Боровск картины на стенах домов

Обновлено: 24.04.2024

Боровск картины на стенах домов

Древние русские города известны своими народными промыслами - игрушками, посудой, вышивкой, росписью. В Боровске ничего такого не было: он известен как центр старообрядчества на Руси, как место, где работал учителем основоположник космонавтики Константин Циолковский.

Но с некоторых пор в Боровск едут и для того, чтобы посмотреть на роспись. Точнее, стенопись, как назвали творчество Владимира Овчинникова. Он расписывает фасады домов.

- В какой-то момент у меня стал падать интерес к мольберту, - рассказывает художник, глядя на свой город с кручи над рекой Протвой. - Казалось, исписался. Но местный художник Вячеслав Черников рассказал, что в Прибалтике видел роспись по домам. Я сразу ему ответил: да, это надо пробовать.

Картина первая. "Глобус" и репрессии

Что изображать на фасадах? Овчинников стал советоваться с народом. Многие высказывались за историческую тему. С ней не испишешься. И вот со стен уже несколько лет на нынешних жителей смотрят их предки. Или не смотрят даже - занимаются своими делами. Ведут торговлю, собирают урожай, чаевничают. Так прошлый Боровск встретился с нынешним.

Каждый рисунок дополняют стихи жены мастера - Эльвиры Частиковой. Кисть и слово - чем не основа? Один из альбомов-путеводителей по городу, составленный по картинам Овчинникова, так и называется.


Владимир Овчинников рядом с "Глобусом Боровска". Фото: Игорь Давыдов

Боровск - небольшой город в Калужской области. Но, глядя на работы Овчинникова, становится ясно, что это целый мир. Неудивительно, что на одной из картин в самом центре он нарисовал глобус Боровска:

Фото: Артем Локалов

- Прежний мэр Александр Егерев дал мне карт-бланш. Говорил, рисуй, как хочешь, можешь даже эскизы не показывать. А новый мэр, посмотрев на "Глобус", сделал так, что мне выписали взыскание. Мол, испортил стену.

После этого художник ходил к Егереву, тот предоставил все бумаги - и суд решение о штрафе отменил. Но власти с тех пор вымарывают некоторые произведения Овчинникова. Особенно те, что связаны с политическими репрессиями. В Боровском районе более двух тысяч людей, которые им подверглись.

Картина вторая. Наполеон: профиль и анфас

На заборе вдоль дорожки, ведущей к пешеходному мосту через реку, - целая галерея. С картин смотрят выдающиеся люди Боровска и окрестностей. Все - выходцы из XIX века. Адмирал Сенявин, математик Чебышев, философ Федоров… А в ХХ веке - пустое окошко.

- Потому что умных людей или уничтожили, или выдавили за границу, - объясняет Овчинников.


Краевед Антипов и поэт Прокошин в галерее Боровска. Фото: Сергей Михеев

Фото: Владимир Овчинников

И все же есть те, кто оставил свой след в истории. Может, и не такой яркий. Вот краевед Антипов, занимавшийся историей Пафнутьева монастыря и создавший его музей. Вот поэт Прокошин, написавший, как любит осенние тополя и провинцию в желтой накидке.

А вот репродукция картины Прянишникова "В 1812 году", на которой французы бредут по заснеженной России, разбитые и замерзшие. Она дополнена изображением Наполеона в профиль и анфас.


Владимир Овчинников и Наполеон. Фото: Сергей Михеев

- Как фото преступника, - кивает художник. - Наполеон ведь останавливался в Боровске в 1812-м. А Илларион Михайлович Прянишников - родом из села Тимашово в семи километрах отсюда.

Картина третья. Футбол и голуби

Улица Советская в Боровске меньше всего похожа на советскую. Деревянные дома, огороды и речка, плетущая травы по берегам. Это место любят художники - и местные, и приезжие. А стихи на картинах Овчинникова здесь - с легким французским акцентом:

По воздушным ямам самолетик
К берегу лазурному летит.
Помахала бы ему, да сложно -
Прижимаю Родину к груди.

К Владимиру Александровичу многие идут с просьбой нарисовать что-нибудь на их доме. Но не знают, что именно. Овчинников знает. Не только историю, но и людей. Так на одном фасаде появился фрагмент из фильма "Любовь и голуби", на другом - эпизод из футбольного матча с участием олимпийского чемпиона Алексея Парамонова.


Алексей Парамонов на Советской улице. Фото: Сергей Михеев

- Отец хозяйки дома был заядлым голубятником, - объясняет автор. - В 1960-70-х здесь было две главные страсти: голуби и футбол. А Парамонов родился в Боровске. Отец Алексея Александровича держал здесь скобяную лавку. Вскоре после того, как в 1920-х годах семью Парамоновых лишили избирательных прав, то есть применили репрессии, они перебрались в Москву.

Цыганский мотив - на фронтоне покосившегося дома, где живут цыгане. Когда Овчинников предложил его обитателям украсить хибару, те сначала не поверили, а потом долго благодарили мастера.

Фото: Игорь Давыдов

- Сейчас таких сцен, конечно, не увидишь, - смотрит на цыганский танец под крышей Овчинников.

Картина четвертая. Пушкин и "Звездолет"

Собрание боровских купцов тоже осталось только на картине. Они пьют чай, сидя за столом и поглаживают бороды, смотрят на церкви. До нынешнего времени сохранились далеко не все. И Успенская (теперь - Ленина) улица, по которой, как в деревне, в ту пору разгуливали гуси и свиньи, теперь выглядит иначе.


Чаепитие в Боровске. Фото: Артем Локалов

- Пушкин своему другу Петру Каверину так и писал сюда: "Каково поживаешь ты там в свином городке?" - рассказывает художник, стоя рядом с картиной, на которой и Пушкин, и поросята, и бор.

Действительно: название Боровск скорее не от слова "бор", а от слова "боров". Так что Пушкин прав. Но народу хочется, чтобы был "бор". Так красивее.


Александр Пушкин называл Боровск свиным городком. Фото: Игорь Давыдов

Как раз на опушке бора "приземлился" и "Звездолет" Овчинникова. Так он назвал округлый заброшенный отстойник. Теперь на борту, судя по изображениям в иллюминаторах, - известные люди, связанные с космосом. Это не только местные - Циолковский, учительствовавший здесь в начале прошлого века, или Федоров, в 1860-х преподававший тут, а потом заведовавший читальным залом Румянцевской библиотеки.


"Звездолет" Владимира Овчинникова приземлился на опушке соснового бора. Фото: Игорь Давыдов

Здесь и Гагарин, и Королев, и Армстронг, и Лемм, и Комаров. Даже Хокинг с Маском.

Хочется спросить: "Как тебе такое, Илон Маск?" Но в стихотворении на борту "Звездолета" есть другое важное обращение:

Параллельный Боровск

Все смешалось в истории Боровска: князь Пожарский и Наполеон, Пушкин, никогда не бывавший тут, но назвавший город "свинячим" и Козьма Прутков (а при чем тут он?), старообрядцы с боярыней Морозовой и космические мечтатели - Федоров и Циолковский, математик Чебышев, купцы и меценаты Рябушинские. Наверное что-то есть необычное в ауре этого города, в очаровании его холмов, извилистой реки, куполов церквей, что он породил или притягивал столько незаурядных личностей.
Все смешалось в сегодняшнем Боровске: храмы и памятник Ленину на их фоне, современные вывески и деревянные наличники, бор и торфяные болота, музеи с памятниками и колонки, из которых по-прежнему берут воду местные жители, спутниковые антенны и улицы Урицкого с Володарским (неизменный атрибут провинциальных российских городов).
А город фантастически хорош, особенно в солнечный майский день, когда просыпается зелень.
Мы были в Боровске трижды за последние годы. И вынесли странное впечатление: это единственный в своем роде город, живущий сразу в нескольких реальностях. Об одной из них я расскажу.

Параллельный Боровск создал пенсионер Овчинников, полный энергии и нереализованного таланта художника. Благодаря его картинам на стенах домов, старый и сегодняшний город сплелись и перепутались, появилась какая-то особая реальность, непонятно к какому времени принадлежащая, сдобренная хорошим юмором и стихами жены Овчинникова - возможно плохими, но очень к месту и очень трогательными:

Здесь всюду история, в дереве, в камне,
В подробностях быта, в несломленном духе,
В кисть краску макая, я думаю, как мне
Забвенью не дать победить и разрухе.

Благодаря Овчинникову, по Боровску ходишь, разгадывая его как какую-то гигантскую загадку (или, по-современному, квест), натыкаясь на картины в самых неожиданных местах, иногда уже отчаиваясь разобраться, где реальность, а где - фантазия художника. Козьма Прутков удостоен мемориальной доски, нарисованная девушка идет по настоящей водосточной трубе, из настоящих окошек выглядывают нарисованные то кошка, то боярышня, на настоящем доме видно то, как этот дом и улица, на которой он стоит, выглядели 100 с лишним лет назад - и так далее.
Для того, чтобы познакомиться всерьез с Параллельным Боровском, монитора компьютера явно недостаточно: чудо того, что делает художник - в интеграции города и картины. Но мы все-таки совершим небольшую виртуальную прогулку, а потом я немного подробнее расскажу про Овчинникова, его музу Эльвиру Частикову и сегодняшнюю судьбу их совместного творчества.

Начнем мы с Глобуса Боровска, это и самая масштабная работа, и одна из первых, встречающих тех, кто въезжает в Боровск

"Легенда" Глобуса, протопоп Аввакум (старообрядец, сосланный в Боровск) и состав авторского коллектива

Русь-тройка (не поленитесь, прочтите цитату)

Пафнутьево-Боровский монастырь; кто изображен - не знаю

Пушкин (его вклад в историю города - в том, что он в письме, адресованном кому-то из знакомых, находившихся в Боровске, назвал город "свинячим")

Знаменитые жители Боровска: Циолковский, математик Чебышев (жил в Боровском уезде), Козьма Прутков (почему Прутков? не знаю) и неизвестный, похожий на Собянина. Сверху, с огурцом, персонаж одной из фресок Овчинникова.

Сбоку от глобуса - карта фресок Овчинникова. Видно, что основные скопления - вдоль Большой коммунистической улицы (въезд в город), улицы Ленина (идет "вниз" по карте) и площади Ленина (между ними).

И старинная карта Боровска, расположенная на этом же фасаде. Увы, часть букв уже поблекла и нечитаема.

Давайте пройдемся вокруг Глобуса по Большой Коммунистической, а потом вернемся к этому же дому.

Фреска, посвященная Чебышеву (сейчас уже уничтожена почти полностью: отвалилась штукатурка).

Текст:
Кто сей Чебышев, живший в прежние лета?
Учись хорошо, изучай все предметы!
Ты станешь гордиться своим земляком,
Когда с математикой будешь знаком.

В каждом окошке что-то происходит:

А теперь возвращаемся к дому с Глобусом. Вторая его сторона (обращенная к улице) плотно разрисована эпизодами из истории Боровска. Но у меня есть только одно фото.

А на третьей стороне - фреска, посвященная Циолковскому.

Теперь прогуляемся по улицам, веером отходящим от центральной площади Ленина

На доме нарисован этот самый дом 100 лет назад. Успенская улица стала улицей Ленина

Попытка запечатлеть сегодняшний вид этого места

Еще один домик на улице Ленина

А еще на улице Ленина есть сквер со старой колокольней. И вот что из нее получилось

Мемориальная доска Козьмы Пруткова

И наконец мы спустимся от площади Ленина к реке

Это - на частном гараже

А у этой фрески длинная история.

Боровск - город старообрядческий, а среди старообрядцев было немало талантливых коммерсантов. Знаменитая династия Рябушинских тоже из Боровска. Но сегодня речь о династии Полежаевых, которая всю жизнь была связана с Боровском.

Полежаевы родом из Боровска, но основатель династии, Петр Михайлович Полежаев (1836-1901 г.г.) родился в купеческой семье в Москве. Рано осиротев, был взят на воспитание дядей, купцом Беляевым, в Боровск . Беляев имел лавку и кирпичный дом на Успенской улице (ныне ул. Ленина, 18), которые и завещал своему приемному сыну.
У Петра Михайловича было 9 детей - 4 сына и 5 дочерей.
В 1887 г. он создал бумажно-ткацкую фабрику, которая выпускала платки. Сначала на фабрике работали 45 мужчин и 25 женщин. Но она быстро росла, и когда число занятых рабочих выросло до 140, была образована компания "П. М. Полежаев и Kо".
После смерти Петра Михайловича в 1901 г., предприятие получило название "Ткацкая красильно-аппретурная фабрика торгового дома П.М. Полежаева сыновья" с равной долей собственности для каждого из четырех братьев.
Два сына П.М. Полежаева - Иван и Николай остались при фабрике в Боровске. Иван Петрович руководил производством и работал как технолог, механик и строитель. Николай Петрович работал красильным мастером и ведал хозяйственной частью. Георгий и Пафнутий обосновались в Москве и занимались оптовой реализацией фабричной продукции через торговый дом " П.М. Полежаева сыновья", который располагался в Ветошном переулке.
Братья Полежаевы были основой не только городского производства, но и городской жизни. Иван Петрович неоднократно избирался городским головой, не раз был гласным городской думы Боровска и являлся попечителем четырех сельских школ. Он был также членом правления и почётным членом Боровского вольно-пожарного общества, одним из инициаторов создания которого и постоянным начальником-брандмайором был его брат Николай Петрович.
После переворота в 1917 г. фабрика была национализирована и стала называться "Красный Октябрь". Появилось новое правление. Однако Ивана Петровича и Николая Петровича по просьбе рабочих оставили на фабрике как специалистов. Иван Петрович трудился в качестве технического руководителя, а затем и директора. После усиления репрессий против собственников Николай Петрович Полежаев был сослан в 1929 г. в г. Ленинакан в Армении, где строился хлопчато-бумажный комбинат, а Пафнутий Петрович покинул Боровск и уехал в Москву.
К началу 30-х годов все Полежаевы , опасаясь дальнейших арестов и репрессий, вынуждены были покинуть Боровск.
Производство на Полежаевской фабрике продолжается и теперь. Она преобразована в АО "Руно" и выпускает шерстяные пледы, одеяла, платки, шарфы, ткань-утеплитель для обуви и пряжу.
Собственно, обычная история для России. Необычна она лишь тем, что Полежаевы вернулись в свой дом хотя бы символически, благодаря художнику Овчинникову. Копии старинных фотографий нарисованы на доме, где жили Полежаевы и на здании фабрики. Рядом с семейной фотографией - стихи:

Когда совершается доброе что-то,
Не верьте людскому забвенью, могиле.
Старинным, от времени выцветшим фото
Мы вновь проступили на доме, где жили.

БОРОВСК. "Жил был художник. не один. ". ФРЕСКИ НА УЛИЦАХ Владимира Овчинникова

Боровск – Очень Интересный Город. Маленький, уютный, невыносимо провинциальный. Стоит на реке Протве. Утопает в сосновом бору. Грибов и ягод летом – облом. Весь в церквях. Монастырь – Пафнутьев-Боровский. Старинные полуразвалившиеся, но дивной красоты наличники на окнах. На центральной площади Ильич, устремленный в небо. Торговые ряды. Купеческие дома. Всё ста-а-ренькое, но держится. Бабульки на рынке продают пахучую зелень. Пучок петрушки – практически даром. А пахнет как! Вот вроде бы и все достопримечательности. Приехал, посмотрел, окунулся в давно забытую детскую беззаботность и спокойствие, повосторгался и уехал. Но всё не так. Этот шаблон посещения тихих провинциальных городков к Боровску никак не подходит. Размерчик (шаблона) – маловат.
«Ах, Боровск. Боровск, что ты за город такой! Нет, кажется никакой логики в извивах твоих вздыбленных улиц. Бросаются они то вправо, то влево, то приводят на вершины холмов, откуда видно далеко окрест, то опускаются в низины, где сыро и скучно. И никакой тебе золотой середины, ни опрятности немецкой и педантичности, ни французского изящества и лёгкости, ни английской рассудительности и устойчивости. А за океаном – не скажу, потому что не был, но видимо, Есенин не ошибался, говоря о «железном Миргороде». Да только железо-то, оно без души, а в наших миргородах и боровсках железо и бетон ещё небо не заслонили, зато души – хоть отбавляй». Д. Жуков.

Коллажи8.jpg

Вся эта лепота – старинная, русская, советская – только поверхность. А там, в глубинах Боровска – История. Да ещё какая! Финно-угры, древнее городище, деревянная Крепость, старообрядцы, Боровский острог и боярыня Морозова, Пафнутьев-Боровский монастырь и пламенный старец Аввакум, Смута, Лжедмитрий, герои и предатели, Наполеон, фашисты, Циолковский и болид, советское равнодушие и демократическое тусклое сегодня.
Маленький русский город Боровск каким-то непонятным мистическим образом значится в судьбах многих выдающихся личностей. Самое интересное, что и сегодня, Боровск, несмотря на кажущуюся провинциальность, притягивает совершенно невероятных людей. Ну, не бывает в наше коммерческое время сейчас Таких! А в Боровске появился! И, конечно же, какие могут быть сомнения - совершенно случайно! Все вышерасставленные восклицательные знаки относятся к одному Художнику. О нём ниже. С него и начну рассказ про Боровск.

Жил был художник… не один…

Многие русские сказки начинаются так: «Однажды в тридевятом царстве в тридесятом государстве появился…». Так вот однажды, в Боровске появился художник. Вместе с женой – поэтессой. И чемоданчиком, наверное. Овчинников Владимир. Раньше строил ТЭЦ, заводские трубы и маяки, а сейчас вышел на пенсию. Но разве у настоящих Художников есть такое понятие, как «пенсия»? Просто, видимо, параллельно с этим официальным состоянием, у него появилось много свободного времени. И он начал рисовать картины. В городе. На стенах.

«Вот кто его просил что-ли? На краску денег давал? Сюжеты подсказывал? Другой нормальный человек сидел бы себе спокойно и огурцы в парничке выращивал или в домино бы перед подъездом стукал. А этому что надо! Приехал, понимаете ли, в город, и давай стены размазюкивать. Делать ему нечего! Малахольный что-ли? И глянь-ка, Петровна, глянь, и жена его туда же. Не сидится ж людям дома! Поетеса, одно слово, извините за выражение. Стишки-ка глянь, как кропает. Етот красит, а ета стихи, видите ли, приписывает. Возомнили из себя! Пушкин с Лермонтовым отдыхают, и Рембрандт с да Винчи нервно курят в стороне. А мы тоже с вами согласные! И стихи плохие, и стены не талантливые! Вот тут бы ему вот так бы нарисовать, а вот эту рифму вот так бы переписать. Вот я бы на их месте, вот ну не так бы всё сделал. Не так. Не ндравится мне и стиль, и это самое, и рифма. Мне просто некогда, я вот занят очень, у меня телевизор, дела-а, но если я бы вот это самое сам бы стал расписывать, то всё не так бы сделал. Всё не так!»

Не сомневаюсь, что именно вот таким образом местный житель и не только, перемывал косточки этому непонятному заезжему человеку. Каким только ветром занесло его в Боровск.
А если серьёзно, то сейчас, одними из самых ярких достопримечательностей города стали картины этого художника на стенах домов города. Их называют по разному – городские фрески, росписи, картины. Этот человек – Владимир Овчинников (Художник) и его жена Эльвира (Поэтесса) – опять помогли Боровску мощно выделиться среди прочих провинциальных русских городов. Искренние аплодисменты этим людям, переходящие в овации. Он пишет картины на стенах, она пишет к ним стихи.

5.jpg

Сам Овчинников говорит, что идею выйти на улицу с палитрой и начать рисовать На Улице, ему подарил друг. Сказал, что «был как-то в Прибалтике и видел, что там многие так делают». Но сам не рискнул. А Овчинников сделал Это. Вообще сам он считает, что рисование картин под открытым небом на стенах домов есть его совместный проект с женой «самой лучшей в России поэтессой и самой умной и красивой женщиной». Ее четверостишия на каждой его картине. За подписью «Э.Ч.» – Эльвира Частикова. Причём наблюдается взаимосвязь - либо тексты рождаются благодаря картинам, либо картины благодаря текстам. Сейчас в Боровске уже 100 его настенных фресок. Самое первое его уличное «полотно» называлось «Плачущее небо под ногами» на слова из песни Шевчука. А сейчас он рисует окна в заброшенных домах. Вставляет свои рисунки вместо выбитых рам – и дом оживает. В одном окне причесывается художница Галина Серебрякова, из другого улыбаются дети, в третьем облизывает бархатную лапку кошка.

Дома, на которых находятся картины, самые разные – это Торговые ряды, старинные купеческие особнячки, это хлебзавод и здания местной администрации, это милиция, музей (на нём работа ещё не окончена) и кинотеатр (на нём росписям Овчинникова составляет компанию художник Гольдин).

CIMG5675.jpg

Стены тоже очень разные, есть кирпичные, но в основном старенькие, с облупливающейся и отваливающейся штукатуркой. Поэтому надеяться, что эти дивные росписи дойдут до потомков, может только большой оптимист. Штукатурка облетает, а вместе с ней кое-где и фрагменты картин. Да и городская администрация, спорные или двусмысленные сюжеты закрашивает. Уже пять замалякали и ещё над двумя похулиганили! На одной картине-диптихе был нарисован мэр Москвы Лужков на фоне возрождённого храма Христа Спасителя, а губернатор Калуги Артамонов - на фоне полуразрушенного храма в Боровске. Боровский мэр испугался, что калужский губернатор обидится и имидж его будет подмочен. Мер абиделся и решил не храм восстановить, а фреску замазюкать. Картину замалюкал. Теперь это огромный оранжевый квадрат мэра, конкурирующий по известности с чёрным квадратом Малевича.
Эти фрески везде, практически на каждом доме. И теперь, они заманивают толпы туристов, желающих полюбоваться этим дивом. Росписи, конечно, хочется посмотреть все. Но для этого надо ориентироваться в городе и знать их месторасположение. Для этого потребуется обычная бумажная карта города Боровска с названиями улиц и карта, нарисованная на стене Торговых рядов. Там отмечены все расписанные фресками дома.

CIMG5677.jpg

CIMG5747.jpg

CIMG5744.jpg

CIMG5735.jpg

Росписей, я повторюсь, очень много. И все они великолепны, интересны по замыслу, необычны по исполнению, и глубоки по содержанию. Фреска, которая покорила моё сердце, находится на стене хлебзавода. Ровно посередине этой стены, вдоль её, идёт внешняя узкая труба. Художник обыграл её необыкновенно нежно: как будто по этой трубе идёт девушка. Тоненькая, как стебелёк, хрупкая фигурка, жёлтое платьишко, а в раскинутых руках (она же идёт по трубе, балансируя, помогая себе сохранить равновесие руками, как, например, по канату) – связка баранок в одной и авоська с буханкой хлеба в другой. Это что-то… Прелестная картина. «Равновесие» - ЕЁ УЖЕ НЕТ!

CIMG5727.jpg

Потом необыкновенно тронула роспись, на которой изображён голенький мальчуган. Она называется «Старый город», она чёрно-белая, нарисованы улицы и здания (на стене), а на двери этого дома (настоящей) – вот такой смешной мальчик. И стихи:
«Будущее – голый мальчик,
Вертит ключиком в замке.
А земля летит, как мячик,
И века все в кулачке».

Фреска «Старый город»

CIMG5761.jpg

Ещё необыкновенно понравились и запомнились окна, вернее фальш-окна: рама есть, а вместо стекла картонки. В Боровске много таких домов. Так вот, целый ряд окошек с выглядывающими жителями: в одном окне – женщина, сидя на подоконнике, моет стёкла; на другом – стоят маленькие ребятишки в трусиках, мальчик и девочка; в третьем – пожилая пара, он читает газету, она о чём-то рассказывает; в следующем – за прозрачной кружевной тюлью лицо красивой женщины, кого-то ждёт?; на последнем – папа с дочкой пускают мыльные пузыри. Этот дом находится тоже на ул. Коммунистической, слева, на въезде в центр города. Не пропустите, смотрите внимательно.
Фрески «Пять окон» НЕТ!

CIMG5752.jpg

CIMG5754.jpg

CIMG5751.jpg

Это перечисление, не означает, что другие фрески хуже. Они тоже восхитительны. И получаешь не меньше удовольствия, рассматривая их. Чтобы рассмотреть все фрески, надо стать охотником, оббежать весь город и облазить все его закоулки.

Самая главная фреска Боровска – это Глобус Города. Расположена на торце дома 1, ул. Коммунистическая, на въезде в центр города справа по ходу движения. Сказать что это оригинально – ничего не сказать. Похвалить? Не нуждается в комплиментах. Если вы аналогичное где-то такое видели – напишите, интересно.

CIMG5712.jpg

Глобус – это огромная круглая карта города, нарисованная на стене с указанием специальными значками всех необходимых к просмотру достопримечательностей, рядом письменный список-перечень этих достопримечательностей, плюс рисунки-портреты, плюс смешные стихи и проза. Это не просто Карта города. Это Образ города. Там изображены все выдающиеся персонажи, которые имеют отношение к Боровску: адмирал Сенявин, академик Чебышев, учитель Циолковский, Пушкин со свиньей, Наполеон, который при отступлении переночевал в Боровске, братья-купцы Полежаевы, протопоп Аввакум, памятник мужику с огромным огурцом,. А ещё главные персонажи Глобуса – это стрекоза и бабочка. Почему? Художественный ответ: Стрекоза видит все вокруг себя на 360 градусов. А бабочка просто летит. …
Плюс сбоку скромная подпись авторов: «Глобус сделал В.Овчинников. При участии В. Кобзаря и Э. Частиковой. 2005г.». Этот глобус можно часами разглядывать.Мы долго стояли перед ним: любовались, рассматривали, вчитывались. Сделали кучу фотографий. Но дома, перечитав по нескольку раз сфотографированный текст, я решила, что его надо привести. Лучше прочитать и познакомиться с ним заранее, потому что считывать и воспринимать со стены труднее. Честно – смысл некоторых фраз мы не поняли. Но, тем не менее, сам Глобус от этого хуже не становится.

CIMG5717.jpg

CIMG5723.jpg

CIMG5722.jpg

CIMG5711.jpg

CIMG5719.jpg

CIMG5709.jpg

Итак, знакомьтесь: ГЛОБУС БОРОВСКА ХХI век.

Эпиграфы:
«Глобус Боровска? Вот странно! Говорит Мария – Анна.
Вторит ей и Пётр-Павел: Во мазила! Как слукавил!
Ну, а что на самом деле, то есть - первого апреля?
7% смеха ради, остальное всё по правде!»

«Жизнь наша здешняя подобна селянке, которую в малоярославецком трактире подают. Коли ешь её с маху – ложка за ложкой, - ничего, словно, как и еда, а если начнёшь ворошить да разглядывать – стошнит!»
(Салтыков-Щедрин, «Современная идиллия»)

«Пойми, Сенявин, дорогой, ты видишь Центр, лишь сердцевину,
С позиции совсем другой, открыты Гривки, Рощу видно».

(Текст над фигурой адмирала в треуголке, пристально смотрящего в подзорную трубу).

Обозначения:
Пунктирная дорожка на фреске справа – Тропа по которой преподобный Пафнутий прошёл из Высоково на Истерьму.

Колокол – Набат, призывающий улыбнуться.
Силуэт парочки туристов – Это вы стоите у дома перед Глобусом.
Две волны – Протва, в которую можно бросить бутылку с запиской.
Вытянутая буква Икс – Канунников мост.
Пропеллер (перечёркнутый круг) – На посадку в Ермолино (*там аэродром)

Организации и учреждения, где:
Значок молнии – связывают с внешним миром (*почта);
Два кольца – связывают по обоюдному согласию (*ЗАГС);
Наручники – связывают (*милиция);
Весы – судят по законам (*суд);
Летучая мышь – охраняют (*вневедомственная охрана);
Раскрытая газета – формируют наше мнение (*редакция газеты).

Человек в позе мыслителя Родена – Городской Голова с Думой.
-”- его зеркальное изображение – Районный Голова.
Стрелка в круге – Обелиск без головы (*обелиск в честь освоения космоса, у подножия которого раньше стоял бюст Циолковского (одна голова), но потом он исчез).
Обелиск – Невоздвигнутый памятник (*несостоявшийся в результате недостойных интриг чиновников памятник павшим в юбилейном 2005г.).
Холм с плоской макушкой (значок вулкана) – Вулкан спящей энергии народа, 162 – высота, НУМ (*Над Уровнем Моря).
Значковое обозначение ж/д, прямоугольник, wc – Непостроенные железная дорога, перрон, общественный wc.
Скамейка – Сквер, ожидающий благоустройства.
Перевёрнутая буква П – неустановленные урны для мусора - повсюду.
Буква А – Автостанция недостроенная.
Силуэт Ильича с поднятой рукой – Обязательный монумент.
Буква Ш – Шедевры современной архитектуры.
Тёмная точка в светлом квадрате – Апогей украшения города «ДЖИНС».
Маковки церквей – Миражи уничтоженных храмов.
Автобус на фоне церкви – Храм-гараж. (Мимо ехал Лужков и сказал: «Надо восстановить»).
Керосиновая лампа на фоне церкви – Спас на керосине (при фашистах – конюшня).
Крест на фоне церкви – Храм-водокачка.
Цветок с 5-ю тёмными лепестками (пятиугольник) – Центр краеведения.
Цветок с 5-ю светлыми лепестками (пятиугольник) – Будущий музей «Усадьба прошлого».
Ромбик из 4-х светлых квадратиков – Культурный центр и книжный магазин.
Ромбик из 4-х светлых квадратиков – Центр искусств НЕ имени Прянишникова.
Матрёшка – Реаниматоры памяти в «Берегине» и «Светлице».
Буква Г – Гостиница, в которой останавливался К. Прутков.
Стрелка влево – Отсюда живописный вид.
Латинская буква F – futurum – Воспоминания о будущем.
Военная треуголка – Ночёвка и «Фиаско Бонапарта».
Колосок – Хлебное поле (*хлебозавод с настенной картиной).
Две перекрещенных лопатки – Тайник.
Привидение – Дом с привидениями.
Горшочек с червонцами – В этом доме зарыт клад.
Человек с кувшином – Здесь омывают тело (*баня).
Закрытая книжка – Здесь разгадывают мир (*библиотека).
Ломаная линия – Траектория полёта бабочки.
Муха – Муха-путешественница (улетела, пока не замазали).

CIMG5679.jpg

Дом, на котором нарисован Глобус, (а он располагается напротив жёлтого Благовещенского собора, прямо в центре города), вообще расписан полностью. На другом его торце нарисована фигура Циолковского. Он жил и работал в Боровске учителем арифметики. Интересно, что рядом приведён фрагмент его письма, и что вы думаете! – великий учёный, учитель, писал с ашипками! «При сем прилагаю сведения о грамадном балиде, пролетевшим над Боровском, где я пробыл учителем 12 лет. Получено мною о болиде 200 писем. Его видели в образе падающей звезды даже за 1000 килом. От Москвы. Ваш Циалковский. 4 июля. 1934 г.». Кому – Стернфельду. Куда – Париж».
«Циолковский»

CIMG5680.jpg

CIMG5681.jpg

CIMG5699.jpg

CIMG5684.jpg

Во молодец - наш огурец!

CIMG5701.jpg

Парадная сторона дома, обращённая к дороге, расписана портретами и знаменательными историческими сценами. На ней надпись: «Летопись ратных имён и деяний».
Далее портреты:
- русский воин в кольчуге и стальном шлеме – Михаил Бренок – двойник Дмитрия Донского в Куликовской битве;
- русский князь в военном облачении и со щитом – Владимир Андреевич Храбрый, князь серпуховско-боровский;
- воевода, князь Дмитрий Пожарский с мечом (фрагмент всем известного памятника Мартоса на Красной площади) – руководил отражением польско-литовской интервенции в Боровском уезде в 1615-1618;
- князь Волконский, отбивающийся от врагов поляков, в Пафнутьевом монастыре в Боровске в 1610. Подвиг князя лёг в основу символики герба г. Боровска.
Все эти замечательные картины нарисованы на стенах между окнами (вполне обитаемыми, с занавесочками и цветочными горшками), а самое интересное, что самое последнее окно – фальш, и из него выглядывает какая-то загадочная русская боярыня. Выглядит – потрясающе! И ещё добавлю восклицательных знаков !!
«Во имя России» (серия из 8 картин)

CIMG5703.jpg

CIMG5707.jpg

CIMG5705.jpg

CIMG5708.jpg

Но на художника пишут жалобы. То адмирала Сенявина, уроженца здешних мест, он на канализационной подстанции нарисовал, и ето «принижает его величие». То народ выстиранные семейные трусы не может повесить на балконе, потому что под ним нарисованы герои Куликовской битвы. То после того, как на одном доме художник изобразил академика Чебышева, тоже уроженца здешних мест, возник оптический обман, что дом как будто падает. А голенький писающий мальчика рядом с храмом – «возмущает чувства верующих»...
Удивительно, что авторы жалоб – это собратья художника по кисточкам, т.е. если жители на улице подходят к нему и благодарят, и идеи дают, и расспрашивают о сюжетах, и в очередь выстраиваются, чтобы им на их заборчиках и домишках что-нибудь тоже нарисовали, то разнокалиберные «товарищи по цеху» строчат жалобы в администрацию.

Вот почитайте убойной силы экземпляр. Афтор произведения - архитектор Нестеренко:
Главе администрации гор. Боровска: «Отдел архитектуры и градостроительства ставит Вас в известность, что уличное оформление по художественной раскраске фасадов зданий нарушает охрану ценной исторической среды сложившейся застройки города Боровска, так как для благоустройства и украшения улиц города следует учесть метод комплексной реконструкции, предусматривая и проводя одновременно работы по реставрации зданий, имеющих архитектурную и культурную ценность, по реконструкции, модернизации и капитальному строительству существующих зданий не нарушая традиционный характер среды и благоустройства территории с учетом безопасности движения во избежание визуально-обманчивого восприятия уличного проезда». … . …. – О как, припечатали-то, а! только переведите, пжлста, если кто-то хоть что-то понял.

Туристы о жалобах ничего не знают, но в город, тем не менее, валом валят – чтобы посмотреть на фрески. Сам художник на подобные выпады отвечает словами К.Пруткова: «У всякого портного свой взгляд на искусство» и продолжает рисовать. Вот он, какой, Боровский парадокс. Да, альбом с росписями можно было купить в местной художественной галерее. Сейчас, к большому сожалению или к радости (? ), он уже распродан.

2.jpg

ПРОГУЛКА ПО БОРОВСКУ - ФРЕСКИ ВЛАДИМИРА ОВЧИННИКОВА

CIMG5688.jpg

CIMG5689.jpg

CIMG5694.jpg

10.jpg

9.jpg

8.jpg

"Адмирал Сенявин"

11.jpg

"Морячка"

7.jpg

6.jpg

"С таким мотором, только нас видали!"

CIMG5725.jpg

"Песня весны"

CIMG5691.jpg

"Спешите творить добро!"

CIMG5756.jpg

CIMG5762.jpg

CIMG5741.jpg

Овчинников2_Сорокина.jpg

Новая картина по мотивам Марка Шагала. Шагал жил в Витебске, Овчинников живёт в Боровске. Паралелли? Нет! - Знак равенства!)
фото olga_sorokina

Из Фейсбука Владимира Овчинникова
"Художник Юрий Васильевич Шеров сегодня прислал мне только что законченную им картину "Параллельный город" (60х60). В наивном стиле изобразил меня и Эльвиру. Говорит, выставит картину в феврале в Музее истории Обнинска".


.

CIMG5750.jpg

Овчинников1.jpg

Из Фейсбука Владимира Овчинникова

CIMG5758.jpg

На выезде из города - "Красивого поворота!"

Картинная галерея под открытым небом — удивительный Боровск

Этот город — красавчик.​ Даже в дождь, даже без листьев на деревьях. Вот, правда, не лукавлю. Он какой-то сам по себе милый и симпатичный. К тому же с явной фишкой. С картинами на домах. Уверена, что вы о них знаете. Или нет?

Местный художник Владимир Овчинников

Именно он с разрешения властей устроил эту красоту. У них с супругой Эльвирой Частиковой семейный подряд. Муж орудует кисточками и красками, жена — словами и рифмами. Она поэтесса, и пишет стихи для каждой фрески. Очень круто, и ни на что не похоже. Город — картинная галерея. Я другого такого не знаю.

Когда в Боровске гуляешь, главное — успевать оглядываться. Росписи повсюду. И такие разные они — философские, краеведческие, социальные, злободневные, ироничные, душевные, смешные.

На одной из стен есть карта фресок

Мы её сфоткали, и по ней хотели найти все настенные картины. Но вариант оказался не очень — там названия улиц и номера домов не обозначены. Поэтому, куда удобней купить в книжном магазине — он в торговых рядах в центре — путеводитель по городским работам Овчинникова, и ходить по нему. Или не покупать. Вот вам адреса.​

Прям чётко — списочком:

  • ул. Коммунистическая, 1;
  • ул. Коммунистическая, 16;
  • ул. Коммунистическая, 2;
  • ул. Ленина, 9;
  • ул. Ленина, 30;
  • ул. Ленина, 18;
  • ул. Ленина, 76;
  • ул. Текстильный пер., 2;
  • ул. Володарского, 4;
  • площ. Ленина, торговые ряды;
  • площ. Ленина, 2;
  • площ. Ленина, 1;
  • ул. Красноармейская, 7;
  • канализационно-насосная станция 1 (рядом с пешеходным мостом через реку);
  • Липовая аллея (это за мостом уже);
  • ул. Калужская, 95А;
  • ул. Калужская, 156;
  • ул. Калужская, 172.

Это как раз список из путеводителя. Но он неполный. Работ больше. Картинная галерея под открытым небом в Боровске живая, и регулярно пополняется новыми работами.​

На одну из новинок мы набрели совершенно случайно

Решили перейти на другой берег Протвы по пешеходному мостику, и прям на нём увидели указатель с надписью «Звездолёт». Согласитесь, звучит очень заманчиво. Даже наш Федя заинтересовался.

Конечно, пошли искать. По пути сначала заценили длинный забор с кучей картин — очень много в одном месте. Потом — живописный бор. По одной из версий, название города благодаря этому вечнозелёному лесу и появилось. Ну и, наконец, сам звездолёт. Это оказался прекраснейший арт-объект авторства всё того же творческого тандема — художника Владимира Овчинникова и его жены, поэтессы Эльвиры Частиковой.

То есть стояла тут лютая на вид 10-метровая бетонная штука, которая строилась как отстойник очистных сооружений. Но давно не использовалась по назначению, лет 30 как. Стояла и всё. Заброшенная и никому не нужная.

Боровск: изрисованный город одного человека

Боровск - небольшой город Калужской области, находящийся в 90 километрах от Москвы. У любителей приключений он на слуху, ведь здесь можно найти то, что редко допустят в больших городах: необычные, разнообразные граффити на стенах домов, торговых зданиях и вообще всем, что, как говорится, попадётся под руку. А также здесь находится весьма необычный и не известный многим объект «Звездолёт». За все это город Боровск получил много названий: Параллельный город, Портал и другие.

Рисунок на жилом доме Рисунок на жилом доме

Въезжая в город, вам обязательно бросятся в глаза рисунки, расположенные на домах. Сперва их будет немного, но потом вы поймёте, что они повсюду! Можно подумать, что это креативные хозяева решили выделить свои дома, но это не так. Сейчас эти граффити - визитная карточка города.

Рисунок на доме в центре Боровска Рисунок на доме в центре Боровска Дверь и окна нарисованы Дверь и окна нарисованы

Началась эта история около 10 лет назад, когда один из жителей города состарился и вышел на пенсию. Мужчина решил не просиживать дни перед телевизором, а захотел заняться творчеством, ведь он был местным художником. Его имя - Владимир Овчинников.

Граффити можно встретить в самых необычных местах Граффити можно встретить в самых необычных местах

Пустив в ход свой талант, Владимир начал рисовать. И не где-то, а на домах, воротах и других необычных местах, которые находил подходящими.

Тогда весь город поделился на две части: одна - местная администрация, а вторая - население, которому работы Овчинникова пришлись по душе.

Разногласия нарастали, тема неоднократна поднималась в СМИ, а главный архитектор города даже заявлял, что "Уличное оформление по художественной раскраске фасадов зданий нарушает охрану ценной исторической среды, сложившейся застройки города. Нарушая традиционный характер среды и благоустройства территории с учетом безопасности движения во избежание визуально-обманчивого восприятия уличного проезда. ".

На Овчинникова посыпались штрафы, а в на город. - туристы. Необычные рисунки настолько впечатлили людей, что они приезжали со всех окрестностей. А Владимир продолжал рисовать.

Свои граффити он расположил в умышленном порядке: они помогают обойти все достопримечательности города.

Граффити на военную тематику Граффити на военную тематику

Когда туристический потенциал прежде обычного городка увеличился, администрация смирилась со сложившейся ситуацией и даже поддержала художника: теперь рисунки - визитная карточка города. Здесь сейчас так принято: рисовать. Рисует не только Владимир, но и другие жители.

Читайте также: