Элементы крепостной стены аналогичного оформления

Обновлено: 27.04.2024

Русское оборонное зодчество

В наши дни сохранившиеся крепости, кремли, остроги, укрепленные монастыри привлекают к себе внимание не только историков и археологов. Ныне эти твердыни оценены заново и стали объектами изучения, туризма, национальной гордости. Являясь примерами русского оборонного зодчества, они олицетворяют собой и героические страницы истории государства, и мастерство военных зодчих, и великий труд народа, и его эстетические представления. Ведь не случайно возведение, совершенствование и дальнейшее усиление той или иной русской твердыни всегда было связано с какими-нибудь ключевыми событиями в истории страны, в защите ее рубежей и в укреплении государственности.

С древних времен формирование единого Русского государства происходило в условиях непрерывной борьбы как в междоусобных войнах, так и с внешними врагами: с татарскими ханствами, откуда велись опустошительные набеги на восточные и южные окраины страны, и с западными державами, стремившимися захватить пограничные русские земли и закрыть доступ к Балтийскому морю.

Деревянная глухая башня древнерусской крепости

Деревянная глухая башня древнерусской крепости

Оборонное зодчество начиналось с примитивных укрытий и, усложняясь по мере развития общества, дало огромное разнообразие форм, соответствующих требованиям времени. Способы строительства и типы укреплений развивались в тесной связи с экономикой Русского государства, знаниями и техникой строительства. В результате возведенные твердыни всегда являлись показателем политического, экономического и военного состояния Русского государства определенного периода.

В древности люди использовали для жилья труднодоступные, как правило, скрытые и удобные для обороны места — островки, овраги, крутые склоны и т. д. В дальнейшем поселения начали обносить замкнутым препятствием. Часто для этого стремились использовать природные образования — воду, болота, скалистые утесы. Вместе с тем развивался опыт создания искусственных препятствий. Такие примитивные оборонительные сооружения были единственным средством защиты у славян до половины IX в. В летописях они чаще всего называются спом, приспом, переспом, т. е. всевозможными производными от слова «сыпать».

Первые русские земляные ограды состояли из вала со рвом впереди его. Их обороноспособность заключалась в значительной высоте вала, такой же глубине рва и труднодоступной крутизне отлогостей. До нашего времени сохранились валы, высота которых достигает 20 м, и рвы глубиной до 10 м. При возможности рвы заполняли водой, в их дно забивали заостренные колья. Вот как описывал процесс возведения укреплений арабский географ Аль-Бакри: «И таким образом строят славяне большую часть своих крепостей: они направляются к лугам, обильным водами и камышом, и обозначают там место круглое или четырехугольное, смотря по форме, которую желают придать крепости, и по величине ее выкапывают вокруг ров, и выкопанную землю сваливают в вал, укрепивши ее досками и сваями наподобие битой земли, покуда стена не дойдет до желанной высоты. И отмеряется тогда дверь, с какой стороны им угодно, и к ней подходят по деревянному мосту».

Крепостная стена древнерусского города, совмещенная с жилыми и хозяйственными постройками. По П.А. Раппопорту

Крепостная стена древнерусского города, совмещенная с жилыми и хозяйственными постройками. По П.А. Раппопорту

Примерно в X в. на гребне земляного вала начали устанавливать деревянные стены из плотно подогнанных друг к другу бревен, получившие название тына или заборола. Обильный материал для их устройства давали обширные леса древней Руси. Со временем начали возводить деревянные ограды венчатого типа. Последние состояли из срубов (городней) — двух бревенчатых стен, увенчанных спереди меньшим срубом, образовывавшим парапет или бруствер, в котором проделывались как простые бойницы для обстреливания впереди лежавшей местности, так и навесные — для обстреливания подножия ограды. На верху стен, составленных из городней, имелась довольно широкая площадка, которую с внешней стороны от неприятельских стрел и камней прикрывал деревянный забор — забрала, или заборола. Иногда словом «заборола» обозначали и всю крепостную стену. Через проделанные в стенах бойницы — узкие щели для стрельбы — оборонявшиеся отражали нападения противника.

Так как несвязанные между собой стены часто разрушались, то уже в XI в. их начали заменять деревянными стенами, рубленными тарасами. Они состояли из двух связанных между собой стен, промежуток между которыми заполнялся землей и камнями. Толщина таких стен могла доходить до 7 м, что позволяло беспрепятственно перемещаться по ним защитникам. Говоря о постройке такого типа оград, летописцы часто применяют выражение «срубить город». Нередко деревянные стены усиливали искусственными препятствиями: тыном, надолбами, частиком и чесноком. Тын (или палисад) ставили на дне рва в один-два ряда. Тыновая стена могла быть «стоячей» (прямой) или «косой» (наклонной вовнутрь). Надолбы — толстые, заостренные колья — располагались за наружным краем рва. Частиком или частоколом называли заостренные колья, забивавшиеся между стеной и рвом, а также перед тыном, помещенным во рву или между надолбами. Чеснок — тот же частик, но железный, располагался отдельно или в соединении с тыном, помещенным во рву, и надолбами. Обычно маскировался листьями или рыхлой землей.

Примерно в этот же период стены начали усиливать башнями, которые на Руси до XVI в. называли вежами, столпами, кострами (от латинского слова «castrum» — «замок») или стрельницами. Их делали квадратной формы в плане (по выражению летописцев — «рубились на 4 стены») или шестиугольной, в несколько этажей, число которых могло доходить до 3. Высота деревянных башен, как правило, колебалась от 6 до 14 м. Башни предназначались для наблюдения, обеспечения продольного обстрела крепостных стен, подступов к ним и защиты ворот, служили укрытием для войск и опорным пунктом обороны. Они подразделялись на два типа: проездные и глухие (подзорные). Первые также защищали ворота, вторые служили для наблюдения за отдаленной местностью. Глухие башни рубили более высокими, и они оканчивались караульней с крышей, называвшейся вышкой. В стенах делались отверстия для стрельбы, так называемые окна и бойницы. Обычно глухие башни располагались по углам ограды, а проездные — у длинных прямолинейных ее участков, выступая из-за стены на 2—3 м.

Русская каменная крепость

Русская каменная крепость

Преобладание деревянных крепостей на Руси объяснялось не только военными, но и экономическими причинами. Строительство каменного укрепления было чрезвычайно сложным, тогда как возведение древесно-земляной крепости на основе срубовых конструкций являлось малозатратным по стоимости и труду. Однако в регионах, контактировавших с Европой, возобладали каменные крепости.

Каменные стены на русской земле начали возводить в первой половине XI в. Одни из первых каменных оград появились в Киеве (заложена Ярославом в 1037 г.), Новгородском кремле, Китай-городе (Москва), Коломне, Порхове, Пскове и Смоленске. Обычно такие стены возводили из естественных камней или из кирпича, иногда из смешанных материалов: либо нижняя часть из камня, а остальная из кирпича, либо стены возводились из камня, а затем облицовывались кирпичом. Мощное основание выдерживало большую нагрузку, поэтому высота каменных стен достигала 15 м. Верхняя наружная часть стены выполнялась в виде зубцов, что давало возможность обстреливать пространство перед крепостью.

Каменные стены также усиливали башнями — проездными и глухими. По своему наружному очертанию они были не только квадратные, прямоугольные, многоугольные, но и круглые, полукруглые, а также неправильной формы. Высота каменных башен могла достигать 40 м.

В XIII в., в период монгольского ига, развитие русского фортификационного искусства было практически остановлено. Зато довольно существенно продвинулось развитие осадной техники. У монголов были заимствованы приемы постройки стенобитных орудий и способы штурма укрепленных городов, основанные на последовательных атаках с применением комплекса мер по преодолению защитных сооружений противника.

Следует уточнить, что понятие «крепость» начало использоваться в русских официальных актах начиная с ХVII в. и под ним подразумевалось укрепление, усиливающее оборонные свойства участка местности или населенного пункта. Иногда в летописях слово «крепость» заменялось словом «крепь» (или «креп»), означавшим искусственную преграду.

Укрепленные пункты, послужившие родоначальниками крепостей, в древней Руси называли городами, городками, острогами и острожками. Городом обычно называлось населенное место, окруженное мощной оборонительной системой. Небольшие по площади укрепленные поселения именовались городком или городцем. Остроги — это укрепленные пункты, обнесенные более слабыми оградами, чаще всего тыном. Они располагались на границах с народами, мало искусными в военном деле.

В XVI и XVII вв. число городов Московского государства увеличилось примерно вдвое. На их возведение уходило год-полтора, а городки и остроги рубили в течение нескольких месяцев. Работами обычно руководили два воеводы. Они строго контролировали точное соответствие постройки чертежам Разрядного приказа, а также расходы на строительство согласно смете.

Фрагмент каменной крепостной стены.

Фрагмент каменной крепостной стены.

Как правило, центром русского города являлся детинец (позднее — кремль, или реже кром). Название «детинец» связывают со словами «девать», «деть», т. е. «укрыть». Это было наиболее укрепленное место, где при нападении противника жители прятали все, что для них было дорого: детей, жен, старцев. Слово «кремль» пришло на Русь от татар и означало «крепость».

Обычно города имели только одну ограду, но могли быть разделены оборонительными сооружениями на части, которые также носили название городов. Так, например, Москва состояла из Кремля, Китай-города, Белого города, Земляного города, а Псков состоял из Кремля, Среднего города, Большого города и Запсковья. Кроме того, города XVI—XVII вв. почти всегда имели укрепленный посад, а также слободы. Укрепления слобод обычно не отличались сложностью и состояли из земляных валов, рвов и деревянных стен (частокола). Естественно, слободы не были рассчитаны на долговременную осаду и предназначались для укрытия от мелких отрядов противника, грабивших окрестности. В случае опасности жители слобод прятались в посаде или кремле.

Так как остроги обычно имели небольшое стратегическое значение, их возводили только из дерева. В основном это были укрепления прямоугольного плана, с тыновой оградой, четырьмя глухими башнями по углам и одной проездной. Чаще всего такие оборонительные сооружения возводились на окраинах государства и в Сибири. Наиболее простой разновидностью острога являлся объект, окруженный оградой из заостренных бревен — «тыном». Постройка новых острогов осуществлялась очень быстро. На малых острогах работы проводились 2—3 недели, на больших — 1,5—2 месяца. Среди укрепленных объектов, построенных русскими во время экспансии в Сибири, встречались также зимовья. Они представляли собой низкую деревянную избу с нарами и печкой, обнесенную частоколом. Со временем, при сооружении прямоугольной ограды из тына с одной или несколькими башнями, зимовье становилось острогом. Кстати, во второй половине XVIII в. многие остроги в России и Сибири стали использоваться в качестве тюрем, и смысл этого слова существенным образом изменился. Арестанты этого времени даже назывались острожниками. В XIX в. острог окончательно становится синонимом тюрьмы, окруженной стеной.

Как уже отмечалось, во все периоды существования Русского государства особое внимание уделялось обороне границ. Так как угроза нападения существовала с разных сторон и притом от противников, находящихся на различной степени развития, это влияло на способы создания оборонительных объектов. На западных границах возводились отдельные укрепленные города-крепости, а на востоке и юге, для защиты от набегов монголо-татарских и крымских войск, создавали непрерывные линии укреплений — сторожевые линии. Применять их начали с XIII в., но особое развитие такие оборонительные системы получили в XVI—XVII вв.

Вид из бойницы

Вид из бойницы

На открытых пространствах сторожевая линия обычно состояла из земляного вала и рва. На территориях, покрытых лесом и кустарником, создавали завалы из срубленных деревьев, называемые засечными линиями (чертами). Засеки существенно затрудняли перемещение пехоты и кавалерии.

Позади сторожевых линий, как правило, на стратегически важных дорогах, возводили города, городки и остроги. Здесь селились ратные люди (пограничная засечная стража) и командный состав: засечные приказчики, воеводы и головы. Для поддержания сторожевой линии в надлежащем состоянии в Русском государстве был введен специальный засечный налог.

Наиболее мощной сторожевой линией стала Большая засечная черта, возведение которой было закончено в 1566 г. Она входила в общую систему обороны Русского государства и состояла из укрепленных городов-крепостей (в 1630 г. их насчитывалось свыше сорока), отдельных укрепленных участков — засек — и естественных препятствий: дремучих лесов, рек, озер, болот и оврагов. Основными опорными пунктами в системе обороны Большой засечной черты стали города-крепости Тула, Лихвин, Козельск, Венев, Одоев, Белёв и другие. Между Тулой и Веневым пролегал кратчайший путь на Москву — Муравский шлях. Не случайно этот участок был наиболее укрепленным. Кстати, среди городов единственной каменной крепостью была Тула, которая стала административным и военным центром черты. В XVII в. по главному городу эта оборонительная система стала называться Тульской.

Примерно во второй половине XVI в. в долговременном фортификационном строительстве Русского государства произошел качественный сдвиг. Это было связано с появлением огнестрельного оружия, что сильно повлияло на внешний вид крепостей. Толщина стен и диаметр башен увеличились, что позволяло вместить несколько артиллерийских орудий, а их высота, напротив, уменьшилась. Повсеместно начали воздвигать геометрически правильные в плане укрепления с прямолинейными отрезками стен. Их могли возводить не только на возвышенностях, но и на ровных местах, без обязательной связи с рельефом местности.

В конце XVII в. на смену крепостям со стенами и башнями постепенно начали приходить оборонительные системы, состоящие из отдельных фортов (от лат.«fortis» — «сильный», «крепкий»), расположенных на командных высотах. Вначале их создавали как отдельные укрепления впереди уже существующей крепостной ограды, затем как составную часть фортовой крепости или полевой укрепленной позиции. Форты, будучи изолированными, могли поддерживать друг друга огнем. Промежутки между фортами оборонялись полевыми войсками. Противнику приходилось по отдельности занимать каждый форт, и прежде чем несколько из них не были взяты, оборона не могла быть прорвана.

В XVIII в. при создании русских укрепленных объектов возводили форты двух типов: открытые и закрытые. Первые из них могли иметь различную конфигурацию, но обязательно были приспособлены для ведения круговой обороны. По периметру такого укрепления, протяженностью около 1 км, возводились несколько рядов земляных валов, перед которыми прорывали ров. На валах организовывали стрелковые ячейки. За валами, на территории форта подготавливались артиллерийские позиции на несколько десятков орудий. Гарнизон форта состоял из орудийных расчетов и стрелковых подразделений, размещавшихся в укрытиях. Форты закрытого типа сооружались из камня, бетона, броневых конструкций и др. Вначале их строили в виде многоярусных каменных башен, вооруженных большим количеством орудий.

В XIX в. стали создавать форты бастионной системы, состоящие из нескольких бастионов (от итал. «bastionato» — «выступающая постройка»), каждый из которых был рассчитан на установку нескольких десятков орудий.

Глухая каменная башня

Глухая каменная башня

Между фортами располагались бетонные убежища, хранилища и артиллерийские батареи. Обычно убежища представляли собой надземный бетонный бункер, предназначенный для размещения части гарнизона форта. Внутри бункер был разделен на несколько помещений и имел несколько входов. Хранилища выполняли в виде подземных бункеров, предназначенных для хранения боеприпасов и амуниции. Основным назначением батареи было вынести тяжелую артиллерию за пределы форта. Большинство батарей строились на вершинах холмов с отвесными склонами и хорошим обзором. Батарея представляла собой полуподземный склад боеприпасов в центре и располагавшиеся справа и слева от него артиллерийские позиции тяжелых гаубиц.

В ходе дальнейших усовершенствований бастионных фортов, для того чтобы поддерживать атакованные бастионы и поражать осаждающих боковым огнем, начали возводить равелины (от лат. «revelere» — «отделять»).

Равелины — трехугольные постройки, установленные перед куртиной — участком крепостной ограды, расположенным между двумя смежными бастионами или между двумя башнями.

В так называемые «петровские времена» у русской бастионной крепости появилось еще одно наружное укрепление — кронверк (от нем. «kronwerk» — «коронообразное укрепление»).

Кронверки хорошо оправдали себя в тех случаях, когда поспешность возведения укреплений при отсутствии камня заставляла компенсировать недостающую прочность построек их количеством, а следовательно, и глубиной обороны.

Кронверк (от нем. «kronwerk» — «коронообразное укрепление») служил для усиления крепостного фронта и состоял из одного бастиона и двух полубастионов по сторонам, придававших ему вид короны, откуда и появилось название.

В XIX в. в России существовало более сотни крепостей, при этом в разряд «штатных крепостей» входило 58. Впрочем, этот термин не указывал ни на стратегическое значение крепости, ни на степень ее обороноспособности. Штатными крепостями назывались те, которые находились в ведении инженерного департамента, а нештатными все остальные. Штатные крепости разделялись на классы — в зависимости от количества сосредоточенных в них воинских зданий инженерного ведомства.

Крепостная стена и башня Тульского кремля

Крепостная стена и башня Тульского кремля

К XX в. число русских твердынь практически не изменилось. Вместо устраненных по причине ветхости и утративших свое военно-стратегическое значение укреплений появилось несколько десятков новых крепостей, в том числе возведенных в конце XIX в. на территориях, вошедших в состав Российского государства, а ныне находящихся за границами современной России. Сохранившиеся до наших дней остроги, крепости, монастыри находятся под защитой государства и в основном используются в качестве музеев. И это не случайно, так как они являются памятниками русской материальной культуры, градостроительства, архитектуры и военно-инженерного искусства.

masterok

Сколько раз вы видели стены Кремля? Очень много. А задавались ли вы вопросом, почему зубцы кремлевской стены имеют такую форму?

Можно ли как то проследить их историю и практическое применение?

Итальянский город Верона известен нам прежде всего благодаря пьесе В. Шекспира о Ромео и Джульетте. Но кроме балкона, где якобы произошло первое свидание влюбленных, здесь есть немало других достопримечательностей. Например, замок Кастельвеккио, построенный первыми наместниками города в середине 14-го века. Поднимаешься к замку по мосту и вдруг замечаешь что-то знакомое. Стена из красного кирпича, увенчанная зубцами в форме буквы М (или же, как говорят экскурсоводы, в виде ласточкиного хвоста). Ба, да не в московском ли Кремле мы? – Нет, не в Кремле, – заверяет нас экскурсовод.

Закладка первого камня в фундамент замка в Вероне, который именуется сейчас Кастельвеккио, состоялась в 1355 году. Об этом гласит старинная доска, сохранившаяся во внутреннем дворе замка, на которой высечены слова о том, что в указанный год строительство замка начато капитаном Франческо Бевилаква по велению подесты (наместника) Вероны Кангранде II делла Скала. В архитектуру этого оборонительного сооружения были включены остатки древнеримских строений и фрагменты старых крепостных стен, защищавших прежде берег реки Адидже. Новое строение назвали замком Сан Мартино из-за старой церкви Св. Мартина, которая располагалась неподалеку и, как показывают современные раскопки, соединялась с донжоном замка тайным проходом.

Одновременно с замком был сооружен Мост Скалигеров, династию которых как раз и представлял Кангранде делла Скала. Этот мост соединял замок с левобережной частью Вероны, которая на тот момент практически не была заселена. По мнению некоторых современных исследователей, данный мост владельцы замка могли использовать в качестве единственного спасения, если бы замок был осажден со стороны города. Вошедший в историю, как жестокий тиран, Кангранде II, очевидно, больше опасался внутренних врагов, чем нападения чужеземцев. Впрочем, опасения его были не беспочвенны, ведь жизнь его прервалась на 38 году от отравления ядом.

В 1387 году правитель Милана Галеаццо II Висконти изгнал последнего представителя Скалигеров из Вероны и спустя несколько лет миланцы решили выстроить новый замок на холме Сан Пьетро, а затем еще и крепость Сан Феличе. Именно тогда замок Сан Мартино, во избежание путаницы, стали называть Кастельвеккио – Старый замок.

Явное сходство между двумя старыми крепостями объясняется очень просто. Замок Кастельвеккио в 14-м веке, так же как и московский Кремль в конце 15-го века, возводили архитекторы из Милана. Отсюда и применяемый в обоих случаях красный кирпич стен, и необычная форма зубцов на них.

В начале XVI века в Кремле итальянскими мастерами (Антон Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Фрязин Старый) строятся новые храмы: собор Чудова монастыря (1501—1503), собор Вознесенского монастыря (1519), церковь Иоанна Лествичника (1505—1508), церковь Николы Гостунского, перестраивается храм Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (1504.

Одновременно с сооружением Великокняжеского дворца и обновлением кремлёвских храмов шло строительство новых Кремлёвских стен и башен. Начиная с 1485 года на протяжении целого десятилетия под руководством итальянских зодчих белокаменные прясла стен и башни разбирались, а на их месте возводились новые из обожжёного кирпича. Площадь крепости была увеличена за счёт присоединения значительных территорий на северо-западе и достигла 27,5 га, а Кремль получил современные очертания неправильного треугольника


Но на самом деле образцом для московского Кремля является не веронский замок Кастельвеккио, а построенная в середине 15-го века в Милане крепость Сфорца. Там сходство не только в цвете стен и в форме зубцов, но даже в форме башен.

Замок Сфорца (ит. Castello Sforzesco) — один из самых знаменитых замков Италии расположен в самом сердце Милана и, будучи неразрывно связан, символизирует собой всю многовековую историю города. Много раз замок перестраивался, много раз приходилось ему держать оборону не только от внешних врагов, но и от самих горожан, но благодаря итальянским архитекторам и реставраторам он и сегодня может привести в восторг любого посетителя.

Если еще глубже окунуться в историю, то можно вспомнить, что в первой половине XIV в. верхние части крепостных стен снабжались «забралами»,. чаще именуемыми в источниках «заборолами». В 1333 г. «с заборолами» были сделаны стены новгородского Юрьева монастыря . Существовали заборолы и на стенах бе­локаменного кремля Москвы эпохи Дмитрия Донского; рассказывая о его осаде в 1382 г. Тохтамышем, летописи о них упоминают несколько раз: «и отвещеваху им из города со заборол», «татарове же оступиша и поехаша около всего города обзирающе и разсмотряюще приступов и рвов и врат и забрал и стрельниць», «и мнози стоящи на градньтх забралах», «овии стрелами стреляхут со заборол» и т. д.

Участок стены 1330 г. в Изборске показывает, что боевой ход крепостных стен первой половины XIV в. был прикрыт с внешней стороны глухим парапетом высо­той около 90 см. Боевых отверстий в парапете, очевидно, не было. Парапет же боевого хода стен более поздней крепости в Острове был, видимо, с бойницами.

Позднее ограждение боевого хода стен русских крепостей изменилось. Говорить о характере этих изменений в связи с надстройками первой половины XV в., после­дующими изменениями и просто сильным разрушением верхних частей крепостных стен довольно трудно. Однако стены Порховской крепости 1387 г., сохранившиеся хотя и с большими утратами своих верхов, но все же в первоначальном виде, пара­пета уже не имеют. Здесь вместо парапета существовало ограждение в виде глухих, видимо ровных вверху, широких зубцов с промежутками между ними. Сейчас от них на стенах местами сохранились только нижние, сильно обломанные части тол­щиной около 70 см. Такого же типа зубцы существовали и на крепостных стенах Пскова; в настоящее время они частично восстановлены по сохранившимся следам, описям и чертежам XVIII в.

В конце XV в., когда в Москве при участии итальянских зодчих строился новый кремль, характер зубцов крепостных стен изменился. Они стали делаться более узкими, с двумя полукружиями наверху и седловиной между ними, в результате чего приобрели форму, напоминающую ласточкин хвост. Позднее такие зубцы стали неотъемлемой принадлежностью почти всех русских крепостей. Они имеются на стенах кремлей Новгорода (стр. 215), Нижнего Новгорода, Тулы, Коломны, Ивангорода и Зарайска. Однако если в Москве, Новгороде, Нижнем Новгороде, Туле и Коломне зубцы стен имели архитектурную обработку в виде напуска кирпич­ной кладки над полукружиями, а иногда и членящий валик под их седловинами, который четко выявлял «головки» зубцов, придавая им особое значение, то в Иван-городе зубцы были абсолютно ровными, без выделяющего головку валика и без на­пуска кладки над полукружиями , что объясняется, по-видимому, харак­тером строительного материала.

Впрочем, общий характер всех этих зубцов был, по существу, один и тот же. Четкая «гребенка» зубцов в виде ласточкина хвоста зрительно облегчала верхние части крепостных стен оборонительных сооружений и свидетельствовала о их непо­средственной связи друг с другом. Больше того, отделенные друг от друга неболь­шими промежутками, зубцы в виде ласточкина хвоста, свободно сочетаясь с широким шагом арок крепостных стен, как бы дополняли и поддерживали их четкий ритм. Расчлененная изнутри арками и завершенная двурогими зубцами, стена имела плавный переход от тяжелого низа к легкому верху. Наряду с этим дву­рогие зубцы, венчавшие стены крепостей и «регулярного» и полигонального типов, как бы говорили о их боевом единстве. Характерные для многих оборонительных сооружений, выстроенных в разных местах страны и в более позднее время, такого рода зубцы были как бы символом Руси. Их четкая форма образно говорила о неразрывной связи различных укрепленных пунктов со столицей государства и свидетельствовала о сплоченности русских земель.

А давайте я вам расскажу еще про интересные крепости: посмотрите например, почему Париж: город, созданный для обороны, а вот Аккерманская крепость. Вот такая есть неприступная крепость Вильярехо-де-Сальванес (Villarejo de Salvanes) и устрашающий Кастильо де Кока. Не менее удивительный Кастель-дель-Монте (Castel del Monte) и знаменитейший Крак де Шевалье (Krak des Chevaliers)

Крепостная стена

Крепостные стены форта Накхал.

Крепостные стены имели отдельно стоящие крепости, а также города, замки, монастыри. Имелись и протяжённые стены, предназначенные для защиты целых городов, районов, государств и стран.

Крепостная стена часто ассоциируется с каменной кладкой, которая благодаря прочности и обеспечению безопасности позволяла говорить об отсутствии опасности выражением «как за каменной стеной».

Анатомия зáмка для художников

Ранее мы рассказывали об устройстве дома, теперь разберемся с концепцией зáмков.

Как правило, замок состоял из комплекса построек, сочетающих жилую и оборонительную функции. В связи с этой особенностью у замков есть ряд характерных черт, которые можно обыгрывать в рисунках, чтобы подчеркнуть ту или иную идею.

Одна из самых удивительных интерпретаций на тему замка — постройка из знаменитого аниме «Ходячий замок» Хаяо Миядзаки.

К замкам в разных частях света предъявлялись примерно одни и те же требования: быть недоступным для врага, быть пригодным для проживания и выдерживания длительной осады, а также (желательно) демонстрировать внешним видом могущество хозяина.

Концепт замка от художника stormcaze +, соответствующий основным характеристикам этих строений. Месторасположение

Замки было выгодно размещать на естественных ландшафтных возвышенностях для лучшего обзора и обеспечения неприступности. Для этого отлично подходили скалы, холмы, горные гряды и т.п. Часто замки располагали рядом с водоемами, чтобы вода создавала дополнительный барьер на пути врагов. Растительность возле замков, как правило, была низкая, чтобы у противников не было возможности спрятаться.

Замок Пайк из «Игры Престолов» сам по себе выглядит неприступным, это впечатление дополняет суровая местность, в которой он расположен. Изначально замок был выстроен на холмах, но вода размыла их, и постройки остались стоять на каменных столбах.

Пример из реальной жизни:

Нормандский замок Жизор построен на насыпном холме.

Через прилегающую к замку местность можно задать настроение и тон повествования. Один классический прием мы только что упомянули: можно показать неприступность замка, поместив его в суровое окружение. Можно попробовать сыграть на контрасте: например, расположить брутальный замок в мирной, идиллической обстановке.

Замок Гогенцоллерн в Германии. Здесь проходили съемки триллера «Лекарство от здоровья». Источник фото.

Сами по себе замки тоже могут выглядеть не только устрашающими, но и уютными:

Замок Шпильберк, Чехия. Устройство замка

Первыми на пути к замку неприятеля встречали основные защитные сооружения: рвы (сухие или заполненные водой), крепостные стены, палисады (частоколы, разновидности оборонительных стен). Дополнительным элементом защиты выступал барбакан. Это фортификационная постройка, вынесенная за крепостные стены замка, из которой удобно вести круговой обстрел. Барбаканы бывают разных видов, самый распространенный тип — постройка в виде круглой башни. Еще один — две башни, соединенные стеной с воротами крепости.

Схема устройства замка: 1. Башня-донжон (главная башня замка); 2. Подъездной мост через ров; 3. Подвесной мост; 4. Барбакан; 5. Надвратные башни; 6. Крепостные стены; 7. Дозорные башни; 8. Внутренний двор с хозяйственными постройками.

Пример из игры Stronghold, симулятора средневековых реалий:

Здесь подробно показаны особенности замковой архитектуры.

С внешним миром замки связывались через мосты, броды, переходы и т.п. Так как вход в замок был одним из самых уязвимых мест, для обеспечения его безопасности применялись разные хитрые конструкции и приспособления. Например, подъемные мосты с подвижной частью, примыкающей к замковым воротам. Или так называемые качающиеся мосты, одна половина которых находилась на земле внутри замка, вторая была перекинута через ров. При подъеме внутренняя половина закрывала собой вход, а внешняя опускалась, часто сбрасывая уже успевших ступить на нее врагов.

Стационарный (подъемный) мост форта мыса Бандейра. Источник.

Если вы рисуете замок в более необычном сеттинге, можно дать простор фантазии. Например, сделать мост из чего-то необычного:

Подходом к замку служит скелет огромного животного. Работа Адама Адамовича.

Или подойти к вопросу еще кардинальнее:

Парящий замок атаковать в разы сложнее. Автор: Jack T. Cole.

Ворота часто устраивали не прямо в стене, а в надвратных башнях, дополнительным элементом защиты служили решетки. Делали их из дерева и для большей надежности снаружи обивали металлом. Ворота обычно были двустворчатыми с небольшой узкой дверцей. Основными защитными элементами служили замки и засовы.

Ворота замка на острове Сааремаа. Источник.

Помимо защитной, ворота могут нести и декоративную функцию:

Внутри надвратных башен находились стражники, контролирующие вход в замок. При приближении опасности они могли открыть по неприятелю огонь из расположенных в башнях окон-бойниц, либо окатить врагов раскаленной смолой из так называемого «смоляного носа».

Замок Ланэк. Смоляной нос над входными воротами.

Хитро были устроены и крепостные стены замков. Внешняя стена, мощная и неприступная, делалась из камня и ставилась на высокий фундамент для защиты от подкопа. За внешней стеной шла внутренняя, пониже. Пространство, образующееся между этими стенами, называется «цвингер». Преодолев первую стену, нападающие с трудом могли выбраться из цвингера, и стражникам было проще разобраться с ними.

По верхней части стен проходила галерея для передвижения солдат. С внешней стороны она защищалась бруствером (возвышением) с каменными зубцами различной формы. По углам располагались выступающие наружу оборонительные башни. Стены были снабжены бойницами (узкими отверстиями) для ведения обстрела по врагам.

Галерея крепостной стены, возвышение справа — бруствер. Источник.

Вот так выглядят классические зубцы «ласточкин хвост» на брустверах:

Замок в Сирмионе.

А вот так — узкие окна-бойницы:

Внутри, за стенами замка, был большой двор и центральная башня. Во дворе располагались хозяйственные постройки, бытовые помещения, колодец. Хозпостройки, такие как кухня, пекарня, скотный двор и так далее, обеспечивали замку автономность во время осады. Еще во дворе замка могли располагаться жилища людей, обитающих при замке, часовня, кузница, погреба. Хозяйственные постройки могли как стоять отдельно, так и объединяться под одной крышей.

Колодец был обязательным элементом жизнеобеспечения замка, поэтому также нуждался в дополнительной защите. Если возможности соорудить колодец не было, устраивались цистерны, в которые собиралась дождевая вода.

Колодцы могли располагаться как снаружи, так и внутри помещений замка. Донжон Венсенского замка

Формы донжонов разнятся: они бывают как круглые, так и многоугольные. Донжон, пожалуй, центральная фигура в концепции замка, поэтому его внимательная проработка поможет художникам выразить идею.

С течением времени донжон продолжал оставаться доминантой в архитектурной композиции замка (автор иллюстраций: Алексей Астанков) Несмотря на стилизацию, в арте ясно прослеживаются ключевые элементы замковой архитектуры. Доминантой является башня-донжон. Автор: stormcase +.

Архитектура замков довольно сильно разнится в зависимости от времени и места постройки. При упоминании замка на ум обычно приходят сооружения времен феодальной Европы с характерными мощными стенами и узкими бойницами. Однако отличным источником вдохновения могут служить, например, представители замковой архитектуры Азии. Они, как и европейские замки, главным образом несли защитную функцию, но архитектурные традиции тех регионов нашли явное выражение и в фортификационном строительстве.

Замок белой цапли в Химедзи — сочетание фортификационной мощи и утонченной восточной красоты.

Многоэтажные главные башни — тэнсюкаку — изначально служили сторожевыми вышками и командными пунктами, но в дальнейшем были призваны демонстрировать могущество хозяина. Вокруг башни и прилегающих построек, как и в Европе, возводились крепостные стены, организовывались рвы и строились защитные сооружения. В стенах замка устраивали множество амбразур — отверстий для ведения огня по врагу, похожих на европейские бойницы.

Многоуровневость, детальность проработки и внимание к декору отличают японские замки. Часто стены штукатурили специальным белым раствором, который не только защищал замок от огня, но и выгодно подчеркивал темные оттенки черепицы и деревянных конструктивных элементов.

Замок Хиросима — классический представитель японской замковой архитектуры.

Среди японских замков встречаются так называемые «плавучие замки» — мидзудзиро. Они построены таким образом, чтобы использовать часть природного водоема в качестве оборонительного рва.

Замок Накацу построен на берегу водоема, во время прилива рвы заполнялись, что обеспечивало замку дополнительную защиту.

Исследуя тему замков, можно столкнуться с неточностью терминологии. Часто замками называют все, что можно охарактеризовать как «грандиозное» и «внушительное», случается, что в категорию замков заносят дворцы. Но художнику важно знать, что эти постройки несли разные функции. Замок в первую очередь являлся защитным сооружением, дворец же являлся парадным зданием, демонстрирующим богатство и могущество хозяина. Дворцы предполагали больший комфорт и обилие декора.

Из-за разницы функционального назначения разнится планировка, внутреннее и внешнее убранство построек, обустройство прилегающей территории. Тем не менее, часто встречаются концепты, в которых постройка сочетает черты замка и дворца, все зависит от главной идеи.

Здание сочетает в себе обилие декора и деталей дворца и неприступность замка. Автор: KKS.

Уникальность замков как архитектурной концепции не перестает вдохновлять художников. Они не только фантазируют над замками прошлого, но и размышляют над образами замков будущего.

В футуристичных замках художника min seub Jung угадываются черты средневековых предшественников.

Текст написала Стефания Косюг, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

Смоленская стена-крепость

Смоленск древний город, и как у любого старого города, у Смоленска есть свои достопримечательности,одна из них-стена или смоленская крепость. Вообще, в Смоленск мы заехали, когда приезжали к доче в гости, ну и как говорится, совместили полезное с приятным.

Смоленская крепость, которую иногда также называют Смоленский кремль, принадлежит к числу самых мощных оборонительных сооружений Руси. По официальной истории она была построена в 1595-1602 годах и не раз задерживала врага. Это сооружение до сих пор производит впечатление могучей твердыни. К сожалению, до нашего времени сохранилось чуть меньше половины: около 3,5 км стены, 9 фрагментов стен и 18 башен и то, находятся некоторые из них в удручающем состоянии.

Вот так выглядела эта крепость раньше (фото из музея)

А так эта стена выглядит сейчас:

Естественно,эти красивые кирпичики-новодел. Можно даже сказать, что это реконструкция прошлой стены. Но смущает меня не это. Довольно часто на старых исторических местах присутствуют следы селевого потопа, про который все историки упорно молчат, хотя факто море.

Это бойницы, которые сейчас замурованы.

А ведь за ними находится земля. Получается раньше стреляли прямо в землю? Несостыковочка какая-то.

Пока шли вдоль стены, заглядывали, что называется, в каждую щель, и о чудо.

Нашли проход в одной из таких бойниц. Как видите, там видна тропинка.

Так эта стена выглядит с другой стороны:

Из официальной истории:

Весной 1554 года по приказу Ивана Грозного в Смоленске началось строительство новой деревянной крепости. Однако деревянные стены уже были уязвимы для артиллерии, которая активно развивалась в то время. Поэтому в декабре 1595 года царь Федор Иоаннович «велел князю Василью Ондреевичу Звенигородскому да Семену Володимирову Безобразову да дьяком Поснику Шепилову да Нечаю Перфирьеву да городовому мастеру Федору Савельеву Коню ехати в Смоленск» (С.Платонов. Подлинное дело о строении города Смоленска).

Весной 1596 года в присутствии Бориса Годунова, фактического правителя России, началась закладка новой крепости. Руководителем работ был назначен уроженец Смоленщины Федор Конь (около 1540-1606), который до этого строил стены Белого города в Москве. Смоленская крепость строилась по образцу стен других кремлей: Московского, Нижегородского , Тульского , Коломенского, Зарайского, Серпуховского. Однако стены Смоленской крепости намного выше, протяженнее и имеют три яруса боя вместо двух.

Памятник Фёдору Коню в Смоленске Памятник Фёдору Коню в Смоленске

Многие башни завалены бетонными плитами,чтобы всякие туристы не лазили поверху крепостной стены. До недавнего времени оставалась одна башня, куда можно было тайком пробраться на верх и посмотреть древний город с высоты. Но кто-то устроил там пожар, практически всё сгорело и теперь мы имеем то, что имеем.

Хотя есть ещё смельчаки, которые забираются туда по вот таким шатким брёвнам. Мы решили посмотреть, может и у нас получится.

Читайте также: