Жилой дом у покровских ворот

Обновлено: 07.07.2024

Жилой дом у покровских ворот

Построен в 1936 г. Архитектор - Лазарь Зиновьевич Чериковер. Бывший жилой дом НКВД. Нумерация квартир: 1–74.
Восьми-десятиэтажный пятиподъездный кирпичный жилой дом, построенный на пересечении двух стилей: позднеконструктивистском – и неоклассицистическом, повсеместно вводившимся в 1930-е годы.

«Жилой дом у Покровских ворот» - это официальное наименование, которое было ему дано в проектно-сметной документации 1934-1936 гг. при согласовании проекта Моссоветом, дело находится в ЦГА Москвы.

Дом был построен по проекту и заказу ИСО (Инженерно-строительный отдел) ОГПУ (НКВД) СССР. Его жильцами стали военнослужащие погранвойск и офицеры расквартированного в примыкающих к новому дому в Покровских казармах полка Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения (ОМСДОН) им. Дзержинского. Квартиры были как коммунальные, так и индивидуальные. С целью объединить внутреннюю территорию дома с казармами была построена арка въездных ворот с калитками со стороны Покровского бульвара и организован вход с территории двора в казармы.

Интересной особенностью дома является то, что он был построен с учётом расположения в нём вестибюля для перспективной станции «Покровская» Арбатско-Покровской линии метро. В доме также жило много выдающихся военноначальников советской эпохи, в том числе и Павел Артемьевич Артемьев (1897–1979), бывший командующий Московской зоны обороны (1941–1943 гг.) и который командовал легендарным парадом на Красной площади 7 ноября 1941 г.
В советское время весь цокольный этаж был отдан под нужды ателье № 1, где шили военную форму для разных родов войск.

Архнадзор


На месте пересечения Бульварного кольца с улицей Покровка, там, где недавно появился амфитеатр с фрагментом стены Белого города, а в просторечии «Яма» на Хохловской площади, более восьмидесяти лет стоит большой жилой дом в стиле постконтруктивизма (Покровка, 20/1, стр. 1).

Желая сохранить неотъемлемую часть этого пейзажа – жилой дом у Покровских ворот, в Мосгорнаследие неоднократно подавались заявления о включении этого дома в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Они поддерживались письмами представителей профессионального сообщества, но Департамент упорно отказывается принимать заявление к рассмотрению, каждый раз используя весьма спорные аргументы. Но об этом ниже, а сейчас о самом доме и его окрестностях.


История
«Жилой дом у Покровских ворот» (это официальное наименование, которое было ему дано в проектно-сметной документации 1934-1936 гг. при согласовании проекта Моссоветом, дело находится в ЦГА Москвы) стоит в окружении застройки с богатой историей.

Окна дома выходят на единственный сохранившийся фрагмент стены Белого города XVI века, в честь одних из ворот которой – Покровских – и получила свое название эта местность. Не менее примечательна и сама дорога, проходившая через эти ворота – Покровка. В XVII веке эта улица приобрела негласное название «царская дорога», потому что цари стали ездить по ней из Кремля к берегам Яузы в свои сёла Покровское (Рубцово), Измайловское и Преображенское.

Каждое строение в окружении «Дома у Покровских ворот» имеет свой стиль и несет в себе дух эпохи, а их история переплетается с историей города.


Под окнами «Жилого дома у Покровских ворот» разбит сквер, он ровесник дома. Ранее на этом месте находились малоэтажные деревянные строения, до революции 1917 года принадлежавшие роду тверских купцов-старообрядцев Чибисовых, занимавшихся торговлей шерстью и бумажным товаром. В 1940 году, в связи с 50-летием со дня смерти писателя-революционера Н.Г. Чернышевского, улица Покровка и сквер были переименованы в его честь, а в 1988 году в этом сквере был установлен памятник писателю (скульптор Ю.Г. Нерода).

Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Покровку планировалось расширить, а площадь Покровских Ворот превратить в один из центральных перекрестков, через который проходила бы трасса, шедшая до Семёновской площади («Сталинская магистраль» в Лефортово и Измайлово). Была определена новая красная линия застройки. Именно её должен был обозначить появившийся в 1936 году на месте старых деревянных домиков большой каменный дом, а пространство перед ним слиться с новой площадью.

Но этим планам не суждено было сбыться. На месте несостоявшейся площади появился сквер, а «Жилой дом у Покровских ворот» так и остался единственным воплощением грандиозных градостроительных планов по модернизации направления от Ильинки до Измайлова на улицах Маросейка и Покровка.


Дом был построен по проекту и заказу ИСО (Инженерно-строительный отдел) ОГПУ (НКВД) СССР. Его жильцами стали военнослужащие погранвойск и офицеры расквартированного в примыкающих к новому дому в Покровских казармах полка Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения (ОМСДОН) им. Дзержинского. Квартиры были как коммунальные, так и индивидуальные. С целью объединить внутреннюю территорию дома с казармами была построена арка въездных ворот с калитками со стороны Покровского бульвара и организован вход с территории двора в казармы.

О единстве казарм и дома свидетельствует факт смешения адресов в адресно-телефонных книгах Москвы за 1936-1940 годы, когда жильцам «Жилого дома у Покровских ворот» (Покровка, д. 20/1) официально приписывался адрес примыкающих к дому казарм (Покровский бульвар, д. 3).


Обитатели «Жилого дома у Покровских ворот» представляют отдельный интерес. Многие из них неразрывно связаны со значимыми событиями страны и внесли существенный вклад в развитие науки и культуры. Немалая часть первых жителей дома подверглась репрессиям.

Среди жильцов дома был Герой Советского Союза полковник А.Г. Тимощенко. Во время войны он командовал полковой артиллерией. В 1945 году, выполняя приказ форсировать реку Вислу, Тимощенко со своими батальонами оказался в такой же ситуации, как и герои фильма «Батальоны просят огня»: оторван от тылов, без подкрепления, с плохим снабжением. Он смог продержаться неделю и, измотав врага, применив военную хитрость, отбросил его, обеспечив наступление советским войскам. За этот подвиг полковник Тимощенко был удостоен Золотой звезды героя и ордена Ленина. А.Г. Тимощенко был кавалером ещё многих государственных наград и не только СССР.

Другим жителем дома был герой войны, генерал П.А. Артемьев, командовавший легендарным парадом на Красной площади 7 ноября 1941 года. Во время войны он отвечал за оборону Москвы, был организатором парада Победы в 1945 году.


Помимо военнослужащих, в доме жили выдающиеся представители культуры, науки: академик Российской академии художеств, народный художник России М. М. Курилко-Рюмин; солистка Большого театра СССР, заслуженная артистка России Н.А. Лебедева, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники России Э.Л. Калинчев и многие другие.


Архитектура
Внешний облик и планировка «Жилого дома у Покровских ворот» дошли до наших дней в первоначальном виде.

Здание имеет Г-образную конфигурацию и состоит из пяти жилых подъездов. Особую выразительность дому придает тот факт, что жилые этажи поставлены на высокий цокольный этаж, обработанный рустом, перебиваемый мраморными порталами фасадных подъездов. Возвышающаяся над всем строением угловая башня в 10 этажей придаёт дому монументальность. Архитектурно подчёркнутый угол доминирует надо всем зданием. Массивные части строения уравновешены детализированным фасадом с вертикальным членением. Создаётся образ неприступной крепости с башней.


Изначальный проект предполагал строительство 11 этажей с площадкой навершия. Однако, дабы вписать новое строение в существующий архитектурный ансамбль, было решено уменьшить этажность и не реализовывать террасу. Следуя свойственной посткоструктивизму тенденции к упрощению декора, архитекторы отказались от первоначально планировавшихся статуарных фигур по фасаду и в окончательном варианте проекта ограничились барельефами в виде пентаграмм и розеток между окнами аттикового этажа и на порталах парадных подъездов. Ограждения балконов, лестничных пролётов, лифтовые панели, калитки и ворота объединены единым мотивом, подчёркивая строгую цельность стилевого решения.


Монументален декор парадных подъездов: массивные створы двойных внешних дверей, мраморная облицовка, барельефы придают торжественность всему строению. Впечатляют сохранившиеся в первоначальном виде во всех парадных подъездах оригинальные двойные деревянные створчатые тамбурные двери, большая редкость для Москвы.

Оконные проемы лестничных клеток имеют размер во всю высоту маршевого пролёта, что с одной стороны создаёт удобное освещение лестниц и лестничных клеток для жителей, а с другой придаёт линиям фасада чёткость. Все деревянные двойные оконные рамы лестничных пролётов сохранены. На лестницах в подъездах остались латунные держатели для ковров. Даже такие мелочи, как ручки, звонки, петли, находятся на своем месте с 1936 года.


Парадно декорированному уличному фасаду противопоставлен простой, без изысков, дворовый. А сам двор украшен фонтаном, чаша которого сейчас не работает и используется как клумба.

Оригинальна и планировка квартир. В четырёх подъездах квартиры трехкомнатные, а в угловом состоят из двух, трех и четырех комнат. Первоначально некоторые квартиры этого подъезда были объединены с квартирами соседнего и составляли одно жилое пространство. Сейчас в них есть пятиугольные комнаты, а в квартирах последних этажей — пожарные выходы на чердак и лестничную клетку соседнего подъезда.


Предусмотрены система вентиляции, центральное отопление, газ на кухнях; естественные холодильники, встроенные шкафы и антресоли; в стене, у которой устанавливалась плита, обустроен вытяжной дымоход, использовавшийся для самоварной трубы.

В бывшем помещении коменданта дома, находящегося в торце здания у пятого подъезда, в первоначальные виде сохранились межкомнатные перегородки и фурнитура (ручки, замки). Во многих квартирах еще стоят оригинальные комплекты дверей: двустворчатая остеклённая в одну из комнат, одностворчатая в кухню и однодольные филёнчатые в другие жилые помещения. В жилых комнатах есть тянутые карнизы оригинальной профилировки и лепнина.


Архитектор
Любопытна фигура и архитектора «Жилого Дома у Покровских ворот», Лазаря Зиновьевича Чериковера (3 июля 1895, Полтава — 25 декабря 1964, Москва). В 1918 году Чериковер закончил архитектурное отделение Киевского художественного училища, а с 1920 по 1927 год учился в Москве на архитектурном отделении МВТУ. С 1928 года работал в Проектной конторе «Стройбюро» ИСО ОГПУ (НКВД), где совместно с её руководителем А.Я. Лангманом осуществил ряд значимых построек, таких как комплекс трудовой коммуны в Болшеве и стадион «Динамо», самый вместительный в довоенное время в Европе.

На счету Л.З. Чериковера много и самостоятельных гражданских строений, и «Жилой Дом у Покровских ворот» одно из них. С началом Великой Отечественной войны Чериковер, будучи уже сотрудником Академии архитектуры, принимал активное участие в организации маскировок особо ценных объектов городской и промышленной инфраструктуры крупных городов СССР: Москвы, Горького, Иванова, Воронежа.

Со второй половины 1940-х годов Чериковер руководил мастерской экспериментального оборудования Академии архитектуры СССР. Принимал активное участие в создании научной, математически просчитанной основы для формулирования параметров советского жилья (нормы пространства, необходимого для быта советского человека). Таким образом, он внёс существенный вклад в разработку параметров малогабаритных квартир («хрущёвок») и других проектов жилых домов в СССР, которые позволили решать жилищно-коммунальную проблему тех лет, перейти от коммунальной квартиры к индивидуальной.

Несмотря на заметный вклад архитектора в советское градостроение, ни одна его самостоятельная постройка пока, к сожалению, не имеет статуса памятника.

Отказы
В Департамент культурного наследия было направлено три заявления о признании «Жилого дома у Покровских ворот» объектом культурного наследия. Все три раза сотрудники Департамента проявляли изрядную находчивость, чтобы обосновать формальный отказ в регистрации документа.


Очевидно, по мнению ДКН, организация парада Победы генералом П.А. Артемьевым это так себе событие, ничего особенного. Газетные вырезки об участии Артемьева приложены. А Герой Советского Союза А.Г. Тимощенко (его наградной лист приложен к заявке), вероятно, совершал свой подвиг ради какой-то другой страны.

Не удовлетворили Департамент и более ста листов приложенных материалов: проектов и чертежей, подписанных архитектором, многочисленных архивных фотографий, газетных статей, выписок из домовой книги и телефонных справочников, сканов из цитируемых книг, иных документов, относящихся к истории дома. Его претензия состоит в отсутствии пары сканированных листов из указанного архивного фонда.

Подавать очередную заявку и получать необоснованный отказ в ее принятии? Или пускаться с Мосгорнаследием в бесперспективную переписку, пытаясь доказать им, что хозяин не барин и его прямая обязанность принять к рассмотрению заявку, составленную по всей установленной форме?

Между тем над домом нависла реальная угроза. Он может потерять львиную долю деталей, делающих его уникальным. Опасность исходит от другого органа московской власти – Фонда капитального ремонта.

Эскиз фасада "Жилого дома у Покровских ворот" со скульптурами и фигурными изображениями на барельефах

Эскиз фасада со скульптурами и фигурными барельефами

Откроем документацию, выложенную на официальном сайте госзакупок, и прочитаем, какие работы запланированы: «замена мраморных плит на фасаде», «ремонт лестниц» (прощайте, ковровые держатели), «замена всех дверей на металлические», «замена окон на ПВХ» и так далее. Все, что любовно сохранялось на протяжении почти восьмидесяти лет, все приметы времени, пойдут под нож. И противостоять этому, в отсутствие у дома охранного статуса, практически невозможно.

Уверенно могу сказать, что программа капитального ремонта хороша для стандартных домов, но для таких уникальных, с индивидуальной архитектурой и богатой историей, она фатальна.


Литература
1. ЦГА Москвы. Документация 1934 – 1936 гг., утверждённая Моссоветом на постройку жилого «Дома у Покровских ворот».
2. П.В. Сытин. Из истории московских улиц. (Очерки). — Московский рабочий. — Москва, 1958.г..
3. Т. Вайнер. «Жилой дом у Покровских ворот» // Архитектура СССР, № 2. — 1937.
4. А. Селиванова:. Постконструктивизм. Власть и архитектура в 1930-е годы в СССР. — БуксМАрт. — Москва, 2019.
5. РГАЛИ Материалы на члена Союза Архитекторов СССР Л.З.Чериковера
6. Материалы из Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева
7. Памятники архитектуры Москвы. Тома №№ 2, 3,10.
8. Телефонные справочники. Список абонентов Московской городской телефонной сети (1936-1940 гг).

Жилой дом у Покровских ворот

На месте пересечения Бульварного кольца с улицей Покровка, там, где бетонный амфитеатр с фрагментом стены Белого города, а в просторечье «Яма» на Хохловской площади уже почти 90 лет (1936 г. постройки) стоит большой жилой дом в стиле «постконтруктивизма».

Автор проекта подзабытый сегодня, но с большими заслугами архитектор Л.З. Чериковер.

Окна «Жилого дома у Покровских ворот» выходят на единственно сохранившейся в городе фрагмент стены Белого города (XVI век) и в честь одних из ворот, которой – Покровских и получила эта местность свое название.

Каждое строение в районе Покровских ворот и окружающее «Дом у Покровских ворот» имеет не только свой стиль и дух эпохи, но и уникальную историю, которая переплетается с историей города.

Микрорайон Покровские ворота один из древнейших в столице. Известия о нём и прилегающих территориях доходят до нас, начиная с XIV века. К тому времени, с момента образования Москвы прошло уже почти 200 лет, и районы города перешагнули за стены Китай-города и начали осваивать земли Белого-города. Именно тогда и появилась улица Покровка (вначале называвшаяся Покровская), которая стала продолжением улицы Ильинка.

Недалеко от Покровских ворот, со стороны Белого-города улицу пересекала река Рачка, размывавшая почву и делавшая этот участок малопривлекательным местом для застройки богачей. Речка текла из «Чистого пруда», ранее носившего название «Поганый». Заболоченность местности отразилось в названии церкви (дом №13), появившейся тут в XVI веке – Троицы на Грязех.

К концу же XVIII века на Покровке, одной из немногих улиц того времени появилась каменная мостовая. Земли вдоль улицы принадлежали разным богатым родам: Кантемиров, Ромодановских, Щербатовых, Дурново и других, что способствовало началу каменного строительства и формированию красной линии улицы.

В конце XVIII века окончательно были разобраны каменные стены и башни Белого города, простоявшие почти двести лет. На их месте, со временем появились парные двухэтажные здания постоялых дворов - гостиниц, обрамлявшие улицу с двух сторон (дома, 17 и 16-18 ). На фотографии здания по обе руки переднего плана.

Архитектурный ансамбль Покровских ворот, вобрал в себя наслоение последних трех столетий. Это разнообразие архитектурных стилей гармонично смотрится и в полной мере отражает ту многовековую историю города, которая шла по этой улице и строила её.

Смотря с улицы на один из фасадов "Жилого дома у Покровсских ворот" мы видим, примыкающее крыло дома № 22 - легендарный «Дом-комод» (дворец Апраксина – Трубецких). Построен в 1766 г. в несвойственном для Москвы стиле барокко. Точный автор неизвестен, но все сходятся во мнении в принадлежности к школе Б.Ф. Растрелли. Заказчик дома был дальним внуком сподвижника Петра I и создателем Российского военно-морского флота – Ф. М. Апраксина. Вскоре усадьба была продана не менее знатному вельможе из старинного рода Трубецких.

Не менее любопытна история появления скверика перед "Жилым домом у Покровских ворот".

Доходный дом Ф. С. Рахманова (д.19) построен в самом конце XIX века для одного из представителей династии купцов-старообрядцев Рахмановых, которые «сколотили миллионное состояние» на торговле хлебом. Этот дом в стиле модерн один из первых московских образцов этого стиля. Фасад украшен богато лепниной. Сам владелец, после разорения переехал с семьёй из своего особняка в квартиру на втором этаже дома. Тут они встретили революцию, голодали и привыкали к советской жизни.

Другой фасад "Жилого дома у Покровских ворот" выходящий на Хохловскую площадь и пресловутую "Яму" смотрит на не менее замечательное строение - доходное владение Е. Г. Оловяшниковой (Покровский бульв., №. 4/17). Этот доходный дом с магазинами на первом этаже был построен в 1912 г., архитектором С.Ф. Воскресенским. В конце XX века здание было надстроен двумя этажами. Род Оловянишниковых, одних из самых крупных производителей колоколов и церковной утвари в Российской империи, тесно связан с Покровскими воротами. Они жили в доме № 10 по Покровке, напротив Храма Троицы Живоначальной на Грязех, старостой которого одно время был глава семейства. Правление Торгово-промышленного товарищества «П.И. Оловянишникова сыновья» в начале XX века располагалось по адресу Покровские ворота, д. 14.

Другим зданием, непосредственно прилегающим к «Дому у Покровских ворот» (ул. Покровка д.20/1 стр.1.) и объединённое с ним композицией ворот являются легендарные Покровские казармы (Покровский бульвар, 3). Их строительство было начато в 1798 г. по указу императора Павла I. Это самые первые казармы в Москве. Они строились на средства горожан, чтобы освободить их от обязанности воинского постоя. Уже в 1801 г. было построено двухэтажное здание, где разместился мушкетёрский батальон Навашинского полка.

А в 1930-е годы, когда в казармах разместилась дивизия им. Дзержинского был надстроен еще один этаж, и здание приобрело сегодняшний вид. Перед казармами всегда располагался плац, который ликвидировали только в 1954 г., когда здание перестало функционировать, как казармы и было передано под административные нужды. "Жилой дом у Покровских ворот" строился как жилье для военослужащих погранвойск и командного состава дивизии , В доме были как отдельные квартиры, так и много коммунальных. Тогда же в торцевой части Покровских казарм, выходившей во двор построенного дома, была сделана дверь, ведущая во внутренние помещения казарм. Для объединения пространства казарм с двором была построена въездная-выездная группа – ворота с калитками, чьи арки соединили стену дома со стеной казарм, создав цельную композицию. По задумке проектировщиков, офицеры, проживавшие в «Жилом доме у Покровских ворот» и служившие в дивизии, расквартированной в казармах, могли, выходя через подъезды чёрных выходов (дворовых) напрямую проходить через двор на территорию части, не обходя плац через парадный подъезд и центральную улицу.

Индивидуальные особенности здания характерны для архитектурного стиля посткоструктивизм, существовавшего в середине 1930-х годов. "Жилой дом у Покровских ворот" стоит как бы на постаменте первого этажа, придавая постройке монументальность и торжественность. Конструктивное решение четвёртого подъезда, доминирующего по высоте и художественным линиям над всем строением создаёт центральную ось композиции.

Одной из тенденций посткоструктивизма было умеренное декорирование внешнего облика здания, придавая ему больше строгости и простоты. именно это мы видим в работе Чериковера, когда в процессе реализации проекта отбрасывались лишние декорации, задуманные на стадии проектирования. Так, изменилась высотность центральной (угловой) части дома - с 11 до 10 этажей, убрано навершие, не реализованы статуи, которые планировалось разместить на фасаде здания между окнами возвышающегося над всем строением углового подъезда и отмеченных на утвержденных чертежах.

Где в Москве снимали фильм "Покровские ворота"?

"Покровские ворота" - один из культовых советских фильмов. Где в Москве снимали киноленту? Почему картину вообще так назвали, если к воротам сюжет не имел никакого отношения? Где находился дом главных героев? И правда ли, что его не снесли? А также много интересного о других локациях фильма. Читайте, будет интересно!

В каком доме жили герои?

В основу фильма была положена одноимённая пьеса Леонида Зорина. В ней автор описывал реальные события 1948 года, происходившие на Петровском бульваре. Чтобы избежать неприятных ситуаций с настоящими прототипами персонажей, Зорин перенёс действие произведения в район Покровских ворот.

Несмотря на название фильма, съемки происходили далеко от того места, где раньше располагались Покровские ворота. Их снесли еще в 18 веке при ликвидации стен Белого города. Сейчас на этом месте одноименная площадь.

Где в Москве снимали фильм "Покровские ворота"?

Дом героев, который показан в киноленте, находился по адресу: Нащокинский переулок, 10. Он располагается параллельно Гоголевскому бульвару. Изначально здание было двухэтажным особняком, построенным на месте сгоревшего в 1812 году съезжего двора Пречистенской полицейской части.

В 1884 году дом приобрёл предприниматель И.А. Коровкин. По его приказу здание перестроил в доходный дом архитектор В.П. Загорский. Интересно, что после революции 1917-го здесь действительно располагались коммунальные квартиры.

Несмотря на то, что в начале и в конце фильма мы видим, как дом разрушают, реальное здание стоит на своём месте до сих пор. Правда его немного перестроили. Снесённая конструкция, предположительно, в реальности находилась на углу Краснопролетарской улицы и Оружейного переулка. Интерьеры коммуналки снимали в павильоне "Мосфильма". Фотографии листайте.

Улица Покровка, 16. Гостиница XIX века и дом Зиберта

Двухэтажное здание по улице Покровка, 16 изначально построили в рамках программы по строительству гостиниц на месте бывших стен Белого города у проездных ворот в период с 1801 по 1802 годы. Решение принималось на высочайшем уровне - лично императором Павлом I.

Предположительно, отвечал за строительство и являлся автором проекта архитектор Василий Петрович Стасов.

Улица Покровка, дом 16 в Москве

Фото 1. Улица Покровка, 16 в городе Москве

Строение являлось западным корпусом гостиницы, по соседству с которым, под номером 18, стоял восточный (снесен около 1965 года).

С 1900 по 1916 годы владение находилось в собственности С.С. Зиберта, а уже потом перешло по наследству Ольге Павловне Зиберт.

Гостиница у Покровских ворот в Москве

Фото 2. Здание одной из гостиниц начала XIX века у Покровских ворот


История этого дома связана с находившимся здесь в период с 1913 по 1916 годы кинотеатром под вывеской «Волшебные грезы», вход в который находился на углу здания, но со временем был заложен. Сменил его кинотеатр «Аврора», который просуществовал в этих стенах вплоть до 1969 года.

В настоящее время в здании на Покровке, 16 расположены магазины, рестораны и офисные помещения.

Нащокинский переулок, 10 – Доходный дом Коровкина

В основу нынешнего здания по Нащокинскому переулку, 10 в Москве включен объем двухэтажного дома с полуподвалом, построенным в классическом стиле после московского пожара 1812 года.

Ранее здесь находился Съезжий двор, относившийся к Пречистенской полицейской управе, где помимо служебных помещений имелись и камеры для арестованных горожан.

Нащокинский переулок, дом 10 в Москве

Из истории дома

История дома связана с именем поэта Алексея Николаевича Плещеева, проживавшего здесь в 1860-е годы. Многие наверняка знают строки его «Сельской песенки»:

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит …

В последней четверти XIX столетия владение выкупает московский купец Иван Александрович Коровкин, занимавшийся помимо своей основной деятельности и скупкой недвижимости.

В 1884-м году он привлекает к работам по реконструкции дома под доходное жилье зодчего Василия Петровича Загорского. В результате была изменена внутренняя планировка, а фасады получили новую облицовку.

После Октябрьской революции 1917 года в бывшем владении Коровкина устроили коммуналки. Одну из комнат в период с 1920-х по 1930-е годы занимал ученый-медик и профессор МГУ Максим Петрович Кончаловский – старший брат известного русского художника Петра Петровича Кончаловского.

Любителям фильма «Покровские ворота» будет интересно узнать, что этот дом стал одной из главных сценических площадок этой культовой киноленты.

Фильм "Покровские ворота" в Нащокинском переулке

На дворовой территории, выходившей на Гоголевский бульвар, герой «резались» в шахматы и домино, предавались грусти и мечтам, рассуждали о жизни.

На изломе нынешнего и прошлого веков здание претерпело огромные изменения. У него появился дополнительный этаж и мансарда, а также второй балкон. Внешние стены перелицевали и перекрасили в голубоватый цвет.

Жилой дом у Покровских ворот

На месте пересечения Бульварного кольца с улицей Покровка, там, где находится архо-парк амфитеатр с фрагментом стены Белого города, а в просторечье «Яма» на Хохловской площади уже почти 90 лет (1936 г. постройки) стоит большой жилой дом в стиле «постконтруктивизма».


Его официальный адрес — ул.Покровка 20/1 стр.1.



Каждое строение в районе Покровских ворот и окружающее «Дом у Покровских ворот» имеет не только свой стиль и дух эпохи, но и уникальную историю, которая переплетается с историей города. Вот несколько в непосредственной близости.


Дом № 13 – построенный архитектором М. Быковским в 1861году в ренессансном стиле Храм Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот.


По правую руку ближайшее строение одна из гостиниц — дом № 17 появившаяся в конце XVIII века на месте разобранной башни Покровских ворот по приказу императора Павла. Чуть дальше по площади Покровских ворот, угловой дом с башенкой № 15/16 — доходный дом Храма Троицы Живоначальной на Грязех (после войны надстроен).


на первом плане по обе руки так называемые Стасовские гостиницы. Следом по левую руку — дом № 19 (доходный дом Ф. С. Рахманова). Дом построен в самом конце XIX века для купца-старообрядца Рахманова, «сколотившим миллионное состояние» на торговле хлебом.


Прилегает к «Жилому дому у Покровских ворот» знаменитый «Дом-комод» (д.22, дворец Апраксина – Трубецких). Лоточник переходящий улицу мог бы попасть сразу в сквер Чернышевского, если бы пересёк ещё лет 40, а за сквером уже и сам герой нашего рассказа.


Вид на улицу Покровка, сквер Чернышевского и доходный дом Рахмановых по другую сторону Покровки.


Вид на Жилой дом у Покровских ворот со стороны Хохловской площади. Дом и прилегающие к нему Покровские казармы объединяет въездная/выездная арка с двумя калитками. Это архитектурное решение связано с историческим контекстом появления «Дома у Покровских ворот» в непосредственной близости от здания казарм. С 1924 г. по 1954 г в здании Покровских казарм была расквартирована Отдельная мотострелковая дивизия особого назначения имени Дзержинского. Мосгорисполком в декабре 1934 г. в непосредственной близости от казарм предоставил под строительство многоэтажного жилого дома земельный участок по улице Покровка Бауманского района. Дом предназначался для проживания военослужащих погранвойск и командного состава дивизии. В доме были как отдельные, так и коммунальные квартиры.


Ворота с калитками, чьи арки соединяют стену дома со стеной казарм, создают цельную композицию В торцевой части Покровских казарм, выходившей во двор построенного дома, была сделана дверь, ведущая во внутренние помещения казарм.


С другой стороны Хохловской площади, напротив «Дома у Покровских ворот» (ул. Покровка д.20/1 стр.1.) высится доходное владение Е. Г. Оловяшниковой (Покровский бульв., №. 4/17). Этот доходный дом с магазинами на первом этаже был построен в 1912 г., архитектором С.Ф. Воскресенским. 20 лет назад были надстроены 2 этажа, которые «съели» выступающий купол на углу здания.



Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 г. улицу Покровку планировалось расширить. Была определена новая красная линия застройки. Именно её и обозначил появившийся в 1936 году «Жилой дом у Покровских ворот». На месте пересечения улицы Покровка с бульварным кольцом должна была появиться огромная площадь, но война помешала реализации этих грандиозных планов.



Архитектура «Жилого дома у Покровских ворот» относит его к существовавшему в середине 1930-х годов стилю постконструктивизм. Особую выразительность дому придает то, что жилые этажи поставлены на высокий цокольный этаж, обработанный рустикой из мраморной крошки, перебиваемой мраморнымии порталами фасадных подъездов. Возвышающаяся над всем строением центральная часть (4 подъезд, имеюет 10 этажей) придаёт дому монументальность.


Массивные фасадные порталы подъездов подчёркивают величие дома. Барельефы над массивными парадными дверями, гранитная облицовка ниш парадных подъездов и угловых частей здания придают художественную неповторимость и целостность всей композиции.


Ограждения балконов, лестничных пролётов, калиток и ворот объединены мотивом единого узора, подчёркивая тем самым строгую цельность стилевого решение всего ансамбля.



Архитектурное решения 4 подъезда включает в себя ниши в межэтажных пролётах.


Отдельным предметом гордости дома являются парадные подъезды с барельефами над двустворчатыми дубовыми дверьми и


и идущие следом такие же массивные тамбурные двери.


Прямые линии балконов обрамляющие осб окон лестничных клеток придают внешнему виду «Жилого дома у Покровских ворот» строгость, что также характерно для постконструктивизма.


Другим моментом, иллюстрирующим традиции постконструктивизма стал отказ архитекторов от богатого декора. Вместо статуй советских людей на аттиковом этаже на межоконном пространстве сделали барельефы.


Во многих квартирах остались первоначальные элементы интерьера. Гарнитур межкомнатных дверей.


Интересны сохранившаяся фурнитура. Первоначальная дверная ручка.



На кухнях сохранены дымоходы для самоваров и газовых плит.


Вообще в интерьерах квартир много уникальных артефактов. Естественные холодильники, которые, как мы понимаем, были необходимостью в 1930-х годах (электрических не было). Стенные шкафы, антресоли, фрамуги, третий свет, двойные рамы окон и много другое.


Обитатели «Жилого дома у Покровских ворот» представляют отдельный интерес. Многие из них неразрывно связаны со значимыми событиями страны и внесли существенный вклад в развитие науки и культуры. Судьбы некоторых нашли отражение в литературе. Среди жильцов дома был Герой Советского Союза полковник А.Г. Тимощенко;


генерал П.А. Артемьев, командовавший Парадом на Красной площади 7 ноября 1941 года, и отвечавший за оборону Москвы в годы ВОВ; академик Российской академии художеств, народный художник России М. М. Курилко-Рюмин; солистка Большого театра СССР, заслуженная артистка России Н.А. Лебедева, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники России Э.Л. Калинчев и многие другие.

Я живу в «Доме со зверями» Аквариум в подвале, рис на стенах и шум Чистопрудного бульвара

Я живу в «Доме со зверями»

Гуляя по Чистопрудному бульвару, сложно не заметить бирюзовое здание с необычными белыми узорами — это так называемый в народе «Дом со зверями». Раньше здесь жили прихожане церкви и советская номенклатура. Дом успел засветиться и в кино: именно из его подъезда выходит главная героиня фильма «Подкидыш» Наташа. Здание также можно увидеть в «Покровских воротах» — в сцене, когда Людочка и Хоботов садятся в трамвай, на заднем плане вырисовываются очертания дома. Сейчас здание признано памятником регионального значения, однако за ярким фасадом скрывается старая проводка, историческую лепнину подделывают пенопластом, а в подвале размещен аквариум. The Village нашел жильцов дома и поговорил с ними о сложностях и прелестях жизни в известном здании.

Дом со зверями

Адрес

Чистопрудный бульвар, 14, стр. 3

Архитектор

Лев Кравецкий, Петр Микини, Борис Топазов

Художник по декору

Год постройки

1908, перестроен в 1945

Высота

Стиль







«Дом со зверями» такое название получил за эклектичные барельефы с животными и растениями. Над ними работал художник Сергей Вашков, последователь художника Васнецова. Вашков высоко ценил древнерусское зодчество и в работе над домом вдохновлялся экстерьером Дмитриевского собора во Владимире. Дому больше сотни лет, его построили в 1908 году. Изначально тут жили прихожане церкви Троицы на Грязех, которой здание и принадлежало. Другая часть помещений сдавалась в аренду, а на вырученные деньги община содержала церковно-приходскую школу и помогала малоимущим. В доме также жил художник Вашков, который получил здесь квартиру за свою работу. До 1920-х на первом этаже располагалась кондитерская. После революции и национализации здания первые этажи отвели под магазины, а верхние оставили жилыми.

В 1945 году дом решили перестроить. К уже существующим пяти этажам добавилось три. Во время ремонтных работ уничтожили балконы на втором этаже и часть барельефов наверху.

Сейчас дом жилой, а на первом этаже работают магазины. В подвале же находится «Морской аквариум на Чистых прудах», где можно купить аквариум и рыб и посмотреть на выставку кораллов. Вокруг дома всегда много людей: Чистопрудный бульвар здесь пересекается с Покровкой, тут с одной стороны — «Яма» на Хохловской площади, а с другой стороны — театр «Современник». Тут и кинотеатр, и бар «Сосна и Липа», и пруд, и церковь.




Айрат Багаутдинов

Историк архитектуры, автор проекта «Москва глазами инженера»

Не секрет, что доходный дом — форма бизнеса, характерная для ХХ века: строится дом, квартиры в нем сдаются, получается доход. В данном случае деньги перенаправляли на нужды общины, на содержание церковно-приходской школы и на поддержку малоимущих семей. Здание на Чистопрудном бульваре, 14, называется Доходный дом церкви Троицы на Грязех. Сама церковь располагается неподалеку, на Покровке (она очень сильно изменила свой облик и, к сожалению, до наших дней дошла сильно перестроенной). Средства на строительство этого дома выделили купцы Оловянишниковы как на благотворительный проект.

Авторы дома — малоизвестные архитекторы Лев Карвецкий и Петр Микини. Они в то время построили ряд доходных домов в Москве, например, дом Плевако на Новинском бульваре.

Дом на Чистопрудном прежде всего известен именно декором, который создал художник Сергей Вашков, поэтому дом иногда называют домом Вашкова. Это художник эпохи модерна. Отечественный модерн часто отсылает нас к образам средневековой русской архитектуры. Однако если мы говорим о храмах эпохи модерна, то это, как правило, отсылка к Псковско-Новгородской школе XII–XVI веков (например, о Покровском соборе Марфо-Мариинской обители на Ордынке или о церкви Николая Чудотворца на Тверской Заставе у метро «Белорусская»). Здесь же Вашков работает с иным первоисточником — с владимиро-суздальским зодчеством, причем именно с рельефами Дмитриевской церкви во Владимире, нечто похожее также есть и у церкви Покрова на Нерли, расположенной неподалеку. В соответствии с духом модерна Вашков не копирует эти рельефы, а вдохновляется ими, творчески их перерабатывает и создает самостоятельное художественное произведение с еще более сказочными и фантастическими зверями. Вашков расширил средневековый бестиарий (сборник вымышленных существ из мифологии), который был изображен на наших церквях во Владимире и окрестностях.

Читайте также: