Также, глазурованная керамика нашла своих ценителей и в странах Западной Европы на территории таких стран, как Германия и Голландия. Бело-голубая отделка каминов и стен знакома многим туристам и знатокам.

Придя на земли Руси из Византии, керамика быстро завоевала, начиная с 10 века просторы храмов, княжеских палат, а к 14 веку была довольно таки широко распространена. В 17 веке это ремесло обрело второе дыхание от западных стран. В то время изразцы изготавливались преимущественно из красной глины. Кроме того, использовалась и светлая гжельская с покрытием на основе свинцовой глазури. Такие изразцы имели зеленый цвет и назывались муравлеными.

Многоцветная майолика уходит корнями в далекое прошлое Новгородской земли. Если быть точными, речь идет о селе Богородицкое, располагавшегося вблизи Валдайского Иверского монастыря. Патриарх Никон в свое время большое внимание уделял строительству данного здания, поэтому к работам были привлечены лучшие ремесленники, в том числе и иностранные. Благодаря привлечению таких специалистов и было заложено основание для распространения многоцветной поливной керамики. Такие изразцы в народе назывались ценинными (хотя справедливости ради, следует отметить, что муравленые изразцы изначально не именовались таковыми).

четырехцветный изразец

Большое распространение получила в то время четырехцветная керамика на основе оловянных глазурей синего, бирюзового, желтого и белого цветов. В короткие сроки она перекочевала в ремесленные цеха Московской гончарной слободы, где и закрепилась, а затем стала распространяться по остальным регионам России. Традиции, заложенные в древние времена отечественными мастерами были столь сильны, что их не удалось разрушить даже Петру I, желавшему внедрить привычный для тогдашней Европы бело-голубой стиль голландских изразцов.

Отличие изразца от плитки

Чем же отличается изразец от обычно декоративной плитки? Изразцы имеют специальное крепление для размещения их на печах и каминах. Оно имеет к тому же функции защитные и теплосберегающие и называется румпой.

румпа

Румпа — это выступ на тыльной стороне, располагающийся по контуру изразца и с пересечением в центре, высотой, как правило, не более девяти сантиметров. Иногда бывает круглой формы. Современные изразцовые крепления это по сути мини-румпы, поскольку усовершенствовались технологии, и обычно большие выступы просто не требуются. Такая майоликовая керамика выступает за счет крепления не более, чем на 2 сантиметра, и уже меньше увеличивает площадь поверхности, а значит для дизайнеров интерьера более предсказуема. Особенно, если это касается реставрации печной конструкции.

Виды изразцовой росписи, определения и специфика городов

  • Муравленые изразцы. Они, как уже говорилось ранее, покрывались зеленой свинцовой глазурью. В некоторых случаях такая поливная керамика была другого цвета, но тем не менее называлась муравленой. Большое распространение такие изразцы получили во времена, когда еще была плохо развита полихромная роспись. Однако, и по сей день она применяется на фасадах зданий и печных конструкциях, поскольку далеко не всегда стилистика подразумевает наличие на элементах декора цветастых элементов. Например, если мы имеем дело с комнатами, выдержанными в строгих тонах, где больше 2-3 цветов просто не предусмотрено дизайнерской концепцией. Как правило, упор здесь делается в большей степени на красоте рельефа керамики.
  • Воронежские изразцы. Производство братьев Поповых, экспортировавшее свой товар даже зарубеж, заслуживает того, чтобы рассказать об этой школе мастеров города Воронежа. Местные изразцы в основе своей цветовой гаммы имели зеленые, желтые и бордово-коричневые цвета. Этому способствовали естественность и доступность данных красок в отсутствие современного химпрома.
  • Ярославские изразцы.

Эти изразцы отличаются особым рельефным изображением и самобытной цветовой композицией. На зданиях Ярославля до сих пор можно встретить характерную цветочную розетку. Всего таких розеток насчитывается шесть видов, отличающихся в основном количеством лепестков.

Ярославский изразец пример

Ярославский изразец на фасаде древнего храма

  • итальянская майолика
  • итальянская майолика цветок

Они по цветовой гамме очень сильно напоминают голландские, однако к белому цвету идет насыщенный синий вместо голубого. Кроме того, в отличие от европейских собратьев гжельский декор более минималистичен. Типичные элементы, изображенные на нем — цветы и листочки. Бонусом является огромное изобилие доступной керамической посуды, что для дизайнера интерьера является простым и изящным решением. Не надо ломать голову надо составлением композиции — все элементы согласуются друг с другом и уже в продаже, на заказ разве что изразцы и некоторые вазы.

изразец в восточном стиле

Изразец в восточном стиле

Технология изготовления изразцов

Стоит отметить, что современные производства изразцов всё же несколько отличаются от древних. Технологии позволяют сделать всё быстрее и качественнее, с соблюдением норм и стандартов, что сложно реализовать при их отсутствии. А это означает повышение производительности, разумные сроки и рост показателей качества продукции. Так что ручной, творческий труд вполне может уживаться с нашим высокотехнологичным настоящим без ущерба для дела.

Итак, какие же этапы производства изразцов можно выделить?

    Подготовка глиняной массы. Основной материал для создания изразцовой керамики — красная глина. На этом этапе ее увлажняют. Далее, её нужно хорошенько размять, чтобы не образовалось воздушных пространств, приводящих к трещинам и даже полному раскалыванию изразца.

  • формы для изразцов
  • формы на полках с глиной
  • сушка черепков

После финального обжига изразцы аккуратно укладывают, еще раз внимательно осматривают на предмет недоработок. И если всё устраивает, можно отправлять к на объект с печником.

А как же секреты? Давайте поговорим и о них.

Секреты производства изразцов — типичные ошибки

Применение изразцов в печном деле и на фасадах зданий

Современное дизайнерское искусство отличается от традиционного большим полетом фантазии и свободой решений. Поэтому совершенно нормально отказаться от некоторых привычных отделочных материалов и спокойно применять изразцы для достижения своих целей. Где вы можете порадовать заказчика майоликой?

Прежде всего, владельцев частного дома можно удивить предложением украсить фасад загородного дома изразцами в строгом или ярком, жизнерадостном стиле, в зависимости от поставленной задачи. Неслучайно же они применялись в древности! Декоративная поливная керамическая плитка заменяла в те времена красоту драгоценных камней. И способна составить конкуренцию и современным материалам.

Какой же уют без камина, у которого можно удобно присесть с кружкой кофея? Какая хозяйка, любящая готовить выпечку, откажется от печи? Какой гостеприимный хозяин скажет твердое «нет!» мангальному комплексу?

Печные конструкции создают неповторимую атмосферу в доме. Но только, если они действительно красивы. Наши мастера полагают, что только изразцы способны дополнить великолепием такие печные сооружения. Посмотрите, ведь это настоящие произведения искусства.

to_priz

Изразцы — керамические (глиняные) плитки, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др.

Значение слова Плитка по Ефремовой:

Плитка -
1. Небольшие плиты, обычно используемые для мощения тротуара, настила полов, облицовки стен.
2. Кусок какого-л. вещества, спрессованного в форме четырехугольной пластинки.
3. Нагревательный - обычно электрический - прибор для приготовления пищи.


1. Плита — «большой плоский с ровной поверхностью кусок твёрдого материала»
2. Плита - (в геологии) - см. в ст. Платформа.
>>3. Плита - кухонная печь с конфорками в верхней металлической доске


Слово происходит от др.-русск. плита «камень, кирпич»; ср.: укр. пли́та «плита», болг. пли́та, возм., сербохорв. пли̏тица «мелкая миска». Скорее всего, родственно греч. πλίνθος «кирпич»


ИЗРАЗЦЫ́ (ст.-слав. израз, от из- и праслав. razъ, rezъ — "резать, проводить, делать черту"; отсюда образ, образец, обра́зить — украсить; сравн. изображение) — керамические облицовочные плитки. В отличие от плоского кафеля изразцами правильно называть рельефные плитки, которые в старину делали, отминая глину в деревянном коробе, имеющем в днище резной углубленный рисунок наподобие пряничной доски. На глине получался отпечаток в виде выпуклого рельефа. Отсюда и происходит название "изразец" (изрезанный). В дальнейшем это слово распространилось и на древнерусские расписные изразцы, имеющие на обратной стороне коробчатый выступ — румпу — для лучшего крепления к стене или печи.

Печные изразцы

Изразцовые печи играли большую роль в украшениях интерьеров храмов, трапезных палат, парадных царских, княжеских и боярских теремов, а позднее, в XVIII-XIX веках, и в жилых помещениях горожан и зажиточных сельских жителей. Истоки русского изразцового искусства следует искать в Древнем Киеве X-XI веков, Старой Рязани и Владимире XII века. При археологических раскопках в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями.
Прерванное монголо-татарским нашествием, это производство возродилось через два с половиной столетия в Пскове и в Москве.

Глиняные печные изразцы XVI век. Русская печь в Казенной палате.


Основное назначение изразцов – повысить уровень теплоотдачи печей и каминов. Как и сами печи, изразцы изготавливались из глины, и первыми образцами подобных изделий были на Руси так называемые горшковые изразцы, имевшие вид простейших сосудов. Однако постепенно технология изготовления изразцов усложняется, и к 15 столетию в обиход входят коробчатые изразцы, которые и начали с этого времени использоваться практически повсеместно. А уже к середине 16-го века печи, украшенные изразцами, становятся важным элементом русского интерьера.

Московское каменное зодчество XV века следовало традициям Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода. В конце XV – первые годы XVI века в производстве московской терракоты появляются иноземные влияния. Это было время, когда в столице работали итальянские зодчие, и неудивительно, что декоративные мотивы итальянского Возрождения были применены в декоре собора Чудова монастыря в Московском Кремле.


Дошедшие до нас изразцовые украшения древнерусских зданий, поражающие великолепием орнамента и красок, берут начало в глубине доисторического времени, когда человек случайно научился лепить посуды из мокрой глины и убедился, что обожженная она становится прочней.


Начало гончарного мастерства у славянских народов также относится к доисторическому времени. В курганах и погребениях их найдены глиняные урны, пеплохранилища и всевозможные горшки. Оно было знакомо киевской Руси X и XI веков.


Высшего же расцвета оно достигает у нас в XVII столетии, оставившем многочисленные памятники украшений из изразцов.


Изразцы употреблялись также для настилки полов, для украшения стен в виде поясов и отдельных вставок среди кирпича и для облицовки печей.


В русском церковном зодчестве издавна употреблялись изразцы. Древнейшие найдены в развалинах Десятинной церкви в Киеве, в развалинах монастыря св. Феодора и на всем протяжении киевского кремля. В Киевском Софийском соборе все стены алтаря ниже мозаик покрыты разноцветными изразцами.


Находки древнейших изразцов в Москве сделаны в Кремле, на месте постройки памятника Императору Александру II, на Воскресенской площади и на Немецкой улице.


Изразцы на дворце Дмитрия царевича в Угличе относятся ко времени постройки его князем Андреем Васильевичем Большим; следовательно, во второй половине XV века изразцы уже были известны на московской Руси. Размещены они в Угличе горизонтальными рядами на фронтоне дворца, причем ряд балясинок чередуется с полосой орнамента.


В XV и XVI веках изразцы еще не покрывались поливой и были цвета обожженной глины. Большею частью эти красные изразцы носят следы деревянной техники. В музее Щукина имеются и деревянные формы для изразцов, вырезанные углублениями в доске.


В музеях Ростова и Ярославля имеются красные изразцы, орнамент которых создан, очевидно, под влиянием пряничных досок, а, может быть, и послужил образцом для них.
Московские красные рамочные изразцы
1.

5.


Красные рамочные изразцы являются самыми ранними из московских изразцов и представляют собой яркий самобытный материал, вызывающий много интереса. изразцы разного времени.

Изразцы


Содержание

Описание

Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь покрытие глазурью (ценинный изразец), не иметь покрытия (терракотовый изразец). Обратная сторона изразца имеет вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке. [2]

Во второй половине XVII века изразцы активно применяются в России для отделки фасадов зданий. Во многом расцвет ценинного дела в Москве в 1670—1690-х годах связан с именем Степана Полубеса. Он известен по работам в Иосифо-Волоколамском, Новоиерусалимском, Солотчинском монастырях. [3]

Часто изразцами ошибочно называют облицовочные плитки без румпы на тыльной стороне.

Фотографии


Изразцы для облицовки камина

Копия расписного изразца 19в.jpg

Копия расписного изразца XIX века


Старинный изразец из Кирилло-Белозерского монастыря



Камин, покрытый изразцами


Русская изразцовая печь.jpg

Примечания

Литература

  • Филиппов А. В. Древнерусские изразцы. Вып.1. — М., 1938.

Ссылки

  • Виды керамики

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Изразцы" в других словарях:

Изразцы — кафли (от нем. Kachel), керамические плитки для облицовки каминов, печей, стен. Изразцы с тыльной стороны имеют открытую коробку (румпу) для крепления в кладке. С лицевой стороны Изразцы могут быть гладкими или рельефными, покрытыми белой … Художественная энциклопедия

ИЗРАЗЦЫ — (кафель) керамические плитки для облицовки стен, печей и т. д. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованными (терракотовые). С обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке … Большой Энциклопедический словарь

Изразцы — мн. Керамическая плитка для облицовки стен, печей и т.п., с наружной стороны покрытая глазурью; кафель. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Изразцы — (кафель) керамические плитки для облицовки стен, печей и т.д. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованные (терракотовые). С обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке. Большой … Энциклопедия культурологии

Изразцовые отопительные печи – многовековые традиции в современном формате

Испокон веков людей привлекает красота. Для того, чтобы созерцать ее, люди всегда стремились окружать себя красивыми вещами. В мировой отопительной индустрии одним из наиболее красивых решений для интерьера и создания тепла уже несколько веков считаются изразцовые, или, как их еще называют – «дворцовые» печи.

Украшение интерьера изразцами практикуется человечеством с давних времен. Глиняные расписные плитки с рельефными изображениями были важной частью декоративно-прикладного искусства во многих странах Европы и Ближнего Востока. Сейчас украшать жилище подобным образом снова стало модным.

Изразцы – теплоемкость, качество, долговечность

Слово «изразцы» берет свое начало от немецкого слова Kachel, что на русский манер можно перевести как «кафель». Изразец представляет собой керамическую, а значит – глиняную плитку, основание которой выполнено в особой коробчатой форме. Изразцы – это и правда разновидность кафеля, можно сказать – самая престижная. Так как они изготавливаются из глины, которую подвергают многократной обработке - обжигу при высочайших температурах, то их уровень качества считается одним из наиболее высоких. Именно поэтому применение изразцов практикуется не только для облицовки отопительных приборов – каминов и печей, но также фасадов и стен.

Особенности конструкции изразцов и их влияние на отопительные возможности печей

В печной индустрии все традиционные изразцы имеют румпу – специальное углубление с обратной стороны, напоминающее прямоугольную чашу, сделанную из той же самой керамики. Подобные углубления в каждой плитке позволяют создать воздушную прослойку между непосредственно самой печью и внешней поверхностью изразца. Благодаря скоплению воздуха, а также тепло накопительным свойствами керамики, такая печь дольше остается горячей и отдает тепло еще несколько часов после того, как дрова в топке потухли. Кроме того, воздух позволяет обеспечивать максимально равномерный нагрев помещения. Преимущественно наличие румпы было характерно для традиционных изразцов, однако ее имеют и некоторые современные модели. Румпа может иметь любую форму - иногда это круглая рамка, а иногда делается своеобразная сетка с выемками.

Изразцами можно облицовывать печь целиком или же сочетать их с обыкновенной керамической плиткой и кирпичом.

Преимущества использования изразцов в декоре помещений и их интерьерном дизайне

Изразцовая печь – это всегда очень выгодный элемент интерьерного дизайна любого пространства. Она может выступать как в качестве главного акцента в интерьере, так и в виде дополнительного декоративного решения. Применение изразцов в дизайне пространств имеет массу преимуществ:

  • Подобное украшение придаст вашей печи или камину красивый самобытный вид, позволит разнообразить интерьер. Если вам кажется, что обстановка в доме слишком простая и скучная, декоративные плитки помогут ее разнообразить.
  • Обычно именно печь является смысловым центром комнаты. В дизайнерском проекте интерьера смысловой центр должен сразу выделяться и привлекать к себе внимание. Именно этого эффекта позволяют достигать яркие изразцы.
  • Большинство таких плиток покрывают глянцевыми эмалями или лаком. Это очень прочное, термостойкое покрытие, которое прослужит действительно долго.
  • Многие изразцовые плитки имеют высокохудожественную ручную роспись, орнаменты и узоры, рисунки. Некоторые производители делают декор внешней поверхности плитки по индивидуальному дизайну заказчиков, что открывает уникальные интерьерные возможности.
  • Глянцевая поверхность изразцов облегчит уборку помещения: на такой плитке практически не скапливается пыль, в отличие от кирпича, искусственного камня или матового керамического кафеля.
  • Изразцы изготавливают по особой технологии, благодаря которой они дольше сохраняют тепло печи.

Технология производства изразцов

Изготовление изразцов, которые вы видите в магазинах, хорошо организовано на фабриках и происходит по определенной технологии – на типовые формы машинным способом наносится глазурь в виде принта. Такие современные изделия можно назвать имитацией изразцов, поскольку изначально плитки делались вручную. Сейчас также можно приобрести модели ручной работы, но стоить они будут дороже.

Технология производства изразцов в домашних условиях сравнительно несложная, хотя это и трудоемкий процесс:

  • Сначала нужно вылепить изделие с желаемым рельефом. Для этого может подойти обычный скульптурный пластилин – если вы захотели сделать изразцы сами, данный материал наиболее доступен.
  • Форму из пластилина нужно положить в более крупный контейнер или коробку. Лицевая сторона изразца должна быть направлена наружу.
  • В контейнер нужно аккуратно залить гипс и позволить ему застыть.
  • После этого гипсовую заготовку переворачивают, а пластилин извлекают – он больше не потребуется.
  • В заготовку выкладывают глину и обжигают. В домашних условиях нужной температуры для обжига не добиться, однако некоторые мастерские предлагают услугу использования своих печей.
  • После обжига изразец покрывают глазурью, затем на нем можно нарисовать любые узоры.
  • В заключение плитку вместе с глазурью снова обжигают, и изделие готово. С помощью одной гипсовой формы можно сделать много типовых изразцов.

Широкий ассортимент изразцовых, дворцовых и керамических печей

Если вы задумались о декоре печи с помощью изразцов, важно подобрать наиболее удачное решение для вашего интерьера. Современные производители предлагают широкий ассортимент моделей изразцовых печей, каминов и отдельных облицовок самых различных характеристики и дизайна.

Компания «Домотехника», в частности, салон на Пречистенской набережной, дом 17, представляет коллекции керамических каминофенов и дворцовых печей различных мировых производителей, которые включают в себя как угловые изразцовые камины, так и пристенные. В зависимости от эргономики и метража каминной залы, можно выбрать тот принцип расположения, который наиболее хорошо подходит под конкретные интерьерные задачи. Большим преимуществом применения таких очагов в интерьерном дизайне также является потрясающе большая палитра цветов и оттенков керамики, красивых орнаментов, рисунков на изразцах, оформление облицовок малыми архитектурными формами и стильными вставками, например, из латуни, меди и других ценных материалов.

"Изразцы для печи и камина": технология производства, которой более 4000 лет снова набирает спрос

Первые облицовочные керамические плитки появились в Ассиро-Вавилонских царствах и Древнем Египте примерно за 2000 лет до н.э. Именно тогда были заложены основы изготовления изразцов, которые с той поры не менялись:

  • Румпа вытачивается мастером на гончарном круге; для придания изразцу формы короба производился оттиск в особой опалубке из дерева;
  • кафель обжигали на костре или в печи.
Удивительно красиво )! Удивительно красиво )!
  • К 8 веку н.э. мода на изразцы достигла Западной Европы. В эпоху Ренессанса архитектурный стиль готики ушёл в историю, и на смену ему пришло барокко, и здесь керамические плитки пришлись как нельзя кстати.
  • Именно на севере и центре Европы (германские княжества, Швейцарская конфедерация, Нидерланды, Речь Посполитая) изразцы получили наибольшее распространение. В южных странах они тоже встречались, но не так часто и имели преимущественно декоративную функцию.
Украшали здания Украшали здания
  • Только в 15-16 веках изразцы пришли и на Русь. Скорее всего, сделано это было во время царствования Василия Третьего. Историки склоняются к тому, что наши предки позаимствовали эти украшения у поляков. Речь Посполитая хоть и была недружественным к Руси государством, но при этом тогда она была едва ли не ведущей европейской страной, у которой многое позаимствовали близлежащие страны.
Сначала изразцы применялись при строительстве монастырей и церквушек. Постепенно, ко второй половине 16 века, эти керамические плитки стали применять и для украшения внутри зданий и домов.
  • На печку изразцы стали ставить в эпоху Петра Первого. Он принуждал домовладельцев возводить безопасные печи из огнестойкого кирпича и изразцового кафеля в голландском духе. Правда, при своей жизни он сумел внедрить изразцы лишь в Санкт-Петербурге и в Москве. Лишь к началу 19 века такие печные украшения распространились по всей России.
Удивительная верхняя распушка ! Удивительная верхняя распушка !

Сейчас технология производства печных изразцов не утрачена. Конечно, производителей подобных украшений сейчас на рынке не так много. Но спрос на изразцы растёт с каждым годом, а вместе с ним закономерно будет увеличиваться и предложение. С нынешними технологиями можно получать изразцы любой сложности и красоты.

Читайте также: