Взрывные работы при строительстве тоннелей

Обновлено: 18.05.2024

Влияние взрыва на напряженное состояние горного массива и обделки при сооружении железнодорожных тоннелей Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Тюпин Владимир Николаевич

Приведен механизм действия взрыва при проходке выработок и железнодорожных тоннелей в трещиноватых напряженных горных массивах. Рассмотрены зоны действия взрыва . Зона заколов обеспечивает снижение устойчивости массива на контуре выработки. Зона взрывных остаточных напряжений (служит «сжатой пружиной») принимает участие в обрушении породы на контуре выработки и разрушении обделки тоннеля . Для снижения вредного влияния взрыва необходимо принять специальную технологию или проходить выработки и тоннели механическим способом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Тюпин Владимир Николаевич

Влияние взрыва на напряженное состояние трещиноватого массива при проведении горных выработок и железнодорожных тоннелей Действие взрыва в напряженном трещиноватом горном массиве при проведении горных выработок и железнодорожных тоннелей Деформационные процессы в Северомуйском тоннеле Методика определения динамически устойчивых размеров обнажений трещиноватого горного массива на сопряжениях выработок и железнодорожных тоннелей Безопасность и эффективность взрывных работ на карьерах и при устройстве выемок под железнодорожные пути i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPLOSION EFFECT ON THE MASSIF STRESS STATE DURING THE HANDLING OF MINING OUTPUT AND RAILWAY TUNNELING

The mechanism of explosion action on the crumbling stressed mine massifs during the handling of mining output and railway tunneling is presented. The areas of explosion action are considered. The driving area provides the decreasing of massif stability on the working contour. The area of explosive residual stresses (serves as «compressed spring») takes part in the rock caving on the working contour and in the tunnel lining destruction. It is necessary to adopt a special technology or drive a working and tunneling mechanically to decrease a harmful effect of explosion.

Текст научной работы на тему «Влияние взрыва на напряженное состояние горного массива и обделки при сооружении железнодорожных тоннелей»

Современные технологии. Механика и машиностроение

1. Моргунов А. П. Разработка и обеспечение прочности профильных неподвижных неразъемных соединений : автореф. дис. . докт. техн. наук. - Омск, 1998 - 38 с.

2. Тимченко А. И. РК-профильные соединения и их применение в различных отраслях промышленности. // СТИН. - 1993. - №2. - С. 13-18.

4. Линейцев В. Ю. Контактная прочность, жесткость и точность разъемных неподвижных конических соединений в инструментальных системах : автореф. дис. . канд. техн. наук. - Иркутск, 2006 - 42 с.

Тюпин Владимир Николаевич,

д-р техн. наук, профессор, ЗабИЖТ, ИрГУПС

ВЛИЯНИЕ ВЗРЫВА НА НАПРЯЖЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОРНОГО МАССИВА И ОБДЕЛКИ ПРИ СООРУЖЕНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЕЙ

EXPLOSION EFFECT ON THE MASSIF STRESS STATE DURING THE HANDLING OF MINING OUTPUT AND RAILWAY TUNNELING

Аннотация. Приведен механизм действия взрыва при проходке выработок и железнодорожных тоннелей в трещиноватых напряженных горных массивах. Рассмотрены зоны действия взрыва. Зона заколов обеспечивает снижение устойчивости массива на контуре выработки. Зона взрывных остаточных напряжений (служит «сжатой пружиной») принимает участие в обрушении породы на контуре выработки и разрушении обделки тоннеля. Для снижения вредного влияния взрыва необходимо принять специальную технологию или проходить выработки и тоннели механическим способом.

Ключевые слова: действие взрыва, напряженно-деформированное состояние, тоннель.

Abstract. The mechanism of explosion action on the crumbling stressed mine massifs during the handling of mining output and railway tunneling is presented. The areas of explosion action are considered. The driving area provides the decreasing of massif stability on the working contour. The area of explosive residual stresses (serves as «compressed spring») takes part in the rock caving on the working contour and in the tunnel lining destruction. It is necessary to adopt a special technology or drive a working and tunneling mechanically to decrease a harmful effect of explosion.

Keywords: blast effect, intense-deformed condition, tunnel.

Сооружение обделок железнодорожных тоннелей является весьма трудоемким и дорогостоящим процессом. В работах [1, 2] описываются принципы строительства железобетонных обделок в железнодорожных тоннелях. Расчеты обделок проводились на основании положений строительной механики с учетом горного и гидростатического давления, сейсмического действия землетрясений и особенностей возведения обделок. Воздействие на обделку тоннеля, приводящее к ее разрушению, в [1] систематизировано на три категории: транспортные нагрузки, механические и физико-химические воздействия горной геомеханики, обводненность тоннеля.

Горная геомеханика, а точнее напряженно-деформированное состояние (НДС) массива горных пород вблизи проводимой выработки, существенно влияет на устойчивость обнажений массива. НДС не нарушенного горными работами массива определяется гравитационными и тектоническими силами [3]. При проведении выработок в неоднородном горном массиве вблизи обнажений возникают зоны концентрации напряжений [4]. Помимо этого на НДС горного массива и обделки железнодорожного тоннеля влияют взрывные работы.

Для оценки влияния действия взрыва на НДС трещиноватого массива в условиях подземных горных работ ОАО «Приаргунское горнохимическое объединение» (ППГХО) были проведены несколько серий экспериментальных иссле-

дований. Исследования проводились на глубине 630. 690 м от поверхности земли в горных выработках диаметром 3.4 м с использованием приборов акустической эмиссии (ЗП-5), сейсмических приборов (ПОСВ) и ультразвуковых приборов. Состояние горного массива устанавливалось до и после взрывания зарядов ВВ.

Проведенные экспериментальные исследования по деформированию трещиноватого массива взрывом позволили разработать механизм формирования зон заколов и остаточных напряжений в трещиноватом массиве при взрыве заряда ВВ параллельного открытой поверхности (рис. 1).

Под действием давления продуктов детонации (ПД) трещиноватый массив начинает смещаться во все стороны от взрываемых зарядов ВВ, что сопровождается дроблением отдельностей в зоне 3, деформациями и трением на берегах естественных трещин, а также упругими деформациями отдельностей в зонах 4 и 5. Движение части массива 2 в сторону выработанного пространства 1 сопровождается выбросом отдельностей.

После падения давления в зарядных полостях реакция упруго деформированных взрывом отдельностей и горное давление в зонах 3 и 4 приводят к смещению массива в сторону пространства 1, что сопровождается образованием заколов. Возвращению упруго деформированных отдель-ностей в зоне 5 в первоначальное НДС до взрыва препятствуют силы трения на берегах естественных трещин, создаваемые горным давлением.

Массив за пределами зоны заколов как бы «запрессовывается», и его напряженное состояние в зоне 5 увеличивается.

Таким образом, за зоной дробления отдель-ностей в трещиноватом массиве находится зона заколов 4 с раскрытыми естественными трещинами и зона взрывных остаточных напряжений 5 с увеличенным напряженным состоянием отдель-ностей массива. Проведение следующего цикла буровзрывных работ обеспечивает превышение сил трения и разгрузку массива в зоне 5 за счет сейсмического действия взрыва, в результате чего максимум напряжений смещается вглубь массива, а напряжения в зоне максимума уменьшаются (рис. 2).

Рис. 2. Зависимость величины остаточных напряжений а (Па) от расстояния г(м) до борта выработки: 1 - вблизи

забоя выработки, 2 - на расстоянии от забоя, после разгрузки массива сейсмическим действием взрывов на проходке

Рис. 1. Развитие процесса деформирования трещиноватого массива взрывом во времени: а - до взрыва, б - во время взрыва, в - после взрыва, г - после сейсмического воздействия очередного взрыва. 1 - выработанное пространство, 2, 3, 4, 5 - соответсвенно зоны выброса, дробления, заколов, остаточных напряжений, 6 - зона естественного состояния массива

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современные технологии. Механика и машиностроение

= Л Dpjd3C (1 8 гКФ I

Величина сжимающих напряжений в массиве при проведении способом БВР одиночной выработки в условиях горного давления, разработанная на основе изложенного механизма дана в формуле (1).

o(r) = 2Ep lV 5r ¿sin2 0,, при 0 < r < R3,

м, при de = 0,4 м de = 1,0 м, Ш = 0,5-1,0 м.

3, , к ,Д Ф - раскрытие трещин, размер отдельности, количество систем трещин, угол наклона /й системы трещин к обнажению, показатель тре-щиноватости; Кп±, К± (N),Кот - показатели, учитывающие взаимодействие зарядов ВВ и открытую поверхность; Р - величина горного давления в ненарушенном массиве.

Многочисленные промышленные экспериментальные исследования, проведенные на рудниках № 1, 2, 4, 6, 8 ОАО «ППГХО», позволили установить зависимости радиуса зоны заколов (расстояние от контура выработки до дальнего закола, рис. 3). Исследования проводились по обнажению горного массива после врезки выработки в борт, перпендикулярно оси существующей выработки. Типовые параметры буровзрывных работ при проходке выработок на рудниках ОАО ППГХО: диаметр шпуров 42 мм, ВВ - аммонал 200, взрывание - электроогневое.

Промышленные экспериментальные исследования по определению зависимости радиуса зоны остаточных напряжений от среднего размера отдельности в массиве проводились методом кернов, параллельных скважин, методом разгрузки и ультразвуковым методом. Результаты приведены на рис. 4. Анализ рис. 3 и 4 показывает, что ширина (Ш) зоны остаточных напряжений (Ш=Е0ст-Я03) при размере отдельности = 0,1 м, составляет 2-3

Рис. 3. Зависимость расстояния между контуром выработки и границей зоны заколов (Яоз) от размера естественных отдельностей (й„)

Рис. 4. Зависимость расстояния между контуром выработки и границей зоны остаточных напряжений (Яост) от размера отдельности( йе)

Максимальное значение величины остаточных напряжений в горном массиве очевидно находится на расстоянии Я03. Определим, например для Северо-Муйского тоннеля, максимальную величину взрывных остаточных напряжений и величину горного давления в ненарушенном массиве. Величина а(г) определена по второй части формулы (1).

Средняя величина горного давления определяется в зависимости от глубины расположения тоннеля, объемной массы вышележащих пород и угла внутреннего трения массива (коэффициента трения между отдельностями массива и) по формулам [5]. Данные приведены в табл. 1. Численные значения параметров в формуле (1): О = 4,2 • 103 м/с, р = 0,8 • 103 кг/м3, = 0,04 м,

с = 4 -103 м/с, у = 0,25, Кп±= 2, К±( N ) = 2, Кот = 0,7, Кс2 = 1,33 . Остальные параметры приведены в табл. 1.

Расчетные значения максимальной величины остаточных напряжений и средней величины горного давления

в Северо-Муйском тоннеле на глубине 500 м

de, м Ф, м Рср, 106, Па Ro3, м o(r) , 106, Па

0,05-0,15 12-10 0,2-0,3 13,3-15 2,0-1,1 19,6-30,6

0,15-0,40 10-8 0,3-0,45 15-18 1,1-0,7 30,6-48,2

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: - средний размер отдельности, Ф - показатель трещиноватости, Ц - коэффициент трения по граням отдельностей, Рср - величина среднего горного давления (среднеарифметическое между вертикальной и двумя горизонтальными компонентами).

Анализ табл. 1 показывает, что величина остаточных напряжений после проведения взрывных работ на дальней границе зоны заколов (в зоне максимума остаточных напряжений) в 1,5-3 раза превышает среднюю величину горного давления в глубине массива. Со временем, за счет релаксации напряжений, за счет сейсмического действия землетрясений и вибродинамического воздействия подвижного состава величина максимума остаточных напряжений уменьшается и смещается вглубь массива. При этом величина напряжений на контуре выработки или обделки железнодорожного тоннеля увеличивается и может достигать 0,3. 0,5 от напряжения в максимуме, то есть 6,0.35,0 МПа.

Это приводит к нарушению обделки, так как величина прочности неповрежденного бетона составляет 40,5 МПа. Явление интенсивного нарушения обделки железнодорожного тоннеля обнаружено в Северо-Муйском тоннеле [2]. Анализ схемы трещин в тоннеле показал, что в менее трещиноватых породах интенсивность нарушения обделки более существенна, что соответствует табл. 1. Кроме того, анализ рис. 6.13 в [2] показал, что преимущественными являются горизонтальные и слабонаклонные системы трещин в обделке тоннеля. Это с точки зрения неоднородных горных массивов указывает на наличие субгоризонтальных напряжений - взрывных остаточных напряжений, участвующих в деформировании и разрушении обделки тоннелей.

Таким образом, в настоящей работе доказано появление эффекта формирования зоны взрывных остаточных напряжений в горном массиве. В последующем напряженные породы зоны остаточных напряжений деформируют породы зоны заколов и железобетонную обделку, принимая участие в ее разрушении. Уровень напряжений на контуре выработки превышает среднее горное давление в 1,2-1,5 раза и сопоставим с пределом

прочности железобетонной обделки на сжатие 10.40 МПа. Это говорит о существенном влиянии пород зоны остаточных напряжений и зоны заколов на устойчивость обнажений и железобетонной обделки тоннеля.

Для снижения влияния взрывных работ при проходке тоннелей на НДС законтурного массива разработана специальная технология ведения БВР с применением контурного взрывания. Наилучшим способом проходки тоннелей и выработок можно считать механический - с помощью горнопроходческих комплексов, комбайнов, тоннеле-проходческих машин, которые не создают неустойчивых зон заколов и активных зон взрывных остаточных напряжений.

1. Быкова Н.М. Особенности работы Северо-Муйского тоннеля в условиях активной геодинамики. // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - ИрГУПС, 2005, №4(8). - С.169-174.

2. Быкова Н.М., Шерман С.И. Северо-Муйский тоннель из XX в XXI век. - Новосибирск : Наука,- 2007. - 185 с.

3. Тектонические напряжения в земной коре и устойчивость горных выработок./ Авт. А.И. Турчанинов, Г.А. Марков, В.И. Иванов, А.А. Козырев. - Л. : Наука, 1978. - 255с.

4. Баклашов И.В., Картозия Б.А. Механические процессы в породных массивах. - М. : Недра, 1986. - 270с.

5. Тюпин В.Н. Повышение эффективности геотехнологии с использованием энергии взрыва при деформировании трещиноватых напряженных массивов горных пород. - Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. - М. : ВНИПИПТ. - 2002. - 267 с.

Аварийные ситуации при строительстве и эксплуатации тоннелей

Хотя тоннели являются капитальными сооружениями, рассчитанными на длительный срок эксплуатации, составляющий не менее 100–150 лет, в силу многих причин они подвержены различным повреждениям.

Аварии при строительстве тоннелей

Возникают аварийные ситуации – внезапное общее или частичное повреждение горных выработок, оборудования, сопровождающееся нарушением производственных процессов, а зачастую травмами разной степени тяжести. Тоннели – это зона повышенного риска для людей, находящихся под землей, в узком замкнутом пространстве.

Статистические данные свидетельствуют, что в течение первых 5‑10 лет эксплуатации тоннелей серьезных повреждений конструкции не возникает. Дефекты в результате неудачного проектирования и ошибок при строительстве обычно проявляются после 50–70 лет эксплуатации.

Из-за сложности прогнозирования стихийных явлений (землетрясений, наводнений, схода снежных лавин, оползней и т. п.) аварии возможны в любое время.

Аварии в тоннелях

Основными причинами аварий являются:

  • ошибки при проектировании, строительстве и эксплуатации тоннелей, обусловленные низкой квалификацией или небрежностью исполнителей;
  • грубые нарушения правил техники безопасности и несоблюдение действующих нормативных документов;
  • недостаточная изученность свойств горного массива, в котором осуществляется строительство тоннеля;
  • нарушение графиков профилактических осмотров и ремонта сооружений;
  • нарушение технологии производства работ и режима эксплуатации тоннеля;
  • недостаточный учет природных и техногенных факторов.

При строительстве тоннелей аварийные ситуации чаще всего возникают вследствие:

  • образования вывала породы в забое и кровле выработки;
  • разрушения или чрезмерно больших деформаций крепи или обделки;
  • внезапного прорыва воды или «плывуна»;
  • загазованности воздуха;
  • пожара;
  • выхода из строя оборудования и коммуникаций.

Аварийные ситуации при эксплуатации чаще всего возникают при:

  • обрушении припортальных выемок и порталов;
  • изменении режима работы дренажных сооружений (обледенении);
  • разрушении проезжей части или верхнего строения пути, которое может привести к нарушению движения транспорта по тоннелю.

Авария в китайском метро

Авария на участке Кировско-Выборгской линии Санкт-Петербургского метрополитена между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества»

Перегонные тоннели метрополитена на этом участке пересекали древний размыв протерозойских глин глубиной до 120 м, заполненный водонасыщенным мелкозернистым песком («плывун») при гидростатическом давлении воды до 8 атмосфер.

Для проходки тоннелей через размыв применялся сначала рассольный способ сплошного замораживание грунта (

500 тыс. м 3 ), а затем, после ликвидации прорыва «плывуна» в 1974 году, замораживание с применением жидкого азота (–196 °С). На этом участке в целях сокращения буровых работ и объема замораживания тоннели располагались один над другим с многослойной жесткой обделкой с пятикратным запасом прочности.

В декабре 1975 году участок был сдан в эксплуатацию, однако через 20 лет (в 1995 году), в связи с резким увеличением водопритоков (до 700 м 3 /сутки) в тоннеле и ростом осадок земной поверхности, решили затопить водой сначала верхний, а затем нижний тоннель с целью консервации. После был разработан и осуществлен вариант проходки трассы тоннелей в обход затопленного участка с применением механизированного щита с активным пригрузом забоя. Новый участок успешно эксплуатируется в настоящее время.

тоннель на участке Лесная и Площадь Мужества

Новый тоннель на участке «Лесная» и «Площадь Мужества» в Санкт-Петербурге

Анализ аварий в длительно эксплуатирующихся перегонных тоннелях позволил установить, что их причинами стали:

  • отсутствие современной методики определения качества замороженного грунта большого объема;
  • неучтенное неодновременное оттаивание участков замороженного массива, приведшее к деформациям тоннельных обделок, лежащих на грунтовом основании разной плотности;
  • неучет длительного воздействия динамических нагрузок подвижного состава;
  • невозможность усиления обделки из-за ограничения внутреннего сечения тоннелей.

Авария при строительстве Северомуйского железнодорожного тоннеля

По трассе БАМ расположены пять перевальных однопутных тоннелей разной длины. Наиболее протяженный Северомуйский (15,3 км) сооружался с 1977 по 2000 годы в очень сложных инженерно-геологических, климатических и топографических условиях, с преодолением большого числа зон тектонических разломов (более 800 м) и притоком воды до 1000 м3/ч с напором до 30 атмосфер.

На 3 года была задержана проходка тоннеля западного портала из-за прорыва большого объема (более 5 тысяч м 3 ) водогрунтовой массы при пересечении Ангаро-Канского размыва. В апреле 1999 года на западном участке тоннеля произошел вывал грунта объемом 6,5 тысяч м 3 с образованием воронки на дневной поверхности. Под завалами оказались участки тоннеля с обделкой из чугунных тюбингов, опережающая вспомогательная штольня с обделкой из железобетонных блоков, завалило большое количество строительной техники. Были нарушены системы вентиляции, электроснабжения, воздухопровода.

Строительство северомуского тоннеля

Причины аварии:

  • внезапный прорыв подземных вод с гидростатическим давлением до 28 атмосфер, потеря устойчивости забоя, связанная с сейсмическим воздействием (активность до 5 баллов);
  • слабая изученность инженерно-геологических условий по трассе тоннеля;
  • недостаточный контроль за поведением окружающего породного массива.

Наблюдение за поведением грунтового массива и техническим состоянием конструкций тоннеля, своевременное проведение мероприятий по текущему и капитальному ремонту позволяют избежать аварийных ситуаций и обеспечивают безопасную и бесперебойную эксплуатацию тоннелей.

Выберите интересующую статью:

17 сентября, 2021

16 сентября, 2021

15 сентября, 2021

14 сентября, 2021

13 сентября, 2021

10 сентября, 2021

Расскажите о нашей статье своим друзьям,
поделившись ссылкой в социальной сети

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен с политикой конфиденциальности
и согласен на обработку персональных данных. Подробнее

14 сентября, 2021

13 сентября, 2021

10 сентября, 2021

9 сентября, 2021

Присоединяйся к нам в соцсетях

© 2012–2021 Интернет-портал «Подземный эксперт».
Свидетельство Роскомнадзора РФ ЭЛ № ФС 77-64658 от 22 января 2016 года.


Статья отправлена на указанный email.

Если вы не видите статью,
проверьте папку spam.

1. Общие положения

1.1. Политика в отношении обработки персональных данных (далее — Политика) направлена на защиту прав и свобод физических лиц, персональные данные которых обрабатывает ООО «Подземный эксперт», далее именуемая в тексте — Оператор.

1.2. Политика разработана в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — ФЗ «О персональных данных»).

1.3. Политика содержит сведения, подлежащие раскрытию в соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «О персональных данных», и является общедоступным документом.

1.4. Политика устанавливает:

  • цели обработки персональных данных;
  • основания обработки персональных данных;
  • категории субъектов персональных данных;
  • сроки обработки и хранения персональных данных;
  • передачу персональных данных третьим лицам;
  • сведения об обработке и обеспечении безопасности персональных данных;
  • права субъектов персональных данных.

1.5. Оператор ведет свою деятельность по адресу: 192102, г. Санкт-Петербург, Фучика улица, д.4, лит. К, помещение 16Н.

2. Используемые термины и определения

2.1. Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

2.2. Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

2.3. Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий(операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

2.4. Предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

2.5. Уничтожение персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

2.6. Блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

3. Цели обработки персональных данных

3.1. Оператор осуществляет обработку персональных для следующих целей:

3.1.1. для исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных;

3.1.2. установления обратной связи для обработки входящих запросов физических лиц с целью оказания информационных и консультационных услуг, услуг рекламного характера, включая направление уведомлений, запросов;

3.1.3. для продвижения информационных услуг Оператора на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных с помощью средств связи;

3.1.4. ведения кадровой работы и организации учета работников Оператора;

3.1.5. привлечения и отбора кандидатов для работы у Оператора;

3.1.7. предоставления посетителю сайта информации о компании и оказываемых услугах;

3.1.8. для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на Оператора функций, полномочий и обязанностей;

4. Основания обработки персональных данных

4.1. Правовым основанием обработки персональных данных является:

4.1.1. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных

основанное на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоящем из Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов;

4.1.2. согласие на обработку персональных данных условия которого подтверждаются

субъектом персональных данных письменно, при работе с формой обратной связи на сайте Оператора, при пользовании сайтом Оператора;

4.1.3. любые договоры, которые заключает Оператор, приложения к данным договорам.

5. Категории субъектов персональных данных

5.1. К категориям субъектов персональных данных, чьи персональные данные обрабатываются Оператором относятся:

5.1.1 физические лица, состоящие в трудовых и гражданско-правовых отношениях с Оператором

5.1.2. физические лица, состоящие в трудовых и гражданско-правовых отношениях с контрагентами Оператора;

5.2. По всем категориям субъектов персональных данных, персональные данные обрабатываются Оператором в рамках правоотношений с Оператором, урегулированных действующим законодательством Российской Федерации.

5.3. По всем категориям субъектов персональных данных, персональные данные обрабатываются Оператором с согласия субъектов персональных данных, предоставляемого в письменной форме, а также без такового, если персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных, либо при совершении субъектом конклюдентных действий.

5.4. Оператор обрабатывает следующие персональные данные субъектов персональных данных:

5.4.1. Фамилия, имя, отчество;

5.4.2. Тип, серия и номер документа, удостоверяющего личность;

5.4.3. Дата выдачи документа, удостоверяющего личность, и информация о выдавшем его органе;

5.4.4. Год рождения;

5.4.5. Месяц рождения;

5.4.6. Дата рождения;

5.4.7. Место рождения;

5.4.9. Номер контактного телефона;

5.4.10. Адрес электронной почты;

5.4.11. Идентификационный номер налогоплательщика;

5.4.12. Номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;

5.4.13. Семейное положение;

5.5. Оператором могут обрабатываться иные персональные данные, непосредственно необходимые для выполнения целей обработки персональных данных, в том числе обезличенные статистические данные о посетителях сайта Оператора, содержащиеся в файлах Cookies веб-браузеров посетителей сайта Оператора.

6. Сроки обработки и хранения персональных данных

6.1. Обработка персональных данных прекращается Оператором при достижении целей такой обработки, а также по истечении срока, предусмотренного законом, договором, или
согласием субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. При отзыве субъектом персональных данных согласия на обработку его персональных данных
обработка осуществляется только в пределах, необходимых для исполнения заключенных с ним договоров и в целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

7. Передача персональных данных третьим лицам

7.1. Для достижения целей обработки персональных данных и с согласия субъектов персональных данных Оператор предоставляет персональные данные или поручает их обработку следующим лицам:

7.1.1. государственным органам;

7.1.2. физическим лицам, состоящим в трудовых и гражданско-правовых отношениях с контрагентами Оператора;

7.1.3. физическим лицам, состоящим в трудовых и гражданско-правовых отношениях с Оператором.

7.2. В целях выполнения договорных обязательств или требований федерального законодательства Оператор получает персональные данные от следующих третьих сторон:

7.2.1. Иные лица в соответствии с договором гражданско-правового характера.

7.3. Обработка персональных данных осуществляется с соблюдением конфиденциальности, под которой понимается обязанность не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

8. Сведения об обработке персональных данных

8.1. Оператор обрабатывает персональные данные на законной и справедливой основе для выполнения возложенных законодательством функций, полномочий и обязанностей, осуществления прав и законных интересов Оператора, работников Оператора и третьих лиц.

8.2. Оператор получает персональные данные непосредственно у субъектов персональных данных.

8.3. Оператор обрабатывает персональные данные автоматизированным и неавтоматизированным способами, с использованием средств вычислительной техники и без использования таких средств.

8.4. Действия по обработке персональных данных включают сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение.

8.5. Базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации, находятся на территории Российской Федерации.

8.6. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Такая обработка персональных данных осуществляется только на основании договора, заключенного между Оператором и третьим лицом, в котором должны быть определены:

  • перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться третьим лицом, осуществляющим обработку персональных данных;
  • цели обработки персональных данных;
  • обязанности третьего лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать их безопасность при обработке, а также требования к защите обрабатываемых персональных данных.

9. Сведения об обеспечении безопасности персональных данных

9.1. Оператор назначает ответственного за организацию обработки персональных данных для выполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

9.2. Оператор применяет комплекс правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных для обеспечения конфиденциальности персональных данных и их защиты от неправомерных действий:

9.2.2 во исполнение Политики утверждает и приводит в действие внутренние локальные акты;

9.2.3 производит ознакомление работников с положениями законодательства о персональных данных, а также с Политикой и внутренними локальными актами;

9.2.4 осуществляет допуск работников к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе Оператора, а также к их материальным носителям только для выполнения трудовых обязанностей;

9.2.5 устанавливает правила доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе Оператора, а также обеспечивает регистрацию и учёт всех действий с ними;

9.2.6 производит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения ФЗ «О персональных данных»;

9.2.7 производит определение угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационной системе Оператора;

9.2.8 применяет организационные и технические меры и использует средства защиты информации, необходимые для достижения установленного уровня защищенности персональных данных;

9.2.9 осуществляет обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принимает меры по реагированию, включая восстановление персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;

9.2.10 осуществляет внутренний контроль соответствия обработки персональных данных ФЗ «О персональных данных», принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, Политике, Положению и иным локальным актам, включающий контроль за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и их уровня защищенности при обработке в информационной системе Оператора.

10. Права субъектов персональных данных

10.1 Субъект персональных данных имеет право:

10.1.1. на получение персональных данных, относящихся к данному субъекту, и информации, касающейся их обработки;

10.1.2. на уточнение, блокирование или уничтожение его персональных данных в случае, если они являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки;

10.1.3. на отзыв данного им согласия на обработку персональных данных;

10.1.4. на обжалование действий или бездействия Оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.

10.1.5. Для реализации своих прав и законных интересов субъекты персональных данных имеют право обратиться к Оператору направив лично или с помощью представителя запрос, содержащий сведения, указанные в ч. 3 ст. 14 ФЗ «О персональных данных по адресу, указанному в пункте 1.5 настоящей Политики.

11. Заключительные положения

11.1. Используя сайт Оператора (просмотр, чтение текста, отправка или загрузка информации) и предоставляя свои персональные данные, посетитель сайта дает согласие на обработку персональных данных в соответствии с данной Политикой.

Взрывные работы при строительстве тоннелей

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ ТУННЕЛЕЙ
БУРОВЗРЫВНЫМ СПОСОБОМ

УТВЕРЖДЕНЫ Главным производственно-техническим управлением по строительству (протокол N 17 от 12 января 1976 г.)

Настоящие Основные положения разработаны Всесоюзным институтом по проектированию организации энергетического строительства "Оргэнергострой" и Специализированным проектно-изыскательским и экспериментально-конструкторским институтом "Гидроспецпроект" на основании обобщения и анализа отечественного и зарубежного опыта подземного строительства, результатов теоретических, натурных и лабораторных исследований с учетом требований действующих нормативных документов.

Составители: кандидаты техн. наук И.Л.Воллер - руководитель работы и Е.М.Глазунов; инженеры В.И.Кокорев, Ю.А.Кардаш, А.И.Матюхина, В.П.Платонова, Т.Ф.Ситникова, В.И.Савин (институт "Оргэнергострой"); канд. геолого-минералогических наук Е.М.Пашкин, И.С.Черниговский (институт "Гидроспецпроект"); канд. техн. наук Г.Я.Гевирц, инженеры И.Э.Будаев и В.Л.Челноков (Ленинградское отделение института "Гидропроект") при участии канд. техн. наук П.Д.Степанова (Оргэнергострой), инженеров A.M.Кельми, М.Н.Розина (Гидроспецстрой) и Д.А.Фурты (Гидроспецпроект).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие основные положения распространяются на проектирование и сооружение всех видов гидротехнических туннелей, а также подходных, цементационных, транспортных и других подземных выработок гидротехнических и гидроэнергетических комплексов, разрабатываемых буровзрывным способом.

В основных положениях не рассматриваются вопросы сооружения камер (подземные машзалы и т.п.), шахт наклонных выработок, а также специальные способы проходки (с использованием замораживания, предварительного укрепления пород, кессонный и т.п.).

Производство работ при сооружении гидротехнических туннелей должно осуществляться в соответствии с проектами, соответствующими главами СНиП и другими материалами [Л.1, 2, 3].

К производству работ по строительству гидротехнических туннелей разрешается приступать только при наличии проектной документации, утвержденной в установленном порядке.

1.1. Исходные данные для проектирования организации строительства и производства работ

1.1.1. Разработка проектов организации строительства и производства работ выполняется на основании следующих исходных данных:

а) проекта туннеля (п.1.1.2);

б) характеристики инженерно-геологических, гидрогеологических, климатических, топографических и других природных условий района строительства туннеля;

в) директивных сроков строительства всего объекта в целом и проектируемого туннеля в частности;

1.1.2. Проект туннеля должен содержать: план трассы туннеля, продольный профиль, форму и размеры поперечного сечения, типы обделок, конструкции переходных участков и сопряжений с другими выработками и директивный график строительных работ.

1.1.3. Исходные данные для проектирования организации строительства проектной организации должны быть выданы генпроектировщиком не позднее чем за 2 мес до начала проектирования.

1.2. Требования к инженерно-геологическим изысканиям

1.2.1. Инженерно-геологические изыскания для проектирования и строительства гидротехнических туннелей должны выполняться в соответствии с действующими инструкциями [Л.4, 5] и обеспечивать получение необходимых исходных данных для проектирования и строительства.

1.2.2. Объем инженерно-геологических изысканий устанавливается в зависимости от глубины заложения туннеля и степени доступности местности [Л.4, 5]. Рекомендуется придерживаться следующих правил при сооружении туннелей:

а) мелкого заложения (до 75 м глубины) - применять проходку шурфов, штолен, бурение скважин и геофизическую разведку;

б) среднего заложения (от 75 до 300 м глубины) - применять проходку штолен, бурение скважин и геофизическую разведку;

в) глубокого заложения (от 300 до 600 м глубины) - применять проходку штолен и геофизическую разведку и только в исключительных случаях бурение скважин;

г) очень глубокого заложения (свыше 600 м глубины) - применять только проходку штолен и геофизическую разведку.

Расстояния между разведочными выработками назначаются в зависимости от пестроты геологического разреза по трассе. В районах, сложенных однородными скальными породами, расстояния между разведочными выработками (скважинами) должны быть в среднем не более 500 м.

1.2.3. В процессе изучения инженерно-геологического строения массивов горных пород для проектирования и строительства подземных гидротехнических сооружений должны быть освещены следующие вопросы:

петрографический состав, литологические, текстурные и структурные особенности горных пород, степень их выветрелости; распространение, мощности и условия залегания основных стратиграфо-литологических комплексов и отдельных разновидностей; наличие складчатых структур, тектонических форм нарушений, ослабленных контактов; процессы, связанные с новейшей тектоникой и сейсмикой.

1.2.4. Гидрогеологические исследования должны дать материал, необходимый для определения водопритоков в подземные выработки в процессе их проходки, оценки возможного гидростатического давления на обделку туннелей, а также для оценки агрессивности воды по отношению к бетонным и металлическим конструкциям.

1.2.5. Оценка газоносности пород производится на основе разведочных работ, при которых проводятся исследования растворимых и свободных газов в водах подземных источников, буровых скважинах и насыщенности газами образцов горных пород.

1.2.6. Для выбора способа проходки, определения параметров БВР, временной крепи и обделки необходимо проведение полевых и лабораторных исследований по получению показателей физико-механических свойств горных пород, приведенных в табл.1.

Буровзрывной способ

Буровзрывной способ широко применяется при устройстве тоннелей, в том числе и при устройстве Челябинского метрополитена (дальнейшие материалы представлены по реальным технологическим картам Тоннельного отряда №16).

Конструкция двухпутевого железнодорожного и перегонного тоннеля Челябинского метрополитена с возведением двухслойной обделки из монолитного бетона представлены на рис.15.


Рис. 15. Общий вид обделки двух путного железнодорожного тоннеля.

1 – наружный слой обделки тоннеля; 2 – постоянная обделка тоннеля; 3 – обратный свод (лоток) обделки тоннеля.

Преимущество однопутных тоннелей при строительстве метрополитенов заключается: в уменьшении в 2 раза горного давления на отдельную выработку из-за расстояния между тоннелями 15…25 м; в улучшении проветривания тоннелей за счет поршневого действия подвижного состава; в возможности пуска отдельных тоннелей.

Сооружение тоннелей осуществляется в следующей последовательности:

-- проходка тоннеля буровзрывным способом с раскрытием забоя на полное сечение с устройством временной крепи;

-- на расстоянии около 50 м возводят стены постоянной обделки тоннеля из монолитного бетона на высоту 1,9 м;

-- с отставанием 100…500 м выполняют свод постоянной обделки;

-- обратный свод (лоток) обделки тоннеля возводят по окончании сооружения свода по всей длине возводимого участка тоннеля;

-- первичное нагнетание цементно-песчанного раствора за монолитную бетонную обделку тоннеля.

Такая организация работ позволяет комплексно механизировать все основные процессы строительства тоннеля и добиться сооружения 30 м готового тоннеля в месяц.

Читайте также: