Жилые дома год постройки 1876 архитектор некора в м стиль эклектика

Обновлено: 07.07.2024

Архитектурный ликбез. 12 казанских домов в стиле модерн

«Инде» продолжает составлять альтернативные маршруты для прогулок по городу: вслед за путеводителем по историческим мечетям предлагаем краткий гид по казанским зданиям в стиле модерн.

Степан Новиков
архитектор-реставратор
Архитектура в стиле модерн пришла в Казань на смену эклектике в начале ХХ века. Объектов в этом стиле в Казани построено не так много, как в Москве и Санкт-Петербурге — любое новое направление в архитектуре проникало в губернии с опозданием, а революция 1917 года и вовсе приостановило его развитие. Проводником новых стилей становятся либо архитекторы (в Казани таким пионером модерна стал Константин Олешкевич), либо богатые заказчики, стремившиеся показать свой утонченный вкус. Модерн пришел на смену эклектике, но в Казани практически нет домов, выполненных в «чистом» модерне, — все те здания, которые мы относим к этому стилю, правильнее называть эклектикой с элементами модерна. В Казани также заметно и влияние татарского романтизма (например дом Кекина, дом Шамиля, номера «Амур»). Однако в каждом конкретном случае соотношение стилей различно — это в конечном счете и определяет своеобразие казанской архитектуры того времени. К примеру, дом Ушкова (здание Национальной библиотеки РТ) из-за богатства разностилевого декора относят к эклектике, однако мы не можем игнорировать то, что в основе своей это модерновый дом. Что это значит: для модерна характерны отказ от классической ордерной системы, обилие изогнутых линий, асимметрия фасада и элементов (к примеру, окна дома могут иметь различную величину), тенденция к объединению внутреннего и внешнего пространства (для домов в стиле модерн характерны большие оконные и дверные проемы), сложная пластика фасада (множество мелких лепных деталей, барельефы растений и животных). При этом наряду с «богатым» модерном, в котором строились купеческие особняки, существует так называемый рациональный модерн, которому свойственно практически полное отсутствие отделки. Он был характерен для общественных городских сооружений и доходных домов.

Номера «Амур»

Адрес: ул. Московская, 70

Дата постройки: 1864 год

Архитектор: Петр Аникин

Архитектурные особенности:

«Своеобразный памятник архитектуры в стиле модерн, в котором нашли отражение мотивы готики», — так пишет об «Амуре» сайт Минкульта РТ. Здание в плане имеет форму параллелограмма с внутренним двором-колодцем: на втором и третьем этажах находились жилые помещения, первый этаж — торговые площади. В оформлении фасада здания использованы приемы татарской архитектуры : счетверенные оконные проемы третьего этажа, объединенные поверху кирпичным пояском, напоминающие окна Усмановской мечети; аркатура — ряд фальшивых арок — под карнизом, распространенная в зодчестве казанских татар; подковообразные арочные завершения дверных проемов первого этажа. Сейчас дом пустует.

Интересный факт:

«Амур» был одной из немногих благоустроенных гостиниц в дореволюционной России. С декабря 1912-го по февраль 1913 года в гостинице останавливался Габдулла Тукай, основоположник национального театра, а с ним и актеры первой татарской профессиональной труппы «Сайяр» Габдулла Кариев и Сахибжамал Гизатуллина-Волжская. В 1912−1913 годах здесь жил писатель и публицист Фатих Амирхан.

Доходный дом Н. Киселева

Адрес: ул. Муштари, 20

Дата постройки: 1910 год

Архитектор: Константин Олешкевич

Архитектурные особенности:

Дом был построен по заказу известного ветеринарного врача и в то же время владельца химических производств и торговца химическими товарами Николая Киселева. Фасад пышно декорирован лепкой, фриз облицован керамической плиткой петербургского завода Овсяного. Любопытно наличие псевдоампирных венков и меандров, добавляющих эклектики дому. Центр фасада выделен арками проезда и входа, балконами и мощным аттиком, который некогда заканчивался двумя ша­рами и стилизованной скульптурой птицы. Сейчас здание пустует.

Интересный факт:

Об этом здании вспоминает писатель Василий Аксенов, детство которого прошло в Казани: «Я родился на улице тишайшей, что Комлевой звалась в честь местного большевика, застреленного бунтующим чехословаком. Окошками наш дом смотрел в Лядской сад. <…> Наш скромный дом соседствовал с шикарнейшим модерном в три этажа. Там на фронтоне зиждилась скульптура, ошеломлявшая дитя, когда бы ни взглянул. Скульптура такова: стеклянный шар земной в широтах и меридианах, а на нем верхом орел, простерший два крыла отменной бронзы. Не понимая, что к чему, ребенок застывал перед фронтоном, и всякий раз при взгляде на орла ему хотелось пить».

Поликлиника Академии наук

Адрес: ул. Муштари, 33

Дата постройки: 1906 год

Архитектор: Константин Олешкевич

Архитектурные особенности:

Двухэтажный кирпичный особняк принадлежал архитектору Константину Олешкевичу. В обработке фасада сочетаются кирпичная кладка и цветная цементная штукатурка. Фасад с двумя ри­залитами (выступами фасада во всю высоту здания. — Прим. «Инде» ), асимметричный, над северным ризалитом — трехгранный эркер с завершением сложной формы, возвышающимся над кровлей. Низ эркера укра­шен стилизованной головой химеры. На противоположной стороне находится дверной проем изогнутой формы.

Интересный факт:

В советское время дом Олешкевича был конфискован, в нем находился детский дом. В 1923−1927 годах в доме жил писатель, общественный деятель, ученый Галимджан Ибрагимов (1887−1939), а в 1929−1942 годах в доме жил писатель Адель Кутуй (1903−1945).

Дом Юнусовых-Апанаевых

Адрес: ул. Тукая, 67/14

Дата постройки: начало XIX века (перестроен в стиле модерн в 1916 году)

Архитектор: Михаил Литвинов

Архитектурные особенности:

Интересный факт:

Первоначально дом принадлежал купеческой семье Юнусовых, однако был продан семье Апанаевых, которые и реконструировали здание. Они же открыли в этом доме бесплатные медицинские кабинеты для бедных горожан. Сегодня здание занимает поликлиника.

Первый дом Адольфа Пора

Адрес: ул. Гоголя, 29

Дата постройки: 1904 год

Архитектор: предположительно Константин Олешкевич

Архитектурные особенности:

Трехэтажный жилой дом (здесь по-прежнему живут люди), оштукатуренный бетоном. Построен по проекту, утвержденному в 1904 году, вероятно, архитектором Олешкевичем. Имеет сложную конфигурацию с закругленным северо-западным углом. Планировка решена по анфиладной системе, соединяющей парадную и черную лестницы. Фасад симметричный, на центральной его части находятся два балкона разного размера (оригинальное ограждение утрачено). По бокам фасада находятся одинаковые ризалиты, увенчанные невысокими аттиками, в их основании — дверные проемы, вписанные в круг.

Интересный факт:

Дом принадлежал преподавателю французского языка Адольфу Ивановичу Пору. В Симбирске он был учителем молодого Владимира Ульянова . С 1889 года жил и работал в Казани. Похоронен на Арском кладбище .

Доходный дом Меркулова-Губайдуллина

Адрес: ул. Островского, 53

Дата постройки: 1913 год

Архитектор: неизвестен

Архитектурные особенности:

Доходный дом Меркулова-Губайдуллина — образец рационального модерна. Здание построено из красного кирпича, фасад симметричный, однако окна первого этажа имеют разный размер. В здании сохранились оригинальная рама витрины на первом этаже и кованые ворота в арке. Предположительно построен по типовому столичному проекту доходного дома.

Интересный факт:

В дореволюционное время здесь находился публичный дом.

Дом Зинаиды Ушковой

Адрес: ул. Кремлевская, 33

Дата постройки: 1908 год

Архитектор: Карл Мюфке

Архитектурные особенности:

Двухэтажный особняк с полукруглым эркером на углу, окруженным балконом с ажурной решеткой. Стены пышно декорированы лепкой. Нижний этаж имеет глубокую горизонтальную рустовку (рельефная имитация каменной или кирпичной кладки. — Прим. «Инде» ). Дом Ушковой — один из немногих казанских особняков, в которых сохранились оригинальные интерьеры: каждое помещение отделано в своем стиле (неоготика, бонапартистский ампир, рококо, псевдовосточная стилистика). Интерьеры украшены бронзовыми и лепными драконами, птицами, животными и витражами на различные сюжеты. В доме имеется особая комната-грот, в виде искусственной пещеры, в которой располагался зимний сад. Сейчас здание целиком занимает Национальная библиотека.

Интересный факт:

Казанский промышленник Алексей Ушков заказал у Мюфке этот дом в качестве свадебного подарка своей жене Зинаиде.

Дом Карла Мюфке

Адрес: ул. Х. Атласи, 28

Дата постройки: 1908 год

Архитектор: Карл Мюфке

Архитектурные особенности:

Двухэтажный особняк в стиле эклектики, с преобладанием приемов модерна: лестничные клетки с овальными окнами, балкон на одной опоре, большой оконный портал на втором этаже, характерные перила ограждений. При этом в здании присутствуют мотивы китайской архитектуры и псевдоготического стиля.

Интересный факт:

Карл Мюфке построил собственный дом на гонорар за строительство дома Зинаиды Ушковой. Сегодня дом отведен детскому саду.

Дом Варвары Дружининой

Адрес: ул. З. Космодемьянской, 2/5

Дата постройки: 1911 год

Архитектор: Константин Олешкевич

Архитектурные особенности:

Дом купеческой вдовы Варвары Александровны Дружининой был описан современниками так: «Угловой двухэтажный деревянный особняк имеет необычную объемно-пространственную композицию и фасады. Фасады украшены простыми террасами и балконами, ризалитами с щипцовыми завершениями, а также фризом с резным декором и массивным карнизом на выгнутых консолях». Единственный сохранившийся образец казанского деревянного модерна. Сейчас дом находится на реставрации.

Интересный факт:

Из-за архитектурных особенностей и украшений в восточном стиле казанцы прозвали его «чайным домиком».

Чернояровский пассаж

Адрес: ул. Кремлевская, 21

Дата постройки: 1901 год

Архитектор: Генрих Руш

Архитектурные особенности:

Здание строилось из уже стоящих на этом месте двух домов (этим объясняется несимметричность фасада). Перед главным входом была широкая лестница, а над входом — просторный металлический балкон. Лестница и балкон до наших дней не сохранились. Второй и третий этажи имеют коридорную планировку с центральной лестничной клеткой. Вестибюльная центральная часть с главного фасада выделена портиком из четырех полуколонн, завершенным массивным полуциркульным двухъярусным разорванным фронтоном барочного характера и обширным прямоугольным балконом над входом в вестибюль. Крайние членения над входом в магазин выделены полуколоннами, завершены барочными главками, поддерживаемыми перевернутыми металлическими волютами. Фасад украшен барельефным изображением фламинго (по другим версиям — это пеликаны или лебеди) и картушами (лепное украшение в виде полуразвернутого рулона бумаги, ленты, свитка или щита, на котором может помещаться герб, эмблема или вензель. — П рим. «Инде») по третьему этажу. Стены первого этажа были облицованы зеленой плиткой, сейчас она закрашена, а сам этаж занял разнообразный общепит — «Тюбетей», DOM (не так давно закрывшийся) и другие заведения.

Интересный факт:

Генрих Руш также автор Александровского пассажа (Кремлевская, 17/22). Он хотел объединить оба пассажа в одно здание, но городские власти не смогли выкупить у купца Николая Унженина двухэтажный особняк (Кремлевская, 19), находящийся между ними.

Жилые дома год постройки 1876 архитектор некора в м стиль эклектика

фото

Архитекторы: Некора В. М.
Год постройки: 1876
Стиль: Эклектика

Дом

Эклектика с цитатами из готики

1876 (проект) - арх. Некора Василий Михайлович (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9631)

фото

План двора купца 2-й гильдии
Савелия Михайловича Михайлова (листы 5-7)
ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9631

фото

Разрешение на
строительство

фото

фото

Фрагмент схемы
РГИС 2019 г.

В качестве предисловия: адресные и купеческие книги 1860-70-х называют Шпалерную самым разным образом: Шпалерная (редко), Воскресенская набережная улица, Воскресенская улица и даже Воскресенский проспект. Этот участок имел тогда номер 48.

В издании 1854 г., когда это сторона улицы еще была нечетной, дд. 47 и 49 по Воскресенской набережной (но речь идет, это видно, о Шпалерной) показаны принадлежащими Скоробогатову и Бекперовой (так; Путеводитель: 60000 адресов из С.-Петербурга). В купеческих книгах я эту фамилию не нашла ни в одном из вариантов, которые нам еще встретятся. В электронном каталоге Архивного комитета самое раннее дело по этому участку имеет нижнюю дату 1856 г.

Чертежи дома на участке, принадлежавшем Бекнеровой, Н. Ф. Бекнерову, С. М. Михайлову, Михайловым по Шпалерной ул., 50 и Воскресенской наб., 8. Чертежи зданий складов лесных материалов В. Ю. Джулияни на участке, принадлежавшем Городскому Ведомству по Шпалерной ул., 58 и Таврической ул., 4 Начальная дата: 1856. Конечная дата: 1892 ( ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 9631 )

(Какое отношение к этой истории имеют склады, о которых говорится во 2-й части заголовка, неясно, но современный участок 50 что-то уж слишком большой, бог его знает, докуда он простирался.)

В Табели 1875 г. Шпалерная улица заканчивается 44-м домом, начиная с д. 46 - это Воскресенская улица, владельцем дома 48 показан Бекнеров.

Купеческая книга 1876 г. показывает, что купец 2-й гильдии Савелий Михайлович Михайлов, 54 лет, проживающий по Сергиевской, 55, и содержащий несколько трактиров, портерных лавок и склад пива в разных частях города, один из трактиров содержит в доме Бекнерова № 48 по Воскресенскому проспекту.

В купеческой книге 1877 г. трактир показан по тому же адресу, но уже в собственном доме С. М. Михайлова. О Михайлове сообщается, что он с 1872 г. состоит младшим сотрудником Высочайше утвержденного комитета для разбора и призрения нищих, при нем состоят жена Фекла Григорьевна, сыновья Михаил, Филипп, Терентий и Федор, от 29 до 14 лет, и дочь Александра 22 лет.

То есть получается, что С. М. Михайлов стал владельцем участка, тогда № 48, в 1876 г. Тут, конечно, любопытно, откуда вдруг всплыл Генрихсон в качестве архитектора, и есть ли об этом доме сведения в справочнике Кирикова [ 99 ], где, за очень редким исключением, даты даются по проектным чертежам.

В электронном каталоге есть заголовки еще нескольких дел по этому участку, датировка одного из которых уточняет дату, не позднее которой Михайлов стал здешним домовладельцем.

Дом Михайлова, Шпалерная улица дом 50 Начальная дата:17.07.1876. Конечная дата:31.03.1902.

(ЦГИА СПб. Фонд 573. Опись 1. Дело 2649)

О залоге имущества Ф. М. Михайловой и М. М. Михайловым, Ф. Г. Михайловой и М. С. Михайловым, С. М. Михайловым, Н. Ф. Бикнеровым по Шпалерной ул.,48 (Шпалерная ул.,50, Воскресенская наб. р.Б.Невы,8) Начальная дата: 31.01.1863. Конечная дата: 09.11.1904 (Здесь последовательность домовладельцев обратная).

(ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 1. Дело 670)

Чертежи дома С. М. и М. С. Михайловых по Шпалерной ул.,50 Начальная дата: 20.06.1894. Конечная дата: 10.02.1914. (Это чертежи фиксационные, составленные в связи с закладом дома). ( ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 4. Дело 405)

ВПг на 1917 показывает домовладельцем М. С. Михайлова, старшего из сыновей С. М. Михайлова.

План двора купца 2-й гильдии Савелия Михайловича Михайлова (листы 5-7).

Данный дом - на Воскресенской (ныне Шпалерной) улице, разные его части обозначены литерами А, В и С. Как обычно, на обратной стороне - разрешение на строительство .

Итак, дата 1876 г. подтверждается - по крайней мере, для проекта. Но еще интереснее то, что здесь есть имя архитектора, и притом довольно известного.

На плане двора написано: "План с натурою верен. 1 июня 1876 г. Архитектор Некора". Этого мало. На чертеже фасада стоит подпись: "Инженер-архитектор Василий Некора".

Некора, Василий Михайлович

Окончил Строительное училище в 1870. В 1876-1883 годах был городским архитектором.

Содержание

Проекты

Литература

Ссылки

Примечания

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в 1844 году
  • Умершие в 1887 году
  • Архитекторы по алфавиту
  • Архитекторы Санкт-Петербурга

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Некора, Василий Михайлович" в других словарях:

Некора Василий Михайлович — Василий Михайлович Некора Годы жизни Гражданство Российская империя Дата рождения 1844 Дата смерти 1887 … Википедия

Некора, Василий Михайлович — инженер архитектор; † 17 февр. 1888 г. … Большая биографическая энциклопедия

Василий Михайлович Некора — Годы жизни Гражданство Российская империя Дата рождения 1844 Дата смерти 1887 … Википедия

Некора, Василий — Василий Михайлович Некора Годы жизни Гражданство Российская империя Дата рождения 1844 Дата смерти 1887 … Википедия

Некора — Некора, Василий Михайлович Василий Михайлович Некора Годы жизни Гражданство Российская империя … Википедия

Василий Некора — Василий Михайлович Некора Годы жизни Гражданство Российская империя Дата рождения 1844 Дата смерти 1887 … Википедия

Эклектика (архитектура)


Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.

Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену…

Эклектика прошла два этапа в развитии — 1830-е—1860-е гг. и 1870-е—1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры.

Стиль эклектика в архитектуре: характерные черты, архитекторы, примеры


Примерно с середины XIX века в России появляется стиль эклектика. В архитектуре он выразился наиболее контрастно. Это направление приходит на смену классицизму. Но если прошлый стиль дал городам регулярную планировку, положил начало центрам, то эклектика заполнила жесткую структуру кварталов и завершила городские ансамбли.

Как зарождалось направление

современная эклектика

На заре XIX века по всей стране началось бурное развитие капитализма, оно сопровождалось активным строительством железных дорог, появление которых возрождало к жизни небольшие города. Именно так произошло, например, с Челябинском и Курганом, а что касается их ближнего региона Екатеринбурга, то он к концу XIX века стал крупным железнодорожным узлом. То же самое происходило и в других частях страны.

Конечно же, все это создало предпосылки для дальнейшего развития городов, начинают появляться новые жилые и коммерческие здания. Все больше и больше строилась магазинов. Дома, которые изначально были созданы для того, чтобы сдать их внаем, начали передавать в аренду частным предпринимателям под магазины. Стоит отметить, что такая ситуация была только с нижними этажами. Что касается верхних квартир, они все так же были предназначены для жилья либо для каких-то мелких контор.

Архитектурный стиль эклектика, характерные черты

эклектика архитекторы

Благодаря тому, что число зданий постоянно росло, их старались украшать как можно разнообразие, чтобы привлекать внимание. Делали это, конечно же, в рекламных целях.

Архитектура в стиле эклектика отличается от своих предшественников обилием и разнообразием декоративных элементов. Это давало творцам большую свободу действий и широту творческой мысли. Эклектика допускала одновременное использование элементов самых разных стилей: готики, барокко, ренессанса, византийского, финского, псевдорусского и так далее.

Усадьба Севастьянова

Дом Севастьянова

Один из самых ярких представителей стиля эклектики в архитектуре расположен в Екатеринбурге. А также этот дом еще и один из самых первых сооружений в данном направлении на Урале. Здание принадлежало гордому чиновнику Севастьянову, которой построил его в 1860-1863 гг.

Основу дома составила угловая постройка с круглой ротондой. Она была выполнена в классическом стиле. Интересным фактом является то, что изображения первоначального образа дома Севастьянова сохранилось и по сей день, только с некоторыми изменениями. Позже архитектор перестроил здание, очень сильно изменив, и украсил строение всеми возможными стилями.

Городская легенда гласит, что Севастьянова спросили, в какой эпохе он предпочитает дом. Он показал на несколько стилей и сказал, что ему нравится все.

Конечно, совместить все и сразу не получилось, но в современном доме каждый может увидеть признаки самых разных эпох. То есть человек видит все - от классики: оставшиеся колонны и круглую ротонду с небольшим куполом; от барокко: элитные фронтоны над окнами второго этажа, а часть только со стороны проспекта; до готического стиля, напоминающий Собор Саграда-Фамилия в Барселоне.

Особенность строения

Несмотря на то что все здание выполнено в различных эпохах, архитектор решил еще немного разнообразить строение. Все окна усадьбы разные, например, на первом этажа использован один размер и одна форма. На втором этажа все представлено в другом стиле. И по-другому оформлены окна третьего уровня, они почти квадратные.

Вот такое вот разнообразие деталей можно увидеть. Все это смесь эпох, в которой можно увидеть и черты барокко, и классические детали. А готические мотивы придают свободу игре разными стилями.

Доходный дом Уваровых

Доходный дом Уварова

Эпоха эклектики - это когда становится можно строить все что хочешь и оформлять здания как хочешь. И вот в конце XIX века, в России начинается расцвет данного направления.

Но стоимость создания архитектуры в стиле эклектика, слишком большая, поэтому самыми красивыми домами были только общественные здание, церкви и постройки самых богатых жителей.

Рассматривая дом Уваровых, городских чиновников, который был построен в первой трети XIX века, в стиле классицизм, можно понять, какие изменения в облике городов произошли. При переходе между стилей, косметика дома, изначально, была предельно простой. Оформлялись дома просто и лаконично. До появления эклектики, классицизм был четко регламентированным.

Предполагалось, что здания должны были выглядеть лаконично, в фасадах домов не допускалась вольность, как и в украшении зданий. Поэтому дома простых горожан имели в основном строгие фасады, практически без архитектурного декора.

Когда в архитектуре проснулся период эклектики, каждый владелец дома мог украсить здание так, как он этого хочет. Теперь можно сделать строение такой формы, какой хочет владелец, такой этажности какую хочет использовать он сам. Любые элементы декора, какие ему нравятся, в общем, можно делать все что угодно.

Города расцветают и приобретают индивидуальность отдельных зданий. Происходит это потому, что они строятся непохожими один на другой. Именно такие изменения и случаются с усадьбой Уваровых.

Особенные строения

Дом Зигайнова

Еще одно примечательное здание — это дом Загайнова. Он был небольшим чиновником в Горном ведомстве, потом оставил службу и начал заниматься торговлей выпечки на хлебном рынке. Загайнов не стал перестраивать свой дом по велению моды. Но усадьба все же была изменена, и произошло это в 1872 году благодаря архитектору Реутову. Это один из самых известных архитекторов эклектики.

Данное здание особенное. Дом Загайнова — это уникальная разновидность эклектики, заметно, насколько строение отличается от предыдущего варианта усадьбы невооруженным глазом.

Архитектор Реутов для оформления здания использует разнообразные варианты лепнины, каждый элемент очень детально и качественно проработан. Благодаря такому видению дом получается очень нарядным.

с 1910 по 1916 год в доме Загайнова располагалась библиотека имени Белинского, первая публичная общедоступная библиотека Екатеринбурга. "Белинка" была основана в 1899 году по инициативе частных лиц и получила название в честь литературного критика Виссариона Белинского в 1916 году. Из дома Загайнова она переехала в собственное здание, построенное на вознесенском проспекте. Несмотря на то что зданием активно пользовались, оно осталось в своем прежнем виде.

Современная эклектика

Интерьер в стиле смешанной эпохи сделать очень легко. Осматривая дома, которые относятся к эклектике, можно выделить определенные образцы для подражания.

Спас на Крови

Если речь заходит о допустимых красках, то в пример лучше всего привести Спас-на-Крови, который создал великий архитектор Альфред Александрович Парланд. Несмотря на то что в основе создания храма стоит русский стиль, искусствоведы находят много смешений во внешнем виде. Именно красочность Спаса-на-Крови и привлекает многих туристов. И это не удивительно, ведь данное здание является образцом идеального сочетание цветов.

Особняк Лопатиной

Одно из лучших сочетаний множества стилей можно обнаружить в центре Москвы — это особняк Лопатиной. Архитектором данного строения был Александр Каминский.

Архитектурный ансамбль главного фасада здания представлен поясом филенок под окнами первого этажа, чередой архивольтов на широком фризе, простенками между окнами и сохранившимися в первозданном виде изразцами. Полуциркульные окна встроены в ампирную аркаду. Колонки, углы ризалита и фасада, сандрики в виде трехчастных кокошников оформляют окна второго этажа. Килевидные кокошники завершают оконный ряд третьего этажа. Высокая пирамидальная крыша с ажурным возвышением на коньке подчеркивает центр дома и выделяет здание на фоне общего ансамбля улицы. В единой с домом стилистике выполнена сохранившаяся в первоначальном виде кованая ограда XIX века.

Стены из разноцветного облицовочного кирпича составляют ключевой орнамент главного фасада. Двухцветные керамические вставки имитируют узор вышивки крестом. Парадные двустворчатые двери с арочным завершением расположены со стороны Большой Никитской улицы. Внутреннюю планировку здания отличают цилиндрические и парусные своды с распалубками в подвале и гостиной на первом этаже.

Дом Лопатиной выделяется отсутствием стилевого единства между внешним обликом здания и его эклектичным интерьерами.

Интерьер в стиле эклектика

интерьер в стиле электика

Точно подобранные приглушенные колористические акценты на материальных формах. Дизайнерам удалось подружить несколько стилей. Эклектика — это и есть смешение. Обычная люстра, обрамляющая окно, с современной яркой кухней. Или черный лак нержавейки и зебрано. Или стальная кожа в интерьере в сочетании со стенами цвета увядшей розы. Все это примеры эклектики.

Красивое сложное сочетание вместе с декоративной штукатуркой слегка фиолетовых оттенков может также создать незабываемое сочетание в стиле ар-деко.

Один из интересных приемов, способных объединить разные стилистики — это деловой тон в интерьере. При этом в дополнении должна быть какая-то необычность. Например, в одном известном здании просто поставить стену архитектору казалось не очень интересно, поэтому он создал целый кинотеатр, не использовав огромную технику. Был сделан акцент на глубину аппаратуры, света и подсветки. Именно это все и дало различные ощущения от фильмов, да и от самого вида мини-кинозала.

Дополнение в интерьере

Считается, что зарождению эклектики способствовали, в частности, те места, где пересекались торговые пути и разные народы. Сплав культур и национальных традиций находил выражение в архитектура и интерьере. Вначале была популярна тема Востока. Именно она и прослеживалась в убранстве многих зданий. Например, восточные мотивы звучали в интерьере спален и в зазеркалье коридоров ведущих в гостиные. Которые завершали интерьер в разных оттенках, в разных материалах. Такие мелочи, как, например, стол, который, выполненный в золоте, сделает картину богаче и еще более стильной.

Строя здание в стиле эклектика, можно быть уверенным, что интерьер будет по-своему уникальным. Но стоит помнить, что лучше всего подходит игра на контрастах.

Жилые дома год постройки 1876 архитектор некора в м стиль эклектика

фото

Архитекторы: Некора В. М.
Год постройки: 1876
Стиль: Эклектика

Дом

Эклектика с цитатами из готики

1876 (проект) - арх. Некора Василий Михайлович (ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9631)

фото

План двора купца 2-й гильдии
Савелия Михайловича Михайлова (листы 5-7)
ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9631

фото

Разрешение на
строительство

фото

фото

Фрагмент схемы
РГИС 2019 г.

В качестве предисловия: адресные и купеческие книги 1860-70-х называют Шпалерную самым разным образом: Шпалерная (редко), Воскресенская набережная улица, Воскресенская улица и даже Воскресенский проспект. Этот участок имел тогда номер 48.

В издании 1854 г., когда это сторона улицы еще была нечетной, дд. 47 и 49 по Воскресенской набережной (но речь идет, это видно, о Шпалерной) показаны принадлежащими Скоробогатову и Бекперовой (так; Путеводитель: 60000 адресов из С.-Петербурга). В купеческих книгах я эту фамилию не нашла ни в одном из вариантов, которые нам еще встретятся. В электронном каталоге Архивного комитета самое раннее дело по этому участку имеет нижнюю дату 1856 г.

Чертежи дома на участке, принадлежавшем Бекнеровой, Н. Ф. Бекнерову, С. М. Михайлову, Михайловым по Шпалерной ул., 50 и Воскресенской наб., 8. Чертежи зданий складов лесных материалов В. Ю. Джулияни на участке, принадлежавшем Городскому Ведомству по Шпалерной ул., 58 и Таврической ул., 4 Начальная дата: 1856. Конечная дата: 1892 ( ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 9631 )

(Какое отношение к этой истории имеют склады, о которых говорится во 2-й части заголовка, неясно, но современный участок 50 что-то уж слишком большой, бог его знает, докуда он простирался.)

В Табели 1875 г. Шпалерная улица заканчивается 44-м домом, начиная с д. 46 - это Воскресенская улица, владельцем дома 48 показан Бекнеров.

Купеческая книга 1876 г. показывает, что купец 2-й гильдии Савелий Михайлович Михайлов, 54 лет, проживающий по Сергиевской, 55, и содержащий несколько трактиров, портерных лавок и склад пива в разных частях города, один из трактиров содержит в доме Бекнерова № 48 по Воскресенскому проспекту.

В купеческой книге 1877 г. трактир показан по тому же адресу, но уже в собственном доме С. М. Михайлова. О Михайлове сообщается, что он с 1872 г. состоит младшим сотрудником Высочайше утвержденного комитета для разбора и призрения нищих, при нем состоят жена Фекла Григорьевна, сыновья Михаил, Филипп, Терентий и Федор, от 29 до 14 лет, и дочь Александра 22 лет.

То есть получается, что С. М. Михайлов стал владельцем участка, тогда № 48, в 1876 г. Тут, конечно, любопытно, откуда вдруг всплыл Генрихсон в качестве архитектора, и есть ли об этом доме сведения в справочнике Кирикова [ 99 ], где, за очень редким исключением, даты даются по проектным чертежам.

В электронном каталоге есть заголовки еще нескольких дел по этому участку, датировка одного из которых уточняет дату, не позднее которой Михайлов стал здешним домовладельцем.

Дом Михайлова, Шпалерная улица дом 50 Начальная дата:17.07.1876. Конечная дата:31.03.1902.

(ЦГИА СПб. Фонд 573. Опись 1. Дело 2649)

О залоге имущества Ф. М. Михайловой и М. М. Михайловым, Ф. Г. Михайловой и М. С. Михайловым, С. М. Михайловым, Н. Ф. Бикнеровым по Шпалерной ул.,48 (Шпалерная ул.,50, Воскресенская наб. р.Б.Невы,8) Начальная дата: 31.01.1863. Конечная дата: 09.11.1904 (Здесь последовательность домовладельцев обратная).

(ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 1. Дело 670)

Чертежи дома С. М. и М. С. Михайловых по Шпалерной ул.,50 Начальная дата: 20.06.1894. Конечная дата: 10.02.1914. (Это чертежи фиксационные, составленные в связи с закладом дома). ( ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 4. Дело 405)

ВПг на 1917 показывает домовладельцем М. С. Михайлова, старшего из сыновей С. М. Михайлова.

План двора купца 2-й гильдии Савелия Михайловича Михайлова (листы 5-7).

Данный дом - на Воскресенской (ныне Шпалерной) улице, разные его части обозначены литерами А, В и С. Как обычно, на обратной стороне - разрешение на строительство .

Итак, дата 1876 г. подтверждается - по крайней мере, для проекта. Но еще интереснее то, что здесь есть имя архитектора, и притом довольно известного.

На плане двора написано: "План с натурою верен. 1 июня 1876 г. Архитектор Некора". Этого мало. На чертеже фасада стоит подпись: "Инженер-архитектор Василий Некора".

Эклектика: русский стиль

В прошлой публикации мы поговорили о том, какие здания в Москве представляют направления эклектики, использующие образы и формы общеевропейских архитектурных стилей прошлого.

Теперь пришла очередь поговорить о нашем национальном вкладе в архитектурную эклектику.

Стилевое направление, искавшее вдохновение в образах национальной архитектуры прошедших веков, родилось ближе к середине 19 века.

Первой ласточкой движения в этом направлении стал так называемый византийский стиль, который сформировался как воплощение идеологии правления Николая Первого: православие, самодержавие, народность. Византийский стиль, в первую очередь, проявил себя в храмовой архитектуре. По сути, он стал официальным стилем культового зодчества и отразил стремление обратиться к корням православной архитектуры, которая не без оснований связывалась с Византией. Разумеется, развитие этого стиля в значительной мере было обусловлено идеей преемственности от Византии к России, ощущением особой миссии России в христианском мире ("Россия - третий Рим").

Родоначальником византийского (или, как его иначе называют, русско-византийского ) стиля в отечественной архитектуре стал любимый архитектор Николая Первого - Константин Тон.

Главное его творение в области культовой архитектуры - Храм Христа Спасителя, возведённый в 1883 году. Архитектура храма воссоздаёт образы церковной архитектуры, восходящие к византийской традиции. Стилистика оформления ориентирована на древние соборы Владимира и Москвы, с их пятиглавым завершением, закомарами и аркатурно-колончатыми поясами.

Судьба этого храма оказалась драматичной, в 1930-е годы он был разрушен большевиками, затем восстановлен по сохранившимся чертежам в 1995-2000 годах.

Вообще, история этого храма заслуживает отдельного рассказа.

Ещё одно знаковое храмовой сооружение в русско-византийском стиле находится на Бородинском поле.

Это Владимирский собор Спасского монастыря, основанного Маргаритой Тучковой - вдовой Александра Тучкова, погибшего на Бородинском поле.

Собор построен в 1851-1859 гг. выдающимся архитектором и реставратором М.Д. Быковским.

К началу 20 века внутри византийского стиля сформировалось археологическое направление, ориентированное на кавказские и балканские образцы, с их полосатой кладкой стен, плоскими куполами и строенными окнами.

Несколько подобных сооружений есть в Москве.

Храм Иконы Божией Матери "Знамение" в усадьбе Кунцево (Большая Филёвская улица, 65) построен в 1911-1913 гг. архитектором и реставратором С.У. Соловьёвым. Храм был освящён уже после смерти архитектора.

Храм Иконы Божией Матери "Отрада и утешение" на Ходынском поле (улица Поликарпова, 16) построен в 1907-1909 гг. по проекту архитектора В.Д. Адамовича на деньги действительного статского советника И.А. Колесникова, который хотел таким образом почтить память военных и казаков, погибших в ходе декабрьского восстания 1905 года. Желанием И. Колесникова также было отдать дань памяти Великому князю Сергею Александровичу Романову убитому революционером Желябовым в 1905 году. На освящении храма присутствовала вдова Сергея Александровича - Великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

Однако вернёмся к Константину Тону. Среди построенных по его проектам общественных зданий самыми знаменитыми, безусловно, являются Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата.

Эти здания построены в так называемом русском стиле , для которого характерно точное воспроизведение элементов древнерусской архитектуры 16-17 веков.

Большой Кремлёвский дворец построен К. Тоном в 1839-1849 гг. при участии архитекторов Ф.Ф. Рихтера и Н.И. Чичагова и является одним из крупнейших дворцов Европы. Белокаменные резные наличники, подобная гульбищу внешняя обходная галерея первого яруса, сдвоенная арка с подвесной гирькой в оконных проёмах - всё это детали древнерусской архитектуры. Русский стиль иногда ещё называют стилем детали.

Вместе с тем, более свойственное барокко и классицизму ордерное членение фасада, в сочетании с древнерусскими элементами декора, как раз и иллюстрирует суть эклектики.

Однако согласитесь, что в этом нет ничего несообразного или безвкусного. Наоборот, это очень эффектное сочетание. По-настоящему "разумный выбор", то есть именно то, что и означает "эклектика" в переводе с греческого.

В стилевом единстве с Большим Кремлёвским дворцом по проекту К. Тона в 1851 году построено здание Оружейной палаты.

Читайте также: